Монастырь святой нино Грузия

Отзыв: Монастырь Святой Нины (Грузия, Бодбе) — Древнейший монастырь Грузии, стоящий на высоком холме над Алазанской долиной.

Здравствуйте! Сегодня я хотел бы рассказать об достаточно знаковом для Грузии месте, о монастыре, названном в честь Святой Нино (именно так будет правильнее, а не Нины, как озаглавлена тема отзыва), принесшей христианство в эту страну, и где она упокоена, и могила эта сохранилась до сих пор, с 4-го века, и является важным местом паломничества. Впрочем более распространенный вариант наименования данного монастыря — Бодбе, по селу близ которого он и находится.
Расположен этот монастырь буквально в паре километров от достаточно известного города, раскрученного в последнее время для туристов, Сигнахи, позиционирующегося как «город любви». И не случайно, ведь именно в этом городе, по крайней мере, как утверждают некоторые источники, и произошла все известная история, на основании которой была написана песня про «Миллион алых роз». Впрочем, тбилисцы утверждают что эта история произошла в их городе. Да это и не столь важно! Но, по крайней мере, факт, что самый известный грузинский художник, Пиросмани, родился как раз в этих местах. И как раз в Сигнахи было запланирована поездка в один из дней нашего пребывания в Тбилиси.
Про этот монастырь, находяйщийся, повторюсь в окрестностях Сигнахи, прочитал в путеводителе, да и на сайтах, где рассказывалось про достопримечательности этого города он упоминался, и было решено, если получиться добраться и до него. Но твердой уверенности, что мы его посетим, не было. Добирались мы своим ходом, воспользовавшись основным средством общественного транспорта в Грузии, маршрутками. До Сигнахи маршрутки ходят от станции метро Самгори. По идее они должны отходить каждые два нечетных часа. То есть в 7,9, 11 часов и так далее. Но реально они могут уйти и раньше, если наберется полное транспортное средство. Мы, в частности, пришли в 8.30, за полчаса до планируемого времени отправления, и больше половины мест было уже занято. Вскоре подошла еще группа «руссо-туристо», и маршрутка заполнилась, и где то на 20 минут раньше планируемого времени, мы тронулись в путь.
Половина контингента этого транспортного средства составляли туристы, а половина местные жители. В пути выяснилось, что некоторые из местных как раз держат путь в этот монастырь, поклониться мощам Нино и пройти к источнику, о котором я еще расскажу. А дело в том, что монастырь не находится прямо на дороге от Тбилиси к Сигнахи, а чуть в стороне, к нему проложено специальное ответвление от основной трассы. Но, в случае если есть желающие, то маршрутка подъезжает специально прямо к монастырю. И тогда мы решили выйти у монастыря, а уже оттуда как нибудь добраться до основной цели нашего путешествия, до города Сигнахи.
Вот на фотографии как раз небольшая площадь перед монастырем, куда и прибыла наша маршрутка.

Кстати, расстояние от Тбилиси до Сигнахи, и, соответственно до монастыря составляет порядка 120 километров. Преодолели мы их достаточно быстро, учитывая горные дороги уже в непосредственной близости к пункту назначения, где то за два с половиной часа. Цена же за проезд — 6 лари (около 150 рублей).

К слову, в этом регионе, а это Кахетия, мы совсем не встречали домашнюю живность на дорогах, которая нас так поразила в других регионах Грузии, а особенно в окрестностях Кутаиси. Не знаю, или она здесь по другому воспитана)). А скорее всего ее здесь просто намного меньше, ведь весь путь к Сигнахи непосредственно примыкал к знаменитой Алазанской долине. И все местное население, связанное с сельским хозяйством, так или иначе занимается виноградом, тут уж не до «тощих коровок»)). Но это лишь мои предположения.
Выйдя из маршрутки, на другой стороне площади, если смотреть от монастырских стен, мы увидели, судя по всему, совсем недавно встроенный комплекс, предназначенный для обслуживания паломников и туристов. В нем размещен какой то магазинчик, который был правда закрыт, трапезная под названием Пилигрим (именно «трапезная», по английски было написано «refectory», что вроде именно так и переводится). Ну и столь необходимый после относительно долгой дороги туалет тоже имеется. К слову, самый дешевый из платных туалетов, которые мы видели в Грузии. Всего 20 тетри (это так «копейки» грузинские называются), или, если в рублях, то всего 5 «деревянных».

Ну а вот небольшие ворота, можно сказать почти калитка, через которую мы и вошли на территорию этого древнего монастыря.

Хотя монастырь Святой Нино, как я уже писал, довольно древний, известен он с 4-го века, но большинство построек на его территории относительно недавно построены. Вот, например, колокольня 19-го века, первое из зданий, которая встречает гостей монастыря.

Рядом с колокольней растут красиво цветущие кусты, да и большая часть монастыря представляет собою неплохо ухоженный парк.

Ну а сразу за колокольней находится главная постройка монастыря, кафедральный собор Святого Георгия, где и похоронена Святая Нино, а также являющийся центром местной, Сигнахской епархии.

Тут нельзя не сказать о том, кто это такая Нино и почему она так почитаема. Дело в том, что именно она принесла на землю Грузии христианство, и поспособствовала его принятию в тогда языческой стране. Это произошло в начале 4-го века, более чем за шесть с половиной веков до того, как крестилась Русь. Но в отличие от Владимира Святославовича, Нино вовсе не была правительницей и как то напрямую связана с властью. Для тогдашней Иверии она вообще была пришлая, родилась на территории нынешней Турции, в провинции Каппадокия. Дочка знатных родителей, ее отец военачальником императора Максимиана, а кроме того, вроде бы является родственником того самого Святого Георгия Победоносца, в храме в честь которого и похоронена ныне Нино. В 14 лет к Нино во сне якобы является Богородица и вручив ей крест, сплетенный из виноградной лозы, благословила проповедовать на территории нынешней Грузии, в тогдашней Иверии, и попутно разыскать хитон Господа, в который он был одет незадолго до казни, и который якобы попал в Грузию. Что она и сделала. Правда добиралась до Грузии она уж очень долго. 14 лет ей было в 294 году, а в тогдашнюю Иверию она прибыла лишь в 319 году!
Но в итоге миссию свою она выполнила, и в 324 христианство стало официальной религией Грузии. После этого Нино уединилась в тогда глухом уголке, возле небольшого села Бодбе, где попутно проповедовала новую тогда религию. Ну а через одинадцать лет она скончалась, завещав похоронить себя на месте нынешнего монастыря. Но царь Мириан, который и был как раз крещен Нино, повелел похоронить Нино в тогдашней столицы Грузии, Мцхете. Но гроб, по легенде, попросту не могли сдвинуть с места (по одной версии два вола, по другой чуть ли не 200 человек), и тогда Мириан посчитав это знаком свыше, велел похоронить Нино в Бодбе, а над могилой построить Собор, освятив его в честь родственника Нино, Святого Георгия.

Ну а позднее рядом с этим храмом был основан женский монастырь. Точной даты история не сохранила, но как пишут, по раскопкам выявлено что в середине четвертого века он уже функционировал! В этом месте не возможно не проникнуться уважением и почтением к истории этой страны. Только вдумайтесь, еще не существовало, даже в наметках, ни одного города на территории нашей страны, Римская империя еще существовала в едином, неделимом пока виде, в Колизее еще проходили гладиаторские бои, Форумы в Риме от которых ныне остались одни развалины, вовсю функционировали и процветали, а здесь, в этом уголке Грузии был основан монастырь, существующий и поныне!
Что же касается собора, то первоначальное здание 4-го века, к сожалению не сохранилось, но возраст нынешнего здания все равно вызывает уважение. Сооружен он был в середине 9-го века, и внутри сохранились фрески того времени. Собор же был долгое время местом коронации царей Кахетии.
Ну а монастырь существовал здесь до начала 19-го века, правда превратившись веком ранее из женского в мужской. Ну а восстановление монастыря, как ни странно, связано с посещением его Александром 3-м в 1888 году. Ну а уже через год после этого здесь вновь заработал монастырь, причем первые монашки в него прибыли из России. Со временем он стал крупнейшим в Кахетии монастырем. Ну а в советское время, в 1924 году монастырь был вновь закрыт, а в нем разместилась больница. Ну а в 1990-е годы заработал вновь.
Сейчас в собор можно пройти через небольшую дверь в боковой стене храма. Могила же Святой Нино находится в боковом пределе, справа от входа. Чтобы поклониться ей даже выстроилась небольшая очередь из паломников, в которой преобладали женщины.
Вывеска на дверях указывает на время, когда открыт собор, с 10 до 19 часов. Вход, само собой, бесплатный. Фотографировать же в соборе, как тоже указано на другом объявлении, запрещается. Надо сказать, что это редкость для Грузии. Обычно делать фотографии, по крайней мере без вспышки, не воспрещается даже в православных храмах.
Выйдя из собора можно выйти на смотровую площадку, которая расположена на краю высокого холма, на котором собственно и расположен монастырь. Но мы на него выйдем немного попозже.
Рядом же со смотровой площадкой находятся хозяйственные площадки. Уже за ними, находится закрытая для простых туристов зона монастыря, где и проживают монашенки.
Постройка хоть и хозяйственного назначения, но выглядит очень привлекательно и фотогенично.
Практически на самом краю высокого холма, на котором и расположен монастырь возвышается самая большая постройка монастыря, храм, посвященный Святой Нино. Хоть это и новодел, а в нем в данное время продолжаются отделочные работы, но со стороны он производит впечатление достаточно древнего храма.
А вот как собор выглядит со стороны смотровой площадки.
Как видите, снаружи он до сих пор частично в лесах.
Вот как выглядит недостроенный входной портал храма. Но несмотря на то, что собор еще только отделывается, внутрь его можно совершенно свободно и беспрепятственно войти.
Ну а вот как выглядит интерьер храма. Работы еще, конечно, непочатый край. Стены практически голые, лишь в наличии иконостас, судя по всему, временный.
В самом углу собора, справа от входа можно увидеть готовые скульптурные композиции, которые по всей видимости, вскоре украсят интерьер храма. А возможно будут размещены на фасаде. По крайней мере никаких пояснительных надписей по этому поводу не было.
Рядом с храмом можно увидеть вот такие выложенные камнями дорожки.
А вот прекраснейшие виды на Алазанскую долину, которые открываются со смотровой площадки монастыря.
Интересно, что по утверждению одного журнала конца 19-го века, «государь Александр 3-й, будучи в Бодбе в 1888 году, любуясь этим видом воскликнул «Видели вы что нибудь подобное в Швейцарии?!»
Прямо под смотровой площадкой высажены достаточно красиво смотрящиеся, да еще на таком прекрасном фоне, цветы.
Ну а если посмотреть ниже, то видны какие то сельскохозяйственные угодья, по всей видимости, тоже принадлежащие монастырю.
Полюбовавшись прекрасными видами начинаем спуск к источнику Святой Нины, ради которого в монастырь также приезжает немало людей. Вот как живописно выглядит спуск поначалу. Вновь любуемся видами Алазанской долины, открывающимися по мере спуска.
Вскоре справа, в стене, увидели калитку, войдя в которую попадаем на небольшое местное кладбище. Большинство могил достаточно старые, хотя встречаются и свежие погребения.
На большинстве могильных плит надписи на грузинском языке, но есть и на русском. Вот, в частности, могила, где похоронен как гласит надпись подполковник императорской армии Дмитрий Семенович Залдастанов. Интересно, является ли этот подполковник родственником своему почти однофамильцу, нынешнему одиозному персонажу, современному «Шарикову», называющему себя Хирургом?
А вот вид, который открывается на храм Святой Нино с территории кладбища.
Чуть ниже кладбища мы фактически выходим с монастырской территории. Здесь его территорию охраняет вот такая, фактически крепостная стена. Не знаю точно, когда она была воздвигнута, но видно, что совсем недавно тщательно отреставрирована.
Выйдя за пределы монастыря, продолжаем спуск по тропе к источнику. Но здесь тропа уже не ровная, а изгибается. Спускаться то книзу достаточно просто, а вот подниматься потом наверх потом достаточно тяжело.
Периодически, на всем протяжении спуска, и соответственно обратного подъема, установлены скамейки для того чтобы передохнуть. Надо сказать что они по большей степени не пустуют, и вот редкий кадр абсолютно пустой скамейки.

Наконец мы спустились вниз. первое, что мы видим, это храм, посвященный родителям Святой Нино, Завулону и Сосане. Сама церковь совсем крошечная внутри.
Храм был построен относительно недавно, в 90-е годы минувшего века. Также рядом с храмом находится вот такая мини-колокольня.
Ну а самое главное, зачем сюда устремляется масса людей, это источник воды, названный в честь Святой Нино. Он расположен с противоположной стороны церкви, как бы в ее полуподвале.
Внутри этот источник представляет собою бассейн, в который окунаются желающие. Окунаться принято в белой накидке-хитоне. Вход к источнику бесплатный, только, в случае отсутствия, нужно приобрести эту накидку. Естественно, большинство посетителей приходят без какого либо хитона, ну а купить его можно на входе, за 10 лари (250 рублей). Внутрь пускают группами, отдельно женщин, отдельно мужчин. Интересно что тот хитон, в котором произошло омовение, следует забрать с собою, и если у человека, который искупался в нем, какое либо недомогание, то следует надеть его и оно должно помочь.
Надо сказать, когда мы были у источника было относительно немного людей, в чем нам повезло. Ну а как нам сказали, обычно приходится выстаивать достаточно большую очередь. Особенно она большая в выходные дни, ведь сюда съезжаются страждущие со всей Грузии.
Кроме того что в водах источника можно искупаться, ее можно и набрать с собою. Она льется из крана, находящегося на улице, рядом со входом в помещение где находится бассейн. Пустые бутылки для того чтобы набрать воду с собою, кстати, тоже можно приобрести у той же женщины, которая продает хитоны.
Рядом с храмом и источником находятся скамейки, где можно передохнуть, перед предстоящим подъемом наверх, в монастырь, он ведь куда более тяжел чем спуск. Рядом на автостоянке стоят машины и такси, но как мы узнали свободных нет. Они ожидают тех людей, которые приехали к источнику. Так что для тех, кому будет тяжело подниматься по достаточно длинному и крутому подъему, лучше приехать сюда на такси, которые ожидают клиентов на площади перед монастырем, куда мы приехали на маршрутке. Ну либо, как вариант, предварительно договорившись с таксистом, самому спуститься к источнику, ну а уехать отсюда на машине.
Ну а мы героически поднявшись наверх, в монастырь, завершили знакомство с этим интересным и красивым местом. Как я посмотрел уже наверху по навигатору до центра Сигнахи от монастыря всего чуть более двух километров, и мы решили прогуляться. Что было сделано совершенно не зря, ведь по пути мы нашли потрясающее панорамное кафе, со столиков которого открываются фантастические виды на то же Сигнахи и Алазанскую долину. Но этому кафе я планирую посвятить отдельный отзыв, оно того заслуживает. Ну а сам монастырь Святой Нины, или как он еще называется, Бодбийский монастырь, я искренне советую посетить в случае если соберетесь в «город любви» Сигнахи.

