Косма этолийский пророчества

Пророчества Космы Этолийского о современном человечестве

Святой равноапостольный преподобномученик Косма Этолийский

Эти пророчества касаются материальной и духовной жизни современного человека: его интересов, быта, образования – и имеют для нас особый интерес и значение.

Святой Косма Этолийский своим пророческим взглядом видел, с какими глобальными проблемами столкнется современное общество. Многие из них сейчас только зарождаются и, вероятно, со временем будут приобретать еще больший размах. Быть может, говоря о финансовом кризисе, непереносимых налогах, невозможности получить правдивую информацию и крахе образовательной системы, святой имел в виду какие-то события будущего. Однако уже сегодня в нашей повседневной жизни мы вполне можем увидеть исполнение пророчеств Космы Этолийского.

1. «Придет время, и вы ничего не станете узнавать».

Современные средства массовой информации стараются формировать общественное мнение: они подают только выгодные им факты, дозируют информацию, порой пользуются непроверенными и даже заведомо вымышленными данными. Когда говорят об отсутствии гласности, имеют в виду, прежде всего, тоталитарные страны. Однако и в демократических государствах ситуация не лучше: действительно, много ли знают современные американцы или европейцы о войне в Южной Осетии?

Газеты, журналы, радио- и телепередачи все больше и больше походят одна на другую: их содержание, редакционные комментарии все менее и менее разнообразны. В практику прессы вошло применение «консервативных» передовиц, которые готовятся в центральном агентстве и продаются газетам как расфасованный товар. СМИ поддерживают точку зрения и защищают интересы крупных компаний и государственных структур, от которых находятся в финансовой зависимости. Место серьезных изданий стала занимать журнальная беллетристика, специализирующаяся, как правило, на сексуальных темах и сплетнях, и журналы-дайджесты, трактующие по своему вкусу огромное количество информации и «облегчающие» читателю задачу не только получения, но и осмысления сведений о происходящих событиях, что, в конечном счете, отнимает желание и способность самостоятельно мыслить.

2. «Беда придет к вам от образованных».

«Человек, осваивая пространства и просторы вокруг себя, как будто забыл о множестве бескрайних миров внутри себя. Процветание внешнего прогресса нашей технократической цивилизации сопровождается все большим увяданием и бесчувствием. Неутомимая жажда освоения внешних просторов искалечила внутренний мир человека, что повлекло извращение взаимоотношений людей и обществ. Человек, словно река, вышел из своих берегов, и возникла опасность, что русло этой реки высохнет под палящими солнечными лучами и исчезнет с лица земли», – писал наш современник выдающийся сербский богослов Амфилохий (Радович).

«Культура – это хорошо, но для того чтобы она принесла пользу, необходимо “окультурить” еще и душу. Иначе культура закончится катастрофой. “Зло, – сказал святой Косма Этолийский, – придет от людей грамотных”. Несмотря на то, что наука продвинулась далеко вперед и достигла столь больших успехов, люди, стремясь помочь миру, делают это так, что разрушают его, сами этого не понимая. Бог позволил человеку делать все по собственному разумению, но, не слушая Бога, человек губит сам себя. Человек сам разрушает себя тем, что он создает.

Люди ХХ века, чего же они достигли своей культурой и цивилизацией?! Они свели мир с ума, они загрязнили атмосферу, они испортили все на свете. Если колесо сойдет с оси, то продолжает вращаться без цели. Так и люди: сойдя с оси Божией гармонии, они мучаются. В старину люди страдали от войны, сегодня они страдают от цивилизации. Тогда из-за войны люди из городов переселялись в деревни и жили, имея какой-нибудь небольшой огородик. А сейчас люди не смогут жить в городах и будут из них уходить из-за натиска цивилизации. Тогда война приносила людям смерть, а сейчас цивилизация приносит им болезни».

Научные достижения вместо того, чтобы использоваться на благо человечества, приводят к катастрофам: вспомним ядерное и бактериологическое оружие, загрязнение окружающей среды, вмешательство в природные процессы.

3. «В школах появятся такие вещи, что ум ваш не вместит».

Многие школы в наше время фактически стали центрами антихристианской пропаганды. При составлении школьной программы православная традиция не принимается во внимание. Сегодня в школах подчас идет пропаганда сексуальной распущенности и вседозволенности.

Вспоминаются слова святого Афанасия Паросского: «Если родители не будут следить за тем, куда отправляют детей и что дети учат, то придет время, когда наш народ будет горько плакать на развалинах».

«Сегодня детей уводят от Церкви, и я вижу, как они ожесточились. Ведь в Церкви они становятся тихими, добрыми детьми, потому что в Церкви ребенок приемлет благословение Божие, освящается. Теперь детям не разрешают ходить в Церковь, чтобы они не “попали под духовное влияние”, но при этом от всякой чуши их не защищают. И не только не защищают, но еще и учат разной галиматье. Да неужели непонятно, что дети, попади они действительно под “духовное влияние”, в конечном счете не будут бесчинствовать, станут благоразумными, прилежными в учебе детьми… А повзрослев, дети, живущие в Церкви, станут сознательными гражданами своего Отечества. Они не будут связываться с дурными компаниями, с наркотиками, не превратятся в ни на что не годных людей».

4. «Воры и разбойники не будут более промышлять в горах. Они будут жить в городах, одеваться как обычные люди и приходить среди бела дня, чтобы обворовать вас».

Действительно, сегодня воров уже практически не встретишь в лесах, горах и на большой дороге. Они не нападают на людей под покровом ночи, не носят маски и бесшумную обувь. Они живут среди нас и часто совершают свои преступления среди бела дня, не опасаясь, что их настигнет возмездие.

В этом пророчестве святой Косма предсказал также такие явления современности, как отмывание денег, валютные махинации, аферы, финансовые пирамиды.

5. «Мы увидим, как земля наша превратится в Содом и Гоморру».

К сожалению, пророчество святого сбывается именно в наши дни. Извращения, за которые Господь некогда стер с земли два древних города, получили широкое распространение. С каждым днем они становятся все более привычным явлением и уже воспринимаются многими не как постыдные извращения, а как вариант нормы. Во многих странах уже узаконены однополые браки. Европейский Союз в скором времени будет требовать от всех своих членов официального признания их законности.

6. «Наступит время, когда брат поднимется на брата».

7. «Придет время, когда брат будет убивать своего брата, а сын отца».

Стоит посмотреть новости или изучить криминальный раздел любой газеты, как мы обнаружим, что такие явления, к сожалению, обычное дело для нашего времени.

8. «После мировой войны люди будут есть золотыми ложками».

Здесь святой имел в виду относительное благополучие, наступившее в Западной Европе и США после Второй мировой войны. В обществе потребления люди работают не для того, чтобы поддерживать свою жизнь, а для того, чтобы приобрести возможность потреблять. «Быть потребителем… значит быть включенным в специфический набор культурных символов и ценностей».

Именно это имел в виду святой Косма, когда говорил о «золотых ложках». С одной стороны, они – символ благополучия, ставшего доступным широким слоям населения, с другой – потребления, возведенного в идеал и культ современным обществом.

«Люди нашей эпохи не пережили ни войн, ни голода. “И в Боге, – говорят они, – мы тоже не нуждаемся”. Они имеют все и поэтому ничего не ценят».

9. «Придет время, и вы увидите, как три, даже четыре семьи будут жить в одном доме».

Здесь святой, очевидно, предсказал появление многоквартирных домов.

10. «Не стройте большие дома, чтобы к вам не заселялись другие».

11. «Не стройте большие дома с большими окнами, чтобы к вам не заходили беспрепятственно».

Во время войн оккупационные войска всегда занимают самые большие дома.

12. «Придет время, и люди закроются в больших коробках, а их отцы будут умирать в маленьких».

Очевидно, речь идет о массовом переселении жителей деревень (преимущественно, молодежи) в города, где они станут жить в «больших коробках» – многоквартирных небоскребах. Родители переселенцев, брошенные своими сыновьями, уехавшими в поисках лучшей жизни, останутся доживать свой век в деревнях в небольших домиках – «маленьких коробках».

13. «Вас обложат большим, непереносимым налогом, но не смогут добиться своего».

14. «Налогом обложат даже куриц и окна».

С одной стороны, это пророчество можно понимать фигурально – ведь налогом сейчас обложено почти все, с другой – в буквальном смысле: при оценке налоговой инспекцией загородных домов в некоторых странах учитывается количество окон в домах и поголовье домашних животных.

15. Вам ссудят много денег и потребуют обратно, но не смогут взять.

После Второй мировой войны система кредитования стала массовым явлением. Кредиты сейчас берут на все: автомобили, жилье, мебель, бытовую технику. В Западной Европе в кредит покупают даже одежду и продукты питания. В последнее время система кредитов получила широкое распространение и в России.

Широкое распространение получило и кредитование в форме государственных займов. Подобная помощь была оказана США странам Европы после Второй мировой войны; Европейский Союз помогает странам, являющимся его членами. Много кредитов набрали и российские власти. Система денежного кредитования расширяется с каждым днем, постепенно складывается ситуация, когда «все должны всем».

Почему же святой Косма предсказывал, что эти кредиты не будут возвращены обратно? Очевидно, этому помешает какое-то общемировое бедствие или война, результатом которой станет обвал мировой экономической системы.

А может быть, святой Косма имел в виду не только возврат кредитов деньгами? Ведь часто взамен денег кредитор требует каких-то уступок, льгот, привилегий. Подобную ситуацию мы можем проследить на примере Греции и Европейского Союза. Пользуясь финансовой зависимостью Греции, ЕС требует от нее уступок по целому ряду направлений: разрешить доступ женщинам на Афон, признать браки между представителями сексуальных меньшинств, отменить привилегии Греческой Православной Церкви.

Будем надеяться, что Господь не допустит подобного «возврата» кредитов!

16. Чтобы спастись, вы пойдете жить в другое место, а другие придут на ваше.

В течение всего XX века греки вынуждены были покидать родные земли: после геноцида, развязанного турками, более 1 миллиона греков оставили Константинополь и Малую Азию. В 1974 году часть острова Кипр была незаконно оккупирована турецкими войсками. Греки, вынуждены были переселиться в южную часть острова, а за разделительной линией остались их дома, в которых теперь живут турецкие семьи.

В 1970 году произошло насильственное перемещение православного населения Северного Эпира (как раз в этом месте и было произнесено пророчество святого Космы). В действие был приведен план по этнической чистке этой области (находящийся в южной Албании Северный Эпир был заселен тогда преимущественно греческим православным населением). 78 тысяч греков были насильственно переселены в северную Албанию. Лишь 16 тысячам впоследствии удалось вернуться. Большая часть переселенных погибла: одни были убиты, другие умерли от перенесенных лишений или в концентрационных лагерях. Их селили в жалких бараках и заставляли работать в нечеловеческих условиях за мизерную плату. Параллельно с переселением греков на север, албанцы переселялись на юг, занимая оставленные греками селения.

Вспомним и массовый исход сербов из Косово. Они «ушли жить в другое место», а их дома заняли албанцы. Подобная ситуация была и в Хорватии, где сербы также были насильственно изгнаны из своих домов.

17. Придет время – и там, где сейчас парни вешают свои ружья, цыгане развесят свои музыкальные инструменты.

«Мы дожили до того времени, о котором говорил святой Косма Этолийский <… > Там, где раньше подвизались монахи, там, где раньше висели их четки, сейчас голосят радиоприемники и шипят прохладительные напитки!.. Да, видно, пройдет еще немного лет, и все это уже не понадобится. Вообще, из того, что происходит, следует вывод: жизнь приближается к концу. Наступает конец жизни и конец этого мира».

Подробнее с житием и пророчествами Космы Этолийского можно познакомиться в книгах: Зоитакис А. Житие и пророчества Космы Этолийского. М., 2007 и Зоитакис А. Традиционное просветительство в Греции в XVIII в.: Косма Этолийский и Никодим Святогорец. М., 2008.

Пророчества равноапостольного Космы Этолийского о современном мире и будущем человечества

1. «Вы увидите, как люди, словно чёрные птицы, будут летать по небу и низвергать пламя на землю. Тогда живые побегут на кладбище и будут кричать: “Выходите вы, мёртвые, чтобы мы, живые, вошли на ваше место”».

2. «Придёт время, и мы скажем: “Выйдите вы, мёртвые, чтобы мы, живые, заняли ваше место”».

В XVIII веке Святой с точностью предсказал появление военной авиации. Бомбардировки, ставшие, к сожалению, для современного мира вполне обычным (и даже в какой-­то мере привычным) явлением, описаны святым Космой с удивительной достоверностью. В своём пророчестве он передал ужас новых кровопролитных войн.

Относительно фразы «выйдите вы, мёртвые» в историографии существуют разные интерпретации. Игумения Евфимия (Гелти) полагает, что эти слова показывают стремление людей спрятаться, найти убежище под землёй. По её мнению, в этом пророчестве Святой предсказывает появление подземных бомбоубежищ.

Второе толкование пророчеств связывает слова Святого с последними временами. Когда люди от обрушившихся бедствий и от своего маловерия придут в такое отчаяние, что позавидуют мёртвым.

3. «Столько всего произойдёт, что матери от страха будут преждевременно рожать своих детей».

Большинство исследователей связывает это пророчество с последствиями военных действий: беззащитностью людей перед изощрённым оружием, ужасом и страхом, которое оно будет в них вселять. Типичными для человека, оказавшегося в зоне военного конфликта, являются чувства тревоги, страха, подавленности.

Слова «матери от страха будут преждевременно рожать своих детей» сбылись в буквальном смысле. По данным статистики, в современных военных конфликтах в период активных боевых действий возрастает число преждевременных родов и количество мертворождённых детей.

Возможно, что в этом пророчестве речь идёт не только о бесчеловечных войнах, но и о жестокости и безжалостности нынешней мирной жизни.

4. «Придёт время, и вы ничего не станете узнавать».

Современные средства массовой информации стараются формировать общественное мнение: они подают только выгодные им факты, дозируют информацию, порой пользуются непроверенными и даже заведомо вымышленными данными. Говоря об отсутствии гласности, имеют в виду, прежде всего, тоталитарные страны. Однако и в демократических государствах ситуация не лучше.

Газеты, журналы, радио­ и телепередачи всё больше и больше походят одна на другую: их содержание, редакционные комментарии всё менее и менее разнообразны. В практику прессы вошло применение «консервативных» передовиц, которые готовятся в центральном агентстве и продаются газетам как расфасованный товар. СМИ поддерживают точку зрения и защищают интересы крупных компаний и государственных структур, от которых находятся в финансовой зависимости. Место серьёзных изданий стала занимать журнальная беллетристика, специализирующаяся, как правило, на сексуальных темах и сплетнях; журналы­-дайджесты, трактующие по своему вкусу огромное количество информации и «облегчающие» читателю задачу не только получения, но и осмысления сведений о происходящих событиях, что, в конечном счёте, отнимает желание и способность самостоятельно мыслить1.

5. «Зло придёт к вам от образованных».

6. «То, что вам предстоит претерпеть, случится с вами из-за людей начитанных».

«Человек, осваивая пространства и просторы вокруг себя, как будто забыл о множестве бескрайних миров внутри себя. Процветание внешнего прогресса нашей технократической цивилизации сопровождается всё большим увяданием и бесчувствием. Неутомимая жажда освоения внешних просторов искалечила внутренний мир человека, что повлекло извращение взаимоотношений людей и обществ. Человек, словно река, вышел из своих берегов, и возникла опасность, что русло этой реки высохнет под палящими солнечными лучами и исчезнет с лица земли» (митрополит Черногорский и Приморский Амфилохий , сербский богослов).

«Культура – это хорошо, но для того, чтобы она принесла пользу, необходимо “окультурить” ещё и душу. Иначе культура закончится катастрофой. “Зло, – сказал святой Косма Этолийский, – придёт от людей грамотных”. Несмотря на то, что наука продвинулась далеко вперёд и достигла столь больших успехов, люди, стремясь помочь миру, делают это так, что разрушают его, сами этого не понимая. Бог позволил человеку делать всё по собственному разумению, но, не слушая Бога, человек губит сам себя. Человек сам разрушает себя тем, что он создаёт.

Памятники Косме Этолийскому установлены во многих областях Греции

Люди ХХ века – чего же они достигли своей культурой и цивилизацией ! Они свели мир с ума, они загрязнили атмосферу, они испортили всё на свете. Если колесо сойдёт с оси, то продолжает вращаться без цели. Так и люди – сойдя с оси Божией гармонии, они мучаются. В старину люди страдали от войны, сегодня они страдают от цивилизации. Тогда из­-за войны люди из городов переселялись в деревни и жили, имея какой-­нибудь небольшой огородик. А сейчас люди не смогут жить в городах и будут из них уходить из­-за натиска цивилизации. Тогда война приносила людям смерть, а сейчас цивилизация приносит им болезни»2.

Научные достижения вместо того, чтобы использоваться на благо человечества, приводят к катастрофе: ядерное и бактериологическое оружие, загрязнение окружающей среды, вмешательство в природные процессы.

Существует и другое, более конкретное толкование этих пророчеств. Михаил Тритос и ряд других авторитетных учёных выдвигают предположение, что под «образованными» и «начитанными» Косма Этолийский имел в виду деятелей европейского Просвещения3.

7. «В школах появятся такие вещи, что ум ваш не вместит».

Дети рисуют святого Косму

Во многих странах школы фактически стали центрами антихристианской пропаганды. Кроме того, в некоторых учебных заведениях идёт пропаганда сексуальной распущенности и вседозволенности.

Вспоминаются слова современника и соратника Космы Этолийского – святого Афанасия Паросского: «Если родители не будут следить за тем, куда отправляют детей и что дети учат, то придёт время, когда наш народ будет горько плакать на развалинах».

8. «Воры и разбойники не будут более промышлять в горах. Они будут жить в городах, одеваться как обычные люди и приходить среди бела дня, чтобы обворовать вас».

Действительно, сегодня воров уже практически не встретишь в лесах, горах и на большой дороге. Они не нападают на людей под покровом ночи, не носят маски и бесшумную обувь. Они живут среди нас и часто совершают свои преступления среди бела дня, не опасаясь, что их настигнет возмездие.

В этом пророчестве святой Косма предсказал также такие явления современности, как отмывание денег, валютные махинации, аферы, финансовые пирамиды.

9. «Мы увидим, как земля наша превратится в Содом и Гоморру».

К сожалению, пророчество Святого начинает сбываться в наши дни. Извращения, за которые Господь некогда стёр с земли два древних города, получили широкое распространение. С каждым днём они становятся всё более привычным явлением и уже воспринимаются многими не как постыдные извращения, а как вариант нормы. Во многих странах уже узаконены однополые браки.

10. «После мировой войны люди будут есть золотыми ложками».

Согласно общепринятому в историографии мнению, здесь Святой имел в виду относительное благополучие, наступившее в Западной Европе и США после Второй мировой войны. В обществе потребления люди работают не для того, чтобы поддерживать свою жизнь, а для того, чтобы приобрести возможность потреблять.

«Быть потребителем… значит быть включённым в специфический набор культурных символов и ценностей»4.

Именно это имел в виду святой Косма, когда говорил о «золотых ложках». С одной стороны, они – символ благополучия, ставшего доступным широким слоям населения, с другой – потребления, возведённого в идеал и культ современным обществом.

«Люди нашей эпохи не пережили ни войн, ни голода. “И в Боге, – говорят они, – мы тоже не нуждаемся”. Они имеют всё и поэтому ничего не ценят»5.

11. «Придёт время, и вы увидите, как три, даже четыре семьи будут жить в одном доме».

Здесь Святой, вероятно, предсказал появление многоквартирных домов.

12. «Не стройте большие дома, чтобы к вам не заселялись другие».

13. «Не стройте большие дома с большими окнами, чтобы к вам не заходили беспрепятственно».

Во время войн оккупационные войска всегда занимают самые большие дома.

14. «Придёт время, и люди закроются в больших коробках, а их отцы будут умирать в маленьких».

«Косма Этолийский. Великий народный учитель». Надпись на одной из улиц селения

Вероятно, речь идёт о массовом переселении жителей деревень (преимущественно молодёжи) в города, где они станут жить в «больших коробках» – многоквартирных небоскрёбах. Родители переселенцев, брошенные своими сыновьями, уехавшими в поисках лучшей жизни, останутся доживать свой век в деревнях в небольших домиках – «маленьких коробках».

15. «На Востоке будет царить бюрократия».

Это пророчество святого исполнилось и остаётся актуальным по сей день.

16. «Налогом обложат даже куриц и окна».

С одной стороны, это пророчество можно понимать фигурально – ведь налогом сейчас обложено почти всё, с другой – в буквальном смысле: при оценке налоговой инспекцией загородных домов в некоторых странах учитывается количество окон в домах и поголовье домашних животных.

С началом кризиса в 2009 году, чтобы избежать уклонения от налогов, правительство Греции стало присылать налоговые требования в квитанциях на оплату электроэнергии. В случаях, когда люди не могут внести налоговые сборы, им отключают электричество. В конце 2012 года в перечень налогооблагаемого имущества были включены и курятники. Таким образом пророчество святого Космы исполнилось в буквальном смысле.

В октябре 2013 года сбылась и вторая часть пророчества. В новую редакцию налога на недвижимое имущество (который увеличен в несколько раз) включён и такой параметр, как количество окон в доме (чем их больше –тем налог выше).

17. «Будет такая дороговизна, что дальше некуда. Но она продлится недолго».

Относительно времени, к которому относится это пророчество, учёные высказывают разные предположения.

18. «Вам ссудят много денег и потребуют обратно, но не смогут взять».

Система льготного кредитования стала массовым явлением в США и Европе после Второй мировой войны. К середине 1960-х годов около половины американских семей покупали в кредит автомобили и технику, а к 1973 году в кредит было продано уже около двух третей всех товаров. Такой образ жизни означал привычку радоваться вещам ещё до того, как они выкуплены, и укоренял психологию массового потребления. Кредиты брали на всё: на автомобили, жильё, мебель, бытовую технику, одежду, путёвки и продукты питания…

Широкое распространение получило и кредитование в форме государственных займов. Подобная помощь была оказана США государствам Европы после Второй мировой войны; Европейский Союз помогал странам, являющимся его участниками.

Современные греческие церковные деятели и богословы единодушно связывают это пророчество святого Космы Этолийского с долговым кризисом в Греции6. Этой стране «ссудили много денег», в течение многих лет фактически навязывая всё новые и новые кредиты.

Следствием этого стало то, что Греция попала в финансовую ловушку и в настоящее время вынуждена работать только на обслуживание долга, утратив значительную часть своего суверенитета. Фактически мы наблюдаем исполнение второй части пророчества Космы Этолийского: европейцы «потребовали деньги обратно».

Согласно этой трактовке, заключительная часть пророчества святого Космы говорит о том, что навязанные грекам финансовые средства не будут возвращены обратно выделившим их кредиторам. Вероятно, этому помешает какое-то общемировое бедствие или война, и в результате – обвал мировой экономической системы.

Часто взамен денег кредитор требует каких-то уступок, льгот, привилегий. Подобную ситуацию мы можем проследить на примере Греции и Европейского Союза. Пользуясь финансовой зависимостью Греции, ЕС требует от неё уступок по целому ряду направлений: признать браки между представителями сексуальных меньшинств, отменить привилегии Греческой Православной Церкви. В этом контексте, с предсказанием святого Космы Этолийского перекликается пророчество Старца Паисия Святогорца, указавшего на греческий долговой кризис за двадцать лет до его начала:

«На нашу страну наложили колоссальный внешний государственный долг7. Долг такой огромный, чтобы мы не только не могли погасить задолженность, но и не успевали бы выплатить проценты по этому займу. Под благовидным оправданием, они хотят запустить экономическую программу полного истребления нашего народа.

Они будут постоянно внедрять новые меры экономического воздействия и неподъёмные налоги, и этим добьются того, что народ в конце концов возмутится. И чего же они этим добьются? А вот чего: народ под непосильным экономическим гнётом будет искать передышки, но её никогда народу не дадут, до тех пор пока люди окончательно не сдадутся и не преклонят свою голову до земли, высказывая тем самым совершенную покорность новой мировой системе.

Они будут говорить: «Вы правы, что протестуете, однако, у вас большой внешний долг, а те, у кого много денег, не платят налогов; чтобы нам не накладывать несправедливо на вас больших налоговых сборов – вы должны согласиться с совершенной системой электронного контроля. Благодаря её внедрению станет видно, кто уважает закон, а кто избегает налогов».

Одновременно через финансовую электронную систему они будут предоставлять льготы и преференции, чтобы соблазнить людей мифическим экономическим облегчением.

Братья, совершается чудовищный обман!

Мы не сможем погасить внешний долг нашего государства, какие бы финансовые меры не были бы приняты. В их планы не входит существование экономически состоятельной и независимой Греции»8.

19. «Вас обложат большим, непереносимым налогом, но не смогут добиться своего».

В современной греческой историографии принято связывать это пророчество с экономическим кризисом в Греции. Подписав «меморандум» с тройкой международных кредиторов, правительство Греции взяло на себя обязательство проводить меры жёсткой экономии. В результате сбылось то, о чём пророчествовал святой Косма: долговое бремя политики переложили на простых граждан, которых «обложили тяжёлым, непереносимым налогом». Однако подобные меры не привели к желаемому эффекту и кредиторы не смогли «добиться своего»: греческий долг не только не сократился, но и значительно возрос.

20. «Чтобы спастись, вы пойдёте жить в другое место, а другие придут на ваше».

В течение всего XX века греки вынуждены были покидать родные земли: после геноцида, развязанного турками, более миллиона греков оставили Константинополь и Малую Азию. В 1974 году часть острова Кипр была незаконно оккупирована турецкими войсками. Греки, бежавшие из своих домов, переселились в южную часть острова, а за разделительной линией остались их дома, заселённые теперь турецкими семьями9.

В 1970 году произошло насильственное перемещение православного населения Северного Эпира (как раз в этом месте и было произнесено пророчество святого Космы). В действие был приведён план по этнической чистке этой области (находящийся в южной Албании Северный Эпир был заселён тогда преимущественно греческим православным населением). Семьдесят восемь тысяч греков были насильственно переселены в северную Албанию. Лишь шестнадцати тысячам впоследствии удалось вернуться. Большинство из них были убиты, погибли из­-за перенесённых лишений или в концентрационных лагерях. Их поселили в жалких бараках и заставили работать в нечеловеческих условиях за мизерную плату. Параллельно с переселением греков на север, албанцы переселялись на юг, занимая оставленные греками селения.

Вспомним массовый исход сербов из Косово. Они «ушли жить в другое место», а их дома заняли албанцы. Подобная ситуация была и в Хорватии, где сербы также были насильственно изгнаны из своих домов.

21. «Вы увидите, как одни будут переселяться вверх, а другие вниз».

22. «Когда увидите, как одни переселяются на юг, а другие на север – уже близко будет».

Согласно мнению современных греческих историков и богословов, в своих пророчествах святой Косма предсказал процессы, получившие особенно бурное развитие в наше время: массовое переселение и эмиграцию. Так, в Европейский союз хлынули миллионы эмигрантов из Азии, Африки и стран Восточной Европы. Подобная ситуация наблюдается и в России, куда в поисках заработка ежегодно перебираются сотни тысяч так называемых гастарбайтеров, граждан государств бывшего СССР. Параллельно в нашей стране наблюдается и массовая внутренняя миграция.

Все эти обстоятельства укладывается в общую канву глобализационных процессов – в той или иной степени приближают приход антихриста. Об этом и говорит святой Косма в своём пророчестве: «Тогда уже близко будет».

23. «Горе Греции, когда на её территории поселятся иноземные народы».

24. «Придут грязные народы. Когда они появятся – не бойтесь, когда будут уходить – посторонитесь».

Большинство современных толкователей пророчеств Космы Этолийского, полагают, что святой ведёт здесь речь о таком явлении как нелегальная иммиграция.

25. «Придёт время и там, где сейчас парни вешают свои ружья, цыгане развесят свои музыкальные инструменты».

Мощи Космы Этолийского

«Мы дожили до того времени, о котором говорил, святой Косма Этолийский <… > Там, где раньше подвизались монахи, там, где раньше висели их чётки, сейчас голосят радиоприёмники и шипят прохладительные напитки!.. Да, видно, пройдёт ещё немного лет и всё это уже не понадобится. Вообще, из того, что происходит, следует вывод: жизнь приближается к концу. Наступает конец жизни и конец этого мира»10.

26. «Это случится внезапно. Пусть на двери у вас висит мешок с пшеницей. Вы наткнётесь на него, когда будете уходить. Не оставляйте его, но возьмите с собой, чтобы ели вы и ваши дети».

27. «Пусть у вас будет соль, чтобы вы могли солить травы. Соль должна быть в мешке, который будет висеть у вас на двери, чтобы вы не забыли его с собой взять».

В Северном Эпире люди приняли слова Святого как руководство к действию. Они вешали мешки с провизией на двери своих домов и при любых чрезвычайных ситуациях брали с собой.

28. «После всеобщей войны людям придётся проделать получасовой путь, чтобы встретить человека и побрататься с ним».

Существует два толкования этого пророчества. Согласно первому, речь идёт о ядерной войне, результатом которой станет массовая гибель населения земли. Согласно второму, Святой имеет в виду войну против Православия, в результате которой будет потеряно доверие между православными, все сложнее будет найти «брата» – человека, близкого по духу.

29. «Придёт время и мокрые будут гореть вместе с сухими».

Речь в пророчестве вероятно идёт о том, что невиновные будут вынуждены разделить скорби и беды вместе с виновными, из-за грехов которых ниспосланы будут подобные наказания. Например, в случае ядерной войны или какого-то другого подобного катаклизма.

30. «Что будет у вас – всё отдайте, берегите только ваши души».

31. «Придёт время, когда враги заберут у вас даже пепел из очага. Но вы не изменяйте своей вере, как это сделают многие другие».

Святой предупреждает нас: чтобы спасти свою жизнь, следует пожертвовать всеми материальными благами и удобствами, но нельзя предавать свою веру. Эти слова перекликаются со словами его поучений:

«Тело наше пусть сгорит, пусть изжарят его; все земные вещи пусть заберут у нас (нет им места в будущем, отдайте их, они не ваши). Берегите и заботьтесь только о душе и Христе – лишь это вам необходимо, никто не сможет отнять их у вас против вашей воли. Храните их и не потеряйте».

1 В наиболее концентрированном виде эти процессы выступают в рекламе: тенденция к манипулированию человеческой психикой, лишение личности способности разумного самоконтроля, принуждение её к желаемому типу поведения и образу мышления, формирование запросов, вкусов и т.д. Реклама играет роль одного из сильнейших рычагов, с помощью которого обеспечивается девальвация духовных и моральных ценностей, создание потребительской психологии.

2 Старец Паисий Святогорец. Слова. Т. 1. С. 130 –131.

3 Сам святой Косма был активным противником Европейского Просвещения. Подробнее см.: Традиционное просветительство в Греции: Косма Этолийский и Никодим Святогорец. М., 2008.

4 Ж. Бодрийар. Система вещей. СПб., 1998. С. 96

5 Старец Паисий Святогорец. Слова. Т. 1 С. 116.

6 См., напр., статью митрополита Гортинского Иеремии (http://www.agionoros.ru/docs/293.html).

7 В начале 1990-х гг. Когда Старец Паисий произнёс эти пророческие слова, никто ещё не знал о том, что у Греции существует большая внешняя задолженность.

равноапостольный Косма Этолийский

День памяти: 24 августа (6 сентября)

Равноапостольный Косма Этолийский (в миру Константин), родился в 1714 году в Этолии, Греция. Его отец был ткачем, мать отличалась благочестием. Он обучался сначала на родине под руководством архидиакона Анании Дервишана, а затем завершил свое образование на Святой Афонской Горе, в Ватопедском училище, у таких известнейших в то время учителей, как Николай (Царцулия) из Мезовы и Евгений (Булгари).

Оставшись на Афоне в Филофеевской обители для преуспевания в духовных трудах, он был пострижен там в иноческий чин с именем Косма, а затем рукоположен в иеромонаха.

Стремление направить на путь спасения и укрепить в вере братьев-христиан побудило святого Косму испросить благословение духовных отцов и уйти в Константинополь. Там он овладел искусством красноречия и, получив письменное дозволение у патриарха Серафима II (а позднее и у его преемника Софрония) проповедовать Святое Евангелие, стал возвещать его сначала в церквах Константинополя и окрестных селениях, затем в придунайских княжествах, в Фессалониках, в Верии, в Македонии, в областях Химаре, Акарнании, Этолии, на острове Святой Мавры (ныне Лефкас), Кефалонии и в других местах. Путешествовал он пешком, на осле или кораблём. Его проповедь, исполненная благодати Святого Духа, простая, спокойная и кроткая, приносила христианам великую духовную пользу. Как и святым Своим апостолам, Сам Господь споспешествовал ему и утверждал слово его знамениями и чудесами. Проповедуя в Албании, в тех отдаленных местах ее, где христианское благочестие было почти утрачено, среди одичавших и огрубевших людей, закосневших в грехах, святой Косма Словом Божиим приводил их к искреннему покаянию и исправлению.

По его наставлению в селах открывались церковные училища, в общей сложности более 200; создавались приюты и церкви. Богатые жертвовали свои средства на благоустройство церквей, на покупку Священных Книг (которые святой раздавал грамотным), покрывал (которыми он наделял женщин, увещевая их ходить с покрытыми головами), четок и крестов (которые он раздавал простому народу). Так как церкви не вмещали всех желавших послушать мудрого проповедника, святой Косма с собором иереев совершал бдения в полях, на площадях, где тысячи людей молились о живых и усопших и назидались его наставлениями. И везде, где останавливался святой Косма и говорил свою проповедь, благодарные слушатели воздвигали большие деревянные кресты, которые оставались навсегда в память об этом.

Наделенный даром пророчества, святой Косма предсказал появление телефона, самолётов и воздушных бомбардировок 25-летнее апостольское служение святого Космы завершилось мученической смертью августе 1779 года в Албании. В 65-летнем возрасте по наветам иудеев он был предан туркам и удавлен1).

Тело его было брошено в реку, а через три дня обретено священником Марком и предано погребению близ селения Каликонтаси в Ардевузском монастыре Введения во храм Пресвятой Богородицы. Впоследствии частицы мощей священномученика были перенесены на благословение в разные места.

Его канонизация была совершена патриархом Константинопольским Афинагором в 1961 году, днем памяти было установлено 24 августа.

1) Однако, существует одно повествование, где указывается что святой помолился и испустил дух непосредственно до казни.

Слова

От издательства

Косма Этолийский – пророк Новой Греции

Вступление Православие в условиях иноземного владычества (XVIII в.) Краткое жизнеописание «Поучения» Космы Этолийского как исторический документ 1.Как проходили проповеди 2. Структура и состав проповедей 3. История записи и распространения «Поучений» 4. Подлинность 5. История публикации 6. Влияние поучений Космы Этолийского на его слушателей «Слова» Космы Этолийского Слово первое (1) Слово второе (1) Слово третье Слово четвертое Слово пятое Слово первое (2) Слово второе (2) Притчи Притча 1 Притча 2 Притча 3 Притча 4 Притча 5 Притча 6 Фрагменты поучений Святого Космы Фрагмент 1 Фрагмент 2 Фрагмент 3 Фрагмент 4

От издательства

Долгое время имя равноапостольного Космы Это­лийского было незаслуженно забыто в России. Си­туация начала меняться только в последнее вре­мя. В 2005–2008 годах увидели свет сразу несколь­ко посвящённых ему публикаций. Вот уже третью книгу о Святом выпускает и наш Издательский Дом. Наконец, 20 марта 2008 года по благословению Свя­тейшего Патриарха Алексия II равноапостольный Косма был внесён в месяцеслов Русской Православ­ной Церкви.

«Слова»1 Космы Этолийского переводились на мно­гие иностранные языки и неоднократно издавались многомиллионными тиражами. Но на русском язы­ке они публикуются впервые.

Некоторые книги и проповеди не переживают своего времени и представляют интерес только в кон­тексте своей эпохи. Не таковы «Поучения» Космы Этолийского. Сегодня они не менее актуальны, чем два столетия назад. В XVIII в. боговдохновенные слова Святого изменили жизнь целого народа, сегодня они востребованы уже во многих уголках земного шара.

Выдающиеся церковные и общественные деяте­ли, православные святые и афонские старцы – все отдают должное Косме Этолийскому. Никодим Свя­тогорец, старец Паисий, Амфилохий Радович… Име­на тех, кто писал и говорил о святом Косме, можно перечислять бесконечно. Маститые учёные и негра­мотные крестьяне, патриархи и военачальники вы­веряли и до сих пор выверяют свою жизнь по его проповедям.

В личности преподобного Космы поражает рев­ность о спасении ближнего. Для Русской Церкви необычен образ странствующего по городам и глухим деревням монаха-проповедника. Жертвенное служе­ние ближним и горячая проповедь напоминают отча­сти житие святого праведного Иоанна Кронштадт­ского, который тоже представляет собой совершенно исключительное явление на небосклоне русской цер­ковной жизни после её реформации в XVII-XVIII ве­ках в соединении с секуляризацией, засильем запад­ных влияний и бюрократизмом.

Богословие святого Космы отличает глубоко пра­вославный святоотеческий дух, почерпнутый им из творений великих православных святых, с которы­ми он имел возможность познакомиться в богатей­ших монастырских библиотеках Святой Горы Афон. Мы можем найти у него и возвышенное учение о Святой Троице, и истолкование домостроитель­ства спасения человека, совершённого Сыном Бо­жиим Иисусом Христом, и восходящие к ареопагит­скому корпусу умозрения об ангельской иерархии, и примеры из церковной истории и житий святых.

В поучениях Космы Этолийского можно увидеть и строгое следование церковным правилам и обы­чаям, и традиционное православное учение о мо­литве и аскетических подвигах как обязательных условиях духовной жизни христианина.

«Слова» уникальны по своей силе и глубине. В них вся красота и величие Православия, а народ­ная мудрость органично сочетается с евангельской и святоотеческой. От них веет свежим ветром восточ­ного богословия. Богословия опыта, а не схоластики, любви, а не этики, обожения, а не пиетизма.

Косма Этолийский – пророк Новой Греции

Протопресвитер Георгий Металлинос, профессор Афинского университета2

1. Издательский Дом «Святая Гора» представляет вниманию русского читателя выдающиеся и важ­ные во всех отношениях «Поучения» Космы Этолий­ского (1714–1779). Своей жизнью и миссионерской деятельностью этот Святой завершает целую эпоху в историческом пути новой Греции, которая содер­жит много общего с нашей сегодняшней действитель­ностью. Как и сейчас, Европа тогда переживала духовную и социально-политическую трансформацию, в конечном итоге приведшую к Великой Француз­ской революции 1789 года и Великой Греческой рево­люции 1821 года. И тогда, и сейчас мы можем наблю­дать кризис национальной идентичности, вызванный как естественными, так и рукотворными причинами. Он разразился не столько в широких народных мас­сах, сколько в среде политической и образовательной. Впрочем, эти процессы уже нашли своё отражение в потрясающем описании русских авторов, прежде всего в произведениях великого Фёдора Достоевского.

Просвещение тогда и Постпросвещение сейчас не­разрывно связаны с движением сторонников мета­ке́носиса3. На практике это означает односторонний перенос принципов, лежащих в основе западных об­ществ, на восточную почву, который сопровождается пренебрежением к нашей национальной идентично­сти и к отдельным её составляющим. Уже тогда про­светители ставили знак равенства между греческой идентичностью и античными идеалами, параллельно недооценивая и даже отрицая Православие и Визан­тийское наследие. Мечтой Греции стала тогда евро­пеизация, а для этого следовало преодолеть веру на­ших Святых – Православие. И сегодня мания модер­низации (aggiornamento), стремление к полной инте­грации в рамки и дух Новой Эры (New Age) влечёт за собой то же требование. Каков же был идеал свято­го Космы, его мечта о будущем Греции, в наибольшей степени отображённый в его «Поучениях»?

2. Он справедливо был назван «величайшим гре­ком со времён падения Константинополя» (К.Констас) и «отцом современной Греции». Такая характеристи­ка является признанием того, что святой Косма спас те начала и принципы, которые как в исторической перспективе, так и сегодня характеризуют не только каждого грека, но и любого православного человека. Патрокосма4 был человеком традиции. Традиция – не синоним консерватизма, а, напротив, динамичное раз­витие образа жизни, воплощающего унаследованные от предков идеалы и находящего им новые формы вы­ражения, созвучные духу и средствам данного исто­рического периода. Традиционализм – богословская функция, отличающая, прежде всего, наших право­славных Святых. К их кругу, без сомнения, относится и Косма Этолийский.

Преподобный был настоящим подвижником, святогорцем и исихастом. Именно Святые в исторической перспективе показали себя подлинными носите­лями и выразителями традиции. По их стопам пошёл и святой Косма, вставший на путь очищения, просвеще­ния и обожения. Он прошёл школу афонского монаше­ства, «на Святой Горе семнадцать лет плакал о своих грехах»5. Приобщился к подлинно православному об­разу жизни, так что, когда покинул Афон, не потерял с ним связь, а стал выразителем его духа. И в миру, где праведный Косма каждый день жертвовал собой ради блага братьев своих христиан, Святая Гора была для него не географической точкой на карте, а образом жиз­ни, мысли, существования. Это и стало основой его мис­сионерской деятельности. Без духовных предпосылок православная миссия существовать не может. Её фун­дамент не мораль и этика, а аскеза и Дух Святой. Пат­рокосма, несомненно, был одним из коливадов6. У нас есть свидетельства7 его неразрывной духовной связи с участниками этого движения8. Преподобный сле­довал святоотеческому идеалу, и непрестанная аскеза была предпосылкой его богословия. Я много раз вос­хищался и поражался невероятному сходству образа святого Космы с великими отцами нашей Церкви. Эта общность достигнута не путём интеллектуального уси­лия и научного изыскания, а общим аскетическим опытом и духовными переживаниями. Так в любой истори­ческий период и достигается святоотеческий дух. Свя­той Косма не стал простым преемником, «наследником на троне» святых отцов и апостолов. Он был продолжа­телем их традиции. Пророки – апостолы – святые отцы движутся в одном направлении по линии церковной традиции. Они светлые маяки и вехи на пути её раз­вития. Дар прозорливости Космы Этолийского, его му­ченическая кончина в сочетании со всеми сопутствую­щими его жизни чудесными явлениями – всё это суть подтверждение и проявление почивавшей на нём Бо­жественной Благодати, удостоившей его права стать пророком целого народа.

Традиционность святого Космы видна в его по­стоянном сошествовании со всеми святыми и, прежде всего, с Пресвятой Богородицей. Он безмерно любил нашу Владычицу и Заступницу. Свою традицион­ность Святой неразрывно связывает с Церковью. Он действовал с разрешения и благословления Все­ленских Патриархов Серафима II (1757–1761) и Соф­рония II (1774–1780). Стал проповедником и просвети­телем всего ромейского9 мира.

Связь с живой церковной традицией воплотилась и в его миссионерской деятельности. У святого Космы было подлинно апостольское сознание. Его жертвен­ная любовь к соотечественникам была плодом его пра­вославных убеждений. Святой подчёркивает: «Каж­дый христианин, будь то мужчина или женщина, дол­жен заботиться не только о своём спасении, но должен ещё заботиться и о своих братьях (см. 1Кор.10:24). А тот, кто печётся только о себе и совсем не заботит­ся о ближних, не наследует Царствия Божия. Братья, с тех пор как я услышал эти слова нашего Господа, они долго точили моё сердце, как червь точит дерево, и я размышлял, не зная, что предпринять»10.

Средством своей апостольской проповеди Святой избирает миссионерское путешествие. Около двад­цати лет он беспрерывно странствует по стране, неся людям живую воду истины Христовой. Он созидает единство народа и трудится ради его объединения и организации на основе греко-православной тради­ции. Его любовь к своему народу была безграничной. Согласно Эдуарду Шпрангеру «тот, у кого нет наро­да внутри, ничего ему дать не может». Сердце вождя и сердце народа должны биться в унисон и быть слов­но сообщающиеся сосуды. Об этом проповедник и сам говорит своим слушателям: «Учёные должны стре­миться не в господские дома, не ко двору вельмож и не для богатства и знаменитости расточать свою учё­ность, но… обязаны учить простой народ, живущий в великом невежестве и грубости»11.

3. Что несла в себе проповедь святого Космы? «Од­нажды преданный святым» (Иуд. 1) образ веры, мысли и жизни. Его проповедь – постоянное прикосновение к подлинным основам народного сознания и глубинам греческого духа. «Я узнал, – говорит Святой, – что по милости Христа, Господа и Бога нашего, вы не элли­ны (язычники), нечестивцы, еретики или безбожни­ки, а благочестивые православные христиане. Вы ве­руете и крещены во имя Отца, и Сына, и Святого Духа и являетесь сыновьями и дочерьми Христа нашего»12. Таким образом, просвещение Космы Этолийского ра­дикальнейшим образом отличается от просвещения западномыслящих интеллигентов. Оно основывается на православной истине, в которой Святой стремит­ся удержать народ, ежедневно сталкивающийся с на­тиском агрессивной иноверной пропаганды. Святой подчёркивает: «Все веры ложные, фальшивые, исхо­дят от диавола. В одном я не сомневаюсь: только наша вера, вера благочестивых православных христиан – вера правильная и святая. Так давайте её держаться, крестившись во имя Отца и Сына и Святого Духа»13.

Косма Этолийский исповедует и проповедует пра­вую веру Отцов: «В Пресвятую Троицу мы, благоче­стивые православные христиане, веруем и Ей покло­няемся. Она есть истинный Бог, и все так называемые «боги» вне Святой Троицы суть демоны»14. «Духовное и материальное, Ангелы и люди, Церковь воинственная и торжествующая – всё существует благодаря люб­ви Пресвятой Троицы, преуспевает и спасается из-за любви к Ней»15. Ещё одним центром проповеди Святого является Христос. Он для праведного Космы не толь­ко Бог, но и «Сладчайший Вседержитель и Владыка». Какое впечатление производили эти слова на народ, который привык называть «вседержителем» тирана – султана, а «владыкой» – своего архиерея! Но для Свя­того Христос выше любой земной власти. В своей про­ поведи он однажды выскажет свою сокровенную меч­ ту: «Ах, если бы, братия мои, я был бы в силах взойти на небо, чтобы воззвать великим гласом и возвестить всему миру, что один Христос наш есть Сын и Сло­во Божие, и Бог Истинный, и Источник всей Жизни!»16 (см. 1Ин.5:2).

Его проповедь была не бесцветным морализатор­ством, а Богословием, которое позиционировалось как онтологическая основа православной нравственности. От веры – персональной связи с Богом – че­рез рассказ о Таинствах и духовной жизни он пере­ходил к человеку и его насущным проблемам. Потому что православная вера – это основа и православной нравственности, и православного образа жизни. Свя­той неустанно напоминает о спасительной триаде до­бродетелей: смирении, прощении и любви как осно­ве христианского общества. Он просит Христа «уко­ренить в сердцах (своих слушателей) мир, любовь, со­гласие, кротость, пламенную веру, истинное покая­ние». Деятельность Патрокосмы была направлена на возрождение не только отдельной личности, но и че­ловеческого общества в целом. Он сам свято жил (как монах-святогорец) и действовал в рамках православ­ного общинно-киновийного идеала. Обретённый на Афоне киновийный опыт Святой несёт миру в своей проповеди: «Что является моим вознаграждением? Чтобы вы собирались по пять-десять человек и бесе­довали об этих священных истинах, о которых я вам рассказал, запечатлевали их в ваших сердцах, что­ бы они вели вас в жизнь вечную»17. Более того, соглас­но свидетельству управителя острова Левка́да святой Косма советовал жителям Пре́везы посещать именно те храмы, где функционировала община.

4. Второй после Православия основой мировоззре­ния святого Космы была любовь к Отечеству. И здесь он выстраивает чёткую иерархию, подчиняя всё, в том числе и патриотизм, православной вере, завер­шающей «всяк дар совершен свыше есть, сходяй от Отца светов». «Моё тщетное, земное, временное оте­чество – местность Апокуро, находящаяся в епархии епископа Арты»18. «Христиане, здесь у нас нет родины (см. Евр.13:14) … Бог потому и … вложил ум в голову, чтобы мы всегда стремились на нашу истинную роди­ ну – Царствие Небесное»19. Приоритет вере, Правосла­вию Святой отдаёт всегда и во всём: «Тело наше пусть сгорит, пусть изжарят его; все земные вещи пусть за­берут у нас (нет им места в будущем, отдайте их, они не ваши) – берегите и заботьтесь только о душе и Христе – лишь это вам необходимо, никто не сможет отнять их у вас против вашей воли. Храните их и не потеряйте»20.

5. В эту последовательность вполне вписывается и выбор языковых средств21 Космой Этолийским – не­сомненный плод его любви к народу. Эта любовь бук­вально разлита в его «Поучениях». При этом простота его языка и стиля никоим образом не обусловлена его собственной несостоятельностью. Сам Косма Этолий­ский обладал высоким по меркам того времени уров­нем образования, полученного рядом с выдающимися наставниками и завершённого в его аскетической ке­лье. Святой соединил языковой код своей эпохи с язы­ком Нового Завета и Божественной Литургии. Димотицизм22 Патрокосмы был естественным, а не искус­ственным. Он не впадал в крайности, так как ставил своей целью не впечатлить слушателей, а принести им духовную пользу (см. 1Кор.9:22). Он не совершал насилие над языком. Проповедовал живо, находя те слова, которые могли затронуть душу народа, вне за­висимости от его социальных и классовых различий. Это был язык Святых отцов и одновременно язык любящего отца. В простых формах речи Святого сокрыто всё богатство греческого языка. С просторечиями со­седствуют цитаты из Священного Писания – Святой использует всё, что было близко и доступно народу, могло принести ему пользу.

О его языковой свободе говорит тот факт, что он приспосабливал свою речь к обстоятельствам. На одном языке он говорил с народом, на другом, более высоком и книжном, писал свои письма. Поистине, «для всех он сделался всем»! Язык и стиль его «По­учений» свидетельствуют о его великодушии к на­роду. Он не стремится показать своё величие и зна­чимость, поэтому упрощает высокие и сложные и не усложняет простые и лёгкие смыслы. И в этом он упо­добляется Христу, Который, будучи Богом, воплотил­ся, чтобы дать нам возможность понять Его и стать Ему сопричастными. Он стал говорить о «земном», так как мы не смогли говорить о «небесном» (Ин.3:12). Вслед за Спасителем так действует и Патрокосма, ис­пользуя эту методику в своём общении с народом­­.

6. Думаю, здесь перед нами со всей определённо­стью встаёт следующий вопрос: какую цель ставил святой Косма перед всем своим миссионерским слу­жением? На мой взгляд, он стремился к внутреннему, духовному освобождению народа, без которого лю­бая внешняя, национальная свобода не имеет смысла и значения. Святой стремился вернуть народ к право­ славной традиции, заложив тем самым основы нового греческого общества. Как он сам говорил, чтобы люди «и эту жизнь прожили хорошо, в мире и любви, а пос­ле наследовали вечную радость Рая»23. Такие простые слова! А вместе с тем в них Святой с точностью даёт определение церковному образу жизни, ставящему человека на путь восхождения на небо. Радость, ра­дость Христова, выраженная в братстве и «общении» (Деян. 2:42), – вот конечная цель этого мира.

Святой Косма верил в возрождение Ромейской идеи и в её историческую миссию. Он видел в право­ славной Греции ту духовную закваску, которая смо­жет оказать ощутимую помощь человечеству. Поэто­му он стремился вернуть народу упавшую от долго­го рабства и многочисленных испытаний самооценку, дать ему сильное и мужественное самосознание.

Жизнь и деятельность Святого всё время движутся между двух полюсов: Православия и патриотизма. Это главные составляющие, определившие его личность и мировоззрение. Их он передаёт и нам через свои Про­поведи. Он чувствовал, что общество развивается, стоит на пороге глобальных изменений, которые угро­жают его миру, миру его традиции. Поэтому он и на­стаивает на своих идеалах, делает всё ради спасения народа и сохранения его идентичности. И этой борьбе он остался «верен до смерти» (Откр.2:10).

Именно поэтому святой Косма так современен и ак­туален для нас. Его слово особенно необходимо в нашу эпоху, когда мы становимся свидетелями восхода рукотворного нового Pax Romana. Нам следует боль­ше говорить о примере святого Космы. Для нас он не просто священный символ, а путеводный маяк в на­шей непростой борьбе за сохранение нашей идентич­ности, за наше историческое выживание.

7. Из всего этого становится ясно, почему «Поуче­ния» святого Космы, равно как и его переписка, имеют большое значение не только для современных греков, но и для любого другого православного общества, жи­вущего в условиях нового мирового порядка и сталки­вающегося с проблемой сохранения своей духовной и культурной идентичности.

Поэтому я не сомневаюсь, что перевод «Поучений» святого Космы на русский язык принесёт в самом бли­жайшем времени большую духовную пользу русско­язычным читателям, ведь они смогут прикоснуться к просвещённому и благодатному слову православно­го пастыря и миссионера, который справедливо оха­рактеризован как великий пророк новой Греции и подлинный носитель православного духа коливадов, преподобного Паисия (Величковского) и исихастской традиции.

Предсказания и пророчества Космы Этолийского

основное / новости

Пророчества, которые принадлежат священномученику Косме Этолийскому (1714 – 1779). Постриженник Святой Горы Афонской, он с благословения священноначалия обходил греческие земли, укрепляя православную веру , благочестие и национальное самосознание греков в тяжкие годы турецкого гнета. Святой Косма мученически скончался в Каликондаси (Эпир) в августе 1779 года. Имея благодатный дар пророчества, он предрек, среди прочего, будущие судьбы нашего народа, многие научные и технические достижения современности и, что особенно важно, восстановление Константинополя как царствующего града, о чем говорили и бывшие до него пророки.

О грядущих событиях святой Косма извещал на особый лад. Так, предсказанное об освобождении Греции от турок облечено у него в картины последних времен и Армагеддона. Ниже приведены те его пророчества, которые, по нашему убеждению, непременно исполнятся в свое время:

если спор разрешится войной, подвергнетесь великому разорению.

Из трех городов уцелеет один;

в городе прольется кровь, в которой будет плавать трехлетний бычок;

когда покажутся в греческих водах тысячи парусников, решится участь города;

по трем тесным ущельям Кра, Краси и Музина – будет продвигаться к городу многочисленное войско. Женщинам и детям хорошо бы уйти в горы. Если спросят вас, далеко ли город, не говорите правду, ибо они причинят вам зло. Войско это не достигнет города, ибо посреди пути узнают, что война окончена;

увидите что люди в небе летают, как скворцы, и швыряют на землю огонь. Все, кто будет жить тогда, побегут на кладбище и станут кричать: «Выходите, умершие, чтобы вошли мы, живые!»;

сколько окажется таких, кого матери родят преждевременно от страха своего!

после войны люди будут пробегать получасовой путь, чтобы отыскать человека и сделать его братом;

счастлив кто будет жить после всеобщей войны. Он станет есть серебрянной ложкой.

Не приводим сбывшиеся предсказания святого, равно как и не имеющие прямого отношения к нашей теме. В приведенных же усматриваем поразительное сходство с разобранными выше. Как и там, так и здесь говориться об ужасах войны, о последней её фазе и катастрофических последствиях и, наконец, «золотом веке» послевоенного времени.

Косма Этолийский был не только выдающимся православным просветителем, но и великим пророком. Количество и разнообразие его пророчеств поражают воображение. Многие из них уже сбылись, некоторые еще ожидают своего часа.

Тематически пророчества могут быть разделены на четыре группы: 1) пророчества, касающиеся освобождения Греции от турецкого владычества и от немцев во Второй мировой войне; 2) пророчества, посвященные конкретным людям или территориям; 3) пророчества о будущих войнах и о будущем человечества в целом: 4) пророчества о различных изобретениях и научных открытиях.

Большинство пророчеств святого Космы дошли до наших дней. Это связано с тем, что они передавались православными из уст в уста, из поколения в поколение. Каждый город, каждое селение, каждая местность и страна, где был святой Косма, хранят его пророческое слово. Многие его пророчества связаны с конкретными местами и не могут быть поняты без знания местных реалий, исторического контекста. Некоторые, напротив, связаны с судьбами Вселенского Православия и современного мира.

Здесь публикуются наиболее интересные пророчества. При необходимости они сопровождаются пояснениями и комментариями.

1 Это место однажды вновь станет ромейским, и счастлив тот, кто будет жить в этом государстве. (Косма часто произносил это пророчество, посещая с проповедью различные места порабощенных Балкан. Все они вскоре были освобождены от турок.)

2 Сначала придут “красные колпаки”, затем на пятьдесят четыре года их сменят англичане, а затем будет греческое государство. (Сказано на острове Кефалония об освобождении Ионических островов. Это пророчество исполнилось с поразительной точностью: вслед за венецианцами островами стали владеть французы — в народе их называли “красные колпаки”; их на пятьдесят четыре года сменили англичане; и только затем Ионические острова, как и предсказал святой Косма, получили долгожданную свободу.)

3 Чаемое придет в третьем поколении. Его увидят ваши внуки. (Это пророчество в точности исполнилось. Годы национального освобождения действительно пришлись на третье поколения с момента произнесения этого пророчества.)

4 Придет время, когда враги заберут у вас даже пепел из очага. Но вы не изменяйте своей вере, как это сделают многие другие.

5 Придет время, когда православные будут враждовать между собой. Я же призываю вас к миру и согласию.

6 Придет время, когда миром будут управлять alala и balala. (alala и balala — игра слов. Здесь святой Косна имел в виду бездушные механизмы.)

7 Придет время, и вы ничего не станете (не сможете) узнавать.

8 У вас потребуют ружья. Отдайте одно, но другое оставьте себе. Одно ружье сто жизней спасет.

9 Придет время, когда не будет былой гармонии между мирянами и священниками.

10 Придет время, когда христиане поднимутся друг на друга.

11 Однажды придет лжепророк. Не верьте ему и не радуйтесь его приходу. Он уйдет и больше не вернется.

12 Школы породят такие вещи, что трудно себе и представить.

13 Причина всеобщей войны будет в Далмации (Сараево). Сначала будет разделена Австрия, а затем и Турция. (Святой удивительно точно предсказал события, предшествовавшие Первой мировой войне. Он также предсказал ее ход и итоги.)

14 Зло придет к вам от образованных.

15 Вы увидите, как по степи будет мчаться повозка без коней, несущаяся быстрее зайца. (Здесь святой предсказал появление автомобиля.)

16 Придет время, когда земля будет опоясана одной ниткой (телеграф)

17 Придет время, когда люди будут разговаривать из одной дальней местности с другой, например из Константинополя с Россией (телефон).

18 Вы увидите, как люди будут, словно птицы, летать над землей, низвергая пламя на землю. Тогда живые побегут на кладбище и будут кричать: “Выходите вы, умершие, чтобы мы, живые, заняли ваше место!”

19 Родится зверь, который будет воевать против вас.

20 Придет время, когда воры и разбойники уже не будут скрываться в горах, но будут жить и воровать в городах.

21 Счастлив тот, кто переживет мировую войну. Он будет есть серебряной ложкой.

22 После всеобщей войны людям придется проделать получасовой путь, чтобы встретить человека и побрататься с ним.

23 Пусть в вашем доме будут три двери: если захватят одну, вы уйдете через другую.

24 Просите, чтобы был день, а не ночь, лето, а не зима.

25 Отдайте все, что у вас будут просить, берегите только ваши души.

26 Люди дойдут до такого состояния, что не будут иметь даже одежды, а все потому, что станут лентяями.

27 Люди станут бедными, так как не будут иметь любви к деревьям и растениям.

28 Священики станут хуже и бесчестнее простых мирян.

29 Священники станут такими же, как простые миряне, а миряне уподобятся зверям.

30 Когда станут управлять молодые, придет беда.

31 Многое произойдет. Города станут похожи на бараки.

32 Столько всего произойдет, что матери будут от страха преждевременно рожать своих детей.

33 Папа да проклят будет, ибо он станет причиной войн и общемировых бедствий. (Пророчество святого исполняется в наши дни. Стоит вспомнить зверства хорватов во время Второй мировой войны, современный геноцид сербов в Боснии и Краине. Эти действия фактически получили одобрение папы Римского.)

34 Придет время, когда диавол войдет в коробку и будет кричать оттуда. А из коробки будут торчать его рога. (Очевидно, речь идет о телевизоре. Святой Косма предсказал растлевающее и зомбирующее влияние некоторых телевизионных программ.)

Перевод с греческого Афанасия Зоитакиса

Из книги “Будь верен до смерти. Судьбы Православия в Османской империи XV-XX вв.”