Крещение Руси 1988 год

Государственный музей-заповедник «Царицыно»

Пересеченный рельеф, речки и ручьи, живописнейшие пруды составляют особую примету усадьбы Царицыно. В давние времена, правда, прудов еще не было, а у подножия высокого берега сливались полноводная речка Городенка и текущая с востока речка Язвенка. Чуть ниже по течению в Городенку под углом врезался глубокий овраг.

В ХI — XIII веках здесь жили вятичи — потомки одного из славянских племен, пришедших на свою новую родину еще в VI столетии. Вдоль Язвенки сохранились следы их поселений, а в парке — их захоронения-курганы.

Долгие столетия царицынские окрестности представляли собой сухие леса, прерывавшиеся пустошами, которые возникали при попытке людей расчищать (вплоть до XVI века — подсечно-огневым способом) участки земли под новые, более урожайные пашни.

Ядром будущей усадьбы стала пустошь Черная Грязь. Первые упоминания о ней встречаются в Писцовых книгах 1589 года. Тогда она относилась к землям царского села Коломенское. Места эти были мало заселены.

Только в начале следующего, XVII столетия в окружении черногрязской пустоши появляются «владельцы», которым земли были пожалованы за службу. В 1633 году, 26 января, именным царским указом окольничему Лукьяну Степановичу Стрешневу было «продано в вотчину… в Московском уезде села Коломенского пустошь Бабынина, да пустошь Черногряская, да пустошь Арехово да пустошь Коржавино». Первый владелец и определил место для главного двора своей вотчины — на мысу между рекой и оврагом, на пустоши Черная Грязь.

С этой даты и этого имени начинается история усадьбы Черная Грязь, на месте которой впоследствии будет воздвигнуто Царицыно.

Официальный сайт ГМЗ «Царицыно»

наверх

Храм Живоначальной Троицы в честь 1000-летия Крещения Руси

Мысль о строительстве административного центра Русской Православной Церкви (РПЦ), который включал бы в себя комплекс сооружений, зародилась в далеком 1988 году, в год 1000-летия Крещения Руси, год только начинающейся оттепели по отношению к Православной Вере в Советском Союзе. Тогда еще боялись вслух говорить о возможном восстановлении Храма Христа Спасителя, на месте которого все еще плескался народ в бассейне «Москва», не зря прозванном современниками «лужей». Было принято решение построить комплекс Патриаршего Подворья в самом большом районе Москвы — Орехово-Борисово, недалеко от Борисовских прудов.

Строительство намечалось грандиозное: собор вместимостью более 20 тысяч человек (больше нынешнего Храма Христа Спасителя), окруженный разнообразными административными сооружениями. Для комплекса было предложено 3 площадки — нынешнее расположение, у музея-заповедника «Царицыно» и у близлежащего храма Живоначальной Троицы в Борисово, но не все люди еще «созрели» для таких резких перемен от безбожия к открытому исповеданию христианства, поэтому для застройки было выделено место, самое неприметное с одного из главных транспортных узлов столицы нашей Родины — Каширского шоссе — у музея-заповедника «Царицыно», где в 1988-ом году святейшим Патриархом Пименом был отслужен молебен и освящен закладной камень будущего храмового комплекса.

Но строительство так и не началось из-за того, что все финансы были брошены на приходские храмы, которые более нуждались в реальной поддержке, чем строительство одного собора. А в 1995 году началось воссоздание Храма Христа Спасителя, на строительство которого были брошены все силы и средства.

И только после открытия Кафедрального собора Русской Православной Церкви вспомнили про задумку 12-летней давности — о строительстве Патриаршего Подворья в память 1000-летия Крещения Руси. Было поднято очень много архивных документов, в том числе и конкурс проектов храмового комплекса. Оказалось, что большая часть работ были похожи на Храм Христа Спасителя, поэтому было решено выбрать лучший и подработать его для нынешних условий, ведь комплекс должен был вобрать в себя все функции, которые ныне вобрал в себя Храм Христа Спасителя.

За строительство взялась Балтийская Строительная Компания (БСК), которая стала финансировать проект и готовится к строительным работам. Не без помощи мэра Москвы Юрия Михайловича Лужкова было получено разрешение на застройку площадки близ Каширского шоссе.

Как основа был предложен проект в Византийском стиле, ведь тысячу лет назад в православно-храмовой архитектуре наибольшее влияние имела византийско-греческая культура, которая повлияла на развитие и расцвет многих других культур, в том числе и русской. Поэтому, в строительстве храма-памятника нельзя было не обратиться к истокам. Отсюда и крестообразный в плане однокупольный храм и бирюзово-голубые купола — символ Божьей Матери и ангельских сил.

Проект в кротчайшие сроки был выполнен силами Моспроекта 2 — архитектурной мастерской АМ-19 под руководством Владимира Колосницына. От первого проекта остались: храм, звонница, дом причта, музыкальная школа и часовня. Площадь храма была уменьшена более чем в 5 раз и составила 1100 кв. м.

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в октябре 2000 года Балтийская Строительная Компания приступила к строительным работам на месте. Был перенесен камень и крест. На должность и.о. ключаря назначили настоятеля близлежащего храма Усекновения главы Иоанна Предтечи иерея Олега Воробьева, который уже в конце месяца отслужил первый молебен на месте будущего комплекса. Строительство храмового комплекса встретило бурное недовольство со стороны местных жителей, которые переживали о потере части зеленых насаждений, связанных со строительными работами, но был быстро найден компромисс: отказались от строительства еще одного здания, под пятно застройки которого попадало много зеленых насаждений, к каждому пересаженному на новое место дереву, как компенсация, было посажено 5 молодых. Всего из-за строительства было пересажено всего 12 деревьев.

А уже 1 сентября 2001 года, в день города, Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II, при огромном стечении народа, было совершено освящение закладного камня будущего храма Живоначальной Троицы в честь 1000-летия Крещения Руси в комплексе Патриаршего Подворья, превратившееся в удивительно красивый и одухотворенный праздник.

Строительство комплекса было осложнено пожаром, который случился на Троицу 2002 года. Полностью сгорел деревянный каркас главного купола и купола южного придела собора, но он был быстро локализован, и сразу начались восстановительные работы, и строительство продолжилось в прежних темпах.

На протяжении всего строительства, по воскресным дням, совершались еженедельные молебны, сопровождаемые колокольным звоном. В этом огромная заслуга о. Олега Воробьева, который, несмотря на дождь и снег, ветер и стужу, проводил богослужения на месте будущего храмового комплекса.

В начале 2004 года был привезен и смонтирован уникальный фарфоровый иконостас работы петербургской художественно-реставрационной мастерской «Гильдия мастеров» Юрия Волкотруба. Общее руководство художественными работами в Храме осуществлялось Экспертным Советом под руководством архиепископа Орехово-Зуевского Алексия (Фролова). Главная идея, которой подчинено все художественное убранство Храма — идея соборности 1000-летней Русской Православной Церкви, духовное единство разнообразных типов святости, присутствующих не только в пределах России, но и во многих странах мира.

И, наконец, 19 мая 2004 года, в день отдания праздника Пасхи Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II было совершено великое освящение центрального собора в честь Троицы Живоначальной и отслужена первая Божественная Литургия.

Закончилось строительство физическое, но началось строительство иное — строительство духовное: ежедневные Божественные Литургии и просветительская работа. В сентябре 2004 года начала свою работу Воскресная школа при комплексе Патриаршего Подворья для детей и взрослых, открылась подготовительная гимназия.

Официальный сайт Храма Живоначальной Троицы в честь 1000-летия крещения Руси

наверх

Храм во имя иконы «Божией Матери Живоносный Источник» в Царицыне

Церковь в Царицыне, находящаяся на территории дворцово-паркового ансамбля конца XVIII в., была построена задолго до возведения дворца как приходская церковь «Пресвятой Богородицы Живоносного Источника».

Известно, что в 1633 г. усадьба «Чёрная грязь» была приобретена боярином А.С. Стрешневым, а в 1680 г. перешла по наследству к его внуку князю А.С. Голицыну, при котором усадьба была великолепно обустроена и заведено обширное хозяйство.

Боярами Стрешневыми и была построена деревянная церковь, о которой в описных книгах князей Голицыных сказано: «… о пяти главах, крыта чешуею зеленью, расписана тремя красками,.. перед церковью колокольня рубленая, деревянная, расписана красками разными».

В 1689 г. с падением царевны Софьи попал в опалу и ее фаворит князь Василий Голицын, а вместе с ним его сын и внук Стрешневых А.С. Голицын, и их имения были отобраны в казну «за их вины».

В 1713 г. имение «Чёрная грязь» было подарено Петром I молдаванскому господарю Дмитрию Константиновичу Кантемиру «за особые заслуги перед отечеством» в борьбе против турок, тому самому знаменитому Кантемиру, трёхсотлетний юбилей которого отмечало ЮНЕСКО в 1973 г., выдающемуся лингвисту, философу, архитектору, археологу, музыканту и математику, знавшему несколько языков, в т.ч. турецкий и персидский, и который в персидском походе управлял канцелярией Петра I.

В 1722 г. Кантемир построил на месте деревянной церкви каменную в стиле Петровского барокко. В 1759-1665 гг. церковь перестраивалась его сыном и наследником М.Д. Кантемиром. Храм служил усыпальницей рода. В 1771 г. 30 ноября погребён князь М.Д. Кантемир, а позже его супруга княгиня А.Я. Кантемир.

В1775 г. Екатерина II купила у Кантемиров имение «Чёрная грязь» и переименовала его в село Царицыно. Императрица поручила архитектору В.И. Баженову составить и осуществить проект ее загородной резиденции в купленном имении.

При составлении проекта дворцового комплекса Баженов сохранил церковь Кантемира как элемент в ансамбле усадебных построек.

В конце XIX в. церковь вновь перестраивалась на деньги А.И. Клементовича — владельца одной из дач, расположенных в Царицыне, а также на собранные для этой цели народные средства. Была расширена трапезная, для чего ее фактически пришлось перестроить, пристроен придел во имя иконы Казанской Божией Матери, а также перенесена и увеличена по высоте (до 4-х ярусов) колокольня.

Церковь работала как приходская до 1939 года, когда она была закрыта за неуплату долгов. После закрытия здание церкви было приспособлено под трансформаторную будку, в 1970-е гг. — под типографию, а с 1975 по 1990 гг. в ней размещалась столярная мастерская СНРМ-3 при В/О «Союзреставрация», с тяжелыми деревообрабатывающими станками, от работы которых было сильно попорчено и само здание (появились трещины в стенах и куполах) и настенная живопись храма.

В 1990 г. церковь «Божией Матери Живоносный Источник» была передана в пользование общине верующих, назначен настоятель прот. Георгий Бреев и 6 октября возобновились богослужения.

По описи села Царицыно и по воспоминаниям старых прихожан храма известно, что при церкви находились два деревянных дома, в которых жили священники. Один из них, расположенный совсем рядом с церковью, был снесён работниками столярной мастерской и на его месте и фундаменте построен кирпичный домик, переданный теперь в пользование церкви

Настоятель: протоиерей Георгий Бреев

Статус: Приходской

Почтовый адрес: 115569, Дольская улица, дом 2

Телефон: 325-34-56

Проезд: м. «Царицыно»

Святыни:

Духовенство: иерей Алексей Потокин — исп. обязанности настоятеля, иерей Александр Лаврин, иерей Алексанр Петров, иерей Петр Винокуров, иерей Евгений Батаев, иерей Николай Михалушкин,, иерей Михаил Потокин, иерей Роман Федоров, диакон Александр Томашевский, диакон Виктор Маценко, диакон Валерий Ершов

Богослужение: по будням — вечернее богослужение (вечерня с утреней) в 17 часов, Божественная литургия в 9 часов; по воскресньям и праздничным дням — две Литургии — в 7 и 10 часов, накануне всенощное бдение (вечерня и утреня) в 17 часов, в воскресенье — вечерня с акафистом иконе Божией Матери «Живоносный Источник» в 17.00 (на этой службе возможны другие акафисты в зависимости от праздников).

Официальный сайт Храма во имя иконы «Божией Матери Живоносный источник» в Царицыне

наверх

Храм Живоначальной Троицы в Борисово

«В древности село звалось «приселок Борисовский села Коломенского», позднее числилось дворцовым селом Борисовым».

«Борисово получило название от бывшего села, известного с XVI в. как вотчина Бориса Годунова.

Близ Борисова — самый большой в Москве Борисовский (ранее — Цареборисовский) пруд площадью в 86 га и средней глубиною в 2,5 м. С 1960 г. — в черте Москвы, часть района массового жилищного строительства Орехово-Борисово».

«Вотчинной усадьбой Борисово владела царица Ирина, сестра Бориса Годунова».

