Монастырь тврдош Босния и Герцеговина

Монастырь Тврдош

У этого термина существуют и другие значения, см. Монастырь Василия Острожского (значения).

Монастырь

Монастырь Тврдош

Манастир Тврдош

Страна

Босния и Герцеговина

Местоположение

Республика Сербская, Требине

Конфессия

Сербская Православная Церковь

Епархия

Захумско-Герцеговинская

Тип

мужской

Дата основания

XV век

Известные насельники

Василий Острожский

Медиафайлы на Викискладе

Монастырь Тврдош (серб. Манастир Тврдош) в честь Успения Пресвятой Богородицы — монастырь Сербской православной церкви в общине Требине в Республике Сербской. Располагается на скалах, на правом берегу реки Требишницы у деревни Тврдош, в 4 километрах от города Требине. Монастырь Тврдош известен тем, что здесь принял постриг выдающийся сербский православный подвижник Василий Острожский.

Монастырь также широко известен как центр виноделия.

История

Существует предание, в котором говорится, что монастырь построил император Константин Великий и его мать Елена в IV веке. В конце XIII или начале XIV века Тврдош был восстановлен сербским королём Стефаном Урошем II Милутином.

В 1509 году монастырь был обновлён митрополитом Виссарионом I. Почти 200 лет Тврдош был центром Требинской митрополии. В 1667 году монастырь сильно пострадал от землетрясения, но был восстановлен митрополитом Василием Острожским. В 1694 году во время Великой Турецкой войны венецианцы взорвали монастырь.

В 1928 году разбогатевший в Америке требинец Николай Руневац дал средства на восстановление монастыря. С 1955 года началось интенсивное возрождение.

После разрушения в 1992 году Свято-Троицкого собора в Мостаре, в Тврдош была перенесена кафедра Захумско-Герцеговинского епископа.

Галерея

  • Храм Успения Божией Матери

  • Дворик перед храмом Успения Божией Матери

  • Вид монастыря от въездных врат (с дороги)

  • Виноградник на территории монастыря

  • Винный погреб

  • Садик и двор монастыря

  • Крест на ограде монастыря

> См. также

  • Сербская Православная Церковь
  • Список сербских православных монастырей

Примечания

  1. 1 2 3 4 Manastir Tvrdoš (серб.). Manastiri u Srbiji. Дата обращения 21 апреля 2017.
  2. Манастир Тврдош (серб.). Епархија ЗХиП. Дата обращения 21 апреля 2017.
  3. Еп. Атанасије (серб.). Епархија ЗХиП. Дата обращения 21 апреля 2017.

> Ссылки

  • Подвалы монастыря Тврдош. Дата обращения 21 апреля 2017.

Литература

  • Споменица Епархије захумско-херцеговачке 1918—1928, Издање епархијске управе, Ниш, Штампарија «Св. цар Константин», 1928, стр. 71 чланак: Обнављање манастира Тврдоша.
  • Српска православна црква 1920—1970 Споменица, Издање Светог архијерејског синода, Београд, 1971, стр. 76.

Монастырь Тврдош. Требине. Босния и Герцеговина

Монастырь Тврдош, посвящённый Успению Пресвятой Богородицы, находится в четырёх километрах от города Требине. Это один из самых значимых православных монастырей на Балканах.
История монастыря долгая и трудная, с многочисленными разрушениями и восстановлениями. То, что мы видим сейчас, построено когда в Тврдош вернулись монахи после двухсотлетнего отсутствия.

Существует предание, в котором говорится, что монастырь построил император Константин Великий и его мать Елена Анжуйская, прославленная своим благочестием, в IV веке. Многие источники утверждают, что монастырь был основан в средние века. Есть версия, что его основатель – сербский король Милутин, в этом случае монастырь основан на рубеже 13-14 веков. По другой версии основателем монастыря был Степан Вукчич Косача, а это уже 15-й век.

Аналогичные легенды рассказывают в отношении почти всех монастырей юго-восточной Герцеговины. Однако в случае с Тврдошем есть материальное свидетельство — грубо отесанные камни фундамента первой Твердошской церкви IV века, которые были открыты во время археологических раскопок. Их можно увидеть через стеклянный пол, который смонтирован внутри церкви. Был ли здесь, помимо церкви, монастырь – до сих пор неизвестно.

Сведения о дальнейшей истории монастыря более надёжные.
В 1509 году Требиньский митрополит Виссарион I основательно перестроил монастырь. Монастырь в те непростые времена был окружён крепостными стенами. Даже в названии это отражено – твердыня, Тврдош. Тогда же была возведена трёхнефовая церковь, от которой сохранились фундамент, каменные столбы и фрагменты стен с фресками.
Монастырь на протяжении двух столетий был резиденцией Требиньской митрополии (сейчас – Захумско-Герцеговинская епархия).

Очень сильны связи Твердоша с Черногорией: один из наиболее чтимых в стране Черных гор святых – выдающийся православный подвижник Василий Острожский. Герцеговинец родом, в начале XVII века, он пришел в обитель совсем молодым послушником, и принял здесь постриг под именем Василия. Свое святое имя новопостриженный монах выбрал в честь знаменитого украинского мецената и покровителя православной веры князя Константина-Василия Острожского. Святой Василий Острожский пятнадцать лет жил в монастыре Твердош.

В бытность свою епископом Захолмским, а с 1634 г. – Требиньским митрополитом, этот видный религиозный деятель имел свою резиденцию именно в Твердоше.
В 1667 году в этих краях случилось катастрофическое землетрясение, которое разрушило Дубровник и города Боки Которской. Монастырь Тврдош тоже сильно пострадал и был восстановлен трудами Василий Острожского.

Вход в церковь

Мозаика над входом в церковь

Церковные колокола
Каменная мозаика у входа в церковь
Внутри храма
Иконостас
Роспись потолка храма
Тут хранятся реликвии, переданные монастырю Еленой и Константином. К ним относятся: небольшая часть креста с Голгофы, на котором распяли Христа, самая дорогая икона Балкан, вставленная в золотую оправу, украшенную бриллиантами, а также икона защитницы Тврдоша – Успения Богородицы, дающей всем девушкам благословение на счастливый брак, надо только оставить ей свое украшение. Главная святыня храма – десница Елены Анжуйской.
Светильник храма
Стеклянный пол, который смонтирован внутри церкви
Мозаика на полу в церкви
Округа Требине в конце 17-го века стала полем военных действий: турки воевали с венецианцами, пытавшимися расширить своё влияние в регионе. В 1693 году турки заняли монастырь и превратили его в свой форт. Монахи перебрались в другие монастыри. Часть отправилось в монастырь в Савино в Герцег Нови в Боке Которской. Другие остались в окрестностях Требине в монастыре Дужи. Вместе с монахами в эти монастыри отправились святыни и ценности Тврдоша.
В следующем, 1694 году, монастырь Твердош в ходе боевых действий был разрушен веницианцами. Тогда же были безвозвратно утрачены чудесные фрески, написанные дубровницкими мастерами Вицко Ловровым и иноком Марко Стефановым, местным уроженцем. Из всех фресок во время археологических раскопок был найден только один фрагмент с печальным ликом Богоматери, который сегодня бережно хранится в храме.
Только в начале 20-го века монахи вернулись на прежнее место. Новая жизнь монастыря началась в 1924 году. В 1928 году была построена новая церковь на средства Николы Руньеваца, требиньца, уехавшего в Америку и там разбогатевшего.
Церковь освящена 12 мая, в день почитания святого Василия Острожского. При освящении храм получил имя Успенской Богородицы, давней покровительницы Требинье.
Сейчас архитектурный облик монастыря повторяет тот, что был в средние века – насколько это возможно было восстановить.
Колокольня монастыря Тврдош
В наши дни Твердош снова является важным центром православия в Боснии и Герцеговине. Здесь располагается престол Захумско-Герцеговинской епархии Сербской православной церкви, после разрушения в 1992 году Свято-Троицкого собора, изгнанной гражданской войной из Мостара.
Монастырское кладбище
Часовня на кладбище
Монастырское подворье
В комплекс монастыря кроме храма входят епископский корпус, кельи монахов, беседка, винодельная, смотровая площадка, оформленная в виде амфитеатра. Кроме того, всю территорию окружает уютный, тенистый парк.
Сейчас в монастыре живёт дюжина монахов.

