Крестный ход сегодня

Иринарховский крестный ход

Борисоглебский Аносин монастырь

Сайт Борисоглебского Аносина ставропигиального женского монастыря рассказал о традиционном июльском Иринарховском крестном ходе, который 19 лет назад был возрожден на Ярославской земле и в котором нынче приняли участие сестры обители. Предлагаем познакомиться с этой интересной публикацией.

22–26 июля аносинские сестры приняли участие в традиционном Иринарховском крестном ходе от Ростовского Борисоглебского монастыря в Ярославской области до колодчика прп. Иринарха Затворника, ископанного им в годы молодости на родине, у села Кондаково. В ежегодном шествии принимают участие около полутора тысяч паломников со всей Руси, обращает внимание большое количество молодежи и детей, многие идут целыми семьями. Крестный ход длится пять дней, ежедневно богомольцы проходят около 15-20 километров. Путь пролегает по живописным местам Ярославской области, от храма к храму. Из почти десятка церквей лишь три – постоянно действующие. Остальные, разоренные и заброшенные, являют печальное наследие безбожного времени. У каждого храма – остановка, молебен и панихида на кладбище. Во главе крестного хода, за хоругвями, шествуют монастырские святыни: ковчег с мощами многих угодников Божиих и любовно украшенные живыми цветами иконы уроженцев здешних мест – преподобного Сергия Радонежского и покровителя крестного хода, Иринарха Затворника. Богомольцы по очереди несут на себе железные вериги преподобного Иринарха. Этот подвижник жил в годы смутного времени. Обладая даром прозорливости, он предсказал захват Москвы польскими интервентами и благословил князя Пожарского и гражданина Минина на сбор народного ополчения и освободительную борьбу.

Иринарховский крестный ход отличает особый праздничный дух. Каждый день начинается Божественной литургией со множеством исповедников и причастников и заканчивается торжественной полиелейной службой. Многие женщины и девушки, невзирая на тяготы дороги, а зачастую и бездорожья, идут в нарядных сарафанах и вышитых рубахах, а мужчины – в расшитых косоворотках (при этом такие искренние, чистые и светлые взоры, что и самым предвзятым критикам не назвать это маскарадом и «сарафанщиной»). Местные жители встречают хлебом-солью. На протяжении всего крестного хода вдоль процессии с кропилом, святой водой и неизменной подбадривающей улыбкой ходит организатор и вдохновитель возрождения этой народной традиции игумен Борисоглебского монастыря Иоанн (Титов). Шествие сопровождается непрерывной молитвой Иисусовой, распетой крестоходцами на особый мотив, и иными церковными песнопениями. А при виде очередного разрушенного храма, вопреки всякой человеческой логике, окрестность оглашается торжествующим возгласом «Христос Воскресе!» – и тысяча голосов подхватывает пасхальные гимны. И, будучи сопричастным всему этому, невозможно усомниться – Русь жива, и верится, что и поруганные до сих пор святыни будут воздвигнуты в прежнем благолепии.

Бывалые крестоходцы – а нынешнее шествие девятнадцатое с момента возрождения этой древней народной традиции – единогласно свидетельствуют: земля, по которой проходит крестный ход, действительно, освящается и преображается на глазах. Восстанавливаются храмы, наполняются, казалось, вымирающие села, колосятся пустовавшие в прежние годы поля, светлеют лица местных жителей. На местах разрушенных церквей, исчезнувших деревень и былых кровопролитных сражений установлены поклонные кресты. В уникальную школу «целостного развития» «глухого» села Ивановское и кадетский корпус «Ивановский спецназ» сегодня стремятся попасть ученики со всей России, а их выпускники успешно обучаются в престижных вузах. При возрожденном храме села Давыдова сложилась крепкая община, действует детский сад и интернат для подростков, основан Центр традиционной культуры, организован православный лагерь для детей-инвалидов с особенностями развития и их родителей. А центр и источник вдохновения этого оазиса в Ярославской глубинке – Борисоглебский, что на Устье, монастырь, под духовное окормление которого перебираются даже и успешные москвичи. С их участием и при самом монастыре действуют школа духовно-нравственного воспитания «Славяне» и спортивный клуб «Борисоглебская Застава» – неизменные помощники в организации крестного хода.

