Крестик

LiveInternetLiveInternet

Шестиконечный православный крест

В Православии каноническим считается шестиконечное распятие: вертикальную линию пересекает три поперечных, одна из них (нижняя) – косая. Верхняя горизонтальная перекладина (самая короткая из трех поперечных) символизирует табличку с надписью на трех языках (греческом, латинском и еврейском): «Иисус Назорей, Царь Иудейский». Эту табличку по приказанию Понтия Пилата прибили к Кресту Господню перед распятием.

Средняя, смещенная ближе к верхней (самая длинная) перекладина, является непосредственной частью Креста — к ней были прибиты руки Спасителя.

Нижняя косая перекладина представляет собой подпорку для ног. В отличие от католиков, в Православии на Распятии пронзенными гвоздями показываются обе ноги Спасителя. Эта традиция подтверждается исследованиями Туринской плащаницы – плата, в который было завернуто тело распятого Господа Иисуса Христа.

Стоит добавить, что косая форма нижней перекладины несет в себе определенный символический смысл. Приподнятый конец этой перекладины устремляется вверх, к небу, тем самым, символизируя разбойника, распятого по правую руку от Спасителя, который, уже будучи на кресте, покаялся и вошел с Господом в Царство Небесное. Другой конец перекладины, обращенный вниз, символизирует второго разбойника, распятого по левую руку от Спасителя, который хулил Господа и не удостоился прощения. Состояние души этого разбойника – это состояние богооставленности, ада.

Афонский крест

Существует еще один вариант православного Распятия, так называемый, полный или афонский крест. Он несет в себе еще больше символических смыслов. Его особенностью является то, что над каноничным шестиконечным Крестом надписываются определенные буквы.

Что означают надписи на кресте

Над самой верхней перекладиной надписывается: «ИС» – Иисус и «ХС» – Христос. Чуть ниже, по краям средней перекладины: «СНЪ» – Сын и «БЖIЙ» – Божий. Под средней перекладиной идет сразу два надписания. По краям: «ЦРЬ» – Царь и «СЛВЫ» – Славы, а в центре – «НИКА» (в переводе с греческого – победа). Это слово означает, что Своими страданиями и смертью на Кресте Господь Иисус Христос победил смерть и искупил человеческие грехи.

По бокам от Распятия изображаются копье и трость с губкой, обозначеные, соответственно, буквами «К» и «Т». Как мы знаем из Евангелия, копьем Господу пронзили правое ребро, а на трости Ему предложили губку с уксусом для того, чтобы уменьшить Его боль. Господь отказался облегчать Себе страдания. Внизу Распятие изображается стоящим на основании – небольшом возвышении, которое символизирует гору Голгофу, на которой был распят Господь.

Внутри горы изображается череп и скрещенные кости праотца Адама. В соответствии с этим, по бокам от возвышения надписывается – «МЛ» и «РБ» – Место Лобное и Распят Бысть, а также две буквы «Г» – Голгофа. Внутри Голгофы, по бокам от черепа, ставятся буквы «Г» и «А» – голова Адама.

Изображение останков Адама имеет определенный символический смысл. Господь, будучи распят, проливает Свою кровь на останки Адама, тем самым омывая, очищая его от совершенного им в раю грехопадения. Вместе с Адамом омываются грехи и всего человечества. В центре распятия также изображается круг с шипами – это символ тернового венца, который был надет на главу Господа Иисуса Христа римскими солдатами.

Православный крест с полумесяцем

Также стоит сказать и о еще одной форме православного креста. В данном случае крест имеет в своем основании полумесяц. Такие кресты очень часто венчают собой купола православных храмов.

По одной из версий, крест, выходящий из полумесяца, символизирует рождение Господа Иисуса Христа. В восточной традиции полумесяц часто считают символом Божией Матери – так же, как крест считают символом Иисуса Христа.

Еще одна трактовка объясняет полумесяц как символ евхаристической чаши с кровью Господа, из которой, собственно, и рождается Крест Господень. Есть еще одно толкование, касающееся креста, выходящего из полумесяца.

Данная трактовка предлагает понимать это как победу (или возвышение, преимущество) христианства над исламом. Однако, как показали исследования, это толкование некорректно, так как сама форма такого креста появилась гораздо раньше VI века, когда, собственно, и возник ислам.

Крест: главный символ христианства

Что общего у южного русского города Ставрополь и ставропигиальных монастырей? Напомню, что таковыми называются важнейшие монастыри Русской Церкви, которые подчиняются непосредственно Патриарху – например, Троице-Сергиева Лавра, московский Данилов монастырь или Оптина пустынь (всего ставропигиальных монастырей сегодня в РПЦ 28, из них 14 мужских и 14 женских).

А общее у них то, что и там, и там, в названии использовано древнегреческое слово ὁ σταυρός (stavros) – крест. Таким образом, например, имя Ставрополя составлено из греческого слова «крест» и из греческого же слова ἡ πόλις (polis) – город. Вот и получается, что Ставрополь – это город креста. По одной из версий так его назвали потому, что русская военная крепость, из которой город и возник, напоминала формой вытянутый многоугольник, основой которого являлись две пересекающиеся оси. По другой версии, во время закладки фундамента крепости строители выкопали большой каменный крест, неизвестно как оказавшийся в этой тогда еще малонаселенной местности.

А ставропигиальными монастыри становятся, когда им присваивают статус ставропигии. Это слово – ἡ σταυροπηγία, от σταυρός — «крест» и глагола πήγνυμι — «устанавливать, водружать» – дословно значит водружение креста. Оно указывает на то, что в ставропигиальных монастырях крест устанавливается и водружается собственноручно самими патриархами.

Вообще, конечно, крест как главный символ христианства столь же парадоксален и уникален, как и оно само. Придуманный римлянами (Ветхий завет не знает распятия), он был орудием страшной и позорной казни, которой подвергали самых отъявленных преступников. Человек умирал от жестоких страданий, поскольку смерть наступала от удушья, как результат длительного и крайне мучительного неестественного положения грудной клетки и всего тела. Однако в христианстве крест, напротив, становится знаком победы и вестником спасения, главным символом Церкви и христианской веры.

Эта та высокая диалектика христианства, о которой мы уже не раз говорили в разных статьях нашего Толкового словаря. Крест становится символом и постоянным напоминанием того, что Христос Своею смертью на кресте попрал и победил ту же смерть. Через крайнюю скорбь он пришел к главной победе и даровал тем самым спасение другим людям, указав им тот же путь, если они хотят подражать Ему.

И когда человек крестится, он не только призывает на помощь Бога и отгоняет демонов: Hoc signo vinces! – «Сим победиши!». Он еще, крестясь, добровольно возлагает на себя крест, то есть, подражает Христу, добровольно принимая скорби и страдания как единственный путь к спасению: «Многими скорбями надлежит вам войти в Царствие Божие» (Деян. 14.22).

Ведь и фактически, если посмотреть вокруг, нельзя не увидеть, что никто не живет беззаботно, что у каждого свои скорби и страдания. От креста уйти нельзя. Это символ и человеческой жизни, которая похожа на смерть, и знак той смерти, которая на самом деле дарует настоящую жизнь. Вопрос заключается лишь в том, будешь ты стараться убегать неизбежного, или примешь это безропотно и сочтешь себя достойным ниспосланных скорбей. И тогда пока еще неведомым образом, но, как сказал Христос, «иго Мое благо и бремя Мое легко есть» (Мф. 11.30).

Но как же это тяжелейшее бремя страданий может вдруг стать легким и благим? Это может быть, если не спрашивать, за что посланы скорби, просто принимая их. Ведь практически каждый человек в прелести, и ему очень и очень сложно увидеть свои грехи, каждый склонен думать «а меня то за что?». Но любое страдание можно перенести, если видеть в нем смысл. Этот смысл увидишь, если будешь принимать все огорчительное как должное и спрашивать «а зачем тебе это?».

* * *

«Терпеливое несение креста своего есть истинное зрение и сознание греха своего. В этом сознании нет никакого самообольщения. Но признающий себя грешником, и вместе с тем ропщущий и вопиющий с креста своего, доказывает тем, что он поверхностным сознанием греха лишь льстит себе, обманывает себя…

С креста твоего славословь Господа, отвергая от себя всякий помысл жалобы и ропота, отвергая его, как преступление и богохульство.

С креста твоего благодари Господа за бесценный дар, за крест твой, – за драгоценную участь, за участь подражать Христу страданиями твоими.

С креста богословствуй: потому что крест есть истинное и единственное училище, хранилище и престол истинного Богословия. Вне креста нет живого познания Христа.

Не ищи христианского совершенства в добродетелях человеческих. Там нет его: оно сокровенно в Кресте Христовом».

Святитель Игнатий Брянчанинов. «Аскетические опыты», том 1.

Чем отличаются католические кресты от православных?

Католический крест

Чаще всего католики изображают крест четырехконечным.

Фото: madeheart.com

Четырехконечные кресты известны, начиная с III века. Появившись однажды в римских катакомбах, они по сей день остаются основной формой изображения креста у католиков. Тем не менее, католики не придают большого значения форме креста, отмечая, что это не является основой вероучения. На католических крестах не всегда встречается изображение Спасителя, но, если оно присутствует, то ноги Иисуса прибиты тремя гвоздями. Католики считают, что при Распятии использовалось три гвоздя. Над головой Иисуса присутствует табличка, на которой написано на латыни «Иисус Назорей Царь Иудейский» — INRI. Обычно над головой у распятого было описание его преступления. Другого имени «преступлению» Спасителя не нашел Понтий Пилат.

Католический крест: отличие от православного

Православный крест не всегда имеет восьмиконечную форму, хотя именно такой формой креста пользуются православные христиане Востока. В православный крест также может добавляться нижняя перекладина, которая символизирует «мерило праведное». На одной чаше весов — грехи, на другой — добрые и праведные поступки людей.

Фото: bolshoyvopros.ru

Форма креста для православных также не является решающей. Гораздо важнее в данном случае то, что изображено на кресте. Так табличка «Иисус Назорей Царь Иудейский» в православии выглядит как IHHI (на славянско-русском языке). Ноги Иисуса прибиты к кресту не вместе и всего на распятии четыре гвоздя. Буквы IС ХС по правую и левую руку Спасителя являются христограммой и расшифровываются как Иисус Христос.

На оборотной стороне православного креста обязательно присутствует надпись «Спаси и сохрани».

Ладони Иисуса на православном кресте, как правило, открыты. Иисус как-будто принимает мир в свои объятия. На католическом кресте руки Спасителя могут быть сжаты в кулаки.

Различается и использование креста: так при погребении православные ставят крест в ногах усопшего, а католики — у изголовья. При этом правило не является обязательным и в основном зависит от местных традиций христиан. На купола (шпили у костелов) католики всегда устанавливают четырехконечный крест, в православии же встречается разная форма крестов.

Католический и православный крест – разница существенна?

Преподобный Феодор Студит писал «крест всякой формы есть истинный крест». Ни католики, ни православные не придают большого значения форме креста. Католический крест менялся с веками, как и православный. Так до X века Христос изображался на кресте воскресшим и торжествующим, изображение мертвого и страдающего Христа появилось лишь в X веке и чаще встречается у католиков.

И в католичестве и в православии встречаются шести и восьмиконечные кресты, это — кресты священноначалия (архиепископские и папские).

Главное, что объединяет всех христиан: если раньше крест был орудием пыток и позора, то после крестной жертвы Христа он стал символом победы добра над злом. О необходимости и значении крестного подвига говорил сам Господь: «Кто не берет креста своего (уклоняется от подвига) и следует за Мной (называет себя христианином), тот недостоин Меня» (Мф. 10:38). Апостол Павел в послании к Коринфянам также обратился к теме крестной жертвы: «Христос послал меня не крестить, а благовествовать, не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова. Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия. Ибо написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну. Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих. Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость» (1 Кор. 1:17-24).

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — http://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

В интернете в последнее время попадается все большее количество различных споров о том каким именно должен быть крестик. Однако увы в большинстве случаев такого рода дискуссии ведутся не на форумах православной тематики, а на родительских и многих других, и каких только истин дискутирующие не рассказывают друг к другу. Но ничего необычного в этом нет, ибо в христианской религии верная символика нательного крестика, довольно многообразна и сложна, а к примеру, старые нательные кресты, которые использовались 2000 лет назад кардинально отличаются от нынешних.

Значение нательного креста

Представленный символ являет собой известнейшую христианскую святыню, то бишь видимым доказательством искупления грешного народа. Он считается орудием поистине мучительной и страшной казни и благодаря жертвенному поступку Вседержителя стал предметом спасения и искупления всего человечества от греходеяния и гибели.

Ведь именно на Кресте через боль, муки, смерть и в конечном итоге Воскресение Спаситель осуществляет исцеление и спасение натуры человеческой от тленности, страстности и смертности, которое придали в нее Адам и Ева, своим грехопадением.

Из всего вышесказанного следует, что верующий человек, носящий на себе Христово Распятие говорит о своем сопричастии мукам и великому поступку Сына Божьего, за которыми идут спасение и надежда, а соответственно и воскресение верующего для бесконечного жития с Всевышним.

Виды нательных крестов

Существует довольно большое количество различных видов крестиков, многие из которых имеют следующую форму:

  • криновидное окончание балок;
  • прямолинейная;
  • с расположенным посередине ромбом или же квадратом;
  • концы треугольной формы;
  • расширенные балки;
  • процветшое оформление;
  • окружности на концах балок.

Следует отметить, что предпоследний вид символа олицетворяет собой Древо Жизни и обрамляется растительным орнаментом, где также могут присутствовать виноградная лоза, лилия и прочие растения.

Нательный крест для мужчин внешне отличается от женского, так символ для женщин выполняется более округлой и сглаженной формы, без наличия острых углов, что довольно распространено для мужского варианта символа.

Если же сравнивать с народами, которые также исповедуют христианскую религию, то к примеру, армянский нательный крест имеет все же некоторые отличия от православного, в основном от выглядит немного вытянутым за счет удлиненной ножки. Из самой сердцевины исходят расширяющиеся крылья, которые окачиваются лучами в своего рода ласточкин хвост, а все предметы

Формы нательных распятий

Кроме имеющихся различий по форме православное Христовое Распятие также отличается и по видам. Вот список наиболее известных разновидностей символики:

  • Восьмиконечный символ. На сегодняшний день восьмиконечный крестик считается наиболее распространенным, причем изначально он имел обычную равностороннюю форму, но после распятия на нем Иисуса Христа был изменен.
  • Георгиевский символ. Был утвержден Екатериной Великой в качестве наградного знака для офицеров и священников. Представляет собой символ наиболее правильной формы, с четырьмя сторонами.
  • Семиконечное Христовое Распятие. Наиболее часто применялся для божественных образав, созданных в 15-м веке.
  • Венец терновый. Выполнен в виде крестика с колючим венцом, обозначающим страдания и мучения Христовы.

Правильный нательный крест, каким он должен быть

На христианском символе не должно присутствовать ничего что может осквернить Божественные силы, а также не допустимо присутствие символов других религий. На правильно выполненном символе очеловечивание Распятия Христа не допустимо, то бишь Спаситель должен как бы лежать поверх самого распятия, без провисания тела и запрокидывания головы.

Также христианский символ может изготовляться из нескольких материалов, а именно:

  • золото – что является символом истины;
  • являются не менее популярны нательные кресты из дерева, которые символизируют Жизненное Древо в Небесном Царствии;
  • серебро – из-за своего белоснежного цвета считается олицетворением целомудрия и чистоты.

В основном надпись нательный крест может иметь разную, но наиболее распространенными считается: «Спаси и Сохрани», «ІС+ХС» (Иисус Христос), а чаще всего встречается надпись «NIKA» на кресте (олицетворяет победу Вседержителя над смертью).

Господь всегда с Вами!

Что означает изображение Креста с ветвями?

Отвечает Дмитрий Трофимов, руководитель творческих мастерских «Царьград»

Часто мы можем увидеть в храме изображение Креста Господня без фигуры распятого Христа. Древо оживает на наших глазах: из основания вьются побеги виноградной лозы с листьями и даже гроздьями. Такая иконография поэтично называется Крестом Процветшим. Она известна с древности.

Процветшие Кресты часто встречаются в византийском и древнерусском искусстве, на Балканах, в Армении и Грузии. Их наносили на стены катакомб, высекали на каменных саркофагах и алтарных преградах, ими украшали храмовые двери. Пожалуй, самое раннее изображение Процветшего Креста на Руси находится в Великом Новгороде, в клеймах медных Корсунских врат Софийского собора. По мнению исследователей, эти врата привезли из Византии в IX веке. Если вы посетите сербские церкви, то у входа встретите написанный красным по белому фону Процветший Крест, стоящий на возвышении — Голгофе.

Мы называем Крест Господень Животворящим. Образ Креста с пышными побегами ясно указывает на жизнь вечную. Мы угадываем в этой композиции библейское Древо Жизни, которого лишилось человечество в лице Адама и Евы, но вновь обрело с приходом Христа. Здесь художественно отражено учение святых отцов о том, что райское Древо — прообраз Креста: «Сей честный Крест прообразован был древом жизни, насажденным от Бога в раю», — писал св. Иоанн Дамаскин.

Глядя на Процветший Крест, мы вспоминаем еще один ветхозаветный прообраз — жезл первосвященника Аарона, который «…расцвел, пустил почки, дал цвет и принес миндали». Виноградная лоза означает и таинство Евхаристии. Процветший Крест по силуэту напоминает, а значит, и включает в себя другой христианский символ спасения — якорь.

Образ Процветшего Креста очень декоративен, и потому встречается не только в храмовом благоукрашении, но в церковном шитье, книжной миниатюре. Изящные растительные мотивы часто используют в самых близких нам — нательных и самых заметных — надглавных крестах.