Монастырь николо пешношский

Николо-Пешношский мужской монастырь
Епархиальный мужской монастырь

Петр Дмитриевич, сын святого благоверного князя Дмитрия Донского, на рубеже XIV—XV веков пожаловал монастырю девять сел со всей принадлежавшей им собственностью. Юрий Васильевич, сын великого князя Московского Василия II Темного, также щедро одарил обитель, завещав ей новые владения. Не только «ближние» дмитровские, но и более «дальние» — волоколамские, угличские — князья делали богатые вклады.

Известно, что провизии в обители в те непростые времена всегда было с избытком. Во второй половине XV века Николо-Пешношский монастырь быстро богател за счет активной хлебной торговли с Белозерским краем и другими местностями. Предполагается, что в том же XV столетии был возведен каменный Никольский собор.

Николо-Пешношский монастырь пользовался благоволением царя Ивана Грозного. Еще в десятилетнем возрасте Иван Васильевич назначил ему ежегодное жалование в 25 рублей. Тогда это были большие деньги: к примеру, на 1 рубль можно было купить корову, или лошадь, или 300 кг ржи. В дальнейшем, при игумене Варсонофии, благосостояние Пешношской обители еще более возросло.

В 1553 году ее посетил сам Иван Грозный. Самодержец, только что излечившийся от смертельной болезни, с супругой и годовалым сыном совершал паломническую поездку. Царь осмотрел монастырь, приложился к мощам преподобного Мефодия и побеседовал с жившим здесь на покое бывшим коломенским епископом Вассианом (Топорковым). Когда-то владыка Вассиан был духовником отца Ивана Грозного — великого князя Московского Василия III — и имел большое влияние в государственных делах. Иван IV решил спросить у архиерея совета, как лучше править государством. По преданию, Вассиан ответил: «Если хочешь быть истинным самодержцем, то не имей советников мудрее себя; держись правила, что ты должен учить, а не учиться, повелевать, а не слушаться. Тогда будешь твердым на царстве и грозою для вельмож».

Ивану Васильевичу понравились эти слова. Поцеловав Вассиану руку, он сказал: «Сам отец мой не дал бы мне лучшего совета».

Понятно, что совет епископа Вассиана не был единственной причиной изменения политики Ивана IV, введения опричнины и развернувшихся вслед за этим кровавых событий. Однако эти речи вполне могли укрепить царя в уже созревшем решении. Иван Грозный, оставшийся весьма доволен посещением обители, в 1554 году пожаловал ей дворцовое село Суходол с 25 деревнями, землями и угодьями.

В 1584 году в Николо-Пешношском монастыре случился большой пожар, в результате которого сгорело большинство монастырских строений. Через 27 лет, в Смутное время, отстроенный монастырь вновь был сожжен. Тогда его, несмотря на ожесточенное сопротивление защитников, взяли поляки. Как пишет известный историк Пешноши Константин Федорович Калайдович, «два иеромонаха, два священника, один иеродиакон, шесть схимников и тридцать семь трудников пали от меча врагов». Имена погибших были записаны в монастырский синодик на вечное поминовение. А на стенах старой трапезной, что под Сретенской церковью, до сих пор сохранились следы страшного пожара 1611 года.

В царствование Михаила Федоровича монастырь снова восстанавливается. В первой дошедшей до нас описи монастырских зданий, датированной 1623 годом, указывается, что в обители имелись каменные церкви: святителя Николая Чудотворца с приделом святителя Леонтия Ростовского, Сретения Господня с трапезою и с двумя келарскими палатами; колокольня с церковью Богоявления, а также другие каменные и деревянные строения — общим числом пятнадцать.

Не обделил своим вниманием Пешношскую обитель и государь Алексей Михайлович, именовавший монастырь «своим царским богомольем». Известно, что большие вклады в него делали енисейский воевода Никифор Веревкин, принявший впоследствии здесь монашеский постриг, и представитель известного дворянского рода Василий Ртищев.

В 1683—1691 годах, при настоятеле Корнилии, был отремонтирован Никольский храм. Его превратили в пятиглавый, покрыли все пять глав черепицей, воздвигли на них новые кресты. Стены храма укрепили железными скобами, пробили в них три дополнительных окна и обновили иконостас. Уже в конце XVII века над Святыми вратами появилась новая церковь Преображения Господня.

В 1700 году монастырь посетил Петр I. Тогда царь пожелал пройти водным путем от Волги в Москву, плыл по рекам Дубне, Сестре и Яхроме и по пути остановился в Пешношской обители. Пользуясь редким случаем, игумен Феофан подал монарху жалобу на непокорность крестьян и несправедливость светских властей в судебных тяжбах. Это повлекло за собой совсем неожиданные последствия. Царь Петр рассудил: для того чтобы защитить Пешношскую обитель от несправедливостей, надо отдать ее под власть более сильного монастыря. Царским указом от 11 апреля 1700 года Пешноше велено было перейти в ведение Троицкого монастыря, которому государь приказывал «Николаевский Пешношский монастырь ведать и от посторонних всяких обид оберегать». С тех пор Пешношей управляли не свои игумены, а присылаемые из Лавры каждые три года соборные старцы, которые носили название «строителей».

Много полезного было сделано в 1730—1734 годах, при строителе Августе (Старкове). В этот период над гробом преподобного Мефодия возвели церковь во имя преподобного Сергия Радонежского, построили несколько башен, проложили новую дорогу. Но в дальнейшем, особенно с 1750-х годов, лишенная самостоятельности Пешношская обитель постепенно приходила в запустение. Здания ветшали, уменьшилось число насельников — до такой степени, что ощущалась нехватка священников для богослужения. К примеру, в 1761 году в монастыре значилось всего 6 монахов. В 1764 году, при проведении секуляризационной реформы, монастырь закрыли. Его имущество поделили: движимое — частично вывезли, а недвижимое — передали в коллегию экономии.

Но в 1766 году обитель святого Мефодия, которая без малого полтора года находилась на положении приходской церкви, была восстановлена. Решающую роль в этом сыграло настойчивое ходатайство местного помещика, генерал-майора Михаила Веревкина, а также старания дмитровских купцов Ивана Сычева и Ивана Толченова. Возрожденная обитель вошла в состав Переяславской епархии.

С 1788 года, после назначения строителем монастыря иеромонаха (впоследствии архимандрита) Макария (Брюшкова), Пешношский монастырь, переведенный в состав Московской епархии, переживает второй расцвет. Именно в это время он во многом принял облик, который и сохранялся до бурь XX века. Известно, что в 1795 году отец Макарий убедил митрополита Московского Платона (Левшина) посетить обитель. Преосвященный Платон пробыл в ней несколько дней и был так восхищен ее порядком и благоустройством, что сказал: «Пешноша — в моей епархии вторая Лавра». Митрополит Платон часто ставил Пешношский монастырь в пример другим. Устав Пешношской обители заимствовали московские Сретенский и Покровский, серпуховской Владычный, коломенский Голутвин, дмитровский Борисоглебский, Бобренев монастыри, а также пустыни — Оптина, Екатерининская, Давидова и другие. Многие из этих обителей управлялись игуменами, назначенными из числа пешношских монахов.

В 1812 году Николо-Пешношской обители посчастливилось избежать захвата и разорения. Но опасения были самые серьезные, поэтому все ризы с икон, ризницу и церковные драгоценности отправили за Волгу, в город Кимры. Большую часть братии распустили, в монастыре остались лишь около 20 человек — престарелые старцы и сильные духом монахи. Как оказалось, опасались не зря: французские войска подошли совсем близко, на расстояние 18 верст, но дальше идти по окруженной болотами дороге побоялись.

Это, пожалуй, было единственное испытание XIX века. В дальнейшем Николо-Пешношская обитель жила в спокойствии, без невзгод и потрясений. Благосостояние монастыря позволило ему приобрести подворье в Москве, на Пятницкой улице (дом 7), совсем рядом от Кремля. К началу XX века в обители подвизались около 200 человек, без учета послушников и трудников.

ХХ век стал самым трагическим в истории Пешношского монастыря. После революции 1917 года он еще действовал некоторое время, но власти уже передали тогда ряд зданий филиалу Дмитровского краеведческого музея. В 1928 году и филиал музея, и монастырь были закрыты, все церкви запечатаны, все ценное вывезено и продано. В том же году монастырскую территорию занял Дом инвалидов Мособлсобеса. Не получилось сохранить монастырь даже как музей: в 1933 году музей подвергся разгрому, а его сотрудники во главе с директором оказались репрессированы.

В 1941 году между монастырскими стенами и соседним селом Рогачевым развернулись бои, всю местность тогда заминировали. Монастырские здания сильно пострадали при артобстрелах и авиабомбардировках. Некоторое время в монастыре находилось подразделение немецкой разведки, которое, однако, большого ущерба постройкам не нанесло. Гораздо сильнее обитель пострадала после войны.

С 1966 года в помещениях монастыря размещается Психоневрологический интернат № 3. Древний Никольский собор, на стенах которого под слоем побелки сохраняются древние фрески, стал служить пищеблоком. Другие храмы и строения постигла похожая судьба.

В 1960-х — начале 1970 годов были отреставрированы некоторые храмы и частично — укрепления монастыря. Но подлинное возрождение обители началось с момента передачи части монастырских зданий Русской Православной Церкви. В 2007 году Святейший Синод принял решение открыть мужской Николо-Пешношский монастырь.

17 июня 2008 года митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий освятил храм во имя преподобного Сергия Радонежского, где под спудом покоятся мощи преподобного Мефодия.

14 августа 2008 г. Преосвященнейший Роман, епископ Серпуховской, благочинный монастырей Московской епархии, настаивает на скорейшем увеличении количества братии монастыря и требует для этой цели записывать в братию некоторых подопечных Психоневрологического интерната № 3, что вызывает несогласие настоятеля монастыря.

27 августа 2008 г. подписан указ о назначении нового настоятеля обители иеромонаха Григория (Клименко), выпускника ВАКУ и Московской духовной академии.

15 октября 2008 г. митрополит Ювеналий совершил в обители Божественную литургию, за которой новый настоятель монастыря иеромонах Григорий (Клименко) возведен в сан игумена.

5 ноября 2008 г. киностудия «Мосфильм» начала в Николо-Пешношском монастыре съемки фильма «Палата № 6» по одноименной повести А. П. Чехова (режиссёр — Карен Шахназаров).

28 июля 2009 года, в день памяти святого равноапостольного князя Владимира — крестителя Святой Руси — вблизи бывшего монашеского скита подмосковного Николо-Пешношского мужского монастыря воздвигнут Покаянный Крест. На это место был свален «строительный мусор»: кладбищенская земля с останками монастырской братии.

По состоянию на декабрь 2013 года строительство корпусов Психоневрологического интерната № 3 на новом месте рядом с поселком Луговой Московской области завершено. Психоневрологический интернат № 3 освободил все помещения на территории Николо-Пешношского монастыря, включая административные корпуса рядом с монастырем, и переезжает в новые здания рядом с поселком Луговой.

24 августа 2014 года состоялось открытие всей территории Николо-Пешношского монастыря после ремонтных и реставрационных работ. Праздничное богослужение возглавил Святейший Патриарх Кирилл. На богослужении присутствовали многочисленные гости и паломники.

Луговой. Николо-Пешношский монастырь.

Николо-Пешношский мужской монастырь — вторая Лавра Северо-Западной Руси. Монастырь расположен в посёлке Луговой Дмитровского района Московской области. Недалеко от монастыря протекает река Яхрома. В монастыре почивают мощи преподобного Мефодия Пешношского, основателя обители, архимандрита Макария, иеромонаха Максима и блаженного монаха Ионы. Игуменом монастыря был и святой Варсонофий Казанский.

Мефодий Пешношский — один из первых учеников Преподобного Сергия Радонежского. Получив благословение на пустынножительство, он поселился в 25 верстах от Дмитрова на реке Яхроме, поставив там себе келью. Вскоре место подвигов нового отшельника стало известным, и вокруг стали селиться желающие подражать монашескому доброделанию и пустынножительству. Когда число насельников новой пустыни умножилось, встал вопрос о построении монастырского храма, но преподобный Сергий предложил Мефодию перенести монашеское общежитие на более удобное место за рекой Яхромой, на устье маленькой речки, позже названной Песношей. Приняв совет и благословение своего наставника преподобный начал сам трудиться в построении церкви и келий. Труд насельников, переносящих деревья через речку, отозвался в ее новом названии «Песноша», что значит «пеш ноша».

Произошло это в 1361 году, но преподобный по своему смирению стал игуменом основанного им монастыря лишь спустя 30 лет, в 1391 году, за год до своей кончины. Обитель же находилась под покровом свт. Николая Чудотворца. Пустынь так и называлась — «Никола на Песнуше», соборная монастырская церковь была освящена во имя святителя и чудотворца Николая. Преподобный Мефодий хотел ввести в своем монастыре строгий устав, но, снисходя к братии, был милостив к их немощам, постоянно предостерегая от ошибок и духовных падений.

В настоящее время, недалеко от монастыря, на месте, где, по преданию, находилась келия Мефодия Пешношского, установлен поклонный крест. Надпись на кресте гласит: «На месте сем в год от Рождества Христова 1361-й собеседник, сопостник и ближайший ученик великого Сергия преподобный Мефодий Пешношский обрел место молитвенного уединения и поставил свою келию». Также был расчищен святой источник, засыпанный в советское время. До настоящего времени сохранился в монастыре древнейший белокаменный собор, освященный во имя святителя Николая. Собор документально не датирован, однако весь стиль его архитектуры относится к концу XV столетия.

При жизни преподобный Мефодий часто посещал свою «ближнюю пустынь» именуемую «беседа», находящуюся в двух верстах от монастыря. Здесь он предавался уединенной молитве и именно туда, по существующему преданию, часто приходил для духовных бесед преподобный Сергий Радонежский. Известно, что «преподобный Сергий и преподобный Мефодий ископали вокруг кельи два пруда и посадили аллею из вязов, которые сохранились до настоящего времени».Впоследствии здесь поставили Предтечеву часовню с небольшим при ней колодцем, которую так и назвали — Беседная. Глава и крест устроены из глянцевого белого железа. В эту часовню направлялся крестный ход 24 июня (7 июля н.ст. — на Рождество св. Пророка и Предтечи Господня Ионанна).

14 июня 1392 года (по юлианскому календарю) преподобный Мефодий скончался, и погребен под спудом в своей обители. Даже после кончины преподобного монастырь не оскудевал богомольцами и богатыми жертвователями, чувствующими великое облегчение и Божию помощь по молитвам свт. Николая и преп. Мефодия. 25 сентября 1392 года скончался и преподобный Сергий.

К первой половине XVI столетия отстроен кирпичный двуглавый Никольский Собор крестово-купольного типа. Монастырские постройки также пополнились трапезной палатой с храмом Сретения Господа Иисуса Христа, выстроена восьмигранная колокольня с двумя нижними ярусами и аркадами, «храмом под колоколы». Впоследствии церковь под монастырской колокольней была освящена в честь святого преподобного Мефодия, игумена Пешношского.

Во время настоятельства в Николо-Пешношском монастыре игумена Варсонофия — будущего святителя и казанского чудотворца, в 1553 году царь Иван Грозный в благодарность за чудесное избавление от смерти посетил монастырь вместе со своей супругой и годовалым сыном. Здесь произошла встреча царя с бывшим епископом Коломенским Вассианом, жившим в монастыре на покое. «Посетивший его государь неожиданно спросил: «Отче, как лучше править государством?». Вассиан отвечал царю: «Если хочешь быть истинным самодержцем, то не имей советников мудрее себя; держись правила что ты должен учить, а не учиться, повелевать, а не слушаться. Тогда будешь твердым па царстве и грозою для вельмож». Царь, поцеловав руку Вассиана, сказал: «Сам отец мой не дал бы мне лучшего совета». Следствием этой встречи царя с Вассианом стала опала Сильвестра и Адашева, а также падение правительства Избранной Рады. Вскоре царь Иван Васильевич, по духовному завещанию своего дяди князя Юрия Ивановича Дмитровского, пожаловал монастырю дворцовое село Суходол и 25 деревень Суходольской волости.

Когда в 1555 году в Казани открывали новую епархию, царь вспомнил о Пешношском монастыре. Вместе со святителем Гурием, первым архиепископом Казанским, был направлен в Казань и святой Варсонофий из Пешношской обители в сане архимандрита для основания там монастыря.

В 1569 году перед иконой святого Иоанна Предтечи, написанной в 1408-1427 Андреем Рублёвым, его учеником или последователем, исцелился чашник князя Андрея Курбского Роман Полянинов. В настоящее время икона находится в основной экспозиции Центрального музея древнерусского искусства и культуры им. Андрея Рублева/

Пешношский монастырь продолжал благоустраиваться. В XVII веке к Собору святителя Николая, представлявшего собой небольшой кирпичный крестовокупольный храм с четырьмя внутренними столпами и коробовыми сводами, пристроили небольшую западную паперть, которая охватывала храм с трех сторон.

В Смутное время обитель была захвачена польским отрядом, который вскоре выдворили из стен монастыря. К середине XVII столетия монастырь пришел в упадок, так что встал вопрос о его закрытии, и все же монастырь потихоньку начали восстанавливать.

В 1689 году построен кирпичный надвратный Преображенский храм с теплым притвором в линии западной ограды монастыря, обращенными к Яхроме. Храм сооружен над Святыми воротами (1623), представляет собой небольшой одноглавый четверик. К концу XVII в. построена церковь во имя преподобного Сергия Радонежского, настоятельский, казначейский и братский корпуса. «В этой церкви под спудом сохраняется величайшая святыня Пешношской обители — святые и многоцелебные мощи основателя монастыря преподобного Мефодия. Над его могилой и была возведена эта церковь». До революции возле раки с мощами преподобного находился его посох.

В 1700 году монастырь был приписан к Троице-Сергиевому монастырю. До настоящего времени сохранилась надвратная Спасо-Преображенская церковь, построенная около 1700 года и указанная в монастырской описи 1700 года, «как строение новое». Стены и башни монастыря возводились между 1685 и 1730 годами, а окончательно возведение башен завершилось после 1734 года.

В 1732 году на месте, где преп. Мефодий положил начало своему пустынному житию, взамен прежнего храма возведён одноглавый Сергиевский храм. Южная сторона храма соединена с колокольней, северная сторона обращена к соборной Николаевской церкви.

При постройке Сергиевской церкви из монастыря была перенесена деревянная брусяная часовня, издревле стоявшая в монастыре над местом погребения преп. Мефодия. Была ли она первой на этом месте или ею заменили более древнее обветшавшее строение — данных нет. Мефодиева часовня была украшена «стенным писанием», глава и крест устроены из глянцевого белого железа. Ежегодно 14 июня (27 июня по н.ст.), в день тезоименитства преп. Мефодия, сюда направлялся крестный ход.

В 1764 году он в очередной раз был упразднен, но «…тщанием дмитровских купцов Ивана Сычева и Ивана Толчёнова Николо-Пешношский монастырь был возобновлен уже через два года, в 1766 году».

В 1788 году митрополит Московский Платон (Лёвшин) назначил настоятелем монастыря игумена Макария (Брюшков), при котором монастырь восстал из руин. Высокопреосвященный митрополит Платон так писал о Николо-Пешношской обители: «Пешноша в моей епархии вторая Лавра». Это, действительно, говорило о расцвете обители. В 1793 году тщанием дмитровского купца Ивана Толчёнова возведены еще два верхних яруса колокольни. Над колоколами устроены двухсуточные железные часы, с боем. На колокольне размещались 10 колоколов: Праздничный (968 п., 20 ф.), Полуёмный (294 п.), Будничный (141 п.), Маловечерний (75 п.). Во втором ярусе колокольни был Богоявленский храм, упраздненный в 1786 году. Взамен в 1859 году был устроен храм прп. Мефодия в первом ярусе (в XVI-XVII вв. там находился Предтеченский придел). По своей архитектуре колокольня Пешношского монастыря является копией колокольни Толгского Введенского монастыря г. Ярославля.

Для братии, которая желала особенного уединения и безмолвия, в двух верстах от монастыря устроена Пустыня, т.е. скит. В уединенном лесу, на месте, представляющем вид треугольного острова, разместились два отдельные строения, отстоящие друг от друга на расстоянии в несколько сажен и заключающие в себе по две келлии. Пустыня эта первоначально состояла из одного отделения и построена в 1793 году иеромонахами Самуилом, Дорофеем и Иосифом (были настоятелями в Голутвином монастыре, Екатерининской пустыни и Луховском монастыре). Архимандрит Макарий построил для себя особенное отделение и, поручая монастырь своим помощникам, удалялся сюда на безмолвие. В 1827 году по неосторожности живущего в скиту брата Макариевская келлия сгорела, но в 1831 году вновь построена. К концу XIX века монастырь уже практически весь был окружен каменной оградой, которую воздвигали еще в конце XVII века. Другим подвижником Пешноши стал иеромонах Максим (Погудин). Во время его духовного руководства (с 1811 по 1829 гг.) в монастыре был возведён храм Святителя Димитрия Ростовского (1813 г.), монастырская больница и корпус монашеских келий.

В 1812 году монастырь избежал разорения: французы, находившиеся всего в 18 верстах, побоялись идти к нему по окружённой болотами дороге. Благодаря иеромонаху Максиму в 1812 году были спасены архив и ризница Николо-Пешношского монастыря (ценности перевезены в Вологду). Святитель Филарет (Дроздов) — митрополит Московский предлагал иеромон. Максиму игуменский сан, но тот отказался.

В XIX столетии к собору свт. Николая была пристроена трапезная в псевдоготических формах, перестроена трапезная палата с храмом Сретения Господа Иисуса Христа. Храм находится на 2-ом этаже. Сретенский храм представлет собой шестистолпное здание с декоративным куполом в стиле классицизма. Портал трапезного храма украшен колоннами и портиками с редким тосканским ордером. В подклети трапезной сохранилась одностолпная палата по своей архитектуре идентичная трапезной палате Спасо-Андронникова монастыря и Грановитой палате Московского Кремля.

Особо почитаемым образом в это время в монастыре был образ Божией Матери «Прежде Рождества и по Рождестве Дева». В 1780 году икону принес в монастырь бывший московский купец Алексей Григорьевич Мокеев, ставший иноком обители. Все свои средства он отдал настоятелю, а семейную реликвию, святую икону, оставил в своей келии. После его кончины образ передали настоятелю. Поскольку икона была написана маслом на холсте и не по общепринятому канону, настоятель велел поставить её над входной дверью в часовню преподобного Мефодия Пешношского, которая находилась у дороги, недалеко от обители. Все паломники, шедшие в прославленную прозорливыми старцами обитель, обязательно останавливались у часовни и молились перед стоящим над её вратами образом Божией Матери.

В 1827 году капитан Платон Осипович Шабашев, проходя мимо иконы, вдруг увидел, что от неё исходит необыкновенный свет. Вскоре он попал в трудные жизненные обстоятельства и в это время во сне увидел икону Божией Матери над Мефодиевой часовней и услышал голос: «Если хочешь избавиться от искушений, помолись перед этим образом и сделай для него серебряную ризу». Платон так и поступил, и скорби миновали его. Он пошёл к настоятелю, рассказал о случившемся и отдал ему ризу для иконы. Когда ризу стали надевать, то обнаружили, что холст натянут на доску. Холст сняли и обнаружили на доске подобный образ, но только очень древнего письма. Во времена эпидемий холеры многие, молившиеся перед Владычицей Богородицей, получали исцеление. В этом же году генеральской дочерью Елизаветой Андреевной Фаминцевой в монастырь передан киот с частицей ризы Господней и мощей разных святых, обложенный позлащенным серебром. Раз в год в монастыре совершался крестный ход с этой святыней.

У главных монастырских ворот издревле существовал колодец, сделанный еще во времена преподобного Мефодия. Над ним был устроен шатер на столбах с главою из черного листового железа и деревянным крестом. Шатер обветшал, и настоятель в 1865 году построил над колодцем новое деревянное строение в виде часовни с главою и крестом, а внутри поставили несколько св. икон (Животворящий крест, икона Божией Матери «Живоносный источник», лик Апостолов, все праздники монастыря и др.), в числе которых была икона Иверской Божьей Матери-Вратарницы по примеру Иверского монастыря Св. Горы Афонской, по уставу которой в Пешношском монастыре совершалось богослужение. Стены снаружи и внутри были обшиты склеенным в щиты тесом и окрашены масляною краской, глава и крест сделаны из глянцевого белого железа.

С 1683 по 1691 гг. Никольский собор дополнен четырьмя малыми главами, убранными в 1782 г. В 17 и 19 столетиях к собору пристраивали небольшую западную паперть, которая с трёх сторон охватывала храм и трапезную, построенную в XIX веке в псевдоготических формах. В папертях размещены приделы Феодоровской Богоматери (с 1837 г.) и Богоматери «Прежде Рождества и по Рождестве Дева» (с 1886 г.).

У южной стены собора — могила местночтимого блаженного Ионы. Блаженный монах Иона ископал в двух верстах от монастыря, в лесу, близ Предтечевой часовни, у дороги под сосною на берегу речки Благинки пещеру, в которой проводил большую часть времени. Здесь он молился, безмолвствовал, занимался плетение лаптей, которые никогда не продавал, а раздавал безвозмездно проходящим мимо пещеры. Есть сведения, что в 1877 году на месте его подвигов была воздвигнута часовня.

С 1886 по 1890 гг. вместо каменного здания 1731-1732 гг. выстроена церковь преп. Сергия Радонежского, в которой находились мощи преп. Мефодия Пешношского. Она выложена из красного кирпича в псевдорусском стиле, имеет два входа, с западной и северной сторон.

С 1912 года подвизался в Николо-Пешношском монастыре схииеродиакон Александр (в миру Александр Ильич Жемков). В период 1918-1928 гг. монастырь продолжал действовать, хотя часть зданий была передана под филиал Музея Дмитровского края.

После революции монахи из Борисоглебского были переведены в Николо-Пешношский монастырь, который был закрыт лишь в 1928 году. Никольский собор, Сретенская, Преображенская церковь закрыты в 1920-х г. До закрытия монастыря в Соборе хранились многие чтимые иконы. В Сретенской церкви сломан купол, использована под жилье. Преображенская церковь над Святыми воротами занята цехом. Пешношские черноризцы продолжали служить до самого ареста. Прямо из церкви они были захвачены чекистами и увезены в Бутово, где и приняли мученическую смерть. Четыре из них прославлены на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года: преподобномученики Герасим (Мочалов; †1936), Иоасаф (Шахов; †1938), Николай (Салтыков; †1937) и Аристарх (Заглодин-Кокорев; †1937). Кто из них и при каких обстоятельствах смог спрятать в алтаре монастырские святыни – одному Богу известно.

Посох последнего настоятеля обители был сохранен духовенством и общиной Спасского храма села Дулово Тверской Епархии. Также были богослужебные книги, по воспоминаниям местных жителей принадлежавшие монастырским монахам, удалившимся в это безлюдное местно после разорения Пешноши большевистскими варварами. На некоторых книгах обнаружена запись: вернуть в Пешношский монастырь.

До настоящего времени Пешношская обитель сохранилась как целостный архитектурный ансамбль во многом благодаря самоотверженным действиям сотрудников Музея Дмитровского края, которые спасли ансамбль монастыря после его закрытия. Тем не менее, попытка директора музея К.А. Соловьева и сотрудников сохранить святыни монастыря, превратив его в музей в 1928–1931 годах, не увенчалась успехом. В январе 1933 года весь музей был разгромлен, а его сотрудники во главе с директором репрессированы. Соловьева все же отпустили на свободу, но музейные экспонаты, в числе которых, по всей вероятности, находилась и чудотворная икона «Прежде Рождества и по Рождестве Дева» и киот с частицей Ризы Господней были свалены на мостовую перед зданием райисполкома. «Значительная часть экспонатов была испорчена, разбита и расхищена рабочими канала Москва-Волга (заключенными) после переезда Управления Дмитровлага, строящего этот канал, в помещения Дмитровского краеведческого музея, в свою очередь располагавшегося на территории Борисо-Глебского монастыря г.Дмитрова» (по воспоминаниям Валерия Ростовцева, бывшего сотрудника музея). Таким образом, бесследно исчезли Пешношская часть Ризы Господней и Пешношская Божия Матерь, именуемая «Прежде Рождества и по Рождестве Дева».

В 1960-х — начале 1970-х гг. под руководством Н. И. Иванова отреставрированы некоторые храмы, а также частично укрепления монастыря. С 1966 года территорию монастыря занимает психоневрологический интернат № 3, подчиненный Мособлсобесу. Никольский собор, отреставрированный в 1964-1965 гг. в формах XVI в., занят столовой. Вопрос о выводе интерната из исторического архитектурного комплекса впервые был поднят ещё в 1975 году, однако его решение затянулось на много десятилетий.

В соответствии со ст. 54 устава местной православной религиозной организации прихода церкви Рождества Богородицы села Пустынь Дмитровского района Московской области (свидетельство о регистрации № 1216 от 15.09.2000 г.) настоящим вышеозначенный приход реорганизуется в форме преобразования в православную религиозную организацию подворья Николо-Пешношского монастыря — Богородицерождественскую церковь села Пустынь Дмитровского района Московской области. 19 августа 2007 года начались регулярные богослужения в Богоявленском храме. 21 августа на заседании Священного Синода было решено преобразовать приход Сергиевской церкви поселка Луговой в Николо-Пешношский мужской монастырь. Официальное открытие возрожденного Николо-Пешношского мужского монастыря, в соответствии с решением Священного Синода от 21 августа 2007 года, состоялось 2 сентября того же года. На торжественном открытии монастыря присутствовал митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, который провёл в Сергиевском храме первое за 80 лет богослужение.

Интересно, что список с чудотворной иконы «Прежде Рождества и по Рождестве Дева», хранящийся в монастыре, именно в первой декаде августа обильно замироточил. Чудо подтвердил и бывший настоятель Николо-Пешношского монастыря игумен Никон (Головко). Упомянутый список чудотворной иконы вместе с образом преподобного Мефодия Пешношского был передан в монастырь воспитанниками православной Свято-Алексиевской гимназии «Ольсово» для детей-сирот после возобновления монастырских богослужений в день празднования Преображения Господня в 2007 году. До этого времени образ, написанный мастерами Троице-Сергиевой Лавры, пребывал в гимназической общине, которая длительное время добивалась возвращения монастыря Русской Православной Церкви.

В 2008 году закончился ремонт и роспись Сергиевской церкви, где под спудом покоятся мощи основателя обители преподобного Мефодия. В 2009 году монастырю официально передаются два храма — церковь преподобного Сергия Радонежского и Сретенский храм, а также колокольня и гостиничный корпус. Переданная монастырю колокольня с Богоявленским храмом приобрела украшение — часы, которые управляются музыкальной часовой станцией ЕВ-ПИК – 2000. Цифры, фишки и стрелки изготовлены из дюралюминия и покрыты сусальным золотом. В подколокольном храме Богоявления Господня есть фреска с изображением пешношских новомучеников.

Освящение Мефодиевского храма произошло 10 июля 2010 года. В полутора километрах от посёлка Луговой находится источник.

Николо-Пешношский монастырь — православный мужской монастырь, расположенный в Дмитровском районе Московской области в 6 км к северо-востоку от Рогачёва в посёлке Луговой на реке Яхроме при впадении в неё речки Пешношки.
История:
Основан в 1361 учеником Сергия Радонежского Мефодием. В XVI веке во время общего расцвета дмитровских земель разбогател, торгуя хлебом с Белозерском; тогда же в монастыре началось каменное строительство, так что к XVII веку деревянных зданий в нём уже не осталось. Способствовали развитию монастыря и значительные пожертвования дмитровских князей Петра Дмитриевича (1389—1428) и Юрия Васильевича (1462—1473), а позже — царя Ивана IV Грозного (1533—1584).
В 1544 митрополит московский Макарий возводит в сан игумена монастыря Варсонофия, будущего епископа тверского. С 1542 в монастыре на покое проживал бывший епископ Коломенский Вассиан (Топорков). В 1553 по пути в Кирилло-Белозерский монастырь Николо-Пешношский монастырь посетил Иван Грозный. По преданию царь спросил Вассиана: «Отче, как лучше править государством?» — на что получил ответ: «Если хочешь быть истинным самодержцем, то не имей советников мудрее себя; держись правила что ты должен учить, а не учиться, повелевать, а не слушаться. Тогда будешь твердым па царстве и грозою для вельмож». Иван Грозный на это сказал: «Сам отец мой не дал бы мне лучшего совета». Вскоре после этого царь пожаловал монастырю дворцовое село Суходол и 25 деревень Суходольской волости. Когда же в Казани в 1555 создавалась новая епархия, Варсонофий был направлен туда в сане архимандрита для основания новой обители: Спасо-Преображенского монастыря.
В Смутное время монастырь занимают польские отряды.
В 1666 году происходит Никоновская реформа системы церковной власти и её унификации с Византийской. Церковная реформа и также другие, проведённые царями Романовыми и, последовавший за ним раскол общества, вызвали гражданскую войну в стране.

Монастырь теряет независимость и переходит под централизованное управление группы лиц, проводившей реформы и захват власти.
В 1700 Николо-Пешношский монастырь приписывают к Троице-Сергиеву монастырю и он приходит в упадок. В 1764 он упраздняется, однако возобновляется уже в 1766 стараниями дмитровских купцов Ивана Сычева и Ивана Толчёнова и по ходатайству помещика действительного статского советника Михаила Верёвкина. При архимандрите Макарии Брюшкове (1788—1811) монастырь интенсивно развивается и становится одной из самых благоустроенных российских обителей, московский митрополит Платон называет его «второй Лаврой».
В 1812 году монастырь избежал разорения: французы, находившиеся всего в 18 верстах, побоялись идти к нему по окружённой болотами дороге.
После Октябрьской революции ряд зданий монастыря передаётся филиалу Дмитровского краеведческого музея. В 1927 (по другим данным в 1928) как монастырь, так и филиал музея были закрыты, в их зданиях размещён Дом инвалидов Мособлсобеса. В 1960-х — начале 1970-х под руководством Н. И. Иванова отреставрированы некоторые храмы, а также частично укрепления монастыря.
С 1966 года на территории монастыря располагается Психоневрологический интернат № 3 Департамента социальной защиты населения города Москвы. Вопрос о выводе интерната из исторического архитектурного комплекса впервые был поднят ещё в 1975 году, однако его решение тянется уже несколько десятилетий.
Возрождение монастыря:
Второе возрождение Николо-Пешношского монастыря началось в 2007 году. В январе 2007 г. состоялся визит Главы Дмитровского района Валерия Гаврилова и благочинного Дмитровского церковного округа иеромонаха Никона (Крючкова) в Николо-Пешношский монастырь. Во время посещения монастыря, занятого Психоневрологическим интернатом № 3, была достигнута договоренность о начале реставрации церкви преп. Сергия Радонежского. Руководством ПНИ № 3 принято решение отдать под жилье братии южный монастырский корпус.
27 мая 2007 г. заработал Интернет-сайт www.peshnosha.ru, посвященный возрождению Николо-Пешношского монастыря и объединивший вокруг идеи возрождения «второй лавры» сотни людей. В Николо-Пешношском монастыре начались регулярные заседания Штаба по возрождению обители, возглавляемые Главой Дмитровского муниципального района Валерием Гавриловым.
В июне 2007 г. для богослужений освобождено помещение монастырской Богоявленской церкви, занимаемой складом ПНИ № 3. В обитель начали возвращаться монастырские святыни и реликвии.
27 июня 2007 г. в Николо-Пешношском монастыре прошли торжества, посвященные памяти основателя обители преподобного Мефодия, а 30 июня Преосвященным епископом Серпуховским Романом был освящен крест для купола Сергиевской церкви — первый крест над монастырем за 80 лет, со дня его разорения.
30 июня 2007 года глава Дмитровского района Валерий Гаврилов заявил, что к 2008 году будет полностью восстановлен монастырский Сергиевский храм, а в 2009 в нём начнутся регулярные богослужения.
В июле 2007 г. группа добровольцев на собственные средства изготовила иконостас для Богоявленской церкви, в храм пожертвована церковная утварь для совершения Божественной литургии. В это же время Администрация ПНИ начала крупномасштабный ремонт своих помещений — монастырских корпусов — нанося их внешнему виду серьёзный ущерб. Обещанный под жилье братии южный корпус монастыря закрыт на ремонт.
В августе 2007 г. Администрация ПНИ пытается ограничить пребывание верующих на территории монастыря. Братии окончательно отказано в помещениях для жилья. Администрацией ПНИ делаются попытки возврата к старому порядку вещей. Капитальный ремонт монастырских зданий набирает обороты, нанося им все более серьёзный ущерб. В решении проблемы активное участие принимает Глава района.
19 августа 2007 г., в праздник Преображения Господня, в Богоявленском храме Николо-Пешношского монастыря начались регулярные богослужения. 21 августа на заседании Священного Синода было решено преобразовать приход Сергиевской церкви поселка Луговой в Николо-Пешношский мужской монастырь. 2 сентября состоялось торжественное открытие монастыря, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий провёл в Сергиевском храме первое за 80 лет богослужение. Настоятелем обители стал игумен Никон (Головко), выпускник МГУ им. Ломоносова и Коломенской духовной семинарии.
В октябре — декабре 2007 г. на сайте Николо-Пешношского монастыря www.peshnosha.ru, а также в светских СМИ (РТР, Рен-ТВ, газета «МК») состоялась серия публикаций о Николо-Пешношском монастыре. Результатом этих публикация стала проверка строительной деятельности Администрации ПНИ представителями «Росохранкультуры», установившая множественные факты нарушений охранного законодательства; ситуацией с капитальным ремонтом заинтересовались компетентные органы.
В середине Великого поста 2008 г. по благословению благочинного монастырей Московской епархии Преосвященнейшего Романа, епископа Серпуховского, единственная действующая в монастыре церковь — Богоявленская — закрывается на реставрацию. Более чем на два с половиной месяца, до Пасхи 2008 г., новооткрытый монастырь остается без храма.
12 июня 2008 г. Глава Дмитровского района Валерий Гаврилов, несмотря на протест регионального архитектора, реставраторов, настоятеля монастыря, настаивает на снятии грунта вокруг Сергиевской церкви. Экскаваторная техника вмешивается в культурный слой памятника, нарушая рекомендации «Росохранкультуры». Это приводит к осквернению части монастырского кладбища и вывозу с территории монастыря вместе с грунтом монашеских останков XVII-XIX вв.
17 июня 2008 г. состоялось великое освящение возрожденного храма преподобного Сергия Радонежского. Глава Дмитровского района Валерий Гаврилов награждён орденом, труженики обители награждены благодарственными и благословенными грамотами. После долгого перерыва в монастыре, наконец, возобновилось регулярное служение Божественной литургии, появились первые кандидаты в послушники.
К этому моменту в Николо-Пешношском монастыре из руин полностью восстановлены и укомплектованы всей необходимой утварью: Сергиевский храм с мощами преп. Мефодия Пешношского, Сретенский храм, монастырская колокольня, братские кельи.
14 августа 2008 г. Преосвященнейший Роман, епископ Серпуховской, благочинный монастырей Московской епархии, настаивает на скорейшем увеличении количества братии монастыря и требует для этой цели записывать в братию некоторых подопечных Психоневрологического интерната № 3, что вызывает несогласие настоятеля монастыря.
27 августа 2008 г. подписан указ о назначении нового настоятеля обители иеромонаха Григория (Клименко), выпускника ВАКУ и Московской духовной академии.
15 октября 2008 г. митрополит Ювеналий совершил в обители Божественную литургию, за которой новый настоятель монастыря иеромонах Григорий (Клименко) возведен в сан игумена.
5 ноября 2008 г. киностудия «Мосфильм» начала в Николо-Пешношском монастыре съемки фильма «Палата № 6» по одноименной повести А. П. Чехова (режиссёр — Карен Шахназаров).
28 июля 2009 года, в день памяти святого равноапостольного князя Владимира — крестителя Святой Руси — вблизи бывшего монашеского скита подмосковного Николо-Пешношского мужского монастыря воздвигнут Покаянный Крест. На это место год назад был свален «строительный мусор»: кладбищенская земля с останками монастырской братии.
По состоянию на декабрь 2013 года строительство корпусов Психоневрологического интерната № 3 на новом месте рядом с поселком Луговой Московской области завершено. Психоневрологический интернат № 3 освобождает все помещения на территории Николо-Пешношского монастыря, включая административные корпуса рядом с монастырем, и переезжает в новые здания рядом с поселком Луговой.
24 августа 2014 года состоялось открытие всей территории Николо-Пешношского монастыря после ремонтных и реставрационных работ. Праздничное богослужение возглавил Святейший Патриарх Кирилл. На богослужении присутствовали многочисленные гости и паломники.
Архитектура:
На территории монастыря расположены 6 храмов:
Никольский собор, построенный в XVI веке, крестово-купольного типа изначально двуглавый, в 1683—1691 дополненный четырьмя малыми главами, убранными в 1782. Ныне одноглавый.
Сергиевский храм, возведённый в 1732 над могилой Мефодия Пешношского взамен прежнего.
Сретенская церковь.
Богоявленская церковь в здании колокольни (нач. XVI).
Надвратный Преображенский храм (1689) над Святыми воротами (1623), обращенными к Яхроме.
Церковь Дмитрия Ростовского с больницей (1811—1829).
Святыни
До закрытия монастыря в нём хранилось несколько святынь, почитавшихся чудотворными. Прежде всего это мощи основателя монастыря преподобного Мефодия, его посох и деревянный потир, использовавшийся им при богослужениях (последний ныне пребывает в экспозиции дмитровского музея).
Помимо них известен образ Божией Матери «Прежде Рождества и по Рождестве Дева», первоначально принадлежавший московскому купцу Алексею Макееву, принявшему в монастыре иноческий постриг. В 1792, после смерти Макеева, он перешёл во владение монастыря. В 1848 после молитв перед иконой прекратилась эпидемия холеры, свирепствовавшая в Дмитровском уезде. После этого образ перенесли в Сергиевский храм и учредили крестный ход с иконой, совершавшийся ежегодно 17 (30) октября. В настоящее время местонахождение иконы не известно.
Наиболее известной святыней монастыря считается образ святого Иоанна Предтечи, написанный в 1408—1427 Андреем Рублёвым, его учеником или последователем. По легенде молитвами перед иконой в 1569 исцелился чашник князя Андрея Курбского Роман Полянинов. В настоящее время икона находится в основной экспозиции Центрального музея древнерусского искусства и культуры им. Андрея Рублева.

Источник информации:http://tropki.ru/rossiya/moskovskaya-oblast/nikolo-peshnoshskiy-monastyr
У стен монастыря.
Сретенская церковь в двухэтажном трапезном корпусе Николо-Пешношского монастыря.
Слева направо:
Святой источник, Никольский собор, Церковь Сергея Радонежского, Колокольня.
В древнем монастыре, основанный в 1361 году преподобным Мефодием Пешношским по благословлению преподобного Сергия Радонежского, в 2014 году произошло событие. В стенах обители появился святой источник. Над источником была поставлена красивая часовня-сень в честь Иoaннa Пpeдтeчи.
Вид на храмовый комплекс с угловой башни монастырской стены.
24 августа 2014 года состоялось открытие всей территории Николо-Пешношского монастыря после ремонтных и реставрационных работ.
Угловая башня, трапезная и южный братский корпус (начало XIX в.)
Юго-Западная башня, Настоятельский корпус, Надвратный Преображенский храм (1689) над Святыми воротами (1623), Казначейский корпус.
Внутренняя территория и постройки обители.
Сретенская церковь с солнечными часами.
Церковь Дмитрия Ростовского с больничным корпусом (1811-1829 гг.)
Церковь Дмитрия Ростовского (1811-1829 гг.), северный корпус (музей), Спасская башня, монастырская лавка (трапезная).
Ухоженная территория и сказочные монастырские постройки радуют глаз.
Храмовый комплекс Николо-Пешношского монастыря.
Колокольня Николо-Пешношского монастыря.
В 1788 году митрополит Московский Платон (Лёвшин) назначил настоятелем монастыря игумена Макария (Брюшков), при котором монастырь восстал из руин. Высокопреосвященный митрополит Платон так писал о Николо-Пешношской обители: «Пешноша в моей епархии вторая Лавра». Это, действительно, говорило о расцвете обители.
В 1793 году тщанием дмитровского купца Ивана Толчёнова возведены еще два верхних яруса колокольни. Над колоколами устроены двухсуточные железные часы, с боем. На колокольне размещались 10 колоколов: Праздничный (968 п., 20ф.), Полуёмный (294п.), Будничный (141п.), Маловечерний (75 п.). Во втором ярусе колокольни был Богоявленский храм, упраздненный в 1786 г. Взамен в 1859 г. был устроен храм прп. Мефодия в первом ярусе (в XVI-XVII вв. там находился Предтеченский придел). По своей архитектуре колокольня Пешношского монастыря является копией колокольни Толгского Введенского монастыря г. Ярославля.
Слева от неё cцeнa и тpибyны, вoзвeдeнныe cпeциaльнo для coвepшeния Литypгии нa oткpытoм вoздyxe пaтpиapxoм Kиpиллoм в чecть открытия монастыря.
Паломники в Николо-Пешношском монастыре.
Восточная стена Николо-Пешношского монастыря. Cвятыe вopoтa c нaдвpaтнoй Пpeoбpaжeнcкoй цepкoвью.
Иеромонах Иероним приводит древнее предание об основании монастыря. Предание рассказывает, что прп. Мефодий основал монастырь без разрешения местного князя. Князь (имя не указывается) был крайне рассержен. Мефодию было направлено требование немедленно освободить княжескую землю. На это преподобный ответил отказом. Возмущенный князь решил лично наказать Мефодия и выдворить того из своих владений. Однако княжеские кони пали, не доскакав до келии преподобного. «Князь в недоумении бысть и оставь ихо на пути пеш пойде к преподобному…». Придя в келию, князь увидел «…в полной нищете живущаго старца, яко Ангела Божия». Князь беседовал с Мефодием и постепенно гнев его остывал. Спустя короткое время князь уже удивлялся и умилялся, видя перед собой великого подвижника. В итоге князь попросил преподобного Мефодия жить тут без боязни. Перед уходом князь рассказал преподобному о павших лошадях. «Тогда преподобный пойде с князем ко онем лошадям и начал молиться Богу и тогда вдруг восстали его лошади живыми…».

НИКОЛО-ПЕШНОШСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Николо-Пешношский монастырь, 2010 год

Мефодиев Пешношский мужской монастырь во имя святителя Николая Чудотворца Московской епархии

  • Адрес: Россия, 141834, Московская обл., Дмитровский р-н, п. Луговой
  • Тел.: +7 (926) 400-53-01
  • Официальный сайт:
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

Монастырь был основан во второй половине XIV столетия преподобным Мефодием Пешношским, учеником преподобного Сергия Радонежского. Святой Мефодий выбрал место для пустынножительного отшельничества в 25 верстах от города Дмитрова на реке Яхроме, где и поставил себе келью. Когда место подвигов нового отшельника стало известно, вокруг стали селиться те, кто также ревновал о подвигах монашеского делания. Преподобный Сергий Радонежский часто посещал своего ученика в его уединении. Известно, что преподобные Сергий и Мефодий ископали вокруг кельи два пруда и посадили аллею из вязов, которые сохранились до настоящего времени.

Когда число насельников новой пустыни умножилось, встал вопрос о построении нового соборного храма. Преподобный Сергий, как гласит предание, предложил своему бывшему ученику перенести монашеское общежитие на новое место — к высокому берегу реки Яхромы, к устью небольшой речки, которую впоследствии стали называть Пешношей. Преподобный Мефодий, приняв благословение учителя, основал на этом новом месте мужскую обитель. Он сам трудился над построением монастыря, «пеш нося деревья через речку, которая и получила название Пешноша, а по ней и вся обитель стала именоваться Пешношской, или Николо-Пешношской от соборной монастырской церкви, освященной во имя святителя и чудотворца Николы». Произошло это знаменательное событие в 1361 году. Примечательно, что сам преподобный Мефодий стал игуменом своего монастыря лишь спустя 30 лет со времени основания обители — в 1391 году. Святой Мефодий стремился ввести в своем монастыре строгий устав, но, снисходя к братии, был милостив к их немощам.

Слава святой жизни преподобного Мефодия и после его кончины привлекала в основанный им монастырь богомольцев и богатых жертвователей. Среди них — удельные князья Дмитровские Петр Дмитриевич, сын великого князя Московского благоверного Дмитрия Донского и Юрий Васильевич, сын великого князя Московского и всея Руси Василия Васильевича Темного, немало жертвовал на монастырь царь Иоанн Васильевич Грозный.

Во время настоятельства в Николо-Пешношском монастыре святого игумена Варсонофия в 1553 году царь Иван Грозный посетил монастырь вместе со своей супругой и годовалым сыном. В обители произошла знаменитая встреча царя с бывшим епископом Коломенским Вассианом (Топорковым), который жил в монастыре на покое. Государь неожиданно спросил Вассиана: «Отче, как лучше править государством?» Вассиан отвечал царю: «Если хочешь быть истинным самодержцем, то не имей советников мудрее себя; держись правила что ты должен учить, а не учиться, повелевать, а не слушаться. Тогда будешь твердым на царстве и грозою для вельмож». Царь, поцеловав руку Вассиана, сказал: «Сам отец мой не дал бы мне лучшего совета». Следствием этой встречи царя с Вассианом стала опала Сильвестра и Адашева, а также падение правительства Избранной Рады. Вскоре после этих событий царь Иван Васильевич, по духовному завещанию своего дяди князя Юрия Ивановича Дмитровского, пожаловал монастырю дворцовое село Суходол и 25 деревень Суходольской волости.

В Смутное время обитель была захвачена польским отрядом, однако вскоре отряд был выбит из стен монастыря. Затем Пешношский монастырь захирел и даже был упразднён в середине XVII столетия, но вскоре был восстановлен.

В 1700 году монастырь был приписан к Троице-Сергиевому монастырю, а в 1764 году, в ходе секуляризационной реформы, был снова упразднён. Однако тщанием дмитровских купцов Ивана Сычева и Ивана Толченова монастырь был возобновлён уже в 1766 году.

На рубеже XVIII-XIX веков, при архимандрите Макарии (Брюшкове), монастырь стал интенсивно развиваться и сделался одной из самых благоустроенных российских обителей: в те годы Московский митрополит Платон называл его «второй Лаврой».

В 1812 году монастырь избежал разорения: французы, находившиеся всего в 18 верстах, побоялись идти к нему по окружённой болотами дороге.

После Октябрьской революции 1917 ряд зданий монастыря были переданы филиалу Дмитровского краеведческого музея. В революционное лихолетье в обители подвизались монашествующие, которым было суждено принять мученический венец — среди них Церковью прославлены преподобномученики Герасим (Мочалов), Иоасаф (Шахов) и Николай (Салтыков).

В 1927 или 1928 году как монастырь, так и филиал музея были закрыты, а в их зданиях разместился Дом инвалидов Мособлсобеса. В 1960-х — начале 1970-х под руководством Н. И. Иванова были отреставрированы некоторые храмы и укрепления монастыря. Одновременно, с 1966 года на территории монастыря располагался психоневрологический интернат № 3. Вопрос о выводе интерната из исторического архитектурного комплекса впервые был поднят в 1975 году, однако его решение затянулось на несколько десятилетий.

21 августа 2007 года на заседании Священного Синода было решено преобразовать приход Сергиевской церкви поселка Луговой в Николо-Пешношский мужской монастырь. 2 сентября того же года состоялось торжественное открытие монастыря, в ходе которого митрополит Крутицкий Ювеналий (Поярков) провёл в Сергиевском храме первое за 80 лет богослужение.

Архитектура

До настоящего времени сохранился в монастыре древнейший белокаменный собор, освященный во имя святителя Николая. Собор документально не датирован, однако весь стиль его архитектуры относится к концу XV века. Этот небольшой кирпичный крестовокупольный храм с четырьмя внутренними столпами перекрыт коробовыми сводами. В XVII веке к собору была пристроена небольшая западная паперть, которая охватывала храм с трех сторон. В XIX столетии к собору была пристроена трапезная в псевдоготических формах.

Архитектурный ансамбль монастыря дополняет прекрасно сохранившаяся колокольня, два нижних яруса которой с аркадами и „храмом под колоколы“ отстроены еще в начале XVI века, а два верхних яруса звона были в 1793 году возведены тщанием дмитровского купца Ивана Толченова».

Церковь под монастырской колокольней была освящена в честь святого преподобного Мефодия игумена Пешношского. Помимо этих памятников в монастыре сохраняется трапезная палата с храмом в честь Сретения Господа Иисуса Христа, сооруженная в первой половине XVI века и перестроенная на рубеже XVII-XIX веков. Портал храма Сретения Господня украшен колоннами и портиками с редким тосканским ордером. В подклети трапезной палаты сохраняется уникальная одностолпная палата созданная по типу подобных палат Андроникова монастыря и Грановитой палаты Московского кремля.

В 1811-1829 годах и Пешношском монастыре была возведена больничная церковь во имя святителя Дмитрия Ростовского. Надвратная Спасо-Преображенская церковь в описи 1700 года указана, как «строение новое». Логично предполагать, что храм был построен в самом конце XVII века. К этому же периоду относится и церковь, освященная во имя святого преподобного Сергия игумена Радонежского. «В этой церкви под спудом сохраняется величайшая святыня Пешношской обители — святые и многоцелебные мощи основателя монастыря преподобного Мефодия. Над его могилой и была возведена эта церковь». До революции возле раки с мощами преподобного находился его посох.

Из гражданских построек в монастыре сохраняются здания конца XVII столетия — настоятельский, казначейский и братский корпуса, сильно перестроенные в начале XIX века. Стены и башни монастыря возводились между 1685 × 1700 годами, а окончательно строительство башен завершилось после 1734 года.

Храмы монастыря

  • Богоявления Господня, колоколенный, на втором ярусе
  • Димитрия Ростовского, больничный
  • Мефодия Пешношского, колоколенный, на первом ярусе
  • Николая Чудотворца, собор
  • Преображения Господня, надвратный
  • Сергия Радонежского
  • Сретения Господня, трапезный

>Святыни

  • чудотворная икона Божией Матери «Прежде Рождества и по Рождестве Дева»

Настоятели

  • Прп. Мефодий Пешношский (1391 — 1393)
  • Гурий (Заболотский) (упом. 1539)
  • Трифон (Ступишин) (1542 — 1544)
  • Свт. Варсонофий Казанский (1544 — 1555)
  • Макарий (Брюшков) (1788 — 1811)
  • Максим (Погудкин) (1811 — 1829)
  • Савва (упом. 1904) игум.
  • Иувеналий (упом. 1915) игум.
  • Никон (Головко) (21 августа 2007 — 6 октября 2008 )
    • Григорий (Клименко) (27 августа — 6 октября 2008) и/о
  • Григорий (Клименко) (6 октября 2008 — 30 августа 2019)
  • Алексий (Горлычев) (с 30 августа 2019)

Использованные материалы

  • Страница монастыря на сайте Московской епархии:
  • История монастыря на официальном сайте:

«Журнал № 52», Журналы заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 21 августа 2007 года, официальный сайт Московского Патриархата, 21 августа 2007,

«Журнал № 70», Журналы заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 6 октября 2008 года, официальный сайт Московского Патриархата, 6 октября 2008,

«ЖУРНАЛ № 119», ЖУРНАЛЫ заседания Священного Синода от 30 августа 2019 года, официальный сайт Русской Православной Церкви, 30 августа 2019,

Николо-Пешношский мужской монастырь, возвышающийся на месте впадения в реку Яхрома правого притока Пешношки, в 100 км севернее Москвы, дошедший в хорошем состоянии до сегодняшнего времени и являющийся одним из старейших в Дмитровском районе.

Исторические события

Николо-Пешношский монастырь (Дмитровский район) был основан монахом учеником и последователем Сергия Радонежского в XIV столетии. Инок Мефодий в поиске места для уединенного богомолья, поселился в небольшой келье, построенной у реки, примерно в километре от современного места нахождения монастыря.

Своим святым житием отшельник прославился во всей округе, к нему стекались за помощью и утешением, а постепенно стали оставаться и жить вместе с Мефодием жаждущие монашеского жития. Возникла потребность в построении церкви. Место для нее указал сам Сергий, выбрав тем самым расположение будущей обители у притока реки Пешношки.

Первую деревянную церковь освятили в честь Святого Николая в 1361 году, что и послужило поводом к названию монастыря.

Есть и другая версия названия обители, которая предполагает, что оно произошло от сочетания слов пешая ноша, так как преподобный Мефодий при строительстве церкви носил бревна пешком через реку. Слава монастыря продолжала расти, привлекая к себе многочисленных паломников, жертвователей и благотворителей, что привело к процветанию и богатству обители.

Среди главных благотворителей можно особенно выделить сыновей и потомков известнейших княжеских родов и царственных особ. С середины XV столетия обитель активно торговала избытками запасов выращенного хлеба, что дало возможность строительства первого каменного собора.

В конце XVI столетия сильнейший пожар уничтожил почти все монастырские строения. А в смутные времена начала XVII века только что обстроившаяся обитель сожжена, и взята поляками, несмотря на самоотверженное сопротивление монахов. При обороне монастыря от вражеского меча погибли 2 иеромонаха, 2 священника, 1 иеродиакон, 6 схимников и 37 трудников.

При царе Михаиле Романове обитель вновь возрождается. К середине столетия здесь уже 3 каменных храма с колокольней, трапезные с келарскими палатами, другие хозяйственные строения из камня и дерева. Неоднократно за всю историю обители ее посещали царственные особы, которые жаловали богатые вклады на строительство церквей.

В середине XVIII века над могилой преподобного основателя обители Мефодия возвели церковь в честь его учителя Сергия Радонежского, укрепили стены с башнями, замостили новую дорогу. С этого времени заканчивается былой расцвет обители и начинается период запустения, который привел к закрытию монастыря в 64-м году по причине проводимых секуляризационных реформ в стране.

Но уже через 1,5 года обитель открыли по прошению Михаила Веревкина, местного помещика, к которому присоединились купцы из Дмитрова Иван Сычев и Иван Толченов. Возобновленный монастырь стал подчиняться Переяславской епархии, а к концу позапрошлого века перешел в Московскую митрополию.

В этот период начинается его новый расцвет, обитель отстраивается и разрастается, принимая свой окончательный облик.

В 1928 году происходит закрытие монастыря, все здания передаются Дмитровскому музею краеведения, что позволило сохранить главные церковные ценности, но ненадолго, так как директора вскоре репрессировали, а музей закрыли. Долгое время после этого на всей территории находился Дом инвалидов, а затем ее передали психоневрологическому интернату, где он просуществовал вплоть до 2013 года.

Юбилейный православный Собор церкви прославил в 2000 году 4 новомучеников, вышедших из стен монастыря:

  • Герасима Мочалова;
  • Иосафа Шахова;
  • Николая Салтыкова;
  • Аристарха Заглодина-Кокорева.

Архитектура, внешний вид

Архитектурный ансамбль современного монастыря представляет собой комплекс зданий, построенных в период с XVI до первой половины XIX столетия. Стариннейшим зданием обители является Никольский храм, возведенный в первой половине XV столетия в раннемосковском стиле как 2-главый собор. Сооружение построено по крестово-купольному типу, с коробовыми сводами на 4 мощных внутренних столпах.

В конце XVII века церковное здание подверглось реконструкции, в результате которой пристроили с 3-х сторон паперть. Появились новые 4 малые главки с черепичным покрытием, которые через век были убраны при очередной реконструкции. Сегодня храм представляет собой одноглавое белокаменное строение, в 4-й раз воссозданное в 2011 году.

Николо-Пешношский монастырь с высоты птичьего полета.

Во 2-м ярусе каменной 8-гранной старинной колокольни XVI века появилась Богоявленская церковь. В 2007 году стараниями и средствами добровольцев в ней был изготовлен новый иконостас. На нижнем этаже обустроен храм в честь основателя обители с пределом Иоанна Предтечи. На звоннице стараниями купца Толченова устроены 2-суточные часы, регулярно отбивающие время.

Сергиево-Радонежский храм возведен узорной кладкой из красных кирпичей над местом упокоения его ученика и основателя обители в 1732 году по проекту архитектора М.Г. Пиотровича. В комплексе с ним в псевдо русском стиле построены настоятельский, казначейский и братские корпуса.

Сретенская церковь XVI века возведена над стенами старой трапезной, сохранившими следы ужасного пожара XVII столетия. Подклеть храма представляет собой одностолпную палату, по типу Андрониковой обители и Грановитой палаты столичного Кремля.

Само 6-столпное здание церкви увенчано декоративным классическим куполом, входная часть оформлена колоннами и портиком с редким тосканским ордером. Фасад здания украшают солнечные часы. Надвратная Преображенская церковь XVII века имеет теплый притвор, возведена в линию крепостной стены, обращенной в западную сторону.

Чуть раньше в 1623 году появился одноглавый четверичный храм над Святыми вратами. Больничный собор Димитрия Ростовского был возведен к первой половине XIX века.

К началу XIX столетия обитель полностью со всех сторон обнесли мощной каменной стеной, которую начали строить еще в XVII веке согласно всем правилам оборонительных сооружений того времени. Древнейшим является участок западной и северной части с зубцами. Здесь были устроены боевые ходы и амбразуры. Высота крепостных стен местами превышает 10-метровую отметку, а толщина равна 2,5 м.

Северо-Западная и Западная дозорные башни возведены по фортификационной науке как непреступная крепость, способная выдержать самый серьезный штурм. В конце XVII века была построена Спасская башня, которая играла роль въездных ворот сквозь мощные стены ограждения, а позднее стала Святыми воротами обители.

Ее фасад украшен нарядными оконными наличниками, крыша увенчана 8-гранным шатром с оборудованной смотровой площадкой на высоте 35 м. Остальные башни построены в первой половине XVIII века, уже не предусматривали серьезной оборонительной функции, а выполняли больше эстетическое значение.

Внутренне убранство

В Никольской церкви обители под слоями побелки были обнаружены уникальнейшие старинные фрески, принадлежащие руке непревзойденного Андрея Рублева и его ученикам.

Внутри Сергиевского собора у южной стены можно поклониться мощам Святого Мефодия, которые покоятся в золочено-серебряной раке искусной работы. Помещение храма без внутренних столбов смотрится очень просторно и светло. Стены украшены множеством образов и древних икон.

Внутренне помещение Сретенского храма с 6 массивными столпами, поддерживающими шатровые расписные своды. На стенах у входа обнаружены в хорошем состоянии фрески Спасителя и Богородицы, которые были успешно воссозданы реставраторами в первозданном виде. К храму ведет старинная чугунная лестница.

В подколокольном Богоявленском храме настенная роспись изображает пешношских преподобномучеников. Резной иконостас тонкой работы украшен золотом.

Особую ценность представляет и дворянский некрополь обители, где покоятся останки известнейших дворянских родов и древнейших российских фамилий: Долгоруковых, Волконских, Вяземских, Орловых, Тургеневых, Оболенских, Тухачевских и многих других.

Зоопарк

Очень необычно видеть в православном монастыре настоящий зверинец с диковинными животными. Зоопарк находится у восточной стены обители. Попасть в него можно через небольшую калитку. Здесь содержится верблюд и благородный олень, страусы, павлины, фазаны и индюки. Есть также осел, несколько баранов и овец, кабан, белка, лисы-чернобурки, енот, дикобраз и даже волк.

На пруду плавают белые лебеди, а за оградой пасутся коровы, и гуляют лошади. Имеется загон с пони, клетки с зайцами и кроликами. Зоопарк существует на добровольные пожертвования от прихожан, работает круглый год без выходных. Закрывается обычно в 5 часов вечера, с началом церковных богослужений.

Святыни

В монастыре кроме множества православных икон с частичками святых мощей сохранились уникальные Святыни и древнейшие культурно-исторические объекты.

Перечень:

  • Серебряная рака с позолоченной отделкой, где покоятся Святые мощи угодника божия Мефодия,
  • личный посох основателя обители;
  • Список с чудотворного Богородичного образа «Прежде Рождества и по Рождестве Дева», который спас от неминуемой смерти во время крушения поезда императора Александра III с семьей;
  • частичка от Животворящего Креста Господня;
  • часть хитона Господня;
  • деревянный потир преподобного Мефодия;
  • напрестольный церковный крест из драгоценного черного дерева с червонными золотыми вставками XV века;
  • уникальная 2-створчатая панагия, вырезанная из мамонтовой кости в золоченой с серебром оправе;
  • Евангелие в позолоченном окладе вставками тонкой росписи по эмали;
  • серебряное кадило с позолотой, изготовленное во второй половине XV столетия, сегодня можно увидеть в Оружейной палате Кремля.

Интересные факты и легенды

С историей уникальной обители связано множество замечательных событий:

  • Обитель посетил знаменитый поэт Александр Блок, посвятившей ей свое стихотворение.
  • Перед чудотворным образом Предтечи Господа Иоанна Крестителя, кисти Андрея Рублева, в 1569 году произошло знаменательное исцеление Романа Полянинова, бывшего любимым чашником князя Курбского. Сегодня образ можно увидеть в музее древнерусского искусства.
  • По древней легенде о старинном Чудотворном кресте XIII века, копия с которого сегодня хранится в монастыре, произошло прозрение слепой девушки. Она, сидя на берегу, нечаянно коснулась проплывавшего вверх по течению реки креста, и произошло ее мгновенное исцеление. Данная копия была изготовлена в XIX столетии. Оригинал креста находится в Третьяковской галерее.
  • Сохранившаяся древняя вязовая аллея и 2 пруда рядом с кельями по дошедшему преданию были посажены и выкопаны руками самих преподобных Сергия и Мефодия.
  • Недавно обитель вновь обрела Святой источник, засыпанный в период советского лихолетья. Сегодня он облагорожен и выделен установленной Предтеченской часовней-сенью.
  • В 2008 году здесь снимал фильм «Палата № 6» Карен Шахназаров.

Режим работы и расписание богослужений

Николо-Пешношский монастырь (Дмитровский район) открыт для посещения ежедневно с 7 до 20 ч.

Каждый день в храмах обители проходят церковные богослужения:

  • Божественная литургия начинается в 8 ч. ежедневно.
  • В воскресные дни с 7-15 идут водосвятные молебны, а затем часы.
  • Вечерние богослужения в будние дни и всенощное бдение в субботу вечером можно посетить с 17 ч.

С особым торжеством проходят службы в дни престольных праздников обители:

Дата Престольный праздник
19 января Празднование Богоявления и Крещения Господня
15 февраля Сретение
22 мая и 19 декабря Святого угодника божия Николая
5 июня Святителя Леонтия Ростовского чудотворца
17 и 27 июня Святого Мефодия Пешношского
18 июля и 8 октября Преподобного Сергия Радонежского
1 августа, 4 октября и 10 ноября Святителя Димитрия Ростовского
19 августа Преображение
30 октября Почитание образа Прежде Рождества Дева

Экскурсии

Старейшая обитель входит в многочисленные туристические программы наряду с другими монастырями округи:

  • Можно посетить 7-часовую экскурсию из города Москвы от станции метро Дмитровская на комфортабельном автобусе за 900 руб. Группа собирается в 9-30 ч.
  • Интересная поездка по древней Рогачевской дороге на весь день с посещением села Виноградово, мужского монастыря, Медведевой пустыни и музеев. Стоимость экскурсии от Тимирязевской станции 1450 руб.
  • Экскурсионная программа поиска Византии предлагает заезд в Дмитров, село Рогачева, Белый Раст, Ольгово, Марфино и Пешношскую обитель. Сбор участников в 7-45 на Тимирязевской станции метро в сторону Дмитровского шоссе. Цена 11-часовой экскурсии на туристическом автобусе 1,6 тыс. руб.
  • Интересные экскурсии проводят для приезжающих групп по предварительной договоренности сотрудники экскурсионного отдела монастыря.

Контакты

Николо-Пешношский монастырь находится в Московской области в Дмитровском городском районном округе Куликовского сельского поселения по адресу: поселок Луговой, почтовый индекс 141843.

Телефон для связи: +7-495-744-78-75. Для заказа экскурсии можно позвонить по телефону: 8-925-340-53-90. Собственная страница сайта в интернете: peshnosha_com

Как добраться на машине, общественном транспорте

Николо-Пешношский монастырь (Дмитровский район) находится в пределах удобной транспортной доступности.

Ехать необходимо до остановки поселка Луговой, сделать это можно любым из следующих способов:

  • Сесть на электропоезд на Савеловском железнодорожном вокзале.
  • Доехать на рейсовом автобусном маршруте № 401 до автостанции Дмитрова, где необходимо сделать пересадку на автобусный рейс или маршрутное такси № 36 и проследовать до нужной остановки.

Очень удобно добираться на личном автомобиле по Дмитровскому шоссе:

  1. в сторону Дубны до перекрестка с дорогой А108 Московского Большого Бетонного Кольца;
  2. необходимо свернуть в сторону Клина по указанию соответствующего знака;
  3. через 11 км после поворота на дорогу А108 нужно повернуть в сторону Насадкино;
  4. проехав расстояние в 7 км от поворота, по очередному знаку с указанием на монастырь свернуть влево;
  5. проехав село Куликово, въехать в поселок.

Есть еще путь на машине:

  1. от поселка Красная горка, что в 10 км от МКАДа, на светофоре у поста ДПС повернуть влево, съехав на дорогу Р-113 Рогачевского шоссе;
  2. продолжить движение до Рогачева;
  3. свернуть внутри села по указателю в сторону Клина;
  4. проехав через мост над рекой Лбовка, снова повернуть налево у минимаркета на село Куликово;
  5. продолжить движение на расстояние 4 км вдоль старинной вязовой аллее до пункта назначения.

Координаты для навигатора: 56.456419, 37.230109. У западной стены монастыря есть просторная парковка.

Отели в окрестностях

Недалеко от обители можно с комфортом расположиться на ночлег в уютной мини-гостинице под названием Медвежья пустошь, которая находится в деревне Пустынь, 18. В отеле есть бар и ресторан с доставкой еды прямо в номер, общая зона отдыха, лаундж зона с открытой террасой для принятия солнечных ванн, место и необходимые принадлежности для приготовления барбекю.

Для гостей отеля сервируется сытные и разнообразные завтраки по системе шведского стола. Есть оборудованная общая кухня, где можно готовить еду самостоятельно. В округе гостиницы проложено множество пешеходных троп и велосипедных маршрутов, а при отеле есть прокат велосипедов. Стоимость размещения в стандартном номере можно подобрать от 2,6 тыс. руб. с человека в сутки.

Николо-Пешношский мужской монастырь поражает посетителей богатейшей 7-вековой историей, привлекая в Дмитровский район многочисленных туристов и паломников со всех концов области и гостей столицы для поклонения древнейшим святыням и осмотра старинных зданий уникального архитектурного комплекса.

Видео о Николо-Пешношском монастыре

Николо-Пешношский монастырь, обзор: