Матушка Феодосия скопинская

Бесовские нападки (рассказы об искушениях матушки Феодосии Скопинской)

Схимонахиня Феодосия, в миру Наталья Никифоровна Косоротихина (4.11.1923/† 15.05.2014), из-за тяжёлой травмы около двадцати лет находилась в коме — в «летаргическом сне», как говорили в народе, а после пробуждения, будучи прикованной к постели, сорок лет несла подвиг старчества, окормляя многочисленных своих чад: священников, монахов, епископов, мирян, неиссякаемым потоком притекавших к матушке за утешением, молитвой, исцелением. Однако были и такие случаи, когда матушка Феодосия претерпевала искушения. Об одном из них я и хочу рассказать.

Бесовские нападки

В конце прошлого века слава о матушке Феодосии возрастала, но тем больше восставал против нее враг рода человеческого. К скопинской старице стремилось приехать множество людей, и тогда нашлись такие «предприниматели», которые стали зарабатывать на славе матушки Феодосии. Интернет запестрел такими объявлениями: «Организация индивидуальных поездок к схимонахине Феодосии в город Скопин. Из любой точки Москвы. стоимость поездки 2.5 т.р.». Или вот еще такое интернет-объявление: «Организую групповые поездки к схимонахине Феодосии в город Скопин в легковых автомобилях по 3 человека, стоимость — 2500 рублей с человека, с выездом из Москвы от ст. метро Жулебино и Домодедовская. Если необходима развозка по Москве после визита к матушке Феодосии, стоимость 500 рублей за адрес». А к этим объявлениям, как правило, добавлялись рекламные призывы: «Кто хочет исцелиться, снять порчу, создать семью или наладить бизнес — езжайте к схимонахине Феодосии! Мы всегда готовы отвезти вас туда и обратно!»

А теперь представьте себе, какие толпы жаждущих чуда людей стали приезжать к больной старице! Но эти толпы были из лукавого рода, о котором Христос говорил: «Род лукавый и прелюбодейный знамения ищет, и знамение не дастся ему…» (Мф. 16:4.)

Люди из лукавого рода очень утомляли больную скопинскую старицу и ее келейниц. Одна из благочестивых почитательниц матушки Феодосии Алена Андриянова о такой неприглядной ситуации сказала: «Я была у матушки не однажды и поверьте видела там разных людей… Много было таких, которые не хотели работать над собой (жить в Боге), а искали быстрого пути решения проблем. А когда у них после посещения матушки ничего не получалось, то они начинали хаять ее, (ничего она не может, ничего не умеет, лжестарица). А потом начинали ездить к разным «бабкам» и экстрасенсам за «быстрой помощью. Матушка после того, как ее посещали такие люди, очень сильно болела».

В то же время вокруг скопинской старицы стали плестись интриги, возникали сплетни и даже фальсификации ее жизни. Апогеем такого бесовского шабаша стало создание и показ каналом РЕН ТВ фильма о матушке Феодосии под названием «Вся правда о Ванге». Не будем пересказывать его лживое содержание. Приведем лишь историю борьбы за доброе имя скопинской старицы. Приведем для того, чтобы показать читателю, насколько тогда ополчились бесы против Божьей угодницы. А еще для того, чтобы показать насколько большим уважением матушка Феодосия пользовалась среди известнейших людей России, вставших на ее защиту и написавших обращение к президенту РФ Владимиру Путину с просьбой привлечь журналистов РЕН ТВ к уголовной ответственности за лживую фальсификацию. Итак, приводим цитаты из обращения в защиту матушки Феодосии:

«Уважаемый Владимир Владимирович!

…Мы столкнулись с вопиющим фактом оскорбления чувств православных христиан, циничного попрания норм морали…

Рен ТВ широко демонстрировал фильм «Вся правда о Ванге». Мы бы не обратили внимания на эту жалкую телеподелку, призванную оболванивать доверчивого зрителя лжесенсациями, если бы в этом фильме не оскорблялись наши религиозные чувства и, если бы создатели фильма не провоцировали агрессию в отношении широко почитаемой в народе старицы схимонахини Феодосии…

Мало того, авторы фильма внушают зрителю вздорную мысль, что Ванга не умерла, а была вывезена болгарскими спецслужбами в Россию в Скопин, и объявилась под именем матушки Феодосии. Чтобы зритель в это поверил, нагло монтируются кадры, на которых матушка якобы говорит по-болгарски. При этом лживо утверждается, что местные жители убеждены, что матушка Феодосия — это и есть «воскресшая Ванга». Эта выходка свидетельствует о том, что речь уже идет не о незнании, а о сознательной попытке дискредитировать схимонахиню Феодосию, убедить зрителя, что ее духовные дары — не плод молитвы и смирения, а результат манипуляций болгарских спецслужб. И эта бессовестная подтасовка оскорбляет наши религиозные чувства.

Авторы фильма лживо заявляют, что матушка Феодосия, подобно Ванге, «охотно берет деньги с посетителей», что является откровенной клеветой на схимонахиню и также оскорбляет наши религиозные чувства.

…Мало того, авторы фильма внушают зрителю вздорную мысль, что Ванга не умерла, а была вывезена болгарскими спецслужбами в Россию в Скопин и объявилась под именем матушки Феодосии. Чтобы зритель в это поверил, нагло монтируются кадры, на которых матушка якобы говорит по-болгарски. При этом лживо утверждается, что местные жители убеждены, что матушка Феодосия — это и есть «воскресшая Ванга». Эта выходка свидетельствует о том, что речь уже идет не о незнании, а о сознательной попытке дискредитировать схимонахиню Феодосию, убедить зрителя, что ее духовные дары — не плод молитвы и смирения, а результат манипуляций болгарских спецслужб. И эта бессовестная подтасовка оскорбляет наши религиозные чувства.

Авторы фильма лживо заявляют, что матушка Феодосия, подобно Ванге, «охотно берет деньги с посетителей», что является откровенной клеветой на схимонахиню и также оскорбляет наши религиозные чувства.

Но особенно вопиющим является комментарий авторов фильма о том, что несметные сокровища Ванги были перевезены в Скопин и спрятаны там. Это, на наш взгляд, не что иное, как подстрекательство к ограблению и даже убийству. И, как нам рассказывали, уже имел место факт грубого вторжения в дом матушки Феодосии трех пьяных хулиганов.

Просим Вас, уважаемый Владимир Владимирович, поручить Генеральной прокуратуре России проверить изложенные нами факты, дать им юридическую оценку, привлечь виновных к установленной законом ответственности, в том числе уголовной».

Обращение подписали: В.Н.Крупин, сопредседатель Союза писателей России; А.Д.Степанов, главный редактор «Русской народной линии»; П.А.Безукладичный, председатель МОО «За Веру Православную»; В.А.Ланцева, президент Фонда Святого Апостола Павла; Т.М.Боровикова, руководитель Всероссийского Сообщества многодетных семей «Много деток — хорошо» и другие общественные деятели.

В заключение скажем, что данное обращение к Путину осталось без последствий, поскольку к тому времени матушка стала очень сильно болеть, а через некоторое время отошла ко Господу.

Болезни скопинской старицы проистекали от переутомленности и внутренних переживаний, которые для окружавших ее людей были малозаметны. Внешне матушка продолжала улыбаться, была добродушной и ласковой ко всем. Правда некоторые ее почитательницы замечали, насколько трудно стало ей принимать посетителей. Понимали и переживали за матушку. Криком души можно назвать интернет-обращение близко знавшей матушку Алёны Андриановой:

«Люди! Прежде чем утруждать матушку, поймите, что она не бабка-гадалка, а человек, который несколько десятков лет лежит прикованный к постели и молится. Зачем вы к ней приезжаете? Чтобы спросить про ИНН, куда он него бежать, и когда конец света? Или на какую работу лучше устроиться, чтоб хорошо все было…

Ищите прежде всего Царствия Небесного, а остальное приложиться… Ходите в храм, читайте Святых Отцов, исповедуйтесь своему духовнику (кстати, если его у Вас нет, лучше займитесь его поиском, а не охотой за старцами) и, если он (духовник) Вам сам посоветует поехать к матушке, только тогда езжайте.

Оставьте матушке сил для молитвы за тех, кто в ней действительно нуждается! У кого дети больны раком, муж — единственный кормилец семьи умирает, дочь-наркоманка погибает… Оставьте матушке сил для молитв за них…

Прощу прощения, если кого-то обидела своими высказываниями, просто очень жалко матушку, она после пустых, неуместных или даже провокационных вопросов сильно болеет…»

Трудно, да и незачем оспаривать утверждения Алёны Андриановой. Согласен с ними и автор сей книги, приводивший в своем предисловии аргументы о немаловажности даже простых житейских проблем, с которыми ехали люди к матушке Феодосии. Но то, что говорилось в предисловии, относится к конкретным случаям. Обобщенно же я согласен с Алёной — более половины своих вопросов, люди, которые приезжали к матушке, могли решить в своем приходском храме, обратившись к священнику. Но то, что совершенно больная скопинская старица принимала всех, и отвечала на все вопросы, и молилась за всех (даже за тех, кто клеветал на нее и враждовал против нее), только возвеличивает ее христианский подвиг смирения, терпения и любви. А подвиг этот был исполнением очень и очень важной заповеди Христа Бога нашего: «А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари?» (Мф.5,44-46).

Солнце любви матушки Феодосии восходило над злыми и добрыми, и посылала она дождь своих молитв на праведных и неправедных…

«Я, когда молюсь — говорила матушка, — то всех поминаю. Начинаю со своей деревушки Велемья, а потом молюсь за всех, кто ко мне приходил…»

Игорь Евсин, православный писатель, г. Рязань

Источник: ИМ Зерна

Схимонахиня Феодосия (1917–2007)

Схимонахиня Феодосия (в миру Анна Леонтьевна Яковлева) родилась в апреле 1917 года в благочестивой многодетной семье в деревне Бунино Фатежского района Курской области. Весь Курский край знал и сейчас помнит подвижницу. Приезжали к ней из Москвы, из Санкт-Петербурга, из многих мест России. Ее называли Курской старицей. Матушка тайно молилась и помогала многим людям.

Подвижница сподобилась побывать у великих старцев, ныне прославленных: преподобного Амфилохия Почаевского (1897–1971), преподобного Кукши Одесского (1875–1964), преподобного Лаврентия Черниговского (1868–1950), преподобного Серафима (Амелина) (1874–1958). Матушка была знакома со схиархимандритом Ипполитом (Халиным) (1928–2002), со схиархимандритом Иоанном (Масловым) (1932–1991) и другими Глинскими старцами, с Белгородским старцем архимандритом Серафимом (Тяпочкиным) (1894–1982)). (*Старец схиархимандрит Ипполит (Халин) (1928–2002) начинал в Глинской пустыни, в 1991 году был назначен настоятелем Рыльского Свято-Николаевского мужского монастыря. Настоятель Глинской пустыни схиархимандрит Серафим (Амелин) (1874–1958) был прославлен в 2008 году.)

Прислушивался к духовным советам схимонахини Феодосии ректор Санкт-Петербургской духовной академии и семинарии епископ Гатчинский Амвросий (в юности он вместе с матушкой пел на клиросе). Часто посещали матушку монахи Курско-Коренной обители, и она любила эту обитель. Наместник Курско-Коренной Пустыни игумен Вениамин (Королев), очень почитал матушку, он ни раз предлагал ей переехать в обитель. Приезжал к старице и настоятель Казанской Богородицкой Площанской мужской пустыни архимандрит Сергий (Булатников). С большим теплом вспоминают подвижницу сестры из монастыря Казанской иконы Божией Матери (с. Большегнеушево Рыльского района, Курской обл.). Матушка часто приезжала к ним. Схимонахиню Феодосию посещали духовенство из разных монастырей, священники и миряне разного возраста и звания.

У Леонтия и Акулины Яковлевых, проживавших в деревне Бунино, было десять детей, самую младшую дочь, родившуюся на праздник святых жен Мироносиц, назвали Анной. Семья была дружная и трудолюбивая. Яковлевы имели большое хозяйство, дом был хлебосольный. Родители с детства прививали детям любовь к труду. Старшие дети помогали родителям по хозяйству, нянчились с младшими детьми.

Мать Аннушки умерла, когда ей было лишь18 месяцев от роду, а когда ей исполнилось пять лет – умер отец. Редко кто помнит своё раннее детство так ярко, как запомнила его будущая подвижница. (Убелённая сединой старица рассказывала своей келейнице, что хорошо помнит небо, цветы, речку, которые видела много лет назад.)

В 1923 году пятилетняя Аннушка заболела корью и ослепла. Из рассказа схимонахини Феодосии: «В пять лет заболела корью, вытекли глазки, было очень больно… Когда попали под раскулачивание, у нас всё отняли, и всех выгнали на улицу. Все дети кто куда: к тетям, дядям…»

Схимонахиня Феодосия с горечью вспоминала, как в холодный зимний день её с другими детьми долго везли по лесу на повозке. Как кто-то из детей решил «пожалеть» слепенькую сестричку, предложил сбросить её с повозки, уверяя остальных, что она быстро отмучается, замерзнет и умрёт. Голодные, измученные дети были готовы принять столь «веские доводы», но сестра Татиана заступилась за сестрёнку и не позволила столкнуть её с повозки.

Многое пришлось сиротам пережить в те страшные годы. Аннушка вместе с сестрами ходила с протянутой рукой по дворам, кормились тем, что подавали милосердные люди. Господь не оставил сирот, все выжили.

Аннушка любила уединяться, чтобы в тишине помолиться, попросить Господа, чтобы Он облегчил выпавшие на их долю страдания. Однажды, когда ей было семь лет, она горячо молилась в амбаре. Внезапно рядом ударила молния, от испуга девочка заплакала, после этого события, появились первые признаки духовной болезни.

Анна некоторое время жила в пансионате для слепых, там её научили читать специально изданные для слепых книги. Проворные пальчики быстро научились нащупывать и узнавать буквы, в уме рождались слова и целые предложения. В доме инвалидов Анна трудилась на чулочной фабрике. Однажды на обед там приготовили борщ из капусты, которую квасили в бочке из-под керосина. После этого «обеда» страдалица мучилась от повышенно кислотности в желудке 50 лет – каждый раз после приёма пищи появлялась сильная изжога.

В 1945 году жителей деревни Бунино эвакуировали в село Дерюгино Дмитриевского района Курской области. В этом селе подвижница прожила более 60 лет. По Промыслу Божиему суждено было ей за полвека пожить практически во всех домах, расположенных вокруг храма как бы освящая святой молитвой этот круг. Когда церкви были закрыты, всё село освящалось молитвой подвижницы. (Сельская церковь Святого великомученика Георгия Победоносца закрывалась и открывалась несколько раз.)

Вскоре после войны 28 августа в праздник Успения Пресвятой Богородицы Анна приняла иночество (с прежним именем в честь святой благоверной княгини Анны Кашинской), постригал матушку архимандрит Сергий (Булатников) настоятель Казанской Богородицкой Площанской мужской пустыни. Через год в тот же день инокиня Анна была пострижена в монашество с прежним именем Анна. Молитва не сходила с уст монахини Анны, подвижница с великим смирением несла крест болезни. По свидетельству современников никогда не унывала. О себе рассказывала мало, о страданиях, которые причиняла ей болезнь, люди только догадывались.

Певчие с клироса рассказывали, что много лет страдала матушка от духовной болезни, когда враг рода человеческого досаждал – кричала. Подвижница строго постилась, выдерживала месяц лишь на святой воде и просфорах. Когда духовная болезнь отошла на 87 году жизни, начались другие испытания за то, что вымаливала людей. (Враг рода человеческого мстил за то, что вымаливала людей.)

Инокиня Мария из монастыря Казанской иконы Божией Матери (село Большегнеушево) рассказала, что с 1949 –1951 год в селе Дерюгино служил архимандрит Мартирий, он был духовным отцом матушки. (*Исповедник архимандрит Мартирий (Гришин) (1875–1958)). На престольном празднике в городе Дмитрове на трапезе прозорливый старец Мартирий, подавая матушке кусочек булочки с маслом и с медом, пророчески отметил: «Сейчас ты болеешь, но придет время, к тебе весь мир придет…» Пророчество сбылось.

В девяностые годы монахиню Анну пригласила к себе в дом инокиня Сусанна. Девять счастливых лет прожила матушка с близкой ей по духу инокиней и ее дочерью Зинаидой. Здесь они и жили и службы служили в своём домовом храме в честь Успения Божьей Матери, когда периодически закрывался храм. Со временем купили соседний домик, куда все вместе и перешли.

Наконец наступило время, когда начали восстанавливаться монастыри и открывались закрытые храмы. К великой радости матушки Анны, появилась возможность посетить святые места, она вместе со своими духовными сестрами Параскевой из Димитрова и Варварой совершала паломничества по святым местам.

В 2001 году Господь призвал к себе инокиню Сусанну, а в следующем году отошла ко Господу её дочь Зинаида, и матушка осталась одна. Настоятель открывшегося к тому времени храма Святого великомученика Георгия Победоносца протоиерей отец Василий Бовсуновский благословил похоронить мать и дочь в одной могиле в десяти шагах от храма лицом к алтарю, выполнив их предсмертное желание.

Вскоре после кончины духовных сестер, матушка Феодосия лишилась возможности передвигаться самостоятельно. Когда её везли в санях, лошадь понесло, повозка перевернулась. После этого несчастного случая, матушка Феодосия практически не могла ходить, нуждалась в постоянном уходе. Протоиерей Василий обратился к прихожанам храма с просьбой, чтобы верующие люди из храма по очереди ухаживали за больной. Первое время за схимонахиней ухаживали прихожане храма Святого великомученика Георгия Победоносца, позже батюшка нашел Елену из Железногорска, которая согласилась жить с матушкой постоянно и ухаживать за ней. Елена ухаживала за матушкой до последних дней её земной жизни.

Матушкины чада возили старицу по святым местам, так как матушке было тяжело передвигаться, случалось, что Елене приходилось нести её. Позже духовная дочь подвижницы Алевтина купила инвалидную коляску, ездить стало удобнее. По словам келейницы, матушка всегда пребывала в молитве, любила бывать в храме. Рассказывала, что у матушки не было пенсии из-за отсутствия документов, поэтому она жила милостыней.

27 августа 2003 года монахиня Анна, по благословению схимитрополита Иувеналия (Тарасова), приняла постриг в великую схиму с именем Феодосия (в честь преподобного Феодосия Киево-Печерского). Постриг в великую схиму совершил игумен Моисей* (Матюхин) в монастыре Казанской иконы Божией Матери в селе Больше-Гнеушево Рыльского района (Курской обл.). (Игумен Моисей* (Матюхин) – наместник Свято-Николаевского мужского монастыря в городе Рыльске 2003–2005гг.)

По словам келейницы, сразу после службы, архимандрит Арсений (из Знаменского кафедрального собора в Курске) благословил схимонахиню Феодосию на старчество, он сказал, обращаясь к матушке: «Благословляю за всех молиться, всем помогать…»

Господь даровал матушке хорошую память – до глубокой старости она помнила всех поименно: поминала о здравии более шестисот человек, молилась об упокоении душ трёх сотен умерших православных людей. Духовные чада старицы Феодосии рассказывали, что подвижница, во всём полагалась лишь на волю Божью, никогда не унывала, за всё благодарила Господа. Схимонахиня Феодосия любила и прощала всех, без ропота всё терпела, смирялась, всегда сохраняла душевное спокойствие, а беспокоилась лишь об одном, как бы не опоздать на службу (в 4 утра была уже одета). Божественные службы в храме были для неё духовным утешением, она любила духовные песнопения, сама пела, читала псалмы.

Из воспоминаний келейница Елены: «Я как-то сказала матушке: «Вот если б глазки твои открылись, и ты увидела нас, дом …» А в ответ услышала: «Что мне это видеть, мне бы Матерь Божию на иконочке увидеть и Христа Спасителя! Она часто повторяла: «Живите как дети, а умом не младенцы»».

Схимонахиня была в меру общительна, при беседах часто утихала, вся погружалась в молитву. Всё делала очень аккуратно. Много скрывала матушка Феодосия добрых дел.

Матушка Феодосия очень почитала святую блаженную Матронушку Московскую – 3 раза была у нее. Была в Оптиной пустыни, в Дивеево, в Троице-Сергиевой Лавре, на Юбилейных торжествах в честь преподобного Серафима Саровского в Курске, несколько раз посещала схимитрополита Иувеналия (Тарасова) в Курске. Старица Феодосия любила посещать обитель в селе Большегнеушево, приезжала к сестрам погостить на несколько дней.

По свидетельству близких духовных сестер матушки, схимонахиня Феодосия сподобилась чудесных видений. Она рассказывала о чудесных явлениях Царицы Небесной и святителя Николая. Протоиерей Василий рассказывал, что матушка Феодосия ощущала тепло от солнца и указывала, где солнце, особенно после пасхалии.

Из воспоминаний В. Н. Мамонтова: «Господи Благослови! С матушкой Феодосией мы познакомились в июле 2005 года. В то время мы жили за границей, в Эстонии. На каждое лето приезжали в отпуск к родителям в Дерюгино. Еще раньше, бывая на службах в храме Георгия Победоносца в Дерюгино, мы видели молящуюся схимницу, которая сидела в инвалидной колясочке, перед клиросом. Но в то время Господь не допускал нас к ней, видимо потому, что мы жили тогда с женой в не венчанном браке. В тот год, после окончания Петрова поста, мы, наконец, обвенчались, а в ближайшее воскресенье произошло наше знакомство с матушкой. Матушку некому было привезти на службу и Елена, которая ухаживала за матушкой, попросила меня привезти ее в церковь.

После службы мы везли матушку обратно домой, и были приглашены с женой и детьми на обед. Матушка расспрашивала нас – кто мы и откуда, где живут наши родственники и их имена, и обещала молиться за всех.

Через несколько дней, накануне праздника Казанской иконы Божьей Матери, вместе с матушкой Феодосией мы ехали на престольный праздник в монастырь в Большегнеушево, к которому и была приписана матушка. Надо было видеть, сколько радости было у сестер обители, и у многочисленных паломников, когда они увидели матушку, каждый стремился получить благословение у нее, поделиться с ней своими радостями и болями, шли к ней со своими нуждами и все находили утешение. Через несколько дней мы дома опять посещали матушку, беседовали с ней. Перед нами открывался человек огромной духовной силы. Это к ней, 88-летней старице, с пятилетнего возраста потерявшей зрение, прожившей тяжелейшую жизнь, часто не имея средств к существованию, жившей лишь упованием на Господа – шли за помощью мы – здоровые и больные, молодые и старые, несли груз своих нужд и получали от нее помощь.

Как-то матушка спросила: «А что в Эстонии есть православные?»

-Есть, но очень мало, – ответил я.

-Надо из Эстонии уезжать, – сказала тогда матушка.

Через несколько дней мы уезжали в Эстонию. Накануне отъезда, когда брал благословение у матушки Феодосии. Я спросил ее – пора ли нам уезжать из Эстонии?

Матушка задумалась, видимо, молилась.

-Годик поживете, а там видно будет, – сказала она.

Спустя примерно год умер мой отец. После похорон я вместе с сестрами зашел к матушке. Первыми под благословение подошли сестры. Благословив сестер, матушка спросила: «А где Владимир?»

-Я здесь, – ответил я и, подойдя к Матушке, взял благословение.

-Вот теперь пора переезжать, вы должны жить здесь!

Это было сказано так, что не оставалось ни каких сомнений – это воля Божья.

Кто менял место жительства, наверное, знает, как нелегко решиться на этот шаг, тем более, когда жизнь внешне протекает благополучно. Мы все тянули с переездом.

8 февраля 2007 года жена Наталья, занимаясь на кухне, вдруг ясно услышала голос матушки Феодосии – «Наташа, пора». Это был день отшествия из этого мира матушки, о чем мы узнали лишь спустя несколько дней. С этого времени события начинают развиваться стремительно. Мы берем благословение на переезд у о. Александра Ручкина, он знакомит нас с маклером по недвижимости, который является прихожанкой храма Александра Невского в Таллинне. И хотя в это время в Эстонии уже был кризис на рынке недвижимости, жилье практически не продавалось, наша квартира была продана за 10 дней. За эти деньги мы смогли приобрести хорошее жилье на Родине и благополучно переехать.

Так помогла нам Матушка Феодосия уже после своего отшествия. Поистине Бог являет свою силу в людях немощных, уповающих на него!»

Из воспоминаний келейницы схимонахини Феодосии Елены: «Не задолго до смерти матушку часто причащали, приезжали монахи, из Курско-Коренной обители прощаться с ней. Перед смертью матушку причащал отец Василий. Последние ее слова были как наставление: «Теперь сам смотри в свои сани, что в них и куда грядешь… Кончилась жизнь на земле мирская – настала духовная. Время быстро идет, устоят только сильные». Матушке сама благословила меня на чтение отходной молитвы, как я прочла «Канон на исход души», она три раза вздохнула и отошла ко Господу».

Из воспоминаний духовной дочери схимонахини Феодосии Татианы: «Трудно писать о последних днях земной жизни матушки, я у нее была с 23 по 25 января 2007, на свой день ангела. Как матушка сказала – «Царица небесная прислала». Я была очень тяжело духовно больна. Ночью, когда я спала, матушка с Леной вымаливали меня, а днем они спали, а я хлопотала по хозяйству. Так не забываемых три дня я провела у старицы. Вместе молились, вместе вспоминали духовные истории, вместе кушали. Матушка всегда пребывала в молитве, но стоило к ней обратиться, она с удовольствием беседовала, объясняла, отвечала на вопросы, успокаивала, давала наставления. Помню, присела я в ногах старицы и начала рассказывать о моем паломничестве по Кипру, о Кикском монастыре, об обретении Чудотворной иконы Божьей Матери. У меня тепло разливалось в душе, как в беззаботном детстве от присутствия родной мамочки. Старица улыбалась необычно чистой улыбкой младенца, улыбалась душой и я увидела, как ей было тепло на душе от этого рассказа. Матушка положила свою благодатную ручку мне на голову – легкую как пушок и чистую, как сияющий снежок. И опять я почувствовала огромную любовь и как будто это была моя покойная мама. Она меня жалела. А келейница Елена позже сказала, что я была очень тяжелая, и, слава Богу, что я добралась до них.

На мой день ангела матушка с Еленой позволили мне приготовить трапезу. Матушка села на свое место за стол около буфета, чему я была удивлена, потому что я видела старицу все три дня на одном и том же месте на диванчике. На праздничной трапезе старица пропела тропарь святой мученице Татиане, покушала не много и перебралась на свой диванчик. Позже благословила на дорогу и попросила молиться за нее, сказала, что очень больна. Уезжая, я еще не осознавала, где я была, и что я приобрела…Вечная память матери моей духовной, которая спасла меня от смерти. Величаю и чту святую память твою…

По прибытии домой, я сразу заказала требы о здравии матушке. В этот же день позвонила Лена и сказала, что матушке очень плохо. Я хотела вернуться, но Лена не позволила… Матушка почила 8 февраля 2007 года.

На похоронах были все, кто узнал о кончине, и кто любил и почитал матушку. Панихиду служили монахи Курско-Коренной обители с игуменом Вениамином и с отцом Василием. Людей было очень много, столы накрыли в храме…поминали, молились, молча скорбели о великой утрате…

Похоронили матушку вместе с инокиней Сусанной – выполнили её последнее желание.

Уже 3 года как нет старицы схимонахини Феодосии, но люди ее помнят, едут на могилку – просят о помощи и матушка помогает…Я заметила, что когда начинаю свое паломничество по Курскому краю с посещения матушкиной могилки – всегда паломничество удается.

Те, кто просит молитвенного заступничества матушки, свидетельствуют, что ощущают духовную поддержку и помощь в решении материальных и семейных проблем.

Все, кто желает помолиться у могилы старицы Феодосии, похороненной в селе Дерюгино около Храма Святого великомученика Георгия Победоносца и побывать на святом источнике, могут добраться за одну ночь из Москвы от Курского вокзала до станции «Михайлов рудник». От станции до села Дерюгино – на такси 20 минут. Или ехать до города Курска, далее двумя автобусами добираться 2 – 3 часа».

Игорь ЕВСИН. Рассказ о матушке Феодосии Скопинской

«У тебя свой умок-то есть?» – частенько говорила матушка Феодосия Скопинская тем, кто испрашивал у нее совета в простых житейских вопросах. Тем самым она как бы говорила: «На Бога надейся, а сам не плошай. Постарайся сам исправить положение, постарайся сам определиться». Но самость как самохотение матушка четко отличала от старания. Бывало приходил посетитель, спрашивал, как ему поступить в том или ином случае. А матушка переспрашивала:

– Ты сам-то как хочешь?

Многие знавшие скопинскую старицу рассказывали, что она наперед знала мысли пришедшего к ней посетителя. Чувствовала, что пришел он не посоветоваться, а утвердиться в своем решении. Пришел, чтобы услышать, что надо сделать то, что надумал.

Таким людям старица говорила:

– Ну как знаешь, так и поступай.

К сожалению, есть среди нас такие люди, которые если не услышат подтверждения о правильности своих намерений от одного старца, будут бегать по другим, пока не получат «благословения». А, когда у них даже после этого ничего не получится, говорят: «Неправильный совет дал мне старец».

Близкий к старице Феодосии священник Константин Гусаров рассуждает об этом так: «Господь посылает людям только то, что им полезно для спасения души. Только тогда по святым молитвам матушки Феодосии Господь подавал людям просимое. Каждый, кто к ней приходил, что искал, то и находил. Люди искали духовного – находили духовного, люди спрашивали какого-то мирского совета – получали мирской совет. А маловеры получали по маловерию своему. Например, был такой случай. Из села Новые Кельцы шли к матушке две женщины. Одна из них говорит: «Зачем мы идем? Ну что она может знать?» Когда пришли к матушке, то первой женщине она ответила на все ее вопросы, а второй сказала: «Ну что я могу знать?».

Вообще же, когда человек начинал в чем-то настаивать на своем, матушка не навязывала ему свое мнение. Давала совет, а если человек его не принимал, то говорила: «Ну, что ж… Поступай, как хочешь». Только у того, кто отказывался от матушкиных советов ничего хорошего не получалось. Бог гордым противится».

Прямые ответы на вопросы матушка Феодосия давала чаще всего только тогда, когда видела, что человек готов к послушанию.

Известен такой интересный и поучительный случай. У одной женщины 14-летняя дочь активно занималась спортом. (Здесь, как и в некоторых других случаях имена по определенным обстоятельствам не указываются).

Однажды эта девочка получила тяжелую травму. Перед ней встал вопрос — продолжать заниматься спотом или нет? Мама решила поехать с ней к матушке Феодосии, но предостерегла свою дочь:

— Смотри, ведь матушка может сказать, чтобы ты бросила спорт.

А девочка эта была верующая, воцерковленная и сказала маме, что если старица так скажет, «то ведь не она это скажет, а через нее скажет Бог. Я послушаюсь».

Девочка знала, что у нее мало шансов вернуться в спорт. Ее, как спортсменку уже списали со счетов и тренеры и соперники, и зрители. Однако верила в помощь матушки Феодосии. Поговорить со старицей не удалось. Ответ на свой вопрос девочка получила через келейницу. Матушка Феодосия посоветовала ейпродолжать заниматься спортом и даже пообещала молиться за нее. Девочка послушалась старицу и продолжив занятия спотом достигла таких успехов, что на одном из состязаний стала чемпионкой.

Однако бывало и такое, что матушка Феодосия давала советы, заранее предвидя их неисполнение. Так произошло с одной заболевшей тяжелой болезнью женщиной из Рязани. Она была интеллигентной особой и приехала к матушке Феодосии за «рецептом» лечения ее болезни. И услышала от старицы такой ответ:

— Я скажу тебе как надо лечиться. Только ты ведь все равно не послушаешь меня. Не станешь делать, как я скажу. У тебя свой умок есть…

Выслушала эта женщина совет старицы и действительно не последовала ему. Как же! Ведь ей предлагалось лечиться компрессом из навоза… Этого интеллигентная дама действительно делать не стала. Чем закончилась эта история неведомо, однако другая история закончилась печально. Причем произошла она также с интеллигентной женщиной, хотя и деревенской по своему происхождению и месту жительства. Вот что рассказала она автору сей книги:

— Как-то у меня пошли пятна по всему телу. Пошла я к Наталье Косоротихиной за советом. Она мне сказала, что к врачу обращаться не надо. Посоветовала пить настойку из трав. Сказала из каких. А еще посоветовала настаивать в тазике крапиву и обливаться. Я стала так делать и пятна на теле прошли.

Потом у меня заболели ноги – коленные суставы. Она опять сказала мне, что к врачу ходить необязательно. Посоветовала, что надо делать. А я не послушалась Наталью. Подумала, что и так пройдет моя болезнь. Да оно вначале и правда — болезнь стала проходить. Потом вдруг обострилась. Мне становилось все хуже и хуже. Я сейчас была бы рада к матушке опять сходить, а ее не стало. Не послушала ее тогда… теперь вот страдаю. Лекарства не помогают, боли все сильней и сильней, и чего теперь делать не знаю… Врачи говорят – на инвалидность уходи…

– Молитесь матушке Феодосии. Она хоть и не прославлена как святая, а вы все же попросите ее походатайствовать пред Богом за вас, – сказал я тогда этой женщине. А в ответ услышал:

– Так если не святая – чего ж ей молиться?

– Ну, может, и не молиться, а попросить о помощи можно. Я не богослов, но знаю, что прославление святых Православной Церковью начинается с почитания их как святых народом. С чудес, которые происходят по обращению ушедшим от нас праведникам.

Неведомо, последовала ли та женщина моему совету, только знаю, что сама скопинская старица, матушка Феодосия, давая тот или иной совет, никогда не настаивала на его обязательном исполнении. Тем более не обличала людей в непослушании, несмирении или пристрастиях. Не обличала, но и не молчала. Порой матушка мягко, прикровенно указывала посетителям на их неправильное поведение. Архимандрит Пимен (Адарченко) вспоминал, например, такой случай:

– Мне очень хотелось обновить в храме иконостас, а денег не было. Вот я и поехал к матушке. «Матушка, – говорю, – помолитесь, чтобы нашелся благодетель, который бы помог». А она вместо ответа:

– Вот мы жили-то. Я так любила картошечку, огурчик …

– Матушка, так хочется иконочки в иконостас написать…

А матушка со своим рязанским говором:

– Масличком полью подсолнечным. Да как вкусно-то… А можно и рыбочки кусочек съисть (именно так матушка говорила – съисть), и Слава Богу! Ты чего хлебушек-то не берешь? Всегда хлебушек надоть исти. Вот теперича чё-то говорят, хлеба нельзя много исть. Да, Боже мой, грех-то какой. Как же хлеба не исть? Испокон веку кушали.

– Матушка, а что с иконостасиком-то?

Но она не отвечает и все тут. Ушел не солоно хлебавши…

А потом вдруг вспомнилось… Несколько дней назад был на трапезе в одном храме на престольном празднике. Меня угощают, а я и того не хочу, и другого не хочу. Сижу – перебираю. Вот матушка Феодосия и указала мне на мое духовное состояние. Это она в глаза мне сказала: «Батюшка, вы заелись». Вот так. Дают тебе картошку с огурцом, так поблагодари Бога и успокойся.

Я потом неделю себя совестил, а через неделю в храме человек появился, у которого и просить не подумаешь. А он с порога говорит: «Что-то, батюшка, иконостасик-то у вас плохонький. Давайте обновим».

Расскажем и еще один случай прикровенного обличения. У Клавдии Акимовны Грачёвой, келейницы матушки Феодосии, была одна знакомая. Однажды пришла она по какому-то делу к Клавдии, в дом, где жила скопинская старица. Села гостья на табуреточку и стала ждать, пока Клавдия освободится. Сидит и думает: «Ну кто она такая – матушка Феодосия? Что она может мне сказать? Я про себя и сама все знаю. У меня муж есть и ребенок». Только гостья так подумала, а матушка Феодосия ей говорит: «Ну что я могу тебе сказать? Ты же сама все знаешь».

«Хорошо, что в келье темно было и не было видно, какого цвета у меня лицо стало после этих слов, ведь матушка мысли мои прочитала», – рассказала потом эта женщина.

А другой случай свидетельствует о прикровенной радости матушки Феодосии за своих посетителей. Так произошло с одним из священников Иваново-Вознесенской епархии. Вот что он однажды рассказал лично рязанскому издателю Игорю Минину.

«Когда я по своим вопросам приехал к матушке Феодосии и зашел к ней в келью, то вдруг услышал, как она радостно говорит о чем-то непонятном для меня: «Ой, кто к нам пришел! И сколько много детишек привел! И какие все хорошие детишки!»

Я стал оглядываться – может, вслед за мной действительно какие-то детишки вошли? Но вокруг никого не было. И только после встречи с матушкой, когда прошло немного времени, до меня дошло, что она прозрела детей, спасенных от аборта. Я тогда в епархиальном отделе занимался проблемами семьи, материнства и детства. Распространял литературу о вреде аборта, работал с женщинами, которые попав в тяжелую жизненную ситуацию, хотели сделать аборт. Многих удавалось отговорить от совершения аборта. Вероятно, именно этих детей и прозрела матушка Феодосия, когда я был у нее в келье».

Игорь ЕВСИН.

Старица Феодосия Скопинская: Воспоминания самовидцев в 2-х томах

«БУДЬТЕ С ГОСПОДОМ БОГОМ…»

Православный русский народ любит праведников и святых. Любит горячо и крепко, несмотря на целый век гонений на веру. А может, именно благодаря этим гонениям, когда измученное человеческое сердце тянется к чему-то высшему, чему-то небесному за помощью, за поддержкой, за спасением от повседневных тягот и ужаса жизни. И где же искать этого спасения, как не в церковных святынях, которые одни неколебимыми столпами высятся среди бушующего житейского моря!..

Двадцатый век явил нам удивительные феномены, если можно так сказать, народной канонизации духовных подвижников. Блаженная Ксения Петербургская, прославленная в лике святых в 1988 году; блаженная Матрона Московская, канонизированная в последний год XX века. Почему мы говорим о народной канонизации? Да потому, что церковному прославлению предшествовали долгие десятилетия (а в случае с Ксенией Петербургской – полтора столетия!) горячего, искреннего народного почитания. Кто из нас, верующих, не стоял в очереди к часовенке блаженной Ксении на Смоленском кладбище Петербурга? Кто не брал земельки с могилы матушки Матронушки на Даниловском кладбище в Москве? Вряд ли в среде верующего церковного народа найдутся такие люди…

И вот на наших глазах на бескрайнем горизонте Русской Православной Церкви восходит и разгорается всё ярче новая духовная звезда – старица Феодосия, жившая в городе Скопине Рязанской области. Еще при жизни подвижницы верующий народ протоптал тропинку к ней так же, как к матушке Ксении и матушке Матроне. После преставления праведницы эта дорожка не зарастает, и те, кто знал матушку Феодосию при жизни, и те, кто получил от нее посмертную помощь, нескончаемой вереницей тянутся к месту ее упокоения.

Удивительна биография этой женщины. Наталья Никифоровна Косоротихина, так звали матушку от рождения, родилась на Рязанщине, в 1922 году в многодетной семье. С детства познала тяжелый труд, как и все ее сверстники. Внимая своему сердцу, никогда не выходила замуж (хотя сватались многие), а в 1957 году, после нескольких тяжелых травм, впала, говоря врачебным языком, в летаргический сон и спала до 1971 года…

Заснула Наталья простой неграмотной крестьянкой, а проснулась она другим человеком. Окружающие вдруг увидели в ней просвещенную духовноую подвижницу, глубоко постигшую церковное Предание и истины Евангелия. Вот что вспоминает об этом внучатая племянница матушки Феодосии В.И. Тихонова: «Однажды мы были у матушки, и она заговорила про Бога, а мама спросила: «Наташа, как же ты знаешь, ведь раньше не знала?» Она говорит: «А сколько годов я там была, у Бога-то? Разве я, племянница, просто так? Там все мы учились!»

Для тех, кто был рядом с ней (а вскоре и не только для них!), стало очевидно, что тринадцатилетний сон этот был не простым сном, но живым и напряженным духовным общением и взрослением, когда человеческое сердце наполняется божественными истинами, чтобы уже никогда их не потерять. И с этой поры она, как и матушка Матрона, становится утешением, поддержкой, молитвенницей для своих близких и земляков, а позже – и для верующих людей со всех концов всегда необъятной и всегда страдающей России…

Впрочем, пересказывать подробно биографию матушки Феодосии (так ее нарекли при монашеском постриге) не имеет смысла. У верующих появилась замечательная книга, составленная М.Е. Шкатовым и выпущенная в издательстве «Отчий дом». Двухтомник «Старица Феодосия Скопинская» содержит без малого тысячу страниц!

Надо сразу отметить, составитель подошел к своему делу весьма серьезно и основательно. Основательностью вообще отличаются издания «Отчего дома», за что его руководству хочется выразить отдельную благодарность.

Воспоминания, которые составляют основной корпус книги, собраны у тех, кто так или иначе был знаком, причастен, связан с матушкой Феодосией. И что самое важное, самое ценное для всех нас – эта удивительная подвижница — наша современница. Она умерла совсем недавно, в 2014 году. Впрочем, слово «умерла» не вяжется с этим удивительным человеком. Ведь матушка не только полной грудью сама вдохнула божественной вечности, но и передавала эту вечность всем приходящим к ней.

И вновь цитата, на этот раз – из рассказа игумении Евстолии (Афониной), настоятельницы Переславского Никольского женского монастыря:

«Матушка учила иному, не мирскому взгляду на мир. Учила преодолевать земное тяготение, точнее тяготение в ад. Учила стремиться к Богу и открывать Небо на земле.

Удивительно, что сохранил Господь матушку именно к 1990-м годам, когда Россия начала просыпаться, воскресла в духовном смысле, задышала. Что, казалось бы, можно ожидать от лежащей старицы, кроме воздыханий и горьких слез? А у матушки, наоборот, было поразительное чувство жизни, которое она передавала всем, приходящим к ней, зачастую испуганным и потерявшимся в новых обстоятельствах. Матушка, несомненно, была очень сильным человеком. Великие духовные дарования – это одна из сторон ее личности, но была и огромная сила характера, проявленная в простом, с Рязанской земли, человеке…»

Книга воспоминаний составлена М. Шкатовым просто, без вычурности и каких-то специальных изысков. Читается он легко и увлекательно, вызывает ощущение искренности и достоверности.

Первый том делится на две большие части. В Первой части рассказывается о том, как жила Наталья Никифоровна Косоротихина до своего чудесного сна и о том, как вообще жила русская деревня в советское время. Здесь, и это понятно, авторами являются по преимуществу родные люди и земляки матушки. Вторая часть посвящена жизни матушки Феодосии после ее пробуждения. Состав вспоминающих расширяется, как расширялась известность матушки среди окрестных мест. В Приложениях к Первому тому помещены Жизнеописание старицы Феодосии и рассказ о священноигумене Феодоре (Липягове; 1870-1954), духовном наставнике матушки.

Второй том открывают воспоминания епископа Скопинского и Шацкого Феодорита (Тихонова), который является дальним родственником матушки Феодосии и потому начал ездить к ней за духовными советами еще с детства. (Именно она, кстати, открыла ему, что он в свое время будет владыкой Скопинским. И открыла тогда, когда сама мысль о епископской кафедре в районном центре Рязанской области выглядела, мягко говоря, не слишком правдоподобной.) А дальше, после воспоминаний владыки – идут вперемежку воспоминания самых разных людей: архимандритов, протоиереев и иереев, простых мирян.

И наверное, это вполне правильно, ведь у Бога каждый человек одинаково ценен и уникален, поскольку каждый рождается с душой живой. Кто из нас дерзнет утверждать, что чья-то душа дороже другой души перед своим Создателем? И одновременно каждый человек, живущий духовной жизнью, знает, что душа в своей основе проста, и именно в этой душевной простоте заключается, может быть, одна из главных тайн человеческого существования.

Вообще-то, именно человеческая простота была одним из главных качеств схимонахини Феодосии. Вот что вспоминает об этом иеромонах Серафим (Маслов):

«Советы матушки всегда были очень простые. Учила она следовать Евангельскому идеалу. Это проходило красной нитью. Она сама жила по Евангелию и нас наставляла жить так же… …Матушка никогда не призывала к каким-то великим подвигам. А учила делать то, что положено. Жить размеренно, реальной жизнью. Служить Богу и людям. Быть отзывчивым к нуждам людей, которые посещают наш храм. Никогда молитву не оставлять. Хранить чистоту сердца, жить по совести…»

Но разве не простотой и жалостью к простому люду отличалась святая блаженная Ксения? Разве не в простоте несла свой тяжелый жизненный крест блаженная матушка Матрона? Так может быть, именно простота, как ничто другое, нужна сейчас нашему народу? Простота веры, простота любви, простота терпения скорбей и болезней, простота справедливости…

Хочется завершить эту короткую рецензию словами владыки Феодорита, в которых он вспоминает о дне погребения матушки Феодосии:

«Сестер своих матушка очень любила, а потому хотела быть погребенной рядом с ними. Кладбище находится приблизительно в пятнадцати километрах от храма. Всю дорогу мы, духовенство, во главе с митрополитом пели пасхальные песнопения. За медленно едущей машиной шли люди и, прощаясь с матушкой, целовали автомобиль. Один человек посчитал, сколько машин ехало за гробом матушки. Двести восемьдесят! Перед тем как предать матушку земле, мы в последний раз взглянули на ее лицо. Оно было как при жизни: покойно и благодатно…»

Возможно, в будущем о матушке Феодосии напишут новые книги. Но двухтомник издательства «Отчий дом» в составлении М. Шкатова, можно быть уверенным, надолго останется фактологической основой для всех будущих авторов. И в этом огромное значение вышедшей книги. Значение, которое невозможно переоценить.

Матушка Феодосия

18 февраля, в день памяти Феодосия Черниговского, день ангела схимонахини Феодосии — старицы, к которой за советом и утешением едут люди со всей страны. Ездила к ней и я — это знакомство меня по-настоящему “перевернуло”.

СПРАВКА: Схимонахиня Феодосия (в миру – Наталья Косоротихина) живет в поселке Октябрьский Рязанской области. Сейчас ей 88 лет, из которых 68 лет матушка прикована к постели. В монахини ее постриг схиархимандрит Авель (Македонов), однако по состоянию здоровья она никогда не жила в монастыре. К старенькой монахине, живущей неподвижно в сельском домике, съезжаются люди со всей России. В том числе, ее навещают насельники московского подворья монастыря св. Пантелеимона на Афоне.

Михаил Нестеров. Зима в монастыре, 1904.

На душе мерзко и пусто. Ни на минуту не покидает мучительное чувство тоски. Зашла в церковь. Сердце как камень. Безмолвные лики святых… А как же хочется, чтобы они утешили…

Вышла на улицу, села на лавочку и случайно услышала разговор двух девушек о некоей схимонахине Феодосии. Судя по всему, многие едут к ней как раз за утешением. А еще — за советом, как пережить трудные времена, справиться с жизненными обстоятельствами, кого из поклонников выбрать, чтобы прожить с ним жизнь в любви, мире и радости; какую профессию освоить… Я попросила рассказать об этой монахине подробнее — и вот что узнала.

В 18 летнем возрасте девушка по имени Наталья попала в жуткую автомобильную аварию, впала в летаргический сон, очнулась больной и парализованной, но — не проявила ни капли ропота или гнева на судьбу. Она просто приняла свой жизненный жребий — с мужеством и терпением. Ее веру в Бога не поколебали даже такие тяжелые испытания. Прикованная к постели, она непрестанно молилась — о родственниках, близких людях и всех знакомых. Жизнь шла своим чередом.

Наталья жила с сестрами. Однажды к ним в гости пришла какая-то знакомая. Они расположились в соседней комнате, чтобы не тревожить болящую. Гостья уже собирались уходить, когда Наталья вдруг окликнула ее: «Какое горе вы пережили полгода назад!» Женщина застыла от удивления: полгода назад она потеряла близкого человека, но никому никогда об этом не рассказывала. А Наталья продолжила: «Но у вас скоро все наладится!» Эти слова сбылись.

Так впервые проявилась прозорливость будущей монахини. За величайшее терпение и смирение Бог послал ей этот дар. А она бескорыстно отдает людям.

Наталья никогда не жила в монастыре – ей это не под силу, но знавшие ее духовники решили, что терпение и истинная вера в Бога дают ей право на постриг. В монахини ее постригли, так сказать, «по факту».

Рассказ о матушке заставил сердце запрыгать, не осталось сомнений – надо ехать!

Пять часов на автобусе по осеннему туману в Рязанскую область. Матушка принимает всегда ночью с девяти вечера до пяти утра. Ехала в ночь с воскресенья на понедельник, и при этом нужно было каким-то чудом успеть вернуться в Москву к понедельнику и не опоздать на работу к десяти. Но было какое-то внутреннее ощущение, что не стоит волноваться — все получится так, как должно.

Я оказалась перед маленьким сельским домиком, напротив входа в который выстроилась очередь. В начале десятого вечера на крыльцо вышла пожилая женщина, которая, как я поняла, ухаживала за матушкой. Затем мы вошли в небольшой коридор, в нем уже толпилось человек двадцать — каждому хотелось поскорее попасть к матушке. Она принимала в комнате, куда ее помощница приглашала посетителей. Ожидание томило…

К часу ночи внутреннее спокойствие сменилось нервозностью. Успею ли поговорить? Мне же так нужно! Еще и на работу надо успеть… Все это время я внутренне молилась: «Господи, помоги… Ну я на минуточку… Ну мне хоть словечко услышать, так тяжело на душе. Не разберусь сама!»

Тем временем люди выходили из комнаты матушки радостными, с улыбкой и спокойствием. Кто-то проводил у нее полчаса, кто-то – минут пять-десять. Время поджимало, скоро нужно было возвращаться в Москву, билета я до сих не купила и даже не знала, во сколько ближайший поезд.

Когда в очередной раз помощница вышла приглашать следующего, я собралась с силами и попросила, нельзя ли мне зайти без очереди… Она очень нахмурилась и отрезала: «Здесь все хотят попасть, жди!». По очереди прокатилась волна возмущения: «Какая деловая, я уже третий день попасть не могу, а она лезет!» Сердце пронзило отчаяние.

Все, что оставалось — мысленно обратиться к матушке.

Я представила, будто стен нет, будто я уже у нее в комнате. Накануне я читала житие святой блаженной Матроны Московской. И обстановка, и образ матушки Феодосии невольно ассоциировались у меня с этой святой. Я решила, что люди, которым Бог открывает будущее, вполне могут услышать мои мысли. Я начала ее просить: «Матушка, прими меня на минуточку, утешь словом, мне очень тяжело – помоги!» Обычно в такие моменты, как написано в православных книжках, случались чудеса, и просящий получал просимое. А я и верила, и нет. И думала: «Ну, со мной-то уж вряд ли такое произойдет!» Но просила все равно. Не прошло и пяти минут, как помощница вышла и позвала меня.

Ноги не слушались, я вся дрожала от волнения. Вошла в комнату. Все стены в комнате увешаны иконами – это первое, на что я обратила внимание. В углу стояла узкая кровать, на которой лежала маленькая, худенькая старушка в белом платочке и белой хлопковой рубашечке. Она могла двигать только правой рукой, которой и благословляла входящего.

Удивительно, как исцеляет уже то, что просто стоишь рядом с таким человеком… Все мои проблемы и горести сразу стали какими-то мелкими, неважными что ли… Я села на стул напротив кровати, попросила ее молитв о себе и своей семье и все-таки решилась — задала вопрос: «Матушка, хочется иметь семью – мужа и детей, повенчаться, но мужчины совсем не хотят обязательств. Мне очень одиноко, как же быть?» Она помолилась, плохо видящими глазами посмотрела в мою сторону и тихо сказала: «Все у тебя будет, и венчание тоже, но не сразу. Ты сходись с мужчинами — и все будет. А работаешь ты где?» Меня удивило, почему она вдруг спросила о месте работы. Я ответила, на что она сказала: «Работай там, где работаешь. Никуда оттуда не уходи!» Я будто потерялась во времени и пространстве. Сколько всего сразу захотелось спросить! Я, как человек, не имеющий ни капли терпения, как будто воспламенилась: ну а когда же и где я встречу «свою половинку»?! Но строгая помощница — хранитель спокойствия матушки и контролер очереди — подала мне знак, что пора выходить. Я попрощалась и вышла.

…Я испытывала радость. Отчего? Может, оттого, что молитва такого человека в реальности меняет жизнь…

На вокзал я успела строго ко времени. В кассе сказали: «Берите скорее билет, поезд ждет вас на перроне!» Через 4 часа я была дома, на работу не опоздала, и даже удалось немного поспать. Я точно знала — просто чувствовала! — что такая легкая дорога получилась по молитве матушки. «Раз в таком малом есть помощь, то будет и в большом» — подумалось тогда.

И тут бы мне написать: «По возвращении в Москву жизнь моментально перевернулась, на следующий день я нашла мужа и т.д.» Но нет. Мой «прекрасный принц» почему-то все медлил. Вопрос матушки о месте работы я восприняла как некую подсказку, что именно там встречу своего избранника, но оглядываясь по сторонам, не находила никого «подходящего» моим требованиям: старше меня, умный, серьезный, но с веселым нравом, любящий, заботливый… Вполне стандартные женские мечты, но кажущиеся несбыточными. Да и на работу каждый день я шла, как на каторгу, отношения с начальницей обострялись, а я по-прежнему ждала, что я когда-нибудь влюблюсь, уволюсь и уеду к морю. Словом, серые привычные дни текли своим чередом.

И все же, была одна принципиальная разница. Изменилось мое отношение. После встречи с матушкой все эти дни я переживала… с надеждой. А это, возможно, самое главное, что спасает человека. И пускай эти дни были по-прежнему серыми, теперь они точно не были бессмысленными. Я верила, что матушка не ошиблась. Она ведь неслучайно сказала: «Все будет, но не сразу».

Все произошло через 4 месяца на праздник Сретения Господня. Неслучайно слово «сретение» на современные русский переводится как «встреча». В кафе, куда приходили обедать люди из всех соседних офисов, я познакомилась со своим будущим мужем. Примечательно то, что это был мой последний рабочий день в этой компании. И мой последний обед. И моя новая жизнь.

Слава оказался человеком с веселым нравом, умным и серьезным, старше меня на 10 лет, руководил крупным подразделением в большой компании. Все, как я мечтала! Мы легко нашли общий язык, нас тянуло друг к другу. Отношения сложились как будто «сами собой», но я, конечно, знала, что это по молитвам дорогой матушки. Буквально через два-три месяца мы уже точно знали, что поженимся, что оба безумно этого хотим. Мы решили не торопиться и не шокировать родственников, назначили день венчания на 14 октября, в прекрасный праздник Покрова Богородицы. Нелюбимая работа была в прошлом, а в настоящем — любимый муж и долгожданная поездка к морю!

Я верю, что по молитвам матушки Феодосии Бог исполнил мое желание. Не потому, что Он — волшебник, а я просто правильно попросила, а потому что Он — любит меня. Как и каждого человека. И обязательно отвечает на молитвы — но именно в тот момент, когда человек готов это принять — не раньше, не позже. Просто иногда, чтобы расслышать этот ответ, нужно измениться самой. Меня изменило знакомство с матушкой Феодосией.

Блаженная прозорливая старица схимонахиня Феодосия из г. Скопин Рязанской области

Почила о Бозе блаженная прозорливая старица схимонахиня Феодосия из г. Скопин Рязанской области. Матушка преставилась 15 мая 2014 года. 40-й день её памяти приходится на 22 июня – день празднования Рязанских святых. Из всех кто её знал, никто не сомневается и в её святости.
Наталья Никифоровна Косоротихина родилась в деревне Велемья, неподалёку от рабочего посёлка, произошла производственная травма, в результате которой Наталья оказалась неподвижной и прикованной к кровати. Ухаживали за Натальей не только родственники, но и соседи, учителя местной школы, фельдшер. Было и тогда известно, что Наталья обладает пророческим даром, который согласно молве передался от священника Церкви Георгия Победоносца о. Родиона, затем Блаженного Королёва, также жителя этого села. Однако, время атеизма и церковного забвения не оставило следов ярких воспоминаний о тех или иных событиях в памяти селян. Тем более, что пострадавшая находилась между жизнью и смертью, как в летаргическом сне и её старались излишне не беспокоить. Через какое-то время, после нескольких церковных соборований и настоятельных просьб стать монахиней, был совершён обряд «пострижения в схимонахини» под новым именем схимонахиня Феодосия. Теперь уже никто не мог сомневаться в том, что Наталья, став схимонахиней Феодосией продолжает вести собеседование с Богом. И её дар был даром Божиим для окружающих людей.
Стихийно к матушке потянулись и священники, и простые прихожане. Приезжали и архиереи, и известные духовники. Сначала матушка Феодосия принимала посетителей днём, но со временем, по её личному предложению, время приема перенесли на вечернее время. Понятно, что за вечер не всегда можно было принять всех гостей. И матушка уже тогда взяла за правило, несмотря на своё здоровье и симптомы ухудшения, принимать до последнего посетителя. Говорила она просто, ласково, ободряюще. Голос чист и прозрачен. Ощущение благодати и торжественного трепета. Нередко, что у посетителей прорываются слёзы или излишняя эмоциональность.
Когда посетители занимали очередь и терпеливо ждали заветного знака войти в первую терраску, случался обмен мнениями, воспоминаниями. Выяснялось, что большая часть паломников уже посещала матушку в пятый-десятый раз. Это по признанию самих людей, бывшие больные, от которых отмахнулись врачи, как от безнадёжных, страдающие хроническими изнуряющими заболеваниями, разбиты параличом и синдромами ДЦП подростки, но многие из них теперь уже исцелённые и окрепшие здоровьем. Выяснялось, что после встречи с матушкой, некоторым индивидуально предлагалось дополнительное употребление простых нелекарственных средств, как отвар от луговой таволги, берёзовой чаги или полевой аптечной ромашки. По-видимому, если собрать все эти сведения, то вниманию читателей может быть предоставлена пухлая книга чудесных исцелений, что произошли «помимо медицинских рецептов и мнений». Но, скорее всего, это не будет являться каким-то опытом для повторения, а только доказательством индивидуального и адресного излечения от схимонахини матушки Феодосии.
Всем нам живущим в эти трудные кануны испытаний повезло в том, что недалеко от нас уже более двадцати лет, подобно роднику, или одинокой флейте струился живой звук горнего собеседования. И каждый приезжавший к матушке, был утешен и ободрен. По милости божией и я сподобился под благословение святой старицы…