Мы все умрем

Почему мы умираем? Законы физики и другие досадные препятствия на пути к вечной жизни

С 50 000 г. до н.э. по 2017 г. н.э. родились примерно 108 млрд человек. Сейчас на Землеживут около 7,5 млрд. Следовательно, соотношение мертвых к живым составляет 14,1 к 1: всего 7% когда-либо живших людей живы сейчас. Эти цифры приводит в своей книге «Небеса на земле. Научный взгляд на загробную жизнь, бессмертие и утопии» Майкл Шермер, историк и популяризатор науки, главный редактор журнала Sceptic. Книга Шермера выходит в конце декабря в издательстве «Альпина нон-фикшн». Republic публикует фрагмент из главы «Почему мы умираем. Смертный индивид и бессмертный вид» (в тексте сделаны некоторые сокращения).

Почему мы вообще ⁠должны умирать? Почему Бог или Природа ⁠не могли наделить нас бессмертием? Отвечая на этот вопрос, мы должны ⁠проводить различие между ближайшими непосредственными причинами ⁠и отдаленными фундаментальнымипричинами смерти. Непосредственные причины объясняют, как именно нечто функционирует определенным образом, а фундаментальные – почему в принципе это должно быть именно так.

Секс также можно объяснить с позиций непосредственной и фундаментальной причин. Непосредственно секс доставляет удовольствие, потому что половые органы имеют богатую иннервацию, преобразующую прикосновения в нейрохимические сигналы, которые регистрируются в областях головного мозга, связанных с удовольствием, таких как островок и передняя поясная кора.

Фундаментально секс ощущается как удовольствие, потому что это эволюционный путь сохранения вида, и естественный отбор благоприятствовал особям, получавшим удовольствие от секса. Те, кому это было неприятно или все равно, проиграли конкуренцию, поскольку оставляли меньше потомства.

Непосредственные причины смерти кажутся нам очевидными. Так, наши исходные предположения о том, что, скорее всего, убьет нас, – террористическая атака, нападение акулы, землетрясение, ураган, удар молнии, полицейский беспредел, пчелы-убийцы – обусловлены содержанием вечерних выпусков новостей в тот момент, когда мы об этом думаем.

В действительности все это вряд ли нас погубит. По данным ВОЗ, десять главных причин смерти – это ишемическая болезнь сердца, инсульт, хроническая обструктивная болезнь легких, респираторные инфекции нижних дыхательных путей, рак трахеи / бронхов / легких, ВИЧ / СПИД, острые кишечные инфекции, диабет, автокатастрофа и гипертензивная кардиомиопатия.

Другие распространенные угрозы, гораздо более вероятные, чем террористы или акулы, – это рак (печени, толстой и прямой кишки, груди, кожи, простаты, шейки матки, поджелудочной железы и т. д.), отравление, падение, утопление, пожар, ранение, передозировка наркотиков и, если вы живете в Соединенных Штатах, огнестрельное оружие – от его применения, самоубийств с его использованием и несчастных случаев с ним ежегодно гибнет столько же американцев, сколько в автомобильных авариях (33 636 и 33804 человек соответственно, по данным 2013 г.).

Фундаментальная причина смерти долгое время не представляла тайны для верующих, убежденных, что смерть есть просто переход от одного этапа к другому. Эта жизнь – временная сцена, на которой мы существуем и получаем божественный сценарий следующего акта. В религиозном мировосприятии смерть не требует иного объяснения, кроме утверждения «такова воля Божья»: смерть является частью Божественного замысла, который откроется нам, когда мы уйдем в жизнь иную. Кому-то это служит утешением, но это не ответ на вопрос, почему физическая жизнь, даже с религиозной точки зрения, должна заканчиваться или трансформироваться из биологической в духовную.

Для ученых фундаментальный ответ на вопрос, почему мы стареем и умираем, начинается (и заканчивается) вторым законом термодинамики, гарантирующим постепенный упадок и в очень далекой перспективе – конец Вселенной. Его действие приводит к энтропии и распространяется на замкнутые системы, какой является Вселенная. Так что да, в конечном счете, нас – Землю, Солнце и саму Вселенную со всеми ее формами жизни – ждет неизбежный конец.

Однако Земля – открытая система, поскольку получает энергию от Солнца. В принципе, пока существует источник энергии, питающий открытую систему, жизнь может продолжаться по крайней мере еще 4 млрд лет, до того момента, когда Солнце расширится и поглотит Землю. Почему отдельный организм не может жить бесконечно долго в этот промежуток времени?

Некоторые организмы так и делают. Они словно бы не стареют (по крайней мере, старятся в пренебрежимо малой степени): ряд сухопутных и морских черепах, атлантический осетр, алеутский ерш, омар. Весьма вероятно, что биологически бессмертны гидры. В 2016 г. ученые открыли гренландскую акулу, являющуюся, вероятно, самым долгоживущим позвоночным: 392±120 лет, то есть от 272 до 512 лет. Согласно расчетам, одна особь родилась в 1504 г., за 60 лет до Шекспира!

Еще больше впечатляют тихоходки – выводящиеся в воде восьминогие микроскопические беспозвоночные примерно в полмиллиметра длиной, обнаруживаемые практически повсюду на Земле и выдерживающие температуры от −271 °С до 100 °С, атмосферное давление в шесть раз больше, чем на дне глубочайших океанских впадин, радиацию в сотни раз выше смертельной для человека, отсутствие воды и пищи в течение десятилетий и даже вакуум открытого космоса. Они также способны к криптобиозу, состоянию, когда все метаболические процессы практически останавливаются, но организм не погибает, – в таком состоянии, близком к клинической смерти, они могут находиться тысячи лет.

Если это могут тихоходки, почему не могут люди? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно дать строгое определение старения. Согласно статье «Процесс старения и возможные меры продления продолжительности жизни» (2007) в журнале Clinical Interventions in Aging, старение «принято определять как накопление с возрастом разнообразных вредных изменений в клетках и тканях, обусловливающих растущий риск болезни и смерти». Существуют сотни теорий старения, и этот разброс мнений означает, что мы далеки от выработки решений по замедлению или остановке процесса старения, не говоря уже о том, чтобы обратить его вспять.

