Монастырь апостола Андрея

Содержание

Danchik-1 ›
Блог ›
Монастырь апостола Андрея Первозванного.Карпас.Северный Кипр.1 часть.

Всем привет!
В самой отдаленной точке Северного Кипра, почти на краю полуострова Карпас расположился один из красивейших храмов острова — монастырь Святого Апостола Андрея.Именно сюда мы и держали свой путь, духовный путь…

Старинная обитель и сегодня является действующей, а ее история уходит корнями к XIX столетию, которым датируется первое документальное свидетельство об этом месте, оставленное английским путешественником Сивульфом.

Не успели мы выйти из машины, как к небольшому рыночку из-за угла вышла мафия.Всё верно, ослиная мафия, очень желающая полакомиться морковкой.

Вокруг храма разбит сад с инжирными деревьями (в Библии — смоковница, особенно почитаемая за тень и сладкие плоды, которые она даровала людям), а по соседству расположились торговые ряды с поделками, сувенирами и продуктами, произведенными жителями близлежащих окрестностей. В конце длинного ряда есть небольшое кафе, где можно перекусить, любуясь живописным морским пейзажем.

Новый монастырь был отстроен в середине XIX века и освящен 15 августа 1867 года. Частично сохранился и древний храм — готическое здание XV века, возведенное на останках первого монастыря. Сразу за ним находится источник, который, согласно легенде, открыл Апостол Андрей Первозванный.

В обители постоянно живут монахи, ежедневно проводятся церковные службы и два раза в год проходят престольные праздники, на которые прибывают паломники из разных стран мира: 15 августа — день освящения храма и 30 ноября — день памяти Святого Апостола Андрея, его основателя.

На полуостров Карпас едут верующие с надеждой что Апостол поможет им в решении сложных проблем и исцелит от недугов, а те, кто не могут самостоятельно добраться, пишут записки, помещают их в бутылки и бросают в море. Люди знают, что Святой, который особенно благоволит путешественникам, поможет их мольбам попасть в руки служителей обители. А если зажечь в монастыре свечу и загадать желание, то оно непременно сбудется в скором времени.

Согласно преданию, Апостол Андрей провел в этих местах 3 дня в 34 году от Рождества Христова, во время своего последнего возвращения в Иудею. Судно, на котором путешествовал Апостол, стало испытывать нехватку воды, и Андрей предложил капитану отправиться на берег, заверив, что там они обязательно найдут живительный источник.
На берегу Апостол быстро нашел место, на котором лежал огромный камень. Когда моряки его сдвинули, из-под камня заструился источник, который оказался целебным. Андрей окропил родниковой водой глаза ослепшего сына капитана и ребенок прозрел.
Через несколько лет благодарный капитан вернулся на остров и построил на месте источника церковь, посвященную Андрею Первозванному. С того времени в храм прибывают верующие, чтобы почтить Святого и набрать целебной воды.

Первое значимое подтверждение связи Андрея Первозванного с мысом Карпас датируется 1003 годом. В записках английского путешественника Сивульфа упоминается небольшой причал, который автор называет причалом Апостола Андрея.

О самом монастыре впервые свидетельствует английский священнослужитель Бенедикт Петербургский, повествуя о пленении властителя Кипра Исаака Дукаса Комнина королем Ричардом Львиное Сердце в 1191 году. В записках отца Бенедикта упоминается, что властитель долго укрывался в стенах укрепленного монастыря на Мысе Апостола Андрея (Capo de Santo Andrea).
В XV столетии на месте древней обители появился новый монастырь, который частично сохранился до настоящего времени. В четырехугольное готическое здание, выполненное красивыми крестообразными купольными конструкциями, ведет дверь, выполненная в виде каменного свода.

Мыс Святого Андрея и старинная одноименная обитель присутствуют на топографических картах Кипра с 1465 года и в записях путешественников, которые оказались на острове во времена правления Византии и Турции. Так, англичанин Ричард Покок, прибывший в эти края в 1738 году, описал его восточную точку — мыс Святого Андрея и скальный монастырь, в котором жили несколько монахов.

Сегодняшняя история обители исчисляется с 1855 года, когда стараниями отца Иоанна Николая Диаку из поселка Дипкарпаз на пожертвования от жителей острова началось строительство нынешнего монастыря, который 15 августа 1867 года был освящен именем Андрея Первозванного. Об этом событии напоминает табличка, установленная внутри храма.

Отец Иоанн долгие годы трудился над обустройством обители. Еще в начале строительных работ он привез в храм драгоценную старинную икону Святого Андрея, которая по сей день украшает иконостас. После смерти ктитора в 1909 году служители похоронили его в монастырском саду, рядом с часовней, а впоследствие увековечили память о нем мраморным бюстом. Второе захоронение у входа в древний храм принадлежит благотворителю Аристодимосу Папапетросу, который завещал все свое состояние на монастырские нужды.

Полный размер

Я заметил, что в таких глубоко духовных местах есть кошки.Где бы я не был, они появляются в самый подходящий момент.Как будто из не откуда.Кот очень похож на апостола и рядом с ним такое спокойствие.В дальнейшем кот ходил со мной рядом, показывая это чудесное место.

7 октября 1967 года, спустя 100 лет после освящения монастыря, из Патр были доставлены мощи Апостола Андрея, и в течение 7 дней тысячи людей приходили поклониться святыне.
Последняя реставрация прошла здесь в период с 2015 по 2016 гг.: был проведен косметический ремонт храма, а на колокольне установили православный крест.

О чудодейственной силе монастыря сложено много преданий. Самое известное повествует о гречанке Марии Георгиу, жившей в начале XX столетия. Женщина на протяжении многих лет безуспешно пыталась найти своего сына, похищенного в раннем возрасте. Вера и постоянные молитвы помогали ей не терять надежду. Спустя 17 лет в одну из ночей Мария увидела вещий сон — ей явился Святой Андрей Первозванный, который повелел ей отправиться на кипрский полуостров Карпас, сообщив, что там она встретится с сыном.
Женщина отправилась в путь. По дороге она поделилась своей историей с попутчиками. Ее рассказом заинтересовался один юноша. Когда на горизонте уже показались очертания монастыря, странник спросил у Марии, как она узнает своего сына. Женщина ответила, что на плече ее ребенка есть небольшое родимое пятно определенной формы.
Тогда молодой человек понял, что перед ним — его мать, которую он разыскивал многие годы. Он сбросил с плеч дорожный плащ и упал к ее ногам. В течение нескольких месяцев чудесная история распространилась по свету, и в монастырь стали приезжать паломники со всех уголков земли.

Тут я полюбопытствовал и нашёл одно окошко, там было темно и нечего не видно.Но, вспышка сделала своё дело.
Очень интересная комната с готическими сводами.Потолки закопчёны, с права видно на стене лампадку.Как Вы думаете, что это за комната?

Еще одна легенда повествует о слепом зодчем, который прозрел во время строительства обители в 60-х гг. XIX века. Подобных легенд сохранилось много. Люди помнят и верят в чудодейственную силу монастырских стен, а святой Апостол и сегодня продолжает творить чудеса — исцелять страждущих, исполнять просьбы и заветные желания прихожан.

На этом пока всё, а я продолжу.Всем спасибо и до встречи.

Северный Кипр. Монастырь апостола Андрея

Почему мыс апостола Андрея, самая восточная точка Кипра, считается чуть ли не обязательной для посещения туристической достопримечательностью — неизвестно. Зачем мы решили туда поехать после посещения Кантары, несмотря на то что солнце уже практически зашло — тоже. Но раз уж мы туда добрались, покажу несколько фотографий да расскажу то немногое, что удалось узнать про это место.

Ехали мы туда довольно долго — чем ближе к мысу, тем дорога становилась уже, поворотов — больше, а асфальт — хуже.

До конца мыса мы так и не доехали — асфальт кончился, вместо него началась грунтовка, причём явно далеко не самого лучшего качества. Кроме того, начинало по-настоящему темнеть, а у нас ещё намечался 160-километровый марш-бросок до Кирении, где у нас была забронирована гостиница.

Ну я думаю, что мы не особо много потеряли — внешне всё очень похоже на мыс Сагреш: такой же суровый каменистый пейзаж, такое же неровное шевелящееся водное покрывало, только там был Атлантический океан, а здесь — Средиземное море.

В итоге, доехали мы только до монастыря апостола Андрея — это буквально 4 километра от оконечности мыса.

