Монашеское келейное правило

«Спаси, Господи!». Благодарим что посетили наш сайт и перед тем, как начать читать необходимую информацию просим Вас посмотреть нашу страничку в Инстаграм «Господи, Спаси и Сохрани †» — ссылка http://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . Перейдите и посмотритее ее, пожалуйста. В сообществе уже больше 48 000 подписчиков, единомышленников. Если Вам понравится наша группа, пожалуйста подписывайтесь на нее. Мы выкладываем православные редкие молитвы из молитвослова, высказывание святых, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Ангела Хранителя Вам и хорошего, бгагодатного дня! (информация на правах рекламы)

Наиболее популярными и часто произносимыми келейными мольбами выступают келейные молитвы Иоанна Крестьянкина, найти которые можно во многих книжках, а также в Интернете.

Это, как правило, личные или индивидуальные молитвы за грехи, которые замаливают монахи или иноки. Такой процесс совершаются в своих собственных кельях индивидуально, откуда и пошло название данного вида молитв. Уединяясь, монах преклоняется сверх общего богослужения, после окончания всех обязательных служб в течение дня, предусмотренных в приходе.

Как читать

Сама молитва читается за грехи собственные или прихожан, но без их присутствия. Выполняется после богослужения и трапезы в своих кельях, так же возможно и в домашних условиях в кругу родных и близких.

Тематики данных молитв могут быть достаточно разными, как например: молитва о здоровье, о совершенном грехе, о здравии и о благополучии. Некоторые из них описаны далее как в сборниках, так и отдельно.

Келейные молитвы Архимандрита Иоанна Крестьянкина

Святой верующий внес не малый вклад в развитие духовенства, создал ряд известнейших трудов в этом направлении:

  1. «Опыт построения исповеди по десяти заповедям»(10 заповедей).
  2. «Опыт построения исповеди по заповедям блаженства»(9 заповедей).
  3. «Келейная книжица»(75 молитв).

Последняя представляет собой сборник, где размещены различные тематики, пригодные на все случаи жизни. Создана Келейная книжица молитвы архимандрит Иоанном Крестьянкином собственноручно в течение последних 25-ти лет жизни в духовенстве. Она увидела свет под редакцией Свято-Успенского Псковско-Печерского монастыря. Иоанн Крестьянкин использовал сам данное исцеляющее собрание ежедневно, по прилагаемому расписанию, приложенному в сборнике.

БЛОНДИНКА (обязательно прочтите до конца!) Отец Виталий отчаянно сигналил вот уже минут 10. Ему нужно было срочно уезжать на собрание благочиния, а какой-то громадный черный джип надежно «запер» его машину на парковке около дома. «Ну что за люди?! – мысленно возмÑ… Read more САМЫЙ БЕСТАКТНЫЙ ВОПРОС, КОТОРЫЙ ЗАДАЮТ ЖЕНЩИНАМ Писательница Надира Анжель выложила в своем блоге пронзительный пост о самом бестактном вопросе, который задают женщинам. Вот представьте, женщина, за 30 лет, детей нет. Окружающие спрашивают: «Как так, до сих пор нет… Read more «И ВООБЩЕ, Я НА ИСПОВЕДЬ ОПАЗДЫВАЮ…» самая христианская история Поехала я в один монастырь на всенощную и на исповедь. Приехала к началу, но очень хотела есть. А там, недалёко от входа, монастырский ларёк с выпечкой, чаем-кофе и всякими другими вкусностями. Заняла очередь, и когда она … Read more

САМЫЙ ЛУЧШИЙ СВЯЩЕННИК Оные люди, особенно любящие, как любой СОБЕС, денежки в чужом кармане посчитать, не глядя в зеркало, спрашивают у меня и про часы Патриарха, и про жизнь клирошан, растягивая философски многозначительно, что «если бы да та… Read more СИЛА РОДИТЕЛЬСКОГО СЛОВА Ругая ребенка (и взрослого!), то есть, более чем решительно и убежденно утверждая, что он (она): „лентяй“, „трус“, „бестолочь“, „идиот“, „подлец“, мы это ВНУШАЕМ. Если говорить: „Ничего из тебя не выйдет!“, „Ты соверше… Read more

Разновидности келейных молитв

Само по себе действо самовольного ухода из жизни считается большим грехом. Отпевать в церквях за упокой, людей ушедших по своей воле является грехом и невозможным для приходов. Учитывая такое обстоятельство, духовенство пошло на встречу близким грешников, и около 1925г., впервые были написаны старцем Львом Оптинским молитвы о самогубцах, с целью утешения душ грешника и его близких.

Их разрешалось читать не только служителям приходов, но и родственникам усопшего. Произносилась келейная молитва о самоубиенных в тихих домашних условиях, в кругу близких и родных людей. Такие чтения утешали души грешников и их близких.

Считалось, что часть греха берут на себя люди, присутствующие на данной молитве и разделяю долю страданий души мученика.

Молитва преподобного Льва Оптинского для келейного чтения имеет такие слова:

«Взыщи, Господи, погибшую душу раба Твоего (имярек): аще возможно есть, помилуй. Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне в грех молитвы сей моей, но да будет святая воля Твоя».

Кроме этого, известна также келейная молитва за самовольне живот свой скончавших. Издается она в форме «КАНОНа» и повествования. Там изложены следующие важных моменты:

  1. Предыстория создания данной молитвы, основанная на реальных событиях в 1925г., в повествовательной форме.
  2. Разъяснение того, что есть самоубийство само по себе.
  3. Сама молитва за усопших от несчастной и насильственной смерти.
  4. «Канон» из 9-ти песен.

Келейные молитвы носят характер самоуспокоения, чтобы искупить грехи души, которая покинула мир живых. Предназначены такие слова для индивидуального прочтения как монахами в кельях, а так же в кругу близких и родственников в домашних условиях. Произносится молитва только в случаях, когда человек сам прервал свою жизнь. Такие слова способны облегчить боль от утраты.

При чтении молитвы очень важным моментом является искренность и вера в то, что произносится. Благодаря таким словам можно обрести успокоение души.

Смотрите еще видео с келейным акафистом архангелу Уриилу:

Молитва келейная

Чтобы школа не навредила Я уверен, что сегодня главная забота верующих родителей должна заключаться не в том, чтобы их чадо ходило в школу и хорошо там училось, а в том, чтобы эта самая школа и учеба не принесли ему вреда. Услышьте в моем призÑ… Read more «У нас в классе тоже есть такой мальчик» Я не знаю, что на самом деле произошло в Керчи. Я не специалист по стрельбе и взрывам, поэтому не могу опровергать официальную версию. Да и надо ли? Факт: 18-летний парень убивал своих ровесников. Один он был или целый взвод… Read more

ВЫПРОШЕННЫЙ КРЕСТ Как утверждали святые отцы, выпрошенный крест — самый тяжелый. Например, моя мама всегда мечтала, чтобы ей не приходилось мыть посуду и убирать… А моя подруга актриса и певица Люля мечтала эмигрировать («только бы выр… Read more Почему особо выделяются 3-ий, 9-ий и 40-й дни после смерти? Душа человека до 3 дня находится рядом с его родными, с 3 по 9 день ей показывают загробный мир, а с 9 дня — особо тяжелый период для души умершего, она идет по мытарствам, где познает все свои грехи. Наконец, в 40 день оканчив… Read more РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ИСТОРИЯ Жили в одном большом городе двое детей, брат с сестрой — Никита и Катя. Жили они в красивом светлом доме, у них была умная и добрая мама, а папа — самый лучший на свете! Была зима, весь город был запорошен снегом, стоял неб… Read more ЗНАЧЕНИЕ ИКОН. ОБЯЗАТЕЛЬНО ПОДЕЛИТЕСЬ С ДРУЗЬЯМИ! 1. «СЕМИСТРЕЛЬНАЯ» — это сильнейшая икона в защите дома и любого помещения, а также того человека, на ком она находится, от злых, завистливых людей, от сглаза, порчи и проклятий. Примиряет враждующих, приносит мир, лад, её т… Read more БУЛОЧНИК И НИЩИЕ. Есть история об одном богатом булочнике, который попросил привести к нему детей из самых нищих семей в городке. Когда дети собрались, он сказал им: — В этой корзине лежит по буханке хлеба на каждого из вас. Возьмите кажд… Read more ВОТ ЧТО ЗНАЧИТ ЛЮБИТЬ! За несколько лет до второй мировой войны жила одна замечательная супружеская пара. Они очень любили друг друга. Муж при каждом возможном случае старался выразить жене свою любовь. А она была красива, чувствительна и обÐ… Read more ДЕСЯТЬ ПРАВИЛ ВЕЛИКОГО ПОСТА. Чтобы провести Великий пост с Господом, а не превратить его в полтора месяца тяжелой и бессмысленной диеты, следует придерживаться нескольких важных правил. 1. ВСЕГДА РАДУЙТЕСЬ! «Всегда радуйтесь, непрестанно молит… Read more

Метки:Господь молитва

— В чем отличие монашеского молитвенного правила от молитвенного правила христиан, живущих в миру?

Отвечает иеромонах Пимен (Хеладзе), старший священник и духовник Свято-Алексиевского женского монастыря города Саратова:

— Молитвенное правило для христиан, живущих в миру, сформировалось позже монашеского. Оно представляет собой, если можно так сказать, отзвук монашеского правила и включает в себя утренние, вечерние молитвы, а также, по благословению духовника, в течение дня возможно чтение канонов или акафистов, или же кафизм Псалтири.

Молитвенное же правило монашествующих, которые, в отличие от мирских людей, не обременены многочисленными бытовыми заботами, представляет собой полный суточный круг богослужений, а именно: вечерню, повечерие, полунощницу, утреню, первый час, третий час, шестой час, девятый час и Божественную литургию. При этом в различных монастырях существуют свои особенности: например, полунощницу где-то совершают в 24.00, а где-то в 3.00. Отличием является и то, что утренние молитвы читаются в одних монастырях перед полунощницей, а в других — после нее, с определенными добавлениями: это трехканонник с акафистом либо Иисусу Христу, либо Божией Матери, в зависимости от дня. Затем идут положенные зачала из Нового Завета — апостольские и Евангельские чтения. Утреню тоже совершают по-разному в различных монастырях: или вечером, или же утром. До Литургии, рано утром, в монашеских обителях положен братский молебен с акафистом. В 15.00 в монастырях совершается, кроме того, дневное правило, состоящее из канона и акафиста тому святому или празднику, в честь которого основан монастырь. Также происходит моление о братиях монастыря. На малом повечерии вставляются каноны святым, которые не вычитывались на вечерне. И совершается чин прощения.

Помимо данных особенностей, целые сутки в храме монастыря читают Псалтирь — как правило, по очереди. Кроме того, каждый монах молится келейно, вычитывая так называемую пятисотницу. Она состоит из 300 Иисусовых молитв, 100 кратких молитв Божией Матери, 50 — Ангелу Хранителю и 50 — всем святым. Это — Оптинский вариант пятисотницы, ставший общепризнанным в России, хотя существуют и другие варианты творения Иисусовых молитв, молитв Божией Матери, Ангелу Хранителю и всем святым (Валаамский, например). Хочу обратить внимание на то, что речь идет именно о русской традиции — в Греческой Церкви, соответственно, существуют совсем другие особенности молитвенного правила монашествующих.

— «Благими намерениями выстлана дорога в ад» — есть ли эти слова в Библии? И как их понимать?

Отвечает протоиерей Михаил Воробьев, настоятель храма в честь Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня города Вольска:

— В Библии, Откровении Бога Живого, книгах Священного Писания Ветхого и Нового Завета, подобных слов нет.

Точное же значение этого выражения: «Hell is full of good meaning and wishings» — «Ад полон добрыми намерениями и желаниями». И принадлежит оно английскому богослову XVII столетия Джорджу Герберту. Смысл этого изречения в том, что добрых намерений значительно больше, чем добрых дел, а люди, имеющие добрые намерения, но не осуществляющие их, не могут считаться праведниками и попадают в ад. В определенной степени эта фраза является вольным переложением мысли апостола Иакова из его Соборного послания: вера без дел мертва (Иак. 2, 20).

Во мнении английского богослова заключена одна из основных идей протестантской этики, согласно которой о действительности веры можно судить только на основании добрых дел. Неосуществленность намерений считается результатом слабости веры — и это закрывает дорогу к спасению.

С православной точки зрения, указанное изречение является не вполне точным. Вера, немыслимая без добрых дел, не сводится к ним одним. Вера — это не только поступки, но и убеждения человека, и его отношение к действительности, жизненные стремления, желания, которые не всегда осуществляются. Благоразумный разбойник из Евангелия был удостоен Царства Небесного за всепоглощающую веру, которая не успела проявиться ни в одном добром деле. Православный взгляд на соотношение добрых дел и добрых намерений очень ясно выражен в «Огласительном слове» святителя Иоанна Златоуста, которое читается во всех православных храмах за Пасхальным богослужением: «…любочестив бо Сый Владыка, приемлет последняго, якоже и перваго: упокоевает в единонадесятый час пришедшаго, якоже делавшаго от перваго часа: и последняго милует, и первому угождает, и оному дает, и сему дарствует: и дела приемлет, и намерение целует; и деяние почитает, и предложение хвалит».

— Для чего Церкви Предание? Судя по книге Деяний, во времена Апостолов и первой Церкви Предания не было и особой нужды в нем никто не испытывал.

Отвечает священник Максим Куров, настоятель храма в честь Рождества Христова села Романовка:

— Скорее всего, вы не совсем точно понимаете, что такое Священное Предание Церкви.

В Пространном христианском катехизисе Православной Кафолической Восточной Церкви, составленном святым митрополитом Филаретом (Дроздовым), мы находим такое определение: «Под наименованием «Священное Предание» понимается то, что истинно верующие и чтущие Бога словом и примером передают один другому и предки — потомкам: учение веры, Закон Божий, Таинства и священные обряды».

Это и есть первоначальный способ распространения Откровения Божия. Сам Иисус Христос Свое Божественное учение и установления передал ученикам Своим словом (проповедью) и примером Своей жизни, а не книгой (писанием). Таким же способом вначале и Апостолы распространяли веру и утверждали Церковь Христову, что как раз и описывается в книге Деяний апостольских. На протяжении всей этой книги Нового Завета, написанной святым апостолом и евангелистом Лукой, мы читаем о том, как после сошествия Святого Духа на Апостолов началась их проповедь евангельского учения из уст в уста. О значимости Предания в первой Церкви ярко говорит в своих Посланиях и святой апостол Павел: Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим (2 Фес. 2, 15); Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам (1 Кор. 11, 2). В дальнейшем, чтобы Божественное Откровение сохранилось вполне точно, по внушению Господа святые Апостолы записали все переданное в книги. В этом контексте Предание — источник Писания, а Священное Писание оказывается одним из выражений Священного Предания.

— В таинстве Исповеди мы каемся в содеянном, но ведь не все грехи мы можем вспомнить, особенно те, которые совершены давно. Получается, что какие-то прегрешения остаются нераскаянными? Как же поступать в этом случае?

Отвечает священник Александр Домрачев, настоятель храма во имя святителя Тихона, епископа Воронежского, Задонского чудотворца, города Саратова:

— Когда человек начинает жить духовной жизнью и бороться со своими страстями, естественно, встает вопрос о том, что было совершено ранее, до прихода в Церковь, до участия в Таинствах, ведь действительно — всего не упомнишь. Но нельзя ни в коем случае отчаиваться и впадать в уныние, ведь Господь в первую очередь милосерден к человеку. В 50-м псалме, читаемом ежедневно во время утренних молитв, говорится о том, что сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Также и разрешительная молитва, читаемая священником во время таинства Исповеди, содержит слова, напоминающие о том, что Господь прощает и разрешает все грехи. Но здесь важен, разумеется, не формальный подход, а изменение образа жизни, выражающееся в неповторении тех или иных грехов, борьбе со страстями. В то же время все-таки очень важно молиться и о том, чтобы Господь открывал старые забытые грехи. Здесь важным критерием служит совесть человека, подсказывающая какие-то прошлые согрешения. Начинать же очищать поле своей души лучше с крупных «камней», то есть с тех грехов, которые видны в первую очередь, затем бороться с ежедневным сором прегрешений, уповая во всем на Бога.

И, конечно же, важным условием борьбы со страстями и грехами является наличие духовника, то есть священника, которому постоянно человек исповедуется. Важным подспорьем в таинстве Покаяния могут послужить и книги на данную тему; например, одна из них — это «Опыт построения исповеди» архимандрита Иоанна (Крестьянкина).

>Келейное монашеское правило

Келейное монашеское правило

Детально: келейное монашеское правило – со всех открытых источников и разных уголков мира на сайте 1000-molitv.ru для наших уважаемых читателей.

Молитва Иисусова требует от совершающего ее внутреннего сосредоточения и покаяния. По своей краткости она удобна для непрестанного произнесения, что помогает удерживать ум от рассеянности, а плоть — от пагубного воздействия страстей.

Главное делание монаха — это молитва: «Все прочие делания служат или приготовительными, или способствующими средствами для молитвы». Основой процветания монашеской жизни являлось развитие в монастырях аскетической практики внутреннего молитвенного делания, возрождению которой игумены обителей должны уделять особое внимание.

Молитва соединяет с Богом, выражает благодарность и покаянное чувство, открывает возможность испросить у Господа все благое и спасительное, полагает начало каждому делу и освящает его. Через постоянное молитвенное обращение к Богу сохраняется непрестанное памятование о Нем и благоговейное пребывание перед Его очами во всякое время.

Келейное правило

По словам святых отцов, у каждого монаха есть жизненно важная потребность — предстоять в своей келье одному пред Лицом Единого Бога.

Как говорит святитель Игнатий (Брянчанинов), «существенное делание монаха — молитва, как то делание, которое соединяет человека с Богом».

Поэтому каждому монашествующему назначается личное келейное правило, включающее в себя определенное количество молитв Иисусовых и поклонов, а также другие молитвословия.

Келейное правило определяется сообразно с духовным устроением брата, телесными силами и исполняемыми послушаниями. На исполнение келейного правила необходимо выделять определенное время в течение дня, согласно уставу обители.

Правило, исполняемое ежедневно в одно и то же время, «обращается в навык, в необходимую естественную потребность» и закладывает прочный фундамент, на котором строится духовная жизнь монашествующего. Благодаря постоянному правилу монах приобретает мирный дух, память о Боге, духовную ревность и внутреннее радование.

Во время пребывания в келье монашествующие призваны хранить и развивать молитвенный настрой, созданный общей церковной молитвой. Время уединения посвящается совершению молитвенного правила, чтению Священного Писания, прежде всего Евангелия, Апостола, Псалтири, святоотеческих толкований и аскетических творений.

При совершении келейного правила насельнику необходимо придавать значение не только количеству прочитанных молитвословий, но и их совершению с сокрушенным и смиренным сердцем, неспешностью и внимательностью.

Игумен должен тщательно заботиться о гармоничном сочетании телесных трудов и келейных молитвенных занятий братьев, придавая особое значение внутреннему молитвенному деланию каждого брата, его усердию и постоянству в совершении молитвы.

О молитве иисусовой

Особое место в молитвенном общении с Богом занимает Иисусова молитва: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго». Молитва Иисусова требует от совершающего ее внутреннего сосредоточения и покаяния.

По своей краткости она удобна для непрестанного произнесения, что помогает удерживать ум от рассеянности, а плоть — от пагубного воздействия страстей.

Являясь важной частью келейного монашеского правила для всех насельников обители, она должна быть совершаема и вне чтения правила, во всякое время и на всяком месте.

ПОЛОЖЕНИЕ О МОНАСТЫРЯХ И МОНАШЕСТВУЮЩИХ

***

«СИДИ В КЕЛЬЕ ТВОЕЙ, И ТА ВСЕМУ ТЕБЯ НАУЧИТ»
Старческое наставление игумена Назария Валаамского: «О пребывании в келии и о исхождении»

“Береги себя прилежно и в следующем: не выходи безвременно из келии твоей, кроме необходимой нужды, например, чтобы послушать, любви ради, ближнего, или чтобы немощному послужить, или если от Настоятеля куда послан будешь и скорее в келию свою возвращайся с покойным духом”.

Глава 22

О применении келейного правила к монастырскому правилу

В некоторых Российских обителях, в весьма немногих, следующих уставу Саровской пустыни, отправляется вечернее правило в церкви с поклонами; в некоторых общежительных монастырях отправляется правило без поклонов; в большей части монастырей вечернее правило предоставляется на произвол братства, отправляется желающими в келлиях.

В Саровской пустыне и других обителях, следующих ее уставу, труды так значительны, что едва ли кто из братства может сверх церковного правила совершать и келейное. Но иные бывают очень сильны телом, и телесные труды даже Саровской пустыни и Валаамского монастыря недостаточны для утомления их тела, изобилующего крепостию.

Для тех, которые избыточествуют силою или живут в обителях, в которых правило не соединено с поклонами, или и вовсе нет общего вечернего правила, предлагаем следующий убогий совет: вечернее правило надо совершать, применяясь к правилу, преподанному Ангелом преподобному Пахомию Великому.

Применяясь: потому что в настоящее время, и по слабости нашей и по уставам, общепринятым в наших монастырях, нам невозможно исполнять вполне и в точности правило, преподанное Ангелом сообразно древнему быту иноков. Сказанным не должно смущаться. И наше монастырское отечественное чиноположение благословенно Свыше: оно соответствует нашей немощи и нашему времени.

Соображаясь с тем, как законополагает правило, преподанное Ангелом , можно дать своему келейному правилу следующий порядок: «Сла{стр. 91}ва Тебе, Боже наш, слава Тебе; Царю Небесный, Трисвятое, Отче наш, 12 Господи помилуй, Приидите поклонимся, Псалом 50, Символ веры; затем молитва Иисусова: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго».

Иные при этой молитве полагают 20 поклонов земных и 20 поясных, иные — 30 поклонов земных и столько же поясных, другие 40 поклонов земных и столько же поясных, и так далее. Полезно присовокуплять несколько земных и поясных поклонов с молитвою Божией Матери: Пресвятая Владычице моя, Богородице, спаси меня грешнаго.

По совершении положенного числа коленопреклонений и поясных поклонов никак не должно оставаться в праздности, не должно предоставлять уму и сердцу свободы уклониться безразборчиво в помышления и чувствования какие бы то ни было; должно немедленно переходить к молитвословию или молитве Иисусовой.

Совершив телесный подвиг, согрев им тело и кровь, подвижник получает, как выше сказано, особенное расположение к душевному деланию, и, если не дать немедленно же душе делания правильного и спасительного, то она легко может обратиться к деланию неправильному и пагубному, к размышлениям и мечтаниям пустым и вредным.

Надо хранить со тщанием и употреблять с пользою плод, приобретенный правильным телесным подвигом. Невидимые враги и тати не дремлют! самое падшее естество наше не замедлит дать из себя сродные ему плевелы. Приобретенные при молитве с поклонами чистоту, живость ума и умиление сердца должно тотчас употребить для молитвы без поклонов, неспешно и тихо произносимой устами, вслух себе, при заключении ума в слова молитвы, при сочувствии сердца словам молитвы.

В обителях, где вечернее правило не отправляется в церкви, а отправляется по келлиям, должно прочитывать после поклонов молитвы на сон грядущим. Производящие и чувствующие себя довольно сильными читают сверх того акафисты, каноны, псалтирь и помянник.

Надо помнить, что сущность молитвенного подвига заключается не в количестве прочитанных молитвословий, а в том, чтоб прочитанное было прочитано со вниманием, при сочувствии сердца, и оставило на душе глубокое и сильное впечатление . Количество молитвословий, нужных для правила, узнается так же, как и количество поклонов.

Прочитай с должным вниманием и неспешностию некоторые молитвословия, которые ты считаешь особенно питающими твою {стр. 92} душу: заметив, сколько нужно времени для чтения их, и сообразив, сколько времени ты можешь отделить на молитвословие, иначе на псалмопение, составь для себя приличествующее келейное молитвенное правило.

На новоначальных очень полезно действует чтение акафистов Сладчайшему Иисусу и Божией Матери, а на преуспевших и ощутивших уже некоторое просвещение ума — чтение Псалтири. Для внимательного прочтения одной кафизмы нужно времени около 20 минут.

Святые Отцы совершали молитвенное чтение псалмов и прочих молитвословий с такою неспешностию, необходимою для внимания и для заключения ума в слова молитвы, что они это чтение назвали псалмопением. Псалмопение — отнюдь не пение по гласам или по нотам, но крайне неспешное чтение, протяжностию своею подходящее к пению.

В тех обителях, где вечернее правило совершается в церкви без поклонов, должно в келлии, по исполнении правила с поклонами, заняться уже не псалмопением, а молитвою, никак не попустив себе развлечься суетными и душевредными помыслами и мечтаниями.

Те иноки, которые, по каким-нибудь обстоятельствам, принуждены бывают часто пребывать в келлии безвыходно, совершают правило с поклонами, восстав от сна, пред утренними молитвами, по причине вышеобъясненного благотворного действия поклонов на тело и душу.

Следующая глава >

Главные правила монашеской жизни

Среди людей всегда бытовало мнение, что в монашество уходят нереализованные личности или разочарованные в жизни. Это далеко не так, ибо монашеский путь очень тяжелый, человеку с надломленной психикой там не место. У насельников есть монашеское правило и послушания.

О книжном и настоящем монашестве

Везде есть правила, обязательные к соблюдению. Но если в миру эти правила нарушаются или корректируются, то в монастыре такого нет. Здесь происходит полное отсечение своей воли, предание в подчинение игумену или игуменье, в зависимости от вида монастыря.

Одного старца спросили: каким должен быть настоящий монах? Он снял с себя мантию, бросил на пол, истоптал и только после этого ответил: пока человек не будет истоптан, как эта мантия, и не смирится с этим, он не станет настоящим монахом.

Бывает, что человек решает уйти в монастырь, начитавшись книг о подвижничестве и жизни в обители, среди братьев или сестер. Спешим разуверить, современное монашество не такое, как оно описывается в старых книгах. Еще в 90-ые годы оно было совсем иным. А сегодня не каждый священник благословит уходить в монастырь.

Кроме того, что придется соблюдать правила монашеской жизни, посещая богослужения и неся послушания, это еще и огромная работа над собой. Просто не каждому по силам нести подобный крест, и многие ломаются, сбросив его на полпути.

Последствия необдуманного ухода в монастырь

Главное правило монашеской жизни – отречение от самого себя, стремление к Богу. Монах не должен искать развлечений, для него нет ничего слаще молитвы. Закончив послушание, он стремится в келью, чтобы отдаться ей полностью.

Готов ли человек, горящий желанием уйти в монастырь, отвергнуть собственную волю? Полюбить одиночество, молитву и смирение? Если нет, то в монастыре он долго не выдержит.

Дело в том, что там обостряются все черты характера: как положительные, так и отрицательные. Последние надо убирать, приходится ломать себя, а тут еще и прессинг идет со стороны старших по чину.

Иной просто не выдерживает такой жизни, сбегая из обители при первой возможности.

И великое счастье человеку, если он понял, что не в силах понести крест монашества еще до принятия пострига. Хотя бытует мнение, что надев послушническое облачение, можно вернуться в мир. Якобы ничего страшного в этом нет, послушник еще не дает обетов Богу.

Это можно сравнить с облачением невесты: представьте, что близится время свадьбы, невеста уже наряжается к торжеству. Она надевает нижнюю сорочку под платье, и в какой-то момент понимает, что замуж-то и не хочется. Тогда девушка снимает ее, откладывает и говорит жениху, что передумала выходить за него замуж.

Так же и здесь: одежды послушника можно сравнить с нижним платьем. И как это будет выглядеть, если он снимет их?

Что касается ухода из монастыря после иноческого или монашеского пострига, то здесь отдельный разговор.

Это не проходит бесследно для таких людей, отражается на них самих и их детях, если они дерзнут стать родителями. В книге “Несвятые святые” приведено замечательное четверостишие академика Лосева.

Он не давал Богу обетов, и не в чем не виноват перед Ним. Но академик был сыном монаха, и вот как он подвел итоги своей жизни:

“Я сын монаха – плод греха.

Я нарушение обета.

И Богом проклят я за это,

К чему ни прикоснусь – труха”.

Поэтому не стоит принимать опрометчивые решения и уходить в монастырь, начитавшись книг о духовных подвигах.

О монашеской жизни

Монашеское правило жизни включает в себя полное смирение и отсечение воли собственной. Насельники монастыря подчиняются игумену или игуменье, на каждое действие беря благословение у них. Из монастыря нельзя выйти по собственному желанию, только с разрешения настоятеля (с благословения).

Коротко об одном дне из жизни монаха:

  • Утренний подъем ранний, в различных монастырях его время зависит от начала Богослужения. Где-то службы начинаются в 4:30 утра, где-то в 5:00 утра, а в иных обителях в 6:00 утра. Небольшое послабление бывает по воскресениям, когда начало Литургии сдвигается на час вперед в том случае, если служба одна. Если же их две, то монашествующий может прийти на позднюю.

  • После службы наступает время завтрака. Монах отправляется в трапезную, где очень быстро вкушает пищу. Скорость зависит от того, надо ли идти ему на послушание или нет. Если такая необходимость имеется, кушать приходится в темпе.

  • Послушание бывает разным, у каждого монашествующего оно свое. На послушание назначает игумен монастыря или благочинный. Последний является “заместителем начальника”, если говорить привычным мирским языком. Под начальником подразумевается, как мы понимаем, игумен.

  • Послушание прерывается только для того, чтобы принять участие в обеденной трапезе. После чего монашествующий возвращается к своему занятию.

  • Иногда после обеда или утренней службы выделяется время на отдых. Его не очень много, от силы час-полтора. У некоторых из братии такое время отсутствует ввиду специфики послушания, у кого-то его довольно много, опять же, по этой причине.

  • Те, кто заканчивают свое послушание к вечерней службе, отправляются в храм. Остальные продолжают трудиться, если послушание не может быть оставлено до следующего дня. Например, в церковной лавке или в кафе для паломников, которое сейчас есть при каждом монастыре почти, или в гостинице.

  • После вечернего богослужения начинается монашеское молитвенное правило. Мирянам на нем запрещено присутствовать, поэтому о его текстах знают только насельники обители.

  • После правила монах идет в свою комнату. Запрещены праздные гулянья по территории монастыря. Исключением является вынос мусора, ибо контейнеры расположены вдали от корпусов с кельями, и монахи могут прогуляться в это время, пока идут до них.

Поведение в келье

Придя в свою келью, монашествующий может немного передохнуть, после чего встает на правило. У насельников есть свое келейное монашеское правило, обязательное к ежедневному выполнению. У всех оно разное, в зависимости от благословения игумена: кому-то дают больше, иным – меньше. Самое короткое включает в себя:

  • утренние молитвы;

  • главу из Евангелия;

  • кафизму из Псалтыри;

  • деяния и послания апостолов;

  • пятисотницу;

  • вечерние молитвы;

  • акафисты и молитвенное правило по благословению духовника или игумена обители.

У монахов не принято разговаривать с соседом по келье. Да-да, они проживают по двое, а комната разграничена перегородкой. Но это не значит, что даже двух слов сказать нельзя, поздороваться, пожелать спокойной ночи или доброго утра не запрещено. Главное – чтобы не было праздных разговоров, когда монашествующие забывают о своем правиле, слишком увлекаясь ими.

Пятисотница

Мы не можем привести текст монашеского правила, ибо оно у каждого свое, как отмечалось выше. Но текст пятисотницы читатели увидят, отметим что он дан для общего развития и ознакомления, а не для прохождения на собственном опыте.

  • Первая сотня – молитва Иисусова. Читается она следующим образом: первые десять молитв с земными поклонами после каждой, 20 последующих – с поясными, а оставшиеся 70 читаются с умносердечными поклонами.

  • Вторая и третья сотня такие же, как и первая.

  • Четвертая сотня посвящена Пресвятой Богородице. Читают по образу и подобию первой сотни, с такими же поклонами.

  • Пятую сотню разделяют на две часть. Одна из них в размере 50-ти молитв посвящена ангелу-хранителю, вторая половина – всем святым.

  • Заканчивается чтение пятисотницы молитвой “Достойно есть”.

Монашеское правило пятисотницы приводим ниже.

Иисусова молитва

Ее знает каждый благочестивый мирянин. Но для тех, кто не церковный человек, публикуем слова Иисусовой молитвы в статье. Она очень короткая и простая.

Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго.

Богородичная молитва

Сродни Иисусовой, она такая же краткая. Любую молитву, даже самую небольшую, необходимо читать со вниманием. Что и делают монахи, стараясь достичь умносердечного молитвенного состояния:

Пресвятая Владычице моя Богородице, спаси мя грешнаго.

Ангелу-хранителю и всем святым

Валаамское монашеское правило включает эту молитву. И кроме заявленной пятисотницы, монахи еще и читают три канона, акафист Иисусу Сладчайшему и Пресвятой Богородице. Это мы рассказали для общего развития читателей, чтобы те не думали, что только у наших русских монашествующих тяжелые правила. Нет, везде свои трудности, как мы видим.

http://www.youtube.com/watch?v=hKt1Lc-V5bA

Но давайте вернемся к заключительной части пятисотницы: молитвам ангелу-хранителю и всем святым.

Святый Ангеле Хранителю мой, моли Бога о мне грешнем.

Так выглядит молитва нашему Ангелу, читаемая 50 раз, как говорилось выше. Столько же раз монахи читают и молитву всем святым:

Вси святии молите Бога о мне грешнем.

Молитва по окончании пятисотницы

Монашеское правило, включающее 500 молитв, завершено. Теперь осталось прочитать последнюю молитву, благодарственную. Что монахи и делают, перед тем как отправиться отдыхать.

Достойно есть яко воистину блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.

Обеты при постриге

И самое последнее, о чем необходимо упомянуть, говоря о монашеском правиле монахинь и иноков, это обеты, которые даются при постриге.

Всего таковых три: нестяжания, целомудрия и послушания. То есть инок или монах не должен стремиться к накоплению земных благ и денег, заглядываться на противоположный пол и обязательно слушаться игумена.

Заключение

Вот такая монашеская жизнь: терпение, смирение и послушание. Шаг вправо или влево не допускается, расстрела за это не будет, но можно скатиться в духовную бездну. А выбраться из нее, даже при условии прочтения монашеского правила, будет очень тяжело.

<<предыдущая оглавление следующая>>

Келейное правило

Просите молитвенного правила. Неопустительно читай­те утренние и вечерние молитвы по молитвеннику… со вниманием вникая в смысл каждого слова и углубляясь в него. Четочки употребляйте в церкви, а когда и дома при самом начале враждебного настроения мыслей и чувств. Читайте каждодневно по главе из Евангелия и Апостоль­ских посланий и Деяний. Если же захочется поближе бесе­ды с Господом, прочтите кафизму или акафист Сладчайше­му Иисусу, Богоматери… (преп. Анатолий).

Как бы ни был занят человек даже самыми душе­спасительными делами, даже за послушание, он должен все-таки иметь постоянное келейное (или домашнее) мо­литвенное правило, возможное для него в обычном его положении. Нарушение правила уже рассматривается как немощь. Благословенным нарушение правила бывает тогда, когда человек, по независящим от него причинам, выбы­вает из обычного порядка для какой-либо экстренной нуж­ды или послушанием неожиданным. «Нужды ради пременение закона бывает» (Ср.: Евр.7, 12), говорит Апостол. Пременение, т. е. изменение, перемена. А как нужда эта прошла, опять возвращайся к своему правилу. Тут необхо­димо принять во внимание положение человека, его обя­занности, его досуг, его зависимость от окружающей жизни (преп. Никон).

Молитвенное правило пусть будет лучше небольшое, но исполняемое постоянно и внимательно… Пятисотницу лучше одной выполнять. Однообразие произносимых слов для проходящих молитву Иисусову очень важно. Ум не рассеивается. Собранность ума! (преп. Никон).

Пишешь, что случилось кряду три бдения, и ты совер­шала в это время келейное правило и очень уставала. Дело естественное. Но наши покойные старцы в бденные дни, ради трудности службы, отменяли келейное правило. Мо­жешь и ты также поступать (преп. Иосиф).

Теперь, когда нет монастырей, келейное правило необ­ходимости своей не потеряло. Оно необходимо для под­держания молитвенного и вообще иноческого настроения. Без молитвы нет монашества. А монашество для мона­хов — их обет. От обета отказываться нельзя. Не только монах, но и мирянин, приникающий к монашеству и пото­му ставший близким, как бы родным по духу к монашеству, на опыте увидит, как дорого совершение домашнего молит­венного правила (преп. Никон).

Богоносные отцы наши… установили и еще правила келейные, против силы и возможности и произволения каждого, и проходили: иные много… иные меньше, другие еще меньше, смотря по мере сил своих и по усмотрению наставников их… (преп. Макарий).

Касательно келейных правил. У тебя какая-то неравно­мерность — то уже очень много набрала было себе правил, а то съехала на одни вечерние молитвы. По моему же мнению, не лучше ли тебе делать так: вечерние молитвы пусть остаются постоянным твоим правилом. А если в иной день и обстоятельства позволяют, то к ним можно бы и еще что-то прибавить, или акафист какой, или еще что (преп. Иосиф).

Вопрошала — когда не бываешь за церковной службой, что дома должно тебе вычитывать? Когда не бываешь у утрени, келейное правило такое: молитвы утренние, дванадесять псалмов, акафист дневной, канон по гласу недели и дню Божией Матери из повечерних и первый час. — А к обедни когда не пойдешь — 3-й и 6-й час надо прочесть с изобразительными. Вместо вечерни, когда не бываешь, — 9-й час, 12 псалмов, канон Ангелу-хранителю (а когда не читаешь утром акафист, можно и его тут же прочесть)… малое повечерие, молитвы на сон грядущим, две главы из Апостола и одну из Евангелия и «Владыко Человеколюбче», «Ослаби, остави», «Ненавидящих и обидящих» и «Испове­дание повседневное». — В то время, когда читаешь кафиз­мы, можно поминать на одной славе — о здравии, а на другой — о упокоении, кого желаешь (преп. Иларион).

Если будет время на келейное правило, исправляй в своей мере, так же и в рассуждении книжного чтения и писания. Когда же другое занятие не позволит тем много заняться, оставляй ради послушания спокойно. Ты и братья, трудитесь по силам, а не слишком, чтоб от чрезмерия не унывать. В словах имей осторожность и братьев остерегай. Какие случатся утешения, по благословлению старца, употребляйте во славу Божию. Противности и недостатки тер­пите Бога ради (преп. Моисей).

…Спрашиваешь насчет молитвенных правил. Как тебе их назначать? Ведь ты больная. Назначь тебе какое пра­вило, пожалуй, не осилишь и будешь смущаться. — По мое­му мнению, довольно с тебя того, если будешь неопустительно ходить ко всем церковным службам. Пожалуй, прибавь к сему еще келейное правило, т. е. пятисотницу. А как совершать это правило, спроси м. казначею Магда­лину. А в какое время совершать, это как для тебя удоб­нее. Если трудно тебе будет класть великие поклоны, клади вместо них малые. А по болезни в случае нужды можно совершать это правило и без поклонов, даже и сидя, и хоть и лежа. Проговаривай только молитвы со вниманием и усер­дием (преп. Иосиф).

Молитвы или правило, когда исполнишь, благодари Бога, а не исполнишь, зазри (осуждай) себя (преп. Анатолий).

Правило не для всех одно может быть полезно, по­тому что схимники не одинаковы по различной крепости телесной, и неодинаковому разуму, и ведению духовному. Каждый из них должен смотреть на свои силы телесные и душевные и по своей мере простираться и к деланию духовному, внешнему и внутреннему, всегда памятуя то, что внешнее и видимое подобно только листвиям, а внут­реннее — плодам и что телесные добродетели — только орудия душевных… (преп. Макарий).

…Главное, иметь в предмете, чтобы исполнять правило со смирением и не думать о себе, что «я правило испол­няю — и довлеет мне». Я писал к тебе, что хотя ты и будешь исправлять правило, но не будешь нудить себя к терпению, смирению и любви, послушанию и прочим доб­родетелям, то одни правила не принесут тебе никакой пользы. Для того и правила, чтобы мы, занимаясь оными, меньше имели праздности и ко грехам поползновения и молились бы, дабы исправить жизнь нашу по заповедям Божиим, ибо без любви и смирения никакие наши дела и подвиги не приятны Богу. Снисходя на твое стужение, я советую тебе, кроме церковного правила, читать в келье по одной кафизме, и ежели ты не была в церкви на правиле канонов и акафиста, то можешь оные прочитать, какие по чину вашей обители читают в церкви, пятисотное четочное правило, о котором ты от нас слышала, от Апостола две главы и от Евангелия одну главу, и все оное проходить без возношения и мнения, а с сокрушенным и смиренным серд­цем. Прочее свободное время употреблять на чтение оте­ческих книг и на рукоделие. А бывая в сообращении с ближними, познавать действие своих страстей, противо­борствовать им и, познавая свою немощь, смиряться (преп. Макарий).

А о правиле для N. я вам писал, что не могу давать никому правила, сам в лености пребываю… Ежели будем полагаться на свои правила, а нравственность не будет исправляться, т.е. смирение, кротость, любовь, терпение, великодушие, то никакие правила нас не воспользуют. Но этим правила я не отвергаю, но более сим дается ему силы… (преп. Макарий).

Не скорби о том, что ты теперь не исполняешь своих ночных акафистов и постов, а посмотри — какую ты от них получила пользу; они тогда полезны, когда смягчается нравственность, уничтожается гордость и самолюбие, и ведем борьбу с прочими страстями, когда, видя свою немощь, усвояем себе смирение. А то ты тем только и утешалась, что постишься да молишься, и укреплялась самохвальст­вом и похвалою людскою (преп. Макарий).

Исполнять правило надобно в свое время, а если по­чему-либо не исправишь, должно приносить покаяние и стяжавать смирение, а на другой день не исправлять, это значит, что не хотим сознать себя и смириться, но чтобы быть не должным Богу, и думаем сим успокоиться (преп. Макарий).

В теперешнее ваше суетное время, если случится не исполнить правило, то не смущайтесь, а заменяйте смире­нием (преп. Макарий).

…Стараться же исполнять правило, читая устно Псал­тирь, положенные каноны и четочное правило, и все это с большим смирением и самоукорением, не яко что благо творя, но должное исполняя, а ум возводить на небо от­нюдь не советую; как и лично тебе говорил и неоднократ­но писал, так и теперь повторяю: это сущая прелесть (преп. Макарий).

Чтение правила: читать надобно со смирением и стра­хом Божиим, не для того, чтобы люди хвалили, но чтобы внимали чтимому, и ежели когда увлечешься и примешь похвалу, тотчас зазри (обличи) себя (преп. Макарий).

…Лучше малое не оставить, нежели браться за великое (преп. Макарий).

Правила келейные должно соблюдать, но с рассуждением, т. е. не самовольно, а по совету духовного отца, но не надобно полагаться на одни правила, но наипаче водиться во всем смирением (преп. Макарий).

…Господь не истяжет правил, а особо от болящих и слабых, — но смирение необходимо всегда, оно восполнит и недостаток правил. Смирение в чем состоит — считать себя худшею всех, никого не осуждать, не роптать и про­чее (преп. Макарий).

Отягощаешься работою, так что и правило, и чтение за оною оставляешь: сама сему виновна, хотя и благолепие дому Божию делаешь, но все надобно с рассуждением и умеренно заниматься, не на срок взяли работу (преп. Ма­карий).

…Спрашиваете о четочном правиле, когда помешает кто докончить, то будто бы опять снова начинать? Это излишнее, а продолжать и доканчивать. Что нам за великое браться? ну, немного не докончили, вам помешали, докон­чить немного и быть мирным, а ежели начать вновь, родит­ся ропот, не исполните — смущение (преп. Макарий).

Может быть, вам покажется это правило малым, но я верую, что Господь примет ваше произволение, аще буде­те проходить по вышеписанному рассуждению: не коли­чеством исполняя, но о качестве стараясь, отвергая высокоумие, подкрадающееся от врага, и всемерно наблюдая, чтобы видеть свою худость и недостаточество в исполнении заповедей Христовых, которое врачуется только покаянием и смирением… (преп. Макарий).

Обетов и канонов на себя не накладывайте никаких без одобрения отца духовного, с советом которого один поклон принесет вам более пользы, нежели тысяча поклонов своечинных, чему верьте без сомнения, ибо я не обманщик ваш! (преп. Антоний).

Вместо утрени читай утренние молитвы, 12 псалмов. Потом часы. Вместо вечерни: 9-й час, повечерие и, сколько можешь, канонов и акафист (преп. Анатолий).

Евангелие если читают на трапезе, то в келье можно оставить. Сотницу справлять — Бог благословит (преп. Анатолий).

Касательно правила, назначенного тебе мною, скажу, справляй как удобнее, только старайся совсем не опускать, да чтобы ум был занят молитвою и Богом (преп. Анатолий).

Спрашиваешь ты меня: пред праздниками оставляется ли четочное правило и Псалтирь и вставать ли в 12 часов ночи? Когда бденная служба, тогда все это оставляется, довольно церковной службы (преп. Анатолий).

Спрашиваешь, как должно на Святой Неделе испол­нять правило. У нас поутру ничего не читают, вечером же прочитывают пасхальный час, молитву «Владыко Человеколюбче», и только (преп. Иларион).

…Если случится вам сделать упущение правила по ка­кой-либо благословной вине, то сие совершайте смирением <духа> и покаянием, но будьте же и осмотрительны, т. е. чтобы не лености ради сие было (преп. Лев).

Если в доме будете совершать правило, то более озна­ченного не прилагайте нисколько, а когда силы ваши будут, то хоть и прибавьте для одного Великого поста две кафизмы Псалтиря в сутки. Но когда будете первую и последнюю неделю ходить в церковь, то и все правило оставьте, кроме Апостола и Евангелия. Относительно ж поклонов скажу вам: как в первую и последнюю неделю будут класть в церкви поклоны на часах, так и вы кладите положенные.., а именно: «Господи и Владыко живота моего…» и прочее, кроме — ничего (преп. Лев).

…По своему неограниченному благорасположению и ве­ре изволите вопрошать мою худость, какими вам правилами руководствоваться, <доколе> жизнь ваша продолжится в мирском пребывании. Но, о прелюбезнейший, ваш вопрос благопотребен и похвален, но с моей стороны ответ на сие дать я недостаточен… поелику я ваших всех пренужных занятий не знаю, да и худо понимаю. А притом, отчасти, из письма вашего видно, что вы по ревности своей и пылающе­му в сердцах ваших чрезмерному усердию жаждете от кого во утверждение своему намерению правил принять… по­больше чего читать и побольше поклонов класть. Но я, хотя все худ и непотребен, но, живя в монастыре, уже сбли­жаешься с народом, то отчасти испытал, но наиболее мно­гих видел сначала <текущих> и поползнувшихся, то есть… много поклонов клали и от (неумеренности) свои чувства смутили… И я непотребный, все сие соображая… напоми­ная преподобных Исаака Сирина и Иоанна Лествичника и прочих святых <отец, кои> Духом Святым движимы, написа­ли нам шествовать царским путем (то есть умеренную жизнь себе избирать, умеренными правилами довольство­ваться), преп. Исаака Сирина от Слова 71-го: последует ослабие душе — помыслов исступление и… безмерному де­ланию — уныние, и унынию — исступление. Ревнует же исступление от исступления, зане первому исступлению по­следует брань блуда, второму — безмолвия оставление и от места <на> место перехождение, умеренному же и претрудне пребывающему деланию цены нет (преп. Лев).

…Да будет вашей любве известно, что правило святы­ми отцами преположено монашествующим и прочим, в мире безмолвно и безмятежно благоугодное жительство продол­жать желающим, единственно для того, дабы праздным не быть, о чем явственно пишет преп. Исаак Сирин в 11-м Слове: «Не о псалмех в день онь осудит нас Бог, ниже о праздности от молитвы, но зане оставлением сих вход бы­вает бесовом…» …Вы, о прелюбезнейшие, не удивляйтесь сему, что вам попустились леность и расслабление, но еще благодарите Господа, что не попустил вам самочинием себя управлять и высокомудрствовать, но единственно попустилось для того, дабы вы познали немощь свою и ничтожество и не мудр­ствовали бы, яже не подобает мудрствовати, но, по апос­тольскому завещанию, смиренными вести себя и прочее… Однако, когда свободное время позволит вам и заблагорассудишь оное правильцо выполнять, я сие почитаю за полез­ное и душе назидательное… за святое послушание проходи, а когда по каким-нибудь обстоятельствам упустишь, то тай­ною исповедью пополнишь, а равным образом должно вам разумевать и о воздержании, всевозможно да потщимся против лености и сна понуждаться, и бодрствовать, призы­вая помощь Божию и молитвы святых отец и духоносных старцев, и паки, когда чем побеждены будем, покаянием и раскаянием и самоукорением да <навершаем>, и паки по апостольскому совету с терпением да течем на предлежа­щий нам подвиг… (преп. Лев).

Один оптинский инок говорит батюшке, что иногда опускает пятисотницу. Старец отвечает: «Когда будешь умирать, горько жалеть об этом будешь, только тогда уже поздно» (преп. Амвросий).

…Инок сказывает батюшке, что поклоны земные <при пятисотнице> класть затрудняется. Старец отвечает на это: «Не можешь наклоняться в землю, клади поясные поклоны, если и поясных не можешь класть, твори молитву Иисусову устами. Святой пророк Давид сказал: «Хвала Его во устех моих» (Пс. 33, 1). По немощи — по болезни это допуска­ется» (преп. Амвросий).

Когда нельзя ходить в церковь, (должно) дома вычиты­вать: вместо утрени — утренние молитвы, 12 избранных псалмов и 1-й час, а вместо обедни 3-й и 6-й часы с изобра­зительными (преп. Амвросий).

Утренние молитвы читать, и в это время ничего не делать. И ко всякой службе ходить. А то ведь тебя даром кормят. Антоний Великий видел Ангела, который показы­вал ему (как должно монаху жить): то помолиться, то поработать. А во время работы, — Господи помилуй, — читать (преп. Амвросий).

Пятисотницу (по немощи или недосугу) от вечерни можно раскладывать (на целые сутки) (преп. Амвросий).

Если с вечеру пятисотницу не справишь, то утром по­лучше молись (преп. Амвросий).

Своих поклонов не накладывать, а если хочешь (больше молиться), то ночью вставать (преп. Амвросий).

К пятисотнице не прикладывать своих выдумок, а как следует (т. е. как положено) молиться (преп. Амвросий).

Когда справляешь правило (келейное), то опускай за­навеску. А когда посмотришь в окно, то вспомни, что каять­ся надо. У Иоанна Лествичника написано: если хочешь что недолжное сделать, вспомни, что должно сказать о сем старцу, то и остановишься (преп. Амвросий).

Должно говорить (случившейся посетительнице): «Иду правило справлять», — а скажи: «Пойду по своим делам». А то скажи ей: «Давай Казанской Божией Матери акафист читать» (преп. Амвросий).

Правило четочное лучше исправляй по-обычному, пото­му что лучше, когда источник непрестанно течет хоть по­немногу, нежели много с перерывами (преп. Амвросий).

Вопрос: «Что лучше, совершать обычное правило или проходить Иисусову молитву?» Ответ: «Лучше исполнять и то и другое, потому что под правилом жили и не оставляли оного великие мужи, каков был Антоний Великий и преп. Зосима, видевший Марию Египетскую» (преп. Амвросий).

Когда кто-либо совершает келейное правило и среди оного почувствует особенное настроение духа к молитве Иисусовой или к поучению в каком-либо изречении Пи­сания, тогда может оставить на время келейное правило и заняться тем или другим из сказанного. Так научают и опытные отцы (преп. Амвросий).

…<Четочное правило> должно стоять впереди всего, кро­ме церкви. — Лучше что-нибудь другое оставляй, а четоч­ное правило, хоть одиночное, старайся, кроме праздников, совершать ежедневно, и почаще молитву Иисусову произно­сить — это всего нужнее (преп. Амвросий).

Кончивши правило молитвы, можно молиться о чем придет усердие (преп. Амвросий).

Когда придет желание молиться среди правила особен­ною молитвою и с поклонами, тогда не надо мешать такому настроению (преп. Амвросий).

Прежде всего не оставлять церковного правила, потом совершать келейное, а после молиться по усердию (преп. Амвросий).

<Пишешь>… чтобы разрешить тебе оставить обычное твое правило на всю твою поездку в N. Бог да благосло­вит оставить обычное правило и постоянно держаться мо­литвы Иисусовой, которая может успокаивать душу более, нежели совершение большого келейного правила. Из пре­жних опытных старцев по имени Василий объяснял это так: «Держащийся большого келейного правила, когда исполня­ет оное, то подстрекаем бывает тщеславием и возношени­ем, когда же почему-либо не может исполнить своего пра­вила, то смущается. А держащийся постоянно молитвы Иисусовой одинаково пребывает в смиренном расположе­нии духа, как бы ничего не делающий, и возноситься ему нечем» (преп. Амвросий).

В «Добротолюбии» означен чин премудрых подвиж­ников, которые ежедневно совершали малое обычное келейное правило, а остальное время дня и ночи употребляли на молитву Иисусову. Но ты, по привычке, вдруг перейти этому не можешь, по крайней мере, не смущайся, когда неудобно бывает тебе совершать все твое правило, и осо­бенно не заставляй перечитывать одно и то же, когда враг наводит забвение, а иногда оное бывает от усталости и изнеможения, как объясняет Григорий Синаит, что при со­вершении долгого правила бывают парения и препарения мыслей. Вернее и полезнее укорить себя за невнимание и сми­риться. Сказано, что от дел не оправдится всяка плоть, а токмо верою Иисусовою (преп. Амвросий).