Молитвы от чревоугодия

Содержание

О чревоугодии

Оптинские старцы писали о страстях чревоугодия, винопития и курения, давали советы о борьбе с этими страстями.

О чревоугодии

Преподобный Лев наставлял:

«Удерживай себя от снеди и пищи, сколько можно, и старайся кушать умеренно легкой и известной пищи».

Преподобный Антоний отмечал, что сердечному умилению более всего препятствуют превозношение (величание) и многоядение:

«Аще не имаши умиления в душе – разумей: яко величание имаши в сердце твоем или многоядением побеждаешися, сии не оставляют душу умилитися».

О воздержании и трех степенях сытости преподобный Амвросий писал так:

«Пишешь о пище, что трудно тебе привыкать к тому, чтобы понемногу есть, так чтобы после обеда еще быть голодной. Святые отцы установили касательно пищи три степени: воздержание – чтобы после принятия пищи быть несколько голодным, довольство – чтобы не быть ни сытым, ни голодным, и сытость – чтобы есть досыта, не без некоторого отягощения.

Из этих трех степеней каждый может избирать любую, по своим силам и по своему устроению, – здоровый и больной».

Иногда старец Амвросий говаривал кратко, но метко:

«Объястливые уста – свиное корыто».

От излишнего угождения телу предостерегал и преподобный Иосиф:

«Будешь удерживать чрево от пресыщения и услаждения, а также и тело от излишнего покоя, то Господь вскоре поможет тебе более работать для души, чем для тела».

Пресыщенное чрево требует все большей пищи, но она не идет на пользу. Старец Иосиф пищи употреблял очень мало. Удивляясь этому, однажды спросили у него, трудно ли ему было достигнуть такого воздержания или это уже от природы ему дано. Он отвечал такими словами:

«Если человек не будет понуждаться, то хотя бы он все снеди Египта поел и всю воду Нила выпил, его чрево все будет говорит: алчу!»

Преподобный Варсонофий подчеркивал, что чревоугодие ведет к многоспанию. Он советовал не есть до пресыщения:

«Сон и чрево связаны между собой. При наполненном желудке монах много спит и просыпает более положенного. Я вам говорил и говорю: кушайте досыта, но не до пресыщения. Сыты – положите ложку. А иной уже сыт, а все-таки ест да ест; глаза не сыты – это грех».

Для людей разного телосложения и имеющих различную физическую нагрузку количество еды тоже будет разным. Преподобный Никон напоминал:

«Для тела одного человека достаточно одного фунта хлеба, для тела другого человека надо четыре фунта хлеба – меньшим количеством хлеба он не насытится. Поэтому святой Иоанн Златоуст говорит, что постник не тот, кто потребляет малое количество пищи, а тот, кто употребляет пищи меньше того, что требуется для его организма. В этом-то и заключается воздержание».

Страсть винопития: как с ней бороться

Преподобный Лев писал о страсти винопития: она приносит «великое огорчение и болезнь». Также он отмечал, что для исцеления страждущего, кроме молитв за него, необходимо его собственное произволение, без чего и молитвы других людей могут быть безуспешны:

«О болезни… любезного вашего сына Z. я сердечно соболезную. Знаю, что вам и близким сердцу его приносит сие великое огорчение и болезнь. Мы по силе нашей обязываем себя молиться Господу о избавлении его от сей страсти, но надобно, чтоб было и его произвольное желание к оставлению сего и понуждение, а без того наши грешные молитвы не в силах успеть. Когда “праведного молитва поспешествует” только при чужом старании, кольми паче наша грешная молитва не может действовать без доброго произволения».

Старец так писал об участи подверженных страсти пьянства:

«Какую участь имеют подверженные сей слабости? Их постигают телесные болезни, бедственная жизнь, преждевременная старость и – смерть; а греховные поползновения, отчуждающие душу от Бога и лишающие Его благодати, – всего опаснее!.. Душа – вечна; надобно более всего о ней иметь попечение!»

Преподобный Лев объяснял, что страсть пьянства попускается за гордыню и высокоумие или «нарушение совести противу святого супружества», то есть за нарушение супружеской верности. Преподобный советовал принуждать себя к смирению и прибегать к исповеди:

«И братцу вашему от полноты сердца желаю быть избавлену от пьянственной страсти; но только сия страсть попущается или за гордыню и высокоумие, или за нарушение совести противу святого супружества, то и пренужно ему, во-первых, принудиться всевозможно смирять себя или исповедь учинить – истинно раскаяться пред искусным духовником… А потом Господь ему и поможет».

Преподобный Амвросий наставлял:

«Духовное же средство состоит в том, чтобы знакомая ваша обратила внимание на душевную тоску, от нетерпения которой повергается она немощи винопития».

Вообще Оптинские старцы обращали внимание на обязательную исповедь всем страдающим страстью винопития, так как причиной винопития часто бывает тоска душевная, а она происходит от неисповеданных грехов. Преподобный Амвросий обращал особенное внимание на то, что для борьбы со страстью пьянства необходима полная исповедь, начиная с самого детства:

«А чтобы дело это было твердо и прочно, требуется искренняя и совершенная исповедь и раскаяние за всю жизнь, начиная с 6 лет».

Также старец советовал страдающим душевной тоской и страстью винопития при появлении тоски и уныния читать с поклонами молитву и Евангелие:

«Один человек, страдавший и тоскою, и винопитием, избавился следующим образом: когда почувствует тоску, он уклонялся в тайное место и клал 33 поклона с молитвою: “Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного” – и тоска отступала. А когда тоска опять появлялась, опять делал то же, и таким молением при появлении тоски совершенно избавился от винопития и от самой тоски. Другой человек избавился и от тоски, и от винопития чтением Евангелия».

Старец Иосиф советовал:

«Да избавит Господь Константина от пьянства. Пусть он поговеет и Святых Таин приобщится. А потом молебен отслужит Божией Матери и усердно попросит у Нее помощи».

Борьба со страстью курения

Страдающему страстью курения преподобный Амвросий писал:

«Пишете, что вы не можете оставить табак курить. Невозможное от человек возможно при помощи Божией, только стоит твердо решитьcя оставить, сознавая от него вред для души и тела, так как табак расслабляет душу, умножает и усиливает страсти, омрачает разум и разрушает телесное здоровье медленной смертию. Раздражительность и тоска – это следствия болезненности души от табакокурения.

Советую вам употребить против этой страсти духовное врачевство: подробно исповедайтесь во всех грехах, с 7 лет и за всю жизнь, и причаститесь Святых Таин и читайте ежедневно стоя Евангелие по главе или более; а когда нападет тоска, тогда читайте опять, пока не пройдет тоска; опять нападет – и опять читайте Евангелие. Или вместо этого кладите наедине по 33 больших поклона, в память земной жизни Спасителя и в честь Святыя Троицы».

Таким образом, все Оптинские старцы видели духовные причины чревоугодия, пьянства и курения и советовали искать исцеления частой исповедью, причастием Святых Христовых Таин, молитвой и чтением Евангелия, понуждением себя к смирению и неосуждению, следованием заповедям Божиим.

Сильная молитва для похудения

Одним из грехов в Православии считается чревоугодие. Поэтому молитвы для похудения очень востребованы. К ним прибегают люди склонные к ожирению, которые понимают всю опасность лишнего веса для здоровья.

Самые мощные православные молитвы на похудение

Молитва от чревоугодия и обжорства

И чревоугодие, и обжорство является грехом. Но эти понятия разные по смыслу:

  • Под чревоугодием подразумевается неумеренность в еде;
  • Под обжорством понимают потребление большого количества пищи.

Последствия чревоугодия и обжорства грозят человеку потерей не только здоровья, но и духовности. Следует понимать, что низменные инстинкты превращают человека в животное. Поэтому очень важно усмирить пагубные желания и обратится к Господу за помощью.

Сильная молитва, направленная к Спасителю, звучит следующим образом:

«Молю Тебя я, Раб (-а) Божий (-ья), Господи Всевышний, избавить меня от пресыщения и сластолюбия. Помоги мне в том, чтобы я смог в душевном спокойствии с благоговением щедрые дары Твои принимать. Чтобы вкушая их, укрепил (-ла) силы свои душевные и телесные для служения Тебе во все свои оставшиеся немногие жизненные годы. Аминь».

Молитва на каждый день, чтобы не поправляться

Молитва, которая не позволит поправиться, должна читаться каждый день. Она является очень действенным средством, которое позволяет себя поддерживать в форме. Важно никому не говорить, что вы молитесь о том, чтобы не поправляться. Нужно обязательно верить в то, что молитвенное обращение поможет вам следить за весом.



Текст ежедневной молитвы-заговора, направленной на то, чтобы не поправляться, звучит следующим образом:

«Господи Всевышний, ты все вокруг сотворил и жизнь в нас смертных вдохнул. Так позаботься о том, чтобы мое тело умеренно питалось и не поправлялось, а только здоровьем наполнялось. Я тебе полностью повинуюсь и покоряюсь, прославляю тебя каждое мгновение словами и делами своими. Убери с меня жор, да отвадь меня от пищи. Пусть еда меня не привлекает и разум мой не смущает. Сними эту привязанность греховную с меня и призови всех своих Ангелов и Святых ко мне на помощь. Аминь».

Такую молитву следует читать по утрам. При этом нужно помнить о том, что завидовать стройным людям нельзя, они должны просто быть для вас эталоном красоты.

Молитва от переедания на ночь в новолуние

Новолуние — это особый лунный период. В момент начала нового месяца начинают обостряться самые различные чувства человека и пробуждаться желания. Касается это и аппетита. Поэтому в ночь в новолуние рекомендуется читать специальную молитву людям, которые страдают перееданием. А это, как известно впоследствии не очень хорошо отражается на здоровье в целом.

Молитву следует прочитать над продуктами, перед которыми вы не можете устоять и готовы их поглощать в большом количестве, несмотря ни на какие последствия. Для этого, уединившись в отдельном помещении, на стол следует выложить свои любимые продукты. Рядом с ними необходимо установить икону и свечу.

Вначале следует зажечь свечу и присев за стол три раза прочитать молитву «Отче наш». После этого некоторое время нужно посидеть и постараться представить все продукты, которые лежат на столе невкусными или испорченными.

Затем необходимо проговорить такие молитвенные слова:

«Господи Всевышний, обращаюсь я к тебе и о помощи молю. Помоги мне понять, что продукты на столе не полезны мне, а вредны. Вдохни в меня силу духовную, которая поможет мне отказаться от них. Пусть случится так, что эта еда окажется камнем в моем теле и муки мне телесные принесет. Мною это будет воспринято, как наказание за чревоугодие мое. Наполни всю другую полезную еду сытостью и вкусностью. Даруй мне, Рабу (-е) Божьему (-ьей) (собственное имя) от малого количества еды полное удовлетворение. Напитай мою кровь и мозг, чтобы не потянулась моя рука за вредностями. Молю умерь мое чревоугодие, как ненужное моему телу и духу. Сделай так, чтобы я сам от еды отвернулся и лучше вместо этого тебе, Господи, помолился. Как луна на небе растет, так и сила духа моя укрепляется. Аминь».

После того как молитва будет прочтена, следует затушить свечу и убрать продукты. Важно до прочтения молитвы ничего не есть. После обряда можно будет выпить стакан воды, а через некоторое время позавтракать, как обычно. Если все будет сделано правильно, аппетит уменьшится, и вы найдете, чем себя занять, помимо еды.

Молитва, чтобы быстро похудеть за неделю

Для того чтобы похудеть за неделю с помощью молитвы, нужно верить в то, что все получится. Православная молитва даст человеку силу и правильно его настроит.

Для того чтобы быстро похудеть, нужно молится в период убывающей луны. Читывать молитву нужно на стакан чистой воды, которой впоследствии необходимо умыться перед тем, как ложиться спать.

Молитвенный текст звучит следующим образом:

«Господи, прошу помоги! Где-то далеко за три девять земель на дальнем море-океане, на острове Буяне есть дом, а в доме том имеется кровать с периной пуховой и мягкой. На ней там свинья большая лежит и мой жир сторожит. Та свинья имеет девять голов и девять ртов. Так пусть она всеми своими ртами мой жир пожирает и сало поедает и мне ничего не оставляет. Только на тебя, Господи, надеюсь и уповаю. Аминь».

Такую молитву следует повторять каждый день в период убывающей луны. Как только наступит новолуние использовать молитву не нужно.

Христианская молитва для похудения в Чистый четверг

Человек живет в постоянно изменяющемся мире. Доказано, что существуют дни с очень сильной энергетикой, которые позволяют быстрее достичь желаемого. Один из таких дней — Чистый четверг, который попадает на время Великого Поста. Именно в этот день молитвы, направленные на похудение, являются очень эффективными.

Многие обряды и традиции в Чистый четверг связаны с водой. И именно она являет очень действенным средством для похудения. Очень важно проснуться в этот день очень рано, чтобы стать свидетелем появления первых лучиков солнца. Именно они очищают всю землю, и даруют людям надежду на светлую и счастливую жизнь. В этот момент происходит избавление от негатива и пагубных страстей, которые влекут за собой развитие опасных болезней и нарушает чистоту души.

Сильный молитвенный заговор для красоты тела произносился девушками в древние времена над серебряной водой. Для этого с вечера необходимо было набрать в емкость воды и бросить в нее серебряный предмет.

Утром нужно было умыться этой водой и проговорить такую молитву:

«Господи помоги! Как исповедь искренняя в церкви от грехов очищает, как вода святая грязь душевную снимает, так и ты, чистый четверг, очисти меня от обид и зла. Даруй мне, Боже Всевышний, вечное послушание и избавь от невоздержания. Защити меня от дьявольской хулы и слова дурного. Все, в чем моя душа и тело мается, все Чистым Четвергом навсегда смывается. Аминь».

Заговоры от ожирения и лишнего веса

Заговоры от того, чтобы избавится от лишнего веса — это очень действенные способы справится с ожирением. Они абсолютно безобидны и не могут навредить. Но чтобы такие методы были эффективны, нужно также вести здоровый образ жизни и заниматься спортом.

Существуют некоторые правила чтения заговоров, которые увеличивают эффективность обряда. Магические слова следует проговаривать в уединении, полностью сосредоточившись на своем желании похудеть. Важно постараться визуализировать желаемый результат, то есть представить себя стройной и красивой. Лучшие дни для чтения заговоров от ожирения — это вторник, среда и суббота. Читать заговоры для похудения следует натощак, при этом слова нужно произносить полушепотом.

Кроме того, существуют и другие требования к обрядам:

  • Никому нельзя рассказывать о том, что вы собираетесь похудеть с помощью магии. Таинство действий — главное условие эффективности обряда.
  • Нельзя использовать заговоры, в которых используются слова с негативной направленностью, к примеру, пожелания сгинуть, такие обряды помогут похудеть, но могут спровоцировать серьезные проблемы со здоровьем.

Заговор-молитва на заговоренную воду от Ванги

Многие считают, что очень действенным способом для похудения является заговор на воду, подаренный миру известной болгарской прорицательницей Вангой. Примечательно, что такой способ позволяет избавиться от аппетита, поэтому похудение происходит незаметно и совершенно безболезненно для организма.

Сильный заговор от Ванги для того, чтобы похудеть произносится в ванной. Набрав воды нужной температуры, следует добавить в нее стакан сливок и лепестки разных цветов: красного, белого и розового. После этого некоторое время следует понежиться в воде, при этом на теле обязательно должен быть нательный крестик.

Затем, лежа в ванной, следует произнести такой заговор:

«Матушка, природная водица, помоги мне. Я тебя свежим молоком напитала, лепестками роз украсила, да святым крестом освятила. Сделай доброе дело, помоги мне привести тело мое в порядок. Пусть уйдет из него жир лишний и ненужный. Забери сало мое и унеси в дальние дали, да дорогу ему назад закажи. Пусть буду я навсегда стройна и красива. Слова мои крепкие, желание сильное. Так и случится, как сказано».

С периодичностью 5 минут такие магические слова нужно повторить еще два раза. После этого можно закончить водные процедуры, а перед выходом из ванны нужно поблагодарить воду обычными словами.

Эффективные заговоры на убывающей или растущей луне

Заговоры на убывающей луне, направленные на похудение, отличаются повышенной эффективностью. Это объясняется тем, что в этот период быстрее выводятся шлаки и токсины из организма человека, а также улучшается обмен веществ и быстрее расщепляются жиры.

Но при этом успешно худеть можно и в фазе растущей луны. Для этого периода характерно лучшее усвоение веществ. Поэтому если использовать эффективную диету для похудения, то можно оздоровить организм, что позволит добиться хороших результатов.

Белая магия предлагает огромное количество различных обрядов, направленных на похудение, которые можно проводить в период убывания луны. Все они влияют на подсознание человека, а, следовательно, способствуют, сжиганию жировых клеток.

Как только луна начнет убывать нужно начинать проводить следующий действенный ритуал. Все действия необходимо повторять в течения 9 дней без перерыва.

В стакан из прозрачного стекла нужно набрать чистой воды и выйти под открытое небо. Важно, чтобы на небе был виден ущербный диск луны. Можно на улицу, но вполне достаточно стать на балконе или у открытого окна. Емкость нужно взять в руки и держать ее в зоне солнечного сплетения. Некоторое время нужно помолчать и постараться почувствовать силу лунного света.

После этого вглядываясь в ночное светило, следует проговорить такие слова девять раз:

«Луна идет на убывание, а мне ее сила на похудание. У ночного светила будут красивые рожки, а у меня – стройное тело. Слово сильное, дело луны будет сделано.

Сильный обряд можно провести и во время растущей луны. Очень важно строго соблюдать все правила данного обряда. Заговор нужно начинать читать в одну из ночей фазы растущей луны и продолжать это делать в течение 13 дней непрерывно. Оптимальное время для обряда — полночь. Свечи зажигать не обязательно, но искусственный свет лучше приглушить. Наиболее подходящим вариантом будет свет от бра или торшера. Во время прочтения заговора важно полностью сосредоточится на магических словах, нельзя ни на что отвлекаться.

Текст заговора, который произносится в абсолютном уединении такой:

«Как огонь силой своей расплавляет воск, так и сила луны войдет в мою плоть. Лунный свет очистит мое тело от жира. Лишний вес сойдет, а от сладости не будет радости. Аппетит уменьшится, но сытость останется. Пройдет всего лишь 13 дней и стану я стройней. Заклинаю тебя луна: расти, но меня не забывай! Да будет так. Аминь!».

Кому из Святых молиться, чтобы похудеть и не поправляться

Молиться на похудение можно не только к Господу Богу, но и к разным святым. Очень действенной является молитва к Николаю Чудотворцу. Ее нужно читать перед иконой Святого и при зажженной церковной свече.

Звучит она следующим образом:

«Обращаюсь к тебе я, Раб (-а) Божий (-ья) (собственное имя) Святой Угодник Божий Николай Чудотворец, стремящийся помочь всем страждущим и взывающим о помощи. Ты наша надежная небесная защита, помогаешь нам в искреннем покаянии спасаться. Прими мою мольбу о похудении, сделай так, чтобы тело мое не поправлялось, и ноги не болели. Дай мне силы для отказа от лишней пищи и для похудения. Да будет воля твоя. Аминь».

Молитвенное обращение пред иконой Матроны Московской

Очень востребованными являются молитвы к Святой Старице Матроне Московской. Перед тем как начинать молиться нужно обязательно посетить храм и заказать молебен за здравие.

В церкви нужно подойти к иконе Матроны Московской и прильнув к ней губами прошептать такие слова:

«Матрона Московская, прошу тебя помочь мне избавиться от лишнего жира и стать стройной. Аминь».

После этого нужно приобрести 9 свечей и набрать святой воды, а затем уйти из храма. Дома сразу после прихода из храма необходимо зажечь 3 свечи и начать читать молитвы Святой Матроне.

Первая молитва звучит так:

«Блаженная Святая Старица Матрона Московская. Ты стремишься помогать всем женщинам, которые обращаются к тебе с искренней мольбой. Избавь меня от аппетита и утоли мой голод малым количеством пищи. А излишки жира растопи святой водой навсегда. По одной капле святая водица уст моих касаться будет и лишний вес забирать. Да будет так. Аминь».

Вторая молитва позволяет справиться с лишним весом, если его причиной является порча.

Звучит она следующим образом:

«Обращаюсь к тебе, я, Раб (-а) Божий (-ья) (собственное имя), Старица Матрона Московская, с мольбой о заступничестве пред Господом Всевышним. Прошу защиты у Сил Небесных от лютых врагов. Помоги мне мое тело к нормальному весу вернуть, да защити меня от неуправляемого чревоугодия. Если злой колдун порчу на меня навел, так очисти меня. Помоги мне похудеть, но при этом не тяжко заболеть. Да будет воля твоя. Аминь».

Третья молитва поможет справиться с перееданием. Ее текст такой:

«Прошу тебя Блаженная Старица, Святая Матрона Московская. Избавь меня от чревоугодия, которое является грехом и помоги мне очистится от этого искушения плотского. Сделай так, чтобы малое количество еды полное удовлетворение мне приносило. Пусть вес мой вместе с каждым глотком воды уходит. Да будет так. Аминь».

Читать молитву Иринарху Ростовскому

Наиболее подходящей молитвой для того, чтобы похудеть является молитвенное обращение к преподобному Иринарху, затворнику Ростовскому.

Звучит текст молитвы следующим образом:

«О, великий угодник Божий и известный чудотворец, преподобный отче наш Иринарше! Обрати свое внимание на нас грешных, в просьбе нашей искренней к тебе обращающихся, усердно тебе молящихся. Просим тебя с умилением души, преклоняясь перед тобой. Проси о нас Господа всевышнего о мире и согласии в наших душах. Даруй нам долгоденствие и здоровье, братолюбие между народами да земли плодоносные, воздуха испроси нам чистого да дождей благовременных. Пусть коснется нас благословение Господа на все наши начинания благие. Молись за нас грешных и надеющихся на милость Божью. Избавь нас своими молитвами от бед разных. Не дай нам испытать голода, мору, потопу, пожару, войны, отравы вредоносной да тлетворных хворей. Защити нас от язвы смертоносной и от смерти напрасной без покаяния за грехи свои перед Господом Всевышним. Не позволь нам окунуться в страсти греховные и даруй нам надежду на Царство Божье. Аминь».

Мусульманские молитвы от чрезмерной худобы или полноты

В исламе считается, что если на человека наслали порчу, то он может худеть или полнеть. Нормализовать вес помогают специальные молитвы. Для того чтобы избавится от внешнего негатива, нужно читать суры из Корана.

При этом следует соблюдать следующие правила:

  • Оптимальным временем для мусульманских молитв считается период с поздней ночи до восхода. Допускается повторять молитвы против порчи начиная с полудня.
  • Первая половина дня в исламе считается временем колдунов и злых духов.
  • Чтобы достичь максимальной эффективности молитвы, ее нужно произносить в пятницу.
  • Сила молитв против порчи многократно возрастает, если они произносятся в состоянии медитации.

Мусульмане считают, что пророк Мухаммед знал большое количество простых молитв, которые помогали защититься от порчи, а, следовательно, не допустить изменения нормального веса.

Сильная мусульманская молитва в переводе с арабского языка звучит следующим образом:

«Прошу я Аллаха защитить меня моей молитвой от лихого шайтана, от любых злых зверей и ядовитых гадов, а также от дурного глаза».

Избавиться от негатива, посланного недоброжелателями можно с помощью суры «Верующие». Легенда утверждает, что сила этой молитвы настолько мощная, что если правоверный прочтет ее и после этого посмотрит на гору, то земная твердь расколется на две части.

Отзывы похудевших: кто похудел с помощью молитвы или заговора

Отзывы тех, кто худел с помощью заговоров, положительные только в том случае если люди искренне верили в силу магии. Поэтому можно сделать такой вывод: если вы не верите в силу заговора, то он будет бесполезным и похудеть не удастся.

Многим людям удалось нормализовать вес с помощью заговоров. И, по мнению психологов, в этом нет ничего удивительного. Ведь магические слова позволяют достучаться до подсознания. В большинстве отзывов упоминается, что после чтения молитв или заговоров у человека просто пропадал аппетит, и он переставал думать о пище. Другие люди, которые использовали магию для похудения, утверждают, что у них возникал интерес к правильному питанию. А это значит, что организм, получая все необходимые вещества, сам справлялся с лишними килограммами.

Люди с развитым воображением после заговоров приобретают возможность полностью контролировать свой рацион питания, представляя, как определенный вид пищи влияет на работу отдельных органов человеческого организма. Вследствие этого, никакого вреда такой способ похудения не несет, так как является естественным и не вызывает стресс.

Сегодня отцы Церкви расскажут Вам, как победить начало всех страстей и сохранить здоровье. Несколько важных советов от профессионалов духовной брани – в нашем сегодняшнем тексте.

Что такое чревоугодие и чем оно опасно?

Нам кажется, что чревоугодие не про нас. Вроде, употребляем пищу в меру. Но в том и коварство страсти, что в наши дни ее понимание совершенно упрощено и недооценено. Святые отцы ставят чревоугодие на третье (!) место после гордости и блуда. В общем-то, от привычки вкусно поесть, неспособности ограничить себя в еде на время поста и невоздержанности вообще и кроются многие начала других грехов.

Церковь не ограничивает человека: нужно есть, но не надо объедаться, можно пить, но не упиваться, лучше знать меру во всем.

Святые отцы говорили, что чревоугодие усыпляет ум и волю. Ненасытность в пище и пристрастие к изысканным блюдам обнажает страсти самолюбия и похотливости. Невозможность получить желаемое лакомство делает человека злым и раздражительным. На первый взгляд очень трудно понять, в чем же здесь грех. Ведь желание к употреблению пищи есть самая естественная потребность.

Но выходит так, что с нее все и начинается. Посмотрите на капризных детей, которые вдруг не получили лакомство. Нам кажется, что это просто детская шалость. На самом деле родители, сами того не желая, еще в малом возрасте через лакомства приучают детей к греху. Самые яркие последствия чревоугодия проявляются в человеке явно: от чрезмерного употребления пищи можно заработать ожирение, подорвать здоровье неправильным питанием (в основе которого обычно лежит пристрастие к сладкому, жаренному или мучному), а также заработать зависимость (например, от алкоголя).

И еще об одной крайности тут может идти речь. Как ни покажется странным, но увлечение диетами тоже можно считать разновидностью греха чревоугодия. Любая излишняя разборчивость в том, что мы едим, привязанность к определенным продуктам отвлекают мысли человека от главного в жизни. Ставя пищу на первое место, мы отдаляемся от Бога. Наверняка у каждого в окружении есть рьяные последователи определенных диет и теорий питания, посмотрите с каким высокомерием они относятся к тем, кто не разделяет их взглядов. Выходит, что из чревоугодия может родиться и злость, и гордость, и тщеславие.

Прямая речь: святые отцы о борьбе с чревоугодием

«Кто с жадностью предается яствам, подрывает силы тела, равно как уменьшает и ослабляет крепость души»
«…Адама изгнало из рая чревоугодие; оно же во времена Ноя было причиною погона; оно же и на содомлян низвело огонь. Хотя преступлением их было и сладострастие, но корень той и другой казни произошел от чревоугодия…»
Святитель Иоанн Златоуст

***

«Чревоугодие разделяется на три вида: один вид побуждает принимать пищу раньше определенного часа; другой любит только пресыщаться, какой бы то ни было пищей; третий хочет лакомой пищи. Против этого христианин должен иметь троякую осторожность: ожидать определенного времени для принятия пищи; не пресыщаться; довольствоваться всякой самой скромной пищей»
Иоанн Кассиан Римлянин

***

«…Если будешь владеть чревом, то станешь обитать в раю; а если не овладеешь им, то сделаешься добычею смерти»
Святитель Василий Великий

***

«Я вам говорил и говорю: кушайте досыта, но не до пресыщения. Сыты, положите ложку. А иной уже сыт, а все-таки есть да есть, глаза не сыты – это грех»
Варсонофий Оптинский (Плиханков)

***

«…Избегая неумеренности в наслаждении, целью вкушения надобно поставлять не приятность, а потребность пищи для жизни; ибо раболепствовать удовольствиям не что иное значит, как чрево свое делать богом»
Василий Великий

Постом и молитвой: как победить страсть чревоугодия?

Победить привычку к чревоугодию одной силой воли сложно.

«Без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15:1)

Говорит нам Господь со страниц Евангелия. Выходит, что первым шагом на пути к победе над первой страстью нужно прибегнуть к молитве:

Страсть чревоугодия и как с ней бороться по учению святых отцов

Терлецкий О. В.

Канд. мед. наук, врач дерматовенеролог

«Обуздывающий чрево умаляет страсти, а побеждаемый многоядением размножает сластолюбивые похоти»

Преподобный Нил Синайский

ЧРЕВОУГОДИЕ

Иллюстрация Гюстава Доре, 1873 г., к «Гаргантюа и Пантагрюэль»
(фр. La vie très horrifique du grand Gargantua, père de Pantagruel) — сатирическому роману французского писателя XVI века Франсуа Рабле в пяти книгах о двух добрых великанах-обжорах, отце и сыне.

Пьянство – церковь не воспрещает употребление спиртных напитков в меру, но воспрещает ими упиваться (как не воспрещает еду, но воспрещает чревоугодие).

Почему курение является грехом? Приносит ли это занятие вред душе?

Отвечает священник Афанасий Гумеров.

Виды чревоугодия: пьянство, тайноядение, сластолюбие, гортанобесие (удерживание пищи во рту с целью услаждения вкусом), многоядение .

Смотрите на сайте архимандрита Ианнуария (Ивлиева): Греховные страсти. Развитие и классификация.

профессора, иерея, настоятеля Храма Рождества Иоанна Предтечи в деревне Юкки Григория Игоревича Григорьева

Часть 1.
Часть 2.
Часть 3.

Вылечить алкоголизм, именно вылечить, а не приостановить на некоторый промежуток Вам помогут в клинике по борьбе с курением, алкоголизмом и наркоманией – МИРВЧ (Международный институт резервных возможностей человека).

Тайноядение – употребление пищи тайком (из жадности, стыда или нежелания делиться, при нарушении поста, при употреблении недозволенной еды и т.п.).

Гортанобесие – страсть вкушать особо вкусную пищу, наслаждаться вкусовыми ощущениями (гурманство).

Семь смертных грехов
1475-1480 гг.
Иероним Босх (1450-1516) — нидерландский художник, один из крупнейших мастеров Северного Возрождения.

Иероним Босх. Семь смертных грехов 1475-1480 гг. Чревоугодие. Фрагмент.

Чревоугодие – нарушение второй заповеди, один из видов идолопоклонства. Так как чревоугодники возвышают чувственное удовольствие, то, по слову апостола Павла: «их бог – чрево» (Флп. 3:19), т.е. чрево – их кумир, идол.

Смотрите и слушайте лекцию священника Максима Каскуна: «Страсть чревоугодия и борьба с ней».

Академик Уголев А.М.

Первый фильм — «Устройство системы пищеварения человека» или «Живая еда 1».

Третий фильм — «Гормональный фон зависит от питания» или «Живая еда 3».

Уголев предложил теорию, согласно которой существует три типа пищеварения: внеклеточное дистантное, внутриклеточное и мембранное (пристеночное, контактное).

Симбионтное пищеварение происходит под влиянием ферментов, синтезированных симбионтами макроорганизма (микроорганизмами) пищеварительного тракта. Так происходит переваривание клетчатки пищи в толстой кишке.

Итак, мы видим, что адекватной пищей человека является еда, рекомендованная ему Господом Богом, а исключительно важный, для здоровья и жизни людей, путь к открытию академика Уголева А. М., был указан в Библии много тысячелетий назад (Быт. 2:9, 16–17).

Адам и Ева в саду Эдема, 1530 г., Лукас Кранах Старший (1472–1553)

Как же случилось, что, первый человек, изначально сотворенный нетленным и потенциально бессмертным, соблазненный диаволом и впавший в грех непослушания Богу, в своих потомках приобрел болезни и смерть?

Думаю, что, в том числе, из-за продолжающегося упорства и непослушания Богу и «благодаря» чревоугодию (смотрите «Духовно ориентированную терапию кожных больных»).

Что говорит Библия о том, какую пищу заповедал Бог человеку?

Адам и Ева, 1376–1378, Дж. де Менабуони (1320–1391), фреска в Падуанском баптистерии

Святитель Иоанн Златоуст замечает: «Итак, употребление одежд пусть непрестанно напоминает нам о потерянных благах и о том наказании, которое постигло человеческий род за преслушание» .

Преп. Максим Исповедник

Что говорит Библия о том, разрешил ли Бог людям есть мясо?

Итак, чем питался человек после изгнания из Рая?

Источники и литература

1. http://azbyka.ru/shemy/vosem strastei.shtml

2. http://livelymeal.ru

3. Библия.

4. Священник Михаил Шполянский. Как приготовиться к исповеди и причастию. Практическое пособие для православного христианина. – М.: Отчий дом, 2008. – 128 с.

5. Физиология человека. Под ред. Г.И. Косицкого. – 3-е изд., перераб. и доп. –М.: Медицина, 1985. 544 с. ил.

7. Уголев А. М. Естественные технологии биологических систем. – Л. : Наука, 1987. – 317 с.

8. Уголев А. М. Теория адекватного питания и трофология. – Л. : Наука, 1991. – 272 с.

Эта страсть нарушает заповедь из Евангелия от Луки: «Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством…» (Лк.21:34).

Апостол Павел в первом послании к Коринфянам наставляет: «Пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое» (1 Кор. 6:13).

Апостол Павел.

В Книге Иова сказано: «Он (человек) … не знал сытости во чреве своем и в жадности своей не щадил ничего. Ничего не спаслось от обжорства его, зато не устоит счастье его» (Иов. 20:19–21).

Святой Иоанн Кассиан Римлянин.

Преподобный Нил Синайский наставляет: «Обуздывающий чрево умаляет страсти, а побеждаемый многоядением размножает сластолюбивые похоти» .

Преподобный Нил Постник (Синайский).

Преподобный Иоанн Синайский в «Лествице», Слове четырнадцатом «О любезном для всех и лукавом владыке чреве» говорит: «Насыщение есть мать блуда, а утеснение чрева – виновник чистоты (14:5)».

Преподобный Иоанн Синайский.

Святитель Феофан Затворник учит: «Пост и вообще постническая жизнь – лучшее средство к хранению здоровья и процветанию его» .

Святитель Феофан Затворник (1815-1894).

Страсть чревоугодия побеждается постом (смотрите статью «Роль поста в терапии кожных болезней»).

Святитель Василий Великий.

Святитель Иоанн Златоуст учит: «Пост тела — пища для души» .

Святитель Иоанн Златоуст.

Заповедь не говорила о количестве пищи, а воспрещала только качество. Да умолкнут же те, которые признают пост только в количестве пищи, а не в качестве. Углубясь в опытное изучение поста, они увидят значение качества пищи.

Напротив, пост вводит христианина в состояние духовное» .

Святитель Игнатий Брянчанинов (1807-1867).

Святитель Димитрий Ростовский (1651-1709).

«Пусть пища станет вашим лекарством, и все лекарства будут заключены в пище» (Гиппократ).

Никогда не отчаивайтесь! Смотрите «Результаты» «ДО» и «ПОСЛЕ» терапии.

ВАЖНО! Самые лучшие результаты лечения получены пациентами, получавшими «Духовно ориентированную терапию кожных больных».

АННОТАЦИЯ

Книга: «Псориаз и другие кожные заболевания. Терапия, диета, рецепты блюд» написана, в связи с неоднократными обращениями больных псориазом к автору с просьбой издать руководство, позволяющее объективно изучить их болезнь, выстроить безопасную и полезную для здоровья систему лечебных мероприятий, ведущую к победе над серьёзным, мучительным недугом.

Автор видит причину происхождения псориаза в генетической предрасположенности человека, состоянии его нервной системы и кишечника. Проявления псориаза на коже человека автор расценивает, как попытку организма избавиться от нервного напряжения, внутренних и внешних токсинов. Это своеобразный сигнал «SOS!», фиксируемый кожей, исходящий от внутренних органов, в связи с нарушением равновесия между здоровьем и болезнью. Сигнал посылается хозяину. Цель сигнала — устранение заболевшим человеком причин приведших к этим изменениям. Без понимания происходящего и правильного мышления пациента эта цель недостижима.

Подробно описана терапия, лечебное питание для больных псориазом и другими дерматозами, даются рецептуры приготовления блюд. Книга предназначена для больных псориазом, дерматологов, микологов, врачей общей практики, педиатров, терапевтов, студентов медицинских вузов, училищ.

Предупреждение автора. Эта книга, кроме справочного материала, является источником информации о результатах, полученных моими пациентами и основана на моих исследованиях. Она не может быть использована для самодиагноза или самолечения. Консультация с врачом до осуществления любого лечебного воздействия абсолютно необходима.

Внимание! Очень важно соблюдение пациентом гипоаллергенной диеты (смотри в «Школе больного» соответствуюющую статью: «Роль диеты в терапии больных псориазом»). Диета при любом кожном заболевании такая же.

РЕКОМЕНДОВАННЫЕ СТАТЬИ, ФИЛЬМЫ, АУДИО ЛЕКЦИИ, ЛИТЕРАТУРА

Если Вы хотите познать истинное положение дел в медицине и знать какой опасности подвергается Ваша жизнь, пожалуйста ознакомьтесь со статьёй «Горькие плоды врачебных ошибок» в разделе «Школа больного».

Визуальное «Евангелие от Иоанна» это кинокартина, которая была слово в слово перенесена из Библии. История жизни Иисуса, описанная его учеником Иоанном, это 3-х часовое повествование переносит зрителя в древний мир, тщательно и скурпулезно воссозданный, включая оригинальный саундтрек, наполненный звуками инструментов из того времени. Картина точно следует тексту «Евангелие от Иоанна», не добавляя ничего из других евангелий и не пропуская сложных моментов.

Если Вы ещё не видели фильм Мела Гибсона «Страсти Христовы» обязательно посмотрите его.

Фильм «Страсти Христовы» о последних двенадцати часах жизни Иисуса из Назарета. Действие начинается в Гефсиманском саду, куда Иисус пришел помолиться после Тайной вечери. Иисус сопротивляется искушениям, которым подвергает его сатана. Преданный Иудой Искариотом, Иисус арестован. Его приводят назад в Иерусалим, где предводители фарисеев обвиняют его в богохульстве, и суд над ним завершается смертным приговором…

Если Вы хотите увидеть уникальные кадры, снятые очевидцами, как ангелы забирают душу праведного человека, услышать свидетельства людей, побывавших на «том» свете, посмотрите фильм Галины Царевой «Память смертная».

«О духовных наставниках»:

  • Часть. 1. «О духовных наставниках»;

  • Часть. 2. «О духовных наставниках»;

  • Часть. 3. «О духовных наставниках».

«О сущности Христианства»:

  • Часть. 1. «О сущности Христианства»;

  • Часть. 2. «О сущности Христианства».

Литература

2. Добротолюбие : В 5 т. / В рус. пер. святителя Феофана, Затворника Вышенского. – М. : Сибирская Благозвонница, 2010. – Т. 2. – 633 с.

4. Архимандрит Георгий (Тертышников). Симфония по творениям святителя Феофана, Затворника Вышенского. – М. : ДАРЪ, 2006. – 664 с.

6. Преподобный Иоанн Синайский. Лествица. – Свято-Троицкая Сергиева лавра, 2007. – 496 с.

8. Симфония по творениям святителя Игнатия (Брянчанинова). – М. : ДАРЪ, 2008. – 776 с.

10. Цветник духовный. Мысли и изречения святых и великих людей. – М. : ДАРЪ, 2010. – 592 с.

Книги по медицине

О страсти чревоугодия

Босх. Страсть чревоугодия

Грех Адама, передающийся от поколения к поколению, заключает в себе потенциал всех человеческих грехов. Святые отцы, прошедшие многолетний опыт аскезы, видели глубины человеческой души – этого тайника, где зарождаются мысли и желания. Из сложной мозаики грехов они выделили и описали восемь главных страстей – восемь язв души, восемь рек мертвой воды, текущих из ада, от которых как ручейки и потоки берут начало остальные грехи. Русла этих рек словно меридианы опоясывают землю, а их истоки и устья соединяются в преисподней.

Восемь страстей связаны друг с другом как звенья цепи, которой диавол оковывает людей и влечет за собой как победитель пленников. Это восемь глав гидры, с которой должен вступить в борьбу каждый христианин; это невидимая сеть, в которую сатана уже восьмое тысячелетие стремится поймать, как зверолов добычу, земной шар.

Первое звено этой цепи – чревоугодие. Многим людям оно кажется невинной слабостью, не внушающей особого опасения, тем более что последствия этого греха, как струпья проказы, проявляются не сразу, а спустя годы. Но надо помнить, что после грехопадения Адама, нарушилась гармония между душой и телом человека. Тело – инструмент души и органическая часть человеческой личности – стало субстратом страстей и похоти. Тело – рабыня духа. Эта рабыня, будучи обласкана душой, захотела повелевать ей. Она, как Ева Адама, то обольщает ум мнимой сладостью страстей, а сердце очаровывает темной мистерией греха, то, как мятежник восстает против духа, стараясь свергнуть его с престола и самой стать царицей человеческой тримерии – духа, души и тела.

Тело – это злой друг и добрый враг. Без тела не формируется человеческая личность. Без тела дух и душа не могут проявить себя вовне через слова и деяния. Лукавая плоть всегда готова предать душу диаволу за медные гроши низменных наслаждений – как Иуда за тридцать сребреников продал на смерть своего Учителя. Тело – коварный спутник души на тернистом пути к небесному царству, который то покорно следует за ней, то старается увлечь ее на широкую, выложенную камнем дорогу, ведущую к вечной смерти. Можно сравнить душу и тело с всадником и диким конем: если всадник ослабит удила, то конь помчится, куда глядят глаза, и оба свалятся в яму.

Чревоугодие – победа тела над духом; это широкое поле, на котором бурно растут все страсти; это первая ступень отвесной, скользкой лестницы, ведущей в преисподнюю. В библейской Книге Бытия написано, что Бог взглянул на землю и увидел, что все люди плоть, и Дух Его не может пребывать в них. Допотопное человечество не выполнило своего предназначения: плотское начало победило духовное, как бы поглотило его. Это был триумф плоти, который стал началом конца. Человечество не только погрузилось в болото материальности, но забыло Бога; став земным прахом, оно воздвигло себе из праха идолов – новых мертвых богов. По всей земле стало распространяться как чума идолопоклонение, волшебство, магия, разврат и людоедство. Культ плоти превратил историю человечества в бесконечную оргию. Уже до всемирного потопа человечество духовно погибло в потопе своих страстей. Всемирный потоп только как могильщик вырыл общую могилу для мертвецов и сделал дно океана кладбищем всякой плоти. Тела чревоугодников поглотило морское чрево, а души демоноугодников – ненасытное чрево преисподней.

История повторяется. Господь сравнил времена Ноя с последним временем. Снова плоть начинает торжествовать над духом, а демон – над плотью, растлевая, развращая ее, и всячески глумясь над ней.

Чревоугодие уродует человека. При виде чревоугодника невольно вспоминается рынок, где висят окровавленные туши животных, привезенных с бойни. Кажется, что тело чревоугодника висит на его костях, как ободранные туши на железных крюках.

Чрево, отяжелевшее от пищи, погружает ум в мрачную дремоту, делает его ленивым и тупым. Чревоугодник не может глубоко мыслить и рассуждать о духовном. Его чрево, как свинцовая гиря, тянет оземленную душу вниз. Особенно остро ощущает такой человек свою немощь во время молитвы. Ум не может войти в молитвенные слова, как тупой нож – резать хлеб. В этом смысле чревоугодие – постоянное предательство своей молитвы.

Следует отметить, что чревоугодие помрачает также интеллектуальные и творческие силы человека. Почти никто из выдающихся поэтов и художников не отличался чревоугодием и не имел тела, напоминающего пивную бочку. Как на исключение можно указать на поэта Апухтина, похожего на картину Гаргантюа. Однажды ребенок, увидев в своем доме среди гостей Апухтина, удивленно закричал: «Мама, что это за человекообразное существо!».

Нередко чревоугодник, уставший от груза собственного тела, доводящего до одышки и изнеможения, и от необходимости постоянно преодолевать как преграду размеры собственного живота, когда необходимо нагнуться, чтобы поднять вещь с пола или завязать шнурки на туфлях, решает объявить войну бесу чревоугодия и уничтожить как врага собственный жир. Он выписывает диеты из журналов, и объявляет своим близким, что скоро его фигура будет походить не на фламандскую живопись, а на статую Аполлона. Однако такой чревоугодник, севший на диету, чаще всего оказывается в роли гладиатора, который без оружия вступил в схватку с диким зверем: в первую минуту он еще сопротивляется, но затем падает, растерзанный когтями и клыками хищника. Первое время чревоугодник придерживается строгой диеты и смотрит на окружающих победоносно, как Геракл после очередного подвига, но затем, не выдержав скребущей боли в желудке, набрасывается на пищу, словно хочет наверстать упущенное.

В чревоугодии можно различить две страсти: чревобесие и гортанобесие. Чревобесие – это ненасытное желание пищи, это агрессия тела против души, постоянное домогательство чрева, которое, как жестокий мытарь, требует от человека непомерной дани, это безумие чрева, которое без разбора поглощает пищу, как голодная гиена добычу. Желудок такого человека подобен мешку, куда скупой хозяин запихивает без разбора вещи, собираясь в дальнюю дорогу, а затем с трудом волочит ненужный груз.

Гортанобесие – постоянное желание лакомой и изысканной пищи, это сладострастие гортани. Человек должен есть, чтобы жить, а здесь он живет, чтобы есть. Он заранее составляет меню с таким озабоченным видом, как будто решает ребус или математическую задачу. Он тратит на лакомства все деньги, как игрок в азарте проигрывает свое состояние.

Есть еще другие виды чревоугодия, это: тайноядение – стремление скрыть свой порок; раноядение – когда человек, едва проснувшись, принимается за еду, еще не испытав чувства голода; поспешное ядение – человек старается быстро наполнить чрево и глотает пищу не разжевывая, словно индюк; несоблюдение постов, употребление из-за похоти гортани вредных для здоровья продуктов. Древние аскеты считали чревоугодием также чрезмерное употребление воды.

Как избавиться от чревоугодия? Вот несколько советов. Перед трапезой надо втайне помолиться, чтобы Господь дал воздержание и помог положить предел домоганиям чрева и гортани; помнить, что наше тело, падкое до пищи, рано или поздно само станет пищей для червей, взятое из земли – горстью земного праха; представить, во что превращается пища в чреве. Нужно мысленно определить для себя количество пищи, которую хотелось бы съесть, а затем отнять от нее четвертую часть и отложить в сторону. В первое время человек будет испытывать чувство голода, но когда организм привыкнет, то надо снова отнять от пищи четвертую часть – так советует преподобный Дорофей в своих поучениях. Здесь принцип постепенного уменьшения пищи до необходимого для жизни количества. Часто демон искушает человека, пугая, что от недостатка пищи он ослабеет и заболеет, не сможет работать и станет обузой для других. Домашние также будут волноваться и с тревогой смотреть в его тарелку, настойчиво убеждая, чтобы он поел побольше.

Святые отцы советуют вначале ограничить употребление пряной и раздражающей аппетит пищи, потом сладкой, услаждающей гортань, затем жирной, утучняющей тело. Следует есть не спеша – так скорее появляется чувство насыщения. Вставать с трапезы надо тогда, когда утолен первый голод, но еще хочется есть. В старое время был обычай трапезничать молча. Посторонние разговоры отвлекают внимание, и человек, увлекшись беседой, может машинально съесть все, что лежит на столе. Старцы также советовали во время еды читать Иисусову молитву.

Насчет меры употребления воды следует помнить, что жажда бывает естественная и ложная. Чтобы различить их, надо подержать во рту немного воды, не проглатывая ее: если жажда ложная, то она проходит, а если остается – то естественная.

Все страсти связаны друг с другом; их сочетание представляет собой как бы цветную мозаику или причудливые узоры ковра. Так чревоугодие может сочетаться со страстью гнева. У некоторых людей в состоянии гнева, и вообще волнения и тревоги, появляется желание что-нибудь жевать, чтобы отвлечь свои мысли; а так как гневливый человек почти всегда в волнении, то он привыкает постоянно класть пищу в рот. Чревоугодники оправдывают свою страсть психическим состоянием – стремлением выйти из стресса. Но в результате они приобретают не спокойствие, а лишние килограммы.

Чревоугодие иногда сочетается со скупостью. Такой человек готов поглощать испорченную, заплесневевшую пищу, только бы не выбросить ее. Скупые чревоугодники хранят продукты как реликвии, радуясь, что у них есть запасы на долгое время. Только когда продукты начинают портиться и гнить, тогда они решаются использовать их в пищу. Скупцы, угощая гостей, в душе ненавидят их как захватчиков, и переживают мучения за каждый съеденный кусок. Но сами они любят ходить к знакомым на обед, и даже составляют расписание – когда и к кому идти.

Чревоугодие, соединенное с тщеславием, порождает тайноядение. Тщеславный боится показаться обжорой. Он при людях ест воздержанно, но когда остается один, то спешит удовлетворить свою страсть. У него имеется заветное место, где он прячет пищу от посторонних глаз. Оглядываясь по сторонам и убедившись, что никого нет, он подходит к шкафу, как скупой рыцарь – к сундуку с сокровищами, достает еду и быстро пожирает ее. Надо сказать, что славянское слово «пожирать» означает «приносить жертву». Чревоугодник приносит жертву своему чреву как язычник идолу.

Есть грехи, родственные чревоугодию, например трапеза без молитвы, ропот на пищу, злоупотребление алкоголем, непристойные шутки, сквернословие, брань, споры и ссоры во время еды. На такие застолья слетаются бесы, как мухи на мед, и оскверняют невидимыми нечистотами пищу.

Можно сказать, что грех чревоугодия представляет собой постепенное поедание телом души, в результате чего в человеке меркнет небесное, духовное начало, и он становится слепой плотью.