Малоярославец женский монастырь

Николаевский Черноостровский монастырь (Малоярославец)

Россия Калужская область Малоярославец

Идёт загрузка карты…Николаевский Черноостровский монастырь

Свято-Никольский Черноостровский монастырь — православный женский монастырь в городе Малоярославце Калужской области.

История

О времени основания монастыря существует две версии. Согласно одной из них, обитель основана в XIV веке князьями Оболенскими; согласно другой, они лишь построили первоначальное здание Никольского храма, а монастырь при храме возник в XVI веке. Монастырь расположился на высоком берегу реки Лужи (приток Протвы), на вершине так называемой Особной горы, иначе называемой Чёрным Острогом. Отсюда и название монастыря (Черноострожский со временем трансформировалось в Черноостровский).

В Смутное время обитель была разорена литовцами и восстановлена лишь в 1659 году. В 1775 году монастырь упразднён по бедности.

В начале XIX века малоярославский купец Целибеев подал ходатайство о восстановлении монастыря, обещая финансовую помощь. На протяжении 1810-х годов он вкладывал в восстановление монастыря огромные деньги. В 1810 году построены трапезная палата и настоятельский корпус (ныне — одно из зданий келий).

Обитель сильно пострадала в 1812 году в ходе сражения за Малоярославец. По личному распоряжению императора Александра I над вратами монастыря были оставлены следы французской шрапнели. Эти следы пуль и снарядов того времени сохранились до сих пор. Интересно, что написанный в 1812 году лик Христа над вратами монастыря не пострадал, хотя и был со всех сторон окружён выбоинами. В 2009 году над вратами была установлена новая икона Спасителя «Спас Нерукотворный»

В 1813 году по распоряжение Александра I началось новое восстановление Черноостровского монастыря — теперь уже как памятника событиям 1812 года. В 1813 году построено здание братских келий, 1814 году — Корсунская церковь, в 1821 году — Святые врата с колокольней. На протяжении 1813—1839ов был заново выстроен, а в 1843 году освящён монументальный Никольский собор (архитектор — Витберг).

В 1918 году монастырь был закрыт.. С 26 декабря по 8 января местная Чрезвычайная комиссия произвела здесь несколько обысков, в результате которых было конфисковано всё имущество монастыря. Настоятель монастыря, архимандрит Илия, был помещён под домашний арест и в марте 1919 года выселен из обители. До 1926 года оставался действующим только Никольский собор. В 1920-е годы в нём располагался педагогический техникум, а в здании собора — музей. После 1950 года здания бывшего монастыря были превращены в квартиры.

Современное состояние

В 1991 году здания Николаевского Черноостровского монастыря передали Калужской епархии. Ныне это действующий монастырь. В 1992 году в бывшем странноприимном доме Черноостровского монастыря была открыта «Малоярославецкая городская картинная галерея имени Е. А. Чернявской» (пл. Ленина, 12), где выставлены картины малоярославских художников.

В 2005 году, Черноостровский монастырь проводит реставрацию перекрытий и внутренний отделки Никольского храма.

В 2006 году реставрируют (воссоздают) колокольню (архитекторы Андрей Анисимов и Владимир Шарапов).

В 2007 году устанавливают Белокаменный резной иконостас (архитектор Андрей Анисимов и Ольга Ермакова, художник Александр Брусов).

В 2009 году реставрируют главные ворота монастыря и устанавливают белокаменную водосвятную часовенку (дар архитектора Андрея Анисимова детскому приюту «Отрада»), авторы — Андрей Анисимов и Наталья Бледнова, художники Александр Брусов и Анна Верди из «Товарищества реставраторов». Реставрационные работы проводимые в монастыре с 2005 по 2009 год, так же выполнены специалистами из «Товарищества рестараторов» под руководством Андрея Анисимова.

В настоящее время при монастыре открыт детский приют ‘Отрада’ в котором воспитываются девочки из неблагополучных семей.

Архитектурно-планировочный облик монастырского ансамбля

Настоящий облик монастыря сформировался к середине XIX века. Входят 3 храма: Никольский собор, построенный в память победы русских войск в войне с Наполеоном, с храмом в честь Всех Святых и храм в честь Корсунской иконы Божией Матери. Собор начал строить архимандрит Макарием (Фоминым) в 1812 г. Собор строился более 30 лет и был построен в 1843 году в настоятельство преподобного Антония Оптинского. 26 августа 1843 года был освящен его главный придел. Высота собора—47 метров. Купол опирается на четыре колонны коринфского ордера, середина храма образует большую ротонду.

На хорах собора есть придел в честь Преображения Господня.

К собору примыкает паперть, от неё идёт лестница к нижней площадке монастыря и входу в храм Всех Святых.

Храм Всех Святых являлся монастырской усыпальницей.

В монастыре есть также храм в честь Корсунской иконы Божией Матери. Двухэтажный. На хорах — придел в честь преподобных Антония и Феодосия Печерских.

Кроме храмов в монастырский комплексе есть: трехъярусная колокольня над Святыми вратами, больничные кельи, 3 двухэтажных монашеских корпуса, странноприимница и каменная ограда с башнями.

Раньше за территорией монастыря находились 2 каменных дома, скотный и конный дворы, суконная фабрика, кирпичный завод, хлебопекарня и пруды.

Святыни

Монастырская ризница и богатейшая библиотека были разграблены и уничтожены в первые годы советской власти, старин ных предметов церковной утвари не сохранилось.

В монастыре имеются два креста-мощевика современной работы, со многими частицами святых мощей, резное распятие с частицей Животворящего Древа Креста Господня, Хитона Господня и камень от Гроба Господня.

В обители хранится стопа от мощей преп. Антония Оптинского, который в течении тринадцати лет был настоятелем Свято-Никольского монастыря и, как известно, особенно страдал здесь от болезни ног.

Немало икон пожертвовано в разные годы.Особо почитаются иконы с частицами мощей преп. Киево-Печерских подвижников, преп. старцев Оптинских, преп. Сергия Радонежского, преп. Серафима Саровского, преп. Феодосия Тотемского, св. Иоанна Тобольского, препмц. св. великой княгини Елизаветы Федоровны, Вифлеемских младенцев, Петра и Февронии Муромских. Имеются также частицы мощей афонского старца Иосифа Исихаста и преподобномученикаКосмы Прота, убиенного латинянами.

На монастырском кладбище находится чтимая могила схимон. Антонии (ХХ в.).

>Престольные праздники

Николай Чудотворец, архиепископ Мирликийский, святитель — 22 мая, 19 декабря

>Видео

Как добраться

Проезд: Из Москвы до Малоярославца можно добраться тремя способами: на электричке с Киевского вокзала (время в пути около двух часов), на автобусе (от станций метро «Юго-Западная» или «Теплый Стан»), на собственном автомобиле по Киевскому шоссе (поворот на Малоярославец — в Обнинске). В центр города, где находится обитель, следуйте по указателям.

Адрес: Калужская область, г. Малоярославец, ул. Кутузова, 23.

Тел.: (48431)2-14-69.

Официальный сайт.

Ссылки

  • История монастыря на сайте Малоярославецкого благочиния
  • Малоярославец. Николаевский Черноостровский монастырь. Фотографии
  • Монастыри Калужской епархии
  • Настоятели Черноостровского монастыря
  • Местоположение Малоярославецкого Черноостровского Николаевского монастыря
  • История основания Черноостровского монастыря
  • История Черноостровского монастыря от первых письменных сведений в начале XVII века до упразднения в 1775 году.
  • История Черноостровского монастыря от восстановления в 1800 году по 1862 год
  • Церкви и прочие здания Черноостровского Николаевского монастыря
  • Владения Черноостровского монастыря от истоков до 1863 года
  • Благотворители и средства Черноостровского монастыря

Книга памяти

Схимонахиня Николая Псково Снетогорского женского монастыря. В лихие времена безбожия прошедшая блокаду Ленинграда, спасала иросхим. Иосафа Оптинской пустыни. При закрытии монастыря Оптинской пустыни Иосаф попал под заключение за веру, отсидев 10 лет он решил поехать к своей духовной дочери, а та возьми и скажи товарищам, что у нее монах живет. Тут же его еще на 10 лет посадили. Отсидевший 20 лет в ГУЛАГЕ он выходит, а идти некуда! Больной и изможденный он едет домой в Ельцы. В это время к матушке в миру она была Мария приходит женщина и говорит возьми моего сына он на станции стоит. Пока мать Мария одевала валенки женщина исчезла. Не раз она мне говорила Фатиньюшка-это Матерь Божия мне сказала взять батюшку: Как она рассказывает я бегу в жуткий снегопад в валенки снег набивается в лицо ветер свищет, а я бегу. Практически на встречу смерти ибо понимаю, что могу и сама за веру пострадать. Как она строила ему келью для затворничества-это отдельная история….

Построила она ему келью на огороде в тайне от всех, по болезни ему нужен был затвор. Сколько испытала она искушений один Бог знает и КГБ ее вызывало и выкрадывали его. И от людского глаза спасала, чтоб искушений не было. Прознавшим говорила дедушка больной живет в избушке. Почил он на руках р.б.Марии. В последствии она приняла монашество. На фото схим Николая.

***
Схимонахиня Николая (в миру Мария Яковлевна Лякина) родилась 5 сентября 1923 года в поселке Грязи Воронежской области. С детства она не искала ничего другого, как только быть с Богом, в ангельском чине. Вспоминая юные годы, матушка говорила: «монахинь я не раз видала в храме. Как увижу монашку — душу радость охватывает! Так и хочется подбежать к ней, расцеловать». Тайно приняв монашеский постриг с именем Михаила в годы гонений на Церковь, она имела духовное общение со многими старцами и подвижниками того времени: схиигуменом Митрофаном (Мякининым), схиархимандритом Макарием (Болотовым), схиархимандритом Серафимом (Мирчук), тамбовской схимонахиней Серафимой (Белоусовой). Мать Николая называла ее своей духовной матерью. Особо нужно сказать о великом подвижнике того времени схимонахе Иоасафе (Моисееве), который претерпел много гонений, проведя двадцать с лишним лет в лагерях за имя Божие, а затем 22 года жившем в затворе, посте и молитве в землянке на участке семьи Лякиных. Мать Николая вспоминала, что «батюшка был большой молитвенник. Весь день почти в молитве проводил. Вставал на правило ночью, в три часа. Я на работу утром пойду, а он все продолжает свое келейное правило. К обеду возвращаюсь, чтобы самой поесть, да его покормить, а он все молится. Вот он пообедает, пойдет, дрова поколет… Чтоб он отдыхал – я не видала. В четыре часа дня опять за правило брался и часов до восьми молился, а после молитвы уже ничего не вкушал. Потом, после вечерней молитвы, сядет книги читать, а когда спать ложился, я того и не видела. Спать пойду к маме, а он все читает… Батюшка много предсказывал. Часто он вздыхал: «Ах, немного я не доживаю, ведь Оптину-то откроют…». Так и было – старец скончался в 1976, а Оптину пустынь открыли в 1983 году».

Благодаря схимонаху Иоасафу мать Николая познакомилась и с Митрополитом Псковским и Порховским Евсевием. Тогда он был еще семинаристом Николаем и приезжал к старцу за духовным советом. Уже много лет спустя по благословению нашего Владыки матушка стала трудиться в Снетогорской обители. Не так давно схимонахине Николае исполнилось 92 года. Проведшая всю свою жизнь в общении со святыми, матушка сама не раз сподоблялась чудесных откровений и видений. Она вспоминает: «недавно взяла в руки фотографию отца Иоасафа, да как вдруг заплачу, как закричу! «Батюшка! Что же так надолго меня оставил!» Потом повернулась — а он вот тут стоит, рядом. И говорит: «Не оставил я тебя». Сама матушка была далеко не обычной монахиней – ее знают во многих уголках России, за духовным советом приезжали из Белгорода, Липецка, горячо любили и любят сестры в обители… По глубокому смирению мать Николая говорила: «Никакая я не особенная, просто за меня святые люди молятся», но все, кто ее знал, помнят великую силу молитвы самой почившей схимонахини Николаи.

В день отпевания схимонахини Николаи, Высокопреосвященнейшему Митрополиту Евсевию сослужило духовенство города Пскова, а также гости Митрополии, приехавшие в этот день проститься со старицей.

По окончании Божественной Литургии Владыка Митрополит обратился ко всем присутствующим со словом, в котором сказал: «окончен путь земной жизни схимонахини Николаи. Слава Богу, Господь удостоил ее пожить на этой земле более девяноста лет. Путь ее жизни был многотрудным – матушка всю свою жизнь посвятила Богу, Церкви и людям. Она всегда имела святую молитву и с молитвой она не расставалась до последнего вздоха. Еще позавчера при моем посещении ее болезненного одра, все существо ее было пронизано молитвой к Богу, хотя она уже не имела сил. И подобно святителю Иоанну Златоустому, который при кончине сказал: слава Богу за все, — и она произносила эти слова при уходе из этой жизни: слава Богу за все – и за скорбь, и за радость. Ей выпал особый жребий на этой земле послужить Богу, послужить Церкви — от юности она с любовью ходила по монастырям, по храмам, была певчей, псаломщицей и труженицей, украшала храмы Божии, помогала священнослужителям. Она посещала святые места, известных старцев и за ее любовь к Богу и людям Матерь Божия определила ей на попечение великого оптинского старца, молитвенника за всех, схимонаха Иоасафа, который пришел из заключения, где он отбыл двадцать с лишним лет. В те богоборческие годы не просто было иметь общение даже со священниками, не говоря уже о старцах. И все эти двадцать с лишним лет, она, как неоценимую драгоценность, опекала этого гонимого, но великого молитвенника, оптинского старца схимонаха Иоасафа, который был отвезен своим родным отцом в оптинскую обитель, когда ему было от роду всего-навсего восемь лет. Это ангел Божий, иначе его невозможно назвать. И вот наша почившая схимонахиня Николая была помощницей этого великого молитвенника, схимонаха Иоасафа. Они с ним посещали Почаев, посещали великого старца – иеросхимонаха Севастиана, тоже подвижника Оптиной пустыни, который был в ссылках, в тюрьмах, а последнее время жил и служил в Караганде, а теперь он прославлен как преподобный, исповедник Севастиан.

Путь ее был нелегким, путь был трудным. Но характер, ее вера и любовь к Богу давали ей все это пережить с радостью, с терпением и утешением своей души и тех, кто к ней приходил. Она всегда была с живым, бодрым характером, и в разговоре, и в молитве всегда могла найти подходящее слово, чтобы сказать своему собеседнику: да не унывай, все пройдет. Это было краткое слово, но слово утешения. Матушка была не только утешительницей для многих, она была еще и милостивой помощницей. Если кто к ней приходил, то она обязательно что-то давала посетителю – будь это пряник, конфета, шоколадка или что-то другое. И сегодня мы расстаемся в этой земной жизни с матушкой схимонахиней Николаей. Помолимся о ее упокоении, чтобы как на земле она была с Церковью, так и в жизни вечной Господь вселил бы ее в Свои небесные обители вместе со святыми».

Затем было совершено отпевание новопреставленной схимонахини Николаи, по завершении которого все присутствующие во главе с Высокопреосвященнейшим Владыкой Митрополитом простились с дорогой их сердцу старицей, труженицей и молитвенницей.

Также в этот день, Псковский Архипастырь совершил заупокойную литию на могиле почившей бывшей настоятельницы обители схиигумении Людмилы (Ваниной).

Духовная цареубийца (покаянщица в цареубийстве)

Монахиня Николая (Алла Юрьевна Сафронова) — теперь аж СХИмонахиня:1. Духовная цареубийца (покаянщица в цареубийстве): «просите Господа, чтобы Он простил нам грех клятвопреступления и цареубийства. Только не копайтесь, вот как у нас в последнее время произошло: «Русский народ виноват в грехе клятвопреступления, а цареубийства – нет”.– Не копайтесь – виноваты мы все. Мы с вами виноваты – ибо в наших руках течёт кровь наших предков, которые причастны к греху цареубийства» (речь Сафроновой в фильме Галины Царёвой «Царь грядет» от 2009 года)
Старец Николай (Гурьянов) и его Духовная Дочь Схимонахиня Николая (Гроян): «РУССКИЕ НЕ УБИВАЛИ ЦАРЯ!” (Гроян Н., схим. Старец Николай (Гурьянов). Царь грядёт… М.: Русский Вестник, 2011, с. 14–15, 57–58)
В одном из «видений» явился Сафроновой будто бы Царь Николай и три (!) раза сказал «не смей брать паспорт нового образца», «не берите «бесовские” документы». Через год после выхода в прокат блокбастера «Царь грядет» Сафронова утверждает, что с 7 на 8 января 2010 года на праздник Собора Пречистой Божьей Матери якобы Сама Пресвятая Богородица в видении явилась ей и семь (!) раз (как заклинание – так может только гипнотизёр-внушитель сказать) сказала, что необходимо покаяние Русского народа в цареубийстве. Монахиня Николая (Сафронова) убеждена, что в видении она видела Саму Богородицу, и растрезвонила об этом всему миру.
А плагиатческий духовно-цареубийственный Добычинский сайт 3rm.info тут же опубликовал статью с этим видением, как дополнительный «аргумент» в пользу их идеи покаяния в цареубийстве. Необходимо понять, что ни Царица Небесная, ни Царь Николай, ни кто-либо из Святых вообще не будет подряд повторять что-либо и два раза, не говоря уж о трёх, семи… Тот человек, которому Богородица, Царь Николай или ещё кто-либо из Святых по милости явит Свой Лик, восприимет от них всё и с одного раза, на то Они и Святые. А «три раза», «семь раз» – это явно настойчивоть бесов в попытке вложить в сознание человека нужные им мысли и закрепить их там путём заклинания. Нужно быть внимательным к таким вещам. Далеко не все видения от Бога. Дьявол ведь может принять образ Святых, и даже Самого Господа Иисуса Христа.
Богомудрые Святые Отцы Церкви были очень осторожны к видениям и снам. Если им случались подобные видения, то они проверяли, Святой ли перед ними или дьявол в образе Святого или даже Самого Господа Иисуса Христа, следующим образом: требовали осенить себя Крестным Знамением и прославить Имя Божие. Подлинный Святой выполнял требование безпрекословно. А дьявол в образе Святого начал бы кочевряжиться: «Разве ты не видишь, что это я , как меня изображают на иконах? Какие тебе ещё нужны доказательства? Ты мне не веришь? Почему ты мне не веришь? и т.д.». А ещё самый надёжный способ – совершить Крестное Знамение в сторону того, кто явился. Подлинному Святому будет приятно, а дьяволу станет худо, и он может исчезнуть вовсе. Монахиня Николая (Сафронова) не применила в видении ни один из этих рецептов Богомудрых Святых Отцов Церкви.
Те, кто внушают Русскому народу мысль о причастности к цареубийству путём навязывания лже-почитания Царя Николая и Его Семьи в Чине Святости «Страстотерпец» или путём призывов покаяться в цареубийстве, добиваются следующего:
1) Чтобы после того, как Русский народ подобно юноше-амаликитянину своими устами засвидетельствовал против себя, сказав «я убил Помазанника Божия», Господь поступил с Русским народом также, как Давид с оклеветавшим себя юношей-амаликитянином;
2) Чтобы после того, как Русский народ согласится с тем, что кости Св. Царственных Великомучеников были сожжены Русскими Православными людьми, Господь поступил с Русским народом также, как некогда с Моавом за пережигание костей языческого Едомкого царя;
3) Чтобы после того, как Третий Богоизбранный Русский народ подобно Первому Богоизбранному народу – Еврейскому – в результате внушения подстрекателей своими устами засвидетельствовал против себя, сказав «Кровь Его на нас и на детях наших», Господь поступил с Русским народом также, как с Еврейским – разсеял по мiру.
крашенниковерка-крашенинникославная (исповедует анти-Православный, полный ересей культ Славы Крашенинникова, созданный Валентиной Афанасьевной Крашенинниковой) Алла Юрьевна Сафронова (<схи>монахиня Николая) является последовательницей культа Славы Крашенинникова. И не только она, но и Алексей Добычин – создатель духовно-цареубийственного сайта 3rm.info, и один из самозванцев; «митрополит Московский и всея Руси» Корнилий (Радченко) – бывший иеромонах РПЦ МП, успевший побывать в самочинном «Святейшем Правительствующем Синоде» епископа Диомида, а с 2012 года создавший собственную «Царскую Православную Церковь Святой Руси». Возглавляет чин «покаяния в цареубийстве» (в котором нельзя каяться) в с. Тайнинском у памятника Св. Благов. Царю-Искупителю Николаю II; там же проводит «чины покаяния» в том, что люди имеют паспорта, ИНН, страховые медицинские полисы, УЭК, и в прочей дребедени. Признал в качестве Грядущего Законного Царя-Победителя самозванца «Георгия-Михаила Владимировича Романова» (настоящее имя Юрий Владимирович Худяков), покушающегося на Русский Престол (и не только признал, но 7 мая 2012 года «помазал на Царство» самозванца, «благословил» присягать ему).
Из книги Духовной дочери Старца Николая (Гурьянова) Схимонахини Николаи (Гроян):
«безрассудно поступают те, кто повторяют вслед за безумным амаликитянином: «Каемся в убийстве Помазанника Божия». покаянно служили «Молебное пение о спасении Православнаго Отечества нашего Российского от богоборческаго ига жидовскаго и обольщения близ грядущего антихриста». (Изд. РВ. М. 2002). Именно это чинопоследование благословил Старец. Оно в корне отличается от последующих, изменённых. Там были внесены несвойственные покаянию мысли, но самое главное – включены слова о прямой «виновности» русского народа в цареубийстве, что ЛОЖНО И НЕ СООТВЕТСТВУЕТ ДУХОВНОЙ ИСТИНЕ, и что решительно отрицал Батюшка Николай: «РУССКИЕ НЕ УБИВАЛИ ЦАРЯ!”» (Гроян Н., схим. Старец Николай (Гурьянов). Царь грядёт… М.: Русский Вестник, 2011, с. 15, 57–58.)
ереси и заблуждения Валентины Крашенинниковой и последователей созданного ей культа Славы Крашенинникова:
1) оригенизма (о предсуществовании человеческой души, осуждённой ЕЩЁ В VI ВЕКЕ V ВСЕЛЕНСКИМ СОБОРОМ);
2) гностицизма (о предрешённости человеческого существования);
3) экуменизма (величание Пророком ЛЖЕпророка Мухаммеда. Уместно вспомнить слова Св. Апостола Павла «Но если бы даже Ангел с Неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» (Галатам 1:8-9));
4) поклонения экстрасенсорным сеансам – несмотря на то, что крашенинниковеры всячески ругают экстрасенсов и колдунов, они как будто не замечают, «забывают», что люди, которые лечились у Славы, испытывали то же, что на сеансах экстрасенсов – им мерещились выходящие из больных мест пучки белых ниток;
5) ересь ПЛОСКОЗЕМЕЛЬЧЕСТВА (учение о плоской Земле), противоречащей Библии и Святоотеческому учению;
6) страшнейшая ересь в духе «Новой Хронологии» Фоменко-Носовского, заключающаяся в кощунственном отождествлении Славы с Архангелом Михаилом или любым другим Ангелом. Славик перед смертью, глядя на икону Христа, сказал: «а может, Тебя нет вовсе?», так что Ангелом он априори не является, и его душа не предсуществовала, но как у любого другого человека появилась одновременно с телом в утробе матери;
7) антинаучных и просто нелепых высказываниях о динозаврах, о «голосах из преисподней», которые любой образованный и трезвомыслящий поднимет на смех.
Последователи Валентины Крашенинниковой едят землю с могилы Славы и говорят, что вкусная, камешки в рот кладут, камешки в воду кладут, воду пьют, снег с могилы растапливают и пьют.
Сама Валентина Афанасьевна Крашенинникова говорит: «Славочка сказал, что мрамор живой, в нем есть сердце, пульс; Славочка сказал, что ИНН от сатаны; мы не продаем камешки и землю с могилы Славочки, а безплатно раздаем, а тех, кто продает – наказывать надо». Последователи В.А. Крашенинниковой книги о ее сыне прикладывают к больным местам, утверждают, что вылечиваются.
ПОВЕРХ ОДЕЖДЫ В.А. КРАШЕНИННИКОВОЙ БОЛЬШОЙ СВЯЩЕННИЧЕСКИЙ КРЕСТ – в конце 4-й серии фильма «Русский ангел» (2010) – это самосвятство.
_____________________________________________________________________________
Антипаспортистка-антиИННщица. Идея о том, что ИНН якобы является «печатью антихриста» и якобы содержит в себе «три шестёрки» – не Православная, и пошла она вовсе не от Старцев (Русских ли, или Греческих с Афона), как это внушают антиИННщики, но от проповедниц-лжепророчиц секты «Пятидесятников». В середине 1970-х годов «пророчице» из секты «Пятидесятников» Мэри Стюарт Рэлф (Mary Stewart Relfe) было видение, в котором некий дух открыл ей, что в штрих-кодах и ИНН содержатся «три шестёрки», и что тот, кто приобретает товары со штрих-кодом, получает «печать антихриста» и автоматически отрекается от Христа и обрекается на погибель. Она даже написала две книги на эту тему «Когда ваши деньги теряют смысл» («When your money fails») и «Новая денежная система» («New Money System»), ставшие бестселлерами. Первая книга вышла в 1981 году, а вторая – в 1982 году. В 1980 Рэлф преподавала студентам курс лекций о «спасении», который назывался: «Текущие события и библейское пророчество». Что же это за дух, который руководил этой экзальтированной «пророчицей»? Мэри Стюарт Рэлф уверена, что это Сам Святой Дух явился ей в этом видении. Но Святой Дух не может говорить ересь и обитать в еретике (в данном случае – еретичке). Так что это был явно не Святой Дух. Остаётся только один вариант – лукавый дух, который потом закинул сектантские идеи Мэри Стюарт Рэлф в Православную Церковь с целью внести раскол.

galik_123

Если свернуть с главной улицы Малоярославца, старого Варшавского шоссе, то буквально через пару минут окажешься в совершенно другом мире — перед входом в белоснежный Свято-Никольский Черноостровский монастырь, обители спокойствия, гармонии и скромной красоты. Здесь в отличие от центра города царит покой и тишина, умиротворение и благолепие. Святые врата монастыря с образом Спаса Нерукотворного несут отметины былых времён. Выбоины от картечи и пуль на вратах были оставлены со времён Отечественный войны 1812 года по распоряжению императора Александра I в назидание потомкам.
Малоярославецкому монастырю суждено было стать памятником славных страниц истории нашего Отечества — великой победы над врагом. Под стенами монастыря 12 октября 1812 года произошло сражение с войсками Наполеона, решившее судьбу России и всей Европы. Битва длилась 18 часов, горящий Малоярославец восемь раз переходил из рук в руки, уцелело только 20 домов. После Малоярославецкой битвы Наполеон принял решение об отступлении.
Братия монастыря при приближении французов ушла в Калугу. Всю церковную утварь, иконы, ризницу отправили в Орел. В монастыре остался только диакон Вонифатий, которого позднее нашли убитым. В результате сражения обитель была сожжена и разграблена. Получив об этом известие, отец Макарий отправился пешком из Калуги в Малоярославец. Вернувшись в обитель среди разгрома он увидел настоящее чудо: образ Спаса над вратами монастыря остался невредим, хотя все вокруг было побито картечью. Отец Макарий затеплил перед образом неугасимую лампаду и стал отпевать и хоронить погибших. В трех курганах-могилах было похоронено 8 тысяч русских воинов.
1. За последующие 10 лет Свято-Никольский монастырь был полностью восстановлен. В 1816 году была возведена внутренняя каменная ограда с двумя каменными башнями. В 1817 году монастырь стал штатным третьеклассным монастырем-памятником. Трудами своих настоятелей, выходцев из Свято-Введенской Оптиной пустыни, на протяжении XIX и в начале XX веков монастырь был благоустроен внешне и внутренне, в нем сложились традиции строгой монашеской жизни.

Свято-Никольский Черноостровский монастырь расположен на возвышенности. Вероятно, в прежние времена место, занимаемое монастырем, представляло собой окруженный с трех сторон водяными рвами остров, именовавшийся Черным. Поэтому и сам монастырь получил название Черноостровского, а по расположенному на нем храму святителя Николая — Николаевского. Точная дата основания монастыря неизвестна, предание говорит о том, что в XIV удельные князья Оболенские построили в Малоярославце если не монастырь, то церковь во имя святителя Николая.
Монастырский ансамбль Свято-Никольского Черноостровского монастыря сложился в период от 1812 года и до начала XX века. Очень мало известно о том, как выглядел монастырь в древности, он несколько раз разрушался или сгорал дотла. Сейчас монастырь выглядит так, как он выглядел в начале прошлого века.
Никольский монастырь на открытке начала 20 века
2. Пройдя через Святые врата, попадаешь на верхнюю площадку монастыря — его предместье. Водосвятская часовня иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» находится слева, сразу за Святыми вратами. Дальше всё постройки монастыря расположены вдоль дороги к главному храму монастыря — Никольскому собору, а вся монастырская территория состоит из нескольких площадок.

Часовня иконы Божией Матери «Отрада и Утешение»
3. Справа на следующей площадке находится корпус детского православного приюта «Отрада». В «Отраде» воспитываются девочки в возрасте от 2 до 17 лет с разных концов России. Учатся воспитанницы в открытой при монастыре гимназии. В гимназии девочки кроме изучения предметов общеобразовательной программы, занимаются хореографией, живописью, лепкой, рукоделиями, вокалом, сольфеджио, дирижированием, осваивают греческий и церковнославянский языки, основы древнерусского знаменного распева и византийской музыки. В приюте сложился прекрасный хор, который в 2006 году занял первое место на XVIII Международном фестивале православной музыки.

Церковь иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» и детский приют
4.
5. Перед входом на срединный двор монастыря возвышается трёхъярусная колокольня. Под ней располагаются Святые врата. К концу XX века сохранился только нижний ярус колокольни. В настоящее время уже закончены восстановительные и реставрационные работы.
6.
7. Справа от колокольни расположена иконная лавка.
8. Врата под колокольней ведут на Соборную площадь. В своде врат под колокольней слева находится деревянная скульптура Святителя Николая.
9. Примерно в 50-ти метрах от боковых врат справа, за оградой — внизу, источник в честь Святителя Николая и купальня.
10.
11. К источнику ведёт старинная каменная лестница.

12.
Колодец над Святым источником
13.
Купальня на Святом источнике, вид с севера-востока
14. От источника открывается вид на церковь Иконы Божией Матери «Отрада и Утешение».
<
15. Наверху белеют стены иконной лавки, колокольни и церкви Корсунской иконы Божией матери (справа). Церковь построена при архимандрите Макарии. В настоящее время все эти здания отреставрированы.
16.
17. Войдя через врата под колокольней, попадаешь на соборную площадь монастыря.
Врата под колокольней, ведущие на Соборную площадь монастыря
18. В центре монастырского ансамбля на Соборной площади расположены три храма: Никольский собор, построенный в память победы русских войск в войне с Наполеоном, храм в честь Всех святых и храм в честь Корсунской иконы Божией Матери.
Слева — вход в собор с мозаичной иконой Святителя Николая, справа — церковь Корсунской иконы Божией Матери
19. Никольский собор был заложен в 1812 году настоятелем архимандритом Макарием (Фоминым). Его строительство было завершено в 1843 году в настоятельство преподобного Антония Оптинского. 26 августа 1843 года был освящен его главный придел в честь святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских. Автором проекта собора, предположительно, являлся архитектор А.Л. Витберг. Высота всего здания 47 метров.
Завершение основного объёма храма и купола над средней частью храма
20. Справа от Никольского собора находится храм Корсунской иконы Божией Матери.
Купола храма Корсунской иконы Божией Матери
21. Слева расположен сестринский корпус святой великомученицы Варвары.
22.
23. На площадке, которая находится на одном уровне с церковью Всех Святых, справа виден старый корпус с покоями настоятельницы в мезонине и кельями для сестер в двух первых этажах.
Нижний двор монастыря
24. Северные ворота монастыря.
25. К собору примыкает паперть, в которой устроена лестница к нижней площадке монастыря, где находится вход в церковь Всех Святых.
Нижний двор монастыря, справа — Никольский собор с папертью
26. По направлению к выходу…
27. Если идти по направлению к выходу, справа будет виден архиерейский корпус.
28. Он был построен как гостиница в начале XX века взамен сгоревшей в 1868 году.
Вид на архиерейский корпус
29. Монастырь ведет благотворительную и просветительскую деятельность, принимает многочисленных паломников.
30.
31. Слева видна бывшая часовня Великомученицы Параскевы, в центре — водосвятская часовня.
32. За оградой монастыря — синие купола церкви Казанской иконы Божией Матери в центре Малоярославца.
33. В 1918 году монастырь был закрыт. С 1930 года в монастыре размещался педагогический техникум. В 1939 году в здании Никольского собора была открыта экспозиция музея 1812 года. После Великой Отечественной войны музей переместили в здание бывшей часовни, а монастырь заселили жильцами. В последующие годы в нём в разное время размещались педагогический и библиотечный техникумы, шахматный клуб, общеобразовательная и художественная школы, хлебозавод, строительные организации. Постепенно монастырь пришел в полное запустение: кроме храмов, из монастырских зданий уцелел только один корпус, в котором располагалась художественная школа.
20 августа 1991 года монастырь был возвращён церкви и открыт как мужской, но малочисленная братия разошлась по другим обителям, и в феврале 1993 года Священный Синод постановил Никольскому Черноостровскому монастырю быть женским. В настоящее время восстановлены все жилые здания монастыря и его церкви.
Tags: Малоярославец, история, монастырь, провинция

Николаевский Черноостровский монастырь

Монастырь
Свято-Никольский Черноостровский монастырь
Свято-Никольский Черноостровский женский монастырь

Никольский собор монастыря
Объект культурного наследия России федерального значения
рег. № 401620647770006 (ЕГРОКН)
объект № 4010127000 (БД Викигида)
Страна Россия
Город Малоярославец
Конфессия Православие
Епархия Калужская
Тип женский
Архитектор Анисимов А. А., Шарапов В. Н. (2005)
Основные даты
реставрация — 2005-2009
Настоятель игумения Николая (Ильина)
Статус Охраняется государством
Состояние удовлетворительное
Сайт stnikolamon.ru
Медиафайлы на Викискладе

Свято-Никольский Черноостровский монастырь — монастырь Калужской епархии Русской православной церкви в городе Малоярославце Калужской области.

История

О времени основания монастыря существует две версии. Согласно одной из них, обитель основана в XIV веке князьями Оболенскими; согласно другой, они лишь построили первоначальное здание Никольского храма, а монастырь при храме возник в XVI веке.

Монастырь расположился на высоком берегу реки Лужи (приток Протвы), на вершине так называемой Особной горы, иначе называемой Чёрным Острогом. Отсюда и название монастыря (Черноострожский со временем трансформировалось в Черноостровский).

В Смутное время обитель была разорена литовцами и восстановлена лишь в 1659 году. В 1775 году монастырь упразднён по бедности.

В начале XIX века малоярославецкий купец Целибеев подал ходатайство о восстановлении монастыря, обещая финансовую помощь. На протяжении 1810-х годов он вкладывал в восстановление монастыря огромные деньги. В 1810 году построены трапезная палата и настоятельский корпус (ныне — одно из зданий келий).

Обитель сильно пострадала в 1812 году в ходе сражения за Малоярославец. По личному распоряжению императора Александра I над вратами монастыря были оставлены следы французской шрапнели. Эти следы пуль и снарядов того времени сохранились до сих пор. Написанный в 1812 году лик Христа над вратами монастыря не пострадал, хотя и был со всех сторон окружён выбоинами. В 2009 году над вратами была установлена новая икона Спасителя «Спас Нерукотворный».

В 1813 году по распоряжение Александра I началось новое восстановление Черноостровского монастыря — теперь уже как памятника событиям 1812 года. В 1813 году построено здание братских келий, в 1814-м — Корсунская церковь, в 1821-м — Святые врата с колокольней. На протяжении 1813—1839 годов был заново выстроен, а в 1843-м освящён Никольский собор (архитектор — Александр Витберг).

В 1918 году монастырь был закрыт. С 26 декабря по 8 января местная Чрезвычайная комиссия произвела здесь несколько обысков, в результате которых было конфисковано всё имущество монастыря. Настоятель монастыря, архимандрит Илия, был помещён под домашний арест и в марте 1919 года выселен из обители. До 1926 года оставался действующим только Никольский собор. В 1920-е годы в нём располагался педагогический техникум, а в здании собора — музей. После 1950 года здания бывшего монастыря были превращены в квартиры.

В 1991 году здания Николаевского Черноостровского монастыря передали Калужской епархии. Ныне это действующий монастырь.

В 1992 году в бывшем странноприимном доме Черноостровского монастыря была открыта «Малоярославецкая городская картинная галерея имени Е. А. Чернявской», где выставлены картины малоярославецких художников.

В 2005 году Черноостровский монастырь проводил реставрацию перекрытий и внутренней отделки Никольского храма.

В 2006 году была реставрирована (воссоздана) колокольня (архитекторы Андрей Анисимов и Владимир Шарапов).

В 2007 году установлен белокаменный резной иконостас (архитекторы Андрей Анисимов и Ольга Ермакова, художник Александр Брусов).

В 2009 году реставрированы главные ворота монастыря и установлена белокаменная водосвятная часовня (дар архитектора Андрея Анисимова детскому приюту «Отрада»), авторы — Андрей Анисимов и Наталья Бледнова, художники Александр Брусов и Анна Верди из «Товарищества реставраторов». Реставрационные работы, проведённые в монастыре с 2005 по 2009 год, выполнены специалистами из «Товарищества реставраторов» под руководством Андрея Анисимова.

При монастыре открыт детский приют «Отрада», в котором воспитываются девочки из неблагополучных семей и дети монастырских сестёр. Воспитанницы приюта обучаются в православной гимназии и в филиале Российского государственного социального университета, созданных при монастыре.

3 мая 2012 года настоятельница Свято-Никольского Черноостровского женского монастыря игумения Николая (Ильина) за большой вклад в благотворительную и общественную деятельность награждена орденом Святой великомученицы Екатерины.

Культурное влияние

Хор приюта «Отрада» при Свято-Никольском Черноостровском монастыре широко известен в странах Европы, куда по инициативе Министерства культуры РФ ездит с выступлениями.

Примечания

  1. Из истории монастыря.
  2. Порядный, Кошманов, Матвийчук, 2018.
  3. Указ Президента Российской Федерации от 3 мая 2012 года № 574 «О награждении государственными наградами Российской Федерации» (недоступная ссылка). Kremlin.ru. Архивировано 22 февраля 2014 года.

Статьи и публикации

  • Из истории монастыря. Храм Покрова Пресвятой Богородицы села Карижа (1 сентября 2009). Дата обращения 18 сентября 2019.
  • Алексий Порядный, Сергий Кошманов, Владимир Матвийчук. Свято-Никольский Черноостровский женский монастырь (рус.) // Калужская епархия РПЦ МП : официальный сайт. — 2018. — 1 января.

Ссылки

  • stnikolamon.ru — официальный сайт монастыря
  • Свято-Никольский Черноостровский монастырь на сайте «Храмы России».

В Черноостровской обители

На Лазареву субботу и Вход Господень в Иерусалим мы решили вырваться из Москвы и совершить паломничество. Вопрос о том, куда именно поехать, не возникал: я давно хотел увидеть воочию Оптину пустынь и еще раз посетить находящийся по дороге Свято-Никольский Черноостровский монастырь, что в городе Малоярославец Калужской области.

Почти восемь лет назад, в июле 2009 года, я уже был в этой замечательной женской обители, сопровождая игумению Инес (Айау). Матушка Инес – уроженка далекой Гватемалы, бывшая католическая монахиня, открывшая для себя и вскоре принявшая Православие, настоятельница единственного в Гватемале, да и во всей Центральной Америке женского православного монастыря Святой Живоначальной Троицы «Лавра Мамбре». Монастырь опекает детский приют, спасший жизни, позволивший получить образование и воцерковиться сотням девочек и мальчиков. Оказавшись в России, гватемальская матушка захотела познакомиться с подобным ее обители монастырем, и выбор пал на Черноостровский монастырь, чью гордость составляет девичий приют «Отрада». Как и madre Ines, я остался под сильным впечатлением от экскурсии по приюту, посещения монастырских святынь и долгого общения с настоятельницей – игуменией Николаей (Ильиной).

С тех пор меня не покидало желание вновь оказаться в этом светлом и гостеприимном месте. Собрались мы спонтанно. Матушку Николаю я предупредил о нашем приезде буквально за час, однако она сразу согласилась нас принять и предложила организовать экскурсию.

Когда подъехали к обители, моросил дождик, было довольно прохладно. Но за монастырскими стенами мы сразу оказались в атмосфере тепла и уюта. Нас встретила инокиня Варвара, которой игумения благословила быть нашим экскурсоводом.

Первым делом мы направились в детский приют. Пока шли, сестра Варвара поведала интересные факты из новейшей истории обители:

– Монастырь, основанный в конце XVI века и в советские годы переживший запустение, в начале 1990-х был возрожден как мужской. Но отношения в общине не сложились, и по благословению правящего архиерея обитель превратилась в женскую… Поначалу люди боялись монастыря, распространяли различные слухи. Говорили, к примеру, что службы здесь католические, потому что долгие. Но постепенно все наладилось.

Мне вспомнилась любопытная деталь, о которой на встрече восьмилетней давности упоминала игумения Николая: четверть века назад в Черноостровском монастыре подвизалась и завершила земной путь схимонахиня Елисавета (Васильчикова) – последняя хранительница главы преподобного Сергия Радонежского, спасенной после вскрытия мощей Игумена всея Руси в 1919 году. В 1946 году, с возвращением Троице-Сергиевой Лавры Русской Церкви, будущая монахиня передала эту святыню патриарху Алексию I.

Сестра Варвара описала воспитательный и учебный процесс, в котором в основном заняты монахини и послушницы, провела по аудиториям для занятий, спортивному залу, где бросились в глаза напольные шахматы – в «Отраде» они появились еще до того, как Министерство образования и науки решило установить их во всех российских школах. Наша чичероне показала нам стенд с фотографиями, сделанными во время гастролей приютского хора, выступавшего с сольными концертами и на фестивалях во многих странах – от Израиля до Испании. Девочки не только поют, но и танцуют. Увидели мы и склад вещей для воспитанниц. Одежда и обувь приобретаются или принимаются в дар только новыми. У девочек большой выбор сценических платьев, что немаловажно для творчески ориентированного приюта.

На втором этаже мы заглянули в жилые комнаты. Сейчас в приюте воспитываются около 60 девочек: отказники, дети, у которых нет родителей или чьи мама и папа не в состоянии заниматься своим ребенком. Нам рассказали историю о том, как одна девочка поставила в своей комнате фотографию отца… с бутылкой алкоголя в руке – просто потому, что другой у нее не сохранилось. В приюте обустроена комнатка для приема родственников, где воспитанницы могут приватно пообщаться с ними, угостить чаем со сладостями.

Обитательницы «Отрады» вообще отличаются домовитостью, их учат готовить, вести хозяйство. В одной из комнат две шестилетние девочки (кажется, самые юные в приюте) посадили нас за стол и принялись «потчевать»: расставили пластиковые чашки, чайник, кофейник, поднос с фруктами, блюдца, на которые положили сделанные ими игрушечные пирожные в форме самолета и снеговика. Это было очень трогательно. Посмотреть на «чайную церемонию», устроенную младшими, собрались их соседки и наставницы. Среди зрителей была и девятилетняя Настя, которая, как нам шепнула одна из монахинь, является звездой приютского хора. Ее мама трудится в «Отраде». Настя охотно спела нам песню «Кнопочка», девочки ей подпевали.

Пройдя в музыкальный класс, мы смогли убедиться в дарованиях и других девочек: под ненавязчивым руководством педагога по греческому языку послушницы Александры они исполнили для нас несколько греческих песнопений, посвященных Лазаревой субботе, а затем вручили испеченные ими лазаракии – печенье из сладкого теста в виде человечков, которые, по давней традиции, раздаются в Греции в день воскрешения праведного Лазаря Христом. Для девочек это была своеобразная репетиция, поскольку им предстояло поздравлять с праздником игумению и монахинь.

Свято-Никольская обитель прочно связана с греческим миром. С начала 2000-х годов в монастыре периодически бывает архимандрит Ефрем (Куцу), игумен Ватопедского монастыря на Афоне. С 2011 года хор «Отрада» участвует в концертах-конференциях «Свет во Вселенной», которые отец Ефрем устраивает в Греции. Игумения с сестрами и воспитанницами приюта сподобились обогнуть на корабле Афон. Бывал в Малоярославце и настоятель монастыря Махера на Кипре архимандрит Арсений (Пацалос).

В комнатах живут по три-четыре человека, причем обязательно разных возрастов. У всех девочек есть старшая подруга, способная подставить плечо в трудную минуту, дать совет. Не так давно у одной из воспитанниц умер отец. И хотя с ним она виделась редко, печальная новость стала для нее шоком. Тогда подруга отвела ее в часовню (она находится в здании приюта), принялась утешать и рассказала, что ее папа тоже умер, но, молясь, она может разговаривать с ним и чувствует, что ее слышат. По словам монахинь, наличие «сестренки» поможет их подопечным в будущем растить собственных детей.

На светлых лицах девочек нет и следа от пережитых до приюта физических и душевных травм, они хорошо воспитаны, доброжелательны. «Отраду» сложно назвать детским домом, скорее это большая семья со своими радостями и горестями, достижениями и проблемами. Идею общности, семейности активно культивируют матушка Николая и насельницы монастыря, они относятся к питомицам как к дочерям и учат их воспринимать друг друга как близких.

Девушки, достигшие 17 лет, имеют возможность продолжать обучение, не покидая родных стен обители. В 2011 году Черноостровским монастырем и Российским государственным социальным университетом был создан Центр православных коммуникаций: здесь можно получить образование по направлениям «Православная журналистика» и «Коммуникационный менеджмент» – специалисты в этой сфере призваны выстраивать отношения с внешней средой, создавать позитивный имидж своей организации, привлекать партнеров. Сегодня для нашей Церкви, каждый шаг которой рассматривается обществом под лупой, такое служение как никогда важно. Свято-Никольский монастырь в Малоярославце – первопроходец в развитии коммуникативного менеджмента в епархиях. Кстати, сестра Варвара – выпускница Центра православных коммуникаций, что явно помогает ей в работе с гостями.

После подробного осмотра «Отрады» наша экскурсовод проводила нас в монастырские храмы. В церкви Корсунской иконы Божией Матери мы помолились у образа «Всецарица» – списка хранящейся в Ватопеде иконы.

– У этого образа произошло немало чудес, – рассказала нам сестра Варвара. – Была и такая история: одна наша монахиня заболела раком, она горячо молилась у образа «Всецарицы» – и болезнь прекратилась. По каким-то причинам она ушла из монастыря, и вскоре недуг напомнил о себе. Эта сестра покаялась, вернулась в обитель, стойко переносила заболевание и отошла ко Господу мирно.

Главный храм монастыря – Никольский собор – имеет в высоту почти полсотни метров. Мы приложились к частице мощей небесного покровителя обители – святителя Николая: она была привезена в 2001 году из Бари. А у северных диаконских врат весит епитрахиль с Афона, которой во время исповеди накрывали старца Иосифа Ватопедского, учителя архимандрита Ефрема. Сестры и прихожане прикладываются к епитрахили, кладут ее себе на голову.

Мое внимание привлекла необычная икона Богородицы с изображением Михаила Илларионовича Кутузова и надписью «1812–2012», выполненная к 200-летнему юбилею битвы под Малоярославцем. Из обители открывается вид на поле, где развернулось это переломное для Отечественной войны 1812 года 18-часовое сражение. На монастырской территории тоже велись бои.

Побывали мы и в нижнем храме Всех Святых. По благословению игумении он освещается только свечами и лампадами, без использования электричества.

Затем мы прошли в красивую просторную трапезную, где для нас был накрыт стол. Там же мы видели, как девочки репетировали танцы. Направлял их пожилой педагог Юрий Николаевич, отец одной из насельниц обители, ранее служивший в московском театре.

После вкусного и сытного обеда сестра Варвара отвела нас в настоятельский корпус к игумении Николае. Матушка – харизматичный и сильный человек, при этом по-матерински добра и заботлива. Четверть века назад она приняла монастырь разрушенным и заброшенным, восстановила и благоустроила его, создала и подняла до высокого уровня приют для детей. Обитель располагает скитами и подворьями, из ее стен вышло 17 игумений.

За чаем с иерусалимскими лакомствами матушка говорила о нынешней жизни монастыря, интересовалась нашими впечатлениями. Я спросил, как у монастыря в Малоярославце наладились столь обширные контакты со Святой Горой. И настоятельница рассказала, что в 2000 году духовник обители схиархимандрит Михаил (Балаев) благословил ей написать письмо схимонаху Иосифу из Ватопеда.

– Я тогда удивилась: «Зачем?», – вспоминала игумения. – Батюшка на это сказал: «Потом все узнаешь». Так и вышло. Я написала о нашем монастыре, старец прислал сердечный ответ. Мы переписывались до самой его смерти в 2009 году. Стараниями старца Иосифа к нам начали приезжать афонские паломники.

Не без заслуженной гордости настоятельница отметила внешние связи монастыря. Черноостровская обитель – ключевая достопримечательность Малоярославца, привлекающая в небольшой город с населением менее 30 000 человек архиереев и священнослужителей Русской и других Поместных Православных Церквей, высокопоставленных федеральных чиновников, иностранных дипломатов, деятелей культуры и образования.

– Нас очень полюбила посол Австрии Маргот Клестиль-Лёффлер. Она бывала у нас, наш хор выступал в ее резиденции в Москве, при содействии посла наши девочки гастролировали в Австрии. Дважды у нас выступал хор мальчиков из австрийского католического монастыря святого Флориана.

Приезжавший с хором Бруно Вайнберг, выходец из известной семьи производителей роялей, подарил приюту «Отрада» австрийский рояль.

Матушка поделилась с нами и болью своего сердца, вызванной публикацией в прошлом году книги «Исповедь бывшей послушницы». Автор послушалась в Свято-Никольском Черноостровском монастыре и после ухода написала «повесть» о пережитом опыте. Игумения Николая и сестры выведены в книжке под своими именами, монастырь фактически приравнен к тоталитарной секте, настоятельница обвинена в том, что в «Отраде» девочки плохо питаются и терпят побои. Но даже после поверхностного знакомства со святой обителью и приютом становится ясно: книга написана крайне предвзято, автор преследует цели, далекие от желания раскрыть правду о малоярославском монастыре.

– Выход в свет «Исповеди бывшей послушницы» спровоцировал настоящую травлю, – сетовала матушка. – Зашла речь о закрытии приюта и монастыря. К сожалению, некоторые наши соседи поверили пасквилю. Кто-то спросил у нашей воспитанницы: «А как вас кормят?» Девочка, имеющая плотное телосложение, не растерялась: «Разве по мне не видно?» В кампании против монастыря участвовал и один священник, но, посетив нас, полностью изменил свое мнение и принес публичные извинения.

Почти тогда же серьезный вызов приняла и столь близкая по духу Черноостровскому монастырю Свято-Троицкая женская обитель в Гватемале: генеральный прокурор страны потребовала от игумении Инес до конца апреля освободить здание монастырского детского приюта. Основанием послужило то, что правительственный указ 1996 года о передаче этого помещения приюту на 50 лет не был обнародован (что требуется законодательством). Но публикация указа – обязанность государственных органов, но никак не игумении. Сейчас это дело находится на рассмотрении в Верховном суде Гватемалы. Дай Бог, матушке Инес удастся спасти приют, где воспитывается около 400 сирот и детей из неблагополучных семей.

Признаться, мы планировали провести в Малоярославце не более двух часов, но, плененные радушием настоятельницы, сестер и воспитанниц «Отрады», не заметили, как пролетело время. Чаепитие закончилось за несколько минут до всенощного бдения накануне праздника Входа Господня в Иерусалим, и матушка предложила нам остаться на богослужение и на ночлег. Мы с благодарностью согласились.

В Никольском соборе игумения отвела нам место поближе к солее, у мощей святителя Николая. Мы стали свидетелями благословения на рясофор: игумения положила два комплекта с рясой, клобуком и четками на мощевик покровителя монастыря и затем вручила их послушницам. Детский хор прекрасно пел, в частности он исполнил «Kyrie eleison» по-гречески. В какой-то момент девочки раздали каждому молящемуся по букетику верб со свечой.

В конце службы к нам подошла сестра Косма, ответственная за монастырскую гостиницу, чтобы проводить в предоставленные нам комнаты. Гостевой дом недавно отремонтирован, в нем чисто и тихо. В комнатах новая мебель, есть все необходимое. Сестра Косма всячески хлопотала, чтобы мы чувствовали себя комфортно. После ужина и чая с игуменией мы провалились в сон.

Утром, помолившись за Божественной Литургией и причастившись Святых Христовых Тайн, мы попрощались с матушкой Николаей и тронулись в путь. Было немного грустно в приятный солнечный день покидать Черноостровскую обитель, где мы неожиданно, но с радостью провели сутки. В Оптиной пустыни, которая по изначальному плану была главной целью путешествия, остаться на должный срок не удалось. Правда, даже краткое пребывание у Оптинских старцев оказалось наполнено запоминающимися эпизодами. Но это совсем другая история…

Фото Даниила Африна и из коллекции автора

В 2004 г. отец Арсений (Пацалос) и Патриарх Александрийский и всея Африки Петр VII погибли в авиакатастрофе у греческих берегов.