Кто изображен рядом с иисусом на распятии

Икона «Распятие Иисуса Христа»

Образ распятия Иисуса Христа – центральный для христианства, ведь именно он символизирует искупление Спасителем грехов человечества. Изображение Креста Животворящего, на котором и был распят Господь, известно еще со времен раннего христианства. Оно повторялось в настенных росписях, барельефах, скульптурных изображениях и иконах. Более того, смерть Иисуса – один из центральных сюжетов западноевропейской классической живописи.

История образа

Казнь через распятие считалась одним из самых страшных наказаний для преступников в Римской Империи – приговоренный не просто умирал, но и испытывал перед кончиной сильные мучения. Практиковалась она повсеместно, и до христианства крест не носил символического значения, а был лишь орудием казни. Такой приговор мог получить только преступник, не являвшийся римским гражданином, а Иисуса официально казнили за тяжкое преступление – покушение на государственный строй Империи.

Распятие подробно описано в Евангелиях – Иисус Христос был казнен на горе Голгофа вместе с двумя преступниками. Возле Сына Божьего оставалась Дева Мария, апостол Иоанн, Мария Магдалина. Тут же были римские солдаты, первосвященники и простые зеваки. Практически все эти персонажи отображаются на иконе распятия Иисуса Христа, каждый играет свою символическую роль.

Изображенные символы

Центральным образом иконы является Крест Животворящий с Иисусом Христом на нем. Над головой расположена табличка с надписью «I.Н.Ц.I» – «Иисус Назорянин Царь Иудейский». По преданию, надпись сделал сам Понтий Пилат. Приближенные указали на неточность, ведь нужно было написать, что Иисус говорил, что он царь, но царем не являлся. На это римский префект ответил: «Я написал, что написал».

В период Раннего Христианства, в I веке н. э., Спаситель изображался с открытыми глазами, что символизировало бессмертие. В православной традиции Сын Божий пишется с закрытыми глазами, а главное значение иконы – спасение человеческого рода. Вечную жизнь и божественное начало Иисуса символизируют оплакивающие его парящие в небе ангелы.

По бокам от креста на иконе обязательно пишется Дева Мария и апостол Иоанн, который после казни, по велению Божьему, заботился о ней до самой смерти как о родной матери. В поздней иконографии на образах встречаются и другие действующие лица – Мария Магдалина, первосвященники и солдаты. Часто изображается сотник Лонгин – римский воин, который пронзил бок распятого Иисуса. Церковь чтит его как мученика, и на иконе он появляется с нимбом.

Еще одним важным символом выступает гора Голгофа, под которой был похоронен Адам. Иконописцы изображают в ней череп первого человека. По преданиям, кровь из тела Христова просочилась через землю и омыла кости Адама – так был смыт первородный грех со всего человечества.

Распятые разбойники

Икона Распятие Господа – одна из самых популярных, поэтому неудивительно, что она имеет немало вариаций. В некоторых вариантах по две стороны от Христа расположены распятые разбойники. Согласно Евангелиям, один из них, благоразумный, раскаялся и попросил прощения за свои грехи. Другой же, безумный, насмехался и говорил Иисусу, что раз тот Сын Божий, то почему Отец не помогает и не избавит от страданий.

На образах раскаявшийся разбойник всегда расположен по правую руку от Христа, его взор обращен к Богу. Голова нашего Спасителя тоже склонена в его сторону, поскольку раскаявшийся получил прощение, после смерти его ждет Царство Небесное. Безумный разбойник на распятии часто изображается вообще развернутым спиной – за совершенные поступки преступнику уготована дорога в ад.

О чем молиться

Даже на кресте Иисус продолжал молиться за всех людей: «Прости им, Отче. Ибо не ведают, что творят». Поэтому иконе распятия люди молятся о прощении грехов. Считается, что перед этой иконой легче искренне раскаяться в неправедных делах и получить духовное очищение.

Христу молятся те, кто не находит выхода из тяжелой ситуации, кому сложно изменить обстоятельства и исправить свои поступки. Икона распятия дает силы и может помочь вести праведную жизнь, невзирая на прошлое.

Изображение двух разбойников, один из которых получил прощение, напоминает молящимся, что раскаяться можно всегда. Нет того случая, когда Бог не поможет искренне покаявшемуся человеку. До последней минуты жизни у каждого есть шанс получить Царство Небесное.

Как толковать сон об иконах распятия

Приснившаяся икона – хороший знак, символ утешения в Боге, а иногда предостережение от возможных греховных дел. Особенно благоприятны такие сны для истинно верующих. Однако для правильного толкования учитываются некоторые детали. Например, если приснилось, что лик расположен в церкви – в трудное время единственным спасением и поддержкой станет вера. А вот иконы в доме во сне говорят о раздоре и долгих ссорах.