Если верить преданию, апостол Андрей действительно высаживался на этом месте во время своего последнего возвращения в Иудею. Легенда гласит, что у капитана корабля, на котором плыл апостол, заболели глаза. Ничего хорошего это не сулило — слепой моряк не мог полноценно управлять судном. В это время они как раз проплывали мимо восточной оконечности Кипра, и апостол Андрей предложил матросам отвезти капитана на берег, где, как он уверял, должен был находиться источник с целебной водой, которая должна была капитана обязательно вылечить. Когда они прибыли на берег, то никакого источника там не нашли. Тогда апостол Андрей велел морякам сдвинуть в сторону большой камень, из под которого тут же начала струиться вода. Источник действительно оказался целебным — его вода помогла вылечить капитана и продолжить плавание.

Некоторое время спустя исцелённый капитан привёз на то самое место портрет апостола Андрея. Мыс стал считаться священным, и на него потянулись вереницы христианских паломников.

Во времена Византии это место называлось причалом апостола Андрея. А в XII веке здесь уже находился укреплённый монастырь, в стенах которого и пытался, правда безуспешно, укрыться от войск Ричарда Львиное Сердце самозванный византийский правитель Кипра Исаак Комнин.

С этим связана одна красивая легенда, мол Исаак, когда сдавался, попросил Ричарда Львиное Сердце только об одном — не заковывать его в железные цепи. Ричард данное обещание сдержал, но весьма своеобразно — Исаака заковали в серебряные цепи.

Сегодня здесь относительно пустынно — вокруг на полторы сотни километров турецкие территории, поэтому полузаброшенный монастырь выглядит здесь словно христианский айсберг в мусульманском океане. Хотя, говорят, что наплывы паломников в последнее время возобновились.

Ещё эти места знамениты своими наглыми дикими осликами. От этой беременной особы, учуявшей из сумки запах бутербродов, пришлось галопом ретироваться в сторону припаркованной машины.

Ну и закаты здесь тоже ничего…

Про Кипр пока хватит — есть много других интересных мест, из которых у меня скопилась целая куча фотографий. Завтра покажу вам два белорусских замка.

Монастырь апостола Андрея Первозванного на Кипре

Монастырь апостола Андрея Первозванного на Кипре. Фото http://www.churchofcyprus.org.cy

Об основании известного монастыря апостола Андрея Первозванного, расположенного на одноименной оконечности оккупированной Карпасии, известно очень немного. По преданию, апостол Андрей побывал в этих местах в Ι веке по Р.Х., когда корабль, на котором он плыл, из-за штиля вынужден был три дня простоять на якоре в близлежащем небольшом порту. Там по молитвам апостола из скалы забил родник, «который с тех пор стекает в ров возле Старой церкви, а потом из источника близ моря вытекает уже освященная вода» . Источник обладает чудодейственными свойствами, его водой исцелился слепой сын капитана корабля, который, согласно преданию, на том же самом месте построил храм, посвященный первозванному ученику Христа.

Под 1003 годом у англо-саксонского паломника Сивульфа находим первое свидетельство с упоминанием названия небольшого причала близ монастыря; он называет его «причалом апостола Андрея». Это свидетельство считается очень важным, ибо показывает, что уже в византийские времена имя апостола связывалось с мысом в Карпасии и что уже тогда существовало предание об апостоле Андрее.

Другое важное свидетельство, которое доказывает уже сам факт существования в то время монастыря в данной местности, относится к 1191 году. Оно принадлежит английскому священнику Бенедикту Петерборскому, который говорит, что тогдашний правитель Кипра Исаак Комнин (1185–1191) был захвачен Ричардом Львиное Сердце в хорошо укрепленном монастыре, называемом «Мыс апостола Андрея».

Мыс также упоминается на старинных географических картах Кипра уже с 1465 года как мыс святого Андрея (capo de Sando Andrea). На старых картах отмечается и существование на месте нынешней обители церкви под названием «Святой Андрей» («Sando Andrea»).
Многие путешественники, посетившие Кипр как в период латинского господства (1191–1571), так и в эпоху турецкого (1571–1878), также упоминали об этом. Английский путешественник Ричард Покок, посетивший остров в 1738 году, пишет, что «мы достигли самой восточной точки острова, которая называлась у древних Воос Ура, а сегодня называется мысом Апостола Андрея по причине существования скального монастыря во имя апостола Андрея, в котором проживают два-три монаха» .

Современная история монастыря известна примерно с 1855 года, когда отец Иоанн Николай Диаку из Ризокарпасоса начал строительство нового храма, который и был освящен 15 августа 1867 года при архиепископе Софронии. Отец Иоанн считается ктитором нынешней обители.

От самого первого храма не осталось почти никакого следа. На его месте много лет спустя во время латинского господства в XV веке был воздвигнут храм, существующий и поныне. «Своим архитектурным стилем, живописными крестово-купольными конструкциями Старая церковь, построенная над источником, который явил знаменитый апостол, подтверждает без всяких сомнений, что это строение XV века. Мы легко убеждаемся в безошибочности этого утверждения, и никто не может нас опровергнуть. “Около 1430 года, в эпоху латинского господства, мы, жители данной местности, имели финансовые возможности, если не сказать благосостояние, позволившие нам увеличить и украсить церквушку нашего дорогого рыбаря апостола Андрея. Эту работу мы поручили хорошему мастеру, который был отлично знаком с секретами церковного строительства”» .

Этот старый храм, построенный в готическом стиле, находится на три с половиной метра ниже алтаря нового (нынешнего) храма, а ведут в него две высеченные в камне лестницы. Храм представляет собой в плане четырехугольник, а его дверь, находящаяся на южной стороне, высечена из камня в виде свода.

Новый монастырский храм относится к XIX веку, о чем можно сделать вывод на основании сохранившейся надписи о дне его освящения – 15 августа 1867 года. Храм однонефный, со сводчатым потолком, укрепленным шестью поясами. Большая дверь храма находится на южной стене, а на северной стене – вторая дверь, с надписью о дне освящения.

О новом храме и вообще монастыре святого апостола Андрея Первозванного пишет историк Сакеллариу: «Немного южнее от Клидес, у мыса, лежит монастырь святого Андрея. Еще 30 лет назад здесь был лишь небольшой старый храм апостола Андрея, но с тех пор, благодаря деятельности и честности назначенного тогда священника малой церкви, а ныне монастырского эконома, был построен большой и прекрасный храм с замечательными кельями вокруг, и таким образом здесь составился с течением времени один из прекраснейших монастырей острова» .

Иконостас, который перегораживает по всей ширине и высоте новый храм, вырезан из дерева и позолочен, но неизвестны ни время его создания, ни мастер, его выполнивший. Из дерева вырезаны также и амвон, трон и центральный храмовый амвон. Справа от иконостаса располагается резной позолоченный и украшенный амвон с поклонной иконой апостола Андрея Первозванного. В храме пребывают среди прочего несколько старых икон ΧΙΧ века и несколько святынь того же времени.

Отец Иоанн Николай Диаку (1827–1909) из Ризокарпасоса считается ктитором и первым экономом нынешней обители. Он начал строить новый храм в 1855 году, после того как смог собрать достаточно пожертвований от верующих Кипра и живущих за его пределами, «привезя с собой и драгоценную старую икону святого» . Тогдашний архиепископ Кипра Макарий Ι (1854–1865) взял строительство храма под свое духовное руководство.

Отец Иоанн самоотверженно трудился на пользу знаменитого монастыря. Когда он в возрасте 82 лет скончался 4 июля 1909 года, соотечественники похоронили его рядом со Старой церковью, где позднее был установлен его мраморный бюст.

О характере отца Иоанна и его деятельности историк Франгудис пишет следующее: «Эконом, управляющий монастырем, священник, каких мало. Он один следит за обработкой земель, за получением доходов; он же предпринял сбор пожертвований для строительства обители. Доходы, которые получает обитель, отец Иоанн использует на содержание женско-мужской школы Ризокарпасоса, на прием гостей и различные другие благие дела епархии, которой он является добрым ангелом. Такие священники поистине нужны во всех селениях» .

Известны имена и других потрудившихся на благо обители. Это эконом Христофор Киккотис, который служил между 1910 и 1915 годами, эконом Иосиф (1916–1926), эконом Панкратий (1926–1927), эконом Клеопа из Мофоса (около 1931), эконом Фотий Махереотис из Фламуди (1931–1934), иеромонах Хрисанф Макрияннис (1935–1937), иеромонах Николай Сандамас (1942–1947), эконом Леонтий Яковидис (1948–1962) и эконом Клеопа Курузидис (1962).

Большим благодетелем монастыря был Аристодимос Яннаку Папапетрос (1897–1967), который в 1967 году завещал монастырю апостола Андрея Первозванного все свое имущество стоимостью в 50 тыс. лир для строительства монастырских гостиниц. Тело его погребено на территории монастыря.

Обитель святого Андрея Первозванного отмечает свой престольный праздник 30 ноября, но поскольку погода в это время уже, как правило, зимняя, из-за чего паломники испытывают значительные неудобства, и так как в старину паломничество в монастырь занимало много дней, главным престольным праздником монастыря стало 15 августа – день освящения нового монастырского храма в 1867 году.

«В монастыре апостола Андрея дважды в году бывает престольный праздник с участием множества народа. Большее число паломников прибывает на праздник 15 августа – день освящения монастыря, когда стоит прекрасная погода. Другой престольный праздник совершается 30 ноября в день памяти святого, но из-за дождливой погоды прибывает немного паломников» .

Как пишет Яннис Ставринос Икономидис в своей «Истории апостола Андрея в Ризокарпасосе», «удивительное зрелище представляло множество телег, влекомых быками, мулами, лошадьми, покрытых разноцветными навесами, всадников, пеших, двигающихся по пыльным дорогом Карпасии в течение трех суток, необходимых для того, чтобы добраться до обители к 15 августа, со своими приношениями: огромными свечами, животными, одних из которых дарили, а других закалывали прямо там и ели. Обитель же предоставляла кров и вино в изобилии. На престольный праздник многие прибывали морем, а колокол святого встречал прибывающих постоянным радостным звоном» .

По случаю празднования столетия церкви апостола Андрея 7 октября 1967 года на Кипр из Патр была принесена честная глава апостола; святыня была выставлена на поклонение в течение недели. Главу, которую сопровождали митрополиты Патрский Константин, Никейский Георгий и Идрский Иерофей, принял в порту Фамагусты бывший в то время президентом Республики Кипр архиепископ Макарий; мощи апостола были встречены под пение псалмов в исполнении хора Всегреческого общества псаломщиков и звуки музыки, которую играл филармонический оркестр Фамагустского муниципалитета; все испытывали чувство необыкновенного религиозного умиления.

Архиепископ Макарий в своем слове тогда сказал в том числе следующее: «В этой местности, расположенной близ древнего Саламина, где родился и принял мученическую смерть апостол Варнава, в эти минуты совершается великое событие исторического значения. Основатель Кипрской Церкви встречает основателя Церкви Византии. Апостол, принявший мученическую смерть в Саламине через побитие камнями, встречает претерпевшего в Патрах крестную смерть собрата апостола. Первый из апостолов от семидесяти Варнава принимает на своей родине первого от двенадцати – апостола Андрея».

Автокортеж, сопровождавший святыню до самого монастыря апостола Андрея, проезжал через многие поселки и деревни Карпасии, и в каждой народ выходил встречать честные мощи. Когда же глава апостола Андрея была доставлена в монастырь 8 октября 1967 года, то в присутствии многих тысяч верующих, которые пришли туда со всего Кипра, была совершена архиерейская Божественная литургия, возглавлявшаяся архиепископом Макарием в сослужении членов Священного Синода Кипрской Церкви, митрополитов Патрского, Никейского и Идрского.

Когда на Кипре получил широкое распространение автотранспорт, паломники стали приезжать в монастырь на автобусах, но все равно дорога оставалась долгой – в течение двух-трех дней. До 1974 года в обитель приходило множество верующих, и немалое число их для того, чтобы крестить детей. Среди тысяч посетителей монастыря было много турок-киприотов, которые тоже почитали святого и приходили к нему со всех уголков Кипра, принося дары по обету.

После турецкого вторжения в 1974 году впервые осажденным Карпасии было позволено прийти в монастырь на литургию по случаю праздника святого 30 ноября 1978 года. Игумен Киккского монастыря вместе с тогдашним экономом обители святого Андрея Клеопой Курузидисом впервые после вторжения посетили монастырь 30 ноября 1994 года, а год спустя они возглавили паломническую группу из 40 бывших жителей Карпасии, приехавших в монастырь святого апостола Андрея на автобусе со свободных территорий. А первое массовое посещение монастыря 600 греками-киприотами состоялось 15 августа 1997 года; это стало возможным благодаря настойчивым обращениям попечительского совета монастыря апостола Андрея Первозванного в ООН и к правительствам США и Великобритании.

После того как в апреле 2003 года турецкий оккупационный режим частично снял ограничения на передвижения по направлению к и от оккупированных территорий, тысячи верующих собрались на территории оккупированной обители, чтобы почтить память святого и выразить свои упования на его заступничество. Так, известно, что 1 мая 2003 года из 25 800 греков-киприотов, переправившихся на оккупированные территории, 24 000 направлялись в монастырь святого Андрея Первозванного. А через три дня после частичного снятия ограничений на передвижения, 26 апреля 2003 года – это была Великая суббота, в монастыре служили праздничную пасхальную литургию, которую транслировали международные телеканалы.

Во время престольного праздника 30 ноября 2004 года попечительский совет обители вместе со всеми организациями оккупированной Карпасии впервые с 1974 году провел всекарпасийское и всекипрское паломничество к монастырю апостола Андрея, которое возглавил епископ (ныне митрополит) Киккский Никифор.

В попечительский совет монастыря входят шесть человек; каждые три года в члены совета избирают жители Ризокарпасоса, кандидатуры избранных одобряются архиепископом Кипра. Нынешний совет, однако, насчитывает восемь человек, потому что двое из них, включая председателя, пребывают в изоляции на оккупированной территории.

Храм апостола Андрея Протоклета (Первозванного)-место спокойствия и благоговения всех верующих

В прибрежной зоне Паралимни, на берегу лазурного средиземного моря высится маленький, но очень красивый храм апостола Андрея Протоклета (Первозванного).

Он был построен сравнительно недавно- в 2017 году. Однако сразу же стал одной из жемчужин Кипра.

В интернете можно увидеть немало фантастически красивых фотографий церквушки, но, чтобы по-настоящему оценить грандиозность замысла ее творца непременно стоит наведаться сюда лично.

Поверьте, вы начнете любоваться храмом еще издалека!

Местность вокруг очень живописна, и весьма популярна среди любителей туризма. Когда-то здесь думали устроить очередное место отдыха для жителей и гостей курорта. Однако митрополи́т Васи́лий Карая́ннис- епископ Кипрской православной церкви предложил поставить здесь храм. Его поддержала семья Михаила и Милоша Флокаса, которые стали одними из спонсоров строительства.

Кстати, такое название часовни и место строительства было выбрано неспроста: храм был освящен во имя апостола Андрея Первозванного, потому что, согласно церковному преданию, он побывал в этих краях во время своих странствий, к тому же именно отсюда можно смотреть на одноименный монастырь Апостола Андрея в оккупированном полуострове Карпасия.

Андрей Первозванный был первым апостолом Иисуса и его неизменным спутником. Он проповедовал слово Божье, многие его называли Протоклетом, что означает «званный первым».

Как и другие апостолы, одарённые способностью понимать и говорить на разных языках на десятый день после Вознесения Господня, Андрей Первозванный отправился проповедовать. Его первым поприщем стало побережье Чёрного моря, затем он посетил Херсонес, путешествовал по Днепру и, побывав на территории современного Киева, воздвиг на одном из холмов крест, предвещая, что здесь будет город с множеством церквей. Далее апостол посетил местность, где ныне стоит Новгород, Рим и Фракию, основал христианскую Церковь в селении Византия (будущем Константинополе), монастырь в Карпасии. Где бы Андрей ни оказался, с кем бы ни имел дело, он продолжал проповедовать и нести людям Слово Божие.

Андрей Первозванный был распят на косом кресте; его мучения продолжались два дня. Сегодня мощи святого хранятся в соборе Святого Петра в Риме.

Храм в Протарасе представляет собой красивое архитектурное сооружение со сквозными арочными проемами.

Своды и стены храма сделаны из кирпича по традиционным технологиям, а ребра конструкций смонтированы из бетона. Это создает хорошую акустику внутри сооружения.

Внутренние стены часовни покрыты великолепными фресками, мозаикой и мраморным иконостасом, в оформлении которого использованы мотивы важнейших паломничеств на Кипр и изображения святых.

Великолепие храма в сочетании с безмятежностью его окрестностей, бесконечным голубым морем и прекрасным, умиротворяющим видом невероятной красоты, создают потрясающую обстановку, которая внушает чувство спокойствия и благоговения всем верующим, посещающим часовню.

Первая Божественная Литургия в церкви апостола Андрея Протоклета (Первозванного) в Протарасе состоялась 16 июля 2017 года, с тех пор в храме проводятся таинства Крещения и Венчания. Богослужения совершаются по особому расписанию, в основном, летом.