Можно ли пить православным

Можно ли христианам пить алкоголь (вино, пиво, водка)?

Опубликовано 26.06.2011

  • Можно ли христианам пить алкоголь согласно Библии? Я всегда считал, что для христиан нет ничего страшного в употреблении небольшого количества алкоголя (вина, пива или даже водки) до тех пор, пока вы контролируете себя и не становитесь пьяным.

    Но недавно я решил исследовать это так как мой тесть не хотел приходить в церковь из-за своих убеждений об абсолютном воздержании от алкоголя и танцев. На одном веб-сайте я обнаружил цитату из 1 Тимофею 3:2-3 «Но блюститель должен быть…. сдержан (трезв) ((nephalion*с греч.), … не пьяница (не иметь пристрастия к вину…) (me paroinon *c греч.)»

    Там говорилось что nephalion с греч. означает: «физическое воздержание, особенно от вина», а фраза «me paroinon» переводится как: «быть вдали от вина, не подходить к нему даже близко». Объяснялось что это запрещение даже для умеренного употребления алкоголя церковному лидеру. Если это так, то означает ли это что никакому христианину нельзя пить алкоголь? Пожалуйста, проясните мне это.

    Ответ:

    Давайте начнём с греческого. Прямо скажу, вебсайт на который Вы ссылались не прав. Nephalios означает трезвый и paroinos означает пьяный. Кто бы не переводил эти слова он

    (А) серьёзно не изучал древнегреческого,

    (Б) перевод дал с домыслами, видимо означает, что он имел зуб на кого-то (возможно, преследовались какие то свои цели).

    Можно ли пить алкоголь христианам? Несомненно, употребление алкоголя разрушило миллионы жизней на протяжении истории человечества, но, то, же самое можно сказать и о многих других вещах, которые, однако, если правильно использовать совсем не опасны и даже полезны. Легко можно перечислить некоторые из многих: электричество, самолёты, обезболивающие, и даже можно сказать телевидение.

    Вы правы в том, что пьянство (чрезмерное употребление алкоголя) абсолютно не приемлемо для любого христианина. Но употребление алкоголя в умеренных дозах не является грехом для христиан. Хотя даже Иисуса критиковали за это! Я изучил доводы как трезвеннические, так и за умеренность, и уважительно отношусь к тем, кто продвигает их, хотя даже если мне не нравятся сами доводы. Отрывки, такие как Римлянам 14-15 и 1 Коринфянам 8 определённо приходят на ум.

    Смотрите только, чтобы это ваше право не вынудило тех, кто слаб духом, впасть в грех. Ибо, если кто-то, у кого чувствительная совесть, увидит, что вы, наделённые знанием, едите в языческом храме, то разве это не поощрит его начать есть мясо, принесённое в жертву идолам? Тот, кто слаб, уничтожен будет от ваших познаний, тот самый брат ваш, за кого умер Христос! И греша таким образом против своих братьев и уязвляя их чувствительную совесть, вы грешите против Христа. И потому, если пища побуждает брата моего грешить, то я никогда больше не буду есть мяса, чтобы не ввести брата моего в грех. (1-е Коринфянам 8:9-13)

    Однако эти отрывки в Библии о том, чтобы не давать повода брату преткнуться, вероятно, отпасть от Господа. И их нельзя применять к брату, который постоянно чем-то недоволен (ворчливый). Это насилие над совестью думается мне, а не насилие над мнением, неважно насколько сильно его придерживаются.

    Даглас Джакоби

    Перевод: Владимир Головашёв

    Нашли ошибку в статье? Выделите текст с ошибкой, а затем нажмите клавиши «ctrl» + «enter».

    • Подписаться на новости
    • Подпишитесь, если хотите получать новости на почту. Мы не рассылаем спам и не передаем вашу почту третьей стороне. Вы всегда сможете отписаться от нашей рассылки.

    • Христианские тесты онлайн
    • Мы предлагаем вам проверить ваши знания, связанные с христианской верой. Тесты на знание Священного Писания и христианства.
      Пройти тест

    • Задать вопрос
    • Если у вас есть вопрос или предложение, напишите нам, мы постараемся ответить вам в ближайшее время.

    Христианские видео и ролики
    » Назад 1 / 48 Как укрепить веру в Бога. Христианский семинар. Введение. 3 золотых совета для чтения или изучения Библии Распятие Иисуса Христа — фильм «Крест» на реальных событиях » Назад 1 / 48

    Отношение к алкоголю в религиях мира

    Алкоголь – одно из ключевых открытий человечества: состояние измененного сознания, достигаемое с помощью алкогольного опьянения, в разных народах в свое время воспринималось как акт божественного откровения, способ общения с «тонким» миром, путь познания скрытого. Именно под воздействием спиртного нередко создаются произведения искусства, решаются научные парадоксы и находятся ответы на вопросы, казавшиеся неразрешимыми.

    Религиозные доктрины мира не могли не включить в свою концепцию такой значимый фактор человеческого психоэмоционального состояния, тем более что даже сегодня, в век научного знания и материализма, нет единого мнения, что же именно собой представляет состояние измененного сознания, и нет ли в нем сакральной (священной) подоплеки.

    Алкоголь в христианстве

    Эта религия относится к алкоголю положительно и даже с некоторым уважением: красное вино, в частности, считается Кровью Христовой и входит в таинство Причастия. Немало упоминаний перебродившего виноградного сока встречается и в Новом Завете: достаточно вспомнить известный сюжет о превращении воды в вино на свадьбе. В Ветхом Завете, в Песни Песней, влюбленный юноша (сам царь Соломон) сравнивается с виноградарем, и его возлюбленная Суламифь – сестра владельцев виноградника.

    Вино — кровь Христова, хлеб — его плоть.

    Не попадают под запрет и другие напитки. Например, жена известного немецкого богослова, реформатора и переводчика Библии Мартина Лютера была пивоваром, а семейство Гиннес создало свой знаменитый сорт пива в честь поклонения Иисусу Христу.

    С другой стороны, в христианстве порицается чрезмерное опьянение, когда человек не может контролировать себя и теряет достойный облик (сюжет о дочерях Лота, сюжет о сыновьях Ноя – Хаме, Симе и Иафете). Не находят сочувствия и запойные пьяницы, так как Священное Писание учит своих последователей всегда быть хозяевами своего тела, чтобы не совершить случайно предосудительный поступок и не нанести вред другим людям.

    При желании в Библии можно найти цитаты как за, так и против алкоголя, одно можно сказать совершенно точно: спиртные напитки в христианстве не запрещены, а в определенных ритуальных ситуациях даже прямо показаны к употреблению.

    Алкоголь в исламе

    В этой религии алкоголь полностью запрещен – по легенде именно табу на спиртное в свое время стало причиной, почему князь Владимир решил крестить Русь, а не обратить ее в мусульманство. Коран считает: что запрещено в большом количестве, не разрешено и в малом, поэтому христианский подход, прославляющий умеренность, здесь неприменим: спиртное считается корнем зла и греха, нечистым и скверным порождением Иблиса – джинна, сбивающего верующих с истинного пути.

    По одной из версий из-за запрета алкоголя в исламе князь Владимир принял христианство

    Разумеется, этот запрет распространяется и на другие дурманящие вещества, однако доподлинно известно, что некоторые мусульмане все-таки не отказывают себе в простых радостях: например, большим любителем вина был великий иранский поэт и ученый Омар Хайям, многие современным исламские исследователи также находят в Коране подтверждения тому, что алкоголь не так страшен, как принято считать. Например, Аллах сказал, что «первая капля вина губит человека» – получается, если ее стряхнуть, то оставшийся в стакане напиток совершенно безвреден! Достаточно лояльное отношение к алкоголю в демократичной и светской Турции, в то время как в ОАЭ или Саудовской Аравии за появление на улице в нетрезвом виде можно угодить в тюрьму.

    Официальная позиция ислама остается такой же, как и тысячу лет назад: алкоголь строжайше запрещен.

    Буддизм и алкоголь

    Концепция жесткого запрета чего-либо плохо соотносится с самой философской и гуманной из всех мировых религий, однако в буддизме отношение к алкоголю скорее негативное, чем позитивное. Например, «Восьмеричный путь» включает в себя следование канонам правильного поведения, которое подразумевает отказ от пьянства. Значит ли это, что буддисту нельзя даже пригубить полбокальчика легкого вина? Нет, только если монаху – ведь замутненное сознание отдаляется от просветления.