К чему снится икона распятия? Сонники трактуют это как тревожный знак, поскольку такие сны сулят потери в разных сферах жизни. Если вы молитесь перед образом, нужно больше внимания уделять духовной жизни, меньше заботиться о материальных благах. А вот если снятся другие иконы Спасителя, лик Иисуса Христа, можно ожидать помощи в трудных обстоятельствах.

Умение читать и писать ранее являлось значительно большей привилегией чем сейчас. Поэтому для того чтобы распространять и объяснять некоторые религиозные идеи использовались образы. Поэтому нередко икона распятие называлась – изображенным Евангелием или Евангелием для неграмотных. Действительно, в этом образе верующие могли увидеть некоторые основные детали и символы веры. Композиция всегда была насыщенной и давала возможность людям поразмышлять о христианстве, а христианам – больше проникнуться и вдохновиться верой.

Сюжет и значение иконы распятия Иисуса Христа

Фон иконы «Распятие Иисуса Христа» является часто темным. Некоторые могут связывать эту деталь с символическим отображением мрачности данного события, однако, в действительности тут запечатлеваются подлинные события. Ведь, согласно свидетельствам, когда Христа распяли, дневной свет действительно померк – таково было знамение и именно этот факт и отражается на изображении.

Также фон может быть и диаметрально противоположным, торжественным – золотым. Хотя распятие и является печальным фактом (даже присутствующие помимо Христа на изображении люди, чаще всего изображаются с жестами скорби и скорбящими лицами) именно этот искупительный подвиг дает надежду всему человечеству. Поэтому также данное событие в конечном итоге является радостным, особенно для верующих.

Каноническая икона распятие Христа, как правило, включает в себя множество дополнительных фигур помимо главной. Особенно характерным является использование дополнительных персонажей и деталей для произведений, созданных до периода иконоборчества. Изображаются:

  • Божья матерь – чаще всего по правую сторону от Спасителя;
  • Иоанн Богослов – один из 12 апостолов и 4 евангелистов, с другой стороны от креста;
  • два распятых рядом разбойника с каждой стороны, Рах, который уверовал прямо на распятии, стал первым человеком спасенным Христом и вознесшимся в рай;
  • трое римских воинов – располагаются спереди снизу как бы под крестом.

Фигуры разбойников и воинов часто изображаются меньше других по размеру. Этим подчеркивается иерархия присутствующих персонажей, определяется, кто из них имеет большую значимость.

Также разница размеров в какой-то степени задает своеобразную динамику повествования. Ведь с давних времен икона, в том числе и распятие Господне являлась не просто изображением какого-то события, но и символом веры, кратким изложением основных деталей учения. Так икона могла становиться своеобразной альтернативой Евангелию, поэтому и говориться о повествовании через изображение.

На верхней части иконы «Распятие Иисуса Христа» по бокам располагаются две скалы. Они чем-то могут быть похожими на скалы, которые видны на многих иконах Крещение Господне, где символически указывают на духовное движение, подъем, но тут скалы выполняют другую функцию. Речь идет о знамении в период гибели Христа – землетрясении, которое проявилось именно тогда, когда Спаситель был распят.

Обратим внимание на верхнюю часть, где располагаются ангелы с распростертыми руками. Они выражают скорбь, но также присутствие небесных сил подчеркивает собой значимость данного события и переводит распятие Христа из простого земного дела, до феномена более высокого порядка.

Продолжая тему значимости события распятия следует отметить икону, где остались только крест и основные детали. На более простых изображениях отсутствуют второстепенные персонажи, там, как правило, остаются только Иоанн Богослов и дева Мария. Цвет фона является золотым, который подчеркивает торжественность события.

Ведь речь идет не о каком-то распятом человеке, но о воле Господа, которая в итоге свершилась в акте распятия. Таким образом истина, которую утвердил Всевышний, воплощается на земле.

Отсюда и торжественность события, и торжественность иконы распятие Иисуса Христа, которая также ведет и к последующей радости – Воскресению Христа, за которым открывается возможность обрести Царствие Небесное и для каждого верующего.

В чем помогает икона «Распятие Христа»

К этой иконе с молитвами чаще всего обращаются люди, которые ощущают собственные грехи. Если вы осознали в чем-то собственную повинность и хотите раскаяться, то молитва перед этим образом может не только помочь, но и наставит на путь истинный, укрепит в вере.

Молитва ко Господу Иисусу распятому

Господи Иисусе Христе, Сыне Бога живаго, Творче неба и земли, Спасителю мира, се аз, недостойный и паче всех грешнейший, смиренно колена сердца моего пред славою величества Твоего преклонив, воспеваю крест и страдания Твоя, и благодарение Тебе, Царю всех и Богу, приношу, яко благоизволил еси вся труды и всякия беды, напасти и мучения, яко человек, понести, да всем нам во всяких печалях, нуждах и озлоблениих состраждущий Помощник и Спаситель будеши. Вем, всесильне Владыко, яко вся сия Тебе убо не быша потребна, но человеческаго ради спасения, да всех нас искупиши от лютыя работы вражия, Крест и страдания претерпел еси. Что убо воздам Тебе, человеколюбче, о всех, яже пострадал еси мене ради грешнаго; не вем, душа бо и тело, и вся благая от Тебе суть, и вся моя Твоя суть, и аз Твой есмь. Точию на безчисленное Твое, благоутробне Господи, милосердие надеяся, пою Твое неизреченное долготерпение, величаю неисповедимое истощание, славлю Твою безмерную милость, покланяюся пречистым Страстем Твоим и, вселюбезно лобызая язвы Твоя, вопию: помилуй мя грешнаго, и сотвори, да не безплоден будет во мне Крест Твой святый, да причащаяся зде с верою страданиям Твоим, сподоблюся видети и славу Царствия Твоего на небеси! Аминь.

