Крыса на работе

Привет, пикабу!
Хочу сделать этот пост для тех, кто только вступает на путь «белых» воротничков и прочего офисного планктона. Путь этот далеко не легкий и крайне нервный. Считаю, что новичкам будет полезно прочитать про некоторые факты из офисной жизни и посмотреть на мои ошибки.
Вчера исполнилось ровно 5 лет как я официально работаю в одной достаточно крупной компании.
Зарекомендовал я себя в этой организации еще во время производственной практики на 3-м курсе института. По образованию экономист + получил второе высшее по специальности Управление персоналом (менеджемент), работаю по первой специальности.
Во-первых Вам повезло. Точнее Вам дали шанс. Помните, был такой список фраз Стива Джобса, где было сказано, что когда Ваши родители получали работу в бургерных, они называли это не позором, а «возможностью». Так вот это возможность сидеть в тепле (летом – у кондиционера), не подвергать свою жизнь производственным рискам, как у шахтеров, проф. военных, монтажников, водителей и др. Это возможность расти по карьерной лестнице, если только вы не будете по полдня сидеть в Вк или «ферме». Это возможность получать стабильный доход. Возможность завести друзей, которые находятся с вами в одной «упряжке» работодателя. По отдельно просьбе я могу найти еще с десяток прочих «возможностей». Работать в офисе не зазорно, в конце концов вы работаете, чтобы прокормить себя и детей.
Во-вторых, это отличная школа жизни. Учитесь принимать, не принимая. Обстоятельства, которые складываются вокруг вас, имеют целью только обучить вас, помочь вам понять себя и других. Не пускайте всё на самотек, будьте ответственны за свои слова и действия. Если что-то нехорошее случается на работе принимайте это как должное, но делайте из этого вывод. Вас взяли не для того, чтобы вы сидели за компом и за это платить деньги, вы как свежее-посаженное экзотическое дерево и всем интересно приживется оно или нет, какие плоды даст, как оно цветет, пахнет, да и вообще что его отличает от обыкновенного сорняка?
Ваши коллеги – вам НЕ друзья, но и не враги, зато они прекрасные учителя.
Работа и личная жизнь.
Поначалу мне все нравились, все казались такими добрыми и милыми, меня спрашивали про мою жизнь, в том числе и про личную и я свободно ей делился, конечно же не всем, но они знали как её зовут, где живет и чем занимается. Теперь я понимаю, что тогда я был для них как человек-сериал. Представьте молодой перспективный человек из обеспеченной семьи устраивает свою личную жизнь и как-то вертится на работе, проводит свой досуг прыгая с парашютом и катаясь на сноуборде. До Санты-барбары это не дотягивало, но за неимением иного это было всем интересно. Ну а я, дурак, думал что вокруг меня собрались самые прекрасные люди, которые желают мне только самого лучшего… Всё изменилось когда этот сериал им надоел, за моей спиной начали ходить всякие сплетни, призывы жениться / расстаться, найти кого-нибудь по-моложе и т.п. Были еще другие моменты связаннее с этим, но о них лучше не будем. Еще меня очень сильно впечатлило то, как обсуждаются отношения, которые строились между коллегами из соседних подарзделений. Тут было и она – шалава, и он нищеброд и т.д., но когда один из этих людей появлялся в кабинете, то все так искренне ему улыбались и так мило с ним общались, что у человека не могло даже возникнуть подозрений, что ему только что все кости пропустили через мясорубку. Запомните, работа должна быть отдельно от личной жизни!
Теперь про сам процесс работы.
Идеально когда у Вас есть должностная инструкция, иерархичность начальства и собственный «участок» работы. Но очень часто коллеги будут перекладывать на вас часть своей работы. Это надо пресекать, и плевать на офисный этикет! Не знаете, как хитро отказаться от того, что на Вас хотят повесить, говорите прямо, иначе запустите такой механизм сваливания дел на себя, что потом его не остановишь. Всем плевать, что у вас гора несделанной работы, что вас разрывает начальство, им просто лень делать то, что они делают и на это у них есть следующие причины: 1) большинство отдали свое работе не малую часть лет и считают, что теперь не они должны работодателю, а им обязан весь мир! 2) есть те, кто видит в вас конкурента, а с приходом молодого специалиста, каждый в отделе начинает опасаться за свое место, причем это происходит не сознательно, а инстинктивно, ведь они видят, что вы работаете в то время как они играют в шарики 3) ну и вы не «такой» как все, в вас еще масса амбиций, желаний, энергии и позитивного взгляда на жизнь. «Что это он такой бодрый приходит в понедельник на работу? – не порядок, надо ему как-нибудь поднасрать, чтобы жизнь раем не казалась» — поверьте, это тоже имеет место быть, не все, конечно так думают, но 3 из 5 где-то.
Смогли выдержать эти испытания – вы прошли проверку на прочность. Теперь вы либо враг №1, либо неформальный лидер. Да и какая вам разница, вы работаете чтобы содержать себя и свою семью, всё остальное – их собственная неудовлетворенность жизнью. Я не прошел эту проверку и поэтому мне часто приходилось отвечать за работу в которой я принимал малейшее участие, за ошибки, которые были допущены коллегой в документах, и я очень часто становился «крайним». К счастью я смог уйти от дальнейшего растерзания уехав в долгосрочную командировку. Но вернувшись, увидел, что ничего, абсолютно ничего не изменилось, просто у них появился новый объект для пожирания.
Пенсионеры и люди предпенсионного возраста.
Зачастую это самые опытные халявщики. Они умеют ничего не делать и организовывать людей вокруг себя, но они вас боятся, потому что если будут кого-то уволнять, то их в первую очередь. Поэтому они всегда будут стараться запятнать вашу репутацию и продемонстрировать ваши ошибки, тем самым защищая себя. Не бейте их, лучше пожалейте и будьте внимательны)))
Начальство.
Это тот / те, кого надо слушать, стараться выполнять беспрекословно их указания. В общении с ними отключайте своего эго. Потом поймете, что вам как начальнику нет дел до того, что лично вы думаете о порученном вам задании, руководству нужно, чтобы специалист его выполнил как робот. Если вы все сделали как говорилось, то за результат вы уже не отвечаете, успех или провал этого дела полностью ляжет на начальство, а им уже «достанется» свыше.
Не понтуйтесь!
У вас есть машина и вы привыкли на ней ездить на работу? Следующие советы для вас:
1. Не старайтесь припарковаться как можно ближе к работе или на общей стоянке. На моем мерседесе образовалось около 10-ти сколов от удара дверьми соседнех машин на рабочей парковке. Мне завидовали и постоянно обсуждали какой я мажор. Это не приятно! Я ценю в людях человеческие качества и хочу, чтобы меня судили по ним, но тут всё не так…
2. Лучше если никто не будет знать сколько она стоит, сколько стоит обслуживание и ремонт. Это позволяет всем считать ваши деньги и вашу зарплату, а она даже у «одинаковых» специалистов бывает разная.
3. Предлагать подвезти всех «до метро», закончится тем, что будете возить в противоположную сторону от вашего дома.
Дорогие часы и отдых в различных курортах по всему миру это хорошо для вас, но опять очередной повод обсудить ваше благосостояние. Летите в Доминикану — лучше скажите что в Турцию, остальные вопросы отпадут.
Заводите друзей.
Лучше из смежных подразделений, когда вас не связывает одно дело. Про пользу друзей написано немало и к работе это тоже относится. В будущем они могут помочь вам с трудоустройством, или вы захотите нанять их к себе, зная их надежность.
Не будьте скучным и не стройте из себя шута.
На корпоративе все пьют, если не пьете лучше не приходите. Все знают, что пьяные мы становимся немного другими, иногда это идет нашему образу добросовестного работника во вред. Например, однажды, уходя небольшой компанией с корпоратива, я пытался запихнуть бутылку из-под шампанского в карман пальто, зачем не знаю, другой просто нес бутылку в руке. Итог – порванное пальто, подколы от коллег, осуждение от начальства, да и самому стыдно.
И еще пара мини-советов: не ругайтесь матом, не обсуждайте кого-то, кого нет рядом (иначе рискуете оказаться на его месте), не ленитесь, работайте — за это вам и платят, будьте прилежны и организованы, мойтесь и брейтесь, чистите зубы, и вам не придется торчать на нелюбимом месте за 20 тыс. рублей. Успех – личное дело каждого!
Надеюсь пост был полезен.

История знакомого. Работал в небольшом офисе (один из филиалов фирмы) на 15 человек : Интернет, установка программ, разная настройка софта, заправка принтеров, в общем поддержка офиса в плане компьютерных технологий. Работа нравилась – зарплата в районе 50к, работы почти никакой нету – Офис не большой, компы не старые,а чтото новое вводить не спешили, с техникой обращаться умели. Так что знакомый изначально всё настроил и сидел админил , ну или вернее весь день залипал в интернете, умудряясь фрилансить. Кончено не каждый день полная халява была, но часто как минимум полдня было свободно. Это кардинально не нравилось остальному офисному планктону- они же работают, а этот чмошник на ИХ бабки получает! Они же тут пашут как проклятые!

Немного об распорядке дня – все приходили вовремя к 9-00. Но часик проводили в беседах и чаях. Кончено же можно было сделать 2-3 перекура во время работы. Обед- можно же на 20 минут пораньше уйти и задержаться на нём. Ну и рабочий день обычно за полчаса до конца оканчивался- ведь надо собраться домой, поговорить, обсудить прошедший день. Это никак не пресекалось руководителем этого офиса, который просто был душой коллектива. Никакой сетевой политики не было- смотри ютубы, контакты, общайся в скайпе- главное не пались открыто.

Но ненавидеть компьютерщика за халяву это не мешало. Никто с ним не общался, знакомый считался за изгоя. Пытались строить козни и мелко саботировать:

— писали начальству что компьютерщик ничего не делает и надо бы зарплату уменьшить. Слава богу там были не дураки, сказали- раз всё работает, значит человек не зря зп получает

— пытались нагрузить бесполезными нереальными заданиями. Вроде- скачать интернет на флешку или у меня чтото не работает, я не буду объяснять, ты разбирайся что именно, ты же компьютерщик. Но быстро получили по шапке, так как все обращения знакомый регистрировал.

— запрещали ему пользоваться холодильником. Просто выставляли его еду, мотивируя что от неё пахнет.

— украли стул и спрятали на складе.

— пытались перенести его рабочее место прямо под кондиционер.

— ‘забывали’ сообщить о собеседованиях, внеплановых выходных и прочих мероприятиях.

В общем скорее какие-то детские козни, но знакомого это не волновало. Коллектив – дерьмо, но остальное его более чем устраивало. До тех пор, пока по семейным обстоятельствам он не опоздал. Причём 3 раза в месяц, примерно на полчаса. Офисные крысы это запомнили и поняли- вот их шанс ! И вот когда он вновь опоздал буквально на 15 минут — вызвали начальника, который сидит в другом офисе. И тут полилось: из-за нерабочего интернета сорвалась очень выгодная сделка, и это не в первый раз, посмотрите, он взял привычку приходить к обеду, а когда приходит- сидит в танчики играет. Ну невозможно с ним работать!

Влепили штраф, причём не хилый, в треть зарплаты. Знакомый вскипел, пытался поговорить, но ему презрительно сказали:

Мальчик, ты тут никто. Это мы тут работаем и бабки зарабатываем, а ты на подсосе. Так что замолкни, если мы захотим ты вылетишь отсюда в считанные секунды. Так что пошёл работать.

Знакомый тихо мирно работал, как ни в чём не бывало, но козни усилились:

— теперь начали шуточки про него отпускать, не понижая голоса. Говоря в спину всё что о нём думают.

— Один раз дверь ему не открывали в офис – охранник отошёл, за домофоном бесилось пара манагеров, называя маменькиным сынком и отправляя в детский сад.

— если раньше к нему обращались либо на Ты либо вообще без имени, то теперь исключительно ‘слыш мальчик или эй сынок’

Так продолжалось три недели, а на четвёртую –знакомый пошёл к начальнику с распечаткой сетевой активности. Оказалось, что весь офис добрые полдня сидит в контаче, одноклассниках и других развлекательных ресурсах. Команды — блочить их, до этой поры не было. И вот весь офис на ковре у начальства, на их лица смотреть – одно удовольствие. Все стоят, губы трясутся, в глазах смирение. Конечно пытались оправдаться, мол случайно перешёл на пикабу и читал его час и совершенно случайно такое каждый день случается!

Влепили штраф руководителю, такой же- треть зарплаты, всем остальным – выговор. Всем дали документ, что за ними теперь будет вестись слежка и великие кары будут тем, кто попадётся ещё раз. Все подписали не глядя, а зря.

Ненависть к знакомому стала прям таки осязаемой, но шутки и нападки мгновенно прекратились. Интернет на работе стал бесполезной штукой. Но пару недель проработав, коллектив научился раздавать интернет с телефонов, сидеть в планшетах и ноутах. Перекуры и чаепития никуда не делись.

Прошёл месяц– опять вызов к начальству. Просто дело в том, что знакомый установил простые IP камеры и так, чтобы отчётливо видеть то, чем занимаются работники. Почему то никто не обратил внимание что появились чёрные конусы, а в документе, что месяц назад подписывали — никто не обратил внимание на возможность видеонаблюдения за офисом. Просматривался не просто весь офис, а конкретно рабочий стол каждого. Кончено же случайно, свой стол вниманием он обделил, благо он стоял в стороне почти в углу. И стало видно, как работнички работают, бегают на перекуры и гоняют чаи за беседами о сериалах. На это раз – руководителя офиса понизили и перевели, всех остальных штрафанули. А знакомому выдали премию)

В итоге наезда у коллектива – минус один руководитель, всех лишили части зарплаты, теперь все работают от звонка до звонка, перекуров нет, лишний раз в телефон посмотреть нельзя. А у знакомого- 2 премии, дали ещё одну, оказалось, что продуктивность офиса возросла, и повысили зарплату за дополнительную нагрузку в виде мониторинга офиса .И сдержанные ручные крыски.

Офисные крысы! Как с ними бороться?

Сплетники, болтуны, скандалисты… Все они окружают нас на работе и со всеми из них приходится общаться. Как строить отношения с этими людьми, чтобы не пострадать и остаться в хорошем настроении?

Этому человеку вовсе не нужна веская причина для того, чтобы начать сотрясать воздух криками, постепенно переходя на ультразвук. В качестве повода для голосовых упражнений сгодится незакрытая дверь, чашка недопитого чая на вашем столе или просто косой взгляд в сторону скандалиста.

Стратегия борьбы: ни в коем случае не начинайте кричать в ответ — скандалист только этого и ждет, ведь для таких людей ссора — лучший способ развлечься и привести себя в тонус. Кроме того, ступая на скользкую почву выяснения отношений, вы заведомо проигрываете, ведь у скандалиста гораздо больше опыта подобных стычек.

Лучший выход — сохраняя олимпийское спокойствие и самую лучезарную и доброжелательную улыбку, дать скандалисту как следует прокричаться и выпустить пар. Увидев, что вы не намерены ругаться, скандалист быстро потеряет к вам интерес.

Еще один способ нейтрализовать скандалиста — проявить жалость. Как только в ваш адрес понесутся обидные слова, скажите: «Я понимаю, у тебя проблемы в личной жизни, не переживай, все наладится!» — или что-нибудь подобное. Скандалист будет обескуражен.

Сплетник

Если вы неожиданно для себя начали замечать недоуменные взгляды коллег в вашу сторону и шушуканье за спиной, скорее всего, вы стали объектом сплетен. Возможно, когда-то вы по неосторожности поделились с кем-то из коллег подробностями личной жизни, а после этого ваша история обросла совершенно невероятными деталями, над которыми теперь потешается весь коллектив.

Стратегия борьбы: единственный способ справиться со сплетником — держать рот на замке в его присутствии. Но постоянно хранить гордое молчание скучно, поэтому нужно уметь вовремя вычислить врага. Узнать любителя покопаться в чужом белье не так уж сложно: если человек начинает выпытывать у вас подробности ваших историй, просит пересказать ссору с мужем по ролям и во всех деталях, постоянно вставляет реплики типа: «Ох, как я тебя понимаю!», «А что ты ему ответила?» — скорее всего, перед вами законченный сплетник. Поначалу может показаться, что вы наконец-то обрели лучшего друга, — сплетник непременно будет делать вид, что переживает за вас как за родную, но именно от таких «лучших друзей» стоит держаться подальше.

Ну а чтобы окончательно обезопасить себя и свою репутацию, никогда не говорите гадостей о начальстве и сослуживцах, иначе ваши шансы нажить дополнительных врагов сильно повысятся.

Жалобщик

У него все всегда не слава богу: у его ребенка постоянно объявляют карантин в детском садике, у него самого имеется куча проблем со здоровьем, его краны протекают с завидным постоянством, в его квартире идет вечный ремонт, а его маме регулярно требуются дефицитные лекарства. В итоге, преисполнившись сочувствием, вы безропотно взваливаете на себя обязанности жалобщика и работаете за двоих.

Стратегия борьбы: услышав у себя над ухом жалобное поскуливание и просьбу задержаться на работе, смело начинайте жаловаться в ответ. Наверняка у вас тоже имеется целый ряд домашних проблем, требующих немедленного решения, а если у вас дома царит полный порядок, вы запросто можете рассказать жалобщику о неурядицах своих знакомых, выдав их проблемы за свои собственные. Жалобщики обычно сразу сбегают, они терепеть не могут себе подобных. Если же вы человек прямой и тертый, можете заявить, что вы не намерены работать сверхурочно без всякого вознаграждения, и отправить жалобщика в кабинет шефа для того, чтобы поговорить с шефом о том, чтобы вам доплачивали за вашу помощь. Успех 100% — история не знает случаев, чтобы кто-то пришел с таким предложением к боссу.

Болтун

Самый безобидный из всех офисных врагов, но от этого не менее надоедливый. Он может часами изводить вас мерным бормотанием, безжалостно отрывая от работы, усыпляя и мешая сконцентрироваться. Болтун уверен, что вам чрезвычайно интересно его мнение по поводу погоды, нестабильной ситуации в Ираке и роста мировых цен на энергоносители, и все ваши попытки прервать бесполезный разговор, как правило, ни к чему не приводят.

Стратегия борьбы: обычно болтуна совершенно не волнует, насколько внимательно его слушают. А потому, если вы обладаете счастливой способностью отвлекаться от посторонних шумов, не обращайте на болтуна внимания, представьте, что его разговоры — это нечто вроде гула машин за окном. Если же постоянная болтовня вам мешает, сделайте вид, будто ужасно заняты. Перекладывайте на столе бумаги, приговаривайте, что ничего не успеваете, и обещайте, что непременно поговорите с болтуном, как только найдете свободную минутку. Отличный способ — поставить между вами визуальную преграду, цветок или монитор, даже болтун не будет говорить с человеком, который физически “отделен”…

И еще пара слов о раздражителях

Американский журнал Forbes опубликовал список самых распространенных офисных раздражителей.

  • Оставлять беспорядок на корпоративной кухне;
  • Включать музыку так, что ее слышат остальные в офисе;
  • Оставлять воду в раковине в туалете, чтобы у следующего, кто на нее обопрется, осталась мокрая полоса на одежде;
  • Играть в пасьянс на карманном компьютере во время собрания;
  • Принимать пищу так, что ее запах чувствуют все в офисе;
  • Не переводить мобильный телефон на вибрацию или беззвучный режим; громко вести телефонные переговоры;
  • Стоять возле чьего-то стола и громко разговаривать, не давая сидящему за столом закончить работу;
  • Брать вещи со столов сотрудников без разрешения или не возвращать их;
  • Громко вести беседу с коллегой с соседнего стола;
  • Брать еду, которую приносят другие, но никогда самому не приносить.

Как ведет себя стукач и зачем он это делает?

Стукачи обычно кажутся вполне приятными людьми. Они могут расположить человека к себе, очаровать его своей добротой и умением выслушать.

Однако за этой маской прячется весьма корыстный коллега, который не прочь выслушать то, как вы изливаете душу, а затем донести до директора. Все ваши жалобы, проблемы и прочее «грязное белье» обязательно станут известны начальству.

ВАЖНО! Если в офисе ничего не происходит, он, как истинный специалист этого дела, начнет создавать инфоповоды самостоятельно, натравливая своих коллег друг против друга.

Чем больше коллектив, тем сложнее контролировать этот процесс: возникает эффект испорченного телефона, и найти первоисточник всех бед становится невозможно.

«Дятел» наблюдает за искусственно созданной ситуацией со стороны и наслаждается… А потом отправляется в кабинет босса и докладывает ему обо всем.

Зачем он это делает? Причин может быть несколько, и далеко не все из них лежат на поверхности. Давайте разберемся более детально в этом неоднозначном вопросе.

  • Если стукач совершает доносы только на вас, стоит задуматься, не пробежала ли между вами черная кошка когда-то давно. Вероятно, вы не помните о недавней ссоре или просто недооценивается масштаб обиды этого человека. Выход из ситуации, конечно, не самый порядочный, но такова психология слабого и озлобленного — он приложит все усилия, чтобы уничтожить вашу репутацию и сломить веру в себя.
  • Человек просто занимается своей карьерой. Он с детства мечтал о том, что однажды он сядет в кресло начальника, все будут стучаться, прежде чем побеспокоить его. Стукачам часто не хватает собственных интеллектуальных и моральных ресурсов, чтобы пробиться к вершине власти своими силами. Поэтому они вынуждены прибегать к уловкам. Намного проще втереться в доверие к директору, чтобы при удобном случае намекнуть о повышении.

    КСТАТИ! Появление в коллективе такого человека — сигнал, что ваш руководитель тоже не отличается высоким профессионализмом, если подпускает к себе сотрудников, которые считают доносы нормой жизни и ценным качеством.

  • Причина подобного поведения, как вы уже, возможно, догадались, кроется в заниженной самооценке и неумении защитить себя. Доносчики и рады были бы жить по правилам, но у них не получается. Им постоянно нужен покровитель, который в нужный момент обеспечит безопасность и приблизит к кормушке. К сожалению, таких людей довольно много, особенно в крупных корпорациях, где конкуренция высочайшая. А осадить их сложно. Эти люди часто являются энергетическими вампирами.

Как вычислить стукача?

Бывает два типа крыс в коллективе. Давайте рассмотрим их более подробно, чтобы разобраться, как без труда вычислить стукача у себя на работе и принять меры.

  1. Обычный болтун. Это практически душа компании. Ему все рады, он с удовольствием вращается в обществе и готов выслушать каждого. Возможно, он и сам что-то рассказывает о своей жизни. Беда в том, что стукач этого типа совсем не умеет держать секреты при себе (особенно чужие). Хитрые начальники быстро вычисляют болтунов и стараются втереться к ним в доверие, чтобы получать сведения о других коллегах в обмен на разного рода привилегии.

    СОВЕТ! Понаблюдайте за словоохотливыми персонами в вашем коллективе и постарайтесь больше никогда не обсуждать личную жизнь с ними.

  2. Продуманный стукач. Этот человек абсолютно не наивен, как предыдущий тип: он понимает, что занимается неблаговидным делом, просто он разрешил самому себе вести себя таким образом. Это его способ выживания, его психология. Присмотритесь к самым отъявленным карьеристам вашего офиса, чтобы выявить стукача. Кто грезит о головокружительной карьере? Кто внезапно и не совсем заслуженно получает премии и повышения? Кто умеет найти подход абсолютно к любому человеку — от забитого интроверта до лидера? Скорее всего, он и будет виной несчастий.

Найти крысу в коллективе можно еще по одному признаку. Стукач никогда не высказывает своего мнения в разговоре. Он будет до последнего уворачиваться от прямого ответа, ограничиваясь общими фразами. Это похоже на нейтралитет, но на самом деле «дятел» боится, что его слова могут быть использованы против него самого.

Как проучить стукача на работе?

Итак, вы уже выяснили, что в вашем коллективе завелась паршивая овца. И точно знаете, кто это. Не пора ли наказать бессовестного стукача?

КСТАТИ! Нельзя игнорировать факт того, что в вашем коллективе завелся доносчик. Это может начаться с безобидных вещей и закончиться чем-то более серьезным.

Однако люди порой теряются, когда сталкиваются с откровенным хамством и наглостью. Даем вам несколько простых рекомендаций, как избавиться от крысы или по крайней мере обезопасить себя.

  • Главное правило таково: не нужно общаться со стукачом слишком близко. Обсуждайте максимально нейтральные темы, и тогда вы окажетесь в безопасности. Не сплетничайте о. своих коллегах, не жалуйтесь на несправедливые решения босса. Обсуждайте плохую погоду, новые фильмы, еду. Ничего личного. Кроме того, такое поведение поможет избежать зависти коллег.
  • Попробуйте самостоятельно сгенерировать сплетню. Пустите заведомо ложный слух о самом себе. Главное, чтобы он был правдоподобным. Расскажите о своей воображаемой тайне только одному человеку, стукачу, если вы подозреваете его и хотите вывести на чистую воду. Через некоторое время об этой новости будет говорить весь офис. Тогда вы уже сможете сделать вывод о ненадежности сотрудника. Можно сделать эксперимент групповым, пусть остальные подозревающие тоже поучаствуют.

    ВАЖНО! Устраивать суд Линча не нужно, просто возьмите на заметку, с кем не следует делиться приватной информацией.

  • Говорить с начальником о том, что доносы в современном мире просто недопустимы, бесполезно. Видимо, директора вполне устраивает распределение ролей в коллективе. Будьте хитрее и осмотрительнее: если вы начнёте обсуждать это с боссом, на вас могут начать охоту.
  • Используйте стукача в корыстных целях. Начните распространять информацию о своих плюсах, преимуществах, карьерных планах (исключительно в интересах организации, где вы сейчас работаете). Рано или поздно эти сведения доберутся и до начальства, что определенно сыграет вам на руку. Бороться со стукачами на работе лучше себе на пользу.

Полезное видео

Предлагаю посмотреть видео, где раскрывается психологический портрет стукача:

Помните, что сплетни способны разрушить вашу карьеру, навредить личной жизни и очернить доброе имя. Не откровенничайте наедине с людьми, которые могут вас подставить. Приходите на работу, чтобы выполнять прямые обязанности: это будет наилучшей иллюстрацией вашего профессионализма и личных качеств.

Немного об «офисных крысах»

Как не попасть на обед к крысе

Известна ли вам такая ситуация: приходите на работу, а ваш коллега уже поджидает вас, чтобы сообщить, что вам поручена срочная и трудоемкая работа? Вы стараетесь, все исполняете в срок и уже собираетесь идти с отчетом, как вдруг ваш драгоценный коллега изъявляет желание отчитаться перед шефом сам. А позже выясняется, что шеф поручил эту срочную работу не вам, а вашему же коллеге, а вы за него ее сделали.

Вы собираетесь взять выходной, как вдруг вашему коллеге именно в этот же день срочно куда-нибудь нужно.

Ваш коллега постоянно оставляет за собой грязные чашки, и вам приходится за ним убирать.

Обращается к вам повелительным тоном, дает поручения, наставления, делает замечания, а вы по какой-то непонятной причине все это терпите…

Подобные ситуации можно перечислять бесконечно. Если что-либо из вышесказанного вам знакомо, то поздравляю: у вас завелась «офисная крыса».

Откуда взялось это определение?

Понятие «офисная крыса», удачно характеризующее сущность таких людей, появилось совсем недавно – около трех лет назад. Как утверждают СМИ, его автором является голландец Йооп Сгрийверс (Yoop Sgriyvers). Ниже приводится отрывок из интервью с ним.

Йооп Сгрийверс: В 30 лет я защитил диссертацию по экспериментальным обучающим компьютерным программам. Затем были несколько лет исследований, чтобы выяснить, как люди работают с этим программным обеспечением. Тогда же мне пришла в голову идея написать десять книг, первая из которых – об «офисных крысах».

Корреспондент: Крыса – это метафора. Что она значит для вас?

Йооп Сгрийверс: В голландском языке, наверное, как и в русском, крыса символизирует подлого человека, который многое делает втайне от других, манипулирует людьми. Если кто-то в компании говорит о вас, что вы крыса, то наверняка это не комплимент.

Корреспондент: Многие эксперты, гуру менеджмента, которые пишут книги, проводят тренинги и, несомненно, знают о «крысиной» стороне офисной жизни. И все же они предпочитают не писать о ней, тем более учить «крысиным» навыкам. Почему вы решились на этот шаг? В определенной степени это вызов обществу…

Йооп Сгрийверс: Именно потому, что гуру молчат, я решил написать об этой стороне жизни на работе. Поверьте, очень многие работники так или иначе используют «крысиное» поведение по отношению к своим коллегам или боссам. Я решил просто обобщить опыт.

«Крысиные» намерения

Настоящая «крыса» всегда преследует свои эгоистические цели, не афишируя их. Ей наплевать на страдания своих жертв, более того, она может получать от этого особое наслаждение. Она никогда не признается в своих манипуляциях. Девиз ее существования – «я, я, я».

Разумеется, трудно точно определить конечные цели «офисной крысы». Но в общих чертах обычно намерения ее таковы:

  • быстрее занять место руководителя;
  • ей не нравятся один или несколько сотрудников, и она намеревается их выжить;
  • ей хочется ощутить свою власть;
  • ей хочется больше заработать;
  • получить материальную выгоду посредством передачи информации конкурентам;
  • выслужиться перед начальством;
  • отточить на ком-то свои умения в области манипулирования;
  • ей просто-напросто нравится быть «крысой» и наблюдать за тем, какое влияние она оказывает на людей, и поэтому она, разумеется, намерена оставаться такой, как есть.

Как же распознать «офисную крысу»?

Если вы заметили некоторую назойливость в желаниях, разговорах и действиях вашего коллеги, если все его поведение выражает желание достичь, к примеру, одной из вышеперечисленных целей, то насторожитесь – велика вероятность того, что он и есть «офисная крыса».

Присмотритесь: зачастую это человек, которому откровенно не дают покоя чужие успехи, радости, удачи. Когда всем радостно – он унывает, ходит мрачнее тучи, когда кто-то из сотрудников добивается успеха в каком-либо деле или когда кого-то хвалит начальник, его «выворачивает наизнанку» (иногда «крыса» начинает злословить).

Если вы заметили такое поведение у кого-нибудь из своих коллег, то ни в коем случае не подавайте вида, а также не демонстрируйте, что вы в целом изменили к нему отношение. Просто будьте сдержаны, нейтральны, и запомните, что доверяться такому человеку нельзя даже по мелочам; при этом проявить свой негатив по отношению к нему – тоже большая ошибка. Подружиться с «крысой» едва ли возможно и, кроме того, опасно для жизни (поэтому, если вы не мазохист, не сапер и не экстремал, лучше оставьте эту затею). Да и, честно говоря, неприятно дружить с человеком, который в любую минуту готов продать тебя со всеми потрохами (хотя, несомненно, у «крысы» есть чему поучиться).

Что делать?

Лучше, конечно, вообще обходить «крыс» стороной, не пересекаться ни по каким вопросам, но если этого избежать невозможно, можно воспользоваться некоторыми приведенными ниже советами.

■ Если ваш коллега навязчиво пытается влезть в душу, откровенно надменен или подозрителен по отношению к вам, если о каждом действии бежит докладывать начальству или исподтишка делает маленькие гадости, а также сплетничает за вашей спиной, то единственный способ справиться со всем этим – держать рот на замке, если он находится поблизости.

■ Если вы общаетесь на рабочие или личные темы со своими сослуживцами, то сразу, как только «крыса» появляется в пределах видимости, нужно прекращать все разговоры или переходить на нейтральную тему: о природе, погоде или курсе доллара.

■ Критически опасно обсуждать в его присутствии шефа или других сослуживцев, иначе ваши шансы «нажить» себе врагов сильно возрастут.

■ Обсуждать новые дорогие покупки или, например, отпуск, проведенный в экзотической стране, тоже не стоит. Такие люди обычно очень завистливы. И при их умении втираться в доверие к начальству, они смогут навредить вам в будущем. Как? Очень просто. Как-нибудь, при удобном случае, он подойдет к шефу и распишет ваш отдых или покупку в несколько преувеличенном виде. И сделает вывод: «Наверное, Иванову (Петрову, Сидорову…) слишком много платят!» И вполне вероятно, что шеф после этого захочет лишить вас премии или урезать вам жалование. Или, что еще хуже, заподозрит вас во взяточничестве или хищениях?

■ Не стоит также хвалиться успехами в работе или хорошим отношением к вам шефа. Это может разозлить и раззадорить «крысу». Тогда она будет постоянно вас задевать, сплетничать, с нетерпением ждать, когда вы промахнетесь и, дождавшись, будет вспоминать ваш промах при каждом удобном случае.

■ «Крыса» также может рассорить вас с коллективом. Например, рассказать одному или нескольким сотрудникам о том, что вы якобы о них плохо отзывались, и тем самым настроить их против вас. А потом, кто знает, всплывет ли правда на поверхность или ваши коллеги так и будут носить камень за душой со всеми вытекающими последствиями?!.

Статья подготовлена при содействии Агентства деловой литературы «Ай Пи Эр Медиа».

МНЕНИЕ

Т.В. Рыбченкова, заместитель директора Высшей школы референтов «Катюша» (Санкт-Петербург)

В сложной и нелепой ситуации может оказаться любой сотрудник. Но для секретаря или помощника руководителя эта ситуация недопустима с точки зрения имиджа и профессионального статуса.

Когда начинает нападать «крыса», надо постараться определить цель ее действий: собственное униженное состояние и желание своими действиями унизить других (психологическая ущербность); желание любой ценой вскарабкаться по карьерной лестнице, не прилагая никаких усилий интеллектуального характера; склочность и нетерпимость, желание выдать себя за лидера, не имея на то достаточных психологических наклонностей. И это не исчерпывающий список. В основе действий «крысы» всегда будет лежать зависть и желание любыми средствами (можно подставить, очернить, перекинуть свою работу и т.д.) добиться успеха за чужой счет. Что в таких случаях делать?

  1. Никогда не пускать на самотек (случайность, «само пройдет») ни одного случая подставы вас «крысой». Почувствовав слабинку, «крыса» будет давить дальше, используя все более изощренные методы издевательств.
  2. Всегда давать отпор и четко, громко заявлять о недопустимых действиях «крысы». Больше всего она боится, что откроется истинная подоплека ее действий.
  3. Постоянно держать ухо востро в отношениях с «крысой», ограничить до необходимого производственного минимума общение, все действия по возможности подтверждать письменно – «крысы» нередко могут отпираться от «тепленького» проступка.
  4. Не поддерживать сплетни, обсуждения сотрудников, особенно если они касаются шефа (не только своего, но и других). «Крыса», оставшись «без питания» в виде сплетен, нередко чахнет и пытается изобразить бурную деятельность. Вот и используйте ее энергию в мирных целях: поручите общественную нагрузку, какой-либо информационный поток, и может получиться так, что «крыса» исправится и станет отличным специалистом в области информационных технологий.
  5. Постараться понять, чего «крысе» не хватает в жизни: любви, семьи, успеха. Возможно, она пытается что-то найти для себя, но самыми примитивными способами – агрессией и конфронтацией. Не всегда человек становится «крысой», нередко его делают таким сложные обстоятельства. Это не значит, что надо жалеть ее и все прощать, но, понимая врага, можно его победить, не ввязываясь в войну. Можно научиться нехитрым дипломатическим приемам и всегда быть на высоте. Это достаточно трудно, но, как показывает практика, возможно.

Кстати, в подобной ситуации оказалась одна наша коллега несколько лет назад. Более завистливая сотрудница – секретарь – постоянно оставляла ей много сложной работы, а результаты приписывала себе. Так как они работали посменно, было достаточно трудно установить, где реальное дело, порученное руководителем нашей коллеге, а где работа ее завистницы. Ситуация раскрылась неожиданно: руководитель взял в командировку завистницу («крысу»), как более профессионального сотрудника, и выяснил, что все поручения, которые она «выполняла», на самом деле сделаны не ею. Увольнение последовало незамедлительно, а наша коллега, проявившая титаническую работоспособность, но полное непонимание ситуации, получила словесный выговор от руководителя за «молчание ягнят» и введение руководства в заблуждение. Впоследствии ее даже повысили, она стала персональным ассистентом, под ее руководством было два секретаря и делопроизводитель. Все закончилось хорошо, но сколько нервов и страданий это стоило! Так ли необходимо быть «ягненком» или «агнцем на заклание»? Боритесь за свое право на профессиональное существование под солнцем вашей компании и просто за себя!

МНЕНИЕ

Ю.В. Еремеева, секретарь-референт, член Клуба профессиональных секретарей

Когда я начинала работать секретарем, моя начальница поручила мне набирать тексты с рукописного листа, которые не имели никакого отношения к деятельности организации. Организация была учебным заведением, а в текстах шла речь об автозаправочных станциях. Вскоре я увидела, как начальница берет за эту работу деньги. Понятно, что мне ничего не перепадало. Я отказалась выполнять такую работу, а она пожаловалась заместителю директора. Меня вызвали к руководителю. Я сказала, что бесплатно выполнять эту работу не буду. Если начальница берет за нее деньги, пусть сама и работает. После этого просьбы набрать текст об автозаправочных станциях прекратились.

Я настороженно отношусь к готовым рецептам из области психологии. Как известно, Гиппократ и И.П. Павлов разделили всех людей в зависимости от темперамента на четыре типа: сангвиник, меланхолик, холерик, флегматик, но «чистые» типы практически не встречаются. Точно также, скорее всего, нет и чистых «крыс». Не может человек со всеми вести себя одинаково, очень быстро вокруг него образуется вакуум, и он просто окажется вне общения.

Если же кто-то попал под прицел «крысы», то все, что бы он не сделал, будет использовано против него, даже пресловутый «рот на замке». При желании самое благое или нейтральное действие можно преподнести в таком отрицательном свете, что все будут только удивляться. Наверное, для человека, любящего посудачить о коллегах и шефе, это будет достойным наказанием.

С другой стороны, соблюдение этических и этикетных норм (не зря же их придумали), ответственное отношение к своим обязанностям, умение расставлять приоритеты и отсутствие стремления избегать ответственности, может в той или иной степени защитить от чужих сплетен и манипуляций.

МНЕНИЕ

Н.В. Кучер, личный помощник генерального директора «ЗАО ТВК «Авиапарк», член Клуба профессиональных секретарей

Если кругом крысы, значит,

корабль еще плывет.

Владимир Колечицкий

Большому кораблю – большие крысы.

Евгений Тарасов

Мы привыкли к тому, что крысы бегут с тонущего корабля, но никому и в голову не приходило, что присутствие крыс – это точный диагноз того, что с вашим офисным кораблем все в полном порядке. Да, да! И присутствие крыс – лишнее тому доказательство! Как во всем многообразном мире природы они существуют для того, чтобы поддерживать равновесие сил в рамках естественного отбора, так и в офисе они необходимы для сохранения баланса добра и зла.

«Конечно, одно дело осмыслять явление с философской точки зрения, другое – работать с ними ежедневно по восемь часов бок о бок!» – скажет вдумчивый читатель. Согласна. И все же, дорогие коллеги, постарайтесь отнестись к «крысам» максимально спокойно. Не так уж они страшны. Почему? Да просто потому, что «крыса» нападает только на слабых. Вам когда-нибудь в жизни доводилось наблюдать обычную крысу в естественных условиях? О! Это великий стратег! Она чрезвычайно хитра и расчетлива. К тому же крыса никогда не рискует, если не уверена в своей победе и безнаказанности. Всеми этими качествами обладает и человек с «крысиной» психологией. Добавьте к этому крайнюю степень эгоизма, изощренное коварство, определенную жестокость, удивительную живучесть и изворотливость, ну и, конечно, пресловутую склонность спасаться бегством при первой же опасности – и у вас получится законченный портрет офисной «крысы». И такого искусного врага надо знать в лицо, потому что, как говорится, кто предупрежден, тот вооружен.

Безусловно, офисная «крысиная» братия неоднородна. Есть большие, опытные, матерые «крысы» и только начинающие, формирующиеся «крысята». Первые – подлы, расчетливы и хладнокровны, вторые – наивны и достаточно пугливы. Для общения с первыми больше подойдет неспешная, осторожная, вдумчивая манера поведения без истерик и эмоциональных всплесков. Для вторых – решительность, энергичный напор, уверенность в себе.

«Несомненно одно: перед «крысой» нельзя пасовать, под нее не следует подстраиваться, иначе твоя работа превратится в сплошную нервотрепку, интриги и конфликты, – пояснила мне моя коллега Ольга Д., у которой за плечами 30 лет трудового секретарского стажа. – Для начала дай себе установку, что присутствие «крысы» в твоем коллективе – это небольшой жизненный тренинг, судьба преподнесла тебе контрольное задание, и ты должна с честью его решить. Прими «крысу» как данность и перестань бурно на нее реагировать. Озадаченная твоим спокойствием и невозмутимостью, «крыса» сама скоро впадет в смятение и оставит тебя в покое».

Действительно, «крыса» – типичный манипулятор, а значит, ее управление людьми зиждется на их слабостях. Она привыкла достигать желаемого, играя на ваших недостатках. Как только вы противопоставите ей свою внутреннюю стойкость и силу, вы лишите ее всей прелести манипулирования вами.

«Крысы» встречаются на разных ступенях иерархической офисной лестницы – от уборщицы до руководителя. А значит, и манипулировать друг другом могут не только рядовые сотрудники. «Крысятничать» может шеф в адрес своих подчиненных, и даже подчиненные в отношении своего руководителя!

Шефом в подобной ситуации движет, как правило, несколько умозаключений:

  1. Оставаясь внешне крайне лояльным и демократичным, руководитель с помощью умелого манипулирования своими подопечными добивается осуществления своих, ведомых только ему, замыслов, используя, таким образом, мягкую форму принуждения.
  2. Управляя скрыто, исподволь, не прибегая официально к жестким мерам, начальник поддерживает свой демократичный имидж.
  3. Манипулируя сотрудниками, используя их амбиции или слабые черты характера (например, способность выступать в роли жертвы), умный босс может, тем самым, побуждать сотрудника к действию. Припоминаю, как на моей предыдущей работе был совершенно уникальный сотрудник. Руководство всегда назначало его координатором именно того проекта, который начинал давать сбои. Секрет был прост: он обожал борьбу с трудностями. Чем больше возникало преград, тем сильнее он воодушевлялся и активнее искал выход их сложной ситуации, придумывал какие-то нестандартные способы решения вопроса, вдохновлял окружающих, источал уверенность и оптимизм. Он чувствовал себя героем, атлантом, который на своих плечах поднимает компанию на новую высоту, и в то же самое время давал почувствовать, что он буквально приносит себя в жертву корпоративным интересам, совершает подвиг на благо родного коллектива.
  4. Плетя интриги и сея между подчиненными недовольство друг другом, некоторые руководители с успехом реализуют древний принцип управления «Разделяй и властвуй».

«Мой шеф обожает подобную методику, – поделились со мной Ирина С., руководитель секретариата одного из крупных банков Москвы. –Выстраивая ситуацию, при которой сталкиваются интересы сотрудников, он затем вмешивается в нее и разводит незадачливых коллег по разные стороны баррикад, выступая этаким добрым гением, помогающим в критическую минуту. Безусловно, работники офиса чувствуют себя бесконечно благодарными и обязанными боссу за своевременную помощь. И когда руководителю нужно, чтобы сотрудник выполнил ту или иную сверхурочную работу, он может ненавязчиво ему напомнить, как многим этот работник ему обязан».

Подчиненные тоже не остаются в долгу перед своим шефом и активно им манипулируют в собственных интересах. К сожалению, подобные действия более пагубны для компании. Дело в том, что если руководитель использует «крысиные» уловки, руководствуясь мыслью о процветании фирмы, то сотрудники, как правило, лишены подобного альтруизма. Они думают исключительно о себе и своей выгоде: как занять тепленькое местечко, как отделаться от сложной и кропотливой работы, переложив ее на плечи другого, как чужими руками выполнить порученное шефом задание и т.д. Одними из самых распространенных случаев «крысятничества» по отношению к руководителю могут служить следующие:

  • попытка манипулирования с помощью комплимента. Такая ситуация возникает, когда босс поручает сотруднику выполнить то или иное задание, а последний говорит приблизительно следующее: «Я приложу все усилия, но мне ли, с моим, как говорится, свиным рылом да в калашный ряд! Вот Вы – другое дело. У Вас положение, знания, опыт, репутация, имя и т.д. и т.п. Если бы Вы сделали первый контрольный звонок, то я бы потом…». Падкий на похвалу шеф, естественно, начинает звонить, договариваться и, по сути, решает проблему сам.
  • попытка попросить у руководителя совета. Желание прийти посоветоваться чаще всего одолевает тех, кто боится ответственности и хочет эту ответственность переложить на плечи другого. Такой подчиненный перед началом порученной ему работы обязательно нарисуется в кабинете шефа и попытается получить его точные рекомендации и указания, чтобы в критической ситуации сразу же переложить на руководителя всю полноту ответственности за принятые решения. Коронные фразы таких горе-подчиненных: «Я все сделал так, как Вы мне советовали», «Что с меня взять, я человек подневольный», «Как мне шеф сказал, так я и выполнил», «Я действовал по вашим указаниям. Я даже дословно записывал за Вами, когда Вы мне говорили, что следует предпринять».

Приводить примеры «крысиного» поведения в офисе можно бесконечно. Они чрезвычайно разнообразны. Необходимо понять для себя другое: мы все в той или иной степени манипулируем друг другом дома, на работе, в общественных местах. Важен не процесс манипулирования, а его цель и средства. Когда в компании правильно расставлены приоритеты, выстроены отношения между сотрудниками, присутствует «гигиена мысли» и здоровые нравственные ценности, то все манипулятивные техники, которые с таким успехом используют «офисные крысы», могут быть реализованы как дополнительные ресурсы позитивной работы и внутриофисных взаимоотношений.