Молитва для спортсменов

На старт! Внимание! С Богом!

Отец Николай – олимпиец со стажем. Афины, Турин, Пекин, Ванкувер… А началось всё в далеком 1980-м, когда Олимпиаду принимала Москва. Не у каждого спортсмена такой «послужной список». О священническом служении на Олимпийских играх, окормлении спортсменов, духовной помощи им – беседа с духовником Олимпийской сборной команды России, настоятелем храма святителя Николая в Толчачах протоиереем Николаем Соколовым.

Протоиерей Николай Соколов с членами олимпийской сборной. Сочи. 7 февраля 2014 г.

– Отец Николай, расскажите, пожалуйста, как сложилось, что вы стали духовником Олимпийской сборной? Может быть, вы сами занимались каким-то видом спорта?

– Я занимался спортом, но любительским. Гребля, плавание, стрельба, лыжи. Такой своего рода триатлон. Но без разряда. Как вся молодежь тогда занималась – «для себя». В армии – на лыжах бегали, стреляли.

А духовником Олимпийской сборной я стал благодаря благословению священноначалия – Святейшего Патриарха, который благословил меня участвовать в подготовке первых у нас Олимпийских игр – в Москве. Еще в 1980 году, когда я был у него референтом, я принимал участие в подготовке Игр в чисто техническом плане: организовывал молельную комнату, покупал оборудование и т.д. Потом, начиная с Афин, на мне лежала ответственность уже духовника Олимпийской сборной. И всё духовное окормление нашей команды, со всеми религиозными запросами спортсменов, выполнялось мною на протяжении последующих игр: Афины, Турин, Ванкувер, Пекин…

– Даже не верится, что в восьмидесятых, во время Московской Олимпиады, у нашей сборной был духовник! Это кажется немыслимым.

– Нет-нет, в то время духовником я, конечно, не был. Я был представителем Патриархии и организовывал молельную комнату в Олимпийской деревне. Потому что Олимпийская хартия предусматривает наличие молитвенного помещения для исполнения молитвенных обрядов всех конфессий. А иначе бы Олимпийские игры у нас не состоялись. Советское правительство, несмотря на свои атеистические убеждения и уверения, что у нас все спортсмены атеисты, для заграничных спортсменов должно было сделать исключение, и поэтому организовали этот конфессиональный центр, где было помещение для христиан, для мусульман, для иудеев и т.д.

Перед молебном в храме Нерукотворного Образа Спасителя в Сочи 5 февраля 2014 г.

– Кто из наших спортсменов приходил туда молиться в период Олимпиады-80?

– Думаю, во время тех игр из советских спортсменов никто не приходил. Как они могли прийти, если они были направлены по путевке комсомола и партии, а там вообще графа «религиозные убеждения» отсутствует? Хотя всё может быть… Возможно, и приходили, я не знаю. Никто же не следил, никто это не контролировал, и никто не может подтвердить. Наших священников там не было. Слава Богу, в Москве на тот момент было открыто 48 храмов – кто хотел, мог туда прийти; там батюшки, конечно, были. Священники, Патриарх, члены Синода приходили на открытие и закрытие Олимпиады, на какие-то торжественные мероприятия, но дежурства и духовного окормления наших советских спортсменов во время тех игр не было. А сейчас, когда мы, уже во второй раз, принимаем Олимпиаду – принимаем как страна свободная и многоконфессиональная, мы смотрим на эти игры как на один из удачных проектов, который может поднять престиж нашей страны, нашего народа и нашего спорта, поэтому мы должны обеспечить всем религиозным конфессиям в равных условиях возможность помолиться на Олимпиаде. Для этого в Сочи в Олимпийской деревне устроены три религиозных центра, в которых присутствуют четыре направления: христианство со всеми христианскими конфессиями, буддизм, иудаизм и ислам. И каждый имеет свою комнату, своего представителя, не одного даже, которые будут в течение Олимпийских и Параолимпийских игр сопровождать спортсменов.

Каждый спортсмен молится своему святому, в честь которого он назван. А еще часто молятся апостолу Павлу.

– Есть ли у спортсменов особенные небесные покровители?

– Во-первых, каждый спортсмен молится своему святому, в честь которого он назван. Если Александр, то Александру Невскому например, Даниил – князю Даниилу. Девушки: Ольга – равноапостольной княгине Ольге, Наталия – мученикам Адриану и Наталии… А еще часто молятся апостолу Павлу, потому что он упоминает в своих сочинениях «ристалище». То есть Олимпийские игры. Тогда их так называли – «ристалища». Он писал, что знает об этих играх, знает, что люди соревнуются, и приводил их как пример для подражания в духовной борьбе: как стараются побеждать там, так нужно стараться и в духовной борьбе побеждать. Поэтому апостол Павел тоже поминается. Еще служат молебны о всяком добром деле, обращаясь к Господу Иисусу Христу.

Протоиерей Николай Соколов

– Батюшка, вы сказали, что служат молебны, значит, уже сложились какие-то традиции?

– Да, перед началом Олимпийских игр обязательно служат молебен. И в этот раз его будет возглавлять патриарх Кирилл, и служить его будут не в Москве, как раньше, а в Сочи. Туда съезжаются все команды, и перед началом игр там будет присутствовать на торжественных мероприятиях Святейший Патриарх, он и будет возглавлять этот торжественный молебен, служа для всех православных команд. Имеются в виду и Россия, и Белоруссия, и Украина. Для всех, где есть православные спортсмены.

– Во времена апостола Павла приветствовались занятия спортом, поэтому апостол и приводил их в пример как образец усердия, долготерпения, самопожертвования, но ведь изначально игры были посвящены самому «влиятельному» из пантеона олимпийских богов – Зевсу. Это же были языческие игры…

– Современные Олимпийские игры к этому культу никакого отношения не имеют. Просто осталась какая-то атрибутика с античных времен – зажигание огня, например. Но никакого поклонения религиозного тут уже нет. И, конечно, никакой веры в богов – Зевса или каких-то других покровителей тех или иных видов спорта – уже нет. Игры сейчас воспринимаются как действо, которое пришло к нам из глубины веков и на период действия которого по условиям тех лет заканчивались все войны. Вы знаете, что это было одним из условий Олимпийских игр в древности? Вот если бы сейчас так было, чтобы, когда люди собираются на эти игры, по всему земному шару воцарялся мир! Хотя бы на это время. Было бы уже хорошо. Несколько дней без войны. Радость!

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обращается к спортсменам после молебна в храме Нерукотворного Образа Спасителя в Сочи. 5 февраля 2014 г.

– Но сейчас это условие не соблюдается, к сожалению.

– К сожалению. Но мы будем стараться. Вот поэтому мы и прилагаем все силы к тому, чтобы во время Олимпийских игр был сохранен мир, спокойствие, порядок, благополучие, радость и сопутствовали успехи.

– А в чем еще заключается ваше служение, послушание как духовника Олимпийской сборной?

– Во-первых, это налаживание духовной жизни в Олимпийской деревне. Мы извещаем спортсменов через объявления, в личных встречах, о том, что они имеют возможность, кто желает, помолиться на богослужении, которое совершается в определенное время для них в олимпийских часовнях. Они могут прийти туда, могут побеседовать со священником, заказать молебен, участвовать в других богослужениях, вплоть до панихид и отпеваний. Такие случаи тоже бывали.

– Неужели?

– Да, если гибнут спортсмены или журналисты. Иногда участники по разным причинам погибали – и от сердечных приступов, и от несчастных случаев. А в Пекине Олимпиада вообще началась со всеобщей панихиды. Помните, какой был день? Страшное дело. Начало войны в Абхазии. Как специально было сделано. Вот мы говорим: Олимпиада – мир, а тут – наоборот. И первое действие, которое совершали священники, и лично я тоже, – панихида для всего Олимпийского комитета и для всех наших представителей, включая Президента. Вот такая была ситуация.

Протоиерей Николай Соколов с членами олимпийской сборной, собирающейся отправляться в Ванкувер

– Отец Николай, вы рассказали о том, что касается служения во время соревнований, во время проведения Олимпийских игр. Интервал между Олимпиадами – четыре года. Каким образом строится ваша работа со спортсменами в это время?

– К сожалению, у нас есть только отдельные связи, только с малым количеством спортсменов, потому что все они в основном разъезжаются по своим регионам. Очень мало остается людей в Москве. Они тренируются на базах и в разных уголках мира – кто в Южной Америке, кто в Австралии, кто в Европе, кто-то у нас в Сибири. Поэтому мы можем встретить их как нашу команду Олимпийскую только тогда, когда они все съезжаются перед началом соревнований.

– Может быть, с кем-то из спортсменов у вас успели за это время сложиться прочные отношения? Стал кто-нибудь прихожанином вашего храма?

– Некоторые крестились. Некоторые крестили своих родственников. Разные были люди. Я не могу называть фамилии. Может быть, они не хотят, чтобы о них говорили, – их надо спрашивать. Я могу назвать тех, кто в России сейчас не живет. Например, известные мои духовные чада – это Катя Гордеева и Сережа Гриньков, олимпийские чемпионы, с которыми я познакомился, когда был уже священником. Они ко мне приходили, и мы с ними много проводили времени, потом я даже хоронил Сережу, который трагически погиб. А Катя – моя прихожанка, хотя она сейчас живет в Америке.

Есть и другие спортсмены, тоже приходят. Но мало: почти все, как я сказал, живут в своих регионах – у них там есть свои духовники.

Приезжаем, а полицейские: «Нет-нет!» Но мы ведь едем не для себя, а ради нашей сборной. Тогда мы в сторонку чуть отъехали, думаем, что делать…

– А можно, не называя фамилий, рассказать интересные истории, которые происходили за время вашего такого необычного послушания?

– Пожалуйста, можно, есть такие истории. Вот, к примеру, Олимпиада в Турине. Тогда нужно было срочно перед началом соревнований освятить базу Сестриер в горах на границе Швейцарии и Франции, где проходили соревнования. Это от Турина километров 150, наверное, в горы. Нас попросили туда приехать и освятить весь лыжный инвентарь: палки, лыжи, форму – абсолютно всё, что есть у нашей лыжной команды. Мы туда отправились, и, представьте себе, забыли взять с собой аккредитацию – то есть нет у нас пропуска. А без пропуска кто же нас пустит туда? Конечно, приезжаем, а полицейские: «Нет-нет!» Мы поняли, что не пропустят они нас, а развернуться и уехать ну никак не можем: мы ведь едем не для себя, а ради нашей сборной. Тогда мы в сторонку чуть отъехали, думаем, что делать. А у меня с собой была иконочка, и я говорю: «Давайте полицейскому иконочку дадим». Вынул иконку, опять подъезжаем к пункту, и вдруг в этот самый момент полиция отворачивается и смотрит совершенно в другую сторону. И мне водитель говорит: «Слушайте, а ведь нас никто не останавливает. И посмотрите, куда он глядит: там ведь вообще ничего нет». А я всё это время держу икону в руках, чтобы дать полицейскому: вдруг пропустит. И мы ка-ак рванули! – через пять минут были на базе. Освятили мы всю амуницию, и получили наши спортсмены «бронзу». Конечно, были очень благодарны. Так что разные бывали ситуации.

Расселись спортсмены на массажные коврики, а я на столике для массажа разложил Евангелие, поставил святую воду…

– Расскажите, пожалуйста, еще, ведь эти примеры очень укрепляют людей.

– Как-то во время Олимпиады в Ванкувере нас попросили сделать общее собрание для всех команд, которые принимали участие в соревнованиях. Было там такое местечко Уинстер, в горах, куда они приезжали. Отправились мы туда. А сборная-то наша большая! Где встречу проводить? В итоге пришли все целыми командами в зал, где массаж делали. Расселись спортсмены на массажные коврики, а я на столике для массажа разложил Евангелие, поставил святую воду, и тут почти все стали просить, чтобы я освятил им крестики, иконочки. И вот подходят, кладут иконки на стол, и каждый свою историю рассказывает: «этой иконочкой благословила меня бабушка», «это мне дал отец, он тоже спортсмен был»… То есть вот она, духовная жизнь – она продолжается и во время занятий спортом, человек не сам по себе, а с Богом проходит через эти испытания. И особенно хотел бы подчеркнуть, что мы помогаем тем, кто по разным причинам неудачно выступил. У человека ведь начинается трагедия: ломается человек, бывает, что просто до истерик доходит. Где найти утешение? В таком состоянии приходят в храм, и мы находим слова утешения, мира. Объясняем, что уже само участие в таких играх свидетельствует о том, что ты достиг своим упорным трудом очень высокого уровня.

На молебне перед Ванкуверской Олимпиадой. Храм Христа Спасителя, Москва. 28 января 2010 г.

Мы помогаем тем, кто по разным причинам неудачно выступил. У человека ведь начинается трагедия: ломается человек, бывает, что просто до истерик доходит.

– Батюшка, а разве это может утешить? Ведь каждый из этих людей рвется к победе. Ведь именно ради этого он всю свою жизнь подчиняет такому жесткому распорядку. Это ежедневный бой, это постоянное преодоление себя. И вот в итоге…

– Спорт есть спорт. И каждый побеждает в ту меру, в какую он может победить. И если ты даже неудачно выступил, а мог лучше, значит, это был какой-то урок – наказание или вразумление. И никогда не нужно отчаиваться и расстраиваться. Только было бы здоровье. Поэтому говорю: «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за всё благодарите!». Это слова апостола Павла.

– Отец Николай, как вы считаете: такой ежедневный, каторжный, можно сказать, труд и то, что человек всю жизнь свою кладет на алтарь спорта…

– Да, вся жизнь ради одного прыжка…

– …так вот, имеет ли всё это смысл?

– Знаете, смысл есть в том, чтобы показать, напомнить, что человек наделен громадным потенциалом энергии! И физической, и духовной энергии. Которую мы по своей греховности и по своему неразумию за эти тысячелетия растеряли. И вот, все-таки показываем, что в каждом из нас существует эта искра, которая может открыть ту высоту, на какую человек подниматься способен. Он может летать как птица на лыжах, он может преодолевать расстояния, которые другим не под силу, он может поднимать вес, который другим просто невероятно поднять, а он эти полтонны поднимает спокойно. Понимаете, спортсмены показывают, что неисчерпаемы возможности человека, что человек – образ и подобие Божие. И я считаю, что человек до греха мог всё это в реальности. А сегодня это только отдельные малые точечки, как звездочки. Но всё это нужно. И если человек правильно настроит себя, то это не мешает его духовной жизни и не отворачивает от Бога. Главное – чтобы не было гордыни.

Святейший Патриарх Кирилл со спортсменами Олимпийских сборных России, Украины, Белоруссии и Молдавии после молебна в храме Нерукотворного Образа Спасителя в Сочи. 5 февраля 2014 г.

– Да, вы затронули очень важный момент. Тренер чаще всего как настраивает? «Покажи им, что ты лучший!» Но ведь этот лозунг призван разжигать тщеславие в человеке. А еще есть такое выражение красноречивое: «спортивная злость». Получается, мы всё время апеллируем к греховным чувствам.

– Безусловно.

– Как с этим быть?

– Как? Каяться. Для того и существует священник – духовник или духовный руководитель, чтобы правильно настроить человека – так, чтобы он и при победах, и при поражениях видел, что это есть воля Божия, благая и совершенная.

– А соперничество? Как с этим обходиться человеку?

– Никак. Оно везде у нас есть. И везде есть возможность порадоваться за другого, если ты правильно настроен. Если ты в команде – то команда побеждает; если не ты – то рядом победил твой товарищ по команде. И у тебя есть возможность еще лучше выступить. Я считаю, что здоровый дух соперничества – не злой, здоровый дух – он помогает. Только при условии, чтобы не было злости, чтобы не было отторжения от другого человека и презрения, и тогда соперничество – нормально.

Протоиерей Николай Соколов с членами олимпийской сборной. Сочи. 7 февраля 2014 г.

– А непосредственно перед тем, как спортсмен приступит к соревнованиям, как вы его напутствуете?

– Чаще все-таки напутствует тренер. За всю историю «моих» Олимпиад, за все эти пять или шесть игр спортсмены ко мне всего два раза подходили: «Батюшка, благословите, сейчас будет ответственное выступление». Я благословлял, крестик давал целовать, и всё. По-моему, это были фигуристы – танцоры на льду. А в основном тренер дает наставления.

– Вы высказали очень интересную мысль, что невероятные физические возможности, которые сейчас демонстрируют спортсмены, изначально – до грехопадения – были присущи человеку…

– Это мое предположение…

– Но дело в том, что современные Олимпийские игры – это уже давно демонстрация не просто физических способностей человека, а его способностей, помноженных на употребление каких-то химических вспомогательных препаратов. Это не всегда даже допинг… Как это расценивать?

Протоиерей Николай Соколов – Как дань определенному уровню жизни человека на земле. Потому что все эти препараты, если они не запрещенные, не какой-то допинг, призваны укреплять человека во время тяжелых нагрузок. Если почитаете книгу «О вкусной и здоровой пище», там всё об этом написано. Спортсмену для поддержания себя в определенной форме надо жестко ограничиваться в еде, но вместе с тем, чтобы не терять свою квалификацию и так далее, он должен принимать определенные витамины, лекарства – вот и всё. Это все делают, если это не запрещено какими-то определенными правилами. Если это допущенные препараты, то их прием – это нормально. Если неразрешенные – дисквалификация.

– Но ведь иногда эти препараты могут оказывать влияние на гормональный фон, например…

– Я не врач и компетентно рассуждать на эту тему не могу. Да, слышал, что меняется гормональный фон. Всё бывает, появляются признаки нехарактерные, но, с моей точки зрения, это издержки, извините, спорта. Ведь когда люди перестают интенсивно заниматься, тогда они или полнеют, или худеют – вообще бывают всякие изменения.

– Батюшка, а как вы относитесь к тому, что спортсмен перед соревнованиями должен иногда свой пол идентифицировать, чтобы быть допущенным к участию?

– Дело в том, что наше время такое. Сейчас очень много вещей, которые раньше не были известны. Теперь люди делают себе операции – пластические, еще какие-то, а потом это вдруг открывается… Поэтому, я считаю, проверяться, сдавать тесты – это допустимо.

– Чем спортсмены отличаются от обычных прихожан?

– В церковной жизни? Да ничем! Может, только большим усердием и настойчивостью.

– То есть они сильнее духом, чем большинство обычных людей?

– Да, в основном.

– А участники Параолимпийских игр?

– Параолимпийские игры – невероятное мероприятие, которое призвано показать всё величие человеческого духа. Когда люди, которые и в обычной-то жизни сталкиваются с трудностями, о коих мы даже понятия не имеем, демонстрируют нам, здоровым, на что способен человек… Это люди колоссального физического и творческого потенциала!

– Отец Николай, большое спасибо, что смогли уделить нам внимание и нашли для беседы время буквально перед отъездом в Сочи. Что бы вы хотели пожелать нашим спортсменам сейчас, в преддверии Олимпийских игр?

– Спокойствия, терпения, помощи Божией.

Протоиерей Николай Соколов с членами олимпийской сборной. Сочи. 7 февраля 2014 г.

4 сильных молитвы для победы в соревнованиях

Достижения в разных сферах жизни, в т.ч. и в спорте — это не только наши заслуги, но и воля Господа. Поэтому есть молитвы, которые помогут выиграть соревнования и конкурсы, а также торжествовать над злыми помыслами других людей. Такие молитвы возносят как самому Всевышнему, так и святым — Николаю Угоднику, Георгию Победоносцу, Архангелу Михаилу.

Правила подготовки к молитве

Любая молитва, не только на победу в соревнованиях или в конкурсе, предполагает определенные действия для подготовки к ней.

Лучше всего будет возносить священный текст в монастыре, церкви или ином намоленном месте. Но такая возможность не всегда представляется, поэтому можно обратиться ко Всевышнему и Святым Угодникам в красном углу, где стоят иконы, либо просто в тихой чисто прибранной комнате.

Независимо от того, где будет происходить внутренний диалог с Божественными силами, молящийся должен обуздать свой гнев, злобу, зависть, уныние и др. негативные эмоции. В идеале, нужно исповедоваться и причаститься перед совершением молитвы на победу, это поможет человеку очистить свое сердце и помыслы. Если исповедоваться священнику нет возможности, нужно вспомнить и внутренне раскаяться в совершенных грехах. Думают о своей греховности до начала молитвы, иначе не будет возможности во время молебна сосредоточиться.

Можно зажечь церковную свечу, и пока она горит — читать молитву.

Молиться нужно и утром, и вечером, перед отходом ко сну. Молятся постоянно, но это не должно быть каждодневным рутинным ритуалом. Этот процесс всегда должен быть наполнен смыслом.

Но, даже не зная слов молитвы, можно обратиться к Всевышнему и Святым Угодникам своими словами. Главное — вера, раскаяние в своих деяниях и чистота помыслов.

Прошение за сына к Георгию Победоносцу

Победа в любом виде спорта — это не только ежедневные упорные тренировки, но и воля случая. Поэтому почти все спортсмены — либо верующие, либо суеверные люди. И даже если человек не является воцерковленным, внутренний диалог со Всевышним и его Угодниками помогает успокоиться и собраться с силами.

В завоевании первого места может помочь обращение мольбы к Святому Георгию Победоносцу. Ранее матери молились этому Великомученику о том, чтобы их сыновья победили врагов и благополучно вернулись с войны домой. В современном мире часто молитву на победу в спортивных соревнованиях за сына возносит его мать.

О жизни Великомученика Святого Георгия Победоносца есть несколько сказаний. Единой версии его жития не существует. Согласно греческим сказаниям, Богоугодник был уроженцем Каппадокии. Юный Георгий поступил на военную службу к императору Диоклетиану, где благодаря своим выдающимся способностям быстро стал трибуном в римском легионе (т.е. командовал отрядом в 1000 воинов).

В правление Диоклетиана начинаются гонения на сторонников христианской веры. Святой Георгий принимает крещение и объявляет об этом императору. По распоряжению обозленного Диоклетиана великомученика подвергли разнообразным пыткам: тыкали копьями, колесовали, бросали в яму с негашеной известью, избивали воловьими жилами, ломали кости. И после этого богоугодник всегда исцелялся благодаря своей глубокой вере в Господа. Стойкость Георгия и его чудесные исцеления многих обратили в христианскую веру, в т.ч. царицу Александру Римскую. Смерть Победоносец принял после явления ему во сне Спасителя. Казнен великомученик был в храме Аполлона, вместе с ним мученическую смерть через отсечение головы приняла и царица Александра Римская.

В латинской традиции Святой Георгий подвергался гонениям со стороны императора Дациана, а апокрифических текстах — Дадиана.

Во всех преданиях упоминается необычайное мужество, стойкость и физическая мощь Георгия Победоносца. Все эти качества должны быть присущи и настоящим спортсменам, поэтому святого считают покровителем любителей спорта.

Молитва на победу в спорте, возносимая Георгию Победоносцу:

Прошение для победы дочери и ее успеха

Специфической молитвы на победу дочери на соревнованиях не существует. Это связано с тем, что в православной традиции женщины — не воины, а хранительницы домашнего очага.

Поэтому для них существуют молитвы:

  • о даровании смирения;
  • о счастливом вступлении в брак;
  • о зачатии;
  • о благополучном разрешении дочери от бремени;
  • о семейном благополучии;
  • об устранении раздоров между супругами;
  • о вразумлении заблудшей дочери;
  • об очищении;
  • о верном и заботливом муже для дочурки;
  • о защите ребенка и его потомков.

И, все же, для благополучной сдачи дочерью экзаменов, победы на конкурсах и удачи во всех начинаниях нужно возносить молитву Всевышнему:

Обращение к святому Николаю Чудотворцу

Николай Мирликийский (Угодник, Чудотворец) родился в Ликии в семье состоятельных граждан. С самого раннего детства изучал Священное Писание и отличался большой набожностью. Благодаря дяде, епископу Николаю Патарскому, стал чтецом, а потом и священнослужителем. После смерти отца и матери раздал нажитое ими состояние нуждающимся.

Святой Николай совершил много благодеяний при жизни. Он помог бедному человеку, который не мог выдать замуж трех дочерей из-за отсутствия приданого. Каждой из них он подарил по мешку золота, но так, чтобы не было известно имя благодетеля. Лишь когда Богоугодник принес 3-й мешок, его заметил отец девушек и стал горячо благодарить.

Николай Чудотворец заступался за невинно осужденных, его молитвы останавливали бури и исцеляли травмы.

Он является покровителем детей, поэтому матери молятся о победах в спорте дочери или сына этому святому. Но особенно Праведник оберегает сирот. Чудотворцу при молебне на победу произносят следующие слова:

Молитва к Архангелу Михаилу о победе над недоброжелателями

Архангел Михаил почитаем не только христианами, но также иудеями и мусульманами. Носит титул «Архистратиг» — глава воинства Господнего, состоящего из ангелов небесных, старший посланник Всевышнего, хранитель иудейского народа, защитник Израиля.

Архангел Михаил изображается на иконах попирающим Дьявола, в основном предстающего в образе дракона или змея. Согласно христианским верованиям, посланник Божий — борец со злом во всех его проявлениях. Поэтому к нему обращают каждодневные молитвы о даровании защиты и победе над недоброжелателями. Необязательно, что это будут крупные достижения. Это может быть небольшое торжество над завистниками, желающими зла.

Дарована такая благодать и защита со стороны Архистратига Михаила будет только тому, кто сам не несет в себе зла и чист сердцем и помыслами. Желаемая победа не должна причинить неприятностей кому бы то ни было.

Молитва на победу сына, обращенная к Архангелу Михаилу:

Молитва — это обращение к Богу, но одно лишь ее прочтение успех в делах не гарантирует. Слова произносят с чувством глубокой веры в помощь Всевышнего. Но нужно неустанно напоминать дочери о терпении, смирении, упорстве в достижении цели и праведном труде на пути к победе. Без этого невозможен успех в любом деле. Еще одним слагаемым является уверенность в собственных силах и вера в победу.

Георгий Победоносец покровительствует российским спортсменам

В Греции, которая, по Конституции, является православным государством, 13 августа стартовали очередные летние Олимпийские игры. Русская Православная Церковь проявила активное участие в поддержке российской сборной. Наш корреспондент встретился с заместителем председателя Отдела внешних церковных связей епископом Егорьевским Марком (Головковым). Он рассказал о том, как Церковь провожала российских олимпийцев в Афины.
— Ваше Высокопреосвященство, расскажите об отношении РПЦ к Олимпийским играм, как известно, имеющим языческое происхождение. Есть ли у этого светского мероприятия христианский аспект?
— Святейший Патриарх Алексий направил специальное послание президенту Олимпийского комитета России Леониду Тягачеву, призвал благословение на труды Олимпийского комитета, пожелал ему сил, мужества, терпения, новых побед и преуспеяния в дальнейших трудах во благо России. Он также благословил совершить торжественный молебен, посвященный отъезду российских спортсменов в Афины. Молебен состоялся 5 августа на Поклонной горе в храме святого великомученика Георгия Победоносца.
Если говорить об Олимпийских играх, которые проводились еще во времена античной Греции, то действительно эта древняя традиция имеет языческое происхождение. Вспомним, что сама гора Олимп, по греческой мифологии, — это место, где живут бессмертные боги. Отмечу, что Русская Православная Церковь не придает этим Играм какого-то особого значения или смысла, который видят в них светские люди.
Если же говорить о языческой символике, то я думаю, что большая часть людей, принимающих участие в Олимпиаде, давно уже забыла о ее происхождении. Как правило, когда говорят об Олимпийском движении, все-таки имеют в виду идеи мира, добра, любви. Всегда во время проведения Олимпийских игр люди прекращали воевать, забывали обиды и споры. То, что соперничество идет не на поле брани, а на спортивной арене, мы можем только приветствовать. В данном случае имеет место избирательный подход в отношении Русской Православной Церкви к Олимпийским играм. И здесь нет противоречия идеям христианства.
— Какое место должен занимать спорт в жизни верующего человека?
— С одной стороны, я бы сказал, что спорт очень нужен. Точнее, не спорт, а физкультура. Успехов в области управления страной, в области бизнеса, как правило, добиваются люди с сильным характером.
Почти все они в свое время занимались тем или иным видом спорта. В занятиях спортом они приобрели характер и волю к победе. Из спорта люди выносят для себя целеустремленность, умение достигать намеченной цели.
С другой стороны, известны и минусы спорта. Это прежде всего коммерциализация. Кстати, об этом говорил президент России Владимир Путин. Коммерциализация связана с тем, что вокруг спорта и выдающихся спортсменов крутятся большие деньги. Поэтому некоторым «воротилам бизнеса» выгодно, чтобы определенные спортсмены побеждали, получали золотые медали, несмотря на их реальные спортивные достижения.
Разумеется, если говорить о минусах спорта, нельзя оставлять в стороне и проблему употребления спортсменами разного рода допингов, проблему нещадной эксплуатации человеческих возможностей. Это калечит тело, человек таким образом уродует себя ради каких-то тщеславных мотивов. Если абстрагироваться от спорта, то Церковь всегда убеждала, что стремиться быть первым нужно тогда, когда это связано с делами добродетели, милосердия.
К сожалению, в спорте иногда желание быть первым происходит от чрезмерного тщеславия. Кроме того, спорт во многом является миром страстей. Достаточно посмотреть на болельщиков.
— Как Церковь провожала нашу сборную в Грецию?
— По благословению Святейшего Патриарха Алексия на Поклонной горе в храме святого Георгия Победоносца, где собрались официальные представители нашей олимпийской сборной, был совершен специальный молебен о победе на соревнованиях. Ведь спортсмены, отправившиеся в Афины в составе сборной, представляют не себя или какой-нибудь клуб. Они поехали туда в спортивной одежде, на которой символика России.
А это значит, что они выступают от имени нашей страны, нашего народа, нашей духовной традиции.
Поклонная гора — это священное для нас место. Это память о людях, которые ценой своей жизни принесли победу нашей стране, способствовали тому, чтобы Россия была самостоятельным, великим государством. Церковь благословила олимпийцев и молилась не только об их победе, но и о том, чтобы для них была дорога честь России, как для воинов, которые сражались во время Второй мировой войны. В этом акте присутствовал особый символизм. Имело место сравнение спортивного дела с ратным подвигом.
Это должно духовно ободрить наших олимпийцев. Тем более когда сам святой Георгий Победоносец стал духовным покровителем нашей национальной сборной. Я думаю, православные, а их в России около 80% населения, будут болеть за наших спортсменов и обращаться к Богу, прося Его о победе для российской команды.
Спорт — это тяжелый труд. И если спортсмены выступают под знаменами сборной России, то они должны показать всему миру, что русские умеют трудиться не хуже, чем люди из других стран. А может быть, даже и лучше. Церковь духовно, молитвенно поддерживает их в этом деле. Достижение хороших спортивных результатов — это прежде всего акт воли, а не просто следствие физической крепости.
— Насколько тесно Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата (ОВЦС МП) сотрудничает с Российским комитетом по физкультуре и спорту, с Олимпийским комитетом?
— У нас в ОВЦС нет специального отдела, который ведал бы делами спорта. Но мы всегда готовы сотрудничать и налаживать контакты со спортивным миром. Мы просто не делаем каких-то особых акцентов на этом. У Церкви нет специального интереса к спорту. Спортсмены должны сами приходить в Церковь для того, чтобы получать благословение.
— Оказывается ли нашей олимпийской команде духовная поддержка?
— Да, в Греции нашу сборную сопровождает духовник, специально назначенный священноначалием. Это настоятель московского храма святителя Николая при Третьяковской галерее отец Николай Соколов. Он будет молиться за нашу сборную. К нему могут обращаться для утешения и ободрения и наши спортсмены, и болельщики из России. Он поможет им создать нужный для победы духовный настрой.
— Расскажите, какой вид спорта вам больше всего нравится.
— В молодости я часто с удовольствием совершал утренние пробежки по парку или лесу, любил кататься на лыжах. Очень люблю плавание. Сейчас из всех видов спорта я предпочитаю быструю ходьбу. К сожалению, священнослужители ведут малоподвижный образ жизни. Все время приходится либо стоять на богослужениях, либо сидеть в кабинете. Поэтому я стараюсь чаще ходить, а летом, если выдается такая возможность, — плаваю.
Так получилось, что меня пригласили благословить российскую сборную по художественной гимнастике. Художественная гимнастика — один из видов спорта, связанных с эстетической стороной, с понятием красоты. Ведь не случайно Достоевский говорил, что красота спасет мир. Красота — это отпечаток божественного мира. Те виды спорта, которые на себе несут этот отпечаток, способствуют тому, чтобы люди воодушевлялись, проникались любовью к красоте.
Я считаю, что спорт важен для человека именно потому, что благодаря ему человек преодолевает себя, свою леность и инертность. Он учит побеждать и достигать цели как в спорте, так и в жизни.
Беседовал Александр Петров

Христианская традиция определять покровителей представителям разных профессий и видов деятельности уходит корнями в древнюю историю и существует во многих Церквах, признающих святость и небесное заступничество.
Олимпийцы сборной России православного вероисповедания считают своим покровителем святого Георгия Победоносца и перед отъездом на прежние Олимпиады собирались на богослужение в храме святого Георгия на Поклонной горе в Москве.
Георгий Храбрый, военачальник из Палестины, покровитель многих русских князей, был помещен на гербе Москвы и поэтому особенно близок жителям столицы. Изображение святого на коне, пронзающего копьем змея, — не только воспоминание о посмертном чуде, совершенном св. Георгием, но и символ главного в жизни христианина чуда — победы над страстями и неверием. Этот образ будет побуждать обращаться в молитве к святому Георгию и воина-новобранца, и того, кто трудится на благо российской государственности, и вообще всякого христианина, осознающего свою жизнь как борьбу со злом в себе и вокруг себя. Образ «Св. Георгий Победоносец».
До недавнего времени спорт в нашей стране был вне Церкви. Советское безбожное государство не поощряло религию. Однако в настоящее время все больше спортсменов приходит к Вере, и сейчас уже встают вопросы о том, какого святого избирать покровителем того или иного вида спорта, который, разумеется, не противоречит заповедям Божиим.
В нашей стране очень хорошо развиты различные виды борьбы. Это в первую очередь старейший вид – греко-римская борьба, которая истоками уходит в древний Рим и Грецию, а так же более современные виды: спортивное и боевое самбо, вольная борьба, дзюдо, рукопашный бой.
Борьба – благородный вид спорта, который готовит мужчину к исполнению главного его долга – защите Веры и Отечества. Церковь благословляет мальчиков заниматься этим видом спорта.
Сегодня Православная Церковь чтит память святого мученика Нестора. Он служил в дружине святого великомученика Димитрия, воеводы Солунского. В те времена, как впрочем и сейчас, воины непременно должны были владеть приемами какого-либо единоборства. Святой Нестор занимался борьбой. Житие не уточняет, каким видом борьбы он занимался, однако, памятуя о том, что в Греции была развита борьба, которая сейчас называется греко-римской, можно с большой долей вероятности предположить, что он упражнялся именно в этом виде спорта.
Святой Нестор жил в 306 году и был христианином. Однажды в Солунь приехал царь-язычник, который стал принуждать христиан отречься от своей Веры. Тех, кто не соглашался это сделать, он заставлял бороться со своим любимым борцом Лием, как сейчас скажут — супертяжеловесом. Вокруг арены были воткнуты копья лезвием вверх и побежденные сбрасывались на эти копья. Тогда святой Нестор вызвался побороться с Лием и победил его, сбросив на копья, за что был обезглавлен. Такова вкратце жизнь и подвиг покровителя борцов.
Но элементы греко-римской борьбы входят и в другие виды состязаний. По данной причине и борцы других стилей могут считать святого мученика Нестора своим покровителем.
В Оптиной Пустыни среди братии есть бывшие спортсмены-борцы, занимавшиеся «на гражданке» вольной борьбой, греко-римской борьбой, самбо, боксом.

Каким святым молиться о победе в спортивных состязаниях

В преддверии ЧМ-2018 нападающий сборной России Артем Дзюба обратился к журналистам с просьбой поддержать команду и объединиться — ради праздника всей страны, праздника великой игры. Все выводы он предложил делать потом. «Для нас это самое важное событие в жизни, а вы как будто как будто думаете, что это не так. Нам нужна поддержка страны, а мы со своей стороны будем биться и положим на алтарь победы все», — заявил Артем.

На алтарь… Конечно, в народе в тяжелые времена говорят — ни на кого надежды нет, только к Богу и остается обращаться… А это значит — надежда есть. И ныне непреложный факт: перед крупными соревнованиями спортсмены командами ходят в храм и молят Всевышнего об успехе.

У кого-то эти слова вызовут усмешку, а у кого-то — нет. Во время войны Иосиф Виссарионович не погнушался обратиться к народу «братья и сестры», то есть по-православному, призывая его объединиться, сплотить силы. Да и «Владимирская» икона спасала города не раз…

Кроме шуток: в бою — все средства хороши. А нам предстоит бой. И сколько бы мы не корили нашу сборную, сколько бы ее не пинали, не клеймили позором и не подтрунивали над «слабостями» и поведением наших высокобюджетных игроков, мы все равно хотим, чтобы они сыграли достойно. И больше того — мы хотим видеть нашу команду самой лучшей! И продолжаем верить в ее успех.

Ну так вот, возвращаемся к началу: в бою — все средства хороши. А о победе в спорте ныне принято молиться Архистратигу Михаилу, начальнику воинов ангельских, Николаю Чудотворцу и Георгию Победоносцу. Чаще всего просят о победе Георгия Победоносца, к тому же — важнейшего святого для Москвы, ее истории.

Новгородская икона «Чудо Георгия о змие»

ФОТО: Общественное достояние

Георгий вырос в религиозной христианской семье в эпоху Диоклетиана. Он был отличным воином, смелым и сильным, за что после службы был передан в ближайшее окружение императора. Тот ценил свой «ближний круг» и был страшно возмущен тем, что Георгий отказался участвовать в уничтожении православных сограждан. Более того — он и под угрозой казни не отрекся от своих слов и честно известил императора о том, что сам исповедует православие. В результате Георгий был предан мученической смерти…

Приобщенный к лику Святых Великомучеников, Георгий с тех пор известен как верный помощник верующим во всех их благих начинаниях. Ему молятся о победах детей и близких, в том числе спортивных, для чего к великомученику обращаются с такими словами:

«Чудотворче, Победоносец Георгие! Обращаюсь к тебе, как к святому в вере укрепленному, не откажи мне, рабу Божьему (имя) в помощи следующей. Верую в Христа, тебе подобному и сил прошу для победы в соревнованиях. Не откажу слабому, но обойду сильного. Да будет так. Аминь».

Новгородская икона «Чудо Георгия о змие»

ФОТО: Общественное достояние

Или так (полная молитва):

«Святый, славный и всехвальный великомучениче Георгие! Собраннии в храме твоем и пред иконою твоею святою покланяющиися людие, молим тя, известный желания нашего ходатаю, моли с нами и о нас умоляемаго от Своего благоутробия Бога, да милостивно услышит нас, просящих Его благостыню, и не оставит вся наша ко спасению и житию нуждная прошения, и дарует стране нашей и паки, припадающе, молим тя, святый Победоносче: укрепи данною тебе благодатию во бранех православное воинство, разруши силы востающих врагов, да постыдятся и посрамятся, и дерзость их да сокрушится, и да уведят, яко мы имеем Божественную помощь, и всем, в скорби и обстоянии сущим, многомощное яви свое заступление. Умоли Господа Бога, всея твари Создателя, избавити нас от вечнаго мучения, да прославляем Отца, и Сына, и Святаго Духа и твое исповедуем предстательство ныне, и присно, и во веки веков. Обращаюсь к тебе, как к святому в вере укрепленному, не откажи, рабу Божьему (имя) в помощи следующей. Верую в Христа, тебе подобному и сил прошу для победы в соревнованиях. Не откажу слабому, но обойду сильного. Да будет так. Аминь».

Личная молитва о помощи святого звучит так:

«Святой Георгий Победоносец. Благослови меня на состязание, одобри верное призвание. Аминь».

Надо сказать, что сегодня вид спортсмена, осеняющего себя крестным знамением перед началом соревнования, уже мало кого удивляет. Между тем, всем известно, что у многих священнослужителей за плечами — колоссальные спортивные карьеры и большие достижения. Например, протоиерей Александр Новопашин был призером соревнований различного уровня по пауэрлифтингу и в своих статьях много внимания уделял особой нравственной составляющей спорта.

А для многих, кстати, могут оказаться абсолютным откровением слова Владислава Третьяка, нашего легендарного хоккеиста, трехкратного олимпийского чемпиона и десятикратного чемпиона мира. Мы все знаем его прекрасно, восхищаемся его невероятными достижениями, но в одном из интервью Владислав показал себя с совершенно неожиданной стороны, объяснив, почему придает особое значение… молитве перед соревнованиями: «Последние три чемпионата мира я каждый раз перед соревнованиями приходил в храм, молился, просил у Бога помощи. И Он помогал нам. Но даже с Божией помощью в спорте побеждает лишь сильнейший. Видимо, на этот раз мы просто не были сильнейшими, как ни грустно это признавать. И все же я уверен, что молебен нам очень помог. Труд спортсмена высокого класса постоянно связан с колоссальными психологическими нагрузками, и особенно это чувствуется накануне ответственных соревнований. Напутствие Патриарха, совместная молитва в храме — все это сильно подействовало на души наших ребят, помогло им собраться, успокоиться перед началом Олимпиады. Думаю, без молебна у нас могло бы не оказаться и тех пятнадцати медалей, которые мы выиграли».

Ну а звезда другого вида спорта, боев без правил, невероятный Федор Емельяненко, много раз говорил, что лишен агрессии и не проявляет ее к сопернику, а просто делает свою работу. Но вот как интересно он это объясняет:

— Верующий человек по-другому просто не может. И не только тот, кто занимается борьбой. Можно и ракеткой по воланчику бить с таким озлоблением, как будто за сеткой — твой личный враг. Если Господь поставил меня заниматься этим делом, значит, я должен делать его максимально хорошо. В спорте признак максимального результата — это победа. Она важна не сама по себе, это свидетельство того, что ты сделал все до конца. Ведь о нас, православных христианах, будут судить по нашим поступкам. Мы все должны делать во славу Божию. А делать что-то во славу Божию спустя рукава мы не можем себе позволить».

Девиз выдающегося спортсмена тоже известен многим: «На все воля Божья».

Николай Чудотворец. Икона из монастыря Святой Екатерины, XIII век

ФОТО: Общественное достояние

А вот с какими словами надо обращаться, моля о победе на соревнованиях, к Николаю Чудотворцу:

«О всехвальный, великий чудотворче, святителю Христов, отче Николае! Молим тя, буди надежда всех христиан, верных защитель, алчущих кормитель, плачущих веселие, болящих врач, по морю плавающих управитель, убогих и сирых питатель и всем скорый помощник и покровитель, да мирное зде поживем житие и да сподобимся видети славу избранных Божиих на небеси, и с ними непрестанно воспевати единаго в Троице поклоняемого Бога во веки веков».

Итак, победит — сильнейший. Но силой молитвы мы можем — надеемся — помочь нашим выстоять достойно. И пусть никого не смущает многоконфессиональность сборной. Просите — каждый, о каждым, за каждого.