Мертвые хоронят своих мертвецов

Трудные места Евангелия: «Мертвые погребают мертвецов»

Портал «Православие и мир» продолжает серию «Трудные места Евангелия». Всех читателей мы приглашаем предложить другие евангельские отрывки, которые кажутся сложными для понимания – эти предложения будут учтены при подготовке следующих публикаций в серии.

Призвание апостолов Петра и Андрея

Когда Христос призывал учеников, Он нередко выхватывал их прямо из повседневности: вот сидят рыбаки, чинят сети после ночного лова, Он зовет их за собой – и они идут, бросив всю свою прежнюю жизнь вместе с этими самыми сетями (Мф 4:18-22). Но один подобный случай просто поражает: «Другой же из учеников Его сказал Ему: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего. Но Иисус сказал ему: иди за Мною, и предоставь мертвым погребать своих мертвецов» (Мф 8:21-22, ср. Лк 9:59-60, где ученик отвечает так на прямой призыв последовать за Христом). Так и видишь эту картину: только что умер отец, сегодня-завтра его похоронят, и ученик хочет отдать ему последний долг сыновней любви в окружении скорбящих родных… но Христос отказывает ему в этом, да еще и называет мертвецами всю его родню! Как-то совсем не по-доброму звучит.

Андрей Десницкий

Это место всегда вызывало много споров и порождало много толкований. Обычно проповедники и богословы стремились как бы оправдать Христа: мол, так Он в резкой форме объяснял, что даже естественная забота о родителях не должна быть препятствием в следовании за Христом. Ну, а что касается мертвецов, они обычно понимаются как духовно мертвые люди, от которых все равно ждать нечего, так пусть, по крайней мере, озаботятся похоронами. Но боюсь, что такое толкование может только подогреть ревность неофита, который почитает себя уже духовно совершенным, а всех своих близких – мертвецами, и относится к ним соответственно. Не так вел Себя Христос, он с заботой и любовью принимал всех, не исключая самых «бездуховных» мытарей и блудниц.

Во-первых, совершенно не обязательно, что отец ученика к тому моменту уже умер. Возможно, выражение «прежде похоронить отца» означало «прожить с ним, сколько ему еще осталось, и так исполнить свой сыновний долг». Мол, сейчас у меня еще есть обязательства перед родными (возможно, отец был стар и тяжело болен), но вот когда я их исполню, то приду к Учителю. Конечно же, у него не было никакой возможности так поступить: земное служение Христа длилось очень недолго, и ученик должен был решать сразу: последовать за Ним здесь и сейчас или остаться с семьей. О том, что любовь ко Господу стоит выше любви между родителями и детьми, Христос предупреждал и в других местах (например, Мф 10:37).

Но дело даже не только в этом. Насколько вообще буквально следует понимать эти слова Христа? Очевидно, что мертвецы сами друг друга хоронить не могут, так что это уже заставляет нас задуматься о переносном значении этого оборота речи. Посмотрим и на те слова, которые идут перед этой фразой: «Тогда один книжник, подойдя, сказал Ему: Учитель! я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошел. И говорит ему Иисус: лисицы имеют норы и птицы небесные – гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову» (Мф 8:19-20).

Неужели Ему в буквальном смысле слова негде было ночевать? Но мы видим из Евангелия, как часто Его принимали самые разные люди у себя дома, и принимали как почетного гостя! Очевидно, «негде преклонить главу» – преувеличение, образный оборот речи. Книжники были уважаемыми людьми со стабильным доходом и положением в обществе, и в сравнении с этим жизнь бродячего проповедника, конечно же, была полна опасностей и лишений – Христос об этом и предупреждает книжника.

Более того, у Луки после слов о похоронах отца приводится еще один диалог: «Еще другой сказал: я пойду за Тобою, Господи! но прежде позволь мне проститься с домашними моими. Но Иисус сказал ему: никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия» (9:61-62). Итак, перед нами не история какого-то одного ученика и его семьи, а скорее три примера, три призвания – и три препятствия, по одному для каждого из них. Книжнику негде будет преклонить главу, одному ученику не удастся похоронить отца, другому – даже некогда будет проститься с семьей.

Обратим внимание на прибавление, которое находим у Луки: «предоставь мертвым погребать своих мертвецов, а ты иди, благовествуй Царствие Божие». Смысл здесь совсем не в том, чтобы отказаться хоронить отца (неважно, назначены ли эти похороны на завтра или ему еще предстоит дожить остаток жизни). Единственное, что следует делать – возвещать Царствие здесь и сейчас, вне зависимости от событий семейной жизни. Как часто и в наши дни люди обращаются к Богу только тогда, когда им нужно похоронить родных, и только для того, чтобы похоронить – то есть нужен им не Бог, а всего лишь достойные похороны!

Винсент Ван Гог. «Воскрешение Лазаря»

Христос, как мы знаем, вовсе не относился с пренебрежением к родным – с креста Он поручил свою Мать заботам апостола Иоанна (Ин 19:27). Не был Он равнодушен и к смерти Своего друга Лазаря – не только пришел к его могиле, но даже воскресил умершего, о чем Его и не просили (Ин 11). Но если бы главным делом для Него была забота о родных и близких, не стоило восходить на крест… Он бы, безусловно, никогда не сказал Отцу: знаешь, я исполню Твою волю как-нибудь потом, а сейчас мне надо позаботиться о Матери, похоронить друга, да и вообще много неотложных дел накопилось. Он исполнял волю Отца безоговорочно и незамедлительно – а уж всё остальное делал, как получалось, и при этом остальное действительно получалось хорошо. Об этом Он, видимо, говорил и ученику.

А кто же такие эти мертвецы, которые погребают мертвецов? Трудно сказать наверняка. Возможно, это что-то вроде верблюда, пытающегося пролезть в игольное ушко (Мф 19:24) – яркий, парадоксальный образ, который наверняка запомнится слушателям, хотя, конечно, в реальной жизни такого не увидишь. Может быть, это вообще что-то вроде поговорки тех времен, наподобие «смерть своё возьмет». Да, она своё возьмет, говорит Он ученику, но перед тобой открывается Жизнь, иди по ее дороге, возвещай о ней другим людям. Живи не семейной историей, а Вечностью, живи ею здесь и сейчас – вот что, по-видимому, Он хотел сказать этими словами тому ученику и всем нам.

Портал «Православие и мир» открывает серию «Трудные места Евангелия». Всех читателей мы приглашаем предложить другие евангельские отрывки, которые кажутся сложными для понимания – эти предложения будут учтены при подготовке следующих публикаций в этой серии.

Читайте также первый материал в серии:

Трудные места Евангелия: «Отойди от Меня, сатана!»

Толкование Евангелия на каждый день года.Суббота 4-й седмицы по Пятидесятнице

Мф., 26 зач., 8, 14–23

Придя в дом Петров, Иисус увидел тещу его, лежащую в горячке, и коснулся руки ее, и горячка оставила ее; и она встала и служила им. Когда же настал вечер, к Нему привели многих бесноватых, и Он изгнал духов словом и исцелил всех больных, да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: Он взял на Себя наши немощи и понес болезни. Увидев же Иисус вокруг Себя множество народа, велел ученикам отплыть на другую сторону. Тогда один книжник, подойдя, сказал Ему: Учитель! я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошел. И говорит ему Иисус: лисицы имеют норы и птицы небесные – гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову. Другой же из учеников Его сказал Ему: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего. Но Иисус сказал ему: иди за Мною, и предоставь мертвым погребать своих мертвецов. И когда вошел Он в лодку, за Ним последовали ученики Его.

Как Христос исцеляет тещу Петра? Он коснулся руки ее – не для того, чтобы узнать ее болезнь, по пульсу, как это делают врачи, но чтобы исцелить ее. Это было прикосновение Его сострадания и любви, прикосновение Духа Святого. «И горячка оставила ее; и она встала и служила им». Она тотчас же выздоровела – так что смогла заняться хозяйством по дому. И хотя она была исключительным образом облагодатствована Богом, мы не видим в ней ни малейшего превозношения, она не старается показать, какая она особенная, но с готовностью, скромно прислуживает за трапезой. Те, кого Христос сподобляет Своего посещения, должны быть смиренными. Получившим от Него исцеление подобает служить Ему как смиренным рабам все дни своей жизни.

Исцеление Петровой тещи привело ко Христу множество болящих. «Он исцелил ее. А почему не меня? Друга наших соседей? А почему не моего друга?» «К Нему привели многих бесноватых, и Он изгнал духов словом». Накануне пришествия Христова в мир, вследствие умножения грехов, сатана почувствовал небывалую свободу, и множество людей были мучимы им. Но Бог премудро устроил так, чтобы Христос мог показать всем Свою власть над темными силами.

«И исцелил всех больных» – всех без исключения, даже если болящий был недостоин, и болезнь – безнадежная. Так на глазах у всех исполнялось Писание. «Он взял на Себя наши немощи и понес болезни». От наших грехов – все наши скорби и болезни. Христос взял на Себя наши грехи Своею Крестной смертью, и понес болезни чудесами Своей жизни. Крестным страданием и состраданием к нам Он явил Себя как Врач душ и телес наших.

