Монастырь Московская область

Содержание

Список монастырей Подмосковья

В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 21 февраля 2017 года.

В данном списке представлена информация о монастырях находящихся в современных границах Московской области, а также об упразднённых монастырях.

Действующие монастыри

# Изображение Название Тип Время основания Местонахождение
1 Александро-Невский монастырь женский 1895 Талдомский район, село Маклаково
2 Белопесоцкий монастырь женский 1498 Ступинский район, город Ступино
3 Бобренев монастырь мужской 1381 Коломенский район, село Старое Бобренево
4 Борисоглебский Аносин монастырь женский ставропигиальный 1823 Истринский район, деревня Аносино
5 Борисоглебский монастырь мужской XV век Дмитровский район, город Дмитров
6 Брусенский монастырь женский 1552 Коломна, город
7 Введенский Владычный монастырь женский 1360 Серпухов, город
8 Вознесенская Давидова пустынь мужской 1515 Чеховский район, поселок Новый Быт
9 Воскресенский Новоиерусалимский монастырь мужской ставропигиальный 1656 Истринский район, город Истра
10 Высоцкий монастырь мужской 1374 Серпухов, город
11 Екатерининская пустынь мужской 1658 Ленинский район, город Видное
12 Зосимова пустынь женский 1826 Наро-Фоминский район, посёлок Зосимова пустынь
13 Иосифо-Волоцкий монастырь мужской ставропигиальный 1479 Волоколамский район, село Теряево
14 Казанский Колычевский монастырь женский 1885 Егорьевский район, город Егорьевск
15 Колоцкий монастырь женский 1413 Можайский район, деревня Колоцкое
16 Крестовоздвиженский Иерусалимский монастырь женский ставропигиальный 1887 Ленинский район, посёлок санатория «Горки Ленинские»
17 Лужецкий монастырь мужской 1408 Можайский район, город Можайск
18 Николо-Берлюковская пустынь мужской 1719 Ногинский район, село Авдотьино
19 Николо-Пешношский монастырь мужской 1361 Дмитровский район, посёлок Луговой
20 Николо-Радовицкий монастырь мужской 1584 Егорьевский район, село Радовицы
21 Николо-Угрешский монастырь мужской ставропигиальный 1380 Дзержинский, город
22 Ново-Голутвин монастырь женский 1800 Коломна, город
23 Покровский Хотьков монастырь женский ставропигиальный 1308 Сергиево-Посадский район, город Хотьково
24 Покровско-Васильевский монастырь мужской 1885 Павлово-Посадский район, город Павловский Посад
25 Саввино-Сторожевский монастырь мужской ставропигиальный 1398 Звенигород, город
26 Свято-Троицкая Сергиева лавра мужской ставропигиальный 1337 Сергиево-Посадский район, город Сергиев Посад
27 Свято-Троицкий Мариинский монастырь женский 1900 Егорьевский район, город Егорьевск
28 Серафимо-Знаменский скит женский 1912 Домодедово, городской округ, село Битягово
29 Спасо-Бородинский монастырь женский 1839 Можайский район, деревня Семёновское
30 Спасо-Влахернский монастырь женский 1861 Дмитровский район, посёлок городского типа Деденево
31 Спасо-Преображенский Гуслицкий монастырь мужской 1859 Орехово-Зуевский район, город Куровское
32 Старо-Голутвин монастырь мужской XIV век Коломна, город
33 Черниговский скит мужской 1844 Сергиев Посад, город

Недействующие монастыри

  • Александро-Мариинский женский монастырь — (Шатурский р-н, пос. Мещерский Бор). Основан 1899, упразднён в 1918.
  • Боголюбская мужская киновия Троице-Сергиевой лавры — (г. Сергиев Посад). Основан 1858, храм восстановлен в 2012.
  • Владимиро-Екатерининский монастырь (Новопокров) — женский, утрачен (Можайский р-н, д. Новопокров). Основан 1895, закрыт в 1927.
  • Гермогенова пустынь (Гермогенова мужская пустынь) — утрачена (Сергиево-Посадский р-н, ур. Гермогенова Пустынь). Основан 1913, закрыт в 1929.
  • Гефсиманская община (Воронино) (Гефсиманская женская община) — утрачена (Зарайский р-н, с. Воронино). Основана 1909, закрыта в 20-х годах 20 столетия.
  • Гефсиманский скит (Гефсиманско-Черниговский скит, Гефсиманский мужской скит Троице-Сергиевой лавры) — (Московская область, г. Сергиев Посад). Состоял до революции из двух скитов — Гефсиманского и Черниговского. На сегодняшний день Черниговский скит действует (см.), Гефсиманский утрачен.
  • Елизаветинская женская община в Шаховской — утрачена (Шаховской р-н, пос. Шаховская). Основана в 1917, закрыта в 1920.
  • Зуевский скит Вознесенского женского монастыря — утрачен (Орехово-Зуевский р-н, ур. Монастырская Поляна). Основан в 1912, ликвидирован в 1920.
  • Иконы Божией Матери Отрада или Утешение женская община — утрачен (Домодедовский р-н, с. Добрыниха). Основан 1898, закрыт после 1917. Церковная жизнь возродилась в 1991 году.
  • Ильинский женский скит в Верзилово — действующий с конца 1990-х — начала 2000-х годов, (Ступинский р-н, с. Верзилово), основан в конце 1990-х — начале 2000-х годах.
  • Иоанно-Предтеченский женский монастырь (Ставропигиальный Свято-Иоанно-Предтеченский женский монастырь) — действующий с 2001 (Раменский р-н, с. Денежниково). Основан 2001.
  • Иоанно-Предтеченский женский скит — утрачен (Ступинский р-н, у д. Соколова Пустынь). Основан 1895, закрыт после 1917.
  • Князь-Владимирский монастырь (Филимонки) (Князь-Владимирский женский монастырь в Филимонках) — утрачен, (Ленинский р-он, Филимонки, от МКАД: 15 км). Основан 1891, закрыт в 1920-х.
  • Краснохолмская Соловецкая пустынь — (Марчуговская Соловецкая пустынь) (Воскресенский р-он, д. Марчугово), основана в конце XV, в 1655 перенесена в д. Фаустово (см. Ново-Соловецкая Марчуговская пустынь).
  • Никитский монастырь (Дмитров) — упразднён в 1764.
  • Никитский монастырь (Кашира) (Александровский Никитский женский монастырь, Никитский Каширский женский монастырь) — упразднен в 1920-х годах, в 1998 и 2009 сохранившиеся храмы переданы церкви (Каширский р-он, Кашира). Основан 1884.
  • Ново-Соловецкая Марчуговская пустынь (Краснохолмская Ново-Соловецкая Марчуговская пустын) — действующий с 1993 как подворье Соловецкого монастыря, (Воскресенский р-он, с. Фаустово), основан 1655.
  • Параклитова пустынь (Общежительная пустынь Святого Духа Утешителя (Параклита)) — действующий c 1992, основан 1858, (пос. Смена, Сергиев Посад)
  • Покровская женская община в Покровском — действующий с 1999,(Подольский р-н, с. Юдановка), основан 1999
  • Преображенский женский скит Пюхтицкого подворья — действующий с 1996, (Одинцовский р-н, с. Юдино). Основан 1996.
  • Пятницкий монастырь (Дмитров) — упразднён в 1764. На месте осталась Пятницкая (Спасская церковь), закрытая в 1930-х годах. Перестроенное здание бывшей церкви используется под разные нужды. Колокольня не сохранилась.
  • Распятский монастырь — упразднен в 1764, основан 1665 (г. Серпухов).
  • Святой Нины женская община в Курилово — утрачена (Подольский р-н, пос. Курилово), основана 1907, ликвидирована в 1920-х.
  • Свято-Преображенский скит Данилова монастыря — основан в 2008 (Серпуховский р-н, близ с. Ланьшино), мужской.
  • Сергиево-Дубровский женский монастырь — утрачен (Наро-Фоминский р-н, у д. Дуброво). Основан 1914, закрыт в 1929.
  • Спасо-Вифанский монастырь — мужской действующий с 2002 (г. Сергиев Посад, пос. Птицеград). Основан 1797
  • Спасо-Входской монастырь (Верея) (Спасский монастырь), основан XVI веке, упразднён 1764.
  • Стромынский монастырь (Успенский Стромынский мужской монастырь) — утрачен, (Ногинский р-н, с. Стромынь), упразднён в 1764.
    • Черниговский скит, (Черниговский мужской скит Троице-Сергиевой лавры, Пещерное отделение Гефсиманского мужского скита Троице-Сергиевой лавры; Гефсимано-Черниговский мужской скит Троице-Сергиевой лавры) — действующий с 1990, (г. Сергиев Посад), основан 1847, закрыт в 1921.
  • Троицкий Александро-Невский монастырь (Акатово) (Акатовский Троице-Александровский женский монастырь) — действующий с 2007, (Клинский район, с. Акатово), основан 1889, закрыт в 1927.
  • Троицкий монастырь (Дмитров) на реке Березовец. Упразднён в XVII веке.
  • Троицкий женский монастырь — действующий с 1997, (Орехово-Зуевский р-н, д. Острово). Основан 1997.
  • Якиманский монастырь (Можайск) (Иоакимо-Аннинского монастырь)— упразднён в 1764, (г. Можайск), основан в XVI веке, сохранился небольшой фрагмент стены, встроенный в действующую церковь Иоакима и Анны.

См. также

  • Монастыри Москвы
  • Список ставропигиальных монастырей Русской православной церкви

Дмитровский район

Домодедовский район

Истринский район

Коломенский район

Ленинский район

Можайский район

Ногинский район

Орехово-Зуевский район

Павлово-Посадский район

Талдомский район

Сергиево-Посадский район

Серпуховский район

Ступинский район

Чеховский район

  1. Дмитров, Церковь Спаса Нерукотворного Образа
  2. Холмогоровы В. и Г. Исторические материалы о церквах и селах XVI—XVIII веках. Выпуск одиннадцатый. Верейская, Дмитровская и Троицких вотчин десятины (Московского уезда). — Москва. Синодальная типография: Издание Императорского общества истории и древностей Российских при Московском Университете, 1913.

Из блокнота монахини

100 лет назад в Подмосковье открылся Серафимо-Знаменский скит. Его основательница, схиигумения Фамарь (Марджанова), состояла в духовной дружбе с великими святыми начала XX века — святым праведным Иоанном Кронштадтским, преподобномученицей Елисаветой Феодоровной, старцем Алексием Зосимовским… В том числе и благодаря этим духовным связям новый монастырь сразу получил высокую оценку современников.

В 1924 году обитель была разорена. А в 2001 первом году в Серафимо-Знаменском скиту возобновилась монашеская жизнь.

Серафимо-Знаменский скит

Хроника возрождения

Нынешнее скоротечное время не предполагает неспешного писания в заветной тетради: «Сегодня было то-то и то-то…» Все некогда, некогда. Что останется от этого времени? Ведь именно благодаря тому, что сто, двести, пятьсот лет назад кто-то сидел и терпеливо выводил на листах витиеватые буквы, фиксируя события, мы о них и знаем сегодня.

Но, слава Богу, встречаются и в наше время люди, которые обладают качествами почти утраченными: терпение, точность, аккуратность и бережливость к тому, что спустя годы будет историей.

Все у нее разложено по пакетам. Она передает их мне. Отдает и блокнот, исписанный аккуратным, никуда не спешащим почерком. И только наказывает не говорить про нее. Ну, хорошо, не буду. Просто стану читать вместе с вами.

15 января 1999 года, в день памяти преподобного Серафима Саровского была первая служба в храме Серафимо-Знаменского скита. Божественную литургию совершил благочинный Домодедовского округа протоиерей Александр Васильев в сослужении священников о. Александра Пахомова, о. Олега Строева, о. Виктора Мартынова и других.

27 января 1999 г. — вторая служба в скиту, в память св. равноапостольной Нины, просветительницы Грузии (в обители есть нижний храм-усыпальница в честь этой святой).

14 мая 1999 г. — третья служба в скиту, в честь св. благоверной Тамары (земной ангел схиигумении Фамари, основательницы скита).

23 июня 1999 г. — панихида на могиле матушки Фамари.

26 октября 1999 г. — четвертая служба в скиту, в честь Иверской иконы Божией Матери.

23 декабря 1999 г. — скит посетил владыка Тихон. Сказал, что в январе приедут насельницы.

15 января 2000 года — служба в память преподобного Серафима Саровского. Совершал ее протоиерей Александр Васильев в сослужении одиннадцати священников.

26 января — приехали сестры из Свято-Троицкого Ново-Голутвина женского монастыря: мать Иннокентия, мать Ирина, инокиня Ирина, сестра Юлия, поселились на зимней даче около скита.

28 января — Владыка Тихон привез дрова, топить печь в храме.

Тайная лазейка

Оторвемся от хроники первого года возрождения скита. Вернемся ненадолго в тихую осень, когда еще территория его была наглухо закрыта, на ней располагалась база отдыха завода «Криптон», организация это была секретная, и отдых на базе тоже был засекречен.

Читаем в блокноте, исписанном бисерным почерком.

Пошла я вдоль речки со стороны рощи. Была теплая осень, в лесу тихо, только где-то на дереве стучит дятел. Вошла через лазейку в скит. Подошла к церкви. В дверь ее воткнула осенний букет из листьев и запоздалых цветов. Помолилась, чтобы скорее возобновилась жизнь в скиту. Положила земной поклон от матушки Фамари — была у нее на могилке недавно.

Подошла к келье, которая лучше всех сохранилась (где сауна), около нее растут два кипариса. Сорвала веточку — отнесу на могилку матушки, как привет-поклон из скита.

Слышу — где-то стучит, подошла к келье, которая рядом с террасой, а там маленькая птичка, влетела в разбитое стекло, а вылететь не может, вот и бьется о стекло. Жаль мне ее стало, а помочь ничем не могу. Был у меня кусочек хлеба, покрошила ей на пол, может, поест.

В скиту тихо, никого нет. Воскресение. Такая благодать, что и уходить не хочется. Однако пора. Перелезла через лазейку, чтобы сторож не видел и собаки не залаяли, и ушла.

Дорогой все думала, когда же можно будет спокойно, через ворота, войти в скит, без боязни ходить сюда, молиться и наслаждаться Божией благодатью…

Первая служба

От этой записи до первой службы оставалось не так много времени. И вот наступил этот день. Ехали в скит даже специальные автобусы, которые везли богомольцев.

Но едва не столько же наехало сюда крепкого вида парней с рациями в руках. Они стояли почти у каждой туи и контролировали всякий шаг по территории. «Тут ходи, тут – не ходи…»

Что охраняли эти бравые ребята? Вот эти разрушенные кельи, которые стояли когда-то, обрамляя лесную поляну, посреди которой стоял необыкновенно красивый храм с шатровой чешуйчатой крышей, как свеча, устремленной к небу?

От кого охраняли — от этих вот бабушек с умиленными лицами, стоящих на первой службе?

Но, как бы то ни было, первая молитва после долгих лет запустения в скиту была вознесена. Впереди были многие и многие труды — оформление документов, передача земли, реставрация помещений, электричество, газ… Почти каждый из нас в жизни сталкивался хоть с чем-то из перечисленного и знает, что это за морока, и каких все это стоит денег.

Когда речь идет о возвращении церковного имущества, мне кажется, что участвующие в нем люди должны просто благодарить Бога, что именно им выпало это сделать, ведь акт передачи — если посмотреть на него с духовной стороны, еще и акт покаяния. Быстренько, без всяких проволочек, отдать — и все. И радоваться вместе с теми, кому отдали. Ведь вспомним, как Господь даже жадному и злому человеку, запустившему в нищего булкой хлеба, засчитал этот поступок в качестве милосердного. Так что же?

А вот — скит отдадим, но проезд к нему и ворота закроем. Стройте свою дорогу по лесу. А что это такое — построить дорогу? В скиту несколько насельниц, им пока и жить негде. Приютила их к себе одна женщина, у которой в так называемых генеральских дачах часть дома. Вот все в одной комнате и помещаются, кровати там изголовье к изголовью.

Архиерейская служба

Возвращаемся к хронике возрождения обители. Читаем дневник.

2 апреля 2000 года. Архиерейская служба. Официальное открытие Серафимо-Знаменского скита. Службу совершал митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий в сослужении епископа Видновского Тихона, архимандрита Алексия, иеромонаха Иоанна, священника и духовника сестер скита, протоиерея Александра Васильева, священнослужителей Домодедовского благочиния. Монахине Иннокентии вручен крест и жезл. Отныне она настоятельница обители. На службе пел хор сестер из Свято-Троицкого Ново-Голутвина монастыря.

Матушка

Настоятельница монастыря — от этих слов веет чем-то отстраненным, величественным, неприступным. Матушка Иннокентия — живая, быстрая, с лучистыми глазами княжны Марьи из «Войны и мира». Очень простая в общении, приветливая и гостеприимная. Ты только пришел, только начал говорить, смотришь через пару минут — тебе уже и говорить нечем, ты уже сидишь за столом и что-то ешь, а матушка рядом и подвигает поближе то одну мисочку, то другую.

Матушка Иннокентия

Рассказывал один человек историю. Поехали они с супругой в скит. Пока ехали, слово за слово — разругались. Из машины вышли, идут к келье, друг на друга не смотрят. Навстречу матушка. Глянула на одного, на другого и повела их в келью матушки Фамари. Там у них теперь небольшой музей — вещи, книги первой настоятельницы. Еще в келье необыкновенная, умиротворяющая тишина. «Вы тут пока побудьте…» — бросила на ходу матушка Иннокентия и побежала по своим делам.

Сели они подальше друг от друга, по-прежнему глядят в разные стороны, молчат. Пять минут сидят, десять… А в келье, между прочим, прохладно. Муж смотрит — печка, рядом дрова. Встал и принялся разжигать огонь. Занялось пламя. Уже теперь оба на него смотрят, оторваться не могут. То есть смотрят в одну сторону. Потеплело от огня. И не только в келье потеплело. Забыли уж, о чем ругались. Тут и матушка настоятельница вернулась, позвала чай пить.

Схиигумения Фамарь

Грузинская княжна и схиигумения Фамарь (Марджанова)

Основательница скита схиигумения Фамарь (Тамара Александровна Марджанова) — уроженка Грузии, княжна (1868-1936). Лишившись к 20 годам родителей, она поступила в Бодбийский монастырь святой равноапостольной Нины. В 1902 году матушка стала игуменией этого монастыря, где подвизались 300 сестер и окормлялись две женские школы.

Схиигуменья Фамарь (Марджанова)

Когда юной послушницей Тамара пришла в обитель, игумения Ювеналия подарила ей книгу «Сказаний» о жизни и подвигах еще не прославленного во святых старца Серафима Саровского. С тех пор матушка возымела к нему необыкновенную любовь. Тогда же во сне явился ей святой старец и произнес пророческие слова о ее игуменстве.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский

В 1892 году отец Иоанн Кронштадтский образно предрек ей игуменство в трех обителях и будущую великую схиму.

Через некоторое время указом Святейшего Синода матушку, вопреки ее воле, перевели в Москву и назначили настоятельницей Покровской общины сестер милосердия. Жизнь в столичной обители тяготила ее, и духовный поиск привел матушку в 1908 году в уединенный Царский скит, приписанный к Серафимо-Понетаевскому монастырю, недалеко от Сарова.

Старец Алексий Зосимовский

Молясь однажды перед чудотворной Серафимо-Понетаевской иконой «Знамение», матушка как бы услышала глас от Самой Царицы Небесной: «Нет, ты здесь не останешься, а устраивай сама скит не только себе, но и другим». И это повторилось трижды.

Матушка обратилась за советом к старцу Алексию Зосимовскому, который дал ей такой ответ: «Царица Небесная Сама и место изберет, и средства даст, и духовно устроит. Ты будешь только служкой, орудием…»

Вскоре это место было избрано — «близ села Воскресенского — Битягово тож и деревни Заборье». Испросив благословение у преподобного Серафима, матушка приступила к устройству обители.

Кусочек рая на земле

Знаменательно, что первый камень в основание скита был заложен 9 августа 1910 года, в канун празднования памяти апостола Прохора, имя которого носил в миру преподобный Серафим, и его келейной иконы Божией Матери «Умиление».

Священномученик митрополит Владимир (Богоявленский)

В конце 1912 году монастырь был построен. На освящении вновь созданной обители 6 октября митрополит Московский Владимир (Богоявленский) сказал проникновенные слова: «Я считаю себя счастливейшим из людей, потому что Господь привел мне освятить чудный храм и побывать в уголке, напоминающем земной рай. Храм ваш к Богу зовет, а от скита веет таким благодатным миром и спокойствием, что душа радуется, забывая все горечи и невзгоды».

В 1916 году состоялся постриг матушки в великую схиму.

Просуществовав 12 лет, в 1924 году скит был закрыт. С этого времени начинает существовать монастырь в миру, замаскированный под артель. Матушка, 10 сестер, батюшка — иеромонах Филарет (Постников), всего 12 человек, по числу апостолов Христовых, поселились недалеко от Москвы, в Перхушково, где продолжили свой монашеский подвиг. Остальные сестры жили в Серпухове и Аносиной пустыни, закрытой позднее.

В 1931 году матушку арестовали, заключили в тюрьму, и затем сослали в Сибирь. Вынести тюрьму и годы ссылки матушке помогали вера и упование на милость Божию.

Благодаря ходатайству ее брата Константина, известного режиссера и реформатора театра, ссылка матушки закончилась весной 1934 года. Вернувшись, она поселилась в маленьком домике около станции Пионерская Белорусской железной дороги. К этому времени матушка была уже тяжело больна туберкулезом. За несколько дней до ее кончины художник Павел Корин закончил портрет «Схиигумения Фамарь». Художнику было дано увидеть и отразить сокровенную красоту духа подвижницы.

Отпевал ее на дому владыка Арсений, которого ждал очередной арест. В 1937 году по ложному обвинению он был расстрелян на Бутовском полигоне.

Матушка Фамарь покоится на Введенском Немецком кладбище в Москве рядом с могилой святого праведного отца Алексия Мечева.

Трудное начало

Вернемся к началу новейшей истории монастыря. Оно было очень трудным. Хотя и руководство района, и благочиние старались помогать восстановлению обители, все равно дела продвигались медленно.

К зиме 2001 года одиннадцатый трест отремонтировал в скиту одно из помещений, куда и вселились насельницы. Один из благодетелей пожертвовал котел, но строители не взялись установить трубу, посоветовав обратиться к специалистам. «Специалист» вскоре нашелся. Он сказал, что у него вот такая труба уже второй десяток лет исправно служит, «сделаю — век меня будете помнить». И сделал.

А 3 января ночью келья загорелась. Девчонки выскочили в чем были, успели отвязать лошадку, которая жила в пристроенном к стене дома закутке, и остались в полном нестяжании.

Отец благочинный после Рождественской службы в соборе обратился к прихожанам: «Вы все сейчас пойдете к праздничным столам, а в нашем скиту живут насельницы, которым негде голову приклонить, давайте пожертвуем каждый от своего имения, кто сколько может, в помощь монастырю, который постигло бедствие…»

После пожара, всколыхнувшего общественность, окружающие как-то более активно стали помогать восстанавливающейся обители. Шли, спрашивали: что вам сейчас раньше всего надо. Отвечали: носки нужны. Отовсюду несли носки…

Временно скитянки поселились в храме, продолжая молиться и трудиться.

Как корова помогла провести электричество…

С электричеством много было мороки. Наконец одна организация на благотворительных началах сделала проект. По нему выходило, что тянуть кабель надо через лес, что он дважды должен пересечь дорогу… То есть цена этого проведения выходила баснословная для монастыря.

И тут в скит некто дарит корову. Ее, стало быть, надо куда-то разместить. Приглядели место. Срубили деревце, которое стояло на пути. Надо было еще выкорчевать корни. Еще один помощник вызвался экскаватором эти корни убрать. Подцепил, дернул — и раздался страшный хлопок. Оказалось, под корнями дерева высоковольтный кабель. Вот он, рядом, кабель, не надо тянуть издалека. В конце концов разрешили им тут поставить подстанцию.

А лошадка — газ

Это тоже веселый случай, завершивший длинную череду хлопот. Все знают, кто строился, что это такое — провести газ. И бумаг целый воз, и денег надо много.

В скиту почти сразу, после того как насельницы там появились, одновременно завелась и разная живность. Подарили лошадку Ладу — она оказалась жеребая, вскоре у нее родилась дочка, которую назвали Палестинка. Корова, собачка, кот. Потом еще подарили — маленькую лошадку. На лошадках катают паломников, особенно рады этому детишки. Летом в скиту часто бывают дети. Практикуется здесь так называемая иппотерапия — оказывается, общение с лошадьми, катание на них, специальные упражнения верхом на лошади оказывают большое положительное воздействие при лечении различных болезней, например, болезней позвоночника, или аутизма у детей.

Так, что там было с газом? Надо сказать, что вид мирно гуляющих по траве лошадей никого не оставляет равнодушным. Эти красивые и сильные животные как-то смягчают сердца, поворачивают намерения в нужное русло… Вот и с газом. Нашлись подрядчики. Но ведь опять же — нужны деньги. А где их взять? И вот идут будущие благодетели по территории скита. Тут в их поле зрения попадают лошадки. Матушка (а она очень любит лошадей) подходит к одной из них, гладит и спрашивает, между прочим: «Ладуся, ну, что, как ты думаешь, проведет нам … газ или нет?» И Ладуся начинает старательно кивать головой, умиляя потенциальных благодетелей. И что, по-вашему, им остается делать?

Немножко Грузии

Река Рожайя, когда-то широкая и полноводная, теперь тихим ручейком струится по округе. Но в районе скита характер ее вдруг резко меняется — она становится говорливой и быстрой, вспенивая неглубокие свои воды по камням, которые появляются на ее пути.

В жизни скита так же отчетливо звучит грузинская тема, как в речке Рожайке здесь слышится характер стремительной горной реки.

Матушка Фамарь была родом из Грузии. Кроме престолов в честь иконы «Знамение» и преподобного Серафим, есть в скитском храме еще нижний придел — в честь святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии.

И теперешняя настоятельница поддерживает связь с грузинским монастырем, откуда в лучшие времена приезжали в скит монахини.

Возвращение святынь

В 1912 году к открытию скита была написана Серафимо-Понетаевская икона Пресвятой Богородицы «Знамение». Этот чудесный образ, украшенный жемчугом и камнями, был главной святыней скита со дня его образования. После закрытия обители икона исчезла.

И вот спустя много лет происходит следующее. Настоятельница поехала к врачу с одной насельниц. А рядом с больницей — музей Павла Корина. «Катя, зайдем в музей…» В музее — портрет матушки Фамари кисти художника, который он писал для своей композиции «Русь уходящая».

Подошла я к портрету, — рассказывает мать Иннокентия, — смотрит на меня матушка Фамарь своими темными глазами. Я обращаюсь к ней мысленно: «Матушка, дорогая, ну, хоть какое-нибудь утешение…» Тяжко в то время было… И вдруг на следующий день происходит встреча. В магазине. Я не знаю, почему я обратилась к этому человеку. Спрашиваю его: «А не видели ли вы у кого-нибудь такой иконы, Матерь Божия с поднятыми вот так руками?» А он смотрит так пристально и — вопросом на вопрос: «И вот здесь младенец?» И рисует рукой круг в районе живота. «Да», — отвечаю. Он опять смотрит внимательно и после некоторой паузы говорит: «Есть, и недалеко».

Через некоторое время идут в гости к дяде Славе. Вошли и сразу почувствовали — как будто повеяло чем-то, нездешним, высоким, неотмирным. Смотрят — вот она, икона Пресвятой Богородицы. Стоит, великая Пленница, закрыта от людей…

Оказалось, мать дяди Славы, Александра Беляева, работала в скитской больнице, она и сохранила эту икону у себя, когда разрушали скит. Теперь ее уже нет в живых, а икона живет в доме, к ней уже все привыкли, расставаться будто бы и не готовы…

И начались переговоры с хозяевами. В конце концов, решено было сделать большой снимок иконы в натуральную величину и подарить его хозяевам взамен оригинала. Не сразу они решились расстаться с ней, не сразу.

Но вот наступило 100-летие со дня прославления преподобного Серафима Саровского. В скиту престольный праздник, идет крестный ход. А навстречу ему — еще один крестный ход. Несут икону в храм.

И как только внесли, у всех было ощущение — Хозяйка пришла.

Икона Божией Матери «Знамение»

Еще одна святыня скита — икона Пресвятой Богородицы «Покрывающая». На ней Божия Матерь прикрывает головным платком и словно защищает Младенца, а Он держит в руке кисть винограда — эмблему Святого Причащения. Этот образ матушка Фамарь считала хранительницей скита. Владыка Арсений в свое время составил службу с акафистом Пресвятой Богородице в честь Ее иконы «Покрывающая». После закрытия скита икона находилась в Новоспасском монастыре.

Икона «Знамение Божией Матери» (в красном облачении), на которой написано, что это точная копия чудотворного образа, прославившегося 14 (27) мая 1885 года в Серафимо-Понетаевской обители Нижегородской области, была также передана в скит в самом начале его возрождения.

В трудах и молитвах

На сегодняшний день в скиту восстановлены одиннадцать из двенадцати домиков-келий в том виде, в каком они были раньше. Живут в скиту семнадцать насельниц.

Фото: Олеся Курпаева. Источник: rg.ru

Ухаживают за животными, выращивают картошку и овощи. Украшают цветами территорию скита. Молятся Богу и воссоздают кусочек рая на земле, который когда-то поразил митрополита Владимира, освящавшего обитель. И уже сейчас, бывая в скиту, всякий раз хочется воскликнуть вслед за владыкой: «Храм ваш к Богу зовет, а от скита веет таким благодатным миром, что душа радуется, забывая все горечи и невзгоды».

Серафимо-Знаменский скит

15:03, 12 октября 2016

Дорога к селу Битягово, что к югу от Домодедово, очень живописна. Небольшая и пустынная, она идет сквозь дремучий лес и ехать по ней хочется бесконечно долго. В нескольких километрах от села она поворачивает к юго-западу, а на север уходит другая — поменьше. Невнимательный путник может не заметить этот поворот и табличку на развилке, спрятавшуюся среди ветвей, но если все же обратит на нее внимание и пройдет по дороге, то увидит один из самых необыкновенных подмосковных храмов с не менее необыкновенной историей.

Когда-то я тоже, как тот невнимательный путник, ходил через эти места, чтобы искупаться в реке Рожайке, и ни разу не видел ни той таблички, ни самого храма. Тем больше было мое удивление, когда я нашел в Интернете несколько фотографий уединенного и очень красивого лесного скита, а посмотрев на карту, внезапно обнаружил, что несколько раз уже бывал буквально в полукилометре от этого места. Не откладывая дело в долгий ящик, я собрался и поехал заполнять пробел в своих знаниях о Подмосковье.

Скит по определению должен представлять собой уединенное место в глуши, обитель отшельников и пустынножителей. Я хорошо знал скиты на Соловецких островах — надежно укрытые в лесах, они вполне отвечали этим характиристикам. Другое дело Подмосковье, да еще и ближнее — какой тут может быть скит? — думал я. Но все мои сомнения быстро рассеялись, как только я оказался на месте.

Все скитские постройки и церковь расположились на невысоком холме посреди векового бора — огромные сосны растут буквально в нескольких метрах от стен.

Людей вокруг мало, точнее сказать — почти совсем нет. Дорога здесь кончается, село осталось в стороне, а отдыхающих на реке, что бежит примерно в километре от скита, не видно и не слышно. Гуляя по территории, я увидел лишь только нескольких прихожан и монахиню (Серафимо-Знаменский скит является небольшим женским монастырем).

Храм поражает своей необыкновенной архитектурой. Высокий шатер, увенчанный двадцатью четырьмя кокошниками, устремлен подобно свече к небу.

Шатровый тип храмового строительства был распространен на Руси в XVI-XVII веках, но в данном случае первый камень в основание скита был заложен относительно недавно — в 1910 году. Устроители хотели создать прекрасный образ Небесного Иерусалима и у архитектора Алексея Викторовича Щусева это неплохо получилось — он построил храм в лучших традициях древнерусского зодчества.

Неподалеку от стен храма расположился небольшой ухоженый огород и красивый цветник.

Вокруг скита возвышается внушительная каменная стена, образующая квадрат. Каждая из сторон равна тридцати трем саженям — по числу лет земной жизни Христа. К слову, раньше в этом маленьком монастыре сестер по уставу тоже было тридцать три. В стену встроены маленькие домики-келии — всего двенадцать, по числу апостолов. Каждая келия носит имя своего апостола.

Как видите, все в ските находится на своем месте и имеет свой смысл. Даже двадцать четыре кокошника, венчающие храм, были сделаны не случайно, а по числу апокалиптических старцев, которые, в свою очередь, символизируют победу добра над злом и непрестанную молитву, возносящуюся Господу круглые сутки — двадцать четыре часа. Несомненно, основатели скита подобным символизмом хотели придать еще большую святость своему творению. Но, как вы скоро поймете из краткой истории, приведенной в этой небольшой статье, Серафимо-Знаменский скит и без того является одной из тех особых святынь русской земли, о которых, к сожалению, все еще мало кто знает.

Тамара Александровна Марджанишвили родилась в 1868 году в Кварели в грузинской княжеской семье, получила хорошее светское воспитание и образование. Потеряв к двадцати годам родителей, она нашла отраду и утешение в стенах Бодбийского женского монастыря — одного из крупнейших монастырей Грузии. Однажды оказавшись под его сводами, она сразу почувствовала, что место ее там. Уговоры родственников, озаботившихся правильностью выбранного ею пути, действия не возымели.

Придя в монастырь юной послушницей, спустя несколько лет Тамара приняла постриг под именем Ювеналия, а в 1902 году за молитвенные подвиги, чистоту и высоту духовной жизни была назначена игуменией Бодбийского монастыря, в котором на тот момент было 300 сестер и две женские школы. Молодой матушке было непросто принять такой высокий пост и она даже хотела от него отказаться. Укрепил ее в тот момент своим благословением Иоанн Кронштадский, к которому Ювеналия приехала в числе других послушниц. Старец более чем за два десятка лет предсказал ей игуменство в трех монастырях и пострижение в великую схиму.

В 1905 году Ювеналия против собственной воли по новому назначению Синода уезжает в Москву, чтобы стать настоятельницей Покровской общины сестер милосердия. Спустя три года, во время паломнической поездки в Саров — на родину преподобного Серафима Саровского — во время молитвы у иконы Божией Матери «Знамение» ей является Богородица и призывает основать скит для более уединенной жизни «не только себе, но и другим».

Поначалу приняв это за искушение, Ювеналия не решается действовать по своему усмотрению и отправляется за советом к нескольким известным старцам: отцу Анатолию из Оптиной пустыни, затворнику отцу Алексию из Зосимовой пустыни и наместнику Троице-Сергиевой лавры — отцу Товии. И от всех троих получает благословение на устройство скита.

Два года шло строительство. Место было выбрано в Подольском уезде, в 36 верстах от Москвы, в лесу близ станции Востряково. Внезапно появились и средства на постройку, и участие таких людей, как княгиня Елизавета Федоровна. Храм освятили в честь преподобного Серафима Саровского и иконы Божией матери “Знамение”. Отсюда и название скита — Серафимо-Знаменский. Святил новосозданную обитель лично сам митрополит Московский Владимир. Внизу под храмом была устроена церковь в стиле грузинского православия в честь Святой равноапостольной Нины — просветительницы Грузии, чьи мощи покоятся в Бодбийском монастыре.

В 1916 году по благословению митрополита Макария игумения Ювеналия принимает постриг в великую схиму — высшую степень монашества — с наречением имени Фамарь. Возглавляемый ею небольшой монастырь продолжает жить своей скромной и праведной жизнью вплоть до 1924 года, когда большевики решают его упразднить и разворовать, а затем сделать из скита сначала больницу, затем пионерлагерь и базу отдыха завода «Криптон».

С этого момента в миру начинает действовать монастырь, замаскированный под артель. Матушка Фамарь, 10 сестер и священник поселяются недалеко от Москвы в поселке Перхушково, где продолжают свой монашеский подвиг. В 1931 году их арестовывают, заключают в тюрьму, а матушку Фамарь отправляют в ссылку в Сибирь. Оттуда она пишет такие строки: «Я рада, что чаша испытания мне досталась сильнее моих деток. Все, что за годы случается, вся жизнь, – разве это не чудо?!».

Благодаря ходатайству ее брата Константина — известного советского режиссера театра, ссылка матушки закончилась в 1934 году. Из Сибири она вернулась тяжело больная туберкулезом и поселилась в небольшом домике неподалеку от станции Пионерская Белорусской железной дороги.

За несколько дней до ее смерти художник Павел Корин закончил портрет «Схиигуменья Фамарь», ставший впоследствии одной из величайших его работ. Ему удалось увидеть и передать сокровенную красоту духа подвижницы. Именно этот портрет, наряду с двадцатью восемью другими, вдохновил художника на создание грандиозного по замыслу и размерам полотна «Русь уходящая», которое он так и не успел дописать. Но сам Павел Корин никогда не верил в окончательный уход Святой Руси, в исчезновение православной духовности. Он страстно верил: «Русь была, есть и будет. Все ложное и искажающее ее подлинное лицо может быть пусть затянувшимся, пусть трагическим, но только эпизодом в истории этого великого народа». И словно в подтверждение его слов, Серафимо-Знаменский скит снова вот уже более пятнадцати лет используется по истинному своему назначению. Так же, как когда-то давно, здесь ежедневно проходят службы, живут, работают и молятся сестры. Все так же неподалеку бежит быстрая река и шумит на ветру сосновый бор…

Координаты Серафимо-Знаменского скита: 55°23’13″N 37°44’59″E

Подмосковье издавна было одним из православных центров. Здесь находится много действующих женских и мужских монастырей. Часть из них с многовековой историей (они были основаны в 14 – 15 веках). Есть и совсем молодые обители, построенные за несколько десятилетий до революции. Все монастыри переживали тяжелые периоды разорения и были закрыты во время Советской власти. В 90-х годах они восстановили монашескую работу.

Александро-Невский монастырь

Был основан в 1892 году. Купец Бачурин И. Д. построил обитель в знак спасения семьи Александра Третьего во время крушения поезда. Это женский православный монастырь. Он был закрыт во времена Советской власти, с 1923 года. В нем располагались почта, школа, медицинский пункт. В 90- х обитель вернули православной церкви, и с 1995 года монастырь благословили на работу. Он расположен в селе Маклаково, в Талдомском районе.

Белопесоцкий монастырь

Женская православная обитель. История монастыря начинается в конце 15 века. Его построили на Оке, в те времена здесь проходила граница Руси. Монастырь закрыли в 1924 году, часть зданий была отдана под исторический музей. Но службы проходили до 1933 года. Затем в обители открыли тюрьму для строителей мостов через Оку. Только в 1993 году ее восстановили, а в 1998 году был отпразднован 500 юбилей. Монастырь находится в городе Ступино, на улице Белопесоцкой.

Бобренев монастырь

Мужской православный монастырь. Его основали в 1381 году в знак победы в Куликовской битве. Строительство обители благословил Сергий Радонежский, построен был на пожертвования воеводы Дмитрия Боброка-Волынца. В монастыре сохранились старые здания, но во времена большевиков их использовали под складские помещения, поэтому строения пришли в аварийное состояние. Обитель снова открыли в 1991 году, в 90-е годы были начаты реставрационные работы. Адрес: село Бобренево, Коломенский район.

Борисоглебский Аносин монастырь

Это женская православная обитель, относящаяся к ставропигиальным. В 1823 году монастырь основала Авдотья Мещерская, княгиня была родной тетей Федора Тютчева. При обители была открыта богадельня и женское общежитие. Монастырь закрыли в 1927 году, а возобновление деятельности пришлось на 1999 год. Архитектурный комплекс включает в себя соборы и церкви, построенные в 20-е годы 19 века. Посетить монастырь можно по адресу: деревня Аносино, Истринский район.

Борисоглебский монастырь

Мужской монастырь, первые упоминания о нем приходятся на вторую половину 15 века. Был построен в честь православных мучеников Бориса и Глеба. Обитель переживала периоды расцвета и тяжелых времен. Была закрыта в 1926 году. На ее территории располагалось Управление Дмитлага (отделение ГУЛАГа), военная часть, музей и т.д. В 2004 году монастырь снова освятил, возобновилась монашеская работы. На территории сохранился Собор Бориса и Глеба, построенный в 16 веке. Адрес обители: город Дмитров, Московская область.

Брусенский монастырь

Его основали в 1552 году. Изначально обитель была мужской. Но в Смутное время она сильно пострадала, ее восстановили и сделали женской. Монастырь был закрыт с 1922 по 1997 год. На его территории сохранилась Успенская церковь, построенная при Иване Грозном. Обитель находится в городе Коломне, по улице Лажечникова, 12.

Введенский Владычный монастырь

Женская православная обитель, основанная в 1360 году. Монастырь был закрыт с 1920-х по 1990-е годы. В списке его святынь чудотворные и чтимые мироточивые иконы, мироточивый крест Голгофа. Монастырь можно посетить, поехав в город Серпухов, на улицу Октябрьскую, 40.

Вознесенская Давидова пустынь

Это мужской православный монастырь. Его основал преподобный Давид в 1515 году. Обитель переживала несколько сложных периодов упадка и разорения. Ее окончательно закрыли в 1929 году, некоторых монахов репрессировали, но часть успела разойтись. В 1995 году работа была возобновлена. В обители собраны частички мощей более 200 святых. Адрес: поселок Новый Быт, в Чеховском районе.

Воскресенский Новоиерусалимский монастырь

Мужской православный монастырь. Он исторически относился к ставропигиальным. Его открыл патриарх Никон, в 1656 году. Изначально планировалось, что в обители будет создан комплекс Святынь Палестины. В 1919 году монастырь закрыли. Во время войны немцы взорвали многие исторические сооружения. Реставрационные работы начались уже в 40-х годах. С 1994 года монастырь снова начал свою деятельность. Посетить его можно по адресу: город Истра, улица Советская, 2.

Высоцкий монастырь

Православный монастырь для мужчин. Считается одним из самых старых на территории Подмосковья. Был основан в 1374 году, с благословения Сергия Радонежского. В монастыре находится икона «Неупиваемая Чаша». Считается, что она помогает справиться с алкоголизмом. Обитель находится в городе Серпухове, на улице Калужской, 5/3.

Екатерининская пустынь

Православная обитель для мужчин. Была открыта во времена правления Алексея Михайловича, в 1658 году, по приказу царя. В советские годы ее закрыли. На территории обители находилось главное управление Сухановской тюрьмы. Часть строений, монастырскую стену и башни уничтожили. В 1992 году обитель снова открыли. В архитектурный ансамбль входят исторические здания: Надвратная колокольня и Екатерининская церковь, построенные в 18 веке. Адрес: город Видное, проезд Петровский.

Зосимова пустынь

Она известна и как Троице-Одигитриевская пустынь. Это женская ставропигиальная обитель. Ее основал монах Зосима, в 1826 году. Пустынь не работала с 1918 по 1999 год. На территории монастыря сохранились храмы, стена, постройки 19 века. Посетить монастырь можно по адресу: Новофедоровское поселение, село Зосимова пустынь. С 2012 года эта территория административно включена в город Москву.

Иосифо-Волоцкий монастырь

Мужской общежительный монастырь, относящийся к ставропигиальным. Его основал преподобный Иосиф в 1479 году, в честь Успения Божией Матери. На территории обители сохранились каменные строения 16 – 17 века, выполненные в стиле московского барокко. В 16 веке сюда ездили цари и прочие известные особы. Монастырь закрыли в 1922 году. Его вернули РПЦ в 1989, а присвоили статус ставропигиального в 1999 году. Находится в Волоколамском районе, селе Теряево.

Казанский Колычевский монастырь

Это женская православная обитель, образованная в 1875 году. Монастырь закрыли в 1918 году, монахинь отправили в ссылку, а на его территории заработал дом престарелых. В 60-х годах здесь находилась психиатрическая больница. В 2004 году монастырь вновь начал действовать. Адрес обители: деревня Колычево в Егорьевском районе Подмосковья.

Колоцкий монастырь

Женская православная обитель, при основании была мужской. Предположительная дата открытия монастыря – 1413 год. В 15 – 16 веках был знаменит, в него приходили многие паломники. Считался богатым, на его территории регулярно строились новые сооружения. Монастырь был местом штаба Кутузова при войне за Москву 1812 года. С 1918 по 1990-е был закрыт. Находится по адресу: деревня Колоцкое Можайского района.

Крестовоздвиженский Иерусаимский монастырь

Женская православная обитель, относящаяся к ставропигиальным. Монастырь основали в 1865 году, при богадельне. Сейчас на территории работают три храма, построенных в 19 веке. Обитель была закрыта во времена Советской власти, с 1918 по 1992 год. Она располагается по адресу: село Лукино, в городском округе Домодедово.

Лужецкий монастырь

Мужскую обитель образовали в 1408 году, по просьбе Андрея Можайского. Основатель – Ферапонт Белозерский, он был учеником Сергия Радонежского. Лужецкий монастырь посвящен Рождеству Пресвятой Богородицы. Обитель была закрыта с 1918 по 1994 годы. На территории сохранились архитектурные памятники 16 – 19 века. Посетить монастырь можно по адресу: город Можайск, улица Герасимова, 1.

Николо-Берлюковская пустынь

Первое упоминание о ней приходится на 1606 год, когда в пустынь пришел и остался здесь иеромонах Варлаам. В 1719 году был основан мужской монастырь. Обитель была упразднена в 1920 году, в ней открыли санаторий для больных туберкулезом. В 2006 году Синод официально открыл Николо-Берлюковский монастырь. Располагается в деревне Авдотьино, Ногинского района.

Николо-Пешношский монастырь

Мужская православная обитель, образованная в 1361 году. В 16 веке монастырь был богатым, в нем началось строительство каменных церквей и других сооружений. Обитель была разорена в период Смуты и долгое время находилась в упадке. С 1927 по 2007 год была закрыта. На территории монастыря действуют 6 храмов. Есть несколько святынь, среди них образ святого Иоанна Предтечи, написанный Андреем Рублевым. Монастырь находится в поселке Луговой, Дмитровского района.

Николо-Радовицкий монастырь

Это мужской монастырь, он был открыт в 1584. Предшественником монастыря считают Акакиеву пустынь, которую основал инок Пахомий. В монастыре хранится резной образ святителя Николая Чудотворца. Эта святыня творит чудеса и исцеляет больных. Обитель постигла участь всех монастырей. В 1918 году она была закрыта. В 2006 году ее торжественно открыли. Сегодня на территории ведутся реставрационные работы. Адрес обители: село Радовицы, Егорьевский район.

Николо-Угрешский монастырь

Мужская ставропигиальная обитель, открытая в 1380 году. Ее основал Дмитрий Донской на том месте, где явилась икона Святителя Николая Чудотворца. Обитель несколько раз горела во время пожаров, подвергалась разорению. Ее атаковали французы в 1812 году. Монастырь закрыли в 1919 году, а в 1940 взорвали его древнейший храм. Работа обители была восстановлена в 1991 году. Она находится в городе Дзержинский, на площади Святителя Николая, 1.

Ново-Голутвин монастырь

Это женский православный монастырь. Он был основан в 19 веке. На территории обители действуют две церкви (Троицкая и Покровская), колокольня и каменные палаты. Часть сооружений построена в 18 веке. В обители работает трапезная и гостиница для паломников, медицинский центр, где прием ведут монахини (профессиональные врачи), много мастерских, в которых работают насельницы. Адрес: город Коломна, улица Лазарева, дом 11а.

Покровский Хотьков монастырь

Женская православная обитель. Первое упоминание приходится на 1308 год. До 1918 года это был штатный монастырь 3-го класса. В 1992 году он получил статус ставропигиального. Изначально монастырь был мужеско-женским. Здесь постригались в монахи родители Сергия Радонежского. Их могилы – главная святыня монастыря. Обитель была закрыта с 1922 по 1989 годы. Находится в городе Хотьково, Сергиево-Посадского района.

Покровско-Васильевский монастырь

Это мужской православный монастырь. Он образовался в 1885 году, изначально обитель была женской. До революции в общине проживало около 150 сестер, работал приют для бедных детей (до 12 человек). В 1918 году его закрыли, монахинь разогнали, а над игуменьей устроили показной суд. Адрес обители: город Павловский Посад, переулок Максима Горького.

Саввино-Сторожевский монастырь

Мужская православная обитель, организованная в 1398 году. Ее основал монах Савва – ученик Сергия Радонежского. В 15 – 17 веке монастырь был своеобразным форпостом на западной границе Московского княжества. Сюда часто приезжал Иван Грозный и его сын Федор. А при Алексее Михайловиче обитель стала царской резиденцией, расположенной за городом. Была закрыта с 1919 года по 1995. В год открытия монастырю присвоили ставропигиальный статус. Адрес: город Звенигород, шоссе Ратехинское, дом 8.

Свято-Троицкая Сергиева лавра

Один из самых крупных православных монастырей. Это мужская ставропигиальная обитель с богатой многовековой историей. Ее основал Сергий Радонежский в 1337 году. Его мощи – это главная святыня монастыря. Пик расцвета пришелся на 18 – 19 века. В 1744 году монастырь получил титул лавры. При приходе к власти большевиков монастырь закрыли, а в 1946 году началось медленное восстановление монашеской жизни. В архитектурный ансамбль входят соборы 15 – 19 веков. В 1993 году здания собора включили в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО в России. Сегодня в лавре служат 200 монахов. Обитель можно посетить по адресу: город Сергиев Посад, Московская область.

Это малый женский монастырь, который был заложен в 1910 году игуменьей Ювеналией (грузинская княжна Тамара Марджанишвили). В 1912 году его освятили и открыли. Монахини спокойно жили лишь до революции, затем несколько лет они терпели притеснения властей. В 1924 году монастырь закрыли. Религиозный центр был восстановлен в 2000 году. Его можно посетить по адресу: село Битягово, Домодедовский район.

Спасо-Бородинский монастырь

Женская православная обитель была основана в 1839 году М. М. Тучковой. Монастырь закрыли в 1929 году. В Советское время здесь находился и госпиталь, и машинно-тракторная станция. Реставрация архитектурного ансамбля началась в 70-х годах. Сам монастырь начал работать в 1992 году. Он находится в селе Семеновское, Можайском районе.

Спасо-Влахернский монастырь

Это женская православная обитель. Изначально на ее месте была организована женская община, в 1852 году. Спустя 9 лет ее преобразования в монастырь. Он был закрыт большевиками в 1922 году. Во время войны здания сильно пострадали, превратившись в руины. В 90-е годы началось восстановление обители. Официальное открытие состоялось в 2001 году. Монастырь расположен в Дмитровском районе, поселке Деденево.

Спасо-Преображенский Гуслицкий монастырь

Это миссионерский мужской православный монастырь. Его основали во времена Александра Второго, по указу императора. Обитель должна была сочетать несколько функций: вести монашескую работу, учить детей и заниматься миссионерской деятельностью. Большевики закрыли монастырь в 1922 году. Возобновление работы произошло в 1998 году. Находится по адресу: город Куровское, Орехово-Зуевский район.

Старо-Голутвин монастырь

Это мужская обитель, была основана в 1385 году. Монастырь возник в результате подвижнической деятельности Сергия Радонежского. Первым настоятелем был ученик святого – Григорий Голутвинский. Монастырь играл значительную роль в качестве оборонительного сооружения Московского княжества от набегов татар. Был закрыт в период с 1929 по 1994 год. Расположен по адресу: город Коломна, улица Голутвинская, 11.

Троицкий Мариинский монастырь

Это женский православный монастырь. Он был открыт в 1900 году. Но обитель недолго работала. Уже в 1918 году ее закрыли, а все церковные ценности изъяли. Спустя 11 лет закрыли и сам Троицкий храм, расположенный на территории монастыря. Оставшихся монахинь посадили в тюрьму, двух послушниц расстреляли. В Советское время уничтожили колокольню и сняли купола. Сейчас монастырь восстановил свою работу. Он находится по адресу: город Егорьевск, улица Владимирская, 2.