Ленинград в годы войны

Сегодня исполняется 70 лет со Дня окончательного снятия блокады Ленинграда.
_________________________________________
Невозможно без слез и содрогания вспоминать о событиях Великой Отечественной войны, которые стали победной, героической и трагичной страницей истории нашего народа. Одним из таких событий явилась блокада Ленинграда, которая длилась долгих 900 дней смерти, голода, холода, бомбежек, отчаянья и мужества жителей Северной столицы.
В 1941 году Гитлер развернул военные действия на подступах к Ленинграду, чтобы полностью уничтожить город. 8 сентября 1941 года кольцо вокруг важного стратегического и политического центра сомкнулось.
В городе осталось 2,5 миллиона жителей. Постоянные бомбардировки вражеской авиации уничтожали людей, дома, архитектурные памятники, склады с продовольствием. Во время блокады в Ленинграде не было района, до которого не мог бы долететь вражеский снаряд. Были определены районы и улицы, где риск стать жертвой вражеской артиллерии был наибольшим. Там были развешены специальные предупреждающие таблички с таким, например, текстом: «Граждане! При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна». Несколько из них сохранилось в городе и сегодня в память о блокаде.
Лютый голод косил людей тысячами. Карточная система не спасала положение. Хлебные нормы были настолько малы, что жители все равно умирали от истощения. Холод пришел с ранней зимой 1941 года. Но надежды Рейха на панику и хаос среди населения не оправдались. Город продолжал жить и трудиться.
Чтобы как-то помочь осажденным жителям, через Ладогу была организована «Дорога жизни», по которой смогли эвакуировать часть населения и доставить некоторые продукты.
За годы блокады погибло, по разным данным, от 400 тысяч до 1,5 млн. человек. Огромный ущерб был нанесён историческим зданиям и памятникам Ленинграда.
18 января 1943 года силами Ленинградского и Волховского фронтов блокада была прорвана, а 27 января 1944 года блокада Ленинграда была окончательно снята. Вечером небо озарилось салютом в честь освобождения города на Неве.
____________________________________________
К такой знаменательной дате, други мои, я и представляю вам эту фотоподборку.

1. Жительницы прифронтовых деревень на строительстве оборонительных сооружений. Июль 1941 г.

2. Бойцы Волховского фронта сооружают противотанковые препятствия. 20 августа 1942 г.

3. Эвакуация. Ленинградцы во время посадки на пароход. 1942 г.

4. Погрузка убитых и раненых на грузовики на площади Восстания после очередного вражеского артобстрела. 1941 г.
5. Зенитная батарея на Университетской набережной. 1942 г.
6. Подразделение Сальтокса ведет ружейно-пулеметный огонь по врагу. Ленинградский фронт. 1942 г.
7. Командующий 54-й армией генерал-майор, Герой Советского Союза Федюнинский И.И. и бригадный комиссар Холостов Д.И. в землянке за обсуждением оперативного плана. Ленинградский фронт. 1942 г.
8. Первый секретарь Ленинградского обкома и горкома ВКП(б) Андрей Александрович Жданов.
9. Подразделение сержанта Изьенкова форсирует реку. Ленинградский фронт. 1942 г.
10. Снайперы сержант Бедаш П.И. (справа) и ефрейтор Плехов И. выдвигаются на боевую позицию. Ленинградский фронт. 1942 г.
11. Командир авиачасти Королев (слева) поздравляет капитана Савкина с отличным выполнением боевого задания. Ленинград. 1942 г.
12. На базе гидротурбинного цеха Металлического завода им.Сталина по чертежам Кировского завода было налажено производство танков «КВ». 1942 г.
13. Артиллеристы-зенитчики ведут наблюдение в одном из районов Ленинграда. 1942 г.
14. У водоразборной колонки, установленной на углу ул.Дзержинского и Загородного проспекта. 05. 02.1942 г.
15. Транспортировка газгольдера на углу Лиговского проспекта и Разъезжей улицы. 1943 г.
16. Санитарки за оказанием помощи пострадавшим от вражеского обстрела. 1943 г.
17. Весной на «Дороге жизни». Ладожское озеро. 1942 г.
18. Бойцы ведут наступление на занятый немцами перелесок. На переднем плане – обломки сбитого немецкого самолеты. Ленинградский фронт. 1943 г.
19. Эскадренный миноносец Краснознаменного Балтийского флота «Стойкий» ведет обстрел гитлеровских позиций. Ленинград. 1943 г.
20. Бойцы продвигаются по территории Шлиссельбургской крепости. 1943 г.
21. Контролер-стахановка Балтийского завода, комсомолка Валя Карасева за работой. 14 марта 1942 г.
22. Стахановки лесозаготовок ленинградки Аня Виноградова и Тоня Седакова распиливают дерево. Ленинградская область. 23 марта 1942 г.
23. Стахановская бригада Морозовой за погрузкой дров в вагоны. Ленинградская область. 21 июля 1942 г.
24. Бойцы Ленинградского комсомольского противопожарного полка Васильевского острова Галина Курицына и Эрна Киви на посту. 1942 г.
25. Девушки – бойцы МПВО за расчисткой и уборкой города. Март 1943 г.
26. Ленинградки за расчисткой трамвайных путей на Московском шоссе. 23 апреля 1944 г.
27. Работники госпиталя Е.Скарионова и М.Бакулин за сбором капусты. 1942 г.
28. У книжного лотка на проспекте 25-го Октября. 1943 г.
29. В ожидании сигнала. Сержант К.П.Тяпочкин у аэростата в сквере на площади Чернышова.
30. Памятник Ленину под укрытием.
31. Траурная процессия на Невском проспекте.
32. Учебно-тренировочные занятия пожарного взвода Местной противовоздушной обороны на Невском проспекте у Казанского собора.
33. Учительница Е.М. Демина ведет урок в 7-м классе средней школы № 10 Свердловского района Ленинграда. На первом плане – ученицы Оля Руран и Зоя Чубаркова.
34. Дети в бомбоубежище во время налета авиации противника.
35. Врач-консультант Л.Г.Мыскова со спящими новорожденными детьми в детских яслях № 248 Свердловского района. 1942 г.
36. Нина Афанасьева – она родилась в дни блокады. 1942 г.
37. Рабочая хлебозавода № 61 имени А.Е. Бадаева Эмилия Чибор укладывает хлеб в ящики для отправки в магазин.
38. Встреча бойцов Волховского и Ленинградского фронтов в районе поселка № 1. Ленинградская область. 1943 г.
39. Солдаты разгружают ящики с экспонатами Государственного Эрмитажа, возвращенными из эвакуации в г.Свердловск. 1945 г.
40. Подполковник Александр Иванович Клюканов, командир одного из пехотных подразделений, защищавших блокадный Ленинград.
41. Женщины занимаются перевозкой надолб на Московском шоссе в блокадном Ленинграде. Ноябрь 1941 г.
42. Советские солдаты проходят мимо надолб на Международном проспекте в блокадном Ленинграде. 1942 г.
43. Ленинградский пожарный оказывает помощь своему пострадавшему товарищу.
44. Женщины обрабатывают землю под огород на площади перед Исаакиевским собором в Ленинграде.
45. Ленинградцы рассматривают неразорвавшуюся и обезвреженную саперами немецкую авиабомбу.
46. Больная дистрофией женщина, лежащая на кровати в блокадном Ленинграде. 1942 г.
47. Первый санный обоз отправляется в блокадный Ленинград по льду Ладожского озера. 24.11.1941 г.
48. Жители блокадного Ленинграда передвигают трамвайный вагон подальше от фасада разрушенного бомбардировкой дома. Октябрь 1942 г.
49. Зенитная батарея у Исаакиевского собора в блокадном Ленинграде. 1942 г.
50. Уборка снега на площади Урицкого в блокадном Ленинграде.
51. Разрушение в результате немецкого артобстрела временного моста через Неву на линии Поляны — Шлиссельбург. 1943 г.
52. Бригада, завоевавшая право провести первый поезд из Ленинграда на «Большую землю». Слева направо: А.А. Петров, П.А. Фёдоров, И.Д. Волков. 1943 г.
53. Колонна красноармейцев двигается по Набережной Жореса в Ленинграде мимо пришвартованной плавбазы «Иртыш». Осень 1941 г.
54. Девушки-бойцы противовоздушной обороны несут боевое дежурство на крыше дома №4 по улице Халтурина в Ленинграде. 01.05.1942 г.
55. Командир советской подводной лодки Щ-323 капитан-лейтенант Федор Иванович Иванцов на палубе своего корабля в блокадном Ленинграде. 1942 г.
56. Движение транспорта по «Дороге жизни» в марте 1943 года.
57. Жертвы немецкого артиллерийского обстрела в Ленинграде. 16.12.1943 г.
58. Советская подводная лодка П-2 «Звезда» в Ленинграде. Май 1942 г.
59. Разведчик морской пехоты краснофлотец-орденоносец П.И. Кузменко. Ленинградский фронт. Ноябрь 1941 г.
60. Дети блокадного Ленинграда у грядок на Мытнинской набережной. 1942 г.
61. Советская подводная лодка «Лембит» у набережной Летнего сада в блокадном Ленинграде. 1942 г.
62. Командир советской подводной лодки Щ-320 капитан 3-го ранга Иван Макарович Вишневский (1904—1942) на палубе своего корабля. Ленинград. 22.11.1941 г.
63. Военком советской подводной лодки Щ-323 старший политрук А.Ф. Круглов беседует с личным составом в блокадном Ленинграде. Апрель-май 1942 г.
64. Постановка боевой задачи советским офицерам рядом с бронепоездом «Балтиец».
65. Советские священнослужители, награжденные медалями «За оборону Ленинграда».
66. Советский танк Т-26 из состава 55-й армии с громкоговорящей установкой для ведения устной агитации. Ленинградский фронт.
67. Командир отделения штурманских электриков советской подводной лодки М-96 старшина 2-й статьи В.А. Кудрявцев. Ленинград. Май 1942 г.
68. Старшина группы торпедистов советской подводной лодки М-96 мичман В.Г. Глазунов осматривает торпедный аппарат. Ленинград. Май 1942 г.
69. Советские подводные лодки М-79 и Щ-407 в блокадном Ленинграде. Март-май 1943 г.
70. Советская подводная лодка Щ-408 в блокадном Ленинграде.
71. Краснофлотец В.С. Кучеров чистит носовое 45-мм орудие советской подводной лодки Щ-407. Ленинград. 17.04.1942 г.
72. Расчет носового 45-мм орудия советской подводной лодки Щ-407 во время обучения. Ленинград. 17.04.1942 г.
73. Ленинградцы и красноармейцы у приказа войскам Ленинградского фронта о снятии блокады города. Январь 1944 г.
74. Жительница блокадного Ленинграда везет тело умершего на ручной тележке.
75. Первые немецкие пленные на улице Чайковского в Ленинграде. Сентябрь 1941 г.
76. Ленинградцы смотрят на первых немецких пленных. Сентябрь 1941 г.
77. Жительницы блокадного Ленинграда набирают кипяток во время нахождения в бомбоубежище. 1942 г.
78. Красноармейцы-лыжники у фигур Атлантов Нового Эрмитажа в блокадном Ленинграде. 1943 г.
79. Расчеты 37-мм зенитных пушек 61-К Ладожской военной флотилии прикрывают «Дорогу жизни». 1943 г.
80. Сборка автоматов ППД на одном из ленинградских заводов. 1941 г.
81. Советский легкий крейсер «Киров» у Университетской набережной в Ленинграде. Январь 1944 г.
82. Советский легкий крейсер «Киров» в Ленинграде в первую блокадную зиму.
83. Советские женщины ремонтируют танки БТ-5 на одном из ленинградских заводов.
84. Изготовление артиллерийских снарядов на одном из ленинградских заводов. Июль 1943 г.
85. Батарея 85-мм зенитных орудий 52-К на площади Декабристов в Ленинграде. Апрель 1943 г.
86. Трупы умерших от голода на ленинградских улицах. 05.02.1942 г.
87. Ленинградцы на Загородном проспекте во время мороза -30. Январь 1942 г.
88. Эвакуируемые ленинградцы и трупы умерших от голода в порту Кобона, Ленинградская область. 12.04.1942 г.
89. Ленинградцы работают на воскреснике по очистке города на проспекте Володарского. 08.03.1942 г.
90. Ленинградцы берут воду из колонки на углу Загородного проспекта и улицы Дзержинского. Февраль 1942 г.
91. Ленинградские служащие отвозят на склад теплую спецодежду. Июль 1942 г.
92. Часовой на набережной 9-го января в блокадном Ленинграде. Декабрь 1941 г.
93. Футболисты ленинградского «Динамо» после матча с командой Краснознаменного Балтийского флота в блокадном Ленинграде. 30.05.1943 г.
94. Изготовление медалей «За оборону Ленинграда» на ленинградском монетном дворе. Январь 1943 г.
95. Ленинградцы на Суворовской площади смотрят салют в ознаменование снятия блокады. 27.01.1944 г.
96. Доставка обеда служащим одного из ленинградских предприятий в мае 1942 года.
97. Погрузка сколотого льда и снега в грузовой трамвай на проспекте 25-го октября в блокадном Ленинграде.
98. Разбор завалов после немецкого авианалета на Ленинград.
99. Советские военнослужащие у плаката «Окно ТАСС» на ленинградской улице. 1942 г.
100. Моряки-балтийцы и работники Главпочтамта на воскреснике по разборке разрушенных ленинградских зданий. Июль 1943 г.
Продолжение здесь http://aloban75.livejournal.com/551129.html

Начало блокады Ленинграда

871 ДЕНЬ БЛОКАДЫ

Наиболее трудный и трагичный период в жизни Ленинграда в годы Великой Отечественной войны продолжался с 8 сентября 1941 по 27 января 1944. В ходе Ленинградской битвы 1941—44 советские войска стойко и героически сдерживали противника на дальних, а затем и на ближних подступах к Ленинграду. 20 августа 1941 немецко-фашистских войска заняли г.Чудово, перерезав железную дорогу Ленинград — Москва. К 21 августа противник вышел к Красногвардейскому укреплённому району на юге, в тот же день финляндские войска захватили г.Кексгольм (ныне Приозёрск) на западном берегу Ладожского озера. С 22 августа начались бои на ораниенбаумском направлении. Немецко-фашистских войскам не удалось сходу ворваться в Ленинград, но фронт вплотную подошёл к городу в юго-западной его части. С прорывом противника 30 августа на станции Мга была перерезана последняя ж. д., соединявшая Ленинград со страной. 8 сентября 1941 противник захватил г.Шлиссельбург, полностью прекратилось сухопутное сообщение с Ленинградом. Началась блокада города, сообщение которого со страной поддерживалось только воздушным путём и по Ладожскому озеру. К концу сентября фронт на юго-западных и южных подступах к Ленинграду стабилизировался. Он проходил на рубежах: Финский залив, Лигово, южные склоны Пулковских высот, подступы к Колпино, берег Невы от Ивановского до Шлиссельбурга. На юго-западе фронт находился в 6 км от «Кировского завода», в районе Дачного. Передний край обороны советских войск проходил по территории современных Красносельского района, Кировского района, Московского района. На северо-западе и северо-востоке линия фронта стабилизировалась в сентября 1941 на линии старой советско-финляндской границы.

В блокированном городе (с пригородами), хотя эвакуация и продолжалась, осталось 2 млн. 887 тыс. мирных жителей, в том числе около 400 тыс. детей. Запасы продовольствия и топлива были крайне ограничены (на 1—2 месяца). С 4 сентября противник, стремясь осуществить планы уничтожения Ленинграда, начал артобстрелы Ленинграда, с 8 сентября — массированные налёты авиации. В конце августа в город прибыла комиссия ЦК ВКП(б) и ГКО, рассмотревшая неотложные вопросы укрепления его обороны, эвакуации предприятий и населения, снабжения. 30 августа ГКО передал Военному совету Ленинградского фронта все функции, связанные с организацией отпора врагу.

В конце сентября 1941 ГКО разрешил Военному совету Ленинградского фронта самостоятельно определять объём и характер производства основных видов оборонной продукции в Ленинграде. Горком ВКП(б) занялся размещением заказов по заводам, контролировал их выполнение, с октября непосредственно руководил работой всей промышленности Ленинграда. Тяжёлый героический труд ленинградцев и чёткая организация работы промышленности позволили наладить в городе выпуск оборонной продукции. Во втором полугодии 1941 (с начала войны до 14 декабря) заводы Ленинграда изготовили 318 самолётов, 713 танков, 480 бронемашин, 6 бронепоездов и 52 бронеплощадки, свыше 3 тыс. артиллерийских орудий, около 10 тыс. миномётов, свыше 3 млн. снарядов и мин, было достроено 84 корабля разных классов и переоборудовано 186.

По «Дороге жизни» через Ладожское озеро осуществлялась эвакуация населения и промышленного оборудования, доставка в Ленинграде продовольствия, топлива, боеприпасов, вооружения и людских пополнений для войск. Нарушение устойчивого сообщения со страной, прекращение регулярного подвоза топлива, сырья и продовольствия катастрофически отразились на жизни города. В декабре 1941 Ленинград получил электроэнергии почти в 7 раз меньше, чем в июле. Перестало работать большинство заводов, прекратились движение троллейбусов и трамваев, подача электроэнергии в жилые дома. В январе 1942 из-за сильных морозов вышли из строя центральное отопление, водопроводная и канализационной сети. Жители ходили за водой на Неву, Фонтанку, на другие речки и каналы. В жилых домах были установлены временные печки. Был организован разбор деревянных зданий на топливо.

С осени 1941 в Ленинграде начался голод, от которого в декабре умерло 53 тыс. человек За январь — февраль 1942 погибло от голода около 200 тыс. ленинградцев партийные и советские органы принимали меры для того, чтобы облегчить условия жизни ленинградцев. Наиболее ослабленные люди направлялись в больницы, создавались стационары для больных дистрофией, в домах устанавливались кипятильники, детей помещали в детские дома и ясли. Комсомольские организации создавали специальные комсомольско-молодёжные бытовые отряды, которые оказали помощь тысячам больных, истощённых и обессилевших от голода людей.

Зимой 1941—42 было законсервировано около 270 фабрик и заводов. Из 68 ведущих предприятий оборонной, судостроительной и машиностроительной промышленности в январе 1942 действовали не в полную мощность лишь 18. Шёл ремонт танков и вооружения. В январе — марте было изготовлено около 58 тыс. снарядов и мин, свыше 82 тыс. взрывателей, свыше 160 тыс. ручных гранат.

Ленинградцы самоотверженно преодолевали последствия блокадной зимы. В конце марта — начале апреля 1942 они выполнили огромную работу по санитарной очистке города. Весной 1942 началась навигация на Ладожском озере. Водные перевозки стали основным средством преодоления последствий блокадной зимы и возрождения городского хозяйства. В июне вступил в строй Ладожский трубопровод, проложенный по дну Ладожского озера для подачи горючего в Ленинград, затем через 2 месяца по подводному кабелю город получил энергию Волховской ГЭС.

Постановлением Военного совета Ленинградского фронта (5 июля 1942) «О необходимых мероприятиях по городу Ленинграду» наметило пути развития промышленности Ленинграда и городского хозяйства. В военную промышленность направлялись рабочие с законсервированных заводов, из лёгкой и местной промышленности, коммунального хозяйства, служащие из управленческого аппарата, мобилизовывалось незанятое в общественном производстве население. Почти 75% всех рабочих составили женщины. К концу 1942 работа промышленных предприятий заметно активизировалась. С осени выпускались танки, артиллерийские орудия, миномёты, пулемёты, автоматы, снаряды, мины — около 100 видов оборонной продукции. В декабре началось подключение к электросети жилых домов. В возрождении хозяйственной жизни Ленинграда оказывала помощь вся страна.

В январе 1943 блокада Ленинграда была прорвана советскими войсками, вдоль южного берега Ладожского озера была сооружена ж. д. через Шлиссельбург — «Дорога победы». Восстановление ж.-д. связи со страной, улучшение снабжения Ленинграда топливом и электроэнергией, а населения продовольствием позволили шире развернуть работу городской промышленности. Весной задание ГКО получили 15 ведущих заводов, задания наркоматов — 12. В июле 1943 в Ленинграде уже действовали 212 предприятий союзного и республиканского подчинения, выпускавших свыше 400 видов оборонной продукции. К концу 1943 в Ленинграде осталось около 620 тыс. человек, из которых 80% работали. Почти все жилые и общественные здания получили электроэнергию, были обеспечены водопроводом и канализацией.

В результате Красносельско-Ропшинской операции 1944 в январе — феврале блокада с Ленинграда была снята полностью. В честь полного снятия блокады был произведён в Ленинграде салют 27 января 1944.

За время блокады враг причинил Ленинграду огромный ущерб. В частности, из строя было выведено 840 зданий промышленных предприятий, повреждено около 5 млн. м2 жилой площади (в том числе 2,8 млн. м2 разрушено полностью), 500 школ, 170 лечебных учреждений. В результате разрушений и эвакуации предприятий в Ленинграде осталось лишь 25% оборудования, которым промышленность Ленинграда располагала до войны. Огромный ущерб был нанесён ценнейшим памятникам истории и культуры — Эрмитажу, Русскому музею, Инженерному замку, дворцовым ансамблям пригородов.

За время блокады в Ленинграде, только по официальным учтённым данным, умерло от голода 641 тыс. жителей (по подсчётам историков — не менее 800 тыс.), погибло от бомбёжек и обстрелов около 17 тыс. человек и около 34 тыс. было ранено.

Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград: Энциклопедический справочник.

ВЗГЛЯД ПОЭТА

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова,

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем

Навеки.

А.А. Ахматова. Мужество.

БЛОКАДНЫЙ ДНЕВНИК

«28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12.00 утра 1941 года».

«Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 г.».

«Лека умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 г.».

«Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи. 1942 год».

«Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 год».

«Мама – 13 мая в 7 часов 30 минут утра. 1942 г.»

«Савичевы умерли». «Умерли все». «Осталась одна Таня».

Дневник Тани Савичевой

ЛЕНИНГРАДСКАЯ СИМФОНИЯ

22 июня 1941 года его жизнь, как и жизнь всех людей в нашей стране, резко изменилась. Началась война, прежние планы оказались перечеркнутыми. Все стали работать на нужды фронта. Шостакович вместе со всеми рыл окопы, дежурил во время воздушных тревог. Делал аранжировки для концертных бригад, отправлявшихся в действующие части. Естественно, роялей на передовых не было, и он перекладывал аккомпанементы для небольших ансамблей, делал другую необходимую, как ему казалось, работу. Но как всегда у этого уникального музыканта-публициста — как было с детства, когда в музыке передавались сиюминутные впечатления бурных революционных лет, — стал созревать крупный симфонический замысел, посвященный непосредственно происходящему. Он начал писать Седьмую симфонию. Летом была закончена первая часть. Ее он успел показать самому близкому другу И. Соллертинскому, который 22 августа уезжал в Новосибирск вместе с филармонией, художественным руководителем которой был многие годы. В сентябре, уже в блокированном Ленинграде, композитор создал вторую часть, показал ее коллегам. Начал работу над третьей частью.

1 октября по специальному распоряжению властей его вместе с женой и двумя детьми самолетом переправили в Москву. Оттуда, через полмесяца поездом он отправился дальше на восток. Первоначально планировалось ехать на Урал, но Шостакович решил остановиться в Куйбышеве (так в те годы называлась Самара). Здесь базировался Большой театр, было много знакомых, которые на первое время приняли композитора с семьей к себе, но очень быстро руководство города выделило ему комнату, а в начале декабря — двухкомнатную квартиру. В нее поставили рояль, переданный на время местной музыкальной школой. Можно было продолжать работу.

В отличие от первых трех частей, созданных буквально на одном дыхании, работа над финалом продвигалась медленно. Было тоскливо, тревожно на душе. Мать с сестрой остались в осажденном Ленинграде, переживавшем самые страшные, голодные и холодные дни. Боль за них не оставляла ни на минуту…

Последняя часть долго не получалась. Шостакович понимал, что в симфонии, посвященной событиям войны, все ожидали торжественного победного апофеоза с хором, праздника грядущей победы. Но для этого не было пока никаких оснований, а он писал так, как подсказывало сердце. Не случайно позднее распространилось мнение, что финал по значимости уступает первой части, что силы зла оказались воплощенными значительно сильнее, чем противостоящее им гуманистическое начало.

27 декабря 1941 года Седьмая симфония была закончена. Конечно, Шостаковичу хотелось, чтобы ее исполнил любимый оркестр — оркестр Ленинградской филармонии под управлением Мравинского. Но он был далеко, в Новосибирске, а власти настаивали на срочной премьере: исполнению симфонии, которую композитор назвал Ленинградской и посвятил подвигу родного города, придавалось политическое значение. Премьера состоялась в Куйбышеве 5 марта 1942 года. Играл оркестр Большого театра под управлением Самуила Самосуда.

После куйбышевской премьеры симфонии прошли в Москве и Новосибирске (под управлением Мравинского), но самая замечательная, поистине героическая состоялась под управлением Карла Элиасберга в осажденном Ленинграде. Чтобы исполнить монументальную симфонию с огромным составом оркестра, музыкантов отзывали из военных частей. Некоторых перед началом репетиций пришлось положить в больницу — подкормить, подлечить, поскольку все простые жители города стали дистрофиками. В день исполнения симфонии — 9 августа 1942 года — все артиллерийские силы осажденного города были брошены на подавление огневых точек врага: ничто не должно было помешать знаменательной премьере.

И белоколонный зал филармонии был полон. Бледные, истощенные ленинградцы заполнили его, чтобы услышать музыку, посвященную им. Динамики разносили ее по всему городу.

Общественность всего мира восприняла исполнение Седьмой как событие огромной важности. Вскоре из-за рубежа стали поступать просьбы выслать партитуру. Между крупнейшими оркестрами западного полушария разгорелось соперничество за право первого исполнения симфонии. Выбор Шостаковича пал на Тосканини. Через мир, охваченный огнем войны, полетел самолет с драгоценными микропленками, и 19 июля 1942 года Седьмая симфония была исполнена в Нью-Йорке. Началось ее победное шествие по земному шару.

Блокада Ленинграда: историческая хроника событий, потери, итоги и значение

19.11.2019 Мемориал, посвященный блокаде Ленинграда

Ленинград — второй по значению город СССР — в годы Великой Отечественной войны стал местом многолетнего и крайне упорного сражения, которое повлияло на весь ход боевых действий. Ленинградцам и советским воинам-защитникам города пришлось действовать в крайне тяжелых условиях полной блокады, с возможностью опираться только на собственные силы и ресурсы.

Ленинградская блокада, длившаяся с сентября 1941 по январь 1944 годов, стала значимой страницей в истории города и страны. Ленинградцы смогли упорной обороной спасти город от полного уничтожения, которое угрожало ему в случае падения.

Исторические предпосылки и положение города

Заложенный как новая столица, Санкт-Петербург играл эту роль вплоть до конца существования Российской Империи. Несмотря на близость к границе, войны обходили его стороной. Революции, смена государственного строя, возврат центра управления страной в Москву отразились в переименованиях города на Неве в Петроград, затем в Ленинград, но сохранился его статус важнейшего политического, промышленного, научного, культурного и транспортного центра.

К концу 1930-х годов «северная столица» насчитывала более 3 миллионов жителей, а расположенные здесь предприятия являлись существенной составляющей оборонно-промышленного потенциала СССР. Но наличие госграницы всего лишь в 30-35 километрах от Ленинграда представляло собой проблему безопасности стратегического значения.

Попытки обеспечить перенос советско-финляндской границы дальше от города путем переговоров были довольно активными, но не принесли успеха. По итогам военного конфликта с Финляндией в 1939-1940 гг., несмотря на трудности первоначального этапа, СССР добился требуемого переноса границы, притом на более значительное расстояние.

«Финская война» оказала заметное влияние на жизнь Ленинграда и его население, которое первым в Советском Союзе ощутило на себе все превратности статуса «прифронтового города». Нехватка транспорта, задействованного для обеспечения боевых действий, перебои с топливом и продовольственным снабжением имели место, но оказались преодолены и дали нужный опыт многим городским руководителям. А даже частичные военно-мобилизационные мероприятия (светомаскировка, передача части школ под военные госпитали) сделали ленинградцев более подготовленными к грядущей большой войне.

В составе Ленинградского военного округа после советско-финляндской войны оставались штабы трех армий (7-й, 14-й и 23-й). Но их численный состав и ударную мощь, основанную на современной военной технике, к тому времени уже существенно сократили в пользу западных приграничных округов. В Ленинграде также размещалось командование Краснознаменного Балтийского флота (самого многочисленного в ВМФ СССР). Флот располагал внушительными силами авиации и противовоздушной обороны.

Начало войны (июнь-сентябрь 1941 года)

Германский план «Барбаросса», разработанный для войны с Советским Союзом, прямо указывал на Ленинград в качестве одного из трех главных направлений ударов. На этом направлении должна была действовать группа армий «Север» под командованием генерал-фельдмаршала В. фон Лееба. В ее составе с начала войны значились 16-я и 18-я армии, 4-я танковая группа, а в качестве поддержки этим силам отряжался 1-й воздушный флот.

По итогам приграничного сражения группе армий «Север» удалось рассечь надвое советский Северо-Западный фронт и уже 9 июля взять Псков. Советское руководство, осознав непосредственную угрозу Ленинграду, еще с начала июля направило силы на возведение укрепленных линий на рубежах вокруг города, общая протяженность которых составила около 900 километров. 10 июля было образовано Главное командование Северо-Западного направления во главе с маршалом К. Е. Ворошиловым.

Возведение Лужского оборонительного рубежа

Красная Армия, опираясь на Лужский оборонительный рубеж, смогла задержать немецкое наступление почти на месяц. Этому в немалой степени способствовал удачный контрудар в районе город Сольцы, где удалось нанести чувствительные потери мотомеханизированным ударным силам вермахта.

Выигранное время дало возможность сформировать резервы в виде двух новых армий (42-й и 55-й) для защиты подступов к Ленинграду. Кроме того, был запущен процесс эвакуации части предприятий и населения, охвативший почти полмиллиона ленинградцев. Но после паузы на восполнение потерь немцы смогли прорвать советскую оборону и к концу августа выйти к окрестностям Ленинграда. 29 августа немцы захватили станцию Мга и перерезали основную железнодорожную магистраль.

После бомбардировки 25 июня советской авиацией городов и военных баз в Финляндии эта страна объявила войну Советскому Союзу. Активные наступательные действия на Карельском перешейке финская армия начала с 31 июля и за месяц смогла добиться успеха, остановившись на рубеже старого советского Карельского укрепрайона.

Начало блокады (сентябрь-декабрь 1941 года)

Уже в середине июля командование вермахта исключило в качестве возможной задачи штурм Ленинграда, сделав ставку на полное окружение города. Согласно директиве Гитлера номер 35 от 6 сентября, использованную для прорыва к советской «северной столице» 4-ю танковую группу надлежало в срочном порядке передислоцировать для наступления на Москву. После взятия германскими войсками Шлиссельбурга 8 сентября сухопутное сообщение Ленинграда с остальной страной было прервано.

Войска группы армий «Север» постарались выполнить приказ на полное окружение города, но упорная оборона частей Красной Армии не позволила это сделать. Господствующие Пулковские высоты остались под контролем советских войск. К немногочисленным успехам вермахта относятся взятие Красногвардейска, Пушкина и Красного Села, а также рассечение советской обороны в районе Петергофа, где образовался изолированный Ораниенбаумский плацдарм.

Образование кольца блокады толкнуло советское командование на поспешные и несогласованные действия в рамках Синявинской операции. Снимать возникшую осаду предполагалось силами отдельной 54-й армии под командованием маршала Г. И. Кулика. Это наступление встретило мощное противодействие немцев и в итоге смогло продвинуться лишь на 5-10 километров.

При этом все высшее советское военное руководство ошибочно пребывало в ожидании штурма вермахтом «города Ленина». Генерал армии Г. К. Жуков, 13 сентября сменивший Ворошилова во главе войск Ленинградского фронта, предпринял ряд активных мер по формированию и переброске частей, включая пополнение сухопутных подразделений моряками Балтфлота. В итоге Жуков фактически распылял свои силы, вынуждая подчиненных командиров соединений проводить постоянные контратаки на второстепенных по значению направлениях, зачастую уже укрепленных немцами.

На этот период приходится важная операция советских войск по захвату небольшого плацдарма в районе Невской Дубровки, получившего название «невский пятачок». Попытки развить отсюда наступление с целью ликвидации Шлиссельбургского выступа и дальнейшего прорыва блокады оказались безуспешными и привели к значительным потерям.

Карта обстановки под Ленинградом по состоянию на конец 1941 года

Немецкие войска, закрепившись в пригородах на удалении в 4-7 километров от городской черты, перешли к активным артиллерийским обстрелам и воздушным бомбардировкам Ленинграда. Верхушка «Третьего рейха» откровенно признавалась в стремлении полностью уничтожить «город Ленина», уповая при этом на разрушение жилых домов артиллерией и скорую смерть осажденных от голода.

С первых же дней блокады в Ленинграде остро встала проблема организации продовольственного снабжения. Имеющихся запасов могло хватить максимум на месяц, что заставляло городское руководство уже с октября значительно урезать нормы их потребления. Снабжение посредством авиации и водным путем через Ладогу лишь частично решало проблему, но вскоре и этот маршрут был поставлен под угрозу.

Группа армий «Север» смогла к началу ноября захватить Тихвин и Волхов, угрожая выходом к реке Свирь, на рубеже которой были остановлены финские войска. Соединение войск противника восточнее Ленинграда грозило городу неминуемой гибелью. Северо-Западный фронт сумел сперва остановить немцев, а к началу декабря — вернуть утраченные ранее города и железную дорогу к побережью Ладожского озера.

Запасы продовольствия в блокадном Ленинграде быстро таяли, и с 20 ноября по 25 декабря 1941 года нормы выдачи продуктов достигли минимального размера за все время блокады. Для служащих, иждивенцев и детей эта норма составила 125 граммов хлеба на день, для работающих граждан — 250 граммов. Только ближе к концу 1941 года удалось, нарастив ледовый покров Ладожского озера, установить транспортные коммуникации с блокированным городом.

125 граммов хлеба: минимальная дневная продовольственная норма блокадника

1942 или страшный год блокады

В предновогодние дни нормы выдачи продовольствия ленинградцам были немного увеличены, но продолжали оставаться недостаточными для выживания ослабленных длительным голоданием людей. Первые зимние месяцы 1942 года сотням тысяч ленинградцев пережить не удалось. К голоду добавились аномальные холода этой зимы, в то время как центральное отопление в условиях блокады перестало существовать.

Дата введения нормы Суточные нормы хлеба в блокадном Ленинграде (в граммах)
по отдельным категориям граждан
Рабочие горячих цехов Рабочие и ИТР Служащие Иждивенцы Дети до 12 лет
11 сентября 1941 700 500 300 250 300
1 октября 1941 600 400 200 200 200
13 ноября 1941 450 300 150 150 150
20 ноября 1941 375 250 125 125 125
25 декабря 1941 500 350 200 200 200
24 января 1942 575 400 300 250 250
11 февраля 1942 700 500 400 300 300

Решающее значение для осажденного города приобрела «Дорога Жизни», проложенная по льду Ладожского озера. Именно она позволяла направлять в город машины с продовольствием и вывозить из него гражданское население, прежде всего детей. Это зачастую приходилось делать под обстрелами и бомбежками. Ледовая трасса действовала вплоть до апреля 1942 года, что позволило еще несколько раз повысить нормы выдачи продовольствия остающимся в городе жителям.

Похоронная процессия в блокадном Ленинграде

В январе 1942 года советское командование предприняло новую попытку разорвать кольцо немецких войск вокруг Ленинграда. Сформированная под эту задачу 2-я ударная армия в ходе Любаньской операции смогла прорвать оборону, но для развития успеха привлеченных сил оказалось недостаточно. Весной 1942 года армия попала в окружение и после тяжелых боев была почти полностью уничтожена либо пленена.

Германское военное командование при этом понимало, что взять Ленинград в ходе весенне-летней кампании 1942 года не представляется возможным. Немцы предприняли активные попытки уничтожить корабли советского Балтийского флота ударами авиации и артиллерии. Но каких-либо существенных результатов эти атаки не принесли.

В августе-сентябре 1942 года завязалось очередное сражение на 15-километровом участке германского кольца блокады, примыкающего на карте к Ладоге. Советские войска повторили попытку прорыва насыщенной немецкой обороны, и вновь безуспешно. В то же время эта атака сорвала намеченное наступление вермахта с форсированием Невы, для чего группу армий «Север» усилили 11 армией, отвлеченной с решающих направлений войны.

Прорыв блокады Ленинграда в 1943 году

Операция 1943 года по прорыву блокады Ленинграда получила название «Искра» (причем такое название предложил лично И. В. Сталин). Для достижения цели в том же районе, где уже сколько раз советские войска терпели неудачи, были сосредоточены силы и средства, обеспечивающие пятикратное превосходство над противником. Операция началась 12 января, и через шесть дней Ленинградский и Волховский фронты соединились, прорвав ленинградское блокадное кольцо.

Прорыв блокады Ленинграда

Чуть более двух недель ушло на то, чтобы в пробитом к Ленинграду сухопутном коридоре запустить в действие железнодорожное и автомобильное сообщение. Этот новый путь снабжения города, по-прежнему остающегося в условиях блокады, был назван «Дорогой Победы». Вторая блокадная зима прошла в достаточно приемлемых условиях продовольственного снабжения «города Ленина».

В феврале-апреле 1943 года советские войска под Ленинградом попытались развить свой успех и разгромить немецкую группу армий «Север», но сделать это не удалось. В составе немецких войск оборонительные действия вела, в частности, испанская «Голубая дивизия», сформированная на добровольческой основе (из-за официального нейтралитета Испании во Второй мировой войне). Эта часть удерживала позиции на реке Ижора и смогла успешно отбить атаки частей советской 55-й армии. В ноябре 1943 года дивизия была отозвана к себе на родину.

Снятие блокады Ленинграда

Операция по полному деблокированию начиналась 14 января 1944 года совместными ударами Ленинградского и Волховского фронтов по флангам немецкой обороны в районах Петергофа и Новгорода. Оборонительная линия противника была прорвана, но значительная часть сил вермахта, бросив тяжелое вооружение, смогла вырваться из уготованного им окружения.

С 21 января немцы начали отвод своих войск из Мгинско-Синаявинского выступа на новые оборонительные рубежи у Нарвы и Луги. Советские войска упорными боями смогли серьезно нарушить эти планы, и после взятия Красногвардейска добиться рассечения 18-й немецкой армии на две части. По итогам этого наступления германские войска были отброшены от города, и 27 января был издан особый приказ по фронту, возвестивший об окончательном снятии блокады Ленинграда.

Дальнейшее развитие этого наступления отодвинуло линию советско-германского фронта от «северной столицы» более чем на 200 километров. В середине июня советские части отбросили финские войска, удерживающие Карельский перешеек, более чем на 100 километров в северном направлении. При этом последовательно было прорвано несколько хорошо укрепленных оборонительных линий противника.

Сколько дней длилась блокада

Неоднократно встречающаяся в различных источниках фраза о «900-дневной блокаде» является не более чем литературным образом, который был вызван стремлением «округлить» значимую цифру. Согласно мнению историков о том, сколько дней продолжалась блокада Ленинграда, эта цифра составляет 872 дня. Основными рубежными датами при этом считаются:

  1. 09.1941 — начало блокады, отсечение города от всех сухопутных коммуникаций;
  2. 01.1943 — соединение войск Ленинградского и Волховского фронтов, осуществивших прорыв блокадного кольца;
  3. 01.1944 — окончательное снятие блокады Ленинграда.

Различия в понятиях «порыв» и «снятие» блокады обусловлены фактором контроля за транспортными коммуникациями Ленинграда. Прорыв блокады не изменил их временный характер, поэтому снятием блокады признано восстановление советского контроля над Октябрьской железной дорогой.

В целом понятие обороны Ленинграда имеет более широкие временные рамки: с 10 июля 1941 года по 9 августа 1944 года, вплоть до окончательного освобождения от оккупантов территории Ленобласти. Ленинградская битва считается одним из наиболее продолжительных сражений Второй мировой войны.

Памятник погибшим в блокаду на Пискаревском кладбище

Итоги, потери и значение

Блокада Ленинграда примечательна тем, что суровые тяготы войны, огромные жертвы и потери коснулись не только военнослужащих, но и простых граждан. Огромный город в течение двух с половиной лет подряд в практически полном вражеском окружении смог не только сражаться, но и продолжить работу своих предприятий, сохранять саму возможность проживания множеству людей.

Блокада нанесла «городу Ленина» очень чувствительные потери. Даже их определение заняло несколько лет. Самые массовые жертвы составили умершие от голода, их число оценивается в 620 тысяч человек, причем большинство этих смертей приходится на первую блокадную зиму. Немецкие артобстрелы и воздушные налеты привели к гибели примерно 17 тысяч ленинградцев из числа гражданского населения.

Потери советских войск в Ленинградской битве в целом составили около 330 тысяч только убитыми. Основная часть из них приходится на неудачные операции по прорыву блокады. Кроме того, эти прорывы, заканчиваясь попаданием атакующих советских частей в окружение, обернулись для 110 тысяч солдат и офицеров статусом «пропавших без вести».

Но понесенные жертвы оказались не напрасными. Упорная оборона советских войск под Ленинградом в 1941-1942 годах позволила сковать на этом направлении крупную немецкую группировку, исключив возможность ее использования на других участках советско-германского фронта. Кроме того, Ленинград удалось сохранить в качестве одного из основных оборонно-промышленных и научных центров страны и главной базы Балтийского флота. На протяжении всей войны вклад «города на Неве» в общую победу над фашизмом не прерывался и имел огромное значение.

Признанием величайших заслуг ленинградцев и воинов, защищавших город, Ленинграду в числе первых в стране было присвоено звание «города-героя». А дата снятия блокады Ленинграда (27 января) стала одним из Дней воинской славы, ежегодно торжественно отмечаемых всей Россией.