Медитация и православие

Медитация в христианстве: за и против

07.12.2016 31502 просмотра Найдено в Интернетах

Читатель Сергей Семенов обратился ко мне вот с таким вопросом: «Добрый вечер! Всегда с интересом читаю Ваши статьи. Хотелось бы узнать Ваше мнение по поводу медитации. Могут ли православные христиане ее практиковать? На этот вопрос меня сподвигла дискуссия между двумя уважаемыми священниками в нашем городе. Вот мнение одного, а вот другого».
В общем, я добавила мнение еще и ТРЕТЬЕГО батюшки. На мой взгляд, все вместе они отражают весь возможный спектр отношения к проблеме. Даже не знаю, что я могла бы добавить. Предлагаю вам прочитать все три текста (они небольшие и понятные) и самим решить, на чьей вы стороне.

Медитация или молитва? (разъяснение для людей нецерковных)
Мнение священника Федора Косолапова
Я думаю, неверно считать медитации средством «заглянуть в себя», решить какие-то психологические проблемы или тем более проблемы со здоровьем. Просто в любой религии цель любой религиозной практики только одна – установление связи с Божественным. Для того, собственно, и существуют вообще религии (само слово, предположительно, происходит от латинского «религаре» – связывать, то есть соединять человека и Бога или богов). А поскольку медитация – это религиозная практика, то она и преследует именно эту цель в контексте той религии, где она возникла. Что касается решения проблем душевных или физических, то даже если такое имеет место, то только как побочный эффект. А вообще это крайне сомнительно.
То же самое касается молитвы. Это религиозная практика, направленная на соединение с Богом в христианстве. При этом существуют мнения (и даже какие-то «исследования»), что молитва влияет на телесное здоровье. Когда я такое слышу, я обычно не возражаю (ну если что-то хорошее пиарят – пусть), но внутри меня кто-то морщится 🙂 При чем здесь здоровье? Молитва – это средство общения с Богом. Если кто-то молился и попутно себе молитвой здоровьечко поправил – я рад за него 🙂 А вот целенаправленно лечиться молитвой – это уже попахивает язычеством.
Так вот – медитация и молитва возникли в разных религиях, в которых принципиально разные представления о Божественном. Значит, они «соединяют» совсем с разными вещами. Можно говорить о том, что медитация и молитва преследуют диаметрально противоположные цели.
Медитации впервые упоминаются в Ведах – это сборник священных текстов индуизма (традиционная религия народов Индии). Из индуизма эта практика перешла в буддизм. Теперь надо понять, что такое Божественное, с которым имеет возможность соединиться человек в этих религиях (а значит, какова цель медитаций). Если очень коротко, главное отличие индуизма и буддизма от христианства заключается в отсутствии в первых идеи о личностном Боге, то есть таком Боге, с которым можно вступить в диалог. То есть Божественное нечто присутствует, но разговаривать с этим нечто также продуктивно, как и с деревом или стеной.
Исходный тезис буддизма – «бытие есть страдание». Следовательно, спасение – избавление от страданий – это избавление от бытия, то есть небытие. Личность человека должна быть растворена в безличном Божестве (у буддистов – в нирване), подобно тому, как песчинка соли растворяется в океане. Таким образом, можно говорить о том, что 1) медитация в принципе не предполагает иного субъекта, кроме самого медитирующего; 2) медитация в конечном счете призвана ДЕМОНТИРОВАТЬ (ликвидировать, разрушить) личность медитирующего.
В противоположность указанным восточным религиям, в христианстве есть понятие о Боге как о личности. То есть Бог может быть субъектом общения, участником диалога. И способ установления связи с Ним предельно прост: надо с Ним заговорить, обратиться к Нему с речью. Это и называется молитва. В сравнении с медитацией: 1) молитва предполагает присутствие Слушателя молитвы (Бога), другого Участника беседы; молитва – это диалог; 2) молитва призвана ФОРМИРОВАТЬ личность молящегося по образу и подобию Бога, потому что, общаясь с Богом, человек меняется (как в народе говорится, «с кем поведешься, от того и наберешься»), или, в церковной терминологии, «освящается», т.е. делается святым, подобно тому, как Свят Сам Бог.
В общем, тут нужно выбирать, что больше нравится: разрушить свою личность или сформировать её.
Вот цитата из Википедии:
«Христианство свидетельствует: по мере приближения души к Богу человек все более ясно видит своё несовершенство и несамодостаточность. Поэтому опыт приближения к Богу утверждает в христианине смирение, покаяние и любовь. Благодаря этому возможна чистая, искренняя радость единения с Господом, Который тебя видит, слышит и любит. Восточный же мистический опыт отвергает личностного Бога, а потому стремится к преодолению личности человека в самадхе или нирване, дает переживание растворения своей индивидуальности в океане безличного».
P. S. Слово медитация – латинского происхождения. В оригинальных индуистских текстах – это «дхьяна». В буддизме – «чань». Из той же статьи в Википедии следует, что существует некая терминологическая путаница, когда некоторые виды христианской молитвы также называют «медитацией». Надо ясно понимать, что тождество наименования не означает тождества по сути. Христианское «сосредоточение» и «созерцание» – это все равно сосредоточение ради общения с Богом и созерцание личностного Бога, как бы мы это ни назвали. Это принципиальное отличие от практик восточных религий, которые не предполагают личностного Бога.
Медитируй, созерцая (святое бесстрашие)
Мнение священника Петра Боева
Не перестаю удивляться решительной грубости моих собратьев и родственников по вере. Обычно когда человек в чем-то не компетентен, он ищет знающего. Здесь же ровным счетом наоборот: все подлинно красивое – когда-то забытое, а теперь обретаемое – подвергается не критике даже, а тотальному уничтожению.
Была ли возможность задуматься, зачем преподобный Симеон провел 37 лет на столпе? Это было в V веке, в VII веке уже Алипий провел так 60 лет, а в X веке Лука Новый Столпник – 45 лет. Святые делали это намеренно, чтобы условия их жизни максимально настраивали на суть молитвенного созерцания.
Приходилось ли размышлять, с какой целью монахи уходили в затвор? Многие православные любят цитировать святителя Феофана, однако совсем не помнят о том, что он оставил епископское служение ради затворничества. Русская монашеская традиция чрезвычайно богата примерами такого обособления ради непрерывной молитвы.
Почитая подвиг преподобного Серафима Саровского, вникаем ли в его сердцевину? После принятия священного сана он ушел из монастыря и жил в одиночестве. Тысячу дней, как известно, он провел на камне, но что это было по существу, понимаем ли мы сегодня? На долгое время он брал на себя обет молчания, а также уходил в затвор.
Противоестественно отрицать что-то по принципу чуждости. Если у нас чего-то нет, это не значит, что оно неправильно. Напряженность, возникшая в связи с употреблением слова, взятым из другой традиции, говорит лишь о формальности подхода. По существу, аскеты совершали медитацию, но называться это могло как-то иначе.
Коллапс заключается в том, что сегодня сама практика самодвижной молитвы в обыденном благочестии отсутствует. Если бы даже кто-то начал говорить о том, что он занимается созерцанием, боговидением или умным деланием, это вызвало бы не меньшую волну осуждения. Гораздо привычнее заниматься вычитыванием молитв, предваряемых и завершаемых суетой мыслей, от которых, оставаясь на прежнем духовном уровне, современный человек не в силах освободиться.
Сегодня мы воспеваем наших святых, праведников, подвижников, но было ли так в их времена? Известно, что когда первые монахи ушли из городов в пустыни, иерархи не знали, что с ними делать. Это было весьма кричаще, выглядело эпатажно, подвергалось критике. Здоровый человек должен получить профессию, завести семью и заниматься домом, а тут такое… Можем ли мы, почитатели Феодосия Печерского, проникнуть в боль матери, которая много раз отговаривала его от монашества, преследовала его, возвращала домой силой? Мы привыкли гордиться подвигами святых, не вникая в их суть. Это ли почитание? Это ли хранение Предания? Это ли преемственность?
Медитация
Мнение священника Дмитрия Нефедьева
В этой публикации я хочу сделать попытку беспристрастного взгляда на проблему хождения медитации в православных кругах и на проблему несоответствия\соответствия этого явления православной традиции. Сразу попрошу: если будете читать, читайте до конца!
Меня спрашивают, зачем я пишу свои заметки. На чьей стороне я в этом холиваре, который бьет по Церкви и будоражит умы. Я отвечу: Я НЕ УЧАСТВУЮ В ХОЛИВАРЕ. Платон мне друг, но истина дороже! Поэтому я – за мир и истину.
К сожалению, многие отцы торопятся судить о чем-то, не потрудившись узнать об этом от людей, практикующих предмет суждения. Например, сектанты обвиняют православных в том, что мы молимся иконам, хотя никто из православных не молится иконам, а молятся первообразу, отображенному на них. Католики очень удивятся, когда услышат многие наши в их адрес обвинения.

Так вот, прежде чем обвинять медитацию непонятно в чем, следует спросить людей, её практикующих, как они её понимают и чего они хотят добиться с её помощью.
Я спросил несколько человек. Один, не практикующий её, но очень долго её изучавший, объяснил, что медитация – это упражнения, имеющие целью избавить ум от помыслов. Другой, практикующий, сообщил, что она служит для внутреннего успокоения мятущегося ума, чтобы он был в состоянии решать необходимые задачи.

Иных вариантов не было. Но мы не будем пока делать далеко идущих выводов. Посмотрим на сам механизм медитации. Попытаемся выделить общие черты разных техник: 1) Человек принимает какую-либо позу и 2) сосредотачивает внимание на каком-либо объекте. Объект может быть как внутри человека (дыхание, сердце, сексуальное напряжение, мысль), так и снаружи (какой-либо предмет, статуя, даже икона).
Теперь посмотрим на святоотеческое наследие. Всем рекомендую для прочтения статью Духанина В.Н. «Святоотеческая традиция умного делания в духовном опыте Святителя Игнатия, епископа Кавказского».
А также Добротолюбие!
Итак! «В начале свт. Игнатий приводит учение прп. Григория Синаита, в котором есть такие слова: «С утра, сев на стулец, высотою в пядь, низведи ум от головы в сердце, и держи его в нем, наклонившись болезненно, и очень болезнуя грудью, плечами и шеею, непрестанно взывай умом или душею: Господи, Иисусе Христе, помилуй мя. Удерживай несколько и дыхание, чтоб не дышать неосторожно». «Опустив голову вниз, и ум собирая в сердце — если отверзлось тебе твое сердце — призывай в помощь Господа Иисуса. Боля плечами, и часто подвергаясь головной боли, претерпевай это с постоянством и ревностию, взыскуя в сердце Господа, потому что царство небесное есть достояние понуждающих себя, и понуждающие себя «восхищают е» (Мф. 11:12). Господь указал, что истинное тщание заключается в претерпении этих и им подобных болезней. Терпение и пождание во всяком делании есть родитель болезней душевных и телесных»
«Свт. Игнатий замечает, что наиболее полно и ясно художественное делание умной молитвы изложено у блж. Никифора Афонского. Во-первых, блж. Никифор учит о низведении ума в сердце при посредстве дыхания, так как дыхание связано чрез легкое с сердцем, именно сердце, по блж. Никифору есть производитель дыхания, а также орудие жизни и теплоты телесной. У блж. Никифора есть такие слова: «Седши, и собрав твой ум, введи в ноздренный путь, которым дыхание входит в сердце; приведи дыхание в (самое тихое) движение, и понудь ум сойти с вдыхаемым воздухом в сердце. Когда он взойдет туда, то последующее за этим будет исполнено для тебя веселия и радости»»
Святые отцы в Добротолюбии настаивают даже на необходимости творить именно сердечную молитву. Для чего?
Чтобы бороться с парительностью ума. То есть, чтобы мысли не блуждали во время молитвы, все мысли нужно подавлять. И вообще смысл умного делания – в подавлении абсолютно всех помыслов и творении молитвы в тишине. Отцы обращают внимание, что ум поначалу томится закрытый в клети сердца, однако, когда сердце согревается молитвой, ум также находит услаждение.

Именно с помощью умной молитвы св. отцы не сходили с ума за годы молчания и затворничества.
Святые отцы утверждают, что молитва может быть и без низведения ума в сердце. Но только молитва сердечная может считаться полной и совершенной, почему и обучали этой молитве даже новоначальных.
Однако уточняется и особо подчеркивается отцами, и в особенности свт. Игнатием, что это путь опасный, и человек, идущий этим путем, должен не искать впечатлений, а не выпускать из ума ПОКАЯНИЕ.
К сожалению, по общению с членами братства «Святое дело» я не вижу ПОКАЯНИЯЦЕНТРИЧНОСТИ их благочестия, хотя, конечно, могу ошибаться. А все святые хором предупреждают об опасности этого пути БЕЗ покаяния.
Итак, резюмируем. Медитация – понятие, не чуждое христианской традиции. Слово чуждое, понятие – нет. Но в современном благочестии медитация как основа умного делания находится под табу из-за опасности этого пути и отсутствия опытных духовников-руководителей. Даже в восточных культах подчеркивается опасность этого пути, на котором многие повредились умом. И судя по публикациям того же Евмения, да и отца Иоанна Логинова, эта участь не миновала и их. Поэтому, друзья мои, не занимайтесь этим деланием, пока не прочтете хотя бы Добротолюбие и книгу Духанина В.Н.

Как православному относиться к йоге

«Я очень положительно отношусь к физкультуре и спорту, и вот почему: физическая культура направлена на развитие, на совершенствование нашего физического естества. И это действительно так, иначе мы не употребляли бы слово «культура» по отношению к спорту», – сказал Предстоятель Русской Православной Церкви, отвечая на вопросы молодых людей на встрече, организованной в рамках Всемирного русского народного собора и студенческого фестиваля «Вера и дело».

В то же время Святейший Патриарх Кирилл обратил внимание присутствовавших на другой аспект затронутой темы: «В современном профессиональном спорте есть нечто такое, что работает не на созидание личности, в том числе ее физической составляющей, а на ее разрушение. Поэтому, поддерживая занятия физической культурой и спортом, я одновременно имею некоторые критические замечания к тому, что происходит в сфере профессионального спорта, в том числе и в нашей стране».

Отвечая на вопрос о ставших довольно популярными в юношеской среде занятиям йогой и медитацией Святейший Патриарх Кирилл сказал: «Занятия йогой имеют две составляющие, одна из них – это физические упражнения. Специалисты по физкультуре могут дать точную характеристику этим упражнениям, и ничего плохого в самой технике этих упражнений не существует». Его Святейшество напомнил, что йога – вовсе не только лишь физкультура, она опирается на совершенно определенную религию и предполагает соответствующие духовные практики.

«Йога сопровождается медитацией, и вот к этому я отношусь с большой настороженностью», – отметил Святейший Владыка. Он подчеркнул, в частности, что при использовании такого рода практик может разрушаться национальное самосознание человека, его культурная идентичность.

«Посещая Индию и находясь в центре индуизма, я был поражен, встречая этнически русских людей, одетых в особые принятые там одежды; с кем-то из них я поговорил, и сам себе сказал: это не наши люди, это не россияне. Они живут другими ценностями, другими идеалами, у них другое мироощущение».
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, обращаясь к молодежной аудитории, предостерег их от экспериментов с медитациями.

Иеромонах Серафим (Роуз): «Христианская йога»

Индийская йога известна на Западе уже много десятилетий, а в Америке она дала начало особенно многим культам, а также популярной форме физической терапии, цели которой предположительно далеки от религии. Почти двадцать лет назад французский монах-бенедиктинец написал о своем опыте превращения йоги в «христианское» учение; следующие описания взяты из его книги.

Индийская йога — учение, рекомендующее довольно аскетический, подчиненный дисциплине образ жизни, — состоит в управлении дыханием и в определенных физических позах, которые приводят к состоянию расслабления, способствующему медитации, при которой обычно применяется мантра, или священное изречение, которое помогает сосредоточиться. Сущность йоги не в самой дисциплине, а в медитации, которая является ее целью. Автор прав, говоря: «Цели индийской йоги — духовные. Можно приравнять к предательству забвение этого и сохранение только физической стороны этого духовного учения, когда люди видят в ней только средство достижения телесного здоровья и красоты» (стр. 54). К этому нужно добавить, что человек, занимающийся йогой только ради телесного здоровья, уже подготовляет себя к определенным духовным воззрениям и даже переживаниям, о которых он, несомненно, и не догадывается; об этом мы скажем подробнее впоследствии.

Тот же автор продолжает: «Искусство йоги заключается в том, чтобы погрузить себя в полное безмолвие, отбросить от себя все мысли и иллюзии, отвергнуть и позабыть все, кроме одной истины: истинная сущность человека — божественна; она есть бог, об остальном можно только молчать» (стр. 63).

Разумеется, эта идея не христианская, а языческая, но цель «христианской йоги» — использовать приемы йоги для совсем других духовных целей, для «христианской» медитации. Цель йоговских приемов, с этой точки зрения, сделать человека раскрепощенным (расслабленным), удовлетворенным, недумающим и пассивным, то есть восприимчивым к духовным идеям и впечатлениям. «Как только вы приняли позу, вы чувствуете, как ваше тело расслабляется, и вас наполняет чувство общего благосостояния» (стр. 158). Упражнения приводят к «необычайному ощущению покоя» (стр. 6). «Начнем с того, что человек ощущает общее раскрепощение, его охватывает прекрасное самочувствие, эйфория (блаженство), которая должна и которая вправду сохраняется на долгое время. Если наши нервы напряжены и натянуты до предела, упражнение даст им покой, и усталость как рукой снимет» (стр. 49). «Цель всех его (йога) усилий — заставить замолчать в себе думающее начало, закрывая глаза на всякого рода соблазны» (стр. 56). Эйфорию, которую приносит йога, «можно с полным правом назвать «состоянием полного здоровья», которое позволяет нам делать больше и лучше на человеческом уровне — для начала, а затем и на христианском, религиозном, духовном уровне. Наиболее подходящее слово для этого состояния — удовлетворенность, заполняющая тело и душу и предрасполагающая нас… к духовной жизни» (стр. 31). Это может изменить всю личность человека: «Хатха-йога благотворно влияет на характер. Один человек после нескольких недель упражнений признался, что сам себя не узнает и что все замечают перемену в его поведении и реакциях. Он стал более мягким и понимающим. Он спокойно относится к событиям и переживаниям. Он удовлетворен… Вся его личность претерпела изменение, и он сам чувствует, как она укрепляется и раскрывается, а из этого проистекает почти непрерывное состояние эйфории, или удовлетворенности» (стр. 50).

Но все это — только подготовка к «духовной» цели, которая не заставляет себя долго ждать: «Став созерцательной, моя молитва получила особую и новую форму» (стр. 7). Став необычайно спокойным, автор отмечает «легкость, которую» он «почувствовал при погружении в молитву, при сосредоточении на ее содержании» (стр. 6). Человек становится «более восприимчивым к импульсам и побуждениям с небес» (стр. 13). «Практика йоги приводит к повышенной податливости и восприимчивости, то есть к раскрытию тех личных отношений между Богом и душой, которыми отмечен путь мистической жизни» (стр. 31). Даже для «ученика-йога» молитва становится «сладостной» и «охватывает всего человека» (стр. 183). Человек расслаблен и «готов затрепетать при касании Святого Духа, принять и приветствовать то, что Господь в Cвоей милости сочтет нас достойными испытать» (стр. 71). «Мы подготовим все свое существо к тому, чтобы оно было взято, было восхищено — и это, несомненно, одна из форм, даже высшая форма, христианского созерцания» (стр. 72). «С каждым днем упражнения, да и вся аскетическая дисциплина моей йоги прибавляет легкости, с которой благодать Христа притекает ко мне. Я чувствую, как растет мой голод по отношению к Богу, и моя жажда праведности, и мое желание быть христианином в полном смысле этого слова» (стр. 11).

Любой понимающий природу прелести, или духовного заблуждения (см. ниже, стр. 176–179), узнает в этом описании «христианской йоги» точные характеристики тех, кто духовно сбился с пути — или в сторону языческих религиозных опытов, или в сторону сектантских «христианских» опытов. То же стремление к «святым и божественным чувствам», та же открытость и готовность быть «восхищенным» неким духом, те же поиски не Бога, а «духовных утешений», то же самоопьянение, которое ошибочно принимается за «состояние благодати», та же невероятная легкость, с которой человек становится «созерцателем» или «мистиком», те же «мистические откровения» и псевдодуховные состояния. Это общие характерные признаки тех, кто впал именно в это состояние духовного заблуждения. Но автор «Христианской йоги», будучи бенедиктинским монахом, добавляет некоторые особые «медитации», которые показывают, что он мыслит полностью в духе римско-католических «медитаций» последних веков, с их свободной игрой воображения на христианские темы. Так, например, медитируя на тему рождественской мессы, он начинает видеть Младенца у Его Матери. «Я вглядываюсь, и больше ничего. Картины, идеи (ассоциации идей: Спаситель — Царь — Свет — Сияние — Пастырь — Младенец — и снова Свет) приходят одна за другой, проходят мимо… Все эти кусочки священной головоломки, взятые в целом, рождают во мне одну идею… безмолвное видение всего таинства Рождества» (стр. 161–162). Каждый, кто хоть немного знаком с православной духовной дисциплиной, увидел, что этот достойный жалости «христианский йог» умудрился попасть в ловушку, расставленную одним из мелких бесов, поджидающих таких искателей «духовных переживаний»: он даже не видел «Ангела света», а только дал волю своим собственным «религиозным фантазиям», порождениям сердца и духа, совершенно не подготовленных к духовной брани и к бесовским искушениям. Подобная «медитация» в наши дни практикуется в целом ряде католических монастырей и обителей.

Тот факт, что в конце книги помещена статья переводчика «Добротолюбия» на французский язык с приложением выдержек из «Добротолюбия», только лишь показывает пропасть, отделяющую этих дилетантов от истинной духовности Православия, которая совершенно недоступна современным «мудрецам», разучившимся понимать ее язык. Достаточным доказательством некомпетентности автора в понимании «Добротолюбия» является то, что он называет «сердечной молитвой» (в православных традициях она является наивысшей молитвой, которой сподобляются только очень немногие после долгих лет аскетической брани и школы смирения у истинно богоносного старца) простейший трюк: произнесение слогов в унисон с сердцебиением (стр. 196).

Медитация — это грех?

Вопрос духовнику обители

Вопрос: Отец Андрей, хотелось бы услышать Ваше мнение насчет медитации, йоги. Также волнует вопрос, не является ли грехом изучать работы ведического психолога о семейной жизни, построении отношений, самосовершенствовании?

Юлия

Ответ: Лучше, чем сказал архимандрит Софроний (Сахаров), ученик старца Силуана, наверное, сказать нельзя. Он сказал, что выход в астрал без покаяния — это смертельно для души.

Что значит медитация? Человек сам, самостоятельно лезет на небо. Он отрывается от повседневности, от земных проблем, вопросов, возносит свой ум к небу. Но в каком состоянии его душа, когда там гордость, когда там столько греха?! И кого встречает он на этом небе? Конечно, дьявола. Он начинает надмеваться, любоваться своей духовностью, красоваться, отстраняться от реальности и жить какими-то иллюзиями, которые приводят к помрачению ума.

Поэтому Христос пришел на землю. Он не сказал: «Давайте ко Мне все на небо». Он пришел на землю, чтобы подготовить нас к Царству Небесному. И путь этот очень тяжелый, узкий — путь покаяния, путь смирения.

Действительно, угодникам Божиим были даны такие моменты, когда душа их возносилась на небо. Но какие это были люди и могли ли они себе присвоить что-то? Они видели свой грех, и вся их жизнь была пропитана смирением и покаянием. Поэтому не читайте никакие ведические книги, от какого бы источника это ни было. От дикой яблони никогда не будет доброго плода. А с кем поведешься, от того и наберешься. Читайте то, что благословлено Церковью, читайте святых отцов, читайте ту литературу, которая ведет человека ко Христу, к храму, к Святой Чаше, к покаянию.

Православие и медитация в современном мире

Раньше считалось, что медитативное учение имеет прямое отношение к буддизму — является его составляющей частью. По православным законам, применять обряды иных религий запрещено, и это правило существует во многих верованиях. Однако, сейчас практика медитации утратила религиозную основу для большинства народов, а эффект, достигаемый во время процедуры, доказан с научной точки зрения. Поэтому считается, что медитация и православие не противоречат друг другу.

Отличия медитации и молитвы

Понятие медитации имеет отличительные и схожие черты с молитвой. Рассмотрим особенности этих практик:

  1. Существуют разнообразные формы медиации (мантра-медитация, состоящая из произнесения звуков и словоформ, которые погружают йогина в состояние возвышенного сознания). Это своего рода транс, который придает ощущениям человека некую духовность и эйфорию. Таким образом, медитирующий во время процедуры подвержен влиянию злых сил, так как его защитный барьер на это время ослабевает;
  2. Медитация как бы растворяет личность человека, одухотворяет его, а целью молитвы является единение человека, как личности. Медитативные практики используются в тех религиозных учениях, где исповедуется пантеизм. Это верование, которое проповедует, что Бог — это все. Однако по православным канонам Бог — субъективное существо, которое есть вне временных и пространственных границ. Бог инициировал создание всего, но Он не является всем. Молитва представляет собой общение между человеком и Богом, а медитация направлена на одухотворение личности, ее растворение;
  3. Есть в понятиях медитации и молитвы схожие черты: во время их проведения, необходимо выбросить из головы негативные мысли, обиды и злость.

Медитация и православие в условиях современности

Что говорится в православии о медитации, считается ли она грехом — этот вопрос беспокоит многих. Медитация не является грехом. Многие православные не знают, что в христианской религии есть своеобразный аналог медитативной практики — Иисусова молитва. Конечно, христиане не считают ее каким-либо образом относящейся к медитации, однако, их отличительные признаки схожи.

Сущность медитации состоит в концентрации внимания на некотором объекте. Поэтому любая процедура, требующая сосредоточенности и интересующая человека, относится к медитативной. Медитация является процедурой, направленной на релаксацию и контроль мыслей.

Считается, что медитация с православием несовместимы, но сейчас их границы стираются. Христиане проявляют все больший интерес к медитированию, так как находят много схожих черт с молитвой и стремлением к единению души. Разница лишь в том, что при чтении молитвы, в качестве мантры применяются молитвенные слова, которые также направлены на достижение духовного совершенства.

Что следует понимать под медитацией?

Существует множество определений для понятия «медитация». Объединив их, можно сказать, что это практика, направленная на обретение духовной мудрости. Она составляет основу многих религиозных учений. Согласно этой практике, ее можно проводить в любом месте и в любое время, вне зависимости от погодных условий, времени, социального статуса и других факторов.

Священники считают, что медитация и православие несовместимы, их начала противоположны. Медитируя, человек растворяет личность и отстранятся от окружающего материального мира. В христианстве же открытость души считается опасной, так в это время у человека снимается защита от злых духов.

Правильный порядок выполнения

Если человек решил заняться медитированием, к этому следует подойти со всей ответственностью и вниманием. Только в этом случае получится прийти к желаемому результату. Такой метод находит поддержку в православии, где молитвенные речи произносятся в соответствии с определенными правилами.

Прежде чем медитировать, необходимо провести подготовительную работу:

  • Выбрать уютное место. Желательно светлое, просторное и чистое.
  • Вымыться, расчесаться, надеть чистую светлую одежду.
  • Занять сидячую или лежачую позу, разместившись на полу, стуле. Главным условием при этом является комфорт для тела, чтобы оно не затекло при длительном нахождении в одной положении.
  • Наладить правильное дыхание, которое является основой медитации. Выполняя процедуру, нужно попеременно совершать глубокие вдохи и медленные длительные выдохи.
  • Заняв удобную позицию, нужно закрыть глаза и попытаться отстраниться от посторонних мыслей. Необходимо освободить разум от влияния негатива. Читая мантры, прислушивайтесь к словам, которые звучат в душе. Погрузитесь в звучание священного писания. Изначально, неопытному человеку сложно отвлечься от посторонних дум, выкинуть из головы насущные проблемы и обиды. Однако, позже, человек сможет с легкостью впадать в транс.

Польза для христиан

В христианской религии существует такое понятие, как всепоглощающая любовь, которая часто упоминается в канонах этого учения. По сути, она является единой чертой христианства и медитации (разнообразных медитативных практик). При чтении молитвы, человек стремится достичь терпимости к окружающим. Он приходит к осознанию того, что не нужно быть эгоистом и жить только ради самого себя. Поэтому он пытается оказывать помощь нуждающимся, оказавшимся в сложных ситуациях.

К прочим положительным результатам медитации относится:

  • устранение бессонницы, улучшение аппетита, если он угнетен;
  • омоложение организма и улучшение здоровья;
  • устранение стрессов, обид и злости к окружающим людям;
  • внутреннее спокойствие и душевное равновесие.

Можно привести множество примеров, в которых медитация принесла неоценимую пользу. Благодаря этой практике, душа человека очищается, становится светлой и обновленной. В этом нет никакого противоречия церковному учению. Важно правильно относится к ней и прислушиваться к учителю в процессе медитации.

В современном мире постоянно занятых людей, практика медитации вызывают все больший интерес. И все чаще люди, посещающие церковь и верующие в Бога, интересуются медитативным учением. У них возникает вопрос, а можно ли совмещать медитирование и веру в божественное начало?

Однозначного ответа на этот вопрос не существует, каждый должен решить для себя, нет ли у него каких-то внутренних душевных противоречий для этих двух учений.

Рекомендации практикующим

Так называемую православную медитацию, желательно выполнять тем христианам, что в силу каких-либо причин не желают применять стандартные медитационные практики, считая их грехом или имея желание совместить молитву и медитацию. В данном случае, никаких внешних противоречий не существует. Для достижения цели можно применять любые техники. Главное, чтобы человек обрел гармонию и не противоречил самому себе.

Техника православного медитирования

Стандартная практика медитации в христианстве носит название Иисусовой молитвы. В ее основе лежит принцип, что по-настоящему верующий христианин обязан постоянно молиться. Выполнять это можно, повторяя любые слова из Библии. При этом нужно вкладывать в эти слова смысл, не произносить их автоматически.

При потере сосредоточенности, нужно снова и снова возвращаться к молитвенным словам. Не нужно корить себя за невнимательность и не стоит заканчивать практику.

Таким образом, понятно, что принцип действий похож на стандартную медитацию с мантрами. Некоторые христиане считают, что Иисусова молитва может произноситься только монахами и священнослужителями. Но ее цель в православии точно определена — память о Боге должна постоянно сохраняться во избежание ухода с праведного пути по несознательной причине.

Согласно мнению монахов, медитация-молитва содержит четыре стадии:

  1. Устная, или трудовая. Ее обычно проходят все новички, когда их мысли постоянно уводятся из нужного русла. На данном этапе требуется приложить усилия воли, чтобы удержаться на истинном пути.
  2. Сердечная. Это более продвинутый этап, когда ум и сердце начинают «мыслить» одинаково. Человек полностью погружается в молитву и находится только «здесь и сейчас». Он отвлечен от насущных проблем, он общается с Богом наедине. И он наслаждается этими ощущениями.
  3. Творческая. Эта молитва позволяет в буквальном смысле двигать горы словом.
  4. Четвертая ступень недоступна смертным людям. До нее могут дойти только ангелы.

Учение преподобных старцев таково, что противоречие мыслям, приходящим в процессе Иисусовой молитвы, означает противоречие своему «Я». На эти мысли не стоит отвлекаться, но их нужно замечать. Этот принцип также схож с медитацией.

Слова молитвы могут меняться, главным условием является погружение в нее. Можно просто просить Бога о чем-то. Также существует множество коротких молитв, которые можно совмещать с Иисусовой. Таким образом, медитация и православие не находятся в противоречии. Каждый человек вправе решать, каким образом он желает очистить свой разум и душу. Поэтому следует заниматься тем делом, которое приближает к достижению поставленной духовной цели.

Медитация для чайников

  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0shares

Что значит «медитировать на что-то»? Это значит, что вы целенаправлено концентрируете ваше сознание на чём-то или на ком-то, и тогда вы соприкосаетесь на тонком плане с объектом медитации вне зависимости от того, какую он имеет природу (духовную или материальную) и где находится (на каком расстоянии и в каком мире). Во время медитации вы воспринимаете те качества, которыми обладает объект медитации. Поэтому выбирать объект медитации надо очень серьёзно.

Святые писания рекомендуют практиковать только медитацию на трансцедентный мир — мир вне чувственного восприятия материальной реальности — и медитацию на Бога или на святых личностей. Медитация на чём-либо материальном, лично для меня, носит экспериментальный характер, и известно, что она в общем случае вредна. Медитация на другого человека или на его качества имеет смысл, если этот человек святой или обладает качествами святой личности. Продолжительная медитация на обычного человека может быть вредна как вам так и доставить беспокойства этому человеку. Идеальный вариант — медитировать на личность Бога или на его аспекты (любовь, бесконечность, изобилие, трансцендентный мир).

Медитация на материальные объекты

Медитируя на материальный объект, вы ощутите разрушение этого объекта. Так как вся материя разрушается и на тонком плане это один из основных её аспектов. Поэтому такая медитация безсмысленна и неприятна.

Медитация на личность какого-то человека

Личность человека это достаточно понятный и очевидный объект для медитации. Поэтому медитация на личность может быть эффективной для начинающих практику медитации людей. Медитируя на святую личность, вы обогащаете свою личность качествами святой личности, которые дают вам духовный рост.

Медитация на сверхчеловеческие личности

Медитируя на личность Солнца — одну из важнейших личностей в нашей вселенной — вы ощутите ни с чем не сравнимую радость и обогатите себя радостным восприятием мира и энергией созидания. Медитируя на личность Луны — так же одну из важнейших личностей в нашей вселенной — вы обогатитесь чувством гармонии и умиротворения.

Медитация на высшую личность Бога

Медитация на Бога является деятельностью высшего смысла человеческого существования, поэтому рекомендуется заниматься именно медитацией на трансцедентный мир и на Бога (что по сути почти одно и то же). Как варинат: медитация на вселенскую любвь (по сути это медитация на аспект Бога).

Подготовка и время

Подготовка к медитации сводится к простым вещам: выбору места и времени медитации, и омовению. Лучшее время — ранние утренние часы — с 4:30 до 7 утра. Медитация требует уединения, поэтому найдите возможность остаться на 2 часа в максимально тихом месте. Вас ничего и никто не должен отвлекать.

Непосредственно перед медитацией примите холодный душ (это рекомендуется жарким летом мужчинам) или просто омойте холодной водой голову, лицо и ступни ног. Омовение холодной водой нужно для снятия накопленной тонкой грязной энергии, поэтому женщинам с длинными волосами можно осуществлять омовение головы, предварительно одев на голову шапочку для купания (чтобы не мочить волосы). Без омовения вам будет гораздо сложнее преодолеть неконтролируемое появление мыслей (деятельность ума).

Обстановка

Уединение и тишина — основные требования к обстановке для медитации. Исключение — музыка и голос святых личностей. Часто они помогают достичь очищения сознания. Что необходимо для медитации. Зажгите свечу и поставьте её перед собой. Свеча не является обязательным атрибутом медитации, но помогает успокоить ум, сосредотоиться и очистить сознание.

Поза

Сядьте и скрестите ноги под собой. Внутренняя часть одной ступни полностью соприкасается с противоположной ногой, другая — частично. Важно, чтобы ноги были перекрещены и ступни смотрели немного вверх. При этом обопритесь на что-то спиной. Вам должно быть комфортно. Но следует избегать слишком мягких поверхностей, которые излишне комфортны — положение спины должно быть максимально прямым и вытянутым вверх к небу. Руки расслаблены и лежат так, что наружная сторона запястей соприкасается с вашими ногами (кисти смотрят почти вверх). Сидеть следует на достаточно мягкой поверхности, чтобы у вас ноги не слишком быстро затекли.

Настрой

Первый этап медитации — расслабление и очищение. Чтобы расслабиться сосредоточьтесь на дыхании. Пройдите мысленно по всему телу — расслабляйте постепенно ноги, спину, руки, шею и голову. Сначала концентрируйтесь по порядку на маленьких зонах тела — на каждом пальце, каждой мышце. Дальше «пройдитесь» по телу от ног до головы, увеличив зоны расслабления (ступни, плечи, лицо и т.д.). Через несколько таких «проходов» вы сможете давать общую команду всему телу на расслабление, без концентрации на отдельных его частях.

Очищение сознания требуется для того, чтобы вы смогли лучше сконцентрироваться на объекте медитации. Если ваши мысли мечутся, то вам необходимо очистить сознание. Для этого есть действенный способ. Начните повторять «я желаю всем счастья» (вслух или мысленно), вкладывая в это естественный порыв своей души. Такой порыв идёт из области сердца в центре груди. Вы должны почувствовать теплоту и свет внутри вас. Излучайте это чувство вместе со словами «я желаю всем счастья». Это может занять до 1 часа времени.

Концентрация

Для упрощения концентрации на трансцендентном мире существует звук Ом. Звук «О-м-м-м» должен идти из груди — как будто вы его воспроизводите всей своей жизненной силой, центр которой в области солнечного сплетения. На произношении «о» вы чувствуете энергию в области солнечного сплетения. Звук «о» заставляет вибрировать всё ваше тело и активизировать энергетические центры, которые расположены у вас вдоль позвоночника. Энергия начинает подниматься от нижних центров к высоким (вплоть до макушки). Когда начинаете тянуть «м-м-м», концентрация внимания переносится на межбровную точку и вы чувствуете расширение вашего сознания, уходящего за горизонт в бесконечность. При этом звук «о-м-м-м» как бы давит вам на нёбо, и вибрации появляются и в голове. Далее вы через межбровную точку смотрите на мир в бесконечность и осознаёте его невообразимые масштабы. Когда вы почувствовали, что ваше сознание вышло далеко за пределы помещения и не ограничено материальными рамками мира, вы, к примеру, концентрируете сознание на Боге, произнося его имя (вслух или мысленно).

В какой-то момент вы потеряете концентрацию на объекте, тогда повторите всё начиная со звука Ом.

Если вы концентрируетесь на Боге или его аспекте, то закрепите концентрацию на наивысшем и окончательно растворитесь (придайтесь) этому состоянию. Вы полностью должны быть Там — всё ваше внимание должно максимально уйти за пределы вас и за пределы окружающей материи. Чувство бесконечной любви придёт к вам незамедлительно. Вы почувствуете как эта любовь наполняет всё вокруг и вас в том числе. Оставайтесь в этом состоянии как можно дольше. Это и есть одна из возможных целей медитации, которая возвышает вас в духовном плане. По сути вы используете потенцию вашей души. Каждый раз так медитируя вы укрепляете свою связь с Богом и очищаетесь и духовно и физически.