Нарочницкая Наталья Алексеевна

Содержание

Нарочницкая наталья алексеевна муж и дети. Наталия нарочницкая. Интервью с депутатом Государственной Думы, историком Наталией Нарочницкой

Политолог, историк и просветитель Наталья Нарочницкая, биография, семья которой связаны с академической наукой не в одном поколении, известна своими фундаментальными работами по внешней политике России. Она отличается яркой общественной позицией, которая базируется на консервативном православии.

Детство и семья

Мысль о том, что семья является главным определяющим началом в жизни человека, находит немало подтверждений. Ярким примером этого является Наталья Нарочницкая, биография которой движется по вектору, заданному в детстве. Она родилась 23 декабря 1948 года в Москве, в семье выдающегося учёного-историка. Дед Наталии по отцовской линии был директором народного училища, бабушка работала там же преподавателем.

Её отец — выдающийся учёный, академик, историк. Он был крупнейшим специалистом по внешней политике России первой трети XIX века, научную работу начал под руководством Е. Тарле. Родитель был автором серьёзных трудов по международной политике и истории. Несмотря на то что жить ему приходилось в трудные советские времена, он сохранял традиционные патриархальные взгляды. Академик возглавлял авторитетный научный журнал «Новая и новейшая история», долгие годы руководил Институтом истории СССР Академии наук. Дядя Наталии, историк, был арестован в 1937 году и пропал без вести. Наличие в анкете записи о брате как о враге народа не помешало отцу нашей героини сделать внушительную научную карьеру, свидетельствует о его недюжинных способностях, которые оказались необходимы государству.

Мама Наталии, ещё один историк, занималась внешней политикой России второй половины XIX века. В молодости она участвовала в партизанском движении в Беларуси, попала в плен и сумела совершить побег из концлагеря. В 1947 году стала женой Нарочницкого, с которым счастливо прожила более 40 лет. У пары родились две дочки: Наталья и Елена. Обе стали впоследствии историками, продолжив семейную традицию. Наталья рассказывает, что её детство было чрезвычайно счастливым: родители любили друг друга и своих отпрысков, в семье много читали, говорили об истории. Детей обучали иностранным языкам. С ними занималась гувернантка. Уже в 7 лет Наталья читала по-немецки стихи Гейне. Также она занималась музыкой, училась игре на фортепиано, танцевала.

Образование

Получив хорошую подготовку дома, Наталья училась в школе на «отлично». Спецшколу с углублённым изучением немецкого языка она окончила с золотой медалью, выбор будущей профессии не был трудным. В 1966 году Наталья Нарочницкая, биография которой была предопределена семейными интересами, поступает в МГИМО на факультет международных отношений. Уже через пять лет она его оканчивает с красным дипломом. За годы учёбы девушка освоила ещё три языка: английский, французский и испанский.

Научная и профессиональная карьера

После вуза Нарочницкая Наталия Алексеевна по распределению приходит работать в Институт мировой экономики и международных отношений. Также она поступает в Защитив диссертацию, продолжает работать в ИМЭМО сначала младшим, а затем старшим научным сотрудником. С 1982 по 1989 год работает в Нью-Йорке в Затем вновь возвращается в ИМЭМО.

В 90-х годах её захватывают новые общественные перспективы. Нарочницкая увлекается реставрацией отечественной идеи в России. В 2002 году она защищает докторскую диссертацию на тему «Россия и русские в мировой истории». Ею написаны несколько фундаментальных трудов по истории международных отношений нашей страны. Например, книга «Русский мир».

Общественная деятельность

Со времён Перестройки Наталья Нарочницкая, биография которой тесно переплелась с христианским движением в России, начинает заниматься общественной деятельностью. В 90-х годах она становится активисткой Партии Народной Свободы, участником движений «Держава» и «Земский Собор». Она выступала сопредседателем съездов первого и второго Всемирных Русских Соборов — эта площадка создана для людей, заинтересованных в единении русской нации по всему миру.

Нарочницкая была в группе авторов важнейших документов, принятых Собором. В частности Акта о единстве русского народа, который объявил наших соотечественников разделённой нацией, имеющей право на воссоединение. Женщина принимала активное участие в создании большого количества общественных движений, которые значительно повлияли на постсоветское российское общество: Императорского Православного Палестинского общества, Фонда «Русский мир», Фонда «Единство православных народов». В 2004 году она создаёт организацию «Исторические перспективы», который занимается проблемами будущего страны.

В 2008-м по решению президента РФ В. В. Путина женщина встаёт во главе европейского Института демократии и сотрудничества в Париже, она немало делает для укрепления дружбы между Россией и Францией. За четыре года работы Институт под руководством Нарочницкой провёл около 50 мероприятий, направленных на поддержание демократии в России и на налаживание внешних связей страны.

Политическая деятельность и взгляды

Политик Нарочницкая Наталия Алексеевна, воспитанная на христианских ценностях, проповедует консервативно-православные идеи, а также является сторонником демократии. В 2003 году она была избрана депутатом Государственной думы РФ от блока «Родина», работала в комитете по международным делам. Женщина была заместителем главы делегации в Парламентской ассамблее добилась того, что в ПАСЕ начали конструктивную дискуссию о глобальных проблемах взаимодействия России и Европы. В период предвыборной кампании 2012 года Нарочницкая была зарегистрирована как доверенное лицо В. В. Путина, представляла его на дебатах, например, встречалась с В. Жириновским.

Просветительская деятельность

Нарочницкая Наталия Алексеевна, фото которой можно увидеть во множестве научно-популярных журналов, ведёт активную просветительскую деятельность. Она является опытным полемистом и активно участвует в телевизионных и интернет-дискуссиях. Женщина очень много пишет статей для различных журналов, даёт интервью, издаёт блестящие публицистические работы. Например, её перу принадлежат следующие произведения: «Великие войны XX века», «За что и с кем мы воевали», «Православие, Россия и русские на пороге третьего тысячелетия» и т. д.

Награды и достижения

Нарочницкая Наталия Алексеевна, биография которой плотно связана с деятельностью Православной Церкви, неоднократно награждалась её высокими наградами. Она кавалер Орденов Святой Равноапостольной Ольги и Также за общественную деятельность награждена премией «Олимпия», а от правительства РФ женщина получила президента и Орден почёта за большой вклад в дело сохранения традиционной русской культуры. Также Наталья Алексеевна имеет несколько наград других государств, например, медаль «За заслуги» от правительства Сербии.

Частная жизнь

Наталья Нарочницкая, биография которой насыщена социальной активностью и работой, состоялась и как женщина. Замуж она вышла ещё в студенческие годы. У пары родился сын, который пошёл по стопам предков и тоже занялся международной деятельностью. Сегодня он работает атташе в российском консульстве в Эдинбурге. Брак Нарочницкой продержался более двух десятков лет, однако всё-таки распался. Сегодня Наталья Алексеевна продолжает заниматься любимым делом, кроме того, много читает и путешествует.

Наталия Алексеевна Нарочницкая
Председатель парижского отделения Института демократии и сотрудничества
Рождение: 23 декабря 1948 Москва, СССР

Наталия Алексеевна Нарочницкая (23 декабря 1948, Москва) — российский политический деятель, историк и политолог. Доктор исторических наук. Наталия Нарочницкая — Специалист по США, Германии и общим проблемам и тенденциям международных отношений. Старший научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений Российской академии наук. Депутат Государственной думы России четвёртого созыва в 2003-2007 годах. В 2009-2012 годах Наталия Нарочницкая — член Комиссии по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России.

Дочь академика Алексея Нарочницкого .
Окончила с отличием Московский государственный институт международных отношений.
В 1982-1989 Наталия Нарочницкая работала в секретариате ООН в Нью-Йорке.
В 1990-х Наталия Нарочницкая была активистом Конституционно-демократической партии — Партии народной свободы, Всероссийского национального правого центра, «Всемирных русских соборов», движения «Держава», «Земского собора».

Нарочницкая Наталия Нарочницкая — одна из сопредседателей I и II Всемирных Русских Соборов, соавтор его основных фундаментальных документов, в том числе «Акта о единстве русского народа», провозгласившего русских разделённым народом, имеющим право на воссоединение (принят Вторым Русским Собором в Свято-Даниловом монастыре в феврале 1995 года).

В 2003 году Наталия Нарочницкая была избрана в Государственную думу от избирательного блока «Родина». Была членом фракции «Справедливая Россия — „Родина“ (народно-патриотический союз)». Занимала должности заместителя председателя Комитета Госдумы по международным делам, председателя Комиссии Госдумы по изучению практики обеспечения прав человека и основных свобод, контролю за их обеспечением в иностранных государствах.

В 2004 году основала и возглавила Фонд исторической перспективы.
В 2008 году Наталия Нарочницкая возглавила парижское отделение Института демократии и сотрудничества.

Научная и политическая деятельность Наталии Нарочницкой

Г-жа Нарочницкая — автор ряда разработок по внешней политике России, проблемам взаимоотношений между русским национально-государственническим сознанием и философией западноевропейского либерализма.
Наталия Нарочницкая являлась одной из инициаторов и сопредседателей многих форумов и объединений русской общественности (таких, как Всемирный Русский Собор), автором их концептуальных программ, заявлений в защиту неделимости России, в поддержку Русской Православной Церкви, действий российской армии в Чечне в 1994-1996 гг., против расширения НАТО и агрессии против Югославии.

Наталия Нарочницкая Считает непременным условием успеха внешней политики России в современной обстановке возвращение к её традиционным основам и изучение опыта российской дипломатии, приобретённого в ситуациях сложнейшего противоборства на мировой арене.

Наталия Нарочницкая поддерживает стремление западноевропейских национально-консервативных кругов к «восстановлению утраченной Европой роли самостоятельного субъекта мировой истории и культуры, противодействию диктату США и НАТО»Наталия Нарочницкая поддерживает научные и общественные связи с западноевропейскими учёными и научными центрами (Германия, Великобритания, Франция, Италия, Греция), выступающими за сохранение европейскими государствами своего суверенитета, против глобализации и диктата наднациональных идеологических, финансовых и военных механизмов.

3 ноября 2008, накануне Празднования Казанской иконе Божией Матери и Дня народного единства, награждена орденом княгини Ольги III-й степени.

6 февраля 2012 года была официально зарегистрирована как доверенное лицо кандидата в Президенты РФ и действующего премьер-министра Владимира Путина.

Наталия Нарочницкая Является членом Совета Императорского Православного Палестинского Общества.

Общественные награды

Наталия Нарочницкая Лауреат национальной премии общественного признания достижений женщин «Олимпия» Российской Академии бизнеса и предпринимательства в 2007 г.

Публикации Наталия Нарочницкая

Наталия Алексеевна Нарочницкая

Русский код развития

Предисловие

Русский код Натальи Нарочницкой

В политику Наталья Нарочницкая пришла в начале 90-х, в недоброй памяти перестроечные годы, сразу став активным участником патриотического движения. Вначале она примкнула к Конституционно-демократической партии — Партии народной свободы Михаила Астафьева, потом принимала участие в работе Всероссийского национального правого центра, «Всемирных русских соборов», движения «Держава», «Земского собора». Наталья Алексеевна была одним из инициаторов и сопредседателей многих форумов и объединений русской общественности (к примеру, того же Всемирного Русского Собора). Она входила в коллектив авторов их концептуальных программ, заявлений в поддержку неделимости России, в поддержку российской армии в Чечне в 1994-1996 гг., выступала в защиту Русской Православной Церкви, против расширения НАТО и агрессии против Югославии.

Однако широкая публика узнала ее лишь в 2003-м, после того, как Нарочницкая была избрана в Государственную думу от избирательного блока «Родина». Узнала и запомнила, отметив, что могут все же иногда в жизни прекрасные внешние данные сочетаться с умом, блестящей эрудицией, не менее блестящим талантом полемиста и сильным характером.

Сейчас даже трудно поверить, что с тех пор прошло менее 10 лет — кажется, что Нарочницкая находилась на политическом Олимпе страны всегда, что другого места для нее, с ее знаниями, мощным интеллектом и политическим даром, и быть не может. Сегодня Наталья Алексеевна Нарочницкая — признанный российский политический деятель, историк и политолог. Она — учредитель и президент Фонда исторической перспективы, глава Парижского отделения «Института демократии и сотрудничества». Доктор исторических наук. Специалист по США, Германии и общим проблемам и тенденциям международных отношений. Автор фундаментального труда «Россия и русские в мировой истории», выдержавшего несколько переизданий. Наконец, великолепный публицист, чьему перу принадлежит немало книг: «За что и с кем мы воевали», «Русский мир», «Великие войны XX столетия» и других.

Во время последней предвыборной президентской кампании Наталья Нарочницкая, к удивлению многих деятелей патриотической оппозиции, числивших ее в своих рядах и выступавших против действующей власти, стала доверенным лицом кандидата в президенты В.В. Путина, выступая в теледебатах, как его представитель. Однако для нее самой ничего странного в том не было. «Я с Путиным, — говорит она, — ибо хочу сохранить предпосылки для той повестки дня, что для меня неизменна в течение 20 лет: подъем из упадка русского народа — основателя и стержня российской государственности; подлинно социальное государство — веление XXI века; самостоятельность России как великой державы на мировой арене; вечные преемственные национальные интересы; русская культура, духовные ценности. Без этих основ, без нравственного целеполагания жизни и истории бессмысленны и бесплодны прожекты модернизации и индустриального прорыва. Я стремлюсь к обществу, в котором Вера, Отечество, честь, долг, любовь, семья, справедливость и защита слабых — высшие ценности, за которые стоит отдавать жизнь, как это делали наши предки. Подавляющее большинство близких мне по духу протестных настроений накопились из-за того, что недостаточно сделано именно в этом направлении».

И далее: «…Нам нужны не только честные выборы, но прежде всего честное общество, в котором честь и долг будут выше денег. Не смена власти порушит коррупцию, а смена нравственных ориентиров в каждом из нас!» — заявила она, объясняя свое решение. «Я верю, вижу, знаю, что Владимир Путин не просто сочувствует чаяниям тех 80% населения, к которым и я принадлежу, но и, без сомнения, хочет быть лидером, который сделал и сделает много для утверждения в истории великой России.

Власть со всей очевидностью понимает, как остры проблемы и как важно в краткие сроки осуществить прорыв в сферах, где все кричит о необходимых переменах. Ясно, что власть будет составлять свою повестку, думать о кадрах и анализировать причины появления жестких настроений. Наша задача — участвовать в этой повестке. Я осознанно, именно ради этой повестки, поддерживаю Владимира Путина», — утверждает Нарочницкая.

Что ж, можно соглашаться или не соглашаться, но это — позиция, позиция сильного, уверенного в своей правоте человека.

Откуда же появилась в нашей политике эта удивительная женщина?

Наталья Нарочницкая — дочь академика Алексея Леонтьевича Нарочницкого, принадлежавшего к той узкой и уже, как говорят, почти исчезнувшей плеяде русских историков, которые обладали классическим образованием и энциклопедическими знаниями. Являясь научным руководителем издания дипломатических документов внешней политики России XIX века, он оставил после себя фундаментальные труды по истории международных отношений, впечатляющие широтой охватываемых вопросов и теоретических обобщений, громадным архивным, фактическим и историографическим материалом, редкостной общегуманитарной эрудицией.

Родившись в 1907 году, Алексей Леонтьевич стал очевидцем и в какой-то мере участником событий почти всего столь богатого историческими катаклизмами двадцатого столетия. Его отец, дед Натальи Алексеевны, Леонтий Федорович, служил директором и преподавателем Черниговского народного училища. Его мать, Мария Владиславовна, потомственная столбовая дворянка из разорившегося рода, работала там же учительницей.

«Неправильное» происхождение чуть было не помешало Алексею Леонтьевичу получить высшее образование, хотя аттестат об окончании гимназии был заполнен сплошь отличными оценками — тогда началась кампания по «пролетаризации вузов». Однако вскоре новая власть сделала послабление для тех, чьи родители трудились на ниве народного просвещения. В результате Нарочницкий закончил Киевский университет. Талант и эрудиция молодого исследователя скоро обратили на себя внимание выдающегося русского историка Е.В.Тарле, и Алексей Леонтьевич, не успев стать даже кандидатом наук, был приглашен в авторский коллектив знаменитой «Истории дипломатии», которая до сих пор впечатляет свободой от классовых заклинаний по любому поводу и глубиной. В результате А.Л. Нарочницкий стал лауреатом Сталинской премии. Это сыграло немаловажную роль в его жизни, во всяком случае, помогло избежать трагических последствий после ареста в 1937 году его старшего брата Юрия.

Казалось бы, Нарочницкому с его не совсем благонадежным происхождением, а затем с анкетой «брата врага народа» было бы безопаснее стать проводником большевистского классового подхода к русской истории. А после начавшейся перестройки было бы понятно и объяснимо говорить о «тюрьме народов», о «проклятом советском тоталитаризме», от которого пострадала и его семья. Но он не сделал ни того, ни другого. Он всегда отстаивал научную картину истории, чаще всего двигаясь в своих исследованиях против доминирующей линии и всегда оставаясь патриотом своего Отечества. Он никогда не был настоящим «идейным» коммунистом, но не был никогда и «антисоветчиком». Сознавая грехи и даже преступления советского периода, он, тем не менее, признавал и его огромную значимость, его неотделимость от всей непрерывной истории России. Отторжение у него вызывало только одно — вечный нигилизм российской «интеллигенции», ее презрение к собственному Отечеству.

Именно отец, Алексей Леонтьевич Нарочницкий, оказал решающее влияние на взгляды и отношение к жизни Натальи Алексеевны. И потому неудивительно, что она сохранила его фамилию, тоже стала историком, исповедует те же взгляды. «Он не скрывал от меня своего скепсиса по отношению к марксизму и к революции, — вспоминает Наталья Алексеевна, говоря об отце. -…И хотя брат моего отца был репрессирован в 1937-м, он говорил, что именно 20-е (ленинские) годы были страшным глумлением над всем русским, над всем православным и традиционным: Пушкина называли камер-юнкером, а Наполеона — освободителем, Чайковского — мистиком, Чехова — хлюпиком, Россию — варварской страной… Мой отец радовался тому, что в 30-е годы (именно в тридцатые!) состоялась реабилитация русской истории, хотя эту реабилитацию и приправили классовыми заклинаниями».

Н.А.Нарочницкая – известный ученый, общественно-политический деятель, православный идеолог, дочь и продолжатель дела отца — академика Алексея Леонтьевича Нарочницкого, одного из последних русских историков-энциклопедистов, автора фундаментальных трудов по международным отношениям прошлого, научного руководителя издания дипломатических документов внешней политики России XIX века, истории народов Северного Кавказа, учебников по истории дипломатии.
Н.А.Нарочницкая — доктор исторических наук, окончила с отличием МГИМО, специалист по США, Германии и общим проблемам и тенденциям международных отношений, владеет английским, немецким, французским и испанским языками. В 1982-1989 гг. работала в Секретариате ООН в Нью-Йорке.

Н.А.Нарочницкая внесла весомый вклад в создание и деятельность значимых научных и общественно-политических движений, оказывающих существенное влияние на общественную жизнь, — Всемирного Русского Собора, Императорского Православного Палестинского общества, Фонда Единства православных народов, Фонда «Русский мир» и многих других.
Особую популярность и известность принесли ей книги по Второй Мировой войне: «За что и с кем мы воевали», «Партитура Второй мировой», «Великие войны ХХ века». Её работы переведены на французский, чешский, словенский, английский и сербский языки, издаются как в России, так и за рубежом. Она – яркий оратор, признанный эксперт федеральных телеканалов, автор фундаментальных разработок по внешней политике России, проблемам становления отечественного национально-государственного сознания, главный её труд — «Россия и русские в мировой истории», выдержавший несколько переизданий.

Н.А. Нарочницкая, опытный полемист по международным и философским вопросам, пишущая и свободно дискутирующая на английском и немецком языках, с успехом выступает и публикуется за рубежом, в частности, в западноевропейских национально-консервативных кругах, которые обеспокоены утратой Европы роли самостоятельного субъекта мировой истории и культуры и диктатом США и НАТО (Испания, V конгресс «Cultura Europea» 1998; Австрия, Ин-т Восточной и Юго-Восточной Европы, янв. 2000г.; журнал «Eurobalkan», Афины). Наталия Нарочницкая имеет научные и общественные связи с западноевропейскими учеными и научными центрами (Германия, Великобритания, Франция, Италия, Греция), выступающими за сохранение государствами суверенитета, против глобализации и диктата наднациональных идеологических, финансовых и военных механизмов, осознающими роль сильной России как единственного препятствия на пути сил, стремящихся к мировому господству. Большим авторитетом и известностью она пользуется в Югославии, где она отмечена наградой за ее деятельность. В Белграде подготовлена к публикации ее книга «Православие, Россия и русские на пороге третьего тысячелетия

В 2003 году, Наталия Алексеевна была избрана депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации четвертого созыва. Она являлась Заместителем председателя Комитета Государственной Думы по международным делам, возглавляла Комиссию по правам человека в иностранных государствах, была заместителем главы делегации Федерального Собрания РФ в ПАСЕ. В качестве заместителя главы делегации Государственной Думы в Парламентской Ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) (2004-2007гг.) Н.А.Нарочницкая внесла значительный вклад в усилия российской делегации по «выводу» ПАСЕ на конструктивную дискуссию с Россией по актуальным европейским и глобальным проблемам.

В 2008 году Н.А.Нарочницкая возглавила Европейский институт демократии и сотрудничества (Париж).

С 2007 года Н.А.Нарочницкая – создатель и президент некоммерческой организации «Фонд изучения исторической перспективы». Фонд исторической перспективы — некоммерческая общественная организация. ФИП занимается аналитикой в области мировой политики и международных отношений, привлекает экспертов для разработки и осуществления информационных, исследовательских и просветительских проектов, призванных способствовать консолидации и нравственному очищению общества, полноценной модернизации России с учетом особенностей национального пути, продвижению российских интересов в мире. Фонд ведет постоянную научную и общественно-просветительскую деятельность в области противодействия попыткам фальсификации истории и пересмотра итогов Второй мировой войны.

Одним из основных направлений в работе Фонда является просветительская деятельность, защита и отстаивание исторической правды в оценке центральных событий отечественной и мировой истории. В 2005 году к 60-летию Победы вышла в свет книга Н.А.Нарочницкой «За что и с кем мы воевали», в 2007-2009 гг. вышли в свет просветительские научно-популярные издания — «Великие войны ХХ века» (переведены на словенский и французский языки), «Партитура Второй мировой» (переведена на словенский и чешский языки), «Ялта 45. Начертание нового мира» и др.

С 2009 года Н.А.Нарочницкая — член Комиссии при Президенте Российской Федерации по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России.

Деятельность Н.А.Нарочницкой отмечена высокими наградами Православной Церкви: Орденом Св.Равноапостольной Ольги 3-й степени Русской Православной Церкви, Орденом Св. Великомученицы Варвары Украинской Православной Церкви Московского Патриархата.

Н.А.Нарочницкая ведет большую просветительскую деятельность по программам Русской православной Церкви, с 2009 года является членом Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви, принимает активное участие в деятельности Комиссии по вопросам взаимодействия Церкви, государства и общества Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви.

5 октября 2011 года согласно приказу №1049 Министра внутренних дел Российской Федерации, Н.А.Нарочницкая вошла в состав Общественного совета при МВД России.

Интернет ресурсы Фонда исторической перспективы, Института демократии и сотрудничества и Н.А.Нарочницкой.

Дата рождения: 23 декабря 1948 г. Страна: Россия Биография:

Российский политический деятель, историк и политолог.

Дочь академика А.Л. Нарочницкого, выдающегося историка, автора фундаментальных трудов по международным отношениям прошлого, научного руководителя издания дипломатических документов внешней политики России XIX века.

Окончила с отличием Московский государственный институт международных отношений. Специалист по США, Германии и общим проблемам и тенденциям международных отношений. Доктор исторических наук. Старший научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений Российской академии наук.

Владеет английским, немецким, французским и испанским языками. В 1982-1989 гг. работала в Секретариате ООН в Нью-Йорке.

В 1990-х гг. была активистом Конституционно-демократической партии — Партии народной свободы, Всероссийского национального правого центра, движения «Держава», «Земского собора». Одна из сопредседателей I и II Всемирных русских народных соборов, соавтор его основных фундаментальных документов, в том числе «Акта о единстве русского народа», провозгласившего русских разделенным народом, имеющим право на воссоединение (принят II ВРНС в феврале 1995 г.).

Один из инициаторов и сопредседателей многих форумов и объединений русской общественности, автор их концептуальных программ, заявлений в поддержку неделимости России, российской армии в Чечне в 1994 г., в защиту Русской Православной Церкви, против расширения НАТО и агрессии против Югославии.

В целом ряде работ, опубликованных в России и за рубежом, Н.А. Нарочницкая рассматривала в широком философском и международно-политическом контексте глобальные и военно-стратегические следствия отказа России от традиционных основ внешней политики. Автор ряда разработок по внешней политике России, проблемам взаимоотношений между русским национально-государственническим сознанием и философией западноевропейского либерализма. Постоянный автор журнала МИД РФ «Международная жизнь».

Наталия Нарочницкая имеет научные и общественные связи с западноевропейскими учеными и научными центрами (Германия, Великобритания, Франция, Италия, Греция), выступающими за сохранение государствами суверенитета, против глобализации и диктата наднациональных идеологических, финансовых и военных механизмов, осознающими роль сильной России как единственного препятствия на пути сил, стремящихся к мировому господству. Большим авторитетом и известностью она пользуется в Сербии, где отмечена наградой за свою деятельность. В Белграде подготовлена к публикации ее книга «Православие, Россия и русские на пороге третьего тысячелетия».

В 2003-2007 гг. — депутат Государственной Думы ФС РФ от избирательного блока «Родина», член фракции «Справедливая Россия — «Родина» (народно-патриотический союз)», заместитель председателя комитета Госдумы по международным делам, председатель комиссии Госдумы по изучению практики обеспечения прав человека и основных свобод, контролю за их обеспечением в иностранных государствах.

В 2004 г. основала Фонд исторической перспективы, некоммерческую общественную организацию, которая занимается аналитикой в области мировой политики и международных отношений, привлекает экспертов для разработки и осуществления информационных, исследовательских и просветительских проектов, призванных способствовать консолидации и нравственному очищению общества, полноценной модернизации России с учетом особенностей национального пути, продвижению российских интересов в мире.

В 2008 г. возглавила Европейский институт демократии и сотрудничества, некоммерческую европейскую организацию, созданную в целях объединения усилий экспертных сообществ в России и зарубежных странах, вовлеченных в сферу изучения гражданского общества, его институтов; содействия развитию интенсивного диалога между российскими и зарубежными исследователями, общественными и политическими деятелями по широкому кругу вопросов демократии, прав человека, международных отношений.

Научные труды, публикации:

Россия и русские в мировой истории. М.: Международные отношения, 2005. — 536 стр.

За что и с кем мы воевали. М.: Минувшее, 2005. — 80 стр.

Русский мир. М.: Алетейя, 2007. — 320 стр.

Великие войны XX столетия. М.: Айрис-Пресс, 2007. — 248 стр.

Серии книг «Актуальная история». М.: Вече, 2010-2014 гг.

Русский код развития. (Серия «Служить России») — М.: Книжный мир, 2013. — 352 стр.

Сосредоточение России. Битва за русский мир. — М.: Книжный мир, 2015. — 320 стр.

Награды:

Церковные:

  • 2008 г. — орден св. равноап. кн. Ольги III ст.

Web-сайт:

Наталья Нарочницкая: ученый, политик и мать

Мы ругаем политику, говорим: политика — это грязное дело. А я считаю, что люди портят политику, ведь политика — это такая же сфера деятельности,
как и любая другая…
Н.А. Нарочницкая

Наталия НАРОЧНИЦКАЯ — православный политик, доктор исторических наук, депутат Госдумы РФ (4-го созыва), дочь академика, историка-энциклопедиста Алексея Леонтьевича Нарочницкого.
— Наталия Алексеевна, каково Ваше понимание материнской любви?
— Именно в семье ребенок получает первый опыт всего, с чем он сталкивается потом в жизни, с другими людьми. Но, в отличие от житейского опыта взрослого человека, малыш приобретает это знание в храме любви, потому что семья — прежде всего, любовь. Материнская любовь к детям (говорю, как женщина, имеющая сына) — это, безусловно, одно из земных отражений любви Бога к человеку. «Во мне Себя изображаешь,// Как солнце в малой капле вод», — вспоминаются слова поэта Державина. Любовь матери к ребенку проявляется и в том, что она учит, требует и наказывает, но всегда верит, всегда прощает. Мать, которая действительно соответствует этому высокому предназначению, никогда не отречется от своего дитя, что бы оно ни совершило. Страдая, плача и молясь за него, она верит, что ее ребенок может исправиться. И потому в свой трудный час жизни любой человек именно к матери идет за утешением.

Я помню, как мой малыш за первые свои три года жизни привык, что я ему, маленькому, целовала то место, которое он ушибал. И как-то раз я своего трехлетнего сынишку нашлепала. После этого он ко мне подошел и жалобно протянул: «Целю-у-уй, где уда-а-арила!». Такая комическая ситуация. Видно, вот так выразилось его желание помириться со мной.
Хотелось бы поделиться своим впечатлением от переживания материнского чувства любви. Невозможно передать словами, насколько я счастлива как женщина, у которой есть сын!.. Я была достаточно способной девушкой, школу окончила с золотой медалью. Поступила в институт, вышла замуж… Буду откровенна: в какой-то момент меня посетила мысль: «Как это — сразу детей?» Но, Боже мой, как я была счастлива, когда появился малыш!
Однажды мама отпустила нас с мужем к друзьям на день рождения, а сама осталась с пятимесячным ребенком. Отчетливо помню эту поездку и то, как нам всем было хорошо и весело. Тем не менее, всё время меня не покидала мысль: «А ведь я скоро увижу сынишку!». И когда мы ехали из гостей домой, я постоянно представляла: как войду в свою квартиру и тотчас подбегу к его кроватке и, наконец-то, увижу этот розовый комочек с сосочкой во рту. И вот я прибежала и, что вы думаете, тут же забыла о прошедшем празднике: какой там вечер с друзьями, когда у меня дома такое чудо растет!.. Поверьте, я говорю об этом вполне искренне.
— Вот если бы такой светлый образ семьи пропагандировали средства массовой информации…
— К сожалению, сейчас с экранов телевизоров исходит информация, которая заставляет зрителей оценивать семейную жизнь как обузу и, прежде всего, несвободу. А ведь это НЕПРАВДА! Это, во-первых. А во-вторых, семейные, родительские обязанности воистину возвышают человека. Не испытав радостей материнства, я никогда бы не смогла чувствовать себя полноценной женщиной. Рада, что Господь мне послал такое счастье. Конечно, душевные радости, сопутствующие рождению ребенка, сочетаются с известными трудностями: с недосыпанием, со стиркой пеленок и с болезнями. Но всё это — вполне естественное проявление нашей жизни, которое телевидением преподносится, мягко говоря, в непривлекательном виде. С экранов телевизоров непрестанно звучит призыв: «Бери от жизни всё!». Но разве то, о чем мы сейчас говорим, не есть настоящее, подлинное ВСЁ?..
Кстати, большевики, особенно, первые, самые пламенные, которые собирались «до основания… а затем», — в первую очередь, были настроены на разрушение семьи. Мой папа, живший в годы революции, рассказывал, как в то время молодые люди ходили, неприлично обнявшись и с транспарантами: «Парни и девки, любитесь, сколько угодно! Долой капиталистическую власть родителей!» Это он запомнил на всю жизнь. Кроме того, существовала доктрина, призывающая сломать извечные, исконные понятия о целомудрии. И всё это, действительно, ломалось, а взамен проповедовалось иное. После революции классическая русская литература была запрещена. Александра Невского называли классовым врагом, потому что он — князь; Пушкина — камер-юнкером; Толстого — помещиком, юродствующим во Христе; Чехова — нытиком… Лишь в 30-е годы, слава Богу, открыли «шлюз»: снова стали издавать классиков. Как написал эмигрантский русский философ Георгий Федотов: «Россия спасена. Несколько страниц Пушкина перевесят тонны газеты «Правда»»… Думаю, что в советское время именно это сохранило нас. Ведь в основе русской классической литературы лежат евангельские заповеди. С одной стороны, мы знаем, что можем сами выбрать свой путь, с другой — потом будет Высший Суд. Эта дилемма присутствует во всей русской классике и в сказках…
Когда гитлеровцы на оккупированных территориях сгоняли русских девушек в возрасте от 16 до 25 лет, они все проходили медицинское освидетельствование на предмет болезней и т.д. Немецкие медики были удивлены тем, что в этой возрастной группе среди незамужних женщин оказалось более 75% девиц. И врачи сказали, что с такой нацией очень трудно будет бороться. Потому что целомудрие, в изначальном смысле этого слова, способно закрепляться в индивидуальном и общественном сознании в качестве морального принципа. Наличие этого принципа обеспечивает духовную стойкость людей, их способность к бескорыстной, героической защите жизней ближних и отстаиванию своего Отечества.
— Говоря о полноценной семье, на что бы Вы хотели обратить внимание, в первую очередь?
— Святые Отцы не случайно называют семью малой церковью. Понятия о чести, достоинстве, заповеди: «не убий», «не воруй», «не обманывай» и другие — это всё закладывается в ребенка только в семье. Например, меня с детства приучили, что врать — очень плохо. Могу сказать, что, благодаря родителям, принцип «жить по правде» стал неотъемлемой частью моей души… Помнится, отцу постоянно звонили. И вот однажды он, уже усталый, после очередного звонка телефона говорит мне: «Скажи, что меня нет дома». Услышав такое, я заревела: «Мама, я должна сказать, что его нет дома. Это же нечестно!»… Прошло уже много лет, но и сейчас у меня перед глазами эта картина.
Почему-то я хорошо помню свое детство, наверное, это — признак счастливой семьи. Наш дом был храмом любви, а родители — непререкаемыми авторитетами. Если ты знаешь, что твое детство было сказочно счастливым, то у тебя не может быть сомнений, что твой папа — самый умный, великий, а мама — самая красивая, честная, добрая… К слову сказать, мой папа считал, что женщина должна быть и матерью, и женой, и рукодельницей, и хозяйкой, умеющей накрыть стол. Вот и я обожаю дом-полную чашу. К сожалению, мне сейчас, в силу моей занятости, все труднее этому соответствовать. А я люблю печь пироги, пасхальные куличи (по старинным семейным рецептам, которые могут храниться до Троицы и не черстветь), консервировать овощи, варить варенье! Сама вставляю «молнии» в брюках, шью, укорачиваю, подшиваю шторы и прочее-прочее.
Думаю, вряд ли кто-то будет возражать против того, что характер любого человека формируется в семье. Именно там закладывается школа гражданственности, одновременно воспитываются чувство долга и ответственности, способность требовать и, вместе с тем, прощать, забывая всё плохое ради лучшего в настоящем и будущем. Помните, как в сказке о царе Салтане: «Тут во всем они признались,// Повинились, разрыдались;// Царь для радости такой// Отпустил всех трех домой». Такое милосердие — отличительная черта русского характера: когда нам хорошо, мы готовы простить: «Кто старое помянет, тому глаз вон».
— Да, русские народные сказки имеют огромное воспитательное значение, они учат доброте…
— Конечно. Именно в русской культуре — такие сказки. Раньше дети (и я в том числе) воспитывались на них, а сейчас — одни «Черепашки ниндзя»…
Неслучайно, как я уже говорила, после революции (в 20-х годах) в нашей стране русский фольклор и сказки были запрещены. Ведь народные сказки — своего рода учебник русской культуры! В этом смысле, может быть, не обязательно изучать философские трактаты о проблемах различия России и Европы. Достаточно лишь прочувствовать тот дух, который заложен в сказках. К примеру, в западных сказках злую мачеху сажают в бочку, утыканную гвоздями, которую привязывают к хвосту лошади. Все немецкие сказки заканчиваются подобным образом. В итоге, добро торжествует, но не по-евангельски как-то… Читаешь русские сказки: «А злых братьев Иван велел прогнать из царства вон». Редко-редко, когда в наших сказках встретишь совершение мести… Вроде бы одни мы люди-человеки, да и немцы — тоже христиане. Однако у нас есть какие-то неуловимые отличия в восприятии добра и зла, которые делают русских такими, а иностранцев — немного другими.
К сожалению, наших хороших сказок на экранах телевизоров практически нет. А ведь русское народное творчество позволяет проникнуть в свою историю, в былинные времена. Я с детства помню художественный фильм про Илью Муромца… Детские впечатления сохраняются потом на всю жизнь. Из этой кинокартины я узнала, что был такой богатырь, который вместе со своим народом отражал татаро-монгольское нашествие на Русь. Если бы вы знали, как заботятся о патриотическом воспитании за границей. Например, американские школьные учебники все пронизаны любовью к своей стране и гордостью за нее. Красной нитью в учебниках проходит: великое счастье — быть американцем, Америка — благословенная страна и т.д. Такой патриотизм делает их как нацию сильнее. У нас же в деле патриотического воспитания молодого поколения существуют серьезные проблемы. Чтобы сделать это воспитание наиболее эффективным, необходимо ввести в школу преподавание Основ православной культуры…
А что касается полноценной семьи — то за нее обязательно нужно бороться, только без слащавого морализаторства, которое сразу распознается, особенно молодыми. Люди моментально чувствуют, что здесь фальшь, а что — правда. Семейные ценности необходимо пропагандировать, подавая их в привлекательном виде, в том числе и в рекламе. Я в рекламе не специалист, но хотелось бы поделиться своими мыслями. Помните, была телереклама пива, и там, в этом ролике, мужики постоянно скрываются от своих нудных жен и тещ… А ведь можно показать другой сюжет: парня мужики зовут выпить, а он уходит от них домой. Дверь ему открывает красавица — молодая, современная жена. Слышится топот детских ножек и радостные голоса: «Папочка пришел!», — дети облепляют папу со всех сторон. Они виснут на нем, целуют, обнимают его. И молодой мужчина — счастлив… Всё это можно снять красиво и привлекательно. Библейская роль мужчины — быть основателем рода и добытчиком. Он должен сознавать, что на нем лежит ответственность не только за себя, но и за других. Вон их сколько: мал мала меньше и все на меня похожи… Нужно целенаправленное желание именно таким образом обращать внимание людей на семейные ценности. Здесь я не говорю о материальной стороне дела — это отдельный вопрос. К примеру, в сказках Иванушка говорил: «Двум смертям не бывать, а одной не миновать», — если перед ним вставала нравственная дилемма: либо обладать богатством, либо поступить, как долг велит. И он выбирал именно второе, связанное со смертельным риском… Впрочем, мы никогда не были ханжами по отношению к богатству. Иванушку-дурачка награждала судьба, в том числе и полцарством. И он никогда не отказывался от этого, что, несомненно, правильно. Но он награждался за бескорыстие, за то, что всё делал не ради богатства. В этом образе олицетворялась народная мечта о справедливости, призывающая не ставить во главу угла достижение материального благополучия.

В семье, особенно если это домашняя церковь, человек получает первые уроки истинной гражданственности, вырабатывает способность к самообузданию своих страстей, обретает чувство долга, а также моральную строгость, ответственность и милосердие. А именно любовь, вкупе с братством, милосердием и требовательностью превращает потом семью в нацию. Не зря митрополит Филарет Московский говорил о том, что государство, нация — это «разросшееся семейство».
— Каким Вы, женщина-политик и патриот, видите будущее нашей страны?
— Прежде всего, хочу заметить, что роли женщины в российской политике я не склонна отводить особое внимание: считаю, что крепкому, сформировавшемуся политику, независимо от его пола, свой авторитет вновь и вновь утверждать не обязательно — он и так очевиден для всех. Со стороны товарищей по партии я всегда чувствовала поддержку, уважение и, одновременно, их желание активнее использовать мои знания и опыт. И это нормально, ведь я профессиональный международник, владею несколькими языками. Поэтому на меня возлагаются надежды, связанные с публичными выступлениями. Здесь, думаю, мой пол не имеет особого значения.
Сегодня, кстати, наступил период, способствующий выходу женщины на первый план: когда в обществе нравственный упадок, именно женщина, в силу природы и Богом данного ей инстинкта материнства, способна удержать общество от морального разложения. К тому же, наша, русская, женщина закалена трудностями. Она привыкла брать всё на себя. Известно, что женщины меньше совершают преступлений, более честны в бизнесе, в отношениях с подчиненными… Поэтому я, хотя и не сторонница специального продвижения женщин в структуры власти и предоставления каких-то специальных квот для них, но я за то, чтобы наравне с мужчинами двери для них везде были открыты. С другой стороны, государство, по моему мнению, должно разрабатывать программы и стратегии, чтобы помочь женщине сохранить роль матери, супруги, хранительницы очага.
Теперь о том, что касается будущего нашей страны. Думаю, у русского народа, прежде всего, должно восстановиться внутреннее чувство самодостаточности, желание продолжать быть именно русским народом. Для чего, в конце концов, нужны ему выходы к морю, безопасность и внешняя политика? Не для движения же к идеальному универсальному обществу, а для того, чтобы обеспечить возможность продолжения национальной жизни из поколения в поколение, то есть сохранить свой народ как явление мировой истории и культуры.
Человек и нация не могут жить только хлебом единым. Рынок или плановая экономика — это просто инструмент, в конце концов. Поэтому так важно уже с детского сада приучать к тому, что честь, долг, ответственность, вера, Отечество, любовь — это главные ценности, а все остальное — лишь механизмы.
Вот почему наши люди творческих профессий и ученые, несмотря на нищету и задавленность, в большинстве своем не пошли торговать майками и «сникерсами», тем самым сохранив отечественную науку и образование. И еще. Сейчас выжить нации поможет лишь идея национальной солидарности и осознанное общенациональное сверхусилие, но не идеология революций и противостояний богатых и бедных.
— В данном смысле, наверное, самая лучшая «национальная идея» — это спасительная вера Православная…
— Конечно. В отношении социальных вопросов, я поддерживаю позицию Русской Православной Церкви, считающую, что государство должно обеспечить распределение средств в пользу неимущих и тех, кто не способен трудиться. Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл называет такую позицию «духовным измерением экономики». Вместе с единомышленниками из «Родины», а затем из «Справедливой России» мы такие законопроекты разработали. Их смысл прост и понятен каждому: достойные пенсии, достойное социальное обеспечение, качественные медицинские услуги, строительство социального жилья, справедливое налогообложение, доступное и качественное образование.
Только, помимо определенного набора знаний, гражданину необходимо воспитание, призванное привить ему определенную систему ценностей. Без этого человек со знаниями, но без внутренней этики, будет идти напролом, добиваясь успеха, но при этом не задумываясь о чести и порядочности. Последствия такой «успешности», как правило, ведут к деградации личности. Отсюда и коррупция, порок, обман, презрение обогатившихся к бедным, а в итоге — отсутствие интереса «успешных» к судьбе страны и собственного народа.
Нам необходимо выращивать подлинную элиту, создавать подлинную культуру, повышать образованность, профессионализм, но в рамках истинно русского мировоззрения.
Россия сегодня, безусловно, нуждается в модернизации. Но для России вестернизация в той форме, в которой она нам навязывается — это полное разрушение ее смыслообразующего ядра. Ведь Россия — страна православная. Я связываю будущее России с восстановлением Веры. Религиозный человек не может презрительно говорить о государстве и власти даже тогда, когда он в них разочарован. Для него государство — это общество семейного типа, а не итог договора, между прочим, чужих друг для друга людей.
— Тем не менее, в настоящее время встречаются религиозные люди, которые могут презрительно говорить о государстве и власти…
— Я не склонна, как некоторые, к апокалипсическим оценкам, потому что слишком это большая величина — Россия и русский народ. Придет день, он восстанет из тлена и заявит о себе во весь голос. Но я и против идей, проповедуемых радикальными экзальтированными группками «националистов», они не выражают ни одной из преемственных целей и ценностей русского национального бытия. Они знают только, против кого выступать, а за что — не знают. Своим поведением они дискредитировали понятие «имперство». Я же считаю, что Россия может быть только империей, и это не блестящая мишура на национальном платье, а залог целостности. Высокая идея нужна, потому что мы многонациональны и окружены иными цивилизациями, а не просто государствами, а также потому, что живем на огромной территории с тяжелейшими природными условиями, недооцененными ни большевиками, ни нынешними идеологами.
Будущее в нашей стране за теми, кто оставит заблуждения прошлого, но не будет глумиться над памятью жизни отцов, совершая грех библейского Хама. Будущее за теми, кто, безусловно, утвердит свободу, ибо это вовсе не либеральная, а глубоко христианская категория. Будущее за теми, кто не побоится во всеуслышание сказать, что русский народ, православный по культуре и по вере, есть основатель и стержень российской государственности.
Самоизоляция губительна для страны, это показала история. Но губительно для России и её искусственное обезличивание в «толпе» других стран. Я убеждена, что в российской политике будущее за консервативными, национально-охранительными силами, устремлёнными в будущее, но на преемственном историческом фундаменте. Ведь даже по данным Независимого Института социальных и национальных проблем, либеральные «свободы» остались у нас вне списка общенациональных ценностей: ими гордятся около 7% самых молодых граждан и всего 2-3% людей старшего возраста. В глазах наших воинствующих либералов-западников, подобные факты выглядят как «провал модернизации» и возвращение к «архаике». Но именно эти результаты позволяют надеяться на оздоровление страны тем, кому нужны не великие потрясения, а великая Россия со здоровой экономикой и здоровым обществом, с нацией — творцом собственной истории. Нас разделяют символы прошлого и навязанные современные мифы, а должны объединить нас задачи будущего!
— Вспоминаются слова преподобного Сергия Радонежского: «Единением и любовью спасемся»…
— Конечно… Перед нами, как я уже сказала, стоит общегосударственная задача воспитания новой бизнес-элиты, обладающей достаточным общеобразовательным уровнем, знанием истории, экономики, международной политики и международных отношений. Русские люди очень способны, они научились в кратчайшие сроки быть дилерами, менеджерами, и т.д., но общий образовательный уровень бизнесменов у нас страдает недостаточностью. Во всем мире сейчас, кстати, наблюдается настоящий бум последипломного образования. Эти программы призваны помогать специалистам разобраться в быстро возникающих новых реалиях, переосмыслить уже известные теоретические представления в новых смысловых контекстах, теоретические знания дополнить прикладными. Это все очень нужно. Но нам нужна бизнес-элита, которая отождествила бы свои бизнес-интересы с интересами страны и ставила перед правительством такие же задачи, как это имеет место на Западе. Например, в США правительство готово даже воевать за интересы своих бизнес-сообществ.
Девиз дореволюционной деловой русской элиты был: «Прибыль дороже всего, но честь дороже прибыли». Слово русского купца не нуждалось даже в подписи, потому что человек, нарушивший слово, становился изгоем… Без установления этических норм сначала в общественной жизни и, как следствие, в бизнесе, нам не обойтись.
Сегодня на Россию оказывается сильное внешнее давление — геополитическое, духовное, от нас требуют отречься от собственного мировоззрения и многих других элементов исторического наследия. Россию оттесняют на северо-восток Евразии, где рыночная экономика неконкурентоспособна в силу климатических условий, в силу удаленности населенных пунктов друг от друга, длительности отопительного сезона и т.д. Чтобы противопоставить этому некий исторический проект по выживанию, нужно сеять семена солидарности и ощущать себя единой нацией. Элита, исходя даже из сугубо прагматических соображений, обязана признать, что будущее в сфере экономики зависит от роста благосостояния, покоя всего народа, его удовлетворенности жизнью без социальных страхов, она обязана соединить свои интересы с интересами страны.

…В общем, и плохое, и хорошее всегда вместе ходят по Земле, борьба добра и зла — извечна, а поле брани — людские души и сердца. Только от нас самих зависит, что возобладает в этой битве.
— Уважаемая Наталия Алексеевна, благодарю Вас за глубокую беседу. Позвольте пожелать Вам помощи Божией в трудах на благо нашего Отечества. Спаси Вас Господи!
Беседовал Андрей Сигутин
Впервые опубликовано в журнале «Славянка»

Биография

Н.А.Нарочницкая – известный ученый, общественно-политический деятель, православный идеолог, дочь и продолжатель дела отца — академика Алексея Леонтьевича Нарочницкого, одного из последних русских историков-энциклопедистов, автора фундаментальных трудов по международным отношениям прошлого, научного руководителя издания дипломатических документов внешней политики России XIX века, истории народов Северного Кавказа, учебников по истории дипломатии.
Н.А.Нарочницкая — доктор исторических наук, окончила с отличием МГИМО, специалист по США, Германии и общим проблемам и тенденциям международных отношений, владеет английским, немецким, французским и испанским языками. В 1982-1989 гг. работала в Секретариате ООН в Нью-Йорке.

Н.А.Нарочницкая внесла весомый вклад в создание и деятельность значимых научных и общественно-политических движений, оказывающих существенное влияние на общественную жизнь, — Всемирного Русского Собора, Императорского Православного Палестинского общества, Фонда Единства православных народов, Фонда «Русский мир» и многих других.
Особую популярность и известность принесли ей книги по Второй Мировой войне: «За что и с кем мы воевали», «Партитура Второй мировой», «Великие войны ХХ века». Её работы переведены на французский, чешский, словенский, английский и сербский языки, издаются как в России, так и за рубежом. Она – яркий оратор, признанный эксперт федеральных телеканалов, автор фундаментальных разработок по внешней политике России, проблемам становления отечественного национально-государственного сознания, главный её труд — «Россия и русские в мировой истории», выдержавший несколько переизданий.

Н.А. Нарочницкая, опытный полемист по международным и философским вопросам, пишущая и свободно дискутирующая на английском и немецком языках, с успехом выступает и публикуется за рубежом, в частности, в западноевропейских национально-консервативных кругах, которые обеспокоены утратой Европы роли самостоятельного субъекта мировой истории и культуры и диктатом США и НАТО (Испания, V конгресс «Cultura Europea» 1998; Австрия, Ин-т Восточной и Юго-Восточной Европы, янв. 2000г.; журнал «Eurobalkan», Афины). Наталия Нарочницкая имеет научные и общественные связи с западноевропейскими учеными и научными центрами (Германия, Великобритания, Франция, Италия, Греция), выступающими за сохранение государствами суверенитета, против глобализации и диктата наднациональных идеологических, финансовых и военных механизмов, осознающими роль сильной России как единственного препятствия на пути сил, стремящихся к мировому господству. Большим авторитетом и известностью она пользуется в Югославии, где она отмечена наградой за ее деятельность. В Белграде подготовлена к публикации ее книга «Православие, Россия и русские на пороге третьего тысячелетия

В 2003 году, Наталия Алексеевна была избрана депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации четвертого созыва. Она являлась Заместителем председателя Комитета Государственной Думы по международным делам, возглавляла Комиссию по правам человека в иностранных государствах, была заместителем главы делегации Федерального Собрания РФ в ПАСЕ. В качестве заместителя главы делегации Государственной Думы в Парламентской Ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) (2004-2007гг.) Н.А.Нарочницкая внесла значительный вклад в усилия российской делегации по «выводу» ПАСЕ на конструктивную дискуссию с Россией по актуальным европейским и глобальным проблемам.

В 2008 году Н.А.Нарочницкая возглавила Европейский институт демократии и сотрудничества (Париж).

С 2007 года Н.А.Нарочницкая – создатель и президент некоммерческой организации «Фонд изучения исторической перспективы». Фонд исторической перспективы — некоммерческая общественная организация. ФИП занимается аналитикой в области мировой политики и международных отношений, привлекает экспертов для разработки и осуществления информационных, исследовательских и просветительских проектов, призванных способствовать консолидации и нравственному очищению общества, полноценной модернизации России с учетом особенностей национального пути, продвижению российских интересов в мире. Фонд ведет постоянную научную и общественно-просветительскую деятельность в области противодействия попыткам фальсификации истории и пересмотра итогов Второй мировой войны.

Одним из основных направлений в работе Фонда является просветительская деятельность, защита и отстаивание исторической правды в оценке центральных событий отечественной и мировой истории. В 2005 году к 60-летию Победы вышла в свет книга Н.А.Нарочницкой «За что и с кем мы воевали», в 2007-2009 гг. вышли в свет просветительские научно-популярные издания — «Великие войны ХХ века» (переведены на словенский и французский языки), «Партитура Второй мировой» (переведена на словенский и чешский языки), «Ялта 45. Начертание нового мира» и др.

С 2009 года Н.А.Нарочницкая — член Комиссии при Президенте Российской Федерации по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России.

Деятельность Н.А.Нарочницкой отмечена высокими наградами Православной Церкви: Орденом Св.Равноапостольной Ольги 3-й степени Русской Православной Церкви, Орденом Св. Великомученицы Варвары Украинской Православной Церкви Московского Патриархата.

Н.А.Нарочницкая ведет большую просветительскую деятельность по программам Русской православной Церкви, с 2009 года является членом Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви, принимает активное участие в деятельности Комиссии по вопросам взаимодействия Церкви, государства и общества Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви.

5 октября 2011 года согласно приказу №1049 Министра внутренних дел Российской Федерации, Н.А.Нарочницкая вошла в состав Общественного совета при МВД России.

Интернет ресурсы Фонда исторической перспективы, Института демократии и сотрудничества и Н.А.Нарочницкой:

Главная страница сайта


  • «Мнение»: Россия и Запад: исторические уроки

    Опубликовано: 24 июня 2014

    Какие исторические параллели и уроки можно увидеть в сегодняшних событиях вокруг отношений России и Запада, России и Украины? Гость программы «Мнение» — Наталья Нарочницкая, руководитель Европейского института демократии и развития.

    Видеоархив. Популярное


  • Русское гражданское движение: Русский народ переживает нелегкие времена (Видео+полный текст пресс-конференции)

    Опубликовано: 20 октября 2011

    18 октября в пресс-центре РИА Новости прошла презентация новой общественной организации – «Русского гражданского движения». В пресс-конференции приняли участие: Владимир Викторович Тимаков – руководитель тульской общественной организации «За отечественный рубеж». Сергей Александрович Михеев – директор Центра политической конъюнктуры. Наталия Алексеевна Нарочницкая – президент Фонда исторической перспективы, руководитель института демократии и сотрудничества в Париже. Леонид Петрович Решетников – директор российского

    Популярное. Русское гражданское движение


  • Вдруг ощущаешь, что с Богом все под силу!

    Опубликовано: 9 сентября 2011

    Заметки о книге архимандрита Тихона (Шевкунова) «»Несвятые святые» и другие рассказы».

    Интервью. Популярное


  • Н.А.Нарочницкая приняла участие в конференции » Кризис европейской модели мультикультурализма и опыт России»

    Опубликовано: 14 апреля 2011

    5 апреля 2011 года в конференц-зале Института Демократии и Сотрудничества состоялась конференция на тему » Кризис европейской модели мультикультурализма и опыт России».

    Новости. Популярное

Дебаты Наталии Нарочницкой и Джона Локленда с министром иностранных дел Украины в Амстердаме

2 апреля 2016 года , в преддверье голландского консультативного референдума, об утверждении Соглашения об ассоциации Украины и Европейского союза, президент Института демократии и сотрудничества Наталия Нарочницкая и директор исследовательских программ ИДС Джон Локленд приняли участие в дебатах с министром иностранных дел Украины Павлом Климкиным, а также другими участниками, в рамках симпозиума «Битва за Европу», проходившего в театре DeLaMar в центре Амстердама.

16 апреля 2016

Новости

Учреждено «Российское общество «Знание»

В рамках исполнения Указа Президента Российской Федерации от 11 декабря 2015 г. № 617 «О создании Общероссийской общественно-государственной просветительской организации «Российское общество «Знание» 29 марта 2016 года состоялось учредительное собрание

4 апреля 2016

Новости

Наталия Нарочницкая: «Европе угрожает вовсе не российское великодержавие»

Наталия Нарочницкая: «Европе угрожает вовсе не российское великодержавие»
В МГИМО состоялась международная конференция «К 70-летию Фултонской речи У. Черчилля. Инерция холодной войны и современная международная ситуация».

1 апреля 2016

Новости

Об угрозе глобальной дехристианизации человечества

Консервативный клуб 23.03.2016 г Ведущий — Борис Костенко. Тема: «Патриарх Кирилл об угрозе глобальной дехристианизации человечества». Гость — Наталья Нарочницкая, президент Европейского института демократии и сотрудничества

28 марта 2016

Видеоархив. Новости

Наталия Нарочницкая на конференции к 70-летию Фултонской речи Черчилля

Известные политики, ученые и эксперты из разных стран мира принимают участие в международной конференции «К 70-летию Фултонской речи Уинстона Черчилля. Инерция холодной войны и современная международная ситуация», открывшейся в среду в университете МГИМО МИД России.

18 марта 2016

Видеоархив. Новости

«ЧАЙ С ЗАХАРОМ»: «ПРОБЛЕМА ЭЛИТЫ В РОССИИ СУЩЕСТВОВАЛА ВСЕГДА»

В гостях у Захара Прилепина — известный ученый, общественно-политический деятель, православный идеолог, доктор исторических наук, директор Фонда исторической перспективы, президент Европейского института демократии и сотрудничества (Париж, Франция), постоянный член Изборского клуба Наталья Нарочницкая. За чашкой чая гостья и ведущий рассуждают о Европе и ее сложных отношениях с Россией.

18 марта 2016

Видеоархив. Новости

ТРАГЕДИЯ СЕРБСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ: ИЗ ИСТОРИИ В ДЕНЬ СЕГОДНЯШНИЙ. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ БАЛКАН

Тема «Старой Сербии» (земли Косово и Метохии, Рашка и Скопско-Тетовский регион) – одна из сложнейших в историографии Балкан и вызывает острые политические дискуссии. Сегодня название «Старая Сербия» – родина первой династии Неманичей и святого Саввы, колыбель сербской государственности – изъято из политического лексикона.

14 марта 2016

Видеоархив. Новости

Известный политолог Наталия Нарочницкая: почему французы стыдятся истории с «Мистралем»

Первостепенная задача России – выстоять. Если мы начали отстаивать свое место под солнцем как великая держава, если мы обозначили красные линии, дальше которых мы отступать не можем, то продолжение этой политики сейчас для нас важней, чем одобрение даже такой великой державы, как Соединенные Штаты.
Когда страна осмелилась себя вести так, как Россия, она должна какое-то время доказывать, что она способна выдержать давление, что она не отступит. После этого мир неизбежно смирится с этим фактом и отношения переходят на новый этап, новый уровень.

14 марта 2016

Новости

«Встреча тысячелетия»: Какова будет реакция либералов? — Наталия Нарочницкая

Наталия Нарочницкая о встече Патриарха всея Руси Кирилла и Папы Римского Франциска. Царьград ТВ

10 марта 2016

Видеоархив

Наталия Нарочницкая. Лекция: «Европа: на пороге неотвратимых перемен»

Ценностный нигилизм и есть конец историии. Для Европы заканчивается эпоха культуры как порождения духа. Остается технократическая цивилизация. Сегодня технократия бессильна перед мигрантами не потому, что тех много и они иные, а потому, что у нее самой нет святынь.

Наталья Нарочницкая: «Россия защищает традиционные христианские ценности»|Natalia Narochnitskaya : «Russia protects traditional Christian values»

Заявленная тема и список приглашенных экспертов вызвали явный интерес со стороны швейцарской прессы: светлый зал Швейцарского клуба прессы, что находится в Женеве неподалеку от Дворца Наций, был полон. Аудитория надеялась получить ответы на многие вопросы, касающиеся понимания роли России в Европе и мире.
Трем экспертам было предложено ответить на один вопрос: «Какое место занимает Россия в мировой геополитике?» Забегая вперед, скажем, что столь общая постановка проблемы потребовала развернутого ответа от каждого из участников, а потому времени на дискуссию с залом почти не осталось.
Первой свой взгляд представила историк, старший научный сотрудник РАН и политический деятель Наталья Нарочницкая. Ее имя хорошо известно в профессиональных кругах. Напомним только, что в прошлом она была депутатом Государственной думы (2003-2007), а затем входила в состав Комиссии по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России (2009-2012). Сейчас Наталья Нарочницкая является Председателем парижского отделения Института демократии и сотрудничества.
Свое выступление она начала с короткого экскурса в историю идеологического противостояния СССР и США, а уже затем перешла к современным реалиям. «В биполярном мире соперники считали друг друга воплощением зла. Однако после распада СССР новая Россия отказалась от этой идеологии и перестала претендовать на универсальность собственных взглядов. А вот США продолжают навязывать миру свою систему ценностей и взглядов, развязывая вооруженные конфликты под прикрытием демократических лозунгов», — заявила Наталья Нарочницкая. «К сожалению, в Европе, подверженной влиянию стереотипов, не всегда видят, что Россия открыта для эффективного сотрудничества», — добавила она.
Эту мысль позже подхватила Екатерина Нарочницкая, заведующая отделом стран Западной Европы и Америки Института научной информации по общественным наукам РАН. «Сегодня мы наблюдаем интересный парадокс: с одной стороны, Россия и Европа идут навстречу, с другой – очевидно внутреннее сопротивление. В Европе не только СМИ, но и политики критикуют режим в России, основывая свои выводы на стереотипических взглядах. А ведь у России и Европы общие цивилизационные корни», — уточнила она.
Наталья Нарочницкая свела основные направления внешней политики России к трем пунктам. Во-первых, «современная Европа невозможна без России». Во-вторых, «Россия не хочет конфронтации с США и готова развивать партнерские отношения». В-третьих, «Россия будет защищать традиционные христианские ценности».
Безусловно, последний пункт самый спорный, потому мы попросили уточнить, о каких именно ценностях идет речь, и являются ли они альтернативой этическим или идеологическим нормам, существующим сегодня на Западе. «Демократия не тождественна либертарианской философии. Демократия – это механизм обеспечения сосуществования в одном обществе совершенно разных культур, позиций и мировоззрений. Версия либерализма, действующая в Европе, приобретает тоталитарные привычки, заимствованные у своего недавнего оппонента – коммунизма, потому что она позволяет усомниться в существовании Бога, но если ты задашься вопросом, являются ли грехом некоторые явления нашей жизни, то на тебя сразу повесят ярлык недемократа», — рассказала Наталья Нарочницкая Нашей Газете.ch.
«Единственно возможная интерпретация – сугубо атеистическая и либертарианская. И это один из тупиковых путей развития европейских демократических институтов. А куда деваться тем, кто придерживается христианских взглядов? Я никогда не думала, что мне придется защищать свободу слова и мнений в Европе. Надо сохранять возможность сосуществования разных воззрений», — продолжила она.
В рамках предлагаемого подхода особая роль должна отводиться России. Но может ли она предложить альтернативу? «Вопреки тому, что пишут, все вот эти меньшинства у нас живут спокойно. Их никто не угнетает и не ущемляет в правах: у них есть свои клубы, сайты, журналы. При этом большинство считает, что не надо их союзы приравнивать к семье. Такая же ситуация во многих странах. Я считаю, подлинный плюрализм мнений должен обеспечиваться демократией», — уверена она.
Главным оппонентом сестер Нарочницких выступил швейцарский публицист Эрик Хесли. Он полагает, что Россия проводит в отношении Европе крайне прагматичную политику. «Запад совсем нельзя назвать последовательным в своей внешней политике. Основные европейские институты потеряли эффективность. Россия же после распада СССР стала одним из локальных участников политического процесса без претензий на всеохватность своей идеологии. При этом Россия остается сильно бюрократизированным государством, в котором пока не ведутся открытые дискуссии о векторах внешней политики», — заявил он.
Еще раз напомним, что хотя встреча и продолжалась два часа, участники успели только высказать свои позиции по основному вопросу, но вы всегда можете включиться в заочную дискуссию, оставив свои комментарии к высказанным идеям.