    К мирянам же в буддизме требования минимальны, и бытовые «прегрешения» им прощаются. Состояние постоянной осознанности – обязанность того, кто идет по пути духовного совершенствования, а алкоголь, равно как и наркотики, затуманивает разум.

    Буддизм неоднороден: в нем есть и Махаяна, и Хинаяна, и Тантризм, и Дзен, и другие направления, каждое из которых по-своему относится к алкоголю. В сухом остатке можно сказать следующее: буддизм не считает вино скверной и богомерзким напитком, но и не поощряет его употребление, особенно сверх меры.

    Бокал вина вечером – алкоголизм или нет? 4 мифа об алкоголе

    Сколько алкоголя в вашей жизни? Бутылка вина в праздник? Или упаковка пива каждые выходные? Или стопочка водки по вечерам? Вы тоже считаете, что за последние годы в России научились пить красиво, и «культура пития» постепенно возрождается? Об этом и других мифах, сложившихся вокруг алкоголя и алкоголизма, — главный врач клиники Маршака, психиатр-нарколог Дмитрий Вашкин.

    В России стали пить как в Италии

    В последнее время неоднократно встречаю мнение, что русские люди в отношении алкоголя стали эдакими европейцами. От водки практически отказались, перешли на вино. Бокал за обедом, два — за ужином. Как итальянцы. Или французы.

    Увы, это мнение ошибочно. Объясню почему. Когда тот же итальянец выпивает немного вина за ланчем, потом еще немного — в обед, а после вечерней трапезы вспоминает лимончеллу, речь идет об альфа-алкоголизме. Это такой тип алкогольной зависимости, при котором человек употребляет градусные напитки небольшими порциями в течение дня. Для настроения. При этом он не утрачивает социальных функций, работает, общается с семьей. Этот тип зависимости свойственен южанам.

    Есть бета-алкоголизм, по-другому его еще называют «пивным». Ему больше подвержены жители Германии, Англии, где пьют много пива, эля. В России всегда был и есть гамма-алкоголизм — тип зависимости, который встречается у северных народов, отдающих предпочтение крепким спиртным напиткам. Пьянеют они определенным образом (сказывается способ усвоения алкоголя, характерный именно для северян). Быстрее спиваются — опять же это обусловлено географией.

    Говорить о формировании альфа-алкоголизма в России можно разве что в условиях мегаполисов и в очень узких кругах людей определенного уровня жизни и доходов. В стране же по-прежнему доминирует гамма-алкоголизм. Ни о какой культуре пития, особенно в регионах, где в ход идут суррогаты, пока говорить не приходится.

    Если не пить больше нормы — алкоголизма не будет

    Сложно сказать однозначно, что такое «норма алкоголя» — не за рулем, а допустимая для здоровья. Теоретически для мужчин это 30 мл этанола в день, для женщин — 20 мл. То есть 75 и 50 мл вина, например. Однако воздействие алкоголя на организм, генетическая предрасположенность к алкоголизму, формирование психологической и физиологической зависимости от спиртного у каждого человека отличаются. Что кажется «нормой» для одного, разрушительно для другого.

    Генетическая предрасположенность к алкоголизму — когда человек пробует спиртное один раз, сразу начинает систематически употреблять и к 25 голам обзаводится зависимостью — это не миф. Но есть и такие люди, причем с плохой наследственностью, которые тотально равнодушны к спиртному. У них не развивается даже первая стадия алкоголизма, никогда. Потому что так устроены психика и организм.

    Дело в том, что есть некий набор генов, которые отвечают за наши нейромедиаторы, биологически активные вещества, влияющие на выработку серотонина, дофамина, а значит, на наши эмоции. Если в организме человека в недостаточном количестве вырабатывается серотонин, то у него формируется тревожно-мнительное поведение. Он склонен к депрессиям, не верит в собственные силы, незначительная неприятность способна выбить его из колеи.

    Алкоголь повышает уровень серотонина и дофамина, то есть является для такого человека неким «лекарством». Действительно, пусть на короткий промежуток, депрессия отступает, появляется уверенность в себе, жизнь становится краше и приятнее. Люди, у которых «гормоны счастья» в норме, не способны ощутить бодрящий эффект алкоголя столь сильно, то есть шансов обзавестись зависимостью у них меньше. Сегодня существуют даже специальные тесты, позволяющие определить генетическую предрасположенность к алкоголизму. Стоят они недешево — порядка 30 тысяч рублей.

    Алкоголь — враг семьи, и с ним нужно бороться

    Бывает, что у социально благополучных, успешных взрослых есть в анамнезе родители-алкоголики. Травмированные в детстве, в сознательном возрасте эти люди нередко не только не пьют вообще, но считают алкоголь главным врагом человечества, не выносят людей даже в состоянии легкого опьянения, категорически запрещают любые «веселящие» напитки в собственной семье. Да, они очень боятся, что их партнер или дети начнут выпивать.

    Если это становится навязчивым состоянием, которое отравляет жизнь домашних, человек с травматичным опытом, травматик, как мы его называем, обязательно нуждается в терапии. Хотя бы потому, что жить с таким человеком непросто. К тому же именно у родителей-паникеров дети как раз и находятся в группе риске.

    Запомните: наличие безнадежных алкоголиков или бытовых пьяниц среди родственников вовсе не означает, что у вас или вашего ребенка разовьется алкоголизм. Особенно если вы не будет на этом зацикливаться. Или наоборот — не превратите бокал вина в ежевечерний ритуал.

    Детей от алкоголя надо особенно беречь

    В современном мире невозможно уберечь подросшее чадо от алкоголя, его пробуют все. А вот в какой форме будет это употребление после первого раза — это уже вопрос родительского контроля. Но не запрета.

    Я бы сказал, что лучше всего — воспитать здоровое отношение к алкоголю, а для этого — придерживаться золотой середины. Что это значит? Вино и пиво не должны быть постоянными спутниками обедов и ужинов, но и запрещенной темой в семье становиться не обязаны.

    Нормально, когда алкоголь ассоциируется с праздником, как Новый год — с шампанским. Нормально, когда семнадцатилетнему подростку в новогоднюю ночь предлагают поднять бокал игристого. Ненормально, когда люди пьют вино каждый вечер, чтобы расслабиться. Нормально искать способы снять стресс — спорт, хобби.

    Ненормально, если к алкоголю в семье вырабатывается какое-то особенное отношение, тот же запрет. Подросток, натолкнувшись на эмбарго, будет искать возможность выпить тайно — в подъезде и сразу водки.

    А вот от чего детей действительно стоит беречь — так это от членов семьи, находящихся в состоянии алкогольного опьянения. Я сейчас даже не об алкоголизме, а о бытовом пьянстве. И дело даже не в том, что ребёнку неприятно и странно (а подростку — смешно) видеть родителя «под шофе». И не в том, что ребенок непременно начнет пробовать спиртное, решив, что быть в подпитии — это нормально. Речь о вашем родительском авторитете, отношениях с ребенком и степени его доверия вам.

    Будет ли ребенок гордиться родителем-выпивохой, уважать его? Вряд ли. Сможет ли чувствовать себя в безопасности, доверять вам после увиденного? Нет. Так не разрушайте собственными руками ваши отношения.

    Если маленький ребенок видит кого-то из близким в состоянии алкогольного опьянения, он испытывает страх. Поэтому первый шаг — оградить малыша от общения с пьяным. Никогда не устраивайте разборки с «перебравшим» человеком в присутствии ребенка — это бесполезно для взрослого и дополнительный стресс для ребенка. Если подобные эпизоды единичны, не стоит вообще акцентировать на них внимание, достаточно коротко ответить на вопросы ребенка в том смысле, что «с кем не бывает».

    Если же вы чувствуете, что алкоголь становится в семье частным гостем, стоит задуматься и, возможно, обратиться к специалисту. Для начала это может быть хороший психолог.

    Пить или не пить?

    Современные православные христиане знают, что Церковь не возражает против умеренного потребления вина. Есть масса высказываний святых отцов Церкви Христовой о том что виновато не вино, а неумеренное потребление оного.

    Например: «Не вино худо, но неумеренность порочна; вино есть дар Божий, а неумеренность — изобретение диавола». (Святитель Иоанн Златоуст).

    Но гораздо меньше замечают другие высказывания святых отцов, когда они пишут, что лучше не пить, чем пить, пусть даже и умеренно.

    Пьёт человек или не пьёт, не это главное. У всех разное отношение к потреблению спиртного:

    — Пил, пью, и буду пить. Пусть хоть весь свет провалится, лишь бы мне водки попить.
    — Да ведь разрешается вино в Церкви! Пойду-ка, хряпну водочки.
    — Да я же бокал вина и всё. А остальные, кто не умеет, пусть не пьют. Я тут не причём, «сижу, никого не трогаю, примус починяю». (с) Спасибо тебе, Господи, что я не такой, как этот пьяница. И вообще, Господи, разве я сторож брату моему?
    — Господи, помилуй! Немощный я, не могу без выпивки.

    Кто придёт более оправданным?

    Идёт в храме служба, подходит ко мне мужик, пьянющий, еле на ногах стоит. Спрашивает, где Николай Угодник. Я показал. Мужик подошёл к иконе, и встал. Такое ощущение, что он даже икону не видит. Постоял, тяжело вздохнул, и покачиваясь вышел из храма.

    Думается мне, что больший грех не в том, что человек пьёт, а в том, что считает себя правым. И аргументы в пользу своей правоты находятся. Например, только ленивый не вспомнит про брак в Кане Галилейской, где Господь превратил воду в вино. Иисус Христос уступил просьбе Матери и выручил хозяина дома, у которого недоставало вина. Дабы не омрачился день веселия. Ничего не говорится в Евангелии о том, что за столом были пьяные. Евреи отличались умеренностью в питии. Это говорит и о качестве вина и о людях, которые не привыкли напиваться до положения риз.

    Ещё можно сказать о чуде в Кане, как символе. В Ветхом Завете вино было символом земной радости, — «вино веселит сердце человека».(Пс. 103, 15). В Новом Завете вино становится символом духовной радости. Иисус Христос претворил вино в Свою Кровь. В таинстве венчания в церкви молодожёны выпивают немного вина. Благословляется единство мужа и жены. Во всём есть смысл.

    Можно представить, что будет, если в наше время на свадьбе не хватило бы вина. Получится примерно так, как в фильме «Осенний марафон»: «Вчера, после грибов пообедали — не хватило! В гастроном — не хватило! Опять поехали — а там эти… дружинники».

    Давайте скажем честно, хочется выпить — да пожалуйста, никто ведь не запрещает. Так в чём дело? Но обставляется это своё хотение так, как будто сам Христос повелел выпить. В Писании и у святых отцов говорится только о вине. Действительно, вино — дар Божий. А как быть с другим алкоголем, например, водкой, самогонкой, или алкогольным коктейлем Ягуар? Это тоже всё дар Божий? Говорим, что вино и Иисус Христос пил, а подразумеваем, что умеренно пьющие люди могут тоже потреблять алкоголь, не афишируя его название. Лукавство, да и только.

    Апостол Павел писал Тимофею: «Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов».(1 Тим.5,23). А раз апостол сказал, выполнять надо, сегодня мы все Тимофеи. И выполняем. Правда, пьём не вино, а всё подряд, не немного, а сколько захочется, а про желудок и не вспоминаем. Но апостол Павел ещё много чего писал. О подвижничестве, об ответственности: «Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает».(Рим.14,21). Но выбираем мы то, что нам нравится. Сильным в вере апостол предлагает не есть мяса, и не пить вина. Дабы не соблазнить своего немощного брата.

    Блаженый Феофилакт Болгарский так толкует это место: «Ты, говорит, принуждаешь брата есть то, чего он не осмеливается есть, а я говорю, что ты должен воздерживаться от всего, что соблазняет брата, не потому, что это зло (ибо все чисто), но потому, что это соблазняет. Словом претыкается показал, что он ослеплен; ибо претыкаются слепые. А соблазняется он как легкомысленный, изнемогает же как маловерный. Всем этим привлекает сильнейшего к помощи брату, как совершенно немощному».

    Святитель Тихон Задонский пишет: «Пьяный человек способен на всякое зло, идет на всякие соблазны. Тот же, кто так его угостил, становится участником и всех его беззаконий, поскольку трезвый таких соблазнов не принял бы».

    Многие из нас могут вспомнить в своей жизни случаи, когда мы, выпивая спиртное, соблазнили другого человека. Утром на работу не пришёл наш коллега, оттого, что после вчерашнего совместного вечера не смог остановиться. Кто из нас сможет честно сказать, что он ни при чём? Грех не в том, что мы выпили вина, а в том, что мы соблазнили брата. Сделав вред другому, мы автоматически сделали вред себе.
    Где находится та грань, которую мы перейдя, соблазнили другого?

    Апостол Павел говорил, что Церковь есть Тело Христово. Хотим мы или не хотим, но мы распространяем на других самого себя как в хорошем, так и в плохом смысле.

    Конечно, можно соблазнить своего немощного брата не только вином. Под эти слова «и не делать ничего такого» можно подвести почти всё, из чего состоит наша жизнь. Но есть две большие разницы, как говорят в Одессе.

    Выпив вина, человек находится в изменённом состоянии, в котором ему легче соблазниться. Как пишет святитель Василий Великий: «Вино само себя ведет к большему, оно не удовлетворяет потребности, но делает неизбежною потребность другого питья, воспламеняя упившихся и непрестанно возбуждая к большей жажде. Но когда думают, что у них желание пить неутолимо, тогда испытывают противное тому, чего желали».

    Никто из святых отцов не запрещает пить вино, но все рекомендуют, что лучше не пить, чем пить. Но есть даже прямой запрет, в конкретной ситуации конкретным людям. Например: «Вина горячительного и прочего хмельного питья, от которого пьянственная бывает страсть, запретить пить. А если кто будет пить, хотя и пьян не будет, но замечен будет, что пил, штрафовать». (Святитель Тихон Задонский). Этот запрет не всем, а семинаристам, но всё же запрет. Святитель Тихон ответственно подходил к воспитанию семинаристов.

    Было время, когда мы встречались отпраздновать чей-нибудь день Ангела. На столе алкогольных напитков вообще не было, потому, что один из нас злоупотреблял спиртным. 20 человек отказывались на время от алкоголя ради одного своего товарища. Так нам сказал наш духовник. Здесь всё понятно. Но часто бывают ситуации, когда мы не знаем об алкогольной зависимости окружающих нас людей. Как поступать православному человеку, а в особенности воцерковлённому, в таких случаях? Каждый решает сам, в меру своего разумения, в меру своего понимания ответственности перед другими. Мы не виноваты, что выпили вина, но не виноваты ли мы, когда наш личный пример потребления спиртного соблазнил другого?

    Ещё об ответственности за тех, кого можно соблазнить или уже кого соблазнили: «Видел я одного человека, которому передал другому свою греховную привычку; потом уже пришедши в чувство, начал каяться, и отстал от греха; но так как наученный им не переставал грешить, то покаяние его действительно не было». (Святитель Иоанн Лествичник).

    «Не упивайтеся. Но как положить меру, с которой начинается упивание? Христианам скорее идет — совсем не пейте, — разве только в крайностях, — в видах врачевания. Конечно, не вино укоризненно, а пьянство; но огонь в кровь влагается и малым количеством вина, и прибывшее от того развеселение плотское развевает мысли и расшатывает нравственную крепость. Какая же нужда ввергать себя в такое опасное положение? Особенно когда сознается, что всякую минуту времени надобно искупать, а этим поступком не минуты, а дни отдаются даром врагам, и добро бы даром, а то еще с приплатою? — Так, строго судя, винопитие совсем должно быть изгнано из употребления из среды христиан». (Феофан Затворник. Толкование на посл. Ефесянам, 5,18).

    Если строго судя, то винопитие должно быть изгнано. А если не строго, то можно и разрешить выпить, учитывая слабость человеческую? Но тогда придётся признать свою немощь, нежелание или неспособность хоть к какому-то ограничению. Если этого не можем, то достаточно не раздражаться проявлением трезвости у окружающих, не показывать по возможности своё винопитие другим. Одно это уже будет подвигом. Если и этого не можем, то хотя бы вслух не показывать своего раздражения, не называть трезво живущих людей трезвоголиками и бывшими алкашами. Ведь, если культурно пьющего раздражает даже упоминание о трезвом образе жизни, то это значит, что он сам уже зависим или от вина, или от мнения выпивающих людей. Если и этого не можем, то хотя бы потом, наедине с собой, задуматься о словах Феофана Затворника.

    «Подкрепляйте себе наперед душевными питаниями, совершая трезвенно и бодренно уставные службы и священные молитвы, а потом, по причине трудности работ, и телесными, — хлебом, вареными овощами и вином в мере положенной. Это для не крепко здоровых. У кого же есть желание воздерживаться, — благодарение Господу! — пусть воздерживается. Но ни пиющий да не смущается, будто падающий; ни не пиющий да не надмевается, будто великое что делающий: ибо брашно нас не поставит пред Богом (1Кор8,8), особенно если при этом тщеславимся. Что юным пригодно не винопитие. Кто станет противоречить? Но и для всех полезно не пить вина, особенно для крепких телом. Я впрочем намеренно некиим попускаю пить вино, по уставу, для смирения помысла их, — не на всегда, а на время». (Преподобный Феодор Студит).

    Мне было 16 лет, когда мой дальний родственник, сильно пьющий, вдруг бросил пить совсем. И он с таким презрением и осуждением говорил о напившихся, которых мы тогда увидели, что я это очень запомнил. Позже он всё-таки сорвался, так и спился совсем и умер.
    Человеку, ведущему трезвый образ жизни, но далёкому от Церкви, очень тяжело удержаться от осуждения пьющих людей. «Кто судит и осуждает, тот то же самое после натворит». (Преподобный Амвросий Оптинский).

    Преподобный Феодор Студит в 91-ом слове пишет даже такое: «Воздерживающийся от вина Духа Святого носит в себе. Пиющий воду облекается в одежду умиления».

    Совсем не значит, что православные христиане, не пьющие вина, носят в себе Святого Духа. Но при прочих равных условиях у них всё же больше шансов добиться такого устроения, что Дух Святый будет с ними. Ибо невозможно «одновременно и наполняться духом и вином». Святитель Игнатий Брянчанинов приводит слова преподобного Исаии, египетского отшельника, что «любящие вино никогда не сподобятся духовных дарований: эти дарования, чтоб пребыть в человеке, требуют постоянной чистоты, возможной только при постоянной трезвенности».

    Эта статья обращена к тем, кто хочет быть честным перед самим собой. А кому, как не православному христианину стремиться к этому? Если он честен перед самим собой, то и перед Богом не будет лукавить.

    Можно ли православному употреблять алкоголь

    В Священном Писании есть замечательные слова апостола Павла о том, что человеку позволительно все, но не все полезно. Дальше святой продолжает мысль, говоря, что христианином не должна обладать никакая страсть. Именно такой взгляд на вещи может быть применим абсолютно ко всему, в том числе и употреблению алкоголя.

    В Библии говорится о том, что вино способно веселить сердце человека. А апостол язычников, так некоторые святые отцы именуют Павла, в послании к Тимофею дает указ об употреблении чаши вина для пользы своему здоровью. Получается, что христианину в умеренных дозах вполне возможно употреблять спиртные напитки.

    Также в библейских текстах можно встретить указания на то, что пьяницы не наследуют Царства Небесного. То есть страсть пьянства считается грехом. Соответственно, христианская Церковь предостерегает человека от злоупотребления алкоголем. К тому же проблема алкоголизма может быть понимаема и в медицинском свете и рассматриваться как болезнь человеческой природы, причем болезнь не только телесная, но и душевная (духовная).

    Христианская Церковь запрещает впадать в страсть пьянства, потому что это может привести к нежелательным последствиям для здоровья тела и души. Но при этом строго запрета на алкоголь нет. У человека есть свобода воли и выбора. Если он умеет выпивать в пределах разумного так, чтобы не терять людского обличия, то Церковь относится к этому снисходительно. Но если человек начинает злоупотреблять, то это считается греховной страстью и подлежит запрещению.