Лития что такое

Лития́

  • Лития Богословско-литургический словарь
  • Лития на Вечерне мит. Иларион (Алфеев)
  • Лития Михаил Скабалланович
  • Лития свящ. Н.Р. Антонов
  • Лития Е.Н. Никулина
  • Служебник. Последование Вечерни
  • Чин литии, совершаемой мирянином дома и на кладбище

Лития́ (от греч, λιτή, усердное моление) – в православном богослужении в современной практике:

  • часть всенощного бдения накануне праздников, следующая за ектенией, начинающейся словами: «Исполним вечернюю молитву нашу Господеви». Содержание молитв литии указывает, что она получила свое начало по поводу общественных бедствий, постигавших Византию. И ныне лития, помимо предпраздничных всенощных, совершается в случаях общественных бедствий или при воспоминаниях о них, обыкновенно вне храма, соединяясь с молебном, а иногда и с крестным ходом.
  • краткий чин панихиды, установленный для моления об умершем при выносе его из дома, а также при церковном поминовении о нем во всякое другое время.

***

«Нынешний устав знает четыре вида литии, которые по степени торжественности можно расположить в таком порядке:

а) «лития вне монастыря», положенная на некоторые двунадесятые праздники и в Светлую седмицу пред литургией;

б) лития на великой вечерне, соединяемой с бдением;

в) лития по окончании праздничной и воскресной утрени;

г) лития за упокой после будничной вечерни и утрени.

По содержанию молитвословий и чину эти виды литии очень различны между собою, но общее у них именно исхождение из храма. Исхождение это в первом виде (из перечисленных) литии бывает полное, а в остальных неполное. Но там и здесь совершается оно ближайшим образом с целью выразить молитву не только словами, но и движением, переменить ее место для оживления молитвенного внимания; дальнейшею целью литии является выражение – удалением из храма – нашего недостоинства молиться в нем: «мы молимся, стоя пред вратами св. храма, как бы пред вратами небесными… подобно Адаму, мытарю, блудному сыну». Отсюда несколько покаянный и скорбный характер литийных молитв.
Наконец, в литии Церковь исходит из своей облагодатствованной среды во внешний мир – в собственном смысле – или же в притвор, как часть храма, соприкасающуюся с этим миром, открытую для всех, не принятых в Церковь или исключенных из нее, с целью молитвенной миссии в этом мире. Отсюда всенародный и вселенский характер (о всем мире) литийных молитв».

Михаил Скабалланович.

Сущность и значение Литии

Важной частью православной службы является лития. Лития от греч. литэ, усердное моление, по церковному словоупотреблению означает моление вне храма. По содержанию молитвословий и чину виды литии очень различны между собою, но общее у них именно исхождение из храма.

Святитель Симеон Солунский говорит:

«Лития совершается в притворе в праздничные дни и субботы, а во время какой-нибудь нашедшей язвы или несчастия поется при стечении народа или среди города, или вне его, около стен»

Исхождение литии бывает полное (это в первом виде), а в остальных неполное. Но там и здесь совершается оно главным образом с целью выразить молитву не только словами, но и движением, переменить ее место для оживления молитвенного внимания; дальнейшею целью литии является выражение — удалением из храма — нашего недостоинства молиться в нем: «мы молимся, стоя пред вратами св. храма, как бы пред вратами небесными… подобно Адаму, мытарю, блудному сыну». Отсюда несколько покаянный и скорбный характер литийных молитв.

Наконец, в литии Церковь исходит из своей обладающей благодатью среды во внешний мир — в собственном смысле — или же в притвор, как часть храма, соприкасающуюся с этим миром, открытую для всех, не принятых в Церковь или исключенных из нее, с целью молитвенной миссии в этом мире. Отсюда всенародный и вселенский характер (о всем мире) литийных молитв.

По первоначальному назначению лития была молитвою во время общественных бедствий в местах, поражаемых или угрожаемых ими; такою была лития и в уставе Великой Константинопольской церкви, и в Западной Церкви только таким молениям усвояется имя литии. Но рядом с этими литиями существовали уже в III в. очень близкие к ним моления радостно-торжественного характера, состоящие, как и те, в загородных процессиях, которым впрочем не усвоялось имя литий и литаний.

Особое развитие эти процессии получили в Иерусалимской Церкви, где они совершались, должно быть, сначала праздниками в ознаменованные празднуемыми событиями, а затем, уже в IV в., стали принадлежностью каждой воскресной вечерни; эта лития (тоже не называвшаяся так) состояла в простом повторении второй, молитвенной, части вечерни, в разных св. местах.

Нынешние литии перед литургией — остаток праздничных иерусалимских литий, а на вечерне и утрени — прямое наследие воскресно-вечерней литии, принявшей, под влиянием Великой церкви и древней повсеместной практики, элементы из покаянно-молитвенной литии.

Лития на великой вечерне слагается из трех элементов: обрядов, песней и молитв.

Обряд литии состоит в торжественном выходе священнослужителей и народа в притвор.

Так как «притвор назначается для кающихся и оглашенных», то «Церковь, как бы нося образ кающихся и оглашенных, смиряясь пред Богом и испрашивая Его помилования, совершает в притворе некоторую часть службы». «Стоя пред священным храмом, как бы пред небесными вратами, умоляем Его».

Выход этот — настолько существенная принадлежность литии, что в славянских рукописях Иерусалимского Типикона вместо термина лития постоянно употребляется «исхожение». Этот выход совершается по чину, близкому к вечернему входу. Священник с диаконом, как и там, выходят северными дверьми, при закрытых (по Служебнику) св. дверях.

Диакон идет рядом со священником, держа кадило. Пред ними несут два светильника. Певчие следуют за священнослужителями. Все это совершается при пении положенных на литии стихир. По приходе в притвор диакон «кадит св. иконы, настоятеля и лики и становится на своем месте», т. е. впереди священника немного направо.

Особый род литии установлен для моления об умершем, совершаемого при выносе его из дома, а также, по желанию его родственников, при церковном поминовении о нем во всякое другое время:

«Тем же Христе Боже преставльшагося раба Твоего Евгения упокой яко человеколюбец…»
«Со святыми упокой, Христе, душы раб Твоих, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная».
«Во блаженном успении вечный покой подаждь Господи, усопшему рабу твоему ……. и сотвори ему вечную память!»

О смысле литии – иерей Андрей Чиженко.

Фото: www.newmartyros.ru

Слово «лития» в переводе с греческого языка обозначает «просьба, молитва», часто его еще переводят как «усердное моление». Фактически в богослужебной практике повсеместно служатся два вида литии: на вечерне и заупокойная (представляет собой сокращенный чин панихиды). Оба чина – литии на вечерне и заупокойной литии – совершенно разные и не имеют между собой ничего общего. Их объединяет только один символический акт – исхождение из храма в притвор. По сложившейся священнической практике из-за удобства употребления чина заупокойной литии, она часто совершается на кладбище на могиле усопшего.

Сегодня поговорим о литии на вечерне. Вы часто ее видите во время воскресных всенощных бдений или бдений на великие двунадесятые или храмовые праздники. Почти в конце вечерни возле аналоя с храмовой или праздничной иконой ставится специальный четвероножец (столик) с металлической литийницей, в которой горят три свечки (в честь Святой Троицы). На ней лежат пять хлебов, а в стаканчиках находятся пшеница, вино и елей (оливковое или подсолнечное масло). Батюшка же в предшествии свещеносца (пономаря с зажженной свечой) выходит в притвор церкви, где служатся определенные молитвословия.

Они имеют несколько скорбный и покаянный характер. Почему? Выход священника из алтаря в конце вечерни символизирует собой выход Христа и Его Церкви из той высоты святости, в которой пребывает Бог и созданная Им Церковь, в грешный страждущий больной мир. Это подтверждают те факты, что в Константинопольской Церкви литии часто совершались во время общественных и стихийных бедствий, когда призывалось заступничество Божье и люди во главе с архиереями, священниками и самим императором умоляли Всевышнего избавить их от беды. С другой стороны, часто выход священника (священников) на литию в притвор объединял всех молящихся в храме, так как в древности в притворе молились оглашенные (ожидающие крещения люди) и верующие, на которых были епитимьи (от греческого «наказание» или «особое духовное послушание» – особая мера, налагающаяся на христианина, страждущего сильным тяжким грехом, для того, чтобы помочь ему с Божьей помощью исцелиться от греха). Чтобы не оставить молящихся в притворе без церковной службы и Божьего утешения, Церковь в лице священника выходила в мир и молилась за него. Как пишет Михаил Скабалланович в своей книге «Толковый Типикон», цитируя святителя Симеона Солунского: «Мы молимся, стоя пред вратами св. храма, как бы пред вратами небесными… подобно Адаму, мытарю, блудному сыну».

Потому, находясь в падшем и грешном мире, Церковь в лице священнослужителей исторгает из себя молитву-плач о заступничестве Божием и за патриархов, и за архиереев, и за священников, «и о всякой души христианстей, скорбящей же и озлобленней, милости Божия и помощи требующей», как сказано в одной из литийных молитв. Также священник молится и о Божьем покрове над городом или селом этим, в котором находится храм, о путешествующих, о болящих, скорбящих, покойных, плененных и о всех православных христианах. При этом в молитвенную помощь призывается и сила Честнаго и Животворящего Креста, и Пресвятая Богородица, и храмовый с дневными святыми, и вообще все святые. Хор же от лица людей многократно (после первой молитвы сорок раз, после второй –пятьдесят, после прочих по три раза) поет «Господи, помилуй», вымаливая у Бога прощение за грехи и благодать Святого Духа, чтобы жить благочестиво. Не зря священнический возглас после этого продолжительного литийного моления звучит так: «Услыши ны, Боже, Спасителю наш, упование всех концев земли, и сущих в мори далече: и милостив, милостив буди, Владыко, о гресех наших, и помилуй ны». В этом возгласе сконцентрирован весь смысл литии: чтобы Господь нас услышал, ведь к Нему уповают со всех сторон ближних и дальних земли-мира, куда для моления вышла из алтаря Церковь, и уповают также особенно те, кто далеко в море, путешествуют и не могут находиться в храме на молитве, и все мы молимся о прощении наших грехов и о помиловании.

Во время литии преподается молящимся будто бы от лица Бога священническое благословение «Мир всем». Это значит, что Господь принимает данное всенародное покаяние, видя, что люди преклонили голову, а значит и сердце свое перед Всевышним. И после молитвы главопреклонения с призыванием снова и Честнаго Животворящего Креста, и Пресвятой Богородицы, и всех святых оправданный обласканный Богом народ во главе со священником входит в храм.

Батюшка останавливается перед литийным столиком. После определенных молитв, прочитанных чтецом, звучит умилительная новозаветная песнь святого праведного Симеона Богоприимца «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром…», которая вновь подтверждает произошедшее на литии примирение Бога и человека.

Люди же благодарно читают «Трисвятое по Отче наш» и тем свидетельствуют свою веру в истинного Бога. После чего хор поет три раза праздничный тропарь (лития чаще всего приурочивается к какому-то празднику), а священник совершает троекратное каждение вокруг литийницы с находящимися на ней продуктами, чтобы эта жертва была «приятной и благоуханной» Богу. Данные продукты имеют символический смысл. Хлеб и вино – намек на Тело и Кровь Христовы, елей – древний символ милости Божьей (в греческом языке слова «елей» и «милость» похожи по звучанию), пшеница – символ воскресения (почти мертвое окаменевшее тело по сеянии его в землю выбрасывает зеленый мягкий колос) и вообще жизни. Кроме того, пять хлебов являются символом чудесного насыщения Спасителем пятью хлебами и двумя рыбками пяти тысяч человек. Отсюда и в молитве священнической над литийными продуктами есть такие слова: «Господи Иисусе Христе Боже наш, Благословивый пять хлебов и пять тысящ насытивый, сам благослови и хлебы сия, пшеницу, вино и елей: и умножи сия во граде сем (или в веси («село, деревня» с церковнославянского языка) сей, или во святей обители сей (если служба совершается в монастыре), и во всем мире твоем: и вкушающия от них верныя освяти. Яко ты еси благословляй и освящаяй всяческая, Христе Боже наш, и Тебе славу возсылаем, со безначальным Твоим Отцем, и всесвятым и благим и животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков». Хор отвечает «Аминь» (с евр. «истинно, верно»).

В этой молитве от лица всех людей священник просит, чтобы Господь даровал нам также и земные блага, необходимые для удовлетворения наших потребностей и здоровья. Здесь мы видим удивительную взаимосвязь между покаянием, молитвенным приближением к Богу и испрашиванием у Него материальных благ для человеческой жизнедеятельности не земле. И священническое благословение литийных продуктов (в виде крестообразного осенения одним хлебом остальных хлебов и при чтении молитвы крестообразного поочередного указывания ладонью на продукты) знаменует то, что Господь смилостивился и умножил земные блага для верных своих.

Здесь не лишне вспомнить и стихи из Нового Завета: «Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? Потому что всего этого ищут язычники, и потому Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6:31–33).

Потому, конечно же, мы всегда должны помнить эту духовно-материальную взаимосвязь: сначала молитва и покаяние, а потом уже земные труды, после которых нужно воздать благодарение Богу за их плоды. Если же только будут земные труды, то тогда они будут бесплодны и не принесут ни желаемого результата, ни радости.

Также, мне кажется, освящение на вечерне литийных продуктов является отголоском древних агап – вечерь любви, на которых совершалось Таинство Евхаристии и причащения верующих.

Освященные продукты затем используются на утрене. Маслом помазываются верующие во время полиелея, а хлебцы, обмакнутые в вино, раздаются также после помазывания. Их можно вкушать не натощак, так как, по древней практике Церкви, они освящались специально для верующих, которые приходили издалека пешком и выстаивали всю ночь бдение для подкрепления их сил. Только нужно помнить, что это освященный, а не обычный продукт, который нужно вкушать со страхом Божиим и благоговением.

Будем, же дорогие братья и сестры, молиться, каяться в грехах своих пред Богом и помнить, что все от Него. И что главной нашей жизненной задачей является приближение к Господу, так как земное наше существование – это училище для души, и в нем мы должны приложить усилия именно для духовной нашей жизни, а все остальное, потребное нам, приложится и дастся Творцом.

Иерей Андрей Чиженко

Практически все православные богослужения проходят в стенах храма. Однако существует исключение, когда усердное молитвенное прошение проводится вне церкви. О том, что такое лития и чем она отличается от обычных служб, читайте далее.

История появления общих молитв

Греческое слово «литэ» дословно переводится, как «усердное моление». В православии этот термин имеет такое же значение, однако с одной ремаркой – действие совершается вне храма. Священнодействия могут отличаться по чину, но для их проведения необходимо покинуть церковные стены.

Усердное молитвенное прошение проводится вне церкви

Исхождение символически показывает недостоинство обычных мирян молиться в храме. Отсюда следует несколько минорный лад молитвенных песнопений. Притвор, где проводится богослужение, является метафорической границей между церковью и миром. Так, стать участником общих прошений может даже невоцерквленный человек.

Усердные молитвенные прошения появились во времена императора Константина I. Священнодействие проводили на местах стихийных бедствий, войн или вооруженных конфликтов. Однако к III столетию стали совершать еще один чин, но более радостного характера. Эту традицию активно поддержала Иерусалимская церковь, которая завершала торжественными исходами свои празднества, а позже и воскресную вечернюю службу.

Видео «Что такое лития?»

В этом видеоролике рассказывается о значении православного обряда.

Разновидности литии

В православии всеобщие моления мирян проводятся по трем разным чинам. У каждого из них свое назначение и особенности свершения.

Вечерняя

Это священнодействие является частью субботней службы (после обедни) или праздничной всенощной. По традиции торжественное шествие со святыми иконами и хоругвями проходило по главным улицам города. Верующие просили Всевышнего простить их грехи, каялись, а также молили о помощи. Сегодня священнодействие проводится на территории храма.

Во время исхождения христиане просят о заступничестве у Пречистой Девы Марии, обращаются к святым, а также признают Животворящую силу Честного Креста.

Многоголосое произношение молитв помогает православным верующим слиться в едином духе с Апостолами, Николаем Чудотворцем и другими святыми. Совет автора

Участники молитвословия благодарят Создателя, духовных отцов, свой приход и место, где они родились. Дозволяется просить заступничества за странников, а также близких, страдающих тяжелыми заболеваниями. Миряне молят о спасении от греховных страстей, пороков, низменных желаний.

Заупокойная

Последование за усопшим совершается трижды:

  • когда выносят гроб с покойником во двор;
  • на кладбище, у могилы;
  • по окончании похорон, дома.

Заупокойная лития может быть прочитана мирским человеком, если рядом нет служителя Церкви. Близкие и родственники, провожающие усопшего в последний путь, сначала поют «Премудрость» и «Чистейшую». Затем произносят акафист об упокоении, который завершается минутой молчания. Далее вслух вспоминают добрые дела, совершенные покойным, а также говорят о нем хорошие слова. Заканчивается исхождение кладбищенским чином.

Лития по усопшим – сильный обряд в православном христианстве

Во время бедствий

Как уже говорилось ранее, усиленные молитвенные прошения изначально проводились для предотвращения бедствий и несчастий. Верующие христиане собирались вместе, чтобы помолиться Господу о защите от эпидемий, засух, наводнений, землетрясений. Обращаясь ко Всевышнему, они объединялись в единый молебен, который сопровождался крестным ходом. При этом литию совершали не только во время буйства стихии, но также по ее окончании.

Особенности совершения

Как правило, усердное всеобщее моление читается на церковнославянском языке. Священнослужители покидают храм через северный проход, затворив за собой главные врата. Дьякон стоит рядом со священником, удерживая в руках кадило. Перед ними идут прислужники с подсвечниками, а сопровождает процессию хор певчих.

Выйдя из церкви, духовное лицо кадит святые образа. Простые миряне в это время олицетворяют блудных сыновей, вернувшихся к родному дому. При этом они выражают скорбное покаяние. А вот выход церковников из храма отождествляется с приходом Спасителя на землю.

Всеобщая лития может быть всенародной и вселенской.

Отличие литии от панихиды

Люди зачастую не видят разницы между этими двумя ритуалами. Богословы определяют исхождение, как составляющую панихиды. Последняя является молитвой о спасении души покойного, и ее можно совершать в любой день после погребения. А вот заупокойное последование читают только во время похорон. Как правило, она длится около 5 минут, являя собой укороченную версию церковной службы по умершему.

Панихиды проводят в любой день после погребения

Миряне, собравшиеся на усиленное моление, объединяют свою веру, делая ее непоколебимой. Исхождение, как часть православной службы, имеет свой глубинный смысл, помогающий христианам стать ближе к Богу.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

лития

Смотреть что такое «лития» в других словарях:

  • ЛИТИЯ — (греч. lite просьба, моление). Краткое молитвословие об упокоении души усопшего. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ЛИТИЯ в православной Церкви богослужение, совершаемое в придали храма, а также во… … Словарь иностранных слов русского языка

  • лития — лития, литии, литии, литий, литии, литиям, литию, литии, литиёй, литиёю, литиями, литии, литиях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

  • лития — молитвенное священнодействие, совершаемое вне храма или в притворе его; краткое молитвословие в успокоение душ усопших (Даль) См … Словарь синонимов

  • лития́ — лития, литии, литией, о литии; мн.литии, литий, литиям (церк. служба) … Русское словесное ударение

  • ЛИТИЯ — ЛИТИЯ, литии, жен. (от греч. lite молитва) (церк.). У православных чрезвычайное молебствие. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

  • ЛИТИЯ — (от греческого lite моление), в христианстве ряд молитвенных прошений, произносимых на праздничной вечерне обыкновенно в притворе; краткая заупокойная служба … Современная энциклопедия

  • ЛИТИЯ — (от греч. lite просьба моление), 1) обряд в христианстве, отпевание умершего при выносе тела из дома, в ходе погребальной процессии и на могиле.2) Краткая церковная служба в притворе христианского храма … Большой Энциклопедический словарь

  • лития — литья молебен, краткая молитва за упокой души , др. русск., ст. слав. литиѩ λιτή (Супр., Син. патер. ХI в.; см. Срезн. II, 24). Из греч. λιτή рrосеssiо ессlеsiаstiса (Дюканж); см. Фасмер, ИОРЯС 12, 2, 253; Гр. сл. эт. 115; Бернекер 1, 725; Мi. ЕW … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

  • Лития — ж. Чрезвычайное молебствие (у православных). Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • ЛИТИЯ — жен., церк. молитвенное священнодействие, совершаемое вне храма или в притворе его. | Краткое молитвословие об упокоении душ усопших. Литийный, к литии относящийся Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

>Лития – что это такое

Что такое лития простым языком

Лития в современном православном богослужении – это особая служба, которая совершается усиленной общей молитвой вне храма. Проводится в случае различных бедствий или как сокращенная часть панихиды по умершему человеку.

С греческого языка слово можно перевести как «усердная молитвенная просьба». Изначально лития была общественной, всенародной молитвой верующих в местах эпидемий, засухи, землетрясений, войны и т.д.

Виды литии

Православные богослужения делятся на несколько частей, и каждому верующему следует знать, какие бывают виды литий, чтобы подготовиться к ним соответствующим образом:

  • Вечерняя. Это часть всенощной, которая следует за ектенией. Совершается накануне церковных праздников. По текстам молитвы можно понять, что изначально совершалась она в Византии по поводу всевозможных угроз и бед, постигших страну. И в наше время такая лития читается в случае общественной опасности или при воспоминании о серьезных негативных событиях. Обычно общественная молитва совершается вне стен храма, иногда соединяясь с крестным ходом и молебном.
  • Заупокойная. Краткий чин панихиды, который читается об умершем человеке при выносе тела, на кладбище и во время церковной службы.

В чем заключается суть литии

Лития – одна из важнейших частей современной православной службы. Литии различаются по читаемым стихирам, но имеют одну общую черту – выход из помещения церкви. Он может быть полным, то есть богослужение проводится на улице, и неполным – совершаемым в притворе храма.

В любом случае целью службы являются молитвенные прошения, которые выражаются не только в слове, но и в движении. Перемена места оживляет внимание верующих, призывает их быть более усердными в молитве. Кроме того, исходя из храма люди показывают, что они недостойны молиться в его стенах, отсюда и скорбь, и покаяние в словах.

И, наконец, выходя из благодатной среды храма в притвор, где могут находиться люди, по какой-либо причине исключенные из общей Церкви, не принятые в нее либо оглашенные (еще не крещеные), служители показывают, что данный вид службы доступен и для этих людей. Поэтому лития не только носит всенародный характер, но и несет миссию призыва грешников, отступников к покаянию и приходу или возвращению в лоно Церкви.

Первоначальное значение литии – молитвенная просьба всего народа во время общих угроз, катастроф, бед. Именно такой лития была сначала в уставе Великой Церкви Константинополя, а потом в Западной, в которой уже и получила название литии. Уже в 3-ем веке наравне с данными службами проводились богослужения, близкие к ним и проводимые также вне храма, но настрой носили радостный, торжественный.

Особое развитие они получили в Иерусалиме, где совершались лишь в честь праздников, а к концу 4-ого века проводились уже каждое воскресенье. Состояли данные литии в повторении второй части богослужения и читались вне храма. Современные литии – отголосок праздничных иерусалимских. Однако, подчиняясь влиянию повсеместной практики, они приобрели оттенок покаяния, грусти и даже скорби.

Как проводится обряд литии

При литии настоятель и все верующие выходят в притвор помещения церкви. Настоятель вместе с диаконом, проходит через северные двери, святые же двери при этом закрыты. Диакон держит кадило и двигается рядом со священником. Перед ними несут светильники, а сзади следует хор певчих, произносящие соответствующие молитвы. В притворе диакон осуществляет каждение, после чего встает с правой стороны от священника.

Далее читается молитва главопреклонения и все возвращаются обратно. Следует учитывать, что некоторые тексты литий в различных храмах будут отличаться. Причина в том, что первым текстом, произносимым во время литии, является стихира определенного храма. Например, в храме Покрова Богородицы первой прочтут стихиру из покровской службы.

Особый род усердной молитвы установлен для умершего человека. Чтение совершается несколько раз:

  • В доме или возле него;
  • Около могилы (перед захоронением);
  • По возвращении домой или в церковь.

Возле дома усопшего, где собрались люди, желающие с ним проститься, читается песнь «Премудрость», а затем «Чистейшая». При отсутствии священника литию может прочитать любой православный мирянин и возле дома, и у могилы. Чин провести несложно, необходимо лишь знать его порядок:

  • Прочитать акафист об упокоении;
  • Высказаться об усопшем или просто помолчать, вспомнить его;
  • Прочитать кладбищенский чин литии.

Лития – это чин, пришедший к нам с древних времен, подразумевающий просьбы не о себе, а всех людях или конкретном усопшем. Совместная молитва помогает объединить верующих одним духом, единой идеей. Кроме того, считается, что именно такие молитвенные прошения обладают особой силой, поэтому они всегда торжественны.

Комментарии 0

ЧТО ТАКОЕ ЛИТИЯ . КОГДА И КАК ЕЁ СЛУЖАТ

История появления общих молитв

Два вида литии

Вечерняя лития

Когда читается заупокойная лития

Отличие литии от панихиды

Лития в богослужении — служба, совершаемая усиленной молитвой вне храма по случаю бедствий или по усопшему. Греческое слово «лития» в православии означает усердная молитва, совершаемая вне стен храма.
Первоначально назначением литии была общая молитва людей в районах стихийных бедствий, военных и террористических угроз.
История появления общих молитв

Великая Константинопольская церковь проводила общие молитвы, которые были утверждены Уставом, при возникновении бедствий или их угроз для всего общества. Затем и Западная Церковь вводит понятия общих молитв при бедствиях, которое существовало на практике с третьего столетия.
Отличием общих молений того времени от современных богослужений является их характер. В прошлом моления носили радостно — торжественную форму. Иерусалимская Церковь четвертого века практиковала общенародные процессии, в которых молитвенная служба вечерни совершалась по всем святым местам города. Церковь Иерусалимская все вечерни в воскресенье заканчивала общей усердной молитвой.
Ныне с первоначальных прошений остался небольшой остаток, состоящий из молитвы, нескольких песен. При этом священники выходят не во двор, а только в притвор. При литии обязательным является движение, полный или неполный выход из церкви.
Понятие литии часто заменяют словом «исхождение», во время которого священники и дьякона выходят через северные ворота, обязательно при этом закрыв Святые двери центрального входа.
Дьякон находится около священника, он держит кадило. Впереди процессии служки несут светильники. Хор певчих сопровождает священнослужителей.
При выходе из храма дьяконом производится каждение икон и ликов святых. Выходя из святого места, храма, миряне смиренно показывают, что они признают себя блудными детьми, стоящими перед порогом дома, перед престолом Бога.
Этому действию свойственно покаяние и скорбь. Выход священства из храма в притвор символизирует Благодать, дарованную Богом — сошествие Иисуса Христа на грешную землю.
Вторым немаловажным смыслом выхода священства за пределы храма является явление среды, наполненной благодатью, внешнему миру.
Важно! Лития имеет молитвенную миссию донести покаяние всем отступникам, не принявшим Христа своим Спасителем, грешникам.
Всеобщая молитва может носить как всенародный, так и вселенский характер.
Лития

Два вида литии

Церковные служения разделены на несколько частей. Каждому христианину необходимо знать, что такое лития в богослужении, чтобы подготовиться к ней соответствующим образом.
Общая молитва для мирян служится в двух разных чинах:
вечерняя;
заупокойная.

Каждый чин имеет свое назначение, объединяет их символический выход священников из церкви в притвор, специальную пристройку, где молятся оглашенные или некрещеные.
Заупокойная лития для мирян чаще читается на кладбище около могилы почившего человека. Усердные молитвы об умершем отличаются от панихиды временем их проведения, но имеют ту же миссию.


Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь.
Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.
Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.
Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Tрижды)
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.
Господи, помилуй. (Трижды)
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.
Господи, помилуй. (12 раз)
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. И ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. (Поклон)
Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. (Поклон)
Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему. (Поклон)
Псалом 90
Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится. Речет Господеви: Заступник мой еси, и Прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него. Яко Той избавит тя от сети ловчи и от словесе мятежна, плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина Его. Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни, от вещи во тьме преходящия, от сряща и беса полуденнаго. Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится: обаче очима твоима смотриши, и воздаяние грешников узриши. Яко Ты, Господи, упование мое, Вышняго положил еси прибежище твое. Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему. Яко ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих. На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою. На аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия. Яко на Мя упова, и избавлю и; покрыю и, яко позна имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним есмь в скорби, изму его, и прославлю его; долготою дний исполню его, и явлю ему спасение Мое.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже. (Трижды)
Тропарь, глас 4-й:
Со духи праведных скончавшихся, душу раба Твоего, Спасе, упокой, сохраняя ю во блаженной жизни, яже у Тебе, Человеколюбче.
В покоищи Твоем, Господи, идеже вси святии Твои упокоеваются, упокой и душу раба Твоего, яко Един еси Человеколюбец.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.
Ты еси Бог, сошедый во ад, и узы окованных разрешивый, Сам и душу раба Твоего упокой.
И ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Едина Чистая и непорочная Дево, Бога без семени рождшая, моли спастися душе его.
Седален, глас 5-й:
Покой, Спасе наш, с праведными раба Твоего, и сего всели во дворы Твоя, якоже есть писано, презирая, яко Благ, прегрешения его вольная и невольная, и вся яже в ведении и не в ведении, Человеколюбче.
Кондак, глас 8-й:
Со святыми упокой, Христе, душу раба Твоего, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная.
Икос:
Сам Един еси Безсмертный, сотворивый и создавый человека, земнии убо от земли создахомся, и в землю туюжде пойдем, якоже повелел еси, Создавый мя и рекий ми: яко земля еси, и в землю отъидеши, аможе вси человецы пойдем, надгробное рыдание творяще песнь: аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.
Достойно есть яко воистинну блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Господи, помилуй (Трижды), благослови.
Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь.
Во блаженном успении вечный покой подаждь, Господи, усопшему рабу Твоему (имя), и сотвори ему вечную память.
Вечная память. (Трижды)
Душа его во благих водворится, и память его в род и род.
Вечерняя лития
Вечерняя лития совершается в субботу или по праздникам во время всенощного служения.
После ектеньи звучит вечерняя молитва Господу.
Во время вечерней службы по древнему христианскому обычаю, чтобы уберечь свой край от бедствий, люди выходили с молитвами перед Богом, неся впереди процессии хоругви и образа.
Торжественное молитвенное шествие проходило через площади, улицы города, порой совершая ночные обхождения населенных пунктов по всему периметру.
Усиленными прошениями народ со смирением взывает к Господу, моля Его о прощении, милости и покрова перед надвигающимися бедствиями.
Христиане должны иметь крепкую веру в то, что во время таких общих взываний Господь дарует своему возлюбленному народу просимые благословения:
милость;
щедроты;
христианскую силу.

Христиане признают себя грешниками, поэтому в молитвах просят заступничества и помощи у Пречистой Богородицы, всех святых, начиная с Иоанна Предтечи и оканчивая покровителем храма, хранителем его. Люди провозглашают свою веру в Честный Крест, признавая Его Животворящую силу.
Все православные, принимающие участие в общей молитве, мысленно сливаются духом в единстве Церкви:
с первыми Апостолами;
вселенскими учителями;
чудотворцем Николаем Угодником;
святыми Кириллом и Мефодием;
святыми, могилы которых освящают русскую землю.

Во время торжественной литии несутся в небеса благодарения за Творца, духовных отцов, свой храм, населенный пункт.
Многие христиане во время торжественного общего моления просят Всевышнего о путешествующих в других странах, об исцелении от неизлечимых человеческими силами болезней, об освобождении плененных дьяволом всякими зависимостями и находящихся в явном плену.
Лития вне храма

Когда читается заупокойная лития

После приготовления усопшего человека к похоронам, усердные молитвы совершаются несколько раз:
при выносе тела с родного дома;
около могилы перед захоронением;
после возвращения с кладбища.
Во дворе дома, где собираются люди, желающие проводить покойника в последний путь, исполняют песни «Премудрость» и «Чистейшая». При отсутствии, по каким либо причинам, священника на похоронах, чин литии может быть прочитан мирянином как около дома, так и на кладбище.
Порядок проведения последнего служения усопшему прост.
Читается акафист об упокоении усопших.
После минуты молчания все желающие говорят об ушедшем в мир иной хорошие слова, вспоминая его добрые дела.
Читается кладбищенский чин литии.

Иерей начинает:
Благословен Бог наш:
Хор: Аминь.
Трисвятое, по Отче наш.
Тропари, глас 4-й
Со духи праведных скончавшихся души раб Твоих, Спасе, упокой, сохраняя их во блаженней жизни, яже у Тебе, Человеколюбче.
В покоищи Твоем, Господи, идеже вси святии Твои упокоеваются, упокой и души раб Твоих, яко Един еси Человеколюбец.
Слава: Ты еси Бог, сошедый во ад и узы окованных разрешивый, Сам и души раб Твоих упокой.
И ныне: Едина Чистая и Непорочная Дево, Бога без семени рождшая, моли спастися душам их.
Ектения: Помилуй нас Боже…
Хор: Господи помилуй. (Трижды)
Иерей: Еще молимся о упокоении душ усопших рабов Божиих (имярек), и о еже проститися им всякому прегрешению, вольному же и невольному.
Хор: Господи помилуй. (Трижды)
Иерей: Яко да Господь Бог учинит души их, идеже праведнии упокояются.
Хор: Господи помилуй. (Трижды)
Иерей: Милости Божия, Царства Небеснаго, и оставления грехов их, у Безсмертного Царя и Бога нашего просим.
Хор: Подай Господи.
Иерей: Господу помолимся,
Хор: Господи помилуй.
Молитва иерея:
Боже духов и всякия плоти, смерть поправый и диавола упразднивый, и живот миру Твоему даровавый! Сам Господи, упокой души усопших рабов Твоих (имярек), в месте светле, в месте злачне, в месте покойне, отнюдуже отбеже болезнь, печаль и воздыхание. Всякое согрешение, содеянное ими, словом, или делом, или помышлением, яко Благий Человеколюбец Бог прости, яко несть человек, иже жив будет и не согрешит, Ты бо един, кроме греха, правда Твоя правда во веки, и слово Твое истина.
Возглас: Яко Ты еси Воскресение, и живот, и покой усопших рабов Твоих…
Кондак, глас 8-й
Со святыми упокой, Христе, души раб Твоих, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечная.
Икос:
Сам Един еси Безсмертный, сотворивый и создавый человека: земнии убо от земли создахомся, и в землю туюжде пойдем, якоже повелел еси, создавый мя и рекий ми: яко земля еси и в землю отыдеши, аможе вси человецы пойдем, надгробное рыдание творяще песнь: аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.
Запевы:
Иерей: Покой, Господи, души усопших раб Твоих.
Хор: Покой, Господи, души усопших раб Твоих.
Иерей: Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.
Хор: И ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Иерей: Премудрость. Пресвятая Богородице, спаси нас.
Хор: Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.
Иерей: Слава Тебе Христе Боже, упование наше, Слава Тебе.
Хор: Слава и Ныне. Господи помилуй (трижды), благослови.
Иерей: отпуст
Живыми и мертвыми обладаяй, Воскресый из мертвых, Христос истинный Бог наш…
Иерей: Во блаженном успении вечный покой подаждь, Господи, усопшим рабом Твоим (имярек) и сотвори им вечную память.
Хор: Вечная память (Трижды). Души их во благих водворятся, и память их в род и род.

Отличие литии от панихиды

Заупокойная лития служится только в день похорон усопшего.
Панихида совершается в храме, как правило, после Литургии, время ее проведения уточняется у священнослужителей.
Панихида — сугубое моление об усопшем, которое может повторять неоднократно.
Как на панихиду, так и проскомидию, записки об умерших людях можно подавать регулярно в течение всего времени.

Лития — что это такое? Лития, совершаемая мирянином

Лития является очень важной частью православной службы. В переводе с греческого она означает усердное моление. По церковным канонам она совершается только вне храма. Бывают разных видов, как по содержанию, так и по чину. Но у них всегда есть одно общее схождение — это молитва вне храма.

Если изучить православное богослужение, то можно заметить, что лития для мирян обычно совершается в праздничные субботние дни или во время какого-нибудь массового несчастья или нашествия (например, чумы, холеры). Тогда батюшка поет усердное молитвенное обращение к Господу среди народа в центре города.

Лития, совершаемая мирянином, как это было

Раньше первоначальным назначением литии было помолиться в общественных местах, где произошло какое-то бедствие, угроза, поражение. Но так же существует такие богослужения радостно-торжественного характера, которые обычно проходили за городом. Особенно началось развитие этого вида богослужения в Иерусалимской Церкви, где литиями заканчивались все воскресные вечери в разных святых местах.

На сегодняшний день — это небольшой остаток старых иерусалимских усердных молитвословий. Состоят они с молитв, песней и особых обрядов. Этот обряд состоит в основном только из торжественного выхода священнослужителей в притвор.

Также можно отметить особенный вид литии заупокойной, совершаемой мирянином. Этот вид установлен специально для моления по усопшим, которое совершается при выносе гроба из дома, а также непосредственно в любом другом месте и любое время по желанию родственников.

Наиболее часто лития совершается мирянином дома, на кладбище и по возвращении домой после захоронения.

Заупокойная лития

Когда все приготовлено, тело умершего приносят в храм. При вынесении покойника из дома читается заупокойное последование, которое должно соответствовать чину обычной литии. Когда тело выносят из дома отпуст возглашает «Премудрость», а затем пение «Чистейшую». Раньше наши предки всегда перед выносом совершали семипоклонный начал. На сегодняшний день данной традиции практически не придерживаются.

Кладбища по канонам православной церкви являются святейшими местами. На них покоятся тела усопших до будущего воскресения. Придя на кладбище, обязательно нужно зажечь свечу и совершить литийное молитвословие. Для совершения чина усиленного моления желательно пригласить священника. Тем не менее, краткий чин мирянин может провести и сам.

  • Прочитать акафист о упокоении умерших;
  • Помолчать, вспомнить хорошее о покойном;
  • Прочитать чин литии для кладбища:

«Молитвами святых отец наших, Господи, Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас.

Аминь.

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй. Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.( Эта молитва читается только после Троицы и до следующей Пасхи , а вместо неё до Троицы читается Христос Воскресе из мертвых… )

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Читается трижды, с крестным знамением и поясным поклоном.)

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков.

Аминь.

Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.

Господи, помилуй. (Трижды.)

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков.

Аминь.

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Господи, помилуй. (12 раз.)

Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. (Поклон.)

Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. (Поклон.)

Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему. (Поклон.)»

Это усиленное молитвенное обращение необходимо проводить три раза в день:

  • при выносе тела из дома;
  • на кладбище во время захоронения;
  • при возвращении домой после захоронения.

Еще несколько правил:

  • Нельзя на кладбище в это время пить или есть. Помните, что обычай оставлять на могиле кусок хлеба или рюмку водки пришел к нам от язычества. Это его пережиток. Православные крестьяне не должны соблюдать языческие традиции. В православной церкви данный поступок только оскорбляет память покойного;
  • Не оставляйте на могиле еду — лучше отдайте ее животным или нищим.

Лития по усопшим — мощное оружие православного христианина

Сегодня, как и в старые времена, самым действенным оружием против сил зла для верующего православного христианина является молитвенное обращение к Господу. Святые старцы всегда говорили, что верующий человек читает молитву, а лукавый в это время бежит от него и боится приближаться.

Действенным оружием, как для души усопшего человека, так и для нашей является усиленная молитва. В память об умерших людях в церковных богослужениях уделяется особенное внимание. Как говорят священнослужители: молитва — это обращение к Богу, а молитва за усопших — это общение с умершими, просьба за них. Такая молитва приближает нас и к Господу, и к близким, дорогим людям.

Помните, что заупокойная лития по умершим имеет очень важный смысл не только со стороны христианской веры, но и духовный и психологический подтекст.

Господь всегда с Вами!

Лития — что это такое в православии

В православных церквях очень часто проводят обряд литии. Что же такое лития? С древнегреческого это слово означает «усердное моление», «просьба». Таким образом, лития – это длинная молитва-прошение о прощении и благословении.

Оглавление:

  • Когда и зачем совершают обряд Литии
  • Чем отличается Лития от Панихиды
  • Текст Литии
  • Как и для чего заказывают Литию по усопшему

Когда и зачем совершают обряд Литии

Лития бывает двух видов: вечерняя и по усопшим. Эти два типа литий очень разные, единственное, что между ними общее – это то, что обе они проходят не в самом храме. Вечерняя лития может иметь место в притворе либо же возле храма извне, а лития по усопшему – возле его могилы.

Первый тип литии, вечерняя, происходит либо по субботам, либо же во время больших православных христианских праздников. Сначала к алою приставляют литийницу на небольшом столике. На ней располагают три свечи для Триединого Бога. Также ставят тары с вином, пять хлебов, пшеницу и елей. После священник вместе с народом выходит в притвор.

То, что священник выходит с алтаря, считается большим событием. Оно имеет символическое значение. Служитель церкви так же, как и Христос спускается с небес на землю, уходит молиться в притвор, чтобы быть ближе к людям. Сначала такая лития была просто молитвой, которая объединяла людей, пришедших молится в церковь за отступление стихийного бедствия, напасти, воин. Позже выход священника в притвор мог состояться из-за общей молитвы за людей, которые несут особое наказание. Это объединяло всех христиан.

И сегодня лития – это молитва Церкви за всех духовных наставников, за падших людей, за нуждающихся, за тех, кто в пути и не может прибегнуть к молитве, за покойных, за скорбящих душою. Это молитва-прошение, молитва-плач, которая имеет сверх силу. Священник, как Божий служитель, взывает не только к самому Господу, он просит о заступничестве Богородицу, обращается к силе Животворящего Креста, ко всем почитаемым святым. Главный смысл литии не только в прошении и мольбе о чем-то или о ком-то, а в том, чтобы Господь услышал молящихся. К этой цели подводит и молитва, и хор, который все время напевает возглас: «Господи, помилуй».

Во время молитвы священник благословляет народ, повторяя: «Мир всем». Он как бы передает послание от самого Господа Бога, который смиловался над людьми, покаявшимися и склонившимися в смирении духа пред Ним. Молитвенная часть в притворе заканчивается повторным обращением к Пресвятой Богородицы и к Честному Животворящему Кресту. После сего народ и священник, получив прощение, помилование, благословение и очищение от Господа Бога, входят в храм.

Священник подходит к литийному столику и читает определенные молитвы. Хор поет новозаветную песнь Симеона Богоприимца. Она свидетельствует и укрепляет примирение человека и Бога, которое уже свершилось.

Миряне читают благодарное «Отче наш», а священник кадит литийницу с продуктами, выложенной на ней. Это все делается для того, чтобы Господу была приятная жертва, тем более, что все эти продукты являются символами. Вино и хлеб символизируют Тело и Кровь Иисуса Христа. Елей является символом Божьей милости, а пшеница символизирует воскресение из мертвых. Ведь в землю кладут мертвое зерно, а с него тогда прорастают новые зернышка. Все эти продукты связаны, по свидетельству Евангелия, с жизнью Иисуса Христа. Даже то, что хлебов должно быть пять на литийнице отсылает нас к одному из чудес, сотворенных Иисусом. Когда он разломал пять хлебов, благословил их и накормил ими пять тысяч человек. Эти продукты позже используют на утрене.

Видео: Таинство Литии в храме

Чем отличается Лития от Панихиды

Второй тип литии – это заупокойная молитва, схожая с панихидой. Существует несколько версий, чем лития отличается от панихиды. Первая из них говорит о том, что панихида – это молитва по усопшему и спасению его души. А вот лития – это только одна из последних маленьких частей всей панихиды. Это более узкое понятие. Она имеет свою структуру. Ее читают в день похорон перед тем, как идти на кладбище, дома, далее возле самого места погребения тела и потом снова дома по прибытию после похорон. Вторая версия гласит, что в отличие от панихиды литию читают только в день похорон. А вот сама панихида может читаться и после похорон. И потом позже миряне заказывают панихиду для поминания или успокоения души умершего.

Но в основном литией называют короткую версию панихиды, которая длиться 5-7 минут.

Текст Литии

Для того чтобы совершить литию, необходимо о покое душ умерших прочитать акафист, провести некоторое время в молчании на честь усопшего, поговорить о хороших делах человека, содеянных при жизни, а также на кладбище зачитать литийные молитвы.

В тексте литии поминается усопший, близкие люди просят у Бога прощения и отпущения ему грехов. Также в литийных молитвах говорится о силе и славе Пресвятой Троицы и о Втором пришествии. Иногда читают 90-й псалом Давида.

Текст литии об усопшем для мирян

Видео: пример литии об усопшем

Как и для чего заказывают Литию по усопшему

Литию заказывают для того, чтобы душа умершего нашла свой покой, свое место, и оно было возле Господа Бога. Чтобы Великий Господь простил душе ее прижизненные согрешения и принял в Свое царство, как одного из заблудших ягнят.

Лития

После этого на всенощном бдении полагается лития, которую у нас на всенощном бдении под воскресные дни теперь, по большей части, вышло из обычая совершать, и совершают ее только на бдениях великих праздников. Начинается лития исхождением священнослужителей, в предшествии двух светильников, из алтаря в притвор, северными дверьми, святым дверям затворенным сущим (см. Типикон гл. 2). Став в притворе, диакон кадит там святые иконы, настоятеля и лики по чину. В это время поются «стихиры на литии».

На литии поется, прежде всего, стихира храму, то есть стихира, положенная на литии в день храмового праздника. Исключение составляют нижеследующие дни, когда стихира храму не поется:

Все двунадесятые праздники.

Их попразднества и отдания в неделю.

Предпразднество Рождества Христова (20—23 дек.), случившееся в неделю.

Недели Ваий, Ап. Фомы, Жен–Мvроносиц, Св. Отец (7–ая по Пасхе) и Пятидесятницы.

Свв. Ап. Петра и Павла 29 июня и Усекновение главы Св. Иоанна Крестителя 29 августа. Во все эти дни поются только стихиры данного праздника или святых.

В остальных случаях на первом месте поется стихира храму, затем стихира святому, и на: «Слава, и Ныне» или предпразднества, или праздника, или богородичен. Стихиры на литии всегда указываются на ряду в Минеи или Триоди. Если же в неделю, то после стихир литии, на «И ныне» поется богородичен, а не стихира праздника, то поется «богородичен стиховен, поемых в неделю» (Тип. гл. 3), или богородичен первый, по гласу святого (Тип. гл. 4).

Когда закончится пение этих стихир, диакон произносит особую литийную ектению с весьма обширными по содержанию пятью прошениями, на каждое из которых лик многократно поет «Господи, помилуй»: сначала 40 раз, потом 30 раз, затем 50 раз и на два последних прошения по три раза. Начинается эта ектения словами: Спаси, Боже, люди Твоя и благослови достояние Твое… Заключается литийная ектения возгласом иерея: Услыши ны, Боже, Спасителю наш… Затем иерей, благословляя молящихся рукой, преподает Мир всем, диакон приглашает их приклонить главы, и иерей читает вслух молитву: Владыко Многомилостиве.., составляющую отпуст литии.

Лития от греческого — ????, усердное моление, и означает моление вне храма или в притворе храма. В притворе прежде стояли оглашенные и кающиеся, которым запрещен был вход в самую церковь. Дабы и их не лишить молитвы церковной, Церковь исходит к ним сама и молится вместе с ними. Это для стоящих в притворе символизирует то же, что вечерний вход для стоящих в самой церкви, то есть, что Господь наш Иисус Христос «Тихий Свет» сошел к нам долу, что и недостойные молиться вместе с остальными верующими могут ожидать для себя милости от Господа и оставления грехов их; с другой стороны, исхождение верных в притвор, место для оглашенных и кающихся грешников, означает глубокое смирение верных, готовых ставить себя на место оглашенных и грешников и молиться вместе с ними. Во время «литии», говорит Св. Симеон Солунский, «мы молимся, стоя пред вратами св. храма, как бы пред вратами небесными… подобно Адаму, мытарю, блудному сыну». Отсюда несколько покаянный и скорбный характер литийных молитв.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >