Мозаика и фреска

Преображение (1403, Третьяковская галерея)

Эту страницу предлагается переименовать. Пояснение причин и обсуждение — на странице Википедия:К переименованию/19 октября 2017. Пожалуйста, основывайте свои аргументы на правилах именования статей. Не удаляйте шаблон до подведения итога обсуждения. Переименовать в предложенное название, снять этот шаблон.

У этого термина существуют и другие значения, см. Преображение.

Преображение


Преображение Иисуса Христа пред учениками на горе Фавор.

Дата появления

ок. 1403 (?)

Иконографический тип

Преображение Господне

Местонахождение

Государственная Третьяковская галерея (Инв. 12797),
(ранее Спасо-Преображенский собор, Переславль-Залесский)

Медиафайлы на Викискладе

«Преображение» — храмовая икона Спасо-Преображенского собора в Переславле-Залесском. Написание иконы связывают с восстановлением и переосвящением домоногольского собора московским князем Василием Дмитриевичем; время этого события — около 1403 года, к этой же дате принято относить и икону.

Ранее автором иконы считался Феофан Грек или художники его мастерской, однако современное постановление атрибуционной комиссии Третьяковской галереи отвело его авторство, и икона считается произведением «неизвестного иконописца».

Доска липовая, паволока, левкас, яичная темпера, 184×134 см. Хранится в Третьяковской галерее (инв. 12797).

Описание

Икона написана под влиянием современных ей образцов византийской живописи.

В соответствии с евангельским рассказом на иконе представлены гора Фавор и на её вершине — преобразившийся Христос в белых одеждах, окружённый сиянием. Рядом с ним — ветхозаветные пророки Илья и Моисей, внизу — павшие на землю апостолы Пётр, Иаков и Иоанн Богослов, бывшие свидетелями чуда. В средней части иконы изображены две группы апостолов с Христом, поднимающиеся на Фаворскую гору и спускающиеся с неё.

К числу редких иконографических особенностей относятся изображения ангелов, несущих на облаках пророков Илью и Моисея (иконография основана на апокрифах).

Тема Божественного света — одна из главных тем «Преображения». Она последовательно прослеживается в богословских толкованиях евангельского сюжета и в праздничных богослужебных текстах: «Ныне Христос, просияв на горе Фавор, открыл ученикам вид сокровенного Божественного света, они же, исполнившись светоносного Божественного сияния, в радости воспевали » (канон Преображению Господню). В соответствии с мистическими толкованиями Преображение Христа на Фаворской горе указывало людям путь приобщения к Божественной славе.

В экспозиции Третьяковской галереи поблизости от «Троицы» Рублева

«Композиция иконы вытянута в высоту, что создаёт ощущение пространственного перепада между верхней и нижней зонами, миром „горним“ и миром „дольним“. Вместе с тем противоположность земного и Небесного преодолевается с помощью света, пронизывающего всё пространство иконы, широкими сияющими плоскостями ложащегося на горки и одежды апостолов, вспыхивающего яркими бликами на их ликах. Живопись одежд и пейзажного фона в иконе — свободная, прозрачная. Сквозь основной цвет просвечивает более тёмный, эскизный по своему характеру подготовительный рисунок, которой не всегда совпадает с последующей живописной проработкой (эту особенность можно видеть также в несовпадении рисунка и живописи рук у падающих апостолов)».

> Ссылки

  • На официальном сайте ГТГ
  • Феофан Грек. Преображение. Икона. Музеи Европы. О художниках и картинах

Примечания

  1. На официальном сайте ГТГ (недоступная ссылка)
  2. 1 2 3 Шедевры Третьяковской галереи: иконопись. М., 2012. С. 104

Преображение

Другие языки
Изображения с более высоким разрешением:

  • 2500 x 3418 пикс.
  • 1400 x 1944 пикс.
    (Подборка изображений икон издательства «Белый город»)
См. ниже:

  • детали (4)

Школа Феофана Грека
Школа или худ. центр: Москва

Ок. 1403 г.

  • Выставка 1960: 1403 г.
  • Антонова, Мнева 1963: 1403 г.
  • Алпатов 1972: Начало XV в.
  • Алпатов 1974: Начало XV в.
  • Onasch 1977: Конец XIV в.
  • Лазарев 2000/1: Ок. 1403 г.
  • Иконопись ГТГ 2019: Начало XV в. (1403 ?)

184 × 134 см

Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Инв. 12797

См. в «Галерее»:

  • Преображение

Ниже цитируются:

  • Антонова, Мнева 1963 = Антонова В. И., Мнева Н. Е. Каталог древнерусской живописи XI — начала XVIII в.в. Опыт историко-художественной классификации. В 2-х томах.
  • Лазарев 2000/1 = Лазарев В. Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века.
Антонова, Мнева 1963

217. Преображение.

1403 год. Феофан Грек.

Композиция с «восходящими» и «нисходящими» апостолами. Христос стоит на вершине горки в белых, сияющих золотом одеждах, на фоне шестиконечной белой звезды, окруженной молочно-голубой сферической славой, состоящей из двух кругов. Внутренний круг ее смещен вправо. Держа белый свиток в опущенной руке, Христос повернулся к склоняющемуся перед ним Моисею с голубовато-серой скрижалью в руках. Слева к Христу обращается Илья, прижавший руку к груди. От звезды ниспадают три широких голубых луча, ослепляющие апостолов. Слева — коленопреклоненный Петр заслоняется рукой от света; посредине стремглав падает Иоанн; справа — отвернувшийся Иаков прикрывает себе глаза. В красновато-охряных пещерах, изображенных на боковых горках, виднеются поднимающиеся и спускающиеся апостолы во главе с Христом. На одеждах пророков и апостолов лежат отсветы голубого Фаворского света. На лещадках и отрогах горок нанесены светлые синеватые блики. В верхних углах в голубых облаках помещены поясные изображения ангелов, показывающих путь несомым ими пророкам. Вохрение мазками по зеленому санкирю, с белильными движками по форме и с красными приплесками. Горки и одежды написаны жидкой охрой разных оттенков, а также зеленоватыми и синими красками. Пробела на одеждах голубые и белые, наложенные плотным слоем. Звезды на внешнем круге славы золотые. Лучи, идущие из более темной ее части, золотые и белые. Одежды пророков в облаках приплеснуты желтой и розовой краской. Фон и поля золотые, надписи красные. Краски были разведены так жидко, что иногда давали натеки. Во многих местах сохранился первоначальный набросок контуров, исполненный кистью.

Доска липовая, шпонки две поперечные и две накрест лежащие, набивные, на деревянных гвоздях. Паволока, левкас, яичная темпера. 184 × 134.

Служила храмовой иконой в Спасо-Преображенском соборе г. Переславля-Залесского1. В начале XX века была увезена в Петербург проф. В. В. Сусловым, где подверглась записи масляной краской. В 1923 году была взята из собора в Переславле-Залесском экспедицией Комиссии.

1 Переславль-Залесский с 1302 г. стал вотчиной московского князя (см. М. И. Смирнов, Переславль-Залесский. Путеводитель и справочник, Переславль-Залесский, 1928, стр. 17–18).

Раскрыта в ЦГРМ в 1924 году В. О. Кириковым, И. И. Сусловым и П. И. Юкиным.

Поступила из ЦГРМ в 1930 году.

Лазарев 2000/1

91. Школа Феофана Грека. Преображение

Около 1403 года. 184×134. Третьяковская галерея, Москва .

Из Спасо-Преображенского собора в Переславле-Залесском, ставшем вотчиной московского князя в 1302 году. Сохранность хорошая. На фоне и на полях незначительные остатки золота. Частичные утраты левкаса на полях. Около Иоанна остатки испорченной греческой надписи. В. И. Антонова убедительно относит икону ко времени около 1403 года, когда на средства московского князя Василия Дмитриевича было предпринято обновление Спасского собора в Переславле-Залесском. Дважды повторенные группы апостолов встречаются в памятниках византийского круга начиная с XIII века (cod. Ivir. 5, л. 34 об.). Низводимые с облаков пророки становятся довольно обычной деталью в более поздних памятниках.

Детали
Илия Пророк Иисус Христос Апостол Петр Апостол Иоанн

Литература:

  • Древнерусская живопись 1958. Древнерусская живопись в собрании Государственной Третьяковской Галереи: . — М.: Гос. изд-во изобр. искусства, 1958. — Илл. 32.
  • Выставка 1960. Выставка, посвященная шестисотлетнему юбилею Андрея Рублева. — М.: Изд-во АХ СССР, 1960. — Кат. № 36, стр. 33.
  • Антонова, Мнева 1963. Антонова В. И., Мнева Н. Е. Каталог древнерусской живописи XI — начала XVIII в.в. Опыт историко-художественной классификации. В 2-х томах. — М.: Искусство, 1963. — Т. 1, кат. № 217, стр. 257-258, илл. 176, 177 (цв.).
  • Алпатов 1972. Алпатов М. В. Андрей Рублев. — М.: Изобразительное искусство, 1972. — Стр. 28, 32, табл. 90.
  • Алпатов 1974. Алпатов М. В. Краски древнерусской иконописи = Colour in Early Russian Icon Painting. — М.: Изобразительное искусство, 1974. — №№ 24, 25.
  • Onasch 1977. Onasch K. Altrussische Ikonen. — Berlin: Union Verlag, 1977. — Taf. 28.
  • Алпатов 1978. Алпатов М. В. Древнерусская иконопись = Early Russian Icon Painting. — М.: Искусство, 1978. — №№64, 65, стр. 303.
  • Алпатов 1979. Алпатов М. В. Феофан Грек = Theophanes the Greek. — М.: Изобразительное искусство, 1979. — Стр. 130, 134-138, №№ 110, 111.
  • ГТГ 1995. Государственная Третьяковская галерея. Каталог собрания. Древнерусское искусство X — начала XV века. Том I. — М.: Красная площадь, 1995. — № 62, стр. 145-147.
  • Лазарев 2000/1. Лазарев В. Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. — М.: Искусство, 2000. — Стр. 94, 364, № 91.
  • Попов 2002Ф. Попов Г. В. Феофан Грек. — М.: Арт-Родник, 2002. — №№ 49-52.
  • Иконопись ГТГ 2019. Иконопись. — М., 2019. — Стр. 114-117.

Иконография Преображения Господня

Преображение Господне. Икона.
Великий Новгород. XVI в.

В христианском искусстве существует множество иконографических композиций, однако все они в целом сводятся к двум группам – те, которые за время своего развития претерпели существенные изменения, и те, которые остаются неизменными с момента своего возникновения и по сию пору. День Преображения Господня имеет не только долгую историю, но и очень древнюю икону, которая даже старше самого этого церковного праздника.

История возникновения иконы Преображения

Если бы современный христианин вошел в храм первых веков, то увидел бы интерьер, сильно отличающихся от привычных для нас церковных убранств. И в первую очередь это касается икон – их попросту не было. Вернее, они были, вот только на молящегося со стен чаще всего смотрели не канонические лики святых, а изображения, больше похожие на элементы оформления театров и вилл, чем на традиционные иконы. Но это – еще ничего, есть и другая особенность. В древних храмах наш современник не обнаружил бы портретов Христа – вместо них на стенах там были Его символы – Крест, Агнец, якорь, рыба и другие.

Такое положение дел не было случайным. Христианское искусство зародилось в эпоху страшных гонений на евангельскую веру, когда даже само упоминание имени Иисуса Назарянина могло привести человека к мученической смерти. В этой обстановке и возник обычай шифровать наиболее важные элементы веры под примитивными, на первый взгляд, образами и символами. Например, Крест, который в языческой Римской империи очень долго оставался орудием казни, часто изображался в виде обычного корабельного якоря. Еще более прозаичной была рыба, которая, однако, в глазах христианина превращалась в сакральный символ, связанный лично с Христом. Спасителя также часто изображали и в виде ягненка, и в образе пастуха, под личиной мифического героя Орфея.

Потом гонения миновали, и о своей вере христиане смогли говорить уже открыто. Но еще очень долго – особенно на Западе империи – Церкви оставался дорог тот символический язык, который она выработала в своем искусстве первых веков. Поэтому вплоть до VIII века Агнцы, Пастыри, Орфеи, Львы, якоря и рыбы соседствовали на стенах соборов с ликами Христа, пока не были вытеснены последними окончательно.

Мозаика конхи апсиды базилики Сант-Аполлинаре-ин-Классе, Источник: ru.wikipedia.org

Первая известная композиция Преображения опирается на ту же – традиционную во многом для раннего христианства – символику. Находится в Италии, в городе Равенне, в базилике святого Аполлинария, и датируется VI веком. Она размещена в алтарной нише – апсиде – и представляет собою огромное мозаичное панно. В центре мозаики древними мастерами выложен большой круг, внутри которого на лазоревом фоне, украшенном золотыми звездами, изображен четырехконечный Крест. В месте пересечения его ветвей размещен медальон с ликом Спасителя. Над самим Крестом внимательный зритель увидит слово «ΙΧΘΥΣ», что в переводе с греческого означает «рыба». Это первые буквы слов фразы «Иисус Христос Божий Сын Спаситель». Под Крестом видны слова «SALUS MUNDI», что в переводе с латыни означает «Спаситель мира». Над кругом в небе плывут разноцветные облака, среди которых изображена благословляющая десница Бога Отца. По сторонам от круга растет множество деревьев и кустов, на которых сидят птицы. Среди растительности можно заметить и трех белых ягнят, которые трепетно смотрят на Крест. Прямо под Крестом изображен святитель Аполлинарий (первый епископ Равенны) в окружении двенадцати белоснежных агнцев и пышно цветущих белых лилий. А высоко над всем этим – слева и справа от круга – размещены полуфигуры Моисея и Илии.

Нетрудно понять, что Крест в круге – это образ Христа, три ягненка (вспомним евангельский рассказ о Преображении) – апостолы Петр, Иаков и Иоанн, деревья, трава и кусты – символ самой горы Фавор, на которой преображение и произошло. Мозаика в Равенне – это сплав аллегории и натурализма, когда главные действующие лица еще передаются с помощью символов, но в то же время начинается постепенный переход к натурным изображениям. Происходил такой переход и в Византии.

Преображение Господне. Икона. Монастырь св. Екатерины, Синай. VI в.

В середине VI века в Синайском монастыре по заказу императора Юстиниана Великого константинопольские мозаисты создали шедевр, ставший прототипом всех остальных икон Преображения. Панно полностью повторяет сюжет и композицию равеннской мозаики, но вместо аллегорий на нем изображены реальные человеческие фигуры. И Христос, и апостолы представлены здесь как реальные люди, со своими характерами и отличительными особенностями. Самобытными личностями предстают перед нами и пророки – Илия и Моисей. Единственно, чего существенно «не хватает» на мозаике Синая, если сравнивать ее с шедевром Равенны, – это самого Фавора. Гора никак не обозначена на изображении, но это все равно не мешает молящемуся понимать, что перед ним – именно Преображение, а не какой-либо иной евангельский сюжет.

Хлудовская Псалтырь, миниатюра “Преображение”

Очень скоро мастера восполнили этот пробел, и примерно к IX веку окончательно формируется привычная всем нам композиция: Христос находится на вершине скалы, но стоит не на, а над ней – как бы парит в воздухе. По бокам от Него – тоже в воздухе – стоят Моисей и Илия. А под скалой изображены апостолы в очень экспрессивных позах – они закрыли свои лица и лежат на земле, не смея взирать в сторону Учителя, от которого исходит ослепительно яркий неземной свет. Именно так видел Преображение художник, украсивший миниатюрой Хлудовскую псалтирь – византийскую рукопись IX века, созданную, предположительно, в Студийском монастыре Константинополя. С тех пор и до наших дней принципиальная композиция иконы не менялась. Отдельные образцы могли содержать некоторые отступления, но это – исключения, а не правило.

Например, Илия мог изображаться сходящим с Неба, а Моисей – выходящим из гроба. Сам Моисей может держать каменные скрижали, может – книгу или свиток, а может и вовсе ничего не держать в руках. Апостолы тоже не всегда изображаются одинаково. А еще на некоторых русских иконах по бокам и снизу от основного сюжета размещены дополнительные вставки – как апостолы с Христом восходят на гору, как Христос поднимает упавших от страха учеников, и как они с Учителем сходят с горы. Но опять нужно повторить, что такие подробности – редкие, и основной иконой Преображения является образ, ярким примером которого служит московская икона XV века из Благовещенского собора Кремля. Ее мы и рассмотрим подробно.

Символика иконы Преображения

Половину пространства занимают скалы. Собственно, в той местности, где совершилось Преображение, скал нет, там пологие склоны. Но на иконе их изображают. Почему? Дело в том, что скалы или камни в иконографии имеют четкое духовное значение – они символизируют собою крепкую веру и то восхождение, которое должен совершить верующий на пути к Вечности. А еще отвесные склоны на иконе служат своеобразным указателем, что изображенное здесь событие имеет очень важное значение, и смотреть на него нужно духовно очищенным взором.

Преображение Господне, икона из праздничного ряда иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля, xv в

На скалах растут деревья. Это, в принципе, верно – Фавор гора лесистая. Но деревья – это еще и символ того самого Крестного Древа, на котором был распят Христос. Древа нашего спасения. Наличие на иконе растительного элемента напоминает нам о том, что Преображение – это не просто событие, а своеобразная прелюдия к тому искупительному голгофскому подвигу, который совершит Господь в конце своего земного пути.

На скалах лежат ученики. Ничего символичного в этом, на первый взгляд, нет. Как говорит Евангелие, они попадали от страха, ибо дотоле не видели Учителя в том величии, в каком Он предстал пред ними в момент Преображения. И все же есть в апостольских позах некий аллегорический посыл – они напоминают нам, что нельзя приступать к божественной реальности без подготовки, иначе можно ослепнуть от нестерпимого фаворского света.

Над скалами в окружении многослойного и многоцветного сияния стоит Спаситель. Концентрические окружности называются мандорлой. По сути, это большой нимб, который опоясывает не только голову, но и всю фигуру. Она служит для указания на особую благодать и славу, которыми исполнен изображаемый человек. Чаще всего мандорла изображается вокруг Христа и Богородицы – как самых совершенных людей во Вселенной. На иконе Преображения Спаситель тоже в мандорле, которая символизирует тот самый неземной свет, объявший Господа в минуту славы.

Фигуры Илии и Моисея – целиком историчны и соответствуют тем образам, которые закрепились за этими пророками. Однако есть и в этом элементе сюжета прикровенный смысл. Как известно, Илия был взят Богом из земной жизни живым, а Моисей – умер. То есть в день Преображения как бы встретились два мира – мир живых, и мир мертвых. Это очень важная деталь. Она говорит нам о том, что Христос есть Господь всей вселенной, и что в его глазах нет мертвых, но все живы.

Есть еще одна очень важная идея, которую несет в себе композиция Преображения, особенно – ее ранние мозаичные варианты. На иконе, по сути, изображен рай. Тот самый рай, которым станет весь мир после второго пришествия Христа. О райском «контексте» говорят и деревья (вспомним красивую растительность на стенах равеннской абсиды), и золотистый фон иконы, и то сияние, которое исходит от Христа и заполняет собою все композиционное поле. И действительно – Своим Преображением перед учениками Господь приоткрыл перед ними (а значит – и перед нами) завесу тайны, показав, какой славы удостоится человек и весь мир после всеобщего воскресения, когда Бог будет «всяческая во всем» (1 Кор. 15:28).

Преображение Господне. Икона. Россия. XV в. Кирилло-Белозерский музей

Преображение Господне. Икона.
Мастерская Феофана Грека. 1403 г.
Собрание ГТГ. Ранее Спасо-Преображенский собор г. Переславля.

Преображение Господне. Икона.
XVI в. Владимирская область.

Преображение Господне. Фреска.
Церковь Спаса на Ковалеве под Новгородом. Конец XIV века.

Преображение Господне. Византийская икона XII в.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Преображение Господне. Икона из иконостаса церкви Свв. Флора и Лавра с. Мегрега, Олонецкого р-на.
Россия. Карелия. XVII в.
Музей изобразительных искусств Республики Карелия. Петрозаводск

Преображение Господне. Икона из Праздничного чина.
Псков. XVI в.
Псковский государственный историко-архитектурный музей-заповедник

. Преображение Господне. Фреска.
Мирожский монастырь. Псков. XII в.

Преображение Господне. Икона.
Греция. XVI в.
Местонахождение – Канада. Монреаль. Частная коллекция

Преображение Господне. Икона.
Россия. XVI в. Находится в частной коллекции

Преображение Господне. Икона.
Россия. Великий Новгород; XVI в.

Преображение Господне. Псковская икона.
XVI век

Преображение Господне. Мозаика.
Храм Спаса на Крови, Санкт-Петербург. XIX в.

Преображение Господне. Икона с праздниками в 24 клеймах.
Первая половина XVI в.

19 августа – день празднования Преображения Господня, когда Иисус впервые явил свою Божественную ипостась Своим ближайшим ученикам. Это одно из самых знаковых евангельских событий, имеющее огромное значение и сегодня – недаром этот праздник вошел в число двунадесятых, то есть двенадцати важнейших в православии.

Дата празднования: 19 августа

В основу иконы положена история, описанная во всех четырех Евангелиях. Иисус пророчествовал Своим ученикам, что вскоре Ему уготована смерть, но через три дня после этого Он воскреснет. Ученики опечалились, но им было трудно уверовать в слова Учителя о воскресении, ведь все считали Его пророком, Мессией, но не ведали Его Божественной природы.

Через несколько дней после этого пророчества Он взошел для молитвы на гору вместе с Иоанном, Петром и Иаковом, которые из всех учеников были Ему наиболее близки. Здесь и произошло событие, которое описывает икона «Преображение Господне»:

Он преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет (Мф. 17:2).

Но чудо на этом не кончилось: рядом с Иисусом появились Илия и Моисей, ветхозаветные пророки, говорившие с Ним

об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме (Лк. 9:31).

На учеников Преображение произвело совершенно потрясающее впечатление, особенно когда из облака, осенившего всех, раздался Глас Божий:

Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение; Его слушайте (Мф. 17:5).

Когда же облако исчезло, Иисус принял свой прежний образ и остался наедине с учениками. Он запретил им рассказывать о том, что они видели,

доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых (Мк. 9:9).

Описание иконы «Преображение Господне»

У православных особым почитанием пользуется икона «Преображение Господне» Феофана Грека, выдающегося русского иконописца. Безусловным центром иконы является преображенный образ Иисуса. Согласно Евангелиям, Он вел аскетический образ жизни, соответственно, и одежда Его была более чем скромной. Здесь же Спаситель после Преображения явлен во всем Своем величии и силе, что подчеркивает ослепительно-белый цвет Его одежд и исходящее от Него сияние, пронизывающее все вокруг, а также светло-голубой круг, в который помещена Его фигура.

Резко контрастируют с этим сияющим образом фигуры учеников, в испуге павших ниц, и фигуры ветхозаветных пророков Илии и Моисея, на которые падает отблеск Божественного сияния. В композиционном плане икона «Преображение» Феофана Грека разделена на две части, что имеет особое значение: верхняя, небесная ее часть решена в светлых тонах, нижняя же – в темных, земных цветах камня и травы, что символизирует контраст между Божественной чистотой Неба и греховностью тварей земных.

По бокам, как бы в небольших нишах, показано, как Иисус вместе с учениками вначале поднимается на гору, а затем спускается с нее.

В чем помогает икона «Преображение Господне»

В празднование Преображения Господня проводится торжественная литургия, и перед иконой возносятся молитвы о прощении грехов и очищении.

Она действительно помогает очистить душу от скверных, от греховных помыслов, укрепить веру.

Верующие не только просят Господа о помощи и защите для себя и близких людей, но и возносят ему благодарность и хвалу.

В народной традиции Преображение Господне именуется также Вторым (Яблочным) Спасом, когда в церквях освящают плоды нового урожая. В этот день положено посещать могилы предков и оставлять на них яблоки, а также раздавать их нуждающимся.

Молитва перед иконой

Господи Иисус Христос, к тебе обращаемся с молитвами искренними. Спаси и сохрани души наши в чистоте, избави от корысти и зависти, да не позволь ступить на тропу, с верного пути сбивающей. Молим Тебя, яви свою благодать каждому, кто избрал путь, верой праведной наполненный. Позволь искупить все прегрешения деяниями благочестивыми. Помоги, Господи, укрой от противников наших, зло против наших жизней помышляющих. Аминь.

Фреска

См. раздел ИКОНА – ОКНО В ИНОЙ МИР

Фре́ска (от итал. fresco — свежий, сырой) – живопись по свеженанесённой (не высохшей) известковой штукатурке красками на воде, водном растворе растительного (отвар из зерен злаков) или животного (казеин) клея (традиционный метод росписи внутренних стен и сводов православных храмов).

Если вы попадаете в расписанный фресками или украшенный мозаиками храм, то вы уже попадаете на Небеса. Вы попадаете в пространство, где вверху видите образ Спасителя, далее – по нисходящей – святых апостолов, святых угодников Божиих и уже на уровне человека (может, чуть выше) изображаются местно чтимые святые, то есть святые, подвизавшиеся в тех землях, где стоит храм.
Фреска является материальным и мистическим пространством храма, которое, безусловно, воздействует и на духовное и на физическое состояние человека, дает могучий импульс для молитвы, возводит человека в горний мир. Фреска – это как бы дыхание храма. Фреска, образно говоря, – это то, что поведали бы нам стены храма, умей они говорить. Художник-иконописец Филипп Давыдов