Монастырь николо берлюковский

Николо-Берлюковский монастырь — монастырь на окраине деревни Авдотьино, на реке Воре, в 42 километрах к северо-востоку от Москвы, на территории Ногинского района Московской области.

Блок: 1/7 | Кол-во символов: 185
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BE-%D0%91%D0%B5%D1%80%D0%BB%D1%8E%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D1%83%D1%81%D1%82%D1%8B%D0%BD%D1%8C

История до наших дней

В 1902 г. церковный комплекс обрел нового настоятеля, им стал игумен Тимолай, чрезвычайно потрудившийся для облагораживания Берлюковского монастыря. В 1909 г. управление принял иеромонах по имени Петр, обладавший сильным нравом и колоссальной волей. В обитель приходило множество писем с просьбами о спасении во время Первой мировой войны. Братия стремилась всеми силами поддержать солдат, сражавшихся за свободу отечества, а также их семьи.

Иконостас нижнего храма собора Христа Спасителя в Николо-Берлюковской пустыни

  • Все религиозные постройки Берлюковской пустыни, кроме собора Всех Святых, передали Дому инвалидов в 1920 г. Через год прекратилась традиция крестного хода с главной святыней монастыря. Вскоре обитель стали разворовывать: выносили драгоценности, кресты, церковные книги и т.д.
  • В 1923 г. в пустынь пришел последний её настоятель Ксенофонт, бывший боевой офицер. В этот период жизнь в обители проходила под строгим присмотром властей. В 1930 г. на территории Николо-Берлюковской пустыни прошла последняя Литургия на 200 паломников. Вскоре настоятеля Ксенофонта и его помощников арестовали и отправили за решетку, монастырь окончательно прекратил свою работу.
  • В 1992 г. при соборе Спасителя зарегистрировалась христианская община, её настоятелем назначили иеромонаха Евмения. Первая, после долгого простоя, Литургия была проведена в храме зимой 2004 г. Послушники сегодня прилагают все силы, чтобы восстановить хотя бы малую частицу былого величия церковного комплекса на реке Воря.

Интересно! Всякий монастырь — это место, где традиционно сосредотачиваются сельскохозяйственные и культурные деятельности. Николо-Берлюковская пустынь до начала революционных гонений имела большое природное богатство.

Территория церковного комплекса распространялась на 600 га, братия работала на скотном дворе и конюшнях, имелись кузницы. Во время Первой мировой войны богатая обитель отправляла на фронт непомерное количество молока и солений.

Сегодня братия Николо-Берлюковского монастыря стремится возродить былое величие, которое утратилось при СССР.

Это интересно: Мужской монастырь в честь святого апостола Луки в селе Лаки — объясняем вопрос

Фотографии

  • Колокольня монастыря

  • Храм Христа Спасителя

  • Храм Троицы Живоначальной

  • Иконостас в подвале Храма Христа Спасителя

Интересные факты

  • В 1829 году слепой крестьянке Татьяне Кузнецовой явился во сне Ангел, показал икону и велел идти в Берлюковский монастырь. Следовало найти такой образ и молиться перед ним. Когда прихожанка спросила у монахов обители про икону, оказалось, что такой в монастыре нет. Но вдруг здешний пекарь вспомнил, что квашню с тестом он накрывает кругом, на котором видны полустертые лики. Круг протерли и обнаружили, что это та самая редкость, написанная на старинный сюжет «Лобзание Иисуса Христа Иудою». Весть о чуде обретения иконы и исцелении слепой привела в монастырь тысячи паломников, желающих освободиться от болезней.
  • Николо-Берлюковская пустынь в Авдотьино гордится 88-метровой колокольней (одной из самых высоких в Подмосковье). Ее построили за четыре года. Колокольню венчает огромный крест из красной меди весом 622 килограмма. Деньги на строительство дали московские купцы Самойлов и братья Ляпины, которые поддерживали церковь.

Колокольню венчает огромный крест из красной меди весом 622 килограмма.
Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

  • В год 25-летия победы над Наполеоном в монастыре построили Храм Христа Спасителя — раньше, чем в Москве. Освятил его митрополит Филарет, который через 30 лет освятил и Храм Христа Спасителя в столице. Соборы очень похожи между собой.
  • В 1834 году, после сильных пожаров в городе Богородске, прихожане попросили принести чудотворную икону Спасителя из Берлюковской пустыни. Святейший Синод разрешил, и икона участвовала в большом Крестном ходе в день Покрова Богородицы. Так было положено начало берлюковским крестным ходам, которые проводятся ежегодно.

Прочие сведения

В начале мая 1895 года Николо-Берлюковскую пустынь посетил композитор Сергей Танеев. «Удивительно приятно. <…> Покой. <…> Сочинял с большой лёгкостью», — гласит одна из записей, появившихся в этот период в его дневнике.

Что посмотреть на территории монастыря

Романовская Аллея Славы

Автор всех памятников на «Романовской Аллее Славы» — скульптор, заслуженный художник России Александр Аполлонов.
Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

года на территории монастыря был торжественно открыт и освящен первый памятник Романовской Аллеи Славы — Государю Императору Святому Страстотерпцу Николаю II. Позже здесь появились памятники князю Михаилу Николаевичу и трем императорам: Александру I, Александру II, Александру III.

Колокольня

Колокольня Николо-Берлюковской пустыни — самая высокая в Подмосковье.
Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

Ее высота 88 метров, и сфотографировать ее полностью можно с трудом. Это одна из самых высоких колоколен в России и самая высокая в Московской области: даже выше той, что стоит в Троице-Сергиевой лавре.

Святой источник

В десяти минутах ходьбы от монастыря бьет святой ключ. Там можно выпить воды и набрать в бутылку с собой.

Интересные экскурсии в монастыре проводит матушка Херувима. В трапезной продают свежую выпечку, молочные продукты из монастырского хозяйства и целебные сборы трав, приготовленные монахами.

Какие святыни хранятся

Икона была обретена в 1829 году.
Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

Чудотворная икона «Лобзание Иисуса Христа Иудою». К ней едут, чтобы избавиться от болезней, особенно связанных с глазами.

Нажмите, чтобы посмотреть панораму Николо-Берлюковской пустыпи

Расписание служб

Литература

Карта намоленных мест Подмосковья

Ответ автору темы | Иван П. православный христианин Не показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Здравствуйте
В 2003 году на форуме была открыта тема Семиковым Михаилом Александровичем ( № 21818 от 17.06)в разделе «Вопросы проф.Дворкину А.Л.»
Эта тема называлась «нлп — опасность или безобидная терапия?».

По видимому эту тему удалили,потому как я ее не могу найти.
Дак вот в этой теме высказал свое мнение по обсуждаемому вопросу и игумен Евмений.
Вот текст его сообщения:
«Игумен Евмений 06/18/2003 16:05:00
важаемый брат Михаил!
В Вашем вопросе уже содержится ответ, поэтому любой более-менее опытный нлпер не стал бы отвечать Вам на Ваш вопрос — Вы на него уже ответили сами себе и никакая дальнейшая дискуссия не имеет смысла, как правильно заметил Вадим Шумилов.
Но для других участников обсуждения я продолжу.
По поводу отношения нашей Церкви и психотерапии. В Основах Социальной Концепции Русской Православной Церкви указано: «в области психотерапии оказывается наиболее плодотворным сочетание пастырской и врачебной помощи душевнобольным при надлежащем разграничении сфер компетенции врача и священника» (XI, 6). Итак, наша Церковь стоит на позиции сотрудничества с психотерапией, но с разграничением сфер компетенции врача и священника.
Такая постановка вопроса ставит задачу ознакомления духовенства и активных мирян с различными направлениями современной практической психологии, не по «азам», а профессионально, для того, чтобы они могли грамотно и компетентно разбираться в этих вопросах, ссыласяь не только на г-на Дворкина, но и на первоисточники по тому или иному вопросу. Вопрос об изучении духовенством и мирянкам психологии неоднократно поднимался церковной общественностью. По благословению Святейшего Патриарха Алексия II с сентября прошлого года кафедра психологии открыта при университете Св. Апостола Иоанна Богослова Отдела религиозного образования и катехизации Московского Патриархата, деканом которого назначен священник Андрей Лоргус.
Теперь о страхах, или, как говорят психологи, фобиях. Если Вы боитесь манипулирования своим подсознанием (кстати, где оно находится у Вас?), вами будут обязательно «манипулировать» и «изменять ваш ум». Психологи, когда слышат подобным образом озвученные страхи, считают это проблемой человека. Я так не считаю. Боитесь — на здоровье. В таком случае срабатывает Библейский закон «Ибо ужасное, чего я ужасался, то и постигло меня; и чего я боялся, то и пришло ко мне» (Иов.3:25), т.е. то, чего вы боитесь, то с вами и случается.
Если же Вы — Христианин, доверающий Господу нашему Иисусу Христу, осознающий свою хранимость Святым Духом, то опасаться Вам, поверьте, нечего. «Господь сохранит тебя от всякого зла; сохранит душу твою Господь». (Пс.120:7)
А по поводу нлп (печатаю маленькими буквами, хотя это вопреки грамматическим правилам, но чтобы не было страшно) — рассуждать о вкусах ананасов имеет смысл только с теми, кто их хоть раз в жизни попробовал. Здесь вряд ли помогут люди, которые критики-по-жизни (в психиатрии не силен, но кажется это называется эпилептоидным синдромом). В интересующем меня вопросе я предпочитаю узнать информацию из первых рук, а не из уст критика. В 80 годы меня занитересовало христианство, но узнать о том, что это такое я пошел в Церквоь, а не к учителю истории и обществоведения. Благодаря этому я получил информацию о христианстве от христиан, а не от людей, которые по этому поводу имеют критически-преломленное мнение.