На сегодняшний день в качестве главных причин физического и биологического упадка чаще всего упоминаются теория старения под воздействием свободных радикалов и связанная с ней митохондриальная теория старения. В процессе митохондриального дыхания – выработки энергии в ходе преобразования макроэлементов в АТФ (аденозин трифосфат) с использованием кислорода в митохондриях клеток – образуются продукты окисления – свободные радикалы, которые разрушают ДНК, белки и липиды, поскольку имеют свободный электрон, стремящийся образовать пару с электроном ближайших молекул.

Разрушение атомных связей в молекулах может приводить к раку, к образованию артериальных бляшек, чреватых сердечно-сосудистыми заболеваниями и инсультом. Антиоксиданты способны уменьшить ущерб от свободных радикалов, потому что могут лишиться электрона, сами не превратившись в свободные радикалы. Отсюда бесчисленные антиоксидантные пищевые добавки в форме витаминов А, С и Е.

К несчастью для этой, в остальном последовательной, теории, обзорная статья в журнале Free Radical Biological Medicine делает вывод: «Имеющихся у нас свидетельств недостаточно, чтобы заключить, что прием витаминов-антиоксидантов существенно снижает ущерб, наносимый свободными радикалами человеку».

Самые обнадеживающие исследования повышения верхнего предела долголетия связаны с теломерной теорией старения, выдвинутой врачом и специалистом по старению Леонардом Хейфликом, который прославился открытием «предела Хейфлика» – количества делений нормальной человеческой клетки, прежде чем она перестает делиться.

Причина этого связана с теломерами, повторяющимися нуклеотидными сегментами в конце молекул ДНК, часть которых утрачивается всякий раз, когда молекула ДНК реплицируется. Когда их не остается, клетка не может больше делиться. Существует зависимость между укорачиванием теломер и проявлением признаков старения, и ученые установили, что фермент теломераза замедляет процесс укорачивания и, возможно, способен отсрочить старение.

Хорошая новость: существуют бессмертные клетки, с которыми этого не происходит. Плохая новость: это раковые клетки, и нужно исхитриться, чтобы любое «лекарство» против старения с использованием теломер не вызывало заодно рак.

Однако источник надежды не пересыхает, и в 2016 г. журнал Scientific American сообщил в статье с интригующим названием «Действительно ли 100 – это новые 80?» о многообещающих предварительных результатах изучения антивозрастных свойств метформина – лекарства от диабета, допущенного Управлением по контролю за продуктами питания и лекарственными средствами к клиническим испытаниям в 2015 г.

Другое популярное антивозрастное чудо-средство – гормонозаместительная терапия – может быть эффективно против ряда краткосрочных нарушений вроде снижения мышечной массы и силы у стареющих мужчин и постменопаузы у женщин, но его долго срочные побочные эффекты пока не изучены, а замедление процесса старения не доказано.

Жесткое ограничение калорийности пищи как будто замедляет старение и повышает максимальную продолжительность жизни у немногочисленных биологических видов, таких как дрожжи, плодовые мушки, черви, грызуны и рыбы, но неясно, подействует ли эта мера на людей, даже если вы не против прожить остаток жизни с постоянным чувством голода. Кто-то пошутил: «Вы называете это жизнью? Я – нет».

Иллюстрация: Пабло Пикассо. Смерть Касагемаса.

(Карлос Касагемас известен как лучший друг Пабло Пикассо, с которым они вместе провели годы, когда Пикассо жил в Барселоне. Они были неразлучны, открыли общую мастерскую, посещали богемные мероприятия и бары, и были искренне преданы друг другу. Касагемас покончил жизнь самоубийством (застрелился) из-за некоей парижанки Жермен.)

Мы все умрем! Отчего мы умираем чаще всего?! Большой список причин.

Жизнь и смерть неразрывно следуют друг за другом. Ежедневно в мире погибает порядка 160 тысяч человек. Смерть каждого человека — это большое горе для его близких и родственников. Но смерть многих тысяч человек — это уже статистика. Причины гибели людей тщательно фиксируются, и благодаря этому мы можем оценить риски, которые нас ожидают.

Редакция Ситифокс познакомит тебя с 25 различными причинами смерти и расскажет, какая вероятность погибнуть именно так. Прием в подборке присутствуют как самые массовые причины смерти, так и очень редкие, например какова вероятность погибнуть от падения астероида.

Фейерверки

Каждый с детства знает, что спички детям не игрушка. А с фейерверками опасно играться даже взрослым. Особенно велик риск получить травмы от неаккуратного обращения с пиротехникой в новогоднюю ночь. Это и понятно, ведь салюты к этому празднику закупают едва ли не все, а к моменту запуска многие уже пребывают в нетрезвом состоянии. Тем не менее, шанс получить смертельную травму не так и велик. По статистике от фейерверка умирает один человек из 615 488 погибших.

Цунами

Периодически новостные ленты всех стран мира взрываются сообщениями от последствий страшного цунами. И хотя эта стихия несет с собой страшные разрушения, и уносит жизни сотен человека, но, к счастью, это явление довольно редкое. К тому же от него могут пострадать лишь проживающие на побережье. Так что шанс умереть от гигантской волны равен одному из пятисот тысяч.

Падение астероида

Как ни странно, но по расчетам ученых вероятность смерти от падения астероида примерно равна вероятности гибели в волнах цунами. Просто в данном случае в расчет брались не только реальные случаи гибели от метеоритов, но и оценивался шанс падения крупного астероида на Землю, при котором погибнет едва ли не все население планеты. Так что шанс умереть от падения подарка из космоса равен 1 из 500 тысяч.

Нападение собаки

Случаи нападения собак на людей случаются довольно часто. Но согласно данным статистики редко какая псина способна загрызть человека до смерти. Шанс на такой исход равен 1 из 147 717.

Землетрясение

Как и в случае с цунами, многое зависит от места проживание человека. Живущим вдалеке от гор погибнуть от землетрясения практически нереально. Тем не менее, шансы погибнуть из-за сдвигов земной коры заметно выше, нежели вероятность умереть от цунами. Это связано с большей плотностью населения в горных регионах, нежели на побережье. Поэтому риск умереть от землетрясения равен 1 из 131 890.

Укус ядовитого животного

При словосочетании «ядовитое животное» наше воображение первым делом представляет какую-нибудь змею. Но гораздо большую опасность несут ядовитые насекомые, которые также являются животными. Суммарный шанс умереть от ядовитого укуса равен 1 из 100 тысяч.

Удар молнии

В наших широтах едва ли не большую опасность из природных стихий представляет гроза. Согласно статистике, во всём ежегодно молнией поражается около четверти миллиона людей. К счастью, к гибели приводят далеко не все удары природным электрическим разрядом. Риск умереть от удара молнией оценивается как 1 из 83 930.

Торнадо

Тем не менее, во всем мире больше людей гибнет от торнадо, а не от молнии. Для нас эти катаклизмы не особо страшны. А вот в США или Индии они несут существенную угрозу населению. Поэтому вероятность погибнуть от торнадо для среднестатистического жителя земли выше. Она оценивается как один шанс из 60 тысяч.

Смертная казнь

Конечно же, законопослушные граждане могут не боятся быть казненными за особо тяжкие преступление. Но если брать всё население планеты в целом, то шанс умереть от высшей меры наказание не так уж и мал. Риск закончить свою жизнь таким образом составляет 1 из 58 618.

Авиакатастрофа

Авиаперевозки считаются самым безопасным видом транспорта. Тем не менее, шанс умереть в авиакатастрофе гораздо выше, чем погибнуть от землетрясения или от удара молнией. Вероятность умереть при крушении лайнера составляет 1 из 20 тысяч.

>Утопление

Пляжный сезон ежегодно уносит жизни многих людей. Летние сводки пестрят новостями о несчастных случаях на воде. Шанс умереть от утопления расценивается как 1 из 8 942.

>Удар током

При обращении с электроприборами нужно всегда проявлять бдительность. Ведь удар током — вещь очень опасная. Риск умереть из-за поражения электрическим током равен 1 из 5 000.

Авария на велосипеде

Как ни странно, но езда на велосипеде представляет большую опасность, чем авиационный перелет. Риск получить смертельные травмы, просто упав со своего педального коня, невелик. Но, к сожалению, существует множество случаев наезда автомобилей на велосипедиста, а при такой аварии смертность очень высока. Общая вероятность умереть из-за катания на велосипеде составляет 1 и 4 717.

Природные катаклизмы

Если оценить риск гибели от любого природного катаклизма, будь то наводнение, землетрясение или удар молнией, то шанс умереть из-за разгулявшейся стихии равен 1 из 3 357.

>Пожар

Огонь тоже можно отнести к природной стихии. Но пожары, в основном, это дело рук человеческих. Вероятность сгореть или задохнуться от дыма равна 1 из 1 116.

Огнестрельное ранение

К сожалению, в отчете не указали, брались ли во внимание военные потери, или же статисты ограничились лишь вероятностью получить пулю во время криминальных разборок. Судя по довольно большому риску погибнуть от огнестрельного оружия, военные потери всё же учли. Шанс умереть от огнестрельного ранения оценили как 1 из 325.

Падение

Молодым людям это может показаться странным, но от обычного падения умирает очень много человек. Наибольшую угрозу это несет пожилым людям, которые уже не способны вовремя сгруппироваться. Вероятность умереть таким способом оценивается в 1 случай из 246.

Самоубийство

К сожалению, многие люди расстаются с жизнью добровольно. Согласно статистическим данным каждые сорок секунд в мире совершается одно самоубийство. Риск покончить жизнь суицидом составляет 1 из 121.

Автокатастрофа

За удобство передвижения приходится платить. Жертвами автокатастроф становятся миллионы людей. Вероятность закончить жизнь таким образом составляет один процент, или же 1 из 100.

>Случайная травма

От несчастного случая никто не застрахован. Из-за таких бытовых травм калечатся и гибнет множество людей. Риск умереть от такой травмы равен 1 из 36.

>Инсульт

Если выделить самые опасные медицинские заболевания, то одним из самых страшных окажется инсульт. Риск умереть от кровоизлияния в мозг составляет 1 из 23.

>Рак

Онкология — это бич современного общества. Риск умереть от рака по данным исследования составляет 1 из 7.

>Болезни сердца

Тем не менее, самым страшными заболеваниями являются сердечные. Кардиологи предупреждают, что каждый пятый умерший погиб из-за проблем с главной мышцей нашего организма

Предел Хейфлика

Под мудреным термином «предел Хейфлика» имеется ввиду смерть от обычной старости. Наш организм неизбежно изнашивается, и, в любом случае, рано или поздно каждый из нас умрет. И даже если избежать смерти во всех предыдущих перечисленных случаях, то всё равно мы умрем с вероятностью 100 %.

В общем, все умерли

Spoilers, sweetie!
Особенность темы этой статьи в том, что она по самой сути своей раскрывает спойлеры. Поэтому в этой статье спойлеры никак не замаскированы. Если вы уверены, что хотите их видеть — читайте!
» Тогда она сняла с себя последнюю одежду и тоже бросилась в бурное море. И сия пучина поглотила ея в один момент. В общем, все умерли. »
— Григорий Горин, «Формула любви»
» — Это трагедия, дорогая моя, — сказал папа. — И обязательно в конце кто-то должен умереть. Еще лучше, если умрут все, кроме одного, но желательно, чтобы и он тоже. »
— Туве Янссон, «Опасное лето»

«В общем, все умерли» — один из вариантов концовки в стиле «убей их всех», но с особым упором на мелодраматичность и мощным давлением коленом на слёзные железы аудитории. Не обязательно, чтобы умерли в самом деле все персонажи (англ. Everybody’s dead, Dave!) — достаточно, чтобы умерли все, кого жалко, или хотя бы все, кроме главного персонажа. Тропнеймер — фильм Марка Захарова по сценарию Горина (см. эпиграф).

Примеры

Фольклор

  • Думерский анекдот о том, как в столовую полную думеров зашёл демон и докопался до парня с BFG, как раз заканчивается словами, давшими название этой странице.

Театр

  • Весь жанр трагедии именно об этом. Примеров великое множество — «Гамлет» (все, кроме Горация), «Король Лир», «Ромео и Джульетта», и т. д. и т. п.

Литература

  • Юкинага-хоси, «Повесть о доме Тайра».
  • «Повесть о Ёсицунэ».
  • «Собор Парижской Богоматери» Виктора Гюго: изо всех действующих лиц к концу книги остаётся в живых лишь поэт Гренгуар. С козочкой. Ах да, ещё Феб, но он тоже плохо кончил (он женился).
  • Н. В. Гоголь, «Тарас Бульба»: погибли и отец, и оба сына. И процентов 90 поименованных персонажей.
  • М. Е. Салтыков-Щедрин, «Господа Головлевы»: вымирает все семейство Головлевых. К концу романа жива только Аннинька, хотя, судя по всему, ее конец недалек (туберкулез с кровохарканьем в XIX веке умели лечить не лучше, чем сейчас — рак IV стадии).
  • Э. Сетон-Томпсон, «Красношейка» — вся семья куропаток постепенно погибла по вине хищников и охотника Кэдди.
  • Михаил Старицкий, «Осада/Оборона Буши» (повесть и пьеса с одним сюжетом, кто из них кто — автору правки так и не удалось выяснить) — в финале, главные герои взрывают осажденную крепость, убивая и защитников, и нападавших.
  • Ярослав Ивашкевич, «Хвала и Слава»: из всего первоначального состава книги (действие начинается летом 1914-го), к весне 1946-го в живых остаются только шесть человек: Эвелина Ройская, Казимеж Спыхала, Эльжбета Шиллер, Мария Билинская, Алек Билинский и Александра Голомбек.
  • Михаил Шолохов, «Тихий Дон» — ну, не все, но восемь родных за несколько лет — не много ли?
  • Борис Васильев, «»
  • Он же, «В списках не значился» — гибнут все действующие лица, застигнутые войной в крепости. Остался в живых к концу повести только скрипач-еврей Свицкий, последующая участь этого узника гетто вполне предсказуема. А главный герой Николай Плужников умер буквально на последней странице…
  • Анатолий Рыбаков, «Тяжёлый песок» — в гетто или на фронте гибнут все персонажи-евреи (кроме эвакуированного Бернарда Семеновича и протагониста, воевавшего на фронте).
  • Братья Стругацкие, «Стажёры» — внутримировой пример и высмеивание тропа. Герои смотрят фильм «Первооткрыватели», в котором все персонажи по ходу действия погибают. «Последний первооткрыватель умер под водружённым флагом, и фильм закончился».
  • Вячеслав Рыбаков, «Зима» — Возможно, кто-то, как и он, ещё отсиживался в подвалах, убежищах, бункерах. Возможно, кто-то ещё не замерз в Антарктиде. Вполне возможно, в стынущих тёмных глубинах ещё дохаживали своё подлодки, снуло шевеля плавниками винтов и рулей. Всё не имело значения. Этот человек ощущал себя последним и поэтому был последним. В конце умер и он, конечно.
  • «В двух шагах от моря» и ряд других рассказов Юрия Нестеренко; в романах того же автора ГГ, как правило, выживает, но дорогой ценой.
  • «Из глубин» Руслана Мельникова — умерли все. Причём почти в самом начале книги. Но узнали об этом лишь в конце.
  • Филип Дик, «Вторая модель»: роботы-убийцы, созданные в одной из стран, участвующих в мировой войне, и модифицирующиеся без контроля людей, перебили всех людей на Земле, а затем получили коды доступа на секретную базу на Луне с последними выжившими.
  • Кадзуо Исигуро, «Не отпускай меня». Главные герои, да и все дети из приюта, который описывает большая часть книги, произведены на свет для того, чтобы стать донорами органов. Они с самого начала знают о своей участи и достаточно спокойно это воспринимают. По мере повествования почти все персонажи «завершают», кроме главной героини.
  • Александр Бушков, «Сварог». В книге «Алый как снег» автор положил в гроб всю Странную Компанию. Справедливости ради, их смерть отнюдь не в постели была предсказана достаточно давно. А вот тот факт, что все они померли всего за несколько страниц (прямо в духе Сапковского), способен разорвать шаблон.
  • Альфред Бестер, «Адам без Евы». Главный герой, блистательный инженер, ещё в 1930-х годах строит ракету для полёта в космос… Педаль в пол: Выброс сверхогнеопасного топлива сжигает планету и убивает вообще ВСЕ живые существа, оставляя лишь пепел и океан, но затем играется своего рода субверсия, поскольку бактерии, жившие в организме главного героя, благополучно попадают в океан и становятся началом новой жизни на планете, хотя мы этого и не увидим.
  • Андрей Уланов, «На всех хватит!» — субверсия тропа: не в конце, но почти в конце в крушении дирижабля умирает большая часть героев. А то расплодились тут…
  • Артур Кларк, «Конец детства» — человечество вымирает, породив сверхлюдей. А затем сверхлюди сливаются со Сверхразумом, уничтожив Землю.
  • Косюн Таками, «Королевская битва» — Из более сорока учеников выжила только парочка глав-героев. Впрочем, учитывая, что и это вдвое превосходит максимально допустимое число прошедших «Программу», такой исход уже можно считать маленькой победой.
  • «Серв-батальон» А.Ливадного. Адмирал земного флота с самого начала списал Тринадцатый серв-батальон в расход, надеясь заполучить вундервафлю колонистов (антипротонную пушку). Несмотря на несколько моментов надежды, что хоть кто-то из батальона выживет, под конец все гибнут. Да и адмирал колонистов предпочитает взорвать собственный корабль, чтобы не отдать Альянсу супероружие. Хуже всего то, что никто из пилотов серв-машин не был добровольцем. Всех похитили вербовщики Альянса потому, что они хорошие геймеры. Это был их первые боевой вылет. Единственная нота. Благодаря испытанию нового типа модулей ИИ на этих серв-машинах, выжившие кристаллосхемы обзавелись личностями, скопированными у погибших ребят, то есть в какой-то мере, они выжили.
  • И. Болгарин, В. Смирнов «Обратной дороги нет» — из всего отряда выжило лишь двое.
  • Г. Л. Олди, «Посети меня в моём одиночестве» — игра с тропом. Герои рассказа умереть не могут по определению — будучи психопомпом и персонификацией смерти соответственно — а вот люди на этой стороне, судя по всему, закончились (к тому-же, есть подозрения, что на той стороне тоже пусто, что намекает даже не на апокалипсис, а на что-то масштабов гибели Вселенной). Ну и, в каком-то смысле, главные герои все-таки умирают, как бы это ни было парадоксально: Смерть перебирается на ту сторону (в попытках разобраться все-таки, что за чертовщина здесь творится), а в конце Харон планирует отпустить Цербера и проделать то же самое; по идее, они могут в любой момент вернуться, но кто его знает.
  • Дин Кунц, «Нехорошее место» (или «Гиблое место»). С фитильком, поскольку остаётся в живых даже не один герой, а целых два, центральная супружеская пара. Казалось бы, случай совершенно не наш, но… все остальные положительные персонажи с детально раскрытым нам внутренним миром молниеносно выведены из строя. По сравнению с прочими произведениями Дина Кунца — нонсенс. Что позволяет уловить привкус тропа даже при формальном «но ведь главный любовный дуэт остался жив!».
  • Айзек Азимов «Окончательный ответ» — все умерли, даже Вселенная. Но это не точно.
  • В книге «Отлет с Земли» Джанет Эдвардс, когда земляне расшифровывают послание инопланетян и находят их родную планету, оказывается, что там все умерли, потому что там появились химеры Фетиды. И вообще, родина химер — совсем не Фетида.
  • «Сто лет одиночества» Габриэля Гарсиа Маркеса. Род Буэндиа погиб, а город Макондо уничтожен ураганом.

Кино

  • «Искусственный разум» Стивена Спилберга.
  • «Великое молчание»: от рук Локо и его банды погибают не только герой и его возлюбленная, но и симпатичный шериф, шлюха с золотым сердцем и несчастные мормоны-разбойники.
  • Многие фильмы и книги о Великой Отечественной. Например, «Звезда» (и оригинал, и ремейк), «А зори здесь тихие» (с некоторой натяжкой). Ну а классический пример — «Аты-баты, шли солдаты».
    • «Брестская крепость»: в живых остался только собственно протагонист, успевший сбежать от немцев (один из прототипов, реально существовавший майор Гаврилов дожил до 1979 года).
    • И в песнях про ВОВ частое дело — например: «Нас оставалось только трое из восемнадцати ребят…». Как говорится, тут и придумывать ничего не надо. Песня о бое в ночь с 13 на 14 сентября 1943 года на высоте 224,1. (как и во многих фильмах о войнах — они снимаются на основе реальных событий)
    • «28 панфиловцев»: до второй половины фильма из всей четвёртой роты осталось 28 человек, а до конца картины дожили лишь шестеро, в полном соответствии с реконструкцией боя у разъезда Дубосеково.
  • «9 рота»: до финала живыми дотянули только двое.
  • Экранизации истории 6-й роты в Чечне, например «Грозовые ворота».
  • «Тихая Земля»:
» Зак Хобсон, 5 июля. Первое: произошёл сбой в проекте «Flashlight» с опустошительными последствиями. Второе: похоже, что я — единственный человек, оставшийся на Земле… »
— Цитата из дневника, nuff said
» И сия пучина поглотила ея в один момент.

Короче, все умерли.

»
— «Формула любви»
  • «Чужой»: в первом фильме спаслись только Рипли и кот, во втором из всего взвода морпехов выживает только капрал Хикс (и Рипли с Ньют, конечно. Впрочем, жить Хиксу и Ньют остаётся только до начала третьего фильма). В общем, если кто и выживает, то в следующей серии оказывается, что выжил он (она) ненадолго.
  • «Бешеные псы» Квентина Тарантино: в конце «мексиканского» противостояния в живых остался только Мистер Розовый, арестованный полицией.
  • Его же «Бесславные ублюдки»: из немаленького состава осталось только трое персонажей.
  • Его же «Омерзительная восьмёрка». Педаль в пол: вообще все персонажи, показанные в фильме (в том числе и во флэшбеке), погибли.
  • Не знаю, как в комиксе, а в фильме «Сквозь снег»… (Вообще-то спорно, поскольку выжившие после крушения остаются — правда, непонятно, как они теперь будут выживать среди сплошных снегов. Хотя ранее выясняется, что снег постепенно тает).
    • Ага, остаются — совсем молодая девушка и маленький ребёнок, без еды, нормального снаряжения и навыков выживания, и без приличного убежища в зоне досягаемости. А с пригорка на них уже заинтересовано поглядывает белый медведь. Даже если они не умрут от его когтей, голода или холода — продолжить род человеческий они однозначно не смогут, а значит на них всё и закончится.
      • Если не найдут других людей.
  • «Нечто» (The Thing): в отличие от исходного рассказа, в живых остаются лишь два персонажа, которые обречены на смерть, как только догорит костёр.
    • И приквел к этому же фильму.
  • Второй фильм в классической серии «Планета обезьян»: герои так и не смогли предотвратить взрыв супербомбы, и жизнь на Земле уничтожена целиком. Выживают лишь трое обезьян, которых отбрасывает в XX век в следующем фильме, где они благополучно погибают.
  • Europa Report. Это надо ж было постараться настолько бездарно подготовить космическую миссию, чтобы всем членам экипажа пришлось совершить героические самопожертвования одному за другим… (оставшаяся последней сделала это, чтобы передать на Землю полученную информацию).
  • «Сволочи»: из всего отряда подростков-диверсантов в живых остаются только двое. Более того, это было предрешено еще до начала диверсии.
  • С прикрученным фитильком: французский «Остров сокровищ» 2007 года. По итогам в конце фильма в живых остаются только Джим Хокинс и спасённые им негры, остальных персонажей вырезают подчистую самыми разнообразными способами… вот только никакой мелодрамы в этом нет, один только трэш.
  • «Изгой-Один. Звёздные войны. Истории»: главные герои погибли, сидя на пляже и взирая на приближающуюся огненную волну от выстрела Звезды смерти. Вся их команда погибла ранее до этого, другие важные персонажи погибли ещё в середине фильма.
  • «Пекло» (Sunshine). Ещё один пример совершенно бездарной организации миссии (даже двух, от которых зависит, на минуточку, спасение всей Солнечной системы) — полное отсутствие защиты от человеческих факторов, которые в итоге и губят оба экипажа (один астронавт отдал ошибочную команду, другой и вовсе спятил на религиозной почве). Правда, путём героического самопожертвования всех остальных миссия всё-таки выполнена, так что под троп попали только все персонажи фильма, но не все формы жизни на Земле. А всего-то и надо было, что послать корабли, управляемые исключительно компьютерами…
    • Возможный обоснуй — общая непредсказуемость, отсутствие нормальной связи на подступах к Солнцу и возможные помехи в работе техники из-за солнечных бурь исключают возможность запуска пилотируемого компьютерами корабля. Однако в фильме об этом не сказано.
  • «Идеальный шторм».
  • Рыцари королевства Крутизны: с фитильком. Главные-то герои остаются в живых (не все), но остальные несколько десятков персонажей погибают в кровавой бане последней битвы.
  • «Хижина в лесу»: древние боги пробудились, и наступил апокалипсис.
  • Bushwick: гибнут оба главных героя, причём оба совершенно по-глупому, от шальной пули.
  • «Легенда о Коловрате» — среди рязанских дружинников выживает только Лобанов Каркун, отправившийся переправлять сани с выжившими детьми через реку.
  • «Перестрелка» — Из более десятка персонажей до конца дотянул только один, точнее одна.
  • «Затерянный мир» 1998 года — погибают все участники экспедиции, а последний выживший, Артур Мэлоун, остаётся в «затерянном мире» среди динозавров, без связи с внешним миром и, скорее всего, также в будущем погибнет.
  • «Смута» Акиры Куросавы. Неудивительно, учитывая, что в основе сюжета — шекспировский «Король Лир».
  • «Вскрытие Джейн Доу» Да, вы угадали, умерли все. В том числе и те, кто был мертв в начале фильма. Включая уехавшую невесту главного героя, которая непонятно как попала в наглухо заблокированный подвал. Дополнительная слезогонка: ее случайно убивает сам главный герой. В финале также дают понять, что полицейский, везущий труп «Джейн» в другой морг, тоже вряд ли доедет до места назначения.
  • «Знамение» — умер каждый на Земле.
  • «Офелия» (2018) — тут, как и в пьесе «Гамлет», умерли почти все, но выживший персонаж, которого можно пересчитать на одном пальце, другой: это сама Офелия.

Телесериалы

  • «Бригада», конечно же. Фитилёк слегка прикручен — Саша Белый (по фабуле новеллизаций) спасся.
  • «Динозавры» — лёгкий детский кукольный сериал внезапно заканчивается смертью почти всего живого на планете от экологической катастрофы.
  • «Спартак: Кровь и песок» — несчастливый конец обусловлен исторической достоверностью. Восстание захлебнулось, главного героя и его товарищей казнили.
  • «Коварство гор» — вся команда альпинистов-горноспасателей погибает под снежным обвалом.
  • Смертельная битва: Завоевание — финал сериала обрубили так, что злодеи победили. Шао Кану в последней серии принесли на блюде головы всех главных героев, гибель половины из которых даже не удосужились показать. Причём эта концовка — неканон.
  • «Love, Death & Robots» — развязка новеллы «Тайная война».

Комиксы

Немного предсказуемый финал

  • «Веном: Дрожь» — все люди на полярной станции. А затем кровожадный пришелец ещё и направился в населённый город.
  • «Punisher: MAX» — все основные действующие лица умирают. Все, кроме Ника Фюри.

Веб-комиксы

  • Homestuck. Там, пожалуй, самый наглядный пример этого штампа, даже несмотря на то, что до конца ещё далеко.

Аниме и манга

  • Space Runaway Ideon — гимн этому тропу. Расы людей и буффов уничтожили не только друг друга, но и якобы всю жизнь во вселенной (это официальные данные, хотя в концовке показан вполне себе живой червяк на какой-то планете). С прикрученным фитильком: их души после смерти помирились, прилетели на какую-то планету и упали в тамошний Мировой Океан, чтобы породить новую единую расу, которая ругаться между собой уже не будет. ПО не вполне канонической манге именно этой расой являются ньютайпы из Gundam. Ага, щас, воевать они перестали…
  • «X» (фильм): до конца дожил только Камуи. Впрочем, фильм по отношению к оригинальной манге — вопиющий неканон.
  • School Days — с фитильком: в последней серии погибают двое из всей троицы главных героев. Третья, Котоноха, остаётся в живых, однако как психически здоровая и адекватная личность, увы, она всё равно мертва…
  • «Одинокий волк и волчонок»: изо всех действующих лиц до конца дожил только один Дайгоро. Огами, Рецудо и прочие умерли со всем возможным трагизмом. Ну, ещё выжил сёгун, но убить сёгуна не позволила реальная история.
  • Akame ga kill!: до конца сериала не дожил ни один злодей (Рана и Вейва злодеями назвать сложно), из команды героев выжили только Надженда и Акамэ (которая порезалась собственным мечом и у неё какая-то фигня с телом творится, но помирать вроде не собирается).
  • Pandora Hearts: до эпилога из основных персонажей дожили только Гилберт и Винсент, но второй из них в ходе эпилога умирает, да и Гилберту недолго осталось.
  • Phantom: Requiem for the Phantom: в отличие от оригинального романа, где есть несколько концовок, у аниме-адаптации именно такой финал.
  • «Волчий дождь», с учётом 4 серий OVA.
  • Umineko No Naku Koro Ni: по итогам последнего визуального романа серии на Роккенеджиме умерли все представители семьи Уширомия, кроме Евы, Баттлера и отсутствовавшей на острове Энж (да и Ева вскоре умерла, а Баттлер после всех этих событий потерял память), а также вся их прислуга и Беатриче.
  • Bokurano, просто Bokurano. Аудиторию (и персонажей) ставят перед фактом почти в самом начале произведения.
  • JoJo’s Bizarre Adventure: финал одной из поздней частей.
  • Angel Beats! — все персонажи в этом аниме умерли ещё до событий аниме.
  • Area-88 — хотя формально финал OVA 1985 года можно считать открытым, но происходящее не оставляет особого пространства для манёвра: очевидно, что все пилоты Зоны-88 погибнут в неравном бою, и так же очевидно, что Шин летит навстречу своей смерти.
  • Digimon — похлеще ПЛиО: в первом сезоне умерли абсолютно все персонажи.
  • Neon Genesis Evangelion — учитывая то, что в финале случился конец света, то надо ли говорить, что практически никто не выжил? Ну, или комплементация обратима…
  • Mahou Shoujo Ikusei Keikaku — в конце сериала в живых остаются главная героиня, причём выжить она умудрилась, будучи героем-пустышкой, и Риппл (изначально её убивает Свим Свим, но позже она возрождается при помощи Кроличьей Лапки, подаренной Белоснежке Алисой Хардгор). Последняя, правда, потеряла руку и глаз.
  • Мацумото Лейцзи, «Тигровая Ми» — не то, чтобы умерли все, но манга именно о смерти (в основном, кошек, но в некоторых главах умирают люди; в одной главе вообще свинья). При этом, своей смертью — только в трех случаях, и из них — только один в почтенном возрасте; чаще всего, смерть случается либо по чьей-то (не погибшего) тупости и самоуверенности, либо при попытке начать жить по-настоящему. В некоторых главах, правда, кошки просто оказываются на улице с сомнительными перспективами выживания (в одном случае, кот породистый и у него, скорее всего, проблемы с инстинктами, в другом — обе хозяйки кота независимо друг от друга съезжают, и каждая думает, что оставляет кота другой). При этом, в манге есть юмор, и он даже не черный, но ощущается настолько неуместным, что от него на душе еще гаже (скорее всего, так и было задумано).
  • Digimon Adventures and Digimon Frontier — а тут уже в прямом смысле.
  • Texhnolyze.
  • «Могила светлячков» — «21 сентября 1945 года я умер…»

Видеоигры

  • Mass Effect 2 даёт несколько вариантов:
    • Если после похищения команды «Нормандии» Шепард немедленно не полезет в ретранслятор «Омега», то есть все шансы, что, за вычетом доктора Чаквас, всю команду пустят на слизь Коллекционеры. Но, вытащив команду из капсул, её ещё нужно отправить на корабль. Если не дать провожатого, погибнут все, включая Чаквас.
    • А если Шепард совсем уже наплевательски отнесётся к самоубийственной миссии, то сгинет и сам, не говоря уже об остальных. Докладывать о результатах Призраку будет уже Джокер. Переноса сэйвов в третью часть тоже не выйдет.
  • Mass Effect 3 — концовка «Отказ» вся об этом, пусть и без подробностей.
    • А вот если хорошо постараться, то можно оставить после своих приключений три опустошённые планеты и переполненную мемориальную доску Нормандии.
  • Call of Duty: Modern Warfare — в каждой части:
    • В первой части гибнет большая часть американских солдат, посланных в свергать куракского диктатора Аль-Асада вместе с одним из героев. Затем при охоте на Имрана Захаева гибнет почти весь отряд, кроме Соупа и Прайса.
    • Во второй части гибнут все, кто выполнял указания генерала Шеппарда, причём некоторые — от его же рук!
    • В третьей части в живых и вовсе остаются только капитан Прайс и Николай.
  • Некоторые части игры Mortal Kombat.
  • Phantasy Star II. Ней либо погибнет в бою с Ней-Первой, либо умрёт от того, что убила её, а сама от неё каким-то образом биологически зависит. Остальная команда (с той же Ней, если это римейк для Playstation 2 и её таки оживили) после убиения обоих финальных боссов нарывается на армию наших потомков-землян. И сама игра, и её сиквел в виде Phantasy Star IV, и куча сопроводиловки типа драма-CD к 4 части очччень толсто намекают, что вся команда в финальной схватке погибла, но утащила за собой и всех землян, освободив Алголь от их угрозы.
  • Eternal Darkness: из двенадцати персонажей выживает в лучшем случае треть, в худшем — четверть. Без особого ущерба пережили столкновение с Древними только главная героиня, Эдвин Линдси и Питер Джейкоб. Доктор Ройвас успешно разделался с колонией демонов, но был убит одним из них спустя полвека, Максимилиан закончил жизнь в психушке, Майкл Эдвардс уцелел при первой встрече с Древними, но спрятаться от монстров не сумел и был уверен, что долго не проживёт. Хотя его смерть в кадр не попадает, так что, возможно, Майкл и выжил. Все остальные без особых затей погибают в конце посвящённых им глав.
  • Undertale — концовка при прохождении режима Геноцида.
  • Ryse: The Son of Rome: в игре погибают все персонажи, известные игроку по имени, исключая бессмертных богов, но включая главного героя.
  • Starcraft — аддон «Insurrection» — в одном бою с зергами погибают все положительные персонажы-терране и протоссы: Джек Фрост, Блэк Морган, Чарли Уэйн, Андраксус, Демиох и Эдулон. Из всех персонажей аддона остаётся в живых лишь захваченная зергами в плен в начале их кампании судья протоссов Синдрея. Её дальнейшая участь неизвестна, но по словам Наргила (церебралу-советнику главного героя) у Надмозга на неё особые планы (очевидная аллюзия на Керриган).
  • SOMA — человечество не выжило, главные герои не выжили, даже несколько раз не выжили. А у выживших жизнь такая, что непонятно, может ли она считаться жизнью…
  • Life is Strange — В одной из концовок по сути погибают все жители Аркадии бэй (ну или как минимум большая часть персонажей, которых мы встретили во время игры)

Визуальные романы

  • Danganronpa V3: Killing Harmony. Из шестнадцати участников убийственной игры в живых остались только протагонист да две его подруги.

Музыка

  • Комплексные числа, «Неизбежность» — педаль в самые глубокие уровни физической реальности. ВСЁ умерло. Вся Вселенная. Тепловой смертью.
  • Мюзикл TODD. «Хватит притворяться живым, когда все вокруг мертвы» — заглавный герой убил всех центральных персонажей и покончил с собой.
  • Rhapsody, The Emerald Sword Saga — ну, почти все умерли, кроме Арресиуса и Даргора.
  • Scorpions — Humanity.
  • В творчестве Арии такое было неоднократно:
    • «На службе силы зла».
    • «Смотри!» — с фитильком: гибнет истощённая Земля, а человечество сваливает в космос.
    • «Крещение огнём».
    • «Последний закат».
  • Олег Медведев, «Идиотский марш»: «И до последнего солдата идиотский твой полк / Стоял в заслоне и остался в снегу».
  • Оргия праведников — «Последний воин мёртвой земли» и субверсия в «Туркестанском экспрессе».
  • «Последнее испытание» — там (в сценической версии, без альтернативного финала) не то что все умерли, там миру конец пришёл. Немногочисленные декорации на сцене и те разобраны. «Теперь ты остался один в пустоте — Властелин Ничего!».

Эстрада

  • Александр Иванов, «Красная Пашечка» — пародийный пересказ «Красной Шапочки», стилизованный под творчество Людмилы Уваровой. Из всех персонажей выжил только эпизодически пробегавший заяц (впрочем, это ненадолго).

Концовки

Виды

Альтернативные концовки • А теперь мне пора (А теперь я умру) vs Я остаюсь • Боливийский финал • Быстрая концовка (Кармическая концовка) • В общем, все умерли • Всё было розыгрышем/Всё было обманом • Гайнакс-энд • Гранд-финал • Дети в финале • Досрочная концовка • Золотая концовка • Каноническая концовка • Караул устал • Колесо Сансары • Конец немного предсказуем • Конец-переворот (Конец — моральный переворот) • Конец-перезагрузка • Ложный финал • Модульная концовка • Неприемлемый финал • Несчастливый конец • Обречённый конец • Обрубленный конец • Оставили на развод • Открытый финал • Перевернуть финал в сиквеле • Плохой хороший конец • Плохую концовку трудно получить • Подвешенный финал • «Светофор» • Слитая концовка • Сцена после титров (Остановите титры!) • Твист Амброза Бирса vs Твист Найта Шьямалана • Твист Р. Л. Стайна • Твист Шрёдингера • Точку ставит смерть • Улыбка сквозь слёзы • Хороший плохой конец • Хэппи-энд (Нестандартный хэппи-энд • Хэппи-энд нужно заслужить) • Это был только сон …

Действия

Гидравлическая единица власти vs Атланты небо держат • Камнепад забирает золото себе • Поцелуй и затемнение • Прощай, мой верный меч • Рушится царство кощеево • Убежать в закат …

Осмысление

Дыра в финале • Объяснение на лестнице • Откровение у холодильника (Восторг у холодильника • Ужас у холодильника • Что это было?) • Переосмыслить с возрастом …

Сюжет

«Мы все умрем». Мем о мировой войне стал первым в 2020 году

В результате американской бомбардировки в Багдаде убит влиятельный генерал Касем Сулеймани, и Иран готовится отомстить. Третья мировая война — в трендах твиттера, и, как ни страшно, похоже, это первый мем 2020-го года, пишет medialeaks.ru.

Утром 3 января американские ВВС атаковали кортеж иранского генерала Сулеймани, когда тот выезжал из аэропорта Багдада. Погиб он сам, а также его соратник Али Махди аль-Мухандис.

Президент США Дональд Трамп отреагировал на это известие с плохо скрываемой радостью. В своем твиттере он заявил, что Сулеймани стоял за смертями тысяч американцев (генерал возглавлял элитное подразделение Корпуса стражей исламской революции, который в США называют террористической организацией, и считался вторым человеком в Иране).

Президент Ирана Хасан Рухани в ответ назвал Сулеймани мучеником и пообещал отомстить за его смерть. Как именно — он не уточнил, однако аналитики опасаются самых серьезных последствий.

Пользователи соцсетей тоже внимательно следят за геополитической обстановкой, и их вердикт неутешителен: на первое место в трендах твиттера 3 января вышла #WWIII (Третья мировая война): количество постов с этим хэштегом приближается к полутора миллионам.

правильно ли я понимаю, что год 2020 начинается с того, что Америка херакнула по Ирану, те клянутся отомстить, а Австралия просто сгорела к чертям?
вот это я понимаю — первая серия нового сезона, что ж дальше-то будет с таким бюджетом

— Альфина (@alphyna) 3 января 2020 г.

Все в новогоднюю ночь:
Ну, начало нового десятилетия, не подведи, пусть этот год будет хорошим. Мир во всём мире, будем бороться с изменением климата и т.д.
3 января:
Ну что, третья мировая?
#WWIII pic.twitter.com/KKfXPEMwmx

— Hleb Liapeika (Gleb Lepeyko) (@glepeyko) 3 января 2020 г.

We’re 2 days into 2020 and World War III is trending… maybe 2019 wasn’t so bad after all

— Av (@Avkyz) 3 января 2020 г.

Многие отнеслись к этой перспективе вполне серьёзно, припомнив, что первая мировая война тоже началась с убийства всего одного человека. Однако всё это никак не помешало твиттерским тут же напилить мемов.

никто:
вообще никто:
актуальные тэги твиттера: #WWIII pic.twitter.com/OOEFfh1JX3

— пятка штегена (@sosiskastegen) 3 января 2020 г.

когда бесконечно ноешь по поводу бесснежной зимы, а получаешь ЯДЕРНУЮ
#WWIII pic.twitter.com/aufH9MMwGn

— белая кисгендерная женщина (@ComeOnDudette) 3 января 2020 г.

Это должно сработать @realDonaldTrump #WWIII pic.twitter.com/gpFj9URvBs

— ????⃤⛧отчислен к лику святых. (@impossingsatan) 3 января 2020 г.

Российских пользователей, которые только начали отходить от новогодних праздников, такое резкое погружение в суровую реальность слегка шокировало.

Lol..что творится в твиттере?
Зашла короче мемы посмотреть и вижу:#WWIII pic.twitter.com/5QKN0LxDto

— Lillian (@LillianSwam) 3 января 2020 г.

Я: щас зайду на минутку в твиттер с мемов покрякать
Твиттер: #WWIII
Я: pic.twitter.com/MTxXAkwjvH

— — ᴅᴇᴛᴇᴄᴛɪᴠᴇ ʜᴇʟᴀ . (@naivnoshipperu) 3 января 2020 г.

Почему у вас первый мем 2020 это третья мировая

— кощей (@twibbley) 3 января 2020 г.

Особенно разительна разница между твиттером и инстаграмом (там о Третьей мировой войне пока не слышали).

Придумал идеальное объяснение разницы между инстаграмом и твиттером.
Инстаграм: О, Б-е, мой! Новый год! Любимки! Подарочки! Фонарики! Шампусикшампусикшампусик
Твиттер:АААААААА #WWIII ТРАМП УБЬЁТ НАС ВСЕХ НАМ ВСЕМ ПИЗДА РЕБЯТА СУКА ЧТО ЖЕ ВЫ ТВОРИТЕ МЕМАСИКИМЕМАСИКИМЕМАСИКИ