Молитва Кресту Господню

Спаси, Господи, люди Твоя,и благослови достояние Твое,победы православным христианом насопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

Тропарь Господу Иисусу Христу распятому

Глас 1-й Спа си, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы на сопротивныя даруя и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

Величание Господу Иисусу Христу распятому

Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтем Крест Твой Святый, имже нас спасл еси от работы вражия.

Русская DARPA

Крестная мука была в ходу у египтян, иудеев, карфагенян, финикийцев, персов. В Маке­донии, Греции и Римской империи распинали обычно рабов, иногда — ви­новных в совершении особо тяжких преступлений, чтобы показательно их унизить.

Первые казни на кресте отмечены в Риме при Тарквинии Великолепном, последнем из семи царей. Эта практика пришла в Рим от карфагенян, которые переняли ее у финикийцев.Римских сенаторов и судей обвини­ли в «преступлении» за то, что они при­говорили к распятию римских граждан. Вспомним, как Цицерон гневно упрекал Верреса, когда тот, будучи на­местником на Сицилии, приговорил к кресту римского гражданина. Считает­ся, что иудеи стали применять распятие во времена правления царя Ирода.

Крест мог состоять из двух, трех, иногда даже четырех перекладин и при­нимать самые разные формы: Т-образ­ную, Х-образную, У-образную. Первая разновидность — перевернутый крест — позволяла распинать человека вниз го­ловой, так казнили бунтовщиков. Именно так распяли апостола Петра по его собственной просьбе: он посчитал себя недостойным быть распятым, как Христос. Император Нерон удовлетво­рил его просьбу, но другим мученикам отказал.

По мнению отдельных историков, практи­ка распятия вниз головой родилась по чи­сто техническим причинам. «Во влажную землю крест приходилось втыкать глубо­ко, так что горизонтальная балка оказы­валась близко к земле, и один из ее концов, в зависимости от того, куда кре­нился крест, заостряли. Так достигалась максимальная устойчивость, и жертву распинали головой вниз».

Х-образный крест прозвали крестом святого Андрея по имени мученика Ан­дрея, брата апостола Петра и ученика Иоанна Крестителя. Когда он очутился подле креста, то снял всю одежду и от­дал палачу. Ему не стали прибивать ру­ки и ноги гвоздями, а привязали их веревками, чтобы пытка продлилась доль­ше. Он прожил после распятия два дня.

В Риме, Греции и на Востоке пригово­ренного к распятию сначала бичевали кнутом, а потом заставляли нести крест к месту казни. Точнее говоря, он нес «патибулум» (patibulum) — верхнюю горизон­тальную балку креста, тогда как «ствол» (stips) к приходу приговоренного и пала­чей уже торчал из земли. Бесчисленные картины, изображающие шествующего на Голгофу Христа с крестом на плечах, искажают реалии того времени.

На месте казни осужденного привя­зывали к кресту веревками, но чаще прибивали гвоздями. В первом случае человеку разводили руки, крепили их к патибулуму, потом с помощью веревки и блока поднимали наверх и фиксировали.

Когда приговоренного прибивали гвоздями, действовали так же: сначала прибивали к патибулуму руки, затем подвешивали и прибивали ноги. Случа­лось, что казнимого прибивали к кре­сту, лежащему на земле, потом крест поднимали и вставляли в заранее при­готовленную яму. Гвозди никогда не за­бивали в ладони — они бы разорвались под тяжестью тела.

Гвозди вгоняли в запястья двумя способами. Опытный палач забивал длинный гвоздь в окруженную костями точку, которую современные анатомы называют «пространством Дестота». Остриё пронзало её, не повреждая ко­стей, разве что разрывая медианный нерв, в результате чего большой палец прижимался к ладони. Менее ловкий палач ограничивался тем, что загонял гвоздь между лучевой и локтевой костя­ми. Но в обоих случаях крепление ока­зывалось весьма прочным.

Ноги прибивали разными способа­ми. Их могли крепить, забивая гвоздь в каждую, накладывать одну на другую или разводить в стороны при так назы­ваемом «четырехугольном» распятии. Для лучшей надёжности крепления, гвозди, как правило, прибивались через деревянную шайбу.

Деревянная шайба (реставрация по археологическим раскопкам)

В Римской империи существовал особый способ, когда сведенные вместе ноги располагали боком, так что гвоздь пронзал обе пятки, отчего у осужденно­го скручивало все тело.

В любом случае, каким бы ни был способ прибивания, никакой опоры для ног, столь часто изображаемой на рели­гиозных картинах, не было и в помине.

Подобная опора противоречила бы самому смыслу казни. Ведь на кресте умирали не от голода и жажды, как ду­мают многие, и не от потери крови, а от удушья. Распятый мог дышать, только если приподнимался на руках, но гвозди причиняли ему сильную боль, мышцы сводило судорогой, и он не мог выдох­нуть воздух, наполнявший грудную клетку. Этот феномен отмечен и очень точно описан выжившими узниками концлагерей, присутствовавшими при распятиях. Для усиления асфиксии к ногам самых крепких распинаемых при­вязывали тяжелые камни, чтобы обеспе­чить полную неподвижность рук и ли­шить человека возможности дышать.

В древности только иудеи смягчали казнь: на закате распятым ломали ноги, чтобы ускорить асфиксию. Иудейский закон требовал подносить осужденному питье, притупляющее чувствительность к боли. Вспомним, что Христу предла­гали такое питье: вино с опиатом перед распятием и уксус после распятия.

Тела казненных висели на крестах до тех пор, пока к ним не слетались стер­вятники.

  • Морской спецназ: индивидуальный буксировщик водолазов «Аквилон»
  • Жидкостное дыхание
  • Россия середины XIX в.: начальное и среднее образование для поповских детей
  • Казнь в газовой камере. Технические подробности
  • Создание частей радиопомех (радиодивизионов СПЕЦНАЗ) в годы Великой Отечественной войны

Тела мятежников висели до полного разложения. Так случалось после каждой «войны рабов» — трех крупных восста­ний, с трудом подавленных Римом. За победой следовала ужасная бойня и тыся­чи распятий. Два первых бунта вспыхну­ли на Сицилии, соответственно за полто­ра и за век до христианской эры. После третьего — самого знаменитого — под предводительством Спартака в 73 году до новой эры более шести тысяч мятежников при­говорили к распятию. Кресты стояли вдоль всей дороги из Капуи до Рима.

Когда приговор был «законным», как, например, в суде над Христом, вла­сти разрешали родственникам и друзьям казненного отдать ему послед­ний долг после официальной констата­ции смерти. Удар копьем в бок, по римскому законодательству, служил подтверждением наступившей смерти. Вопреки расхожему мнению, этот удар никогда не добивал распятого и не уси­ливал его страданий.

Самую большую дань этому орудию казни заплатили не восставшие рабы, бунтовщики и опасные преступники, а христиане. За триста с лишним лет вслед за апостолами на кресте было распято множество христиан, не пожелавших отречься от новой веры. При императо­ре Траяне в Иерусалиме распяли святого Симеона. Святую Юлию распяли в Кар­фагене. Людей тысячами распинали во всех средиземноморских странах.

Вспомним Нерона, находившего удовольствие в обмазывании жертв смо­лой, чтобы добавить к страданиям на кресте пытку огнем. Осужденных рим­скими магистратами на распятие часто пытали до казни. Все современные исследователи истории древнего мира едины во мнении, что число жертв во времена правления Септима Сурового, Каракаллы, Гелиогабала, Максимина и особенно Диоклетиана, Деция и Доми­циана было огромным. С приходом христианских императоров распятие отменили в память о страстях Христо­вых. С тех пор символ креста приобрел культовый характер, как в греческих, так и в латинских литургиях. Крест и распятие заняли важное место в католических ритуалах и церемониях. Крест, некогда бывший орудием казни, стал символом воскресения.

Применение распятия к преступни­кам в Европе стало восприниматься как богохульство, но в Азии и на Востоке этот метод казни сохранялся. Французский писатель и путешественник Жан-Пьер Оскар Кометтан в книге «Неизвестная цивилиза­ция» пишет, что в XIX веке в Японии «су­дьи все еще приговаривали к распятию». Надо сказать, что и Европа, несмотря на все свое христианство, не раз еще возвра­щалась к варварской практике распятия.

Случаи распятий были отмечены во время Вандейской войны в конце XVIII века во Франции: так поступали республиканские солдаты, наказывая жителей городов Машкуль и Сен-Флоран, давших сигнал к восстанию в 1793 году. Людей распина­ли и в Испании во время наполеонов­ской кампании.

В СССР нацисты каз­нили на кресте партизан и евреев. Итальянский писатель Курицио Малапарте в своём знаменитом романе «Шкура» рассказывает о встрече с распятыми на кресте. «Крик ужаса застрял у меня в горле. Это были распятые люди. Они были прибиты к стволам деревьев. Кто-то уронил голову на плечи, кто-то на грудь, кто-то подни­мал глаза к небу, глядя на молодой месяц. Почти все были в черных еврейских пла­щах на голое тело, их кожа блестела в мягком лунном свете…». «Распятые молчали, я слышал их дыхание. Я слышал глухой хрип, вырывавшийся из горла, чувствовал на себе тяжелые взгля­ды, их глаза обжигали огнем мое лицо, за­литое слезами, капавшими на грудь…». «Если есть в тебе жалость, убей меня! Выстрели мне в голову, — кричал один из распятых. — Выстрели мне в голову, сжалься надо мной! Убей меня, о-о-о, убей меня из любви к Господу!».

В конце XIX века распятие по-прежнему существовало в Бирме и Северной Аф­рике, в частности в Марокко. В 1892 го­ду, то есть через два года после того, как в США начали «обрабатывать современ­ным способом» приговоренных к смерт­ной казни марокканцев, сажая их на электрический стул, на большой площа­ди в Марракеше публика собралась, чтобы поприсутствовать на распятии каида Хабура. Эта казнь под музыку ста­ла поводом для трехдневных праз­днеств, после чего труп разорвали на мелкие кусочки и бросили собакам. В заключение добавим, что вплоть до 80-х годов ХХ века распятие фигурировало в уголовном кодексе Северного Йемена в качестве законной формы высшей ме­ры наказания. Однако стоит отметить, что приговоренный мог быть распят только после того, как его казнят со­гласно вынесенному вердикту — через расстрел или отрубание головы.

В Судане все обстояло иначе: распя­тие живьем было предусмотрено за престу­пления хадда, то есть против Бога.

По крайней мере, до 90-х годов ХХ века в шести стра­нах, живущих по законам ислама, мож­но было на законном основании казнить лю­дей на кресте, распиная их живыми. Речь идет о Судане, Объединенных Арабских Эмиратах, Иране, Мавритании, Пакистане и Сау­довской Аравии.

Литература:

М. Монестье. Смертная казнь. История и виды высшей меры наказания от начала времён до наших дней. Перевод с французского.- М.: ИД «Флюид», 2008

В иконописи существуют некоторые ключевые сюжеты, такие иконы обычно относятся к ранним иконописным изображениям. Как правило, такие сюжеты были призваны эмоционально воздействовать на смотрящего, вызывая у него сочувствие, эмпатию и настраивая на высокий лад. К таковым изображениям относится икона «Распятие Иисуса Христа».

История иконы

История создания иконы «Распятие Христа» связана с распространением известного евангельского сюжета. Особенно это было важно в те времена, когда основная часть населения оставалась неграмотной, и соответственно не имела возможности прочитать Евангелие, но икона, повествующая о распятии, давала возможность совершенно любому человеку узнать о жизни, смерти и воскрешении Иисуса Христа.

Икона «Распятие Господне»

Уместным будет вспомнить о том, что в те давние времена казнью через распятие наказывали лишь самых страшных преступников. Такой тип казни был достаточно распространенным и крест, на котором принимали смерть преступники, не имел какого-либо символического значения, а воспринимался как часть казни, в качестве ее орудия.

Распятие Иисуса Христа — одна из часто повторяющихся тем не только в иконописи, но и в живописи в целом. У разных художников, в определенный момент жизни, в совершенно разной, порою даже иносказательной форме появляется этот расхожий сюжет. Так, «страсти Христовы» встречаются в творчестве таких известных художников, как Виктор Васнецов, Василий Верещагин, Эль Греко, Франсиско Гойя и другие. Конечно, иконописные изображения в отличие от живописи, канонизированы и освящены, поэтому помимо смысловой нагрузки несут в себе особый, невидимый свет, помогающий человеку, обратившемуся к святому лику Христа, справиться с разного рода трудностями.

Читайте о Христе:

  • Крестные страдания Иисуса Христа
  • Смерть Иисуса Христа
  • Какой национальности был Иисус Христос

Для верующих христиан мотив, связанный с распятием Иисуса Христа, один из важных библейских сюжетов. Несмотря на то что многие иконы, раскрывающие «страсти Христа» могут выглядеть немного по-разному, большинство их них имеют и некоторые общие канонические тенденции, среди которых:

  • изображение на иконе Божией матери, которую обычно иконописец помещает справа от Иисуса;
  • с противоположной стороны от Богоматери обычно находится Иоанн Богослов — один из 12 апостолов Христа;
  • с каждой стороны от Спасителя расположены два распятых разбойника;
  • на переднем плане, словно бы под крестом обычно располагаются три римских воина.

Значение иконы «Распятие Иисуса Христа» раскрывается главным образом в том, что такой тип иконы можно считать кратким изложением Евангелия. Для тех, кто мало осведомлен о событиях, происходящих во времена Христа, такая икона служит как бы главным источником знаний, необходимых для каждого христианина.

Интересно! Во многих храмах икона «Распятие Христа» расположена так, что при входе в церковь прихожане видят ее первой, в тех храмах, которые пребывают на реставрации, первой восстанавливают именно этот иконописный образ.

В чем помогает

Икона «Распятие Христа» помогает в первую очередь в укреплении веры и ее обретении, выборе правильного духовного пути. С этим образом Христа распятого связаны и молитвы раскаяния, очищения души. Покаянная молитва, прочитанная у этой иконы, исцеляет сердце и наполняет душу добротой.

Священники обычно благословляют прихожан к чтению утренних и вечерних молитв, прося при этом у лика распятого Иисуса Христа:

  • помощи в каждом деле, житейских трудностях и горестях;
  • защиты в опасности;
  • исцеления от болезни;
  • избавления от тревоги, уныния и печали.

Важно! При чтении молитв обязательно стоит помнить, что помимо молитвенных просьб обязательно следует благодарить Бога за свои успехи и дарованное здоровье.

Что нужно знать про икону

Существуют особые дни, связанные с почитанием икон Иисуса Христа, в эти дни у иконы читается тропарь и проходят канонические богослужения. К таким датам относятся такие церковные праздники, как:

  • начало Успенского поста — 14 августа;
  • Преображение Господне — 19 августа;
  • День памяти перенесения в Константинополь Нерукотворного Образа Христа — 29 августа.

Существуют некоторые отличия в иконописных изображениях данного сюжета. Что касается фона, то на более ранних иконах преимущественно 9-10 веков для его создания использовались мрачные, густые тона, как бы подчеркивающие трагизм происходящего, обостряя ситуацию эмоционально, и одновременно как бы выталкивая изображение Иисуса из полотна, изображая его как бы наполненным светом, что создавало впечатление на смотрящего, будто Христос находится прямо перед ним.

Икона «Распятие Иисуса Христа»

Одновременно с таким изображением существуют и иконы, где основной цвет фона — золотой, служащий символом победы света над тьмой, и жизни над смертью, как бы предвосхищая тем самым еще один известный сюжет — Воскрешение Иисуса Христа. Золото, используемое в иконографии, символизирует также и величие Христа, положившего свою жизнь за людей.

Интересно! Следует отметить, что также на иконах присутствует и еще одна деталь, указывающая на торжество победы Спасителя над смертью, это череп, находящийся на земле, у основания распятия, вызывающий в мыслях каждого христианина известные строки о Воскрешении Иисуса «смертию смерть поправ».

Верхняя часть иконы обычно уделяется изображению ангелов и небесных светил. Существуют также некоторые иконы (чаще такой тип изображения близок традиции западного христианства), когда позади фигуры Христа изображаются скалы, указывающие на то, что по совершении казни над Мессией, разверзлась земля от случившегося землетрясения.

Описание иконы

Существуют некоторые отличия иконописного изображения Христова распятия в католической и православной традиции.

Так, в католицизме принято изображать ступни Христа скрещенными и пробитыми одним гвоздем, православными канонами принято изображать Христа распятого четырьмя гвоздями. Кроме того, на православных иконах ладони Иисуса обязательно изображаются открытыми.

Икона Распятие Иисуса Христа

Заметки искусство_еда

Дионисий. Распятие. 1500. Дерево, темпера. 82х52. Москва, Третьяковская галерея
Как известно, восприятие художественных произведений не может быть совершенно точным и полным прежде всего из-за условности языка искусства. В то же время оно способно избегать излишней произвольности в тех случаях, когда сталкивается с привычными для себя формами. Поэтому можно сказать, что восприятие искусства склонно и к искаженности, и к адекватности. Но кроме этого восприятие, в особенности зрительское, склонно и к самообману, и к невосприимчивости в тех случаях, когда оно целиком отдается привычке.

Как правило, это мешает распознанию нового искусства, но нередко затрудняет понимание и «хорошо забытого» старого. Зрительское отношение к древнерусской иконе – характерный тому пример.

Начиная с середины 16 века русская иконопись (ныне признаваемая исключительным художественным явлением мирового масштаба) по ряду исторических причин стремительно приходит в упадок, и вслед за этим уходит в небытие культура ее восприятия. В дальнейшем в области изобразительного искусства российское дворянство востребовало светскую живопись, по преимуществу заимствуя ее образцы из провинциальных западноевропейских источников. Подавляющее большинство древних икон было либо утрачено, либо оказалось скрыто под позднейшими записями, а в широких слоях отечественной просвещенной публики постепенно утвердились зрительские предпочтения в диапазоне от салонного академизма до критического реализма передвижников.

Однако в начале 20 века реставрационное раскрытие целого ряда выдающихся икон 14-16 веков и их восторженная оценка ведущими художниками не только открыли специалистам мир древнерусской живописи, но и привлекли к нему общественный интерес. К концу века этот интерес стал устойчивой культурной нормой, хотя и не произвел каких-либо заметных изменений в сложившихся стереотипах зрительского восприятия. Глаз, привыкший видеть в картинах «зеркало жизни», «окно в природу», воспринимает иконописное изображение как иллюстрацию, причем тем лучшую, чем более «реалистично» передан ее сюжет, чем более она узнаваема. Зритель, воспитанный на многовековой традиции прямой изобразительной достоверности, на иллюзии сходства предмета и его изображения, готов узнавать этот предмет на картине, готов даже тщательнее к нему присмотреться (что и дает ему острый взгляд художника), но не готов абстрагироваться от внешности предмета, чтобы постичь его суть в каком-то ином плане.

Более чем столетняя история новейшего европейского искусства, с его вниманием к чисто живописной композиции и свободным распоряжением предметной внешностью, расширили рамки зрительского восприятия, хотя вряд ли углубили его. Возобладавшее потребительское отношение к искусству как к источнику наслаждений позволило только отчасти усвоить достижения художников-революционеров (от импрессионистов до наших современников) и востребовало лишь их внешние, декоративные ценности, разнообразив зрительский вкус.

И все-таки даже эти небольшие изменения перестраивают культуру восприятия, разрушают устоявшиеся стереотипы. Зритель, научившийся наслаждаться звучным цветовым аккордом и выразительной линией, становится свободнее для восприятия образа произведения через его форму.

Конечно, этого не достаточно для постижения иконописного образа, в котором духовное содержание дается в максимальной для изобразительного искусства концентрации. Здесь требуется не только знание того или иного религиозного сюжета, но и немалые зрительные и интеллектуальные усилия, чтобы проследить, как этот сюжет реализуется в данной конкретной форме.

И именно здесь зрителю нужна помощь искусствоведа, который не только прояснит ему тему изображения, иконографию, но и сделает вместе с ним первые шаги к восприятию данной формы и образа.

С этой позиции попробуем рассмотреть один из бесспорных шедевров древнерусской живописи – «Распятие» Дионисия (1500 г.). И хотя эта икона весьма серьезно изучена искусствоведческой наукой (достаточно вспомнить посвященную исключительно ей замечательную статью М.В.Алпатова), масштаб и глубина ее содержания оставляет место еще для многих попыток формального анализа.

Прежде всего о теме. Несмотря на ужас страданий и смерти «Распятие» — икона праздничного чина. Более того, это наиболее значительный праздник, потому что распятие Христа – ключевое событие истории, открывшее человечеству совершенно новые истины. В этом событии и в этой теме сильнейший драматизм сочетается с великой радостью одухотворения, обновления земной жизни.

При всей грандиозности темы иконография «Распятия» Дионисия внешне немногословна и представляет нам лишь самые важные факты происходящего. На фоне стены Иерусалима изображен распятый на кресте Христос.
Крест воздвигнут на горе Голгофе, в пещере которой (эта самая нижняя часть иконы, обозначающая преисподнюю) изображен череп Адама. По сторонам креста (в средней, земной части) – две симметричные группы фигур: слева Богоматерь и святые жены, справа Иоанн Богослов и сотник Лонгин.
В верхней (небесной) части иконы фигуру Христа окружают крылатые ангелы и аллегорические изображения Церкви и Синагоги.

«Распятие» Дионисия невелико по размеру, так как создано для небольшого иконостаса монастырской церкви. В чем же заключена возможность выражения столь масштабной темы в таком скромном формате и столь сдержанной иконографии? Исключительно в живописном решении, которое в данной иконе создает внутреннее движение огромной значимости и вызывает ощущение необычайности происходящего. Прежде всего, это движение задается по вертикали: вытянутостью самого формата, удлиненными пропорциями фигур, невероятно удлиненной фигурой Христа, ее мощным подъемом из сферы земной в сферу небесную.

Вертикальное движение пронизывает все три символических пространства иконы, и его центральной осью как по форме, так и по образу является крест, на котором Христос осуществил свое предназначение.

Общее пространство изображения довольно сжатое: величина креста, архитектурного фона, фигур – все это теснит, уплотняет, но, что важно, не утяжеляет его. В малом формате это усиливает смысловую концентрацию изображенного явления. При этом разномасштабность фигур в насыщенном пространстве увеличивает и развивает уже заданный внутренний динамизм.

Колорит иконы сдержанный. Его основные доминанты: цвет тела Христа, золотой фон и черный крест, драматически разрезающий золотое пространство. Все остальное тонко вписывается в это основное цветоощущение – разворачивает перед нами картину, но не мешает основному соотношению. Аскетизм ведущей цветовой темы характеризует в ней нечто монументальное, значительное, не разрываемое на какие-то частные фрагменты.

Узкое, сжатое пространство и сдержанный колорит усиливают внутреннее напряжение, а многочисленные прямые контрасты и более сложные сопоставления проявляют это напряжение в самых разнообразных формах.

Но в данном образе драматическое начало находится в удивительном равновесии с радостью, просветлением, что глубоко соответствует смыслу события. Естественно, что речь здесь идет о радости не телесной, чувственной, а о духовной. Ее главным средством выражения становится ощущение необыкновенного полета фигуры Христа. Это ощущение создается и вознесенностью его фигуры над всеми земными персонажами, и летящими фигурками ангелов и аллегорий. Оно усиливается сочетанием утонченных, аристократических пропорций рук и кистей с могучим торсом Христа. Оно подчеркивается разлетом перекладины креста и пропорцией его толщины к общему размеру.

Фигура Христа значительно больше любой другой, ее цвет достаточно плотный и весомый, но при этом она совершенно лишена телесной тяжести, и ее монументальность воплощает абсолютную духовность.

Вообще же фигура Христа в «Распятии» Дионисия уникальна по своему художественному решению. Степень ее трансформированности явственно выделяется среди всех окружающих фигур и образно выражает переход Христа из бытия человеческого в божественное. На кресте человеческие очертания его тела преображаются в силуэт чистой духовной мелодии, и это совершенно нельзя передать словами, эти линии можно только созерцать.

Отголоски основной мелодии видны повсюду: в длительном ниспадающем силуэте ближней от Христа фигуры Марии Магдалины, в чуть более дробных, но множественных внешних и внутренних контурах фигуры ученика Христа Иоанна Богослова, в каждом повороте головы, в фигурках ангелов и аллегорий, наконец, в очертаниях самой земли.

И в то же самое время контрапунктом к этой мелодии звучит тема креста. Его черный цвет и жесткая геометрия линий, с одной стороны, свидетельствуют о грехах человеческих, которые искупляет своей мученической смертью Христос. Но крест символизирует и его духовный путь, его великое предназначение. В иконе Дионисия этот смысл приобретает зрительную определенность в сомасштабности огромного креста и фигуры Христа, в обоюдной утонченности их пропорций, в гармоническом сочетании их различных рисунков. Такие художественные решения подчеркивают не столько драматизм данного события (как это выражается в западноевропейской традиции), сколько выявляет идею смерти Христа в ее жизненаделяющем аспекте. Эта тенденция просматривается и в изображении земли – охристой (родственной по цвету телу Христа), светлой, легкой. Спаситель берет на себя всю муку земную и тем самым освобождает, очищает землю от тяжести. Тяжесть уходит из всего земного – от того почти невесомая полупрозрачность иерусалимской стены и легкость ног фигур: в левой группе они маленькие, хрупкие; в правой – изящные по рисунку, плоские, светлые по тону.

Воздействие распятия Христа облегчает все, что сопряжено с землей, но при этом усиливает, уплотняет то, что воплощает духовность.
Особенно тонко сочетание этих двух тенденций выявлено в изображении сотника Лонгина. В отличие от остальных персонажей, познавших Христа еще до его распятия и имеющих большую монументальность формы вследствие своей большей духовной концентрации, фигура сотника представлена как самая пестрая по цвету. Пестрота создает легковесность, как зрительную, так и образную, и свидетельствует о его наименьшей духовной значимости. Тем удивительнее тот видимый результат, который производит на Лонгина непосредственное воздействие распятия Христа. Ступни ног сотника облегчаются, становятся изящными и небесно-голубыми, в то время как его голова приобретает больший вес, плотность в сравнении с остальной фигурой.

Более того, цельность восприятия общего силуэта фигуры и головы Лонгина изобразительно разрываются белым платком, — и это единственный во всей иконе цветовой отклик на белый плат, опоясывающий тело Христа. Можно сказать, что белый цвет делает чистым, беспримесным духовное рождение Лонгина от непосредственного созерцания распятия Христа.

Наш анализ композиции «Распятия» Дионисия далеко не исчерпывает возможность дальнейшего прочтения этой иконы. Возможно, что с богословской точки зрения в данной трактовке ее формы и образа допущены некоторые вольности. Но, как уже сказано, определенная вольность восприятия заложена в самой условности изобразительного языка. Более того, речь идет о языке во многом забытом, в который трудно проникнуть даже через знакомство с современной иконой. Но живописная выразительность иконы древнерусской настолько велика, что непосредственное созерцание ее формы, даже при самом приблизительном знании сюжета, открывает окно в мир ее образов и наполняет нас духовной красотой.

Музыкальная форма более абстракта в сравнении с изобразительной, поэтому восприятие слушателя, хотя и обладает инерцией привычки, все же изначально более свободно, подвижно.

В основном, внутрицерковного характера.

М.В.Алпатов «Распятие» Дионисия» (из книги «Этюды по всеобщей истории искусств. Избранные работы». М. 1979).

По преданию Христос был распят на месте погребения Адама.

Римский сотник, стоявший на страже у подножия креста, которому распятие Христа непосредственно явило Бога и обратило в христианскую веру.

Церковь (Новый Завет) протягивает чашу, чтобы собрать капли крови Христа; Синагога (Ветхий Завет), как принято считать «покидает сцену».

«Распятие» не может быть выражено, например, в устойчивом квадрате, так как в самой теме очень большое вертикальное движение – переход из одного состояния в другое во многих аспектах

Издали перекладина креста воспринимается как крылья Христа. Формально это решено тонко, ненавязчиво, но очень образно.

Смерть Христа наделяет человечество возможностью новой, духовной жизни.