Если Вас интересует что такое нлп в действительности (а не по азам) — потрудитесь изучить это. Когда мне было это интересно — я изучил. Но мой ответ будет верным для меня, а для вас — ищите сами.
Высказывание наподобие //нлп даже и не столько действует на ум человека, как на духовную составляющую сердца человека, сколько на само духовное сердце,// — тоже из каких-то трудно понятных мне страхов. Может быть был в Вашей жизни нлпер, который «воздействовал» (каким-то образом) на ваше «духовное сердце»? Если так — вина ваша, не стоило без благословения батюшки ходить к нлперам.
Скажу немного о гипнозе. Гипноз, по определению некоторых психологов, это «эффективная коммуникация». Они считают, что любой человек, который может «втянуть» человека из его реальности в свою реальность — гипнотезер.
Есть такое слово, характеризующее «загипнотизированного» человека: «заслушался». Обычно это говорят о том, кто «провалился» в реальность, созданную рассказчиком. Состояние погруженности человеком в свой внутренний мир в практической психологии называется «трансом».
Когда мы обсуждаем термины «нлп», «гипноз», «транс» — что под этими понятиями мы имеем ввиду? Когда собеседники договорились о терминах (это раз) и имеют достаточную профессиональную компетентность в этих вопросах (это два) можно начать обсуждение. Иначе это будет просто «спор о словах». Кстати, в этот же ряд можно поставить слово «оккультный» — что подразумевают под этим термином те, кто упоминает, что метод Сильвы — оккультен? Критерии?
Для меня «оккультный» — имеющий отношение к контакту с «силами вселенной», «космическими энергиями», т.е. с бесплотными духами. У Сильвы я этого, увы, не обнаружил.
У меня есть свои критерии отличия профессиональной психологии и психотерапии, сотрудничество с которыми благословлено нашей Церковью (см. Основы социальной концепции…») от «оккультных методов» и т.п. Профессиональная психология и психотерапия НЕ ДАЕТ СОВЕТОВ и НЕ ПРЕТЕНДУЕТ НА ЗНАНИЕ ОТВЕТОВ В ОБЛАСТИ РЕЛИГИИ, ВЕРЫ, СМЫСЛА ЖИЗНИ, но оставляет за клиентом право и ответственность своего собственного выбора в этих вопросах.
Ну и кроме того, на нашем сайте www.light.orthodoxy.ru есть отдельная кнопочка «психология» — может быть Вы там найдете кое-какие ответы на свои вопросы, если только уже не остановились в поисках.
С любовью во Христе Иисусе, нашем Господе, —
+ и.Е. «
* Это мое сообщение :
«Данилов Игорь 06/17/2003 16:41:00
Ответ на сообщение N 580040 (Семиков Михаил Александрович)
// Давайте подождем ответа Александра Леонидовича //
Здравствуйте , Михаил
Александр Леонидович уже давно дал ответ. Мэтр отечественного сектоведения пишет : // … НЭ предлагает множество самых разных упражнений — от сравнительного мягкого на первый взгляд и » внерелигиозного » » нейролингвистического программирования » до оккультного » Метода Сильвы по контролированию сознания «..//А.Дворкин » Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования.Н.Н, 2002 «
Последним было сообщение автора темы:
Семиков Михаил Александрович 06/19/2003 08:16:00

Ответа Александра Леонидовича я так и не дождался, зато было много других частных мнений. Считаю нужным тему закрыть во избежание соблазна для верующих, а перед закрытием удалить все сообщения из темы, что и делаю…

Игумен Евмений: биография, деятельность и интересные факты

Среди христианских священнослужителей во все времена находились такие люди, которых не устраивали общеизвестные и всеми принимаемые религиозные догмы. А потому они стремились поломать устои. Им чего-то не хватало, а внутренняя душевная неудовлетворенность не давала покоя. К разряду таких людей относится наш современник – игумен Евмений. По его словам, он постоянно находится в поиске смысла, желая найти ответы на свои нестандартные вопросы. Хотя известно достаточно его единоверцев, которые утверждают, что этот «православный гуру», так они его называют, стремится запутать людей, предлагая им ложные пути самосовершенствования и просветления.

Биографические сведения

Евмений Перистый является уроженцем Украины, Донецкой области, где появился на свет в 1969 году, 19 мая. Уже в 14 лет он начал приходить к мысли, что свяжет свою жизнь с верой в Бога. Но монашеский постриг смог принять только в 1989 году, отслужив в армии. Произошло это важное для него событие в Киево-Печерской Лавре.

Далее жизнь его более десятилетия была связана с Макарьево-Решемским монастырем, расположенным в Ивановской области, в поселке Решма. Там он был сначала назначен настоятелем, а позднее окончательно утвержден на эту должность, получив сан игумена. Евмений здесь осуществлял плодотворную деятельность. Он активно работал с молодежью, занимался реабилитацией наркозависимых в течение семи лет, руководил издательством и Просветительским центром, которые носили одинаковые названия «Свет Православия».

Взгляды

Со слов самого же игумена Евмения, образования он не имеет никакого: ни светского, ни церковного. В самом начале своего пути он обладал самыми консервативными и традиционными православными убеждениями. Однако вскоре понял, что данное учение не дает человеку исчерпывающих ответов на многие вопросы, в частности связанные с сексуальностью человека, социальными законами общества и семейными отношениями между супругами. А правила, которые принято устанавливать для среднестатистических православных, и рамки, в которые они в связи с этим загоняются, не позволяют раскрыться полностью индивидуальным чертам каждой из личностей, сотворенных Всевышним.

Сам Евмений, вкратце передавая свои взгляды, говорит, что о Боге у него такие представления, которые просто не могут никого разочаровать.

Самообразование

Этот человек утверждает, что образовывает себя сам, то есть читает, слушает и воспринимает только то, что лично ему интересно. Он разговаривает с людьми, которые, с его точки зрения, могут сообщить ему полезную информацию, а не с теми, кого ему навязывают, заставляя слушать. Подобный путь духовного поиска игумен Евмений считает единственно полезным и правильным, ведь человек должен приходить только к тому, кого ценит и уважает, несомненно, только таких людей признавая своими учителями. Он не боится духовного взаимодействия с инакомыслящими: католиками, буддистами и прочими. Уверен, что никому не следует навязывать другим свое понимание законов Вселенной, подавая при этом ограниченную картину мира.

Конфликты с единоверцами

Первую серьезную негативную оценку своей деятельности игумен Евмений получил от единоверцев в 2006 году, в феврале, когда специальная комиссия, проведя проверку его деятельности во вверенном ему монастыре, выявила, что он не справляется со своими обязанностями. В справке, составленной проверяющими, отмечалось, что ежедневные богослужения в его храмах не проводятся, а один из них содержится в неудовлетворительном состоянии; имеет место явное недопонимание между монастырским настоятелем и населением. И хотя просветительская деятельность Евмения оказалась оценена его единоверцами достаточно высоко, от занимаемой должности он все-таки был освобожден согласно решению местного епархиального совета.

Деятельность в Москве

Но случившееся не сломило решимость Евмения продолжать миссионерскую деятельность. А потому он перебрался в Москву, где планомерно набирал популярность как публицист. Также он организовал семинары, которым дал наименование «Альфа-курс». И они приносили ему все большую известность.

В 2008 году в связи со своей деятельностью Миссионерским отделом РПЦ он был официально отстранен от участия в работе Московского Никольского храма Патриаршего подворья, лишившись должности клирика, на которую некогда был назначен. А с критикой его семинаров выступили авторитетные священники и сектоведы. Его движение обличали как внутрицерковное сектантство и лжеучение.

Яростным нападкам подверглись также книги игумена Евмения (Перистого). Его ругали за внедрение в православие восточных практик и индуистской мистики. Отмечалось, что вносят они в сердца и умы смущение, а потому отнюдь не способствуют распространению и правильному пониманию православной веры. О некоторых из многочисленных книг мятежного игумена будет рассказано далее.

О родительской любви

Многие, даже хорошие родители относятся к воспитанию своих детей, глубоко не вникая в тонкости, на первых порах считая, что в этом нет ничего сложного. Хотя с возрастом все больше понимают, что процесс этот очень непростой. Ведь здесь они имеют дело с формирующейся личностью, а потому ошибки в этом вопросе могут тяжело сказаться на судьбе ребенка, на его нравственном становлении и гармоничном психическом развитии. Книга под названием «Аномалии родительской любви» игумена Евмения пытается дать ответы на многие спорные вопросы. Она помогает, по мнению автора, отличить в указанной теме истинные вещи от ложных и деструктивных.

Книга написана доступно, просто и стремится поведать о самом главном: о нарушении родственных связей и способах исправить искаженные отношения между родителями и их чадами, восстановить мир в семье. Автор данной работы также ведет разговор с читателем о восстановлении связи с Богом – главный Отцом всего человечества.

Об ответственности

Книга, названная игуменом Евменем «Духовность как ответственность», родилась, согласно заявлению автора, не из каких-то умозрительных теорией. Весь материал для данной публикации взят им из самой жизни.

На страницах книги он считает нужным поделиться с читателем своим опытом по решению многих духовных и материальных проблем, которые просто нельзя не считать актуальными. Основная часть данной работы посвящена размышлениям об ответственности. Игумен Евмений также отмечает, что по мере написания ему приходилось дополнять свои прежние взгляды новыми фактами и размышлениями, потому что жизнь в даже уже изложенное умудрилась вносить свои коррективы. Но главная мысль книги в том, что истинно духовный человек всегда должен нести ответственность за любые свои поступки.

О роли Церкви

Книга игумена Евмения «О побеждающем христианстве» дает представление о взглядах автора по поводу роли Церкви в современном обществе. Православная вера, как и ее служители, была в оскорбленном и униженном положении в России около семи десятилетий. Но в настоящее время взгляды большинства изменились, а общественностью нашей страны стал востребован гигантский потенциал духовности, которой заложен в православии и формировался на протяжении множества веков.

Но, чтобы повысить свое влияние на людей, как считает автор, прежде всего Церковь должна измениться. Необходимо, чтобы в нее вернулась мудрость, а также разумные талантливые люди. Евмений призывает к молитве Богу о том, чтобы он избавил слуг своих от серости и тупости, разбудил в них стремление к поиску, сделал сильными и честными. И только тогда можно надеется, что христианство станет побеждающим.

Отзывы

Евмений предлагает своим последователям погрузиться в так называемую «христианскую медитацию». И несведущим в религиозных вопросах людям очень трудно разобраться с тем, как понимать данный призыв и каким образом к нему относиться. Хотя многие из читателей (об этом свидетельствуют отзывы об игумене Евмении) полагают, что в его публикациях содержится немало правильного и здравого. Однако «Альфа-курс» Перистого снискал себе недобрую славу, во многом и потому, что посетители данных семинаров не понимают, за что их заставляют платить огромные деньги. А откровения этого миссионера действительно стоят немало.

Христианская аудитория возмущается, что на опубликованных в различных источниках этим православным гуру фотографиях, сделанных во время путешествий, он запечатлен на фоне индуистских храмов и при этом красуется в обнимку с идолами.

Следует заметить, что в последнее время Евмений ринулся активно завоевывать себе последователей в Украине. Там по всей стране с некоторых пор были развешаны плакаты с его изображениями.

Проповеди на семинарах-тренингах

Евмений разъясняет своей аудитории: оковами для людей следует считать любую религию. Также он обучает своих последователей методам, помогающим обрести уверенность в себе и научиться налаживать человеческие взаимоотношения, привносить гармонию во внутренний мир, но не с помощью православных молитв, постов, покаяний и причастий, а с помощью йоги. Причем подает свою точку зрения под таким углом, что порой бывают удивлены даже последователи оккультных учений и эзотерики.

Приверженцы православия – авторитетные священники утверждают, что в подобной психотерапии все ориентированно на телесную сторону человека, а не на духовную. А те из единоверцев, кто в прошлые времена хорошо был знаком с Евмением, дают объяснение произошедшей трансформации, чудесному перерождению из традиционного православного в священника с оккультным уклоном прежде всего глубоко укоренившейся обидой на деятелей православия. Ведь в определенный период его недооценили, как и его миссионерскую работу, а также никто не заметил в нем яркий талант проповедника.

Домыслы в Сети

В Интернете самой разной информации об Евмении Перистом более чем достаточно. В основном это заявления с критикой по поводу его деятельности. Но несмотря на обилие сведений, по сути, мало что известно о православном гуру, а личность его покрыта мраком. В частности, для пользователей Сети не понятно, является ли он тем самым православным монахом, который придумал и запатентовал новую конструкцию улья. Игумен Евмений, который является автором этого изобретения, как известно, с успехом применяет его на пасеке мужского монастыря, что находится в деревне Авдотьино Московской области.

Но догадки об успешной деятельности в пчеловодстве и тем более новаторских открытиях в данной области не подтверждаются. Придумавшего интересную конструкцию улья игумена Евмения, как выясняется, в миру зовут Евгений Лагутин. Место и время рождения этих двух людей не совпадают. И хотя по возрасту они являются приблизительно ровесниками, также Лагутин известен своими публикациями по практической психологии, однако никакой другой связи, кроме схожести имен, между ними не выясняется.

Николо-Берлюковская пустынь в Авдотьино

История

Казалось бы, Смутное время — не лучший период для основания обители, однако, именно в 1606 году впервые появляется упоминание Николаевской Берлюковской пустыни в источниках. Все благодаря иеромонаху Варлааму, бежавшему из Стромынского монастыря, разоренного поляками.

Он выбрал место для обители в восьми километрах выше реки Вори, где она впадает в судоходную в те времена Клязьму и в трех километрах от старого Стромынского тракта — дороги на Москву. Узнав о старце, к нему пришли со спасенной древней иконой Святителя Николая две монахини из разоренной Успенской обители — Авдотья и Ульяна. Их имена дошли до нас в названиях деревни, на окраине которой находится монастырь, — Авдотьино и холма по соседству — Ульянина гора. Вместе они построили деревянную церквушку, а позже с помощью местных жителей — каменный храм во имя Святителя Николая Чудотворца.

Слух о пустынножителе Варлааме и его отшельничестве распространился по округе, к его обители начали стекаться богомольцы. После кончины Варлаама поблизости от его Никольского храма поселились бродяги с предводителем по прозвищу Берлюк, что означает «волк». Такое прозвище он получил за звериную злобу, хитрость и за то, что носил тулуп мехом наружу. Вскоре в этих местах ограбили и убили купца. Берлюка отправили на суд в Москву. Но имя разбойника отчего-то прижилось и сохранилось в названии монастыря.

Сегодня Николо-Берлюковская пустынь реставрируется — как фасады, так и внутренние помещения.
Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

В 1719 году церковь святителя Николая Чудотворца стала главным храмом новой обители — Николо-Берлюковской пустыни, первым ее настоятелем стал иеромонах Диодор.

С октября 1731 года до апреля 1734-го тут служил иеромонах Иосия Самгин. У него нашли запрещенные рукописи, лишили сана, избили кнутом и выслали на Камчатку, а монахов распределили по другим монастырям. Однако позже они вернулись, и обитель стала крепчать.

В годы советской власти Николо-Берлюковская пустынь в Авдотьино была закрыта. После 2002 года часть территории вернули Церкви. Сейчас здесь постепенно возрождается прошлый облик ансамбля Берлюковской пустыни.

Николо-Берлюковская пустынь

Россия Московская область деревня Авдотьино

Идёт загрузка карты…

Николо-Берлюковская пустынь — православный монастырь в Московской области. Основан в начале XVII века, закрыт в 1919. Ансамбль монастыря окончательно передан Церкви только в 2015 году.

Николо-Берлюковская пустынь основана в начале 17 в., восстановлена в конце 18 в.

Николо-Берлюковский монастырь находится близ села Авдотьина, в 20 километрах от Богородска. Предание говорит, что название Берлюки происходит от прозвища жившего здесь когда-то разбойника. Здесь в XVII веке рядом с храмом святителя Николая поселился монах Варлаам, пришедший, скорее всего, из соседнего Троице-Стромынского монастыря. В Смутное время храм сожгли поляки, и Варлаам построил небольшую деревянную часовню. Вскоре на месте часовни была сооружена небольшая каменная церковь.

После упразднения патриаршества Петром I эти земли перешли к кремлевскому Чудову монастырю, а затем — к Троице-Стромынскому. Иноки обители образовали при Никольском храме общину. В 1732 — 1734 годах ею управлял саровский иеромонах Иосия. При его преемнике строителе Сильвестре (так называли настоятеля) община уже имела в Москве небольшое подворье. По описи имущества 1764 года за Николо-Берлюковской пустынью числился храм с двумя престолами — Живоначальной Троицы и святителя Николая, деревянная колокольня, братские и настоятельские кельи. К ней были приписаны и три часовни в близлежащих деревнях. Братии насчитывалось восемь человек.

Екатерина II продолжила политику Петра I по закрытию монастырей. В 1770 году обитель упразднили, ее имущество передали подмосковной Екатерининской пустыни. Но вскоре митрополит Московский Платон (Левшин), гостивший в имении сенатора В.И.Лопухина Саввинском (неподалеку от Берлюков), решил возобновить ее. В 1777 году он пригласил из Стефано-Махришенского монастыря Владимирской губернии игумена Луку, которого через два года сменил энергичный монах Иоасаф из подмосковного Перервинского монастыря, тоже основанного в честь святителя Николая. В августе 1778 года в Берлюки доставили церковную утварь из московского храма святителя Николая в Мыльниках. Возрождающейся обители оказывали помощь многие зажиточные москвичи, чьи имения располагались в этих местах.

2 декабря 1779 года Николо-Берлюковская пустынь была утверждена как заштатный монастырь. К ней приписали две часовни, одна из которых находилась в деревне Псарьки, а другая — в Москве, возле Каменного моста, где чуть позже образовалось монастырское подворье. Через год обители вернули и три часовни, принадлежавшие ей ранее, а в 1787 году передали еще одну — на Елоховской улице в Москве.

При настоятеле Иоасафе, управлявшем обителью пятнадцать лет, на месте старого храма выстроили новый, теплый, трехпрестольный — во имя Святой Живоначальной Троицы с приделами святителя Николая и мученика Мины, а также братский и настоятельский корпуса. В 1794 году Иоасаф скончался. Над его могилой поместили металлическую доску со стихами, которые московский владыка посвятил почившему настоятелю. Место Иоасафа занял его родной брат — иеромонах Николай, подвизавшийся здесь до 1806 года. Его преемниками были сначала лаврский иеромонах Иаков, а затем инок Пахомий, особенно заботившийся о том, чтобы с ростом материального благополучия укреплялась и духовная мощь обители, — Берлюковская пустынь жила по строгому общежительному уставу.

По распоряжению митрополита Платона на братское кладбище монастыря перенесли деревянную церковь во имя Казанской иконы Божией Матери из села Топоркова (отсюда родом был дед митрополита).

В 1829 году в обители обрели икону «Лобзание Христа Спасителя Иудою», вскоре прославившуюся чудотворениями. Вот что пишет об этом Надежда Яковлева, чьи родители часто посещали пустынь: «В монастырь пришла женщина, которая, будучи тяжело больна, видела во сне, что облегчение ей принесет молитва перед редкой иконой, изображавшей предательство Иуды. Не обнаружив ее ни в одной из монастырских церквей, она обратилась к монахам. Иконы не было и в ризнице. Тогда монастырский пекарь вспомнил, что деревянный круг, которым он закрывает квашню, хранит на себе полустертые лики. Промыли его — и обнаружили икону». По свидетельству Ивана Шевелкина, паломники, шедшие в монастырь, говорили, что идут к Спасителю, имея в виду чудотворную икону.

Важной вехой в истории обители стало время настоятельства иеромонаха Венедикта (1829 — 1855). Через пешношских и оптинских иноков братия Николо-Берлюковского монастыря находилась под духовным влиянием и опекой учеников знаменитого старца Паисия Величковского. Венедикт продолжал эту благодатную традицию. Занимался он и храмостроительством. В 1840 году в обители освятили новопостроенную надвратную церковь во имя святителя Василия Великого. В 1848 году митрополит Филарет освятил пятиглавый соборный храм Христа Спасителя. Как и одноименный московский, он создавался в память о победе в Отечественной войне 1812 года.

В 1853 году митрополит Филарет вновь посетил обитель и освятил каменный храм во имя Всех Святых, построенный на средства московского купца Набилкина. Стараниями настоятеля Венедикта в монастыре возвели двухъярусную колокольню для шестнадцатитонного колокола, каменную ограду, братский корпус, баню, гостиницу и странноприимный дом, а также различные хозяйственные постройки.

В 1840 году Венедикт первым из настоятелей Николо-Берлюковского монастыря получил сан игумена, а в 1853 году стал архимандритом. Вот как о нем вспоминал архимандрит Пимен, в бытность свою благочинным московских монастырей неоднократно посещавший Берлюковскую пустынь: «Он был лет 60-ти, весьма благообразный, роста невысокого, бороду и волосы имел небольшие с проседью. К посторонним был весьма приветлив, для обители неусыпно старательный, в управлении взыскателен и строг».

Архимандрит Венедикт скончался в 1855 году, оставив обитель духовно и материально процветающей. Новым настоятелем стал афонский монах Парфений (Агеев), известный духовный писатель, автор популярного «Сказания о странствии по России, Молдавии, Турции и св. земле» и книг, посвященных полемике со старообрядцами. В 1860 году Парфений перешел настоятелем в новооткрытый Гуслицкий Спасо-Преображенский монастырь, основанный по указу Александра II специально для обращенных раскольников.

Парфения сменил лаврский инок Иоасаф, при котором над пещерой проживавшего в Берлюковской пустыни старца Макария возвели храм в честь собора святого Иоанна Предтечи. Иеросхимонах Макарий (Брюшков), почивший в 1841 году, был учеником известного валаамского подвижника Клеопы. Он, как и его последователь и сомолитвенник инок Феодорит, продолжил духовную традицию преподобного Серафима Саровского, великих оптинских и валаамских старцев. Сотни паломников шли в обитель. Один из них писал: «Берлюковскую пустынь знает вся Москва и усердно посещает ее <…>, обитель отличается истинно патриархальным гостеприимством».

Росла и численность братии. В 1864 году здесь было уже 56 насельников, а в 1884 году — 90. В 1870 году настоятелем Берлюковской пустыни стал инок подмосковного Николо-Угрешского монастыря, ученик архимандрита Пимена — Нил (Сафонов). В 1878 году он открыл при монастыре школу для крестьянских детей, ставшую вскоре образцовой. Нилу принадлежит первое описание Николо-Берлюковского монастыря, изданное в 1875 году.

В 1895 году по проекту зодчего А.С.Каминского началось строительство новой монастырской колокольни, которая почти не уступала по своим размерам колокольне Ивана Великого в Кремле. В 1898 году колокольню освятили. В этом же году вышло в свет третье издание «Исторического описания Николаевской Берлюковской пустыни», составленного церковным историком, священником Леонидом Ивановичем Денисовым, позднее принявшим постриг с именем Арсений (он же — автор популярной книги «Православные монастыри Российской империи» и нескольких статей об иконах Берлюковского монастыря).

После 1917 года в Николо-Берлюковском монастыре разместилась психиатрическая лечебница.

В 1993 году власти отказались вернуть хорошо сохранившийся монастырский ансамбль Церкви. В этом же году с монастырской колокольни бурей сорвало крест, который не был снят даже при Советской власти.

Положительные перемены для обители наступили лишь в XXI веке. В 2004 году Церкви были переданы храм Христа Спасителя, монастырская колокольня и территория кладбища, где располагался пещерный скит. В стенах обители была возобновлена монашеская жизнь. В 2015 году все здания, ранее занимаемые психиатрической больницей, были переданы Николо-Берлюковской пустыни. В настоящее время ведутся ремонтно-восстановительные работы по возвращению монастырскому комплексу его первоначального облика.

Cовременное состояние

В настоящее время монастырь действующий.

В храмах обители богослужения совершаются каждый день.

Совершенствуются формы социального служения.

Храмы

Храмы:

  • Собор Христа Спасителя
  • Cобор Троицы Живоначальной
  • Надвратная церковь Василия Великого
  • Церковь Всех Святых (в старом настоятельском корпусе)
  • Церковь Собора Иоанна Предтечи (пещерная)

Святыни

  • Чудотворную икону Лобзание Иисуса Христа Иудою

Престольные праздники

  • Собор Христа Спасителя — 7 января
  • Cобор Троицы Живоначальной — 50-й день по В.Х.
  • Надвратная церковь Василия Великого — 14 января
  • Церковь Всех Святых (в старом настоятельском корпусе) — неделя по Пятидесятнице
  • Церковь Собора Иоанна Предтечи (пещерная) — 11 сентября

Фото

  • Собор Христа СпасителяСобор Христа Спасителя

  • Cобор Троицы Живоначальной

  • Надвратная церковь Василия Великого

Видео

Как добраться

Адрес: Московская область, Ногинский район, Авдотьино

Проезд:

  • От Щелковского вокзала на автобусе № 320 до остановки Громково, далее до Берлюков пешком 2 км и еще 3 км — до Воскресенского.
  • Из Москвы своим ходом, от ст. метро Щелковская автобусом № 321 до остановки д. Авдотьино
  • По Щелковскому шоссе на автомобиле 30 км. от МКАД, после реки Воря повернуть направо.

Паломнику

Николо-Берлюковская пустынь приглашает православных паломников принять участие в монастырских богослужениях, поклониться святыням, познакомиться с древней историей монастыря и его духовным наследием.