Москва заиконоспасский монастырь

Заиконоспасский монастырь

Монастырь
Заиконоспасский монастырь

Спасский собор Заиконоспасского монастыря

Объект культурного наследия России федерального значения
рег. №№: 771711214760016
771420273350005 (ЕГРОКН)
Страна Россия
Местоположение Москва
Конфессия Православие
Епархия Московская
Тип мужской
Дата основания XV век
Здания
Спасский собор • Доходный дом с колокольней • Торговые ряды • Братский (Учительский) корпус • Коллегиум Славяно-греко-латинской академии
Наместник иеромонах Даниил (Константинов)
Статус Охраняется государством
Состояние действует
Сайт zaikonospasskiy.ru
Медиафайлы на Викискладе

Заиконоспа́сский монасты́рь (то есть Спасский «за иконными рядами») — действующий православный ставропигиальный мужской монастырь Русской православной церкви, расположенный в Китай-городе на Никольской улице.

Монастырь вошёл в историю как «учительский» вследствие создания в его стенах просветительской школы, реорганизованной затем в Славяно-греко-латинскую академию, ставшую основой Московской духовной академии.

История

По утверждениям некоторых краеведов, на месте нынешнего монастыря в XIV веке находился «Спасский монастырь на Никольском Крестце, на Песках, на Старом месте» — т. н. монастырь Николы Старого.

Считается, что монастырь Спасский за иконным рядом был основан Борисом Годуновым в 1600 году, хотя первое упоминание его в исторических документах, в книгах Патриаршего приказа, относится к 1635 году. Существование его до 1610 года подтверждает изображение на «Сигизмундовом плане Москвы». Своё название получил от расположения — за лавками, где торговали иконами: Иван Забелин указывал на документ, согласно которому 12 марта 1678 года «патриарх был в Спасове монастыре, что за иконным рядом»; в грамоте 1706 года указывалось, что в 1661 году «июня в 14 день Спасского монастыря, что за иконным рядом <…> святогорец архимандрит Дионисий с братиею били челом великому государю…».

При царе Алексее Михайловиче, в 1660 году, заложен двухэтажный каменный собор: в нижнем этаже — во имя иконы Спаса Нерукотворного Образа, в верхнем — во имя иконы Богородицы, Всех скорбящих Радости. Средства на строительство Спасского собора дал воевода князь Фёдор Волконский. 20 ноября 1661 года строительство было завершено.

В 1665 году вместо умершего архимандрита Дионисия монастырём стал управлять Симеон Полоцкий, при котором была учреждена школа для подготовки подьячих Приказа тайных дел. Со времени учреждения школы к названию монастыря стали добавлять определение — «учительский».

В числе учеников школы был Сильвестр Медведев, который, сменив Симеона Полоцкого в управлении монастырём в 1680 году, представил на утверждение царя Фёдора Алексеевича проект Устава Славяно-греко-латинской академии. Из-за смерти царя проект не был приведён в исполнение.

В 1687 году из Богоявленского монастыря сюда переехала основанная в 1685 году братьями Иоанникием и Софронием Лихудами школа, именовавшаяся «Еллино-Греческими», или Спасскими школами. Это первое в Великороссии высшее учебное заведение было устроено по образцу Киево-Могилянской академии. Объединённая с типографской школой, она позже стала называться Славяно-греко-латинской академией.

Игумены монастыря, начиная с Палладия Роговского, и архимандриты состояли ректорами Академии, а храмы монастыря служили для её нужд — они были и домовой церковью, и кафедрой, на которой ученики практиковались в церковном красноречии.

Монастырь и собор перестраивались из-за пожаров в 1701 и 1737 годах (см. Троицкий пожар). Перестройки монастырских храмов и зданий проводились по проектам архитекторов Ивана Зарудного, работавшего в стиле барокко, Ивана Мичурина, Михаила Преображенского, Зиновия Иванова.

После екатерининской секуляризации обитель стала второклассным ставропигиальным необщежительным мужским монастырём. Образовательное значение монастыря стало падать после основания Московского университета. В 1814 году Академия была переведена в Троице-Сергиеву лавру, получив наименование Московской духовной академии, а в корпусах Славяно-греко-латинской академии разместилось Заиконоспасское духовное училище.

В 1922 году собор монастыря (к тому времени закрытого) стал центром обновленческого Союза церковного возрождения во главе с «митрополитом» Антонином; в 1929 году закрыт.

Современный период

Вид со стороны Театральной площади

Богослужения в соборном храме Спаса Нерукотворного возобновились в июле 1992 года. Он получил статус Патриаршего подворья. В феврале 1993 года в монастыре открылся Российский православный университет, и собор едва не стал снова «училищным» храмом, но от этой идеи отказались из-за аварийного состояния собора и отсутствия помещений, и университет перебрался в Высоко-Петровский монастырь.

Община возрождаемого монастыря находилась в конфликтных отношениях с администрацией Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ) в связи с процессом передачи имущества.

20 февраля 2010 года монастырь посетил патриарх Кирилл. Это было первое патриаршее богослужение в древней обители после 310-летнего перерыва. Священный синод 5 марта того же года определил: «Благословить открытие Заиконоспасского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы, выделив его из Патриаршего подворья бывших Заиконоспасского и Никольского монастырей в Китай-городе г. Москвы».

Многие монастырские помещения заняты нецерковными организациями: помещения общей площадью 4,4 тыс. м² занимают Историко-архивный институт РГГУ, ресторан «Годунов», почтамт и ряд других арендаторов.

Архитектура

От монастырского ансамбля до наших дней дошли собор, братский корпус, торговые ряды, доходный дом с колокольней и здание Коллегиума Славяно-греко-латинской академии. Ныне существующий Спасский собор включает в себя объём предшествовавшего ему храма 1661 года. Состоит из нижней церкви (с трапезной 1701 года) и верхней. С севера и запада под папертью верхнего храма к нижней церкви примыкают двухэтажные кельи.

Настоятели

Список

  • Палладий (Роговский) (1700 — 23 января 1703)
  • Рафаил (Краснопольский) (начало 1703 — начало 1704)
  • Сильвестр (Крайский) (1704 — 11 марта 1705)
  • Антоний (Кармелит) (1705—1706)
  • Феофилакт (Лопатинский) (1706—1722)
  • Гедеон (Вишневский) (10 мая 1722 — 19 июня 1728)
  • Герман (Копцевич) (август 1728 — 2 мая 1731)
  • Софроний (Мегалевич) (2 мая 1731 — 16 августа 1732)
  • Феофилакт (Журовскй) (30 августа 1732 — 12 декабря 1733) правящий монастырём
  • Стефан (Калиновский) (3 февраля 1734—1736)
  • Антоний (Кувечинский) (14 октября 1736 — 10 апреля 1737)
  • Митрофан (Слотвенский) (декабрь 1737 — 8 ноября 1738)
  • Платон (Левицкий) (4 марта 1739—1741)
  • Кирилл (Флоринский) (июль 1741 — 5 сентября 1742)
  • Порфирий (Крайский) (5 сентября 1742 — 8 мая 1748)
  • Иоанн (Козлович) (8 мая 1748 — 7 марта 1753)
  • Варлаам (Лящевский) (23 июля 1753 — июль 1754)
  • Иоасаф (Хотунцевич) (18 февраля 1754 — 12 мая 1757)
  • Геннадий (Драницын) (12 мая 1757 — май 1758)
  • Гедеон (Сломинский) (30 апреля 1758 — 9 августа 1761)
  • Гавриил (Петров-Шапошников) (8 августа 1761 — 6 декабря 1763)
  • Геннадий (Границкий) (1 января 1764 — апрель 1768)
  • Антоний (Герасимов-Зыбелин) (апрель 1768 — 10 октября 1770)
  • Феофилакт (Горский) (12 октября 1770—1774)
  • Амвросий (Подобедов) (18 августа 1774 — 5 июня 1778)
  • Дамаскин (Руднев) (24 мая 1774 — 5 мая 1782)
  • Павел (Пономарёв) (1782—1783)
  • Аполлос (Байбаков) (17 декабря 1783—1786)
  • Афанасий (Иванов) (1786 — 12 ноября 1788)
  • Мелхиседек (Заболотский) (1788—1791)
  • Мефодий (Смирнов) (1 января 1792— 14 февраля 1794)
  • Амвросий (Яковлев-Орлин) (1794—1795)
  • Евлампий (Введенский) (1795—1798)
  • Серафим (Глаголевский) (1798—1799)
  • Владимир (Третьяков) (1800—1801)
  • Августин (Виноградский) (25 декабря 1801—1804)
  • Моисей (Близнецов-Платонов) (февраль 1804 — 25 марта 1808)
  • Сергий (Крылов-Платонов) (20 апреля 1808—1809)
  • Симеон (Крылов-Платонов) (24 января 1810 — 12 августа 1814)
  • Евгений (Казанцев) (1814—1817)
  • Парфений (Чертков) (21 сентября 1817—1819)
  • Феоктист (Орловский) (июнь 1820 — ?)
  • Виталий (Щепетов) (1827—1833)
  • Иосиф (Богословский) (19 марта 1833—27 декабря 1842)
  • Алексий (Ржаницын) (14 февраля 1843— 25 августа 1853)
  • Леонид (Краснопевков) (22 апреля 1854 — 26 апреля 1859)
  • Сергий (Ляпидевский) (8 августа 1859—1861)
  • Иоанникий (Холуйский) (3 марта 1861 — упом. 1868)
  • Иосиф (Баженов) (11 октября 1881—1884)
  • Арсений (Иващенко) (1886—1889)
  • Феодосий (Рождественский) (12 июня 1893 — 23 января 1895)
  • Анатолий (Станкевич) (29 января 1894 — 20 декабря 1898)
  • Феофилакт (Клементьев) (11 ноября 1903 — 1907)
  • Евфимий (Елиев) (2 июня 1909 — ранее 1913)
  • Владимир (Синьковский) (14 июля 1914 — 3 августа 1917)
  • Василий (Богоявленский) (11 августа 1917 — 27 августа 1918)
  • Петр (Афанасьев) (5 марта 2010 — 11 апреля 2016)
  • Даниил (Константинов) и. о. (с 25 июля 2016)

Примечания

  1. 1 2 Журналы заседания Священного Синода от 5 марта 2010 года. Московская патриархия.
  2. Забелин И. Е. Материалы для истории, археологии и статистики Москвы. — Ч. 1. — М., 1884. — С. 392—395.
  3. Ковалев, 1887, с. 6.
  4. Росимущество вмешалось в спор вокруг здания РГГУ в Москве (недоступная ссылка). РИА Новости, 14 мая 2008.
  5. Власти Москвы решат вопрос о зданиях РГГУ (недоступная ссылка). РИА Новости, 15 мая 2008.
  6. В канун праздника Торжества Православия Святейший Кирилл совершил всенощное бдение в храме б. Заиконоспасского монастыря. Патриархия.ru.
  7. Здравомыслов К. Я. Феоктист (Орловский) // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.—М., 1896—1918.

Литература

  • Ковалев А. Историческое описание ставропигиального второклассного Заиконоспасского монастыря. — М.: Типография Л. и А. Снегиревых, 1887.
  • Надписи, находящиеся Заиконоспасского училищного в Москве монастыря // Древняя российская вивлиофика. — Изд. 2-е. — М.: В типографии Компании типографической, 1791. — Т. 18. — С. 198–201. — 436 с.
  • Селиванов А. Ф. Заиконоспасский монастырь // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

Ссылки

  • Официальный сайт монастыря
  • Заиконоспасский мужской монастырь.

Словари и энциклопедии

Действующие
мужские женские

  • Андроников
  • Крутицкое
  • Никольский (единоверческий)

Недействующие
сохранившиеся частично
сохранившиеся
Несохранившиеся

Инославные
католические старообряческие

Заиконоспасский московский мужской монастырь является сегодня не просто действующим, ему дарован статус Патриаршего подворья. Расположен он в Китай-городе на улице Никольской и насчитывает уже более четырех веков. Почти все монастырские постройки, существовавшие к началу прошлого века, были сохранены и сегодня признаны памятниками истории и архитектуры.

Колыбель русского образования

Основал обитель, именовавшуюся поначалу как монастырь Всемилостивейшего Спаса на Никольском Крестце за Иконным рядом, сам царь Борис Годунов. И хотя впервые об обители в документах упоминается только в 1635 году, датой ее основания считается 1600 год. А пресловутое уточнение о расположении обители за рядами, в коих торговали складнями да иконами, послужило трансформации наименования церковного учреждения в Заиконоспасский монастырь.

Поначалу авторитет и положение вновь созданной обители были очень скромными, но со временем Заиконоспасский монастырь стал центром и колыбелью русского просвящения.

В середине 60-х годов XVII столетия Симеоном Полоцким была учреждена в монастыре школа подьячих Приказа Тайных дел, а уже в 1687 году здесь обосновалась славяно-греко-латинская академия. Именно она считается первым высшим учебным заведением Великороссии. Выпускниками академии стали великий российский ученый М.Ломоносов, исследователь Камчатки С. Крашенинников, зодчий В.Баженов, поэт В. Тредиаковский, основатель русского театра Ф.Волков.

С открытием Московского университета Академия преобразовалась исключительно в богословское учебное заведение, готовившее лиц духовного звания. В начале XIX века она была переименована, стала называться Московской духовной Академией и перебазировалась в стены Троице-Сергиевой лавры, а в Заиконоспасском монастыре открылось духовное училище.

Архитектурные шедевры монастыря

Архитектурный ансамбль Заиконоспасской обители складывается из нескольких замечательных памятников: Спасского собора, Братского или Учительского корпуса, здания Духовного училища.

Еще в царствование Алексея Тишайшего в 1660 году в монастыре был заложен каменный храм. Он строился на средства, пожертвованные воеводой – князем Ф.Волконским. Строение было двухпрестольным: первый главный престол освятили во имя иконы Спаса Нерукотворного, второй – во имя иконы Богородицы. В первой половине XVIII века монастырь и собор дважды подвергались разрушительному огню вспыхивавших пожаров, после чего перестраивались.

Особенно пострадал храм в огне бушевавшего пожара 1737 года. Государыня Елизавета Петровна, прибыв в первопрестольную на коронацию, самолично распорядилась о восстановлении храма. Эта работа была превосходно выполнена зодчим И.Мичуриным, которому удалось возродить храм без существенных изменений в его архитектурном облике. Сильное разорение монастырю нанесло также нашествие Наполеоновских войск.

В храме были устроены конюшни, в кельях расположились портные, чинившие офицерские мундиры.

В 1851 году в ходе очередных обновлений купол собора украсила изысканная ротонда с главой-луковкой. В середине прошлого века была проведена реставрация фасадов собора.

Прямо напротив ворот находится старый братский корпус. Это двухэтажное здание было построено в 1686 году. Практически через 200 лет под руководством архитектора В. Шера над ним был надстроен третий этаж и выполнено общее оформление фасада. Несколько левее от него отстоит двухэтажный корпус, который строился в 1720 году зодчим Зарудным.

Здание духовного училища возводилось по проекту архитектора Бове в 1822 году.На нем установлена мемориальная доска, где выгравировано имя М. Ломоносова, осваивавшего в Академии различные науки.

В 1929 году монастырь был закрыт, еще раньше разобрали надвратную колокольню. На территории обители на протяжении десятков лет располагались разнообразные организации и учреждения. Несмотря на то, что в 2010 году было принято решение вновь открыть монастырь, многие помещения по-прежнему занимают далеко не церковные организации.

Заиконоспасский монастырь

Это место очень много значит для становления высшего образования в России. Его всегда называли колыбелью учености. Монастырь Спаса Нерукотворного основан в 1600 году Борисом Годуновым. Первое его упоминание в исторических документах относится к 1635 году. Название «Заиконоспасский» объясняется его расположением за иконным рядом, находившимся вдоль Никольской улицы, где иконы по благочестивому обычаю «выменивали», не торгуясь и назначая за них твердую «божескую» цену, которая нередко была слишком высокая. Есть предположения, что до этого Заиконоспасский был частью соседнего Никольского монастыря. Главный собор монастыря во имя иконы Спаса Нерукотворного Образа заложен при царе Алексее Михайловиче в 1660 году на деньги воеводы князя Федора Федоровича Волконского. В 1701 году старый собор заменили новым. Талантливый архитектор Иван Зарудный выстроил двухпрестольный собор, ставший одним из лучших и редчайшим памятником петровского барокко. Тогда собор приобрел свой современный вид: высокий восьмерик на четверике, гульбища со смотровыми площадками, гребни и раковины нарышкинского барокко сменили строгие ордерные элементы. Стены храма были расписаны на сюжеты Ветхого и Нового Заветов. При архимандрите Порфирии между 1842‑1848 годами была выстроена и колокольня над святыми воротами.

С середины XVII века в названии монастыря появляется слово «учительный». Во время царя Алексея Михайловича в 1665 году стараниями Симеона Полоцкого была открыта первая Спасская школа. Именно он и его ученик Сильвестр Медведев написали проект создания академии – первого высшего всесословного учебного заведения. Официальным годом открытия Славяно-Греко-Латинской академии считается 1687 год, когда сюда из Богоявленского монастыря перевели школу братьев Лихудов. Преподавали здесь монахи Заиконоспасского монастыря, а настоятель его был одновременно и ректором академии. В двухэтажном Братском (Учительском) корпусе монахи-учителя жили вместе с воспитанниками. В академии преподавали не только богословские, но и свободные науки – западные языки, медицину, физику. В XVIII веке в академии было 9 классов. Читать и писать учились на богослужебных книгах. В нижних классах переход совершался без экзаменов. В высших – по результатам публичных диспутов. Ученики были разных сословий – вместе с князьями Одоевскими и Голицыными учились дети конюха, лакеи и монахи. Из стен академии вышли А.Д. Кантемир, В.К. Тредиаковский, Л.Ф. Магницкий, Д.Н. Бантыш-Каменский, М.В. Ломоносов, Д.И. Виноградов (изобретатель фарфора), митрополит Московский Филарет и многие другие.

После открытия Московского Университета в 1755 году Академия стала высшей богословской школой и готовила только лиц духовного звания. В 1839 году Московскую Духовную семинарию перевели в новое купленное для нее здание усадьбы Остерманов-Толстых на Божедомке (теперь Делегатской улице), а оттуда в 1918 году в Сергиев Посад.

Прямо напротив ворот расположен самый старый братский (учительский) корпус. Два нижних этажа построены в 1686 году, третий этаж и общее оформление фасада сделал архитектор В.Д. Шер в 1886 году. Левее – двухэтажный корпус, построенный в 1720 году архитектором Зарудным. Слева высокое трехэтажное здание, построенное в начале XVIII века (учебный корпус). Здесь на втором этаже проходили публичные диспуты. Здание пострадало от пожара 1812 года, в 1821 году было разобрано и вновь построено.

Там, где теперь закрытый переход от Никольской улицы к метро, располагался монастырский сад. Здесь был монастырский театр, где силами студентов академии разыгрывались пьесы. От улицы монастырь был отгорожен двумя корпусами с лавками. В конце XIX века их сломали и на их месте построили другие в «русском стиле». Левый дом – номер 7 – 1895‑1897 годов построен по проекту архитектора М. Преображенского, а общеее руководство строительством осуществлял архитектор С.У. Соловьев. Правый с колокольней и воротами построен в 1899‑1900 годах архитектором З.И. Ивановым. Колокольня 1900 года повторяла колокольню церкви Успения на Покровке. В этом корпусе до 1917 года находился большой книжный магазин И.Д. Сытина.

В июле 1929 года монастырь был закрыт, крест снят, в каменном киоте вместо иконы Спаса Нерукотворного пробито окно, еще раньше разобрана надвратная колокольня. В доме №7 разместилась первая советская телестудия «Радиопередача», откуда транслировались первые экспериментальные телепрограммы. Здесь же была и первая телевизионная студия. В 1991 году тут открылась радиостанция Эхо Москвы.

Собор Спаса Нерукотворного был возвращен Церкви в 1992 году и получил статус Патриаршего подворья. В 2011 году восстановлена колокольня.

Заиконоспасский монастырь — от школы подьячих до академии

Адрес: Россия, Москва, ул. Никольская
Дата основания: XV век
Основные достопримечательности: Спасский собор, колокольня
Координаты: 55°45’23.4″N 37°37’14.9″E

История монастыря

Колыбель отечественного просвещения

Архитектурные памятники

Монастырь сегодня

Как добраться

Список монастырей Москвы

Заиконоспасский монастырь на карте

Расположенная в Китай-городе Заиконоспасская мужская обитель ведет свою летопись с начала XVII века. Она вошла в историю как «учительский» монастырь, ведь именно здесь была создана просветительская школа, которую возглавил духовный писатель, переводчик и богослов Симеон Полоцкий. На территории монастыря сохранилось много старинных построек, и сегодня они имеют статус памятников архитектуры.

Вид Заиконоспасского монастыря с площади Революции

История монастыря

Обитель была основана в 1600 году по воле царя Бориса Годунова. Об этом свидетельствует подробная карта древней Москвы, названная Сигизмундовым планом. Некоторые исследователи считают, что монастырь построили на месте древней обители Николы Старого, который вел свою историю с XIV века.

Документальные свидетельства о монастырских храмах и укладе Заиконоспасской обители появились позднее. Первые записи встречаются в документах, составленных Патриаршим приказом в 1635 году. Название монастыря возникло потому, что на соседней улице в старину располагался иконный ряд. Это были лавки, где москвичи могли купить иконы, киоты, ладан и масло для лампад, и о новом монастыре говорили по месту расположения — «Спасов за иконным рядом».

Поначалу мужская обитель была деревянной и выглядела весьма скромно. Во время царствования Алексея Михайловича на деньги известного воеводы и дипломата Федора Федоровича Волконского в монастыре возвели большой каменный Спасский собор. Престол его нижнего этажа посвятили почитаемой иконе Спаса Нерукотворного, а верхнюю часть храма — иконе Богородицы.

В 1764 году, во время церковной реформы, которую провела российская императрица Екатерина II, многие монастыри Москвы лишились части своих владений. После секуляризации Заиконоспасский получил статус второклассного монастыря.

Война с французами не пощадила монастырские постройки. В 1812 году в монастырском храме были устроены конюшни, а кельи заняли французские портные, которые ремонтировали мундиры для офицеров Наполеона.

Из-за сильных пожаров и разрушений обитель несколько раз перестраивали. Неоценимый вклад в обновление архитектурного ансамбля монастыря внесли известные зодчие Иван Петрович Запрудный, Иван Федорович Мичурин, Михаил Тимофеевич Преображенский и Зиновий Иванович Иванов.

С приходом новой власти по всей стране начались гонения на церковь, и монастырский собор закрыли. В 1922 году обитель стала одним из центров обновленческого движения в православии. Однако, антирелигиозная кампания набирала обороты. В 1929 году старинный монастырь был окончательно ликвидирован, а надвратную колокольню разобрали. Добротные постройки не пустовали — несколько десятилетий внутри монастырских зданий размещались различные учреждения.

Вид Заиконоспасского монастыря с Никольской улицы

Первые церковные службы в старинном соборном храме возобновили в начале 1990-х годов. В здании открыли православный университет, но оно было аварийным, поэтому вскоре студенты вынуждены были перебраться в Высоко-Петровскую обитель. Долгое время возрождающийся монастырь считался патриаршим подворьем, но в 2010 году было принято решение об образовании здесь самостоятельной монашеской общины.

Колыбель отечественного просвещения

В 1665 году скончался игумен монастыря архимандрит Дионисий, и его сменил приехавший в Москву выпускник Киевско-Могилянской академии и образованный богослов Симеон Полоцкой. Под его руководством в монастыре организовали школу для мелких чиновников — молодых подьячих, которым предстояло служить в российском Приказе тайных дел.

Через 15 лет вместо Полоцкого настоятелем монастыря стал его ученик — поэт и философ Сильвестр Медведев. Он подготовил и передал российскому царю Федору Алексеевичу проект нового для страны учебного заведения — Славяно-греко-латинской академии. Однако, из-за кончины государя этот проект удалось воплотить не сразу.

Первое в России высшее учебное заведение было основано в 1687 году, когда в Москву переехали известные греческие богословы — братья Лихуды. Поначалу его называли греческими или Спасскими школами, а позже — Славяно-греко-латинской академией. Здесь преподавали риторику, пиитику, грамматику, логику, физику, латинский и греческий языки. Обучение было рассчитано на 12 лет.

В стенах монастыря училось много видных церковных деятелей, отечественных литераторов и ученых. Достаточно сказать, что знаменитую академию закончили Михаил Васильевич Ломоносов, географ и исследователь Камчатки Степан Петрович Крашенинников, архитектор Василий Иванович Баженов, основатель русского профессионального театра Федор Григорьевич Волков и поэт Василий Кириллович Тредиаковский.

Примечательно, что настоятели Заиконоспасского монастыря выполняли обязанности ректора учебного заведения, а монастырские храмы использовались академией. Они служили домовой церковью для студентов и были местом, где будущие подьячие тренировались в богословской риторике.

Монастырь занимал особое место в образовании России, и его роль снизилась только после создания Московского университета. В начале XIX века академия переехала в Троице-Сергиевскую лавру, а на прежнем месте продолжило работу духовное училище. Постепенно учебный процесс в обители изменили, и студенты стали получать только богословское образование.

Соборы монастыря

Архитектурные памятники

От старинного ансамбля монастыря до наших сохранились собор, доходный дом с колокольней и торговые ряды. Кроме того, на территории обители можно увидеть братский корпус и здание, в котором раньше располагалось духовное училище.

Соборный храм стоит посреди монастырского двора и является главным украшением обители. Живописная барочная церковь несколько раз перестраивалась, сохранив до наших дней части старого собора 1661 года. Свой современный вид она приобрела в 20-е годы XVIII века.

Собор представляет ярусный четырехстолпный храм — восьмерик на четверике, который венчает вытянутый восьмерик с аккуратной декоративной главкой. Здание окружено двухэтажными кельями. Над входом в церковь можно увидеть отливающий золотом мозаичный образ Спасителя, а внутри — красивые росписи и богато украшенные иконы.

Напротив ворот возвышается братский или учительский корпус. Двухэтажное кирпичное здание было построено в 1686 году, а спустя 200 лет архитектор Владимир Дмитриевич Шер возвел над ним еще один этаж и оформил фасады. Рядом стоит двухэтажный корпус, построенный в 20-е годы XVIII века.

Здание духовного училища еще моложе — оно появилось в монастыре в 1822 году. На кирпичной постройке закреплена мемориальная доска, посвященная одному их выдающихся учеников академии — М. В. Ломоносову, которому довелось осваивать здесь азы различных наук.

Монастырь сегодня

В наши дни Заиконоспасская обитель является действующим мужским монастырем. Она не единовластно владеет территорией, а делит ее с другими арендаторами. В бывшим монастырским зданиях находятся почтамт, ресторан, историко-архивный институт и другие организации. Последняя реставрация здесь проводилась в 2010-2014 годах под руководством архитектора Надежды Ивановны Даниленко.

Церковные службы в монастыре проходят ежедневно в 7.30 и 17.00. При обители открыта воскресная школа, богословские курсы и молодежный центр. Здесь также работает Славяно-корейский центр, который объединяет корейцев России и стран СНГ, и создан мужской хор.

Собор Спаса Нерукотворного Образа

Желающие могут поучаствовать в образовательных экскурсиях по монастырю и его окрестностям. Во время них туристов знакомят историей обители и академии, показывают места археологических раскопок и достопримечательности Китай-города и Белого Города. Участники экскурсий поднимаются на монастырскую колокольню и осматривают с него прилегающие кварталы старой Москвы.