«Увидев же Иисус вокруг Себя множество народа, велел ученикам отплыть на другую сторону». Хотя Он видит, что народ хочет, чтобы Он остался здесь, Он должен идти с благою вестью и к другим. Он знает, как Его ждут там. «Приди и помоги нам», – услышим мы этот зов в книге Деяний (Деян. 16, 9).

И вот, два человека из толпы, стоящей на этом берегу, хотят следовать за Ним, стать близкими Его учениками. Один из них – книжник, учитель Закона, и мы знаем, что из таких редко кто следовал за Христом. «Учитель! – говорит он, – Я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошел». Как прекрасно он сказал, невозможно сказать лучше. Он исполнен пламенеющей ревности и решимости. Кажется, нет ничего важнее в духовной жизни, чем решимость. Но из ответа Христа выясняется, что его решимость была поспешной. Бывает такой внезапный порыв, человек загорается желанием всего себя отдать служению Господу, но при первом испытании обнаруживается, что он ни к чему не готов.

Как испытывает Христос этого учителя Закона? Он говорит ему, что Сын Человеческий, за Которым он хочет идти, не имеет, где приклонить главу. Непостижимо само по себе, что Сын Человеческий, придя в мир, лишил Себя самых элементарных для человеческой жизни условий. Лисицы имеют норы, их норы – их дворцы, птицы небесные, хотя они не заботятся о себе, имеют гнезда. У Господа не было Своего дома, Он и ученики Его жили, питаясь от даров тех, кто служил им. Господь избрал эту вольную нищету, чтобы показать нам, как суетно земное богатство, и научить нас смотреть на него со святым презрением. Чтобы мы поняли, что Он купит для нас Своею кровью несравненно лучшее, и любящих Его навеки обогатит.

Почему Христос говорит об этом сейчас? Разве один ученый богослов не принесет Ему больше пользы, чем двенадцать рыбаков? Но Господь видит сердце этого книжника и отвечает на его сокровенные мысли, и учит всех нас, как мы должны приходить ко Христу. Прежде чем решиться стать служителями Церкви, мы должны сесть и вычислить издержки (Лк. 14, 28). И каждый, кто хочет идти за Христом, должен знать самое худшее, что может его ожидать на этом пути. И только потом сделать выбор. Не исключено, что решимость книжника была вполне прозаического свойства. Он видел, как много исцелений совершает Христос, и заключил, что за ними должны следовать немалые материальные вознаграждения. Не за Христом он хочет следовать, а за выгодой, которую можно извлечь из Христа!

Второй из подошедших ко Христу – в противоположность первому – не торопится следовать за Ним, а просит отсрочки. «Господи! Позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего». Неясно, болен его отец, или умирает, или умер уже, или просто стар, и он хочет упокоить его старость. Кажется, вполне уважительные причины, но сердце его неправо перед Господом. В том-то и дело, что когда колеблется человек, всегда найдутся тысячи отговорок. Но Господь сказал ему: «Иди за Мною». И, несомненно, сила Божия исходившая от этих слов, коснулась его, как других, и он пошел за Христом.

Мы следуем за Христом силой Его благодати, призывающей и укрепляющей нас, а не нашими обещаниями. Вернее, искренность наших обещаний всегда встречает «Божественная благодать, немощная врачующая и оскудевающая восполняющая». Или как говорится при монашеском постриге: «Ей, Господу содействующу». Все препятствия устраняются, как не имеющие решающего значения. «Предоставь мертвым погребать своих мертвецов», – говорит Христос. Пусть мертвые духовно хоронят мертвых телесно. Пусть делами мира сего занимаются люди мира сего! Погребение мертвых, и в особенности отца своего, – святое дело, но теперь это не твое дело. У тебя есть иной, Богом предназначенный труд, и ты не должен откладывать его. Любовь к Богу – выше любви к родителям, хотя и та велика, и является одной из главнейших наших заповедей. Мы должны всегда предпочитать Христа самым нашим дорогим отношениям – идет ли речь о трудах ради Христа или о страданиях ради Него.

Так получилось, что я долго не выходила замуж. Годы шли, я по вечерам училась в техникуме, днем работала. И вот пришло такое время, когда мне захотелось о ком-то заботиться. Женщина рождена, чтобы быть матерью. И я стала просить Пресвятую Богородицу, чтобы она послала мне мужа. Оказался он в нашем общежитии и причем, что интересно, мать его не крещенная, он не крещенный, да и моложе он меня на 4,5 года. Ходил за мной и спрашивал: «Когда свадьба?» Я ему сказала, что свадьба без венчания не может быть: «Просто расписаться – у государства зарегистрировать брак, а венчавшись, мы перед Богом будем муж и жена». Венчались мы в России. 3 ноября муж крестился, мы исповедались, вечером повенчались, а 4 ноября мы причастились Христовых Таин уже как семья. Я так хотела детей, и Бог мне послал девочку. Родилась она с врожденным вывихом бедра – по моим грехам, конечно, потому что я больше хотела ребенка, чем замуж.

Родив Танюшу, я сразу забеременела вторым – мальчиком. Девочку лечу и гипс накладываю, врач говорит, что у вас и второй ребенок таким будет. Я в страхе. Муж меня клубникой откармливал, много клубники ела, я же не знала, что аллергия может быть. Вот я и родила мальчика, ножки у него нормальные, все здоровое, но аллергия страшная. Все его раздражает, нервная система тоже слабая – он плакал постоянно. До 5 лет, мы дочь по санаториям возили, а ради сына мне пришлось уволиться с работы. Вот так Господь меня вел.

Вообще ничего случайного не бывает: как-то я везла в санаторий Таню и Сашу и в купе познакомилась с женщинами, они были верующими и рассказывали про церковную жизнь в своем городе Поставы: «У нас такой батюшка хороший приехал – молодой, с матушкой. Храм нам построили. Мы так их любим, мы так рады». Это было осенью, а где-то весной нам объявляют в Казанском храме (единственная действующая церковь на то время, 1989 г.), что приезжает к нам новый батюшка – о. Николай из г. Постав. Я сразу поняла, что это тот, про которого рассказывали женщины в купе. Обрадовалась. И они приехали с матушкой с детками, Милостью Божией. Это был 1989 год. Когда они приехали, сразу открыли воскресную школу, я с радостью своих детей туда повела, и сама училась. Мы же ничего не знали. Да, вроде ходили в церковь, но что мы знали – несколько молитв. Ни молитвословов не было, ни Евангелия, проповеди были запрещены.

Вскоре началась перестройка, и появились книжки. Какая это была радость! Мне подарили Евангелие – я на вершине счастья была! Душа жаждала знать про Бога, а откуда брать? Единственное, папа на Пасху всегда включал радиостанцию «Голос Америки», и там шло Пасхальное богослужение. Правда глушили станцию, и разобрать трудно было, но как поют «Христос Воскресе» слышали и радовались! Помню, отец нас будил: «Детки, уже поют Христос Воскресе, вставайте!».

Через некоторое время с батюшкой мы уже перешли в Покровский собор. Две мои сестры – Лида, Нина и я. С наступлением лета у моего сына началась страшная астма. Он не мог даже на улицу выйти – задыхается. И тут наша Инна Костюкович (старшая сестра сестричества) предложила: «Поедем в Оптину Пустынь? В монастырь всей нашей воскресной школой?». И мы собрались родители с детками в паломническую поездку. А тогда еще не было специальных автобусов паломнических, и мы поехали своим ходом. Я боялась ехать с таким больным ребенком. А Инна говорит: «Подойди к о. Николаю, как он скажет, так и сделай». Я подошла, спросила. Он говорит: «Ну, поезжай Анна, Господь все управит». Перед поездкой, с дочкой к врачу сходили, тот нам сказал, что у девочки одна ножка на сантиметр короче и поэтому неправильный угол бедер, т.е. когда ребенок вырастет, надо будет распиливать, иначе будет ходить как уточка. Мы с этими новостями и поехали. Едем поездом до Козельска, 15 человек воскресной школы. Приехали, а как добираться не знаем. Нам сказали, идите по городу, а там близко совсем. Оказалось, по городу надо было километров 15 пройти. В общем, идем, а сын мне говорит: «Мама, мне плохо. Тяжело дышать». Брели мы самые последние, и тут машина проезжает грузовая. Я махнула – они остановились. Оказалось, что это монастырская машина. Они нас всех посадили и довезли. Вот уже первый знак от Господа.

Оптина Пустынь

Помню, приехали мы в ворота, а там все покрашено, липы столетние цветут. У меня сердце замирает от ужаса за сына, но верую! Верую, Господь Милостив к нам, мы и благословение взяли у батюшки, он нас заверил, что Господь все управит. Я быстрей зарегистрировалась в гостинице и бегом в храм. Прихожу, а там батюшка стоит, в пустом храме, с Богом один. Я к нему: «Вот у меня такая беда с детьми, подскажите, что мне делать, как мне быть». Он мне говорит: «Вот мощи преподобного Амвросия, будет молебен, помолитесь, приложитесь. Пусть мальчик сам старается прикладываться к мощам, девочка – тоже. У нас есть источник святой, окунитесь. Обязательно причаститесь, пусть дети подготовятся». Первую ночь сын не спокойный был, почти не спал, а во второю ночь уснул так, что утром я его разбудить не могла. Уже на службу праздничную звонят, а мне жалко будить его, в дороге ребенок вымотался, устал. И вдруг он, лежа на спине, правильно и медленно крестится. Я его потрогала, позвала – спит. Через минутку просыпается, я спросила: «Саша, а ты видел сон какой-нибудь?». «Да, – говорит. – Видел. Летел по небу Ангел, белоснежный, с золотой трубой и флажок на трубе. С одной стороны флажка – крест изображен, а с другой – Иисус Христос». Вот так. Мы пошли в храм, на службе сынок причастился, и сразу почувствовал легкость: «Мама, мне так хорошо, мне так легко дышать, а мне что тебе на велосипеде можно кататься? А мне можно бегать?». 8 семь лет ему было. Мы уехали и, по Милости Божией, через несколько дней, дочери дают путевку в Евпаторию. И мы поехали с дочкой в санаторий, прошло два месяца с тех пор как ей сказали, что нужна операция, и с того времени как мы из Оптиной приехали. Я сказала санаторским врачам, что у девочки ножка одна короче, что сказали про операцию. Они посмотрели, и говорят, что ничего у нее нет, у нее обе ножки совершенно здоровы. И потом уже когда ей исполнилось 16 лет, мы ходили в детскую поликлинику и просили чтобы нам сделали снимок у ортопеда и врач подтвердил: «У вас совершенно здоровый ребенок, со здоровыми ногами». После этого мы много объездили монастырей, молились, дети, кончено, боялись, что болезни могут вернуться.

У сына один раз был приступ. Мы собрались ехать в Рижскую пустыньку. А в Латвии моя младшая сестра живет, и мы отправились в паломничество и в гости. Заехали к сестре, а там уже появились первые пирожные, мороженные, а у нас еще не было этого. У него глазенки разбежались. Ну и сестра предложила, останьтесь у меня, а потом попостимся и вместе поедем в монастырь. Ну мы и сбились с пути, мы же брали благословение в монастырь, а попались на пирожных. То есть нарушили благословение, ну и опять началась у него болезнь. Мы собрались, я говорю: «Сынок, едем быстро домой, надо каяться». Вернулись, сын исповедался, причастился, и больше приступ не повторялся. Вот так Господь укреплял нас в вере. Потихоньку мы менялись, стремились очищаться.

У каждого в жизни своя судьба, свой путь. Надо жить и верить, что есть благодать Божия, немощное врачующая и оскудевающее восполняющая. Если верить и искать – Господь открывается. Да и самому надо открывать свое сердце, работать над собой, смотреть в свое сердце. Как Господь говорит: «Отдай сердце твое Мне».

Рассказ Анны Дмитриевны, ризничной храма

Предложения со словом «немощных»

Введите слово и нажмите «Найти синонимы». Поделиться, сохранить:

Мы нашли 56 предложений со словом «немощных». Также посмотрите синонимы «немощных».
Значение слова

  • О, как преизобильно веет эта божественная благодать, всегда немощных врачующая и оскудевающих восполняющая в нашей Церкви Православной!
  • Сейчас, после революции, все мало-мальски здоровые монахи разбежались, и в скиту осталось только несколько немощных старцев.
  • Тем не менее, кроме всего прочего, диавол продолжал восставлять против Старца больше и больше немощных отцов.
  • Велели всем работникам прибыть, только грудничков да немощных старцев дома оставлять!
  • В городе почти не было нищих, а о немощных горожанах заботилось государство.
  • В селе из жителей осталась пара-тройка немощных стариков.
  • В богадельнях приказано оставить только действительно больных и немощных.
  • Немощный 88-летний старичок плясал от радости, когда «скуадра адзурра» выиграла Золотой кубок.
  • Вам же по-человечески жалко немощных стариков?
  • На фоне немощных Брежнева, Черненко, Тихонова, Подгорного Горбачев выглядел орлом.
  • Лазарет для усталых, богадельня для немощных.
  • После головокружительного успеха с ролями немощных старцев в школьном театре Георгий явно тяготел к комедийному жанру.
  • Сыновья никогда не убивали своих немощных отцов.
  • Не бойся сильных, губящих своим насилием бедных и немощных.
  • Призри от горния славы на нас, смиренных и немощных, обремененных грехми многими, твоея помощи и утешения просящих.
  • Ну а немощных и очень богатых носили в паланкинах.
  • В колхозе работали все, за исключением разве что немощных стариков и детей дошкольного возраста.
  • От переутомления и недоедания оживают у более немощных и пожилых все недуги.
  • К сим же и дар исцелений, дар прозрения, дар немощных душ врачевания, обилен в тебе явися.
  • Не хотел, чтобы я видела его таким немощным.
  • Только этим можно было объяснить, что Абдулов снимался, будучи уже совершенно немощным.
  • Тело холодно, немощно и равнодушно, а горит один дух.
  • Тело его стало так немощно, что владел он, можно сказать, одним лишь даром речи.
  • Так и спас преподобный немощного собрата.
  • Булгаков походил на доживающего свой век старца или немощного пациента, страдающего неизлечимой болезнью.
  • Раньше мог, после революции, а особенно после коллективизации оказался немощным.
  • Моя фантазия дорисовала образ прошедшего лагеря и прибитого ими немощного беззубого старика.
  • И великий прусский король, и великая русская императрица заискивали перед немощным стариком.
  • http://sinonim.org/
  • Так что представлять его немощным престарелым деятелем, как это в угоду Масарику преподносилось в чешской историографии, вряд ли стоит.
  • Но тогда с печи на меня глядел немощный человек, бормочущий какие-то непонятные мне слова.
  • Я старец немощный, чьи дни подходят к концу.
  • К сожалению, Иван Владимирович быстро состарился, в 67 лет выглядел как немощный девяностолетний старик и рано умер.
  • Не должно безрассудно держать себя в скудости пищи и пития и делаться немощным для дел будущих.
  • На попечении вдовы еще несколько лет оставался и очень уж старый, немощный свекор Иван Митрич.
  • Больным и немощным должно было находиться в богадельнях.
  • И вот, они принесли больного в обитель и, положив к ногам Сергия, усердно просили его помолиться за немощного.
  • Как только хворь покидает тело, сделав его немощным, силы постепенно восстанавливаются и выздоравливающие начинают учиться ходить.
  • В моем возрасте тело немощно, но мне повезло больше, чем многим.
  • Можно только догадываться, какова была эта молитва немощного старца!
  • Работаю лишь утром, а к вечеру полный дурак и немощный, как Казанова в старости.
  • Я видела, как воробушек явно говорил колкости другому, крохотному и немощному, и в результате ткнул его клювом в голову.
  • После утрени он пришел в келью к тому брату и упал ему в ноги, плача и умоляя пощадить его, немощного, и впредь самому посещать богослужение.
  • Вскоре окружающие (в особенности дети) перестали видеть в нем неподвижного, немощного затворника самой нешумной комнаты в доме.
  • А под руки далеко не немощного Монтесуму обычно поддерживали самые знатные из придворных.
  • Я направился к Гитлеру, и он, волоча ноги, сделал несколько шагов мне навстречу, ссутулившийся, немощный.
  • Вон видите, подпрыгивающей походкой торопится по двору старичок, жалкий, немощный, тонкий, как одуванчик.
  • Последняя схватка между врагами произошла в мае 1837 года, когда немощный король доживал свои последние дни.
  • Мужчине было около шестидесяти, но он казался совсем немощным.
  • Женихи, видя перед собой лишь немощного странника, начали насмехаться на ним.
  • Став рясофорным монахом, он взял благословение удвоить великосхимнический канон, выполняя его за себя и за одного немощного брата.
  • Всего за полгода из крепкого энергичного хозяина жизни он превратился в немощного старика.
  • Слушая Гуревича, я вспоминал о Стивене Хокинге с его немощным телом, но могучим духом.
  • Заняв трон, Софья решила немедленно женить расслабленного и немощного духом Ивана.
  • Павел Иванович мог оставить немощного сына без завтрака, если тот не выполнил домашнего задания по рисованию.
  • Он уже смутно чувствует, что конец близок: болезни делают его немощным и ненужным никому.
  • У Гайдара тимуровцы оберегали семьи тех, чьи отцы ушли на фронт, помогали немощным и больным дачникам.

Источник – ознакомительные фрагменты книг с ЛитРес.

Мы надеемся, что наш сервис помог вам придумать или составить предложение. Если нет, напишите комментарий. Мы поможем вам.

  • Поиск занял 0.061 сек. Вспомните, как часто вы ищете, чем можно заменить слово? Добавьте sinonim.org в закладки, чтобы быстро искать синонимы, антонимы и предложения (нажмите Ctrl+D), ведь качественный онлайн словарь синонимов русского языка пригодится всегда.

Матфей 8:18-22
Увидев же Иисус вокруг Себя множество народа, велел (ученикам) отплыть на другую сторону.
Тогда один книжник, подойдя, сказал Ему: Учитель! я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошел.
И говорит ему Иисус: лисицы имеют норы и птицы небесные—гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову.
Другой же из учеников Его сказал Ему: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего.
Но Иисус сказал ему: иди за Мною, и предоставь мертвым погребать своих мертвецов.
Лука 9:57-62
Случилось, что когда они были в пути, некто сказал Ему: Господи! я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошел.
Иисус сказал ему: лисицы имеют норы, и птицы небесные—гнезда; а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову.
А другому сказал: следуй за Мною. Тот сказал: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего.
Но Иисус сказал ему: предоставь мертвым погребать своих мертвецов, а ты иди, благовествуй Царствие Божие.
Еще другой сказал: я пойду за Тобою, Господи! но прежде позволь мне проститься с домашними моими.
Но Иисус сказал ему: никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия.
Комментарий Баркли к Новому Завету
http://www.bible.by/barclay-new-testament/
ТРАГЕДИЯ НЕИСПОЛЬЗОВАННОГО МОМЕНТА
Но был еще один человек, который хотел последовать за Иисусом, если Иисус позволит ему сперва пойти и похоронить своего отца. Иисус ответил на это: «Иди за Мною и пусть мертвые хоронят своих мертвецов». На первый взгляд эта фраза может показаться очень жестокой; для иудея это был священный долг обеспечить достойное погребение умершего родителя. Когда умер Иаков, Иосиф попросил у фараона разрешения пойти похоронить отца: «Отец мой заклял меня, сказав: «Вот, я умираю; во гробе моем, который я выкопал себе в земле Ханаанской, там похорони меня». И теперь хотел бы я пойти, и похоронить отца моего, и возвратиться» (Быт. 50,5). Было выдвинуто несколько объяснений этого высказывания Иисуса, кажущегося на первый взгляд строгого и малосочувствующего.
Было высказано предположение, что произошла ошибка при переводе с арамейского, которым пользовался Иисус, на греческий, и что Иисус, в действительности, говорил, что человек может предоставить совершение захоронения своего отца официальным могильщикам. Есть такая странная фраза в Иез. 39,15: «И когда кто из обходящих землю увидит кость человеческую, то поставит возле нее знак, доколе погребатели не похоронят ее в долине полчища Гогова». Складывается впечатление, что были такие официальные лица — погребатели, и было высказано предположение, что Иисус говорит здесь, что человек может оставить захоронение отца официальным лицам. Но такое объяснение не представляется оправданным.
Было предположение, что это действительно суровое высказывание, и что Иисус тем самым ясно говорит, что общество, в котором живет этот человек, мертво в грехе, а он сам должен как можно скорее покинуть это общество, даже если для этого ему придется оставить незахороненным своего отца; что ничто, даже такой священный долг, не должно задержать его становления на христианский путь. Но настоящее объяснение, несомненно, связано с тем, как иудеи употребляли фразу, «Я должен похоронить моего отца», как она еще и сегодня употребляется на востоке.
В литературе приводится такой разговор миссионера в Сирии М. Вальдмайера с одним интеллигентным и богатым молодым турком. М. Вальдмайер посоветовал молодому человеку завершить свое образование путешествием по Европе, чтобы расширить свой кругозор. Турок ответил на это: «Я должен сперва похоронить моего отца». Миссионер выразил молодому человеку свое соболезнование и сочувствие по поводу смерти его родителя. Но турок объяснил, что отец его в полном здравии, а под этим выражением он подразумевал, что должен сперва выполнить все свои обязательства по отношению к родителям и родственникам, прежде чем оставить их и отправиться в такое путешествие; что он не может оставить дом до самой смерти своего отца, что, может быть, произойдет еще очень и очень не скоро.
Вне всякого сомнения, именно это и имел в виду человек, говоривший с Иисусом. Он хотел сказать: «Я последую за Тобой когда-нибудь позже, когда отец мой умрет и я буду свободен». Он откладывал следование за Иисусом на много лет.
Иисус был мудр; Он хорошо знал человеческую природу и Он хорошо знал, что, если этот человек не последует за Ним тотчас же, он не последует за Ним никогда. У нас часто бывают такие импульсивные моменты, когда мы стремимся к высоким вещам, и мы часто даем им пройти, так ничего и не предприняв. Очень часто трагедия нашей жизни сводится к трагедии неиспользованного момента. В нас возникает побуждение к какому-либо действию, побуждение бросить какую-либо слабость или привычку; мы хотим сказать кому-то что-то, слово сочувствия или предостережения или воодушевления; но момент проходит, поступок остается несовершенным, порок остается непобежденным, слово остается несказанным. И в лучших из нас есть добрая доля летаргии и инертности, определенная привычка откладывать дело со дня на день, какой-то страх, какая-то нерешительность, и очень часто момент прекрасного побуждения так никогда и не воплотится в действие и не станет явью.
Иисус говорил этому человеку: «Сейчас ты чувствуешь, что ты должен оставить это мертвое общество, в котором ты вращаешься; ты говоришь, что покинешь его через много лет, когда умрет твой отец; уходи сейчас же или ты вообще не выберешься оттуда».

27 июня. Пусть мёртвые погребают своих мертвецов

Аудио

Святой Церковью читается Евангелие от Матфея. Глава 8, ст. 14 — 23

14. Придя в дом Петров, Иисус увидел тещу его, лежащую в горячке,

15. и коснулся руки ее, и горячка оставила ее; и она встала и служила им.

16. Когда же настал вечер, к Нему привели многих бесноватых, и Он изгнал духов словом и исцелил всех больных,

17. да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: Он взял на Себя наши немощи и понес болезни.

18. Увидев же Иисус вокруг Себя множество народа, велел ученикам отплыть на другую сторону.

19. Тогда один книжник, подойдя, сказал Ему: Учитель! я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошел.

20. И говорит ему Иисус: лисицы имеют норы и птицы небесные — гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову.

21. Другой же из учеников Его сказал Ему: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего.

22. Но Иисус сказал ему: иди за Мною, и предоставь мертвым погребать своих мертвецов.

23. И когда вошел Он в лодку, за Ним последовали ученики Его.
(Мф. VIII, 14-23)

Господь находится в Капернауме, в доме апостола Петра. Теща Петра лежит в горячке, и Христос исцеляет ее, скорее всего по просьбе апостола. С другой стороны, таким образом Он хочет вознаградить ученика и его семью, согласившуюся принять Его в свой дом. Казалось бы, мелочь — приняли в дом, накормили обедом. На самом деле, сколько за этим находится важного смысла. Пусть это и малое, но проявление любви к ближнему своему. И насколько, оказывается, такие мелочи угодны Богу. Насколько Господь желает видеть их в нашей жизни. Порой человек рассуждает таким образом: «Если бы у меня была возможность, я был бы богачом, сколько тогда сделал быдобра людям, скольким бы помог. А так как я не богат, что могу сделать? Какой с меня спрос?» В итоге все прекраснодушные заявления такого человека остаются бесплодными. Будем помнить слова Господа: «Подавший чашу воды во имя ученика не потеряет награды своей» (Ср. Мф. 10:42). Любая малость, которую ты делаешь, тем более из христианских соображений, имеет очень большой вес. Когда ты понуждаешь свою волю исполнить какое-то добро, тем самым делаешь лучше и себе самому, меняешь свой внутренний мир.

Господь исцеляет тещу — и она тотчас встает и начинает хлопотать по хозяйству, желая угостить и утешить дорогих гостей. Ее не просто оставляет горячка, но она полностью выздоравливает и восстанавливается — происходит некое чудо, воскрешение ее сил. Люди часто спрашивают, почему они молятся об исцелении себя или своих близких, но таких чудес и исцелений зачастую не происходит. Почему исцелил Господь Петрову тещу, а моего знакомого не исцеляет? Ответ прост: Господь знает, что будет в жизни человека, если он выздоровеет.

Мы, люди, меряем свою жизнь маленькими отрезками и не знаем, что с нами будет дальше. При этом верим, что дальше все будет хорошо, я сам буду поступать правильно, по-доброму. Но как показывает жизнь, доброе из своей жизни мы часто убираем, пропускаем, оставляем на потом и не желаем к этому возвращаться, а грехов у нас гораздо больше. Господь, зная это, порой находит для человека лучшим то состояние, в котором бы он поболел, поскорбел. Как говорят святые отцы: «Больное тело грешить не может». Если человек лежит дома с переломом ноги, он не пойдет воровать, пить, блудить: он прикован к постели, и получается, освобожден Богом от многих зол. Часто здоровую жизнь мы рассматриваем как повод жить лишь по своей воле, от этого Господь нам ее и не дает.

Петрова теща, выздоровев, стала тут же служить Богу, а не отложила на завтра или послезавтра. Наверное, пока она болела, у нее накопилось достаточно дел, но она оставила все, забыла о себе ради того, чтобы послужить Господу и ученикам, которые пришли в дом. Если бы у нас был такой настрой, Господь бы и нам давал много сил.

К дому Петра приходят люди, тут и больные, и бесноватые. Господь их исцеляет, бесов прогоняет. Апостол Матфей приводит слова пророка Исайи о том, что Он взял на Себя наши немощи и понес болезни. Господь берет на Себя грехи рода человеческого, и тем самым причины наших болезней, потому что в их основе лежат наши грехи. Первородное повреждение сделало человека больным в принципе, а затем состояние усугубили какие-то частные ситуации. Очень часто именно покаяние, исправление духовной жизни, приводит человека в том числе и к здоровью тела — взаимосвязь этого очевидна.

«Увидев же Иисус вокруг Себя множество народа, велел ученикам отплыть на другую сторону». Матфей описывает события не в хронологическом порядке, а поэтапно. Почему Христос отплывает? Чтобы не тщеславились Его ученики, чтобы не принимать от людей славы и благодарности. Видя все совершаемое Христом, люди воспылали, с одной стороны, уважением ко Нему, с другой, думали, как хорошо они заживут, если Он станет их царем. Ошибка была в том, что люди хотели не Царствия Небесного, а здесь на земле устроить более или менее комфортную жизнь. От этого уходит Господь: Он не поддерживает в людях их ложные ожидания.

На другом берегу к Христу подходит некий книжник, говоря: «Учитель! я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошел». Разве это не похвально? Но Господь останавливает его и говорит: «Ты хочешь идти за Мной, но вдумайся, чего ты ожидаешь?» Существует толкование, что этот человек прежде всего ожидал от Христа славы, почестей и богатства, ведь это царь, и с такими удивительными способностями. Быть рядом с Ним — значит пользоваться Его властью и авторитетом.

Спаситель ответил: «…Лисицы имеют норы и птицы небесные — гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову». То есть указал, что у Него ничего нет и Он ничего не обещает в земном плане, с тем чтобы книжник подумал, надо ли ему идти за Ним. Важно, чтобы все было по-честному, и потом человек не говорил, что не знал этого, но думал, что, раз он станет христианином, дела его пойдут в гору. Господь же этого не обещает. Для человека открывается Царство Божие, но если ему нужна блаженная земная жизнь в течение нескольких лет, то, скорее всего, он не найдет исполнения своих ожиданий.

Господь обращается с призывом к другому человеку, но тот отвечает: «Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего». Это, конечно, важно, заботиться о ближних надо до самой их смерти. Похоронить родителей – дело, законное для всякого человека.

Господь тем не менее отвечает: «…Иди за Мною, и предоставь мертвым погребать своих мертвецов». В первую очередь Он говорит несколько символически: «Ты призываешься к жизни: Я есть жизнь, и ты призван быть ее причастником. У тебя есть вера, покаяние, то есть желание что-то изменить в своей жизни, поэтому ты живее, чем те, кто не пожелали идти за Мной. Люди, которые отвергают веру, — мертвецы, не возвращайся к ним, чтобы не заразиться этим духом смерти. Об отце же не заботься, найдутся те, кто похоронят его. В данный момент тебе надо бояться погибнуть самому».

С другой стороны, нигде не сказано, что отец этого человека умер и его надо хоронить, поэтому есть толкование, что этот человек решил отложить дело своего апостольства на потом: «Когда отец умрет, тогда я к тебе вернусь, а пока поживу своей жизнью». В связи с чем Спаситель и говорит: «Иди за Мной, потому что «потом» не в твоей власти. Не факт, что на тот момент ты будешь живым душой своей».

«И когда вошел Он в лодку, за Ним последовали ученики Его».

Всем нам напоминаю о необходимости чтения Священного Писания ежедневно, хотя бы по одной или две главы. И благословение Божие да пребудет со всеми нами.

Священник Анатолий Куликов

Расшифровка: Юлия Подзолова

Беседа 27. Евангелие от Матфея, глава 8, 10–12, 14–27. «Исцеление Петровой тещи, отказ в ученичестве и укрощение бури»

Сегодня мы продолжаем наши беседы по тексту Евангелия от Матфея. Мы рассмотрим 8-ю главу, стихи 10–12 и с 14-го по 27-й.

Прочитаем первый отрывок:

«Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры. Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов» (Мф.8:10–12).

Этот текст свидетельствует о том, что Господь совершенно не лицеприятен. Увидев в язычнике – сотнике великую веру, Сын Божий поставил ее выше веры Израиля (Иакова), сказав: «…и в Израиле не нашел Я такой веры». Для иудеев такие слова являлись оскорбительными, ведь они считали себя единственным верующим народом во всем мире. Как и ныне многие из них думают о себе! – Так иногда и мы, православные, думаем о себе. Но Бог лучше нас знает, кто подлинно верующий, а кто нет, ибо Он не лицеприятен. Блаженный Феофилакт поясняет: «Удивляется же Господь вере язычника, как весьма великой, и говорит: и в Израиле не нашел Я такой веры, то есть, в Иакове, какую в нем (в сотнике нашел): ибо Иаков думал, что Бог есть только на месте том (где он видел лестницу от земли до Неба), а сей признал Меня вездесущим и всемогущим (то есть на всяком месте)».

Далее мы прочли: «Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном», – это свидетельство Христово о том, что Церковь Его распространится не только на Востоке, но и на Западе. И Восток, и Запад принадлежат Богу, равно как и юг, и север в Его власти. Господь Бог именно вездесущ. Сказано: «Разве Я – Бог только вблизи, говорит Господь, а не Бог и вдали? Может ли человек скрыться в тайное место, где Я не видел бы его? говорит Господь. Не наполняю ли Я небо и землю? говорит Господь» (Иер.23:23–24). Никто не может скрыться от лица Божия, и Господь промышляет о спасении каждого. Для Него в этом смысле нет избранников, все Его творение, каждый – дело рук Его. Бог именно не лицеприятен, – и об этом нельзя забывать, особенно тогда, когда мы общаемся с инородцами и иноверцами.

Иудеи замкнулись в своем узком национально-племенном понимании жизни и отпали от замыслов Божьих, которые предполагают возможность спасения для каждого человека, независимо от его национальности. Поэтому Господь далее и говорит о них: «а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов». Блаженный Феофилакт пишет о сих словах: «Не сказал, что многие язычники возлягут, дабы не оскорбить иудеев: но сказал прикрытно – с востока и запада. Об Аврааме упомянул для того, чтобы показать, что Он не противник Ветхого Завета, в котором жил Авраам. Названием внешней тьмы показал, что есть и внутренняя тьма, легчайшая первой: ибо есть степени и в муках. Иудеев называет сынами царствия, поелику им даны были обетования: сын Мой, сказано, первенец Израиль (Исх.4:22)».

Нам, христианам, нельзя превозноситься и гордиться перед иудеями. Такое превозношение означало бы злорадство об отпавших. Апостол Павел учил об иудеях и христианах: «Скажешь: «ветви (то есть иудеи) отломились, чтобы мне привиться». Хорошо. Они отломились неверием, а ты держишься верою: не гордись, но бойся. Ибо если Бог не пощадил природных ветвей, то смотри, пощадит ли и тебя» (Рим.11:19–21). Впрочем, в последние времена и евреи обратятся в истинную Веру. Сказано: «Ибо если ты отсечен от дикой по природе маслины (то есть от язычества) и не по природе привился к хорошей маслине (то есть стал новым Израилем), то тем более сии природные привьются к своей маслине. Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей, – чтобы вы не мечтали о себе, – что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников; и так весь Израиль спасется, как написано: придет от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова» (Рим.11:24–26).

И мы читаем далее, уже с 14-го стиха 8-й главы Евангелия от Матфея:

Мф.8:14–15. «Придя в дом Петров, Иисус увидел тещу его, лежащую в горячке, и коснулся руки ее, и горячка оставила ее; и она встала и служила им».

Блаженный Иероним пишет: «Совершается прикосновение к руке женщины, и по исцелении тела ее исчезает греховная немощь. Природа людей такова, что после лихорадки тело ослабевает еще более и с возвращением здоровья чувствуются дурные последствия болезни. Но исцеление, подаваемое от Господа, возвращает все вместе; и (теща) не только была исцелена, но – чтобы показать полное возвращение сил, – еще прибавлено: и она встала и служила им. – Та самая рука служила, которая испытала прикосновение и была исцелена». Блаженный Феофилакт уточняет по поводу тещи апостола Петра: «При сем ты заметь также, что брак нимало не препятствует добродетели: ибо и верховный апостол имел тещу». То есть первоверховный апостол Петр, «князь апостольский» – был женат, и это нисколько не препятствовало его духовному росту. Апостол Петр был простой рыбак, но Господь нисколько не устыдился войти в его убогую рыбацкую хижину. Златоуст пишет: «Но представь, каковы были дома этих рыбаков; при всем том Христос не гнушался входить в их бедные хижины, научая тебя во всем попирать человеческую гордость». В Евангелии от Марка и от Луки сказано, что Господа просили исцелить тещу апостола Петра. Конечно, просил об этом и сам апостол Петр, научая мужей заботиться не только о своих женах, но и о своих тещах. Как известно, для многих мужчин их тещи – это серьезное испытание и даже искушение. Когда мне приходится напутствовать венчающихся в храме, я обычно говорю им: «Жених, с этого момента родители, родственники и знаемые твоей невесты – твои родители, родственники и знаемые, люби их, заботься о них и почитай их». То же самое я говорю и невесте.

