Лисснер изгнание Поляков из кремля

Содержание

Смутное время в 15 картинах русских художников

1. Григорий Мясоедов. Бегство Григория Отрепьева из корчмы на литовской границе. 1862

Хоть многие историки с этим и не согласятся, благодаря Александру Сергеевичу Пушкину все мы со школьных лет уверены, что Лжедмитрий – это именно Гришка Отрепьев, беглый монах из Чудова монастыря. На картине как раз сцена из «Бориса Годунова», в которой Отрепьева пытаются арестовать.

«Чудова монастыря недостойный чернец Григорий, из роду Отрепьевых, впал в ересь и дерзнул, наученный диаволом, возмущать святую братию всякими соблазнами и беззакониями. А по справкам оказалось, отбежал, окаянный Гришка, к границе Литовской…»

Критик Владимир Стасов назвал эту картину одной из первых заявок на пути создания реалистических исторических картин. До того исторические события чаще изображали в романтическом ключе.

2. Николай Неврев. Присяга Лжедмитрия I польскому королю Сигизмунду III на введение в России католицизма. 1874

В почтительном поклоне согнулся нунций Клаудио Рангони, представитель Папы Римского, над головой поднял шляпу король польский и великий князь литовский Сигизмунд III. А перед ним стоит, приложив руку к груди, Лжедмитрий I. Самозванца объявляют законным претендентом на русский престол.

Наигранность и неестественность происходящего – не только дань нередкой для исторической живописи театральности. Художник подчеркивает, насколько все участники происходящего понимают, что выполняют правила определенной игры.

Интересно, что в кабинете, где происходит действие, можно увидеть фигурки египетских сфинксов. В Европе они стали популярны спустя двести лет после Смутного времени, в XIX веке, после походов Наполеона в Египет.

3. Константин Маковский. Агенты Дмитрия Самозванца убивают сына Бориса Годунова. 1862

Династия Годуновых не сложилась – сын Бориса Годунова Федор правил всего лишь с апреля по июнь 1605 года, его даже не успели короновать. Источники говорят о нем как о добром и умном человеке. Его современник, князь Иван Катырев-Ростовский, пишет о Федоре так: «Пустотное и гнилое слово никогда из его уст не исхождало; о вере же и поучении книжном со усердием прилежаше».

Федора готовили к тому, чтобы он стал просвещенным государем, но долго править ему было не суждено. По приказу Лжедмитрия I Федора сначала арестовали, а потом задушили вместе с его матерью Марией. Молодой царь отчаянно сопротивлялся, поэтому потом, когда тела были выставлены на широкое обозрение, никого не обмануло официальное объявление о том, что Годуновы-де «сами отравились». Москвичи отчетливо видели следы от веревки, которой были задушены Федор и его мать.

4. Сергей Иванов. В Смутное время. 1908

Второе название картины – «Лагерь самозванца». Здесь художник написал лагерь уже Лжедмитрия II, которого история запомнила под кличкой «Тушинский вор». Это был уже «самозванец в квадрате» – он выдавал себя не только за сына Ивана Грозного, царевича Дмитрия, но и за якобы спасшегося царя Лжедмитрия I. Новый самозванец в Стародубе начал формировать настоящую повстанческую армию. В нее собирались самые разные люди: казаки, татары, остатки такой же повстанческой армии Болотникова, польские мятежники. Окончательной резиденцией самозванца стало Тушино. В нем заседала своя Боярская Дума, был патриарх, чеканилась собственная монета.

5. Павел Рыженко. Смутное время. 2003

Павел Рыженко говорит о полотне «Смутное время» так:

«В самом названии картины я заложил ответ. «Кругом трусость, измена и обман», – так сказал о своем времени святой Николай II. То же мы можем сказать и о своем времени, и еще многое добавить к словам императора-страстотерпца. Есть от чего прийти в уныние.

Думается, что те же мысли посещали русских людей и во времена польского нашествия. Рыдали дети-сироты, грех и его следствие – мор, голод и войны – обескровили тогда Родину. Но русские люди нашли выход – обратились к покаянию. И как ребенка прижал Господь к своей груди русский народ. Простил, утешил, вновь поставил на окрепшие ноги. Вспоминая то смутное время, обратимся к теперешнему, но не в унынии, а в деятельном исправлении каждого своей жизни».

6. Аполлинарий Васнецов. Гонцы. Ранним утром в Кремле. Начало XVII века. 1913

Боярские хоромы, дома служилых, церкви стоят вдоль мостовой, по которой мчатся два всадника: монах и воин. Кажется, что слышишь гулкий топот копыт в предутренней тишине, в воздух взметнулась стая птиц. Мастер точно передает тревожную обстановку начала смутного XVII века.

7. Сергей Милорадович. Оборона Троице-Сергиевой лавры. 1894

Шестнадцать месяцев, с 1608 по 1610 год русский гарнизон, монахи, жители обороняли Троице-Сергиев монастырь от войск Лжедмитрия II. Огромное польско-литовское войско гетмана Яна Сапеги и тушинских бунтовщиков совершенно не ожидало такого яростного сопротивления. Осажденные терпели лишения, началась цинга – но они раз за разом отбивали штурмующих.

Гарнизон монастыря придерживался тактики активной обороны. Не только сопротивлялись наступающим ордам – но и дерзкими вылазками отбивали у осаждавших скот и съестные припасы, громили укрепления. Многочисленная русская артиллерия нанесла значительный урон нападающим.

На картине – совместная оборона монастыря, монахи вместе с воинами дают отпор штурмующим.

8. Осада Троицкого монастыря. Явление преподобного Сергия и Никона врагам. Литография. XIX век

Сказание об осаде монастыря повествует о многократных явлениях преподобного Сергия. Он являлся не только защитникам Лавры. По преданию, в одну из ночей он пришел во сне ко многим осаждающим и предрек им гибель. Некоторые из них, устрашенные этим явлением, оставили лагерь и ушли домой.

9. Василий Демидов. Предсмертный подвиг Михаила Константиновича Волконского. 1841

Воевода из рода Волконских Михаил Константинович, прозванный Хромым, в конце XVI века служил в Сибири, был тобольским воеводой, основал город Березов. При Василии Шуйском он стал воеводой Боровска. Когда Лжедмитрий II направил войска на Москву, польские отряды под предводительством Яна Сапеги осадили Боровск, расположенный на пути к столице.

По преданию, после того как поляки взяли город, воевода заперся в церкви Свято-Пафнутьева монастыря. Когда враги ворвались и в церковь, он храбро отбивался и погиб со словами «Умру у гроба Пафнутия Чудотворца».

Художник написал картину в духе классицизма, потому герои картины одеты не так, как одевались люди, жившие в XVII веке.

10. Константин Маковский. Минин на площади Нижнего Новгорода, призывающий народ к пожертвованиям. 1896

Картина огромная – 698 на 594 сантиметра. О ней писал Максим Горький:

«Первое впечатление не в пользу картины. Она кажется тусклой, в ней мало солнца, и кучи ярких одежд, набросанные на земле, кубки, стопы, братины – всё это недостаточно ярко, недостаточно вырисовывается, как-то очень массивно. И толпа тоже кажется массивной, неживой, без движения. Но стоит посмотреть минут десять, и картина оживает, и вы видите действительную, возбужденную, полную страшной силы толпу, собравшуюся «делать историю».

Фигура Минина, стоящего на бочке, – очень хороша; понятно, почему всё вокруг него так кипит: это его огонь зажег толпу. Всё более и ярче вырисовываются в ней отдельные фигуры – убогие, калеки, снимающие с себя крест, красавица боярыня, вынимающая из ушей серьги, кожемяка, сующий свою кису возбужденному Козьме, стрелец, свирепо взмахнувший над головой своей секирой. Очень оживляют толпу личики детей, выписанные кистью художника, должно быть, очень любящего их. Особенно хороша заспанная девчурка, в одной рубашонке, стоящая почти на первом плане об руку со своей сестрой; старуха, сидящая на земле, около кучи всякого скарба и открывающая бурак, не обращая ни на что внимания, тоже очень типична. Вдали сквозь толпу пробивается вершник, толпа течет из ворот кремля такой густой волной, над ней туча пыли, и выше всего старик кремль. Его серые хмурые стены очень хороши на фоне неба в легких, белых облаках. Левый угол картины открывает зеленый кусок Заволжья с церковью, утонувшей в купе деревьев.

Можно повторить, что в картине мало воздуха и солнца, но едва ли можно отрицать ее историческую и художественную правду. Толпа Маковского глубоко народна, – это именно весь нижегородский люд старого времени собрался отстаивать Москву и бескорыстно, горячо срывает с себя рубаху в жажде положить кости за родную землю».

11. Василий Савинский. Нижегородские послы у князя Дмитрия Пожарского. 1882

Нижний Новгород стал центром сопротивления интервентам. В 1611 году почти ежедневно на площадях и улицах собираются люди, обсуждают, как собрать войско и где взять на это деньги. На картине – переломный момент. Посольство из духовенства, бояр и простого люда под предводительством Козьмы Минина явилось в нижегородское имение князя Дмитрия Пожарского с просьбой возглавить Второе народное ополчение. Именно это ополчение в ноябре 1612 года изгонит поляков из Кремля.

12. Вячеслав Моргун. Поляки ведут святого Гермогена в темницу. 2008

Священномученик, второй Патриарх Московский и всея Руси Гермоген прославился многими своими делами. Известны его воззвания к русскому народу с призывами к борьбе против интервентов. Патриарх Гермоген благословил оба ополчения на освобождение Москвы от поляков. Когда в 1611 году ополчение подошло к Москве и начало осаду Кремля, поляки бросили Патриарха в заточение. Тюремщики требовали, чтобы он призвал ополченцев отойти от города.

Ответ Патриарха был твердым: «Что вы мне угрожаете? Боюсь одного Бога. Если все вы, литовские люди, пойдете из Московского государства, я благословлю русское ополчение идти от Москвы, если же останетесь здесь, я благословлю всех стоять против вас и помереть за православную веру».

17 февраля 1612 года, не дождавшись освобождения Москвы, он умер от голода.

13. Эрнст Лисснер. Изгнание польских интервентов из Московского Кремля. 1908

Второе ополчение полностью окружило польские силы в центре Москвы. 1 ноября 1612 года (по новому стилю) Второе ополчение под командованием Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского успешно штурмовало Китай-город. Дмитрий Пожарский вошел в него с Казанской иконой Божьей Матери. Через два дня польский гарнизон капитулировал, а 4 ноября – сдался.

14. Адриан Волков. Смерть Ивана Сусанина. 1855

Подвиг Ивана Сусанина главным образом известен нам из устных народных сказаний, но есть и исторический источник – царская грамота от 30 ноября 1619 года.

Иван Сусанин был крестьянином и вотчинным старостой села Деревеньки, расположенного близ села Домнина Костромского уезда. Поздней зимой 1613 года польско-литовский отряд взял Сусанина проводником до вотчины Романовых, где жил только что избранный на престол Михаил Федорович. Поляки хотели убить молодого царя. Сусанин намеренно завел отряд в непроходимый лес. По преданию, за отказ указать верный путь его подвергли пыткам, а затем «изрубили в мелкие куски».

Позже подвиг Сусанина был отражен во многих литературных произведениях и в одной из самых известных русских опер – «Жизнь за Царя» авторства Михаила Глинки.

15. Алексей Кившенко. Михаил Федорович. Депутация от Земского собора. 1880

За годы Смуты русская земля устала от безвластия. Но выбор нового царя был непростым делом – должно было сложиться слишком много условий и обстоятельств. В начале 1613 года в Москву стали съезжаться выборные «всей земли», из разных городов и земель.

21 февраля 1613 года Земский Собор избрал на царство Михаила Романова, представителя рода, наименее запятнавшего себя сотрудничеством с интервентами. Кроме того, молодой царь состоял в родстве с первой женой царя Иоанна Грозного, Анастасией Захарьиной-Юрьевой, что обеспечивало преемственность власти.

7 класс История России

  • Изгнание польских интервентов из Московского Кремля в 1612 г. Художник Э.Лисснер

  • В Отечественной войне 1612 г. народ разгромил польско-шведских интервентов. Используя экономические неурядицы и резкое обострение классовой борьбы в России, на её независимость посягнули польские и литовские магнаты Речи Посполитой и правители Швеции; заодно с ними было папство, которое зарилось на богатства русской церкви. Интервенция началась весной 1608 г. со стороны Польши, которая действовала с помощью подставного авантюриста Лжедмитрия П. Его отряды 1 июня подошли к Москве. Но столицу взять не удалось, и они стали лагерем в Тушине. Возникла угроза и с севера—шведское правительство Карла IX под предлогом помощи России ввело войско в Новгородскую землю. Решительное противодействие врагу северных русских городов помогло правительственным войскам воеводы М. В. Скопина-Шуйского разбить силы тушинского вора.
    Видя неуспех наступления самозванца, польский король Сигиз-мунд III отказался от него и в сентябре 1609 г. открыто двинул войска на Россию с целью передать её престол своему сыну Владиславу. В отпоре врагу прославились тогда Смоленск и его воевода Михаил Шеин. С подходом к Москве ратей Сигизмунда Лжедмитрий II бежал из тушинского лагеря. Не усидел на престоле и боярский ставленник Василий Шуйский. Знатное боярство в августе 1610 г. признало царем Владислава. В Москве разместился польский гарнизон. Положение страны, терзаемой врагами, охваченной восстаниями недовольных горожан и крестьян, мятежами бояр, волнениями казачества, церковными смутами, было крайне тяжелым.
    Россию спас народ. На призыв Москвы о помощи откликнулись уцелевшие от врага города и земли Поволжья и Севера, где стало собираться ополчение. В марте 1611 г. ополчение рязанского воеводы Прокопия Ляпунова направилось освобождать Москву. Засевшие в Кремле интервенты подожгли город. Москвичи подняли восстание; в их рядах геройски сражался князь Дмитрий Пожарский. Интервенты одержали верх. Москва выгорела полностью. Уцелело только Заяузье. Распри между дворянством и казаками привели к распаду ополчения. Вскоре пал Смоленск. Шведы уже захватили крепость Корелу, вступили в Новгород и грозили Пскову. Но русские люди не склонили головы.
    Нижегородский земский староста Кузьма Минин поднял новое ополчение, призвав народ не щадить себя, и жен, и детей своих, а не только имущества. 15 всех доходов пошла на сбор войска. Трудами Минина и Пожарского новое ополчение было собрано и в марте 1612 г. направилось к Москве.
    Население городов и сел единодушно поддерживало освободителей Родины. В тяжелых сражениях 22—24 августа на Москве-реке у Новодевичьего монастыря польское королевское войско было разбито, а 26 октября Москва освобождена.
    Плоды героической борьбы народа присвоило дворянство. Был созван Земский собор (1613) из представителей бояр, дворян, духовенства, посадских людей, казаков, стрельцов и, может быть, государственных крестьян. Он избрал царем Михаила Романова. Вскоре Россия вышла из войны, потеряв на севере укрепленные города: Ивангород, Ям, Копорье, Орешек, захваченные Швецией (1617); Смоленск, Чернигов и Новгород-Северский остались за Речью Посполитой (1618). Россия была вновь отрезана от моря. Война отдалила воссоединение с Россией Украины и Белоруссии и восстановление её позиций в Прибалтике.
    Источник: Иллюстрированная история СССР. Москва. Мысль 1987 г.
    Тема: Смутное время.
  • Добавлено: 17.8.2012
  • Павел Федоров Город: Нижний Новгород

    «Нижегородское посольство у князя Дмитрия Пожарского». История одной картины. К Дню единения России.

    4 ноября Россия отмечает День народного единства. Этот праздник уходит своими корнями к событиям 1612 года, когда народное ополчение под предводительством Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободило Москву от польских интервентов, положив конец Смутному времени. Земский собор избрал царем Михаила Романова; в 1649 году указом Алексея Михайловича Романова этот день был объявлен государственным праздником и отмечался нашим государством до 1917 года; вновь введен Государственной Думой Российской Федерации в 2004 году. Художественные произведения, созданные благодарными потомками, чаще всего изображают Минина и Пожарского – победителями. Тем интересней живописное полотно Василия Евмениевича Савинского, хранящееся в Краснодарском художественном музее: на нем изображен переломный для России момент, когда посольство, состоящее из представителей духовенства, бояр и простого люда под предводительством Козьмы Минина явилось в нижегородское имение князя Пожарского с просьбой возглавить Второе народное ополчение. Картина на сюжет из русской истории, написанная в 1882 году, являлась дипломной работой художника, за которую он получил большую золотую медаль и право заграничной поездки для усовершенствования своего художественного мастерства. Строго выверенная композиция, анатомически точный рисунок, живописные достоинства работы были высоко оценены преподавателями Императорской Академии художеств. В.Е. Савинский был блестящим рисовальщиком. Эту грань таланта художника раскрывают представленные на выставке карандашные наброски: зарисовки фигур, голов будущих персонажей картины. Глядя на живописные эскизы интересно проследить, как Савинский ищет наиболее верное композиционное решение, перенося акцент с отдельных личностей на процесс соединения всех сил, способных противостоять захватчикам. «Нижегородское посольство у князя Дмитрия Пожарского» — это произведение, посвященное переломному моменту русской истории. Различные силы, заинтересованные в возрождении Российского государства, встретились и объединились. Возможно, «Нижегородское посольство у князя Дмитрия Пожарского» станет для краснодарцев символом Дня народного единства, а праздник – поводом посетить музей и увидеть произведение В.Е. Савинского.

    Четыре столетия назад народное ополчение во главе с нижегородским купцом Кузьмой Мининым и князем Дмитрием Пожарским одолело штурмом Китай-город, в котором находился гарнизон войск Речи Посполитой и прогнало польских интервентов из нашей столицы Москвы, положив, тем самым, конец Смутному времени. Князь Дмитрий Пожарский вошёл в Китай Город с Казанской иконой Божьей Матери и поклялся построить храм в честь этой победы. С тех пор на Руси 4 Октября отмечается «Празднование Казанской иконе Божьей Матери (в память избавления Москвы и России от Поляков в 1612 году)».

    Ополчение Минина и Пожарского уникально тем, что это единственный пример в истории России, когда судьбу страны и государства решил сам народ без участия власти. Последние гроши отдавал простой люд на вооружение и сам шёл освобождать свою столицу и страну. Шёл без указки царя, шёл не по принуждению, а по доброй воле (Романовых тогда ещё не было, а Рюриковичей не было уже). Наши предки шли воевать за свою землю, и они победили!

    Минин и Пожарский Скотти 1850

    Художник Юрий Пантюхин. За Землю

    Эрнст Лисснер. «Изгнание поляков из Кремля в 1612 году». 1907 г. Троице-Сергиева Лавра.

    Штурм Смоленска 3 июня 1611 года. Художник — Юрий Каштанов

    Песков М. И. Воззвание Минина к нижегородцам в 1611 году. 1861

    Битва за Москву в 1612 году. Эскиз к музею-панораме.

    Битва князя Пожарского с гетманом Ходкевичем под Москвой. Событие 1612 года

    Больной князь Пожарский принимает посланцев Москвы.

    Борис Хориков Начальники народного ополчения 1836 г.

    Василий Савинский Нижегородские послы у князя Дмитрия Пожарского 1882 г.

    Воззвание Кузмы Минина к нижегородцам. Событие 1611 года

    Григорий Угрюмов Минин взывает к князю Пожарскому о спасении Отечества. 1800-е г.

    Изгнание поляков из Москвы. Событие 1612 года. Художник — Михаил Горелик

    К.К. Флеров. Минин и Пожарский. 1942 г. Минин и Пожарский. 1942 г.

    Капитуляция польского гарнизона в Кремле. 1612 год

    Князь Пожарский в битве под Москвой. Событие 1612 года

    Константин Маковский Козьма Минин (эскиз). Конец 1850-х г.

    Константин Маковский Козьма Минин на площади Нижнего Новгорода

    Литография Дациаро по оригиналу Ф. Бенуа Верхние Торговые Ряды в середине 1850х гг. 1850-е гг..

    Литография Дациаро по оригиналу Ф. Бенуа Верхние Торговые Ряды в середине 1850х гг. 1850-е гг..

    Минин и Пожарский въезжают в Москву. Событие 1612 года. Художник — Александр Смолин

    Минин и Пожарский у стен московского кремля. Событие 1612 года.

    Минин и Пожарский

    Михаил Скотти Иван Сусанин. 1851 г.

    Московский народ в борьбе иностранными наймитами — рейтарами. Событие 1611 года

    Нестеров М. В. Гражданин Минин. 1905 Эскиз

    Оборона Смоленска от войск Сигизмунда. Художник — Борис Чориков

    Польская шляхта в русской деревне. Художник — Юрий Каштанов

    Предсмертный подвиг кн. М.К. Волконского, сражающегося с ляхами

    Представление С. Жолкевским пленного царя Василия Шуйского королю Сигизмунду III и Сенату. Художник — Ян Матейко. Событие 1610 г

    Присяга Лжедмитрия I польскому королю Сигизмунду III на введение в России католицизма

    Фаюстов М.В. Иван Сусанин. 2003 г.

    Иван Мартос Памятник Минину и Пожарскому 1818 г.

    С уважением, Хозяева дома.

    День народного единства в России

    Смутное время — период со смерти в 1584 году царя Ивана Грозного и до 1613 года, когда на русском престоле воцарился первый из династии Романовых, — было эпохой глубокого кризиса Московского государства, вызванного пресечением царской династии Рюриковичей. Династический кризис вскоре перерос в национально-государственный. Единое русское государство распалось, появились многочисленные самозванцы. Повсеместные грабежи, разбой, воровство, мздоимство, повальное пьянство поразили страну.

    Многим современникам Смуты казалось, что произошло окончательное разорение «пресветлого московского царства». Власть в Москве узурпировала «семибоярщина» во главе с князем Федором Мстиславским, пустившая в Кремль польские войска с намерением посадить на русский престол католического королевича Владислава.

    В это тяжелое для России время патриарх Гермоген призвал русский народ встать на защиту православия и изгнать польских захватчиков из Москвы.

    «Пора положить душу свою за Дом Пресвятой Богородицы!» — писал патриарх. Его призыв был подхвачен русскими людьми. Началось широкое патриотическое движение за освобождение столицы от поляков. Первое народное (земское) ополчение возглавил рязанский воевода Прокопий Ляпунов. Но из-за распрей между дворянами и казаками, которые по ложному обвинению убили воеводу, ополчение распалось. Преждевременно начавшееся в Москве 19 марта 1611 года антипольское восстание потерпело поражение.

    В сентябре 1611 года «торговый человек», нижегородский земский староста Кузьма Минин обратился к горожанам с призывом создать народное ополчение. На городском сходе он произнес свою знаменитую речь: «Православные люди, похотим помочь Московскому государству, не пожалеем животов наших, да не токмо животов — дворы свои продадим, жен, детей заложим и будем бить челом, чтобы кто-нибудь стал у нас начальником. И какая хвала будет всем нам от Русской земли, что от такого малого города, как наш, произойдет такое великое дело».

    По призыву Минина горожане добровольно давали на создание земского ополчения «третью деньгу». Но добровольных взносов было недостаточно.

    Поэтому был объявлен принудительный сбор «пятой деньги»: каждый должен был внести в казну ополчения пятую часть своих доходов на жалованье служилым людям.

    По предложению Минина на пост главного воеводы был приглашен 30-летний новгородский князь Дмитрий Пожарский. Пожарский не сразу принял предложение, согласился быть воеводой при условии, что горожане сами выберут ему помощника, который начальствовал бы над казной ополчения. И Минин стал «выборным человеком всею землею». Так во главе второго земского ополчения стали два человека, избранные народом и облеченные его полным доверием.

    Под знамена Пожарского и Минина собралось огромное по тому времени войско — более 10 тысяч служилых поместных людей, до трех тысяч казаков, более тысячи стрельцов и множество «даточных людей» из крестьян.

    Во всенародном ополчении, в освобождении Русской земли от иноземных захватчиков участвовали представители всех сословий и всех народов, входивших в состав русской державы.