Курды какой веры

Кто такие курды и откуда они взялись? Современные курды

Немногие сегодня знают, кто такие курды и где они живут? А ведь к курдам относится большое количество людей. Курдистан — юго-западная территория азиатского материка, которую в абсолютном или относительном большинстве населяют курды. Курдистан — не государственно-политическое, а этнографическое название, поскольку он расположен на территории четырех государств:

  • Сегодня курдов насчитывается, по разным оценкам, от 20 до cвыше 30 млн человек. В Турции проживают 14—15 млн курдов, в Иране — около 4.8—6.6 млн, Ираке — около 4—6 млн и Сирии — около 1—2 млн. Почти 2 млн курдов разбросаны по странам Европы и Америки, где они создали мощные и организованные общины. В странах бывшего СССР насчитывается 200—400 тыс. курдов, в основном в Азербайджане и Армении.

    В России по переписи 2002 года проживает 19,6 тыс. курдов, которые являются мусульманами . Езидов, которые учитывались отдельно — 31,3 тыс. У курдов есть два отличных друг от друга диалекта. На курманджи говорят в Сирии, Турции, на севере Иракского Курдистана и во всех странах бывшего СССР, на сорани разговаривают в Иране и Ираке. В турецком Курдистане распространен зазаки, на котором в первую очередь говорят в провинции Тунджели.

Кто такие курды и откуда они взялись?

Согласно генетическому анализу, курды тесно связаны с народами Азербайджана, Армении, Грузии, которые имеют общих предков в северной и ближневосточной части мира. Эти данные позволяют сформировать представление, кто такие курды и откуда они взялись.

Генетические исследования гаплогрупп указывают на родство современных курдов с народами Кавказа: азербайджанцами, грузинами и армянами, а также евреями. — Читайте подробнее на FB.ru: http://fb.ru/article/116697/kurdyi—natsionalnost-tridtsati-millionov-bez-gosudarstva Генетические исследования гаплогрупп указывают на родство современных курдов с народами Кавказа: азербайджанцами, грузинами и армянами, а также евреями. — Читайте подробнее на FB.ru: http://fb.ru/article/116697/kurdyi—natsionalnost-tridtsati-millionov-bez-gosudarstva Курды являются ираноязычным народом, проживающим на территориях Турции, Ирана, Сирии, Ирака, а также частично в Закавказье. Курдский народ говорит на двух диалектах — курманджи и сорани.
Курды — один из древнейших народов Ближнего Востока. О предках курдов древние египетские, шумерские, ассиро-вавилонские, хеттские, урартские источники стали сообщать довольно рано. Известный востоковед доктор исторических наук М. С. Лазарев писал, что «очень трудно найти народ, который на своей национальной территории жил бы так долго…» . С точки зрения Н. Я. Марра, «курды сохраняют элементы древней культуры Переднего Востока потому, что они являются потомками автохтонного населения… » — писал 0. Вильчевский (1-70). Ученые — академики Н. Я. Марр, И. М. Дьяконов, В. Ф. Минорский, Г. А. Меликишвили, И. Шопен, П. Лерх, профессор Эгон фон Эльктедт, Амин Заки, Гурдал Аксой и другие в числе предков курдов называют древние племена кутиев, луллубеев, хурритов, касситов, мадов (мидийцев) , кардухов, урартцев, халдов, маров, киртиев и других обитателей седого Ближнего Востока. Курды как потомки этих племен своими корнями уходят в далекое историческое прошлое

Курды — самый большой народ, не имеющий собственного государства. Курдская автономия существует только в Ираке (Курдское Региональное Правительство Ирака).

Этот народ борется за создание Курдистана уже более двадцати лет. Стоит отметить, что курдскую карту разыгрывают все мировые державы. Так, например, Израиль и США, которые являются союзниками Турции, поощряют её борьбу с курдским движением. Россия же, Греция и Сирия поддерживают Рабочую партию Курдистана.

Такой интерес других государств к Курдистану можно объяснить и их заинтересованностью богатыми природными ресурсами территории, населённой курдами. Одним из важнейших ресурсов является нефть.

Из-за довольно выгодного географического и стратегического положения Курдистана с давних времён иноземные завоеватели обращали особенное внимание на эти земли. Поэтому со времен образования Халифа и до настоящего момента курды вынуждены были вести борьбу против поработителей. Стоит отметить, что курдские династии во времена раннего феодализма имели значительное политическое влияние на Ближний Восток и правили не только в отдельных княжествах, но и в таких крупных странах как Сирия и Египет.

В 16 веке в Курдистане началась череда непрекращающихся войн, причиной которых стали Иран и Османская империя, спорившие за обладание его землями.

Согласно Зохабскому договору (1639 г.), ставшему итогом этих войн, Курдистан разделился на две части — Турецкую и Иранскую. Впоследствии это событие сыграло роковую роль в судьбе народов Курдистана.

Османское и иранское правительство постепенно ослабляли, а затем ликвидировали курдские княжества с целью закабалить Курдистан в экономическом и политическом плане. Это привело к усилению феодальной раздробленности страны.

Правительство Османской империи втянуло курдов против их воли в первую мировую войну, что впоследствии привело к разорению края и разделу его на четыре части: турецкую, иранскую, иракскую и сирийскую.

Происхождение курдов

Происхождение курдов в настоящее время является предметов дискуссий и споров. Согласно нескольким гипотезам, этот народ имеет:

  • Скифо-мидийское происхождение.
  • Яфетическое.
  • Северная Месопотамия.
  • Иранское плато.
  • Персия.

Очевидно, что в формировании курдского народа принимали участие многие из представителей указанных местностей.

Вероисповедание курдов

В Курдистане существует несколько религий. Основная часть населения курдов (75%) исповедует ислам суннитского толка, также есть мусульмане-алавиты и шииты. Небольшая доля населения исповедует христианство. Кроме того, 2 млн привержены доисламской религии «Езидизма» называющих себя Езидами.. Однако, несмотря на вероисповедание, каждый курд считает своей исконной религией зороастризм.

Говоря о езидах всегда нужно помнить:

  • ЕЗИДЫ один из древних народов Месопотамии, говорят на диалекте курманджи курдского языка — культура идентично с курдским, религия езидизм.

  • ЕЗИД рождается от отца курда-езида, а матерю может быть любая порядочная женщина.
  • ЕЗИДИЗМ исповедуют не только курды-езиды, но и иные представители курдского народа.
  • ЕЗИДЫ — это этнические курды, исповедуют древнекурдскую религию езидизм.

Суннизм является доминирующей ветвью ислама. Кто такие сунниты курды? Вероисповедание их основано на «сунне», представляющей собой свод правил и устоев, которые были основаны на примере жизни пророка Мухаммеда.

Курдский народ — самый крупный по численности, имеющий статус «национального меньшинства». Численность курдов в мире не имеет точных данных. В зависимости от источников, эти цифры очень разнятся: от 13 до 40 млн. человек.

Проживают представители этой народности в Турции, Ираке, Сирии, Иране, России, Туркменистане, Германии, Франции, Швеции, Нидерландах, Германии, Британии, Австрии и многих других странах мира.

Курды в Турции сегодня

В настоящее время в Турции живёт около 1,5 миллионов курдов, которые говорят на курдском языке.

В 1984 году Рабочая партия Курдистана вступила в войну, (которая длится и до настоящего момента) с официальными властями Турции. Курды в Турции сегодня требуют провозглашения единого и независимого государства — Курдистан, который объединит все территории, населённые курдами.

Сегодня курдский вопрос — один из ключевых в обсуждениях дальнейшего пути евроинтеграции Турции. Требования Европы предоставить курдскому народу автономность и права, соответствующие европейским стандартам, пока остаются нереализованными. Эти обстоятельства во многом объясняют причину, почему турки не любят курдов.

Традиции и обычаи курдов

В связи с тем, что курды не имеют собственного официального государства, определённого политического статуса в мире, не многие знают, кто такие курды. История и культура этого народа, между тем, отличается своим богатством и многогранностью.

  • С согласия девушки жених может её похитить. Если это происходит против воли родителей, ему приходится везти её в дом шейха, причем, в случае, если родные настигнут беглецов, то могут их убить. Если же молодые успеют укрыться в доме шейха, то последний вручает родителям невесты выкуп, и стороны примиряются.
  • Курдская женщина имеет право выбирать себе в мужья любимого мужчину. Как правило, выбор дочери и родителей совпадает, однако, в противном случае, отец или брат могут насильно выдать девушку замуж за того человека, которого посчитают достойным кандидатом в мужья. При этом отказ девушки этому кандидату считается страшным позором. Развестись с женой также считается позором, и такие случаи встречаются крайне редко.
  • Свадьба курдов может длиться до семи дней, и её продолжительность зависит от материального положения хозяев. Это очень напоминает свадебные традиции Турции.
  • Если родственники жениха живут далеко от родственников невесты, то играют две свадьбы, а в случаях, когда молодые проживают на небольшом расстоянии друг от друга — празднуют одну большую свадьбу.
  • Свадебные торжества у курдов пышные и дорогостоящие, поэтому родители сына копят деньги для свадьбы на протяжении долгого времени. Впрочем, расходы окупаются подарками гостей, в качестве которых, как правило, выступают овцы или деньги.
  • Угощения на свадьбы или другие праздники состоят из риса и мяса. Мужчины и женщины отмечают праздники порознь в разных палатках.
  • Кровная месть актуальна у курдов и до настоящего времени. Причинами ссор могут быть нехватка воды, пастбищ и т. д. Однако современные курды всё чаще решают конфликты с помощью платы. Известны и такие случаи, когда в качестве платы выступала женщина или девушка, которую выдавали замуж врагу, и стороны примирялись.

  • Многие курдские женщины и девушки ходят в брюках, что объясняется удобством при верховой езде на лошадях. Украшениями для женщин служат золотые и серебряные монеты.
  • В супружеских отношениях курды моногамны, за исключением беков, которые могут жениться повторно для того, чтобы укрепить родственные связи.
  • Отличается этот народ и своим уважительным отношением к представителям других религий, независимо от того, какая вера у курдов, они могут участвовать в религиозных церемониях иных конфессий.
  • Также курды отличаются своим дружелюбием по отношению к другим национальностям, однако не терпят ситуаций, связанных с притеснением их языков, обычаев и порядков.

Борьба курдов за независимость


Первая попытка создания независимого курдского государства была предпринята в 1840-х годах Бадрхан-беком, эмиром области Бохтан (со столицей Джезире). В 1842 году он начал чеканить монету от собственного лица и совершенно перестал признавать власть султана. Однако летом 1847 г. Бохтан был занят турецкими войсками, эмират ликвидирован, с сам Бадрхан-бек взят в плен и сослан (ум. В 1868 г. в Дамаске).

Новую попытку создать независимый Курдистан предпринял племянник Бадрхана Езданшир. Он поднял восстание в конце 1854 г., воспользовавшись Крымской войной; вскоре он сумел взять Битлис, а за ним и Мосул. После этого Езданшир начал готовить наступление на Эрзерум и Ван. Однако попытка соединиться с русскими не удалась: все его гонцы к генералу Муравьеву были перехвачены, а сам Езданшир был заманен на встречу с турецкими представителями, схвачен и отправлен в Стамбул (март 1855 г.) После этого восстание сошло на нет.

Следующую попытку создания курдского государства предпринял шейх Обейдулла в 1880 г. Обейдулла, верховный руководитель суфийского ордена Накшбанди, пользовавшийся большим уважением в Курдистане как по своему положению, так и за личные качества, созвал в июле 1880 г. в своей резиденции Нехри съезд курдских вождей, на котором выдвинул план: создать независимое государство, а для того сначала напасть на Персию (как более слабого противника), овладеть Иранским Курдистаном и Азербайджаном и, опираясь на ресурсы этих провинций, повести борьбу против Турции. План был принят, и в августе того же года началось вторжение курдов в Иранский Азербайджан. Оно сопровождалось восстанием местных курдских племен; отряды восставших подошли к самому Тебризу. Однако Обейдулла со своими основными силами замедлил при осаде Урмии, в конце концов был разбит и вынужден возвратиться в Турцию. Там он был арестован и сослан в Мекку, где и умер.

В это время в Курдистан все более проникает из Европы идеология национализма; ее пропаганду вела первая курдская газета —»Курдистан», которую выпускали с 1898 г. в Каире потомки Бадрхана.

Новый подъем национального движения в Курдистане наступил после Младотурецкой революции 1908 года. Возникает и тотчас приобретает популярность националистическое общество «Возрождение и прогресс Курдистана», главой которого был вернувшийся из ссылки шейх Абдель-Кадер — сын Обейдуллы; вслед затем возникает «Лига Курдистана», ставившая своей целью создать «Курдистан бейлик» (курдское княжество) то ли в составе Турции, то ли под протекторатом России или Англии — в этом отношении были разногласия. С ней был связан шейх племени барзан Абдель-Салям, поднявший ряд восстаний в 1909—1914 г.. и особенно Молла Селим, ставший лидером восстания в Битлисе в марте 1914 г.

Поражение Турции в Первой мировой войне, казалось, открыло перед курдами новые перспективы. На Версальской конференции курдов представлял генерал Шериф-паша, пытавшийся добиться создания независимого курдского государства. Однако курдские националисты, выступавшие в Париже, на деле не имели прочных связей с Курдистаном и реально не представляли никого, кроме узкого кружка курдских интеллигентов. Согласно Севрскому мирному договору 1920 г., предполагалось немедленное провозглашение Курдистана автономным с последующим (в течении года) предоставлением ему независимости, если курды выразят такое желание.

Между тем в самом Курдистане происходило следующее. В Мосульском вилайете (нынешний Иракский Курдистан), занятом англичанами, последние некоторое время носились с планами организовать конфедерацию курдских княжеств. В качестве первого шага, шейх Махмуд Барзанджи был ими назначен правителем Сулеймании. Однако Барзанджи в мае 1919 г. поднял восстание, арестовал английских представителей, провозгласил себя королем Курдистана и двинулся на Киркук, но был разбит англичанами. Он был раненый взят в плен и приговорен к смертной казни, замененной ссылкой в Индию. Осенью 1922 года, когда Мосульскому вилайету (то есть Южному, ныне Иракскому, Курдистану) стала угрожать турецкие войска, англичане вернули в Сулейманию Махмуда Барзанджи, который вновь провозгласил себя королем Курдистана, сформировал правительство, стал чеканить монеты и печатать марки со своим изображением; не доверяя англичанам, он вступил в тайные сношения с турками и послал письмо Ленину с просьбой о поддержке и протекторате. В феврале 1923 г. англичане ультимативно потребовали от Барзанджи покинуть Сулейманию, после чего подвергли город воздушным бомбежкам. Барзанджи ушел в горы и держался там несколько лет, время от времени налетами беря Сулейманию; в 1927 г., видя безуспешность дальнейшей борьбы, он сдался на амнистию.

Весной того же 1922 года провозгласил себя королем «независимого Курдистана» и вождь иранских курдов Симко, сформировавший собственное правительство и начавший выпускать свою газету. В августе он был разбит персами, но продолжал оставаться «возмутителем спокойствия» вплоть до своей гибели в 1930 г.

Что же касается Турецкого Курдистана, то курды, боявшиеся попасть под власть армян и западных держав, поддались на агитацию Мустафы Кемаля, обещавшего им полную автономию в совместном курдско-турецком мусульманском государстве, и поддержали его в ходе греко-турецкой войны. В результате в 1923 г. был заключен Лозаннский мирный договор, в котором о курдах вообще не упоминалось. Этот договор определил современные границы между Ираком, Сирией и Турцией, разрезавшие бывший Османский Курдистан.

После этого кемалистское правительство начало проводить политику «тюркизации» курдов. Ответом явились восстание, поднятое в начале 1925 г. шейхом Саидом Пираном. Восставшие овладели г. Генчем, который шейх Саид провозгласил временной столицей Курдистана; далее он намеревался захватить Диярбекир и провозгласить в нем независимое курдское государство. Однако штурм Диярбекира был отбит; вслед за тем восставшие были разбиты под Генчем, руководители восстания (включая шейха Абдул-Кадыра, сына Обейдуллы) взяты в плен и повешены.

Новое восстание турецких курдов началось в 1927 г. в Араратских горах. Оно было организовано обществом «Хойбун» (Независимость); восставшие попытались сформировать регулярную армию под командованием бывшего полковника турецкой армии Ихсана Нури Паши; была создана и гражданская администрация под руководством Ибрагима-паши. Восстание было подавлено в 1931 г. Последним массовым движением турецких курдов было движение курдов-заза (племя, говорящее на особом диалекте, исповедующее алавизм и ненавидевшее мусульман) в Дерсиме. До 1936 г. Дерсим пользовался фактической автономией. Преобразование этой области в вилайет Тунджели с особым режимом управления вызвал восстание под руководством дерсимского шейха Сеида Реза. Посланный против восставших армейский корпус не добился успеха. Однако командир корпуса генерал Альпдоган заманил Сеида Резу в Эрзерум на переговоры, где курдский вождь был арестован и вскоре повешен. Восстание было подавлено только в 1938 г. В результате установившегося в Турецком Курдистане режима военно-полицейского террора, запрета курдского языка, курдской национальной одежды и самого названия «курды» (кемалистские ученые объявили курдов «горными турками», якобы одичавшими и забывшими исконный турецкий язык), а также массовых депортаций курдов в Западную и Центральную Анатолию курдское движение в Турции на долгие годы было уничтожено, а курдское общество — деструктурировано.

Центром курдского движения в это время стали Иракский и Иранский Курдистан. В 1930 г. в Сулеймание вновь поднимает восстание Махмуд Барзанджи. Восстание было подавлено, но тотчас вслед за тем вспыхнуло восстание шейха Ахмеда в Барзане (1931—1932). В 1943—1945 годах в Барзане происходит новое восстание под руководством Мустафы Барзани. В 1946 г. в Мехабаде провозглашается курдская Мехабадская Республика. В то же время возникают и крупные курдские партии: Демократическая партия Иранского Курдистана (1945) и Демократическая партия Курдистана (Ирак) (1946). Наконец, в 1961 году в Ираке вспыхивает грандиозное восстание под руководством Мустафы Барзани, продолжавшееся до 1975 г. В ходе восстания Барзани удалось добиться формального признания за курдами Ирака права на автономию; однако, в конце концов он потерпел поражение. Поражение восстания спровоцировало раскол в движении иракских курдов: от Демократической партии Курдистана откололся целый ряд левых партий, летом 1975 г. оформившихся в Патриотический союз Курдистана под руководством Джаляля Талабани.

В начале 1979 г., в связи с исламской революцией в Иране, власть в Иранском Курдистане оказалась практически в руках курдов. Однако уже в марте начинаются вооруженные столкновения между отрядами Демократической партии Иранского Курдистана и посланными из Тегерана «Стражами исламской революции». В начале сентября иранцы начали массированное наступление, сопровождавшееся массовыми казнями жителей захваченных селений начиная от 12—13 лет. В результате, правительственным силам удалось взять под свой контроль основную часть Иранского Курдистана.

В трагическом положении оказались иранские и иракские курды во время Ирано-Иракской войны 1980—1988 гг., когда первые пользовались поддержкой Багдада, а вторые — Тегерана; на этой почве происходили вооруженные столкновения между отрядами иракских и иранских повстанцев.

В марте 1991 года в результате поражения иракских войск, в Иракском Курдистане вспыхнуло новое восстание. В апреле оно было подавлено Саддамом Хусейном, однако затем силы НАТО, действуя по мандату ООН вынудили иракцев покинуть часть Иракского Курдистана, где был создан так называемый «Свободный Курдистан» с правительством из членов ДПК и ПСК. Окончательное освобождение Иракского Курдистана произошло после падения Саддама Хусейна. В настоящее время там существует формально федеральное, а фактически полунезависимое государство, президентом которого является

В это время в Турции возникает Курдская рабочая партия которую возглавил Абдулла Оджалан по кличке «Апо» («Дядя»), отчего ее приверженцев называют «апочистами». После военного переворота 1980 г. ее члены бежали в Сирию, где, получив помощь от сирийского правительства, начали вооружённую борьбу против турецкого государства под лозунгом «Единого, демократического, независимого Курдистана», Первая вооруженная акция была совершена в 1984 году, к середине 90-х гг. РПК уже обдала армией не несколько тысяч (по ее собственным утвержденим до 20 тысяч) «герилла» (партизан) и разветвленными политическими структурами в курдской диаспоре по всему миру. Всего в результате боевых действий погибло более 35 тысяч человек. В 1998 г. Сирия под нажимом Турции отказалась от поддержки РПК и выслала Оджалана, чем нанесла по партий сильнейший, и как оказалось непоправимый удар; Оджалан был захвачен турками в Кении, судим и приговорен к смертной казни; в настоящее время он находится в тюрьме на о. Имралы.

В настоящее время фактическим центром курдского национального движения является Иракский Курдистан. Среди курдов распространена надежда, что он станет основой будущего независимого и объединенного «Большого Курдистана».

Курды — какая у них религия? Вероисповедание курдов?

Очень интересный вопрос.Курды вообще-то близки с иранским народом, у них персидское происхождение.Как писал ещё в конце 19 века армянский писатель-историограф Раффи курды разделены на 18 племен, но только одно племя сохранило свою древнюю языческую религию, связанную с верховным Богом Язданом(Ездан), отсюда и название — езиды. Все представители других курдских племен сунниты. Этот народ сражается за своё самоутверждение в мире, так как у курдов нет официально государтвенности, хотя этот народ весьма воинственный и в истории турки много раз их использовали в своих целях. Так перед началом армянского геноцида 1915 года турецкое правительство раздало курдским шейхам оружие для уничтожения армян, но после турки начали уничтожать самих курдов, пока те не осознали, что их использовали. Только курды-езиды во главе со совим шейхом Джаангир-агой во время геноцида армян перешли на сторону армянского национального героя Андраника Озаняна и вместе с ним воевали против регулярных турецких частей.

Езиды также активно участвовали в боях за освобождение Карабаха против азербайджанцев.Народ­, очень уважаемый армянами…

Езиды — вечные борцы за свои права и свободу

Езиды являются субэтносом курдов. Во время Первой мировой войны воевали с Османской империей на стороне Российской империи. Примечательно, что в этот период, многие курды–мусульмане были активными участниками геноцида ассирийцев, армян на стороне Турции. Еще с древних времен народ был притеснен мусульманами, которые считали их «неверными». С 2014 года террористическая организация «Исламское Государство Ирака и Леванта» (запрещена в РФ) начала геноцид против народа на территории Ирака. В Армении община езидов начала формироваться с 1877 по 1878 годы, во время Русско-турецкой войны.

У народности есть организации, самыми известными из них являются общественно-политическая партия «Езидхана», Национальный союз езидов. Деятельность союза в большей степени направлена на культурно-просветительную жизнь народа. Партия «Езидхана» — единственная во всем мире партия, основанная езидами. Ее деятельность направлена на сплочение представителей народа, сохранение его национальной самобытности, духовного, морального облика езидов, политической сплоченности, сохранение любви, преданности заветам предков, защиту политических, гражданских прав представителей народа. Партия соблюдает демократические принципы, ценности, идеалы, у нее свой устав, программа, в соответствии с которыми она действует. «Езидхана» придает важное значение образованию, в особенности национальной школе. Партия разработала планы, направленные на развитие, сохранение национальной культуры, традиций. Налажено сотрудничество со всеми организациями, выступающими за защиту свободы, конституционных прав национальных меньшинств.

Где живут

Народность проживает в основном на севере Ирака в Иракском Курдистане, Европейских странах. Общинами живут в селах регионов Арагацотн, Арарат, Ширак, городах Ереван, Абовян, Ванадзор, Ташир, Дилижан. Народ мигрировал на восток Армении тысячами, где обосновался в районах Апарана, Сурмалу, Талина, Аштарака, Эчмиадзина, Армавира. Во время Первой мировой войны, армянского геноцида, произошла еще более сильная миграция. Езиды бежали из провинции Карс, Ван, Сурмалу и тоже обосновались в районах восточной Армении. Официально общества езидов зарегистрированы в Турции, Армении, России, Грузии.

Численность

Точных данных о езидах и курдах нет, до сегодняшнего дня не создана общекурдская национальная государственность. По различным данным, всего в мире проживает около 2 миллионов представителей субэтноса. Когда у власти был Саддам Хусейн, езидов пробовали регистрировать как арабов. Когда режим был свергнут, курдские власти, под контролем которых была северная часть Ирака, тоже попытались ассимилировать езидов.

Название

Существует три варианта происхождения этнонима «езиды»:

  1. от наименования города Езден в античном государстве Адиабена;
  2. народ султана Езида, у которого было прозвище Красный Езид;
  3. легенда гласит, что вождь древнего народа адаби переправил свой народ через Красное море из древней Нубии в Аравию. Народ пришел в страну Дильмун, где основал город Шам. Исходя из другой теории, султан Езид принимал участие в битве с неизвестным народом, сильно испачкался кровью, за что его прозвали Красным Езидом, а народ, чью страну он завоевал, езидами.

История

Предки езидов проживали на севере Ирака с древних времен. Во времена существования Османской империи, вынуждены были переселяться в соседние государства, спасаясь от истребления, защищая свою свободу. Мусульманский мир подверг народ гонениям, которые длились веками. За 12 столетий на езидов 72 раза нападали соседние исламские народы, устраивали геноцид, стремились уничтожить их культуру, веру.

По словам представителей народности, последние 1 000 лет они вынуждены жить с оружием в руках, пытаясь сохранить свою религию. За этот период в местах проживания езидов было много сражений. Народ считает самым сильным ударом вторжение в регион арабов. Ислам принес народу огромные страдания, многих тогда вынудили принять эту религию. В 20 веке неподалеку от иракского города Сулеймания археологами был найден свиток, в котором подробно описывалось противостояние езидов захватчикам. За несколько дней враг казнил около 100 000 горожан, которыми были езиды, зороастрийцы, отказавшиеся принять ислам. Те, кто остался жив, был взят в плен или принял ислам. Их использовали для нападения, уничтожения сбежавших езидов, которые прятались в высоких горах.

Язык

Народ говорит на эздики, который является диалектом курдского языка курманджи, принадлежащего иранской группе арийской ветви индоевропейской семьи языков. В 11 веке у народа существовал свой алфавит из 33 букв, который не используется сегодня. Благодаря инициативе академика Азиза Тамояна, журналиста Хасана Тамояна на основе латинских, русских букв был создан новый алфавит. Сегодня на нем издаются художественные книги, учебники, газеты. У езидов есть национальная школа, на езидском языке ежедневно выходит передача на радио.

Религия

Народ исповедует синкретическую религию езидизм. В ней сочетаются элементы ислама, иудаизма, христианства. Езиды верят в существование единого бога, его семи ангелов, из которых самый главный Малак Тавус, или «Джабраил», изображаемый в виде павлина. Считается, что религию основал шейх Шариф Ади ибн Мусафир, который жил в 11-12 веках. Езиды почитали его как пророка. Они верили, что он ангел, переродившийся в человеческом облике. Окончательно вера сложилась в 14-15 веках.

Религия схожа с вероучениями али-илахов, алевитов, в большинстве опирается на устную традицию. Существуют 2 священные книги, в которых изложены каноны, догматика, космогония, обряды:

  1. Книга откровения «Кетебе Джилве»
  2. Черная книга «Масхафе раш»

Кроме этих книг, существуют другие источники учения — религиозные гимны:

  • кавлы (каулы)
  • бейты

Наравне с джандиль, дуа, мисхабат, дуруз, они являются важнейшим жанром молитвенной поэзии. Певцы, знатоки гимнов входят в низшее духовное сословие, являются каввалами. Религиозные езидские писания написаны на языке курманджи. Мусульманские критики религии езидизма нередко ассоциируют Малак Тавуса с падшим ангелом, или Иблисом. Поэтому раньше и до сих пор езидов по ошибке считали поклонниками злого духа.

Главная святыня народа — храм при мавзолее шейха Шариф Ади ибн Мусафира в Лалеше — расположена в 40 км от Мосула на севере Ирака. Основными культовыми предметами верующих езидов являются 7 статуэток птицы на высокой подставке (санджак), вылитых из бронзы. Они хранятся в Лалеше, являются символами 7 основных ангелов. Иногда представители особого сословия (кавлы) носят их во время процессий по селениям езидов, собирают пожертвования.

Все езиды делятся на 2 эндогамные касты, которые представляют два сословия (касты): светское, духовное. Духовная каста делится на 3 главные группы, которые не имеют права родниться между собой:

  • факиры
  • шейхи
  • пиры

Ритуалы, связанные с рождением ребенка, свадьбой похоронами, невозможно провести без пиров, шейхов.

У езидов, исповедующих езидизм, существует ряд запретов. Самые многочисленные из них связаны с пищей. Запрещено есть мясо петуха, газели, рыбу, капусту, салат, тыкву. Нельзя носить одежду синего цвета, которая считается траурной. В бане мыться запрещено, что связано с осквернением воды. Нельзя произносить «шайтан», слова близкие с ним по звучанию. Три самых страшных греха:

  1. вступление в брак с иноверцем и переход в другую веру;
  2. вступление в брак, внебрачная связь с представителями других каст;
  3. поднятие руки на представителя духовной касты.

По сей день происходят убийства из-за браков с иноверцами или подозрений, что девушка езидка вступала в связь с представителем другой веры. Один из таких случаев даже стал темой сюжета в CNN. Примечательно, что когда человека наказывают за этот грех, никто не вступается за него, даже местные органы правопорядка.

Среди народа есть немало езидов, которые приняли ислам. До того, как появился езидизм, народ исповедовал зороастризм, дозорастрийские культы маздеизм, митраизм. С первых веков начало распространяться христианство.

Внешность

Одежда

Традиционный костюм езидов тараз и сегодня встречается в поселениях, где проживает народ. Женщины носят белые шальвары (хэвалкрас), рубаху (крас), поясную одежду, состоящую из двух фартуков (дейра), передник (шалэк), безрукавку (элак). Зимой надевают куртку из бархата (колк), пояс из шерсти (бане пште), головной убор конусообразной формы, обшитый серебряными монетами. Украшают одежду серебряными поясами (камарами). К своему традиционному костюму езиды относятся очень уважительно. Мужчины носили длинную бороду, заплетали волосы в косу.

Жизнь

Раньше большая часть народа жила в труднодоступных горах, куда не могли проникнуть враги завоеватели. Веками им приходилось обороняться, защищать свои земли. Вокруг жилищ строились высокие каменные ограждения. Живут езиды общинами, они делятся на разные роды со своим названием, которые им дали исторические предки.

Основная деятельность езидов с древних времен — скотоводство. Разводят в основном овец. Помимо этого занимаются садоводством, земледелием. Среди современных представителей народа есть служащие, рабочие, представители научной, гуманитарной, технической интеллигенции, которые живут и работают в городах. Среди женщин издавна развито ткачество, пошив одежды. Они изготавливают ковры, карпеты, различные украшения для одежды.

Культура

Традиционная культура народа состоит из нескольких жанров:

  • песни
  • молитвы
  • сказания
  • пословицы
  • поговорки
  • поверья
  • обычаи
  • религиозные обряды
  • сказки

Все они отражают вековую мудрость, национальную самобытность народа.

Музыкальные инструменты езидов:

  • барабан «даф»
  • зурна
  • дудук
  • майе
  • фик
  • блур

Музыка состоит из самобытных мелодий, присущих только этому народу. Они основаны на особом понижении, повышении тональности. Следует отметить езидские баллады, в них говорится о подвигах героев. В культуре есть трудовые, бытовые, свадебные песни, отражающие мудрость, душу народа.

Присутствует в культуре прикладное искусство. Езиды являются большими мастерами рукоделия, все изделия создаются с национальным, ярко выраженным колоритом.

Традиции

Основные религиозные праздники, которые отмечают верующие езиды:

  • Аиде Эзиде, или праздник Езидов, отмечается во вторую пятницу декабря. Это день примирения, за 3 дня до него держат строгий пост. Нельзя есть, пить, курить до захода солнца. В четверг вечером миряне, духовники собираются у священнослужителя, танцуют, поют религиозные гимны. В пятницу приходят к тем, у кого недавно умер близкий;
  • Аиде Шамс, праздник Солнца, отмечается через неделю после праздника Езидов;
  • Хызр, или Хырыд Наби, отмечается в феврале. Праздник назван в честь ангела-покровителя. Он помогает исполнению желаний, через него сбываются предначертания судьбы. Наби является покровителем влюбленных, воссоединяет любящие сердца. В праздник молодежь ест соленые лепешки. Считается, что после этого во сне они увидят суженых.
  • Рожие Эзид, трехдневный пост, после которого в декабре идет праздник сотворения мира, в феврале пост в память пророка Хадыр-Наби;
  • Сарсал, Новый год, отмечается в первую среду нисана (март-апрель), который еще называют Чаршама Сор (красный четверг). На праздник готовят куличи (клоч), красят яйца. Их относят на кладбище в дар усопшим родственникам, посыпают скорлупой крашеных яиц поля, чтобы был богатый урожай. В этот праздник жилище нужно украшать красными цветами. Народ выходит на улицу, угощает бедных, соседей куличами. Строго запрещено в этот день мыться, бриться, стричься, шить, делить с супругом ложе. После Нового года езиды целый месяц празднуют дни святых (таваф), которые сопровождаются большим ликованием. Народ собирается в огромные хороводы, танцует под музыку зурны, барабана. И год начинается у народа не в январе, а в апреле, после Нового года.

Самой важной из семейных традиций является первая стрижка мальчика, проводит которую шейх «биск».

Очень оригинальна езидская свадьба, во время которой соблюдают множество обычаев. Свадьбе предшествуют смотрины (сватовство). Раньше невесту выбирали родители, а именно мать. Сам жених права выбора не имел. Сегодня молодые выбирают себе спутников жизни самостоятельно. По старинному обычаю на смотрины в дом невесты приходят 4 человека со стороны жениха, сам он участия не принимает. По приходе они сообщают о цели визита, если родители девушки считают, что ей еще рано замуж, они должны дать гостям вежливый отказ.

Чтобы посмотреть на девушку, гости просят ее принести воды. Один из них очень медленно пьет, чтобы лучше ее разглядеть, в то время как девушка должна стоять и ждать, когда гость вернет ей посуду. Если будущая невеста сватам понравилась, они обговаривают с ее родителями дату следующего визита. Когда сторона девушки дает согласие на брак, родители жениха отправляют ей ценный подарок, например, золотое кольцо. Это знак успешных смотрин и начала подготовки к свадьбе.

Начинается торжество с раннего утра в доме жениха, куда зовут музыкантов. Без них свадьба не проходит. Зовут на праздник близких родственников, друзей, соседей. Ближе к обеду все идут в дом невесты, там их встречают праздничным столом, расположенным посередине двора. Гости со стороны жениха произносят торжественно поздравления, пьют, едят, дарят невесте подарки на специальных круглых подносах (сэни). Их заранее подготавливают, украшают. Среди подарков невесте обязательно должно быть красивое свадебное платье, красная шаль, алкоголь, сладости. Подносов с подарками должно быть не меньше пяти. Все подарки принимают родные, гости невесты, дарят их гости, родственники жениха, которые тоже получают дары. Проходит все под веселую музыку.

Жених должен выкупить подушку невесты, если ему удается, невесту выпускают из родного дома, при этом у езидов принято, чтобы гости невесты слегка несколько раз ударили его по макушке выкупленной подушкой, приговаривая «быть вместе вам до старости». Потом все идут к дому жениха, под веселую национальную музыку.

Для невесты подготавливают обряды, во время одного из них она должна связать на себе две шали, одна ее, вторую ей дарят гости жениха. Дальше до конца праздника невеста остается с этими связанными шалями. Если у нее есть брат, он должен намотать 3 раза на талию сестры ленту, развязать ее. Все три узла символизируют:

  1. благое дело
  2. благой помысел
  3. благое намерение

Переступить порог дома мужа невеста может только во время исполнения гостями танца гованд. На входе мать жениха осыпает молодых печеньем, конфетами.

После все входят в дом, произносятся слова благословения, рассматривают подарки. Родные невесты передают жениху золотое кольцо, которое невеста надевает при обручении. Родня невесты демонстрирует гостям приданое, которое потом родные жениха перевозят в его дом. Готовится приданое девушки довольно долгое время. Относится к нему все, в чем может нуждаться молодая жена во время семейной жизни. Обязательно должно быть теплое одеяло, подушки, постельное белье.

Жених встает на возвышение, кладет на макушку супруги яблоко, которое является символом плодородия, напутствия к размножению. На плечи молодых кладут лаваши, это означает богатство новой семьи. Молодые вместе должны разбить тарелку, одновременно ударив по ней ногами. Если посуда разбилась после удара жениха, первенцем будет мальчик, если разбила тарелку жена, родится девочка. Молодожены должны собрать все осколки вместе.

Перед свадьбой юноши, девушки наряжают дерево купюрами, конфетами, фруктами. Свидетель со стороны жениха должен потрясти его над молодыми, в знак счастливой семейной жизни. Во время всех обрядов должна играть веселая музыка. На свадьбе женщины и мужчины сидят отдельно. Обязательно на праздник зовут тамаду, который проводит все обряды, ведет торжество.

Езиды всегда живут по строгим правилам. Девушка должна сохранять девственность до замужества. Если она подверглась изнасилованию, ее родные отрекаются от нее, будь это дочь, сестра, жена. Если семья от нее не отказалась, всю свою жизнь она должна прожить в самой дальней комнате, не попадаться на глаза посторонним. Если кто-то ее увидит, могут убить, как человека, опозорившего семью. Есть люди, которые втайне спасают девушек и женщин из плена бойцов ИГИЛ (организация запрещена в РФ), где их пытают, насилуют, наносят увечья. Их возвращают в семьи или к соплеменникам.

Известные люди

Среди представителей народа есть выдающиеся личности, чьи достижения широко известны :

  • Герой Советского Союза Саманд Алиевич Сиабандов;
  • Педагог, режиссер, автор Поладов Арсен Рашидович;
  • Национальный герой, полководец Джангир-ара;
  • Общественный деятель Полатов Файзо Рашидович;
  • Председатель езидской диаспоры Пивази Гоча Аскарович;
  • Боец смешанного стиля Сулоев Амар Шарифович;
  • Чемпион мира, боксер Алоян Михаил Суренович.

Религии курдов: езидизм и бахаизм

Курды – ближневосточный народ, преимущественно проживающий на территории четырёх стран: Турции, Ирака, Ирана и Сирии. Немало их и на территории СНГ. Всего в мире сегодня насчитывается около 35-40 миллионов курдов.

Это крупнейший народ в мире, не имеющий собственного национального государства. На сегодняшний день курды вынуждены довольствоваться статусом меньшинств в своих странах.

Религия у курдов

Религиозная палитра курдского населения Ближнего Востока довольно-таки разнообразна. Несмотря на то, что большинство исповедуют ислам суннитского толка, среди курдов немалой популярностью пользуются и шиизм, и христианство, и алавизм, и другие верования. Однако наиболее уникальными и своеобразными верованиями курдов считаются езидизм и бахаизм.

Езидизм

Езидизм (в переводе с др.-иранского «йазд» – «Бог») – религия, вобравшая в себя некоторые элементы всех авраамических конфессий в сочетании с зороастризмом. В основе вероучения лежит вера в существование Бога и семи его ангелов, которые служат в качестве объектов для поклонения. Кроме того, езиды почитают солнце как небесное светило, а потому их нередко называют «солнцепоклонниками».

Езиды верят, что создателем всего сущего стал Бог, который не имеет временных границ, а помогали ему в этом 7 его ангелов. Согласно их учению, у Бога имеется несколько имён, которые характеризуют Его атрибуты и качества.

Езидизм – довольно-таки древняя форма верования, и поэтому в ней сохранились и старые молитвы, которые они возносят своему Богу. Согласно одной из них, в мире ещё за 90 тысяч лет до сотворения Адама (а.с.) существовал человек, исповедовавший «истинную религию». Согласно другой молитве, весь мир делится на 73 народа, для каждого из которых езиды испрашивают благодати у своего Господа.

По причине постоянных гонений на езидов в Средние века множество книг было утеряно. К середине XI века езиды довольствовались лишь теми знаниями, которые они передавали из поколения в поколение в устной форме, так как все письменные источники уничтожались. Ситуация изменилась, когда реформацией религии занялся один из самых известных проповедников того времени – шейх Ади ибн Мусаффир, который существенно дополнил езидизм и изложил его постулаты в своих двух основных трудах – «Китебе Джельве» («Книга Откровения») и «Месхафе Раш» («Чёрный Свиток»).

Согласно этим текстам, Ади – Божий пророк, который существовал ещё до сотворения человечества и был ниспослан Богом для наставления езидов на путь истины. При этом езиды признаются богоизбранным народом, который должен заучивать все тексты наизусть и скрывать их от иноверцев.

Некоторые езиды верят в то, что они все произошли от омейядского халифа Язида, сына Муавии ибн Абу Суфьяна. Подобное изложение содержится в «Чёрном свитке», в котором рассказывается история о том, как Муавия находился рядом с Пророком Мухаммадом (с.г.в.), и что именно ему было суждено стать отцом бога Язида. Однако эта легенда противоречит древним езидским источникам, и поэтому данное мнение разделяют далеко не все езиды.

Большинство современных езидов в целом исповедуют модель, предложенную Ади ибн Мусаффиром, который включил в езидизм многие положения других религий. В частности, в иудаизме он заимствовал веру в богоизбранность народа, в христианстве – обряд причащения вином и водного крещения, но больше всего Ади заимствовал в исламе. По всей видимости, причиной тому стало проживание шейха среди мусульман.

Бахаизм

Бахаизм – учение, возникшее на основе догматов ислама в XIX веке. Её основателем считается иранский священнослужитель Хусейн Али Нури, более известный как Бахаулла. Сам он, хоть и был последователем другого лжепророка – Баба (иранский проповедник, живший в первой половине XIX века, основатель бабизма), но все же создал собственное учение, которого в наши дни придерживаются более 5 миллионов человек по всему миру.

Бахаизм основывается на учении о единстве не только авраамических религий (иудаизм, христианство, ислам), но и всех мировых религий. Этим и объясняется почитание Будды или Кришны. Бахаи уверены, что на протяжении всей истории существовала и будет существовать одна единственная вера, которая принимала разные формы в тех или иных государствах.

Бахаизм стал своего рода формой религиозного глобализма, так как это учение призывает к объединению всех народов и конфессий, к установлению всеобщего равенства. К тому же бахаи активно выступали за создание единого международного языка, который должны изучать все люди, наряду с родным, и учреждение интернационального суда, который решал бы все имеющиеся противоречия планетарного масштаба.

Кроме того, каждый бахаи обязан совершать трёхкратную ежедневную молитву, а также поститься раз в год, воздерживаясь от еды и питья в светлое время суток. Пост оканчивается празднованием Нового года (Науруз). Бахаи также используют собственный календарь, который состоит из 19 месяцев. Один месяц равен 19 суткам.

Не менее важной обязанностью бахаи считается познание Бога и окружающего мира. При этом, согласно учению, человек должен самостоятельно трактовать священные тексты, не прибегая к помощи священнослужителей. По этой причине в бахаизме образованию верующих уделяется особое внимание. Религия не должна вступать в противоречие с наукой, так как это две взаимодополняющие модели познания. Согласно учению Бахауллы, если религия противоречит науке, то существует угроза распространения предрассудков и маразма, а наука без религии ведёт к материализму.

Знаменитые курды

Несмотря на отсутствие собственного государства, курдский народ подарил миру множество известных людей, которые оставили свой след в истории. Самыми известными курдами считаются Сефи ад-Дин – основатель иранской правящей династии Сефевидов, а также Саладин (Саладдин) – великий мусульманский завоеватель, прославившийся войнами с крестоносцами и взятием Иерусалима.

Первое появление христианства на курдских землях связана с именем брата апостола Петра – Андреем, названным также Первозванным (с ним также связывают и первые шаги христианства на Руси).

Утверждается, что апостол Андрей проповедовал в городах на территории современного Курдистана , как Аксис, Аргенас и Хенефор. В 338 году н.э правитель одной из курдских земельТирдад принял христианство. Точное этническое происхождение этого царя установить невозможно, но известно, что родом он был из региона Хавроман в Курдистане.

Ранняя история христианства в Курдистане также тесно связана с наиболее почитаемыми в православии монахами из Каппадокии. Легенда гласит, что один из них, Мар-Саба (у славян и в России известный как св. Савва) в V веке отправился на восток, где обратил в христианскую веру определенное число «солнцепоклонников». По видимому, речь здесь идет либо о зороастризме, либо об одной из ранних форм будущего езидизма.

К началу V века в христианство из иудаизма перешел царствующий дом Адиабены. В их столице Арбеле (нынешний Эрбиль) сохранился ценнейший архив церковных рукописей, рассказывающий о христианской истории центрального Курдистана, начиная с парфянской эпохи (1 в.н.э). Для своих богослужений и рукописей курдские христиане использовали арамейский (ассирийский) язык.

Гонения на христиан, начавшиеся в исповедовавшей зороастризм Персидской (Сасанидской) империи дошли и до курдских земель. Впоследствии в результате изоляции христианства в ассирийской среде Курдистана, с одной стороны, и нашествия с Ближнего Востока ислама – с другой привело к тому, что собственно курдская христианская община «растворилась» среди армян или ассирийцев. Значительная часть подобных христиан жили высоко в горах северного Курдистана в изоляции от своих семитоязычных единоверцев, населявших долины Месопотамии вплоть до Первой мировой войны. Горцы, кстати, отличались светлой кожей, что свидетельствовало об их смешанном происхождении. Часть же курдоязычных христиан после крушения Османской империи переселились на территорию находившейся под французским мандатом Сирии. Здесь их убедили, что курды-христиане «должны стать армянами» и в результате они фактически были ассимилированы армянскими общинами Сирии и Ливана. Эти и другие факты показывают, что обращение курдов в христианство в те времена, одновременно означало и их ассимиляцию армянами или ассирийцами.

Ислам большинство курдов приняло после арабского завоевания Персии, и влияние этой религии усилилось в османские времена. Турки видели в исламе средства обеспечить для себя опору в обществе на завоеванных территориях и насаждали свою религию более дипломатично и с выгодой для новообращенных. Так, в случае обращения в ислам с них снималась «джизья» (специальный налог, которым облагались немусульманские подданные Османов). Но несмотря на это, обращения в христианство продолжались и после распространения ислама. Известно, что в IX столетии, некий курд-мусульманин по имени Нарсех перешел в христианство и принял имя Теофобос. Он стал приближенным византийского императора Феофила и одним из главных полководцев Византии. В те же времена курдский правитель города-крепости аль-Джафари ибн ад-Даххак. За это византийцы оставили ему его крепость, да и еще добавили. Но в 927 году он и его семья были вырезаны после нападения Замала, арабского наместника города Тарса. Имеются исторические сведения о том,, что в 11-12 вв, солдаты-курды составляли около 3% ее защитников. Курды прибыли и среди предков средневековой армяно-грузинской царской династии Закарян-Мхаргдзели, известной своей поддержкой христианства.

Характерно, что исторические реминисценции о своем христианском прошлом сохраняются даже у курдов, остающихся мусульманами. По данным американского миссионера Горацио Саузгейта, в позапрошлом столетии работавшего на курдских землях, проживающее там племя «муалламия» в начале XVII века принявшее ислам и два столетия спустя. Этнографические данные говорят о том, что многие курды Анатолии и даже Центрального Курдистана вплоть до настоящего времени, замешивая тесто, выдавливают на нем знак креста, чтобы тесто лучше поднималось. Они также совершают паломничество к заброшенным, либо действующим армянским и ассирийским церквам. Ученые предполагают, что причиной этому является то, что многие курды-немусульмане ассоциируются у мусульманского большинства с христианами, либо это своеобразная историческая память о том, что ранее курды были в значительной степени христианами.

Большинство курдов-христиан традиционно принадлежат к т.н. «несторианской церкви». Она получила название от Константинопольского патриарха V века Нестория , чье учение отличается от общепринятого мэйнстримом христианского мира. Если традиционное христианское учение гласит, что Христос был богочеловеком с самого зачатия и рождения, то несторианцы считают, что он стал богочеловеком уже взрослым, получив водное крещение от Иоанна Крестителя, а до этого был просто праведным человеком. Поэтому деву Марию они не называют «Богородицей». Вплоть до наших дней несториане сосредоточены на землях Сирии и Ирака, большинство их – этнические ассирийцы, среди которых много ассимилированных курдов. Среди арабских христиан Сирии, например, очень многие носят фамилию аль-Курди , что означает «курд».

Новый этап в развитии христианства в Курдистане начался в позапрошлом столетии, когда на эти земли пришли миссионеры различных протестантских церквей из США и Западной Европы – лютеранской, англиканской и других. На языки курманджи и сорани была переведена часть Библии, что стимулировало развитие религии Христа уже в рамках именно курдской языковой и национальной идентичности. Это дало всплеск его распространению.

Динамика перехода курдов в христианство возросла также после войны в заливе 1991 года. Тогда на земли Курдистана буквально хлынули различного агентства по гуманитарной помощи, связанные, преимущественно, с различного рода американскими христианскими общинами, в том числе, и достаточно ушедшими в своих учениях от традиционного христианства. Первая курдоязычная «церковь Христа» возникла в 2000 году, в Эрбиле, с филиалами в Сулеймании и Дохуке. В 2000 году некий курд-мусульманин Фуад обратился в христианство и создал организацию «Дом для курдов». Это реальный дом, где имеется культурно-досуговый центр, столовая, существует возможность проживания, бесплатного получения Библии. Правда, находится «дом» в… Роттердаме, его деятельность распространяется преимущественно на Нидерланды и страны Европы, хотя есть попытки любыми способами распространить Библию и в Курдистане. В 2012 году, несколько курдов-христиан организовали церковь «Новая жизнь» в Стокгольме.

Впрочем, успехи американских благотворителей-евангелистов преувеличивать не стоит. Данные говорят, что общекурдистанские съезды таких церквей собирают не более полутысячи человек.

Обычно на мусульманском Востоке происходит так, что христианская миссия, особенно сопровождаемая раздачей гуманитарной помощи, вызывает жесткое , а иногда жестокое восприятие консервативных мусульман. Курдский пример, когда исторически религиозный фактор подчинен задачам национального самоопределения и возрождения, показывает, что христианство вполне себе может быть органической частью культурной палитры преимущественно мусульманского народа.

Валерий Емельянов