Когда Чехия приняла христианство

Содержание

Принятие христианства в IХ веке стало большим переломом в истории молодого на тот момент чешского государства. Но де-факто новая религия Чехии начала вытеснять отсюда язычество еще в конце VIII – начале IX веков. Проникала она сюда с территории соседней Баварии. Так, в 845 году четырнадцать чешских дружин во главе со своими воеводами приняли крещение в г. Регенсбурге. Затем крещение получил и моравский князь Ростислав. В период его княжения в этом регионе проповедовали, начиная с 863 года, христианские миссионеры Кирилл и Мефодий.

Эти святые совершили настоящий культурный переворот, переведя Библию на славянский язык. Один из них, Мефодий, крестил первого князя чехов, правившего c 870-х годов. Его звали Борживой, и представлял он династию Пржемысловичей. Произошло это событие при дворе третьего князя Великой Моравии Святополка I. Следует отметить, что именно он направил потом Мефодия в Чехию, где он крестил жену Борживоя, ставшего первым христианским чешским правителем и построившим самую первую христианскую церковь в стране, носившую имя Св. Климента. Княгиня вошла в историю как мученица святая Людмила и первая покровительница Чешского государства.

Вместе с тем основная масса народа оставались язычниками и не очень-то приветствовали внедряемую князем христианизацию. В 883-884 году чехи даже восстали против своего монарха. Тому пришлось бежать из страны и обратиться за помощью к Святополку. Поддержка была оказана и народные волнения вскоре были подавлены. В честь этого победного для себя события Борживоем в Праге был построен костел святой девы Марии на пражском граде. В XIII веке в храме случился пожар, который его уничтожил. Остатки костела в 50-х годах XVIII века обнаружил во время своих научных исследований археолог Иван Борковский. Ученый также доказал, что костелов на самом деле здесь было два, более «молодой» из которых отстроили в XI веке.

В раннехристианские времена богослужения велись по греко-византийскому обряду. В Х веке его постепенно вытеснил латинско-католический обряд. Так Чехия стала католической страной. С XI века в государстве начали строиться многочисленные католические храмы, которых объединял строгий романский стиль в архитектуре. Впоследствии в государстве зародилась своя собственная церковная иерархия. Это произошло, когда Карл IV пришел к власти. В наше время эта иерархичность сохраняется. Во главе католической церкви Чехии стоит архиепископ Пражский, местопребыванием которого является собор Святого Вита.

Благодаря своему расположению Прага очень удобный город для путешествий. Прямо из столицы Чехии Вы можете путешествовать по другим городам как самой Чехии, так и соседних стран. Например, Вам не составит никакого труда заказать билеты, экскурсию или трансфер из Праги в Вену, и потом лишь наслаждаться этим прекрасным городом.

Повышение оригинальности

Михайловская Людмила Львовна – истфак. доцент кафедры южных и западных славян
Южные славяне – сербы, черногорцы, болканцы, хорваты, словенцы, Босния,…
Западные – поляки , чехи, Словаки
Литература:

    История западных и южных славян (МГУ) (1979)
    1998 (МГУ) (2 тома) История южных и западных славян
    Учебно метод. Комплекс. История западных и южных славян. 2008 (Михайловская)
    Сбросит на флэшку конспект лекций

1 лекция
Начало:
Праславяне – предки славян.( междуречье Днепра, Западного Буга, Висла)
Великое переселение народов – родились Западные и Южные и Восточные славяне.
Иллирия и Фракия+ славяне= югославянский этнос
Западные славяне заселили южный берег балтийского моря.
Палапские и Балтийские славяне.
Палапские и поморские славяне.
Образовывали объединения, федерации:

    Бодричи (абодриды). (название пошло от того, что они считали своим прародителем князя Бодра.)
    Лютичи (велеты). (считали себя потомками волка. Тотем волк)
    Лужичи ( лужичане, Лужицкие сербы)( самые западные славяне) – потом были включены в состав германских.

Объединения. Управлялись вождём и князем. Вождь (военная власть)
Вече – собрание всего мужского населения племени. (демократическая форма управления)
Князь – монархическая форма правления.
Борьба между князем и вечей. Насчёт управления.
Само – первая держава , объединения племён славян.
Вторая пол 6 века. Вторглись авары. Подчинили их , заставляли платить дань…
Обры=овары. ( повесть временных лет)
Олюбжин (польский) – великаны.
Обр (чешский) – огромного роста люди.
Само – франкский купец возглавивший восстание против Овар. Стал князем славян. Правил с (623г, правил 35 лет)
Само – держава. Распалась после смерти Князя Само.
( современная словакия и чехия)На этих землях через столетие стало формироваться новое государство – Великая Моравия. Название возникло от реки Морава. Жили племена Морован. ( Чехия, Моравия). Государство, княжество. Князь – Моймир. ( 818 – 846) – годы правления. Основал династию моймировцев, которая правила Моравией.
Богатая, хороший климат. Был опасный сосед – Восточнофранкское Королевство. Пыталось подчинить Моравию.
Словаки – язычники. Германцы – христиане. Германские короли считали своим долгом обратить словян в христьянскую веру. Моравяне не хотели этого. Была церковная и политическая зависимость из за того, тчо германцы крестили Моравян. Проблема языка. Распространение христианства было негативным.
846 год – с помощью немецкого вооружённого переворота Моймир был свергнут, и был посажен его племянник Ростислав
Рим:
Считали только 3 языка – латынь, древнегреческий, древнееврейский.
Византия:
Богослужения на родных языках.
Война между 3 силами:

    Римская империя (германская)
    Византия
    Рим

Очень жёсткая борьба за доходы от обращённых в христианство земель.
Династия Моймировичи – славяне.
Польша – династия Пястовичи.
1 династии у народов – патримониальные. Принадлежала всему роду. Старший – великий князь. А все остальные тоже имели должности и земли. Существовала до того, как представителей этого рода стало много. -> распад державы. Новый период феодальной раздробленности.

Ростислава всё устраивало кроме соседнего немецкого короля Людовика.
863 год – Ростислав направил посольство в Константинополь.
Цели:

    Военная помощь против германии
    Помощь политическая и дипломатическая
    Учреждение в Моравии независимой церкви. ( не зависимой от немцев под патронатом Византии)

Хорошо приняли. Из –за перспективы увеличить влияние Византии на славян. Столица Моравии – Велиград.
Туда приняли византийские миссионеры: Кирилл и Мефодий.
Кирилл (Константин – от рождения) В детстве прозвище Философ. Младший брат. Карьера учёного. С детства любимое занятие читать. Потомки оставили о них «Житие». Жена София.
Греки не предоставили не военной помощи, не подписали пакт о ненападении. Только учредили независимую церковь.
Послали священников. Они стали переводить богослуженские книг о греков на славянский язык. Все службы были на славянском языке.
Была создана славянская азбука. Братья направились в Рим за санкцией на то, чтобы создать епископство. Папа римский дал согласие. Но Кирилл умер не дождавшись, а Мефодий принял сан епископа и направился в Моравию. Походы на Моравию продолжались, а помощи от Византии не было.
У Мефодия противоречия с немецким духовенство.
870 год – вступил на пост князя Моравии Святополк.
Положение Мефодия осложнилось.
885 год – после смерти Мефодия. Славянская церковь из Моравии была выдворена.
Ученики Кирилла и Мефодия нашли приют в Болгарии.
925 год – крещение Киевской Руси.
В Моравии усилилось влияние Германии.
С конца 10 века на Моравию накатываются волны кочевников.( Угры, модьяры)
1918 развал Австро-венгерской империи.
Лекция 2

Чехия

Чехия, из славянских стран, ближе всех к западным странам. Её западным соседом является Германия. И постоянное взаимодействие с Германией на протяжении всей истории является характерной чертой Чехии.
Положение Чехии в замкнутом географическом треугольнике способствовало этнической, политической, культурной консолидации чешского народа. Благодаря географическому положению, на территории Чехии уже в девятом веке зарождается государственность.
В первые века нашей эры на территории Чехии жили кельты (маркоманы и бойи). От племени бойев пошло второе название Чехии – Богемия. Во время Великого переселения народов сюда приходят славяне и образуют отдельную группу Западно-славянских племён. И с этого момента пошла история чешских племён.
Чешские племена в 6-9 веках.
О Чешской истории нам сообщает первая чешская летопись(«Хроника») Козьмы Пражского(первый чешский хронист) 12-го века.
Племя чехов было гегемоном над другими племенами территории Чехии, оно главенствовало в племенном союзе.
Основа славянской цивилизации – земледелие(подсечно-огневое). Славяне жили коллективами(кровно-родственными, соседскими). Система земледелия была экстенсивной, что способствовало расселению славян на большие территории. На территории разных племён располагались грады(военные и культовые объекты) где велась торговля.
Начало чешского государства(славники и пржемысловцы).
Козьма Пражский в своей «Хронике» сообщает, что чехов привёл сюда Крок(полулегендарная личность). После своего царствования он оставил свою власть Либдше, своей младшей дочери. Она себе выбрала в мужья Пржемысла(крестьянина). Они основали династию, которая правила 5 веков(пржемысловцы).
Во всех славянских государствах процесс образования государственности был полицентрическим. В Чехии было 2 центра: Прага(княжество чехов, род пржемысловцев) и Либице(княжество Зеличан, род славников). Они разбогатели на транзитной торговле.
Оба княжества боролись за власть. В конце концов победили пржемысловцы.
Усилению княжеской власти мешал совет племён(жрецы, старейшины, князья). Князь опирался на дружину, которая, кроме военной, выполняла и все остальные государственные функции. Изначально дружинники не имели земли.
Идеологией того времени была религия. Поэтому появление христианства очень помогло чешским князьям в деле объедениния страны.
Принятие и распространение христианства в Чехии.
Первый исторически достоверный князь из рода пржемысловцев – Боржевой. При нём в 805 году Чехия вошла в состав Великой Моравии.
Мефодий собственноручно крестил Боржевого и его жену Людмилу. Был основан Сазавский монастырь, где велось служение на старославянском языке.
При сыне Боржевого, князе Спитигневе, Великая Моравия начала распадаться. И этот процесс привёл к выходу Чехии из её состава. После этого славянское богослужение было вытеснено из Чехии. После этого Чехия приняла христианство по латинскому образцу в начале 10 века.
Вацлав Первый(921-935) внук Боржевого был одержим религией. В это время Чехия была вовлечена в сферу культурного, религиозного и политического влияния от Священной Римской Империи.
Генрих 1 вторгся в Чехию. Вацлав Не смог оказать сопротивления и вынужден был принять вассальство. Этим воспользорвались воеводы и подняли восстание под предлогом восстановления язычества.
У Вацлава был брат – Болеслав. Он возглавил заговор и убил своего брата. Церковь канонизировала Вацлава как первого славянского мученика. Болеслав сел на княжество. Он правил с 935 до 971 года.
Укрепление Чехии при Болеславе I(935-971).
Болеслав был сильным и решительным политиком, за что получил прозвище Укрутный(Крутой). Он истребил непокорных.
Болеслав провёл новое территориально-административное деление: разделил государство не на племенные а на административные единицы. В каждом регионе он построил град, в который назначил дружинника. При Болеславе сложился административный аппарат.
Болеслав І заключил союз с польским князем Мешко.(Мешко женился на дочери чешского князя Дубравке).
-В 955 году объединённые чешско-немецкие войска разгромили мадьяр на реке Лехе.
Правление Болеслава ІІ(972-999).
Этот Болеслав ІІ вошёл в историю под именем Побожного. В 973 году Болеслав ІІ утвердил Пражское епископство. И должность епископа предложил Войтеху(славнику). Войтех же начал считать, что светская власть должна подчиняться церковной. В конце концов Болеслав ІІ изгнал Войтеха с епископского поста. В результате Болеслав изничтожил весь род славников, включая женщин и детей, и сравнял с землёй город Либице в 989 году. С тех пор в Международных актах фигурирует Княжество Богемское – Чехия.
Начало политического дробления.
После смерти Болеслава ІІ князем стал Болеслав ІІІ Рыжий(999-1003). У него было 2 брата Ольрик и Яромир. Они подняли восстание и изгнали Болеслава ІІ.

Политической ситуацией воспользовался польский князь Болеслав І Храбрый(сын Дубравки и Мешки) и захватил Чехию. Он пригласил к себе Болеслава ІІІ Рыжего, ослепил и заключил в тюрьму до самой смерти.
Болеслав ІІ стремился объединить Чехию и Польшу, но встретил сопротивление в лице войск Императора Германского. В 1003 был заключён мир, на Чехию поставили Яромира и Ольрика, коей они правили поочерёдно до 1034 года.
Чехия, Священная Римская империя и Польша в Раннем средневековье.
Взаимодействие этих 3-х государств продолжается на протяжении всего раннего средневековья. Интерес Германии обуславливался имперской политикой(образование Вселенской империи).
С 1041 года Чехия является леном Германии. Кроме того Император имел контроль над троном Чехии.
Польша и Чехия были оченнь похожи. Оба государства боролись за главенство. И оба были связаны династически.
Польша, по сравнению с Чехией, была очень сильно консолидирована.
Ситуация стабилизировалась при Братиславе(1034-1055). Самым ярким событием его правления был поход на Польшу. Он пытался захватить Польшу, что ему не удалось. Однако Братислав сумел ограбить Польшу.
Ещё одно важное дело Братислава – издание закона о сеньорате в 1055 году(что являлось его завещательным документом). Сеньорат подразумевал наследование трона старшему в роду, а не старшему сыну. Это было развитием принципа патримониальной монархии. Но на практике этот принцип никогда не применялся. В ходе войны за трон начался политический распад Чехии как государства.
Основные итоги патримониальной монархии.

    Образование отдельного государства дукатус богемус. 1085 год – коронация Вратислава 2 чешской Короной(без права передачи потомкам)

Особенности феодальной раздробленности в Чехии

Феод – обобщённое название всех земельных наделов, которые давались от сеньора вассалу за службу.
В 11 веке в Чехии возник слой землевладельцев(феодальная лестница).
Зависимость одного человека от другого в обществе связывается именно с феодом.
На возникновение феодальной раздробленности повлияли 2 фактора:

    Усиление развития местных центров, местных областей, местных землевладельцев(экономический фактор)
    Развитие патримониальной монархии до своего логического конца, до распада государства(политический фактор)

Среди землевладельцев в Чехии различают 2 типа:

    Крупные(обладают иммунитетом) — паны
    Мелкие(владеют землёй условно) — рыцари

Крестьяне тоже делились на имеющих право перехода и не имеющих.
Важное событие – создание сейма в Чехии в 12 веке.
Только сейм мог санкционировать сбор средств на военный поход и введение чрезвычайных налогов.
В 13 веке сейм стал полноценным сословно-представительным органом
Важная черта феодальной раздробленности Чехии – сохранение номинального государственного единства.
1182 год стал пиком феодальной раздробленности в Чехии. Для усиления своего влияния в Чехии Фридрих Барбаросса разделил её на 3 независимых имперских лена:

      Чехия
      Моравия
      Пражское епископство

Благодаря смерти пражского епископа и князя Чехии, Чехия вновь объединилось под властью моравии.

Пржемысл Первый Отокар(1197 – 1230) очень удачно сыграл на смерти Фридриха Барбаросса. Наследники трона дали право Чехии самой решать выбор короля. Однако эти кандидаты не прошли. Прошёл Фридрих Штауберг. Он дал Чехии столько привилегий, что сделал зависимость её от империи формальной.
Пржемысл упразднил принцип сеньората и ввёл принцип примогенитуры(наследственной монархии)

Чехия в 13-14 веках. Социально-экономическое развитие.

13 – 16 века период подъёма Чехии.
В сельском хозяйстве Чехии преобладал интенсивный путь развития.
Особенность развития чешских городов заключалась в том, что они развивались, обгоняя города Западной Европы.
Сословия – общественные группы, права и привилегии которых закреплены законодательно и передаются по наследству.
Торговое право – средневековый кодекс прав горожан. В него входили:

    Право торга. Продавать не только произведённые, но и привезённые товары.
    Право обязательной торговли и право обязательного склада. Право обязательной торговли означало, что товары в город можно завозить только по одной дороге. Право обязательного склада – все привезённые товары можно было хранить только в специальных складских помещениях.
    Право мили – на расстоянии одной мили от города торговать могли только горожане.
    Право свободного перемещения.

Короли в Чехии имели право монопольного производства серебряных рудников.

Немецкая колонизация и немецкое право

Вацлав І(1230-1257) – король Чехии династии Пржемысловцев, пропагандировавший немецкий язык и немецкую культуру.
Чешское дворянство отрекается от своих фамилий и своих названий городов в пользу немецких.
Чехия культурно онемечивается.
В 13 веке отмечается массовая волна переселения немцев в Чехию.
С приходом немецких переселенцев в Чехии появляется «Немецкое право», означавшее разрушение общины в сельском хозяйстве.
В чешских городах появляется Нюрнбергское право (Магдебургское).
Немецкая колонизация имела очень большое значение в истории Чехии. Немецкая колонизация формирует 2 народности в Чехии: немецкая народность и славянская народность.

Чехия в 14-15 веках. Политическое развитие(самостоятельное изучение)

Наиболее выдающаяся личность в это время – Пржемысл ІІ Отокар (1253 – 1278).
Основной способ ведения внешней политики Пржемысла ІІ – война. У него была мощная армия, хорошая администрация, богатая казна. Всё, что он имел позволило ему добиться больших успехов во внешней политике – он присоединил к Чехии Штирию, Коринтию и Крайну. Он хотел присоединить ещё и Австрию. Там как раз пресеклась династия Бабенгербов. Из них осталась только герцогиня Маргарита. Он женился на Маргарите. И таким образом Пржемысл Отокар присоединил Австрию.
Вместе с тевтонцами, Пржемысл ходил на Литву, Пруссию.
Пржемысл ІІ Отокар выдвигал свою кандидатуру на должность Императора Священной Римской империи. Однако из-за сложившейся против него коалиции Папы, немецких князей. В 1278 году на Моравском поле Пржемысл потерпел первое поражение от коалиционных войск и там же был убит. Чехию захватил король Рудольф Габсбург. Наследник Пржемысла Вацлав ІІ в малолетнем возрасте был пленён немцами.
На спасение Чехии встали все высшие слои гос-ва под руководством Завиши из Фалькинштейна. Чехам удалось вернуть 12-летнего королевича. Королевич во всех делах прислушивался советов Завиши. Завиши был фактическим правителем страны. Королю это не понравилось и он женился на представительнице рода Габсбургов. Вацлав объявил Завишу врагом и отстранил. В ответ на это магнатами был поднят бунт. Вацлав ІІ подавил этот бунт с недетской жестокостью. После этого власть Вацлава в Чехии никем не оспаривалась.
1305 год – умирает Вацлав ІІ. Трон достался его сыну – Вацлаву ІІІ. Ему досталось большое процветающее королевство, но Вацлав ІІІ в 1306 году был убит неизвестным. С его смертью пресеклась династия Пржемысловцев. Чешское королевство оказалось без наследников. В 1306 году Император посадил на трон Чехии своего сына – Рудольфа Габсбурга. В 1307 году Рудольф умер. Борьба за власть привела к тому, что в 1310 году на чешском троне утвердилась династия Люксембургов.
Первым чешским королём из династии Люксембургов был Ян (Иоганн) (1310 – 1346). Ян был викарием императора Священной Римской Империи.
Чешские магнаты решили женить Яна на последней представительнице Пржемысловцев Элишке (Елизавете). И хитростью заставили Яна жениться на Елизавете
Ян до своей коронации выдал грамоту для всех сословий о сохранении их прав навечно и нерушимо. В этой грамоте он расширил права сейма. Теперь король не мог собирать войска без одобрения сейма.
Иоганн вывез своего сына из Чехии на воспитание во Францию из-за того, что боялся интриг в Чехии.
Погиб он в битве при Крыси в 1346 году.
Сын Яна Люксембургского вывел Чехию из кризиса.

Чехия периода Карла І. Carel I (IV)(1347 – 1387).

Чехия периода Карла первого – золотой век Чехии. Карл уже с юности во Франции получил прекрасное образование, обзавёлся связями.
1344 год – используя хорошие отношения с Папой, Карл основал Пражское архиепископство. Теперь Пражский епископ имел право коронации королей.
В 1347 году Карл был избран на трон Священной Римской Империи под именем Карла ІV.
В 1348 году Карл собрал в Праге сейм и на нём подтвердил все старые грамоты о правах чешских сословий. Также он издал 2 грамоты. Одна грамота регулировала порядок наследования чешского трона. И теперь сейм решал вопрос выбора наследника.
Второй грамотой была Bulla aura (золотая булла). Это был законодательный документ. Он определял порядок избрания Императора.
Главные пункты:

    Право избрания императора принадлежит коллегии из 3-х князей церкви и 4-х светских князей. При этом Папа не имел голоса, а Чешский король имел 2 голоса
    Иностранцам запрещалось покупать землю в Чехии, Чехам можно было покупать где угодно
    Все князья обязаны были учить сыновей чешскому языку.

Прага стала центром Священной Римской Империи.
При Карле Чехия осуществляла очень быстрый экономический рост. Развивалась торговля.
Карл разработал свод законов и отдал на утверждение сейму. Сейм категорически отверг законник потому что он в нём были статьи, запрещающие церкви покупать землю.
Законник был утверждён только в 17 веке.

Карл также основал Пражский Карлов университет, после чего Прага сразу стала городом студентов. Таким образом, Прага стала крупным научным и культурным центром Европы.
Несмотря на всю внешнюю мощь, владения Карла держались лишь на авторитете самого Карла. После смерти Карла, его государство терпит крах. За трон соперничают его сыновья, а своим наследником Карл оставил сына Вацлава. Это была слабая, пьющая личность. У Вацлава не было наследников

Реформация в Чехии

Особенность реформации в Чехии – национальные противоречия, частично светский характер и социальное расслоение.
Началась реформация в Чехии с критики церкви.
Половина всех пахотных земель в Чехии принадлежала церкви. Критиковали это положение вещей бродячие проповедники. Самый известный из них – Ян Мелич.
Пражский университет – светский центр. Именно туда проникло учение англичанина Джона Уиклифа. По этому учению церковь должна претерпеть секуляризацию и подчиниться светской власти.
Это учение Уиклифа привёз в Прагу профессор Иероним Пражский. Учение быстро распространилось среди студентов и профессоров Пражского университета. А из них самым выдающимся стал Ян Гус.
Ян Гус содействовал освобождению Пражского университета от немцев. В этой борьбе Король Вацлав Четвёртый стал на сторону Яна и в 1409 году издал Кутногорский декрет.
Ян Гус был назначен проповедником в Вифлеемской часовне в Праге. Ян Гус становится выразителем интересов чешского бюргерства.
Интердикт – запрет на богослужение.
1412 году в Чехию направлены Папские служащие для продажи индульгенций. Начались открытые выступления против продажи индульгенций. На улицах Праги начались столкновения. Папа потребовал, чтобы Гус явился на ковёр к Папе Римскому.
Ян Гус поехал. Но друзья Яна Гуса потребовали от императора охранных грамот. Он их получил. Однако это не помогло. Яна Гуса арестовали и приговорили к сожжению на костре. Приговор был приведён в исполнение в июле 1415 года.

Гуситские войны. Причины и повод

В 1419 году в Чехии произошли очень важные события.
Гуситы в то время делились на два течения:

    Чашники (умеренные)
    Табориты (радикалы) – анархистская программа.

У таборитов была создана уникальная армия под руководством Яна Жижко. Она была весьма боеспособной.
В 1419 году в Праге произошло мощное восстание. От ужаса умер Вацлав Четвёртый. Наследником был Сигизмунд Люксембургский. Однако он популярностью не пользовался. И это вызвало период Гуситских войн.
Чашники отправили Сигизмунду «четыре пражские статьи». Сигизмунд документы разорвал и в 1420 объявил против Чехии крестовый поход. Тогда чашники и табориты объединились для защиты от крестоносцев. Объединённое войско под Прагой наголову разгромило крестоносцев. Первый же крестовый поход был разгромлен.
и т.д……………..

Какая религия в Чехии?

Чехия

Чехия — европейское государство, в котором больше всего атеистов. Более половины населения страны не исповедуют никакой веры. По количеству атеистов Чехия занимает первое место в Европе и второе место в мире. Основная часть верующих живет в Моравии, меньше на юге и востоке страны. Больше всего атеистов живет на севере Чехии и в крупных городах. Несмотря на то, что Чехия традиционно христианская страна, в последнее время стал появляться интерес к исламу. Исламские проповедники активно продвигают ислам на востоке страны.

Наибольшее количество в Чехии католиков, они составляют 39,2 % от всего населения страны и 86,5% от количества верующих чехов. Обет безбрачия дают все католические священники, чем отличаются от других конфессий. Кроме того, католики почитают Богоматерь, признавая ее непорочное зачатие и вознесение после смерти. Второй по количеству верующих конфессией является протестантство. Протестантов — 5% от всего населения и 11,1% среди верующих. Чешская протестантская церковь состоит из большого количества самостоятельных церквей и сект, связанных друг с другом лишь только своим происхождением. Протестантизм появился благодаря мощному антикатолическому реформаторскому движению, которое началось в Европе в 14 веке.

Католическая церковь подверглась большим изменениям благодаря Реформации. Итогом изменений было упразднение многих таинств, остались неизменными лишь таинство причастия и крещения. Нет понятия целибата. Изменились права у духовных служителей. Протестантская церковь не разрешает отпущение грехов и исповедование прихожан священниками. Отчет делает протестантский священник лишь перед общиной. Изменились и помещения, где проводятся церковные службы. В молитвенных домах протестантов отсутствуют иконы, алтари, статуи и колокола. Нет монашества и монастырей. Для протестантов источник вероучения — только Библия. Богослужение упрощено до минимума и состоит из проповеди, молитв и пения гимнов и псалмов на родном языке.

Третьей по количеству верующих в Чехии является православная вера. Православие уходит своими корнями в Византийскую империю. Оно является самой старой религией в стране. В отличие от других христианских конфессий в православии проводятся длительные богослужения, которые включают в себя много различных ритуалов. Главное богослужение в православии — это литургия. Основным праздником является Пасха. Богослужение может проходить как на родных языках, так и на мертвых. В православии духовенство делится на два типа: белое и черное. К белому духовенству относятся женатые приходские священники. К черному духовенству относятся монахи, давшие обет безбрачия. В православии существуют мужские и женские монастыри.

Существуют еще одна крупная христианская община в Чехии — гуситская церковь, в которой насчитывается около 700 тысяч верующих. Она выделилась в самостоятельную конфессию в 1920 году, отделившись от Ватикана. Рим осуждал Яна Гуса и его учение, это послужило причиной образования гуситской церкви после получения Чехией независимости. Многие чешские католики считают, что Гуса необходимо канонизировать, чтобы было сохранено и увеличено влияние Католической Церкви.

Чехия довольно необычна с точки зрения религии. С одной стороны — это типично католическая страна, в которой церковь долгое время играла важнейшую роль. С другой — это один из исторических центров православия и родина реформаторского движения гуситов (день Яна Гуса — 6 июля — является национальным праздником), а также один из крупнейших европейских центров иудаизма. В итоге столь сложное смешение конфессий привело к формированию уникального религиозного поля, а Прага давно и заслуженно носит титул «готической и мистической столицы Европы». Неудивительно, что и Голем, и гусит, и робот — понятия, тесно связанные с этой страной. А интерьеры, архитектура и отделка местных храмов поистине великолепны.

Большинство местных верующих (27%) принадлежат к римско-католической церкви, 2% — протестанты, около 3% — приверженцы Чешской реформатской и Гуситской церквей, а также православные (около 3%, причем это число неуклонно растет за счет эмигрантов). При этом, согласно последней переписи населения (2001 год), 59% граждан Чехии вообще не относят себя к какой-либо религии или церкви, поэтому действительная статистика далека от официальной.

Хотя большинство чехов сложно назвать очень религиозными людьми, они действительно с уважением относятся к вере (причем необязательно только к своей) и соблюдают множество правил культа. Газеты регулярно издают списки дней святых и люди празднуют свои именины наравне с днем рождения, церковные праздники отмечаются по всей стране, а многие храмы восстановлены и активно действуют. При входе в церковь действуют те же правила приличия, что и у нас.

Народные же чешские обычаи, как правило, основываются не на христианской, а на языческой, исторической или этнической традиции. Причем, в отличие от многих прилегающих стран, чехи постепенно уравнивают их статус с официальными праздниками. И сейчас такие древние обряды, как «Шествие королей», пасхальные «Помлазки» (языческий обычай «охаживания» женщин плетеными из вербы плеточками, проводится в Пасхальный понедельник) и колядки, «Сожжение ведьм» и «Вальпургиева ночь» (с 30 апреля на 1 мая), «Время любви» (1 мая) с украшением «майских деревьев» (по-чешски — «майки»), осенний праздник сбора урожая «Дожинок», День поминовения усопших (1 и 2 ноября) и «Барборки» (День святой Барбары, 4 декабря), приобретают все большую популярность. Неудивительно, что сохранились и многие древние языческие символы, вроде изображений языческих богов (Радегаста в первую очередь) и сакральных знаков, присутствующих даже на торговых логотипах, а также традиции, такие как праздник середины лета (Иван Купала).

При этом сказки, старинные легенды и предания занимают в местной культуре весьма почетное место. Даже многие вполне исторически достоверные события здесь довольно вольготно переложены на поэтический язык и давно превратились во что-то подобное былинам — сами чехи свято верят в их правдивость.

Религия в Чехии

Собор Святого Вита — усыпальница королей Богемии

Религия в Чехии представлена прежде всего христианством (большинство из них католики). Значительная часть населения не является верующими — по переписи 2011 года около 70 % опрошенных либо назвали себя атеистами, либо отказались отвечать на вопрос о своей религиозной принадлежности. Тем не менее, все зарегистрированные традиционные религиозные организации Чехии получают финансовую поддержку от государства (в том числе заработную плату для духовенства).

История религии в Чехии

Христианство пришло в Чехию в конце X — начале XI века вместе с немцами и латиницей. До социализма в стране 95 % населения были верующими католиками. После социализма католиков стало 26 %.

Реституция национализированной собственности религиозных организаций

После падения коммунистического режима религиозные организации пытались вернуть себе национализированную собственность. Этот процесс шел не всегда успешно. Например, католическая церковь пыталась вернуть себе собор Святого Вита, но в 2009 году суд отказал ей в этом, подтвердив, что собор является собственностью государства.

В 2012 году Правительство Чехии приняло решение о выделении церковным структурам 59 млрд крон (3 млрд долларов или 2,3 миллиарда евро) в качестве компенсации за национализацию коммунистическим режимом церковного имущества. Кроме того, решено вернуть конфискованное имущество на сумму ещё в 75 млрд крон (менее 4 млрд долларов или около 3 миллиарда евро). Религиозные организации могут рассчитывать на возврат 30 тыс. гектаров сельскохозяйственных земель, 900 зданий, 120 жилых домов, трех монастырей, трех замков и нескольких сотен озёр. Выплаты планируется производить в течение 17 лет, а по завершении переходного периода, государственная дотация церковных структур к 2030 году прекратится. После острых дебатов, решение одобрил парламент Чехии. Представители Баптистской церкви заявили, что откажутся от компенсации.

Реализация закона 2012 года приведет к удвоению собственности «исторических» религиозных организаций.

Правовой статус религиозных организаций

В 2002 году был принят закон о статусе религиозных организаций в Чехии. Все они были разделены на две группы — традиционные (26 организаций, обладающих «специальными правами» и получающих средства из бюджета на ремонт зданий и зарплаты духовенству примерно на 90 млн долларов в год в начале 2010-х годов) и остальные. Для регистрации нового религиозного объединения с 2002 года необходимо наличие не менее 300 верующих. Новое религиозное объединение может получить статус традиционного (и «специальные права»), если его последователи составят не менее 0,1 % населения Чехии и оно проработает в стране не менее 10 лет с даты регистрации, а также станет публиковать ежегодные финансовые отчеты. Церковный брак в Чехии по состоянию на 2015 год признается государством.

Численность верующих в современной Чехии

За 1991—2011 годы число католиков сократилось от 40 % до 10 %, протестантов от 3,7 % до 0,8 %; 34,2 % населения по переписи 2011 г. заявило, что не имеет религии, и ещё 45,2 % не стали отвечать на соответствующий вопрос. На опрос, проведенный в 2005 году, 19 % опрошенных сообщили, что верят в Бога, 50 % верят в некую природную или духовную силу, и 30 % не верят ни во что из этого. Больше всего верующих в Моравии, чуть меньше на востоке и юге Чехии. Самый большой процент атеистов в крупных городах, особенно в Северной Чехии. Существует тенденция к росту числа атеистов.

Христианство в Чехии

Наибольшее число верующих — католики (10,4 % населения). Среди них немалое число греко-католиков, католики византийского обряда, которые объединены в греко-католический апостольский экзархат Чехии, национальный состав греко-католиков в основном словаки и русины. В чешском обществе слабеют, в первую очередь, позиции Католической церкви.

Следующая по численности группа — протестанты (0,8 % населения). Есть также сторонники отделившейся от Ватикана в 1920 году Чешской реформатской церкви. Существуют также христианские общины других конфессий, крупнейшая из которых — Гуситская церковь, образовавшаяся в качестве самостоятельной церкви после разрыва с Римской Католической церковью в 1920 году. Чешская Апостольская Церковь насчитывает 7 тыс. прихожан. Среди других протестантских групп следует назвать адвентистов, моравских братьев, методистов и баптистов (баптистов — более 3 тыс. верующих).

По переписи 2011 года в Чехии было 20 533 православных (0,2 % населения). Православная Церковь Чешских земель и Словакии является автокефальной, и состоит из 4 епархий (из них 2 в Чехии с 78 приходами по состоянию на 2007 год).

  • Доля верующих людей
  • Перепись 1991 г.

  • Перепись 2001 г.

  • Перепись 2011 г.

> См. также

  • Чехия
  • История Чехии

Примечания

  1. 1 2 3 Филиппов Б. А. Церковь и государство после падения советской системы: проблемы и решения (на примере Венгрии, Польши и Чехии) // Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. — 2015. — № 25. — С. 68.
  2. В Чехии начнется возврат отобранного коммунистами имущества Церкви
  3. Правительство Чехии намерено выплатить церкви большую компенсацию
  4. 1 2 Филиппов Б. А. Церковь и государство после падения советской системы: проблемы и решения (на примере Венгрии, Польши и Чехии) // Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. — 2015. — № 25. — С. 67.
  5. 1 2 3 4 5 6 Náboženská víra obyvatel podle výsledků sčítání lidu — 2011 (чешск.) (PDF). Český statistický úřad (17 февраля 2014). — Религиозные верования населения в соответствии с результатами переписи населения (2011) на сайте Чешского статистического управления. Дата обращения 25 октября 2015.
  6. В Чехии продолжает расти число атеистов: Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия»
  7. Чешские баптисты отказались от денег государства

Страны Европы: Религия

Независимые государства

Зависимые территории

Непризнанные и частично
признанные государства

1 В основном или полностью в Азии, в зависимости от проведения границы между Европой и Азией. 2 В основном в Азии.

Для улучшения этой статьи желательно?:

  • Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное.
  • Проверить достоверность указанной в статье информации.
  • Дополнить статью (статья слишком короткая либо содержит лишь словарное определение).

Собор Святого Вита — усыпальница королей Богемии

Чехия — традиционно католическая страна.Но за 40 лет коммунизма 59% чехов стали атеистами.

Католичество пришло в Чехию в конце X — начале XI века вместе с немцами и латиницей. До коммунизма в стране 95 % населения были верующими католиками. После коммунизма католиков было 26 %.

В 2012 году Правительство Чехии приняло решение выделить церковным структурам 2 миллиарда 300 миллионов евро в качестве компенсации за национализацию коммунистическим режимом церковного имущества. Кроме того, решено вернуть конфискованное имущество на сумму еще в почти 3 миллиарда евро. Выплаты планируется производить в течение 30 лет, но по завершении переходного периода, правительство прекратит выплачивать священникам заработную плату. Решение должен одобрить парламент Чехии.

Религии в современной Чехии

Согласно переписи проведённой в 2001 году, 59 % граждан Чехии не относят себя к какой-либо религии или церкви. На опрос, проведенный в 2005 году, 19 % опрошенных сообщили, что верят в Бога, 50 % верят в некую природную или духовную силу, и 30 % не верят ни во что из этого. Наибольшее число верующих — католики (26.8 % населения), следующая по численности группа — протестанты (2.5 %). Есть также сторонники отделившейся от Ватикана в 1920 году Чешской реформатской церкви. Существуют также христианские общины других конфессий, крупнейшая из которых — Гуситская церковь, образовавшаяся в качестве самостоятельной церкви после разрыва с Римской Католической церковью в 1920 году. По переписи 2001 года в Чехии было 23053 православных. Православная Церковь Чешских земель и Словакии является автокефальной, и состоит из 4 епархий (из них 2 в Чехии с 78 приходами по состоянию на 2007 год). Больше всего верующих в Моравии, чуть меньше на востоке и юге Чехии. Самый большой процент атеистов в крупных городах, особенно в Северной Чехии. Существует тенденция к росту числа атеистов. В чешском обществе слабеют, в первую очередь, позиции Католической церкви. Единственной традиционной для Чехии религией, число последователей которой растёт, является православие.

  • Доля верующих людей
  • Перепись 1991 г.

  • Перепись 2001 г.

  • Перепись 2011 г.

> См. также

  • Чехия
  • История Чехии
  1. Правительство Чехии намерено выплатить церкви большую компенсацию
  2. Obyvatelstvo hlásící se k jednotlivým církvím a náboženským společnostem (Czech). Czech Statistical Office. Архивировано из первоисточника 22 августа 2011. Проверено 19 декабря 2006.
  3. В Чехии и Словакии растет число православных
  4. В Чехии продолжает расти число атеистов : Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия»
  5. Гануш Ныкл. Традиционные Церкви Чехии сдают свои позиции. Независимая газета (4 июня 2003). Архивировано из первоисточника 22 августа 2011. Проверено 14 августа 2010.
Чехия в темах

Герб • Флаг • Гимн • Государственный строй • Конституция • Парламент • Административное деление • География • Города • Столица • Население • Языки • История • Экономика • Валюта • Культура • Религия • Кинематограф • Литература • Музыка • Праздники • Спорт • Образование • Наука • Транспорт • Туризм • Почта (история и марки) • Интернет • Вооружённые силы • Внешняя политика
Портал «Чехия»

Страны Европы: Религия

Австрия • Азербайджан¹ • Албания • Андорра • Белоруссия • Бельгия • Болгария • Босния и Герцеговина • Ватикан • Великобритания • Венгрия • Германия • Греция • Грузия¹ • Дания • Ирландия • Исландия • Испания • Италия • Казахстан² • Кипр¹ • Латвия • Литва • Лихтенштейн • Люксембург • Республика Македония • Мальта • Молдавия • Монако • Нидерланды • Норвегия • Польша • Португалия • Россия² • Румыния • Сан-Марино • Сербия • Словакия • Словения • Турция² • Украина • Финляндия • Франция • Хорватия • Черногория • Чехия • Швейцария • Швеция • Эстония

Зависимые территории

Азорские острова • Аландские острова • Гернси • Гибралтар • Джерси • Остров Мэн • Фарерские острова • Шпицберген • Ян-Майен

Непризнанные и частично признанные государства

Республика Абхазия¹ • Республика Косово • Приднестровская Молдавская Республика • Турецкая Республика Северного Кипра¹

¹ Частично или полностью в Азии, в зависимости от проведённой границы ² Также в Азии

>Какая вера, религия и ритуалы в Чехии?

Вероисповедание

Христианство распространилось на территории Чехии в 9 веке. На западе страны немецкие миссионеры прививали католическую веру, на востоке византийские посланники – православную. Восточными миссионерами были братья Константин (позже он стал Кириллом) и Мефодий, уроженцы Фессалоники (Македония).

Их пригласил в 863 году Ростислав, правитель Великой Моравии. Кирилл и Мефодий изобрели славянскую письменность, перевели на славянский язык часть Библии. В концу 9 века сюда пришли мадьяре, Великая Моравия распалась, и влияние православной церкви было ослаблено. Епископство было создано в 973 году в Праге, латинский язык стал языком литургий и все большее распространение начало приобретать католичество.

В первой половине 15 века отношения с Римом дали трещину вследствие движения Реформации, начатого Яном Гусом. Гус был сожжен на костре в Констанце в 1415 году. Его деятельность заняла свое место в национальном наследии.

В середине 16 века Фердинанд I, император Священной Римской империи и король Богемии, пытался установить власть римско-католической церкви над чешским народом. После битвы при Белой Горе в 1620 году католицизм и власть Габсбургов были приравнены к символам иностранного гнета.

Точных данных о количестве приверженцев тех или иных конфессий нет. Предположительно, католики составляют 40%, протестанты – 4-5%, православные – 1%, атеисты, агностики – 54%. Моравские католики являются более ярыми религиозными приверженцами. Религиозные настроения всегда были сильнее у сельского населения.

В послевоенный период наметилась тенденция к более светскому образу жизни. 41 год коммунистического правления (с 1948 по 1989 гг.) еще больше свел на нет религиозные практики. Регулярно посещающие мессы подвергались дискриминации в плане профессиональной карьеры. С 1989 года началось возрождение религиозных обрядов, особенно это заметно среди молодежи.

До Второй мировой войны в Чехии жило около 120 тысяч евреев. Некоторые смогли эмигрировать, но 80 тысячам было суждено погибнуть в нацистских концлагерях. Немногие из переживших Холокост вернулись обратно в Чехию.

Представители церкви

Пражская епархия Римско-католической церкви основана в 1344 году, епархия в Оломоуце (Моравия) – в 1777 году. Архиепископ Пражской архиепархии является единственным в Чехии кардиналом. Кроме того, имеются шесть епархий, возглавляемых епикоскопами – четыре в Богемии и две в Моравии.

Протестантские церкви (в чешском языке их называют термином, который можно перевести как «евангелические») обычно маленькие, менее иерархизированы. Есть религиозных учреждения баптистов, Чешских братьев, Чехословацкой гуситской церкви, Свидетелей Иеговых, методистов, пятидесятников, адвентистов седьмого дня и Силезской евангелической церкви. Кроме того, зарегистрированы объединения Чешской православной церкви, Старой католической, унитариев и Федерации еврейских общин в Чехии.

Ритуалы и святые места Чехии

Католические церкви или часовни построены даже в самых маленьких поселениях. Религиозные постройки других конфессий находятся только в тех местах, где довольно велика численность общины. Небольшие группы собираются на богослужения в частных домах или в арендованных помещениях.

Благочестивым верующим надлежит каждый год совершать паломничество в святые места. Некоторые из таких мест известны по всей стране. Например, начиная с 1647 года паломники ходят к Святой Горе – горе Пршибрам, расположенной в центральной Богемии.

С 1990 года проходят паломничества в восточной Моравии (Гостын и Велеград). Многие ежегодные церемония превратились в события, по своей сути напоминающие ярмарочные шествия, которые объединяют тысячи людей. Примером этому является ярмарка Матфея (matějská pout), которая проходят на окраине Праги весной.

Смерть и жизнь после смерти

Все серьезные приверженцы христианской церкви, будь то католики или протестанты, верят в загробную жизнь. Даже те, кто обычно не слишком часто ходит в церковь, в случае смерти близкого человека старается соблюсти все религиозные обряды.

Раньше всех мертвых хоронили в гробах, а над могилой ставили надгробия. В последние 50 лет кремация стала общепринятой практикой, но в сельской местности до сих пор чаще всего людей хоронят в земле.