Молитва за неверующих

Содержание

Ответы на вопросы

Как молиться о родственниках

Молитва за ближних

Воспоминание о родных и близких в молитве

Можно ли молиться за некрещеных?

Можно ли молиться за человека другой веры и как правильно

Фото: Фотобанк Лори

Молитва за ближних

Верующий человек должен молиться о ближних и страждущих, особенно если нет возможности помочь другими действиями.

Ближние — это все люди, с которыми мы имеем дело:

  • родственники
  • друзья
  • коллеги по работе
  • соседи
  • все те, кто нуждается в нашей помощи

Любого из них можно помянуть в молитве.

За некрещеных можно ставить свечи перед иконами и молиться дома своими словами.

Если человек вам не знаком, но очевидно нуждается в молитвах, узнайте его имя и крещен ли он. Если крещен, о нем можно подать записку в храме.

Молитвы за ближних будут услышаны и приняты Господом только в том случае, если совершаются с любовью и искренней благожелательностью. Такие молитвы равноценны подвигу, и Господь прощает за них грехи молящихся.

Как молиться о ближних в нужде

У христиан принято в случае болезней, скорбей, житейских трудностей просить друг друга о молитве. Можно молиться в церкви и можно совершать домашнюю молитву (она также называется келейной). Но важно, чтобы тот, за кого молятся, сам хотел принять помощь и спастись.

Церковная молитва о ближнем

В храме можно ставить свечи и подавать записки о здравии или упокоении близких людей. Записки пишутся у свечного ящика, который, как правило, расположен в храме около самого входа. Там же можно купить свечи.

Ставить свечи можно о здравии как православных христиан, так и некрещеных либо представителей других конфессий. Купленную свечу нужно поставить в один из подсвечников около икон. Ставя свечу, попросите своими словами у Бога здоровья, сил, душевного покоя для того, о ком вы молитесь.

Не ставьте свечу о здравии на канун — столик с распятием, который обычно стоит в левой стороне храма: там ставятся свечи об упокоении!

Записки пишутся только о православных христианах: имена, упомянутые в записке, зачитываются священником во время Литургии, это равноценно личному участию перечисленных людей в общей литургической молитве, что возможно только для верующих.

Записка оформляется так: вверху изображается восьмиконечный православный крест, а под ним пишется заголовок «О здравии» (или «О упокоении»). Ниже, по одному на строке, перечисляются имена в родительном падеже в той форме, в которой имя значится в православном календаре (например, Светлана — Фотиния, Юрий — Георгий). Записку нужно отдать дежурной у свечного ящика.

Домашняя молитва о ближнем

Домашние молитвы о ближних читаются в конце утреннего молитвенного правила. В текст молитвенного правила, которое приведено в молитвослове, входят краткие и продолжительные молитвы о живых и об усопших.

Существуют особые молитвы о болящих, путешествующих, терпящих какие-то особые скорби и нужды. Их также читают в конце утреннего или вечернего молитвенного правила. Эти молитвы тоже можно найти в молитвослове.

Для того чтобы перечислить всех, о ком молитесь, и не упустить ни одного имени, их заносят в специальную тетрадку или блокнот — помянник, который используют во время молитвы.

Воспоминание о родных и близких в молитве

Хотя все люди для христианина ближние, существуют те, за которых мы несем больше всего ответственности перед Богом, — наши родные и домочадцы: супруги, дети, родители, бабушки, дедушки, братья, сестры, свекровь или теща. О них нужно молиться постоянно, каждый день.

Как молиться за родственников

Имена родственников обязательно нужно занести в помянник и читать о них молитву в конце утреннего молитвенного правила.

Каждый раз, приходя в храм на Литургию, заказывайте о них записки. Если требуются особо усердные молитвы, можно заказать сорокоуст — церковное поминовение в течение 40 следующих Литургий.

Как молиться за крестника?

Быть крестным или крестной — большая ответственность. Крестные родители непосредственно участвуют в чине крещения младенца, а впоследствии помогают родителям в его христианском воспитании.

В случае смерти родителей крестные заботятся о крестниках как о родных детях.

Помимо перечисленного, крестные обязаны молиться за крестника и научить его самого молиться.

Крестным может быть воцерковленный человек, знающий основы православной веры. В последние несколько лет в храмах совершаются предварительные — так называемые огласительные беседы для родителей и будущих крестных перед крещением.

Наличие двух крестных не обязательно — крестный может быть один, одного пола с ребенком.

Молитва крестной матери и крестного отца во время крещения ребенка – какие молитвы надо знать?

Во время крещения крестный вместо младенца отвечает на вопросы священника, задаваемые по три раза:

— «Отрицаешилися сатаны?» («Отрекаешься ли от сатаны?») — «Отрицаюся», «Отрекохся» («Отрекаюсь», «Отрекся»);

— «Сочетаваешилися Христу?» («Сочетаешься ли со Христом?»): «Сочетаваюся», «Сочетахся» («Сочетаюсь», «Сочетался»).

После этого крестный (или крестная) читает за ребенка Символ веры.

Можно ли молиться за некрещеных?

Согласно древнему правилу, нельзя гласно молиться (то есть на богослужении в храме) о некрещеных людях.

На Литургии, когда приносится евхаристическая Жертва за членов Церкви, о некрещеных нельзя молиться даже про себя.

Как молиться за некрещеных близких

У многих верующих людей есть некрещеные друзья или родственники. Поминовение их на Литургии невозможно, поэтому записки подавать о них нельзя. Однако можно ставить свечи и поминать в домашней молитве.

Молиться о здравии живых некрещеных родственников дома можно так же, как и о здравии крещеных, добавив к имени слово «некрещеный». Можно также добавить фразу «и сподоби, Господи, его (ее) принять святое крещение», особенно если молитесь о некрещеном младенце.

Молясь об умерших некрещеных, нужно понимать, что они могут не желать вечной жизни с Богом. Поэтому настоятельно не рекомендуется молиться о самоубийцах: они сделали свой выбор, и молиться о упокоении их в Царствии Небесном будет насилием.

Существуют молитвы об обращении неверующих или отступивших от православной веры: молящийся просит Бога и Пресвятую Богородицу смягчить сердце заблудшего и привести его к истинной вере.

Как молиться за некрещеных младенцев

О младенцах до их крещения молиться можно и нужно – своими словами в домашней молитве, не только Господу Иисусу Христу, но и Богородице, и святым.

В храме можно подавать записку о здравии, где пишется имя матери (в родительном падеже) и добавляются слова «со чадом».

Можно ли молиться за человека другой веры и как правильно

С точки зрения Православной Церкви, нехристиане, даже если они не атеисты, — это люди, не просвещенные светом Христовым и не относящиеся к истинной Церкви. О них молиться следует точно так же, как о некрещеных, можно ставить свечи.

Вопрос о том, как следует молиться об инославных христианах (католиках, протестантах, армянах, коптах) и допустимо ли в некоторых исключительных случаях поминать их во время церковной службы, до сих пор остается открытым. Как среди сторонников, так и среди противников такого поминовения были авторитетные святые.

Как молится за здоровье человека другой веры

Можно ли Вам ставить в храме свечи с молитвой об инославном, необходимо решить в разговоре со священником: ответ, скорее, будет зависеть от Вашего внутреннего понимания и осознания того, что есть молитва, Церковь и т.д.

за некрещеных и инославных можно молиться дома (келейно), по правилам записки за них не подают, свечи не ставят. И даже в домашней молитве советуют в конце добавить «Не вмени мне, Господи, в грех молитвы сей». (Это я всё почерпнула из книг, но ссылку дать не могу, не помню.)
Однако, например, в моём конкретном случае — я живу заграницей, в инославной среде, так что большинство родственников не исповедуют православие, — священники говорят, что, конечно же, надо молиться о родных.
И.

Или можно молится за всех заблудших скопом, а за какого-то конкретного человека нельзя?

Скалолазание

Приключенческие гонки

Предлагаем ознакомится с ответом на актуальный вопрос: Можно ли молиться дома за инославных, то есть, людей другого вероисповедания?

─ Молиться келейно можно не только за инославных, но и за некрещенных, ─ отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря.

Из этого ответа священника видно, что за инославных молиться не только можно, но и нужно!

Но только келейно, то есть дома.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Здравствуйте! Можно ли дома молится Архангелу Михаилу за мусульман? Спасибо

Здравствуйте, Валентина!
Да, дома можете молиться за иноверцев и не крещённых Архангелу Михаилу и другим святым.
Мир Вам и Божие благословение!

А может подскажете какую-нибудь классическую что ли молитву за людей иной веры? Или несколько, если таковы имеются, спасибо.

Здравствуйте, Эухенита!
Молитв за иноверцев нет, за них можно молиться своими словами, например: «Спаси Господи и помилуй (имя) помоги им, вразуми их, спаси их… Аминь.
С Богом!

Доброго всем здравия!
У меня много друзей из числа мусульман, иудеев, буддистов. Инославные, огромным числом, положили жизни за Россию, бок о бок с православными восстанавливали её после разрухи военных лет. И я дружил и дружу с ними, поскольку вижу в друзьях образцы участливости, сострадания и милосердия. И у меня великое желание молиться о почивших моих инославных друзьях. Даже сочинил на сей счёт молитву, кою предлагаю вниманию читающих.
Господи Иисусе Христе! Ты есть премудрость непостижимая, и Ты попустил быть на Земле инославным, которые тоже суть ближние наши, и надлежит с ними жить и пребывать в дружбе и согласии. И я проникся душою к инославному рабу Твоему (имярек), дружеские и сердечные чувства скрепили нас в земной жизни. Твоей премудрой воле было угодно призвать раба Твоего для ответа его души пред Тобою, прервав наше общение, что я смиренно принимаю.
Ты есть Любовь, и, яко благ и человеколюбец, можешь простить вся вольные и невольные прегрешения раба Твоего, друга моего (имярек). Твоей же воле было угодно, что он не был при жизни воцерковлен, но я свидетельствую перед Тобою, Господи, что усопший раб Твой безусловно испытывал большое уважение к православной вере и ко Господу во всех Его ипостасях, успешно старался следовать заповедям Твоим, был отмечен добротворением, милосердием, состраданием и участливостью ко всем, независимо от вероисповедания. Если и разбойник оказался достоин Твоего прощения, и мытарь, и блудница, то и усопший раб Твой и друг мой (имярек) может заслужить Твоего прощения, ибо он не был снедаем гордыней и спесью, но творил себе суд по совести и каялся о своих прегрешениях, что Тебе, всесведущему и вездесущему, ведомо.
Готов, Господи, отвечать за сие ходатайство пред Тобою, но молю Тебя о заключении души почившего раба Твоего (имярек) в новую телесную оболочку — православного христианина, дабы мог он в новой земной жизни познать указанный Тобою спасительный путь и следовать ему.
Всё в Твоей воле, Господи, и молю Тебя о сей велией милости: если на то будет Твоя воля, то то упокой сразу душу усопшего раба Твоего (имярек), друга моего инославного, и даруй ему Царствие Небесное, как Ты даровал его праведным и человеколюбивым землянам, опочившим прежде Твоего явления рождением от Марии Девы и вочеловечения. Прими, Господи, от меня сию просьбу и прости меня за сие дерзостное пожелание, вызванное любовью к ближнему и упованием на милосердие Твое. Аминь.

Замечательная цитата. В ней столько смысла.

Молитва — это разговор с Богом. Это популярная и понятная идея. А имеет ли право кто-то молиться за другого человека? С одной стороны мы вроде бы совершаем благое дело — просим Господа оказать нашему ближнему помощь. Но правильно ли так поступать, если сам ближней не увидел в этом смысла? Это выглядит достаточно самонадеянно — решать за других, чего для них просить у Бога.

Преподобный Силуан так отзывался о молитве за других:

Такой молитвой мы не берём на себя роль управляющего человеческой жизнью, а лишь просим для человека добра у Бога.

Молитва за другого — это не магический ритуал, не заклинание. Нельзя забывать это. Если кто-то обращается к Высшим Силам за помощью для другого человека, то и результат будет зависеть от Их воли, а не от вклада молящегося.

Произнося молитвы за другого человека, нельзя делать это автоматически. Молитва должна быть искренней, сердечной. Необходимо чувствовать человека, посылать ему любовь, иметь искреннее желание помочь. Конечно, это непросто. И потому, например, далеко не каждому даётся крест священнослужителя. И когда простой мирянин возлагает на себя бремя молитвы за другого человека, он должен понимать, сколь сложна эта задача.

Важность искренней молитвы сложно переценить. Вот так о ней пишет Иоанн Кронштадский:

Чтобы молитва получалась искренней, необходимо молиться за тех людей, кого мы знаем, кто нам близок и дорог. В Евангелии от Иоанна Иисус Христос говорит:

Мы должны вооружиться этой формулой не пытаться делать из себя спасителя всего человечества. Такие молитвы не доходят до адресата. Это пустая трата усилий. Мы должны ясно понимать, куда, зачем и для кого направляем свои молитвенные усилия. Тогда удастся вложить в свою просьбу к Богу сердце. Ведь абы кому мы его не даём.

Важно не впасть в самообман. Если молитва услышана и дала результат, то это не потому, что мы так хорошо помолились. Нашей заслуги в этом — капля в море. Всё делают высшие силы. Преподобный Иоанн Лествичник так пишет об этом:

Здравствуйте, батюшка! Христос Воскресе! Помогите разобраться, пожалуйста… Мне знакомые сказали, что за других лучше не молиться, так как мы не того духовного уровня и силы духа у нас недостаточно. Якобы, если молиться за других, то своей семье и себе хуже делаешь, притягивая болезни и беды. Поэтому молиться желательно только за родных. Так как темные силы могут мстить, а мы не того духовного уровня, чтобы им противостоять… Как к этому относиться? Как это понимать? Что-то я не знаю, что и думать по этому поводу.

С одной стороны, подумать, что могу молиться за других – вроде как гордыню проявить. Вроде как “я могу” и духа во мне хватит. Ведь духовно на Господь укрепляет и силы дает на помощь другим и на молитвенную в том числе. А с другой стороны, вроде как смиренно подумать, что и правда куда я лезу, кем я себя возомнила, что могу за других молиться… Разъясните, пожалуйста. Екатерина.

Вопрос о вреде молитвы за другого человека

Священник Филипп Парфенов ей отвечает:

А по подобным вопросам будьте готовы, что мнения будут неизбежно разными. Но лично на мой взгляд, такие опасения граничат с суевериями. И вообще это совсем не христианский подход, а какой-то эгоистичный, эгоцентричный: не дай Бог, чтобы мне плохо было, если я вдруг за кого-то помолюсь и приму участие в боли какого-то человека.

Как видим, батюшка считает такие вещи суеверием, но оговаривается, что на эту тему есть разные мнения. Это действительно так.

Протоиерей Владимир Головин затрагивает эту тему в приведённом ниже видео:

Здесь священник говорит, что проблемы людей — это не причина, а следствие. Чаще всего она в грехах. Соответственно, бес не будет спокоен, что кто-то будет вытягивать жертву из греха. Он начнёт нападать на молящегося, насылать беды, искушения. Сможем ли мы противостоять такому натиску?

Поэтому лучше всего молиться в церкви. Там Дух Святой охраняет тех, кто молится о других.

Также протоирей Владимир Головин говорит, что нужно соизмерять свои силы: нельзя донести до других того, чем сам не испытал. Чтобы дарить через молитву любовь, нужно научиться любить.

Что же касается содержания молитвы, то батюшка не видит ничего страшного в том, чтобы молиться своими словами, если они искренни.

Можно ли молиться за другого человека таким образом? Протоиерей Владимир Головин считает, что нет.

И это ни в коем случае не переложение ответственности с себя на Бога. Читать молитву нужно с любовью и благоговением, но совсем не правильно пытаться навязать Всевышнему свой сценарий развития событий. Господь лучше знает, дальше видит.

Если мы решаем молиться за других людей и просим для них чего-то, Бог может и уступить. Он слишком сильно нас любит.

Но нужно ли нам это? Мы не всегда представляем последствия своего выбора, не факт, что они будут нам на пользу. Возможно, получив желаемое, мы начнём просить Господа вернуть всё, как было.

Не лучше ли довериться Создателю? Можно молиться за близких людей и при этом полагаться на Всевышнего. К этому и призывает отец Владимир.

Профессор А.И.Осипов рассказывает о том, как правильно молиться за другого человека.

На видео он рассказывает, что молитва сама по себе не имеет достаточной силы. Она нуждается в подкреплении, подвиге. Например, в посте или в каком-то ином усилии. Для иллюстрации этого принципа Александр Ильич рассказывает случай про мужчину, у которого дочь сломала ногу. Этот человек сказал, что бросит пить вино ради того, чтобы она вылечилась.

На такие молитвы Бог отвечает.

Совершить подвиг и положиться на Божью волю — это самый правильный способ молиться за другого человека.

Большинство молитв написаны от первого лица. Человек в них как бы сам обращается к высшим силам. На этом видео протоиерея Владимира Головина спрашивают, что делать, если молишься за другого человека, а молитва не подходит

Батюшка отвечает, что, если в молитве смущает какое-то слово, его всегда можно поменять на то, которое идёт от сердца. Мужской пол допустимо переделать в женский, единственное число во множественное, а первое лицо во второе.

Но в этом нет необходимости. Бог всё видит, всё знает. Даже если прочесть стандартный текст молитвы, но подразумевать при этом конкретного человека, Господь откликнется на такую молитву.

Молитва Собору 12 апостолов, оберегающая от беды и проблем

2 молитвы — столько есть популярных молитв в православии: 12 апостолам и мученикам Гурию, Самону и Авиву

Церковная молитва об устранении семейных неурядиц святым мученикам и исповедникам Гурию, Самону и Авиву

Защитите, о многомощныя исповедницы, вся православныя христианы от напастей, злых человек и козней демонских; оградите я от нечаянныя смерти, умоляюще Всеблагаго Господа, да великия и богатыя милости нам, смиренным рабом Своим, пробавит. Несмы бо достойни нечистыми устами призывати великолепое имя Создателя нашего, аще не вы, святии мученицы, за ны ходатаи будете; сего ради к вам прибегаем и предстательства вашего пред Господем о нас просим.

Такожде избавите нас от глада, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных, междоусобныя брани, смертоносныя язвы и всякаго душепагубнаго обстояния. Ей, страстотерпцы Христовы, устройте нам молитвами вашими вся благая и полезная, да благочестно житие временное прешедше и кончину непостыдну стяжавше, удостоимся теплым заступлением вашим со всеми святыми одесную Правосуднаго Бога Судии стати, и Того непрестанно славити со Отцем и Святым Духом во веки. Аминь.

Рабам Божиим можно молиться за иноверцев. Могущество Святого Духа не ограничено влиянием православной церкви. Однако не существует внутрицерковных канонов таких молитв. Рекомендуется делать это своими словами дома.

За иноверцев лучше молиться дома, келейно, а не в храме

Молитва за иноверцев считается в православии делом богоугодным. Господь распространяет свою милость на всех.

Протоиерей Андрей Ефанов говорит, что в храме молитва всё же возможна, но если это разрешено в конкретном приходе:

Как православным вести себя в обществе неверующих людей?

В своем повседневном общении мы обычно сталкиваемся с разными людьми, которым присущи различные взгляды. К сожалению, в большинстве своем это бывают неверующие люди, с которыми также, хотим мы этого или нет, необходимо находить общий язык. Как православным следует вести себя в таком окружении? Об этом поговорим далее.

Не быть фарисеями

Самая большая опасность, которая существует в общении с людьми, далекими от Церкви, — возможность нашего превозношения над ними. Конечно, никакой пользы такие взаимоотношения не принесут ни нам, ни нашим собеседникам, ни нашей вере. Ни в коем случае мы не должны смотреть на нехристиан, как на людей «второго сорта», лишенных Божией благодати.

Всегда в таких случаях мы должны вспоминать, во-первых, что Христос принес Себя в жертву за всех, не отделяя праведников от грешников. Во-вторых, полезно всегда в памяти держать притчу о мытаре и фарисее, помня, чья молитва была более угодна Господу. Другое дело, конечно, что мы почему-то склонны всегда ассоциировать себя со скромным мытарем из той истории, но это уже другой разговор.

И вот здесь, безусловно, нужно не забывать об искренности. Это относится к общению в целом, всех со всеми, но тем более должно касаться православного христианина. Речь идет не о том, чтобы свою душу, по традиции, выворачивать перед каждым встречным, но, по крайней мере, мы должны избегать лукавства в общении с ближними.

Вести себя всегда нужно естественно и непринужденно, не надевая масок: ни светского человекоугодия, ни слишком набожного благочестия. Тем более, что в данной ситуации любое лицемерие будет восприниматься как камень в огород христианства. Нелишним также будет никогда не забывать, какими мы сами были до прихода в Церковь. Ведь большинство людей сегодня все же воцерковляется в зрелом, сознательном возрасте.

Часто полезным бывает вспомнить, как долго мы жили без Бога, как пришли к Нему. Тогда становится очевидно: то, что мы оказались в Церкви, — не наша заслуга, а милость Божья. Точно так же в любой момент она может излиться на любого из наших собеседников, будь он хоть самым истовым гонителем христиан.

Лучшая проповедь — делами

Другой важный вопрос: когда с неверующими людьми можно заводить разговор о вере? В нашем случае правильный ответ, наверное, будет «никогда». Почему? Потому что результат обычно бывает обратный. Людей часто отталкивает от веры навязчивое упоминание о своих религиозных взглядах. Это мы прекрасно видим на примере работы различных протестантских сект.

Практика показывает, что слова обычно действуют менее убедительно на наших собеседников, чем личный пример, выраженный в конкретном поведении. Попытайтесь максимально приблизить свою жизнь к христианским идеалам — это и будет лучшей проповедью. Как писал святитель Николай Сербский:

Не говори людям о Боге, если тебя не хотят слушать. Живи так, чтобы спросили

Именно такое разногласие между тем, что православный христианин обычно проповедует, и тем, как он живет, чаще всего и бывает главной причиной неубедительности такой проповеди. Другой святитель, Иоанн Златоуст, еще в IV веке говорил:

Никто не остался бы язычником, если бы мы были христианами, как следует

К сожалению, наши нравы с тех пор отнюдь не стали лучше. Поэтому, исходя из правильной христианской позиции, больше будем стараться исправить себя, а не окружающих. Старец Иоанн Крестьянкин советовал в такой ситуации пытаться жить по закону любви, потому что этот закон понятен и верующим, и неверующим.

«Се, стою у двери и стучу»

Как же быть, если мы искренне переживаем за душу человека, желаем ей обновления и спасения во Христе? Здесь важно не забыть, что Господь, возможно, более всего на свете уважает свободу каждого. Даже честно неверующие люди могут оказаться к Нему поэтому гораздо ближе, чем верующие по принуждению.

Вот слова Спасителя из книги «Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис)»:

Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною (Откр. 3:20)

Если Господь Сам кротко и терпеливо стоит у двери человеческого сердца, ожидая ответа, а не врывается туда насильно, то неужели мы должны поступать как-то иначе? В этом случае большую силу будет иметь наша искренняя молитва к Богу о душе этого человека.

Духовно опытные отцы считали, что пока Господь не достучится до такого сердца изнутри, нам невозможно будет взять его «штурмом» снаружи. Поэтому разговор о вере лучше вообще не начинать, пока человек сам не спросит или не будет явно расположен к такой беседе. Иначе мы сами можем спровоцировать его на богохульство.

Когда слова становятся хулой?

Как быть, если разговор все же состоялся, и обидные слова посыпались не только в наш адрес? Если кощунственные слова из уст неверующих людей звучат в адрес Бога, Богородицы, святых, а также Церкви, Святых Таинств, священнослужителей, всего, на чем почивает Божья благодать, — это называется хулой.

Что нужно делать, если мы это слышим? Лучше всего молча, помолившись про себя за этого человека, отступить. Но не будет ли это предательством, отречением от Бога? Ведь в Евангелии говорится:

Всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным (Мф. 10, 32-33)

Наше исповедание в данном случае будет проявляться, прежде всего, в несогласии с хулой. Желательно, конечно, выразить свою позицию четко. Но нужно понимать, что любые возражения православного христианина могут вызвать дополнительную агрессию, еще больше спровоцировать на спор. Одним словом, нужно смотреть по ситуации.

Со временем у нас должна выработаться определенная духовная интуиция: когда и что нужно говорить. В любом случае что-то возразить можно только тогда, когда наши слова будут весомее молчания. Об этом стоит задуматься заранее.

Всегда ли нужно подставлять правую щеку?

Далее встает вопрос: как поступать, когда колкие слова звучат лично в наш адрес? Всегда ли нужно подставлять пресловутую правую щеку, когда ударяют по левой? Как ни странно, ответ будет скорее отрицательный. И в этом случае тоже нужно смотреть по ситуации.

Хотя, следуя учению Христа, главными качествами в общении с людьми мы считаем кротость и смирение, но иногда православный христианин должен уметь и постоять за себя. Исходя из той позиции, что каждый человек, в том числе и мы сами, является образом Божьим. Его тоже нужно в себе любить и нельзя позволять унижать.

Кротость и смирение не означает малодушие, они ему противоположны. Кротость и смирение — большая духовная сила, а малодушие — слабость. Главное, мы должны понять, почему мы ответили на обиду: по гордыне или из чувства глубокой внутренней правоты. Во втором случае и ответ наш действительно будет звучать кротко и смиренно, а не раздражительно. Основной показатель правоты — внутреннее спокойствие, мир в душе.

«Блажен муж иже не иде на совет нечестивых»

Наконец, если мы знаем, что общество, в которое мы идем, настроено к нам открыто враждебно, и пребывание в нем не принесет нам никакой пользы, то по возможности лучше избегать такой компании. Ведь и среди неверующих людей существуют разные типы отношений к религии: веротерпимое, нейтральное и открыто враждебное (так называемые «воинствующие атеисты»).

Однако специально избегать «агрессоров» из трусости не стоит. Нужно помнить, что Господь всегда нас помещает в ту ситуацию, в то общество, которые принесут нам больше пользы. К тому же нужно понимать, что иногда и явные атеисты могут вести себя гораздо нравственно чище, чем некоторые веротерпимцы. К сожалению, не всегда и христиане ведут себя вполне подобающе этому наименованию.

Очень важно в этом деле иметь тонкое душевное чутье: что для нас лучше и что хуже. Найти тему для нейтральных разговоров, кажется, в любом обществе не должно составить труда. Лучше говорить, конечно, о том, что человеку ближе, интереснее. Но если эти темы имеют негативный нравственный оттенок, могут навредить нашей душе, то лучше их избегать.

Просто удалиться от общения с такими неверующими людьми, исходя из принципа с преподобным преподобен будеши, и с мужем неповинным неповинен будеши, и со избранным избран будеши, и со строптивым развратишися (Пс. 17, 26-27). При этом важно с нашей стороны не впасть в гордыню и осуждение. Нам полезнее сравнивать себя не с ними, а со святыми людьми чистой жизни, осознавая свою духовную нищету.

На вопросы про общение верующих с неверующими отвечает протоиерей Андрей Ткачев:

Может ли неверующий человек быть нравственным?

Александр Ткаченко

Письмо в редакцию:

Если христианские заповеди – это определенная система нравственных требований, то почему нельзя просто жить по этой системе, почему обязательно считается, что нужно верить в Бога, ходить в церковь, молиться, поститься?.. Ведь в сущности, ничего нового в христианской нравственности нет, все это сегодня знает любой нормальный человек. Когда на интернет-форумах я читаю полемику христиан с атеистами, у меня порой возникает ощущение, будто верующие люди «приватизировали» само понятие нравственности и отказывают неверующим в возможности следовать добру и избегать зла. А я знаю многих людей, которые всю свою жизнь прожили очень честно и порядочно, но в Бога при этом не верят. И утверждать, будто атеист не может быть нравственным человеком – несправедливо.

Илья Сергеевич, г. Торжок

***

Рожденные в СССР

Полемизируя с атеистами, христиане нередко приводят в качестве аргумента известный тезис Достоевского «Если нет Бога, значит все дозволено», имея при этом в виду, что единственный источник и гарант нравственного поведения в человеке – его вера. Но это не совсем правильное понимание и употребление слов классика.

Дело в том, что Федор Михайлович Достоевский писал свои романы в конце XIX века, когда русское общество еще жило в русле религиозной традиции, неотъемлемой частью которой была нравственность. В те времена человек, утративший веру в Бога, действительно оказывался перед серьезным соблазном: отвернувшись от религии, отменить для себя и все нравственные ограничения, которые в этой религии содержались. Описывая судьбу несчастного Ивана Карамазова, Достоевский очень убедительно показал трагедию христианина, потерявшего свою веру.

Но в жизни современного человека соотношение его религиозности и нравственности выглядит совсем по-другому. Нынешний атеист в принципе не может нравственно деградировать из-за утраты веры в Бога по очень простой причине: у него этой веры никогда не было. Несколько поколений советских людей были воспитаны в обществе, где традиционным отношением к религии стало воинствующее безбожие. Мысль, что «Бога нет», вбивалась в сознание гражданина СССР буквально с детсадовского возраста. В таких условиях религия никак не могла быть основой нравственного поведения человека. И все же люди любили друг друга, создавали семьи, воспитывали детей, объясняя им, что нельзя обижать слабого, что нужно помогать друг другу, нельзя ломать деревце и мучить кошку. Неверующие врачи самоотверженно боролись за жизнь пациентов, а неверующие милиционеры и пожарные порой жертвовали собственной жизнью ради спасения ближнего.

В советский период истории нашей страны большинство ее жителей не имело веры, но в нравственном отношении жизнь этих неверующих людей могла быть очень высокой. И с христианской точки зрения в этом нет ничего удивительного или парадоксального. Преподобный Авва Дорофей писал: «Когда Бог сотворил человека, Он всеял в него нечто Божественное, как бы некоторый помысл, который просвещает ум и показывает ему, что доброе и что злое, – сие называется совестью, а она есть – нравственный закон».

Да, атеист не верит в Бога, не верит в сотворение человека Богом, и, конечно же, не может верить, что нравственное чувство было вложено в наше естество Творцом. Но само-то нравственное чувство из-за этого неверия никуда у него не девалось, оно существует в нем точно так же независимо от его религиозных воззрений, как, например, способность думать или говорить.

Человек может не верить в метеопрогноз. Но, услышав по радио штормовое предупреждение, он, скорее всего, отменит запланированную морскую прогулку, невзирая на все свое скептическое отношение к предсказаниям погоды. Так и совесть, подобно приемнику, настроенному на нужную волну, предупреждает человека о безнравственности тех или иных его поступков, даже если он не знает и не желает знать, откуда приходит к нему этот сигнал.

Чувство любви и сострадания, отвращение ко лжи, воровству и насилию, простое желание добра другим людям – все это присутствует в каждом из нас, независимо от наших религиозных убеждений, и христианство никогда не утверждало обратного. В Новом Завете апостол Павел прямо говорит, что нравственный закон является свойством природы человека: …слава и честь и мир всякому, делающему доброе… ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую (Рим. 2:10-15).

Христиане называют совесть гласом Божиим в душе человека, который сам, быть может, и не верит в Бога, но при этом, по словам апостола, творит добро, потому что слышит Его повеления в собственной совести. «Безбожный» и «бессовестный» – вовсе не синонимы, а нравственность совсем не обязательно является следствием религиозности.

И слова «…если Бога нет, значит, все дозволено», неосторожно сказанные христианином в адрес своих неверующих родителей или просто людей, еще не пришедших к вере, сегодня вполне могут оказаться не благочестивым аргументом в споре, а самым обыкновенным хамством.

Но в таком случае, чем же отличается христианская жизнь по Евангелию от нравственности неверующего человека?

Безнравственность на острове

Существует известный софизм: что отражает зеркало, когда в него никто не смотрит? Ответ на загадку парадоксален и прост – оставленное без присмотра зеркало вообще ничего не отражает, поскольку сам процесс отражения предполагает наличие:

1. объекта,
2. отражающей поверхности,
3. субъекта, воспринимающего это отражение.

С нравственностью дело обстоит очень похожим образом – поведение человека может быть нравственным или безнравственным лишь по отношению к кому-либо. Для нравственной оценки человеческих поступков нужен кто-то, кто может дать им такую оценку со стороны. Имея в виду этот факт, отличие между атеистической и христианской моралью увидеть совсем нетрудно.

Предположим, в результате кораблекрушения человек оказался выброшен на необитаемый остров, где кроме него нет ни одной живой души. Может ли он в таких условиях совершить безнравственный поступок? В принципе – да, может, но при одном непременном условии: для этого он обязательно должен быть верующим человеком. Странно звучит? Но ведь верующий всегда осознает себя в присутствии Божием, следовательно, даже полное одиночество вовсе не освобождает его от нравственных обязанностей перед Богом, которые он может соблюдать или нарушить. Он может, например, радоваться своему спасению и благодарить за него Бога. А может, напротив, – разувериться в том, что Бог любит его, впасть в уныние, окончательно отчаяться и даже покончить с собой.

А вот для атеиста в подобной ситуации безнравственное поведение окажется попросту невозможным, поскольку само понятие нравственности при отсутствии отношений с другими людьми теряет для него всякое основание.

Пример с необитаемым островом, конечно же, всего лишь – аллегория. Но разве в нашей повседневной жизни все мы – и атеисты, и христиане – не оказываемся то и дело в ситуациях, когда нравственную оценку нашим поступкам дать просто некому? И там, где христианин знает, что любое его движение видит Господь, неверующий человек может считать себя абсолютно свободным от чьего-либо взгляда и контроля. Что же может послужить основанием для нравственного выбора атеиста в ситуации, когда он совершенно точно знает, что никто и никогда, ни при каких обстоятельствах не узнает о его поступке?

Составитель знаменитого «Толкового словаря живого великорусского языка» Владимир Даль писал: «Христианская вера заключает в себе правила самой высокой нравственности. Нравственность веры нашей выше нравственности гражданской: вторая требует только строгого исполнения законов, первая же ставит судьею совесть и Бога».

Конечно же, и неверующий человек может, как уже было написано ранее, следовать голосу собственной совести. Но если совесть воспринимается им как одно из движений его собственной психики, то почему бы ему просто не научиться управлять ею в соответствии со своими нуждами?

А вот если он все же считает, что перед собственной совестью у него есть некие моральные обязательства, значит, он уже предполагает, пускай и неосознанно, наличие внешнего по отношению к себе источника нравственной оценки своих поступков. От такого понимания совести до веры в Бога дистанция совсем небольшая, и многие верующие люди пришли ко Христу именно по этому пути.

Замах и удар

Большинство нравственных систем, в конечном счете, сводятся к так называемому золотому правилу этики: не делай другим того, чего не желаешь себе. И если человек не убивает, не ворует, не изменяет жене и не пропивает зарплату, то его образ жизни с достаточным основанием можно считать нравственным, поскольку нравственность определяется исключительно через действия. Ведь нельзя же упрекнуть кого-либо в безнравственности за нехорошие мысли, желания или чувства, которые он никак не выражает. Но, оказывается, именно этот, невидимый для посторонних глаз пласт человеческого бытия христиане как раз и призваны возделывать в себе прежде всего – потому что любой безнравственный поступок сначала созревает в человеческой душе. Евангелие прямо свидетельствует об этом словами Христа: Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, – все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека (Мк. 7:21-23).

Удару предшествует замах, злому делу – соответствующее устроение сердца. И если не остановить в себе зло на этом, внутреннем этапе, оно может вырваться наружу уже в виде безнравственного поступка или преступления. А может и не вырваться, но самому человеку от этого не станет намного легче, ибо не всякое зло направлено вовне, на других людей. Ну, к примеру, какая беда окружающим от чьей-то зависти? Они могут и не знать о ней вовсе, а вот сам этот несчастный завистник просто зеленеет от одних только мыслей о чужом преуспеянии и медленно убивает себя собственной завистью. То же самое можно сказать о гордости или об унынии. Унывающего или гордого человека вряд ли возможно назвать безнравственным, поскольку он не приносит вреда никому, кроме себя самого. Но, с христианской точки зрения, уныние и гордость – самые тяжелые грехи, потому что именно они отнимают у человека саму возможность обратиться к Богу за исцелением.

Нетрудно заметить, что ни о какой нравственности речь в этих случаях не идет. Все это относится уже совсем к другой области нашего бытия – к сфере действия человеческого духа, к духовности.

Отличие одного от другого хорошо поясняют слова Христа, обращенные к ученикам: Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем (Мф. 5:27-28).

Очевидно, что прелюбодеяние (супружеская измена) – поступок, которому можно дать соответствующую оценку в категориях нравственности. Но человек может вести и вполне благопристойный образ жизни, а вот в мыслях своих предаваться самым разнообразным видам разврата. И в этом случае никаких обвинений в безнравственности предъявить ему уже невозможно, ведь он не делает ничего плохого, а чужая душа, как известно, – потемки. Тем не менее, с точки зрения христианской духовности, такой человек находится в гибельном состоянии, и даже самое безупречное в нравственном отношении поведение не принесет ему никакой пользы, если он не наведет порядок в своей душе и не прекратит свои похабные медитации.

Злые мысли калечат человеческое сердце так же, как и злые поступки, а то, что остается невидимым для людей, невозможно скрыть от Бога. Поэтому христианство призывает людей не просто к изменению поведения, а прежде всего – к перемене ума и сердца, к изменению направления мыслей, чувств и желаний. В христианской аскетике такая перемена называется покаянием, а путь к нему лежит только через исполнение заповедей.

Зачем нужны бриллианты

Квалифицированный стекольщик может качественно резать стекло бриллиантом, поскольку ограненный алмаз вполне пригоден и для этой цели. Правда, использовать драгоценный камень как простой стеклорез, по меньшей мере, – безрассудно.

Но еще безрассуднее считать христианство всего лишь сводом нравственных норм и правил. Нет, конечно, можно рассуждать и так. Этический кодекс, построенный на основании евангельских заповедей, работает не хуже любой другой нравственной системы. Но ведь и бриллиант режет стекло не хуже стеклореза…

Нравственная жизнь неверующего человека не лучше и не хуже христианской жизни по Евангелию. Просто у них совершенно разные цели и задачи, отличающиеся друг от друга до такой степени, что любое их сопоставление попросту теряет смысл.

Дело в том, что нравственность упорядочивает отношения между людьми, а христианство – приводит человека к Богу. И если заповеди Евангелия могут регулировать общественные отношения (о чем свидетельствует вся история христианской цивилизации), то никакая, даже самая высокая нравственность не сможет привести ко Христу человека, который полностью удовлетворен своей праведностью. И в самом деле – зачем врач здоровому? Зачем Спаситель тому, кто не погибает?

У христиан жизнь по заповедям имеет принципиально иной смысл. По слову преподобного Симеона Нового Богослова, тщательное исполнение заповедей Христовых научает человека его немощи. А святитель Игнатий Брянчанинов описывает в своих трудах оценку христианскими подвижниками своих подвигов и добродетелей следующим образом: «Подвижник, только что начнет исполнять их, как и увидит, что исполняет их весьма недостаточно, нечисто… Усиленная деятельность по Евангелию яснее и яснее открывает ему недостаточность его добрых дел, множество его уклонений и побуждений, несчастное состояние его падшего естества… Исполнение им заповедей он признает искажением и осквернением их». «Поэтому святые омывали свои добродетели, как бы грехи, потоками слез».

Таким образом, правда и добродетели атеистов и христиан, несмотря на внешнее сходство, в духовном смысле оказываются не взаимодополняющими друг друга, а взаимоисключающими: первые превозносят человека в своих глазах, ослепляют его и тем – «отнимают» у него Христа, а вторые, напротив, открывают человеку его падшую природу, смиряют его и приводят ко Христу.

Единственное достояние

Одна и та же дорога, в зависимости от выбранного направления, может вести в противоположные стороны.

Самая страшная беда неверующего человека – в том, что он не осознает всей ущербности и недостаточности своего существования без Бога. И чем более нравственной будет жизнь такого человека, тем сильнее будет он утверждаться во мнении, что Христос ему не нужен. О том, что происходит у него в душе, он, как правило, даже не задумывается, а если и задумывается, то без Евангелия просто не может дать своему духовному состоянию правильную оценку. А ведь именно духовное устроение остается для человека самой главной и неотъемлемой ценностью даже тогда, когда его нравственность и все прочие достоинства уже не будет иметь для него решительно никакого значения.

Предположим, у человека случился инсульт. Он полностью парализован, не может совершать абсолютно никаких движений, и даже способность говорить его оставила. Одно лишь сознание работает у него так же ясно, как и до болезни, теперь он может только думать. Можно ли охарактеризовать его жизнь в нравственных категориях? Ну, конечно же, нет. В таком трагическом положении человек совершенно лишен возможности совершать как нравственные, так и безнравственные поступки.

А вот духовная его жизнь продолжается. И в этой области своего бытия он по-прежнему остается деятельным и свободным в выборе. Он может, например, возненавидеть весь мир, проклиная всех людей на Земле просто за то, что они здоровы и могут ходить, смеяться и разговаривать друг с другом.

Но так же он может испытывать любовь и благодарность к родным, которые за ним ухаживают, признательность к врачам, облегчающим его страдания… А еще он может молиться за них, просить для них у Господа всего самого лучшего. Может всю свою жизнь разобрать в памяти по дням и увидеть в ней то, что долгие годы оставалось незамеченным за житейской суетой и повседневными заботами – увидеть Божию любовь к нему и свое безразличие к этой любви. И если это случится, тогда он от всего сердца может сказать Богу: прости меня…

Полный паралич, конечно, – экстремальная ситуация. Но все мы, и верующие, и атеисты, в своей внутренней, духовной жизни ежедневно ведем себя точно так же – любим или ненавидим, благословляем или проклинаем, молимся или услаждаем себя непристойными помыслами… И все мы, кто – раньше, кто – позже, но неизбежно окажемся в ситуации гораздо более трагичной и страшной, чем самый безнадежный паралич: мы все когда-нибудь умрем. Вот тогда любые нравственные категории станут для нас такой же бесполезной вещью, как богатство или слава, а главным и единственным нашим достоянием окажется то устроение духа, которое мы приобрели за время своего земного странствия.

Христиане ни в коем случае не считают себя нравственнее неверующих, они просто осознанно готовят свою душу к Вечности, не дожидаясь паралича или смерти. Оценку собственной нравственности они оставляют на суд людской, а сердце свое готовят к суду Божиему, ибо человек смотрит на лице, а Господь смотрит на сердце (1Цар. 16:7).

Журнал Фома

Ли Томас «Эффективная молитва за неверующих»

Ещё одна книга о молитве. Но в данном случае речь пойдет о ходатайстве за неверующих.

Молитва, как общение с Богом, имеет много смыслов. Когда Павел пишет о молитве на иных языках, он говорит о том, что человек тайны Богу говорит и назидает себя.

Молитва — это своего рода прокачка канала общения со Всевышним.

Из-за того, что мы живем в мире, из-за влияния разного рода информации на нас, наша связь с Богом (если она есть) слабеет. Разум постоянно переключается от одной задачи на другую, мы переживаем разные эмоциональные состояния и настраиваться на общение с Богом, становится сложнее.

Именно поэтому так важна каждодневная молитва, постоянная.

Именно поэтому нужно выработать в себе этот духовный стержень или, говоря современным языком, прокачать канал связи, чтобы по нему можно было передавать и принимать не килобайты информации, а мега и гига.

В этом смысле, молитва, как постоянная связь с Богом, играет важнейшую роль в духовном росте человека.

Она несет в нашу жизнь и обновление, и назидание, и проникновение в тайны и откровения Божьи. В то же самое время это и определенная духовная работа: духовная брань, ходатайство.

Молитва за неверующих

Без молитвы за неверующих, те не могут спастись. Люди ослеплены, порабощены, находятся во тьме, в невежестве и сами по себе, не могут принять Слово Божье.

Чтобы это произошло, за них нужно молиться. Постоянно. Иногда долго. Иногда со слезами, усиленно.

И тогда молитва становится не отвлеченным понятием. Её можно измерить затраченными силами, пролитыми слезами, временем, даже километрами, которые человек может пройти во время молитвы.

В этом смысле, молитва — это ваша жертва, это ваше посвящение за человека, людей, город или страну.

Бог ищет человека молящегося. Того, кто станет в проломе, то есть, кто будет заступаться за людей, как Моисей, как Иисуса.

В книге Томаса Ли «Эффективная молитва за неверующих» раскрывается глубокое понимание сути вопроса молитвы за неверующих.

Это одна из лучших книг о молитве за потерянные души, побуждающая для ходатайственной молитвы за неспасенных людей.

Очень мощная книга, содержание которой кратко и обоснованно. В ней рассматриваются некоторые вопросы, с которыми людям внутренне приходится сталкиваться на протяжении долгого времени в молитве за спасение близких людей. Пусть Господь благословит вас и использует эту книгу, чтобы вдохновить вас на настойчивую молитву!

Скачать с Яндекс-диска

Скачать с One-диска

Предыдущая статья: Современная интернет-сказка «Волшебный пендель» Следующая статья: Эсхатология, притчи и близость к Богу