Крест хранитель всей вселенной

Словесница Искусств

В пору моего детства в маленьком таежном поселке, где я родилась, бабушки имелись далеко не у всех. А у нас была замечательная бабушка — величественная старуха с красивым лицом в глубоких морщинах, с умными выцветшими голубыми глазами. По будням она носила длинные черные юбки, которые сама вручную шила, прикрепив ткань булавкой к забавному приспособлению — «самошвейке».

Бабушка была из единоверцев-старообрядцев, в храмах которых служили новообрядческие батюшки. Она завела в доме строгий старообрядческий порядок: у каждого была своя кружка, тарелка, полочка для книг на этажерке, свое место за огромным круглым столом.

В кладовой у бабушки был красивый сундук из красного дерева. А в сундуке сокровища: сушеная малина, мешочки с травами, которыми она лечила всю семью, а в особом отделе — несколько икон. Когда дома не было взрослых, мы с младшим братом вынимали иконы и рассматривали. Особенно нам нравились кресты. Один, самый маленький, чуть больше десяти сантиметров, поразил нас фигурой распятого Христа с гвоздями в руках и надписями вокруг креста. Изображение притягивало. Мы рассматривали его снова и снова, силясь понять таинственные надписи. Спрашивать было нельзя. Во-первых, могло попасть за самовольное обследование сундука. Во-вторых, отец был коммунистом, и, несмотря на огромную любовь и уважение к матери, не поощрял «поповскую» пропаганду в своем доме.

Так случилось, что прочитала я эти загадочные надписи очень нескоро, в конце 1980-х годов, когда работала в Дальневосточном художественном музее и заочно изучала искусствоведение в Уральском университете. На втором курсе я написала курсовую работу, посвященную палехской иконописи. Тогда же в сферу моих научных интересов навсегда вошла меднолитая старообрядческая пластика: кресты, образки, складни.

Кресты — самая массовая часть медного литья. В каждом музее их несколько. Они различаются по назначению, величине и декору. Наиболее полно сохранились напрестольные кресты XIX — начала XX века. Они отливались в различных областях: на Урале, во Владимирской, Новгородской и Петербургской губерниях, в Москве и Подмосковье, в глухих староверческих скитах. Меднолитые изделия широко бытовали не только в старообрядческой, но и в православной среде.

Старообрядческие восьмиконечные напрестольные кресты, или «Распятия Христовы», обязательно имеют внизу косую перекладину, к которой были прибиты ноги Иисуса Христа. В верхней части креста старообрядцы поповских согласий помещали Бога-отца в виде «Царя славы». Они называют его еще «Господь сил». Обычно изображение поколенное, Саваоф (Бог-отец) помещен на облаке, обе руки широко разведены в благословляющем жесте. Нимб чаще всего комбинированный: восьмиконечная звезда, вписанная в окружность. Звезда образована двумя наложенными один на другой квадратами или ромбами с вогнутыми гранями. Нижний означает землю, верхний — небо.

Нимб в форме восьмиконечной звезды — основное отличие Бога-отца от Иисуса Христа, который тоже может быть изображен в виде «Царя славы». У Бога-сына нимб «крещатый» — сияние в форме круга, расчлененное крестом с греческими буквами на его концах OWN. Они означают «сущий от века». Если мы видим вверху Саваофа, то чуть ниже обязательно расположено изображение другой ипостаси единого Бога — Дух Святой в виде голубя.

Итак, сверху вниз, Бог-отец, Бог Дух Святой и распятый на кресте Бог-сын — Иисус Христос. Таким образом, перед нами своеобразная схема Троицы.

Тот, кто будет внимательно рассматривать напрестольные кресты, заметит одну примечательную особенность — форма креста повторяется в композиции дважды: сначала это внешние границы креста, затем — в центре композиции — Голгофский крест с фигурой распятого Иисуса Христа.

Беспоповские (поморские) кресты отличаются изображением Нерукотворного Спаса («Спаса на убрусе») в верхней части. Изображение Спаса сопровождается, как правило, надписями: «Образ нерукотворенный» и ниже — «Црь славы».

Слетающие вниз ангелы с убрусами (полотенцами через руку), изображенные на концах верхней перекладины, присутствуют и у беспоповцев, и у поповцев. А вот голубя, окруженного сиянием, — Святого Духа — на крестах беспоповцев нет.

Если положить перед собой поповский и беспоповский, или поморский, крест, явственно проступят и другие различия. На второй перекладине крестов поморского типа (со «Спасом на убрусе») обязательно присутствуют светила: солнце и луна в виде круглых масок. Они подписаны:
«СЛНЦЕ» и «ЛYНА». На поповских крестах светил нет, вместо них по обе стороны от рукавов Голгофского креста надпись с титлами (хризма): «IС ХС» (фото 1, 3, 5).

Над головой распятого Христа, на верхней перекладине Голгофского креста, у старообрядцев-поповцев надпись из четырех заглавных букв: «IНЦИ», которая расшифровывается так: «Иисус Назареянин Царь Иудейский». У поморцев на этом месте (хризма): «IС ХС».

Последнее несовпадение между напрестольными крестами основных толков старообрядчества — надписи над верхней перекладиной Голгофского креста. У поморцев написано: «Сын Божий». У старообрядцев-поповцев — пояснительная надпись «Распятие Господа нашего Иисуса Христа». Существуют, правда, напрестольные кресты, на которых присутствуют одновременно и те и другие признаки. (фото 6). Очевидно, это связано с особенностями одного из многочисленных толков старообрядчества.

Сам термин «поморское литье» очень условен и обозначает не столько принадлежность к толку, сколько тип изделия. Правильнее следует называть подобные изделия крестами поморского типа. Широкое распространение изделий поморского типа в старообрядческой и новообрядческой среде современные исследователи связывают с высокой оценкой их качества. Собор старообрядцев-федосеевцев, к примеру, в 1751 году определил поморские меднолитые изделия как «истинные».

А во всем остальном кресты различных толков совпадают, а зачастую и выполнялись по одному образцу.

Под широкой перекладиной Голгофского креста вы обязательно прочтете «Кресту твоему поклоняемся и святое воскресенье твое славим», на косой перекладине — «МЛРБ» («Место Лобное Рай Бысть»), рядом с черепом Адама в условно изображенной пещере — «ГА» (Глава Адамля).

На косой перекладине можно увидеть также архитектуру — условное изображение града Иерусалима.

Гора Голгофа передана авторами литейных форм по-разному: то это вполне узнаваемый намек на гору, то некое нагромождение неправильных форм — камней, то грубоватая решетка — совершенно условное понимание горы, ее символ.

Часто кресты имеют орнаментированные поля, которые образуют еще один, третий крест. Обратная сторона богато украшена. Чаще всего здесь плетется-заплетается пышная, в духе позднего барокко, виноградная лоза с сочными листьями, пышными цветами и гроздьями. Иногда вместо лозы иной узор, но он только кажется другим, по сути это та же лоза, только выполненная схематично, в виде геометрического орнамента. По характеру этого узора, его мотивам исследователи могут определить место изготовления креста. Часто здесь помещается также строгая поучительная надпись, которая начинается так: «Крест — хранитель всей Вселенной, крест — красота церковная, крест — царям держава …».

Очень редко встречаются напрестольные кресты поморского типа, на которых вместо ангелов другая небесная сила — херувим, а вместо светил поясные изображения Богоматери и апостола Иоанна Богослова.

Если дополнить этот крест двумя пластинами по обе стороны от распятия, под широкой перекладиной, получится киотный крест (фото 2). На левой пластине Богородица и святая Мария (иногда Марфа), на правой — святой Иоанн Богослов и сотник Лонгин.

В XIX столетии киотные кресты получили дальнейшее развитие в поповской среде. В композицию стали включаться иконки с различными евангельскими сюжетами. Чаще всего это были двунадесять господних праздников. Завершались такие композиции рядом изображений херувимов в верхнем ярусе. Такие сложные изображения называют «Распятие Христово с предстоящими и избранными иконами». Это уже не крест, а сложная икона, состоящая из множества изображений. Она играет роль переносного иконостаса и в быту называется патриарший крест (фото 4).

Богато украшенные разноцветными эмалями, сияющие позолотой патриаршие распятия производят огромное эстетическое впечатление. Эти кресты играли важную роль в убранстве староверческих моленных. Описания таких крестов встречаются в нескольких делах об изъятии «раскольничьих икон». Основанием для изъятия могло служить следующее присутствующее в одном из таких дел объяснение: «Означенный крест не согласен с изображениями, употребляемыми в православной церкви. На православных образах, выше всякого изображения, представляется Божество, на освидетельствуемом же образе представлена Божия Матерь с Предвечным Младенцем на Ея руках выше Триипостасного Божества, и все святые лики изображены с двуперстным благословлением, а силы небесные, изображаемыя на православных иконах служащими и предстоящими Богу со страхом и трепетом и в благоговении закрывающими лица свои сению крыл своих, представлены парящими вверху всех изображений, с открытыми лицами».

Такие кресты, предположительно, происходят из подмосковных мастерских с. Гуслицы. Херувимы в верхнем ряду креста или образа — отличительная черта гуслицкого литья, считают многие исследователи. Сейчас их сохранилось немного, т. к. большое количество патриарших распятий было переплавлено в годы борьбы со старообрядчеством еще во времена империи. Еще большая их часть погибла во времена воинствующего атеизма в первые десятилетия после Октябрьской революции. Наша задача — бережно хранить то, что осталось.

Галина ЕГОШИНА,
искусствовед, главный специалист Управления Росохранкультуры по ДФО
Хабаровск

LiveInternetLiveInternet

В этой статье подобраны особо сильные и специфические молитвы и заговоры для избавления от порчи и сглаза. Эти тексты читаются шепотом над водой, перечисляя имена тех, на ком порча или сильный сглаз. Сначала общие молитвы, затем специальные пять молитв (заговоров) по три раза. Воду дают пить пострадавшим от колдовства. Во время чтения должны гореть свечи – три, пять, или семь штук и желательно лампадка.
Лечение порченых больных.
Молитвы, и заговоры.
«Отче наш» — 3 раза.
«Богородица» — 3 раза.
«Да воскреснет Бог» — 1 раз.
«Господи, благослови на сегодняшний белый день. Возьму рабу Божью (имя) на свои белые руки и заго­ворю ее, рабу Божью.
Выходи ты, вся «нечистая сила», из рабы Божьей (имя), нет тебе дела до рабы Божьей (имя). Дам я тебе Божьей ключевой воды и шелковой травы. Уйди ты, вся нечистая сила, от вороны-каркуньи, от сороки-щебетуньи, от собаки-лауньи и выйди ты из рабы Божьей, из нутра, из костей, из суставов, из нутра ея, из ребер ея, из всех членов и из жилов.
Выходи на ключи, на болота, где птицы не бывают и сокол не летает. Если же ты пойдешь в чистое поле, где сокол бывает, где птицы перелетают, ты войдешь в скот, в птицу перелетную и пойдешь по ветрам, по вихрям.
Ветры, вихори, отнесите от рабы Божьей (имя), изо всех ее членов и суставов и снесите в черные грязи и поразите ее в грязи топучие, ветром чтобы не вынесло и вихрем чтобы не выдуло: исчезнет и погибнет «нечи­стая сила».
* * *
«На море-Окияне, на острове на Буяне стоит цер­ковь соборная, соборная богомольная. В этой церкви соборной, богомольной стоит мать Пресвятая Богоро­дица.
Она книгу Евангелие читает, сама слезно плачет, отговаривает: от колдуна, от колдуницы, от виритни-ка, от виритницы, от завистника, от ненавистника, от завистницы, от ненавистницы, от худого часу, от худого сглазу — от девичьего, от молодичьего, от ночно­го, от полуночного, от денного, от полуденного, от часового, от получасового, от серого глазу, от желтого глазу, от черного глазу, который этого человека шутит и сушит.
Он тебе лиха не льстил, зла не творил, вынь свои недуги из сего тела белого, из буйной головы.
А если ты не перестанешь этого человека шутить и сушить, я пойду, Богу помолюся, Христу поклонюся, и к Илье Пророку, к Иоанну Предтече, они нашлют на вас тучи грозные, громом вас побьют, сквозь пепел, сквозь мать сыру землю пробьют.
О, Матушка Пресвятая Богородица, могла ты БОГА — СПАСА народить, помоги ты нам от всякого «нечи­стого» духа и от лихого глаза, и от худого часа отгово­рить».
«Стану я раб Божий (имя) благословясь, пойду пе­рекрестясь. Пойду из двери в двери; из ворот в ворота, под красное солнце, под светлый месяц, под часты мелки звезды, под синие облака, пойду раб Божий (имя) на Окиян-море, на окияне-море есть остров, на том острове злат камень, на том златом камне стоит светлая соборная Апостольская церква, в той церкви стоит свят престол, на том святом престоле сидит Иисус Христос, Мать Пресвятая Божья Богородица.
Я к тебе подойду поближе, поклонюсь пониже и покорюсь, и помолюсь: «Ты Мать Пресвятая Богоро­дице, спаси, сохрани и помилуй твоего раба от всякого страдания и болезни, и всякого зла, «нечистого» духа, злого человека и супостата: от черного, от русого; от красного, от черевного, от однозубого, от двоезубого, от девки-простоволоски, от бабы-самокрутки; кто на меня лихо подумает, зло помыслит, был бы нем и был бы слеп, пал бы противо меня ниц — ницком и слова не говорил против мене. Аминь». 3 раза.
* * *
» Во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Аминь.
Сей заговор не на час, не на день, не на месяц, не на год, а на весь век и на всю жизнь. Аминь, Аминь, Аминь. Над Аминами Аминь.
Во имя Отца и Сына, и Святого Духа, от Бога святые чудотворцы преподобные отцы и мученики в море, и возмутися море от облак, сыдоша с моря на тридесять поприщ с окаянных, «нечистых» духов, бе­сов проклятых, видения дьявола.
О них же вопрошая их святые чудотворцы препо­добные отцы и мученики Нифонт и Мароф, Киприан, Иустиния, Конон Исавийский и Димитрий Ростовский, что вы за бесы проклятые пришли молитвою Христо­вою? Иже рекоша: Мы проклятые и духи «нечистые», дети Сатаны, князя адского и прочих вопросиша свя­тые и великие чудотворцы и преподобные отцы и му­ченики и рече им: — На что есть «нечистые» духи пришли?
Они же рекоша: «Пришли есть мучить род челове­ческий христианский, кости ломити, разум и чувства расшибати, болезни и недуги предавати, пакости и вред творити, сердце щемити, в тоску и печаль вдавити, всего расслабляти, владения отнимати, разные коз­ни действовати, губити и к смерти приводити.
Кто без молитвы ходит, пьет, ест и что берет, и кто на пирах и свадьбах бывает, тот наш раб и в дом того вселяемся, гнездимся, живем, в того нас и колдуны сажают и посылают.
И возмолятся сии святые чудотворцы преподобные отцы и мученики Нифонт и Мароф, Киприан, Иусти­ния, Конон Исавийский и Димитрий Ростовский Богу о болящем рабе (имя): Господи, Господи, Господи, избави род человеческий от сей мучительной болезни, порчи.
Господь, услыша молитву их, послал им святой крест на прогнание Михаила Архангела, Илию Проро­ка и Николая Чудотворца и учнут вас разными мука­ми мучити, мечами и жезлами железными бити, и стрелами поражати, и дающие вам ненавидящим по тма тем ран и ударам на день, они же начаша вопити, великим гласом молитися святым чудотворцы Нифонт, Мароф, Киприан, Иустиния, Конон Исавийский, Димитрий Ростовский, Михаил Архангел, Илия Про­рок и Николай Чудотворец, не мучите нас и отпустите нас в губилыце наше, и где мы ваше святое великое имя услышим, от того раба (имя) побежим, от рода его и от храмины его никакими кознями не прикоснемся за тридевять поприщ.
И вопрошая их святые и великие чудотворцы, анге­лы и архангелы имена назвави у «нечистых» духов; как нареченный
Первый рече: — Имя ми есть Трясун. Не может человек согреться в печи, и тоже падаю, роняю, при­падки разные навожу и той буде проклят самим Гос­подом нашим Иисусом Христом и святыми отцами. Аминь.
Второй рече: — Имя ми есть Огненный. Как раз­жигаются дрова смолистые в печи, так разжигаю вся­кого человека сердце, главу, и той будет проклят са­мим Господом нашим Иисусом Христом и святыми отцами. Аминь.

Третий рече: — Имя ми есть Сухотный. И той ложится у человека у сердца под ребром и в боку, аки камень взимает: вздохнуть не дает, с души мечет серд­це, сосет и щемит, всего крушит, мучит и сушит, аппетита нет. И той будет проклят сам Господом на­шим Иисусом Христом и святыми отцами. Аминь.
Четвертый рече: — Имя ми есть Безумный. Творю, забиваю ум, счет не по порядку, не знает людей, сума­сбродит, не пьет, не ест, так и отдуренность творю. И той будет проклят самим Господом нашим Иисусом Христом и святыми отцами. Аминь.
Пятый рече: — Имя ми есть Давотный. К горлу преступает, хрипит, кашлять не дает, у сердца стоит, занимает и зажимает, есть не дает. И той будет про­клят нашим Господом Иисусом Христом и святыми отцами. Аминь.
Шестой рече: — Имя ми есть Пухотной. Надымаю у человека брюхо аки пузырь говяжий, душу зани­маю, проговорить не даю, тяжкость делаю. И той бу­дет проклят самим Господом нашим Иисусом Христом и святыми отцами. Аминь.
Седьмой рече: — Имя ми есть Ломотной. Ломлю и стреляю у человека кости, главу, руки, ноги, поясни­цу и спину, грудь и везде аки древо сырое ломит. И той будет проклят самим Господом нашим Иисусом Христом и святыми отцами. Аминь.
Восьмой рече: — Имя ми есть Сухой и Потаенный. В человеке кости и всего сушу, сам таюсь и креплюсь, и тот человек аки древо засыхает и погибает. И той будет проклят самим Господом нашим Иисусом Хрис­том и святыми отцами. Аминь.
Девятый рече: — Имя ми есть Беснующий, Припа­дочный и Родимечно. В человеке сижу, мучаю, с места на место перехожу, кличу, плачу, пугаюсь, Божьего всего не люблю, в обмороки и припадки ударяю, раз­ные действия и зло творю, бьюсь, расшибаю. И той будет проклят самим Господом нашим Иисусом Хрис­том и святыми отцами. Аминь.
Десятый рече: — Имя ми есть Расслабленный. У человека ноги отнимаю, ходить не даю, члены расслаб­ляю, корчу жилы ручные и ножные, главу ломаю, сердце щемит. И той будет проклят самим Господом нашим Иисусом Христом и святыми отцами. Аминь.
Одиннадцатый рече: — Имя ми есть Пьяный и Распутный. Человека в запой и пьянство, распутство и на блуд понуждаю, в тоску и грусть-задумчивость при­вожу, в ночи спать не даю, бесы приступают, во очах визжат и на месте не уснет. И той будет проклят самим Господом нашим Иисусом Христом и святыми отца­ми. Аминь.
Двенадцатый рече: — Имя ми есть Смертный и Сильный начальник «нечистых» духов над человека­ми, страшный мучитель и погубитель в человеках. Силяюся, мучаю, морю, гублю, разные пакости и зло творю, все ругаю, горжусь, ненавижу, во чреве детей гублю, похоть, плоть и душу владение отнимаю, ниче­го не боюсь, всякую святыню отрицаю, крепкий до смерти вон из раба не выхожу и той будет проклят самим Господом нашим Иисусом Христом и святыми отца­ми. Аминь.
И той будет всех проклятей изыди вон. Аминь.
И горячие многие рече имя нам.
Многие есть нас родов и пакостники разные «нечис­тые» духи, проклятые скрадены, бесы, дьяволы окаян­ные и прочие разные неисчислимые ведомые и неведо­мые пакости, зло и действия творим. И тии все будете прокляты самим Господом нашим Иисусом Христом и святыми отцами. Аминь.
Побежат все ненавидящие «нечистые» духи от роду Христа, от роду раба Божьего (имя) призову на вас архангелов, ангелов, херувимов, серафимов, престо­лов, господств, властей, силов, пророков, апостолов, мучеников, преподобных, праведников, угодников и всех святых, а сира сего ошире. Аминь.
Крест — хранитель всей вселенной, крест — красо­та церковная, крест — царям держава, крест — вер­ным утверждение, крест — ангелам слава, крест — бесам прогонитель и язва, крест — порченым и боль­ным избавление и исцеление.
Главе, груди, сердцу и животу, рукам и ногам, телу, суставам, костям, жилам, удам, частям, чле­нам, крови, чувству и всему человеку на исцеление самим Господом Иисусом Христом, Михаилом, Авоидом, Илиею, Николаем, Нифонтом, Марофом, Киприаном, Иустиниею, Каноном, Димитрием и всеми свя­тыми, твоими Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй грешного раба Божьего (имя). Аминь. Аминь. Аминь».
* * *
«Во дни или ночи, или час коий упражняется вся сила сопротивного. От славы ради Живого Бога сей священномученик всею душею молящегося глаголал.
Господи Боже, сильный святый царь царствующих, услыши молитву раба твоего (имя) припадах, бо про­шу святое имя твое о всякому дому, о всяком месте, о всех православных христианах, еже имеют чародей­ства от лукавых человек, льстивых или от бесов, прочтется молитва сия, да разрешится, от связания, от удержания, от зависти и чародейства, от ревности и злого устрашения, от клеветания и клятвы.
Яко во имя живоначальныя Троицы просвещение суть и разве иного Бога не знаем, яко же Моисеевым сыном из камени сладкую воду источил, тако же Гос­поди Боже сил положи руку твою державную, полную благодати и благости благословение дому сему, в нем же молитва сия святая якоже огнь восходит.
Кто бо связал молитву сию святую о своем дому да будет соблюденой всякого искушения, потворы, отра­вы, лукавых человек, льстивых или от бесов, прочтется сия молитва да разрешится, от связания, от удер­жания, от зависти и чародейства, от ревности и залог устрашения, от клеветания и клятвы.
Повелением твоим четыре реки: Флан, Геон, Тигр, Евфрат человек эдемский не может удержати, тако не может никакой чародей, ставленник дела или мечта­ния бесовския являтися пред чтением, сейчас же разреших разрешаю, прогнав вся прогонит, противная и злая от злых человек попущенная и лукавых бесов от рабов Божьих (имена) и от всякого имения его, и умножит лета имущему молитву сию.
Службою ангел, пением Серафимским Благовеще­нием Пресвятой Богородицы от Архангела Гавриила ради зачатия Господа нашего Иисуса Христа, славно­го рождества Его в Вифлиеме, закланием от Ирода царя, четыре на десять тысяч младенцев и святого крещения, восприятием в Иорданской реке, постом и искушением от дьявола, ужасные его победы, ужас­нейшего суда, ужаснейших чудес, иже в мире быв­ших, исцеление и очищение даруя, мертвых ожив­ляя, бесы изгоняя и во Иерусалиме вход Его Осанна сыну Давиду, младенцев поющих тя, святые страсти, распятие и погребение и иже на небесах, восхожде­ние, пение тамо многочисленных Ангел, и Архангел: слава входу Его же одесную Отца, второго и страшно­го пришествия Его, власть, дал еси святым Апосто­лам, рече им: а ще разрешите, на земли, да будут разрешены на небеси.
Господи, ради силы твоя великая, заклинаю и про­гоняю вси дуси лукавыя и очи лукавыя злых человек, льстивых или от бесов, от рабов Божьих (имена) отго­няю от дому их и от всякого имения их и яко умно­жил богатство Иову праведному, тако, Господи, умножи домашнее житие имущему молитву сию.
Созданием Адамовым, жертвою Авелевою, Благовещанием Иосифовым, святостью Исааковой, пророче­ством, кровию священномучеников, мученическою кровию увенчащася, заклятием Петра и Павла, действо Моисеево, действо Иоанна Богослова, священство Ароново, действо Иисуса Навина, святостию Самуилову, двунадесять племен израилевых, моление Елисееве пост и вещание Данииловы, предание Иосифа Прекрасного, премудрого Соломона, силою ста шестидеся­ти Ангел, моление честного, славного пророка и крес­тителя Иоанна и сто на десять второго Собора, святых споручников, страшного несказанного имени твоего всесильного Всевидца Бога.
Ему же предстоят темъ и тьма Ангел и Архангел, ради молитв их прогоняем и одолеем всякую злобу и да отделится от рабов Божьих (имена) молитву сию даю Единому и Непобедимому Богу, яко да подобает всем человекам православным спасение в дому том, в нем же молитва сия святая лежит.
А еще писано в семьдесят двух языках, да разре­шится или в претвори или в ходу, или в торах, или в вертепе, пропастях земных или в корне, или в низах, или в вертограде, или в траве, или в пище, или в вине, или в коже рыбной, или в плотской, или в коже змеиной, или в глазах, или в головных уборах, или в постели, или в отрезании ногтей на руках или на ногах, или в крови горячей, или в очию, или в ушию, или в мозгу, или под мозгом, или в голени, или в плещу, или в ноге, или в руке да разрешится, или в чреве, или в кости, или в жилах, или в естественных пределах, да разрешится, в злате, серебре, в воску, в морских гадах, или летающих по воздуху, или в хар­тиях, или в черниле, или в воде да разрешится.
А еще прогоняем Елизду и Дьявола от рабов Божь­их (имена). Силою честного и животворящего Креста Господня со всеми небесными силами пред высоким и страшным престолом, творяй слуги своя пламень огня паляща, Херувимов и Серафимов, властем предстоят Господственным силам, сниди в час в оньже, разбой­ник, ниде в рай, молитвою помолимся, Иисусу Навину и ста Солнце и Луна на много час ею же помо­лимся.
Пророк Даниил и заградил уста львом, три отроцы: Анания, Азария, Михаиле погасим пламень и бысть в росу холодную.
Молюся и прошу святого Собора пророческого: Захария, Осию, Иоанна, Михея, Малахию, Иеремию, Исайю, Даниила, Амоса, Самуила, Илию, Иоанна, Hayма. Молю и прошу четырех Евангелистов Матвея, Мар­ка, Луку, Иоанна Богослова, святых Апостолов Петра и Павла, Бог Отец Иоакима и Анны, Иосифа обручника Пресвятой Богородицы, Исаакова брата Господня, Христа ради юродивого Иоанна, Милостивого, Игна­тия Богоносца, священномученика Анания и Романа певца Кондаков, Марка Гробокопателя, Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоустова, иже во святых отец наших святого Николая Мирликийского чудотворца.
Святых митрополитов Петра, Алексея, Иону, Фи­липпа, Ермогена и Кирилла Московских чудотворцев; Сергия Радонежского, Тихомия Великого и Даниила Столпникова, Максима грека, монаха Мелетия Афонс­кой горы, Никона, патриарха Антиохийского чудо­творца, святого мученика Киприана и матери его Улиты, Алексея, человека Божия и святых преподобных жен: Ма­рию, Магдалину, Евдокию, Ефросинью, святых великому­чениц Варвару, Екатерину, Февронию, Марину — иже проливших кровь свою за Тебя, Христа Бога нашего.
Молитвами всех святых помилуй и спаси рабов тво­их (имена). Да не прикоснется к ним ни в дому его, ни в вечерний час, ни в утренний.
Сохрани их, Господи, от воздушных, тартарных, водяных, лесовых, дворовых бесов.
Иже написана бысть молитва сия святая на погубление всякому злому делу и злых бесов и сетей ловя­щих.
Словом господним утвердилось небо и земля молит­вами Всепречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих небесных бесплотных сил: Архангелов Михаила, Гав­риила, Рафаила, Уриила, Салафиила, Варахоила, и Ангел хранителя и всех святых Твоих от века угодивших Тебе иже Ты, Вседержателю Господи, ограждени­ем и силою животворящего Креста Господня да будет посрамлено лукавство всей небесной силою во славу Господа нашего Иисуса Христа: всегда, ныне, и при­сно, и во веки веков. Аминь».
Читать 3 раза. Наговаривать на воду и давать пить порченным больным.

Сегодняшний воскресный день называется Неделей‚ Крестопоклонной. Ею открывается четвертая седмица Великого поста, когда уже половина этого важнейшего для каждого из нас периода церковного года оказывается пройденной.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

(Мк. 8,34–9,1)

Сегодняшний воскресный день называется Неделей‚ Крестопоклонной. Ею открывается четвертая седмица Великого поста, когда уже половина этого важнейшего для каждого из нас периода церковного года оказывается пройденной. И вот именно в это время Церковь напоминает нам в Евангельском чтении о том Кресте, который каждый из нас должен нести на своих плечах. И это неслучайно. Те тяготы, которые мы вольно или невольно с радостью или с печалью возложили на себя во время Великого поста, наверное, дали нам почувствовать в той или иной степени, что такое крест, который каждый несет на своих плечах в этом мире, что такое тот крест, который нам заповедал нести Спаситель. Кто-то со скорбью, кто-то может быть с радостью ощутил его бремя на своих плечах и почувствовал, тем самым, что предшествующие несколько недель Великого поста не прошли случайно. Он стал еще более ясно ощущать, что земной жизненный путь – это крестный путь.

Однако сегодняшнее воскресенье должно стать для нас с вами не только днем поклонения святому животворящему Кресту Господню, но и днем размышления над тем, а что же Означает для нас, христиан, этот Крест. К сожалению, для Многих из нас изображение Креста Господня стало настолько привычным и обыденным, что мы очень часто перестаем осознавать главный подлинный смысл этого великого символа христианской Церкви. Надевая на свою грудь Крест, делая изображение Креста на косяках наших дверей, мы очень часто воспринимаем Крест как некий магический знак, как инструмент, который должен гарантировать нас, застраховать нас от всех жизненных неприятностей. По существу кощунственно мы ждем от Креста легкости, радости, мы ждем того, что ношение Креста, к которому призван каждый христианин, сделает нашу жизнь легкой и безоблачной. По существу, мы тем самым надеемся, что Крест Господень, который мы надеваем на себя, должен избавлять нас от самого главного нашего христианского долга – следовать за Христом в несении Им этого самого главного Креста. И здесь мы остаемся теми же самыми обезбоженными обывателями, каких часто видим вокруг себя и каких очень часто осуждаем. Давайте задумаемся над тем, к чему обязывает нас Крест, который мы несем на своей груди, к чему обязывает нас, христиан, этот великий символ Христова страдания.

Об этом можно было бы говорить весьма пространно, если бы не сегодняшнее Евангелие, которое очень кратко и очень емко выразило суть нашего христианского отношения ко Кресту. Господь наш Иисус Христос говорит нам о том, что тот из нас, кто хочет спастись, должен отвергнуться себя, взять Крест свой и следовать за Ним, за Христом. В каждом слове в этом Евангельском повествовании заключен глубокий смысл. Итак, нам, прежде всего, необходимо отвергнуться себя. А умеем ли мы это делать? Получается ли у нас это отвержение даже тогда, когда мы становимся христианами, даже тогда, когда мы носим на себе Крест Господень?

Увы, очень часто мы оказываемся совершенно далекими от этого самого главного подвига христианской жизни. Входя в церковную жизнь, мы меньше всего думаем о том, чтобы отвергнуться себя, но наоборот, мы и в церковную жизнь входим, прежде всего, думая о себе. Идя в Церковь, мы думаем о том, чтобы нам стало легче, стало лучше, стало благополучнее, чтобы было у нас здоровье, чтобы было у нас благоденствие, чтобы не было у нас никаких невзгод и страданий. Нет для нас ничего более важного, чем наша собственная жизнь, чем наши собственные переживания, которых мы не хотим испытывать, чем наши собственные радости, которых мы хотим приобрести как можно больше. И от Церкви-то мы требуем, прежде всего, радости и благополучия для себя. Более того, понимая, что мы, как христиане, должны каяться, очень часто забывая отвергнуться себя, мы даже каясь в собственных грехах сейчас, во время Великого поста, ухитряемся при этом опять таки не отвергаться самих себя: да, конечно, мы грешны, рассуждаем мы даже на исповеди, но где-то в глубине нас есть ощущение того, что, в конце-то концов, все грешны, а мои грехи Господь должен же простить, Он же видит, какой я хороший христианин, я же, в отличие от других, ношу Крест, я же иду поклониться Кресту в храм Господень, поэтому так ли уж глубоки мои грехи? У многих из нас и к Церкви отношение складывается точно такое же, какое складывается у окружающих нас обезбоженных людей ко всему в этом мире – отношение потребителя, мы хотим, чтобы Церковь жила для нас, а не мы жили для Церкви. И это очень трудно преодолеть в себе, очень трудно отбросить от себя. Но так мы не исполняем завета Христова – завета об отвержении себя. Иногда возникает ощущение, что люди, находящиеся вне Церкви, оказываются способнее нас на это самоотвержение. Ведь когда христианин и нехристианин совершают добрые поступки, безусловно, добрый поступок нехристианина оказывается гораздо большим в глазах Господа, нежели добрый поступок христианина, потому что нехристианину гораздо труднее совершить добрый поступок, чем нам, христианам, просветленным учением Христовым, укрепленным благодатью Божией.

Это отсутствие способности отвергнуться себя и взять свой крест проявляет себя еще одним, гораздо, может быть, более коварным образом. Мы несем на себе крест кто золотой, кто серебряный, кто алюминиевый, кто медный, но очень не хотим нести на себе того главного Креста, который нес Спаситель. А что есть этот Крест? Это страдание. Естественно, по немощи нашей мы боимся страдания, но бывают в жизни ситуации, когда нет иного пути остаться христианином, кроме как, подчас может быть, добровольно принять на себя страдания, а значит и свой Крест. Мы хотим, чтобы наш нательный крест был гарантией от всех осложнений, от всех других крестов, от самого главного Креста, который мы должны нести, а Христос нам говорит, что отвержение наше должно предполагать ношение Креста.

И здесь открывается перед нами еще один очень важный смысл и сегодняшнего дня, и сегодняшнего евангельского чтения. Вы знаете, что вокруг нас немало людей, которые отвергаются себя, но не во имя Христа. Мы часто видим каких-нибудь пьяниц, наркоманов, бомжей, которые, действительно, о себе совсем не думают, и в этом отношении, может быть, кажутся даже более достойными людьми, чем мы с вами, холящие и лелеющие свои христианские чувства. Но вместе с тем в этих людях мы видим другое страшное искушение – они действительно отверглись себя, не думают о себе, но они отверглись не ради Христа и не ради Креста, их отвержение себя приводит к духовному разрушению, духовной смерти. Значит, недостаточно просто отвергнуться себя, нужно отвергнуться себя так, чтобы это отвержение возложило на наши плечи тот единственный и неповторимый Крест, который дан каждому из нас. Крест наших страданий, без которых невозможно стать христианином. Только после этого наше отвержение будет исполнено смысла, будет отвержением созидательным, а не разрушающим, ведь многие люди, отвергнувшись себя, идут не за Христом, а идут против Христа.

Мы должны отвергнуться себя, взять Крест свой – у каждого он особенный – и идти за Христом. Бывает так, что человек, действительно, постигает всю свою немощь, все свое ничтожество, отвергается себя, не хочет быть таким, какой он есть, он берет на свои плечи свой Крест и старается достойно нести то крестное страдание, которое выпадает на его долю, но при этом он может забыть о Христе, он может быть исполнен глубокой гордыни, и тогда он снова оказывается человеком, не исполняющим волю Божию, не идет за Христом. Неся свой Крест, осознав свою боль, свое страдание, будем помнить не только об этой боли и страдании, но и о Христе, о Его боли и страдании, и будем помнить, что наш Крест, который мы несем с христианским смирением, это тоже наше служение Богу. Мы привыкли много размышлять и говорить о том, что нам нужна помощь Божия, это действительно так, без Бога мы не можем ничего, но ведь и Бог желает нашего служения, как Он нуждался тогда, когда Он был на земле и шел крестным путем на Голгофу. Тогда нашлись праведники, которые помогли нести Ему Крест. Того же самого подвига Он ждет от нас. И как мы можем нести вместе со Христом Его искупительный Крест? Только со смирением неся по-христиански свой собственный жизненный Крест.

Вместе с тем в сегодняшнем Евангельском чтении Христос говорит нам о том, что если кто-нибудь из нас устыдится Его, того и Он, Сын Человеческий, устыдится тогда, когда придет в этот мир во славе в сонме ангелов. Что значит «устыдиться Христа», и как связаны эти слова со словами о ношении креста Господня? Нам трудно понять это в полной мере, ибо мы очень хорошо знаем, в особенности благодаря предшествующим десятилетиями, что значит устрашиться исповедовать Христа. Многие из нас, многие из наших предков, даже нося в своем сердце веру во Христа, годами, десятилетиями страшились, боялись исповедовать эту веру ближним. Сейчас как будто все иначе, и уже не страшно стало исповедовать Христа, уже не страшно стало ходить в храм Божий, но может быть именно сейчас, когда чувство страха быть гонимым, быть наказанным за свою веру здесь, на земле, ушло из наших душ, возникает другой вопрос: да, мы не страшимся исповедовать веру во Христа, мы не страшимся называться христианами, но не бывает ли часто так, что, называясь христианами, бесстрашно на первый взгляд исповедуя свою веру во Христа, мы стыдимся Христа, стыдимся быть христианами.

Задумаемся над этим, тем более, что такое чувство как «стыд» традиционно считалось отличительной чертой любого русского православного человека. И вместе с тем именно сейчас, как может быть никогда ранее, чувство стыда подвергается поруганию и осмеянию. Именно сейчас, как никогда ранее, много говорится о том, что не нужно стыдиться того, другого, третьего, что нет никаких запретных тем, что все можно, что нужно избавиться от стыда, якобы ложного. И действительно мы видим, как уже подчас даже в детском возрасте, когда чувство стыдливости особенно присуще человеку, многие из окружающих нас людей, даже являющиеся членами христианских семей, теряют чувство стыда очень легко, еще более легко преисполняются удивительным чувством бесстыдства.

Сейчас стыдно быть стыдливым, но нестыдным становится бесстыдство. И это проникает внутрь церковной ограды. В своей среде мы немало видим людей, которые стыдятся быть христианами. Называться христианами они пока еще не стыдятся, но быть христианами им уже стыдно. Им нестыдно самих себя таких, какие они есть, им нестыдно перед Христом, Который невольно упрекает их всей Своей жизнью, всей Своей проповедью за то, что ни живут не по-христиански, и вот мы видим, что очень многие из нас, бесстыдно говоря о том, что они – христиане, о том, что они думают только о Царстве Небесном, на самом деле, не стыдясь Христа, живут так, как будто имеет смысл только царство земное. Являясь ли простыми мирянами или священнослужителями, проповедующими Царство не от мира сего, они не стыдятся быть такими, что, глядя на них, невольно задаешься вопросом, а существует ли для них это Царство не от мира сего, нужно ли им это Царство не от мира сего, ибо в этом царстве от мира сего они стремятся получить все и жить так, как будто кроме этого мира и этого земного царства не существует ничего больше.

Мы вспоминаем сейчас очень часто Христа гонимого, Христа страждущего, Христа, принимающего крестные муки, и вместе с тем не стыдимся именно этого самого Христа просить о том, чтобы Он наделил нас как можно большим количеством земных суетных радостей. И как только мы не получаем того, о чем просим, мы если и не ропщем на этого самого Христа, то во всяком случае с легкостью забываем о нем и уже без Его помощи своими силами пытаемся сделать свою жизнь такой, чтобы она менее всего напоминала жизнь во Христе и со Христом. Здесь есть, наверное, очень глубокая тайна души каждого человека: не думая осознанно о том, что он стыдится Христа, он живет таким образом, что Христос, придя бы в этот мир и встав перед ним, и узнав, что этот человек считает себя христианином, наверное устыдился бы его, ибо христиане призваны жить совсем иначе.

Действительно, Господь наш Иисус Христос, принимая на Себя человеческое естество, принял и всю гамму человеческих чувств и переживаний Он любил, Он страдал, Он жаждал, голодал и, конечно же, Он мог стыдится. Его стыд, разумеется, был не подобен нашему стыду, ибо мы грешны, а Он безгрешен. Но Он мог устыдится, когда созданный по Его образу и подобию человек, тем более человек, объявлявший себя Его учеником, стремился жить так, как будто Христа не было. И очень часто в нашей жизни происходит именно это: говоря о том, что мы христиане, что мы храним верность Христу, мы живем в таком бесстыдстве по отношению и ко Христу, и к самим себе, как сотворенным Им чадам Божиим, что невольно задаешься вопросом, а узнает ли Христос, когда придет вновь в этот мир в силе и славе, в нас христиан? Не станет ли Ему стыдно оттого, что такие люди, как многие из нас с вами, проповедуя Христа, объявляя себя христианами, жили так, как будто Христа никогда не было в этом мире? И не произойдет ли тогда именно то, о чем говорит сегодняшнее Евангелие – Христос устыдится нас, отойдет от нас, и мы останемся одни в своем грехе, одни в своем бесстыдстве.

Давайте, дорогие братья и сестры, чаще вспоминать о том, что несение Креста на своих плечах – это действительно подвиг, что, если мы дерзаем называть себя христианами и носить на себе Крест Господень, мы должны быть готовыми к тому, что наша жизнь будет исполнена не радости, а скорби, не веселья, а страдания, и только тогда мы что-то поймем в церковной жизни, только тогда мы что-то поймем в христианстве. Пусть не будет для нас Креста как чудодейственного амулета от житейских неприятностей и невзгод, пусть для нас Крест будет знаком того, что мы с достоинством и мужеством, которое было у Господа нашего Иисуса Христа, со смирением и любовью, которыми Он одарял всех людей в этом мире, пойдем за Христом и со Христом. И тогда Крест, некогда являвшийся орудием смерти, станет и для нас с вами орудием спасения, и тогда тот маленький крестик, который мы носим на своей груди, станет действительно знаком нашего подлинно христианского достоинства перед Богом.

Аминь.

Крест — хранитель всея вселенныя…

Тропарь Воздвижению Честнаго и Животворящего Креста Господня,
глас 1
Спаси́, Го́споди, лю́ди Твоя́/ и благослови́ достоя́ние Твое́,/ побе́ды на сопроти́вныя да́руя// и Твое́ сохраня́я Кресто́м Твои́м жи́тельство.
Кондак Воздвижению Честнаго и Животворящего Креста Господня, глас 4
Вознесы́йся на Крест во́лею,/ тезоимени́тому Твоему́ но́вому жи́тельству,/ щедро́ты Твоя́ да́руй, Христе́ Бо́же,/ возвесели́ нас си́лою Твое́ю,/ побе́ды дая́ нам на сопоста́ты,/ посо́бие иму́щим Твое́ ору́жие ми́ра,// непобеди́мую побе́ду.

Молитва Честному и Животворящему Кресту Господню

Кре́сте Честны́й, храни́тель души́ и те́лу бу́ди ми́, о́бразом свои́м бе́сы низлага́я, враги́ отгоня́я, стра́сти упражня́я, и благослове́ние да́руя ми́, и жи́знь и си́лу, соде́йствием Свята́го Ду́ха, и честны́ми Пречи́стыя мольба́ми.

Величание
Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтим Крест Твой святый, имже нас спасл еси от работы вражия.

КРЕСТ — ВЕРНЫХ УТВЕРЖДЕНИЕ. Архиепископ Аверкий (Таушев) Крест, хранитель всея вселенныя, крест, красота Церкве: крест, царей держава: крест, верных утверждение: крест, ангелов слава, и демонов язва.»

Такая великая для нас святыня Крест Господень, что, помимо частых обращений к нему и упоминаний о нем в повседневных службах и молитвах, Св. Церковь сочла нужным для вящего прославления его установить в честь его особый великий праздник — праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, вошедший в ряд самых больших, так называемых «двунадесятых» праздников.

Дивный это осенний праздник! Он как бы завершает собою круг всех остальных праздников — подводит итог им. Нарисовав нам умиляющую наши души картину всего домостроительства Божия — благостного и премудрого промышления Божия о нашем спасении, в целом ряде Господских и Богородичных великих праздников, св. Церковь в заключение всего приводит нас к поклонению Кресту Господню, как бы так говоря нам: «Ты видел все, что сделано Богом для твоего спасения, но ты еще не знаешь, что надлежит делать тебе самому, дабы спастись.

Вот сегодня я и говорю тебе: если хочешь спастись, прильни ко Кресту Христову и спасешься. В нем сокрыты чудодейственные животворные силы, которые воскресят твою душу, умерщвленную грехами. Возлюби же Крест Господень, великое знамение любви Божественной и орудие спасения твоего, возлюби Крест Господеньпревыше всего на свете, прильни к нему, не только устами твоими, лобызая его, но всей душой твоей, всем внутренним существом твоим, и спасешься!»

Это потому, что Крест Господень — славное орудие нашего спасения, нашего искупления от греха, проклятия и вечной смерти. На Кресте Христос «пригвоздил рукописание грехов наших». На Кресте «Христос Царь славы волею руце распростер, вознесе нас на первое блаженство, яже прежде враг сластию украд, изгнаны от Бога сотвори». На Кресте Христос «распятие претерпев, смертью смерть разруши».

Вот поэтому-то Крест для нас, христиан, перестал быть орудием страшной позорной казни, каким он был в древности, орудием проклятия: «проклят всяк висяй на древе», как сказано было в Ветхом Завете (Втор. 21, 23), а стал орудием благословения Божия, знамением радости.

«Приидите вси языцы, благословенному древу поклонимся, имже бысть вечная правда, праотца бо Адама прельстивый древом, крестом прельщается, и падает низвержен падением странным… Кровию Божиею яд змиев отмывается…» так радостно поет св. Церковь и взывает ко Кресту от имени всех верных:

«Радуйся, Господень Кресте, имже разрешися от клятвы человечество, сущия радости знамение!»

Вместе с тем, крест Господень есть для нас, христиан, великое и славное знамение неизреченной, невыразимой ни на каком языке человеческом, любви Божественной к падшему человеческому роду: «тако возлюби Бог мiр, яко и Сына Своего Единороднаго дал есть, да всяк веруяй в Онь не погибнет, но имать живот вечный» (Иоан. 3, 16). Крест Господень постоянно напоминает нам о той великой истине, которую открыл нам только возлюбленный ученик Христов — «Апостол Любви» св. Иоанн Богослов, что «Бог есть любовь, и пребывающий в любви в Боге пребывает, и Бог в нем пребывает» (1 Иоан. 4, 16), а потому «если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга» (1 Иоан. 4, 11).

Вот сколько важных, можно сказать, важнейших поучительных истин дает нам почитание Креста Христова!

Но Крест Господень не только воодушевляющее нас и вдохновляющее на христианскую жизнь знамение нашего спасения и знамение Любви Божественной. Крест Господень есть также действенное и сильное, самое сильное на свете, оружие, с помощью которого мы можем побеждать врагов нашего спасения — диавола и всех его служителей, борющихся против нас и стремящихся погубить нас.

«Господи, оружие на диавола Крест Твой дал еси нам: трепещет бо и трясется, не терпя взирати на силу его: яко мертвыя возставляет, и смерть упраздни. Сего ради покланяемся погребению Твоему и востанию», поет Св. Церковь. (Стихира воскресна на хвалитех 8 гласа).

«Радуйся, Живоносный Кресте, благочестия непобедимая победа… Оружие непобедимое, бесов сопротивоборче…»Креста «устрашаются демонския полки»… «О сем языцы варварстии побеждаются, о сем скиптры царей утверждаются»,такими выражениями прославляет непобедимую силу Креста Господня Св. Церковь.

Сколько дивных чудес совершено в истории христианского человечества «силою Честнаго и Животворящаго Креста Господня» — этого и не перечесть!

Вот почему наша Св. Церковь, Церковь Православная, придает такое большое значение правильному и благоговейному изображению на себе крестного знамения. «Да не стыдится каждый из нас исповедывать Распятаго», говорит великий отец Церкви св. Кирилл Иерусалимский: «пусть изображает рукою знамение св. Креста на челе и на всем: на хлебе, который вкушает, на сосудах, из которых пьет. Пусть изображает его на себе при входах и выходах, когда ложится спать и встает, когда находится в пути или отдыхает. Он — великое предохранение от всех бед и несчастий». (Оглас. поуч. 13, 36).

После всего вышесказанного понятно, почему св. Апостол Павел говорит: «Мне же да не будет хвалитися, токмо о кресте Господа нашего Иисуса Христа, имже мне мiр распяся, и аз мiру» (Галат. 6, 14).

Крест Господень это — наша радость и похвала — «похвала похвал», по выражению того же св. Кирилла Иерусалимского.

Крест Господень для нас, воинов Христовых, призванных к «невидимой брани» — к постоянному воинствованию против врагов нашего спасения есть и наше воинское знамя и наше оружие, одновременно.

Крест для нас — все: он — «хранитель всея вселенныя», он — «красота Церкве», он — «царей держава», он — «верных утверждение», он — «ангелов слава и демонов язва»(погубление).

Так веровали когда-то и так исповедывали все христиане; так веровали когда-то и так исповедывали и наши благочестивые предки на Святой Руси, во всем стремившиеся подражать первым христианам.

Не то мы видим теперь!

Среди народов Запада, давно отпавших от истинно-христианской веры — веры Православной, редко-редко где найдем мы настоящее почитание Креста Господня, а у многих из них не только нет совсем и не признается его священное изображение, но оно — страшно сказать! — подвергается даже кощунственному поруганию. Крест Господень всячески вытесняется здесь и заменяется иными символами и эмблемами, которые мы видим повсюду, и объединяются эти современные люди, иногда даже не отрекшиеся совсем от своего христианского имени, вокруг других идей и лозунгов, не только ничего общего с Крестом Господним не имеющих, но часто прямо враждебных ему.

Но что нам смотреть на других, когда и сами, мы, православные русские люди, далеко-далеко отошли теперь от того, чтобы считать Крест Господень нашей «радостью» и «похвалой», чтобы видеть в нем наше воинское знамя и наше единственно-верное и благонадежное оружие в борьбе с врагами нашего спасения — наше утверждение.

Разве не стыдимся мы нередко «исповедывать Распятаго», или боясь кого-то или просто не считая нужным осенить себя крестным знамением, когда пробуждаемся ото сна или засыпаем, когда садимся за стол вкушать пищу или восстаем, когда проходим мимо храма или какой-нибудь святыни и во всех подобных случаях, — или совершая это крайне небрежно и неблагоговейно?

Является ли Крест Господень для нас тем знаменем, которым все мы воодушевляемся, вокруг которого все мы, православные русские люди, забывая о всех наших распрях и раздорах, объединяемся во взаимной любви христианской, ощущая себя подлинными «воинами Христовыми», неустанно ведущими «невидимую брань» с врагами нашего спасения?

Увы! совсем иные «кумиры», иные лозунги, иные идеи, зачастую даже ничего общего не имеющие с Крестом Христовым, влекут в нынешнее время большинство из нас к себе. И приходится ли удивляться тому, что Родину нашу постигла такая страшная катастрофа, когда мы стали изменниками, предателями Святой Руси, когда мы, отрекшись от Креста Христова и поклонившись «иным богам», сделались дезертирами с поприща «невидимой брани»? Но поистине удивительно, что многие из нас еще живут и даже благодушествуют, наслаждаясь всеми земными благами, земным благосостоянием, ибо всякий знает, какой суровой каре подвергаются изменники своего отечества и дезертиры с поля битвы.

Но «щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив» (Пс. 102, 7): Он «не хощет смерти грешника, но еже обратитися и живу быти ему» (Иезек 33, 11).

До каких же, однако, пор мы будем испытывать Его долготерпение, ведя самочинную борьбу, не под знаменем Его Креста с врагами нашего спасения, воюющими против нас чрез безчисленные скопища наших страстей и похотей, а — под разными самоизмышленными лозунгами с ближними нашими, созданными, как и мы, по образу и по подобию Божию и искупленными, наравне с нами, на Кресте драгоценною Кровью Христовою… за безпрепятственное и более удобное удовлетворение этих страстей?

И пусть не оправдывается никто из таких «борцов» своею мнимою ревностью о каких-то высоких идеалах, ибо истинная святая ревность (как и «мудрость, сходящая свыше») «во-первых, чиста, потом мирна, кротка, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, безпристрастна и нелицемерна» (Иак. 3, 17). Всякая другая «ревность», не обладающая этими качествами, происходит, как учит св. Апостол, от «горькой зависти» и «сварливости», и она не останавливается перед «самохвальством» и «ложью на истину», производя всюду лишь «неустройство» и «все худое» (Иак. 3, 14-16).

Изумительно глубоко и красочно рисует психологию этой «неразумной ревности», заставляющей нас видеть только чужие недостатки и пороки и не замечать своих, «ревности», производящей в нашей среде раздоры, смуты и разделения, святитель Феофан, Вышенский Затворник.

Эту неразумную «ревность» называет он «духом пересудливости». «Этот дух», говорит он: «за все цепляется, и все представляет в мрачном виде беззаконности и пагубности. Это — немощь, в большей или меньшей степени, почти общая у людей, не внимающих себе…Кто-то приседит сердцу и разжигает его на пересуды — оно и источает их. Но в то же самое время пересудчик сам готов на недобрые дела, лишь бы только никто не видал, и непременно состоит в недобром порядке, в каком-либо отношении; он как-будто и судит и осуждает, чтобы чувство правды, оскорбленное и подавленное в себе, вознаградитьнападками на других, хотя бы то и неправыми. Правдолюбивый и стоящий в правде, зная, как трудно достается исправность в делах, а еще более в чувствах, никогда не станет судить: он скорее готов бывает покрыть снисхождением не только малое, но и великое преступление других… И всегда почти так бывает: разсуди о поступке ближняго, и найдешь, что он совсем не имеет того важнаго, ужасающаго характера, который показался тебе в нем с перваго раза» («Мысли на каждый день года» стр. 350-1).

Не этот ли «дух пересудливости», в связи с массовым отступлением русских людей от святыни Креста Господня и следования за иными «богами», иными кумирами, и довел нашу несчастную Родину-Россию до такой страшной, безпримерной в истории, кровавой катастрофы? Не эта ли «неразумная ревность», за все цепляющаяся и все представляющая в мрачном виде беззаконности и пагубности, и здесь заграницей, в столь заслуженном нами изгнании, мешает нам жить в мире и любви друг с другом?

Не желая в покаянных чувствах за грехи наши и за грехи наших отцов и дедов, сгубивших нашу Родину, сплотиться вокруг единственно-естественного для нас, христиан, центра единения — Креста Господня, мы упрямо изобретаем себе свои собственные центры единения и лютою ненавистью преследуем всех тех, кто «осмеливается» с нами не соглашаться.

И несмотря на все, нами пережитое до сих пор, настолько еще мало у нас ясного сознания всего ужаса, приключившегося с нами за грехи наши, что мы все время ищем «врагов» вокруг себя, не замечая в своем самодовольном самоослеплении, что первые и главныевраги наши это — мы сами.

Одно политиканство наше всякого рода чего стоит?

Ведь это оно, это злосчастное политиканство, часто напоминающее какую-то детскую игру, но только совсем не невинную, так разделяет нас, так дробит наши силы, рождая в нашей среде «ненависти, зависти, рвения и прочия страсти, братолюбие разрушающия», об избавлении от которых учит нас молиться наша Матерь Св. Церковь, желающая насадить в наших сердцах «нелицемерную любовь» друг ко другу (см. умилительный чин молебного пения о спасении России, теперь почему-то нами оставленный).

Нет! Давно пора сознать нам, что не политиканство, не вечера и банкеты, не пляски по субботам, под лукавым предлогом воспитания нашей молодежи в «идеалах русской культуры», ни даже празднование национальных юбилеев само по себе — ибо о каких «празднованиях» может идти речь, когда несчастная Родина наша уже более сорока лет лежит поверженная во прах и окутанная страшным кровавым кошмаром — не спасут и не могут спасти нас и нашей Родины, а только из глубины сердца исходящий покаянный молитвенный вопль к Богу о спасении, соединенный с твердым намерением впредь исправить свою жизнь, строя ее в полном соответствии с Евангельскими заповедями и уставами Св. Церкви.

«Если не покаетесь, все погибнете!» грозно предостерегает нас Сам наш Божественный Спаситель-Христос (Луки 13, 3).

Итак, оставим всё, как ненужную мишуру, и поспешим скорее с покаянием к подножию Креста Господня: объединимся все вокруг этого единственно-спасительного для нас знамения, прильнем ко Кресту Господню, ибо одна только сила крестная может нас спасти, и ничто другое, так как «Крест — верных утверждение».

Цитата сообщения надюша_з Молитвы, заговоры!!!
Молитва от любой беды.

Этот текст, обладающий большой сакральной силой, непосредственно перед выходом из дома (квартиры) читайте один раз вслух, один раз шепотом и один раз про себя:
«Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь. Стою я у креста. Крест — церковная красота. Крест — мученикам похвала, а страждущим помощь. Подойду к кресту поближе, поклонюсь ему пониже. Защити и оборони от врагов и недругов, от их языков, их батогов, от их огня и меча, от напущения. Господи, пошли благословение, чтоб стоял(а) я непоколебим(а) и несокрушим(а), как Святой Крест. Аминь».
Далее можете следовать по своим делам. Удача и благополучие в этот день не покинут вас.
Домовой.

На Руси верили; никакой дом не стоит без домового.
Домовой — это душа дома, покровитель жилища и живущих в нем людей. Домовой переменчив и непредсказуем, может быть добрым, равнодушным и даже злым.
Люди всегда старались поддерживать с ним хорошие отношения, не забывали обратиться к дедушке с добрым словом, оставить немного еды.
И тогда тот платил добром за добро; помогал содержать дом в порядке, предупреждал о грозящем несчастье. Домовой любит перевоплощаться в разных животных,
особенно в кота. Кот — традиционный облик домового, его спутник и, возможно, родственник.
Налить блюдце молока и поставить в правый угол дома со словами :
Кормилец, поилец, батюшка домовой,
Генерал дворовой,
Пособи нам жить не тужить,
Мошну золота накопить.
Чтоб никто в дому не хворал,
Ни от какой беды не страдал.
Вот тебе мохнатый зверь на богатый двор,
Замыкаю свои слова на запор.
Чур не мы, чур не я,
А соседская белая свинья!
Так нужно будет сделать делать три раза в год. Перед Рождеством, Пасхой и Покровом.
Снимаем сглаз и порчу сами.

Вид яйца при сглазе (на картинке).
Как определить сглаз?
Определить сглаз или порчу можно так.
Возьмите стеклянный стакан, наполните его холодной водой, пусть отстоится до прозрачности. Аккуратно разбейте в него яйцо, как для глазуньи, едва рассекая скорлупу. Яйцо должно быть свежее, желательно не магазинное.
Осторожно поставьте стакан на голову и подержите полминуты. Потом посмотрите на свет. Если желток в оболочке белка спокойно лежит на дне, а вода прозрачная, значит, никаких сглазов и порч у вас нет.
Если же желток лежит, отдельно, а от белка кверху тянутся нити, нужно насторожиться и внимательно их рассмотреть. Несколько тонких ниток-это сглаз. Толстые, с пузырьками на конце, многочисленные или одна как веревка-это порча.
Помогут яйца.
Вылейте в унитаз содержимое стакана со словами «Пусть вернется к тому,кто это делает». Возьмите восемь свежих яиц. Каждый вечер набирайте в стакан воду, разбивайте яйцо и ставьте стакан в изголовье кровати.
Утром картина в стакане может меняться, но это не важно-выливайте в унитаз с теми же словами. Если на какой-то день вода останется чистой, все равно процедуры лучше довести до конца-яйцо не только вытягивает из вас чужую гадость, но и просто чистит ауру.
А если и на восьмой день в стакане муть и нити-тогда пора к специалисту. Но, прежде чем выбрать специалиста, обратитесь к тем, кому реально помогли. И не верьте рекламе!
Выкатывание на яйцо.
Среда, пятница, суббота (женские дни)
Понедельник, вторник, четверг (мужские дни)
1) «Николай, угодник Божий, помощник Божий! Ты и в поле, ты и в доме, в пути и в дороге,
на небесах и на земле: заступись и сохрани от всякого зла»
2) «Богородице Дево радуйся! Благодатная Мария Господь с тобой! Благословенна
ты в женах и благословлен плод чрева твоего, яко Спаса родила еси душ наших. Аминь!»
3) «Господи, Иисусе Христе, Сыне Предвечного Отца Небесного. Ты сказал пречистыми
устами твоими, что без тебя ничего нельзя делать. Прошу Твоей помощи! Всякое дело с Тобою начать, за Твою славу и спасение души
моей. И ныне, и присно, и во веки веков, Аминь!»
4) «В яйцо свожу, а яйцо сожгу.
Сжигаю в нем порчу, сухоту,
корчу, ломалицу, потягалицу,
кривицу, крапивницу. Дело
дневное, дело ночное, дело ветреное и
поветренное возьми огонь на себя.
Огонь да зола освободи меня от зла.
Ключ, замок, порог.
Мои слова запираю.
Аминь. Аминь. Аминь.
5) «Отче наш, Иже еси на небеси! Да святится имя Твое, да придет царствие Твое, да
будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, яко же и мы оставляем должником
нашим; и не введи нас во искушение , но избави нас от лукавого. Яко твоя есть Сила и Слава и Царство, отныне и присно и во веки
веков. Аминь.
6) «Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй. Сокровище
благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны и очисти ны от всякия скверны, и спаси , Блаже, души наша».
7) Богородице, христианам помощнице, твое предстательство стяжавши рабе ….(имя)….
Благодарна тебе вопием радуйся, Пречистая Богородице Дево и от всех нас бед твоими молитвами всегда избави. Едина вскоре
предстательствущая.
Заговор от начальника энерговампира.

Когда энергетический вампир по должности руководит людьми — это настоящая беда для подчиненных. На помощь придут заговор и булавка.
Чтобы защититься от нападок начальника, вам необходимо сделать особый оберег.
В полнолуние купите булавку, переплатив за неё ровно половину суммы. Отдавая деньги продавцу скажите про себя такие слова заговора:
«За дело плачу, чтоб все получилось хочу!»
Вернувшись домой, оставьте булавку на ночь на окне, так, чтобы на неё падал свет полной луны.
На следующее утро крепко сожмите булавку в правой руке и скажите вслух 7 раз заговор:
«В тридевятом царстве, в тридесятом государстве стоит дверь, за дверью пень, на пне жужик сидит, мой покой сторожит. В правой руке копье острое, в левой руке щит широкий. Копьем недругов от меня отгоняет, щитом мой покой защищает. Кто ко мне со злом приблизиться, тот на острие наткнется, кто на меня колдовство напустит, тому то зло и вернется. Истинны мои слова и верны. Да будет так!»
Собираясь на работу, прикрепляйте заговоренную булавку к внутренней стороне одежды в области сердца. Будьте уверены, начальник больше не будет вас беспокоить.
Чтобы чаевые давали.

В старые времена слуги хорошо знали его. Теперь многое
повторяется. Думаю, некоторым он не будет лишним.
Читают в полнолуние на новый белый носовой платочек,
который обязательно должен выглядывать из кармашка.
Читают так:
«Божии угодники!
Приложите свое моление и попечение
ко мне, Божьей рабе (имя).
Чтоб всяк, кто возле меня побудет,
щедрой милостью меня не забудет.
Положи мне, Господи, на руку злата и серебра.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Аминь.»
Для крепкого здоровья малыша.

Будущим мамам стоит запомнить или записать на бумажке заговор, который помогает расти ребенку крепким и здоровым.
Когда вам принесут малыша первый раз для кормления, тихонечко нашептывайте про себя такие слова:
» Стану благословлясь, пойду перекрестясь,
из дверей в двери, из ворот в ворота,
выйду в чисто поле, пойду к окиян — морю.
В окиян — море белый алатырь — камень,
на этом камне нет ни крови, ни боли.
Так бы и у моего младенца не болело,
не свербело, не тянуло ни в костях,
ни в ногах, ни в руках, ни в буйной голове,
ни в горячей крови.
Аминь»
Повторить заговор три раза.
КОЛЫБЕЛЬНАЯ.

КОЛЫБЕЛЬНЫЕ ПЕСНИ ЗНАЮТ ВСЕ, НО ОБЫЧНЫЕ, ШИРОКО ИЗВЕСТНЫЕ ПЕСЕНКИ ТОЛЬКО ПОМОГАЮТ УБАЮКАТЬ МАЛЫША.
ОДНАКО СУЩЕСТВУЮТ ЕЩЕ И ДРУГИЕ КОЛЫБЕЛЬНЫЕ — ПЕСНИ — ОБЕРЕГИ,
КОТОРЫЕ ОТГОНЯЮТ ОТ РЕБЕНКА НЕЧИСТУЮ СИЛУ, МЕШАЮЩУЮ ЕМУ СПОКОЙНО СПАТЬ, И ПОДОБНО МОЛИТВЕ, ЗАЩИЩАЮТ ЕГО СОН.
ВЫ МОЖЕТЕ ЕЕ ПЕТЬ ВАШЕМУ МАЛЫШУ НА ЛЮБОЙ МОТИВ, А МОЖЕТЕ ПРОСТО
НАШЕПТЫВАТЬ — ЭТО СОВЕРШЕННО НЕВАЖНО, ПОТОМУ ЧТО МАГИЧЕСКИЙ СМЫСЛ ИМЕЮТ ТОЛЬКО СЛОВА.
«АНГЕЛ МОЙ, СПИ. УГОМОН ТЕБЯ ВОЗЬМИ.
УСПОКОЙСЯ, АНГЕЛ МОЙ, БОГОРОДИЦА С ТОБОЙ.
НИКОЛА МИЛОСТИВЫЙ, БОГОРОДИЦА ТЕБЯ ВЫРАСТИЛА,
НА НОГИ ПОСТАВИЛА, ЖИТЬ ЗАСТАВИЛА.»
ЧИТАЙТЕ НАД МЛАДЕНЦЕМ ПЕРЕД СНОМ:
«БОГОРОДИЦА — КОРМИЛИЦА.
НИКОЛА
МНОГОМИЛОСТИВЫЙ,АНГЕЛЫ И
ВЛАСТИ,
ВСЕ СВЯТЫЕ,СПАСИТЕ И
СОХРАНИТЕ
НА ДЕНЕК И НА НОЧЕНЬКУ.»
ГОВОРИТЕ МАЛЫШУ, КОГДА УСЫПЛЯЕТЕ ЕГО;
«СЕРЫЕ КОТЫ ИЗ ЗАМОРЬЯ ШЛИ,
ТЕБЕ СНУ НАНЕСЛИ, МНОГО ВОЗРАСТУ.
СОН СО ДРЕМОЙ ПОРАССОРИЛИСЬ.
СОН ИДЕТ ПО ТЕРЕМУ А ДРЕМА ПО БОЛОТУ…
СОН СО ДРЕМОЙ ПОРАССПОРИЛИ:
ДРЕМА ГОВОРИТ: «Я СКОРЕЕ УДРЕМЛЮ»,
А СОН ГОВОРИТ: «А Я СКОРЕЕ УСЫПЛЮ»
Магические свойства тени.

Человеческая тень всегда была наделена чем — то древним и таинственным. На Руси, да и в других странах люди верили, что тень — это двойник самого человека, его второе «Я», отражение его души.
Славяне считали тень мифологическим персонажем, так как полагали, что тень может отделиться от человека и нанести ему вред, вплоть до смерти. Если враг наступит на тень и произнесет в порыве гнева проклятия или просто плохие слова — он может повредить самому хозяину и даже убить его, так как тень — это субстанция, неразрывно связанная со своим хозяином.
Маленькие дети часто говорят, что чувствуют себя плохо и неуютно, видя, как какой — нибудь ребенок или взрослый наступает на его тень.
В славянской мифологии можно встретить немало поверий о тени человека. Так русские верили, что Владыки царства теней сбросили в наш мир все самое злое, оставив в теневом царстве лучшие черты личности. С тех пор и появились люди, каждый из которых имеет свою тень — лучшую половину, которую нельзя поймать, ибо она обитает в другой реальности. Что не имеет теней? Привидения, покойники — в общем пришельцы из других миров. А все земное тень имеет обязательно, и эта тень является частью личности. Потому — то с человеческой тенью и связано столько магических обрядов.
Однако, хотя некоторые фольклорные источники и считают тень лучшей стороной человека, психологи говорят, что тень — это проекция обратной стороны личности, то есть если вы очень хороший — ваша тень ужасна, и наоборот. Так что, если вы точно не уверены в том, с кем имеете дело, не вызывайте духа его тени. Вдруг ваш знакомый — замечательный, ангелоподобный человек? Тогда встреча с его тенью может окончиться плохо. Итак, какая польза нам от чужой тени?
Чтобы прочесть мысли какого — нибудь человека, нужно постоять на том месте, куда падает его тень от нарождающейся луны или молодого месяца. Обязательно надо сделать так, чтобы больше ничьи отражения на вожделенную тень не падали, ничьи ботинки ее не топтали, а сама тень лежала на очень ровной поверхности.Что придет вам в голову при выполнении этих условий, то интересующий вас человек и думает.
Если вы не хотите расставаться со своим возлюбленным, приколите ег тень булавкой к шторе или к своей одежде. А еще можете поймать его тень в емкость и заткнуть пробкой.Куда же он тогда денется, без своей — то тени? Если ничего этого сделать не удалось, поскребите пыль с того места, куда падала тень, и носите ее с собой или насыпьте под свою домашнюю иконку. Но самый верный и классический способ избежать разлуки — обвести восковой каймой контур тени. Жаль только, что предмет обожания на эту процедуру редко соглашается из — за страха попасть в вечную зависимость. Кстати, для приворота лучше всего использовать тени от луны. Тень от солнца тоже обладает магическими свойствами, но куда в меньшей степени.
В прежние времена, когда сваха прибывала к родителям невесты, на ее тень старались не наступать,во избежании проблем, но если суженый был не люб, то на тень могли накидать мусора, полить водой или насыпать иголок. Да к тому же сказать: «Тьфу на тебя!» Но это уж в крайнем случае.
Такой старинный способ эффективно действует и в наши дни и подходит для изгнания злого человека из дома или офиса. Разумеется, это лучше делать за глаза. Только постарайтесь, чтобы тень человека, желательно от светила падала на какое — нибудь место больше минуты. Постарайтесь эту тень «поймать» — лучше всего, конечно, ее приклеить или припечатать воском, но можете и пришпилить ее булавкой или даже прижать книжкой, на худой конец. А заловив, подмести и выбросить, плюнув на мусор для порядка. И поскольку плевок — это обряд, запечатывающий действие, относиться к нему нужно серьезно.
Выражение «тени предков стоят за нами» обладало огромной силой в древности. Считалось, что усопшие предки видят все и, в зависимости от поведения человека, помогают ему или наказывают. По слухам, тени предков чаще всего обитали за печкой.
Самый простой способ одним глазком заглянуть в мир теней — это стоя медитировать на тени деревьев в уединенной аллее, освещенной лунным светом. Нужно сконцентрироваться на тенях от листвы (зимой — от ветвей) деревьев, причем так, чтобы метров на двадцать вперед была только тень от листьев. Но такие ритуалы лучше не проводить в одиночку.
Чтобы победить в споре, надо наступить тени абонента на горло, да так и разговаривать, не сходя с места.
До обеда встаньте лицом к своей тени, спиной к солнцу, желательно, чтобы рядом не было тени других людей, и произнесите такие слова;
» Господу Богу помолюся, святой Тройцы, поклонюся Истинный Господь Бог Савоаф, стою, перед тобой, раба (имя), ты создал земную твердь и небесную, отделил свет от тьмы и назвал свет днем, а тьму ночью. А на седьмой день создал человека и его тень.Ту тень, которую Ты дал мне на каждый день, молю я ее и ей наказываю. Пусть исполнит мою волю (короткий текст желания). Аминь. Аминь. Аминь.»
Не проводят этот заговор на желание слишком часто, максимум раз в три месяца. И ни в коем случае не загадывайте тени желания одновременно.
Сразу после наступления полудня повернитесь к своей тени лицом и произнесите заговор;
«Моя тень дана мне на каждый день, на каждую минуту. Свет — это я, а тьма — моя тень. Молю я ее и ей же наказываю исполнить волю мою заветную (текст желания коротко, избегая слово «хочу»).
Этот обряд проводят в день своего рождения. Во время проведения обряда рядом с вами не должно быть ни людей, ни животных (чтобы их тени не помешали вызову). Встаньте таким образом, чтобы ваша тень не пересекалась с тенями, которые отбрасывают предметы. Сцепите руки замком и как можно быстрее читайте особый заговор, в конце которого произнесите свое пожелание — просьбу;
» Господи Боже мой, я раба Твоя (имя), перед Тобой. Как ты создал луну и солнце, и часты звезды, и сине море, и черную землю, и человека, и его тень — все это на седьмой день. И дал мне Господь тень на каждый день. Прошу я ее и приказываю; пусть (то -то и то- то) исполнится. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.»
Не забудьте, что о проведенном обряде никому нельзя говорить, иначе все испортите, а переделывать уже будет нельзя… http://homemadeandi.blogspot.it