Бодби: дом святой Нины в Грузии (ФОТОРЕПОРТАЖ)

Бодбийский монастырь находится в восточной части Грузии — Кахетии, в двух километрах от города Сигнаги, над Алазанской долиной. Он основан в конце VI века, после смерти святой равноапостольной Нины, на месте, которое святая избрала себе последним пристанищем.

Бодби — монастырь над Алазанской долиной

Обращенный Ниной в христианство грузинский царь Мириан хотел перенести тело великой просветительницы в столицу — Мцхету, но две сотни людей не смогли сдвинуть останки с места. Могила святой Нины стала особо почитаемым местом, над ней был построен храм — величественная базилика.

В V веке святой благоверный царь Вахтанг Горгасали украсил храм и гробницу. В следующие века базилика расширялась — главный алтарь был посвящен святому Георгию, а гробница святой Нины оказалась в правой части, в небольшой часовне.

Гробница была украшена настолько богато и с таким благоговением, сам вид ее внушал такое почтение, что даже татаро-монголы, грабившие храмы, в том числе и в Бодби, опасались ее трогать.

В Средние века в Бодби совершалось помазание на царство кахетинских царей. В XVII веке обитель была почти полностью разрушена персидским шахом Аббасом, который за несколько лет до того присутствовал там же на коронации царя Теймураза I. Однако вскоре монастырь был восстановлен и приобрел еще большую славу не как только духовный, но и как культурный и просветительский центр. Здесь существовала богословская школа, изучались естественные и гуманитарные науки, располагалась крупнейшая в Грузии библиотека…

В XIX веке Грузия вошла в состав России. В 1823 году умер последний Бодбийский епископ Иоанн Макашвили, Бодбийская епархия и действующая в монастыре семинария были упразднены.

В конце XIX века монастырь был преобразован в женский. Одной из насельниц его стала инокиня Ювеналия, в миру — княжна Тамара Марджанишвили. Русскому читателю она известна как схиигумения Фамарь (Марджанова) — настоятельница Серафимо-Знаменского скита. Сейчас сестры обители собирают материалы для ее канонизации.

С 1902 по 1917 год настоятельницей Бодби была игумения Анастасия (Высоцкая) — до того насельница Скорбященского монастыря в Москве.

Последняя настоятельница Бодби перед его закрытием в 1924 году, игумения Нина (в миру — княжна Елена Вачнадзе), похоронена, по ее собственному завещанию, у входа в храм, во дворе. Разоренный большевиками монастырь вновь открылся только в 1991 году.

Обитель была и остается одной из крупнейшей в Грузии. Здешние монахини прекрасно образованы: они несут не только традиционные послушания в огороде и на скотном дворе, но и в иконописной мастерской и в библиотеке: сестры работают с архивами, переводят и издают богослужебную и святоотеческую литературу.

Зато другого обычного для женского монастыря послушания — выпекания просфор — здесь нет.

— У нас есть просфорня, но сейчас там никто не работает, — рассказывает благочинная монастыря монахиня Тамара. — Несколько лет назад в нашей епархии умер молодой священник. Его скорбящая матушка, желая послужить Господу, попросила нас, чтобы мы позволили ей печь просфоры и для нашей обители. Мы не смогли ей отказать…

Вид на Бодби с дороги к Сигнаги

Вход в трапезную

Трапезный храм

Трапезный храм

Трапезный храм

Трапезный храм

Трапезный храм

Трапезная. Благочинная монастыря Бодби монахиня Тамара

Трапезная

Трапезная

Трапезная

За трапезой читаются не только молитвы, но и жития святых и другая душеполезная литература

Монахиня Тамара, благочинная монастыря. Чтобы провести экскурсию по Бодби для корреспондентов ПРАВМИРа, матушка жертвует воскресной литургией — другого времени не будет

Библиотека

Монахиня Тамара

Монастырские нектарины

Достаточно было восхититься красотой фруктов, чтобы матушка немедленно начала угощать…

Теплица с огурцами

Скотный двор. Коров не видно — на пастбище

Скотный двор. Коров не видно — на пастбище

Скотный двор. Коров не видно — на пастбище

Поилка для скота

Хозяйственные постройки

Помидоры

Столярная мастерская

Столярная мастерская

Монастырское кладбище

Строящийся собор

Строящийся собор

На источнике святой Нины неподалеку от обители

На источнике святой Нины неподалеку от обители

На источнике святой Нины неподалеку от обители

На источнике святой Нины неподалеку от обители

На источнике святой Нины неподалеку от обители

Храм над источником

Храм над источником

Храм над источником

Храм над источником

Храм над источником

Храм над источником

Дорога к источнику сейчас облагораживается

Дорога к источнику сейчас облагораживается

Паломники

Собор монастыря

Колокольня монастыря

Собор монастыря

Распятие. Собор Бодбийского монастыря

Святая равноапостольная Нино. Собор Бодбийского монастыря

Святой великомученик Георгий. Собор Бодбийского монастыря

Интерьер собора

Гостеприимство Авраама. Фреска

Омовение ног апостолов. Фреска

Фрагмент убранства Царских врат

Царские врата

Ной и сыновья

Жена-грешница у ног Спасителя. Фреска

Фреска «Столб животворящий (Светицховели)»

Иоанн, епископ Бодбийский (Макашвили)

Могила епископа Иоанна (Макашвили)

Лавка в храме

Гроб святой Нино

Интерьер собора. Иконостас — последний, сделанный в мастерской Давидо-Гареджийской обители, 1823 год

Фрагмент фрески «Страшный суд»

Фреска «Страшный суд»

Фрески собора, XVIII век

Исцеление бесноватых. Фреска собора

Ноев ковчег. Фреска собора

Радуга завета. Фреска собора

Фрески собора, XVIII век

Фрески собора, XVIII век

Паломники

Адам и Ева в раю

Изгнание Адама и Евы из рая. Фреска собора

Фрески собора, XVIII век

Фрески собора, XVIII век

Чудотворная Бодбийская Иверская икона Божией Матери. В годы Великой Отечественной войны образ использовался как операционный стол

Паломники прикладываются к гробу святой Нино

Царские врата

Икона святой Нино

Икона Божией Матери «Знамение»

Икона Троицы, написанная Патриархом-Католикосом всея Грузии Илией II

Водосвятная чаша и кропило

Чтение часов

Фрагмент иконостаса

Чудотворная Бодбийская Иверская икона Божией Матери. В годы Великой Отечественной войны образ использовался как операционный стол

Фрагмент иконостаса

Фрагмент иконостаса

Паломники над могилой игумении Нины (Чачвадзе)

Вы прочитали статью Бодби: дом святой Нины в Грузии | Фоторепортаж. Читайте также:

Грузия Православная (ВИДЕО)

Успение в Первом уделе Божией Матери (+ ФОТО + АУДИО)

Грузия: страна любви, святости и простоты

Монастырь Бодбе

Бодбийский монастырь, на самом деле, именуется монастырём святой Нины и, как понятно из названия, находится в грузинском селе Бодбе, что расположилось всего в 2-х км от Сигнахи в Кахетии. Это очень красивое место, занимающее огромную площадь, на которой разбиты цветники, ухоженные лужайки, церковные постройки, подсобное хозяйство, виноградники, целебный источник и конечно же останки просветительницы Грузии святой равноапостольной Нины.

Этот монастырь является очень знаковой святыней в православном мире, поэтому паломники приезжают сюда со всего мира, особенно 14 января, когда здесь отмечается храмовый праздник. Монастырь Бодбе, парящий над Алазанской долиной, будет интересно посетить и обычным людям: посмотреть на величественные здания, побродить по красивейшим аллеям и полюбоваться на хребты кавказских гор.

Немного истории и легенд

Жизнь Нины

Стоит упомянуть, что Нина была родом не из Грузии, а её отец был знатным римским полководцем, который был женат на сестре иерусалимского Патриарха, и являлась единственным ребёнком своих родителей. Когда ей исполнилось 12 лет, её родители раздали все свои богатства и имущество нищим и двинулись в путь, который привёл их в Иорданскую пустыню, где и уединился отец, а мать стала помогать сирым да убогим. В итоге родной дядя отдал её на воспитание доброй христианке из Вифлеема.

Спустя 2 года, Нине было ведение, в котором Пресвятая Богородица благословила её на распространение христианства на территории Грузии. Так она и попала в село Бодбе, где на горе разбила свою палатку и жила в ней, неся свою веру человечеству, параллельно помогая людям излечивая их от различных недугов. Среди её спасённых была и царица Нана, которая уверовала вместе со своим мужем Мирианом, что и послужило тому, что грузинский народ вскоре принял христианство в реке Арагви у Мцхеты.

Из всего этого следует, что христианство в Грузии существует где-то с 326 года, а крещение Руси произошло лишь через 662 года — в 988. Поэтому не удивляйтесь, что грузинский народ столь сильно предан своей вере, что даже любой таксист незаметно перекрестится проезжая мимо малюсенькой церквушки.

После этого знаменательного события, св. Нина вернулась в Бодбе, где, спустя непродолжительное время, и умерла. И хотя её похоронили там же, царь Мириан решил перевезти её мощи в древнюю столицу Грузии — Мцхету. По одним данным пара волов, а по другим 200 человек не смогли сдвинуть с места карету с её телом. В итоге от транспортировки из Бодбе отказались и захоронили её на том месте, где стояла её палатка, а перед своей смертью, царь Мириан, наказал жене, кабы она половину казны отдала на возведение храма над могилой святой — к сожалению, он не сохранился до наших дней.

По древним записям удалось установить, что после кончины святой Нино, в начале IV века, над её могилой в Бодбе был воздвигнут храм, а рядом появился монастырь — его постоянно достраивали и расширяли приходящие на смену друг другу цари.

К этому месту крайне почтительно относились не только грузины, но и даже татаро-манголы, которые грабили и разрушали всё на своём пути, но не тронули усыпальницу, в отличии от храма, который серьёзно пострадал от их набега.

Монастырь святой Нины в XV веке становится настолько популярным и значимым местом, что в нём начинают короновать кахетинских царей.

В XVII веке персидский шах Аббаса I разоряет Бодбе, а кахетинский царь Теймураз I восстанавливает монастырь и открывает там духовную семинарию, хранящую в себе одно из самых больших в стране собраний книг на религиозную тематику.

С XVIII века обитель перепрофилируется в мужской монастырь, с большим количеством монахов.

После 1811 года Бодбийская епархия была упразднена указом из Российской Империи и монастырь пришёл в упадок. У него забрали большинство земель, перевели на гособеспечение, а присматривать за ним осталось всего несколько монахов. Не смотря на все эти трудности, в это время над реставрацией усыпальницы и комплекса в целом, трудится известный иконописец и аэрограф, Михаил Сабинин.

В 1889 году, Российский Император Александр III, посещает Сигнахи и настолько восхищается здешней природой, что повелевает открыть в Бодбе женский монастырь. Буквально сразу же приступили к его реставрации и восстановлению, возвратили отобранные земли, открыли школу живописи и рукоделия, а первыми монахинями стали 12 женщин из различных регионов Российской Империи.

Жизнь кипела и бурлила, количество сестёр достигло 300 и всё шло хорошо, пока в 1924 году не пришли большевики и полностью не разорили монастырь, превратив его в больницу. Лишь в 1991 году нашлись силы и средства для начала восстановления и возрождения Бодбийского монастыря.

Что там можно посмотреть?

Приехав на стоянку у главных ворот, можно беспрепятственно заходить на территорию монастыря или перекусить в трапезной «Пилигрим» у парковки.

Внутри вы сразу попадаете в довольно красивый и ухоженный парк с высокими кипарисами, мощёнными дорожками, каменными стенами и вьющимся по ним плющом.

В центре всего этого скромно стоит кафедральный собор во имя святого Георгия, вход туда свободный, только фотографировать запрещено. Его архитектура слегка непривычна для среднестатистического русского человека, т.к. на нём нету куполов, хотя в XIX веке надстроили один по приказу из России, но при советской власти его разобрали. А вот внутри храм уже не так скромен, как снаружи — чувствуется отпечаток русской православной церкви. Но чему тут можно удивляться, если учесть, что его возвели в период IX-XI вв., а потом несколько раз перестраивали, реконструировали и восстанавливали, что не мешает ему быть центром Сигнахской епархии.

Национальная грузинская святыня — усыпальница св.Нины, расположена справа от алтаря. Есть поверье, что она исцеляет душевные и телесные недуги. Ежедневно на её могиле проводится богослужение за мир и благополучие Грузии и всего Православного мира.

Рядом возвышается колокольня XIX в. в три этажа — она не является классическим представителем грузинской церковной архитектуры, хотя и гармонирует с окружающими постройками.

Из парка можно попасть непосредственно на территорию самого Бодбийского монастыря, но все калитки прикрыты и на них висят таблички, что туда вход воспрещён — не стоит забывать, что это женская обитель.

Направляемся в левую сторону, к церковной лавке со стеклянной стеной, где можно приобрести всякое разное и это не только несколько видов свечей. Сразу за ней обзорная площадка.

Слева от обзорной площадки, хозяйственные постройки с коровами и другими животными, которых охраняет огромный добрый пёс с очень длинной цепью. Не думаю, что туда стоит пробовать пройти, хотя запрещающих знаков замечено не было.

А с правой стороны возвышается во всей своей красе храм святой Нины. Подходя к нему так сразу и не скажешь, но это типичный новодел, правда построенный с умом. Облицовка кирпича не даёт определить возраст здания — всё подобрано правильно и гармонирует с соседними, более древними строениями.

С обзорной площадки хорошо видны окружающие холмы и находящаяся где-то там далеко, Алазанская долина.

Насладившись красотой открывающегося вида, осмотрев ухоженные цветники, лужайки и виноградные лозы, пора начинать спускаться к целебному источнику святой Нино. Ради того, чтобы набрать там воды, люди приезжают из далека.

Туда можно добраться двумя способами: пешком через лес и на машине/пешком по объездной дороге.

Пешком предстоит спуститься по лестнице, которая проложена сквозь лес и вьётся змейкой на протяжении 3-х км, и имеет около 320 ступеней различной ширины. По пути очень часто встречаются скамейки для отдыха.

Людям с проблемным здоровьем или с больными ногами лучше воздержаться от спуска и подъёма по этому маршруту.

Все ступеньки делались вручную, поэтому имеют абсолютно разную ширину, что не позволяет войти в ритм и спускаться на легке, например, одна ступень может быть 20 см шириной, а вторая 1,5 метра.

В шлёпанцах, сланцах и другой обуви, непрочно сидящей на ноге, спускаться крайне неудобно — лучше разуться и идти босиком.

Второй маршрут, по автомобильной дороге, более лёгкий, но и более длинный — раза в 2. Зато можно доехать на своём авто или с таксистами, которые обычно дежурят, как на стоянке у монастыря, так и возле источника.

Спустившись наконец-то вниз и выйдя на ровную поверхность, из-за листвы начинают виднеться два кирпичных здания.

Правое, по-видимому, принадлежит смотрителю, а левое — храм Завулона и Сосаны (родителей Нины), построенный в 1990-х гг. Прямо под ним, с другой стороны, находится купель и целебный источник.

Что бы пройти омовение, нужно иметь при себе рубашку или хитон, если таковой не окажется, то можно купить на входе. Сама процедура бесплатная. Мужчин и женщин пускают попеременно. Вода очень холодная — зато взбодрит на обратный путь.

Днём там бывают небольшие очереди, кран у источника один, а некоторые люди пытаются набрать воды в целую кучу бутылок. Рекомендую приезжать туда ближе к концу дня с 16.00-18.00 — народа практически не будет.

Мой отзыв туриста

Видно, что монастырь Бодбе прошёл очень большой путь восстановления и сейчас в нём приятно находиться. Вся территория досмотрена и ухожена, здания стоят крепкие и не разваливаются, а самое главное — всё это не выглядит дешёвым новоделом, который был нужен только для того, чтобы освоить выделенные государством деньги, видно, что делали в первую очередь для себя, а значит добротно и по уму.

Мне с женой там понравилось, все эти выстриженные газоны, пихты, отсутствие кича — всё это очень контрастировало с «домашними» храмами. Можно было спокойно гулять по дорожкам, и никакая бабка при храме не будет шикать в твою сторону или смотреть исподлобья потому, что ты не купил свечку. Там много действительно молоденьких послушниц и они не прячутся от туристов, ведут себя абсолютно спокойно и дружелюбно.

Я бы с удовольствием сюда вернулся, чтобы посмотреть, как будет выглядеть готовый ансамбль, когда будет полностью закончен храм св. Нино.

Полезная информация

  • GPS координаты для Навитела: N 41°36’23», E 45°55’58»
  • Координаты для ЯндексКарт и ГуглМэпса: 41.606302, 45.932683
  • Координаты целебного источника: N 41°36’33», E 45°56’14»
  • Вход бесплатный.
  • Режим работы: с 10:00 до 19:00.

Как доехать и добраться

Коль вы собрались в Бодбе, то лучше это сделать в купе с экскурсией по Сигнахи и Алазанской долине в принципе. По времени она занимает весь день, включает дегустацию вин, чачи, посещение всяких интересных мест и заслужено является одной из самых популярных экскурсий из Тбилиси. Только советую бронировать экскурсионные туры заранее, а то в сезон быстро разбирают самые дешёвые предложения с хорошими гидами.

Если ехать самостоятельно, то покупаете билет на маршрутку Тбилиси-Сигнаги за 6 лари, отправляющуюся от метро Самгори, и просите водителя остановить у поворота на Бодбе. Дело в том, что этот поворот очень крутой и его элементарно проскочить, если это случится, то придётся топать ~2 км в обратную сторону. Зато пешком вы вряд ли пропустите указатель.
Расписание маршрутки:

  • Тбилиси-Сигнахи 9-00, 11-00, 13-00, 15-00, 17-00, 18-00.
  • Сигнахи-Тбилиси 7-00, 9-00, 11-00, 13-00, 16-00, 18-00.

На машине всё также, как и с маршруткой. Учитывайте, что от Тбилиси до Сигнахи расстояние 110 км, на которые уйдёт 2-2,5 часа времени в одну сторону. Поэтому выезжайте пораньше, а то не успеете всё осмотреть, т.к. ворота закроют, и никто не сможет пройти.

Если всё сделать вовремя, то на всё про всё хватит одного дня.

Недалеко от Сигнахи, в живописной местности с видом на Алазанскую долину и, если повезёт, заснеженные вершины Кавказского хребта расположился монастырь Бодбе. Святая равноапостольная Нина грузинская, одна из самых почитаемых в Грузии, нашла здесь своё последнее пристанище.

Бодбийский монастырь, как добраться.

Из Тбилиси в Бодбе прямой маршрутки нет. Первый вариант – не о чём не думать и прибегнуть к помощи турфирм Тбилиси, второй вариант – договориться с такси и третий вариант, самый бюджетный – на маршрутке до Сигнахи.
Если нужно попасть в монастырь самостоятельно, то нужно сесть на маршрутку до Сигнахи и попросить водителя, чтобы он остановил перед поворотом на монастырь. От поворота до монастыря пешком около 1,5 километра. Обратно в Тбилиси нужно либо дойти до этого же поворота и ждать маршрутку или дойти до площади Ираклия II в Сигнахи (около трёх километров), где останавливаются те же маршрутки. Поездку в Бодбе можно и нужно совместить с осмотром замечательного городка Сигнахи. Расстояние от Тбилиси до Бодбе около 110 километров, время в пути около двух часов.

Я предлагаю наш вариант осмотра монастыря и для этого не обязательно ехать в однодневную экскурсию из Тбилиси с четырёх часовым сидением в транспорте. Для этого нужно всего лишь поселиться в Сигнахи хотя бы дня на три и выделить для монастыря Бодбе весь день.
Наше прибывание в Сигнахи, что можно посмотреть в Сигнахи и куда можно съездить из Сигнахи подробно описано мной в статьях:
Сигнахи и Сигнахи город любви.

Дорогу от Сигнахи к монастырю Бодбе можно спросить у жителей или, если вы ориентируетесь в названиях, от площади Ираклия II идти по улице Бараташвили по направлению на Тбилиси.

С дороги открываются превосходные виды на Сигнахи и Алазанскую долину.

По пути нам встретились цветы огромных размеров.

Они росли рядом с домом, откуда к нам вышла женщина и пригласила посмотреть её цветы.

Проходим мимо заправочной станции.

И практически сразу после неё поворот налево к монастырю Бодбе.

Монастырь Бодбе.

Монастырь Бодбе сейчас действующий женский монастырь и попасть в него можно только до 19-00 и не во все помещения. Бодбийский монастырь святой Нины одна из главных святынь православных христиан Грузии и паломников здесь много.

В основном все приезжают на своих машинах, для парковки которых перед монастырём выделено большое место.

Рядом с парковкой уже несколько лет работает трапезная “Пилигрим”, где можно отдохнуть и поесть национальные блюда.

Вся еда готовиться по рецептам монахинь, а доходы, получаемые с трапезной, идут полностью на восстановление монастыря.

Поэтому покупая что-то, будь то кусочек хачапури или чашечка кофе, вы вносите свою лепту в это достойное дело.

Мы тоже внесли свой вклад в реставрацию и строительство монастыря, не исключая, конечно, и собственной выгоды вкусно покушать.

Пора ознакомиться с постройками монастыря Бодбе.

Главная достопримечательность Бодбе это Храм святого Георгия IX века с могилой святой Нины IV века.

Внутри храма, кроме могилы святой Нины, достойны внимания мироточивая икона Иверской Божией Матери и могила 1803 года генерала Василия Гулякова, разбившего войско дагестанцев у реке Иори. Фотографировать в храме, к сожалению, нельзя. Поэтому ограничусь фото территории монастыря Бодбе и попутно скажу несколько слов о человеке, которому монастырь обязан своим основанием.

Святая Нина.

