Мудрость мира сего

Читаем Апостол. 28 июля. Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом

Аудио

Святой Церковью читается Первое послание к Коринфянам. Глава 3, ст. 18–23.

18. Никто не обольщай самого себя. Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтобы быть мудрым.

19. Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом, как написано: уловляет мудрых в лукавстве их.

20. И еще: Господь знает умствования мудрецов, что они суетны.

21. Итак никто не хвались человеками, ибо все ваше:

22. Павел ли, или Аполлос, или Кифа, или мир, или жизнь, или смерть, или настоящее, или будущее, – все ваше;

23. вы же – Христовы, а Христос — Божий.

(1 Кор. 3, 18–23)

Мы продолжаем наше знакомство с Первым посланием апостола Павла к Коринфянам и помним, что уже с 1-й главы Павел начинает говорить о важнейших проблемах церковной общины в Коринфе. Самой главной из которых для него является их разделенность, распри, раздоры, разделение на партии: «я Аполлосов», «я Павлов», «я Кифин», «я Христов». Эта разделенность, это взаимное превозношение одной партии над другой очень расстраивает его, так как этим рушится христианское единство. Как Церковь может называться Церковью Христовой, когда в ней нет единства, ведь Христос пришел спасти каждого человека и для каждого в Церкви находится место. И для того, кто, может быть, считает себя более праведным, но все-таки приходит ко Христу, и для того, кто считает себя грешником и тем более жаждет спасения во Христе, для разных культур, разных языков и разных темпераментов, и для тех, кто поумнее, и для тех, кто поглупее – для всех есть место в Церкви. А здесь получается, что одни превозносятся над другими. Одни считают, что они лучшие христиане, ближе ко Христу из-за каких-то своих особенностей. И главной из них апостол Павел считает приверженность коринфян к почитанию и превозношению некой светской мудростью: светскими знаниями, ораторским искусством. Это делало коринфян достаточно высокомерными христианами, как часто говорит о них Павел: вы надмеваетесь. Более точный перевод слова «надмеваетесь» – надуваетесь, слово несколько ироничное, даже с элементами издевки.

Здесь в 3-й главе в продолжение этих рассуждений апостол дает коринфянам наставление:

18. Никто не обольщай самого себя. Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтобы быть мудрым.

19. Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом, как написано: уловляет мудрых в лукавстве их.

20. И еще: Господь знает умствования мудрецов, что они суетны.

Очередное парадоксальное утверждение Павла, кульминацией которого было рассуждение о Кресте Христовом в 1-й главе Первого послания Коринфянам, где сказано, что слово о Кресте для погибающих безумие, а для спасаемых – сила Божия. Здесь он в принципе выражает ту же самую мысль, говоря, что если отталкиваться от мудрости века сего, тогда слово о Кресте – это действительно безумие, соблазн, скандал, абсурд. Поэтому и говорит: Никто не обольщай самого себя. Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтобы быть мудрым.

Далее приводится цитата из Ветхого Завета, что свидетельствует о том, что уже в нем было понимание того, что мудрецы внешние, светские философы не всегда бывают мудрецами, пронизанными присутствием Духа Святаго. Они иногда могут мыслить по-земному, не видя глубин, которые может освятить Дух Святой, как мы прочитали в прошлый раз: Дух все проницает и глубины Божии. Человек в Духе видит глубже, он видит в перспективе. Поэтому и сказано, что если хочешь быть мудрым, будь безумным. В каком смысле безумным? Сумасшедшим, дурачком? Нет, речь идет о том, что нужно отказаться от категорий формальной логики человеческого разума. Мы помним, что родоначальником, утвердившим правила формальной логики, которые через века достигли и нас, был знаменитый философ Аристотель. Действительно, всякая логика, которая преподавалась и преподается в школах и высших учебных заведениях, – это в первую очередь формальная логика Аристотеля. Если человек живет в мире, согласно этой формальной логике, где все четко раскладывается по полочкам, то получается, что деяния Иисуса Христа, Бога в Иисусе Христе представляются абсурдными: как можно умереть за грешников? Как можно пойти на Крест? Какой же это символ Божественной силы и премудрости, если это распятый и униженный Христос? Действительно, с точки зрения мудрецов века сего, это безумие и абсурд. А чтобы понять всю силу и мудрость, заключенную в событии Креста, нужно стать как бы безумным с точки зрения этого мира: нужно полностью сокрушить свое формально-логическое видение мира.

На Востоке всегда было понимание того, что истина парадоксальна, ее невозможно выразить формально логическим способом. Формальная логика недостаточна, ущербна, для того чтобы отображать подлинную истину. Об этом прекрасно сказал отец Павел Флоренский: любая истина, выраженная прямолинейно и однозначно, ущербна, она истина лишь наполовину, а подлинную истину можно выразить лишь в парадоксе. Если истина не парадоксальна, то она не до конца истина, так как однобока, не многогранна. Поэтому парадокс – это способ, которым во всех традициях Востока, в том числе христианской, пытались выразить истину, особенно истину духовную, глубинную.

Мы говорили о том, что духовный может судить о душевном, а душевный о духовном не может, потому что он раб формально-логического мышления, раб тех стереотипов, шаблонов, глосс, которые были навязаны ему с рождения воспитанием, он не может посмотреть дальше этого, так как он человек и дитя общества. А если человек соприкасается с Духом Божиим, то силой Духа он начинает мыслить духовно, начинает видеть всю силу и внутреннюю убедительность каких-то парадоксальных истин. Да, подойдешь к этому формально, без просвещенности Духом Святым, покажется безумием и абсурдом. Но как только ты будешь в Духе и будешь смотреть на это духовно, поймешь, что в этом сила, премудрость и истина.

Нам тоже, дорогие братья и сестры, надо серьезно задуматься над этим, потому что, возможно, беда современного человека, его неспособность понимать некоторые глубоко духовные истины именно в том, что он сильно опирается на формально-логическое восприятие. Все должно быть логично, максимально рационально просчитано, прагматично, утилитарно, а истины духовные всегда парадоксальны, всегда непостижимы нашим обыкновенным человеческим разумом. Истина всегда за пределами нашего обыденного восприятия, она непрофанна, она действительно находится в ведении Духа Святаго, в области духовного. Поэтому нам очень важно уметь перестраивать свое сознание. Собственно, покаяние и есть изменение сознания и возможность впустить в себя Духа Святаго.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

Человеческая мудрость

Жил-был крестьянин, который думал, что если бы он делал погоду, то было бы намного лучше. «Зерно будет быстрее поспевать, — думал он, — и в колосьях будет больше зёрен».

Бог увидел его мысли и сказал ему:

— Раз ты считаешь, что знаешь лучше, когда какая погода нужна, управляй ею сам этим летом.

Крестьянин очень обрадовался. Тут же он пожелал солнечной погоды. Когда земля подсохла, он пожелал, чтобы ночью пошёл дождь. Зерно росло, как никогда. Все не могли нарадоваться, а крестьянин думал: «Отлично, в этом году всё хорошо — и погода, и урожай. Таких колосьев я ещё ни разу в жизни не видел».

Осенью, когда поле пожелтело, крестьянин поехал собирать урожай. Но каково было его разочарование: колосья-то все были пустыми! Он собрал только солому.

И опять этот крестьянин стал Богу жаловаться, что урожай никуда не годный.

— Но ведь ты же заказывал погоду по своему желанию, — ответил Творец.

— Я посылал по очереди то дождь, то солнце, — стал объяснять крестьянин. — Я сделал всё как надо. Не могу понять, почему же колос пустой?

— А про ветер-то ты забыл! Поэтому ничего и не получилось. Ветер нужен для того, чтобы переносить пыльцу с одного колоска на другой. Тогда зерно оплодотворяется и получается хороший полный колос, а без этого урожая не будет.

Крестьянину стало стыдно и он подумал: «Лучше пусть Господь Сам управляет погодой. Мы только всё перепутаем в природе нашей „мудростью“».

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Боги мудрости и знаний

Навигация по статье

Общие качества

У каждого божественного существа, по мнению людей, есть особая функция, а то и целый набор, связанный с его характером и склонностями. Кто-то правит небом и сотворяет реальность, кто-то поддерживает законы этой реальности – любовью или мечом, кто-то наполняет мир светом, а кто-то отвечает за интеллект и мудрость.

Боги знаний и разума в мифологических источниках имеют природу планеты Меркурий и демонстрируют качества знака Близнецы.

Этот архетип связан:

  • с речью и письменностью,
  • с фиксацией и передачей знаний,
  • с обменом и торговлей,
  • с оч.умелыми ручками,
  • с нарушением запретов и обычаев ради игры, нового живого опыта.

Именно этим сущностям свойственно любопытство, накопление знаний, часто особая хитрость и изворотливость – потому что они не любят раз и навсегда установленных правил. Они воздушной природы, поэтому скоростные, в связи с чем могут являться посланниками других богов, более статусных.

Зооморфные образы меркурианских божеств ассоциируются:

  • либо с птицами – особенно проявился тотем мудрой совы и тотем ворона – традиционного образа вещей птицы;
  • либо с теми животными, которые по своей природе обладают наиболее развитым интеллектом – например слон, обезьяна.

Боги мудрости в мифологии различных стран и народов

Египет

Тот – изначально являлся богом счета лун и календаря. Именно он изобрел письмо и требовал от человека изъясняться правильно, использовать все возможности устной речи, он был покровителем библиотек и хранителем информации в форме письменных летописей. Позднее он стал хранителем тайных и магических знаний.

Управлял всеми языками, и сам был «языком и сердцем» Ра, с помощью Тота был сотворен мир. Вы же помните, что «сначала было слово»…

Тот считается автором египетского «священного писания» для всех живущих и уже отживших, это знаменитые «Книга живых» и «Книга мертвых».

Бог мудрости, счета и письма, Тот мог изображаться с головой птицы (ибиса), а также павиана, что нередко для божеств меркурианской природы.

Сиа – спутница Тота, богиня процесса познания, накопления и использования мудрости.

Ху – спутник Тота, представлял собой принцип божественного слова, его дух.

Сешат – “пишущая”

Сешат – «пишущая», сестра или дочь Тота, богиня письма, также в её ведении было искусство счета, она покровительствовала планированию и строительству. Изображалась с семиконечной звездой на голове, якобы это было связано с лунными циклами.

Греция

Гермес – зарекомендовал себя хитрецом и обманщиком с младенчества, когда не успев появиться на свет, спёр у Апполона стадо коров – двух из них съел, остальных спрятал. Делишки свои замаскировал так хорошо, что на чистую воду вывести его не удалось даже привлечением папы Зевса.

Изначально обладал красноречием и мог убедить кого угодно в чем угодно. А также отличался мастерством творить разные диковинные предметы. Например его первое изобретение – лира, которую он втюхал братцу Апполону, чтоб отвлечь того от темы возврата украденных коров.

Гермес используется богами в качестве посланника – из-за его скорости перемещения на крылатых сандалиях, а также красноречия и таланта убеждения. Еще один его артефакт – так называемый жезл Гермеса, представляющий собой кадуцей с крылышками и обвиваемый змеями, связывает различные стихии, что помогает ему выступать в роли вестника и парламентера.

В течении своей божественной истории, Гермес, выступает обманщиком, который профанирует сакральные, божественные знания, переводя их на человеческий язык, в том числе в письменной виде – для непосредственного пользования.

Именно он главный греческий бог знаний, языка и письма, он же является покровителем торговли, обмена и посредничества, и как продолжение этих функций – покровителем путешествий.

В образе Гермеса функция интеллекта приобретает способность манипулировать этим миром и его ценностями ради материального благополучия своего носителя, демонстрируя изворотливость, гибкость и изменчивость, проявляя ловкость – как ума, так и рук. Для таких богов, представителей «священной аморальности», есть специальный термин – трикстер («трюкач»).

Трикстер — это мифологическое воплощение двусмысленности и двузначности, двойственности и двуличия, противоречия и парадокса.

Ведь Гермес ведает сферой обмана и воровства, на его помощь надеются деятели преступного сообщества.

Афина Паллада – богиня мудрости древних греков, дочь Зевса, якобы произведенная из головы громовержца в результате проглатывания данным персонажем своей первой жены – беременной Метиды-премудрости. Но это неточно… есть и другие версии, не менее диковинные.

Изначально образ Паллады ассоциировался с военной сферой человеческой жизни, то есть роль была весьма специфической. Она изображалась в военном шлеме, с копьем и со щитом, на котором была прикреплена голова медузы Горгоны. Она считалась девой-воительницей.

Именно Афина покровительствовала стратегическому мышлению, помогала разрабатывать военные компании и прорабатывать планы тактических действий. Её сопровождала богиня победы Ника и священная сова, как символ мудрости. В этом аспекте, она выступает как богиня войны и связана со знаком Овна.

Далее, в мирные годины, богиня «омеркурилась» – Афину почитали за связь с интеллектом и знаниями в более широком ключе: к ней обращались за помощью и советом в ситуациях, требующих ума и сноровки, мудрости и знаний в управлении и организации городов и государств. Люди науки, искусств и ремесел получали от неё передовые устремления, разумность и изобретательность.

Осса – «голос», эта богиня является вестницей верховного громовержца всея Греции – Зевса Хроносовича Олимпийского.

Рим и этруски

Меркурий – римский аналог греческого Гермеса, божественный вестник, символизирует передачу информации по вертикали – от вышестоящих богов к нижестоящим, и от богов к человеческому обществу – в виде знаний, наставления, обучения.

Мог изображаться с кошельком, что подчеркивает его функцию бога обмена и торговли, управляющего расчетными отношениями.

Вокс – «говорить», аналог греческой Оссы, является вестницей римского верховного иерарха – Юпитера. Значение и смысл этого имени – озвучивать весть.

Фама – отражала звучащую речь и молву, как силу передачи информации по горизонтали – от человека к человеку.

Турмс – этрусский аналог Гермеса.

Славяне

Боян – внук Велеса, рассказчик, обаятельный сказочник, боян-баюн, символизирующий очарование словом, информацией, знаниями. Известна его способность своей речью влиять на людей, магически зачаровывать, подчинять себе их разум.

Индия, Иран

Вач – «речь, слово» – богиня священной речь, способствует преобразованию потока мышления в слова, творящие мир. Вач в качестве инструмента творения связана с демиургом Праджапати, но пребывает со всеми богами.

Она связана с воздушной стихией, она «выше неба и шире земли», так как способна двигаться как ветер и быть всеохватывающей. Помогает поэтам, дарует красоту их творениям.

Сарасвати – божественная река жизни в её аспекте покровительницы красноречия. Создала науку, еще её важным изобретением считали азбуку девангари.

Сарасвати также имеет специальное имя Бхарати, что означает «воспитанная». Именно этот аспект персонально управляет не только речью и её фиксацией, а еще знаниями и их передачей с помощью обучения.

Ганеша – бог мудрости в Индии, изображается в образе слона или существа с человеческим телом и слоновьей головой. Любое письменное сочинение индусы начинали с обращения к Ганеше с просьбой настроить интеллект на легкое формулирование мыслей и красоту языка.

По замыслам богов, Ганеша должен формировать препятствия на пути людей в виде искушений и мирских соблазнов, чтоб те не могли в «два прыжка» завоевать царство небесное. Но именно он же помогает человеку пройти, преодолеть эти препоны – для этого нужно включать разум, использовать интеллект и знания.

Хануман – индийский бог-трикстер, прародитель южных племен. Изображается с головой обезьяны, наиболее ловкого и сообразительного животного, хотя способен принимать любой облик. Считается сыном ветра, поэтому летает и может усилиться до урагана. Существует много легенд о его проделках, опасных шалостях.

Будха – «мудрый», является сынишкой мамы Сомы-Луны (одна из функций которой – измерение времени, его счет) и папы Брихаспати – наставника богов. Выполняет при папе прикладную функцию донесения информации, то есть, как это обычно в мифологии называется – вестника.

Каршиптар – «быстролетящий», иранский мифологический образ воздушной (считалась высшей) стихии, творящей Вселенную. Его рисуют в виде водоплавающей птицы – лебедя, гуся. Он владеет Авестой, изначальной священной книгой, которую можно излагать как на языке людей, так и на языке птиц, существ воздуха.

Начикетас – «незнающий», персонаж индийской мифологии, жрец, который отправляется за знаниями. Но не на Луну, как советский Незнайка, а в подземный мир, где от царя мертвых Ямы получает все ответы о смысле и цели человеческой жизни и возможностях высшего пути.

Начикетас близок архетипу Близнецов и смыслу карты Таро «Любовники», внутренней карте этого знака, когда человек не удовлетворяется существующим культурными ценностями, а ищет свои, предпринимая для этого практические действия и осуществляя путешествия.

Также образ Начикетаса близок истории о трех братьях (и их последователях) из сказки «Дары смерти», представленной нам в одноименном фильме о Гарри Поттере.

Двуречье и Малая Азия

Набу – сын Мардука (образ Юпитера), вавилонский бог языка и письма, именно он писал таблицы судеб всего мира. Набу появился в пантеоне достаточно поздно, но начал вытеснять древнего папу со всех божественных функций. Это достаточно символично – мышление, интеллект вытесняет свод божественных законов, космогонический порядок вещей.

Pieter Bruegel. Вавилонская башня

Есть версия, что именно Набу было посвящено строение Вавилонской башни, недостроенный зиккурат которой является вторым по величине сооружением в данном городе (после Эсагилы – храма Мардука). Это может означать, что именно он разделил на уровне языка изначально единый народ Мардука. Даже в этой аналогии, по сравнению с Юпитером, Меркурий находится в подчиненной, менее высокой роли.

Нисаба – шумерская, изначально воспринималась как богиня счета урожая с бухгалтерскими функциями, а дальше развилась до божественной покровительницы астрологии, наук и письма.

Исимуд – шумерский вестник бога Энки, обладатель двух лиц, направленных в разные стороны, что выдает его двойственность и способность интеллектом связывать различные стороны бытия.

Семиты и Библия

Таавт – аналог божественного Тота у западных семитов, его функцией был интеллект и накопление мудрости, а также прикладные возможности ментального инструмента – письмо и счет. Таавт – создатель книги о сотворении мира.

Мелькарт – «царь города», божественный покровитель финикийских мореплавателей и культурной колонизации ими средиземных стран.

Ангелы-вестники – в христианской мифологии, приносят те или иные послания Бога, имеют некую специализацию: Рафаил – покровитель путешественников, помогающий ориентироваться и договариваться в дороге, Гавриил – приносит вести о зачатии и материнстве (например Деве Марии).

Ангел Разиил

Ангел Разиил – дает человечеству знания кабалы, магии, астрологии и гаданий, помогает творить амулеты. Существует «Книга Разиила», выплывшая из информополя во времена средневековья, которая донесла тайны о сотворении мира через Адама, Ноя до царя Соломона и далее.

Китай и Япония

Фу-Си – китайский прародитель человечества, культурный герой, изобретатель иероглифов, письма. Один из пары близнецов (вместе с Нюй-вы). По некоторым версиям, именно он – то ли создал, то ли получил и передал человечеству восемь главных гексаграмм, которые обозначали стихии и стороны света. Мог изображаться в виде птицы, что символически связывает его образ с воздушной стихией.

Цан-Цзе – легендарный человек, который вошел в историю как историограф не менее легендарного императора Хуан Ди. Еще один претендент на изобретение китайской письменности, после чего произошел отказ от узелкового письма.

Китайцы, богатые на фантазии, постепенно наделили Цан-Цзе сверхчеловеческими свойствами, например добавили его образу еще одну пару глаз, что означало особую способность видеть больше и дальше, чем обычнее люди.

Омоиканэ – японский бог разума, мудрости и коллективного мышления, наделенный множеством умственных способностей и умеющий удерживать множество мыслей одновременно. И якобы он может наделить этим качеством тех, кому покровительствует, обеспечить мозговой штурм в коллективе.

Также ему приписывают «трикстерство», особую хитрость, в связи с чем боги должны испрашивать совета Омоиканэ аж 5 раз (видимо, чтоб было больше шансов поймать его на лжи).

Индейцы

Иктоми – имеет зооморфный образ паука, хотя способен оборачиваться в любое существо. Эта способность отражает возможности интеллекта придумывать игры и увлекаться ими. Любит разыгрывать как богов, так людей и животных. Иктоми изобрел человеческую речь, с помощью которой может сеять раздоры.

Германия и кельты

Локи – «свет, огонь», божественный трикстер, озорной и насмешливый проказник и ворюга. Может доставлять серьезные неприятности другим существам, но может и оказывать дельную помощь, особенно в сфере переговоров.

Он не принадлежит полностью ни миру богов, ни миру йотунов (носителей хаоса), но находясь между ними обеспечивает то раздоры, то сотрудничество.

Локи – изобретатель полезных предметов, начиная от оружия, заканчивая орудиями труда. Именно он добыл молот для Тора, кольцо-браслет для Одина, золотого вепря для Фрейра, новые золотые волосы для Сив, изобрел рыболовную сеть для людей.

Он воплощает в себе «божественные достоинства вперемешку с человеческими недостатками», нарушает всевозможные нормы, создан из противоречий. Он способен менять обличье, может принимать различные животные формы, оборачиваться в кобылу, тюленя, блоху, муху и пр.

Также именно этому божеству присуща сексуальная амбивалентность. Он несколько раз меняет пол, причем выступая в женской ипостаси, даже беременеет и рожает.

Локи, как трикстер — одновременно и ловкий вор, и провокатор, весело отплясывающий на границе между сакральным и профанным, постыдным и почетным, общепринятым и запретным. (Галина Краскова. Демонизация Локи)

Локи – экпериментатор, уходящий от истинных законов живой природы в игры ума.

Огма (Огмий, Огмиос) – собирательный образ кельтского божества красноречия и мудрости, сына Дагда. Огмиус изображался в виде старца, умудренного опытом, язык которого был соединен цепями с ушами счастливых людей, внимающих ему. Видимо, это означало силу и власть его мысли и речи, влияющей на других существ.

Огма – сам поэт, покровитель поэзии и поэтов, создатель алфавита и письменности для магии друидов, народа кельтов и пиктов.

Погиб в битвах богов с демоническими сущностями.

Альвис – самый мудрый из двергов, то есть из народа гномов, карликов, способный на уровне ума противостоять Одину. В определенный момент возгордился и решил переселиться к асам в Асгард хитрым способом – попытался жениться на дочери Тора.

Ему хватило красноречия и логики убедить Сив (жену Тора) выдать свою дочь за него. Но не хватило мудрости избежать более хитрой ловушки Тора, не желавшего своей дочери подобного мезальянса.

Альвис так подробно и обстоятельно отвечал на вопросы потенциального тестя, что не заметил наступления рассвета, когда первые лучи солнца превратили его в камень.

Мораль данной истории – да поплатишься ты за дерзость, переоценив свои умственные способности, способные отвлечь тебя от природной жизни и твоих естественных процессов.

Таким образом, меркурианские боги и их истории напоминают нам, что жизнь – это интересный эксперимент, где

  • «учение – свет»,
  • а «в знании – сила»,
  • но «на каждого мудреца довольно простоты».

По теме рубрика “Боги и ритуалы“ Метки: Божества

 МУДРОСТЬ УМА

Мнящийся быть мудрым ум есть облако безводное, носимое ветрами тщеславия и гордости.

Авва Фалассий

Пророк Моисей Боговидец

И дал Бог Соломону мудрость, великий разум, и обширный ум

И дал Бог Соломону мудрость и весьма великий разум, и обширный ум, как песок на берегу моря. И была мудрость Соломона выше мудрости всех сынов востока и всей мудрости Египтян. Он был мудрее всех людей, мудрее и Ефана Езрахитянина, и Емана, и Халкола, и Дарды, сыновей Махола, и имя его было в славе у всех окрестных народов. И изрек он три тысячи притчей, и песней его было тысяча и пять; и говорил он о деревах, от кедра, что в Ливане, до иссопа, вырастающего из стены; говорил и о животных, и о птицах, и о пресмыкающихся, и о рыбах. И приходили от всех народов послушать мудрости Соломона, от всех царей земных, которые слышали о мудрости его (3Цар.4:29-34).

Мудрость царя Соломона

Соломон, при вступлении своем на царский престол, принес Богу тысячу жертв. Ночью после этого Бог явился ему во сне и сказал: «Проси, что ты хочешь, Я дам тебе».

«Господи!» — ответил Соломон, — «Ты поставил меня царем, а я отрок малый. Даруй же мне разум, чтобы управлять народом Твоим». Господу угоден был ответ Соломона. И сказал Господь: «за то, что не просил у Меня ни долгой жизни, ни богатства, ни победы над врагами, а просил разума, чтобы управлять народом, Я даю тебе мудрость такую, что подобного тебе не было и не будет. И то, чего не просил, Я даю тебе богатство и славу. А если будешь исполнять заповеди Мои, дам тебе и долгую жизнь».

Мудрость свою Соломон показал прежде всего на суде. Вскоре по воцарении его пришли к нему на суд две женщины. Они жили в одном доме, и у каждой было по младенцу. Ночью одна из них своего младенца задавила и подложила его к другой женщине, а живого у той взяла себе. Утром женщины стали спорить: «живой ребенок мой, а мертвый твой», говорила каждая. Так спорили они и пред царем. Выслушав их, Соломон приказал: «принесите меч». И принесли меч к царю. Соломон сказал: «Рассеките живого ребенка пополам и отдайте половину одной и половину другой».

Суд царя Соломона

Одна из женщин при этих словах воскликнула: «отдайте лучше ей младенца, но не убивайте его»! Другая же напротив говорила: «рубите, пусть не достанется ни ей ни мне». Тогда Соломон сказал: «не убивайте ребенка, а отдайте его первой женщине: она его мать». Народ услышал об этом и стал бояться царя, потому что все увидели, какую мудрость дал ему Бог.

Святой Антоний Великий

Умен тот, кто Богу угождает

Люди обычно именуются умными, по неправильному употреблению сего слова. Не те умны, которые изучили изречения и писания древних мудрецов, но те, у которых душа — умна, которые могут рассудить, что добро и что зло; и злого и душевредного убегают, а о добром и душеполезном разумно радеют и делают то с великим к Богу благодарением. Эти одни поистине должны именоваться умными людьми.

Истинно умный человек одну имеет заботу, вседушно повиноваться и угождать Богу всяческих. Тому и единственно тому поучает он душу свою, как бы благоугодить Богу, благодаря Его за Его благое промышление, в каких бы ни находился случайностях по жизни.

Чья душа действительно умна и добродетельна, — это обнаруживается во взоре, поступи, голосе, улыбке, разговорах и обращении. В ней все изменилось и приняло благообразнейший вид. Боголюбивый ум ее, как бодренный привратник, затворяет входы для злых и срамных помышлений.

Умен тот, кто Богу угождает и больше молчит, или, если говорит, то говорит немного — и только нужное и Богу угодное.

Добрым и мудрым человеком вдруг сделаться нельзя, но сие достигается внимательным обсуждением, упражнением, опытом, продолжительным подвигом и (главное) сильным желанием доброго дела.

Преподобный Исаак Сирин

Кто чист в душе и непорочен в образе жизни…

Если желаешь знать человеческие тайны и не достиг еще до того, чтоб узнавать по духу, дознаешь по речам, образу жизни, и расположениям каждого. Кто чист в душе и непорочен в образе жизни, тот всегда с целомудрием произносит словеса Духа, и сообразно с мерою своего разумения рассуждает и о Божественном, и о том, что в нем самом. А у кого сердце наполнено страстями, у того ими же и язык приводится в движение. Если станет он говорить и о духовном, то будет рассуждать под влиянием страсти. Мудрый замечает такого человека при первой встрече, и чистый обоняет его зловоние.

Откуда человек дознает, что приял он мудрость от Духа?

От самой мудрости, которая в сокровенности его и в чувствах учит его смиренным нравам, и в уме его открывается ему, как приемлется смирение.

Преподобный Симеон Новый Богослов

Умен тот, кто последует мужам мудрым в Божественных вещах

Всякий, мнящийся быть мудрым, потому что прошел все науки и сведущ во внешней мудрости, никогда не сподобится проникнуть в тайны Божий и увидеть их, если прежде не смирится и не сделается в чувствах сердца своего буиим, и вместе с самомнением отвергая и приобретенную ученость. Ибо кто так поступает и с неколеблющеюся верою последует мужам мудрым в Божественных вещах, тот, будучи ими руководим, вместе с ними входит в град Бога Живого, и Духом Святым наставляемый и просвещаемый, видит и познает то, чего никто из других людей видеть и познать не может. Так делается он богонаученным.

Преподобный Ефрем Сирин

Не скорби, невежда, что ум твой не подкреплен наукой

Истинная мудрость делает все по Богу.

Не умудряйся по ветхому человеку, ибо написано: кто хочет мудр быти в вас в веце сем, буй да бывает (1 Кор. 3:18).

Путь Господень — первый путь, им шествуют мудрые, а кто не сим путем ходит, тот блуждает в неисходных бедствиях.

Мудрые никогда не отступают от Слова Божия, потому что оно источник благ, изливающийся из учений Его.

Не скорби, невежда, что ум твой не подкреплен наукой, жизнь твоя может сделать тебя столько мудрым, что самая простота твоя в состоянии будет умудрить и разумных.

Святитель Григорий Богослов

Мудрый ум отражает от себя все вредное

Сведущий кормчий избежит девятого вала, а ум, обогащенный мудрыми мыслями, спасется от всякой беды.

Большая наковальня не боится стука, и мудрый ум отражает от себя все вредное.

Преподобный Максим Исповедник

Христианин умудряется заповедями, догматами и верою

Ум действует по естеству своему, когда содержит страсти в покорности, созерцает значение всего сущего и пребывает с Богом. Христианин умудряется сими тремя путями: заповедями, догматами и верою. Заповеди отрешают ум от страстей, догматы вводят его в познание Сущего, а вера – в созерцание Троицы. Нет души более досточестной, чем та, которая по естеству разумна. Бог яко Благой, создавая всякую душу по образу Своему, приводит ее в бытие самодвижною (свободною). Потом каждая по произволению своему или честь избирает, или бесчестие наживает произвольно, делами своими.

Преподобный Марк Подвижник

В чем состоит мудрость

Мудрость состоит не в том только, чтобы знать истину в естественной последовательности, но и в том, чтобы от обижающих нас переносить зло, как свое собственное (как заслуженное). Опыт показал, что которые оставались с одним первым знанием, те возносились гордостью, а которые достигали второго, те стяжавали смиренномудрие.

Преподобный Григорий Синаит

Истинный любомудрец тот, кто познал Творца и уразумел сущее и Божественное

Истинный любомудрец есть тот, кто от существующих вещей познал Творца их и от Творца уразумел сущее и Божественное; не научением только познал, но и испытал. Или: совершенный любомудрец тот, кто преуспел в нравственном, естественном и богословском любомудрии, паче же в боголюбии.

Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна» (Иакова 3:17).

Мудрость Божья чиста. Другими словами, она не двулична, не имеет вид благочестия, испытывая внутри зависть или эгоистичные мотивы. Ее мотив быть верным Господину, принимать Его задания с радостью. Ее цель не в том, чтобы быть великой, но быть верной призванию. Она радуется достижениям Царства, и не имеет значения, свершаются ли они через нас или через кого-то еще.

Божественная мудрость всегда сосредоточена на благе других, а не на собственной выгоде. Она мирна, скромна, терпелива, некритична. Ее главный мотив в том, чтобы видеть, что другие живут благочестиво и исполняют свою судьбу. Есть люди, которые любят служение, но едва терпят людей; есть и такие, кто любит людей, а на служение смотрит как на инструмент, чтобы послужить им. Последние мотивированы божественной мудростью.

Другая грань небесной мудрости проявляется в подчинении (послушании). Когда мы довольны своим призванием, мы будем послушны Божьему руководству и власти. Мы будем видеть всю картину строительства Божьего дома, в котором есть только один Архитектор, Дизайнер и Главный Строитель. Он делегирует Свою власть и способности разным людям в Своей Церкви. На Суде будут щедро награждены те, кто оставался в послушании поставленной над ними власти. Помощники пасторов, разделяющие церковь, жены, противостоящие власти мужа в доме для того, чтобы расти в собственном служении, работники, строящие свое собственное дело в то время, как получают оплату от своего работодателя, и т.д. все они потерпят колоссальный урон на суде, несмотря на великие результаты, которых они, возможно, достигнут, находясь в бунте.

Не позволяйте результатам вводить вас в заблуждение. Можно одновременно иметь великие результаты и быть в бунте против Божьей власти. Подумайте о Моисее. Господь сказал ему приказать скале, чтобы из нее сверхъестественно потекла вода. Он ослушался и вместо этого в гневе ударил по скале. Вода потекла в изобилии, достаточном для того, чтобы три миллиона людей в пустыне были напоены. Возможно, напившись, они говорили друг другу: “Вот это да, Бог на самом деле слышит Моисея. Какая сила!”.

Однако после того, как все напились, Бог отозвал Моисея в сторону и сказал, что тот не войдет в землю обетованную из-за своего непослушания. Моисей имел по-настоящему чудесный результат. Но показателем успеха являются не результаты, а послушание. Божественная мудрость берет свое начало в страхе Господнем, который ставит Бога выше чего-либо или кого-либо. Имеющие страх Божий полностью подчинены Его власти.

Давайте вернемся к видению моей жены. В то утро она сказала мне: “Джон, у всех воинов были абсолютно одинаковые лица”. Другими словами, это была безликая армия, что говорит о том, что у Бога нет места для суперзвезд. Это понимание убережет нас от желания занять чье-то место в церкви или от бунта против власти, чтобы получить более высокую позицию. Наше продвижение придет свыше только в том случае, если мы остаемся в церкви.

Различные уровни

В Евангелиях мы встречаем две похожие притчи, однако в каждой из них отображены разные истины, касающиеся Суда. Первая притча о талантах делает ударение на том, что не всем верующим дан один уровень призвания и даров. Иисус говорит:

Ибо , как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое: и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился» (Матфея 25:14015).

Хозяин, уезжающий в дальнюю страну, это Иисус, а слуги представляют нас. Талант это денежная единица, однако в притче талант представляет собой нечто другое. Один из вариантов, в который лично я верю, это уровень нашего призвания и даров. Определенным людям дан уровень служения, который касается целых наций, другим на уровне городов, третьим на уровне домашних групп в церкви. Примером также могут являться авторы, которые с помощью своих книг достигли миллионов людей, в то время как другие тысяч, а остальные сотен. Еще один пример, когда один человек, обладающий даром управления, может привести служение до уровня мегацеркви, в то время как другой справляется только с церковью средних или маленьких размеров.

Обратите внимание на два важных момента в этой притче. Каждому слуге было что-то доверено. Это свидетельствует о том, что в церкви нет ни одного человека, не имеющего призвания в жизни и даров к его исполнению. Во-вторых, каждому слуге был доверен различный уровень ответственности по способностям каждого из них. Однако мы должны помнить, что наши способности от Бога. Мы не обладаем ничем ценным, что не было бы дано нам, потому что Писание говорит: