Мощи серафима саровского в Москве

Мощи Серафима Саровского — где находятся, как проехать

Для многих верующих Серафим Саровский является самым любимым небесным заступником, покровителем России и молитвенником за всех православных. В 2018 г. исполнилось 115 лет с того дня, как батюшку официально признали святым. С тех пор его почитание в народе лишь растет. Тысячи паломников ежегодно приезжают к мощам Серафима Саровского, чтобы помолиться за себя и своих близких.

Биография Серафима Саровского

«Пламенный» — вот как переводится имя праведника. Именно такой — неугасимой — являлась его вера. И не утихло пламя на протяжении 79 лет земной жизни, невзирая на все испытания. Три десятка лет прожил батюшка отшельником, претерпел разбойное нападение и гонения, мучился от болезней, три года простоял на столбе, молился на камне. Но при этом всегда оставался смиренным, верил в Бога и людей.

19 июля 1754 г. родился в купеческой семье мальчик, которого нарекли Прохором. Родители его были набожными. Отец начал строить храм в родной деревне, когда он умер, дело продолжила мать. Однажды она взяла сына с собой, чтобы посмотреть, как идет стройка. Малыш упал с самого верха будущей колокольни, но остался цел благодаря чуду. Прохору тогда было 7 лет.

Затем, десяти лет от роду, мальчик тяжело заболел. Ему явилась Божия Матерь, пообещавшая подарить ему исцеление. Так и случилось — рядом с домом проходил крестный ход с образом Знамения Пресвятой Богородицы. Когда дитя приложили к лику — болезнь отступила. Так была определена судьба мальчика. Уже в отрочестве он решил уйти в монастырь, потому что суета земная не привлекала его. Взяв благословение матери, святой уехал в Печерскую лавру.

По благословению старца, молодой человек отправился в Саровскую пустынь. После двух лет послушания Прохор тяжело заболел, диагноз — водянка. Несмотря на уход братьев, силы оставляли юношу. Тогда последовало еще одно чудо — болящему явилась Божия Матерь вместе с апостолами Петром и Иоанном. Дева Мария исцелила инока.

  • Через 8 лет после поступления в монастырь Прохор становится монахом и получает имя Серафим.
  • 1793 г. — посвящение в сан иеромонаха (священника).
  • Вскоре после этого святой удаляется в затвор — мало питается, работает на огороде, держит пасеку. Основное время проводит в молитве.

Узнав о благочестии батюшки, к нему начали стекаться паломники-миряне. После жестокого разбойного нападения здоровье отца Серафима стало намного хуже. Получив удар топором по голове, он больше не смог прямо ходить. Скончался преподобный 2 января 1833 г., его нашли перед иконой Божией Матери в молитвенной позе.

Четвертый удел Богородицы — Дивеево

Есть всего несколько мест на земле, которые Дева Мария окружает своим особым покровительством: Иверия, Афон, Киев и Дивеево. Расположен четвертый удел возле города Арзамаса, на берегу р. Вычкинзы. В с. Дивеево ныне проживает около 9 тыс. человек. Всего 200 лет назад тут было лишь маленькое поселение с деревянной церквушкой во имя Николая Чудоворца. Располагалась церковь по дороге, ведущей в Саров. Поэтому паломники останавливались в ней, чтобы отдохнуть.

Много усилий приложил батюшка Серафим к тому, чтобы обустроить здесь обитель для сестер. В июле 1827 г. тут появились первые насельницы. На средства жертвователей был возведен каменный храм Рождества Христова. Обитель разрасталась. После упокоения батюшки Серафима, в 1861 г. она получила статус монастыря. Был заложен собор во имя Святой Троицы, строительство которого продолжалось 27 лет.

Тяжелые времена наступили для монастыря в годы советской власти. Сначала он был зарегистрирован как артель. Сестры продолжали жить по монастырскому уставу. Но в 1927 г. обитель была закрыта. Вновь церковная жизнь стала восстанавливаться в 1988 г., когда официально открыли церковный приход.

Когда состоялось обретение мощей Серафима Саровского

Немногие знают, когда состоялось обретение мощей Серафима Саровского. Впервые это случилось в г. Сарове. 1 августа 1903 г. братией была открыта гробница праведника. Несколько позже, в торжественной обстановке, состоялась официальная канонизация. На событие собралось примерно 300 тыс. паломников, прибыли члены царской семьи, представители духовенства.

  • В годы правления советской власти святыня была утеряна. Вторично их обрели в 1990 г. в Музеи истории религии и атеизма (ныне — Казанский собор Санкт-Петербурга).

31 июля 1991 г. состоялось торжественное прибытие мощей батюшки Серафима в возрожденный монастырь Дивеево. Сегодня святыня находится в левой части Свято-Троицкого собора, рядом стоит посох святого. Перед своей кончиной старец оставил устное завещание духовным детям. Он наказал обращаться к нему, словно к живому. Обещал, что услышит и держит свое слово. Об этом можно судить по многим чудесам, произошедшим по молитвам к святому.

Праведник помогает исцелиться от зависти, нападок недоброжелателей, восстанавливает сложные семейные отношения, помогает одолеть уныние, исцеляет также и от физических недугов.

Где находятся мощи Святого Серафима Саровского?

Дивеевский район, где находится Свято-Троицкая обитель, расположен в Нижегородской области. Посещение святых мест является древней традицией православия, которой многие благочестивые люди следуют. Правда, не все знают, как доехать до мощей Серафима Саровского. Сделать это будет несложно, если подробно изучить данную статью.

Итак, можно использовать Нижний Новгород как перевалочный пункт в своем путешествии, ведь он находится в 170 км. от Дивеево. К вечеру добраться до Нижнего на самолете или автобусе и остановиться в гостинице. У вас будет время на осмотр местных достопримечательностей. Затем уже можно спокойно поехать к батюшке Серафиму.

Авиарейс из столицы в Новгород весьма популярен, продолжается путешествие около полутора часов. Пункт назначения — аэропорт Стригино. Путешествие на поезде продлится дольше — около 6 часов. Есть и прямой рейс на поездах «Ласточка» или «Стриж», такая поездка будет быстрее. Из Новгорода в монастырь большинство паломников добираются на автобусе. Билеты следует заранее бронировать, поскольку направление очень популярно у туристов.

Автобус отходит от железнодорожного вокзала. Посадка производится на площади в 150 м. от здания. От аэропорта до вокзала курсирует автобус №20, можно доехать и до метро (станции «Московская»).

  • В чем помогает икона Серафима;
  • Молитва о помощи Серафиму Саровскому;
  • Сильная Молитва на торговлю Серафиму.

Как правильно вести себя возле мощей

Совершая паломническую поездку, важно не только знать, как доехать до места, где находятся мощи Серафима Саровского. Верующий человек должен правильно вести себя. В поездке следует думать о своем духовном состоянии. Следует избегать самых распространенных ошибок, которые допускают многие путешественники.

  • Воздержитесь от болтовни. Паломничество отличается от обычного туризма. Дорожные пустые разговоры способны кого угодно лишить молитвенного настроя. Лучше подумать о цели путешествия. Сформулируйте свою просьбу, что именно является вашим желанием? Физическое исцеление или что-то другое?
  • Воздержитесь от мирского. Если перед путешествием не удалось попоститься, сделайте это хотя бы во время поездки. Откажитесь от тяжелой мясной пищи в пользу овощей и фруктов. Сократите количество сигарет, избегайте употребления алкогольных напитков.
  • Не суетитесь в монастыре. На территории обители весьма многолюдно. Не следует пытаться попасть везде и сразу. Тяжело бывает воздержаться от осуждения ближних. Чтобы не нарушить духовного равновесия, надо заранее написать записки о здравии и поминовении. Занимайте только одну очередь, а не три одновременно.

Собираясь к мощам преподобного, будьте готовы отстоять длинную очередь. В это время святые отцы советуют молиться. Возьмите с собой акафист и читайте его. Праздные разговоры отвлекают других паломников. Лучше продумайте, что именно будете говорить, ведь никому не дают задерживаться возле мощей надолго.

Перед тем, как подходить к гробнице, следует заранее совершить два поклона и перекреститься. Возле раки делать это неудобно — вы будете мешать окружающим, задерживать очередь. Прикладываться правильно так — сначала поцелуйте святыню, затем приложитесь к ней лбом. Допускается освящать икону, четки, крестики, пояса с молитвой. Для этого нужно передать предмет сестре, которая стоит возле мощей.

После того, как приложились, выходите из оградки. Затем совершите еще один поклон с крестным знамением. Молитвами преподобного отца нашего Серафима, Господь да помилует и спасет вас!

Где в Москве помолиться преподобному старцу Серафиму Саровскому?

Серафим Саровский

Преподобный Серафим Саровский

Почитание преподобного Серафима Саровского — шире, чем всенародное. Иконы русского святого можно встретить во всем мире, даже в католических храмах (кстати, католики часто сравнивают его со своим святым — Франциском Ассизским). Вокруг имени старца сложилось множество преданий, описаны несчитанные чудеса. И многие стремятся на день памяти преподобного посетить Дивеево — Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь в Нижегородской епархии, с любовью называемый в народе «Четвертым уделом Божией Матери», где покоятся мощи и личные вещи преподобного Серафима, бывшего духовником обители.

Многие приезжают в Дивеево заранее — в ночь с 13 на 14 января после крестного хода по канавке Царицы Небесной (насыпи вдоль ископанной по благословению старца канавки, по которой сестры и паломники идут, читая Богородичное правило — 150 молитв «Богородице Дево, радуйся!») совершается праздничная новогодняя литургия. По рассказам бывалых паломников, уже эта служба создает необычайное праздничное настроение, надолго остающееся в душе: «Еще один год прошел, слава Богу! А завтра батюшка Серафим и новый год благословит!».

Совершить праздничное паломничество удается не каждому. Во-первых, бывает сложно отпроситься с работы еще на несколько дней после длительных общегосударственных выходных. Во-вторых, сама дорога в Дивеево тяжела — либо длительный переезд на автобусе, либо ночь в поезде до Арзамаса и еще больше часа пути на рейсовом автобусе или на такси. В-третьих, далеко не у всех получается сосредоточиться на молитве при большом скоплении народа.

Дивеевский монастырь принимает паломников постоянно. А в любой момент поклониться частице мощей преподобного Серафима Саровского можно в нескольких храмах столицы.

На проспекте Мира, д. 22-24 находится подворье Серафимо-Дивеевского монастыря. Здесь есть частица мощей старца.

Дивеевское подворье

Троицкий собор Даниловского монастыря

Две иконы с частицами мощей преподобного есть также в Даниловом монастыре. Одна является точной копией хранившейся в монастыре с 1988 по 2000 годы келейной иконы схиигумении Фамари (Марджановой), устроительницы Серафимо-Знаменского скита, и содержит также четки и часть мантии святого, а кроме того, часть камня, на котором он молился тысячу дней. Этот образ находится в Серафимовской церкви, устроенной в стене обители. Другая икона с частицей мощей находится в Троицком соборе монастыря, на центральном юго-западном столпе.

Собор Донского монастыря

Частицы мощей старца есть и в других обителях столицы: Донском и Сретенском, а также на подворье Соловецкого монастыря в храме св. вмч. Георгия Победоносца (Рождества Богородицы) в Ендове.

Храм св. вмч. Георгия в Ендове

В храме преподобного Серафима Саровского на Краснопресненской набережной на территории выставочного центра «Экспоцентр» находится икона с частицей мощей преподобного, переданная прихожанам и духовенству храма по благословению архиепископа Нижегородского Георгия год назад.

Храм Серафима Саровского при Экспоцентре. Фото: Игорь Палкин / ria.ru.

В храме Воскресения Словущего в Филипповском переулке (Иерусалимское подворье) в центральном приделе находится икона преподобного Серафима с частицей мощей.

Храм Воскресения Словущего (Иерусалимское подворье)

Также образ преподобного Серафима с частицей его мощей находится неподалеку — в храме пророка Илии в Обыденском переулке.

Храм пророка Илии в Обыденском переулке

Церковь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» при больнице МОНИКИ

К преподобному Серафиму Саровскому часто обращаются с молитвами об исцелении болезней. В церкви в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих радость» при больнице МОНИКИ (ул. Щепкина, 61/2), кроме других святынь, есть и икона с частицей мощей преподобного Серафима Саровского.

Церковь Иверской иконы Божией Матери на Всполье

Храм Иверской иконы Божией Матери на Всполье (Большая Ордынка, д. 39) — здесь постоянно пребывает икона преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского с частицей мощей последнего.

В Елоховском Богоявленском кафедральном соборе хранится образ преподобного Серафима с частицами камня, на котором он молился, и частицей одежд.

Елоховский Богоявленский собор

Храм в честь иконы Божией Матери «Знамение» в Переяславской слободе

В крестильном храме сщмч. Александра Хотовицкого при храме в честь иконы Божией Матери «Знамение» в Переяславской слободе находится икона преподобного с частицей его гроба.

Мы будем благодарны читателям, готовым помочь нам в расширении списка московских храмов и обителей, где находятся святыни, связанные с преподобным Серафимом, Саровским и всея России чудотворцем!

Портал «Православие и имир» благодарит всех, кто откликается на нашу просьбу пополнять список храмов, в которых можно приложиться к мощам преподобного Серафима:

В поселке Горки-10 Одинцовского района М.О. (примерно 25 км по Рублево-Успенскому шоссе) строится храм (заложен в 2010 году как первая церковь храмового комплекса), освященный в честь батюшки Серафима. В нем есть храмовая икона с мощевиком. Службы бывают по воскресеньям и в праздники.

Строящийся храм Серафима Саровского в пос. Горки-10

Храм Серафима Саровского в Кунцево

Помолиться святому Серафиму Саровскому можно также в храме в его честь в Кунцево (улица Багрицкого, д. 10, к. 3). В 2006 году храму был присвоен статус Патриаршего подворья.

В Новоспасском монастыре в одном из ковчегов-мощевиков находятся, частицы Ризы Господней и Ризы Божией Матери, частицы мощей многих святых, в том числе преподобного Серафима Саровского.

Новоспасский монастырь. Мощевик с частицами мощей вселенских и русских святых

Преподобный Серафим Саровский, великий подвижник Русской Церкви, родился 19 июля 1754 года. Родители преподобного, Исидор и Агафия Мошнины, были жителями Курска. Исидор был купцом и брал подряды на строительство зданий, а в конце жизни начал постройку собора в Курске, но скончался до завершения работ. Младший сын Прохор остался на попечении матери, воспитавшей в сыне глубокую веру.

После смерти мужа Агафия Мошнина, продолжавшая постройку собора, взяла однажды туда с собой Прохора, который, оступившись, упал с колокольни вниз. Господь сохранил жизнь будущего светильника Церкви: испуганная мать, спустившись вниз, нашла сына невредимым.

Юный Прохор, обладая прекрасной памятью, вскоре выучился грамоте. Он с детства любил посещать церковные службы и читать своим сверстникам Священное Писание и Жития святых, но больше всего любил молиться или читать Святое Евангелие в уединении.

Как-то Прохор тяжело заболел, жизнь его была в опасности. Во сне мальчик увидел Божию Матерь, обещавшую посетить и исцелить его. Вскоре через двор усадьбы Мошниных прошел крестный ход с иконой Знамения Пресвятой Богородицы; мать вынесла Прохора на руках, и он приложился к святой иконе, после чего стал быстро поправляться.

Еще в юности у Прохора созрело решение всецело посвятить жизнь Богу и уйти в монастырь. Благочестивая мать не препятствовала этому и благословила его на иноческий путь распятием, которое преподобный всю жизнь носил на груди. Прохор с паломниками отправился пешком из Курска в Киев на поклонение Печерским угодникам.

Схимонах старец Досифей, которого посетил Прохор, благословил его идти в Саровскую пустынь и спасаться там. Вернувшись ненадолго в родительский дом, Прохор навсегда простился с матерью и родными. 20 ноября 1778 года он пришел в Саров, где настоятелем тогда был мудрый старец, отец Пахомий. Он ласково принял юношу и назначил ему в духовники старца Иосифа. Под его руководством Прохор проходил многие послушания в монастыре: был келейником старца, трудился в хлебне, просфорне и столярне, нес обязанности пономаря, и всё исполнял с ревностью и усердием, служа как бы Самому Господу. Постоянной работой он ограждал себя от скуки — этого, как позже он говорил, «опаснейшего искушения для новоначальных иноков, которое врачуется молитвой, воздержанием от празднословия, посильным рукоделием, чтением Слова Божия и терпением, потому что рождается оно от малодушия, беспечности и празднословия».

Уже в эти годы Прохор, по примеру других монахов, удалявшихся в лес для молитвы, испросил благословение старца в свободное время тоже уходить в лес, где в полном одиночестве творил Иисусову молитву. Через два года послушник Прохор заболел водянкой, тело его распухло, он испытывал тяжкие страдания. Наставник, отец Иосиф, и другие старцы, любившие Прохора, ухаживали за ним. Болезнь длилась около трех лет, и ни разу никто не услышал от него слова ропота. Старцы, опасаясь за жизнь больного, хотели вызвать к нему врача, однако Прохор просил этого не делать, сказав отцу Пахомию: «Я предал себя, отче святый, Истинному Врачу душ и телес — Господу нашему Иисусу Христу и Пречистой Его Матери…», и желал, чтобы его причастили Святых Тайн. Тогда же Прохору было видение: в несказанном свете явилась Матерь Божия в сопровождении святых апостолов Петра и Иоанна Богослова. Указав рукой на больного, Пресвятая Дева сказала Иоанну: «Сей — от рода нашего». Затем она коснулась жезлом бока больного, и тотчас жидкость, наполнявшая тело, стала вытекать через образовавшееся отверстие, и он быстро поправился. Вскоре на месте явления Божией Матери была построена больничная церковь, один из приделов которой был освящен во имя преподобных Зосимы и СавватияСоловецких. Престол для придела преподобный Серафим соорудил своими руками из кипарисового дерева и всегда приобщался Святых Тайн в этой церкви.

Пробыв восемь лет послушником в Саровской обители, Прохор принял иноческий постриг с именем Серафим, столь хорошо выражавшим его пламенную любовь ко Господу и стремление ревностно Ему служить. Через год Серафим был посвящен в сан иеродиакона. Горя духом, он ежедневно служил в храме, непрестанно совершая молитвы и после службы. Господь сподобил преподобного благодатных видений во время церковных служб: неоднократно он видел святых Ангелов, сослужащих братии. Особенного благодатного видения преподобный сподобился во время Божественной литургии в Великий Четверг, которую совершали настоятель отец Пахомий и старец Иосиф. Когда после тропарей преподобный произнес «Господи, спаси благочестивыя» и, стоя в царских вратах, навел орарь на молящихся с возгласом «и во веки веков», внезапно его осенил светлый луч. Подняв глаза, преподобный Серафим увидел Господа Иисуса Христа, идущего по воздуху от западных дверей храма, в окружении Небесных Бесплотных Сил. Дойдя до амвона, Господь благословил всех молящихся и вступил в местный образ справа от царских врат. Преподобный Серафим, в духовном восторге взирая на дивное явление, не мог ни слова проговорить, ни сойти с места. Его увели под руки в алтарь, где он простоял еще три часа, меняясь в лице от озарившей его великой благодати. После видения преподобный усилил подвиги: днем он трудился в обители, а ночи проводил в молитве в лесной пустынной келлии. В 1793 году, в возрасте 39 лет, преподобный Серафим был рукоположен в сан иеромонаха и продолжал служение в храме. После смерти настоятеля, отца Пахомия, преподобный Серафим, имея его предсмертное благословение на новый подвиг — пустынножительство, взял также благословение у нового настоятеля — отца Исаии — и ушел в пустынную келлию в нескольких километрах от монастыря, в глухом лесу. Здесь стал он предаваться уединенным молитвам, приходя в обитель лишь в субботу, перед всенощной, и возвращаясь к себе в келлию после литургии, за которой причащался Святых Тайн. Преподобный проводил жизнь в суровых подвигах. Свое келейное молитвенное правило он совершал по уставу древних пустынных обителей; со Святым Евангелием никогда не расставался, прочитывая в течение недели весь Новый Завет, читал также святоотеческие и Богослужебные книги. Преподобный выучил наизусть много церковных песнопений и воспевал их в часы работы в лесу. Около келлии он развел огород и устроил пчельник. Сам себе добывая пропитание, преподобный держал очень строгий пост, ел один раз в сутки, а в среду и пятницу совершенно воздерживался от пищи. В первую неделю Святой Четыредесятницы он не принимал пищи до субботы, когда причащался Святых Тайн.

Святой старец в уединении настолько иногда погружался во внутреннюю сердечную молитву, что подолгу оставался неподвижным, ничего не слыша и не видя вокруг. Навещавшие его изредка пустынники — схимонах Марк Молчальник и иеродиакон Александр, застав святого в такой молитве, с благоговением тихо удалялись, чтобы не нарушать его созерцания.

В летнюю жару преподобный собирал на болоте мох для удобрения огорода; комары нещадно жалили его, но он благодушно терпел это страдание, говоря: «Страсти истребляются страданием и скорбью, или произвольными, или посылаемыми Промыслом». Около трех лет преподобный питался только одной травой снытью, которая росла вокруг его келлии. К нему всё чаще стали приходить, кроме братии, миряне — за советом и благословением. Это нарушало его уединение. Испросив благословение настоятеля, преподобный преградил к себе доступ женщинам, а затем и всем остальным, получив знамение, что Господь одобряет его мысль о полном безмолвии. По молитве преподобного, дорогу в его пустынную келлию преградили огромные сучья вековых сосен. Теперь только птицы, слетавшиеся во множестве к преподобному, и дикие звери посещали его. Преподобный из рук кормил медведя хлебом, когда из монастыря приносили ему хлеб.

Видя подвиги преподобного Серафима, враг рода человеческого вооружился против него и, желая принудить святого оставить безмолвие, решил устрашать его, но преподобный ограждал себя молитвой и силой Животворящего Креста. Диавол навел на святого «мысленную брань» — упорное продолжительное искушение. Для отражения натиска врага преподобный Серафим усугубил труды, взяв на себя подвиг столпничества. Каждую ночь он поднимался на огромный камень в лесу и молился с воздетыми руками, взывая: «Боже, милостив буди мне грешному». Днем же он молился в келлии, также на камне, который принес из леса, сходя с него только для краткого отдыха и подкрепления тела скудной пищей. Так молился преподобный 1000 дней и ночей. Диавол, посрамленный преподобным, задумал умертвить его и наслал грабителей. Подойдя к святому, работавшему на огороде, разбойники стали требовать от него деньги. У преподобного в это время был в руках топор, он был физически силен и мог бы обороняться, но не захотел этого делать, вспомнив слова Господа: «Взявшие меч мечом погибнут» (Мф. 26, 52). Святой, опустив топор на землю, сказал: «Делайте, что вам надобно». Разбойники стали бить преподобного, обухом проломили голову, сломали несколько ребер, потом, связав его, хотели бросить в реку, но сначала обыскали келлию в поисках денег. Всё сокрушив в келлии и ничего не найдя в ней, кроме иконы и нескольких картофелин, они устыдились своего злодеяния и ушли. Преподобный, придя в сознание, дополз до келлии и, жестоко страдая, пролежал всю ночь. Наутро с великим трудом он добрел до обители. Братия ужаснулись, увидев израненного подвижника. Восемь суток пролежал преподобный, страдая от ран; к нему были вызваны врачи, удивившиеся тому, что Серафим после таких побоев остался жив. Но преподобный не от врачей получил исцеление: Царица Небесная явилась ему в тонком сне с апостолами Петром и Иоанном. Коснувшись головы преподобного, Пресвятая Дева даровала ему исцеление. После этого случая преподобному Серафиму пришлось провести около пяти месяцев в обители, а затем он опять ушел в пустынную келлию. Оставшись навсегда согбенным, преподобный ходил, опираясь на посох или топорик, однако своих обидчиков простил и просил не наказывать. После смерти настоятеля отца Исаии, бывшего с юности преподобного его другом, он взял на себя подвиг молчальничества, совершенно отрекаясь от всех житейских помыслов для чистейшего предстояния Богу в непрестанной молитве. Если святому в лесу встречался человек, он падал ниц и не вставал, пока прохожий не удалялся. В таком безмолвии старец провел около трех лет, перестав даже посещать обитель в воскресные дни. Плодом молчания явилось для преподобного Серафима стяжание мира души и радости о Святом Духе. Великий подвижник так впоследствии говорил одному из монахов монастыря: «…радость моя, молю тебя, стяжи дух мирен, и тогда тысячи душ спасутся около тебя». Новый настоятель, отец Нифонт, и старшая братия обители предложили отцу Серафиму или по-прежнему приходить в монастырь по воскресеньям для участия в богослужении и причащения в обители Святых Таин, или вернуться в обитель. Преподобный избрал последнее, так как ему стало трудно ходить из пустыни в монастырь. Весной 1810 года он возвратился в обитель после 15 лет пребывания в пустыни. Не прерывая молчания, он к этому подвигу прибавил еще и затвор и, никуда не выходя и никого у себя не принимая, непрестанно находился в молитве и Богомыслии. В затворе преподобный Серафим приобрел высокую душевную чистоту и сподобился от Бога особых благодатных даров — прозорливости и чудотворения. Тогда Господь поставил Своего избранника на служение людям в самом высшем монашеском подвиге — старчестве. 25 ноября 1825 года Матерь Божия вместе с празднуемыми в этот день двумя святителями явилась в сонном видении старцу и повелела ему выйти из затвора и принимать у себя немощные души человеческие, требующие наставления, утешения, руководства и исцеления. Благословившись у настоятеля на изменение образа жизни, преподобный открыл двери своей келлии для всех. Старец видел сердца людей, и он, как духовный врач, исцелял душевные и телесные болезни молитвой к Богу и благодатным словом. Приходившие к преподобному Серафиму чувствовали его великую любовь и с умилением слушали ласковые слова, с которыми он обращался к людям: «радость моя, сокровище мое». Старец стал посещать свою пустынную келлию и родник, называемый Богословским, около которого ему выстроили маленькую келлейку. Выходя из келлии, старец всегда нес за плечами котомку с камнями. На вопрос, зачем он это делает, святой смиренно отвечал: «Томлю томящего меня». В последний период земной жизни преподобный Серафим особенно заботился о своем любимом детище — Дивеевской женской обители. Еще в сане иеродиакона он сопровождал покойного настоятеля отца Пахомия в Дивеевскую общину к настоятельнице монахине Александре, великой подвижнице, и тогда отец Пахомий благословил преподобного всегда заботиться о «Дивеевских сиротах». Он был подлинным отцом для сестер, обращавшихся к нему во всех своих духовных и житейских затруднениях. Ученики и духовные друзья помогали святому окормлять Дивеевскую общину — Михаил Васильевич Мантуров, исцеленный преподобным от тяжкой болезни и по совету старца принявший на себя подвиг добровольной нищеты; Елена Васильевна Мантурова, одна из сестер Дивеевских, добровольно согласившаяся умереть из послушания старцу за своего брата, который был еще нужен в этой жизни; Николай Александрович Мотовилов, также исцеленный преподобным. Н. А. Мотовилов записал замечательное поучение преподобного Серафима о цели христианской жизни. В последние годы жизни преподобного Серафима один исцеленный им видел его стоявшим на воздухе вовремя молитвы. Святой строго запретил рассказывать об этом ранее его смерти.

Все знали и чтили преподобного Серафима как великого подвижника и чудотворца. За год и десять месяцев до своей кончины, в праздник Благовещения, преподобный Серафим еще раз сподобился явления Царицы Небесной в сопровождении Крестителя Господня Иоанна, апостола Иоанна Богослова и двенадцати дев, святых мучениц и преподобных. Пресвятая Дева долго беседовала с преподобным, поручая ему Дивеевских сестер. Закончив беседу, Она сказала ему: «Скоро, любимиче Мой, будешь с нами». При этом явлении, при дивном посещении Богоматери, присутствовала одна Дивеевская старица, по молитве за нее преподобного.

В последний год жизни преподобный Серафим стал заметно слабеть и говорил многим о близкой кончине. В это время его часто видели у гроба, стоявшего в сенях его келлии и приготовленного им для себя. Преподобный сам указал место, где следовало похоронить его, — близ алтаря Успенского собора. 1 января 1833 года преподобный Серафим в последний раз пришел в больничную Зосимо-Савватиевскую церковь к литургии и причастился Святых Тайн, после чего благословил братию и простился, сказав: «Спасайтесь, не унывайте, бодрствуйте, днесь нам венцы готовятся». Второго января келейник преподобного, отец Павел, в шестом часу утра вышел из своей келлии, направляясь в церковь, и почувствовал запах гари, исходивший из келлии преподобного; в келлии святого всегда горели свечи, и он говорил: «Пока я жив, пожара не будет, а когда я умру, кончина моя откроется пожаром». Когда двери открыли, оказалось, что книги и другие вещи тлели, а сам преподобный стоял на коленях перед иконой Божией Матери в молитвенном положении, но уже бездыханный. Его чистая душа во время молитвы была взята Ангелами и взлетела к Престолу Бога Вседержителя, верным рабом и служителем Которого преподобный Серафим был всю жизнь.

Святыни Иверского храма на Ордынке.

Кто такой Серафим Саровский и в чем помогают его мощи

30 июля – день рождения одного из самых почитаемых на Руси святых

Серафим Саровский был канонизирован во время царствования Николая II. Императорская чета была уверена, что именно молитва к старцу даровала им рождение наследника, Алексея, после нескольких дочерей. Но еще задолго до этого, при жизни Серафима Саровского, и по сей день люди обращались и обращаются к нему за помощью.

О том, кто такой Серафим Саровский и кому и в чем он помогает, рассказывает EG.RU.

Первое чудо

В середине XVIII века в далеком городе Курске жил богатый купец Исидор Мошнин с женой Агафьей. В ночь с 29 на 30 июля 1754 года родился у них младший сын, которого при крещении назвали Прохор. Когда мальчику исполнилось 3 года, скончался отец семейства. В конце своей жизнь Исидор затеял строить храм в Курске, и после его смерти, Агафья продолжила дело своего мужа.

Как-то за ней увязался маленький Прохор. Ему тогда было около семи лет. Пока мама занималась делами, мальчик поднялся на колокольню. И вдруг оступился и упал. Вне себя от горя, Агафья кинулась к сыну, возле которого уже собрались строители. И каково же было ее удивление, когда она увидела мальчика живым и невредимым.

Чудесное исцеление

Считается, что этот портрет был выполнен при жизни старца. Источник: wikipedia

Следующее чудо случилось с Прохором в 10-летнем возрасте. Он сильно заболел. Врач развел руками и сообщил матери, что мальчик скоро умрет, так как вылечить его нет никакой возможности.

Но в скором времени Прохор увидел во сне Богородицу, которая сообщила, что ему осталось недолго терпеть боль и скоро он пойдет на поправку. Наутро в Курске был крестный ход с иконой Богородицы «Знамение». Агафья взяла сына на руки и приложила его к иконе. Вскоре мальчик выздоровел.

Рос он очень набожным, каждое утро бегал в церковь и по достижении 20-летия объявил матери, что хочет посвятить свою жизнь Богу. Вместе с паломниками он отправился из Курска в Киево-Печерскую лавру. Монашеский постриг он принял в Саровской обители. Мать дала ему с собой медное распятие, которое он носил всю свою жизнь.

Подвиги Серафима Саровского

В 1786 году Прохор стал монахом, взяв имя Серафим. Через год был рукоположен в иеродьяконы, а в 1793-м – в иеромонахи. Тогда ему было 39 лет. Днем Серафим трудился в монастыре, а по ночам уходил в лес, чтобы там совершать в тишине и спокойствии молитвы. Вскоре он попросил разрешение уйти в келью в лесу, расположенную в 5 километрах от монастыря.

Однажды к отшельнику пришли разбойники, узнав, что к нему приходит много людей за советом. Они думали, что отшельник богат, забирая подношения просителей. Лихие люди застали молитвенника за работой.

Разбойники сильно избили Серафима, проломили ему голову и хотели сбросить в реку. Но, обыскав келью и обнаружив в ней только икону и несколько картофелин, ушли. Отшельник с трудом дополз до монастыря.

Окружающие были удивлены, как он смог выжить при таких ранах. И вновь к нему пришла Божия Матерь, которая, коснувшись его головы, исцелила страдальца. Около пяти месяцев провел отец Серафим с братьями-монахами, а потом вновь вернулся в свою келью. С тех пор спина его осталась навсегда сгорбленной.

Разбойников тех нашли, но отшельник попросил за них, чтобы они не подвергались наказанию. С 1807-го и целых три года отец Серафим молчал и не с кем не общался. К нему приходили только дикие звери. Есть свидетельства, что Преподобный кормил с рук медведя.

Проведя в уединении 15 лет, отец Серафим в 1810 году вернулся в монастырь и 15 лет провел в своей келье в постоянной молитве. Он вновь начал принимать всех обращающихся к нему за помощью. Старец приобрел дар прозорливости и исцеления от болезней. Также отец Серафим опекал Дивеевскую обитель, а перед смертью предсказал, что будет похоронен именно там. Он скончался 14 января 1833 года в возрасте 78 лет. Преподобный стоял на коленях в своей келье перед иконой Божией Матери.

Старец кормит медведя. Фрагмент литографии. Источник: wikipedia

Предсказание старца о его захоронении

Его похоронили в Саровском монастыре, куда стали приезжать со всей страны люди за помощью к батюшке Серафиму. Был там даже император Николай II со своей супругой Александрой Федоровной. Они просили старца даровать им сына. И в 1902 году у них родился пятый ребенок и первый мальчик Алексей.

Именно государь настоял на канонизации отца Серафима. И 29 января 1903 года благоговейного старца Серафима признали в лике святых. Летом, в день рождения Преподобного, состоялись торжества с открытием его мощей. На чествование святого приехала вся императорская семья.

Однако после революции, в 1922 году, мощи были вывезены из Саровского монастыря и отправлены в Москву для изучения, после чего они пропали. Их нашли случайным образом только в 1990 году. После передачи Казанского собора в Ленинграде православной церкви в его подвале, в котором хранились экспонаты Музея истории и религии, нашли останки.

После проведенной экспертизы было установлено, что это мощи Серафима Саровского. Но вернуть святого обратно в родную обитель было невозможно, так как Саров, а тогда он уже назывался Арзамас-16, был закрытой территорией (с 1943 года там работали ученые над созданием атомной бомбы).

И 1 августа 1991 года мощи Серафима Саровского встречали в дорогой для него обители – Дивеевском монастыре, где они находятся и сейчас.

Серафимо-Дивеевский монастырь. Источник: wikipedia

Помощь святого Серафима

Сохранились письменные свидетельства чудесных исцелений. Так, в 1903 году 40-летняя крестьянка Екатерина Болонина приезжала в Саровский монастырь. После болезни она 4 года была нема, а после того, как приложилась к мощам – заговорила.

Другая крестьянка, 20-летняя Елизавета Шевченко, была смертельно больна, не могла ходить и шевелить руками, а после приезда к батюшке выздоровела.

Считается, что Серафим Саровский приходит на помощь всем, кто обращается к нему с чистыми помыслами. Даже бизнесменам, если часть доходов будет потрачена на благотворительность.

Можно попросить старца об устройстве на хорошую работу, если вы собираетесь зарабатывать только честным трудом.

Девушки обращаются к нему накануне свадьбы, Преподобный подаст знак, если жених – недостойный человек. В то же время он помогает сохранить семью от распада.

Считается, что Серафим Саровский особенно помогает в исцелении болезней, связанных с ногами и с органами дыхания.

15 января (по новому стилю) – день блаженной кончины преподобного старца Серафима Саровского (1833 г). В этот же день празднуется второе обретение его честных мощей, которое состоялось в 1991 году.

Кончина старца последовала рано утром. Один из иноков, выйдя из своей кельи, чтобы отправиться к ранней обедне, почувствовал сильный дымный запах из кельи отца Серафима. Когда открыли келью и принесли свечу, то увидели, что отец Серафим в своем белом балахончике стоял на том месте, где обычно молился, на коленях, пред малым аналоем. Голова его была открыта, руки крестообразно сложены; на груди висел медный крест – материнское благословение. Думая, что он уснул, утрудившись молитвою пред келейною своею святынею – иконою Богоматери «Умиление», его стали осторожно будить. Но ответа не было: старец почил смертным сном. Его глаза были закрыты, лицо оживлено богомыслием и счастьем молитвы.

Умереть на молитве – это высшее счастье для христианина, венец праведной подвижнической жизни. На молитве человек, становясь лицом к лицу с невидимым Богом, изливает пред Ним всю свою душу, предает всего себя в руки Его.

Так с молитвою на устах умер на кресте Господь Иисус Христос, с молитвою же за врагов своих умер и святой первомученик Стефан и многие другие праведники. В то время в Глинской обители, Курской губернии, подвизался иеромонах Филарет. Его ученик сообщил, что, выходя из храма после утрени, отец Филарет показал на небе необыкновенный свет и сказал: «Вот, так-то души праведных возносятся на небо! Это душа отца Серафима возносится!»

Архимандрит Митрофан, занимавший должность ризничего в Невской Лавре, был послушником в Саровской пустыне и находился при гробе отца Серафима. Он передал Дивеевским сиротам, что лично был свидетелем чуда: когда духовник хотел положить разрешительную молитву в руку отца Серафима, то рука сама разжалась. Игумен, казначей и другие видели это и долго оставались в недоумении, поражённые случившимся.

Погребение старца Серафима совершено было игуменом Нифонтом. Тело его предано земле по правую сторону соборного алтаря, подле могилы Марка-затворника. (Впоследствии, усердием Нижегородского купца Я. Сырева над могилою его воздвигнут чугунный памятник в виде гробницы, на котором написано: жил во славу Божию 73 года, 5 месяцев и 12-ть дней).

Затем были чудесные деяния отца Серафима, который он направлял из своих святых обителей на пользу ждущих от него помощи и десятилетия всенародного почитания, которые завершились обретением мощей и церковным прославлением 1 августа 1903 года. Торжества эти стали всенародным праздником, который возглавил император Николай II.

Преподобный Серафим сам предсказывал о том, что его мощи будут найдены, а затем в годину гонений за христианскую веру снова будут утрачены, как впоследствии в точности и произошло.

Вскоре после октябрьского переворота большевиками было воздвигнуто неслыханное гонение, причём началось оно не столько с живых свидетелей православной веры, сколько с уже почивших её исповедников, прославленных во святых. Была развязана кощунственная кампания по вскрытию и изъятию святых мощей. Специальные комиссии, в которые для видимости соблюдения законности включали представителей духовенства, вскрывали раки со святыми мощами, составляли протоколы об их освидетельствовании, а затем увозили святые останки в неизвестном направлении. Иногда частицы святых мощей благочестивым православным христианам удавалось укрывать в своих домах, некоторые тайно сохраняли священнослужители, но большинство было предано поруганию. Так случилось и с мощами преподобного Серафима, которые тоже, как он сам предсказал, канули в неизвестность.

Документально подтверждёнными были только два факта: 17 декабря 1920 г. мощи, хранившиеся в Дивеевском монастыре под Арзамасом, были вскрыты, а 16 августа 1921 г. закрыты и увезены. Известно было и другое: в конце 1920-х гг. мощи преп. Серафима выставлялись для обозрения в московском Страстном монастыре, где в то время был организован антирелигиозный музей. Мощи, вероятно, находились там до 1934 г., когда Страстной монастырь был взорван.

Затем, по свидетельству Патриарха Алексия II, «мощи были перевезены в город на Неве, в собор, превращенный в музей истории религии и атеизма. Но, видимо, сразу после прибытия они были укрыты чьими-то благочестивыми руками, потому что ни в каких описях и списках святые останки не числились». В конце 1990 г. было принято решение о переведении музея из Казанского собора. В одном из помещений собора, где находились гобелены, была найдена рогожа, при вскрытии которой обнаружили мощи. Сразу привлекло внимание то, что на мощах были медный крест и рукавички. На одной вышито: «Преподобие отче Серафиме», на другой: «Моли Бога о нас».

При сопоставлении мощей, найденных в музее, с подробным актом, составленным при вскрытии мощей в 1921 году, было установлено полное совпадение до мельчайших подробностей. Не оставалось сомнений, что обнаружены мощи преподобного Серафима Саровского.

11 января 1991 г. в Казанском соборе города на Неве состоялась торжественная церемония передачи святых мощей. По прибытии в собор Патриарха Алексия II и архиереев, под тихое пение величания преподобному, его святые мощи были перенесены в центральную часть собора. Сразу начался молебен преподобному Серафиму, после которого Святейший Патриарх и директор музея подписали акт передачи мощей Русской Православной Церкви.

После завершения акта передачи святые мощи были перевезены в Александро-Невскую Лавру, где были встречены у Святых ворот духовенством и огромным стечением парода. Под колокольный звон и молитвенное пение народа святые мощи преподобного Серафима были внесены в Троицкий собор. И сразу начался благодарственный молебен о возвращении святыни.

В городе на Неве святые мощи преп. Серафима находились до дня памяти святой блаженной Ксении Петербургской (24 января/6 февраля), а затем в специальном вагоне были перевезены в Москву. Встреча в Москве 7 февраля, в день иконы Божией Матери «Утоли мои печали», была необычайно торжественной. Несмотря на холод и снег, люди, стоя на коленях, встречали мощи дивного старца Серафима. Вокзал и прилегающие улицы были заполнены народом. В руках у многих были иконы преподобного Серафима, сотни зажженных свечей. Перенесение святых мощей в Богоявленский Патриарший собор сопровождалось грандиозным крестным ходом. На благодарственном молебне в соборе присутствовали более двадцати архиереев.

В Москве святые мощи преподобного Серафима находились до 23 июля. И все это время туда приезжали паломники: духовенство из многих епархий, жители различных областей нашей необъятной России. С раннего утра до позднего вечера шли и шли люди, прикладывались к святым мощам, помазывались освященным елеем. Постоянно совершались молебны с пением акафиста преподобному.

23 июля под перезвон колоколов в сопровождении Патриарха, архиереев, священников и множества верующих рака со святыми мощами отбыла из Первопрестольной. Ее путь – Дивеево через Богородск, Орехово-Зуево, Владимир, Боголюбове, Гороховец, Вязники, Нижний Новгород, Арзамас.

Всюду совершались торжественные богослужения, ночами не умолкало молебное пение. Всюду мощи встречало духовенство и множество народа.. Везде православные встречали честные мощи со святыми иконами и зажженными свечами, со слезами радости на глазах. Это шествие по городам и весям России, от Невских берегов через Москву до Нижегородской земли, было событием огромного объединяющего значения, одним из самых ярких чудес русской церковной истории XX века.

В продолжение всего пути раку со святыми мощами сопровождал Патриарх Алексий II. Он говорил: «Непростое время переживаем. Время противостояний, противоречий, нетерпимости. И в это время свершается второе обретение мощей преподобного Серафима Саровского. И вновь с огромной силой оживают его наставления: «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся».

Вряд ли можно точно определить, каково значение подвига преподобного старца для сохранения православной веры на Руси. Непостижимым останется для нас и то, как смиренный инок, покинувший мир, закрывавшийся от него то в лесной избушке, то в монастырской келье, истребивший в своей душе все мирское и земное, знал как никто другой все язвы мира, знал и то, как от них исцелиться. Затворник, избегающий нахождения в мире, спасает мир и имеет небывалое влияние на его судьбы!

Сколько русских святых, мучеников и исповедников, почитаемых сегодня, жили и спасались советами и заступничеством смиренного Саровского монаха. Только среди новопрославленных Русской Церковью святых – восемь Серафимов. Все они приняли монашеский постриг в честь Саровского чудотворца.

Священник Леонид Чичагов по повелению Серафима Саровского, переданного через блаженную Пашу Дивеевскую, стал организатором его прославления, составил летопись Серафимо-Дивеевского монастыря и еще в этой, земной, жизни удостоился чудесного посещения старца.

Серафим Вырицкий еще до принятия монашества видел преподобного в пророческом сне. Батюшка вел его лесом, указывая путь в монастырь. В годы Великой Отечественной войны схимонах Серафим Вырицкий, подражая своему небесному покровителю, ночами молился на камне о спасении России.

В честь Серафима Саровского был назван при пострижении и выпускник Московской Духовной Академии, будущий епископ Дмитровский Николай Иванович Звездинский, причисленный к лику святых в сонме новомучеников Российских. Он тоже был участником торжеств по случаю прославления Саровского чудотворца Серафима, состоявшихся 1 августа 1903 года, как и все, обходил с молитвой канавку. И с отцом Серафимом, и с Дивеевским монастырем его связывали прочные, невидимые нити.

Преп. Серафим, так долго и кротко учивший о стяжании Святаго Духа, сегодня еще раз напоминает всем нам о христианском мирном духе. «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся»…

Мощи преподобного Серафима Саровского находятся:

– Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь.

Частицы мощей преподобного Серафима Саровского:

– храм святителя Мартина Исповедника (Вознесения Господня) в Алексеевской новой слободе (г. Москва)

– храм Всех Святых бывшего Ново-Алексеевского монастыря (г. Москва)

– храм великомученика Георгия Победоносца (Рождества Богородицы) в Ендове. (Подворье Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря)

Икона преподобного Серафима Саровского с частицей его гроба:

– храм иконы Божией Матери «Знамение» в Переяславской слободе с крестильным храмом (г. Москва).

Икона преподобного Серафима Саровского с частицей его мощей, частью мантии и четками:

– храм преподобного Серафима Саровского (г. Москва)

Икона преподобного Серафима Саровского с частицей мощей:

– храм Илии Пророка в Обыденском переулке (г. Москва)

Молитва преподобному Серафиму Саровскому

О пречудный отче Серафиме, великий Саровский чудотворче, всем прибегающим к тебе скоропослушный помощниче! Во дни земнаго жития твоего никтоже от тебе тощ и неутешен отыде, но всем в сладость бысть видение лика твоего и благоуветливый глас словес твоих. К сим же и дар исцелений, дар прозрения, дар немощных душ врачевания обилен в тебе явися. Егда же призва тя Бог от земных трудов к небесному упокоению, николиже любы твоя преста от нас, и невозможно есть исчислити чудеса твоя, умножившаяся, яко звезды небесныя: се бо по всем концем земли нашея людем Божиим являешися и даруеши им исцеления. Тем же и мы вопием ти: о претихий и кроткий угодниче Божий, дерзновенный к Нему молитвенниче, николиже призывающия тя отреваяй! Вознеси о нас благомощную твою молитву ко Господу сил, да дарует нам вся благопотребная в жизни сей и вся к душевному спасению полезная, да оградит нас от падений греховных и истинному покаянию да научит нас, во еже беспреткновенно внити нам в вечное Небесное Царство, идеже ты ныне в незаходимей сияеши славе, и тамо воспевати со всеми святыми Живоначальную Троицу во веки веков. Аминь.

Поделитесь с друзьями: