Народный целитель

Во времена перестройки россияне столкнулись с таким понятием как «народная медицина». В каждом городе появлялись люди, называющие себя народными целителями и обещающие за небольшую плату избавить от самых страшных недугов. В те годы россияне буквально помешались на целительстве, «заряжали» святую воду возле телевизоров и ходили на сеансы гипноза. Теперь времена изменились, и мало кого удивишь такими сеансами, зато повсеместно начали открываться медицинские центры, где предлагают нетрадиционные методы лечения.

К народным целителям люди стали обращаться реже, но оправдан ли поход в дорогую частную клинику? Может быть, бабушка из глухой сибирской деревни сможет помочь тяжело больному человеку почти за бесплатно, а в дорогой клинике, наоборот, лечение не пойдет на пользу? Кто такие народные целители, и кому из них можно верить? Во-первых, настоящие целители никогда не будут требовать от пациента деньги вперед и жить в роскошной квартире в центре мегаполиса. Как правило, знахари живут в деревнях и не дают в Интернете и газетах объявления о своей практике. О них люди узнают через своих родственников и знакомых, которые уже однажды воспользовались услугами.

Что касается оплаты, то настоящий целитель никогда не потребует от больного определенной суммы денег. Как правило, эти люди лечат бесплатно, но в конце лечения могут принять от пациента какой-либо подарок, однако даже презенты считаются «запрещенными» для лекарей. Целители уверены, что в случае платного лечения они могут лишиться своих знаний. Сейчас многие городские «целители» не брезгуют деньгами и подарками, но из рук их не берут, предпочитая договариваться с пациентами, чтобы те оставляли подарки на столе. В частных клиниках все еще проще: уже в регистратуре можно увидеть прейскурант цен на все оказываемые услуги.

Народные лекари, согласно новым законам, не могут принимать пациентов с психическими, онкологическими и инфекционными заболеваниями, поскольку такие недуги могут лечить только в больнице под пристальным наблюдением профессионалов. На деле все по-другому: чуть ли не в каждой деревне вам укажут на дом, где живет бабушка, обладающая уникальными способностями врачевания. В основном, целительством занимаются женщины в возрасте, к которым много лет назад обращались односельчане, не имеющие возможности пройти лечение в больницах, находящихся в областных центрах. Теперь к таким знахаркам ходят нечасто, и в основном, только приезжие люди. Настоящие целители принимают у себя только больных людей, которые верят в народную медицину. В крупных городах, по большей части, работают мошенники, но иногда можно найти целителя через своих знакомых, которые неоднократно пользовались его услугами. Если вам повезет, и вы найдете такого человека, шансы, что вам помогут, увеличатся в разы.

Среди настоящих целителей, проживающих в сельской местности, много потомственных лекарей. Знания передаются из поколения в поколение, и многие рецепты держатся в строжайшей тайне. Их с детства учат заговорам, молитвам, приготовлению целебных отваров. Чаще всего преемниками становятся самые младшие дети в семье, но если у целителя нет близких родственников, в старости он может передать свой опыт совершенно чужому человеку, который интересуется целительством. Правда, целители считают это вынужденной мерой. «Знахари» из крупных городов учатся целительству или самостоятельно, или в заведениях с сомнительной репутацией. Однако, давая объявление на просторах Интернета, они уверяют потенциальных клиентов в том, что «дар передался по наследству».

Сельские знахари свои молитвы и заговоры не переносят на бумагу. Они с детства разучивают их наизусть и этим способом передают своим преемникам. Предавать заговоры бумаге нельзя, иначе вся их сила растеряется или достанется человеку, который будет ее использовать со злым умыслом. Нередко знахари наговаривают свои молитвы любому неодушевленному предмету, после чего отдают его преемнику. Помимо этого, переписывание заговоров может потерять силу еще и потому, что подобные толстые тетради с рецептами и заговорами будут в каждом сельском доме. Не факт, что они были записаны правильно и имеют под собой силу. Исходный источник информации быстро теряется, и откуда берутся такие тексты, никто сказать не может. Знахари из крупных городов легко прибегают к «записным заговорам», и во многих случаях даже не запоминают их наизусть, а пользуются шпаргалками.

Целители из небольших российских деревень умеют не только готовить лечебные настои, читать заговоры на выздоровление, но и часто обладают экстрасенсорными способностями. Они снимают порчу, находят пропавших людей, помогают помириться супругам и отвести проблемы из семьи. Проще всего им приходится с пациентами, которые не страдают хроническими недугами. Легкие ушибы, головную боль, гнойники они лечат за пару минут. Однако целитель может заниматься и более серьезной работой, на которую уходит продолжительное время. Некоторые знахарки принимают роды, занимаются оздоровлением грудничков, вылечивая грыжу, колики, бессонницу и другие неприятные недуги. В мегаполисах целители не возьмутся готовить вам отвар от мигрени. Их специализация – хронические и опасные болезни, от которых они «лечат» заговорами. Кроме того, они практикуют снятие сглаза, привороты, «избавляют» от наркомании. Вообще, такие чудо-целители являются отличными психологами и ничего общего с экстрасенсорикой не имеют. Они много говорят, выставляют различные атрибуты оккультной магии, но мало делают.

Чем пользуются сельские целители? В их доме всегда висят иконы, стоят свечи, а для работы они используют хлеб, воду, кольца, сучки, ножи, мыло. Городские знахари предпочитают более сложную атрибутику, одеваются в странные одежды, и в своей аптечке держат не йод и вату, как целители из деревни, а устрашающие клиента предметы, типа крыла летучей мыши или печени петуха. Правда, и в деревнях можно найти таких «театральных актеров». Они могут создавать видимость работы, но на самом деле к целительству не имеют никакого отношения.

И среди городских, и среди сельских знахарей встречается множество шарлатанов. Они пользуются проблемами и бедами людей, чтобы неплохо на этом заработать. Правда, по статистике, «найти» такого врачевателя в крупном городе проще. В деревне жителей немного, поэтому о всех делах своего земляка они будут хорошо осведомлены. Городские мошенники в случае фиаско просто меняют район проживания и начинают работать там по установленной схеме. Если вы решитесь обратиться к знахарю, помните, что настоящий целитель хронический кашель будет лечить не загадочными ритуалами, а лекарственным сбором и заговором, сломанную кость вправит на место, а не помажет «чудодейственной» мазью. Большое количество атрибутики и странных нарядов в этом случае не исключается, но только, если, помимо антуража, целитель действительно с вами работает.

Народные целители и их «молитвы»

Существует особая категория народных целителей, использующих в своей практике церковную атрибутику, христианские символы и молитвы из православного молитвослова. Известно, что практикующий оккультист равнодушен к Богу, его интересует не богообщение, а земная корысть, достигаемая правильно выполненными магическими действиями. Эти же целители вам скажут, что никакой корысти у них нет и что лечат они исключительно обращением к Богу. Действительно, не заклинания из книг магических, не устрашающие ритуалы, а молитва, крест и Евангелие демонстрируются перед изумленным взором доверчивого клиента. Явление это раньше встречалось по преимуществу в деревнях, а сейчас, распространяемое через интернет и рекламу в СМИ, стало почти повсеместным. Если колдунов люди все-таки интуитивно побаиваются, то подобные целители вселяют доверие христианской символикой, более родной и близкой душе.

Что же представляет собой этот феномен?

Как кажется, подобный вид целительства неопровержим с точки зрения православной духовной жизни. Однако вспомним хорошую русскую пословицу: «Не все то золото, что блестит». Если кто-то сам о себе говорит: «Я лечу молитвой», то к этому уже надо отнестись с осторожностью (конечно, он может и не произносить этой фразы, а просто выступать в роли целителя, для которого церковная молитва есть одна из форм лечения).

Строго говоря, никто не может лечить собственно вычиткой молитв. Ведь в подлинной молитве мы обращаемся к Богу, и потому молитва предполагает, что на молящегося человека и на того, о ком он просит, будет действовать Бог, поэтому в подлинной молитве мы вверяем в руки Божии себя и того, о ком молимся. Значит, не уместно само выражение (или идея): «Я лечу молитвой». В молитве мы можем только обратиться к Богу, Который, если это полезно, подаст просимое нами, а если нет, не подаст, хоть бейся головой об пол. Молитва не инструмент для манипуляций над другими людьми, а лишь смиренная просьба, поставляющая на первый план волю Божию о данном человеке, а не свое горделивое желание. Поэтому в храме на богослужении каждая ектения (то есть прошение) завершается возглашением: «Сами себя и друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим». Так что нельзя самой по себе вычиткой молитв изменить физиологию другого человека. Исцеляюще действовать может лишь Бог Своей благодатью, а мы – смиренно просить Его подать, если Ему угодно, исцеление. Бог же помогает тому, кому Сам сочтет полезным, и потому чтение молитвенного правила еще не гарантия получения просимого.

Вместе с тем, видимый эффект в случаях обращения к подобным целителям (как, впрочем, и к обычным колдунам) отрицать невозможно. Как-то мне привели такой пример. Некий человек, всю жизнь проживший в деревне, заразился конским волосом (так в простонародье называют паразита, от которого очень трудно избавиться); дойдя до критического положения, он обратился к известной в его деревне бабушке. Она установила незамысловатое правило: на заре вместе с ним выходила в определенное место и читала «Богородице Дево, радуйся» какое-то число раз – и болезнь прошла. Трудно судить, не зная конкретно этих людей, что было в данном случае – молитвенная просьба, увенчавшаяся милостивым откликом Божиим, или же экстрасенсорика, прикрытая молитвенным правилом. А ведь разница при внешнем сходстве велика.

Здесь важно чувствовать тонкую грань. Одно дело, когда в случае опасной болезни ближнего православные христиане решают помолиться о нем – собираются вместе или молятся по отдельности. Есть ведь в Церкви особые молитвы, в которых мы испрашиваем у Бога здоровье. «Молитесь друг за друга, чтобы исцелиться» (Иак. 5: 16), – сказано в Священном Писании. В храме служатся молебны о здравии души и тела, есть таинство соборования (елеосвящение), благодаря которому многие поднялись с одра самых тяжких болезней. Большое значение имеет и личная молитва, принятие на себя особого молитвенного правила с просьбой Господа об исцелении. Здесь все понятно: мы молимся Богу о выздоровлении больного, и, если это не противоречит воле Божией и послужит на пользу больному, Господь исцеляет или облегчает его состояние. «Помолился Авраам Богу, и исцелил Бог Авимелеха, и жену его, и рабынь его, и они стали рождать» (Быт. 20: 17), – приводится в Священном Писании пример подобной молитвы. И хотя в данном случае упоминается святой человек, не надо щепетильно искать того, кто «ближе» к Богу, чтобы именно он о нас помолился. Пользуясь слухами о святости, можно попасть на мошенника, психически больного или находящегося в прелести. Господь лишь некоторым подвижникам, и то после долгого подвига, благословляет явное служение людям. Поэтому лучше обратиться к священнику, ибо молитва является его служением, а также к близкому, любящему нас человеку, который с чистотой и искренностью помолится Богу о выздоровлении.»И молитва веры исцелит болящего»(Иак. 5: 15).

Другое дело, когда встречается человек, который выражает как бы свое особое положение – «Я лечу молитвой», а церковные молитвословия используются как некий таинственный прием, переключающий состояние человека с болезни на здоровье. Допустим, пришел к подобному целителю человек, у которого голова разболелась, а тот говорит: «Ничего, сейчас вычитаем молитвенное правило, положу тебе руки на голову – и пройдет». Это значит лишь то, что у данного человека есть все та же таинственная, то есть оккультная, способность воздействовать на другого человека, но только не с помощью экстрасенсорных пассов или колдовских заклинаний, а под видимостью православных молитв. Определенное молитвенное правило воспринимается как формула, помогающая при условии, что больной вверяет себя данному целителю. Именно в этом случае уместны слова псалмопевца Давида: «Молитва его да будет в грех» (Пс. 108: 7), – или слова Самого Бога, сказанные через пророка Исаию: – «Когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу» (Ис. 1: 15). Эффект же исцеления происходит не за счет колдовских ритуалов и заговоров, а по причине особого экстрасенсорного настроя целителя, удобно использующего текстуальный строй молитвы как подходящий лично для него заговор.

Показательно в этом случае то всеобщее правило, что церковного благословения на такую деятельность подобные целители никогда не имели (хотя иногда они заверяют, что оно у них есть). Усердной церковной жизнью они не отличаются, особенно же не склонны к регулярному участию в таинствах исповеди и причащения. И уж чего точно у таких людей никогда не бывает, так это серьезного духовного руководства, духовника, с которым бы они советовались по поводу собственной жизни. Господь Иисус Христос, обращаясь к апостолам, а в их лице и ко всем священникам, говорил: «Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается; а отвергающийся Меня, отвергается Пославшего Меня» (Лк. 10: 16). Данные же люди вроде бы и не против Церкви, употребляют предметы, продаваемые в церковной лавке, но сами при этом оказываются несколько обособленными от Церкви.

Вот как описывает современный пастырь опыт своей встречи с подобной целительницей: «В самом начале перестройки на исповедь ко мне пришла средних лет женщина из Республики Коми, которая около года тому назад первый раз в жизни побывала в церкви, где купила несколько икон и молитвослов. Дома она повесила иконы в угол и только собралась помолиться, как вдруг к ней зашли соседи – пожилые супруги. Увидев в углу иконы, они стали интересоваться, что это такое. В церкви, как объяснила женщина, никто из их села никогда не бывал, потому что до ближайшей – не менее 300 километров. Она, как могла, ответила на их вопросы и предложила вместе помолиться по только что купленному молитвослову. Соседи встали рядом, и она первый раз в жизни начала читать по нему молитвы. На другой день они пришли снова и сказали, что у обоих прошли боли после ее вчерашних молитв: у мужа – в ухе, а у жены – в пояснице. Конечно, милость Божия безмерна. В ситуации, когда жителям глухой деревни не от кого было услышать о Боге, Он мог в какой-то момент послать Свою помощь и через совсем нецерковную женщину, чтобы таким образом призвать к Себе людей. Но беда в том, что после этого случая односельчане стали обращаться не к Богу, а к этой женщине, о которой пошла слава “целительницы”: соседи стали присылать к ней за помощью всех своих знакомых. А той и в голову не пришло, что лукавый может строить здесь свои козни. К тому же она не знала ни заповедей Божиих, ни сущности христианского учения, ни цели христианской жизни. Вплоть до 47 лет жила жизнью самого обычного советского человека, со всеми особенностями его мышления, культуры, мировоззрения и образа жизни. Вполне понятно, что за прожитые годы эта женщина накопила множество грехов, в том числе и смертных, но никогда в них не каялась и даже не знала о необходимости исповеди, а также многолетних трудов для искоренения греховных привычек и привязанностей. Это помогло демонам внушить женщине, что именно ее выбрал Сам Господь, чтобы через нее исцелять людей. Мысль о том, что она со всеми своими грехами этого недостойна, ей и в голову не пришла… Однако Господь не оставил ее без вразумления, предоставив возможность добровольного выбора. Она вдруг “случайно” оказалась в нашей церкви именно в тот день, когда в беседе перед исповедью я рассказывал о подобных хитростях демонов. После службы она подошла ко мне и рассказала свой случай, пытаясь выяснить, относятся ли ее неожиданно проявившиеся “способности” к той же серии демонических явлений, о которых я говорил. Эта женщина считала, что чистота ее дела была гарантирована тем, что она ничего, кроме молитв из православного молитвослова, не читала и не предпринимала никаких иных действий. Естественно, она полагала, что получила силу исцелять от Бога, причем неожиданно и даром. Говорить с ней было непросто. Очень уж ей не хотелось расставаться с ролью “целительницы”, чтобы вновь превратиться в обычную, ничем не выдающуюся женщину».

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин писал об этом так: «Кто желает повелевать нечистыми духами, или чудесно подавать здравие болящим, или являть пред народом какое-либо из дивных знамений, тот хотя призывает имя Христово, но бывает чужд Христа, поелику, надменный гордостью, не следует Учителю смирения». Итак, это вопрос об очень тонких подменах. Если бы в нашем мире все сразу представало в своем подлинном свете, то люди не знали бы искушений, соблазнов, а сразу видели бы суть явления и делали соответствующие выводы. К сожалению, на протяжении всей истории грешного человечества люди ошибаются, и то, что кажется им поначалу одним, затем, при более тесном знакомстве, предстает в совершенно ином свете.

Как-то автор этих строк встретился с человеком, который утверждал, что ему является Христос и беседует с ним. Этот человек был трактористом. Он покупал в Софрино подсвечник для храма – по воле, как он говорил, Иисуса Христа. «Да, да, – повторил труженик, – Он мне Сам сказал купить для храма, на самом деле». Когда мы поинтересовались у «самовидца», точно ли он уверен в истинности своих откровений, тот ответил с глубокой убежденностью, посетовал, что священники ему не верят. С теплом вспоминал о слышании «высших» истин: «Еду по полю, зрение у меня слабое, а он (то есть то невидимое существо, которое выдавало себя за Христа. – В.Д.) смеется, говорит: “Что, дурак слепой, не видишь?”» В данной ситуации все очевидно. Где в Евангелии говорится о том, чтобы Господь смеялся, чтобы Он употреблял глупые земные реплики? Тем не менее, это странное невидимое существо рекомендовало своему контактеру ходить в храм и даже жертвовать на церковь. Значит, видимая добропорядочность чего-либо: поведения, нравственных наставлений, благотворения другим – может быть совершенно чужда благодати Духа Святого, чужда Господа Иисуса Христа. «Благочестие ваше как утренний туман и как роса, скоро исчезающая» (Ос. 6: 4), – скажем словами пророка Осии. Бес временно может предлагать что-то «доброе», ведь у этого древнего, хитрого существа – дальние планы, простирающиеся за грань земной жизни. Естественно, что если бы обольщенному пришло в голову исцелять других и чудодействовать (на тот момент такого замечено не было), он обращался бы с подобными просьбами к невидимому спутнику, который тут же сыграл бы в свою пользу на его «молитве Христу».

Теперь посмотрим на рассматриваемую нами проблему еще с одной стороны. Многие люди не различают в своей жизни главного и второстепенного. Поскольку на первом месте у них физическое здоровье, материальное благополучие и семейное счастье, то все внимание посвящается обретению этого. Даже приходя в храм, такие люди думают не о спасении своей бессмертной души, освобождении ее от сетей греха и приобщении к Богу, а прежде всего о земном благоденствии, ради чего ставятся свечки, жертвуется мелочь в церковную кружку и произносятся редкие молитвы. Понятно, что при подобном отношении к жизни исцеление, полученное околоцерковным способом, рассматривается уже как критерий истины.

Сознание большинства людей не допускает, чтобы видимое здоровье подавал человек, ведущий не богоугодную жизнь. Раз болезнь отступает, а целитель действует молитвами и христианскими символами, значит, он несомненно угоден Богу. По этому поводу преподобный Иоанн Кассиан Римлянин в беседах «О Божественных дарованиях» говорил: «Человек, преданный явным порокам, может иногда производить удивительные действия и потому почитаться святым и рабом Божиим… и сам тот, кто уверен в себе, что обладает даром исцелений, надменный гордостью сердца, испытывает тягчайшее падение. От сего происходит то, что демоны, с воплем именуя людей, не имеющих никаких свойств святости и никаких духовных плодов, показывают вид, будто их святость жжет их и они принуждены бежать от одержимых ими».

Впрочем, сами оккультисты любят ссылаться на известный фрагмент Евангелия, в котором апостолы сообщают Господу: «Учитель! мы видели человека, который именем Твоим изгоняет бесов, а не ходит за нами; и запретили ему, потому что не ходит за нами. Иисус сказал: Не запрещайте ему, ибо никто, сотворивший чудо именем Моим, не может вскоре злословить Меня. Ибо кто не против вас, тот за вас» (Мк. 9: 38–40). Упоминая эту цитату, оккультисты сами устраивают себе ловушку, потому что открыто свидетельствуют, что они не следуют за Церковью, хотя вроде бы и не против нее.

Известный толкователь Евангелия блаженный Феофилакт Болгарский объяснял процитированный текст так: «При начале же (евангельской) проповеди случалось, что некоторые, побуждаемые страстью славолюбия, желали совершать знамения, но, видя, как могущественно имя Иисусово, они призывали его и таким образом совершали знамения, хотя и чужды и недостойны были благодати Божией. Ибо Господу угодно было, чтобы проповедь распространялась и чрез недостойных». До Пятидесятницы само упоминание имени Христа уже вершило чудеса. Так было поначалу (знамения совершались даже через «побуждаемых страстью славолюбия», «чуждых и недостойных благодати Божией»), пока собор апостолов не воспринял ниспосланного Спасителем Духа Святого, тем самым став святой Церковью и получив силу совершать более значимые знамения и чудеса.

Когда же Церковь победоносно шествовала по миру с проповедью Евангелия, мы встречаем иную ситуацию. В книге Деяний написано: «Даже некоторые из скитающихся Иудейских заклинателей стали употреблять над имеющими злых духов имя Господа Иисуса, говоря: заклинаем вас Иисусом, Которого Павел проповедует. Это делали какие-то семь сынов Иудейского первосвященника Скевы. Но злой дух сказал в ответ: Иисуса знаю, и Павел мне известен, а вы кто? И бросился на них человек, в котором был злой дух, и, одолев их, взял над ними такую силу, что они, нагие и избитые, выбежали из того дома» (Деян. 19: 13–16). Из этого следует, что злые духи боятся не тех, кто только призывает имя Господне, а тех, кто находится в общении с Церковью и участвует в ее таинствах.

Важно понять, что в подлинной молитве действуют не слова сами по себе, а сила Того, к Кому человек обращается посредством молитвы. Христианин верует в Бога и посредством церковной молитвы обращается к Нему, в ответ на молитву Бог осеняет христианина Своей благодатной силой. Если же у христианина создается в душе искаженный образ духовного мира, искаженное представление о самом себе или о Боге (допустим, высокое мнение о себе как об особом избраннике и целителе или еретическое представление о мире духовном как безликом энергетическом начале), его молитва, при тех же самых словах, не доходит до Бога и потому бесплодна. Напротив, рядом с таким человеком находятся падшие ангелы, которые окружают его своей демонической энергией и могут имитировать благодеяния, исцеления и исполнение молитв.

Вот почему одно из строгих предостережений Иисуса Христа касалось незаконных чудотворений под прикрытием призывания Его имени: «Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Мф. 7: 22–23). Да, они и пророчествовали, и бесов изгоняли, и многие чудеса сотворили, причем призывая имя Спасителя, но оказываются без Него, потому что сама суть служения осталась экстрасенсорной, а не благодатно-духовной. Слов Самого Иисуса Христа должно быть достаточно, чтобы понять суть упомянутого феномена.

Человек получает облегчение,но оно временное и за него придется чем-то “платить”.

Православная Церковь не благословляет обращаться к целителям, знахарям, гадалкам, экстрасенсам. Эти люди не имеют никакого отношения к Церкви, хотя зачастую прикрываются ее именем.
Почему же Церковь считает, что ясновидящие, хранящие «древние традиции православного целительства», лечащие «православными молитвами» при помощи святой воды, ладана, свечей, икон из православного храма, творят беззаконие и нарушают закон Божий?
* * *
Оправдывает ли цель средства?

Когда у человека болит зуб, он идёт к стоматологу, когда болит сердце – к кардиологу… Больному и в голову не придет обратиться за врачебной помощью к случайному человеку. Например, доверить операцию на сердце инженеру-технологу, даже если он гений…
Что же происходит с элементарной логикой, когда медицина вдруг оказывается бессильной, да и в жизни, «ни с того ни с сего», всё идёт «наперекосяк»: преследуют неудачи, портятся отношения с близкими? К кому обращает свой взор человек? К сожалению, очень часто избавления от бед он ищет не у Бога, а у… целителей, которые «за умеренную сумму» обещают стопроцентный результат. Отчаявшийся человек становится доверчивым, как ребенок. Нередко главным аргументом выбора «врача» становится чья-то случайная рекомендация: кто-то сказал, что бабушка-целительница поможет решить любые трудности с помощью «чудодейственных молитв». Доверие к целительнице укрепляется, когда она, установив «факт порчи» или «сглаза», рекомендует пойти не в секту сатанистов (наверняка, это остановило бы многих), а в ближайший храм, чтобы приобрести там всё необходимое для «лечения»: свечи, ладан, святую воду. Все эти предметы церковного обихода, по ее словам, понадобятся для «курса лечения», который будет проведён для «исправления судьбы» и «обретения утраченного счастья». Таким образом, человек убеждает себя, что целительница лечит с Божьей помощью.
Яркий пример: вы читаете в газете о «ясновидящей Людмиле» и видите её на фотографии, сидящей за столом с веером игральных карт. Рядом с ней – горящий трехсвечник и Распятие. Эти церковные предметы убеждают вас в ее «православности». Более того, она на первом же сеансе просит вас для «лечения» принести церковные свечи, ладан и святую воду. Но, вот проблема, человек, работающий в свечной лавке православного храма, узнав, что вы берёте свечи и ладан для «сеанса православного целительства», по непонятной для вас причине отказывается продавать вам всё это…
Причина проста: Православная Церковь не благословляет обращаться к целителям, знахарям, гадалкам, экстрасенсам. Эти люди не имеют никакого отношения к Церкви, хотя зачастую прикрываются ее именем.
Когда стучат в дверь вашего дома, вы обязательно спрашиваете: «Кто там?», – и ждёте ответа, который убедил бы вас в том, что можно без опасности для себя и своих близких впустить гостей. Почему же чувство самозащиты притупляется, когда речь идёт о вмешательстве в вашу жизнь человека, который представляется православным целителем? Вы верите ему на слово, совершенно не задумываясь о возможных последствиях этой неразумной доверчивости.
Что значит «лечить молитвами»?

Почему же Церковь считает, что ясновидящие, хранящие «древние традиции православного целительства», лечащие «православными молитвами» при помощи святой воды, ладана, свечей, икон из православного храма, творят беззаконие и нарушают закон Божий? Оказывается, наличие у целителя предметов церковного обихода вовсе не является свидетельством того, что человек служит Богу и имеет отношение к Православной Церкви. Наоборот, с подобной практикой Церковь борется на протяжении всей истории своего существования.
Что такое молитва в православном понимании? Молитва – это общение с Богом. Каждый православный человек посвящает хотя бы несколько минут в день чтению утреннего и вечернего молитвенного правила. В этих молитвах мы благодарим Бога за то, что Он проявляет милость к нам, заботится о нас, прощает наши грехи, если мы искренне каемся в них. В молитве человек получает силы от Бога для исполнения и совершения всякого доброго дела. Но слова молитвы – это не какая-то чудодейственная формула. Самая «правильная» молитва бессмысленна, если человек, читающий её, не верит Богу и не живёт по Его заповедям, не исправляет свою жизнь и не участвует в церковных таинствах.
Кроме того, «молитвы», которыми лечат «целители», обычно совсем не те или не совсем те, которые мы можем найти в православном молитвослове. Приведём фрагмент из книги известного православного врача иеромонаха Анатолия (Берестова), возглавляющего центр реабилитации жертв сектантства и оккультизма в г. Москве:
«В духовно-медицинский Центр Реабилитации для лиц, пострадавших от тоталитарных сект и оккультизма, что на Крутицком подворье в Москве, приходят люди, пострадавшие от такого воздействия, и когда часто они говорят, что побывали у православного целителя, приходится уточнять – а что это такое? В ответ слышишь нечто невразумительное:
– А вот у него были иконы, он читал молитвы, водил свечкой…
– Какие же молитвы он читал?
– А мы не знаем…
– Может быть, «Отче наш»?
– Да, кажется, «Отче наш»…
– А вы знаете «Отче наш»?
– Нет..».
Пользуясь этим незнанием, целители и проводят свою методику воздействия на организм человека. И люди, по наивности и невежеству решившиеся «избавиться от порчи» у «православного целителя», оказываются в рабстве тех же сил, от которых хотели избавиться.
Дело в том, что православные молитвы колдуны читают не так, как положено. Они превращают молитву в заговор, в некую магическую формулу. Подобная «молитвенная практика» не может принести ничего, кроме вреда.
Без деятельной любви к Богу невозможно получить никакой пользы от молитвы (то же можно сказать о ношении колечка «Спаси и сохрани», пояса «Живый в помощи» и т.п.). Если молитва воспринимается как магическая формула, это может обернуться трагедией для человека, не пожелавшего обратиться за советом к православному священнику, но решившему искать помощи «на стороне» – у «православных целителей».
Священное Писание о колдунах, чародеях и оккультных «целителях»

В книгах Священного Писания (Библии) мы находим многочисленные указания на то, что обращение к чародеям, гадалкам и целителям является прямым нарушением заповедей Божьих.
«Когда придешь на землю, которую Господь, Бог твой, дает тебе, не учись у других народов делать мерзости, которые они творят: не приноси в жертву на огне своего алтаря ни сыновей, ни дочерей своих, не пытайся узнать о будущем, расспрашивая прорицателя, и не ходи к волшебнику, колдунье или колдуну. Не позволяй никому колдовать на другого, не допускай, чтобы кто-то из твоего народа вызывал духов или сделался волшебником… Господу, Богу твоему, ненавистны те, кто делает такое… Будь верен Господу, Богу твоему» (Второзаконие, 18:9-14).
«Не обращайтесь к вызывающим мертвых, и к волшебникам не ходите, и не доводите себя до осквернения от них. Я, Господь, Бог ваш» (Левит, 19:31).
«Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство… и тому подобное; предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют»(Послание к Галатам, 5: 20-21)
После проповеди апостола Павла в городе Эфесе многие‚ занимавшиеся волшебством и чародейством‚ уверовали в Иисуса Христа и отказались от этого греха: «А из занимавшихся колдовством довольно многие снесли в кучу свои книги и жгли перед всеми…» (Деяния, 19:19).
Церковные правила (каноны) о целителях, волшебниках, чародеях и гадалках

• 61 правило VI Вселенского Собора:
Предающийся волшебникам… или другим подобным, дабы узнать от них, что восхотят им открыть, согласно с прежними отеческими о них постановлениями, да подлежат правилу шестилетней епитимьи . Той же епитимьи надлежит подвергать и тех, которые… произносят гадания о счастье, о судьбе, о родословии, и множество других подобных толков: равно и так именуемых облакогонителей, обаятелей, делателей предохранительных талисманов и колдунов. Закосневающих же в сем и не отвращающихся и не убегающих от таких пагубных и языческих вымыслов, определяем совсем извергать из Церкви… Ибо, какое общение свету ко тьме, как говорит апостол, или какое общение Церкви Божией с идолами, или какая часть верному с неверным, какое же согласие Христа с Велиаром ? (см. 2 Кор. 6:15).
• 24-е правило Анкирского собора
Волхвующие и последующие языческим обычаям, или вводящие таковых в дома свои, ради изыскания волшебств, или ради очищения, да подвергаются правилу пятилетнего покаяния.
• 65-е правило свт. Василия Великого
Покаявшийся в волшебстве или в отравлении, да проведёт в покаянии время, положенное для убийцы.

* * *
Вышесказанное имеет отношение ко всем, кто называет себя «православными целителями».
Некоторые «целители» обманывают себя и других, говоря, что они исцеляют силой Божией, подобно тому, как это делали православные святые. Однако, следует вспомнить, что дар исцеления святые получают после великих многолетних подвигов борьбы с грехом. Кроме того, исцеления, которые совершаются силой Божией, никогда не являются самоцелью. Такие чудеса – свидетельства любви Бога к человеку, они смягчают наше сердце, помогают пересмотреть жизнь, отношение к людям, делают нас ближе к Богу.
Если же в человеке обостряется чувство превосходства над ближними, презрения к Церкви, то мы имеем дело с чудом ложным, которое, по учению Библии, происходит «по действию диавола» (2 Фес. 2:9).
Едва ли не каждому священнику приходится сталкиваться со страшными последствиями «целительского лечения»: психические заболевания, распад семей, тяжелые (иногда смертельные) болезни. Такова расплата за временное облегчение или успех, полученные от «православных» знахарей.
Где обрести спасение и помощь?

Человек, жаждущий «православного исцеления», должен понять, что нецерковного Православия не бывает, соответственно, исцеления от Бога с помощью православных атрибутов, которые использует целитель-самозванец, также быть не может.
Приобщение к церковной жизни – это единственно возможный путь к духовному здоровью и наследию вечной жизни с Богом. Всякий поступок и действие, совершаемые христианином, должны укрепляться верой в Бога и любовью к ближнему.
Корень всякой болезни и неурядицы в личной жизни – грехи. Всякий грех – это отпадение от Любящего Создателя, нежелание жить в согласии с волей Божией. Борьба с грехом, покаяние – это путь, который благословляет Церковь. Сойдя на более «лёгкий» путь приобретения счастья и здоровья с помощью магических действий, человек неизбежно лишает себя помощи Божьей.
Прежде, чем пойти к «православному целителю», спросите себя: почему я сам не обратился к Богу в молитве о помощи, почему я не подошёл к священнику и не спросил благословения или не поговорил с ним о своих трудностях? Может быть, именно его совет и помощь вместе с молитвой к Богу, который «не желает смерти грешника, но, чтобы он обратился и был жив» (Иез. 33:11), станет началом добрый перемен в нашей жизни?
Один из великих духовников современности архимандрит Иоанн (Крестьянкин) в письме к одной женщине, занимавшейся целительством, писал:
«Не могу тебя назвать рабой Божией! Ведь дела-то ты делаешь вражии. Не губи себя и тех людей, которые по неведению истины к тебе обращаются. Откажись раз и навсегда, и какие бы искушения не подбрасывал враг, стой твердо и за целительство не берись. Душа твоя погибнет. …Жизнь-то земная коротка, а с чем выйдем из нее и где окажемся, подумай!»
Воспользуемся же советом старца и подумаем о краткости нашей жизни и о том, что дана она нам Богом для приготовления к вечности. А как проведём мы эту жизнь и что из неё вынесем, зависит от каждого из нас.

ПО МАТЕРИАЛАМ ПРАВОСЛАВНОЙ ПРЕССЫ

Просмотры (5673)

Советы Народной Мудрости

В.Ф.Белявская

Людмила Бенсуевна Ким родилась в ауле у подножия Тянь-Шаня в многодетной семье. Она вспоминает, что в детстве всегда рядом была бабушка Ким Пон Ок. Она знала необыкновенное количество сказок, причём сказки часто имели тайный смысл, прекрасно управлялась с хозяйством. Но самое главное — она лечила людей и домашнюю живность, хотя и скрывала своё ненаучное умение. Бабушка Ким Пон Ок снимала с животных порчу, умела лечить их. Маленькая внучка, наблюдая за бабушкой, старалась запомнить все заговоры и молитвы.

Бабушка была глубоковерующая. Она часто обращалась к Богу с молитвой и просьбами, поэтому-то, мне кажется, — пишет Л. Ким, — и удавалось бабушке многое. Она ни на минуту не оставалась одинокой и всякий раз знала, кто ей пособит и посоветует в тяжёлую минуту. Вспоминая, как и что бабушка делала со своими больными, я понимаю: она могла поставить верный диагноз по цвету лица и дыханию, владела иридодиагностикой и умела узнать скрытую хворь по пульсу. К нему она прислушивалась особенно внимательно. Надавливая одновременно несколькими пальцами на запястье, определяла состояние лёгких, печени, почек, сердца

Пользовалась при лечении и своим недюжинным биополем. Не придавая особого значения этому фактору, бабушка как бы мимоходом подкачивала, подзаряжала энергией больной орган, грела его

Она мастерски владела секретами траволечения и создавала необычайно эффективные комбинации из трав

Л. Ким многое почерпнула из премудростей своей бабушки. Она также внимательно слушала не только, о том, чем и как надо лечить, но и как надо правильно жить. Вот эти житейские постулаты

нельзя объедаться и завидовать, нужно уметь радоваться жизни и не раздражаться. Необходимо ценить тепло родного очага не быть жадным и сдерживать свою гордыню.
В предлагаемых Л. Ким рецептах народной медицины объединены советы Ким Пон Ок, рекомендации из старинных лечебников, книг, журналов, а также использованы указания целительницы Прасковьи Ивановны Астаховой.

Мы предлагаем здесь несколько подборок рецептов, касающихся траволечения. Все они были рождены народной мудростью и умением использовать дары природы на излечение недугов

ПРИ СИЛЬНОМ ЗАТЯЖНОМ КАШЛЕ, БРОНХИТЕ

1. Порошок из корня аира принимать до еды по 0,6 г 3 раза в день

2. 0,5 л сока натёртой чёрной редьки смешать с 400 г мёда. Пить по 2 столовые ложки вечером перед едой

3. Одну головку чеснока и десять мелко нарезанных луковиц варить в молоке до мягкости. Добавить чайную ложку сока мяты я столовую ложку мёда. Принимать целый день ежечасно по столовой ложке

4. Отвар мандариновых корок принимать по 2-3 столовые ложки 3 раза в день до еды

5. 1 часть еловой смолы и 1 часть жёлтого воска растопить и остудить. Класть на раскалённые угли и дышать выделяющимся дымом

СУХОЙ КАШЕЛЬ

1. Пить смесь морковного сока, смешанного с сахарным сиропом в одинаковых частях. Тёплую смесь принимать по столовой ложке 5-6 раз в день (детям достаточно по чайной ложке). Используется также сок редьки и репы с мёдом (в той же ропорции), а также сироп из брусники: одну столовую ложку развести в стакане кипятка Пить 2-3 раза в день

2. Один лимон варить на медленном огне 10 минут. Охладить, очистить от кожуры и выжать сок в стакан. Добавить 2 столовые ложки глицерина (до заполнения стакана), и тщательно перемешать. Если кашель сильный и частый, то принимать по 2 чайные ложки смеси 3 раза в день перед едой и перед сном. Если больной кашляет редко, но сильно и сухо, то дозировка иная: по 1 чайной ложке до и после еды и перед сном

3. 2 столовые ложки девясила, 2 — корня аира, 2 -сухого листа мать-и-мачехи, 4 — багульника, 6 — трёхцветной фиалки, 6 — цитварной полыни. Одну столовую ложку этого сбора залить двумя стаканами кипятка и оставить на ночь. Принимать 3 раза в день до еды и на ночь.

4. Вскипятить стакан молока и ложку шалфея. Смесь остудить и снова прокипятить. Пить горячей перед сном, тщательно закутавшись.

5. 20 г полыни залить 0,5 л водки и настаивать не менее суток в тёмном прохладном месте.Принимать только взрослым по одной столовой ложке 3 раза в день до еды и на ночь

6. Большую очищенную луковицу натереть на тёрке, смешать с гусиным жиром. Полученной смесью растирать грудь и шею, после процедуры обвязать грудь (утеплить). Эту смесь можно принимать по утрам натощак по одной столовой ложке

7. Свежий морковный сок, смешанный с таким же количеством молока, принимать 5-6 раз в день

8. Смесь брусничного сока с мёдом помогает для отхождения мокроты

9. 2 столовые ложки свежего сливочного масла смешать с 2 желтками, 1 чайной ложкой муки и 2 чайными ложками мёда. Принимать по столовой ложке 3-5 раз в день до еды

10. Головку чеснока мелко истолочь, развести в стакане молока и вскипятить. Принимать по 1 чайной ложке несколько раз в день

БРОНХИАЛЬНАЯ АСТМА

1. Высушенные бутоны цветов мать-и-мачехи растереть в порошок. 12 г порошка отварить и принимать ежедневно. Лечебный эффект усиливается, если в таком же количестве добавить порошок ядрышек абрикоса. Смесь заваривать и принимать в 3 приёма в течение дня

2. 10-15 г измельчённых семян конопли прокипятить в 1 стакане воды или молока. Отвар пить в течение дня за несколько приёмов

3. 300 г мёда, желательно липового, полстакана воды и измельчённый лист алоэ варить на медленном огне 2 часа. Хранить в прохладном месте. Принимать по 1 столовой ложке 3 раза в день

4. 50 г сушёной травы багульника и 25 г крапивы заварить литром кипятка. Принимать в течение месяца

5. Неполную столовую ложку сахарного песка подержать на огне, пока он не станет тёмно-красным. Затем вылить расплавленный сахар в блюдце с молоком. Держать леденец во рту. Помогает при сухом кашле

6. Грудной чай: листья подорожника, соцветия клевера, трава чабреца, мята, душица, клевер луговой, листья мать-и-мачехи, листья и плоды дикой яблони, корни алтея, девясила и солодки

7. Перемешать 15 г сока алоэ, 100 г внутреннего сала (гусиного или свиного), 100 г сливочного масла, столько же мёда и 50 г какао. Принимать вместе со стаканом горячего молока по 1 столовой ложке утром и вечером

8. Чай из листьев сирени, собранные в период цветения

9. 3 стакана размолотой чаги, 50 г сосновых почек, 50 г сухого тысячелистника, 50 г плодов шиповника, 5 г полыни залить 3,5 л холодной кипяченой воды. Настаивать 2 часа, после чего варить под закрытой крышкой. Затем кастрюлю снять с огня и закутать в одеяло на сутки. Содержимое процедить, добавить 200 г сока алоэ (доктор, широколистный, не моложе 3 лет), 250 г коньяка и 400 г мёда. Массу размешать и дать постоять в течение 4 суток. По истечении срока разлить по малым ёмкостям и поставить в холодильник. Принимать до еды 3 раза в день в следующей дозировке: по 1 чайной ложке (до 5 лет), по 1 десертной ложке (с 5 до 15) и по 1 столовой ложке (старше 15 лет). Выпить не менее 2 л лекарства

ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ ГРИППА

1. 1 столовую ложку цветков календулы залить стаканом кипятка и несколько минут кипятить. Настоять в течение часа, процедить и принимать по 1-2 столовой ложки до еды 3 раза в день

2. Свежую луковицу натереть на тёрке. Полученную массу выложить на два слоя марли. 10-минутный компресс накладывать на нижнюю часть носа, предварительно смазанную подсолнечным маслом. Процедуру проделать 3 раза в день

3. 2 лимона (без косточек) натереть на тёрке, измельчить 2 головки чеснока. Полученную кашицу перемешать и залить литром кипячёной воды. Выдержать 3 дня в тёмном месте при комнатной температуре. Процеженный настой хранить в холодном месте. Принимать по столовой ложке натощак

4. Натереть стакан свеклы, влить 1 столовую ложку уксуса, дать смеси отстояться. Сок отжать, прополоскать им горло, 1-2 столовые ложки сока проглотить

5. 1 столовую ложку керосина добавить в стакан воды. Половину стакана выпить, а оставшейся частью прополоскать горло. Можно сделать компресс

6. Дольку лимона сосать в течение часа, потом проглотить. Это средство особенно эффективно в начале болезни

7. В старину привязывали к горлу листья свежей капусты и закутывали шерстяным шарфом или платком. Листья надо менять каждые два часа до прекращения воспалительного процесса

ГАЙМОРИТ

1. 200 г растёртой еловой живицы, одну луковицу, 15 г медного купороса и 50 г масла (желательно оливкового) довести до кипения. Мазь используется для компрессов. Она обладает разогревающим свойством, лечит также ушибы, нарывы и переломы костей

2.Сваренные вкрутую яйца прикладывают к больным местам по обе стороны носа

ЭКЗЕМА

1. 1 столовую ложку корня лопуха и столько же корня одуванчика залить 3 стаканами воды и настаивать ночь. Принимать по полстакана 3-4 раза в день

2. Крепкий отвар из сушёной коры молодой ивы. Отвар используется для компрессов и повязок

3. Поджигается ветка ивы над тарелкой, куда с горящей ветки стекает смола. Смолой обмазывают раны

4. 6 растёртых столовых ложек калины залить 3 стаканами кипятка и настаивать 4 часа. Принимать по полстакана настоя 4 раза в день

5. При лишаях и сухой экземе применяют компрессы из клюквенного сока

6. Мокрую экзему присыпать мукой из створок раковин речных ракушек, а также из так называемого чёртова пальца

7. Взять газету, свернуть кулёчком, поджечь снизу и держать над холодной тарелкой. Дым, конденсируясь на тарелке, образует жёлтую массу. Этой смолой мажут болячки

ЛИШАИ

1. Растереть и измельчить изюм и тщательно натереть им лишай. Можно использовать и предварительно вымоченный изюм

2. Больные места смазать молочком любого вида молочая. Сок этого растения используется при лечении и удалении бородавок, родинок, незаживающих язв, поражённых грибком ногтей

3. Больное место натереть чесноком, а потом втирать берёзовый уголь в смеси с соком свежего корня лопуха. Продолжительность процедуры 30 минут

4. Смазывать больное место смесью парного молока и золы дубовой коры

5. Собрать влагу, которая конденсируется на внутренней части окон при перемене погоды, и мазать ею больное место

ГРИБКОВОЕ ЗАБОЛЕВАНИЕ КОЖИ

1. Натирать больное место соком лимона

2. Натёртый чеснок смешать со свежим сливочным маслом в пропорции 1:1. Смесь накладывать на больное место и менять раз в сутки до выздоровления

3. Ванночки из крепкого кофе

БОРОДАВКИ

1. Для удаления смачивают крепким раствором полыни

2. Глазной пипеткой нанести перед сном на бородавку одну (не более) каплю уксусной кислоты. Повторить несколько раз

3. Бабушка Ким Пон Ок при лечении бородавок разрезала среднюю картофелину на 4 части, натирала ими бородавку, потом связывала их вместе и закапывала в землю. Сгнивала картофелина — исчезали и бородавки

МОЗОЛИ

1. На распаренную мозоль приложить свежую хвойную живицу и заклеить лейкопластырем

2. К распаренной мозоли на ночь прикладывают корку лимона с мякотью. Излечение наступает после 2-3 процедур

УГРИ, НАРЫВЫ, ФУРУНКУЛЫ

1. 4 чайные ложки измельчённых листьев или плодов малины заварить 2 стаканами кипятка, процедить. Пить по полстакана 4 раза в день в тёплом виде

2. Тщательно пережёванный свежевыпеченный ржаной густопосоленный хлеб прикладывать к месту нарыва

3. Смазывать фурункулы живицей

4. Знаменитый тибетский чёрный пластырь: 50 г чёрного хозяйственного мыла натереть на тёрке, добавить столько же ржаной муки, по 1 столовой ложку растительного масла и сахара. Эту массу залить 3-4 стакана кипятка и 2-3 минуты поварить, добавив 1 церковную свечку (без фитилька). Накладывать повязку с полученной массой, менять раз в сутки. Курс лечения около двух недель.
В начале лечения могут возникать болезненные ощущения. Пластырь применяется также при лечении грудницы, костоеда, нарывов, сучьего вымени и т.д

РАНЫ И ЯЗВЫ

1. Смазываются соком свежего папоротника

2. Смазывание ран в течение трёх дней живицей

3. Долго не заживающие раны обвязать дождевым червяком

4. К ранам прикладывать кожу лягушки

5. Л. Ким лечит своих больных мазью, сваренной из свиного (внутреннего) сала и нафталина (2:2)

6. Раны смазывать соком пастушьей сумки

7. Измельчённые корневища аира обыкновенного или его порошок смочить водой и приложить к больному месту

8. При воспалении ссадины её следует посыпать золой полыни обыкновенной

ЗОЛОТУХА ГЛАЗ, УШЕЙ, ГОЛОВЫ

Соком из корней и листьев лопуха смазываются ранки. Применяется также настой лопуха майского сбора

СМЯГЧЕНИЕ СУХОЙ КОЖИ

Взбить 2 белка с 10 г чистого спирта, 40 г нашатырного спирта, 100 г глицерина и 10 г 5%-ной перекиси водорода. Мазь накладывают на лицо вечером, а утром смывают

ОЖОГ

1. К больному месту прикладывать мелко натёртую морковь

2. На горячую сковороду положить сырой желток, после выгорания которого остаётся масло, являющееся прекрасным заживляющим средством при ожогах

3. Размешать свежий яичный желток с 1 столовой ложкой сливочного масла до густоты майонеза, нанести на марлю и наложить на больное место. Боль быстро проходит, и рана скоро затягивается

4. Используются лепёшки из свеженатёртого картофеля

5. На обожжённое место накладывается размельчённый с мёдом стебель ревеня. Болезненное ощущение скоро проходит, и не остаётся следов от ожога

6. Посыпать поражённое место измельчённой редькой или её измельчёнными семенами

7. Поджарить до желтизны гречневую муку, замесить её на воде и смазать больное место

ОТЛОЖЕНИЕ СОЛЕЙ (и сопутствующие осложнения)

1. Из смеси: 1 кг берёзовой коры, 1 кг осиновой коры, 100 г дубовой коры приготовить крепкий отвар. Принимать по 1/2 стакана 3 раза в день

2. В 100 г уксусной эссенции опустить 2 яйца. Когда скорлупа растворится, снять плёнку, яйца растереть с 30 г сливочного масла и смешать с жидкостью. Полученной эмульсией смазывать больные суставы

3. 3-4 красных мухомора нарезать на кусочки, залить 2-3 литрами крутого кипятка. Когда немного остынет — парить больные места. Используется также для компресса

4. Взять большой сельдерей с корнем, пропустить через мясорубку, отжать сок. Сок принимать внутрь по 2 столовой ложки 3 раза в день до еды. Из выжимок делать согревающие компрессы

5. Стеклянную или эмалированную посуду наполнить на 3/4 объёма ягодами красной бузины, залить спиртом. Через неделю этим лекарством смазывать на ночь больные места, делать компрессы

6. Свежую лебеду растолочь м смешать с мёдом — снимает подагрические боли. Помогает также и смесь из берёзовой золы с мочой и керосином

7. Запущенный полиартрит лечат тибетской баней. Роют яму глубиной 0,5-0,7 м. В ней жгут берёзовые дрова. На оставшиеся угли дрова подкладывают дважды. На образовавшийся слой углей уложить старые кости и дождаться, пока кости сгорят. Потом на пепел бросить сырые поленья, уложить толстым слоем хвою любых хвойных деревьев и усадить на эту хвою больного. Укрыть его (можно с головой) и распаривать, пока у целителя и больного хватит терпения. После процедуры больного хорошо укутать и уложить в тёплом месте на два часа. По истечении времени стереть влагу с тела и сделать общий массаж

8. Хороший эффект при лечении даёт мазь, которую готовят из свежего деревенского масла и берёзовых почек: масло положить в глиняный горшок слоями. На слой масла (1-1,5 см) кладут слой берёзовых почек такой же толщины. Горшок заполняется почти доверху. Потом его ставят на сутки в хорошо протопленную русскую печку. Из протомившихся почек выжать масло и добавить в него 7-8 г истолчённой в порошок камфары. Мазь хранить в холодном тёмном месте плотно закрытой. Растирать больные места перед сном

9.Белые скипидарные ванны
В эмалированной кастрюле растворить 30 г тёртого детского мыла в 550 мл воды, добавить 0,75 г аспирина (ацетилсалициловой кислоты) и кипятить на малом огне, помешивая деревянной ложкой. В горячую смесь добавить 0,5 кг живичного скипидара, всё перемешать. Эмульсию хранить в посуде с плотно закрытой крышкой. Продолжительность ванны 15 минут, температура воды 37-38°. Принимать два дня подряд, на третий — перерыв. Первые 20 ванн заливают эмульсией в возрастающем порядке: 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80 и 90 мл. Остальные ванны — по 30 мл эмульсии. Лечение очень эффективно

10. Пол-литровую банку (или бутылку) красных земляных червей залить водкой, чуть покрыв ею верхний слой. Посуду закрыть толстой тканью или бумагой и завязать. Неделю держать на солнце. Следует втирать настойку каждый вечер перед сном

11. Половину бутылки заполнить муравьями и залить водкой или спиртом, настаивать 10 дней в тёмном тёплом месте. Используется при ревматических болях, а также при простуде с насморком. Принимать 2 раза в день, по 0,5-1 чайной ложке

ПРИ ПЕРЕЛОМАХ КОСТЕЙ

Смесью цветов мать-и-мачехи, одуванчика, сирени и корня лопуха в равных частях заполняют 3/4 ёмкости и заливают водкой. Используется в качестве примочек и компрессов. Эта же настойка даёт положительный эффект при лечении пролежней, особенно хорошо лечит в сочетании с мумиё, для сращивания старческих переломов

РАДИКУЛИТ

1. Плоды конского каштана размельчить в порошок и в равной пропорции смешать с камфорным маслом и внутренним салом. Смесь намазать тонким слоем на ломтик чёрного хлеба и приложить к больному месту

2. Больное место намазать тонким слоем мёда и накрыть 1-2 слоями туалетной бумаги. Сверху поместить 2-3 горчичника, на них положить полиэтиленовую плёнку и всё укутать тёплым платком или одеялом. Время использования компресса — не более полутора часов. При болезненных ощущениях снять компресс раньше

3. Измельчённые на тёрке редьку или хрен накладывают на больное место. Чтобы несколько смягчить воздействие, можно добавить в массу сметану. Разбавленную можно использовать для детей

4. Настой из корней репейника на водке применяется для растирания и компрессов

5. Приготовить настой из чабреца, ромашки аптечной, зверобоя, цветов бузины чёрной. Делать на ночь горячие компрессы с укутыванием

ВЫСОКОЕ ДАВЛЕНИЕ

Смочить тряпочку яблочным или винным 5-6%-ным уксусом. Приложить к пяткам на 5-10 минут. Необходимо внимательно следить за уровнем давления. Когда давление нормализуется, процедуру прекратить

ОТЛОЖЕНИЕ СОЛЕЙ

Софора японская ликвидирует органические отложения. Софора растёт в Крыму, купить её можно на рынках. Она очищает кровь и лечит многие болезни, в том числе псориаз и красную волчанку.
50 г плодов или цветков софоры настаивают в течение месяца на 0,5 л водки. Пьют по 1 чайной ложке 3 раза в день. Тем, кто не употребляет водки, софору заваривать кипятком: столовая ложка на стакан кипятка. Ночь держать в термосе.

2. Омела белая помогает при неорганических отложениях солей. Омела растёт почти везде в средней полосе. Омелу надо размолоть в муку, одну чайную ложку (с верхом) залить стаканом кипятка в термос. Принимать по 2 столовой ложки маленькими глотками за 15-20 минут до еды.
Обе эти травы надо пить в течение 3-4 месяцев. Их сочетание приведёт к значительному очищению сосудов, сделает их мягкими, эластичными. Эти травы Л. Ким рекомендует пить всем, кому за 40

Во все времена существования Церкви Христовой, были святые врачи и целители — люди, лечившие призыванием имени Христа и Его благодатию и своими медицинскими знаниями, в том числе и в XX веке. Их медицинская специальность и светский авторитет не мешали им иметь крепкую и глубокую веру. Для них не существовало противоречия между наукой и религией, верой и опытом. Их жизненный пример призван послужить образцом служения Богу и людям для врачей нынешнего времени, задумывающихся о возвращении отечественных традиций российской медицины.

Молитвенное обращение к Святым врачам пусть да поможет вам, уважаемые доктора, в современном лечебном процессе и обретении своей дороги ко Христу.

  • Антипа священномученик(I в., 24 апреля) просил Бога о благодати лечить людей от зубной боли.
  • Алексий, Митрополит Московский(XIV в., 23 февраля ) еще при жизни исцелял от глазных болезней. Ему молятся для избавления от этого недуга.
  • Артемий праведный отрок (IV в., 6 июля, 4 ноября). Большую часть исцелений получили страждущие от болей в желудке, а также от грыжи. От мощей получали исцеление христиане при тяжелых болезнях.
  • Агапит Печерский(XI в., 14 июня). При лечении не требовал платы, потому прозван «врачом безмездным». Оказывал помощь болящим, в том числе безнадежным.
  • Александру Свирскому преподобному (XVI в., 12 сентября) был дан дар целительства — из двадцати трех его чудес, известных по житию, почти половина относится к исцелению парализованных больных. После его смерти этому святому молились о даровании детей-мальчиков.
  • Алипий Печерский преподобный (XII в., 30 августа) еще при жизни имел дар исцеления проказы.
  • Аниките мученику(IV в., 25 августа) дана благодать исцелять от недугов вообще.
  • Андрей Первозванный, много чудес совершил в городе Патры: слепые прозревали, больные исцелялись.
  • Андрей блаженный (X в., 23 октября), принявший на себя подвиг юродства, сподобился дара прозрения и целительства лишенных разума.
  • Антоний преподобный(IV в., 30 января) расстался с мирскими делами и вел в пустыне подвижническую жизнь в полном уединении. Ему следует молиться о покровительстве немощным.
  • Антоний, Евстафий и Иоанн Виленские (Литовские) мученики(XIV в., 27 апреля) приняли святое крещение от пресвитера Нестора, за что были подвергнуты пыткам — дело происходило в XIV веке. Молитва этим мученикам дает исцеление при болезнях ног.
  • Анастасия Узорешительница великомученица (IV в., 4 января), христианка-римлянка, сохранившая девственность в супружестве из-за мучавших ее болезней, помогает роженицам в разрешении от трудного бремени.
  • Борис и Глеб благоверные князья (в крещении Роман и Давид, XI в., 15 мая и 6 августа), первые русские мученики-страстотерпцы, постоянно оказывают молитвенную помощь родной земле и страждущим болезнями, особенно при болезнях ног.
  • Василий блаженный, Московский чудотворец (XVI в., 15 августа) помогал людям, проповедуя милосердие. Мощи Василия Блаженного в царствование Федора Иоанновича приносили чудо исцеления от болезней, особенно от глазных болезней.
  • Владимир равноапостольный князь (XI в., 28 июля) при мирской жизни почти ослеп, но после крещения выздоровел.Этому святому молятся для исцеления от глазных болезней.
  • Василий Новгородский (XIV в., 5 августа) — архипастырь, известный тем, что во время эпидемии сибирской язвы, также известной под названием черной смерти, выкосившей почти две трети жителей Пскова, пренебрег опасностью заражения и явился в Пскову спокоить и утешить жителей. Доверившись успокоению святителя, граждане смиренно стали дожидаться конца бедствия, которое вскоре действительно наступило. Мощи святителя Василия Новгородского находятся в Софийском соборе в Новгороде. Молитву святому Василию приносят для избавления от язвы.
  • Василию Новому преподобному (X в., 8 апреля) приносят молитву для исцеления от лихорадки.
  • Василию-исповеднику преподобному(VIII в., 13 марта), вместе с Прокопием Деканомитом, заключенному в темницу за иконопочитание, молятся для избавления от тяжелой одышки и вздутия живота.
  • Вит мученик (IV в., 29 мая, 28 июня) — святой, пострадавший во времена Диоклетиана. Ему молятся для избавления от падучей (эпилепсии).
  • Варваре великомученице (IV в., 17 декабря) молятся для спасения от тяжелых болезней.
  • Вонифатий мученик (III в., 3 января) при жизни страдал от пристрастия к пьянству, но исцелился сам. Ему молятся страждущие исцеления от страсти пьянства и от запоев.
  • Гурию Казанскому святителю (XVI в., 3 июля, 18 декабря) молятся для избавления от упорных головных болей.
  • Димитрию Солунскому великомученику (IV в., 8 ноября) молятся о прозрении от слепоты.
  • Дмитрию царевичу Угличскому и Московскому (XVI в., 29 мая) приносят молитву страдальцы для избавления от слепоты.
  • Димитрий Ростовский святитель (XVIII в., 4 октября) болел грудной болезнью и умер от этой болезни. После его смерти его нетленные мощи помогают страдальцам, изнемогающим особенно от грудной болезни.
  • Диомид мученик (III в., 29 августа) при жизни был врачевателем, бескорыстно помогавшим больным людям избавиться от недугов. Молитва этому угоднику поможет получить исцеление в болезненном состоянии.
  • Евдокия, княгиня Московская, преподобная (XV в., 20 июля), супруга Димитрия Донского, незадолго до кончины постриглась в монахини и получила в иночестве имя Евфросиния. Святой Евдокии молятся для избавления от паралича и о прозрении очей.
  • Евфимий Великий преподобный (V в., 2 февраля) молитвою исцелял больных, изгонял бесов. Ему молятся во время голода, а также при супружеской бездетности.
  • Зотик Сиротопитатель преподобный (IV в., 12 января) во время эпидемии проказы выкупал прокаженных, осужденных по приказу императора Константина на смерть утоплением, у стражников и содержал их в отдаленном месте. Тем самым он спасал обреченных от насильственной смерти. Святому Зотику молятся для исцеления заболевших проказой.
  • Захария и Елизавета праведные, родители святого Иоанна Предтечи(I в., 18 сентября), помогают страждущим в трудных родах.
  • Иона, митрополит Московский и всея Руси, святитель, чудотворец (XV в., 28 июня) при жизни имел дар исцелять зубную боль. Ему молятся для избавления от этой напасти.
  • Иоанн Предтеча (I в., 20 января, 7 июля) помогает при невыносимой головной боли.
  • Иаков Железноборовский(XVI в., 24 апреля и 18 мая) молятся об исцелении болезней ног и паралича.
  • Иоанн Дамаскин преподобный (VIII в., 17 декабря) по клевете был подвергнут отсекновению руки. Молитва его перед иконой Богоматери была услышана, и отсеченная рука его во сне срослась. В знак благодарности к Деве Марии Иоанн Дамаскин серебряное изображение руки привесил к иконе Божией матери, отчего икона получила название «Троеручица». Иоанну Дамаскину дана благодать оказывать помощь в болях рук и при увечье рук.
  • Иулиан Кеоманийский святитель (I в., 26 июля) еще при жизни исцелял и даже воскрешал младенцев. На иконе Иулиана изображают с младенцем на руках. Молитва святому Иулиану приносится при болезни младенца.
  • Ипатий Печерский преподобный(XIV в., 13 апреля) при жизни был целебником и особо помогал врачевать женские кровотечения. Ему же молятся и о материнском молоке для младенцев.
  • Иоанн Рыльский преподобный (XIII в., 1 ноября), болгарин, шестьдесят лет провел в уединении в пустыне Рыльской. Святому Иоанну Рыльскому молятся для исцеления от немоты и помощи детям, страдающим слабостью ума.
  • Иринарх, затворник Ростовский, преподобный (XVII в., 26 января). В затворе Иринарх проводил бессонные ночи, поэтому признано, что молитва святому Иринарху помогает при стойкой бессоннице.
  • Иоаким и Анна праведные, родители девы Марии (22 сентября), до старости не имели детей. Они дали обет, если появится ребенок — посвятить его Богу. Молитвы их были услышаны, и в преклонном возрасте у них родился ребенок — Пресвятая Дева Мария. Поэтому при супружеском бесплодии следует молитву обращать святым Иоакиму и Анне.
  • Косма и Дамиан бессребреники и чудотворцы (III в., 14 ноября), два брата изучили врачебное искусство и лечили, не требуя с больных платы, кроме веры в Иисуса Христа. Помогали во многих болезнях, лечили и глазные болезни, и оспу. Основная заповедь бессребреников: «Даром получили (от Бога) — даром и давайте!». Чудотворцы помогали не только больным людям, но врачевали и зверей. Молятся бессребреникам не только в случае болезней, но и о покровительстве вступающим в брак — чтобы брак был счастливым.
  • Кир и Иоанн бессребреники мученики(IV в., 13 февраля) при жизни врачевали бескорыстно разные болезни, в том числе оспу. Больные получали облегчение в недугах и чревных болезнях. Им следует читать молитву в болезненном состоянии вообще.
  • Ксения Петербургская блаженная (XVIII-XIX вв., 6 февраля) рано овдовела. Скорбя по мужу, раздала все имущество и приняла обет юродства Христа ради. Обладала даром прозорливости и чудотворения, особенно исцеления страждущих. Почиталась еще при жизни как целительница.
  • Лаврентий Римский мученик (III в., 23 августа) при жизни был наделен даром давать прозрение слепым людям, в том числе слепым от рождения. Ему следует молиться об исцелении от болезней глаз.
  • Лука апостол и евангелист (I в., 31 октября) изучал врачебное искусство и помогал людям в болезнях, особенно глазных.
  • Лука Крымский Симферопольский) (XX в.) является покровителем медицины и врачей, в первую очередь хирургов. Помогает больным и их близким при проведении сложных операций, для скорейшего выздоровления и для укрепления духа и веры. Известно не мало случаев чудесных исцелений в безнадежных, казалось бы, случаях.
  • Матрона Московская святая блаженная. Неисчислимые чудеса матушки Матроны, многочисленные свидетельства об оказанной помощи и исцелений стали поводом к прославлению блаженной Матроны, к причислению в 1998 году к лику святых. Сейчас святые мощи матушки Матроны покоятся в Москве в Покровском монастыре, куда стекается нескончаемый людской поток.
  • Моисей Мурин, преподобный, (IV в., 10 сентября) в мирской жизни жил далеко не праведно — был разбойником и запойным пьяницей. Затем принял иночество и жил вмонастырев Египте. Скончался мученической смертью 75 лет отроду. Ему молятся для избавления от страсти к алкоголю.
  • Мелания Римляныня преподобная (V в., 13 января) едва не умерла в мирской жизни от трудных родов. Ей молятся для благополучного разрешения от беремени.
  • Нектарий Эгинский (XX в., 9 ноября) почитается как прославленный чудотворец. По молитвам к нему люди получают помощь и исцеление, в особенности же помогает он страждущим онкологическими заболеваниями.
  • Никита, епископ Новгородский, святитель (XII в., 13 февраля). Прославился чудесами, особенно в прозрении слепых. Люди с плохим зрением могут получить помощь обращением к этому святому.
  • Пантелеймон великомученик и целитель (IV в., 9 августа) еще юношей изучил врачевание. Лечил бескорыстно именем Христа. Ему принадлежит чудо воскрешения мертвого ребенка, укушенного ядовитой змеей. Исцелял от различных болезней и взрослых, и детей, в том числе от чревных болей.
  • Пимен Печерский Многоболезненный, преподобный (XII в., 20 августа), с детства страдал различными болезнями и только в конце жизни получил исцеление от недугов. Преподобному Пимену молятся от исцеления от длительного болезненного состояния.
  • Прокл мученик (II в., 25 июля) считался врачевателем глазных болезней. Прокловой росой врачуют глазные болезни и изводят очный призор.
  • Параскева Пятница мученица (III в., 10 ноября) считается целительницей разных недугов, особенно болезней глаз. Также излечивает болезни головы, мигрени.
  • Симеон Верхотурский праведный (XVIII в., 25 сентября) лечил от продолжительной слепоты, являясь больным во сне. Также к его помощи прибегали в болезнях ног — сам святой совершил пеший переход из России в Сибирь при больных ногах.
  • Симеон Богоприимец праведный(16 февраля) на сороковой день от Рождества Христова принял в храме младенца Христа от Девы Марии с радостью и воззвал: «Ныне, Владыка, отпускаешь раба твоего с миром по слову Твоему». Ему было обещано упокоение, после того как он примет на руки святого младенца. Праведному Симеону молятся об исцелении больных детей и покровительстве здоровым.
  • Серафим Саровский преподобный (XIX в., 15 января и 1 августа) взял на себя подвиг стоянничества: каждую ночь он молился в лесу, стоя на огромном камне с воздетыми руками. Днем молился в келье или на небольшом камне. Питался скудной пищей, изнуряя плоть. После откровения Божьей Матери начал врачевать страждущих, особенно помогал людям с больными ногами.
  • Сергий Радонежский преподобный(XIV в., 8 октября) Молитва к святому Сергию исцеляет от «сорока недугов».
  • Спиридон Тримифунтский чудотворец, епископ, святитель (IV в., 25 декабря), еще при жизни исцелял больных. Молитва этому святому может дать помощь в разных болезненных состояниях.
  • Сисиний мученик (III в., 6 декабря) был епископом в городе Кизине. Подвергнут гонениям при Диоклетиане. Мученику Сисинию Бог даровал возможность исцелять больных лихорадкой.
  • Тарасий, епископ Константинопольский, святитель (IX в., 9 марта), был защитником сирот, обиженных, несчастных и обладал даром исцеления больных.
  • Трифон мученик (III в., 14 февраля) за свою светлую жизнь был удостоен еще в отрочестве благодатью исцеления больных. В числе прочих напастей святой Трифон избавлял страждущих от храпа.
  • Феодор Студит, преподобный (IX в., 24 ноября), при жизни страдал болезнями желудка. После смерти от его иконы многие больные получили исцеление не только от болей в желудке, но и от других чревных болезней.
  • Ферапонт Монзенский, преподобный(XVI в., 25 декабря). От этого святого получают исцеление при глазных болезнях. Известно, например, что старец Прокопий, с детства болевший глазами и почти слепой, прозрел у гроба Ферапонта.
  • Флор и Лавр мученики (II в., 31 августа) жили в Иллирии. Братья-каменотесы были очень близки друг другу по духу. Вначале они страдали страстью пьянства и запоя, затем они приняли христианскую веру и избавились от недуга. За свою веру они приняли мученическую смерть: их бросили в колодец и заживо засыпали землей. Еще при жизни Бог даровал им способность к целительству от разных болезней и от запоев.
  • Фомаида Египетская мученица (V в., 26 апреля) предпочла смерть супружеской неверности. Опасающиеся насилия молятся святой Фомаиде, и она помогает в сохранении целомудрия.
  • Харлампий священномученик (III в., 23 февраля) считается целителем от всех болезней. Он пострадал за христианскую веру в 202 году. Ему было 115 лет, когда он исцелял не только обычные болезни, но и чуму. Перед смертью Харлампий молился о том, чтобы его мощи предотвращали чуму и исцеляли болящих.
  • На иконе Собор двенадцати святых целителей изображены Св. чудотворцы.

    Эти святые объединены в единый чин — все они связаны с безмездным даром исцелений, который Бог подавал через них. Большая часть перечисленных святых до своего обращения к Богу были врачами и, уверовав во Христа, продолжали оказывать помощь больным. Но лечили они уже не только и не столько своим врачебным искусством, сколько призыванием имени Божия, молитвой, помазанием освященным елеем, окроплением святой водой. За исцеления платы не взимали, за что и были названы бессребрениками или безмездниками. Телесные исцеления больных были связаны с их уверованием во Христа.

  • На иконе Собор русских целителей изображены Целители, врачи безмездные и чудотворцы, в земле Российской просиявшие. В христианском понимании «целитель» (целебник) — это личность, которая исцеляет, избавляет от болезней чудесным образом, при помощи благодати Божией. Эти врачи обладали необыкновенным врачебным искусством, которое не поддавалось объяснению с точки зрения формальной логики.
  • Многие святые целители именуются также врачами-безсребрениками, так как они безвозмездно, то есть, без всякой оплаты, врачевали болезни людей, стараясь, в то же время, исправить их нравственность и наставить на путь добродетели.