Преображает крестный ход и судьбы самих его участников. Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на дружные многодетные семьи, сообща отважно и радостно преодолевающие препятствия пути – вместе с беременными мамочками, грудничками в переносках, колясками, в том числе и многоместными – многие из этих русских семей зародились именно здесь, на Иринарховском крестном ходе, ставшем неотъемлемой частью их жизни.

В заключение хотелось бы сказать несколько слов об организационных моментах. Крестоходцы обеспечены двухразовым горячим сытным питанием, благодаря следующей за процессией полевой кухне. Также сопровождает шествие бригада медработников в карете скорой помощи. Ночевки организуются у храмов (в том числе, заброшенных), в которых совершается вечернее богослужение, а на утро – Литургия. Большинство богомольцев располагаются в собственных палатках, разбито также несколько многоместных армейских палаток, а некоторые паломники предпочитают провести ночь под кровлей храма. В Ивановском путников радушно приняла местная школа. Естественно, туристическое снаряжение довольно громоздко, однако нужды нести его на себе нет: покидая стоянку, можно сдать тяжелый рюкзак в грузовую машину и идти налегке. То, что некоторые предпочитают не расставаться со своим грузом, кажется, продиктовано скорее благочестивым желанием потрудиться, нежели действительной необходимостью.

В следующем году исполняется 400 лет со дня преставления преподобного Иринарха. Крестный ход, который, с Божией помощью, состоится в этот юбилейный год, будет двадцатым с момента возрождения.

Фото

Весенний Борисоглебский крестный ход


Святые благоверные князи Борис и Глеб и Георгий Победоносец

В день памяти святых благоверных князей Бориса и Глеба 15 мая ежегодно совершается Борисоглебский крестный ход из села Волково в Никульчино слободского района. Данный крестный ход проходит на вятской земле два раза в год. Возник он в конце XII века в память о помощи святых князей Бориса и Глеба новгородцам, основавшим 24 июля 1181 года град Никулицын — первое русское поселение на Вятке. В годы гонений этот крестный ход был запрещен и возрожден только в 1995 году. Икону Бориса и Глеба несут из села Волково в Никульчино, где она и находится все лето. Осенью икона возвращается .

В этом году 15 мая выпало на воскресный день, поэтому мне удалось поучаствовать в крестном ходе. Кроме того, празднование совпало с чествованием святых Жён-мироносиц (3-е воскресение по Пасхе).


Жёны-мироносицы

КХ Волково-Никульчино

Автор карты: Дмитрий Лысов

Список объектов пользовательской карты

ID Название Тип объекта Вид объекта Краткое описание (примечание)
Волково-Никульчино путь Маршрут
Список ключевых точек

№ п/п От начала, км. Привязка
1 0 Начальная точка
Начало пути
2 1.513 Водосвятный молебен
3 3.922 Стоянка
4 10.315 Конечная точка
Конец пути
Никульчино-Волково путь Маршрут
Список ключевых точек

№ п/п От начала, км. Привязка
1 0 Начальная точка
Начало пути
2 0.914 Лития на кладбище
3 4.381 привал у часовни с купелью
4 9.779 Конечная точка
Конец пути
45000 Волково село Населенный пункт
55133 Шаньги (Утробинская) деревня Населенный пункт
54421 Мезриха (Калининская) деревня Населенный пункт
54376 Ляпуни (Первушинский) деревня Населенный пункт
55137 Сунцовы (Тагинская) деревня Населенный пункт
83392 Суднишниковы (Пустошь Деминская) деревня Населенный пункт
97836 Сувориха мельница Населенный пункт
75154 Никульчино село Населенный пункт
83403 Калаганы деревня Населенный пункт
83405 Варначи (Баглаевская) деревня Населенный пункт
83393 Бабичи (Студенецкий, Исаковский) деревня Населенный пункт
86046 Кунаево (Студенецкий) деревня Населенный пункт
83431 Никулинский завод (Сунцовская, Варначи) деревня Населенный пункт
83436 Сергеево (Сергеевский завод) деревня Населенный пункт
95954 Малые Сколотни деревня Населенный пункт
54999 Большие Сколотни (Галилеевская 1-я) деревня Населенный пункт
54497 Назаровы (Костяевская) деревня Населенный пункт

HTML-код для вставки карты на сторонний сайт

Изменяя значения атрибутов width (ширина) и heigth (высота), можно получить нужные размеры карты

В этом КХ я участвовал первый раз. Оказалось, что крестоходцы идут не с одной, а с двумя иконами: первая — Бориса и Глеба, а вторая — Георгия Победоносца. Первая икона остается в Никульчино, а со второй возвращаются в Волково. Интересно, что икону Георгия Победоносца несут женщины.

Фото, сделанные у филармонии в г.Кирове во время ожидания автобуса: цвет груши и важный голубь.)


Ожидание выноса икон из церкви в с. Волково:

По дороге вперед ход останавливается у речки Никульчинки для освящения ее вод, также останавливается один раз на привал.

По прибытии в с. Никульчино служится молебен, а затем всех поломников кормят гречневой кашей, были салаты и вкусный чай на травах. Говорят, что в этом году было порядка 2,5 тысяч поломников.

Виды с берега на реку и г.Кирово-Чепецк:

Липовый цвет:

После восстановления сил поломники отправляются в обратный путь в с. Волково. По пути также делается две остановки: у кладбища для совершения литии и привал у д.о. Боровица, где стоит часовня с купелью.

Обратный путь лежит по красивому берегу р. Вятка:

Часовня с купелью:

Волковская церковь на подходе:

В этом году осенний ход также попадает на воскресный день. Все желающие могут принять участие.

Досуг для всей семьи.

Иринарховский крестный ход. В 2019 году крестный ход пройдёт 24-28 июля.
Начало в Борисоглебском мон. с богослужения после молебен и выход.

Ярославская обл., пос. Борисоглебский, Борисоглебский мужской монастырь.
Наместник — игумен Иоанн (Титов)

Тел.: +7 или 8 (48539) 2-15-41

Сайт: www.икх.рф/

Фотоочёт Иринарховский крестный ход 2019

Группа ВК vk.com/club1885558 Иринарховский крестный ход

E-mail: bgm.pa@mail.ru

В крестном ходе много детей, идут так же инвалиды, если нет сил дойти — крестный ход обслуживают машины с волонтёрами и подвозят по маршруту до точки ночлега, рюкзаки возят на армейских ЗИЛах, так что с собой на день берут только необходимое. Рекомендация: документы и деньги берите с собой (в рюкзаках не оставляйте). Крестный ход обслуживает Скорая помощь. Питание: обед и ужин -полевая кухня. С собой необходимо взять ложки, стаканы (пластик) или кружки, миски для первого и второго, если вас много удобно взять 3 маленьких ведёрка для первого, второго и третьего — так легче носить и брать сразу на всю группу. Если Вы приехали на автомобиле, То по окончании дневного пути курсируют автомобили с волонтёрами за символическую плату до предыдущей стоянки, т.о. можно перегнать свой автомобиль Или по окончании крестного хода машинами также перевозят на начальную точку — в монастырь.

Каждый из нас по-разному проводит теплые летние месяцы, но у каждого наверняка есть место, куда бы он хотел еще и еще раз возвращаться, отложив все другие дела. У некоторых православных людей таким местом навсегда стал Борисоглебский на Устье монастырь Ярославской области, на территорию которого они стекаются раз в год, чтобы отправиться в четырехдневный крестный ход. По милости Божией, два раза мне удалось поучаствовать в этом празднике, прикоснуться душой к благодатному явлению – Крестному ходу, побеседовать с людьми, которые уже почти все одиннадцать лет являются неизменными участниками крестного хода в Борисоглебском краю.

Как к нам проехать:

до станции Ростов Великий (Ярославский), далее на автобусе до поселка Борисоглебский.

Расписание автобусов: 6-35, 7-30, 8-10, 9-20, 10-30, 11-45, 13-15, 14-45, 15-40, 16-30

Координаты: 57°15′26″ с. ш. 39°09′08″ в. д. / 57.257222° с. ш. 39.152222° в. д.

ПАМЯТКА УЧАСТНИКУ КРЕСТНОГО ХОДА: www.икх.рф/irinarhovskiy-krestniy-khod/pamyatka-palomniku.html

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ НА КРЕСТНОМ ХОДЕ: www.икх.рф/pravilapovedeniynakrestnomhode.html

Иринарховский крестный ход: впечатления наших прихожан

Дорогие братья и сёстры!

Не так давно мы публиковали материал, повествующий о впечатлениях прихожан нашего храма, впервые прошедших Великорецким крестным ходом. И часто именно вот такие живые и искренние рассказы паломников сподвигают и других людей последовать их примеру, выйти на время из привычного окружения, из размеренного и комфортного течения жизни, чтобы за время такого необычного паломничества приоткрыть новую грань бытия, получить что-то очень глубокое и важное для своей души, почувствовать единение со всем окружающим миром и стать ближе к Богу.

Вот и сейчас мы предлагаем вам познакомиться с опытом одной семьи, уже на протяжении многих лет неизменно отправляющейся в июльские дни в Иринарховский крестный ход…

Макарова Наталья:

«Много лет подряд сестра звала меня на Иринарховский крестный ход, описывая трудности, но вместе с тем и духовный подъем, переживаемый на крестном ходе. Сначала я относилась к её рассказам достаточно холодно: зачем лишать себя комфорта, идти под проливным дождем или под палящим солнцем, жить в палатках, скудно питаться? Ведь помолиться можно и в храме или съездить в паломничество.

Но всё-таки в 2007 году я решилась… И вот уже 2017 год, те же бесконечные поля, высокое небо, хоругвеносцы, сарафаны, расшитые рубашки, босые ноги, река людей и молитва…

Почему все эти годы в середине лета, откладывая насущные дела, мы ходим, уже с подросшими детьми, на Иринарховский крестный ход? Чтобы почувствовать себя православными, русскими, ощутить связь со своей землей, со своим народом, со своими предками. Лишить себя удобств, чтобы немного встряхнуться от телесной и духовной лени, попросить и поблагодарить Господа».

Макарова Мария:

«Каждый год с нетерпением ждёшь того момента, когда вновь придёт время собирать вещи на Иринарховский крестный ход. Стараешься ничего не забыть, всё тщательно просматриваешь: палатка, пенка, миска, ложка, чашка, молитвослов – вроде бы, всё.

Ранее утро. Выезжаем. Двигаясь на машине по Ярославскому шоссе, уже ощущаешь себя среди полей, лесов и деревень русской глубинки, а в мыслях фоном звучит: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, Богородицею помилуй нас!».

Вот позади остался Борисоглебкий монастырь, где под спудом находятся мощи преподобного Иринарха, затворника Ростовского. Настоятель этого монастыря, игумен Иоанн, и был тем, кто возродил традицию крестного хода в этих местах. Проезжаем ещё несколько деревень, потом идём пешком и… знакомый пейзаж, который не меняется с годами: полузаброшенное село, тонкий, устремленный к небу шпиль колокольни некогда величественного храма, а вокруг него – многочисленные «крестноходцы»: мужчины, женщины, дети… Многие паломники приезжают издалека. Идёшь по палаточному лагерю и слышишь: «У нас в Краснодаре…». А в прошлом году одна женщина, взглянув на образ, висевший у меня на шее, спросила: «У вас ведь икона Святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Франциского? Мы сразу Своих узнаём». Оказалось, что она из Соединенных Штатов.

Для многих крестный ход стал неотъемлемой частью лета. Некоторые приезжают сюда с какой-либо непростой проблемой, чтобы помолиться о её решении, но большинство – чтобы духовно окрепнуть, внутренне собраться и хоть немного побыть наедине с Богом, собой и природой, которая здесь как-то ближе к человеку.

…Вот закончилась Литургия, потом молебен и панихида – и все вслед за хоругвеносцами и духовенством, под пение «Святый Боже», отправились в село Давыдово, где находится действующая церковь Владимирской иконы Божией Матери. Жители этого села каждый год радушно, с настоящей русской щедростью встречают паломников. Всегда особенно радостно после перехода по грунтовой дороге заметить мелькнувший за деревьями купол храма, потом услышать праздничный колокольный перезвон, а при входе в село увидеть жителей в расшитых сарафанах, которые каким-то особым народным распевом поют «Христос Воскресе».

После небольшого отдыха и молебна «крестноходцы» продолжают свой путь, и вот уже виден храм села Кондаково – родины прп. Иринарха. Всенощная, ночёвка, Литургия, множество причастников, молебен, последний маленький переход, источник преподобного, водосвятный молебен и… неужели всё? Крестный ход закончился?

Вечер. Выезжаем. Двигаясь на машине по Ярославскому шоссе, все ещё ощущаешь себя среди полей, лесов и деревень, а в мыслях всё так же фоном звучит: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, Богородицею помилуй нас!».

P.S. Иринарховский крестный ход, начинающийся от Борисоглебского монастыря и заканчивающийся на родине прп. Иринарха, в селе Кондаково, продолжается пять дней, но мы обычно ходим только на два последние дня.

Спустя несколько дней после крестного хода происходит ещё одно важное и долгожданное для нас событие июля – главный праздник монастыря, в который мы ходим летом: память преподобного Стефана Махрищского, основателя обители. Торжественное настроение охватывает тебя, когда переступаешь за ворота монастыря: яркое солнце, благоухающие клумбы, зелень, белый храм – в этот день всё праздничное! А на архиерейской службе, которую традиционно возглавляет владыка Феогност, наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, не перестаёшь удивляться удивительной связи в нашей жизни преподобного Сергия, его духовного друга – преподобного Стефана, и их духовного сына – святого князя Димитрия Донского».

Макарова Елизавета:

«Небесный покровитель нашего храма, святой благоверный князь Димитрий Донской, был знаком со многими святыми людьми того давно ушедшего столетия. И мы, прихожане храма, незримыми ниточками соединены с этими святыми угодниками.

Наша семья, как и многие семьи, летом уезжает на дачу. У нас она находится недалеко от монастыря, где покоятся мощи преподобного Стефана Махрищского – духовного собеседника преподобного Сергия Радонежского и духовного отца благоверного князя Димитрия Донского (после кончины преподобного Сергия).

«Новаго тя ревнителя по благочестию познав благоверный великий князь Димитрий, отца духовнаго себе тя нарече, и во всем с любовию послушаше твоих советов богомудрых, преподобне отче наш Стефане, ведая близость твою к Царю царей Христу Богу», – поётся в акафисте преподобному Стефану.

В этой святой обители, находящейся в глухой Владимирской глубинке, в день памяти преподобного Стефана 27 июля, стоит праздничная, радостная атмосфера. Совершается торжественное Богослужение, которое вот уже много лет подряд возглавляет архиепископ Сергеево-Посадский Феогност, звучит удивительное молитвенное пение матушек.

В этом году во время Литургии гремел страшный гром и лил ливень, как из ведра, но как только началось Причастие, выглянуло солнце, тучи разошлись и от всей этой непогоды остались только огромные лужи.

Завершение праздника – неизменная трапеза для прихожан и паломников. Закончились торжества, но уходить домой совсем не хотелось…»