Как добраться

Территория монастыря находится на Никольской улице, 7-9, всего в 300 м от стен Московского Кремля. До обители легко дойти пешком от станций метро «Театральная» или «Площадь Революции».

Рейтинг достопримечательности

Спасский собор Заиконоспасского монастыря

Православный храм

Спасский собор


Спасский собор

Страна

Россия

Местоположение

Центральный административный округ, Москва

Конфессия

Православие

Епархия

Московская

Автор проекта

И. Зарудный

Строительство

1709—1742 годы

Статус

ОКН № 7730890002№ 7730890002

Состояние

действует

Медиафайлы на Викискладе

Спасский собор Заиконоспасского монастыря — главный храм Заиконоспасского монастыря.

Заиконоспасский монастырь, предположительно, был основан в 1600 году. Его соборной церковью стала церковь Спаса Нерукотворного Образа.

Ныне существующий Спасский собор включает в себя объём предшествовавшего ему храма 1661 года. Состоит из нижней церкви (с трапезной 1701 года) и верхней. С севера и запада под папертью верхнего храма к нижней церкви примыкают двухэтажные кельи. Точная дата постройки собора неизвестна (предположительно датируется 1703—1709 годами, обходная галерея на колоннах — второй четвертью XVIII века). Принадлежит к памятникам круга Ивана Зарудного (в деталях наблюдается сходство с такими сооружениями, как Меншикова башня и церковь Иоанна Воина на Якиманке). Это ярусный, крещатый в плане храм типа восьмерик на четверике, в декоре которого главная роль отведена элементам классического пилястрового ордера. К числу нововведений по сравнению с предшествующими памятниками относится применение классических метоп в карнизе четверика и связанное с этим обогащение обрамления круглого окна в тимпане «полуглавия» карниза арочкой на консолях, подобных консолям карниза. В отличие от церкви Ивана Воина, переход от четверика к восьмерику осуществлен при помощи распалубок, а не тромпов (нижняя церковь перекрыта коробовым сводом). Восьмерик окружает небольшая галерея-гульбище, ограждённая балюстрадой. Такая же балюстрада идёт по периметру перекрытия четверика.

В 1742 году в соборе проводились ремонтно-строительные работы (под наблюдением Ивана Мичурина), но они существенно не изменили его облика. Завершающая ярусную композицию здания ротонда-беседка с главкой — 1851 года (до этого храм венчала луковичная глава).

> Примечания

  1. Москва и Подмосковье. Справочник-путеводитель / М. Ильин, Т. Моисеева. — М., Лейпциг: Искусство; Эдицион, 1979. — С. 479—480. — 584 с.
  • Романюк С. К. Москва. Китай-город: Путеводитель.. — М.: АНО ИЦ «Москвоведение»; ОАО «Московские учебники», 2007. — 320 с. — (Новый московский путеводитель).
  • Романюк С. К. Сердце Москвы. От Кремля до Белого города. — М.: ЗАО Издательство Центрполиграф, 2013. — 909 с.

  • Знаменский
    • Собор Иконы Божией Матери Знамение
  • Николо-Греческий
    • Собор Николая Чудотворца
    • Часовня Николая Чудотворца
  • Богоявленский
    • Богоявленский собор
    • Афонская часовня
    • Церковь Спаса Нерукотворного Образа
  • Заиконоспасский
    • Собор Спаса Нерукотворного Образа

Культовые сооружения Китай-города
Храмы Монастыри Соборы и церкви
Часовни
  • Владимирской Богоматери при Владимирской церкви у Владимирских ворот
  • Боголюбской иконы Божией Матери Варварских ворот
  • Иверская часовня у Иверских ворот
  • Пантелеймона Целителя у Владимирских ворот
  • Сергия Радонежского у Ильинских ворот
  • Преподобного Сергия при церкви Троицы в Полях
  • Всемилостивого Спаса у Москворецкого моста