Лядвии

Вопрос:

В 37-м псалме на шестопсалмии пророк Давид говорит: Яко лядвия моя наполнишася поруганий, и несть исцеления в плоти моей (37:8). Что это значит? Спаси Господи!

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):

Данный псалом является горячей молитвой духовно страждущего и приносящего покаяние царя Давида, который, почувствовав на себе грозный гнев Божий, изнемог не только душою, но и телом: Господи, да не яростию Твоею обличиши мене, ниже гневом Твоим накажеши мене. Яко стрелы Твоя унзоша во мне, и утвердил еси на мне руку Твою. Несть исцеления в плоти моей от лица гнева Твоего, несть мира в костех моих от лица грех моих (37:1-4). В 6 – 8-м стихах псалмопевец дает впечатляющее описание своих телесных недугов, вызванных совершенным им грехом (от лица безумия моего). Церковно-славянское слово лядвия – множественное число от существительного лядвь, что означает брюшные мышцы. Блаженный Феодорит так изъясняет: «Под словом лядвия дает разуметь похотение… Посему говорит: причиною сих бедствий было то, что обращал я вожделение не на то, на что должно, но на похотливость». В конце псалма содержится усиленная мольба Господа о помощи: Не остави мене, Господи Боже мой, не отступи от мене. Вонми в помощь мою, Господи спасения моего (37:22-23).

яко

Русский

Морфологические и синтаксические свойства

я́·ко

Союз; неизменяемое.

Корень: -яко- .

Произношение

  • МФА:

Семантические свойства

Значение

  1. устар. точно, словно, как ◆ Видел, видел нечестивых, // Вознесённых яко кедр; // Но по неких днях бурливых // Я их места не обрел. Г. Р. Державин, «Утешение добрым», 1804 г.
  2. устар. будучи кем-либо или чем-либо, в качестве кого-либо или чего-либо, как ◆ И того ради, существенная видится в том нужда, дабы можно было мне, яко градоначальнику, издавать для скорости собственного моего умысла законы, хотя бы даже не первого сорта (о сём и помыслить не смею!), но второго или третьего. М. Е. Салтыков-Щедрин, «История одного города», 1870 г.
  3. устар. так как, поскольку, оттого что, потому что ◆ Яко всякое даяние благо, и всяк дар совершен свыше есть, сходяй от Тебе, Отца Светов… Заамвонная молитва на Литургии
  4. устар. такой как ◆ Генерал и обор прокуроры ничьему суду не подлежат, кроме нашего. А ежели во отлучении нашем явятся в тяжкой и времени не терпящей вине, яко измене, то Сенат может арестовать и розыскивать, а дело приказать иному кому; однакож, никакой пытки, эксекуции, или наказания, не чинить. «Указ о должности генерал-прокурора», 1722 г.

Синонимы

Антонимы

Гиперонимы

Родственные слова

Ближайшее родство

  • союзы: якобы

Этимология

Происходит от ??

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

  • яко тать в нощи

Перевод

Список переводов

Библиография

    Для улучшения этой статьи желательно:

    • Добавить необходимые разделы в «Семантические свойства» (Синонимы, Антонимы, Гиперонимы, Гипонимы)
    • Добавить сведения об этимологии в секцию «Этимология»
    • Добавить хотя бы один перевод в секцию «Перевод»

    Эвенкийский

    яко

    Существительное.

    Корень: —.

  1. якут ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).

Гипонимы

Ближайшее родство

    От ??

    Для улучшения этой статьи желательно:

    • Добавить описание морфемного состава с помощью {{морфо}}
    • Добавить транскрипцию в секцию «Произношение» с помощью {{transcriptions}}
    • Добавить пример словоупотребления для значения с помощью {{пример}}
    • Добавить синонимы в секцию «Семантические свойства»
    • Добавить гиперонимы в секцию «Семантические свойства»
    • Добавить сведения об этимологии в секцию «Этимология»

    Толкования Священного Писания

    Ст. 8-10 яко лядвия моя наполнишася поруганий, и несть изцеления в плоти моей. Озлоблен бых и смирихся до зела, рыках от воздыхания сердца моего. Господи, пред тобою все желание мое, и воздыхание мое от тебе не утаися

    В место лядвия моя наполнишася поруганий Акила приводит: «бока мои наполнились бесчестиями», а Симмах: «лядвия моя наполнились бесчестий». И поэтому, когда на память ему приходит позорное и бесчестное деяние, и чтобы укрепить чувствилище своей души, он говорит так: Возсмердеша и согниша раны моя от лица безумия моего. А почему же возсмердеша, он продолжает, говоря: Яко лядвия моя наполнишася поруганий, или «бока мои наполнились бесчестиями», символизируя этим позорное деяние. А когда берет себя в руки, то говорит: и несть исцеления в плоти моей. Поскольку лядвия моя наполнишася поруганий, поэтому, говорит он, что «приходя в покаяние о содеянном, я наказываю и угнетаю свою плоть», поэтому и несть исцеления в плоти моей. Так что если бы он мог сказать : если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня надень обновляется (2 Кор. 4:16), но прежде говорит: несть исцеления в плоти моей, и несть мира в костех моих. А затем продолжает: Озлоблен бых и смирихся до зела. Но это звучит несколько иначе, чем то, что он изрек прежде: пострадах и слякохся до конца. Ибо мужам разумным свойственно не превозноситься по поводу совершенных от невнимания и совосхищения согрешений, но стыдиться их и краснеть и быть поражаемыми совестью и смиряться. И Давид о таких и говорит: рыках от воздыхания сердца моего, или как приводит Акила: «ревел от скрежетания сердца моего». «Ибо я исповедал устами не для того, чтобы сделаться явным для многих; но внутри сердца, закрыв глаза, Тебе единому видящему я покажу мое скрытое стенание, вопия в самом себе. Ибо польза в этом моем исповедании была не от многочисленных слов, так как довольно было для моего исповедания и стенаний сердца моего, и воплей, ниспосылаемых из глубины души к Тебе, Боже.

    Господи, пред Тобою все желание мое. Но и желание у меня было благое пред Тобою, Господи; и оно было о моем спасении. Ибо прежде я желал злого, и это желание не было пред Тобою, Господи; теперь же, когда я все совершаю, смирившись, и «рыкаю» от воздыхания сердца моего, и Тебя Спасителя и Врача я желаю, то поэтому пред Тобою все желание мое, и о причине Моего стенания Ты не неведаешь. Ибо знаю, что воссылаю Тебе стенание, достойное Твоего человеколюбия, поскольку Ты желаешь не смерти грешника, но его покаяния».

    Беседы на псалмы. Беседа на тридцать седьмой псалом.

    Псалом № 37 читают в ходе шестопсалмия — он идет вторым по счету. Слова данной песни обращаются к Господу и стремятся выразить не только раскаяние в собственных делах, но и восхвалить Творца за то, что Он подарил. В историческом контексте — это эмоциональный крик Давида к Всевышнему о помиловании его.

    История написания

    Точной информации об истории написании данного текста нет. В оригинале и синодальном переводе перед песней идет предписание «В воспоминание», при этом в греческом варианте и церковнославянском предписании более пространственное «В воспоминание о субботе». Эта приписка дает читателю понять, что содержание песни наполнено покаянием и составлен как воспоминание о субботе. Но суббота тут не просто день недели, а состояние покоя, который приходит в сердце к человеку во время его невинности и близких взаимоотношений с Господом.

    37 псалом был составлен Давидом в один из самых сложных периодов его жизни

    Текст написан в ярких эмоциональных выражениях, что подтверждает крайне изнеможённое и депрессивное состояние Давида в момент написания.

    Другие псалмы царя Давида:

    • Псалом Давида 70
    • Псалом Давида 4
    • Псалом Давида 5

    Соотносят данный текст с прочими песнями из Псалтири, исследователи приходят к выводу, что он был написан в одном из трех случаев:

  1. Во время преследования Давида царем Саулом, когда невиновный ни в чем юноша бежал со своими людьми в пустыню и долгое время там скрывался от жаждущего мести царя.
  2. После прелюбодеяния с Вирсавией, когда царь Давид потерял ребенка, зачатого в грехе с чужой женой.
  3. Во время бегства от Авессалома и серьезной болезни, которая настигла царя.

Толкование псалма

Псалом состоит из глубоко прочувствованных жалоб человека, изнемогающего от болезни, которая случилась с ним из-за его собственных беззаконий. Он находится в отдалении от своего Спасителя и изнемогает не только от физической немощи, но и от духовной. Отдельные стихи помогут в целом истолковать песнь:

  • В 4 стихе певец объясняет, что его грех привел к физическим и душевным страданиям. Не следует исходя из этого места думать, что все болезни — результат греха, просто в данном случае именно так и произошло. Слова «от гнева Твоего… от грехов моих» — являются параллельной конструкцией и указывает на причину болезни;
  • В 6 стихе вновь повторяется мысль, что страдания, которые сегодня переносит певец являются результатом его раннего «безумия», т.е. отступление от закона Божьего;
  • В 12 стихе певец говорит о своем одиночестве, поскольку он либо находится вдалеке от своих друзей (что говорит о версии с бегством Давида), либо он пугает и отталкивает их (возможно совершенным поступком и это может подтвердить версия с прелюбодеянием);
  • В 13 стихе Давид говорит, что когда друзья его оставили, то враги не преминули расставить ловушки, чтобы уничтожить его;
  • 14 стих говорит о собственной беспомощности автора;
  • Стихи 16-23 являются обращением к Господу и покаянием певца, а также просьбой о защите. Он понимает, что только Бог может помочь ему.

Важно! Взывая к Богу, прося Его о защите от врагов, псалмопевец берет за аксиому тот факт, что Всевышний не допустит торжества неприятелей над верным Своим рабом. Он надеется, что Творец защитит его, поскольку он является Его дитем.

Правила чтения

Начать чтение псалма лучше всего с церковнославянского варианта: это не только поможет лучше понимать язык службы в храме, но и будет отвечать традиции церкви.

Текст 37 псалма – это искреннее обращение к Господу с прошением помиловать Давида Господи, да не яростию Твоею обличиши мене, ниже гневом Твоим накажеши мене. Яко стрелы Твоя унзоша во мне, и утвердил еси на мне руку Твою. Несть исцеления в плоти моей от лица гнева Твоего, несть мира в костех моих от лица грех моих. Яко беззакония моя превзыдоша главу мою, яко бремя тяжкое отяготеша на мне. Возсмердеша и согниша раны моя от лица безумия моего. Пострадах и слякохся до конца, весь день сетуя хождах. Яко лядвия моя наполнишася поруганий, и несть исцеления в плоти моей. Озлоблен бых и смирихся до зела, рыках от воздыхания сердца моего. Господи, пред Тобою все желание мое и воздыхание мое от Тебе не утаися. Сердце мое смятеся, остави мя сила моя, и свет очию моею, и той несть со мною. Друзи мои и искреннии мои прямо мне приближишася и сташа, и ближнии мои отдалече мене сташа и нуждахуся ищущии душу мою, и ищущии злая мне глаголаху суетная и льстивным весь день поучахуся. Аз же яко глух не слышах и яко нем не отверзаяй уст своих. И бых яко человек не слышай и не имый во устех своих обличения. Яко на Тя, Господи, уповах, Ты услышиши, Господи Боже мой. Яко рех: да не когда порадуют ми ся врази мои: и внегда подвижатися ногам моим, на мя велеречеваша. Яко аз на раны готов, и болезнь моя предо мною есть выну. Яко беззаконие мое аз возвещу и попекуся о гресе моем. Врази же мои живут и укрепишася паче мене, и умножишася ненавидящии мя без правды. Воздающии ми злая воз благая оболгаху мя, зане гонях благостыню. Не остави мене, Господи Боже мой, не отступи от мене. Вонми в помощь мою, Господи спасения моего.

Для лучшего понимания псалом можно читать в Синодальном или Современном русском переводе. Греха в этом нет, просто может быть после будет сложнее переключиться в храме на старославянский язык.

1 Псалом Давида. В воспоминание .

2 Господи! не в ярости Твоей обличай меня и не во гневе Твоем наказывай меня,

3 ибо стрелы Твои вонзились в меня, и рука Твоя тяготеет на мне.

4 Нет целого места в плоти моей от гнева Твоего; нет мира в костях моих от грехов моих,

5 ибо беззакония мои превысили голову мою, как тяжелое бремя отяготели на мне,

6 смердят, гноятся раны мои от безумия моего.

7 Я согбен и совсем поник, весь день сетуя хожу,

8 ибо чресла мои полны воспалениями, и нет целого места в плоти моей.

9 Я изнемог и сокрушен чрезмерно; кричу от терзания сердца моего.

10 Господи! пред Тобою все желания мои, и воздыхание мое не сокрыто от Тебя.

11 Сердце мое трепещет; оставила меня сила моя, и свет очей моих,- и того нет у меня.

12 Друзья мои и искренние отступили от язвы моей, и ближние мои стоят вдали.

13 Ищущие же души моей ставят сети, и желающие мне зла говорят о погибели моей и замышляют всякий день козни;

14 а я, как глухой, не слышу, и как немой, который не открывает уст своих;

15 и стал я, как человек, который не слышит и не имеет в устах своих ответа,

16 ибо на Тебя, Господи, уповаю я; Ты услышишь, Господи, Боже мой.

17 И я сказал: да не восторжествуют надо мною ; когда колеблется нога моя, они величаются надо мною.

18 Я близок к падению, и скорбь моя всегда предо мною.

19 Беззаконие мое я сознаю, сокрушаюсь о грехе моем.

20 А враги мои живут и укрепляются, и умножаются ненавидящие меня безвинно;

21 и воздающие мне злом за добро враждуют против меня за то, что я следую добру.

22 Не оставь меня, Господи, Боже мой! Не удаляйся от меня;

23 поспеши на помощь мне, Господи, Спаситель мой!