Левиратный брак

Содержание

Левиратный брак

(Ибум ва-халица)

Написано в книге Второзаконие (XXV, 5- 10) : «Если братья будут жить вместе, и умрет один из них, а сына нет у него, то да не выйдет вдова умершего за чужого человека — деверь ее пусть войдет к ней и возьмет ее себе в жены И первенец, которого она родит, будет считаться сыном умершего брата его, и не изгладится имя его из Израиля. А если не захочет этот человек взять в жены невестку свою, пусть взойдет невестка его к вратам, к старейшинам, и скажет: отказывается деверь мой восстановить брату своему имя в Израиле, не хочет он взять меня. И призовут его старейшины города его и переговорят с ним. А если настоит и скажет: не хочу взять ее, — подойдет к нему невестка его при старейшинах и снимет башмак с ноги его… И назовется имя его в Израиле: дом разутого». Обязанность левиратного (деверского) брака известна в Израиле с древнейших времен. Так, Боаз взял себе в жены Рут, «чтобы не стерлось имя мертвого…». После церемонии разувания — халица — деверь освобождается от обязанности жениться на невестке. Освобождается и она от обязанности выйти за него замуж и вправе найти другого. Чтобы подчеркнуть важность обряда X., мудрецы настояли на том, чтобы церемония происходила публично и в присутствии суда, состоящего из трех судей. Они должны подтвердить, что женщина — жена умершего, а называющий себя ее деверем — его брат. Судьи сидят, как в обычном суде, а невестка и деверь стоят. Суд вопрошает, прошло ли уже три месяца со дня смерти мужа. Затем спрашивает старший из судей, согласен ли деверь быть ее мужем. И если скажет деверь, что предпочитает X., то приступают к церемонии X. По окончании церемонии говорят судьи: «Да будет воля на то, чтобы дочери Израиля не нуждались ни в X., ни в браке с деверем».

Источник: Энциклопедия иудаизма на Gufo.me

Что такое закон левирата (ужичества)?

священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря

Установление о левиратном (от евр. левир — деверь) браке в составе Синайского законодательства имело цель предотвратить вымирание рода. «Если братья живут вместе и один из них умрет, не имея у себя сына, то жена умершего не должна выходить на сторону за человека чужого, но деверь ее должен войти к ней и взять ее себе в жену, и жить с нею, — и первенец, которого она родит, останется с именем брата его умершего, чтоб имя его не изгладилось в Израиле» (Вт.25:5–6). Другое его название (закон ужичества) возникло от церковно-славянского слова «ужик» (южик) — родственник.

Размышляя над родословием Иисуса Христа, мы должны решительно отбросить всякую мысль о «противоречии». Святой апостол — евангелист Лука был знаком с Евангелием от Матфея. Сам он пишет: «Как уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях, как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова, то рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил» (1:1–3).

Попытка применить закон о левиратном браке в деле согласования двух родословий была впервые сделана христианским писателем 6 века Юлием Африканом. У евангелиста Матфея отцом Иосифа Обручника назван Иаков (1:16), а у евангелиста Илий (3:23). Последний умер бездетным. Его брат женился на вдове. У них родился Иосиф, который по закону левиратного брака считался сыном Илия, а реально происходил от Иакова.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Левират

В Викисловаре есть статья «левират»

Левира́т (от лат. levir — деверь, брат мужа), у́жичество, амангерство (от каз. амангерлік, әмеңгерлік) — брачный обычай, свойственный многим народам на стадии патриархально-родового строя, по которому вдова была обязана или имела право вступить вторично в брак только с ближайшими родственниками своего умершего мужа, в первую очередь — с его братьями. В представлении отдельных народов левират выступал одним из средств продолжения рода умершего ближайшими родственниками. В различных вариантах левирата усилены или ослаблены элементы обязанности и права на стороне как вдовы, так и её потенциальных мужей.

Происхождение

Происхождение левирата объясняют различно, и в разное время было озвучено исследователями по меньшей мере три точки зрения:

Последствия полиандрии

Большое внимание вызвала попытка некоторых социологов (особенно Мак-Леннана) рассматривать левират как переживание и последствие особой формы коллективного брака, полиандрии. По мнению этих социологов, с исчезновением полиандрии и возникновением индивидуального брака старое полиандрическое представление о принадлежности всех рождённых в семье детей старшему её члену как главе её переходит мало-помалу в то, которое мы встречаем в левирате.

Согласно этой точке зрения, левират, подобно сорорату, когда мужчина одновременно вступал в брак с двумя или более сёстрами, являлся прямым следствием норм группового брака и родовой экзогамии, в силу которых каждая женщина была естественной потенциальной женой для всех мужчин определённого рода.

Остаток старого обычая наследования

Другая точка зрения (особенно Спенсер и Вестермарк) видит в левирате остаток старого обычая наследования вместе с имуществом также и жён умершего — обычая, видоизмененного лишь тем, что за невозможностью сожительства сына-наследника со своей матерью последняя переходила к брату умершего вместе с другими правами которыми почему-либо (например, по малолетству) не могли воспользоваться сыновья (например, звание, должность). Экономическое основание левирату сообщает покупной брак: купленная жена, составляя собственность рода или семьи умершего, приравнивается к наследственному имуществу. Если допускается отказ от левирата, то вдова обязана возвратить калым либо может выйти замуж по своему выбору при условии уплаты пени или только с согласия родни умершего.

Чисто юридическое

Третье воззрение, выставленное Мэном, видоизмененное и сильно поддержанное Мэйном и особенно Штарке, сближает левират с аналогичным институтом индусской «нийоги», согласно которому искусственное потомство бездетному лицу может быть обеспечено не только после его смерти, но и при его жизни путём передачи им своей жены родственнику или даже постороннему лицу для произведения сына, который считается его собственным сыном. Будучи более широким, чем левират, этот институт известен целому ряду народностей, между прочим — древним грекам. Явно указывая на сознательное установление искусственного потомства, с определённой целью продолжения рода, он, по мнению названных писателей, имеет чисто юридическую основу: признание принадлежности детей не их действительному родителю, а прежде всего тому, под чьей властью находится женщина, от которой происходит ребёнок.

Распространение

В древности левират был широко распространён у многих народов. У ряда народов (у древних евреев, индусов, народов Дагестана, туркмен, казахов, таджиков и других) левират сохранялся долгое время, чему способствовало два фактора. Первый — обычай калыма (женщина, за которую заплачен калым, считалась собственностью рода или семьи, купивших её, что обязывало вдову остаться и после смерти мужа в пределах его семьи или рода). Вдова, нарушившая обычай левирата, обязана была возвратить родственникам калым. Вторая причина — это необходимость строго соблюдать родовую линию и сохранения знаний о своем племенном происхождении, ребенок вдовы не должен покидать племя и род своего отца и должен воспитываться в семье, близкой к его отцу. Этим шагом решается сразу несколько проблем:

  1. обустройство вдовы (она не у чужих людей, материальное положение почти не меняется),
  2. полная адаптация ребенка вдовы с другими детьми нового мужа (он или она среди своих, все они кровные братья, сестры, у них общий предок, нет отторжения детей в семье),
  3. когда дети-сироты растут в пределах своего рода (племени), снижается вероятность кровосмешения между кровными родственниками (если представитель одного рода может вступать в брак только с представителем другого рода, нет риска в другом роду встретить своих кровных родственников).

Следов соответствующего института в славянских обычаях не наблюдается.

Законодательное закрепление

Этот обычай был закреплен на уровне закона в Пятикнижии (Втор. 25:5-10) в следующем виде:

Если братья живут вместе и один из них умрёт, не имея у себя сына, то жена умершего не должна выходить на сторону за человека чужого, но деверь её должен войти к ней и взять её себе в жену, и жить с нею, — и первенец, которого она родит, останется с именем брата его умершего, чтоб имя его не изгладилось в Израиле. Если же он не захочет взять невестку свою, то невестка его пойдет к воротам, к старейшинам, и скажет: «деверь мой отказывается восставить имя брата своего в Израиле, не хочет жениться на мне»; тогда старейшины города его должны призвать его и уговаривать его, и если он станет и скажет: «не хочу взять её», тогда невестка его пусть пойдёт к нему в глазах старейшин, и снимет сапог его с ноги его, и плюнет в лице его, и скажет: «так поступают с человеком, который не созидает дома брату своему». И нарекут ему имя в Израиле: «дом разутого».

В законах Ману содержится схожее постановление, по которому в случае бездетной смерти мужа, принадлежащего к низшему, служащему классу, его вдова обязывается прижить сына с братом или другим родственником мужа, однако не более чем одного (Ману, IX, 59—64).

Интересные факты

На примере левирата саддукеи пытаются показать в диспуте с Иисусом несостоятельность идеи воскресения в Евангелиях от Марка, от Матфея и от Луки.

По одной из версий, Иосиф, обручник Пресвятой Богородицы, Матери Иисуса Христа, был рожден в левирате, чем объясняются различия в двух родословиях Иисуса Христа.

Легендарный царь Израильский Давид был потомком левирата израильтянина Вооза и моавитянки Руфи (см. Книга Руфь), причём не обязательного по Закону Моисееву левирата между вдовой и её деверем, а, видимо, по обычаю. Руфь, предлагая Воозу жениться на ней, говорит: «я Руфь, раба твоя, простри крыло твое на рабу твою, ибо ты родственник», а в ответ вначале слышит: «хотя и правда, что я родственник, но есть ещё родственник ближе меня» — то есть речь идёт об обычае левирата, хотя Вооз не был деверем Руфи и не обязан был жениться, равно как и упомянутый родственник, который отказался, «чтобы не расстроить своего удела», и не был наказан.

> См. также

  • Сорорат
  • Йибум

Примечания

  1. «…а҆́ще ѹ҆́жичествꙋеши, ѹ҆́жичествꙋй…» (Руфь. 4:4)
  2. 1 2 3 Левират // Большая советская энциклопедия. — 1-е изд. — М.: Советская Энциклопедия. — 1926—1947. — Т. 36: Ларте — Лилло. — 1938. — Столбцы 152-153.
  3. 1 2 3 4 5 Левират // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  4. Ужичество // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  5. Руфь. 2:1.
  6. Руфь. 4:6.

Литература

  • Левират // Большая советская энциклопедия : / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  • Косвен М. О. Очерки истории первобытной культуры. — М., 1953. — С. 111—112.
  • Штернберг Л. Я. Семья и род у народов северо-восточной Азии. — Л., 1933.

Ссылки

  • Прот. Александр Глаголев († 1938 г.). 3акон ужичества или левиратный брак у древних евреев. / Библейско-археологический очерк. — К., 1914.

>Левиратный брак — Ибум

Общее о левиратном браке в иудаизме

Суть заповеди о левиратном браке (Ибум на ивр.) заключается в том, чтобы человек, брат которого умер, не оставив потомства, женился на его вдове. И, хотя жена брата в обычной ситуации входит в число женщин, на которых жениться запрещено, тем не менее, в данном случае на его вдове не только разрешено жениться, но и существует важная заповедь построить с ней семью. Родившиеся от левиратного брака дети считаются продолжателями рода не только своего отца, но и, в определенном смысле, также и его покойного брата. В случае отказа от этого брака Тора предписывает выполнить обряд «халица».

Объяснение слов Святого языка, связанных с заповедью левиратного брака

На Святом языке левиратный брак называется «ибум». Это название происходит от слова «явам», которое означает «деверь», брат покойного мужа. Явама со Святого языка, соответственно, переводится как «невестка», вдова покойного брата.

Согласно некоторым мнениям (рабейну Йона ибн Джанах в книге «Шорашим»), значение слова «ибум» — это «построение явамом семьи с женой его покойного брата, умершего, не оставив после себя детей».

Другие мудрецы Торы (Хизкуни на Берешит 38:8; рабейну Палтиэль; Сфорно на Дварим 25:7) считают, что «ибум» означает «создание семьи, когда человек из явама превращается в мужа вдовы своего усопшего брата».

Общее об обряде Халица — отказе от левиратного брака

Человек, который по какой-либо причине не хочет связать себя семейными узами со своей явамой, имеет право совершить церемонию «халица», которая разрывает зависимость явамы от явама и дает ей право выйти замуж за любого другого, разрешенного ей по Закону мужчину. Халица также является заповедью Торы, но заповедь ибум предшествует ей по степени важности.

Слово «халица» образовано от слова «лахлоц» — «разуть», «снять (с кого-либо) обувь». Такое название связанно с тем, что во время церемонии халица вдова покойного — явама — снимает ботинок с ноги явама.

О законах халицы будет рассказано в специально посвященной этой теме статье. В рамках данной статьи речь пойдет исключительно о заповеди ибум.

Источник заповеди ибум в Писании

Мы приведем цитаты из книги Дварим (Дварим 25:5-10), которые касаются данной заповеди.

Сказано в Торе: «Если братья жить будут вместе, и умрет один из них, а сына нет у него, не выйдет жена умершего за чужого человека, не являющегося членом семьи: явам должен войти к ней и взять ее себе в жены и исполнить заповедь ибум. И первенец, которого она родит, будет продолжением имени его усопшего брата и не сотрется его имя из народа Израиля».

Дальше Тора описывает, как и когда осуществляется халица, отказ от ибума: «Но если не захочет этот человек взять яваму свою, то пусть взойдет явама его к воротам, к старейшинам, и скажет: “отказывается мой явам дать продолжение имени брата своего в Израиле, не хочет он взять меня в жены”. И вызовут его старейшины города его, и поговорят с ним, а он стоит на своем и говорит: “не желаю брать ее в жены”. И подойдет к нему явама его в присутствии старейшин и снимет ботинок его с ноги его, и плюнет перед ним, и возгласит: “так поступают со всяким, кто не хочет установить семью брату своему”. И будут называть его в Израиле “семья разутого”».

Об истории заповеди ибум

Заповедь о левиратном браке была дана еврейскому народу вместе с остальными заповедями во время Синайского Откровения, хотя наши праотцы исполняли ее еще задолго до дарования Торы. Так, в книге Берешит рассказывается о том, как после смерти своего старшего сына, Йеуда наставляет своего второго сына построить семью с женой его покойного брата, который умер, не оставив после себя потомства: «И сказал Йеуда Онану: войди к жене брата твоего и сделай ей ибум, чтобы продолжить род брата твоего» (Берешит 38:8).

Мудрецы несколько расширили рамки заповеди ибум и, помимо братьев усопшего, включили в нее и некоторых других родственников, которым по закону разрешено жениться на вдове усопшего. Так мы встречаем в «Свитке Рут»: «И сказал Боаз: в день, когда приобретешь ты поле у Наоми и у Рут моавитянки, жену усопшего ты приобретешь, чтобы установить имя умершему в его уделе» (Рут 4:5). Напомним, что там речь идет о довольно близком родственнике, но не о брате.

Законы, связанные с заповедью ибум

В каком случае необходимо исполнить заповедь

Ситуация, о которой говорит Тора в связи с заповедью ибум, это когда человек, женатый на одной или нескольких женщинах умер, не оставив потомства, и у него имеется один или несколько братьев. В таком случае вдовам усопшего запрещено выходить замуж, пока один из братьев их усопшего мужа не сделает ибум или халицу одной из них.

Под потомством подразумеваются: сын, дочь, внук, внучка, правнук, правнучка и т.д., рожденные еврейкой, даже если они были зачаты в результате запрещенных Торой связей, но не рожденные рабыней или нееврейкой.

Вдова, на которую распространяется заповедь ибум, — это еврейка, которая была посвящена в жены усопшему согласно законам Торы, и даже в случае если ее жених умер до того, как они успели пожениться с помощью хупы.

Братом в отношении заповеди ибум считается брат по отцу или по обоим родителям, рожденный еврейкой, пусть даже зачатый в результате запрещенной Торой связи, но не рожденный рабыней или нееврейкой. Человек, принявший гиюр, у которого есть биологические братья, даже если они и их мать также приняли гиюр, освобожден от заповеди ибум.

Если ни одному из братьев усопшего по закону не разрешено жениться ни на одной из его вдов, запрещено делать ибум. В некоторых случаях делают халицу, а иногда нет необходимости даже в халице, и все вдовы усопшего вправе выйти замуж за любого, разрешенного им Законом мужчину.

Благословение на заповедь и исполнение заповеди

Согласно ряду мнений, на заповедь ибум мудрецами было установлено специальное благословение.

Для исполнения заповеди ибум явам в присутствии двух подходящих свидетелей должен сделать предложение яваме и преподнести ей подарок, имеющий хотя бы небольшую материальную ценность. На Святом языке эта церемония называется «маамар».

Посвящение должно обязательно происходить с согласия явамы. Если явам хочет исполнить заповедь ибум, а явама не хочет, он делает ей халицу, и она вместе с остальными вдовами своего усопшего мужа (если такие есть) освобождается от уз явама — им разрешено выйти замуж за любого, разрешенного им Торой мужчину). Но в этом случае она не получает материальную компенсацию (согласно ктубе).

Ибум или халицу должен сделать только один из братьев усопшего и только одной из его вдов. После этого им всем разрешено выйти замуж за любого, разрешенного им Законом мужчину.

Для исполнения заповеди ибум или халица необходимо, чтобы с момента смерти брата прошло не менее 90 дней, не считая дня смерти и дня совершения ибума или халицы.

Если к моменту смерти мужа одна из его вдов была беременна, то пока она не родит, всем вдовам запрещено выходить замуж. Если она родит жизнеспособного ребенка, то ей и всем остальным вдовам усопшего разрешено выйти замуж за любого, разрешенного им Законом мужчину, включая коэна. В таком случае братьям усопшего разрешено жениться на родственницах его вдов. Если случился выкидыш или ребенок умер в течение 30 дней после родов, то необходимо сделать халицу.

Право первенства в заповеди ибум сохраняется за старшим братом. Если по какой-либо причине он не может или не хочет исполнить заповедь ибум, ее исполняет один из других братьев усопшего. Тот брат, который исполняет заповедь ибум, автоматически наследует надел своего брата. На мужчин, родившихся после смерти брата, не распространяется заповедь ибум.

Если человек оказался в ситуации, когда у него умерло сразу несколько братьев, не оставив потомства, он должен сделать ибум или халицу одной из вдов каждого из братьев. Принимая решение о том, скольким невесткам он может сделать ибум, явам руководствуется своими материальными возможностями: какому числу жен он в состоянии обеспечить достойное содержание.

Отказ от ибума — халица

Как быть в случае если ни один из братьев усопшего не хочет создать общую семью ни с одной из своих невесток? Или если ни одна из вдов усопшего не хочет создать общую семью ни с одним из деверей? Тогда один из братьев исполняет церемонию халица, после чего все вдовы могут выйти замуж за любого, разрешенного им Законом мужчину.

Запреты, накладываемые в результате исполнения заповеди ибум и халица

После того, как один из братьев усопшего сделал ибум или халицу одной из его вдов, всем братьям запрещено жениться на всех его вдовах. Когда между невесткой и деверем возникает ситуация, при которой они обязаны в заповеди ибум, ему навсегда запрещено жениться на ее ближайших родственницах, а его ближайшим родственникам — на ней. Так, как если бы она являлась его женой. И даже после исполнения им заповеди ибум или халица, и даже если его невестка скончается до того, как он успеет сделать ей ибум или халицу.

Если явама, нарушив закон, вышла замуж за постороннего мужчину, она обязана с ним развестись и ей навсегда запрещено выходить за него замуж. Деверю она также запрещена. Он делает ей халицу, после чего она может выйти замуж за любого, разрешенного ее Торой мужчину.

Советы, которые дают судьи яваму и яваме

Когда брат усопшего и его вдова собираются исполнить заповедь ибум или халица, они являются в раввинский суд.

Члены суда внимательно рассматривают их ситуацию и дают им добрый совет, не настаивая на его принятии. Так, например, если молодой парень хочет сделать ибум немолодой невестке, или если невестка страдает бесплодием, то ему могут посоветовать сделать халицу. Когда речь идет о пожилом яваме и молодой вдове, то ей могут посоветовать отказаться от ибума и потребовать халицу и т.п.

Заповедь ибум в субботу, праздники и полу-праздничные дни

Заповедь ибум не исполняют в субботу, праздники и полу праздничные дни «холь а-моэд».

Статус явамы после исполнения заповеди ибум

После исполнения заповеди ибум явама становится полноправной супругой своего явама. В случае его смерти, если по отношению к ней не обязаны исполнить заповедь ибум (у мужа-явама есть дети, у него отсутствуют братья т.д.), она может выйти замуж за любого, разрешенного ее Торой мужчину. Если он даст ей развод, она получает материальную компенсацию («ктубу») из имущества своего усопшего мужа, и она может выйти замуж за любого, разрешенного ее Торой мужчину. После развода явам может вновь на ней жениться, как в случае если бы он был женат на ней обычным браком.

Обязаны ли родители ребенка, рожденного в результате заповеди ибум, дать ему имя в честь усопшего дяди

Ребенку, рожденному в результате заповеди ибум, не обязаны дать имя его усопшего дяди.

Исполнение заповеди в наше время

Заповедь о левиратном браке не зависит от времени и места. Другими словами, в ней обязаны любой еврей и еврейка, достигшие возраста исполнения заповедей (юноши, которым исполнилось 13 лет, и девушки, которым исполнилось 12 лет). Даже если они живут не в стане Израиля и во время, когда нет Храма.

Приведенные в статье законы относятся ко времени, когда заповедь ибум исполнялась в своем оригинальном виде. В наше время людям более тяжело исполнить эту заповедь с правильным направлением мыслей, т.е. иметь в виду дать продолжение роду усопшего брата. Чаще они руководствуются иными факторами: внешность невестки, размеры имущества, которые он наследует у брата и т.д. Поэтому всякий раз, когда возникает ситуация, при которой присутствуют все условия заповеди о левиратном браке, в наши дни исполняют заповедь халица.

Некоторые из рассматриваемых выше ситуаций также относятся к прежним временам, как, например, те, в которых говорится о случаях многоженства, которое некогда было принято в еврейском народе.

Заметим, что в статье были приведены лишь основные принципы и законы, связанные с заповедью о левиратном браке. В действительности в ней существует множество частностей и в каждом конкретном случае необходимо выяснить у раввина как следует поступать.

В древности левират был широко распространён у многих народов. У ряда народов (у древних евреев, индусов, народов Дагестана, туркмен, казахов, таджиков и других) левират сохранялся долгое время, чему способствовал обычай калыма (женщина, за которую заплачен калым, считалась собственностью рода или семьи, купивших её, что обязывало вдову остаться и после смерти мужа в пределах его семьи или рода). Вдова, нарушившая обычай левирата, обязана была возвратить родственникам калым.

Славянский термин

Термин этот в славянском языке обозначает лишь чужое правовое понятие, так как следов соответственного института в славянском праве не сохранилось.

Легендарный царь Израильский Давид был потомком левирата израильтянина Вооза и моавитянки Руфи (см. Книга Руфь).

По одной из версий, Иосиф Обручник был рожден в левирате, чем объясняются различия в двух родословиях Иисуса.

На примере левирата саддукеи пытаются показать в диспуте с Иисусом несостоятельность идеи воскресения в Евангелиях от Марка, от Матфея и от Луки.

  1. «…а҆́ще ѹ҆́жичествꙋеши, ѹ҆́жичествꙋй…» (Руфь.4:4)
  2. 1 2 3 4 5 Левират // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  3. Ужичество // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Большая советская энциклопедия
  • Косвен М. О., Очерки истории первобытной культуры, М., 1953, с. 111—112;
  • Штернберг Л. Я., Семья и род у народов северо-восточной Азии, Л., 1933.
  • Прот. Александр Глаголев († 1938 г.). 3акон ужичества или левиратный брак у древних евреев. (Библейско-археологический очерк.) (Киев, 1914)