Про славян

Когда славяне в VI веке после долгого пути переселений достигли берегов Дуная, на другой стороне реки, на Балканском полуострове, перед ними предстали еще цветущие в ту пору византийские города.

Города с грандиозными постройками, украшенными статуями и мозаичными полами, с большими храмами, стены которых были декорированы фресками и мозаиками, с богатыми некрополями, в которых покоились знатные горожане под роскошными памятниками. Перед взорами пришельцев предстала совершенно незнакомая им цивилизация, хотя и пострадавшая уже от более ранних варварских набегов, но еще стойко боровшаяся за свое существование. После неудач военного сопротивления завоевателям население древних, известных еще с римских времен городов, потянулось на юг, к морю, оставляя пришельцам, окончательно утвердившимся на Балканах в VII веке, свои поселения и имущество.

Долгое время у славян не было ни попыток понять эллинско-римскую культуру, ни почтения к христианским памятникам. Поселяясь в древних городах, среди полуразрушенных дворцов, они наскоро строили себе примитивные жилища из дерева и земли. Славяне принесли с собой обычаи жителей северных равнин и политеистическую, языческую религию. Должно было пройти определенное время, прежде чем, приняв христианство, они смогли включиться в новую для них культуру Средиземноморья, а затем и сами сумели создать такое искусство, которое на протяжении всего Средневековья было основным выражением их духа, а в счастливые периоды развития стало тем наивысшим достижением, на какое они вообще были способны.

Набеги варваров и переселение народов в первых веках нашей эры, завершившееся приходом на Балканы славян и болгар, произвели здесь подлинное разорение. Отрицание христианством произведений античного искусства привело к забвению старой цивилизации. Античные памятники скрылись в речных наносах и лесных зарослях. Археологи и поныне извлекают на свет руины городов римлян и византийцев: величественные театры, в которых некогда игрались произведения античных писателей; языческие храмы и христианские церкви огромных размеров, в которых службы совершались с небывалой пышностью; римские крепости, в которых сражались вывезенные издалека наемники; римские и византийские термы, возведенные по столичным образцам. На стенах этих развалин иногда обнаруживаются остатки фресковых росписей, но изображений христианской тематики с фигурами сохранилось немного, поскольку фрески более, нежели мозаика, страдают от атмосферных осадков и пожаров.

В сущности, только два сохранившихся значительных комплекса свидетельствуют о творчестве христианского населения ранних веков в сфере монументального изобразительного искусства. Это и фрески гробницы IV века в Нише в Сербии и остатки стенных росписей начала VI века в епископской церкви в Стоби в Македонии.

Нишская гробница представляет собой прямоугольное помещение с коробовым сводом и четырьмя стенными нишами с захоронениями. Гробница находится под землей. С восточной стороны в нее ведет лестница. Внутри на всех поверхностях ее стен сохранилась живопись. В нижнем ярусе, у самых погребений, изображена ограда из перекрещивающихся деревянных брусьев, за которой видны вьющиеся растения, написанные красным и зеленым цветом. В верхнем ярусе в центре восточной и западной стен представлены монограммы Христа в венках, сплетенных из пальмовых ветвей, а ниже, на фоне пейзажа, – попарно фигуры святых, обращенные к символу Христа. Святые одеты в белые туники и паллиумы. Скорее всего, это изображения четырех апостолов. Две фигуры с восточной стороны могут быть определены по характерному типу ликов как апостолы Петр и Павел.

Над нижним регистром захоронений на северной и восточной стенах сохранилось еще два яруса живописи. В среднем, так же как и в нижнем, ярусе изображена ограда, только более роскошная, имитирующая мраморную. Ограда расчленена колонками, причем показано, что каждая из них увенчивается скульптурным бюстом-гермой. За оградой поднимаются растения. В самом верхнем ярусе на склонах свода представлена виноградная лоза с листьями и гроздьями, в ее ветвях – птицы, некоторые из них клюют спелые ягоды. Тематика росписи нишской гробницы может быть разъяснена при помощи текстов заупокойных служб и молитв. Очевидно, заказчики этой гробницы пожелали, чтобы на ее стенах был представлен рай с его цветущей растительностью и святыми, с которыми словно пребывали бы души погребенных.

Тематические и стилистические аналогии росписям нишской гробницы мы находим в погребальных помещениях некоторых римских катакомб.

Нишским фрескам сродни фрески двух гробниц раннехристианского некрополя в Пене в Венгрии, гробницы некрополя в Софии в Болгарии и не полностью опубликованные фрески гробницы в Салони­ках. Сходство росписей нишской гробницы с раннехрис­тианской живописью римских катакомб конца IV и самого начала V века свидетельствует о том, что римляне, жившие в Нише, поддерживали тесные связи со столицей. Вплоть до 40-х годов V века, пока гунны во главе с Аттилой не разрушили древний Наисус (Ниш), в нем процветала культура, соединившая в себе влияния Востока и Запада. После нашествия Аттилы город пришел в запустение и несколько оправился только перед приходом славян.

Росписи епископской церкви в Стоби сохранились лишь фрагментарно: несколько ликов святых, частично утраченных, два фрагмента с неидентифицированными композициями. Фрагменты найдены на стенах притвора, а один – в наосе.

Уцелевшие фрески были переданы в Народный музей Белграда. Цокольный ярус церкви также был богато украшен росписью, но она не сохранилась. Среди дошедших до нашего времени изображений голов святых – одна в натуральную величину. Она, вероятно, принадлежала фигуре в ряду святых нижнего яруса росписи в притворе. Найденные при раскопках остатки греческих надписей на свитках свидетельствуют о том, что у некоторых стоящих фигур были в руках развернутые свитки с текстами из Евангелия. Необычно взволнованный взгляд, широко открытые глаза большинства сохранившихся изображений ликов, которые, в отличие от только что упомянутого фрагмента, имеют небольшие размеры, говорят о том, что они могли принадлежать фигурам из каких-то сцен на религиозные сюжеты.

Живописные переходы цвета, быстрый, свободный и смелый мазок кисти в моделировке ликов показывают, что живописцы прекрасно умели пользоваться той «импрессионистической» манерой, которая была свойственна живописи конца V и начала VI века. Широко раскрытые глаза святых, совершенно еще античные типы их ликов находят наиболее близкие параллели в древнейших иконах из монастыря Св. Екатерины в Синае, в некоторых миниатюрах пурпурных кодексов VI века. Эти фрески высокого художественного уровня были созданы, очевидно, до 518 года, когда сильное землетрясение разрушило Стоби, после чего всякая жизнь в этом городе замерла.

Новый подъем монументальной живописи начинается после христианизации славянского населения на Балканах во второй половине IX века.

Тогда возникают и первые прочные государственные образования славян со своей общественной иерархией, в высших слоях которой выделяются люди, стремящиеся проявлять заботу о строительстве храмов и об их украшении. Хотя в этих первых славянских культовых сооружениях живопись не сохранилась, тем не менее точно известно, что она там существовала.

Памятники, созданные позже (начиная с XI века все более многочисленные), показывают, что славяне – заказчики церковных построек на Балканах – избрали фреску в качестве основной, если не единственной техники для украшения интерьеров своих храмов. Богатый мозаичный декор византийских храмов не мог пустить в славянской среде на Балканах прочных корней – не только в силу бедности этой среды, но и потому, что вплоть до позднего Средневековья здесь, исключая латинские города Приморья, не было больших городов, которые являлись необходимым условием существования мозаичных мастерских с их сложным способом производства. Обстоятельства сложились таким образом, что современные балканские страны представляет собой «страну фресок» – то есть такую область в Европе, где находятся сотни храмов с хорошо сохранившейся средневековой монументальной живописью.

Следующей остановкой на нашем пути был знаменитый монастырь Тврдош. Он занимает центральное место в епархии Герцеговины, имеет древнюю историю, здесь принял постриг Василий Острожский, основатель Острожского монастыря в Черногории.
На въезде в монастырь открывается панорама виноградников, здесь производятся различные винные сорта: Вранац, Жилавка, Каберне, Савиньон, Мерло, Шардоне, также делают коньяк.
Вокруг немного пустынный колорит, выгоревшая трава, пожухлые листья и спекшиеся ягоды винограда. Говорят, что монахам с полевыми работами на виноградных полях помогают жители деревни.
Местный магазинчик. После осмотра монастыря, наслушавшись прекрасных слов о винограде и вине, все набились в этот магазин, дабы почувствовать себя настоящими ценителями прекрасного. Мы же попросили фирменную коробку и наполнили ее разными бутылками, а потом погрымыхивали содержимым всю обратную дорогу.
Вид на сам монастырь. Одна черногорская женщина, по местным меркам, настоящая интеллигентка, так нам расхваливала монастырь. Говорила, надо обязательно съездить посмотреть, такая красота, такая красота.
Приусадебные постройки возле монастыря. Декоративные колеса, камни и зеленые горшки. Все красиво. У меня сложилось мнение, что все балканские монастыри — кузница ландшафтных дизайнеров. Продуманно до мелочей.
Плющ, зеленый плющ. Обычно привыкли его видеть темно-зеленым, здесь он цвета салата.
Остальные владения заперты на калитку, хотя думаю, там тоже есть, что посмотреть. Для сравнения, в монастыре Морача, Черногория, для публики открыт весь сад.
Глядя на пейзаж вокруг, думаешь, что виноград не такое уж и прихотливое растение. Мог бы и у нас расти на глине в сибирском огороде. Солнца, правда, нет.
На каждом виноградном кусте оставляют только несколько гроздей, чтобы виноград был сладкий. Нам предлагали пощипать немножко ягодок, они там мелкие, еще немного и получится изюм.
Сам монастырь. Фото и видео на территории запрещены. Монастырь небольшой. Рядом ходят местные служители, присматривают за порядком. Один из них болтал с нашим экскурсоводом о делах земных, хороший ли сезон, и как вообще с туристами в этом году.
Булыжная мозаика на входе.
После осмотра сада и внутреннего содержимого монастыря нас повели в подвальчик. В последние годы сюда приезжает много экскурсионных групп, многие хотят продегустировать вино. Дегустационный зал, который есть сейчас, вмещает не так много людей, поэтому решили строить новый.
А пока не построен новый, входим в действующий дегустационный зал, у нас группа маленькая, нам хватило. Но, было одно но. Оказалось, что в нашу экскурсию за 35 евро дегустация не входила, поэтому пришлось терпеть до дома. На территорию монастыря нельзя входить с открытыми плечами и коленями, поэтому на входе висели платки, в основном женские. На широких плечах смотрится довольно беззащитно.
Сам подвал. Бочки современные. Нам долго рассказывали про технологию изготовления. Все дорого, сложно, нужен опыт и светлая голова. В бочке вкус вина распределяется неравномерно, с осадком или без, поэтому на разных уровнях установлены краны.
Вот сама дегустационная. За окном торчит металлическая арматура из камней под старину. Видимо, строят не только новый зал. Радует, что все делается под существующий облик и архитектуру.
Зал с архивными винами. Здесь стоит довольно сильный винный запах.
Для охлаждения за декоративными решетками стоит два мощных кондиционера.
Здесь как раз видно систему охлаждения.
Из холодного зала выбрались на солнышко. В плане красоты Тврдош не произвел какого-то особенного впечатления. У меня есть подозрение, что на него надо просто с других точек посмотреть. Ну а виноградники, вино, этим нельзя не восхищаться. Монастырское вино пока можно купить только здесь. Цена 7-9 евро за бутылку. Архивные вина стоят дороже, есть и за 20-30 евро. Похоже, дела у них идут неплохо и, поговаривают, об экспорте вина в другие страны. В наших магазинах, в местной Роде, я видела Вранац из Твродоша за 12 евро, наценка за доставку. А за остальными видами — пока что только в Боснию.
Tags: Босния и Герцеговина, Требинье

Отзыв: Экскурсия в монастырь Тврдош (Босния и Герцеговина, Требинье) — Стоит приехать не только за пищей духовной, но и за хорошим вином

Один из пунктов нашей экскурсионной программы по Боснии и Герцеговине, была остановка в монастыре Тврдош, который находится в 5 километрах от города Требинье на склоне горы рядом с берегом реки Требишница.

