Митрополит барнаульский и Алтайский

Епископ Барнаульский и Алтайский Сергий: «Церковь — это единственная сила, которая может повысить уровень нравственности народа»

— Владыка, Вы возглавили Барнаульскую епархию в середине прошлого года. В каком состоянии Вы нашли нашу епархию? Ведь всегда ведь есть какие-либо проблемы…

— Внешне кажется, что это так. В Церкви очень много новоначальных, еще не узнавших истинной сути церковной жизни людей, и они, естественно, ошибаются, поступают иногда не так, как принято. Но они постепенно преображаются, поэтому смотреть нужно по итогам, а не по процессу. В церковной организации иногда бывают недостатки: что греха таить, сами вносим иногда сумятицу, но каемся, исправляемся и возвращаемся на путь истинный.

В нашей епархии на Алтае предыдущими архиереями все было заведено по порядку, по правилам. Мои предшественники, епископы Антоний и Максим, многое сделали для того, чтобы здесь утверждалось православие, истинная духовная жизнь. Было открыто множество приходов, монастырей. Если учесть, что епархии всего-то 20 лет, и практически с нуля создана большая церковная структура, из которой осенью прошлого года уже была выделена самостоятельная Горно-Алтайская епархия. Это показатель духовного роста Церкви на Алтае.

— В епархии Алтайского края есть задачи, которые Вам необходимо решить в первую очередь?

— Есть недоработки, но нам они нужны, чтобы сохранялась динамика и сила роста. Еще требуется довести до нормального состояния отдельные приходы, храмы. Не завершились устроения обителей — их у нас шесть. Нужно, чтобы была налажена и материальная база, и духовная жизнь. Для этого требуется титанически работать тем людям, которые призваны созидать церковные общины.

— Планируете ли Вы строительство новых храмов и если да, то где?

— Строительство храмов не только планируется, но и идет полным ходом! В первую очередь это касается Барнаула. У нас запланировано строительство кафедрального собора, которого, к сожалению, пока нет. Пока еще идут процессы согласования, выделения, оформления участка земли. Каждая столица епархии должна иметь такой центральный собор, в котором располагается кафедра правящего архиерея и епархиальное управление. К сожалению, пока у нас в этом направлении вопрос не решен, но мы находим поддержку и полное одобрение со стороны губернатора и краевой администрации. Мы надеемся на успех.

Помимо этого, у нас на территории Барнаула есть еще 8 зарегистрированных общин, в которых отчасти согласовано строительство храмов и оформляется документация. В частности, речь идет о восстановлении храма на Нагорном кладбище, уже забытом и заброшенном. Мы хотим обратить внимание населения края на то, что на кладбище должен стоять храм как место молитвы о тех, кто ушел в мир иной. Этот вопрос решается, и в ближайшее время, даст Бог, строительство возобновится. Вы знаете, что там были определенные препятствия, в том числе непонимание истинных причин со стороны людей, у которых сама идея строительства храма вызвала возмущение. Теперь кладбище вместе с храмом будет восстановлено и благоустроено как силами верующих людей, так и городской администрации и общественности.

Положительно решается вопрос о передаче нам другого кладбищенского храма — Кресто-Воздвиженского, где сейчас располагается планетарий. Уже принято решение о передаче этого здания Церкви. Я надеюсь, что в ближайшее время положительно решится вопрос о переносе планетария в более подходящее для этого здание. Как только разрешится эта проблема, храм сразу начнет функционировать. Там тоже было кладбище, и сейчас это парк, но действующий храм будет напоминать жителям, что они находятся на месте упокоения наших предков, которое должно быть почитаемо.

— Владыка, а на территории районов и других городов края будет что-то строиться?

— В пределах края у нас сейчас в стадии созидания около 30 храмов. Интересно, что иногда в районных центрах нет храмов и нет желающих их строить, а вот в отдаленных деревушках — есть. Сейчас завершается строительства храма в Троицком, заложен фундамент храма на родине Роберта Рождественского — в селе Косиха. Сейчас возводится храм по программе «Казачьи рубежи России» на границе с Казахстаном — в селе Малиновое Озеро. Строятся храмы в Старобелокурихе и в Заринске, есть проект восстановления храма в Солоновке, в Благовещенке, Степном Озере. Скоро будем освещать еще один храм вблизи Бийска, а в самом Бийске восстанавливается Сретенский храм. Планировали построить храм в селе Верх-Обское, но пока там нет инициаторов. Однако родина Михаила Евдокимова находится под пристальным вниманием администрации края, и я думаю, что в рамках какой-либо краевой программы храм там появится вместе с мемориалом в память о нашем губернаторе и великом, талантливейшем артисте. У нас есть Клуб православных меценатов, и по его инициативе уже приступили к строительству храма в районном центре Топчиха. Строительство храмов идет в Мамонтово, Волчихе, где строится великолепный храм по уникальной монолитной технологии. В Славгороде закладывается два храма — Александро-Невский и кафедральный собор. Реставрируется великолепный храм в Камне-на-Оби, заложено два храма в поселке Фирсова Слобода и в новостроящемся поселке неподалеку от него. Ведется строительство в селе Бобровке. Однако тяжелее всего согласовывать и строить храм в самом Барнауле, потому как здесь много противоборствующих моментов, непонимания со стороны местного населения, привыкшего мыслить штампами атеистического времени, и со стороны чиновников, которые не всегда способны взять на себя такую ответственность.

— Да, масштабное строительство развернуто в крае…

— Да. Планов много, и я очень рад, когда вижу их исполнение, но огорчаюсь, если где-то происходит торможение или непонимание. К примеру, подобный случай был в Антоньевке, где территория бывшего храма занята школой. Коллектив учителей выступил против с опасениями вроде «А вдруг дети будут ходит в храм?». В результате разъяснительной работы они изменили свое мнение и не будут препятствовать — храм там строиться будет. Меня особо радует, что люди ко мне приходят с просьбами об открытии новых приходов и строительстве храмов в других районах. Наша задача в том, чтобы каждый районный центр имел свой храм. Она постепенно решается, так как большинство районных центров уже имеют храмы или же готовы к их созиданию.

— В разное время в нашей епархии поднимались вопросы о возвращении Церкви принадлежавших ей ранее зданий — речь идет не только непосредственно о храмах, но и о бывших административных церковных зданиях. Насколько этот вопрос сейчас актуален, и что будет делаться в этом направлении?

— Безусловно, это самый актуальный вопрос, потому что по церковным правилам все, что когда-то было посвящено Богу, не может быть использованным по другому назначению. Наша задача за этим тщательно следить и содействовать, чтобы здания снова перешли к служению духовному воспитанию и развитию людей. Благодаря политике нашего правительства был принят закон N327, предусматривающий возврат всех церковных зданий религиозным организациям вне зависимости от их конфессиональной принадлежности. Сейчас мы занимаемся решением этих вопросов и, находя определенные исторические документы, подаем заявки в органы власти о возврате. На основании этого закона нам уже возвращено здание бывшего духовного училища в Барнауле по проспекту Ленина, 17, которое занимала администрация города. Это очень важный шаг, который свидетельствует о том, что законы выполняются, что у нашего чиновничества происходит поворот к духовным потребностям и задачам, которые решает наша православная церковь. Принято постановление о возврате храма, в помещении которого, как я уже говорил, находится планетарий.

— На Алтае много зданий, которые необходимо вернуть Церкви?

— В Алтайском крае на самом деле не так много объектов, которые нужно возвращать. Это следствие того, что Алтай заселялся сравнительно поздно, и здесь не было такого количества каменных храмов, как, например, на Урале. Основные здания, которые подлежат возврату, находятся в Барнауле, Змеиногорске и Бийске, где сохранилось больше всего исторических зданий. Кстати, в Бийске у нас возникла проблема с возвращением Александро-Невского собора, который по непонятным обстоятельствам был продан в частную собственность, и владелец никак не хочет его освобождать. Я надеюсь, что власти и закон помогут решить эту проблему. В Барнауле возврату должны подлежать здания Казанского монастыря, которые теперь принадлежат следственному изолятору системы исполнения наказаний. Это исторические церковные здание, и все документы на них есть. Есть здания бывшей гостиницы и школы Одигитриевской церкви в Барнауле, недалеко от Димитриевского храма. Мы сделали заявку по этим зданиям, и нам, возможно, за них выделят компенсацию либо просто возвратят. По закону возврат имущества может осуществляться в течение шести лет со дня принятия соответствующего заявления.

— Дмитриевский собор ведь тоже был возвращен Церкви?

— Да, возвращен и отреставрирован за федеральный счет. Дмитриевский приход уже давно существует, но в восстановленном храме еще ведутся работы. Мы благодарны, что этот храм был возвращен и отреставрирован за счет государства потому, что он является единственным памятником архитектуры федерального значения в крае. Кстати, с памятниками федерального значения значительно легче проходят процедуры возврата и реставрации, а вот с памятниками местного значения — сложнее. Это связано с тем, что бюджет нашего края дотационный, и нам не хватает средств на восстановление этих памятников.

— Владыка, недавно в епархии был создан клуб матушек. Каковы его задачи, чем он будет заниматься?

— Клуб матушек — добровольная организация, а чем им заниматься, они будут решать сами. Я участвовал в создании его только через благословение. Я думаю, что это благое начинание, потому что матушки не только спутницы, но и сотрудницы наших священнослужителей, они находятся всегда в тени, им трудно даже между собой наладить общение. Нужно их было как-то собрать и показать друг другу, тем самым дав своеобразный толчок их общению и взаимодействию. Они будут обучаться, как правильно организовывать домашнюю церковь, какой должна быть семья священнослужителя, да и всякого христианина. Матушки будут выступать в качестве образца настоящей жены христианина.

— Как оценивается ситуация в Алтайском крае с религиозными сектами? Много ли их, по Вашим данным, и много ли у этих сект последователей?

— В Алтайском крае действует множество религиозных общин, но нас, православных, большинство — 80%. Есть представители старинных, традиционных конфессий: мусульмане, католики, протестанты, небольшая община иудеев. С представителями традиционной религии проще договариваться, мы встречаемся с их лидерами на общественных мероприятиях, находим взаимопонимание и толерантны друг к другу. Другое дело, что из нашей среды иногда выходят какие-то экстремистки настроенные сектантские образования. Они образовались, видимо, на почве личных амбиций или психических отклонений. Они немногочисленны, но весьма контрпродуктивны и активны в своей непонятной идеологии.

— У Вас есть опасение, что их количество будет увеличиваться?

— Нет, такого опасения у меня нет. Сейчас активно развивается секта «Свидетелей Иеговы», за последние годы особенно активно распространяются неопятидесятнические секты — «Новая жизнь» и т.п. Наша задача — вести открытую духовную жизнь, и тогда люди будут видеть наши добрые дела. Наше дело — не бояться их распространения и не смотреть за ними, а заниматься позитивной духовной работой, и люди сами разберутся, кто прав. Основных неправославных крупных религиозных организаций на Алтае — девять. Мы не ведем контрпропаганды, конфронтации, ведь вера должна быть прежде всего показуема, а не доказуема.

— Владыка, в последние годы много говорится о том, что стране нужна национальная идея, что нам нужно защищать наши традиционные ценности. В то же время социологи, политологи, философы ломают копья, пытаясь сформулировать эти самые идеи и ценности. А какова точка зрения Церкви на этот счет?

— Что такое национальная идея? Можно взять знаменитую триаду — православие, самодержавие, народность, которая выразилась в формуле Российской Империи «За Веру, Царя и Отечество». Легко было сформулировать это в XIX веке, но в постсоветское время все было растоптано, а новое не создано. Корнем является религиозность, вера, которая присуща всем народам земли. Я считаю, у нас должна быть традиционная православная вера в единого Бога. Однако должно быть и земное начало, объединяющее нацию — власть в виде президента или помазанника Божия. Сейчас от идеи восстановления монархии отказались, и возврат к ней очень затруднителен, ведь многие не согласятся, это грозит расшатыванием и падением трона. Государственная власть — это константа, без которой не существует ни один народ, и нам нужен национальный лидер, которому большинство нации будет доверять. В национальной идее должно присутствовать полное доверие национальным лидерам. У нас это трудно, но все же такое отношение создается.

— А патриотизм является такой ценностью?

— Конечно! Патриотизм должен быть краеугольным камнем национальной идеи. На это должны быть направлены все силы и, в том числе, образовательная система. Мы, в свою очередь, всегда были преданы любви к своему Отечеству, и Церковь в лихую годину вставала на сторону защиты Отечества и наших священных рубежей. Любовь к Отечеству способствует развитию и укреплению духовной силы народа, а всякие смуты приводят к ненависти и разрухе, отторжению от Бога.

— Владыка, давно уже говорится о необходимости перевода богослужений на современный русский язык. Как Вы думаете, способна ли эта мера привлечь в Церковь новых верующих?

— Я противник переводов богослужебных текстов на какие-либо современные разговорные языки. Языки вульгаризируются со страшной силой! На какой язык переводить? На сленговый? Это абсурд! Тут на самом деле другая проблема — доступности. Нужно дать людям, которые приходят к нам, возможность адаптироваться в языковой среде — для этого есть пособия и курсы. Какими-то послаблениями, поблажками, красивыми упаковками, оформлениями на доступном и понятном языке можно привлекать верующих до бесконечности, но толку мало, потому что внешние эффекты быстро проходят. И если это привлекает кого-то, то только людей неглубоких, которые очень быстро уходят обратно. Зачем муссировать тему, как привлечь новых верующих? Привлекает дух Божий и высокие идеалы христианства, а не легкость формы и доступность. Кроме вреда, реформа языка никогда ничего хорошего никакому народу не приносила. Западная Церковь перевела свои богослужения на современные языки, но все равно секуляризация постигла западное общество еще более заразительным образом. Наш церковнославянский язык — это язык межнационального общения всех славян. Я думаю, что для церковно ориентированного человека это будет не только не привлекательным, но и отталкивающим. Если мы уберем силу соединяющего нас церковнославянского языка, то мы нарушим все славянское единство.

— Владыка, сейчас много говорят об общем падении нравственности в нашей стране. Возможно ли его остановить, или точка невозврата уже пройдена?

— Всегда есть точка возврата, и она находится в сердце человеческом. Я не верю во всеобщее развращение, его не может быть, потому что человек рождается с одним и тем же набором нравственных качеств у всех поколений. На самом деле новое поколение дает нам массу высоконравственных людей. Хочу подчеркнуть, что все не смогут быть высоконравственными, но в целом положение во все времена одно и то же. Я не считаю, что уровень нравственности ниже, чем был когда-то, он приблизительно на одном уровне. Просто категории нравственности у нас самих меняются. Мы предъявляем оценки нравственности советской к постсоветскому человеку, а это неправильно. Отрадно видеть, например, что потребление алкоголя сейчас сократилось, а количество желающих бросить курить возросло. Это значит – в большинстве своем молодежь за здоровый образ жизни, за здоровую семью. Мы о нравственности судим по ток-шоу, а это же не так, там все наигранно, а в реальной жизни — наоборот. И не надо бояться Церкви, ведь это единственная сила, которая может повысить уровень нравственности народа.

СЕРГИЙ (ИВАННИКОВ)

Митрополит Сергий (Иванников)

Сергий (Иванников) (род. 1957), митрополит Барнаульский и Алтайский, глава Алтайской митрополии, временно управляющий Бийской и Белокурихинской епархией, ректор Барнаульской духовной семинарии

В миру Иванников Сергей Иванович, родился 29 августа 1957 года в селе Троицком Никольского района Орловской области в семье крестьян Ивана Григорьевича и Нины Егоровны Иванниковых. Основы православной веры и русского благочестия усвоил от родителей с раннего детства. Большое влияние оказали также дедушка и бабушка — с ними он посещал местный храм и впитывал их рассказы о прежней жизни, православных обычаях и благочестии.

В 1964 году поступил в неполную среднюю школу в родном селе, которую закончил в 1972 году и продолжил обучение в средней школе №2 города Ливен, которую успешно закончил в 1974 году. Антирелигиозная пропаганда не поколебала его веру, и уже в последних классах школы у него родилось желание послужить Церкви в священном сане.

В 1975-1977 годах служил в Советской Армии. Некоторое время после армейской службы работал шофером в автопредприятии, а затем трудился в храме на своей родине сторожем и дворником, помогал в алтаре.

В 1979 году поступил в Московскую духовную семинарию, а в 1982 году был зачислен студентом в Московскую духовную академию.

21 ноября 1985 года был рукоположен во диакона, а 23 февраля 1986 года — во священника. Обе хиротонии в Академическом Покровском храме совершил ректор академии епископ Дмитровский Александр (Тимофеев)

Курс академической учёбы завершил написанием и защитой ученой работы на степень кандидата богословия по кафедре Гомилетики на тему «Гомилетическое значение Житий святых» .

По окончании академии летом 1986 года был направлен для пастырского служения в Эстонскую епархию. С 1 февраля 1987 по май 1992 года служил в Пюхтицком монастыре. Руководил детской воскресной школой и преподавал в ней основы нравственности детям.

Согласно патриаршей резолюции от 21 марта 1992 года епископом Таллинским Корнилием был назначен с 15 апреля того года настоятелем Воскресенского собора в Нарве с правом возглавления соборных служб. Главной задачей своей настоятельской деятельности в то переходное и переломное время поставил умиротворение приходской жизни, организацию постоянных уставных богослужений, постройку необходимых приходу объектов и капитальный ремонт храма. Одновременно приходилось выполнять обязанности настоятеля еще в приходах Рождества Богородицы деревни Алайыэ и Илии пророка деревни Васкнарва, где заботами настоятеля были проведены капитальные ремонты зданий и благоустроены церковные территории.

Архим. Сергий (Иванников). Фото нач. 2009 г.

30 апреля 1995 года был возведен в сан протоиерея.

С лета 1998 года начал строительство нового Нарвского храма в честь Нарвской иконы Божией Матери с приделом праведного Иоанна Кронштадтского, освящение которого состоялось 10 ноября 2001 года.

Принимал участие в значительных культурных, духовных и общественных событиях городской жизни, снискал любовь и уважение жителей города.

1 июня 2000 года был назначен настоятелем Таллинского Александро-Невского собора с освобождением от всех ранее занимаемых должностей.

На Соборе Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата, проходившем в Таллинском Александро-Невском соборе 27 июля 2000 года, был избран членом Синода Эстонской Церкви.

Постановлением эстонского правительства № 469-к получил гражданство Эстонии «за особые заслуги», т.е. «за вклад в духовную работу и сохранение церковного имущества».

1 июня 2003 года был переведен настоятелем Таллинского Скорбященского храма на улице Ситси.

1 ноября того же года был переведен в Москву и зачислен сотрудником Отдела внешних церковных связей.

5 января 2004 года в Смоленский Успенском соборе митрополитом Смоленским Кириллом был пострижен в монахи с именем Сергий и получил сан иеромонаха.

25 марта того же года был назначен членом Русской духовной миссии в Иерусалиме. Принимал активное участие в восстановлении храма Всех святых в земле Российской просиявших в женском Горненском монастыре.

На Пасху 2004 года был возведен в сан игумена в Троицком соборе Русской духовной миссии в Иерусалиме архиепископом Екатеринбургским Викентием.

11 апреля 2006 года был переведён настоятелем храма Георгия Победоносца при Посольстве Российской Федерации в Праге, Чехия.

12 октября 2007 года, в ответ на просьбу митрополита Чешских земель и Словакии Христофора, Священный Синод Русской Православной Церкви благословил переход отца Сергия в клир Пражской епархии Чехословацкой Православной Церкви. 27 декабря того же года был освобожден от настоятельства в Пражском Георгиевском посольском храме . По переходе в чехословацкий клир был определен настоятелем Пражского Успенского храма на Ольшанском кладбище.

8 января 2008 года был возведен в сан архимандрита митрополитом Чешских земель и Словакии Христофором .

Впоследствии вновь вошёл в каноническое ведение Русской Православной Церкви.

16 марта 2012 года, будучи клириком города Москвы, был избран епископом Каменским и Алапаевским . На следующий день последовала его архиерейская хиротония во епископа Каменского и Алапаевского в кафедральном Московском соборном Храме Христа Спасителя. Рукоположение совершили патриарх Московский и всея Руси Кирилл, митрополиты Саранский Варсонофий; Екатеринбургский Кирилл; Самарский Сергий и Нижегородский Георгий, епископы Видновский Тихон и Солнечногорский Сергий .

29 мая 2013 года назначен епископом Барнаульским и Алтайским . 16 июля этого же года назначен на должность ректора Барнаульской духовной семинарии .

5 мая 2015 года назначен главой новообразованной Алтайской митрополии .

24 мая 2015 года возведён в сан митрополита патриархом Московским и всея Руси Кириллом .

С 28 декабря 2018 года — временно управляющий Бийской и Белокурихинской епархией .

Награды

Церковные:

  • орден Русской Православной Церкви прп. Сергия Радонежского 3-й степени (к 50-летию, от патриарха Московского и всея Руси Алексия II, 29/31 августа 2007)
  • орден Чехословацкой Православной Церкви Золотой Крест свв. Мефодия и Кирилла (к 50-летию, от митрополита Чешских земель и Словакии Христофора, 29 августа 2007)
  • медали Русской Православной Церкви прп. Сергия Радонежского 2-й степени (к 300-летию Московской духовной академии, 6 декабря 1985) и 1-й степени (по случаю освящения нового Нарвско-Богородицкого храма, от патриарха Московского и всея Руси Алексия II, 10 ноября 2001); прп. кн. Даниила Московского (к 100-летию Нарвского Воскресенского собора, от патриарха Московского и всея Руси Алексия II, 17 ноября 1996)
  • 3 патриарших благословенных грамоты
  • 1 благословенная грамота епархиального архиерея
  • наперсный крест (к выпуску из академии, от патриарха Московского и всея Руси Пимена, 12 июня 1986)
  • палица (от патриарха Московского и всея Руси Алексия II, Пасха 2000)
  • наперсный крест с украшениями (к 50-летию, от митрополита Чешских земель и Словакии Христофора, 29 августа 2007)

Светские:

  • почетный гражданин города Нарвы (постановлением Нарвского Городского собрания № 80/18 от 19 июня 2003)
  • нагрудный знак «За Отличие» Департамента государственной защиты имущества МВД России (14 марта 2006)

Использованные материалы

  • Страница сайта Пражского Успенского храма на Ольшанах:
  • Мошков, Ярослав, «Островок Русской России в Чехии,» ИА Русские Новости, 9 мая 2010:

Постановление Ученого Совета Московской Духовной Академии и Семинарии от 10 июня 1986 года, журнал № 6.

Указ № 01/08 от 8 января 2008 года.

Журнал № 88 заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 16 июля 2013 года, официальный сайт Русской Православной Церкви:

Журнал № 5 заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 5 мая 2015 года, официальный сайт Русской Православной Церкви —

В день памяти святых равноапостольных Мефодия и Кирилла Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Храме Христа Спасителя в Москве, официальный сайт Русской Православной Церкви,

Журнал № 115 заседания Священного Синода от 28 декабря 2018 года —

Вот еще по следам прежних публикаций. Только было довелось похвалить нового епископа: «…этот — похоже, заслуживает уважения. Говорит, что думает, и заботится не о карьере и деньгах, а о вере. Таким и должен быть настоящий священник». (Епископ Сергий выступил против судилища над Pussy Riot и закона об оскорблении чувств верующих).
А он уже, как сообщают, отрекся. Напугали, наверное, и его по партийной церковной линии ярлыком «иностранного агента» (см. ниже). А жаль…
Вот что пишут об этом на Банкфаксе (приводится вместе с комментариями):
Епископ Барнаульский Сергий отрекся от своей оценки «судилища над Pussy Riot»?
04.10.2013 13:05
Публицист, руководитель Ассоциации православных экспертов Кирилл Фролов опубликовал в своем блоге комментарий, который якобы получил во время разговора с епископом Барнаульским Сергием. Священнослужитель в нем отрекается от оценки, которую дал истории с панк-мольбном группы Pussy Riot в интервью газете «Вечерний Барнаул».
Кирилл Фролов, публицист:
Сегодня в Новоспасском монастыре переговорил с епископом Барнаульским и Алтайским Сергием (Иванниковым), который сообщил мне, что ничего не говорил за Толоконникову и ничего на эту тему комментировать не собирается.
Таким образом, очевидно, что мы имеем дело с «крединской уткой», призванной скомпрометировать еп. Сергия. Вероятно, к организации этой провокации причастны как адепты антицерковного, антироссийского сайта «кредо», так и «миссиофобское антипатриаршее подполье», не желающее успеха Патриаршей политике столь необходимого создания новых митрополий и епархий. Замечательный русский церковный историк Владимир Махнач писал, что в России нужно 400 новых епархий, что огромные, неокормляемые размеры русских епархий стали ключевым фактором секуляризации, отхода от веры и, как следствие, национальной катастрофы февраля и октября 1917 года. Очевидно, что в Сибири и в Алтайском крае есть огромная необходимость развития церковной жизни — в республике Горный Алтай (Республика Алтай — прим. ред. «БФ») насаждается неоязычество и связанный с ним сепаратизм, поэтому православная миссия актуальна здесь особенно, впрочем, как и везде. Но процесс появления новых митрополий, епархий и викариатств не остановить, он принял необратимый характер, нравится это кому или нет. Сегодня рукоположен викарный епископ на Алтай. Правящий епископ Сергий (Иванников) ответил тем, кто хотел подставить и его, и Патриаршую епархиальную миссионерскую политику и этим подтвердил, что является достойным архиереем, миссионером, верным послушником Святейшего.
Напомним, публикация, в которой епископ высказался, что не одобряет «судилища над девчонками из панк-группы Pussy Riot» появилась на сайте городской газеты «Вечерний Барнаул», но вскоре она исчезла из ленты. Цитата из интервью была размещена также в блоге известного богослова, диакона Андрея Кураева, она сопровождается его личной оценкой высказывания епископа Сергия.
Андрей Кураев, диакон:
Сегодня в нашей Церкви немало священнослужителей, получивших опыт учебы и служения в Европе. Но не так уж и многие из них, как показывает жизнь, всерьез впитали гуманистические аксиомы современной европейской культуры (под этой аксиомой я имею в виду убеждение в том, что нехорошо кататься по человеку на асфальтоукладчике).
Рад, что владыка Сергий смог совместить глубокую православную веру и искреннее переживание христианской гуманистической этики. Кстати, он гражданин Эстонии, почетный гражданин Нарвы, многие годы служил в Праге.
Из его интервью следует, что вскоре он должен был бы стать митрополитом Алтайским (при условии ее разделения на несколько епархий). Кстати, его ведь специально не спрашивали про пусек. Но, видать, накипело внутри…

КОММЕНТАРИИ
Окормляемый
04.10.2013 13:31
Слился…
А жаль, появилась уже надежда, что пастырь самостоятельный:(
А у фролова обостренение, осеннее видимо.
Егор
04.10.2013 13:35
Полная аналогия папизму. Архиерей Православной церкви, где патриарх только, согласно канонам, «первый среди равных» вдруг демонстрирует, что «В мои лета не должно сметь Свое суждение иметь». Если это действительно так, то ничего принципиально не изменилось в Барнаульской епархии. Да и, конечно, и не могло измениться, так как она -часть больного организма.

ника
04.10.2013 14:03
вот привязались к девчонкам,а само-то что творят вопреки законам божьим.нет преданных богу и послушных служителей.все продается и покупается.
У кого на службе ? Кто больше платит ?!
04.10.2013 14:11
…получивших опыт учебы и служения в Европе…

Альбертыч
04.10.2013 14:57
Ну и ну. Служитель культа оказался настоящим хозяином своего слова. Сначала дал, потом забрал. Взвесил батюшка плюСы и минусы — приход дороже. А не задавались вопросом — КТО ПОЙДЁТ В ВАШУ ЦЕРКОВЬ, КОТОРУЮ ВЫ СО СВОИМ ПАТРИАРХОМ ТАК УСПЕШНО ЗАГАДИЛИ?
Дядюшка Хе
04.10.2013 15:24
Ничего так этот крендель-публисцист ярлыки навешивает: «адепты антицерковного, антироссийского сайта «кредо», так и «миссиофобское антипатриаршее подполье»». Во где паранойя пополам с фашизмом угнездилась как раз. Ну а епископ что — отпинай его ещё по почкам, так он и не от того отречется. Хотя конечно жидковат оказался. Этот абзац «Правящий епископ Сергий (Иванников) ответил тем, кто хотел подставить и его, и Патриаршую епархиальную миссионерскую политику и этим подтвердил, что является достойным архиереем, миссионером, верным послушником Святейшего» меня вообще умилил. Остается, действительно, только молиться, чтобы всю эту шушеру смыло с нашей земли поскорее.
Яровчане
04.10.2013 16:12
Ой, могу, непонятно какой национальности и понятно какой веры ( поклонитель сворованным деньгам) альбертыч ротик свой раскрыл про церковь! Да тебя туда не пускают!
Душитель Шариковых

Епископ Барнаульский и Алтайский Сергий: Громкими процессами не укрепить авторитета Церкви

Встречи с преосвященным Сергием, епископом Барнаульским и Алтайским, корреспондент «Вечёрки» дожидалась долго, со дня его назначения на должность: дел у владыки огромной епархии много.

— Ваше преосвященство, чем отличается Алтай от Каменской епархии, которой вы управляли ранее?

— В современном мире повсюду — одни и те же принципы устроения, взять Западную Европу, Россию или Китай. Их жители отличаются лишь языком и цветом кожи, мысли же и стремления — одинаковы. Но у каждого региона есть только ему присущая специфика, особенно у такого огромного, как Алтай. Бог тем и велик, что не лепит все по стандарту. Алтайский край похож и не похож одновременно на Урал и Зауралье, где я служил. Внешне здесь сразу заметна большая зажиточность сельского населения, я не видел умирающих в полном смысле слова деревень, все на плаву, да и уровень экономических показателей, хотя регион и считается дотационным, выше. Это во многом потому, что люди держатся за свое место на земле. Да, уезжают и с Алтая, но убыль населения здесь не катастрофична, как в других регионах. Это радует мою душу. Я — человек державного склада и хочу, чтобы страна наша не оскудевала главным своим богатством — людьми.

Прости и отпусти

— Сегодня вера всерьез испытывается на прочность конфликтами светских институтов с Церковью, компроматом, наводнившим Интернет. А если завтра среди прихожан храмов останутся лишь бабушки, не читающие газет, не бывающие в Сети?

— Есть определенная категория людей, которым обязательно надо видеть пятна, даже на солнце. Но я оптимист в этом смысле, церковь переживала кое-что и пострашнее в годы репрессий и гонений. Они не только не пошатнули веру в народе, но и очистили ее от людей случайных. И нынешняя накипь тоже схлынет, останется истина и истинно верующие в храмах. Молодым она не вредит, я убедился в этом, общаясь и с верующими, и с неверующими. Другой вопрос — мое личное отношение к раздуваемым скандалам. Не одобряю судилища над девчонками из панк-группы Pussy Riot. Не наказывать их надо было, а простить, отпустить и компенсировать ущерб, нанесенный за время преследования. Громкими процессами не укрепить авторитета ни Церкви, ни людей, от ее лица создавших такой прецедент. Видимо, в прецеденте-то все и дело, кому-то хотелось его создать. Воздержусь от более жестких высказываний. Если бы меня спросили, я бы не стал принимать и закон об оскорблении религиозных чувств верующих, в котором нет никакой необходимости (полное его название — ФЗ «О внесении изменений в статью 148 УК РФ и отдельные законодательные акты РФ в целях противодействия оскорблению религиозных убеждений и чувств граждан». — Прим. авт.). Но раз закон принят — надо его соблюдать.

— Ваше преосвященство, модное нынче слово «модернизация» наверняка коснулось и Церкви. Последуют ли перемены вслед за вашим назначением преосвященным Барнаульским и Алтайским?

— Все, что кажется нам новым, основывается на прежних наработках и опыте поколений. И есть неизменные константы мира, к которым мы ничего не в состоянии ни убавить, ни прибавить. Церковь, богочеловеческий организм, не подлежащий временным воздействиям в угоду модным тенденциям и направлениям. Бог всегда один и тот же, вчера, сегодня и вовеки. Меняются только люди, передающие вечную истину Божью из поколения в поколение. С этой точки зрения Барнаульскую епархию ждут перемены, касающиеся увеличения числа священнослужителей и епископов в соответствии с программой и намеченными планами священноначалия — патриарха, Синода и Поместного собора РПЦ – в ближайшее время. Ради духовной наполняемости жизни народа, от которого Церковь отделить нельзя в отличие от государства.

— Барнаул — город ста наций. Многие его жители давно уже считают себя «гражданами мира». Не страдает ли, по вашему мнению, от этого аутентичность русской, титульной, нации?

— Да, увы, русские быстро, как никто другой в мире, теряют ее. Это плохо, ведь при этом рвутся связи с этносом, предками, родом, носителем которых каждый человек приходит в мир изначально. Это разделение установлено Богом со времен Вавилонского столпотворения, когда появились этносы и нации. Поэтому глобализацию в ее нынешнем виде можно назвать бунтом против Божественного предопределения. Только во Христе могут и должны теряться нации и этнические отличия. Как наставлял апостол Павел, в Нем все — братья и сестры, и «нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос». Люди с набором качеств, направленных на конкуренцию и противостояние, объединяются под видом полезности и нужности, итог такого «объединения» — обострение застарелых конфликтов. Ничего хорошего такая глобализация не несет, я убежден в этом.

— Но ведь сколько угодно вокруг смешанных браков, в них растут дети, усваивающие одновременно ценности культур мусульманской и православной, например.

— Это попущено Богом, вероятно, в смешении кровей больше смысла, нежели в смешении экономических интересов разных стран. Но всех вопросов не решает и семейная глобализация. Знаю много межэтнических семей, в которых изначально заложен конфликт между родными людьми, бабушкой-мусульманкой и внучкой-православной, например, в отношении к жизни, религии, понимании Бога. Но мы люди, и должны договариваться, строить отношения, предотвращать конфликты.

— Как человеку, привыкшему к оперативной и доступной информации из Интернета, читать Библию с ее притчами и иносказаниями? Он ведь не поймет и отложит… Нельзя ли создать адаптированный ее вариант?

— Что значит — «не поймет»? Нам и математика не сразу дается, и азбука, и те же символы электронного общения. В любом учении «без труда не вынешь и рыбку из пруда», тем более, когда познаешь истину Божью. Библию как общемировое культурное достояние читать нужно. Какой бы сложной она ни казалась – необходимо дать себе труд, развернуть себя к ее пониманию, а не загонять ее символы великого и возвышенного мышления в рамки электронных. Органически не приемлю намеренного упрощения высокого. «Библия для детей»? Допускаю как подготовку ребенка к ее восприятию. Важно не остаться на этом уровне в дальнейшем в своих познаниях Бога и библейской истории. Но правильней — сразу читать «взрослую». Сегодня не дошло — завтра дойдет, обязательно…

— …даже когда курс основ православной культуры в школе читает учительница математики на пенсии?

— Не важно, кто и в каком возрасте его читает. Учительница лишь инструмент передачи знаний. Если она делает свое дело добросовестно, то будет читать программный курс не хуже подготовленного верующего преподавателя.

«Война — не боевичок»

— Среди батюшек можно встретить сегодня рокеров, байкеров, поэтов, певцов. Есть ли у вас подобное увлечение?

— Священник может быть и байкером, и рокером, главное — не переборщить с экстравагантностью, не нарушить требований образа и чина, которому он должен соответствовать. Как может быть байкером водитель автобуса, скажем, но он обязан следовать заданному маршруту и одеваться по принятому дресс-коду. По чину ведет себя военный или полицейский, будь он хоть трижды байкер. Почему иным батюшкам желательно показаться иначе, не по-поповски? А у меня увлечение одно, и связано оно с Церковью. Люблю все церковное созидать, чтобы печать веры православной была на всем. Я не байкер, не писатель и не поэт, причем принципиально. И без меня так много всего написано, что уже и слово письменное обесценилось. Есть вред в таком «писательстве». По православному пониманию, желание жить напоказ — это гордыня. Гордым Бог противится, смиренным благодать дает.

— Какие фильмы вы смотрите, какие книги читаете?

Люблю правдивое кино про нашу военную историю, созданное людьми, очевидцами событий войны. Сейчас режиссеры ее искажают, снимая «войнушку» как вестерн, боевичок. Это безжалостно по отношению к нашим дедам и отцам. Михалков — и тот повелся, я его «Цитадель» смотреть не стал. Читаю же с удовольствием творения великих мыслителей, святых отцов, исторические романы — «Пётр I» Толстого, «Севастопольская страда» Мценского, «Тихий Дон» Шолохова, «Горькая линия» Шухова, «Тарас Бульба» Гоголя, Лескова, хорошо передающего переживания людей, ищущих Бога и Церковь.

— Что пожелаете барнаульцам в канун Дня города?

— Чтобы каждый понял и осуществил свое высокое достоинство и предназначение. Мы сотворены по образу и подобию Божию, Господь заповедовал: «Обратитесь в детей, их Царствие Божие». Ставьте себя на детское место, растите в себе восприимчивость к добру, спешите творить добрые дела в короткий отпущенный нам земной срок, заглушайте в себе низменные страсти, злобу и недоверие друг к другу. Как священник Божий, я хотел бы, чтобы люди не искали себе кумиров на земле, а доверили себя единому истинному Богу.

СПРАВКА «ВБ»

Епископ Барнаульский и Алтайский Сергий (Иванников) родился 29 августа 1957 г. в с. Троицком Орловской области. Кандидат богословия по кафедре гомилетики Московской духовной семинарии. 5 января 2004 г. митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом (ныне Патриархом Московским и всея Руси) пострижен в монашество. Служил в РПЦ в Эстонии, в отделе внешних церковных связей Московского патриархата, в Русской духовной миссии в Иерусалиме, настоятелем храма в Праге, епископом Каменским и Алапаевским. Почетный гражданин г. Нарвы.

Тамара Попова

Фото автора и Андрея Чурилова.