Святая равноапостольная Нина родилась в богатой и знатной семье на территории Каппадокии (современная Турция) в конце III века. Родители её были римский полководец Завулон и сестра Патриарха Иерусалима Сосанна.

Когда Нине исполнилось 12 лет, её семья отправилась из Каппадокии в Иерусалим. Отец уединился в Иорданской пустыне, а мать стала помогать своему брату ухаживать за нищими. Нину отдали на воспитание прислужнице Гроба Господня Саре.

От Сары Нина узнала, что Риза Господня была перенесена из Иерусалима в Мцхету. Как Риза Господня попала в Грузию эта уже другая история, к которой вернёмся при рассказе о Мцхета.

В 14 лет к Нине во сне явилась Пресвятая Богородица и объявила о том, что на Нину возложена святая миссия найти Ризу Господню и проповедовать Истинную Веру в Иверии (современная Грузия).

Иверия считается первым уделом Богородицы или проще землёй под её особым покровительством. Именно Богородице, после распятия Христа, по жребию нужно было отправиться в Иверию для проповеди Евангелия.

Богородица вручила Нине крест из виноградной лозы (хранится сейчас в Тбилиси, в Сионском соборе) и благословила её на апостольский подвиг.

И вот в возрасте 23 лет Нина и ещё несколько православных девушек начали свой путь в Иверию.

Путь лежал через Армению, где местному царю понравилась одна из девушек и он захотел оставить её. Но она отказалась и в гневе царь убил всех, спаслась волей Богородицы, только одна Нина.

В Грузии молитвами святой Нины исцелились от болезни царица Нана, царь Мириан и был найден Хитон Господень. Вскоре в водах реки Арагви во Мцхета уже весь народ Иверии принимал крещение.

Умерла Святая Нина в селе Бодбе. Царь Мириан хотел перенести мощи святой к Хитону во Мцхету, но даже двести человек не смогли сдвинуть с места её усыпальницу. Тогда над могилой святой Нины царь велел построить храм, который до наших дней не сохранился, и основать около могилы монастырь.

История Бодбе.

С тех пор на долю монастыря Бодбе, как и Грузии, выпало много разных событий. Здесь и монголо-татарское нашествие, и арабское вторжение, сильное землетрясение XIV века, вхождение Грузии в состав России в 1801 году (в наследие от России, кстати, досталась построенная рядом колокольня)

и закрытие монастыря Бодбе в 1926 году большевиками (у входа в храм могила последней настоятельницы монастыря того времени игуменьи Нины).

Но за всё это нелёгкое для Грузии время, могила Святой Нины, как особо почитаемое место, со времени захоронения не была ни кем тронута.

На территории Бодбе находится ещё один храм и, по первому впечатлению, очень старый и главный. На самом деле, строительство Храма Святой Нины (так его назвали) началось в 2010 и сейчас его достраивают, проводят внутренние и наружные работы.

Разорённый советской властью, монастырь Бодбе в наше время обрёл новую жизнь. С 1991 года идёт возрождение святыни. Сейчас в Бодбе живут около 30 монашек, которые трудятся в обители.

Источник Святой Нины.

У Бодбе есть свой целительный источник. Говорят, что до советской власти он находился в самом монастыре, но с её приходом иссяк. Забил источник снова живительной влагой только в 90-е годы у подножия горы, где находиться монастырь. Спуск вниз в центре монастыря Бодбе прямиком приведёт к источнику святой Нины.

Идти от Бодбе до источника достаточно далеко, около двух километров и если туда спускаться достаточно легко, то подниматься сами понимаете. Кому крутой подъём обратно будет в тягость, есть ещё автомобильная дорога до источника. Она более пологая, но более длинная. На крайний случай, у родника всегда дежурят таксисты, можно воспользоваться их услугами.

Сам источник находится в кирпичном здании, куда по очереди пускают мужчин и женщин. Для прохождения омовения нужно не забыть взять с собой хитон (рубашку) или приобрести его (отличный сувенир на память) на входе в источник. Перед входом надо снять обувь. Вода в источнике очень холодная, бодрое расположение духа на ближайшие несколько часов вам обеспечено.

По одной и той же дороге ходить не в наших привычках. После зарядки бодрости в источнике, обратно в Сигнахи мы решили вернуться пешком по автомобильной дороге и нисколько не пожалели. Ведь по пути было столько интересного: и стадо коров, и цветение граната, и многого другого.

В завершение похода в Бодбе можно заглянуть в симпатичный ресторанчик по дороге. Красивые виды Сигнахи и Алазанской долины, вкусная еда и лимонад вам обеспечены.

Чтобы поднять и без того большую значимость монастыря Бодбе, скажу, что все экскурсии из Тбилиси в Сигнахи обязательно проходят через монастырь Бодбе. А император всея Руси Александр III, посетивший это место в 1888 году, так восхищался Бодбе, что сравнил его со Швейцарией.

Церкви и храмы Мцхеты

Когда я ехал в Грузию, главное, что хотелось увидеть — это грузинские церкви. Меня всегда манила их неприступность, аскетичность и холодная красота. Мцхета, пожалуй, самый святой город для всех грузин. Важнейших и древнейших церквей и храмов здесь больше, чем в каком-либо другом месте в Грузии. Давайте совершим небольшую прогулку по городу и его окрестностям, чтобы самим убедиться в том, что Мцхету заслуженно называют «колыбелью грузинской церкви и государственности».

Храм Джвари

С грузинского его название (ჯვარი) переводится как «крест». И это название монастыря не случайно: именно здесь просветительница Грузии, четырнадцатилетняя святая Нино поставила первый на территории страны православный крест из виноградной лозы и провозгласила эти земли христианскими.

Храм же появился на несколько веков позже описываемого события: в начале VII века. Примечателен он в первую очередь тем, что стал первым сооружением, построенным в виде тетраконха — креста с закругленными концами. После Джвари этот архитектурный тип распространился по всей стране.

И действительно, когда я зашел внутрь первый раз, меня поразила именно его архитектура. Первое, что бросается в глаза — это некое возвышение в центре храма, на котором стоит крест. Бытует мнение, что это то самое место, где поставила крест святая Нино.

«Столбы обрушенных ворот, и башни, и церковный свод…» — таким увидел Джвари Михаил Лермонтов в XIX веке. Сегодня все в церкви осталось таким же, как во время визита русского классика. Обрушенная ограда с входными проемами и сам храм — величественный и строгий.

Что мне в нем нравится, так это то, что он не поразит вас своей красотой и размерами. Время становления христианства непростое, тогда еще не было принято думать об украшательстве. Храм скорее напоминает небольшую и неприступную крепость, что подтверждает его стратегическое местоположение: с вершины холма долина реки Куры просматривается на много километров вперед. Аскетичная его красота выражается скорее в идеальных пропорциях помещений и купола, в строгости прямых линий и гладкости внешних стен.

Добраться можно только на такси или на своем автомобиле.

Стоимость поездки на такси туда-обратно и полчаса ожидания водителем будут стоить примерно 10–12 USD (25–30 лари).

Часы работы и стоимость

Монастырь Джвари можно посетить каждый день с 8:00 до 20:00. Службы здесь проводятся только по праздникам, но попасть в это время в него может любой желающий. Так что приезжайте смело в любое удобное для вас время. Вход в храм бесплатный.

Собор Светицховели

В центре Мцхеты расположен другой не менее значимый храм грузинской церкви — бывший кафедральный собор Светицховели, который по своему внешнему виду, размерам и декору является прямой противоположностью аскетичному Джвари.

Вид и размеры собора поражают с первого взгляда. Честно признаться, поместить его в кадр не широкоугольного объектива практически невозможно. Но могу дать совет: оказавшись на территорию храма, отойдите сразу же в дальний правый угол ограды, туда, где круглый год растут потрясающие розы. И попробуйте сделать кадр оттуда — уверен, что результат вас не разочарует.

Так вот, собор Светицховели — до недавнего времени главный собор Грузинской православной церкви — был построен в XI веке на месте другой небольшой церкви Двенадцати Апостолов IV века.

С этим сооружением связана одна из самых важных легенд в грузинской истории, отголоски которой вы можете увидеть в храме по сей день. Она гласит, что житель Мцхеты Элиоз привез из Иерусалима Хитон Иисуса Христа и вручил его своей сестре, которая умерла, как только прикоснулась к хитону. Ее и похоронили, завернув в одеяние. Вскоре на могиле девушки выросло большое дерево — ливанский кедр. А когда царь Мириан решил соорудить храм на том месте, где захоронен Хитон Господень, кедр срубили. Из ствола вырезали семь колонн и стали устанавливать их в церкви. Шесть из них сразу же встали на место, а седьмая никак не поддавалась, повиснув в воздухе. Святая Нино молилась всю ночь, после чего столб встал на свое место и замироточил. Столб стал излечивать от недугов и хворей всех жителей округи. Отсюда и пошло название храма Светицховели, что в переводе с грузинского означает «животворящий столп».

Когда вы войдете на территорию собора, не спешите заходить внутрь, а обойдите храм со всех сторон. Тогда вы сможете прикоснуться к еще одной легенде, связанной со строительством Светицховели. Надо признаться, что средневековые цари страсть как любили выделиться на фоне других: строить для них нужно было так, чтобы творение превзошло все предыдущие. Только вот благодарность свою они выражали странным способом.

Иван Грозный, как мы помним, ослепил зодчих храма Василия Блаженного в Москве, чтобы они не смогли повторить подобного чуда где-то еще. Грузинский царь — заказчик Светицховели — недалеко ушел. И после того как зодчий Арсукисдзе воздвиг свое творение, царь приказал отрубить архитектору руку во избежание конкуренции. И если вы внимательно посмотрите на фасад храма, то увидите рельеф с изображением руки, держащей угольник. Надпись под рельефом гласит: «Рука раба Божьего Арсукидзе. Помяните».

А теперь самое время войти внутрь. Первое, что сразу поражает — это размеры. Многометровые своды, колонны, арки — все архитектурные элементы настолько воздушны и величественны, что сразу забываешь, насколько массивным храм выглядит снаружи.

Начните осмотр храма по часовой стрелке. Первое, что бросится вам в глаза — необычная фреска, изображающая распятие. Не уходите сразу и присмотритесь к ней чуть внимательней: по обеим сторонам от Христа будто бы парят две летающие тарелки. Бытовало даже мнение, что автор отобразил прилет НЛО. Историческая шутка, конечно, но все же. На самом деле это символическое изображение Солнца и Луны. Все остальные фрески собора тоже поздние, примерно XV века, в основном уже отреставрированные.

Но главное внутри — это сам животворящий столп. Он находится примерно в центре храма, в боковом южном нефе.

Над столпом построена каменная сень, стены которой украшены поздними фресками на тему истории Хитона и самого столпа.

Храм находится в самом центре города. Соблюдайте, пожалуйста, соответствующий внешний вид: пустить-то вас пустят, а вот если зайдете в шортах, на вас косо посмотрят.

Адрес: г. Мцхета, ул. Аршекидз.

Двери храма открыты ежедневно с 8:00 до 20:00. Билеты для посещения не требуются.

Собор Самтавро

Третьим по значимости храмом Мцхеты является собор Самтавро, который возвышается над жилыми постройками в самом центре города. Этот храм самый неинтересный в городе, недаром его совсем не любят экскурсоводы: здесь всегда много людей, а рассказывать особо нечего, кроме уже изрядно надоевшей истории про святую Нино, которая молилась в небольшой часовеньке, расположенной справа от входа, где сегодня неизменно дежурят нищие.

Собор знаменит только тем, что именно здесь захоронены первые христианские цари Грузии: Мириан и Нана.

Монастырь расположился недалеко от описываемого мной выше собора.

Адрес: г. Мцхета, ул. Агмашенебелиз.

Храм открыт как и остальные церкви с 8:00 до 20:00. Службы проходят по воскресеньям и праздничным дням и помехой туристу не являются. Посещение бесплатное.

Монастыри вблизи Мцхеты

Окрестности Мцхеты не менее интересны, чем сам город. Если вы собираетесь внимательно изучить достопримечательности вокруг Мцхеты, вам точно не хватит одного дня. Этот исторический регион тесно связан со становлением христианства на грузинской земле, и именно здесь сосредоточено максимальное количество важнейших памятников древности.

Зедазенский монастырь

Начните осмотр с самых древних образцов храмовой архитектуры Грузии: монастырей, основанных святыми Ассирийскими отцами-основателями грузинского монашества и первыми христианскими проповедниками, пришедшими вслед за святой Нино из Каппадокии в Грузию в середине VI века.

Пришедшие в VI веке тринадцать святых под предводительством Иоанна Зедазенского поселились на горе Зедазени недалеко от Мцхеты. И именно здесь был основан первый в Грузии монастырь, дошедший до наших времен практически в неизменном виде.

Несмотря на то, что находится он на вершине горы на высоте более 800 метров, вы легко увидите его из центра города. Для этого встаньте лицом в сторону Джвари и посмотрите налево: высоко на горе можно разглядеть маленький крест, который на деле является огромным железным изваянием, возвышающимся над горой как своеобразный громоотвод. Именно этот крест станет для вас ориентиром, чтобы попасть в Зедазенский монастырь.

На машине же ориентироваться намного проще: держитесь указателя Zedazeni monastery на трассе Тбилиси — Гори и не пропустите резкий поворот направо. Путь пройдет через село Сагурамо, в котором разливают один из лучших лимонадов в стране с одноименным названием, после чего лорога резко устремится вверх сквозь густой сказочный лес, нависающий над дорогой. Это придаст особый колорит вашей поездке. Последние несколько десятков метров дорога будет совсем крутая, а из-под колес начнут вылетать большие валуны. Поэтому, если вы не на внедорожнике, стоит оставить машину перед финишным подъемом и пройтись пешком, наслаждаясь пением птиц и шорохом листвы. Учтите, что стоянки там нет, и машину нужно будет оставить прямо в лесу около дороги. Но не волнуйтесь: в Грузии уже давно автомобили не угоняют.

Именно так ходил к небольшой обители Иван Зедазенский, основавший здесь монастырь в VI веке.

Маленький однонефный храм с тех пор совсем не изменился — грубая каменная кладка, отсутствие окон и внешнего декора — именно такой суровый вид имеет древняя базилика. И в этом заключается ее несомненное очарование. Здесь, как нигде больше в Грузии, чувствуется особый дух древности, прямо-таки настоящая святость этого места. А с края горы открывается просто умопомрачительный вид на равнину, где весь Тбилиси виден как на ладони, а Джвари, где мы недавно были, кажется просто крошечным пятнышком, которое даже не сразу можно разглядеть.

Насладитесь этим замечательным пейзажем, зайдите в церковь и послушайте службу одного единственного монаха, который своим голосом буквально перенесет вас в начало времен. На мой взгляд, Зедазенский монастырь — одно из самых удивительных мест во всей Грузии. А приезжать сюда лучше всего при заходе солнца.

Посещение бесплатное, сам храм открыт каждый день с 8:00 по 20:00, а вот служба проводится только по воскресеньям. Даже если вы неверующий человек, очень рекомендую вам остаться послушать потрясающий голос местного настоятеля — мурашки по коже гарантированы.

Но нам пора двигаться дальше. И следующим местом нашего путешествия является второй монастырь, основанный одним из святых Ассирийских отцов.

Шио-Мгвимский монастырь

Приготовьтесь к небольшой встряске и по возможности отложите свой обед на время, когда вы вернетесь из монастыря. Вас ждет 16 километров грейдера и разбитой асфальтовой дороги.

Монастырь уже давно не является местом паломничества большого числа людей. Видимо, сказывается удаленность этого святого места от крупных городов. Хотя по своей значимости этот небольшой монастырь, практически сливающийся по оттенкам с окружающими его песчаными горами, сможет дать фору многим гораздо более известным достопримечательностям страны.

Он был основан монахом Шио в VI веке на северном берегу реки Мтквари более известной в России под названием Кура.

Святой Шио провел последние годы жизни в небольшой пещере, уйдя в глубокую аскезу. Именно поэтому монастырь называется Мгвимским, что означает «пещерный». Кстати, могила святого Шио до сих пор находится в этой самой пещере, в которую можно спуститься из главной церкви монастыря.

Когда мы подъезжали к монастырю, первым, что сразу бросилось в глаза, стало большое количество искусственных пещер, разбросанных по песчанику вокруг монастыря. Это самые древние постройки обители — монахи вырыли эти кельи в середине VI века сразу после прихода сюда святого Шио. К этому же времени относится и храм Святого Иоанна Крестителя — очень простая и легкая в своей конструкции церковь.

Основные же постройки обители были воздвигнуты спустя пару столетий, на рубеже XII–XIII веков, когда монастырь стал одним из крупнейших средневековых пристанищ монахов в Грузии: здесь жило более 2 000 человек.

XII и XIII века стали «золотым временем» жизни монастыря: он даже был взят под патронаж Католикоса-Патриарха Грузии. Но последовавшие войны и иностранные вторжения на территорию страны привели в упадок и Шио-Мгвимский монастырь: персы и османы разрушили обитель, которая так и не смогла восстановиться.

Местные турфирмы и таксисты сейчас активно предлагают туры и поездки в монастырь, так что надеюсь, что в ближайшее время начнется ее активное восстановление. Сейчас же, если вы приедете в это место, то увидите древнейшие храмы и нетронутую природу, которая настраивает на философские размышления.

Если вы приехали в Мцхету не на один день, подарите себе потрясающую прогулку и сходите в монастырь пешком: а в награду устройте у стен обители пикник наедине с природой и самим собой.

Никакого общественного транспорта в монастырь не ходит, поэтому самостоятельно попасть сюда можно только на такси из Мцхеты. Путь займет около 20–30 минут.

У храма Самтавро, который находится недалеко от поворота на Шио-Мгвиме постоянно дежурит множество машины. Выбирайте любую и не забывайте торговаться: туда-обратно с часовым ожиданием можно договориться за 10–13 USD (25–35 лари).

Храм можно посещать ежедневно в рабочее время с 8:00 до 20:00. Билеты не вход не требуются: монастырь действующий, но службы не станут преградой для посещения. К тому же, проводятся они редко: только по большим церковным праздникам.

Напоследок

Храмы и монастыри Мцхеты — это удивительная возможность воочию понаблюдать эволюцию грузинской средневековой архитектуры: от минималистичных церквей до богатых монастырей. Путешествуя по этим местам, можно словно на машине времени пронестись сквозь несколько веков и посмотреть на Грузию тысячелетней давности. Уделите Мцхете и окружающим ее достопримечательностям хотя бы пару дней, чтобы неспеша насладиться всем очарованием природы предгорья Кавказа и подумать о вечном, глядя на закатное солнце над вечерним Тбилиси.

Одна из важнейших святынь православной Грузии — женская монашеская обитель Святой Нины с Самтавро-Преображенским храмом расположена в древней Мцхете при слиянии рек Мтквари и Арагви.

Фото: Palomniki.ge

Первый храм на этом месте был сооружен, как утверждает предание, еще в IV веке первым христианским царем Иверии (Грузии) святым равноапостольным Марианом III. Грузинский царевич-историк Вахушти Багратиони упоминает об этом в своей «Истории царства Грузинского» пишет: «»Мириан построил церковь с каменным куполом, великолепную и сам был там похоронен». Церковь Самтавро стала усыпальницей: «и похоронен был Мириан к югу от среднего столпа, и на четвёртый год умерла царица Нана и похоронена к западу от того же столпа, где был похоронен царь».

На протяжении драматической истории Грузии, храм Самтавро неоднократно разрушался и востанавливался. В первой половине XI века, во времена царствования царя Георгия I, по указу католикоса Мелхиседека I храм расширили, пристроили южные врата и украсили оригинальным орнаментом, аналогов которому нет в грузинском зодчестве.

Самтавро-Преображенский храм. Фото: georgiastartshere.com

Из комплекса Самтавро до наших дней дошли сам Самтавро-Преображенский храм, малая церковь Святой Нины, колокольня XV—XVII веков, цилиндрическая башня-крепость XVIII века, именуемая в память о первом строителе Самтавро «башней царя Мириана», храмовый иконостас XV века, фрески XVII века. В южных вратах церковь Михаила-архангела. В северном крыле храма две церкви. Восточная — Святого Иоанна Крестителя, западная Святого Иоанна Златоуста. Слева от большого алтаря — жертвенник, справа церковь Святых Мириана и Наны.

Фото: Tury.club

В храме Самтавро находится множество святынь: часть животворящего столпа, чудотворная икона Иверской Божьей матери, чудотворная икона святой Нины, пожертвованная царём Георгием XII своим внукам в 1870 году, могилы святых царей Мириана и Наны, мощи святого Абибоса Некресского (находятся под престолом в алтаре), мощи святого Шио Мгвимского, часть камня с могилы святой Нины из Бодбе и другие реликвии.

Надгробия равноапостольного царя Мириана и царицы Наны.

Но, помимо древних реликвий, Самтавро известен и тем, что здесь последние годы своей жизни подвизался святой исповедник нашего времени — прп. Гавриил (Угребадзе).

В 1971 году решением католикоса Ефрема II и митрополита Илии (будущего католикоса-патриарха всея Грузии), Гавриил был назначен духовником женского монастыря Преображения Господня в Самтавро. В это время он жил в «башне царя Мириана» около Самтавро-Преображенской церкви.

Башня царя Мириана — место подвига старца Гавриила. Фото: Mtskheta.wikimapia.org

В 1987 году отец Гавриил переселился из башни в старый дощатый курятник. В 1990 году, в поисках большего уединения, перешёл в монастырь Шиомгвиме, но Бог в видении велел ему вернуться в Самтавро и служить людям. В последние годы своей жизни архимандрит Гавриил стал почитаемым и любимым старцем в Грузии. Старца каждый день навещали паломники из разных стран. Скончался старец 2 ноября 1995 года. Его похоронили, согласно завещанию, завернув тело в грубый саван, на территории у Преображенской церкви, где 22 февраля 2014 года были обретены нетленные мощи преподобного Гавриила.

Рака с мощами прп. Гавриила. Фото: Moscmc.ru

Ныне нетленные мощи старца, канонизированного Грузинской Церковью 24 декабря 2012 положены в Преображенской церкви в монастыре Самтавро.

Материал написан на основе открытых источников