Кто такой человек православие

Бог стал человеком? Может ли Бог стать человеком? (часть 4 из 5)

Итак, остается вопрос: стал ли Бог человеком? Если рассуждать логично, ответ – нет. Иначе это противоречило бы основному значению слова «Бог». Бог может все, что пожелает – так мы часто говорим. В Библии сказано:

«…Богу же все возможно» (Матфей 19:26; Марк 10:27;14:36).

В Коране мы читаем:

«…Аллах способен на всякую вещь» (Коран 2:20).

В священных писаниях индуизма можно найти похожие слова. Все основные религиозные тексты говорят о всемогуществе Бога. Его Величие не сравнимо ни с чем, для Него возможно все.

Для начала попытаемся определить и понять основные качества Бога. В большинстве обществ Бог – вечное существо, не имеющее начала и завершения. Теперь, имея ввиду, что Богу под силу все, зададимся вопросом: «Может ли Бог умереть?» Поскольку «умереть» входит в понятие все, можем ли мы ответить: «Если пожелает»? Разумеется,нет!

Итак, мыстолкнулисьспроблемой. Мы сказали, что Бог вечен, Он не имеет завершения, а смерть как раз и есть то «завершение». Поэтомувопрос «можетлионумереть»совершеннобессмыслен и противоречит сам себе. ТакжеабсурдноспрашиватьмоглиБогродиться, ведь, как мы уже говорили, Бог вечен и не имеет начала. Родитьсяжеозначаетбытиепосленебытия. Как атеисты с удовольствием задают вопрос верующим: «Может ли Бог создать камень, поднять который Ему не по силам? Если ответ «да», значит Бог может сотворить нечто, величественнее Его, если «нет», тогда Бог может не все».

Таким образом, формулировка «Бог может все» не предполагает абсурдностей и не может включать ничего, идущего вразрез с божественными атрибутами, что бы делало Его ниже Бога(забывчивость, раскаяние и т.д.).Сюда может входить лишь то, что никак не противоречит Его божественности. Вот что означает высказывание: «Бог может все». Егонельзяпониматьвабсолютномсмысле.

Утверждение, чтоБогсталчеловекомтакжеабсурдно. Богунемогутбытьприсущичеловеческиекачества. Этоозначалобы, чтоТворецсталсвоимжетворением. Творение – продукт процесса сотворения Творца. ЕслиСоздательсталсвоимсозданием, тополучается, ОнсоздалСамСебя.Этоявныйабсурд! Для этого Ему пришлось бы не существовать в начале, но тогда как бы Он мог создать Себя? Далее, если Он был сотворен, значит, у Него было начало, что тоже противоречит понятию «вечный». Поопределению, творениенуждаетсявтворце. Господь не может нуждаться в Творце, ибо Он и есть Творец. Итак, мысталкиваемсяспротиворечиямивопределениях. Утверждение, чтоТворецсталСобственнымтворениемсмехотворно. Оно не соответствует основному понятию о несотворенности Бога, о том, что Он не нуждается в Творце, что Он есть Творец.

Может ли человек стать Богом?

Человек – существо не вечное (т.е. творение). Он рождается и умирает. Господу не присущи эти качества, иначе Он поравнялся бы с творениями. Бог никогда не был и не будет человеком. Такжечеловек – творение — неможетбытьБогом – Творцом. Творениекогда-тонесуществовало. Оно появилось в результате творительного процесса Творца, Который существовал всегда. Сталобыть, несуществующеенеможетсделатьсебясуществующим.

Утверждать, что душа человека божественна – то же самое, что говорить, будто человек может стать Богом. Такая философия составила основу греческого, христианского и мусульманского мистицизма, индуистской теологии и присуждает божественность не только людям, но порой и всем живым существам. Оно началось с предположения, что в определенный момент историиВселенной части Богастали превращаться в материальные тела и существовать в границах Земли. Иными словами, вечное заключилось в невечное. Такое верование приписывает зло Богу. Если человек намеревается сделать зло и делает с дозволения Бога, такой поступок заслуживает наказания. Так возникло понятие кармы. Карма объясняет все негативное, происходящее в жизни человека его ошибками в прошлой жизни. Господь наказывает зло, сотворенное частями Его Самого в человеке. Но, если у человека есть независимая от Бога воля, он не может одновременно являться Богом. Так каждый человек становитсяБогом.


Сегодня на консультации мой клиент из колоды МАК «Ресурсы и силы» (автор — Снежана Филина) вытянул очень интересную карту, задав вопрос: «Качества какого существа мне необходимы для счастья?».

Вот эта карта (а ниже — диалог обсуждения увиденного):

Т: Что ты видишь? Или — Кто это для тебя?
К. Мужик с бородой.
Т. Кем может быть этот «мужик»?
К: ???? БОГОМ?????
Т: Кто для тебя Бог? Какие качества ему присущи?
К: Бог — это — помощник! («встрепенувшись») Я тоже помощник! Я всем помогаю!
Т: Кому именно помогаешь?
К: Детям.
Т: Взрослым детям?
К: Помогаю одевать внуков. Мне нравится, когда они хорошо и красиво одеты…А еще я помогаю молодежи на работе осваивать технику…
Т: Они это ценят?
К: Да!
И мне захотелось написать заметку — а кому следует помогать? Для этого — раз уж говорим о Боге — проведем анализ одной из самых известных библейских притч — о добром самаритянине.
Суть истории такова: на путника, совершающего путешествие в Иерихон — напали разбойники. Мимо раненого человека прошли, торопясь по своим делам — и священник, и левит. Лишь купец — самаритянин перевязал пострадавшему раны и отвел его в гостинницу, хозяину которой дал денег на лечение путника, пообещав, по возвращению по той же дороге — доплатить, если этой суммы не хватит…
Здесь самаритянин, хоть и проявил милосердие, но дозированно..
А ведь история могла бы пойти по другому пути…
Например: если бы раненый схватил спасателя за руки и стал умолять остаться подле него и наблюдать за его лечением, проявив милосердие — «как добрый христианин».
А самаритянин бы задержался возле больного, поддерживая того словами утешения. Тем самым купец потерял бы и время — и деньги…
А потом бы стал укорять пострадавшего и гневаться на него за полученные убытки…

Немало людей в жизни выступают в роли вот такого «спасателя». Поддавшись состраданию, мы стараемся помочь тому, кто обращается к нам за помощью. А потом он манипулирует нами, требуя все больше и больше. В результате — недовольны обе стороны — и «слабая» (что мало получил) — и «сильная» (обижаясь, что «слабый» все больше наглеет).
Так что же теперь — перестать помогать тем. кто просит помощи? Или наоборот — следует никому не отказывать, кто обращается к тебе?

И как относиться к своим чувствам, испытываемым в момент такого взаимодействия??
Если эмоции возникают в головном мозге человека, то чувства — любовь, сострадание и другие — идут от сердца. И именно сердце может подсказать нам — а все ли в порядке у нас в качестве построения взаимоотношений с другими людьми (или с партнером в браке).
Прислушайтесь к себе. Если испытываемые вами чувства в данной ситуации негативные — гнев, обида, злость — то значит — именно вы в этом и виноваты. Именно вы построили неверный тип взаимодействия, поддавшись первому порыву и убеждая самого себя, что «так надо, потому что…»
И если человек вообще неспособен сказать другим «Нет!» — то это — уже созависимый тип отношений.
Потому что при нормальном способе взаимодействия с окружающими нас людьми мы испытываем только позитивные эмоции и чувства — радость, любовь, удовольствие. То есть, как я уже писала здесь — https://www.b17.ru/article/94289/#com именно мы должны нести ответственность за свои чувства и контролировать их…
И — постоянно прислушиваясь к своим чувствам и своему седцу — мы можем самостоятельно научиться действовать так, как правильно…А не так, как кому-то нужно…

Только в этом случае мы сможем стать Помощниками (как мой клиент, получающий удовольствие от того, что его ценят. Как бабушки, которые нянчат внуков и радуются, что они — полезны). И — немножко — Богами!
Будьте мудрыми, дорогие читатели! До новый встреч! С Вами была — Елена Ольхович.

Православие

Православие (от греческого «правильное служение», «правильное учение») — одна из основных мировых религий, представляет собой направление в христианстве. Православие оформилось в первом тысячелетии от Р. Х. под предводительством кафедры епископа Константинополя — столицы восточной Римской империи. В настоящее время православие исповедуют 225–300 миллионов человек во всём мире. Кроме России православное вероисповедание получило широкое распространение на Балканах и восточной Европе. Интересно, что наряду с традиционно православными странами приверженцы данного направления христианства встречаются в Японии, Таиланде, Южной Корее и др. странах Азии (причём не только люди со славянским корнями, но и местное население).

Православные верят в Бога-Троицу, в Отца, Сына, и Святого Духа. Считается, что все три божественные ипостаси пребывают в неразрывном единстве. Бог является творцом мира, который был им создан изначально безгрешным. Зло и грех при этом понимаются как искажения устроенного Богом мира. Первородный грех непослушания Адама и Евы Богу был искуплён через воплощение, земную жизнь и крестные страдания Бога-Сына Иисуса Христа.

В понимании православных Церковь — это единый богочеловеческий организм во главе с Господом Иисусом Христом, объединяющий общество людей Святым Духом, Православной Верой, Законом Божиим, иерархией и Таинствами.

Высшим уровнем иерархии священников в православии является чин епископа. Он возглавляет церковную общину на своей территории (епархии), осуществляет таинство рукоположения священнослужителей (посвящения), в том числе других епископов. Череда рукоположений непрерывно восходит к апостолам. Более старшие епископы называются архиепископами и митрополитами, а верховным является патриарх. Более низкий чин церковной иерархии, после епископов, — пресвитеры (священники), которые могут совершать все православные таинства кроме рукоположения. Далее идут диаконы, которые сами не совершают таинств, но помогают в этом пресвитеру или епископу.

Духовенство подразделяется на белое и чёрное. Священники и дьяконы, относящиеся к белому духовенству, имеют семьи. Чёрное духовенство — это монахи, дающие обет безбрачия. Сан диакона в монашестве носит название иеродиакон, а священника — иеромонах. Епископом может стать только представитель чёрного духовенства.

Иерархическая структура православной церкви приемлет определённые демократические процедуры управления, в частности поощряется критика любого духовного лица, если оно отступает от православной веры.

Свобода личности относится к важнейшим принципам православия. Считается, что смысл духовной жизни человека в обретении изначальной подлинной свободы от грехов и страстей, которыми он порабощается. Спасение возможно только под действием благодати Божией, при условии свободного соизволения верующего, приложения им усилий на духовном пути.

Для обретения спасения есть два пути. Первый — монашеский, заключающийся в уединение и отрешении от мира. Это путь особого служения Богу, Церкви и ближним, связанный с напряжённой борьбой человека со своими грехами. Второй путь спасения — это служение миру, прежде всего семье. Семья в православии играет огромную роль и называется малой церковью или домашней церковью.

Источником внутреннего права православной Церкви — основным документом — является Священное предание, которое содержит Священное Писание, толкование Священного Писания, составленное Святыми Отцами, богословские сочинения Святых Отцов (догматические их труды), догматические определения и деяния Святых Вселенских и Поместных Соборов Православной Церкви, богослужебные тексты, иконопись, духовное преемство, выраженное в трудах писателей-подвижников, их наставлениях о духовной жизни.

Отношение православия к государственности строится на утверждении, что всякая власть от Бога. Даже во время гонений на христиан в Римской империи, Апостол Павел заповедует христианам молиться за власть и почитать царя не только страха ради, но и ради совести, зная, что власть есть установление Божие.

К православным таинствам относятся: Крещение, Миропомазание, Евхаристия, Покаяние, Священство, честный Брак и Елеосвящение. Таинство евхаристии или причащения, является самым важным, оно способствует приобщению человека к Богу. Таинство крещения — это вход человека в Церковь, избавление от греха и возможность начать новую жизнь. Миропомазание (обычно следует сразу за крещением) заключается в передаче верующему благословения и даров Святого духа, которые укрепляют человека в духовной жизни. Во время Елеосвящения тело человека помазывают освящённые елеем, что позволяет избавиться от телесных недугов, даёт оставление грехов. Соборование — связано с прощением всех грехов, совершённых человеком, прошением об освобождении от болезней. Покаяние — прощение греха при условии искреннего раскаяния. Исповедь — даёт благодатную возможность, силу и поддержку к очищению от греха.

Молитвы в православии могут быть как домашними, так и общими — церковными. В первом случае человек перед Богом раскрывает своё сердце, а во втором — сила молитвы многократно возрастает, так как в ней участвуют святые и ангелы, являющиеся также членами Церкви.

Православная Церковь считает, что история христианства до великого раскола (разделение православия и католицизма) является историей именно православия. Вообще отношения между двумя основными ветвями христианства всегда складывались достаточно сложно, порой доходя до откровенной конфронтации. Причём даже в 21-м веке ещё рано говорить о полном примирении. Православие считает, что спасение может быть обретено только в христианстве: при этом неправославные христианские общины считаются частично (но не полностью) лишёнными божьей благодати. В отличие от католиков православные не признают догмат о непогрешимости папы римского и его главенство над всеми христианами, догмат о непорочном зачатии Девы Марии, учение о чистилище, догмат о телесном вознесении Божией Матери. Важным отличием православия от католичества, оказавшим серьёзное влияния на политическую историю, является тезис о симфонии духовной и светской властей. Римская Церковь выступает за полный церковный иммунитет и в лице своего Первосвященника обладает суверенной светской властью.

Православная Церковь организационно представляет собой сообщество поместных Церквей, каждая из которых пользуется полной самостоятельностью и независимостью на своей территории. В настоящее время существуют 14 автокефальных Церквей, например, Константинопольская, Русская, Греческая, Болгарская и др.

Церкви русской традиции, придерживающиеся старых обрядов, общепринятых до Никонианской реформы, носят название Старообрядческие. Старообрядцы подвергались гонениям и притеснениям, что было одной из причин, которая вынуждала их вести обособленный образ жизни. Старообрядческие поселения существовали в Сибири, на Севере европейской части России, к настоящему времени старообрядцы расселились по всему миру. Наряду с особенностями исполнения православных ритуалов, отличных от требований Русской православной церкви (например, количество пальцев, которыми крестятся), старообрядцы имеют особый жизненный уклад, например, не употребляют алкоголь, не курят.

В последние годы, в связи с глобализацией духовной жизни (распространение религий по всему миру, независимо от территорий их изначального зарождения и развития), сложилось мнение, что православие как религия, проигрывает конкуренцию буддизму, индуизму, исламу, католичеству, как недостаточно адаптированная для современного мира. Но, возможно, сохранение истинной глубокой религиозности, неразрывно связанной с русской культурой, и есть главное предназначение православия, которое позволит в будущем обрести спасение русскому народу.

Божие творение и Его замысел – Тайна человеческой жизни

______________________________________
1. Божие творение .
В начале Бог сотворил небо и землю (Быт.1:1). Всё через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть (Ин.1:3). Бог распростёр небо, основал землю и образовал дух человека внутри него. Небо — для земли, а земля для человека. Земля — суша во всём разнообразии, воздух, вода, растения, животные, и т.д. — созданы для существования и наслаждений человека. И Бог всё держит словом силы Своей (Евр.1:3).
Человек центр вселенной, а центр человека — его человеческий дух (Иов.32:8). Человек был создан по образу и подобию Божьему (Быт.1:26). У Бога множество свойств, таких, как любовь, свет, святость, праведность (1Ин.4:16; 1:5, Исх.15:11). Соответственно и человек имеет добродетели соответствующие свойствам Бога (Рим.9:23; 2Кор.4:7; 1Фес.5:23). Бог хочет выразить Себя через человека (Рим.8:29). Как перчатка создана по образу руки, чтобы содержать руку, так и человек создан по образу Бога, чтобы содержать Бога ()2Пет.1:13-14; Рим.6:13). Принимая Бога как своё содержание, человек может выражать Бога (2 Кор. 4:7; 2Пет.1:3-7).
→ Тайна человеческой жизни
2. Человек – Божий замысел относительно человека .
Чтобы исполнить Свой замысел, Бог создал человека как сосуд (Рим.9:21-24). В этом сосуде три части: тело, душа и дух (1 Фес. 5:23). Тело — место пребывания и орудие духа и души. Тело может воспринимать и принимать в себя то, что относится к физической сфере; душа может воспринимать и принимать в себя то, что относится к психологической сфере; а человеческий дух – самая глубокая часть человека, создан для того, чтобы воспринимать и принимать в себя Самого Бога (Ин. 4:24). Человеческий дух – это бестелесная часть человека. В Библии сказано, что человеческий дух – ничто иное, как дыхание Всемогущего Бога, которое Он вдохнул в человека при его сотворении: «Создал Господь Бог человека из пыли земной, вдохнул в его ноздри дыхание жизни, и человек ожил» (Быт.2:7 ). Человек был сотворён не просто для того, чтобы содержать пищу в желудке или знания в уме, а для того, чтобы содержать Бога в своём духе (Эф.5:18) и выражать Бога во всех Его божественных свойствах через свои божественные добродетели.
3. Падение человека .
Но прежде чем человек смог принять в свой дух Бога как жизнь, в человека вошёл грех (Рим.5:12). Первый пример греха мы находим на небе. Архангел Люцифер, возгордившись, решил стать равным Богу (Ис.14;12-14). За свою гордость он был свержен с небес и стал тем, кого Библия называет дьяволом и Сатаной. Сатана – враг замысла Божия о человеке и человечестве . Пример греха на земле произошёл и с первым человеком в саду Едемском. Он описывается во второй и третьей главе книги Бытие.
Грех умертвил его (человека) дух (Эф.2:1), сделал его Божьим врагом в его разуме (Кол.1:21) и превратил его тело в греховную плоть (Быт.6:3; Рим.6:12). Таким образом, грех испортил все три части человека и отдалил человека от Бога. В таком состоянии человек уже не мог принять Бога. Человек не живёт изолированно от сатаны, хочет он этого или не хочет. Человек и человеческое сообщество, и сатана в земной жизни связаны навсегда. Человек уже испорчен настолько, что никогда своими усилиями не исправится от влияния и рабства сатаны чтобы быть угодным Богу, так как Плоть вынуждает человека делать зло, которого он не желает и не даёт ему делать добро к которому стремится .
4. Сотворение — ради Божией цели .
Так как человек был создан ради Божьей цели, ему нужно быть наполненным жизнью Бога. Сразу же после сотворения человек был помещён перед деревом жизни, которое обозначало Бога как жизнь — Намерение Бога состояло в том, чтобы человек ел от дерева жизни.
Но мы знаем из Библии о том что человек не послушался Бога и вкусил от дерева познания добра и зла, которое обозначает сатану как смерть (Быт.3:6-7). Из-за этого непослушания человеку не было позволено есть от дерева жизни и он был изгнан из Эдемского сада (Быт.3:23-24).
5. Искупление Христа для Божьего раздаяния .
Однако падение человека не заставило Бога отказаться от Своего первоначального замысла. Чтобы исполнить Свой замысел, Бог сначала стал человеком (Ин.1:1,14) по имени Иисус Христос. Затем Христос, умерев на кресте, искупил человека (Эф.1:7), чтобы унести его грех (Ин.1:29) и вернуть его к Богу (Эф.2:12). Наконец, в воскресении Он стал животворящим Духом (1 Кор.15:45), чтобы раздавать Свою неисследимо богатую жизнь в дух человека (Ин.20:22; 3:6).
Христос пришёл искупить человека и через Новый Завет открыть для него путь возвращения к Богу как дереву жизни.
6. Возрождение человека .
Поскольку Христос стал животворящим Духом, человек теперь может принять Божью жизнь в свой дух — До принятия Духа Божьего человеческий дух мёртв, так как пострадал при грехопадении. Когда Адам согрешил, его способность к общению с Богом была нарушена; он не умер физически в тот же день, но он умер духовно. С тех пор человеческий дух несет последствия грехопадения. До спасения люди являются духовно мертвыми (Еф. 2:1-5; Кол.2:13). Но отношения со Христом оживляют человеческий дух и обновляют нас день ото дня (Кор.4:16). Библия называет это возрождением (1 Пет.1:3; Ин.3:3). Чтобы принять эту жизнь, человеку нужно покаяться перед Богом и уверовать в Господа Иисуса Христа (Деян.20:21; 16:31).
Чтобы возродиться, просто придите к Господу с открытым и честным сердцем, покайтесь и скажите Ему о своей вере: Господь Иисус, я грешник. Ты нужен мне. Спасибо, что Ты умер за меня. Господь Иисус, прости меня. Очисти меня от всех моих грехов. Я верю, что Ты воскрес из мёртвых. Я принимаю Тебя сейчас как моего Спасителя и мою жизнь. Войди в меня! Наполни меня Своей жизнью! Господь Иисус, я отдаю себя Тебе для Твоего замысла.
7. Божье спасение .
Для своего спасения и возрождения верующему нужно креститься (Мк.16:16) . Крещение – одно из важнейших таинств, при котором происходит соединение человека с Богом . Через крещение Бог переносит нас из царства сатаны в царство Божье. По этой причине Господь Иисус сказал: «Истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин.3:5). Затем, в течение всей земной жизни человека, Бог постепенно распространяет Себя как жизнь; «… да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке, верою вселиться Христу в сердца ваши, чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею» (Эф. 3:16-19). Этот процесс, который называется преобразованием (Рим.12:2), требует содействия со стороны человека (Флп.2:12).
Духовный рост – возрастание в Боге требовали во все времена больших усилий, мужества, жертвенности, и делали христиан сильными, а церковь действенной. Содействие верующего состоит в том, что он позволяет Господу распространяться в нём, пока его желания, мысли и решения не станут едиными с желаниями, мыслями и решениями Христа. В итоге, когда Христос вернётся, Бог полностью пропитает Своей жизнью верующего в Него человека. Это называется прославлением (Флп.3:21). Таким образом, человек уже не будет пустым и испорченным в каждой части своего существа; он будет наполнен и пропитан Божьей жизнью. Это и есть Божье полное спасение! Такой человек теперь выражает Бога, и Божий замысел таким образом оказывается осуществлён!
С новозаветного времени дерево жизни это Бог во Христе — как Дух жизни. Человек со времени грехопадения первого человека испорчен настолько, что не понимает сущности Бога, миссии Христа, реальную жизнь с Богом и предназначение церкви. Человек продолжает вкушать от дерева познания добра и зла, и соотносить «букву» Писания для её эксплуатации на потребности похоти плоти и души с желанием быть как бог. Веру обычно связывают с понятием религия – верующие ищут Бога и идут в созданные для них и на разный «вкус» религиозные организации как социальный институт, с её конституцией, идеологией, наличием иерархии и наёмными работниками, где Библия служит инструментом необходимый для деятельности организации. Но Религии и религиозные организации, это не Бог и она не спасает – Бог там не живёт . Она лишь может говорить о Боге, но связи с Ним не имеет . Теология – знание Библии и Закона также не спасают человека от мерзости греха. Тщетны усилия к спасению и разного рода исследователей Библии – не принявшие Божественность Христа и Триединства Бога, не рождённые свыше от Духа, отчуждены от Бога, силы Его не имеют, продолжают жить сатанинской жизнью.

По теме:
Библия не пытается доказать реальность Божьего существования, она говорит о Нём как о реальности
Самая грандиозная экранизация об Иисусе Христе
«Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только чрез Меня» (Иоанн 14:6)
Человек без веры в Бога видит в Библии лишь букву
Каждый человек знает что он не идеален, но в душе уверен что он самый лучший
Сатана — враг замысла Божия о человеке и человечестве
Ответы на часто задаваемые вопросы о христианской вере и жизни
Христиане должны признать всех, кто со Христом — кого признал Господь как Своих детей
Что такое церковь в свете учения Нового Завета?
Заповеди или Закон Божий?
Не самоуверен ли человек говоря о своей вере и праведности?! Проверь себя
Служить, а не быть обслуживаемым или слугой
Внеконфессиональное христианство — Основные положения вероучения
«Итак каждый из нас за себя даст отчет Богу» (Рим. 14:12)
Автор-составитель ©Czesław List
Назад → Теология

Учение о человеке в христианстве и неоязычестве

Современное секулярное общество сформировало мнение, подхваченное неоязычниками, что идеал христианина – это самоуничижение, пассивность и безынициативность.

В своих книгах и статьях, направленных против Православия, неоязычники очень часто эксплуатируют подобные образы, противопоставляя «смиренному христианину» «свободного язычника». В связи с этим рассмотрим, что же на самом деле говорит Православное вероучение о человеке и его предназначении, а также разберем некоторые понятия, превратно трактуемые безбожниками.

Можно ли стать богом?

Первые строки Библии повествуют нам о творении Богом нашего материального мира. Венцом Его творческого замысла явился человек: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их». (Быт. 1: 26– 27).

Современный греческий богослов архимандрит Георгий (Капсанис), комментируя данный текст, писал: «Сотворение по Своему образу было таким дарованием, которым Бог наделил только человека и больше никого из всего видимого творения, так что он стал образом Самого Бога». Этот дар включал в себя разум, совесть, свободную волю, творчество, любовь и вожделение совершенства и Бога, личное самосознание и всё, что поставляет человека над остальным видимым творением, делая его личностью. Другими словами, всё то, что делает человека личностью, даровано ему по образу Божию».

В Новом Завете апостол Петр говорит следующие слова, обращаясь к христианам: «Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой…» (1 Пет. 2: 9).

Православная Церковь, в отличие от многих других религиозных течений, рассматривает человека как венец Божиего творения, цель создания которого очень высока. Преподобный Макарий Египетский, живший в IV веке, писал: «Познай же свое благородство, а именно, что призван ты в царское достоинство, что ты – род избран, священен и язык свят».

В наши дни богословы имеют точно такое же суждение по этому вопросу. Миссионер и богослов митрополит Антоний Сурожский писал: «Если вы хотите узнать, что такое человек… воззрите к престолу Божию, и вы увидите там сидящего одесную Бога, одесную Славы человека Иисуса Христа… только так мы можем познать, как велик человек, если только станет свободным…»

Постоянное наблюдение за своими личными грехами, памятование о том, что человек – «раб земным страстям», предохраняет человека от тщеславия и гордости, то есть духовной слепоты. Творец поставил человека господином во Вселенной и подчинил ему всё творение. Ради человека и его спасения Бог, Творец мира видимого и невидимого, воплотился в земное, материальное тело, принял смерть и воскрес, сделав и человека способным к обожению.

Все свои способности человек должен реализовать в творчестве и любви, чтобы через это уподобиться Богу, ибо «предел добродетельной жизни есть уподобление Богу», как говорит святитель Григорий Нисский.

«Человек есть великолепный отпечаток великолепного образа, изваянного по образу идеального Первообраза», – писал Филон Александрийский. Эти слова как нельзя лучше согласуются с мыслью святителя Григория Нисского: «Конец доблестной жизни – уподобление Божеству, а поэтому доблестные со всею тщательностию стараются преуспевать чистотою души, устранением себя от всякого стра­стного расположения, чтобы при улучшенной жизни и в них образовались некоторые черты высшего естества…»

Человек был создан Богом свободным существом, призванным подняться до божественного статуса, дарованного Богом Своей благодатью, поскольку человек призван к осуществлению в себе подобия Божия, буквально создан для того, чтобы стать богом. Святой Григорий Богослов писал, что человек «поставлен отдельно от всего творения, будучи единственной тварью, которая способна сделаться богом».

«Человеку предустановлено стать Богом… Божественный Логос не стал Богоангелом, а Богочеловеком»

Церковный историк и богослов архимандрит Киприан Керн в исследовании о святителе Григории Паламе также указывает: «Ангелам дано быть только отражателями Света, а человеку предустановлено стать Богом… Божественный Логос не стал Богоангелом, а Богочеловеком».

По слову святителя Иринея Лионского, «Бог стал человеком, чтобы человек стал богом» — в этих словах заключена вся догматическая суть христианского учения о человеке. Святые отцы особо подчеркивали необходимость осознания этого. Так, святитель Григорий Богослов говорил: «Если будешь низко думать о себе, то напомню тебе: ты – созданный бог, через Христовы страдания идущий в нетленную славу». Исходя из вышесказанного, согласимся с выводами современного богослова отца Андрея Лоргуса, который, размышляя о христианской антропологии, написал: «Путь христианского осмысления себя лежит не через признание своего ничтожества, а через признание своего достоинства, на фоне которого заметен даже маленький грешок».

Аскеза является лишь инструментом для личностного восхождения, но никак не целью жизни.

Православный христианин, как спортсмен на тренировке, ставит себя в заведомо худшие условия, необходимые для достижения личного совершенства.

Кто кого рабом называл

Как мы видим, учение о человеческом достоинстве и предназначении в христианстве запредельно высоко. Однако нередко камнем преткновения становятся такие понятия, как «рабы Божии», «кротость», «смирение», «страх Божий» и т.д.

Спекуляции на эту тему широко распространены в Интернете в виде многочисленных демотиваторов и обсуждений. Давайте рассмотрим, что же на самом деле христиане вкладывают в эти понятия и есть ли в них что-то обидное и унизительное.

Свобода духовная – власть личности над собой, над своим эгоизмом, своими страстями и греховными влечениями

В христианстве почитают Бога, Который является Творцом всей Вселенной, обладающим всеми положительными свойствами. Он абсолютное Добро и Любовь. Бог наделил людей свободной волей. Понятие свободы является фундаментальным в христианстве. Апостол Павел призывает: «Стойте в свободе, которую даровал нам Христос… К свободе призваны вы, братья» (Гал. 5: 1–13). Как пишет религиовед протоиерей Андрей Хвыля-Олинтер, «Православие чтит внутреннюю свободу воли человека, ибо это такой дар Божий, который есть причина самой себя. Свобода духовная – власть личности над собой, над своей природой, над своим эгоизмом, своими страстями и греховными влечениями».

Рабство буквально означает подчиненность и потерю свободы. Например, алкоголик или наркоман становится настолько плененным пагубной страстью, что не может уже самостоятельно от нее отказаться, хотя понимает, что это приведет его к гибели. «Ибо, кто кем побежден, тот тому и раб» (2 Пет. 2: 19). Вот от такого рабства и ограждает христианство.

Пример с алкогольной зависимостью очень показателен, однако страсти бывают разнообразные, но их действие одинаковое – порабощение свободы человека. Быть чьим-то рабом означает полную неподвластность от всех иных. Именно поэтому христиане и называют себя «рабами Божиими», признавая над собой власть Самого Творца Вселенной, но становясь тем самым независимыми от любых иных проявлений, ограничивающих свободу человека. В этом контексте говорит апостол Павел: «…как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на дела беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на дела святые. Ибо, когда вы были рабами греха, тогда были свободны от праведности. Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец – жизнь вечная». (Рим. 6: 19–22).

В личностном смысле никакого рабства христианство не подразумевает. Христос передает всем верующим молитву, в которой каждый обращается к Богу как к Отцу – «Отче наш» (см.: Мф. 6: 9–13).

Христиане являются детьми Божиими, что много раз подтверждается на страницах Библии

Христиане являются детьми Божиими, что много раз подтверждается на страницах Библии: «Верующим во имя Его дал власть быть чадами Божиими» (Ин. 1: 12); «Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими. Мир потому не знает нас, что не познал Его. Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть» (1 Ин. 3: 1–2).

Христос особенно явно указывает на это в словах: «И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои; ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь» (Мф. 12: 49–50). Ничего подобного не существует в иных религиях, тем более у неоязычников, которые, бравируя громкими фразами типа «Мой бог меня рабом не называл», логично получают ответ: «Конечно, пенек ведь не умеет разговаривать».

Аутентичное славянское язычество имело совсем иные представления о богах, которым поклонялись с рабским унижением и почтением. Современный апологет священник Георгий Максимов приводит несколько исторических свидетельств, подтверждающих это: «Арабский путешественник Ибн Фадлан в начале Х века так описывает почитание богов славянами: “Итак, он подходит к большому изображению и поклоняется ему… Он не перестает обращаться с просьбой то к одному изображению, то к другому, просит у них заступничества и униженно кланяется перед ними”.

А вот как германское “Сказание об Оттоне Бамбергском” описывает реакцию западных славян-язычников XII века, когда они неожиданно увидели человека со щитом, посвященным богу войны Яровиту, который никому нельзя было трогать: “При виде священного вооружения жители в деревенской простоте своей вообразили, что это явился сам Яровит: одни в ужасе ударились в бегство, другие пали ниц на землю”».

Страх, унижение и полную зависимость испытывали славяне при виде своих идолов. Неудивительно, что христианство столь легко и свободно было воспринято нашими предками.

Также следует сказать несколько слов о рабстве как о социальном явлении. С самых древних времен было вполне обыденным то, что человек может находиться в положении бесправной собственности у другого человека. В античности рабство было распространено повсеместно. Рабовладение была в дохристианские времена и у славян, вопреки мнениям атеистических советских историков, которые ошибочно связывали появление рабовладельческого строя у славянских народов с началом христианизации.

Христианство никогда открыто не выступало против этого фундаментального явления древнего мира. Однако именно христианство уничтожило его идеологическую основу словами апостола Павла: «Все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал. 3: 26–28). Буквально это означает, что раб и господин одинаковы и являются братьями во Христе. Поэтому неудивительно, что рабство с постепенной христианизацией народного сознания сходило на нет во всех странах. И вспыхивало вновь с отходом от христианской морали, как, например, произошло на Руси во времена правления Петра I и Екатерины II, когда крепостное право приняло чудовищные формы.

Воинство без страха и упрека

Теперь рассмотрим, что христианство говорит о страхе и мужестве. Такое понятие, как «страх Господень», также, как правило, вызывает недоумения. Преподобный Ефрем Сирин писал: «Кто боится Господа, тот выше всякого страха, тот устранил и оставил далеко за собой все страхи века сего. Далек он от всякой боязни, и никакой трепет не приблизится к нему». Верующий человек, любящий Бога, не боится Его Самого, но не хочет отдалиться от него, потерять богообщение. Священное Писание говорит следующее: «Боящийся несовершен в любви» (1 Ин. 4: 18).

«Боязливость души бесы считают за признак соучастия ее в их зле»

А вот по поводу трусости и боязливости святые отцы высказывались весьма нелицеприятно: «Боязливость есть младенчественный нрав в старой тщеславной душе. Боязливость есть уклонение от веры, в ожидании нечаянных бед… В ком нет страха Господня, тот часто и тени своей боится», – писал святой Иоанн Лествичник. Блаженный Диадох Фотикийский говорил: «Нам, любящим Господа, надлежит желать и молиться, чтобы… оказаться непричастными никакому страху… потому что… боязливость души бесы считают за признак соучастия ее в их зле».

Святитель Феофан Затворник предостерегает: «Страхи ваши – вражия уловка. Плюйте на них. И мужественно стойте».

К мужеству призывает Евагрий Понтийский: «Дело мужества – стоять в истине и, хотя бы встретилось противоборство, не уклоняться к не сущему». А авва Пимен писал: «Бог милосерд к тем, которые носят меч в руках своих. Если мы будем мужественны, Он явит милость Свою».

Из жития святителя Василия Великого мы знаем его разговор с префектом Модестом. После многих убеждений отказаться от Православия Модест, видя непреклонность святителя, стал угрожать ему лишением имущества, изгнанием, мучением, смертью. «Все это, – отвечал святитель Василий, – для меня ничего не значит: тот не теряет имения, кто ничего не имеет, кроме этих ветхих и изношенных одежд и немногих книг, в которых заключается все мое богатство. Ссылки нет для меня, потому что я не связан местом, и то место, на котором живу сейчас, не мое, и всякое, куда меня ни сошлют, будет мое. А мучения что могут сделать мне? Я так слаб, что разве только первый удар будет чувствителен. Смерть для меня – благодеяние: она скорее приведет меня к Богу, для Которого живу и тружусь и к Которому давно я стремлюсь».

Старец схиигумен Савва (Остапенко) на вопрос: «Какие страсти являются самыми губительными для современного человека?» – ответил: «Трусость и боязливость. Такой человек живет всегда двойственной, ложной жизнью. Он не может довести доброго дела до конца, всегда как бы лавирует между людьми. У боязливого кривая душа; если он не поборет в себе эту страсть, то неожиданно под действием страха может стать отступником и предателем».

Христиане призваны к тому, чтобы без страха жертвовать собой ради ближних: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15: 13). Следуя ей, христианские воины отличались особой храбростью, стойкостью, нередко ценою своей жизни спасали соратников.

Среди святых Православной Церкви насчитывается огромное количество воинов, которые своими делами и подвигами показали как христиане выполняют заповедь о защите ближних. Все знают святых Димитрия Донского, Александра Невского, Илию Муромца. Но великих воинов, стяжавших святость, было великое множество.

К примеру, живший во времена монгольского нашествия святой Меркурий Смоленский по повелению Богородицы, явившейся ему, в одиночку пошел во вражеский лагерь, где истребил множество врагов, включая татарского военачальника-исполина, наводившего на всех страх своей силою. В одиночку святой Меркурий обратил в бегство весь татарский стан, но и сам был убит в неравной битве.

Святой Феодор Ушаков, лично командуя русским флотом, одержал немало побед над турками, которые на тот момент обладали на несколько порядков более сильным и многочисленным флотом. Его победоносного флота страшилась вся Европа, однако сам он оставался чужд гордыне и тщеславию, понимая, как мало может человек без помощи Бога.

Святой Михаил-воин родился в Болгарии, он нес службу в византийской армии. Во время войны с турками святой Михаил в боях воодушевлял своим мужеством всю дружину. Когда греческое войско бежало с поля сражения, он пал на землю и молился о спасении христиан. Потом он повел своих воинов на врага. Ворвавшись в середину вражеских рядов, он разметал их, жестоко поражая врагов без вреда для себя и для своего отряда. В то же время в помощь христианским воинам внезапно поднялась гроза: молнии и громы поражали и устрашали врагов, так что они все обратились в бегство.

Образы кротости

Неоязычники любят размещать на своих интернет-ресурсах фотографии православных людей, стоящих на коленях в храмах, – по их мнению, это апофеоз самоуничижения, обычно в комментариях начинаются разговоры о рабской психологии и т.п. Непонятно, почему неоязычники утверждают, что подобное почитание Бога переносится и на другие взаимоотношения.

Однако, к примеру, слово «ислам» буквально переводится как «покорность», а мусульмане во время своих молитв даже не на коленях стоят – они лежат ниц, но среди неоязычников не находится смельчаков сказать в лицо мусульманам об их «рабской психологии». И хотя мусульмане являются весьма воинственными, православная Россия побеждала мусульманские государства множество раз. Православные христиане призваны выполнять заповедь: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» (Мф. 4: 10). Православные почитают Всевышнего Творца, признавая Его безграничное Величие, но ни на кого иного, кроме Бога, эта заповедь не распространяется.

Современная приходская притча повествует: «В храм заходит хамоватого вида молодой человек, подходит к священнику, бьет его по щеке и, ехидно улыбаясь, говорит: “А что, отче?! Сказано ведь: ударили в правую щеку – подставь и левую”. Батюшка, бывший мастер спорта по боксу, хуком слева отправляет наглеца в угол храма и кротко произносит: “Сказано также: какой мерою меряете, такой и вам будет отмерено!” Испуганные прихожане: “Что там происходит?” Диакон важно: “Евангелие толкуют”».

Данный рассказ служит хорошей иллюстрацией того, что, не зная сути христианского учения, не стоит делать смелые обобщения. Эти слова Христа просто отменили древний закон кровной мести и напомнили, что не всегда за зло необходимо отвечать злом. Хотелось бы также особо отметить, что, хотя атеисты и неоязычники очень любят кидать православным обрывки цитат из Библии, требуя их буквального понимания, христианское учение о Священном Писании говорит совсем об ином. Понимать Священное Писание следует только в контексте толкований святых отцов. Святитель Григорий Нисский писал на этот счет: «Представляющееся с первого взгляда толкование написанного, если не будет понято в надлежащем смысле, часто производит противоположное жизни, являемой Духом». Поэтому надо «благоговеть перед достоверностью тех, кто свидетельствованы Святым Духом, пребывать в границах их учения и знания», а Пято-Шестой Трулльский Собор 691–692 годов своим 19-м правилом постановил: «Аще будет исследуемо слово Писания, то не иначе да изъясняют оное, разве как изложили светила и учители Церкви в своих писаниях». Поэтому неверующие толкователи Библии для православных христиан совсем не указ.

Теперь рассмотрим такие христианские добродетели, как кротость и смирение. В современном обществе эти слова вызывают пренебрежительную усмешку, хотя на самом деле ничего постыдного в этих понятиях нет, как раз наоборот. Кротость – это добродетель, противоположная безудержному гневу и ярости. Кроткий человек никогда не теряет внутреннего мира, не дает эмоциям захлестнуть свой разум, отличается самообладанием и хладнокровием. Неудивительно, что этой добродетели были причастны многие святые воины. Например, царь Давид, прославленный ветхозаветный полководец, был весьма кроткого нрава. Кротостью обладал и святой император Константин, основатель Константинополя, победивший в немалом количестве битв. А «образом кротости» Православная Церковь называет святителя Николая, который побил еретика, хулившего Бога.

Смирение – добродетель, противоположная эгоизму и гордыне: оно побеждает зацикленность на собственном “я”

Немало непониманий вызывает и понятие «смирение». На наш взгляд, весьма точное определение дал православный апологет Сергей Худиев: «Смирение – это не забитость человека, которому не остается ничего лучшего; это добровольное предпочтение воли Божией, готовность служить, жертвовать и отдавать вместо того, чтобы требовать себе служения, превозноситься и забирать. Это добродетель, противоположная эгоизму и гордыне. Смирение побеждает зацикленность на собственном “я”».

Современный патролог и апологет священник Валерий Духанин отмечает: «Подлинные смирение, кротость, беззлобие не есть слабохарактерность; напротив, это умение владеть собой, своими страстями и чувствами, что предполагает внутреннюю крепость и силу воли. С одной стороны, это умение совладать с собственным гневом, чтобы не выплескивать его без причин. А с другой – умение дать неприятелю достойный отпор, когда требуется защитить своих ближних».

Итак, мы рассмотрели христианское учение о предназначении человека, разобрали понятия христианской аскетической мысли и некоторые места Священного Писания, сознательно или неосознанно искажаемые неоязычниками. Христианство требует от человека очень многого, оно требует постоянного личностного совершенствования, но и результат этого пути несоизмеримо высок.

Православное учение о человеке

В православии размышления о человеке и размышления о Боге очень тесно переплетены между собой.

«И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему, и да владычествуют они… над всею землёю… И сотворил Бог человека по образу Своему…мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею…»

Мы с вами уже знаем, что человек верит в Бога, а как вы думаете, во что верит Сам Бог?

Христиане считают, что Бог верит в человека. Бог доверяет человеку и поэтому даёт ему свободу. Он вложил в человека огромные возможности для роста. Причём этот рост нельзя измерить линейкой. Жертву Христа, как и вообще всё, что связано с миром религии, нельзя понять, если человек не всмотрится внутрь себя самого. Это мир его души.

А что же такое душа?

В любой религии под душой понимается некая бестелесная, бессмертная, нематериальная сила, имеющая самостоятельное, независимое от тела существование.

Душа — это суть человека, его внутренний мир. Именно в душе находит отклик всё происходящее с самим человеком и с окружающим его миром людей.

Где-то там внутри у человека

Есть душа. Хорошая душа.

Ей средь шума атомного века

Всё трудней становится дышать.

«Берегите жизнь!» — такую фразу

Можно каждый день читать и слушать.

Но насколько б легче стало сразу,

Если б люди вспомнили про душу…

Итак, у каждого человека есть видимое тело и невидимая душа, но они должны научиться жить вместе. Тело ходит, бегает, жуёт, а душа думает, мечтает, верит, любит. Душа так отлична от тела, что порой она радуется, даже если телу больно.

Представьте, что в вашем доме есть запретный для вас сундучок. Там родители хранят какие-то очень ценные и очень интересные вещи. Однажды вечером, когда у вас уже слипались глаза от усталости, отец вдруг предложил: «Пойдём, поможешь разобраться в сундучке».

А там оказались фотографии бабушкиной свадьбы. Ордена прадедушки. Его письма с фронта. Ваши первые волосы. Старые монеты, которых теперь уж нигде не увидишь. Любимая кукла той девочки, которая потом стала твоей мамой…

Всё было так интересно — даже ноги затекли от того, что вы боялись лишний раз пошевелиться, слушая рассказы отца. И глаза уж совсем отказываются открываться. Тело устало. Ему не очень хорошо. А душа радуется. Она открыла для себя удивительный мир семейных преданий. Она почувствовала связь своей семейной истории с историей Родины.

А иногда душа болит, даже если всё тело здорово. Это совесть говорит человеку: «В этом ты не прав!» Слово «душа» произошло от слова «дышать». Дыхания человека не видно. Но если дыхания нет — и жизни нет. Душу тоже не видно. Но раз у души есть свои поводы для боли и для радости, значит она существует.

Итак, разрешите вас познакомить. Есть ты. Есть твоё тело и есть твоя душа. Вы должны научиться жить вместе. Именно душа делает человека человеком. Такие свойства человеческой души, как свобода, различение добра и зла, творчество и мысль, у животных отсутствуют.

Христиане считают, что человек так не похож на животных оттого, что эти отличия были ему подарены Богом.

Бог Сам свободен — и человеку Он тоже подарил свободу. Бог есть Любовь — и Он подарил людям любовь. Бог есть разум — и Он подарил людям способность мыслить. Бог есть Творец — и Он подарил людям способность творить.

Вместе эти дары Бога человеку составляют целый мир. Он так и называется — внутренний мир человека. Разум, свобода, любовь, творчество у христиан называются «образом Бога в человеке».

Непросто осознать, что душа существует. Ещё сложнее понять причины и цели её стремлений. Вам ещё предстоит понять, что на самом деле нужно душе, а что её ранит.

Душа вбирает в себя множество впечатлений. И сама она порождает много различных мыслей и чувств. Все ли они хороши? Может, какие-то желания и мысли надо отгонять от себя? Могут ли они в себе нести угрозу?

Несмышлёныш может рукой тянуться к горячему утюгу. Но и взрослый человек может всем своим сердцем стремиться к тому, что искалечит его жизнь и душу. А если у тебя в голове начинает кружиться мысль: чтобы меня похвалили, я, пожалуй, наябедничаю на друга…

Как вы думаете, будет по-честному — принять такую мысль и исполнить её или отогнать?

У нашего внутреннего мира, или у души, есть удивительное свойство: душа становится тем богаче, чем больше она отдаёт другим людям. Поэтому, чтобы душа была в порядке, нужно оберегать её, совершать добрые поступки.

Тот, кто сделал добро другому человеку, — и сам стал добрее и радостней. И добрее стал тот, кому он помог. И добрее стал весь мир. Ведь как поётся в известной детской песне: «Поделись улыбкою своей — и она к тебе не раз ещё вернётся!»

Об этом же говорится и в стихотворении, написанном сто лет назад одной монахиней из московского Новодевичьего монастыря:

Где бы сердце вам жить ни велело —

В шумном свете иль в сельской тиши —

Расточайте без счёта и смело

Вы сокровища вашей души.

Не ищите, не ждите возврата,

Не смущайтесь насмешкою злой.

Человечество всё же богато

Лишь порукой добра круговой.

То, что здесь названо «круговой порукой добра», можно выразить девизом «Один за всех и все за одного!».

Младенец сначала учится владеть своим телом. Потом же ему придётся всю жизнь учиться жить в мире со своей душой и с совестью. Если человек не знает о своей душе, если он кормит её ненавистью, завистью, предательством, раздражительностью, душа беднеет…

Русский писатель Лев Николаевич Толстой говорил: «Есть люди, которые изменяются и развиваются всю жизнь, они интересны в духовном движении, а другие, боящиеся духовной работы, очень быстро завершают своё нравственное развитие, потому что боятся духовной работы».

И действительно, болезни души могут нарастать. Вот пропал у вас велосипед. Горькая потеря. Как её смягчить? На покупку нового денег пока нет. Плакать дни и ночи напролёт о пропаже? Желать найти и отлупить вора? Если ты начнёшь всех подозревать, душе станет мутно, и она заболеет ещё больше. Так можно и вообще без души остаться. А это много хуже, чем остаться без велосипеда. Поэтому вместо того, чтобы жалеть о потерянной вещи, христиане говорят: «Бог дал — Бог взял!»

А ещё можно сказать: «Пусть она достанется тому, кому она нужнее, чем мне!» В этом случае потеря превратится в подарок. И на душе станет легче. Если же человек раз за разом поступает против совести, то в итоге он становится бездушным. Страшнее всего, если человек теряет самого себя. Не волос и не зуб и даже не руку, а именно самого себя. Бывают брошенные дома. Бывают брошенные автомобили. А ещё бывают мёртвые души.

Человек просто забыл, что у него есть душа. Зубы он привык чистить. А про душу — забыл. Поэтому мудрые люди часто призывают: «Подумай о своей душе!»

При самых разных поворотах судьбы стоит прежде всего ставить вопрос: а что будет с моей душой? Придётся ли ей по вкусу радость, добытая стыдным путём?

Ответить на эти и многие вопросы, связанные с душой человека, вам поможет рассказ русского педагога Константина Дмитриевича Ушинского, который называется «Размышление маленького христианина о человеке». Давайте его послушаем:

«Я теперь не очень велик и силён. Я вырасту и сделаюсь взрослым человеком. Потом стану стареть. Когда-то мне придётся умереть. Но душа моя не умрёт никогда, потому что Бог дал мне бессмертную душу. Тело растёт, чувствует и движется, потому что оно одарено жизнью.

Я понимаю, что мне говорят и могу выражать свои мысли и желания. У меня есть ум, дар слова. Если я слушаю внимательно, то запоминаю. У меня есть способность памяти. Я представляю очень живо, какие буду иметь удовольствия, когда настанет лето. У меня есть способность воображения.

Я люблю своих родителей и многих товарищей. Когда мне делают добро, я чувствую благодарность. Я сержусь, когда мне досаждают; смеюсь, когда мне весело; плачу, когда мне грустно. У меня есть много душевных внутренних чувств.

Когда я выполню урок, у меня на душе легко. Когда поленюсь, не послушаюсь, моя душа беспокоится и недовольна моими поступками. У меня есть совесть.

Мне иногда не хочется учиться. Но я могу себя заставить. Мне иногда не хочется делать то, что мне приказывают, но я могу принудить себя выполнить волю родителей или наставника, зная, что я должен им повиноваться и что они желают мне добра. У меня есть воля.

Я не видел и не могу видеть Бога, потому что Он Дух. Но я верю, что Он существует, видит всё, знает всё, управляет всем, любит нас и желает нам добра. В моей душе есть вера в Бога.

Я иногда пошалю, иногда поленюсь, иногда не послушаюсь, иногда скажу глупость. Но у меня есть желание быть умным, знать много, быть послушным, правдивым, добрым. И я могу стать таким, если постараюсь. У меня есть желание и возможность сделаться умнее и добрее.

Все эти способности — дар слова, память, воображение, вера в Бога, желание и возможности сделаться лучше — называются способностями душевными.

В теле человека живёт невидимая душа, без которой тело было бы мертво: не могло бы ни чувствовать, ни двигаться несмотря на все свои прекрасно устроенные органы. Душа человека одарена многими способностями, из которых некоторые есть и у животных. Но у животных нет дара слова, нет совести, нет свободной воли; они не могут иметь понятия о Боге, не имеют желания и возможности сделаться лучше.

Человек одарён прекрасно устроенным телом, одарён жизнью, одарён душой свободной, разумной и бессмертной, желающей добра и верящей в Творца Вселенной».

В конце нашего урока давайте попробуем ответить на некоторые вопросы.

1. Есть ли в нашем мире такое, чего нельзя потрогать и увидеть?

2. Как вы понимаете выражение «внутренний мир человека»?

3. Как вы думаете, какие именно мысли надо отгонять от себя подальше?

Православное учение о человеке

Цель: познакомить учащихся с пониманием человека в Православии.

Задачи:

  • Раскрыть понятия “человек”, “душа”, “тело”.
  • Создать условия, в которых у учащихся формируются понятия о гармоничности, целостности человека.
  • Создать ситуацию самостоятельного нравственного осознания учащимися необходимости воспитания своей души.

Ход урока

Актуализация

Звучит песня в исполнении М.Блантера “Когда душа поёт”.

— Кто может назвать тему урока?

— А у кого и где живёт душа?

Человек Душа Тело

— В предложенную таблицу (на доске) впишите свои размышления, ассоциации к словам. (К доске выходит и записывает каждый ученик!)

— Давайте выделим основное в каждом столбике, а в конце урока проанализируем, верны ли были ваши размышления.

— Уточним тему урока.

— Будем говорить не просто о душе, а о человеке в православии.

Работа по теме

Презентация.

1. Слайд 1

Работа со словарём (определение понятий)

2. Приложение 1

Чтение текста “О душе” по ролям подготовленными детьми. (листки на парте у всего класса)

— Согласны ли вы со словами старца о терпении?

— Почему мы должны быть терпеливы друг к другу?

— Кто может привести пример?

3. Слайд 2

— Объясните, как понимаете эти утверждения.

4. Фильм “Человек – существо духовное”

— Что такое “дыхание жизни”?

— Каков рай для тела?

— А для души?

5. Чтение текста учебника стр. 33 от слов Слово “душа” до у животных отсутствуют.

— От какого слова произошло слово “душа”?

— Что человека делает человеком?

6.Слайд 3

— Из предложенного видеоряда дайте определение изображениям, которые соответствуют тексту учебника

Физкультминутка под музыку “От улыбки”

7. Фильм “Богоподобие человека”

— Какими качествами наделил Бог человека?

— Что такое “совершенная мудрость”?

— В результате чего человек приобрёл образ Божий?

— А в результате чего Подобие?

8. Слайд 4, 5

Дай названия изображениям. Сгруппируй изображения и слова, противоположные по смыслу.

9. Продолжение чтения текста учебника стр.33 — 34 до слов: И добрее стал весь мир.

-Что составляет внутренний мир человека в православном учении о человеке? (Запись понятий на доске в левый столбик: свобода, любовь, разум, творчество)

— Какое основное свойство души? (Процитируйте)

10. Приложение 2

К. Д. Ушинский “Размышление маленького христианина о человеке” (чтение текста по цепочке, листки у каждого ученика) — Какова главная мысль размышлений?

— Что является внутренним миром человека со слов мальчика? (запись на доске в правый столбик: память, воображение, дар слова, вера в Бога, желание и возможность сделаться лучше.)

11. Сравнение с левым столбиком и основным в записи учащихся (таблица)

— Какое же православное учение о Человеке?

— Как вы думаете, что нужно для того, чтобы стать лучше?

Рефлексия

Опишите случай из своей жизни, о которых можно сказать: “было радостно, светло на душе”, или напротив: “тяжело на душе, больно” (У каждого листочки)

Песня в исполнении Шуры “Твори добро”.

Как Человеку стать Богом

Человеку, чтобы стать Богом, надо осознать себя сначала как Психику, а потом – как Мистическую Психическую Матрицу, как эзотерическую программу организации своей Психики. Человек как Психика – это инстинкты (бессознательное), чувства (подсознание), разум (логика) и сила (мистика).
Инстинкты относятся к области Бессознательного, это физиология как низший, телесный, базовый уровень психики, стимульно-реактивный, это влияния-отображение влияний без ощущений. Физиология – это только форма проявления Психики, это библейская категория «Змий» или Инстинкт. Это физиологические органы слуха, зрения, обоняния, осязания, вкуса и прочее без самих психических процессов слуха, зрения, обоняния, осязания, вкуса и прочее. В компьютере это – «железо». В философии это – структура, результат.
Ощущения, чувства – это второй уровень психики, это Подсознание, библейская категория «Ева». В компьютере это – первый программный уровень. В философии это – процесс.
Разум – это третий, логический, аналитический уровень проявления Психики, это библейская категория «Адам». В компьютере это — второй программный уровень. В философии это – Цель.
Сила или Воля – это четвертая, интегральная форма проявления Психики, объединяющая в единое целое все остальные ее формы. Это библейская категория «БОГ». В компьютере это — третий программный уровень. В философии это – вдохновение, мотив.
После осознания себя Психикой путем развития в себе всех перечисленных мною психических качеств и уровней человек должен путем молитв и медитаций выйти на свой самый высший смысловой уровень – уровень эзотерической программы (матрицы) организации своей психики, чтобы научится управлять ею и контролировать ее. Это уровень метанауки и он связан напрямую с высшими силами. Это Библия и есть как программа нашего развития и саморазвития. При помощи высших сил мы должны осознать программу своей организации, а также научиться управлять с ее помощью своей психикой. Также на этом уровне мы учимся самокодированию и самопрограммированию.
И когда человек становится Осознающей себя самоуправляемой и самоорганизующийся Психической Матрицей саморазвития, только тогда можно сказать, что мы стали из Человека, как исполнительной Программы высших сил Богом как Программистом, вершителем своей собственной вечной жизни или судьбы. Это и есть Христос как Путь, и Истина, и Жизнь и библейская мистерия в жизни человека. Аминь.