Космонавты о боге

Алексей Леонов: «К Богу я пришел в космосе»

В нынешнем году день Светлого Христова Воскресения совпал со светским празднованием — Днем космонавтики. У генерал-лейтенанта авиации Алексея Леонова, первого в мире космонавта, вышедшего в открытый космос, 2015 год — по-настоящему юбилейный. А еще про него начали снимать кино.

В 2015 году на праздник Пасхи приходится еще и День космонавтики. И в этом же году — 50 лет вашему выходу в открытый космос.

— И не только это…

Что же еще?

— 40 лет полету экспедиции «Союз»- «Аполлон». И летом должны приехать в Москву американские астронавты — участники полета.

А что для Вас главное в этом году?

— Главное, конечно же, — Пасха. А что День космонавтики совпал в этом году со Светлым Христовым Воскресением — не в том дело. Дело в отношении к вере, к Церкви, ко всему — всерьез. А вот это встречается сегодня, увы, крайне редко.

Ну. уж Вы-то как раз ко всему относитесь всерьез. Строите церковь на месте гибели Гагарина…

— Восстанавливаем… Это Андреевский храм в деревне Новоселово Владимирской области. Трудно идет, тяжело. Это моя боль, можно сказать. Хотя колокола уже готовы. Каждый со своим именем — именем одного из погибших наших космонавтов.

Но мы восстанавливаем и еще одну церковь. В другой области — Рязанской. Храм Всемилостивого Спаса в усадьбе генерала Скобелева.

О «белом генерале» и вовсе вспомнили благодаря вам, вашему Скобелевскому комитету…

— Главное, что вспомнили. А ведь прежде Скобелева у нас не жаловали. Ну как же — он ведь считал, что один из «китов», на которых держится Россия, — Православие. А у нас какое могло быть Православие после Ленина!.. Прекрасно к тому же разбирался Скобелев, кто друг, а кто не очень. Потому и не жаловали.

А генерал, между прочим, не имел поражений, как и Суворов. И, как Суворов, оберегал воинов своих — простых солдат. Образованнейший человек, говоривший на нескольких языках. Да разве можно его не полюбить?! Я, например, полюбил с самого детства. Хотя найти что-то почитать о Скобелеве было весьма непросто, но я нашел — книгу Василия Ивановича Немировича-Данченко. Интереснейшие воспоминания!

Почему Скобелева называли именно «белым генералом»?

— Все просто. Он более всего любил белый мундир, часто носил его. Кстати, памятник Михаилу Дмитриевичу стоял в самом центре Москвы — там, где сейчас князь Юрий Долгорукий на коне. В 1918-м снесли. Скобелевскую площадь поменяли на Советскую. Да что ж удивляться-то?! У нас ведь и памятника Суворову очень долго не было…

Так поляки были против, мол, подавлял восстание Тадеуша Костюшко.

— Ну вот… Теперь и Суворов стоит, а в прошлом году Скобелев, наконец, вернулся в столицу. Не в центр, правда, но и не так далеко — стоит теперь напротив Академии Генштаба. Слава Богу! Да и место хорошее. А главное, что теперь хоть на йоту, но мы уже лучше будем знать нашу историю.

Так ведь это Ваших рук дело — памятник-то…

— Главное — что он есть. А обо мне, уж если начистоту, в телерепортаже об открытии монумента никто даже и не вспомнил. Зато Мединского назвали. И Военно-историческое общество. Ну, да Бог им судья! А нам есть о чем подумать и чем заняться. Предстоит так много всего восстановить в скобелевской усадьбе, завершить восстановление церкви в Новоселове. Надеемся, Бог поможет.

А Вы когда к Богу пришли?

— Вот 50 лет тому назад и пришел, когда в космический корабль надо было вернуться из открытого космоса, а возникли трудности.

Говорят, о Вас уже снимают фильм?

— Да и не один даже, а целых три. В картине «Время первых» меня Евгений Миронов играет. Через год фильм должен выйти на экран. Другие — документальные. Такие уже были. А вот чтобы меня кто-то играл — это впервые. Посмотрим.

Беседовал Сергей ЛИТВИН

Алексей Леонов: Иконы в космосе

Советский космонавт Алексей Леонов, первым вышедший в открытый космос в 1965 году, умер в пятницу 11 октября на 86-м году жизни. В 2006 году Алексей Архипович дал интервью нашему журналу. Мы предлагаем перечитать его сегодня со светлой памятью об этом великом человеке.

Был ли Гагарин атеистом? Как на космической станции появились иконы? Есть ли жизнь на Марсе и во Вселенной? На эти и другие вопросы отвечает летчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза Алексей Архипович ЛЕОНОВ.

– Не секрет, что наши космические победы использовались в антирелигиозной пропаганде. Утверждалось, что Бога нет, раз Гагарин не видел Его во время полета. Вы хорошо знали Юрия Алексеевича, были его другом. Как он относился к вере? Был ли он таким убежденным атеистом, каким его иногда представляют?

– Вспоминается такой случай. На одном из приемов в Георгиевском зале, посвященном полету Гагарина, Хрущев спросил Юру, не видел ли он в космосе Бога. Тот, заметив, что Хрущев спрашивает шутя, возьми да и ответь: “Видел”. Хрущев посерьезнел и сказал: “Никому об этом не говори”.

Все значительно сложнее. Я хорошо знал Юрия и могу утверждать, что он никогда не был оголтелым атеистом. Ведь он был крещен (кстати, как и я), но при том всеобъемлющем контроле со стороны партии открыто верить было почти невозможно. И все-таки у многих из нас было достаточно ума и души, чтобы чувствовать, что “там” что-то есть. Мне нравится фильм “Космическая одиссея 2001 года”. Он снят по книге Артура Кларка, к слову, очень верующего человека. В нем хорошо выражено тогдашнее наше мироощущение.

Вообще, для меня Юра – это почти святой человек. Как он любил родителей, особенно мать! Какие писал ей письма. Не могу забыть одно из них: “Я так люблю тебя, мама, так вспоминаю! Я так любил целовать жилочки на твоих руках”… Юра всех любил, поэтому и его любили все. Как он заботился о семье, друзьях, совершенно незнакомых людях, которые приходили к нему за помощью! Все это говорит о том, что душа у него была христианская.

Ну не умели мы креститься! Ведь религия уничтожалась. Помню ужас матери, когда я, еще мальчишкой, нашел дома иконку Богородицы. Мама закричала: “Дай немедленно!”, отняла ее, спрятала. Ведь в то время верующие считались врагами. Страна была в оцепенении. Вспомним Бутово, Соловки, бесчисленных мучеников за веру. Трудно было верить в то время, ох как трудно!

На месте гибели Гагарина
Фото Владимира Ештокина

– А почему Юрий Алексеевич так рано ушел от нас? Мне доводилось слышать мнение, что “его забрал Бог“, чтобы он не видел крушения своих идеалов, развала страны, которую он так любил и для которой столько сделал?

– Может быть, и так. Но думаю, что его убил наш тогдашний бардак. Я участвовал в расследовании катастрофы, произошедшей 27 марта 1968 года. Тогда мы точно установили, что ее причиной стал самолет, пролетевший в недопустимой близости от самолета Гагарина и Серегина. Это вина руководителей полетов. Так что, Юру забрал не Бог, а наше разгильдяйство.

И все же я верю, что ему “там” сейчас хорошо. Ведь, повторюсь, душа у него была необыкновенно светлая, христианская.

– Есть ли верующие среди космонавтов, конструкторов космической техники? Есть ли они среди Ваших зарубежных коллег?

– Конечно, есть. Немало христиан среди американских астронавтов. Мне довелось побывать у многих из них дома, и почти везде я видел специальные уголки, комнаты для молитв. Там на стене обязательно висит распятие, постелен коврик, чтобы можно было стать на колени, помолиться.

Недавно я гостил у Томаса Стаффорда. Вместе мы летали по программе “Союз – Аполлон”. Когда мы сели за обеденный стол, один из его сыновей вслух прочел молитву.

Мы с Томасом давние друзья. Одного из своих внуков он назвал в мою честь, а я внучку – в честь его дочери. В Томе меня всегда поражала его действенная вера, впрочем, какой другой настоящая вера может быть? Не так давно он усыновил двух русских мальчишек из детского дома во Фрянове. Сейчас Майкл и Стас одни из лучших в своей школе.

Что же касается моих российских коллег… Нам запрещали верить, но относиться друг к другу по-христиански нам никто запретить не мог. Как тут не вспомнить Сергея Павловича Королева. Известно, что он долгое время был в заключении. Сколько ему там пришлось вынести, какие страдания выпали на его долю! Но он простил своих врагов, не озлобился. Это очень по-христиански. Его душа похожа на Юрину. Она такая же светлая, радостная. Может быть, поэтому Сергей Павлович и Юра так тепло относились друг к другу.

Без веры в нашем деле трудно, почти невозможно. Космонавт, отправляющийся на орбиту, должен знать, что все будет в порядке. Это сейчас можно получить благословение у священника, сходить в церковь, как многие и делают. Раньше этого не было, вот многим из нас и не оставалось ничего другого, как верить… в приметы. Сергей Павлович знал все наши суеверия и, как хороший психолог, использовал. Например, он не разрешал, чтобы на космодроме были женщины. На стартовом столе их просто не должно было быть.А уж с пустыми ведрами… Долгое время я был командиром отряда космонавтов и, отправляя экипажи в космос, устраивал такие вещи: выходит экипаж на старт, а ему навстречу девушка с ведрами, полными водой. Ребята говорят: всё, нам повезет!

– Алексей Архипович, сейчас многое изменилось. Корабли перед стартом освящают, а на Международной космической станции есть даже иконы Богородицы. Как Вы относитесь к таким переменам?

– А вы знаете, как первая икона попала на станцию?

– Признаться, нет.

– В 1982 году я летел на один из космических конгрессов. Моими попутчиками оказались два священника. Они подарили мне небольшую металлическую иконку Богородицы. Прилетели в Тулузу. Нас повели на экскурсию в космический центр, расположенный в этом городе. Водили по самым секретным лабораториям, двери которых открывались специальными ключами-карточками. Подошли к одной. Сопровождающий приложил ключ. Дверь не открылась. Приложил второй раз, и вновь ничего. Тогда я достал иконку, прикоснулся к замку, и дверь открылась! Французы в шоке. Как так, икона открыла суперзамок! Потом я отдал ее друзьям-космонавтам, отправляющимся на орбитальную станцию. Так она оказалась в космосе.

Я рад, что произошли такие перемены. Вера помогает, без нее трудно. Ребята знают, что станция освящена. Значит, с нами “чистая сила”. Не нечистая, а именно чистая.

А еще я очень жалею, что многого не знаю. Библию в первый раз я увидел в Америке в 1973 году, где проходил подготовку по программе “Союз–Аполлон”. Однажды открылась дверь в мой гостиничный номер, и кто-то бросил мне на кровать книгу в зеленой обложке. Библия, причем на русском языке! Я тут же выскочил в коридор и крикнул: “Дайте вторую. Со мной живет бортинженер”. Дали. Я прочитал ее и неожиданно понял, что внешние требования коммунизма очень похожи на библейские заповеди. И тут я осознал, сколького лишился наш народ, каких духовных сокровищ! Это было потрясением. Я убежден, что библейскую историю должен знать каждый человек. Верить или не верить – дело сугубо личное, но знать ее нужно обязательно.

– Алексей Архипович, в марте 1965 года Вы первым из землян вышли в открытый космос, оказались один на один с космической бездной. Какие мысли были у Вас в тот момент?

– Полет в космос – это сильнейшее потрясение, перетряхивающее всего человека, прежде всего, душу. Я разговаривал со многими космонавтами, и все с восхищением вспоминали время, проведенное на орбите. Помню слова Юры: «Облетев Землю на корабле “Восток”, я увидел, как прекрасна наша голубая планета. Люди, давайте хранить красоту Земли, приумножать ее, а не разрушать». Потом сколько бы ни летали, у всех была одна и та же мысль: “Землю, ее божественную красоту нужно сберечь”. Причем, так говорили не гуманитарии. Это слова людей инженерного склада, “технарей”.

Тогда, в 1965 году, выйдя из корабля, я вдруг подумал: “Человек – песчинка, но разум этих “песчинок” позволил мне оказаться среди звезд”. Это была действительно божественная картина. Звезды были везде: вверху, внизу. А подо мной плыла земля. И все же мне тогда было трудно отделаться от мысли, что атмосфера над Землей такая же тонкая, как… калька на чертеже. Так что же мы творим, когда уничтожаем ее, а вместе с ней и всю Землю!

Такие впечатления меняют человека. Когда мы, космонавты, астронавты, собираемся вместе, мы не делим друг друга на “белых” и “цветных”, русских, американцев, европейцев. Мы все дети Земли, дети Божии. Без полета нам было бы сложнее понять эту простую истину.

– Сейчас одна из самых острых проблем в стране – разобщенность людей. Как Вы считаете, могут ли новые победы в космосе – например, полет на Марс – сплотить людей в России, в мире? Сплотить так, как это было после полета Гагарина?

– Конечно, могут. Для этого нужно перестать тратить деньги на войны. Американцы в Ираке уже израсходовали столько денег, сколько хватило бы на организацию не одного, а двух полетов на Марс.

Тут многое зависит и от прессы. Гагарин – наш национальный герой. Он сделал для России необыкновенно много. А как сейчас о нем пишут в некоторых “желтых” изданиях? Откуда появится любовь к Отечеству, желание молодых хоть чем-то заниматься, когда со страниц газет льется поток гадостей и небылиц.

Страна не может жить без героев, без тех, на кого можно равняться, кому хочется подражать. Вспоминаю детство. В нашем доме поселился летчик: красивый, во френче, с портупеей. Мне было шесть лет, и я ходил за ним с утра до вечера. Однажды он меня спросил: “Мальчик, почему ты все время ходишь за мной?” Я говорю: “Хочу быть таким, как Вы”. “Так будь, кто тебе мешает? Учись, занимайся спортом”. Это меня перевернуло. Я ему очень обязан, ведь если бы не он, я бы не стал космонавтом.

– Известно Ваше увлечение живописью. Тема многих Ваших работ – многообразие жизни в космосе. Как Вы считаете, “есть ли жизнь на Марсе”, или мы одни во Вселенной?

– На Марсе, я думаю, нет. А вот во Вселенной… Сейчас мы этого не знаем. Делаются попытки ее найти, пока безуспешные.

Меня, если честно, больше волнует сохранение жизни на Земле. Я много размышлял над тем, что произошло у нас после революции. Что случилось с людьми? Почему их обуяла стихия разрушения? Вспомним, как жгли иконы, которым было по сто, двести лет. Как разрушили храм Христа Спасителя, тысячи других святынь. Почему это произошло в православной стране? И как не допустить этого в будущем?

Мне жаль разрушенные соборы. Я всю жизнь увлекаюсь древнерусской архитектурой. Везде, где я бывал, я обязательно заходил в местные храмы, вглядывался в их красоту. Было грустно видеть то, что многие из них полуразрушены.

Сейчас, слава Богу, мы возвращаемся к своим корням. Я восхищаюсь тем, что удалось возродить храм Христа Спасителя. Ведь были неимоверные сложности, многие сложности. Многие думали, что это абсолютно невозможно. Я много езжу по стране и везде вижу, как возрождаются храмы. Это меня очень радует.

Алексей Архипович Леонов родился 30 мая 1934 года в селе Листвянка Кемеровской области. Военный летчик, космонавт. Совершил два космических полета – в 1965 и 1975 годах. В ходе первого осуществил первый в истории выход в открытый космос. Во втором А.А. Леонов был командиром “Союза-19”. Полет проводился по программе “Союз – Аполлон” и стал началом международного сотрудничества в космосе. Дважды Герой Советского Союза.

Картины Алексея Леонова

(Иллюстрации содержат гиперссылки на сайт Science Fiction Art – космическая и научно-фантастическая живопись А.Леонова и А.Соколова, там можно подробнее узнать об истории картины и ее сюжете).

Ночное свечение ореола атмосферы

Иллюстрации: сайт Science Fiction Art – космическая и научно-фантастическая живопись А.Леонова и А.Соколова

Фото Владимира Ештокина

Ушел из жизни дважды герой Советского Союза, летчик-космонавт Алексей Архипович Леонов — землянин, первым шагнувший в открытый космос. Его похоронили 15 октября на Федеральном военном мемориальном кладбище в подмосковных Мытищах. Ушла ли вместе с ним тайна, которая «числилась» за легендарным космонавтом? Она волнует умы обывателей с того момента, когда стало известно, что в 1976 году Алексей Леонов побывал на Луне в составе совместной советско-американской секретной экспедиции «Аполлон-20».

Внутри «Аполлона-20»: антураж очень достоверный.

Теперь мы никогда не узнаем правду? Леонов уже не расскажет, а власти США и России — тем более. В силу того, что участники экспедиции летали на Луну исследовать обнаруженный там инопланетный космический корабль. Так, по крайней мере гласит легенда, повод вспомнить о которой дало нынешнее скорбное событие.

Сообщаю: тайна экспедиции «Аполлона-20» была раскрыта еще при жизни Алексее Архиповича. Но об этом мало кто знает.

Мона Лиза и ее вечная гробница

По официальной и общеизвестной версии, пилотируемые экспедиции на Луну закончились в декабре 1972 году. И после того, как наш естественный спутник покинули Юджин Сернан и Харрисон Шмитт — члены экипажа «Аполлона-17», люди там больше не появлялись. Десятилетиями это оказалось очевидным. Но в 2007 году вдруг появились якобы документальные кадры и история, поясняющая откуда они взялись.

На кадрах — космический корабль пришельцев, обнаруженный на Луне, и сами пришельцы, обнаруженные внутри корабля мертвыми.

Из сопровождающей информации следовало, что корабль пришельцев — эдакая огромная сигара — был замечен на одном из снимков лунной поверхности, сделанных с борта «Аполлона-15» . В НАСА удостоверились, что сигара реальная и снарядили к ней совершенно секретную экспедицию — «Аполлон-20». Экспедиция состоялась в августе 1976 года. В состав экипажа входил летчик-космонавт СССР Алексей Леонов. Его сопровождали американские астронавты Уильям Рутледж и Мариета Снайдер.

Эмблема совместного советско-американского полета.

Леонов и Рутледж высадились на Луну, добрались до инопланетного корабля, лежащего на краю кратера. Проникли внутрь. Снайдер оставалась на орбите в командном модуле. Снимал Рутледж. Он и рассказывал о том, что видел.

Вот самая суть повествования. Длина корабля более 3 тысяч метров, диаметр — около 500 метров, возраст полтора миллиарда лет. Леонов и Рутледж добрались до рубки и нашли там останки пилотов — мужчины и женщины. Тело мужчины сильно разложилось, а женщина выглядела хорошо. Посетители решили, что ее сохранности способствовала тонкая пленка, которой было покрыто тело. Ни жива, ни мертва — так отозвался астронавт об инопланетянке.

Корабль пришельцев, обнаруженный на Луне. Его летел обследовать экипаж «Аполлона-20».

Инопланетный корабль и его «реконструкция».

Женщина лежала в рубке голой. Гениталии, грудь, кожа, волосы выглядели вполне по-человечески. За исключением пальцев, которых было по 6 на каждой руке и ноге. К пальцам на руках и к лицу тянулись кабели и какие-то рычаги. Рост женщины составлял 165 сантиметров. Мона Лиза — так ее назвали. Доставили на Землю вместе с головой мужчины. Где сейчас инопланетяне, неизвестно.

Инопланетянка по имени Мона Лиза — нетленна вот уже полтора миллиарда лет.

Тело инопланетянки, покрытое некой прозрачной пленкой.

Вслед за фильмом появилось интервью самого Уильяма Рутледжа, проживающего ныне в Африке. Ему уже под 80. Бывший астронавт подтвердил, мол, так дело и было. А на вопрос, «что же Алексей Архипович Леонов про «Аполлон-20″ молчит?», ответил, что его — Леонова, наверное, никто не спрашивал. Если спросить неожиданно, то космонавт признается. Но если он уже знает, что кадры обнародованы, то будет, конечно, все отрицать.

Неожиданная разгадка

История с посещением корабля, лежащего на Луне, всплыла в 2017 году в связи с сенсационным астрономическим открытием. Его не забыть. Астрономы из Гавайского университета (University of Hawaii) обнаружили сигарообразный объект, двигавшийся из созвездия Лиры по направлению к Солнцу на огромной скорости. Многие вполне серьезные ученые посчитали его инопланетным кораблем, назвали Оумуамуа — «посланник, прибывший первым издалека» в переводе с гавайского языка. А некоторые увидели, что Оумуамуа поразительно похож на лунный корабль — тот, в котором побывал Леонов. Только был гораздо меньше: порядка 800 метров в длину и около 80 метров в диаметре.

Оумуамуа — уменьшенная копия инопланетного корабля, обнаруженного на Луне.

Я уж было собрался звонить Алексей Архиповичу, давнему другу «Комсомольской правды», чтобы застать космонавта врасплох, как советовал Рутледж. И послушать, что он скажет. Какими словами меня охарактеризует.

Но тут появилось признание французского художника Терри Спета (Thierry Speth), который заявил, что никакого Рутледжа на самом деле нет и не было. От его имени выступал он — Спета. А история про «Аполлон-20» и инопланетную Мону Лизу это фейк — выдумка, которую он сочинил. Брехня, говоря по-нашему. Кадры якобы с борта «Аполлона-20» , с Луны и из корабля пришельцев тоже изготовленная им мистификация. Тела инопланетян — муляжи.

Книга, по которой и была снята мистификация.

Француз выдавал отснятые им сюжеты за документальные, выкладывал сериями на YouTube, сообщая, что переводил в видеоформат кадры с оригинальной 16-миллиметровой пленки. Они снискали невероятную популярность. Многие не верят в то, что признание Спеты было искренним. Мол, обманул, что наврал.

Аполлон-20 1 часть. Аполлон-20 1 часть

Аполлон-20 2 часть. Аполлон-20 2 часть

Аполлон-20 3 часть. Аполлон-20 3 часть

В подтверждение признания художник продемонстрировал свою книгу «Apollo 20 la mission inconnue: Mémoires du Commandant de la mission William Rutledge», в которой выдуманная история предстала полностью. Жанр — квази документальная фантастика аля Дэн Браун.

— Хотелось привлечь внимание людей к тайнам космоса, — сказал в свое оправдание выдумщик. И пояснил, что «пристегнул» к своей мистификации Леонова для пущей убедительности — его хорошо знали на Западе, как участника реального советско-американского полета по программе «Союз-Аполлон». К тому же Спета догадывался, что его герой не будет поднимать скандал в случае чего.

Смутная фигура внутри «Аполлона-20» -это якобы Алексей Леонов.

Я сейчас жалею, что не позвонил тогда — 2 года назад — Алексею Архиповичу и не задал дурацкие вопросы. А мог бы. Но постеснялся. И не спросил, знал ли космонавт, что его отправили на Луну. Вот что уж точно останется тайной. Последней тайной.

Итак, история с «Аполлон-20» вымышленная. Но не от начала до конца. Огромный сигарообразный объект, лежащий в кратере, похоже, реальный. Он виден на нескольких снимках, сделанных с борта «Аполлона-15». Например, на снимке AS15-P-9630 из каталога лунных фотографий. И на некоторых других он виден.

Гипотеза энтузиастов-уфологов такова: в кратере — материнский корабль, который потерпел аварию более миллиарда лет назад. Оумуамуа — разведывательный зонд с этого корабля. Или «спасательный катер», который тоже сломался. Затерялся где-то по пути, но все-таки как-то «вырулил» и прибыл безмолвным и неуправляемым по сильно вытянутой эллиптической траектории.

Один из снимков НАСА, на которых виден сигарообразный объект.

Энтузиасты предлагают уподобиться экипажу вымышленного «Аполлона-20» и слетать к «Большому Оумуамуа» на самом деле.

Почти пятьдесят лет назад — 20 июля 1969 года, без четырех минут десять вечера по времени восточного побережья США командир космического корабля “Аполлон-11” Нил Армстронг первым из людей ступил на поверхность Луны, выйдя из спускаемого модуля “Орел” (“Eagle”), — пишет “Независимая газета”. — Топлива в корабле оставалось всего на 30 секунд. Вскоре к Армстронгу присоединился Эдвин Олдрии. В это время третий член экипажа, Майкл Коллинз, находился в корабле на орбите. Два астронавта в общей сложности провели на лунной поверхности 21 час. Вся тройка успешно возвратилась на Землю, привезя около 19 килограмм лунных камней.

В Москве в момент, когда Армстронг ступил на поверхность Луны, было уже раннее утро. Для большинства наших соотечественников прогулки двенадцати американцев по Луне в 1969–1972 году оставались, надо признать, некой маргиналией, отходом от “магистрального пути развития космонавтики” — создания все более сложных орбитальных станций, на которых ставились рекорды длительности полета космических экипажей. На деле же и тогда, и сейчас люди ответственные прекрасно понимали: американцы вчистую выиграли, играя по правилам, нами же и предложенным в 1957-м и в 1961-м. Именно тогда и первый спутник, и полет Юрия Гагарина призваны были продемонстрировать две важные вещи: мощь советских межконтинентальных ракет и преимущества социализма над капитализмом.
Много лет назад, в день, когда Нил Армстронг с Эдвином Олдрином развернули на Луне американский флаг и установили табличку, сообщающую, что они пришли с миром от имени всего человечества, на космодроме Байконур только-только начали разгребать титанические руины, образовавшиеся 4 июля, когда “наш советский “Сатурн”” — ракета Н-1 — взорвался, не успев покинуть стартовое сооружение и окончательно похоронив надежды уже не обогнать американцев, но хотя бы… хотя бы что? Оказаться на Луне через год-два после триумфальной посадки Армстронга?
Впрочем, оставим старые и никому не нужные споры о могуществе двух сверхдержав и порассуждаем о более насущном, и если хотите, вечном вопросе — о космосе и Боге. Вероятно, как и я, вы много раз слышали о том, что космонавты в космосе видели Бога (причем американские космонавты видели, а наши нет), или даже о том, что они встречались с некими существами, напоминающими ангелов… Что ж, попробуем разобраться…

БОГА ВИДЕЛ?

Накануне праздника 12 апреля, на следующий день после старта очередной экспедиции на МКС, в редакцию “Новых известий” пришел один из самых знаменитых наших космонавтов. Улыбка Георгия Гречко, без преувеличения, может соперничать с улыбкой Гагарина, только, пожалуй, хитрее и озорнее. Хотя на протяжении двухчасовой беседы стены редакции то и дело сотрясались от хохота, разговор получился серьезным, подчас грустноватым, — пишет Михаил Поздняев для “Новых известий”:
Георгий Михайлович, ходил такой анекдот, что, когда Гагарин слетал в космос, одна старушка спросила его: “Ну, что, сынок? Видел Бога?” — “Нет, не видел”. На что она ответила: “Конечно! Если ты его на земле не встречал, откуда ему взяться в космосе!”. Анекдот анекдотом, но были сообщения, что несколько астронавтов США после полетов очень ударились в религию, объясняя это тем, что в космосе им были даны некие знаки. Вас не посещали на орбите подозрения, что Земля имеет божественное происхождение?
Прежде всего, Гагарина спросила не старушка, а Хрущев. Он отвел Юру на приеме в Кремле в сторонку и спросил: “Бога видел?”. — “Конечно, видел”. Хрущев говорит: “Я так и знал. Но ты об этом никому больше не говори”. А потом Гагарин был на аудиенции у Папы Римского, и Папа задал Юре тот же вопрос. Гагарин ответил: “Да какой там Бог! Никого я не видел!”. И Папа сказал: “Я так и знал. Но ты об этом никому больше не говори” (смеется).

Теперь, когда мы восстановили истину о Гагарине, на вопрос попробую ответить я. Меня связывает дружба с несколькими американскими астронавтами. Каждый год мы встречаемся семьями, и особо теплые отношения у меня завязались с Эдвином Олдрином, по прозвищу Базз. Олдрин, как известно, второй человек, ступивший на Луну после Нила Армстронга. Но ведь снимки Армстронга, ступающего на Луну, кем-то ведь были сделаны — так что надо еще подумать, кто был первым. И я как-то отвел Олдрина в сторонку и сказал: “Давай признавайся. Пишут, что когда вы сели на Луну, то, выглянув в иллюминатор, сказали: “О, а они уже здесь!” Кого вы там увидели?” — “Да нет, было сказано: “Мы уже здесь!”, просто нас не расслышали”. Я говорю: “Хорошо. Тогда вот что. Все знают, что по Луне катались ангелы в виде огненных шаров, которые с вами говорили по-английски”. Он на меня очень подозрительно посмотрел и ответил: “Нет, Джордж, ангелов там не было”. — “Тогда третий вопрос. У вас там что-то сломалось, вы не могли взлететь с Луны, но мимо шел Порфирий Иванов в своих семейных трусах и спас вам жизнь”. Тут Олдрин даже сделал от меня шаг назад. “Базз, — говорю, — ты не думай, я не сумасшедший. Просто это те слухи, которые о вас ходят. Когда начинаешь возражать, что все это вранье, тебе отвечают: “Но ты же там не был!” А теперь я могу всем сказать, что разговаривал с тобой один на один, и ты от меня даже шарахнулся”.
Почему я верю в Бога? Потому что во время войны, даже не на фронте, а в тылу или в оккупации, как случилось со мной, другой надежды у человека нет, кроме как на Бога. И я могу Вам сказать, что тогда практически все были верующими. Потому что жить хочется. И я, мальчик, верил. И постился перед Пасхой, и на Рождество ходил по дворам славить Христа. Хлеба не было, но коржик или кукурузину вареную нам давали за наши песни. Когда немцев прогнали, я вернулся в Ленинград. Мама жива, отец пришел с войны тоже живой, и этот вопрос как-то сам собой перестал быть острым. Да я еще прочитал книжку “Библия для верующих и неверующих” Емельяна Ярославцева, главного советского атеиста. Поскольку у меня аналитический ум, тогда мне, мальчишке, показалось, что, вроде, там логично доказывалось, что Бога нет. И я об этом долго не задумывался, пока на седьмом десятке не стал анализировать свою жизнь.
И вдруг увидел вот что. При своей любви к скорости я на мотоцикле три раза падал, при своей любви к плаванию пять раз тонул. Во время войны одного моего приятеля на куски разорвало снарядом. Все ребята, стоявшие в отдалении, были ранены, а я, который стоял ближе всех, остался невредим. Я был под обстрелом на открытом пространстве. Попадал и в более тяжелые передряги. Например, когда я развелся с женой, меня пять раз песочили на партсобраниях. Вы зря смеетесь. Потому что, когда человек, с которым только что клялись друг другу в вечной дружбе, тебе говорит: “Ах, ты разводишься, значит, можешь, и родине изменить!” — это не смешно…
И вот, будучи специалистом в области теории вероятности, вдруг я понял: у меня столько было возможностей потерять жизнь или ее смысл, но всякий раз что-то помогало мне остаться на вот этой самой “линии жизни”.
Почему я остался жив? Почему не сработала теория вероятности, по которой в половине случаев я должен остаться жив, но в тех же пятидесяти процентах случаев должен изувечиться или исчезнуть? Да потому что, по той же теории вероятности, если этот закон не соблюдается, значит, ось, делящая судьбу ровно посередине, кем-то сдвинута. Поскольку, кроме Бога, никто не мог ее сдвинуть, я верю, что был рожден, чтобы стать космонавтом. И когда я по наивности, по горячности, по глупости что-то делал, чтобы сойти с этого пути, меня, подозреваю, мой ангел-хранитель жестоко наказывал. Доводил до отчаяния. А потом самым невероятным образом возвращал на мой путь… Я не призываю вас анализировать собственную жизнь по теории вероятности — просто честно рассказал, как пришел к вере.

МИР ТЕБЕ, БРАТ ИНОПЛАНЕТЯНИН!

Существование внеземных цивилизаций — вызов, но не угроза для религий, — пишет “Независимая газета”. — «Не входит ли существование жизни на других планетах в противоречие с католической верой?» — спросил корреспондент информагентства Catholic News Service нового главу Ватиканской обсерватории священника Хосе Фунеса. 43-летний аргентинский иезуит, в конце августа приступивший к исполнению своих новых обязанностей, не стушевался. «Мне не кажется, что существование инопланетян создаст какие-то трудности для богословия или для нашей веры, ведь обитатели других планет — тоже создания Бога», — ответил он.
А в интервью итальянскому информагентству ANSA аргентинский иезуит заявил: «Святой Франциск Ассизский называл волка «братом волком» (а также Солнце «братом Солнцем» и Луну «сестрицей Луной». — «НГР»). Так почему же мы не можем называть инопланетянина «братом инопланетянином?!»
Хосе Фунес сменил на посту главы Ватиканской обсерватории 73-летнего американского иезуита Джорджа Койна. Западная пресса пишет, что Бенедикт XVI был недоволен жесткой критикой креационизма и апологией дарвинизма, которые позволял себе Койн. Его преемник не собирается дискутировать на предмет происхождения мира — его в большей степени занимают поиски похожих на Землю планет и жизни на них. А где жизнь, там неизбежно и перспектива контакта с инопланетянами.
Как смотрят на проблему существования внеземных цивилизаций представители других христианских конфессий и религий? И возможна ли проповедь религии инопланетянам? Если упомянутый Хосе Фунесом Франциск Ассизский проповедовал птицам, то почему бы христианам, мусульманам, иудеям и буддистам не обратиться со «словом веры» к разумным, а может быть, даже человекоподобным существам?
Известный православный миссионер диакон Андрей Кураев при ответе на подобные вопросы ссылается на одно из писем святителя Феофана Затворника. Православный святой полагал, что «мысль о бытии разумных существ в других мирах имеет много за себя, но не выходит из области вероятных предположений». Исходя из этого, сложно ответить на вопрос, нужна ли инопланетянам христианская или какая-либо иная религиозная проповедь, ведь, по словам того же Феофана Затворника, «ничто не мешает предположить, что они сохранили себя в святости и чистоте». Кто знает, может быть, инопланетяне проповедовали бы землянам, а не наоборот?
По мнению председателя Российского Союза евангельских христиан-баптистов Юрия Сипко, «контакт христиан с представителями внеземных цивилизаций будет Божьим творческим актом». «Если Бог когда-нибудь столкнет нас с инопланетянами, то это столкновение станет очередной реализацией Его премудрости и любви», — считает Сипко. В проповеди христианства инопланетянам он не видит ничего невозможного: ведь Бог — творец всех миров, в том числе и населенных доселе незнакомыми нам, землянам, разумными созданиями, а христианство — не что иное, как «проповедь о Боге».
Более того, такая проповедь, как оказывается, уже начата! В беседе с корреспондентом «НГР» Юрий Сипко отметил, что американские астронавты Нил Армстронг и Эдвин Олдрин оставили на Луне не только свои следы и флаг США, но и Библию. Да и сами Армстронг и Олдрин, по словам Сипко, после полета на Луну ощутили свою близость к Богу и «стали настоящими проповедниками». Может быть, и встреча с инопланетными существами станет началом религиозного возрождения на Земле? Может быть, религиозное чувство землян в результате контакта с представителями иных миров достигнет небывалой интенсивности?
Как же быть с антропоцентричностью «земных» религий? Председатель Конгресса еврейских религиозных общин и организаций России (КЕРООР) раввин Зиновий Коган отмечает, что для иудаизма в его классическом варианте никаких внеземных цивилизаций нет, потому что «все, что существует во Вселенной, создано Богом ради человека на Земле». Священные книги евреев ничего не говорят об инопланетянах. Означает ли это, что сегодня правоверный иудей не может допускать существования разумных существ на других планетах?

Вовсе нет, считает Зиновий Коган. По его мнению, Бог — причина всего сущего, но познание этого сущего — это процесс, а каждое открытие лишь заставляет человека иначе видеть «славу Господню». И контакт с внеземными цивилизациями не стал бы исключением из этого правила.
На перспективы проповеди религии среди инопланетян председатель КЕРООР смотрит с оптимизмом. По его мнению, «религия — это то, что связывает все сущее», в том числе и цивилизации. «Религия — это связь, и убедить инопланетян в истинности такой связи, думаю, будет несложно, — полагает Коган. — Кто первым во время контакта откроет рот, тот и начнет проповедовать религию».
Конечно, сегодня образ монаха-францисканца или мусульманского муллы, проповедующего среди зеленых человечков, представляется иллюстрацией к юмористическому фантастическому роману. Но в наш динамичный век от фантазий до их реального воплощения один шаг. А религии, пытающиеся приспособиться к требованиям времени, не только смотрят в завтрашний день, но и осторожно заглядывают в далекое будущее.

И В НЕБЕСАХ Я ВИЖУ БОГА. ЦИТАТЫ

А вот что говорит космонавт Юджин Сернан, последний человек, стоявший на поверхности Луны: «В декабре 1972 года, когда я был последним человеком, ходившим по Луне, я стоял в синеватой темноте и смотрел на Землю с поверхности Луны. То, что я увидел, было слишком великолепно, чтобы описать словами. Все было слишком логично, в этом был замысел – это было так прекрасно, чтобы быть случайным. Не важно, как вы решите поклоняться Богу… Бог должен существовать, чтобы то, что я имел честь увидеть, было создано».
А Нил Армстронг, шагавший по Луне, добавляет: «Мы чувствовали Бога рядом. Мы думали о благе всего человечества. Он отвечал на молитвы. Мой командир полковник Скотт просил о помощи, он взял с собой Книгу книг и оставил ее на Луне в “Ровере-1” под пультом управления. Мы не потеряли ни одного человека», — пишет Тамара Минакина.
Ламберт Дольфин из Американского института аэронавтики нашел бы что ответить русскому ученому-атеисту: «Как физик, имеющий дело с атомом и пространством, я поражаюсь строгой закономерности, на которой зиждется вселенная. От атома до галактик… она подчиняется некоему чрезвычайно сложному механизму, который действует с поразительной точностью, согласно многочисленным законам и правилам».
Доктор Вернер фон Браун, ответственный за отправку людей на Луну, предложил бы нашему атеисту: «Посмотрите на устройство своего тела. Неужели оно возникло случайно?.. Миллионы обезьян могут ударять без конца по клавишам пишущих машинок, но не создадут ни одну страницу художественного текста».
Алексей Леонов, летчик-космонавт: «Без веры в нашем деле трудно, почти невозможно. Космонавт, отправляющийся на орбиту, должен знать, что все будет в порядке. Это сейчас можно получить благословение у священника, сходить в церковь, как многие и делают… Когда мы, космонавты, астронавты, собираемся вместе, мы не делим друг друга на «белых» и «цветных», русских, американцев, европейцев. Мы все – дети Земли, дети Божии. Без полёта нам было бы сложнее понять эту простую истину».
Джефф Уильямс, астронавт NASA: «Я не нашел противоречий с настоящей наукой – подлинной наукой в целом – и Писанием. Я обнаружил, что во всех случаях, где присутствовал конфликт, это не был конфликт с наукой, но конфликт с предубеждением… если кто-то считает, что наука находится в конфликте с, например, первыми главами Книги Бытия, это не наука, это предубеждение».
Джеймс Ирвин, американский астронавт и ученый пилотировавший лунный модуль корабля «Аполлон 15» в ходе четвертого приземления человека на Луну: «Я теперь не просто землянин, ведь я ходил по Луне. Высадка на Луне оставила глубокий духовный след в моей жизни. До выхода в космос с миссией «Аполлон 15″ в июле 1971 года я был… молчаливым христианином. Но я верю, что Господь послал меня на Луну, чтобы я мог вернуться на Землю и рассказывать о Боге-Творце и о Его Сыне, Иисусе Христе… Крайне важно признать Творца этой великой планеты и той вселенной, в которой она существует. Ведь Он – Тот, Кто создал законы науки, с помощью которых стали возможны путешествия в космос»
Джон Гленн, первый астронавт США, совершивший орбитальный космический полёт, лётчик-испытатель: «Смотреть на творение, подобное этому, и не верить в Бога, для меня это невозможно».
Если бы ученые-атеисты почаще читали бы любимые лермонтовские строки:
Когда волнуется желтеющая нива,
И прячется в саду малиновая слива
Под тенью сладостной зеленого листка,
Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе,
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу Бога.

Использованы материалы Игоря Светова для журнала IN VICTORY

  • Кто твой ПАСТОР? Опасное послание для некоторых церквей

В 1961 году во время полета Юрия Гагарина говорили во всех подробностях, описывалась буквально каждая минута его пребывания в космосе, но прошли годы, и оказалось, что было нечто такое, о чем не рассказали… Советские космонавты были первыми, кто сообщил об ангелах в космосе.

Первый космонавт два раза за время своего короткого космического путешествия замолкал, не отвечая даже на позывные. Никто об этих эпизодах его полета не вспоминал

И на одном из визитов к психотерапевту после полета Гагарина подвергли регрессивному гипнозу, и он по минутам смог восстановить свой полет на «Востоке». То, что он вспомнил и сообщил, повергло присутствующих в шок: Гагарин во время своего полета видел в кабине корабля темное пятно, преображающее в человеческое лицо. Именно лицо, а не голову, не тело. Именно лицо висело перед ним в воздухе.

Гагарин рассказывал, что не боялся, но при этом полностью окаменел, не в состоянии шевелить ни ногами, ни руками. А в голове его послышался голос, который твердо сказал ему о том, что у него все будет хорошо и он благополучно вернется на Землю…

Другое подобное «чрезвычайное» происшествие случилось с экипажем космической станции «Салют – 7», которая тоже встретилась с ангелами, но уже в 1985 году. В то время советская идеология напрочь отрицала существование ангелов. Однако значительно позже космонавты Соловьев, Атьков и Кизим все же рассказали о том, что на 155 день их полета станция неожиданно осветилась оранжевым светом, буквально ослепившем космонавтов. Не было ни огня, ни взрыва, ни пожара, свет проникал на станцию снаружи, из космоса, через непроницаемые бортовые стенки станции «Салют».

То, что увидели космонавты по другую сторону плотного стекла, вспоминалось им всю их дальнейшую жизнь: в светящемся оранжевом небе были ясно видны семь огромных фигур с человеческими телами и лицами, но самое поразительное было то, что у этих существ были прозрачные, почти незаметные крылья за спиной. Основным отличием было выражение их лиц. Как рассказывали космонавты, они улыбались, но улыбались какой-то иной улыбкой – улыбкой восторга, а не радости. Люди так не улыбаются…

Придя в себя, космонавты доложили об этом случае в Центр Управления полетами. Отчет был сразу же засекречен, а с космонавтами с Земли начала работать команда врачей, проводить с ними всевозможные тесты. Через две недели к первому составу присоединилось еще трое космонавтов – Волк, Савицкая и Джанибеков, которые должны были провести с основным экипажем некоторое время на станции. И снова космическую станцию озарил оранжевый свет. И когда в новом отчете уже шесть космонавтов рассказывали о встрече с ангелами, то версия о переутомления затрещала по швам: вторая встреча с ангелами произошла на третий день полета второй тройки космонавтов…

Ангелов-хранителей видели не только космонавты, которые вылетали в околопланетное пространство, а и те пассажиры авиалайнеров, которые поднимались в высокие атмосферные слои.

Встречи с ангелами происходили и во время исследования Галактики. Сенсоры американского «Хаббла» неожиданно зафиксировали появление семи непонятных и достаточно ярких объекта на земной орбите.

Получив первые снимки, ученые уже предположили, что телескоп зафиксировал армаду неизвестных летающих объектов, однако дальнейшее и более тщательное изучение показало, что на фотографиях несколько размытые фигуры крылатых светящихся созданий, очень напоминающих ангелов.

По рассказу одного из инженеров проекта, эти создания имели около двадцати метров в длину, они светились, а крылья их в размахе достигали размеров современных аэробусов, но самое удивительное, что создавалось впечатление, что ангелы хотели, чтобы их фотографировали.

Вообще ангелоподобные создания очень часто сопровождают полеты американских «Шаттлов», но также как и в нашей стране, такие сведения в США содержатся под грифом «секретно».