Кто такой феофан затворник

Выша стоит, и ворота отворены. Когда ни благословит Господь посетить её для богомолья, всегда найдёте её готовою принять вас — утешить и освежить.

святитель Феофан Затворник

Этим летом исполнилась моя маленькая мечта, я побывал в гостях у своего любимого святого, епископа Феофана Затворника (1815-1894). Впервые с его трудами я познакомился учась в семинарии, что продолжает оказывать влияние на мои представления о духовной жизни. Его первая книга, которую я прочитал — «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться» — отличается живым доступным языком и последовательным изложением сути христианской жизни. Сразу ощущается глубокая заинтересованность писателя предметом своего размышления, желание заразить этим чувством своего читателя и помочь ему вместе преодолеть непростой путь в Царство Небесное.

Успенский Вышенский женский монастырь

Знакомство с трудами и жизнью владыки Феофана, вызвало у меня понятное желание увидеть своими глазами место его подвига и поклониться честным мощам. Не могу сказать, что я любитель ездить по монастырям, но поскольку эти места связаны с личностью близкого мне святого, то я поехал туда при первой удавшейся возможности. В Успенском Вышенском монастыре, расположенном на самом востоке Рязанской области, в небольшом посёлке Выша, владыка провел в затворе 28 лет. За это время, он не прерывал связи с миром, посредством духовной переписки. Ежедневно он получал до 40 писем в день, от самых разных людей. Он старался отвечать всем и всякий раз извинялся, если тянул с ответом. Епископ Феофан стал духовным отцом для сотен православных верующих и продолжает оставаться таковым и в наше время. Большую часть своей переписки святитель издал сам, а что-то продолжает издаваться до сих пор. В своих письмах он раскрывается как личность, с самых разных сторон. В них содержатся ответы на самые разные вопросы и недоумения, общие для всех верующих людей. По своим наблюдениям скажу, что их особенно стоит читать всякий раз, когда тяжело на душе, грустно и даже просто для возбуждения духовного настроя. В какой-то момент забываешь, что это письма, создается ощущение живого присутствия, как будто диалог ведется с тобой.

Мощи Вышенского затворника

***

Мощи святителя Феофана лежат в Казанском соборе обители, современном его жизни. Прекрасно понимаю, что нет особой разницы между целыми мощами и их частью, к которой я неоднократно прикладывался ранее. Но для меня было важно побыть рядом с ним именно здесь. Я давно не молился с таким чувством как здесь и уходить не хотелось..

***

Музей святителя Феофана. Здесь же проходят богослужения.

Одно из богослужений, на которое мы попали, проходило в покоях владыки Феофана. Сейчас трудно установить точное расположение его домовой церкви, кабинета, приемной, хотя все располагается на одном этаже. Так что молились мы в музейном пространстве, среди книжных шкафов и экспонатов. Большая часть предметов в келье святителя — реконструкция эпохи XIX века. Здесь можно встретить холодильный шкаф, фисгармонию (владыка называл ее «гуделкой»), бинокль, фотоаппарат, инструменты плотника, репродукции икон кисти святителя. К сожалению, его знаменитая библиотека была куда-то вывезена, на полках стоят более поздние издания части ее содержимого (у него было около 3400 томов).

***

Поездка на Вышу оставила в душе теплые и радостные впечатления. Ощущается явная связь святителя со своей паствой, которую он не оставляет и поныне своей любовью. В своих трудах (особенно в письмах), святитель Феофан предстает светлым, глубоко духовным и внимательным к людям человеком. Он привлекает своей простотой, практическими советами, большим духовным опытом, снисходительностью к немощам человека, искреннней верой и преданностью Богу, и, конечно, превосходным чувством юмора и меткостью в выражениях. Кроме этого, я бы хотел отметить еще несколько особенностей, почему я рекомендую читать именно его.

1. Святитель Феофан жил ближе к нам по времени, поэтому его язык и примеры, будут понятны современному читателю. С появлением его трудов, больше не работает отговорка, что святых отцов невозможно читать по причине их непонятности.

2. Творения святого глубоко практичны и, некоторые из них (например, «Путь ко спасению»), отличаются систематичностью изложения. В наше время, когда человеку трудно воспринимать обтекаемую информацию и как-то применять ее к жизни, труды святого дадут практически пошаговые советы, на пути к достижению Царства Небесного.

3. Святитель Феофан является не просто систематизатором предшествующего опыта святых, но и сам целиком проникнут им. Большая начитанность, писательский талант и личная святость, дает нам возможность принять это сокровище из рук угодника Божьего.

4. Как известно, аскетическая литература в Церкви, особенно первых веков, написана монахами и для монахов. Часто, у нас, встает проблема, что из этого колодца черпать простому мирянину. Много писем святителя, адресованы мирянам и данные там советы, можно сказать, адаптированы духовно мудрым монахом к жизни в миру, что также немаловажно.

Юнна Мориц: Младенца у Богоматери непременно отобрали бы органы опеки Ирода Великая поэтесса поделилась с нашим корреспондентом своим неравнодушным взглядом на «ювенальную юстицию запада» Утром, 3-го ноября, в Фейсбуке появилась, как всегда, острая публицистика Юнны Мориц. Публикация вызвала шквал откликов… И я просто не мог не позвонить Поэтессе! — Алло, Юнна Петровна, — то, что я сейчас увидел и почувствовал — это гораздо большее, чем просто колонка о «ювенальной юстиции запада». — Саша, я прочла огромное количество материалов на эту тему. И если уж беру образ Богоматери… — Особенно обжигают такие вот строки: «Ювенальная юстиция Запада — борьба с Богоматерью». — Ну, конечно… Я тут как раз пишу в одном комментарии: младенца у Мария отобрали бы непременно органы опеки Ирода. — Это сильно! — Жилищные условия — раз. Антисанитария — с животными в хлеву — два. Прививок от гепатита не делают — три… Юнна Мориц ЮВЕНАЛЬНАЯ ЮСТИЦИЯ (из цикла «Мгновеники») Стояла зима. Дул ветер из степи. И холодно было Младенцу в вертепе На склоне холма. Его согревало дыханье вола. Домашние звери Стояли в пещере, Над яслями теплая дымка плыла. «Рождественская звезда» Борис Пастернак Пятилетний мальчик в России вынес из пламени и спас своего двухлетнего брата, когда загорелся транспорт в котором они ехали. В России мальчика наградили за спасение брата. В Норвегии, Финляндии оба ребёнка были бы отняты у родителей и отданы в приёмную семью или в приют для детей, чьи родители нарушили права ребёнка, оставив обоих братьев без присмотра в жизнеопасной ситуации. В Америке отец приёмного малыша из России запер его в автомобиле, на жаре, пошёл на работу и забыл о ребёнке, который умер в машине, оставленной на солнцепёке. Американский суд доказал, что приёмный отец, по вине которого умер приёмный малыш из России, не имел умысла причинить вред ребёнку и не подлежит наказанию. Зато подлежит наказанию в Норвегии, Финляндии мать русских детей, которые плачут на улице, когда их ведут домой, а они хотят яблочек зелёных поесть с дерева, или на качелях кататься, когда надо купаться и спать, «но спать я уже никогду не пойда!» В Америке приёмный ребёнок из России умирает от побоев, свидетелей полно, а суд постановил, что ребёнок сам себя так угробил, упав с крыльца, по словам приёмных родителей. Зато во Франции у матери из России отнимают ребёнка и отдают в сиротский приют или в приёмную семью, потому что отец ребёнка – француз, который развёлся с женой и, вообще, уезжает в другую страну. Сегодня в России упорно проталкивают ювенальную юстицию запада, закон о правах ребёнка. Практически этот закон уже действует, у родителей отбирают детей, потому что: в холодильнике мало продуктов, в комнате мало метров, в кошельках мало денег, крыша течёт, давно не было ремонта, мало игрушек и мебели, санитарные условия – хуже некуда, а улучшить их некому, кроме приёмной семьи и сиротского приюта. Я спала с матерью на одном топчане до восемнадцати лет, мы вчетвером жили в одной тесной комнате в коммуналке, где было множество народу и одна печка, которую топили углём и дровами. В детстве я ходила с матерью пилить дрова, чтобы заработать на пять луковиц, два кило картошки, стакан пшена и стакан постного масла. Но я была абсолютно счастливым ребёнком, несмотря на голод, детский туберкулёз, скудную одежду, ночные очереди за учебниками, за тетрадями, которых всегда было мало, их надо было очень беречь. И только в студенческом общежитии я получила впервые в жизни возможность спать на отдельной кровати. Но за свою прекрасную мать, если бы меня от неё забирали, я бы развинтила на мелкие запчасти всех представителей западной ювенальной юстиции! Россию колонизирует, а не «европеизирует», жестокая богопротивная зачистка от бедного «населения». На западе бедных и нищих – навалом, я видела эти трущобы, где никто не отбирает детей у родителей из-за тесной жилплощади, скудной еды, там эти дети никого не колышут. А в России детей у бедных отнимают органы опеки, и на западе российских детей отнимают те же органы, и этот охотничий сезон длится с тех пор, как «рухнули оковы тоталитаризма» и Страна Советов исчезла!.. Дети российских олигархов («везде лучше, чем в рашке»!) почему-то играют в догонялки с дорожной полицией именно в России, а не там, где «везде лучше». И почему-то в России они считаются детьми элиты и грядущей элитой. Нет, элита – не олигархи с таким потомством. Элита – пятилетний мальчик спасший своего двухлетнего брата от пожара. Элита – два мальчика, спасшие взрослого, который тонул в речке зимой. Эти мальчики носят вёдрами воду, гребут снег лопатой, учатся и работают. В Норвегии, в Финляндии отобрали бы этих детей у родителей – за недосмотр: прыгнули дети зимой в речку, вытащили оттуда взрослого, который был без сознания, надорваться могли, простудиться, родители оставили их без присмотра в жизнеопасной ситуации, — детей надо отнять и отправить в приёмную семью, в Америку, Францию, далее – везде, «везде лучше, чем в рашке». Но именно эти российские дети – наша элита. А ювенальная юстиция запада – война с Богоматерью, чей младенец в хлеву, но сияет над ним звезда Рождества.

Педагогика

Кто будет воспитываться в худых нравах, тому гораздо полезнее умереть до зрелого возраста, чем долее заражаться, перенимая порочное поведение родителей (свт. Василий Великий, 6, 146). Источник.

* * *

…Немалая польза, если души юношей осваиваются и свыкаются с добродетелью, потому что наставления такою рода, по нежности душ, запечатлеваясь глубоко, остаются в них неизгладимыми (свт. Василий Великий, 8, 300). Источник.

…Пока душа еще способна к образованию, нежна и, подобно воску, уступчива, удобно запечатлевает в себе налагаемые образы, надобно немедленно и с самого начала возбуждать ее ко всяким упражнениям в добре, чтобы, когда раскроется разум и придет в действие рассудок, начать течение с положенных первоначально оснований и преподанных образцов благочестия, между тем как разум будет внушать полезное, а навык облегчит преуспеяние (свт. Василий Великий, 9, 112).

…Кто воспитает детей благоугодно Богу, тот блажен (прп. Ефрем Сирин, 30, 146). Источник.

…Нерадение о детях больше всех грехов и доходит до самого верха нечестия (свт. Иоанн Златоуст, 44, 82). Источник.

Нет нам извинения, когда дети у нас развратны (свт. Иоанн Златоуст, 44, 83). Источник.

…Хотя бы у нас все наше было благоустроено, мы подвергнемся крайнему наказанию, если нерадим о спасении детей (свт. Иоанн Златоуст, 44, 83). Источник.

не только детей злых в отношении к родителям наказывает, а к добрым благоволит, но точно так же поступает и с родителями, тяжко наказывая нерадящих о детях, а попечительных удостаивая почестей и похвал (свт. Иоанн Златоуст, 44, 86).

…Развращение детей происходит не от чего другого, как от безумной привязанности (родителей) к житейскому: обращая внимание только на это одно и ничего не желая считать выше этого, они необходимо уже нерадят о детях с их душой. О таких отцах я сказал бы… что они хуже даже детоубийц. Те отделяют тело от души, а эти то и другую вместе ввергают в огонь геенский… (свт. Иоанн Златоуст, 44, 87–88). Источник.

Не так жестоко изострить меч, взять его в правую руку и вонзить в самое горло сына, как погубить и развратить душу, потому что ничего равного ей нет у нас (свт. Иоанн Златоуст, 44, 88).

будут наказаны не только за свои грехи, но и за влияние на детей, успевают ли они довести их до падения, или нет (свт. Иоанн Златоуст, 44, 111).

не тогда внушать молодым людям страх , когда они сделаются мужами, но наставлять и направлять их в детстве; тогда и впоследствии не было бы нужды в угрозах (свт. Иоанн Златоуст, 44, 117).

Самое лучшее учение не то, когда, допустив наперед порокам одержать верх, потом стараются изгнать их, но то, когда употребляют все меры, чтобы сделать природу нашу недоступной для них (свт. Иоанн Златоуст, 44, 118).

…Станем искать Царствия Божия, тогда и детей увидим везде почтенными, и сами прославимся с ними… (свт. Иоанн Златоуст, 44, 122). Источник.

Не можем мы обмануть вместе с людьми и Бога, Который испытует сердца, все обнаруживает и везде возлагает на нас ответственность за спасение детей (свт. Иоанн Златоуст, 44, 124). Источник.

…Оставив всякие отговорки, постараемся быть отцами доблестных детей, строителями Христоносных храмов, попечителями небесных ратоборцев, намащая и возбуждал их, и всячески содействовать их пользе, чтобы и нам быть соучастниками их венцов (свт. Иоанн Златоуст, 44, 124). Источник.

Это и расстраивает всю вселенную, – то, что мы нерадим о собственных своих детях, заботимся об их приобретении, и душою их пренебрегаем, допуская крайнее безумное дело (свт. Иоанн Златоуст, 46, 336).

Недостаточно только сказать или предложить увещание, но должно оградить многим страхом , чтобы пресечь легкомыслие юности (свт. Иоанн Златоуст, 4 338).

…При жизни и при смерти будем говорить своим детям и убеждать их, что великое богатство, непогрешимое наследство, и беспечальное сокровище ее страх Божий, и будем стремиться оставлять им не деньги гибнущие, но благочестие пребывающее и неиждиваемое (свт. Иоанн Златоуст, 46, 339).

…Помышляй, что у тебя в доме золотые статуи – детей каждый день настраивай и осматривай их тщательно всеми мерами упорядочивай и образовывай их душу (свт. Иоанн Златоуст, 46, 339).

Если ты прекрасно возрастишь сына своего, то и он тоже своего собственного сына; а этот – своего сына; и как бы некоторая лента и ряд лучшей жизни все пойдет вперед получив начало и корень от тебя и принося тебе плоды попечения о потомках (свт. Иоанн Златоуст, 46, 340).

…Не будем заботиться о том, чтобы собирать богатство и оставить его детям; будем научать их добродетели испрашивать им благословение от Бога; вот это, имен это – величайшее сокровище, неизреченное, неоскудевающее богатство, с каждым днем приносящее все большее богатство (свт. Иоанн Златоуст, 47, 712–713). Источник.

Будем… так наставлять наших детей, чтобы предпочитали добродетель всему другому, а обилие богатства считали за ничто (свт. Иоанн Златоуст, 47, 713).

Не одно рождение делает отцом, но хорошее образование; и не ношение во чреве делает матерью, но доброе воспитание (свт. Иоанн Златоуст, 47, 781). Источник.

…Не столько вреда терпишь ты от болезней и трудов (рождения), сколько получаешь, если хочешь, пользы от воспитания детей, находя в нем повод к добрым делам(свт. Иоанн Златоуст, 47, 782–783). Источник.

…Если рождаемые тобой дети получают надлежащее воспитание и твоим попечением наставлены будут в добродетели, то это будет и основанием твоему спасению, и, кроме награды за собственные добрые дела, ты получишь великую награду и за их воспитание (свт. Иоанн Златоуст, 47, 783). Источник.

Будем удалять детей не только от зрелищ, но и от слушания соблазнительных и развратных песен, чтобы ими не прельстилась душа их (свт. Иоанн Златоуст, 47, 788). Источник.

возраст нежный – он скоро усвояет себе то, что ему говорят, и, как печать на воске, в душе детей отпечатлевается то, что они слышат. А между тем и жизнь их тогда уже начинает склоняться или к пороку, или к добродетели. Потому, если в самом начале и, так сказать, в преддверии, отклонить их от порока и направить на лучший путь, то на будущее время это уже обратится им в навык и как бы в природу, и они уже не так удобно по своей воле будут уклоняться к худшему, потому что навык будет привлекать их к делам добрым (свт. Иоанн Златоуст, 51, 22).

… не всегда носить детей на руках, чтобы это не обратилось им в привычку и они не сделались слабыми. Потому-то дети, воспитывающиеся на глазах родителей, бывают слабее, так как неблаговременная и не умеренная нежность вредит их здоровью (свт. Иоанн Златоуст, 52, 471).

С самого первого возраста ограждайте детей духовным оружием и научайте их запечатлевать рукой чело, и прежде, нежели они будут в состоянии делать это своей рукой, вы сами изображайте на них крест (свт. Иоанн Златоуст, 53, 182). Источник.

Укоризна хотя и сама по себе может тронуть, но имеет еще большую силу, когда соединяется с похвалой исправным (свт. Иоанн Златоуст, 53, 253). Источник.

…Способность исправлять кротостью согрешающих есть дар духовный (свт. Иоанн Златоуст, 53, 807).

Честь отцов зависит от благопристойности сыновей, или лучше, венцы сыновей украшаются хорошею славою отцов(свт. Иоанн Златоуст, 53, 842).

Ужели вовсе не нужно прибегать к наказаниям? Я этого не говорю: нужно, но только не беспрестанно, не без меры, не из желания выместить на других свою досаду… но лишь тогда, когда вредят своей душе. Если ты по этому побуждению взыскиваешь , то все будут хвалить тебя и никто не осудит (свт. Иоанн Златоуст, 54, 133).

Хочешь ли, чтобы сын твой был послушен? С детства воспитывай его в наказании и учении Господнем. Не думай, чтобы слушание Божественных Писаний было для него делом излишним (свт. Иоанн Златоуст, 54, 185).

Не так полезно образовать сына, преподавая ему искусство и внешнее знание, посредством которых он станет приобретать деньги, как научить его искусству презирать деньги (свт. Иоанн Златоуст, 54, 186). Источник.

…Старайся, чтобы научить его презирать славу настоящей жизни; от этого он будет славнее и знаменитее (свт. Иоанн Златоуст, 54, 186).

…Бог даровал вам … средство спасения, именно – воспитание детей, так что вы можете заслужить спасение не только сами через себя, но и через других(свт. Иоанн Златоуст, 54, 679).

Тот, кто хочет научиться чему-нибудь полезному, прежде всего должен быть расположен к учителю; если же этого предварительно не устроено, то не может произойти ничего надлежащего или полезного… (свт. Иоанн Златоуст, 54, 798). Источник.

…Сорную траву тогда нужно было исторгать, когда возраст был нежнее и исторгнуть можно было легче; вот тогда бы оставленные без внимания страсти не усилились и не сделались неисправимыми (свт. Иоанн Златоуст, 55, 719). Источник.

Кто небрежен к своим детям, тот, хотя бы в других отношениях был хорош и порядочен, понесет крайнее наказание за этот грех (свт. Иоанн Златоуст, 55, 719).

Подобно тому как кто-нибудь не может рассчитывать на оправдание и снисхождение в собственных грехах, так и родители – в грехах детей (свт. Иоанн Златоуст, 55, 720). Источник.

Если вы воспитаете своих сыновей, то они в свою очередь воспитают своих, а эти последние опять научат своих; продолжаясь таким образом вплоть до пришествия Христова, дело это доставит всю награду тому, кто послужил корнем (свт. Иоанн Златоуст, 55, 720). Источник.

…Подобно тому как, если ты видишь лошадь, несущуюся к пропасти, ты набрасываешь на уста ее узду, с силой поднимаешь ее на дыбы, нередко и бьешь, что, правда, составляет наказание, но ведь наказание это – мать спасения, так точно поступай и с детьми твоими, если они погрешают; связывай грешника… чтобы ему еще более не быть связану гневом Божиим (свт. Иоанн Златоуст, 55, 721). Источник.

…Те отцы, которые не заботятся о благопристойности и скромности детей, бывают детоубийцами и жесточе детоубийц, поскольку здесь дело идет о погибели и смерти души (свт. Иоанн Златоуст, 55, 721). Источник.

…Неслучайное приобретение – дети, за спасение их мы отвечаем (свт. Иоанн Златоуст, 55, 1112). Источник.

Посевающие в своих детях еще в младенчестве справедливое понятие о Божием величии и Промысле, а потом и о добродетели, не только как родители, но и как превосходные наставники, сподобятся Божиих наград, а насаждающие в них понятие о многобожии и о пороке, как принесшие чад своих в жертву демонам, приимут достойное воздаяние (прп. Исидор Пелусиот, 62, 148).

Молодых людей… надобно вразумлять, а не ласкать. Ибо первое говорится о вложении чего-либо в разум, второе же о том, чтобы или вести, к чему желательно, или быть веденным, как желательно. Посему должно удерживать от своей воли, вести к благоприличному и учить, чтобы держались добродетели и удерживались от порока, потому что первая доставляет венцы, последний подвергает наказаниям (прп. Исидор Пелусиот, 62, 323).

Крайне дивлюсь, что не всякий человек радуется одному и тому же; напротив того, одни, получив прощение в чем согрешают, возбуждаются тем к добродетели, а другие – к пороку; для одних благость оказывается спасительным пособием, а для других – гибельной отравой; одних укрепляет, других расслабляет; одних пристыжает, а у других похищает последний стыд. Да и немедленно подвергать наказанию не для всех одинаково бывает полезно. Одни жалуются на это, как на дело бесчеловечное, другие удерживаются от худого по страху, а не по любви; иные, препираясь с правосудием, покушаются делать неправду, а иные, избегая страдания, не делают того, что желали бы сделать, будучи лучше неуцеломудриваемых страхом, но хуже тех, которые делают добро по любви к нему, и хуже в такой мере, в какой сами лучше не боящихся наказания. Ибо одни избегают наказания, а другие – спасения; одни домогаются не потерпеть наказания, а другие – понести оное. Итак, поскольку спрашиваешь, что делать в столь великом замешательстве, то не могу сказать тебе точно; знает это Испытующий сердца; по крайней мере, как думаю, касательно малых грехов, если согрешающие втайне исправляются, надлежит показывать вид, что их и не знаешь; если же обращаются на худшее, после обличения и умеренного наказания, давать прощение, но когда грехи велики, употреблять его бережливее, уцеломудривать согрешающих и отлучением, и запрещением, пока не покаются, и тогда уже принимать (прп. Исидор Пелусиот, 62, 329).

Приходящим к тебе детям… часто делай увещания и читай Писание о добродетели и целомудрии, говоря: «Тщательным вашим упражнением, дети, да будет не один труд об образовании дара слова, но и украшение себя добрыми нравами. Ибо душа, чистая от порока, приемлет истинное образование, и всего досточестнее в добродетелях то самое, чем отличается целомудрие. Хотя и всякое непогрешительное состояние есть целомудрие; но некоторые, справедливо поступая, именование сие усвояют невинности, как действенному украшению, преимущественному пред другими. С таковыми обитает вместе и мудрость. Если сию добродетель пожелаете иметь ко всему вождем, то соделаетесь мужами добрыми и блаженными, а я чрез виг приобрету не меньшую, чем родившие вас, даже лучшую славу» (прп. Исидор Пелусиот, 62, 341).

…Кто хочет решительно воспитать детей своих, воспитывает их в великой строгости и трудных занятиях, чтобы, отличившись и в науках и поведении, могли они со временем получить плоды трудов своих (прп. Нил Синайский, 73, 139).

Сказания же о праведных так же вожделенны слуху кротких, как и постоянное орошение недавно насажденному растению (прп. Исаак Сирин, 58, 39–40). Источник.

…Если дети по дерзости и бесчинству будут презирать родителей своих, не станут слушать наставления и исполнять повеления их, то хоть и не будут они преданы за то на временную смерть, как определяет Ветхий Закон, но несомненно преданы будут огню вечному и тьме кромешной (прп. Симеон Новый Богослов, 76, 93).

…Ухитритесь так действовать , чтобы он не замечал, что ему приказывают, а делал то, что хотите, будто от себя. Господь да умудрит вас (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 87).

Поблажки, конечно, не следует допускать, но и строгость надо растворять теплотою любви (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 88). Источник.

2 молитвы святому Феофану Затворнику 5 (100%) 9 голос.

Молитва первая святителю Феофану Затворнику Вышенскому

«О, святителю, отче Феофане, земли нашея славо и радование! Приими сия смиренныя и теплыя моления нас грешных, любовию почитающих тя. Зря исполнившийся на тебе глагол Господень: «Прославляющия Мя прославлю», со умилением припадаем ко святым мощем твоим силу целебную имущим, якоже избранника Божественныя Благодати ведуще, взываем ти сице: благослови убо и помилуй, архиерею истиннаго Бога, державу нашу Российскую, воином мужество непоколебимое даруй и вся люди беспечальны сохрани и в покаяние приведи, младенцем воспитание благое даждь, юныя научи, болящим и скорбящим здравие испроси, нам же всем радость о Господе присную подаждь да вси благодарно тя ублажаем, глаголюще тако: Величаем тя, святителю отче Феофане и чтим святую память твою, ты бо молиши о нас Христа Бога нашего. Аминь!»

Молитва вторая святителю Феофану Затворнику Вышенскому

«О святителю отче Феофане, архиерею преславный и предивный затворниче, Божий избранниче и Таин Христовых служителю, богомудрый учителю и апостольских словес изрядный изъяснителю, отеческих добротолюбных сказаний списателю, христианскаго благочестия изящный проповедниче и жизни духовныя искусный наставниче, подвигов монашеских усердный ревнителю и всем людем благодати ходатаю! Ныне к тебе, на Небесех Богу предстоящему и о нас молящемуся, припадаем и сице взываем: испроси у Всещедраго Бога Церкви Российстей и стране нашей мир и благостояние, святителем Христовым — истины Божественныя достойное охранение, паствы доброе окормление, лжеучителей и еретиков изрядное посрамление; подвизающимся — смирение, страх Божий и чистоту душевную и телесную; учителем — боговедение и мудрость, учащимся — ревность и помощь Божию; и всем православным — утверждение на пути ко спасению, да вкупе с тобою прославим Божию Силу и Премудрость, Господа нашего Иисуса Христа, со Безначальным Его Отцем, с Пресвятым, Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.»

Сохранить молитвы в социальной сети:

  • 0shares
  • Odnoklassniki
  • Twitter

Феофан появился на свет в Орловской области у священника Василия 10 января 1815 года и при рождении звался Георгием Говоровым. Как сын священника, причем чрезвычайно благочестивого и пользующегося большим уважением, сообразительный, талантливый ребенок последовал путем своего отца и поступил на обучение в Духовную Семинарию.

Феофан Затворник

Мать мальчика была невероятно добра, именно от нее, на которую был очень похож внешне, Георгий и унаследовал эту черту характера, а также кротость. Так что детство будущего монаха проходило счастливо в окружении любящей семьи и общении с еще тремя братьями и тремя сестрами.

После Семинарии была Духовная Академия. Феофану посчастливилось иметь интересных и умнейших учителей, которые стимулировали его и без того пытливый ум к получению еще более качественного образования и к расширению его мировоззренческих и духовных границ.

Уже в Академии была замечена склонность Георгия к уединению, отмечались его рассудительность, трудолюбие и степенное поведение. Впоследствии годы обучения Феофан вспоминал с восторгом. По окончании Академии Георгий и стал монахом, взяв имя Феофан.

Он занимался преподавательской деятельностью и достигал очень хороших результатов у студентов. Твердой базой его преподавания стала христианская любовь к ученикам. Феофан не только обучал своих учеников, но и организовывал для них полезный труд и интересный отдых.

Чтение духовное умиротворяет душу

Благодаря своим выдающимся качествам, монах быстро поднимался по карьерной лестнице и дослужился до звания соборного иеромонаха Александро-Невской Лавры, а потом и до архимандрита и настоятеля монастыря. Вел обширную проповедническую работу. Каждая его проповедь была живой, исходила от сердца, но не была речью с заученными и прописными истинами.

В 1847 г. была организована поездка в составе Духовной Миссии по Святым местам, и Феофан посетил Иерусалим, старинные монашеские поселения, где проделал огромную духовную работу, вел беседы со святыми старцами, изучал ценнейшие рукописи. Феофан, обладая большими способностями к иностранным языкам, овладел французским и греческим, познакомился с арабским и еврейским. Кроме того, он выучился иконописи, столярным и токарным работам.

Когда началась Крымская война, Феофан вернулся в Россию и вновь обратился к преподавательской деятельности. А когда дослужился до Епископа, начал устраивать церковноприходские школы, чтобы повысить уровень образования народа. Также он основал епархиальное учебное заведение для женщин. В 1866 году Феофан обратился с прошением позволить ему отправиться на покой в Вышенскую пустынь, чтобы совершить новый духовный подвиг и стать затворником.

Монах много писал, дабы вразумить грешников, отвечал на вопросы населения, наставлял на путь истинный нуждающихся. Феофан создал большое количество трудов, с которыми обязательно стоит познакомиться любому православному человеку.

Монах обожествлял природу, любовался ее великолепием, часто наблюдал за звездами, имея телескоп. Много читал и имел очень крупную библиотеку не только русских, но и зарубежных сочинений на иностранных языках, которые он читал в оригинале. К сожалению, библиотека Феофана затворника затерялась.

Умер Феофан Затворник очень спокойно (зимой 1984 г.) и через несколько лет его канонизировали.

О чем молятся

Феофан Затворник является покровителем миссионеров, церковных учителей и семинаристов. Ему молятся, чтобы укрепить веру, за спасение тех, кто попадает в секты, в искушениях, а также о других земных делах и чаяниях.

Путь ко спасению

Молитва о встрече

Старец Феофан учит тому, что искренняя молитва является встречей с Богом, который его слышит и любит. Беседа с Всевышним во время обращения к нему в молитве должна быть, по мнению старца, основой жизни, а не эпизодическим случаем.

При этом нужно стараться убрать барьеры, которые создает наша суетность, мешающая нам полностью раствориться в молитве и почувствовать присутствие Высших Сил рядом.

О болящем

Смотрите видео

Феофан Затворник в своих трудах дает очень ценные советы болеющим людям. Он пишет, что не нужно бороться с болезнью, потому что болезнь пришла от Бога и служит во благо человеку. Болезнь говорит о том, что индивид идет не тем путем, не в ту сторону, что нужно остановиться, задуматься и изменить свою жизнь, встать на путь духовного роста и просветления.

Не нужно ходить в церковь постоянно во время болезни, но необходимо почаще молиться дома. Даже короткая молитва «Господи помилуй», по словам Феофана, поможет лучше, чем тысячи врачей и советующих людей.

О даровании дитя

Икона Феофана Затворника

Феофан в своих трудах вразумлял бездетных супругов об ответственности за вымоленных детей. По разумению старца, вымоленные дети – это огромная ответственность, в том числе и духовная, особенно, если родители давали какие-то обеты Богу. Впоследствии все обещания забываются, ребенок воспитывается, как обычно, не подозревая того, что был вымолен, и что у него особая миссия на земле.

Вымоленное чадо с детства должно жить по христианским заповедям, а для этого, такой же образ жизни должен быть и у родителей. Постепенно ребенка нужно направлять к Богу, ведь чем дальше он отдалится от него, тем несчастнее сложится его жизнь.

Необходимо помнить, что молить о ребенке можно, только достигнув духовной зрелости, чтобы хватило сил нести ту ответственность, которую налагает моление, и осознать то чудо, которое с вами произошло.

В жизни много примеров, когда вымоленный ребенок погибал, отклоняясь от заповедей Божьих, в том числе и по вине родителей, которые забывали о своем обещании святым.
Ведь Господь сразу не удовлетворяет наших нужд, не потому, что не может, а потому, что ждет, когда же мы будем готовы к тому, чтобы получить желаемое и оценить то, что получили.

А еще бывает, то молите о детях, а потом после первого дарованного ребенка делаете аборт. Так делать ни в коем случае нельзя, даже если кажется, что не справитесь. Бог лучше знает, кто справится, а кто – нет, и что кому послать. Поэтому помните о том, что есть ответственность перед Богом, и моление ему – это не сделка.

>святитель Феофан Затворник

Дни памяти: 10(23) января , 16(29) июня (Перенесение мощей)

Детские, юношеские и молодые годы

Святитель Феофан Затворник Вышенский, в миру Говоров Георгий Васильевич, родился в семье православного священника, в селе Чернавка Орловской губернии, 10 января 1815 года.

Его отец, Василий Тимофеевич Говоров, служил во Владимирской церкви, располагавшейся в том же селе. Мать, Татьяна Ивановна, глубоко верующая женщина, происходила из священнической семьи. Первоначальное образование Георгий получил от родителей. Они же привили ему любовь к Богу. Отец часто брал сына в храм, и тот с радостью участвовал в богослужении, прислуживал в алтаре.

В 1823 году Георгия определили в Ливенское духовное училище. Через шесть лет он с успехом окончил его, а затем поступил в Орловскую духовною семинарию. Шел 1829 год. В семинарии Георгий был на хорошем счету. Рассказывают, что знания настолько привлекали его, что несмотря на успехи в учёбе, он сам выразил желание повторно пройти обучение в философском классе. По окончании семинарии Георгий, с благословения епископа Орловского Никодима, продолжил повышать свой образовательный уровень в Киевской духовной академии. Как лучший воспитанник семинарии, он был отправлен туда за казённый счёт.

В академии, как и в прежних образовательных учреждениях, он учился с большим прилежанием. Здесь в нём раскрылась способность к писательскому творчеству.

Он любил уединяться в тиши святынь Киево-Печерской обители и предаваться благоговейной молитве. Радостные впечатления от тех посещений сохранились в его памяти до конца земных дней. В этот период в нём созрело желание соединить свою жизнь с монашеским подвигом.

Приобщение к монашеству

В октябре 1840 года Георгий подал прошение руководству о пострижении в монашество. В феврале 1841 ректор академии, преосвященный Иеремия, совершил постриг. Тогда же Георгий получил новое имя, Феофан, в честь святого Феофана Исповедника.

В апреле 1841 года инок Феофан был посвящен в иеродиакона, а в июле — в иеромонаха. В 1841 году он закончил духовную академию, защитив диссертацию и получив степень магистра.

В том же году, в августе, отец Феофан получил назначение на должность ректора Киево-Софийского духовного училища и приступил к исполнению обязанностей. Помимо работы ректором он преподавал латинский язык. Кроме того в этот период он занимался углубленным изучением творчества святых отцов Церкви.

В 1842 году он получил новое назначение — в Новгородскую духовную семинарию. Там он исполнял обязанность инспектора, преподавал психологию и логику. Главной мыслью его как преподавателя семинарии, и об этом он постоянно напоминал своим воспитанникам, являлась та, что на первое место в их жизни должно поставляться богоугождение, а не сухая научность.

В 1844 году отец Феофан, по благословению церковного начальства, занял должность преподавателя по кафедре Нравственного и пастырского богословия в Санкт-Петербургской духовной академии. А в 1845 году он стал помощником инспектора академии.

Служение в Иерусалиме. Дальнейшая деятельность

В 1846 года иеромонах Феофан вошел в состав членов формируемой тогда Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. В октябре 1847 года Миссия выдвинулась на территорию Палестины, а в феврале прибыла в Иерусалим.

За время пребывания в Палестине отец Феофан отточил знание греческого и французского языка, основательно изучил вероисповедания ряда инославных конфессий: католичества, лютерантсва, армяно-григорианства и прочих. Здесь он имел широкие возможности знакомиться со святоотеческими произведениями, в том числе с ценными рукописями, читая их на языке оригинала.

Деятельность Русской Миссии в Иерусалиме была весьма плодотворной. Однако с началом Крымской войны, в 1853 году, её отозвали и её участники были вынуждены возвратиться на Родину.

По возвращении в Россию, в апреле 1855 года отца Феофана возвели в сан архимандрита. После этого он приступил к деятельности в Санкт-Петербургской духовной академии, на кафедре канонического права.

А через несколько месяцев, в соответствии с новым назначением, архимандрит Феофан занял пост ректора Олонецкой духовной семинарии. Исполняя обязанности ректора, он, помимо участия в образовательном процессе, занимался обустройством семинарии, в том числе организацией строительных работ.

В 1856 году архимандрит Феофан был отправлен церковным руководством в Константинополь на место настоятеля Русской посольской церкви.

В июне 1857 года он, приобретший к тому времени известность и уважение своей образованностью и аскетическим устроением духа, был вызван в Санкт-Петербург и получил предложение занять место ректора Санкт-Петербургской духовной академии. Предложение было принято, но Промыслом Божьим он занимал эту должность недолго. В тот период отец Феофан участвовал в деятельности академического журнала «Христианское чтение».

Епископское служение святого Феофана Затворника

В июне 1859 года архимандрит Феофан был рукоположен во епископа Тамбовского и Шацкого. За время его управления Тамбовской епархией было открыто множество школ и училищ, в том числе женское епархиальное. Кроме того при нём стали издаваться «Тамбовские епархиальные ведомости». Он исполнял обязанности епархиального архиерея ревностно и ответственно, однако всё больше и больше думал об уединенной молитве и богосозерцании.

В 1863 году церковное руководство переместило епископа Феофана на другую кафедру, во Владимир-на-Клязьме. Здесь, как и на месте предыдущего служения, он способствовал приумножению церковно-приходских школ и духовных училищ. С 1865 года, опять же, при его личной инициативе, стали выходить «Владимирские епархиальные ведомости». Он часто участвовал в храмовом богослужении, посещал разные области вверенной ему территории, много проповедовал, но сердцем, всё же, стремился к отшельничеству.

В 1866 году епископ Феофан подал прошение Святейшему Синоду. Просьба святителя показалась членам Синода необычной, ведь и по уровню знаний и духовного опыта, и по состоянию здоровья, и по организаторским способностям он удовлетворял требованиям архиерейского служения. Святителя выслушали, после чего, согласившись с его доводами, освободили от руководства епархией.

Тогда его назначили настоятелем в приглянувшуюся ему Вышенскую пустынь. Однако и должность настоятеля не вполне соответствовала стремлению его просветленного сердца. Как следствие, некоторое время спустя он подал прошение об освобождении от обязанностей настоятеля. И эта просьба была удовлетворена.

Затворничество

В 1872 году святитель фактически начал вести жизнь затворника. Он затворился в отдельном помещении. Круг его посетителей ограничился чрезвычайно малым количеством людей. В своих кельях он устроил маленькую домовую церковь, сам служил в ней Божественную Литургию: первое время — по воскресным и праздничным дням, а в последние годы своей земной жизни — ежедневно.

Помимо молитвы, существенную часть своего распорядка он посвящал чтению, разбору переписки и составлению ответных посланий, богословским трудам. Вместе с тем, руководствуясь аскетическими наставлениями, много внимания он уделял физическому труду: занимался иконописью, резьбой по дереву, шитьем одежды для себя.

6 января 1894 года святитель тихо отошёл ко Господу. Отпевание архипастыря состоялось 11 января при огромном стечении народа. Тело епископа погребли в Вышенской пустыни, в Казанском соборе.

Творческое наследие

Святитель Феофан Затворник оставил после себя множество выдающихся работ. В качестве пособия по нравственному богословию хорошо известен его труд: Начертание христианского нравоучения. Вместе с тем, этот ряд включает немало других сочинений, таких, например, как Внутренняя жизнь. Избранные поучения, Как начинается в нас христианская жизнь?, Как надобно молиться.

В качестве толкований к Священному Писанию Нового Завета им были составлены такие произведения как Толкование на первое послание к Коринфянам, Толкование на второе послание к Коринфянам, Толкование на первое послание к Тимофею, Толкование на второе послание к Тимофею, Толкование на первое послание к Фессалоникийцам, Толкование на второе послание к Фессалоникийцам, Толкование на послание к Галатам, Толкование на послание к Евреям и др.

Из сочинений догматической направленности можно выделить: Два слова о святом Таинстве Крещения, Душа и ангел, Воплощенное домостроительство. Опыт христианской психологии.

Среди писем обращают на себя внимание: Письма о духовной жизни, Письма о разных предметах веры и жизни, Письма о христианской жизни. Поучения. Собрание писем.

Кроме того, святитель Феофан собрал, перевел на русский язык и соединил в общий свод множество памятников святоотеческой литературы, получивших название «Добротолюбие».

Тропарь святителю Феофану, затворнику Вышенскому, глас 8

Православия наставниче, / благочестия учителю и чистоты, / Вышинский подвижниче, святителю Феофане богомудре, / писаньми твоими Слово Божие изъяснил еси / и всем верным путь ко спасению указал еси, // моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак святителю Феофану, затворнику Вышенскому, глас 4

Богоявлению тезоименитый, / святителю Феофане, / ученьми Твоими многи люди просветил еси, / со Ангелы ныне предстоя Престолу Святыя Троицы, // моли непрестанно о всех нас.