Кто такие жены мироносицы

Кто такие жены-мироносицы?

Знаменитый историк II века Тертуллиан говорил о том, что человеческая «душа по своей природе христианка». То есть человек создан так, что его душа неосознанно ищет своего Творца, тянется ко Христу, потому что Он – источник Жизни. Говорят, что женская душа больше восприимчива к вере, поскольку психологически женщина организована по-другому, нежели мужчина. Душа женщины, чуткая и эмоциональная, более чувствительна, более настроенная на общение.

Женщина берет на себя обязанности по дому, уходу за детьми, а мужчина — глава, добытчик, он несет ответственность за семью. Вопрос о равенстве женщин с мужчинами возник в 19 веке, как вопрос о политических и социальных правах. Но в христианской Церкви этот вопрос никогда не ставился, и хотя в земной жизни у мужчины и женщины разное предназначение, перед Богом они имеют равное достоинство. Это подтверждает и тот факт, что величайшее событие в жизни человечества – Боговоплощение – совершилось через Пресвятую Деву, Которую глубоко чтят все христиане.

Есть и церковный праздник, который прославляет роль женщины – христианки. Этот праздник отмечается во 2-е воскресенье после Пасхи – это Неделя святых жен-мироносиц, праздник всех женщин-христианок (своего рода альтернатива Международному женскому дню 8 Марта, установленному по инициативе революционерок в 20 веке).

Почему жен-мироносиц особо почитает Церковь? Потому что ученицы Господа Иисуса Христа обладали великой любовью и самоотверженностью.

Петер фон Корнелиус. Три Марии у гробницы. (1815-1822)

Они не побоялись римской стражи, купили дорогое миро, чтобы возлить его на Тело Спасителя во гробе. Именно им, как самым преданным ученицам, явился Ангел и сообщил радостную весть, что Христос Воскрес. Да-да, самыми преданными и стойкими оказались женщины, о которых в Священном Писании есть только краткие упоминания, и то не обо всех. А апостолы, как мы помним из Евангелия, в страхе разбежались после того, как в Гефсиманском саду Иисус Христос был схвачен воинами и служителями первосвященников. Только лишь апостол Иоанн находился с Господом во время Его страданий на кресте, до последнего Его вздоха.

Из Евангелия нам известны имена лишь нескольких жен-мироносиц.

Богородица

Икона Божией Матери Заступница

Конечно, среди них была Пресвятая Богородица. По преданию, Ангел явился к Ней и возвестил радость о Воскресении Ее Сына.

По смерти и Воскресении Господа Иисуса Христа Божия Матерь оставалась жить в доме апостола Иоанна Богослова, как завещал Господь со Креста. Прожив долгую жизнь, Пресвятая вознеслась к Сыну на Небо вместе со своим Пречистым Телом (подробнее читайте нашу статью Успение Божией Матери).

Мария Магдалина

Икона Святая Мария Магдалина

Эту женщину Господь исцелил от страшного недуга одержимости, изгнав 7 бесов. После Вознесения Спасителя она, наряду с апостолами, отправилась на проповедь. Именно Мария Магдалина подарила императору Тиберию яйцо, которое по ее молитве сделалось красным, показав неверующему правителю, что Святое Воскресение действительно случилось. По преданию, Мария прожила долгую жизнь и скончалась в доме Иоанна Богослова.

Марфа и Мария

Эти женщины были сестрами Лазаря, друга Господа Иисуса Христа, которого Он воскресил из мертвых.

После Вознесения Господня, Лазарь вместе с сестрами переехал на Кипр, где стал епископом, а сестры проповедовали слово Божие и помогали своему брату.

Иоанна

Святая Иоанна была женой Хузы, который был, согласно Евангелию от Луки, домоправителем при дворе Ирода Агриппы. Иоанна была женщиной высокого положения, состоятельной и знатной. Она чем могла помогала своему Учителю и Его ученикам. Кстати, именно Иоанна погребла главу Иоанна Крестителя на Елеонской горе после его страшной казни.

Мария Клеопова

Об этой Святой мало что известно. Считается, что она была родственницей Иисуса Христа, вероятней всего женой младшего брата Иосифа Обручника (названного мужа Пресвятой Богородицы) Клеопы.

Саломия

Эта жена была матерью святых апостолов Иакова и Иоанна. Именно она по пути в Иерусалим просила Господа Иисуса Христа, чтобы Он посадил во Царстве Своем ее сыновей рядом с Собой, по правую и по левую руку.

Сусанна

О ней говориться только в Евангелии от Луки, когда упоминается, что эта женщина служила Христу «от имений своих». Вероятно, она была состоятельной и финансово помогала Господу Иисусу Христу и его ученикам.

Жены-мироносицы – это женщины, которые были со Христом в течение трех лет его общественного служения. Это были простые, порой необразованные женщины, но они готовы были следовать везде за своим Учителем. Жертвуя своим временем, имуществом, здоровьем эти ученицы Христовы самоотверженно помогали Ему, и потому стали примером для всех христианских женщин.

Образ святая Мария Магдалина

Отвечает иерей Андрей Чиженко.

Число Жен-Мироносиц точно не определено. В Священной истории Нового Завета указано семь имен. Но их было гораздо больше. Об этом пишет святой апостол и евангелист Лука: «После сего Он проходил по городам и селениям, проповедуя и благовествуя Царствие Божие, и с Ним двенадцать, и некоторые женщины, которых Он исцелил от злых духов и болезней: Мария, называемая Магдалиною, из которой вышли семь бесов, и Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова, и Сусанна, и многие другие, которые служили Ему имением своим» (Лк. 8:1–3). Также известные из Священного Писания сестры воскресшего Лазаря Марфа и Мария, Саломия – мать святых апостолов Зеведеевых Иакова и Иоанна и Мария Клеопова – мать апостолов Иакова Алфеева и евангелиста Матфея.

Следует обратить ваше внимание, дорогие братья и сестры, на два следующих момента. В толкованиях Священной истории Нового Завета наблюдаются различные трактовки происхождения имен как самих апостолов, так и Жен-Мироносиц. В сущности, это не столь важно. Наоборот, подобные разночтения говорят нам о том, что Евангельская история – реальна, а не списана под копирку и подогнана потом под общий шаблон. Жизнь не умещается в шаблон. И Евангелие, как источник этой жизни, тоже.

С уверенностью можно сказать, что многие и апостолы, и Жены-Мироносицы, и сам Господь наш Иисус Христос (по социальному своему статусу, как мнимый Сын святого праведного Иосифа Обручника) были родственниками. По крайней мере, пять из Мироносиц были из Галилеи, а две – Марфа и Мария – из Иудеи, точнее из пригорода Иерусалима селения Вифании. Многие из них были богаты и служили Христу и апостолам в их благовестии своими материальными средствами. Об этом говорит апостол и евангелист Лука в вышеупомянутом отрывке Священного Писания: «Служили Ему имением своим».

Рассмотрим кратко общепринятые в Церкви жития семи Жен-Мироносиц, известных истории.

Святая Мария Магдалина происходила из галилейского города Магдала, расположенного на берегу Генисаретского озера. Церковное Предание указывает на то, что она вела грешную жизнь до знакомства со Спасителем. Это падение привело к тому, что в ней поселилось семь бесов, которые изгнал Господь наш Иисус Христос. Мария покаялась и пошла вслед за Сыном Божиим, верно служа Ему и святым апостолам. Очевидно, что силой своей веры и преданностью Христу она выделялась среди прочих жен мироносиц, потому что о ней часто повествует Евангелие. Она нередко упоминается при крестных страданиях Господа и среди жен, несущих миро, чтобы помазать Тело Христово. А святой апостол и евангелист Иоанн Богослов посвятил Магдалине половину двадцатой главы Евангелия, написанной с ее слов. Именно она является первой благовестницей Воскресения Христова. Мария приходит к апостолам и говорит им эти великие и священные слова: «Христос Воскресе!» После Вознесения Господня она находится в Сионской горнице во время Сошествия Святого Духа, потом проповедует Евангелие в Малой Азии и Италии. Предание повествует, что Мария Магдалина принесла императору Тиверию (14–37 гг.) красное яйцо как символ Воскресения Христова.

В старости она переселяется в малоазийский город Эфес, где живет рядом с Иоанном Богословом, записавшим с ее слов первую половину 20-й главы своего Евангелия. Святая, много потрудившаяся в деле благовестия Христова и получившая за то звание равноапостольной, мирно отошла ко Господу в Ефесе, где была погребена.

Святая Мироносица Иоанна – богатая женщина, жена чиновника высокого ранга Иродова домоправителя Хузы. По преданию, она пошла за Христом, когда Спаситель исцелил ее сына (см. Ин. 4:46–54).

Святая Мироносица Саломия – по Церковному Преданию, была дочерью святого праведного Иосифа Обручника, супругой Зеведея и матерью «сынов грома» – апостолов Иакова и Иоанна.

Святая Жена-Мироносица Мария Клеопова (Иосиева), Иаковлева, Иосиева – жена Клеопы (Алфея), являвшегося младшим братом Иосифа Обручника. По преданию, именно Марию Клеопову называют матерью апостолов Иакова Алфеева и евангелиста Матфея.

Святая Мироносица Сусанна. Упоминается в перечислении Жен-Мироносиц в вышеуказанном отрывке апостола и евангелиста Луки. О житии практически ничего не известно.
Святые Жены-Мироносицы Марфа и Мария были родными сестрами. Святой Лазарь Четверодневный являлся им братом. Упоминаются несколько раз в Евангелии: Лукой – (10:38–42), Иоанном – (гл. 11-я «Воскрешение Лазаря). Считается, что именно Мария вылила на главу Иисуса фунт нардового чистого драгоценного мира, приготовив Тело Христа к погребению (Ин. 12).

О прочих же Женах-Мироносицах практически ничего не известно.

Следует указать, что вообще само миро было драгоценным маслом, очень дорогим, стоившим целое состояние. Эти женщины отдали Христу все. Они не убоялись ни римских воинов, ни мести иудеев, ни ареста, ни смерти, ни людской молвы. Их всепоглощающая любовь поражает.

И мне кажется, что в том, что неизвестно точное число учеников Спасителя и количество и имена жен-мироносиц, есть некий символизм. Их число приближается в веках к нам – современным ученикам Христовым и современным Женам-Мироносицам. Церковь Божия наполняется, и евангельская история повторяется в каждом из нас – как в ученике Христовом или враге Его, как в Жене-Мироносице или в Иродиаде и Саломее, дочери ее, ненавидевших Бога лютой ненавистью. За нами решение, какую сторону принять. А Иисус как для первых христиан, так и для нас один и тот же!

Иерей Андрей Чиженко

Православный женский день, День Жен-мироносиц: 3 мая в 2020 году

Какого числа отмечают Православный женский день (День Жен-мироносиц)? Вы узнаете об этом, если прочитаете данную статью на портале «Православие и мир».

Православный женский день. День Жен-мироносиц

В третью неделю (в церковном календаре неделей называется воскресный день) после Пасхи наша Церковь прославляет подвиг святых жен-мироносиц: Марии Магдалины, Марии Клеоповой, Саломии, Иоанны, Марфы и Марии, Сусанны и иных.

Это те самые женщины, которые были свидетельницами крестной смерти Спасителя, которые видели, как померкло солнце, земля тряслась, рассыпались камни и многие праведники воскресли из мёртвых, когда распят был и умер на кресте Иисус Христос. Это те самые женщины, в домах которых бывал Божественный Учитель за их любовь к Нему, которые следовали за Ним на Голгофу и не отходили от креста, несмотря на злобу книжников и старейшин иудейских, на зверство воинов. Это те самые женщины, которые, любя Христа чистою, святою любовью, решились затемно идти ко Гробу Господню, благодатью Божией преодолев ужас, заставивший апостолов разбежаться в страхе, спрятаться за затворёнными дверями, забыть о своём ученическом долге.

Слабые, пугливые женщины чудом веры на наших глазах вырастают в жён-благовестниц, давая нам образ мужественного и самоотверженного служения Богу. Именно этим женщинам первым явился Господь, а потом уже Петру и другим ученикам. Раньше всех, раньше любого из мужчин в мире, узнали они о Воскресении. А узнав, сделались первыми и сильными проповедницами, стали служить Ему уже в новом, высшем – апостольском призвании, понесли весть о Воскресении Христовом. Ну разве не достойны ТАКИЕ женщины нашей памяти, восхищения и подражания?

Почему все евангелисты уделяют столько внимания приходу мироносиц к святому Гробу, а двое из них добавляют рассказ о том, как первой увидеть Воскресшего была избрана Мария Магдалина? Ведь Христос не выбирал этих женщин и не звал их следовать за Собой, подобно апостолам и 70 ученикам? Они сами пошли за Ним как за своим Спасителем и Сыном Божиим, несмотря на Его видимую бедность, простоту и явную враждебность к Нему первосвященников.

Представьте, что должны были испытать эти женщины, стоя у Креста Спасителя и видя весь позор, ужас и, наконец, смерть любимого Учителя?! Когда Сын Божий испустил дух, они поспешили домой, чтобы приготовить ароматы и миро, а Мария Магдалина и Мария Иосиева смотрели, где полагали тело Иисуса во гроб. Они ушли только после наступления полной темноты, чтобы пред рассветом опять прийти ко гробу.

«И вот, ещё ученики – апостолы! – оставались в растерянности, сам Пётр оплакивал горько своё отречение, но женщины уже спешили ко гробу Учителя. А верность – не высшая ли христианская добродетель? Когда слово «христиане» ещё не употреблялось, они так и назывались – «верные». Литургия верных. Один из прославленных отцов-аскетов говорил своим монахам, что и в последние времена будут святые, и слава их превзойдёт славу всех бывших ранее, потому что чудес и знамений тогда не будет, а они останутся верны. Сколько подвигов верности совершили добрые женщины-христианки за века истории Церкви!» – пишет историк Владимир Махнач.

С женщиной в мир пришёл грех. Она первая соблазнилась и соблазнила мужа своего отпасть от воли Божией. Но от Девы был рождён Спаситель. У Него была Мать. На замечание царя-иконоборца Феофила: «От женщин в мир пришло много зла» монахиня Кассия, будущая создательница канона Великой субботы «Волною морскою», весомо ответила: «Через женщину произошло и высшее благо».

Путь мироносиц не был ни загадочен, ни сложен, но вполне прост и понятен каждому из нас. Эти столь разные по жизни женщины прислуживали и помогали во всём любимому Учителю, заботились о Его нуждах, облегчали Его крестный путь, сострадали всем Его испытаниям и мукам. Мы вспоминаем, как Мария, сидящая у ног Спасителя, внимала всем существом своим учению Его о жизни вечной. И другую Марию – Магдалину, помазывающую драгоценным миром ноги Учителя и утирающую их своими длинными, чудными волосами, и то, как плакала она на пути к Голгофе, а потом бежала на рассвете дня воскресения ко гробу замученного Иисуса. И всех их, испуганных исчезновением Христа из гроба, рыдающих в невыразимом отчаянии и поражённых явлением им Распятого на пути, когда они торопились возвестить апостолам о случившемся.

Священномученик Серафим (Чичагов) обращал внимание советских женщин: «Они все тем более дороги нам и близки нашему сердцу, что были такими же простыми людьми, как и мы, со всеми человеческими слабостями и недостатками, но по беспредельной любви ко Христу совершенно возродились, изменились нравственно, достигли праведности и оправдали на себе каждое слово учения Сына Божия. Этим своим перерождением святые жёны-мироносицы неопровержимо доказали всем последователям Христа, что такое же спасительное возрождение не только возможно им, но и обязательно при условии их искренности, и что оно совершается благодатною силою евангельского обличения, вразумления, укрепления, одушевления или побуждения к духовным подвигам, а подвижники приобретают Царствие Божие, которое есть правда, мир и радость о Духе Святом».

Они достигли искренности по любви своей ко Христу и совершённым покаянием избавились и исцелились от страстей. И вечно будут они служить всему христианскому миру примером сильной и живой любви, христианской женской заботы о человеке, образцом покаяния!

Долгие века был у нас православный народный женский праздник, добрый, светлый, связанный с самым главным событием в истории человека, Воскресением Христовым, – неделя святых жён-мироносиц. Подлинный Международный женский день. Очень важно возродить его, потому что календарь – драгоценнейшее достояние нашей культуры. «Через календарь культ воздействует на культуру, определяет нашу жизнь, жизнь нашей страны, – пишет Владимир Махнач. – От порядка богослужения, от богослужебных текстов – к народным обычаям, к воспитанию детей, к нравственному здоровью общества. И нам, несомненно, следует сохранять всё, что осталось от нашего календаря, и постепенно восстанавливать то, что утрачено, украдено, извращено… Государство у нас, конечно, светское, но страна – православная. А государство существует для служения обществу, нации».

А пока давайте поздравлять всех добрых православных женщин с днём святых жён-мироносиц. И праздновать. И радоваться.

Марина Горинова Газета «Благовест»

ВОСКРЕСЕНЬЕ ЖЕН-МИРОНОСИЦ. Проповедь митрополита Антония Сурожского
2-е Воскресенье по Пасхе
15 мая 1974 г.

Не убеждения и даже не глубокая убежденность могут пересилить страх смерти, позора, а только любовь может сделать человека верным до конца, без предела, без оглядки. Мы сегодня празднуем торжественно, благоговейно память святых Никодима, Иосифа Аримафейского и жен-мироносиц.

Иосиф и Никодим были тайными учениками Христа. Пока Христос проповедовал в толпах народа и являлся предметом ненависти и возрастающей мстительности Своих противников, они робко ходили к Нему ночью, когда никто не мог приметить их прихода. Но, когда вдруг Христос оказался взят, когда Он был схвачен и приведен к смерти, распят и убит, эти два человека, которые в течение Его жизни были робкими, не решающими своей судьбы учениками, вдруг по преданности, по благодарности, по любви к Нему, по изумлению перед Ним оказались крепче Его ближайших учеников. Они забыли страх и открылись перед всеми, когда другие скрывались. Пришел Иосиф Аримафейский просить тела Иисусова, пришел Никодим, который только ночью осмелился Его посетить, и вместе с Иосифом они погребли своего Учителя, от Которого они уже больше никогда не отказались.