Монастырь православный, мужской. Попасть в него может любой желающий. Более того, здесь совершенно безвозмездно готовы приютить странствующих путников на 3 дня, дольше тоже можно остаться, но тогда уже необходимо включаться в работу, которой здесь не мало и вот почему. Монахи монастыря Тврдош во главе с игуменом Савва, возродили здесь традицию виноделия, о которой еще известно с 15 века. Поэтому, помимо пищи духовной, здесь можно запастись хорошим вином.

Нас проводили в наземную часть винных погребов и немного рассказали о продукции, правда, без дегустации.

Как нам поведали, в БиГ винная тема сосредоточена не в руках государства, а дана на откуп в частные руки. Отсюда, достаточно большое количество производителей. Но только вина монастыря Тврдош получили международное признание. Приобрести их можно в местном магазинчике (продавнице), там же можно найти коньяк 11 летней выдержки, ракию на травах, мед и прочую продукцию пчеловодства, ну и конечно стандартные церковные принадлежности — иконы, свечи, брояницы, а также другие не малоинтересные сувениры.

Цены вполне адекватные, например, бутылка красного сухого вина сорта Вранац 2009 года обойдется в 14 марок или 7 евро (европейскую валюту принимают без проблем). Между прочим, это вино было удостоено бронзовой медали на выставке в Лондоне. Действительно оно очень приятное и сильно отличается от черногорского Вранаца в лучшую сторону. Жалею теперь только о том, что мало купила.

Кстати, стоит иметь ввиду, что здесь продают не только бутылочное вино, но и на разлив. Молодое вино, где срок хранения гораздо меньше бутылочного (до конца отпуска хватит). Стоит оно дешевле, особенно если взять канистрочку литров на десять.
Но вернусь к самому монастырю. Одним немаловажным фактом считают то, что здесь в свое время стал монахом, а затем дьяконом Василий Острожский, мощи которого находятся в знаменитом монастыре Острог (именно туда сегодня вереницей идут паломники и туристы разных национальностей и вероисповедания).

Вот вроде бы он мужской и кажется, что здесь должно быть все как-то аскетично, но нет, убранству подворья позавидует любой российский дачник 🙂 Всюду цветы, интересные декоративные элементы, лавочки для отдыха, пасека, виноградник. Одним словом, находится здесь приятно.

Конечно, во время посещения подобных мест надо быть и одетым соответствующе — прикрыть колени и плечи. Для этих целей при входе на территорию монастыря есть специальная одежда, которой можно воспользоваться (кстати, женщинам покрывать голову здесь не обязательно).

В церкви можно поставить свечи, оставить записочки «За здравие» и «За упокой».

Монастырь Тврдош, расположенный в Требинье, считается постройкой времен императора Константина. По некоторым данным, объект был возведен на основе более раннего храма, построенного в IV веке. Монастырь подвергался разрушениям и восстанавливался. До наших дней дошли сделанные в XIII веке фрески на стенах обители. Здесь продолжают традиции виноделия.

Монастырь Тврдош в Требинье находится в Боснии и Герцеговине. Это постройка, возникшая на основе крошечной церквушки IV века, созданной еще во времена императора Константина. Монастырь является действующим, тут на постоянной основе живут монахи. Поэтому при посещении туристам рекомендуется подобрать более сдержанную и закрытую одежду.

Немного истории

Монастырь Тврдош в Боснии является православным, он относится к Сербской православной церкви. Он ведет свою историю с IV века, когда появилась церковь. В XIII веке были созданы фрески, их остатки можно увидеть и сегодня. В дальнейшем храм несколько раз восстанавливали — он подвергался разрушениям. Последнее масштабное восстановление прошло в середине XX века.

Достопримечательности

Монастырь Тврдош сам является достопримечательностью, однако здесь хранятся интересные артефакты. В стенах монастыря хранится самая дорогая икона в Боснии и Герцеговине. Она имеет оправу из золота с вставленными бриллиантами. Еще одна местная достопримечательность — вино. Монахи сами занимаются виноделием. В какой-то момент традиция оборвалась, однако 15 лет назад насельники решили снова взять за работу. У монастыря Тврдош в Боснии и Герцеговине есть свои виноградники.

Святые

Из Требинье пешком в монастырь Тврдош прибывают не только туристы, но и паломники. С этим монастырем связано имя Василия Острожского — одного из наиболее почитаемых в Сербской православной церкви святых. Он занимался обновлением многих церквей, принял святой участие и в восстановлении Тврдоша.

Экскурсии к монастырю

Чтобы увидеть монастырь и узнать больше об истории обители, стоит записаться на одну из экскурсий по стране. Некоторые экскурсии начинаются в Черногории и продолжаются уже в Боснии и Герцеговине. Туристы имеют возможность выбрать подходящую экскурсионную программу и гида, говорящего на русском.

Увидеть монастырь можно снаружи и изнутри. В программах некоторых туров предусмотрено посещение и других святынь. Увидеть монастырь стоит не только православным, но и атеистам, а также представителям альтернативных конфессий. Это исторический объект, который представляет культурную ценность.

Путешественники увидят садик и двор монастыря, винный погреб, монастырские виноградники, дворик перед храмом и другие интересные места. Они отличаются самобытностью. На территории монастыря царит особая атмосфера.

Сопочаны

У этого термина существуют и другие значения, см. Сопочаны (значения).

Монастырь

Монастырь Сопочаны

Манастир Сопоћани

Страна

Сербия

Местоположение

Стари-Рас

Конфессия

Сербская православная церковь

Епархия

Рашско-Призренская

Архитектурный стиль

романское искусство

Основатель

Стефан Урош I

Дата основания

XIII век

Статус

действующий монастырь

Сайт

web.archive.orgp>

Медиафайлы на Викискладе

Монастырь Сопочаны (серб. Манастир Сопоћани) — сербский православный монастырь с церковью Святой Троицы; расположен близ города Нови-Пазар (юг Сербии).

Расположение монастыря

Основан в живописной долине реки Рашки, рядом с древнем Расом — центром Сербского государства Урошем I до 1263 года как мавзолей короля и его семьи. Сохранилась церковь св. Троицы (1264—1265), однонефная постройка рашской школы, отличающаяся стройностью и композиционной цельностью (боковые пристройки (пастофории, певницы и приделы) — первоначальные, открытый притвор и башня над входом — XIV века). В Средние веки монастырь был духовным центром, его братия насчитывала свыше 100 монахов.

В 1389 году после Косовской битвы монастырь был сожжен турками; восстановлен при деспоте Стефане. В 1689 году с сожжением обрушением кровли церкви монастырь опустел; реставрирован в 1929, 1948—1956 годах. В 1990-х гг. из монастыря Высокие Дечаны в Сопочаны были перенесены мощи святых врачей-бессеребренников Косьмы и Дамиана.

В 1979 года включен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Живопись

Успение Богоматери. Фреска.

Фрески Сопочан — одного из центральных созданий византийского искусства — отличают внутренняя сосредоточенность образов, крупные масштабы, лапидарные формы, светлый колорит, в образах нет ничего эффектного, чрезмерно конкретного и чувственного, но впечатление покоя и величия. Фрескам Сопочан близки фрески других сербских монастырей этого периода (фрески в церкви Святых Апостолов в Печской патриархии, 1260 год; в церкви Успения монастыря Морача, 1251—1252).

Около 1265 года церковь расписана фресками (в центральной части храма имитируют мозаику). В апсиде изображены Богородица с Младенцем и с двумя ангелами по сторонам, Причастие апостолов, Поклонение Жертве (в процессии изображены архиепископы Сербские Савва I, Арсений I, Савва II), на стенах — Великие праздники, на западной стене — Успение Богоматери, на хорах — Сорок мучеников, Гостеприимство Авраамово и апостолы, в нартексе — Вселенские соборы, Притча о праведном Иосифе, Древо Иессеево, Страшный суд, портреты ктиторов, смерть Анны Дандоло, матери ктитора; в южном притворе — Житие святого Симеона Немани, в северном — Стефана Первомученика. В боковых пристройках сохранились фрески конца XIII века, начала XIV века и XVI—XVII веков.

> Литература

  • Мальцева С. Приделы в сербских храмах XIII- первой половины XIV вв. // Византийский временник. — 2012. — Т. 71. — С. 177—199.

Ссылки

Всемирное наследие ЮНЕСКО, объект № 96
рус. • англ. • фр.

  • Официальный сайт монастыря (серб.)
  • Статья о монастыре на сайте ЮНЕСКО (англ.)