И мы читаем далее:

Мф.8:16. «Когда же настал вечер, к Нему привели многих бесноватых, и Он изгнал духов словом и исцелил всех больных».

Блаженный Иероним пишет: «Все исцеляются не утром, не в полдень, а к вечеру, когда солнце должно было зайти, то есть когда умирает в земле зерно пшеничное, чтобы принести многочисленные плоды». Феофилакт несколько иначе истолковывает этот текст. Он пишет: «Недужных привели к Нему вечером, не во время: но Он, как человеколюбец, исцелил всех». В Евангелии от Марка поясняется, почему это произошло именно вечером: дело в том, что была суббота, которая заканчивалась только вечером, а, как известно, иудеи старались ничего не делать в субботний день. Смотрите Евангелие от Марка: 1, 21–31. В этом стихе больше всего поражают слова: «исцелил всех больных». О каком враче можно произнести такие слова. Кто дерзнет сказать из человеков, что он исцеляет на все 100%. На какой больнице написано: «здесь все поправляются и никто не умирает»? Для человеков такое представляется совершенно невозможным. Только Господь Бог может совершить такое чудо исцеления. Зная это, мы прежде всего в Нем и должны искать для себя избавление от всех наших недугов как душевных, так и телесных.

Далее евангелист Матфей цитирует пророка Исаию. Он пишет:

Мф.8:17. «да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: Он взял на Себя наши немощи и понес болезни».

Напомню, Матфей в своем Евангелии часто цитирует ветхозаветные пророчества, так как писал это Евангелие для евреев. А их именно из Писания и надо было убедить, что Иисус из Назарета и есть истинный Христос (Мессия). По поводу цитирования Матфеем Исаии блаженный Феофилакт пишет: «Хотя пророк говорит о грехах, но Матфей приложил его слова и к болезням, так как большая часть их рождаются от грехов».

Действительно, Господь посылает нам недуги за наши грехи, чтобы заставить нас задуматься о своем состоянии духовном, видя немощь плотскую. Многие каются, причащаются и соборуются впервые только на одре болезни. Для чего Господь и посылает нам телесные недуги. Часто телесное исцеление именно и соседствует с исцелением духовным, и об этом надо всегда помнить тем, которые испытывают те или иные недуги.

И мы читаем далее:

Мф.8:18. «Увидев же Иисус вокруг Себя множество народа, велел отплыть на другую сторону».

Этот стих трудно сразу понять. Почему Господь, увидав «множество народа, велел отплыть на другую сторону»? Ведь Он и пришел спасать народ! Ответ, похоже, заключается в том, что всех болящих, как мы прочитали выше, Он исцелил, и теперь осталась только толпа любопытных и чрезмерно благодарящих Его. Видя это, Он и отправляется «на другую сторону».

Любопытство – не самое хорошее качество в жизни человеческой. Любопытный не занят поиском истины, но занимается поиском слухов, новостей, не относящихся к нему, и сплетен. Любопытный, как правило, – разносчик сплетен и слухов, доносчик и стукач. В библейские времена таких людей называли соглядатаями. Любопытство есть страсть, чаще присущая женщинам, но иногда и мужчинам. Святитель Василий Великий учил: «Не будь любопытен и не желай все видеть, чтобы не удержать тебе в сердце своем гноя страстей». Блаженный Феодорит в книге «История боголюбцев» рассказывает: «Некто из неблагонамеренного любопытства, пожелав узнать, что делает подвижник Акепсим, дерзнул влезть на дерево, посаженное вблизи его кельи, но тотчас же пожал плоды своей дерзости. Онемев половиною тела от головы даже до ног, он с покорностью явился к блаженному и признался в своем проступке. Тот сказал ему, что он возвратит себе здоровье, когда срубит дерево. Акепсим приказал срубить дерево для того, чтобы другой кто-нибудь не сделал того же, что сделал этот любопытный, и не потерпел подобного наказания. За посечением дерева, действительно, последовало и освобождение от наказания».

Особенно греховным является любопытство, когда один человек подглядывает и подслушивает за другим с целью обнаружения чужих грехов. Преподобный Ефрем Сирин учил: «Перестань любопытствовать о чужих пороках, чтоб естественным образом не растлился от сего благочестивый твой помысл». Златоуст резко осуждает любопытных. Он учит: «Нет ничего в такой степени неприличного женщине, как всячески разузнавать чужие дела; впрочем, не только женщине, но и мужчине, потому что это величайший признак бесстыдства и наглости».Любопытный собирает все слухи и сплетни и сам разносит их. Преподобный Авва Исаия сравнивает таких людей с отхожим местом. Он пишет: «Не расспрашивайте с любопытством о временных делах мира сего, дабы не уподобиться отхожим местам, в кои всякий идет для извержения излишеств чрева, от чего оные места всегда наполнены смрадом». О молодых беспечных и болтливых вдовах апостол Павел писал: «притом же они, будучи праздны, приучаются ходить по домам и бывают не только праздны, но и болтливы, любопытны, и говорят, чего не должно» (1Тим.5:13).

Христианин не может быть праздно любопытным, сплетником и интриганом, все это неприлично для него и наносит вред его бессмертной душе. Когда я учился в семинарии, то таких любопытных сборщиков слухов и сплетников, доносчиков и стукачей мы называли – науходоносыры (то есть «на ухо доносят»).

Итак, Господь оставляет праздную и любопытную толпу и готовится отплыть на другой берег.

«Тогда один книжник, подойдя, сказал Ему: Учитель! я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошел. И говорит ему Иисус: лисицы имеют норы и птицы небесные – гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову» (Мф.8:19– 20).

Блаженный Феофилакт так истолковал этот текст: «Книжником называет законоведца. Видя многие знамения, он подумал, что Иисус получает от того прибыль: посему старается сделаться последователем Его, чтоб и самому получать. Но Христос, видя его намерение, сказал как бы так: следуя за Мною, ты надеешься сделаться богатым: но не видишь ли, что Я не имею даже дома? таков же должен быть и последователь мой. Он сказал это с тем, чтобы убедить его последовать за Собою, переменив намерение: но он удаляется от Него». Как мы видим, многие, которые подходили к Иисусу, толкались и теснились вокруг Него, имели свои собственные далекие от подлинной духовности интересы.

И сейчас в религиозной среде можно встретить многих проходимцев, которые, придя в Церковь, делают здесь свой собственный бизнес, таковые ни в коей мере не служат делу распространения Святого Евангелия. Апостол Иоанн Богослов писал о таковых: «Они вышли от нас, но не были наши…» (1Ин.2:19).

Святитель Игнатий в своем Отечнике рассказывает об одном сребролюбце: «Брат спросил старца: ″Благослови мне иметь у себя две златницы по немощи моего тела″. Старец, видя его произволение, что он желает удержать их у себя, сказал: ″Имей″. Брат возвратился в келью, и начали тревожить его помышления, будто спрашивали: ″Как ты думаешь, благословил ли тебя старец иметь деньги или нет? ″ Он опять пришел к старцу и спросил его: ″Ради Бога, скажи мне истину, помышления смущают меня по поводу двух златниц″. Старец отвечал: ″Я видел твое произволение иметь их, потому и сказал тебе: имей их, хотя и неполезно иметь более, чем сколько нужно для тела. Две златницы составляют твою надежду, как бы Бог не промышлял о нас. Но может случиться, что ты утратишь их, тогда погибнет и твоя надежда. Возложи надежду на Бога, потому что Он печется о человеках″». Апостол Павел учил: «Имея пропитание и одежду, будем довольны тем. А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу» (1Тим.6:8–9). Итак, книжник искал обогащения и поэтому не смог последовать за Христом и стать Его апостолом. Святой Исидор Пелусиот писал о нем: «…и как усматривающий, что человек этот одержим лукавыми помыслами, что вселяются в нем злые духи, и он неотвратимо предан пороку. Посему-то удалил его (Господь – О.С.) от сопребывания с Собою, чтобы упорство его в злонравии не соделалось соблазном для верующих…»

И мы читаем о другом человеке, который тоже подошел к Иисусу с целью стать его учеником:

Мф.8:21–22. «Другой же из учеников Его сказал Ему: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего. Но Иисус сказал ему: иди за Мною, и предоставь мертвым погребать своих мертвецов».

Блаженный Феофилакт поясняет: «Кто предает себя Богу, тот не должен обращаться опять к житейскому. Конечно, должно почитать и родителей, но Бога надлежит предпочитать им. Отец же ученика сего был еще и неверный, как это видно из слов: предоставь мертвым, то есть неверным, погребать своих мертвецов».

Нечестивые люди называются мертвыми. Самая страшная форма нечестия – безбожие (неверие). Блаженный Иероним пишет: «Мертвый тот, который не верует. Если же мертвый погребает мертвого, то мы не должны иметь заботы о мертвых, а о живых, чтобы и нам не получить также имени мертвецов, пока мы будем заботиться о мертвых».

Мы должны всегда более заботиться о своих, о верующих, чем о неверующих (духовно мертвых). Они мертвы в глазах Бога. Как мертвые они ничего не говорят Господу в молитвах, как мертвые они не ощущают Его бытие, не слышат и не видят путей Господних. Таковые «живые трупы» наполняют наши города и веси. Их больше, значительно больше, чем верующих. Но для Бога они мертвы, как бы и не существуют. Когда Сын Божий беседовал с Никодимом, Он сказал ему: «…истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия» (Ин.3:3). То есть, если кто не христианин, он как будто и не рождался (не существовал), его рождение еще ожидается. Такое рождение свыше возможно только в Церкви. Христос учит: «… истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин.3:5). Рождение от воды – это и рождение от познания Слова Божия и Крещение; а рождение от Духа – это Крещение Духом Святым (Миропомазание). Без всех этих составляющих человек духовно мертв. О духовно мертвых грешниках Златоуст писал: «А тот, кто живет во зле, служит греху. Не говори мне, что он не съедается червями, не лежит во гробе, не закрыл глаз и не обвит пеленами. Он большие претерпевает мучения, нежели умерший, не потому, чтобы черви съедали его, но потому, что страсти душевные терзают его лютее зверей. А если у него открыты глаза, то и это опять гораздо хуже того, как если б они были закрыты. Глаза умершего ничего не видят худого; а этот, имея открытые глаза, подвергает себя бесчисленным болезням. Тот лежит во гробе ничего не чувствуя; а этот заключен во гробе бесчисленных болезней. Но ты не видишь гниения его тела? Что же? Душа его еще прежде тела растлела, погибла и подвергается большему гниению. Тот смердит десять дней, а этот во всю жизнь дышит зловонием, имея уста хуже всяких нечистых мест, – так что они различаются между собою только тем, что один подвергается только естественному тлению, а другой к нему присоединяет еще гниение, происходящее от нечестивой жизни, ежедневно вымышляя для себя бесчисленные причины растления. Но этот ездит на коне? Что же? Умерший лежит на одре. Но что важнее, его никто не видит истлевающим и сгнивающим, потому что он имеет гроб своим покровом; а этот смердит повсюду, нося мертвую душу в теле, как во гробе».

Но вернемся к человеку, который хотел похоронить отца своего. Некоторые богословы говорят, что его отец был жив. Этот человек хотел дождаться, когда он помрет, чтобы получить все наследство себе. Наследство, которое его нечестивый отец приобрел неправедным путем. Господь поспешил призвать его за Собою, чтобы он не зарился на грязные деньги своего родителя. Если бы его отец был мертв, то сын не мог бы находиться на улице. Он должен бы был по еврейским законам сидеть дома шиву. По иудейским законам по умершему надо было сидеть дома семь дней и читать Книгу Иова. Слово «шива» и означает «семь». В условиях жаркого климата покойных хоронили достаточно быстро. Так что вполне вероятно, что этого человека интересовало будущее наследство, которое он мог бы получить после смерти отца. Его любовь к деньгам тоже помешала ему стать апостолом Сына Божия.

И мы читаем далее:

Мф.8:23. «И когда вошел Он в лодку, за Ним последовали ученики Его».

Как радостно читать эти слова: «за Ним последовали ученики Его». Плевелы отселись, а истинные ученики, эта пшеница Божия, последовали за Ним. Лодка (корабль) – есть древний символ Церкви. Христос в лодке с учениками – это великий символ присутствия Господа Иисуса Христа в собрании верных. Сказано: «ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф.18:20).

И мы читаем далее:

Мф.8:24. «И вот, сделалось великое волнение на море, так что лодка покрывалась волнами; а Он спал».

Блаженный Иероним пишет: «Прообраз этого знамения мы читаем в книге пророка Ионы, когда он среди других, находившихся в беспокойстве, был спокоен и безмятежно спал, и был пробужден, и освободил пробудивших его своею властью и таинством страдания своего». Сам Христос указывал на этот прообраз, когда говорил: «ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» (Мф.12:40). Иными словами, любое избавление человеков приобретается ценою страданий Сына Божия, Его смерти, погребения и Воскресения. Но пока Он спокойно спит в лодке, хотя буря уже началась и волны захлестывают ладью.

Отвечая на вопрос, почему Господь спал в лодке, как бы предоставив апостолов самим себе, Златоуст уточняет: «В самом деле, если бы буря случилась во время Его бодрствования, то они или не устрашились бы, или не стали бы Его просить, а может быть, даже не подумали бы, что Он может совершить подобного рода чудо. Потому-то Он и предался сну, чтобы дать им время испытать страх, и заставить их сильнее почувствовать происходящее. Человек иначе смотрит на то, что случается с другими людьми, и что случается с ним самим. Так как ученики видели всех других облагодетельствованными, а себя самих не получившими никакого благодеяния, и были беззаботны (они ведь ни хромы не были, и никакой другой подобной болезни не имели), и потому им надлежало собственным чувством испытать Его благодеяния, то Он попускает восстать буре, чтобы им чрез спасение от нее сильнее почувствовать Его благодеяние».

Нам иногда кажется, что Господь не замечает наших проблем. Нам кажется, что Он даже не догадывается, какая греховная буря окружает нас, какие волны сомнений, разочарования и уныния накатывают на нашу душу. Кому-то показалось, что Бог уснул, устранился от судеб этого погибающего мира. Некоторые поспешили сказать: «Бог мертв». Но все они ошибаются! Трагически ошибаются! Бог жив, и Бог бодрствует! Он никогда не оставляет нас, Он всегда с нами, даже тогда, когда мы не с Ним. Он пытается пробудить, воскресить духовно мертвых, поддержать ослабевших на путях веры. И главное – Он знает, какие ветры греховные восстают на нас, какие волны сомнении, ересей и разочарования пытаются опрокинуть лодку нашего спасения. Он каждый день обновляет для нас Свои благословения, Свое милосердие. Сказано: «по милости Господа мы не исчезли, ибо милосердие Его не истощилось. Оно обновляется каждое утро; велика верность Твоя!» (Плч.3:22–23). Господь верен нам даже тогда, когда мы неверны Ему. Сказано: «Ибо что же? если некоторые и неверны были, неверность их уничтожит ли верность Божию? Никак. Бог верен…» (Рим.3:3–4). Апостол Павел также пишет о Господе: «…Ибо Сам сказал: не оставлю тебя и не покину тебя» (Евр.13:5). Бог никогда не оставит и не покинет нас, даже если мы пойдем и долиною тени смертной. Псалмопевец Давид восклицает: «Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной; Твой жезл и Твой посох – они успокаивают меня» (Пс.22:4).

Но вернемся к апостолам во время бури. Сказано:

Мф.8:25. «Тогда ученики Его, подойдя к Нему, разбудили Его и сказали: Господи! спаси нас, погибаем».

Блаженный Феофилакт так охарактеризовал поведение апостолов в лодке: «…когда сказали: Господи, спаси нас, они показали в сем веру, но слово – погибаем – уже не было от веры. Им не нужно было бояться, когда Он плыл вместе с ними».

Как печально видеть, когда православные выказывают страх перед всякими колдунами, ведьмами, перед сглазом и порчею, бесами и демонами. Если Господь с нами, какие колдуны, какие демоны могут повредить нам, какие бабки-шептуньи? Если Бог с нами, кто может быть против нас? Пока мы в Господе, силам зла остается только скрежетать завистливо зубами. Как Церковь поет на Рождество Христово: «С нами Бог! Разумейте, язы́цы, и покоряйтеся, яко с нами Бог!» Итак, всякий раз, когда в беде мы призываем Бога на помощь, мы проявляем веру; а когда испытываем страх перед кем-либо кроме Бога, проявляем маловерие. Посему Господь

Мф.8:26. «И говорит им (апостолам): что вы так боязливы, маловерные? Потом, встав, запретил ветрам и морю, и сделалась великая тишина».

Блаженный Иероним Стридонский, так истолковал вторую часть этого стиха: «И из этого места мы постигаем, что все твари чувствуют Творца – как (и) те, которым запрещается , так и те, которым повелевается , чувствуют повелевающего и не потому, что все одушевлено, как думают еретики в своем заблуждении, а потому, что в силу величия Творца бесчувственное в отношении к нам обнаруживает чувствительность к Нему». Мир природы, хотя и не одушевлен, во всем следует Творцу своему. Когда Господь крестился во Иордане, то река испугалась соприкосновения с Творцом, и «Иордан возвратися вспять»; когда Господь умирал на Кресте, то солнце скрыло свет свой, не могуще взирать на это, а земля сотряслась от ужаса.

И мы читаем далее:

Мф.8:27. «Люди же, удивляясь, говорили: кто это, что и ветры и море повинуются Ему?».

Блаженный Иероним поясняет: «Удивлялись не ученики, а корабельщики и остальные, бывшие на корабле. Если же кто из любви к спорам захочет настаивать на том, что это были ученики, – которые удивлялись, – то мы ответим, что по справедливости названы людьми те, которые еще не познали могущества Спасителя».

Люди и ученики – какая разница? Когда в Писании говорится об апостолах, они называются учениками Его. Но никогда по отношению к ним не используется выражения «толпа», «люди» и т. п. Ученики – это те, которые всегда следуют за своим Учителем. А люди (толпа) пребывают в раздумье. Толпа всегда переменчива, она то приветствует Господа, входящего в Иерусалим, то кричит: «распни, распни Его» (Лк.23:21). Толпа – это выбор большинства, демократический выбор, который всегда отвергнет Христа и изберет для себя Варраву. Толпа же примет и антихриста. Посему надо удаляться от настроений, мировоззрений и верований большинства – философии широкого и пространного пути. Каждый добрый православный христианин должен искать для себя и других узкую тропу Христову. Только идя по ней, мы сможем стать учениками Сына Божия и достичь вечного Спасения. А конец широкого и пространного пути – плачь и скрежет зубов в аду. Отвергая коллективный психоз грешной толпы, не заражаясь ее влиянием, мы приближаемся ко Христу и бросаем вызов всемирному Вавилону в его завершающей фазе, имя же ей – ГЛОБАЛИЗАЦИЯ.

Златоуст говорит противоположное Иерониму, он считает, что в лодке посторонних не было, а были только апостолы. Он пишет: «Потому Спаситель и берет с Собою одних только учеников. Где совершались одни только чудеса, там дозволял Христос быть и народу; но где предстояли искушения и ужасы, там Он брал с Собою одних только подвижников вселенной, которых Он хотел обучить». В этом случае употребление слова «люди» может означать, что, испугавшись, апостолы проявили маловерие и в этот момент мало чем отличались от других людей (толпы), почему Господь и обличил их словами: «вы так боязливы, маловерные».

Святитель Иоанн Златоуст, подводя итог повествованию о буре, пишет: «Итак, Иисус прежде всего укорил учеников Своих, показывая тем, что надобно быть мужественными и среди сильнейшего обуревания волн, что Он все устрояет во благое».

Глава 3. Исцеления / Исцеление тещи Петра

Одним из первых чудес Иисуса, отмеченным в трех синоптических Евангелиях, было исцеление тещи Петра. У Матфея это третий из описываемых случаев исцеления: он следует сразу же за рассказом об исцелении слуги капернаумского сотника. У Марка и Луки это первое исцеление: рассказ о нем помещен после повествования о первом случае изгнания нечистого духа из одержимого. Приведем рассказ по версии Марка:

Выйдя вскоре из синагоги, пришли в дом Симона и Андрея, с Иаковом и Иоанном. Теща же Симонова лежала в горячке; и тотчас говорят Ему о ней. Подойдя, Он поднял ее, взяв ее за руку; и горячка тотчас оставила ее, и она стала служить им (Мк. 1:29–31).

Рассказ отличается лаконичностью у всех трех евангелистов. В версии Луки не упоминаются Иаков и Иоанн; дом, в котором происходило действие, назван домом Симона, а о теще Симоновой говорится, что она была одержима сильною горячкою; и просили Его о ней. Подойдя к ней, Он запретил горячке; и оставила ее (Лк. 4:38–39). Во времена Иисуса горячка (высокая температура, жар) считалась болезнью, а не симптомом разных болезней1Loos H. van der. The Miracles of Jesus. P. 553.. При этом делалось различие между горячкой и сильной горячкой. То, что Лука называет горячку сильной, возможно, свидетельствует о его знакомстве с медицинской терминологией. Известно, что по профессии он был врачом (Кол. 4:14).

У Матфея действие происходит в доме Петра в Капернауме; теща, соответственно, названа Петровой; о присутствии Иакова и Иоанна также умалчивается; Иисуса не просят о теще: Он Сам видит ее, касается ее руки, и горячка оставляет ее (Мф. 8:14–15). О том, что при сцене присутствовал Петр, не упоминается ни в одной из версий рассказа, однако очевидно, что Иисус пришел в дом по его приглашению; следовательно, он был свидетелем чуда.

Судя по контексту, исцеление тещи не было главной целью посещения Иисусом дома Петра. Вероятнее всего, Он пришел к Петру пообедать: об этом свидетельствуют завершающие рассказ слова о том, что женщина, исцелившись, встала и служила им (глагол «служить», как и в Ин. 12:2, употреблен в значении «готовить», «накрывать на стол», «подавать пищу»; так понимает это место и Златоуст2Иоанн Златоуст. Толкование на святого Матфея-евангелиста. 27, 1 (PG 57, 343). Рус. пер.: Т. 7. Кн. 1. С. 305.). Не исключено, что болезнь тещи была неожиданностью и для Петра, пригласившего Иисуса в дом. Из всех трех повествований следует, что болезнь тещи обнаружилась только после того, как Иисус с учениками вошел в дом. Впрочем, Златоуст думает по-другому:

Имея тещу, лежащую дома в сильной горячке, он не привел Его в дом свой, но ожидал, пока будет окончено учение и исцелятся все прочие; и тогда уже, когда Он вошел в дом, начал просить Его. Так он с самого начала научался предпочитать выгоды других своим. Итак, не Петр приводит Его в дом, но Он сам по собственной воле пришел, после того как сотник сказал: «я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой», показывая, сколько Он благоволил к ученику3Иоанн Златоуст. Толкование на святого Матфея-евангелиста. 27, 1 (PG 57, 343–344). Рус. пер.: Т. 7. Кн. 1. С. 305.

Матфей и Марк не упоминают о том, чтобы Иисус что-либо сказал теще Петра. Выражение Луки запретил горячке может указывать на произнесенные Иисусом слова, подобные тем, что Он произносил в других случаях. В повествовании Луки это слово встречается три раза подряд в трех рассказах, следующих один за другим. В рассказе об изгнании беса из одержимого Иисус запретил ему, сказав: замолчи и выйди из него (Лк. 4:35). В рассказе об исцелении тещи Иисус запрещает горячке, и горячка оставляет ее. За этим рассказом следует повествование о том, как Иисус исцелял больных, возлагая на них руки, и изгонял бесов. Выходя из одержимых, бесы говорили: Ты Христос, Сын Божий. Иисус же запрещал им сказывать, что они знают, что Он Христос (Лк. 4:40–41). Глагол «запретить» (ἐπιτιμάω) в каждом из трех случаев имеет разную смысловую нагрузку; при этом в первых двух случаях он указывает на силу Иисуса, Его способность добиваться немедленного и эффективного результата. В этом же смысле глагол «запретить» используется в рассказе об усмирении Иисусом бури: встав, запретил ветрам и морю, и сделалась великая тишина (Мф. 9:26; Мк. 4:39; Лк. 8:24).

У Матфея исцеление происходит через прикосновение Иисуса к руке женщины; Марк говорит, что Иисус поднял ее, взяв за руку; Лука вообще не упоминает о каком-либо физическом контакте. В описываемом эпизоде мы имеем дело с исцелением моментальным (характерное для Марка «тотчас» здесь имеет вполне буквальный смысл). Происходит исцеление благодаря тому, что Иисус увидел больную (или Ему сказали о ней), подошел к ней, прикоснулся к ее руке и, возможно, произнес какие-то слова.

«Предоставь мертвым хоронить своих мертвецов» (Мф.8:21,22). Как понять это место из Евангелия?

– В Евангелии говорится: «Почитай отца и мать, возлюби ближнего своего». Но там же сказано: «Пусть мертвецы хоронят своих мертвецов», а ведь мертвецы – это ближние? – Вспомним ещё более сильные слова Христа: И враги человеку – домашние его. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня (Мф. 10, 36–37). О чём они говорят? Совсем не о предпочтении родителям Иисуса Христа как обычного человека, но о мировоззренческом выборе ученика. Ибо есть вера, которая видит смысл жизни только в земном существовании, неминуемо заканчивающемся смертью. Но есть и христианская вера в Бога, в вечную жизнь и в необходимость праведной, святой жизни. И когда, например, отец или мать, сын или дочь, муж или жена – кто бы то ни был, убеждают человека ради любви к ним отречься от веры во Христа и жизни по Его заповедям, то этим они показывают свою духовную смерть. Потому Христос ученику, попросившему: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего, – сказал: Предоставь мертвым погребать своих мертвецов, а ты иди, благовествуй Царствие Божие (Лк. 9, 59–60). Этим Господь не отрицает любовь к отцу и матери, о которых, конечно же, было кому заботиться, но призывает ученика не уклоняться от апостольского служения проповеди Царства Божия.