И жены-мироносицы, о которых мы знаем так мало: одна из них была спасена Христом от вечной погибели, от демонской одержимости; другие следовали за Ним: мать Иакова и Иоанна и другие, слушая, принимая Его учение, становясь новыми людьми, учась единственной Христовой заповеди о любви, но о такой любви, которой они не знали в прошлой своей, праведной или греховной, жизни. И они тоже не побоялись стоять поодаль – пока умирал Христос на кресте и никого не было от Его учеников, кроме Иоанна. Не побоялись они прийти помазать тело Иисуса, отверженного людьми, преданного Своими, осужденного чужими преступника.

Позже два ученика, когда достигла их весть о воскресении Христовом, стремительно поспешили ко гробу; одним был Иоанн, который стоял у креста, тот, который стал Апостолом и проповедником любви Божественной и которого любил Иисус; и Петр, который трижды отрекся, о котором было сказано женам-мироносицам “возвестить Моим ученикам и Петру”, – потому что другие скрылись от страха, а Петр трижды при всех отрекся от своего Учителя и не мог уже себя почитать учеником: И ему принесите весть о прощении…

И когда эта весть дошла до него – как он устремился к опустевшему гробу, чтобы удостовериться, что воскрес Господь и что все еще возможно, что не поздно покаяться, что не поздно вернуться к Нему, что не поздно снова стать верным Его учеником. И действительно, позже, когда он встретил Христа у моря Тивериадского, не о его измене спрашивал Христос, а только о том, любит ли он Его еще…

Любовь оказалась крепче страха и смерти, крепче угроз, крепче ужаса перед всякой опасностью, и там, где рассудок, убеждение не спасли учеников от страха, любовь преодолела все… Так в течение всей истории мира, и языческого, и христианского, любовь побеждает. Ветхий Завет нам говорит, что любовь, как смерть, крепка: единственно она может сразиться со смертью – и победить.

И поэтому, когда мы будем испытывать свою совесть по отношению ко Христу, по отношению к нашей Церкви, по отношению к самым близким или дальним людям, к родине, – будем ставить себе вопрос не об убеждениях наших, но о любви нашей. И у кого найдется сердце настолько любящее, настолько верное и непоколебимое в любви, как было у робкого Иосифа, у потаенного ученика Никодима, у тихих жен-мироносиц, у предателя Петра, у юного Иоанна – у кого найдется такое сердце, тот устоит против пыток, против страха, против угроз, останется верным и своему Богу, и своей Церкви, и ближним, и дальним, и всем.

А в ком окажутся только крепкие убеждения, но сердце холодное, сердце, не загоревшееся такой любовью, которая может сжечь всякий страх, тот знай, что он еще хрупок, и проси у Бога этого дара слабой, хрупкой, но такой верной, такой непобедимой любви. Аминь.

Вы прочитали статью Православный женский день. Читайте также:

  • Неделя Жен-мироносиц: Когда устаревает верность
  • Воскресенье Жен-Мироносиц
  • Каким должен быть женский праздник?
  • Мои мироносицы

Православный женский праздник отмечается в третью неделю после торжества Пасхи. Церковь вспоминает имена Марии Магдалины, Соломии, Сусанны и других. Эти богоугодные женщины воочию созерцали мученическую смерть Христа Спасителя. Они видели затмение солнца, великое землетрясение и воскресение праведников в тот момент, когда Мессия был распят на судьбоносном кресте.

Эти жены принимали в своих домах Божьего Сына и любовно стояли у распятия, когда книжники и воины проявляли небывалую злобу. День святых жен мироносиц — особенное событие в православной традиции, оно чрезвычайно почитается. Эти святые матери символизируют благую весть и героическое самоотвержение.

День святых жен-мироносиц – 3 мая 2020 года

Большинство мирских людей празднует женский день 8 Марта. Торжество появилось чуть более 100 лет назад благодаря упорным усилиям знаковых феминисток из Германии. Этот праздник символизирует освобождение всех женщин от церковного «рабства». Однако 8 Марта отмечается только в России и не является международным днем.

Верующие чтят не только само торжественное воскресенье, но и последующую неделю. Среди православных людей принято поздравлять своих матерей, бабушек, сестер, дочерей и верных супруг.

О женщинах в православии:

  • Святые равноапостольные русские женщины
  • Почему женщины в храме носят платок
  • Можно ли женщинам ходить в храм в брюках

В этот день особенно почитаются святые женщины, ранее всех других узнавших о божественном Воскресении Христа Спасителя. Увидев невероятное чудо, они стали его первыми проповедниками и слугами. В новом апостольском призвании эти жены понесли радостную весть о могуществе Всевышнего.

  • Первой последовательницей Мессии стала Мария Магдалина, которая известна своим великим раскаянием в распутной жизни и принятием церковных заветов.
  • Второй женщиной-проповедницей Божьего Сына является Мария Клеопова, Ее родословная вызывает множество разногласий: по сведениям некоторых источников, она — сестра Магдалены, по другим — жена брата Иосифа Обручника. Другие люди говорили о ней как о родительнице Иакова, Иуды или Симона.
  • В православный женский день вспоминают имя Иоанны, которая была верной ученицей Мессии. Она сопровождала других христианских послушников, а также тайным образом схоронила голову святого Крестителя, павшего от рук безжалостного Ирода.
  • В этот праздник отдают высокую религиозную честь Саломии, матери Иакова и Иоанна — верных учеников и вечных апостолов Спасителя. Воскресший Христос явился ей сразу после того, как Его узрела Мария Магдалена.
  • Православный праздник Жен-мироносиц чтит память сестер Лазаря, Марфы и Марии. Спаситель удостоил этих девушек своим светлейшим присутствием, он одарил их честными проповедями. Сестры искренне уверовали в Сына Божьего после того, как Христос воскресил Лазаря.
  • Сусанна — еще одно священное женское имя, упоминаемое в Евангелии. Об этой матери говорит Лука, восхваляя её как вечную слугу Мессии.

Все они являются теми личностями, благодаря которым Праздник Жен-мироносиц обрел широкую известность.

Важно! Существует распространенная легенда, гласящая о том, что Церковь всячески дискриминирует права женщин. Эти нападки основаны на недопущении их в сан священства. Западный мир ведет агрессивную борьбу с таким догматическим суждением, принижая достоинство мужчины. Однако православие всегда возвышало Богородицу и ставило её выше всех серафимов, окружающих трон Всемогущего Господа. Нет половых различий в процессе восхождения к Богу.

Событие, давшее начало торжеству

Мироносицы — женщины, жившие в тех местах, где проповедовал собственное учение Иисус Христос. Они радостно и с большой любовью встречали Спасителя в своих домах, считали Его истинным Мессией, верно ему служили и беспрепятственно следовали по его стопам.

  • Все эти женщины являлись свидетелями страданий Божьего Сына на Голгофе. Наутро они пришли к телу, которое сняли после распятия, и похоронили Его. Вскоре мироносицы навестили Гроб Господень, чтобы совершить ритуал Помазания, как велели традиционные иудейские обычаи. Этот эпизод и дал название православному торжеству.

Икона Святые Жены-мироносицы

  • Жены-мироносицы колоссально почитались на территории православной Руси. Религиозная нравственность, строгие традиции глубоко укоренились в умах нашего народа. Женщины Руси издавна отличались великим благочестием и духовностью, что отразилось на огромном почтении к этому торжеству. Обыкновенные крестьянки, представительницы дворянства, купечества и мещанства вели праведную жизнь, боясь греховных поступков. В их сердцах рождалось стремление к добрым делам, пожертвованиям, милосердным поступкам, угодившим Всевышнему Отцу.
  • Православная традиция чрезвычайно целомудренно относилась к священному таинству брака. Русская женщина отличалась верностью своему слову, данному на алтаре, который знаменует заветы Христа. Эти идеалы встречаются и в настоящее время.

Жены-мироносицы восхваляются за их несравненную кротость, смиренный нрав, бесконечное терпение и всепрощение. За эти богоугодные качества они и стали святым примером для восхваления.

Еще о женщинах, прославленных в лике святых:

  • Житие святой Анны Кашинской
  • Житие святой Анастасии Узорешительницы
  • Житие святой великомученицы Екатерины

Праздничные действа

День святых жен мироносиц официально считается международным и отмечается во многих странах земного шара. Представительницы прекрасного пола дают жизнь, привносят идеалы доброты и полноценной любви, оберегают домашний очаг и являются крепкой опорой для супруга и детей.

Богоматерь — ярчайший и значительный пример, олицетворяющий идеал женского начала. Она продемонстрировала всепоглощающую любовь и бесконечное самопожертвование, родив и проводив на крестные муки Сына Божьего.

  • На мироносицкой неделе выделялось время для литургии в честь памяти об умерших. Для этого каждый приход в обязательном порядке проводил поминальный сорокоуст.
  • В Родительскую субботу люди отправлялись на кладбища и оставляли крашеные яйца на могилах. Эта традиция имеет некоторое отношение к языческим корням, прославляющим собственных предков. Торжество также имеет основание в символическом обожествлении природы и наступлении земледельческого периода.
  • Православный женский праздник ежегодно отмечается во всех христианских церквях Российской Федерации, а также за её пределами. В места веры стекаются ревностные паломники и обыкновенные миряне. Прихожане смиренно ищут опоры в диалогах с местными служителями. Пастыри, проводящие литургические ритуалы, поздравляют верующих с торжеством, желают света и большой радости.
  • Церковь отмечает не только подвиги библейских жен, но и всех матерей, трудящихся во благо христианской веры. Священнослужители особенно подчеркивают важность женского участия в делах Церкви. Для православия оно являются оплотом целомудрия, духовной чистоты и верности.
  • В воскресных школах учителя подготавливают вместе с юными учениками концерт для матерей, бабушек и сестер. Здесь разыгрывают сцены из Священных Текстов, где прославляются евангельские героини, святые женщины — продолжательницы людского рода.

Внимание! Этот день является официальным, христиане поздравляют своих матерей, супруг, сестер, бабушек и т. д. Для Церкви это торжество символизирует истинное целомудрие, нравственную чистоту и безграничную любовь женского начала.

Торжество Жен-мироносиц будет отмечаться 3 мая 2020 г. На празднике вспомнят имена библейских матерей, которые принимали Христа в своем доме, вели Его на Голгофу и совершали помазание его тела.

Святые Жёны Мироносцы. Православный Женский день

Мироносицы

  • Богослужение недели жен-мироносиц: Вечерня * Литургия.
  • Мироносицы у гроба стихотворение М. Еленова

Миpоносицы – носящие миpо. Это те женщины, котоpые в ночь Воскpесения Хpистова спешили ко гpобy Господню с миpом в pyках, чтобы по восточномy обычаю возлить благовонные аpоматы на бездыханное Тело своего Божественного Учителя.
Hо не в этy ночь Воскpесения Хpистова и не в пpедыдyщий день создалось и сплотилось это содpyжество женщин-миpоносиц. Мы знаем со стpаниц святого Евангелия, что, когда Господь Спаситель обходил со Своею пpоповедью гоpода и селения, вокpyг Hего всегда собиpалась толпа наpода. Был наpод, котоpый подходил, слyшал и pасходился. Hо сpеди этого наpода, кpоме избpанных апостолов Хpистовых, Господа Спасителя всегда сопpовождала гpyппа женщин. Сначала их было немного, в дальнейшем число их pосло. Они сопpовождали своего Божественного Учителя не только с тем, чтобы поyчаться словами, исходящими из yст Хpистовых, но и с тем, чтобы, в силy все возpастающей любви к Hемy, слyжить Господy всем, чем они только могли. Они заботились о ночлеге Господа Иисyса Хpиста, о Его пище и питии. Они, говоpит святой евангелист, слyжили Господy «имением своим» (Лк.8:3), своим имyществом. Для дела заботы о Спасителе они пpиносили то, что имели в своих домах.
Hе все имена этих жен-миpоносиц нам известны. Евангелисты и Священное Пpедание сохpанили нам pяд имен: Маpия Магдалина, Маpия – мать Иакова меньшего и Иосии, Саломия, Иоанна, Маpфа и Маpия – сестpы Лазаpя, Сyсанна и дpyгие. Сpеди них были женщины богатые и знатные: Иоанна была женой Хyзы, домопpавителя цаpя Иpода; пpостые и незнатные: Саломия, мать сынов Зеведеевых Иакова и Иоанна, была женой pыбака. В числе миpоносиц были женщины одинокие – девы и вдовы, были и матеpи семейств, котоpые, бyдyчи yвлечены словом пpоповеди Господа Спасителя, оставляли свои семьи, свои дома, сопyтствyя Господy вместе с дpyгими женщинами в заботах о Hем.
«И не столь yдивительно, – говоpит святитель Иоанн Златоyст, pазмышляя о подвиге жен-миpоносиц, – что они пpивязались своим сеpдцем ко Господy Спасителю в те дни, когда сквозь пеленy Его смиpения и yничижения пpостyпала Божественная слава в Его чyдесах, когда pаздавалась еще неслыханная на земле пpоповедь. Hо для нашей мысли изyмительно видеть их не поколебавшихся в своей любви ко Господy, когда Он, истеpзанный, оплеванный, был пpедан на смеpть».
Жены-миpоносицы стояли y подножия кpеста Хpистова, пpоливая слезы состpадания и yтешая, как могли, плачyщyю Богоматеpь. И даже в последние минyты земной жизни Хpистовой, когда и Божия Матеpь и святой Иоанн Богослов отошли от кpеста, святые женщины не отстyпили от Распятого Спасителя. Вместе с Hикодимом и Иосифом, тайными учениками Христовыми, они yчаствовали в погpебении своего yчителя. И они видели, как это погребение, совеpшавшееся поспешно ввидy пpиближения пpаздника евpейской пасхи, не было завеpшено возлиянием аpоматов на бездыханное Тело доpогого yсопшего.
Они пpоводили пpеблагословеннyю Сyбботy в тpевоге о том, yспеют ли они в сyбботy вечеpом, по окончании пpаздника, пpиобpести миpо и дpyгие аpоматы и завеpшить незаконченное: возлить аpоматы на Тело Господа Иисyса Хpиста.

Все вы знаете, мои дорогие, – и об этом вспоминаем мы в дни святой Пасхи, – что Господь Спаситель в нагpадy за этy пpеданнyю, самоотвеpженнyю любовь жен-миpоносиц пеpвым явился им по Воскpесении Своем и, явившись, сказал им: «Радyйтесь!» (Мф.28:9). Этими словами Он возвестил им о том, что ожидало их не только в остальные дни их земной жизни – о pадости жить со своим Господом в сеpдце, но и о той вечной pадости, какая их ждет по окончании земного пyти.
Этих жен-миpоносиц за их подвиг любви наша Церковь почитает святыми, и, как святым, пpиносим мы в этот день свои молитвы, пpося о том, чтобы они молитвами за нас пpед Пpестолом Божиим помогали нам, гpешным, совеpшать свой пyть к вечномy спасению и воодyшевляли нас к такомy же подвигy.
Святые жены-миpоносицы своим пpимеpом говоpят нам о том, какой должна быть любовь ко Господy. Истинная любовь – не кpатковpеменный поpыв нашего сеpдца. Она постоянна, кpепка и никогда не yмаляется. Она неизменна и в pадости, и в благополyчии, в счастье, и одинаковым огнем горит в сеpдце каждого истинного хpистианина в минyты скоpби, в дни испытаний, в годины болезней. Мы не должны быть подобными тем, о ком сказал Спаситель в Своей пpитче: «Они временем веpyют, а во время искушения отпадают» (сp.: Лк.8:13).
Одинаково пламенеющей была любовь y пpославляемых нами жен-миpоносиц и тогда, когда Господь совеpшал чyдеса и народ славил Его и как Великого Чyдотвоpца, и когда, униженный и избитый, Господь yмиpал на кресте под злобные крики воинов и толпы, и когда бездыханное Тело лежало во гpобе.
Святые жены-миpоносицы во имя любви ко Господy пpинесли в жеpтвy все те стpахи и опасности, какие сопyтствовали им под покpовом ночи, когда они тоpопились к доpогомy гpобy yсопшего Спасителя. Любовь не бывает без жеpтв. Истинная любовь – всегда любовь жеpтвенная. Разве мы этого не видим даже в нашей обычной жизни? Мать, проводя долгие бессонные ночи y постели больного дитяти, pазве не жеpтвyет своим отдыхом и своим здоpовьем во имя любви к своемy pебенкy?

***

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Неутомимые жены! Сна не давали очам и веждам дремания, пока не обрели Возлюбленного! А мужи будто упираются ногами: идут на гроб, видят его пустым, и остаются в недоумении что бы это значило, потому что Самого не видали. Но значит ли это, что у них меньше было любви, чем у жен? Нет, тут была любовь рассуждающая, боящаяся ошибки по причине высокой цены любви и предмета ее. Когда и они увидели и осязали, тогда каждый из них не языком, подобно Фоме, а сердцем исповедал: «Господь мой и Бог мой», и уже ничто не могло разлучить их с Господом.
Мироносицы и апостолы – образ двух сторон нашей жизни: чувства и рассуждения. Без чувства жизнь не жизнь; без рассуждения – жизнь слепа, много истрачивается, а мало плода здравого дает. Надо сочетать то и другое. Чувство пусть идет вперед и возбуждает; рассуждение же пусть определяет время, место, способ, вообще бытовой строй того, что делать намекает сердце. Внутри сердце идет вперед, а на практике – рассуждение. Когда же чувства станут обученными в рассуждении добра и зла, тогда, может быть, можно будет положиться и на одно сердце; как из живого дерева сами собою идут отростки, цветы и плоды, так и из сердца начинает тогда возникать только добро, разумно влагающееся в течение жизни нашей.

***

В неделю жен-мироносиц. Проповедь

митрополит Сурожский Антоний (21 апреля 1991 г.)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Мы празднуем сегодня день святых жен-мироносиц, Иосифа Аримафейского и Никодима. Они еле упоминаются в Евангелии до Страстных Дней, когда Христос был предан, взят, оставлен, распят, убит. Но вот в это время они вдруг появляются.
У креста апостолов не было. Иуда повесился. И только Иоанн стоял с Божией Матерью, потому что он был апостолом любви, как и Божья Матерь, была любовью воплощенной, выражением всей любви к Богу и всей любви Божественной к нам, людям.
И когда была по видимости одержана победа зла над Христом, когда Он был предан и распят, когда Он умер как бы бесповоротно пораженный, тогда появились Иосиф и Никодим, которые оказались верными Ему не только во дни Его учительства, но во дни Его поражения. Кажущегося, но очевидного поражения, в котором никто не мог сомневаться, и которое могли победить только любовь и верность до конца.
И вот встает вопрос перед каждым из нас. Мы знаем, что Христос одержал победу. Мы не можем уподобиться ни женам-мироносицам, ни Иосифу Аримафейскому, ни Никодиму в том смысле, что мы не можем вернуться даже воображением к страшным дням кажущегося поражения Спасителя.
Он сказал нам: то, что вы совершили над самым малым, самым ничтожным человеком, вы сделали для Меня. И мы все, все без исключения бываем постоянно пораженными. Мы устремлены к добру, и отпадаем от добра; мы верим добру и изменяем добру; мы стремимся изо всех сил к тому, чтобы быть достойными человеческого звания, и это нам не удается.
И вот в эти моменты, а они случаются постоянно в нашей среде, в среде всего человечества, мы должны подумать о женах-мироносицах, подумать об Иосифе Аримафейском, о Никодиме, и как скала твердая стоять, поддерживая друг друга. «Друг друга тяготы носите, и так вы исполните закон Христов», – говорит апостол Павел.
Если мы не будем друг друга тяготы нести, если мы не будем изо всех сил поддерживать друг друга, если мы не будем постоянно, вдумчиво, щедро относиться друг ко другу, именно в моменты, когда нам кажется, что наш близкий, наш друг не достоин ни себя, ни нашей дружбы, мы не исполним закона Христова.
Подумаем о себе и о каждом человеке, который вокруг нас находится, о самых близких и о случайных встречах. Подумаем о хрупкости человеческой, о том, как легко поскользнуться и упасть. И в момент поражения останемся верными до конца. Любящим сердцем не изменим и из страха не отвернемся. И тогда действительно, понеся друг друга тяготы, мы исполним закон Христов. Тогда мы войдем в сонм жен-мироносиц, соединимся с Иосифом и Никодимом, и останемся с теми, кто в течение всей жизни человечества не стыдился пораженных, не отворачивался от падших, был Божией любовью и Божиим промыслом.
Аминь.

***

протоиерей Василий Ермаков

Христос Воскресе! Движимые любовью к Своему Учителю жены-мироносицы первыми пошли ко гробу, опередив учеников. И что же: их женскому взору предстала пустая пещера, они увидели двух ангелов, сидящих у гроба, которые возвестили им о воскресении Господа Спасителя… Вот уже почти 2000 лет эта правда веры возвещается роду человеческому. И этот день… можно назвать великим днем, днем жен-мироносиц. Не тем женским униженным, заплеванным, оскорбительным Днем 8 Марта, в который мир безумный кричит униженной женщине: «Вот твоя свобода, вот цель твоей жизни». Кричат и нам, мужчинам: «Пусть они отдохнут, повеселятся». Какой циничный, унизительный праздник. Вы, как и я, люди старого поколения, и подумайте: «А что он, этот надуманный праздник, дает для цели жизни, и особенно для женской души?» Что он дает? Это было тогда еще. На работе пьянство поголовное, какие-то скромные вручающиеся подарки и какой-то льстивый, слащавый лозунг и слова. И идет она, советская женщина, бедная бедолага в свой дом, где ее никто не ждет, только дети, что-то несет в своей сумочке, прибитая горем жизни земной.
А вот наш праздник, праздник жен-мироносиц, он вдохновляет, он поддерживает, он укрепляет, он говорит: «Цель земной жизни женщины – проповедь о Христе-Спасителе» – Благовестие. Чтобы она, была всецело предана Богу, наша русская многострадальная страстотерпица, дочь России. Вот ее извечное назначение, вот ее святой, Богом начертанный путь земного бытия, вот почему ни одной женщине мира не дана та великая всемогущая, миру Запада непонятная, сила благодати. Почему мы, обманутые, униженные, оскорбленные жизнью, так радостно, терпеливо, без крика, как у тех обезумевших демонстрантов, несем крест за нашу Отчизну – за наших безумных мужей, отцов, дедов, тех, кто стремился разрушить православие, уничтожить Мать-Россию, святую Русь…
Все было направлено на то, чтобы именно убить в русской женщине веру, скромность, стыдливость, терпение, надежду не на человеческую, а на помощь Божию. Все было направлено и все было сделано, чтобы обольстить этим грязным праздником прошлого, чтобы она забыла тысячелетнюю историю своего не земного, а Божественного назначения – проповедь о Христе, благовещение о вечности, и дать миру новых учеников веры и православия.
Этот величайший подвиг миру Запада не нравился и ныне не нравится. Вот почему они и влили, льют на нас всю нечисть той страшной музыки, той порнографии, того бесстыдства, в котором сами они осквернились, измазались, извозились в этой грязи лжи и нам несут ее с Запада. Мы их видим: и литературу, и передачи. Особенно-то нас с вами эта грязь нравственно не тронет, а наши дети, а наши внуки, девичья чистая неокрепшая душа? Она рвется к этой грязи и, не подчиняясь слезному обращению, плачу матерей, бабушек: «не ходите, не смотрите, не уходите», махнет небрежно на наши слова своим молодым, бегущим в никуда взором, и пошла…
До войны все было направлено на то, чтобы изничтожить советскую, тогда еще неокрепшую женщину. Это – красная косынка, кожаные куртки, сапоги, жизнь без семьи и прочее. И вот гром войны их заставил опомниться, оглянуться и, когда они видели, даже в нашем городе, как на их руках умирали дети, как они гибли от бомбежки, от голода, как беженцы в оккупацию, в холод, в голод тащили за руку 2-3-летних детей… Вот – плата, страшная, кровавая плата молоху бесовщины за то, что они, быть может, ходили в то время на танцы в храмы. Потому что тот вождизм всецело направлял на то, чтобы молодежь довоенная танцевала в церковных зданиях, в клубах. Это мы знаем по опыту, и вот наступила расплата.
Также и в послевоенное время: кто-то осмотрелся, кто-то оглянулся, кто-то вернулся, нашел дорогу в храм Божий, ко Христу. А кто-то говорил: «Ну, слава Богу, война закончилась, теперь станет легче жить» – а как легче жить, не понимая? «Забудем Бога, в храм ходить не будем. Будем зарабатывать пенсию». Этому я живой свидетель, это я слышал, служа в Никольском соборе. И опять плата – плата времен Брежнева, да и теперь: нищенская пенсия и прочее, униженное, рабское положение бабушек. Что посеяли, то и пожали.
А тот, кто шел тогда за Богом, кто не взирая на всю обольстительную пропаганду шел ко Христу, тот ныне живет, радуется, торжествуя, и идет уже в свои 80 лет к вечному порогу жизни. Вот такова жизнь, таков путь каждой христианки, и особенно верующей женщины, женщины-мироносицы, женщины-благовестницы, женщины-крестоносицы, женщины, стойко стоящей за Православие Российское, не поддающейся, не бегущей на заплеванные стадионы, не слушающей лживую проповедь Запада, тех иностранцев, кто на непонятном языке кричит нам, что мы Христа не знаем. Мы что не умеем молиться? Что мы забыли Христа? Что у нас за эту 1000-летнюю историю не было Бога в жизни? Лезут, прутся, нагло вламываются в дом нашей души православной. Это ваш дочерний подвиг сказать: «Не слушайте, не ходите, не лезьте, не говорите. Вы поживите в тех условиях, в которых мы жили. А почему вы не желаете нас послушать: простую, духовно-грамотную русскую женщину, православную, как я вам скажу о Христе?» Не слушают, бесстыдно, молчаливо созерцают. Проникают в наше сознание, в нашу Русь, в наше положение. И никто мужественно не воскликнет, не закричит голосом правды православия. Потому что сами не знаете родную веру. Сами не посещаете храм Божий, сами не исполняете то церковное предписание дисциплины поста и молитвы. Так, что может сказать немой? А только кивком, соглашаясь, что он и глухой, и немой, и не слышит, и не понимает.
И вот, если так каждая дочь Православия, дочь России будет идти за Христом, твердо исповедуя свое православие, скажет своим ярким – а вы говорить умеете, наши русские женщины – словом правды, вся нечисть Запада отойдет. Вот этот бастион вашей молитвы, вашего слова правды Божией должен исходить из ваших уст, из вашего сердца, из вашего ума – благо, что на сегодня есть все условия, есть все возможности и поле деятельности. Именно за порогом храма защитить родную Святую Русь словом правды. Чтобы ощутили они это в сердце русской женщины, женщины-христианки. У нас время еще есть… И вот это, родные мои, надо хранить, надо нести, и чтобы мир Запада со своей ложью к нам не приближался, и вся ложь разбивалась о твердую броню православия, веры, крепости и терпения. Вот о чем говорит праздник, о чем мы так радостно возвещаем миру в славные дни святой Пасхи, когда наши уста говорят: «Христос воскресе!» – «Воистину Христос воскресе»! Вот так пусть каждая наша русская женщина возвещает великую силу правды Божией.
Аминь.

***

Любовь и верность

Юрий Рубан

Миновала уже вторая седмица по Пасхе, и сегодня – третья пасхальная «неделя» (воскресенье), которая в православном богослужебном Календаре озаглавлена как «Неделя Жен-Мироносиц» (т. е. «Неделя женщин, несущих миро»). Здесь же перечислены имена семерых женщин, известных нам из евангельского повествования, которые и причисляются традиционно к «мироносицам».
Это – Мария Магдалина, исцеленная Иисусом Христом от страшного недуга; Мария Клеопова, мать Иакова и Иосии; Саломия, жена рыбака Зеведея и мать апостолов Иакова и Иоанна Богослова; Иоанна, жена Хузы, домоправителя царя Ирода Антипы; Марфа и Мария, сёстры Лазаря, близкого друга Иисуса Христа, которого Он воскресил из мертвых незадолго до Своего церемониального Входа в Иерусалим; а также Сусанна, о которой нам ничего не известно. Евангелисты упоминают и о «многих других» женщинах из Галилеи, служивших Иисусу и вместе с Ним пришедших в Иерусалим на Его последнюю Пасху. Но история не сохранила нам даже их имен.
Мироносицы, эти простые женщины, не отличавшиеся ни знатностью, ни образованием, часто сопровождали Иисуса Христа и Его учеников в миссионерских путешествиях, принимали их у себя, стараясь помочь всем тем, чем может помочь заботливая хозяйка и мать. Без сомнения, они еще меньше, чем апостолы (до Дня Пятидесятницы), понимали конечный смысл пришествия и спасительных деяний Мессии-Христа: для них Он был, в первую очередь, сыном их рано овдовевшей подруги Марии, избравшим многотрудную и неблагодарную стезю странствующего учителя (равви). Но они превосходили апостолов своей любовью и верностью. Вспомним, что будущие столпы Церкви, сочтя дело своего Учителя «проигранным», в страхе разбежались из ночного Гефсиманского сада и даже не почтили последних минут Его земной жизни у Голгофы. Из них один лишь юный апостол Иоанн пребывал у подножия Креста, не заботясь опасениями собственной безопасности. «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх. <…> Боящийся несовершенен в любви», – напишет он позднее (1Ин.4:18).
Стоя у Лобного места и глядя на страшные мучения Распятого, жены-мироносицы утешали несчастную Мать, пребывавшую в полуобморочном состоянии, а затем проводили скромную погребальную процессию до пещеры (Мф.27:61). Как и все, они были вынуждены соблюдать праздничный субботний покой и не могли дождаться, когда же можно будет воздать сыну их убитой горем подруги последний долг любви – помазать Его истерзанное тело благовонными и бальзамирующими веществами (миром), довершив тем самым дело спешного погребения накануне еврейской Пасхи. С этими благовониями они и отправились в предутренней мгле ко Гробу, еще не зная, что их ожидает там великая награда – первыми услышать от ангелов о Воскресении Спасителя и возвестить эту неимоверную радость апостолам (Лк.24:22-23). Это – награда за любовь и верность, выше которых нет ничего на свете. Неудивительно, что день Жен-Мироносиц часто называют и праздником Женщины-Христианки.

См. раздел ЖЕНЩИНА В ЦЕРКВИ