«Самыми большими прудами в Москве считаются Борисовские. Они столь широки и тянутся так привольно, что их можно принять за русло Москвы-реки, которая течет неподалеку. К водной глади Борисовских примыкают Царицынские пруды. Самым большим подмосковным селом было, по всей видимости, Борисово, в своем названии хранящее память о Борисе Годунове, много строившем в Москве. При нем, то есть без малого 400 лет тому назад, были выкопаны пруды, где сегодня в чистой прозрачной воде плещутся разводимые рыбхозом карп и амур, нагуливая вес. Осенью пруды спускают, и рыба вместе с водой, проходя через узкую бетонную горловину, попадает в руки рыбаков. Весной из горловины вытекает бурным потоком речка Городня, которая спешит на соединение с Москвой-рекой. Древнее Борисово раскинулось на берегах прудов, улицы села разбежались далеко от воды по всем направлениям от центра — старого храма. Расспрашивая жителей села, я пытался узнать, сколько же здесь было прежде домов. Кто говорил 500, кто называл совсем другую цифру. В отделе районного архитектора уточнили: 470 домов. Но сколько бы их ни было, а не останется ни одного. На месте сельских земель на высоком плато стремительно растет новое Борисово с большой улицей — Борисовский проезд, с высокими новыми домами, среди которых выделяются 16-этажные корпуса».

Близ нынешнего храма до конца XIX в. стояла древняя церковь Троицы, построенная в 1710 г. и разобранная за ветхостью в 1888 г., вскоре после постройки новой. Перед разборкой ее измерили, описали и зарисовали: эти материалы были опубликованы.

«В 1913 г. скончался священник Н.А.Смирнов. В 1859 г. он стал священником села Борисово, где была маленькая каменная развалившаяся церковь, приход бедный, с доходом 100 руб. в год. Он берет котомку и идет в Москву собирать на храм. Собирал с 1865 по 1875 гг. на московских базарах. Большинство прихожан — раскольники, для храма не дают хорошего возвышенного места, предлагают строить его на земле никому не нужной, неудобной, в конце пруда, на бывшей церковной усадьбе. Ну что ж! Построил и здесь храм. В 1862 г. открывает у себя дома школу грамоты. В 1875 г. школа превращается в земскую школу. Бедно, тесно, как-то надо увеличить содержание на семью. Начинает сеять рожь, сажать картофель, разводить сад. И радость! Почва для сада благоприятна. Сад увеличивает доход. Его примеру следуют прихожане. Им составлена для начинающих брошюра «Краткое руководство по садоводству». Он служит на приходе 38 лет, а всего в священстве 55 лет. В 1898 г. ушел на покой. Им составлена подробная история-летопись храма в Борисове. Погребен под церковью, которую сам выстроил с таким трудом».

«Каменный трехпрестольный храм в с.Борисове во имя св.Троицы с приделами во имя иконы Богоматери «Утоли моя печали» и св. Николая Чудотворца в 1902 г. значительно расширен, печи сделаны духовые, пол плиточный. По стенам художественная живопись. Утварь заменена новой. Весь ремонт стоил не менее 13000 рублей. Все это завершено благодаря энергии и заботе местного священника о.Василия Богоявленского, 4 года назад поступившего в приход, и церковного старосты Федора Трофимовича Немова, жертвовавшего много из собственных средств на сие святое дело, а также располагавшего на это своих знакомых».

«Торжество православия в селе Борисове и крестный ход вокруг полей: для этого приносят чудотворные иконы — Иерусалимской Богоматери из Измайловской богадельни, Николая Чудотворца из Николо-Угрешского монастыря и вмч.Екатерины из Екатерининской пустыни».

В 1960 г. М.Л.Богоявленский записывает: «В настоящее время церковь стоит без крыши и колокольни, рам нет, на окнах сохранились железные решетки. Окна заложены досками и железными листами. На стенах растет трава. На двери замок. Соседние жители пользуются подвалом церкви — где похоронен ее храмоздатель о.Н.А.Смирнов — как помойкой, выбрасывая туда всякий мусор. Рядом с церковью брошен опрокинутый памятник из мрамора в виде гробницы с надписью. Церковь стоит на низкомместе, на берегу большого пруда. Помещение ее используется колхозом для складыванья зерна».

К 1978 г. склад был выведен, внутренность пустовала — там гулял один лишь ветер. Окна выбиты, остались решетки. Крыша в угрожающем состоянии, потолок грозил провалиться. Поверху на нем росли деревца до двух метров высоты. Внутри храма сохранялись остатки росписи XIX в. — начала XX в. Храм находится близ плотины пруда XVIII в. и вместе с нею стоит на государственной охране: плотина в составе комплекса «Царицыно» под № 396, а храм, неверно датированный 1775 г. и ошибкою названный «Богородицким», под № 396а. Ошибка в датировке, по-видимому, пошла во благо, ибо иначе церковь ни за что не поставили бы под охрану. Неподалеку располагался также заколоченный дом, некоторое время использовавшийся под клуб, затем закрытый, а потом отданный автоклубу.

Пруды в начале 1980-х гг. подвергались реконструкции и очистке. Помещение же храма было отдано автомотоклубу.

В 1990 г. храм, находящийся в ужасном состоянии, принадлежал учебному автокомбинату, который на деле занимал огороженную территорию и гаражи на ней, но не саму церковь. Наступила пора проснуться населению окружившего храм миллионного микрорайона!

14 сентября 1991 г. храм был вновь освящен; настоятелем его стал о. Александр (Максимов).

Настоятель: протоерей Виктор Драчков

Статус: Приходской

Почтовый адрес: 115563, Борисовский проезд, 15, корпус 4

Телефон: 393-91-22

Проезд: м.»Домодедовская», авт. 275; м. «Орехово», авт. 275, 711, ост. «Борисовский проезд, д. 15»

Святыни: икона Божией Матери Успение с частицей древа от гроба

Духовенство: иерей Михаил Авраменко, иерей Михаил Рязанцев, иерей Константин Сопельников, иерей Георгий Соседов, диакон Алексей Трунин

Богослужение: ежедневно — утреня и Литургия в 8 часов, по воскресеньям и праздникам — две Литургии — в 7 и 10 часов, накануне всенощное бдение (вечерня и утреня) в 17 часов, в воскресенье вечерня с акафистом Божией Матери Утоли моя печали, Святителю Николаю (по очереди) в 17 часов.

наверх

Военный памятник в память воинам-зенитчикам

Легкая зенитка, как и сам мемориал спрятаны от посторонних глаз строем высоких деревьев и кустов. На самом же деле, памятник расположен недалеко от станции метро «Орехово», рядом с Ореховским кладбищем.

Мемориал был построен в честь погибших во время второй мировой войны зенитчиков и просто воинов 155 дивизии народного ополчения.

1000-летие крещения Руси

1000-летие крещения Руси — мероприятия, проходившие в СССР в июле 1988 года, приуроченный к 1000-летнему юбилею принятия христианства на Руси при князе Владимире Святославиче в 988 году.

Изначально планируемые как сугубо внутрицерковные, торжества получили общесоюзный статус. Торжества по случаю Тысячелетия и события предыду­щих месяцев знаменуют собой реальный поворот в церковной политике в Советском Союзе.

Подготовка

23 декабря 1980 года Священный Синод постановил «начать подготовку к празднованию Русской Православной Церковью предстоящего великого юбилея», для чего образовал Юбилейную комиссию под председательством Патриарха Пимена. Первоначально предполагалось, что празднование Юбилея Крещения Руси будет строго внутренним церковным торжеством.

17 мая 1983 года состоялась официальная передача комплекса строений московского бывшего Данилова монастыря для создания на его территории «Духовно-административного центра» Московского Патриархата. Решение было воспринято не только православными Москвы, но и всего СССР как событие чрезвычайной важности, как первый знак, возможно, меняющегося отношения руководства страны к нуждам Церкви. Восстановление первой после 1930 года монашеской обители в столице коммунистического государства стало широко известно в обществе, что привлекло интерес как к предстоящему Юбилею, так и православию вообще. В 1984 году была предпринята попытка не допустить создания в Данилове монастыре монашеской общины. Но после смерти генерального секретаря ЦК КПСС Константина Черненко возражения со стороны властей отпали. Некоторые опасения в руководящей среде Московской Патриархии вызвало назначение в ноябре 1984 года на должность Председателя Совета по делам религии Константина Харчева, сменившего Владимира Куроедова. Но начавшийся в 1986 году пересмотр государственной политики в отношении религии и прав верующих граждан развеял те страхи: в СМИ начали появляться материалы о репрессиях в СССР, о Русской Церкви как хранительнице народной культуры и духовности, об Оптиной Пустыни, судьбе Храма Христа Спасителя, других уничтоженных святынях.

Генеральная ассамблея ЮНЕСКО призывала отметить «1000-летие введения христианства на Руси как крупнейшее событие в европейской и мировой истории и культуре».

События

Празднования в Ленинграде, митрополит АлексийПразднования в Ленинграде, часовня Св. блаж. Ксении

1988 год стал переломным в общественном восприятии Церкви и её роли в истории России.

29 апреля 1988 года состоялась встреча Патриарха и постоянных членов Синода с Михаилом Горбачёвым «в связи с 1000-летием введения христианства на Руси», которая послужила сигналом для партийных и советских органов, дозволяющим освещение празднования Юбилея как общенационального мероприятия. Одно из официальных изданий Московской Патриархии того времени писало: «29 апреля 1988 года в Кремле состоялась историческая встреча Генерального секретаря ЦК КПСС М. С. Горбачёва с Патриархом Московским и всея Руси Пименом и членами Священного Синода Русской Православной Церкви. В беседе М. С. Горбачёв отметил, что в условиях перестройки стало возможным более активное участие религиозных деятелей в жизни общества. И поэтому не случайно, что в 1989 году Патриарх Пимен был избран народным депутатом СССР.»

Состоявшееся 28—31 марта 1988 года в бывшем Новодевичьем монастыре Архиерейское Предсоборное Совещание в коммюнике, среди прочего, отмечало: «Участники Архиерейского Предсоборного Совещания с благодарсностью считают необходимым отметить положительное отношение Советского правительства к вопросам, выдвигаемым Священноначалием нашей Церкви.»

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 июня 1988 года «за активную миротворческую деятельность и в связи с 1000-летием Крещения Руси» Патриарх Пимен, митрополит Киевский Филарет (Денисенко), митрополит Ленинградский Алексий (Ридигер), архиепископ Горьковский Николай (Кутепов), архиепископ Дмитровский Александр (Тимофеев) (ректор МДА) были награждены орденом Трудового Красного Знамени; ряд других иерархов — орденом Дружбы народов.

Накануне торжеств цекрви были переданы Козельская Введенская Оптина пустынь (Калуга) и Толгский монастырь (Ярославль). Накануне самого Тысячелетия церкви были возвращены часть построек Киево-Печерской лавры. Церкви были переданы мощи, находившиеся на хранении в государственных музеях Московского Кремля.

Основные юбилейные торжества проходили 5 — 12 июля 1988 года в Загорске и Москве.

6 июня открылся Поместный Собор в Троице-Сергиевой Лавре, продлившийся до 9 июня. Собор прославил в лике святых ряд подвижников: Димитрия Донского, Андрея Рублёва, Максима Грека, святителей Макария Московского, Игнатия Брянчанинова и Феофана Затворника, преподобных Паисия Величковского и Амвросия Оптинского.

12 июня, в Неделю всех святых, в земле Российской просиявших, на площади восстановленного из полуразрушенного состояния Данилова монастыря Божественную литургию совершали: Патриарх Антиохийский Игнатий IV, Патриарх Иерусалимский Диодор I, Патриарх Московский Пимен, Католикос-Патриарх всей Грузии Илия II, Патриарх Румынский Феоктист, Патриарх Болгарский Максим, Архиепископ Кипрский Хризостом I.

Константинопольский Патриарх Димитрий I не прибыл вследствие некоторых разногласий протокольного характера. Торжества в Константинопольской Патриархии, в которых принимала участие делегация от РПЦ во главе с архиепископом Смоленским и Вяземским Кириллом, состоялись раньше и были приурочены к Неделе Православия, 28 февраля 1988 года.

Торжества происходили в Москве, Ленинграде, Киеве, Владимире и во всех епархиях Русской православной церкви. Был организован торжествен­ный концерт в Большом театре.

Многие мероприятия празднеств широко трансли­ровались по центральному телевидению.

1000-летие крещения Руси отмечалось также Русской Зарубежной Церковью.

Значение

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 6 августа 2012.

Торжества по случаю Тысячелетия и события предыду­щих месяцев знаменуют собой реальный поворот в церковной политике Горбачёва. Появление в 1988 году тенденции к подлинной свободе вероисповедания связано с тем, что Советское государство сначала медленно, а затем все быстрее погружалось в экономический, полити­ческий и моральный хаос, а также с невозможностью дальнейшего государственного контроля над Церковью.

Примечания

Ссылки

  • Русская Православная Церковь в советское время (1917-1991) Глава: 19. Тысячелетие Крещения Руси
  • «Былое пролетает…»
  • Передача «Старая квартира», посвящённая 1000-летию крещения Руси
  • Празднование 1000-летия Крещения Руси в Новосибирской епархии
  • Слово в Неделю Всех святых, в земле Российской просиявших (1000-летие Крещения Руси)

Тысячелетие крещения Руси: почему его решили отметить в Советском Союзе

Переломным моментом в отношениях между советской властью и Русской православной церковью стало празднование 1000-летия крещения Руси в 1988 году. Почему Михаил Горбачев, наследник атеистических правителей эпохи «застоя», решил отметить церковный юбилей практически на государственном уровне?

Православие на рубеже перестройки

После небольшой «передышки» в военный и послевоенный период Русская православная церковь вновь подверглась гонениям при Хрущеве. Но ни генсеку-«кукурузнику», ни сменившим его Брежневу, Андропову и Черненко не удалось «показать по телевизору последнего попа». Более того, к 1980 году, когда коммунисты планировали полностью «изжить» религию в стране, давление государственных органов на церковь, напротив, стало ослабевать. В 1970-х многие интеллигенты разочаровались в марксистко-ленинской идеологии, одним из способов «внутренней эмиграции» для них стали духовные поиски. У таких авторов, как Виктор Астафьев и Валентин Распутин, представляющих популярную в ту пору «деревенскую прозу», появляются образы героев-праведников, созданные словно бы по канонам древнерусской агиографии, а Владимира Солоухина советская критика обвиняла в «заигрывании с боженькой».

С началом политики гласности в 1987 году перед обществом встал вопрос моральной реабилитации репрессированных в сталинское время, в т. ч. и священнослужителей. Однако официальная политика в отношении церкви оставалась прежней, пока в 1988-м страна не подошла к знаковому юбилею — 1000-летию крещения Руси князем Владимиром.

Перелом

Раньше всех к знаменательной дате стали готовиться церковные иерархи русского зарубежья, а также эмигрантские православные публицисты. «В Нью-Йорке и Константинополе, Париже и Риме, Лондоне и Женеве, Брюсселе и Милане уже сейчас проводятся мероприятия, посвященные тысячелетию крещения Руси. Неужели нашему государству не будет стыдно, что национальный праздник россиян пройдет мимо наших городов и сел, что он не коснется всех приходов нашей Церкви?» — задавался вопросом писатель-диссидент Андрей Бессмертный-Анзимиров.

Священники в самом Советском Союзе готовы были столкнуться с тем, что юбилей запретят праздновать или будут высмеивать в прессе. И действительно, как вспоминал митрополит Ювеналий (Поярков), накануне этого события газеты запестрили привычными заголовками: «А было ли Крещение Руси?», «А был ли вообще Христос?». Выходили даже научные сборники, авторы которых доказывали, что принятие христианства было для России «шагом назад», который вел не к феодализму, а в родоплеменной строй.

Но неожиданно для «твердокаменных» атеистов 29 апреля 1988 года глава государства Михаил Горбачев встретился с патриархом Пименом, специально чтобы обсудить празднование 1000-летия исторического выбора князя Владимира. Назвав Крещение Руси «знаменательной вехой на многовековом пути развития отечественной истории, культуры и русской государственности», Горбачев тем самым связал руки партийным деятелям, которые были готовы помешать празднованию на местах. Последовавшие в июне 1988-го торжества, транслировавшиеся по телевидению, стали самым масштабным событием в жизни послевоенной церкви. В Москву съехались 6 патриархов православных церквей, которые 12 июня провели совместную литургию на площади Данилова монастыря.

Причины

Поворот власти лицом к церкви объяснялся неудачами перестройки. Экономический эффект от политики «ускорения» и создания кооперативов оказался незначительным. В то же время общественное обсуждение болезненных тем, прежде всего связанных с историей раннесоветского периода, вскрыло противоречия, которые нужно было сгладить отказом от самых одиозных «перегибов» внутренней политики. Наконец, и для успеха международной дипломатии Горбачеву требовался явный символ перемен, означающий, что СССР — больше не «империя зла», как когда-то утверждал Рональд Рейган.

Активизация церковной жизни в Советском Союзе совпала по времени с общественно-экономическим кризисом 1980—90-х. Вера в Бога помогла пережить тяжелые времена многим людям, столкнувшимся с крушением прежних идеалов.