Национализм в Германии

Национальная идея и национализм в Германии XIX век

Национализм и национальная идея в XIX веке – совершенно новое явление для европейской общественной жизни. Уже тогда, благодаря социальным изменениям, волнениям, революциям, протестам оплот старого порядка рушился – шел процесс крушения монархий, монархий, которым власть давалась богом через церемонию миропомазания во время коронации. Но об этом сейчас говорить много не стоит, особенно автору этих строк. В любом случае европейская общественность и политики задумались о том, что нужно создать новый фактор, объединяющий народы и на первый план выходит национальная идея, но появляется и фактор, который выходит за рамки – национализм.
Если давать определения двум терминам, то уже в них проявляется разница значений. Национализм – идея о том, что нация является основой государственности, нередко национализм являет идею о величии одной нации над другой/другими. Конечно, в данной связи уместно вспомнить о А. Гитлере, который в XX веке возвел фашизм, имевший свои корни в Италии, в рамки государственной идеологии Германии. Но это XX век, который не просто изменил, он до неузнаваемости изменил и сломал все то, что создавалось веками. А что же такое национальная идея – объединение всех факторов существования того или иного народа и общая линия, которой должен следовать народ и смысл его существования. Были ли подобные вопросы в XIX веке? Были ли они также остры в XIX веке, как и в XX? И в чем заключалась их разница и где проходила между ними граница?
На эти вопросы можно ответить устоявшимся выражением: смотря где. Действительно, подобные вопросы были тогда совершенно новыми и очень трудно определить, где и что было. Как нам кажется, наиболее ярко выраженной страной для проявления подобных процессов была Австрийская Империя, в 1867 году ставшая Австро-Венгрией, но далеко не она одна. Северный сосед Австро-Венгрии – с 1871 года Германская Империя, а до этого постоянно сменяющие друг друга союзы. К этой стране очень редко относят свой взгляд историки, которые так или иначе пытаются разобраться в перипетиях и противоречиях вопросов национальной идеи и национализма.
Созданное в 1806 году Австрийское государство, это государство фактически наследовало то, что было «наработано» веками Священной Римской Империей германской нации. Что же это было за государство? Интересно то, что как и многие историки, так многие общественные деятели до сих пор не могут сказать, что такое Священная Римская Империя. По нашему мнению, это государство государств. Да, единое формально, оно представляло собой целую плеяду государств (курфюрстшеств, герцогств, княжеств и т.д.), которые были и большие и маленькие по размерам, в тоже время сильной либо слабой государственной властью. Что же связывало эти многочисленные государства между собой? Как ни странно семья, да семья. Переплетенные между собой династическими браками, подчас очень близкими, правящие фамилии этих государств были прочно увязаны друг с другом. С началом известных на весь мир Наполеоновских войн по сути своей внутреннее положение правящих фамилий не изменилось: кто-то получил новые титулы, кто-то земли. Но случилась одна очень важная вещь – пусть и формально, но Священная Римская Империя германской нации в августе 1806 года исчезла с карты Европы. Династия Габсбургов получила фактическую власть над территорией Австрии, Венгрии, Богемии (ныне Чехии), Словакии, Ломбардо-Венецианскиго королевства, Галиции, Трансильвании и др. Т.е. Габсбурги возглавили государство Центральной Европы, народы, которые не были способны спокойно жить вместе только под власть Габсбургов. Да, народы из-за особенностей менталитета, религиозной окраски были разные, но так или иначе эти народы пусть не надолго, но объединились в Австрийскую империю. А что же получил другой осколок Священной Римской Империи?
К сожалению, Германия, а точнее германские государства не создали такого же крепкого государственного организма, каким была Австрийская империя, не смотря на ее внутренние проблемы. Северная Германия вновь стала частью конфедерации, сначала Рейнского союза. Просуществовавший оставшийся период Наполеоновских войн его нельзя назвать в полной мере немецким союзом, ведь на протяжении 1806-1813гг. его протектором был диктатор и император Первой Французской империи Наполеон I, поэтому нельзя в полной мере говорить о нем, как о союзе с целью создания единого германского государства. После поражения Наполеона I Бонапарта на политической карте Европы появляется новый союз – Германский. Время его существования было несравнимо больше, чем Рейнского союза: с 1813 по 1866гг. Главный орган конфедерации был расположен во Франкфурте-на-Майне в виде Союзного сейма. По своему устройству германские государства были однотипны: в каждом государстве существовал ландтаг – местный парламент. При этом заметим, что председательствовали в Германском союзе на всем протяжении его существования представители династии Габсбургов – Франц I (II), Фердинанд I и Франц-Иосиф I. Также отметим, что не все территории Германии входили в данный союз: не вошли в состав восток Пруссии, Венгрия, Словакия и другие территории Австрийской Империи. Гегемонами в данном союзе были Австрийская Империя под главенством династии Габсбургов и Королевство Пруссия под главенством династии Гогенцоллернов.
Шло время, а в политических кругах Пруссии стала подниматься звезда Отто фон Бисмарка. Поистине человек великого масштаба, прагматика, чрезвычайно целеустремленного. О его политических деяниях можно говорить много, но отметим наиболее важные вещи в контексте темы. Он был назначен на пост министра-президента Пруссии в 1862 году. Его сувереном был король Вильгельм I, ставший королем за год до назначения Бисмарка премьер-министром. Разумеется, оба эти политика прекрасно понимали важность объединения Германии и естественно стремились содействовать этому, но под главенством Пруссии.
На самом деле в вопросе объединения Германии следует сказать о двух концепциях (даже вернее путях) объединения страны. Первым путем был т.н. «Великогерманский путь», который ставил своей задачей объединение Германии под главенством Австрийской Империи. И вот уже здесь мы сталкиваемся с проблемой национализма. Националисты Германии полагали, что в случае реализации подобного сценария единая Германия не будет Германией в национальном смысле. Ведь в состав Австрийской Империи входили многие народы: от итальянцев на западе страны до румын на востоке. К счастью для националистов, созванное в 1848 году во Франкфурте-на-Майне национальное собрание отказалось от реализации данного проекта, но не стоит забывать и революционный дух данного парламента. Он был созван во времена европейских революций 1848-1849гг. При этом важно заметить, что по своей сути это был первый полноценный германский парламент, в котором присутствовали делегаты от всех германских земель. В ходе его работы был разработан и проект конституции, который фактически был готов установить Германскую империю уже тогда, императорскую корону при этом должен был принять на себя король Пруссии Фридрих-Вильгельм IV. Однако, данный вариант не был реализован из-за несогласия наиболее крупных и весомых по значению делегаций от Пруссии, Австрии, Саксонии, Баварии и Ганновера. Почему именно их? Относительно Пруссии и Австрии говорить не будем, а остальные по своему статусу были королевствами, причем Бавария в лице Виттельсбахов в европейской политике того времени была очень важным игроком, а Ганновер был союзником Великобритании (по родственным связям). Вторым путем являлся «Малогерманский путь». Данная концепция давала для националистов повод успокоиться, ведь в случае его реализации Германия объединится под главенством Пруссии и без включения в состав нового государства Австрийской империи. Этому пути последовали и Отто фон Бисмарк вместе со своим сюзереном.
Таким образом, в данный момент мы определились с главным вопросом – определение роли национализма в вопросе объединения Германии, а что же было национальной идеей – само объединение, но всех ли участников устраивал именно второй путь объединения? Как оказалось, нет, но об этом чуть позже.
На самом деле именно Отто фон Бисмарк станет одним из главных проводников политики объединения Германии, но не стоит думать, как делают некоторые историки, что он делал это сам и лишь его собственные амбиции способствовали этому. Совсем нет. Вильгельм I во всем всячески поддерживал Бисмарка и неудивительно, что до конца своего правления он так и не назначит другого главу своего кабинета и в будущем кабинета всей Германии.
Главными вехами по объединению Германию были несколько войн: датская 1864г., австро-прусская 1866г. и франко-прусская 1870-1871гг. Не стоит вдаваться в ход военных действий, отметим самое главное. Датская война 1864г. состоялась из-за проблем, связанных с герцогствами Шлезвиг и Гольштейн, которые находились в личной унии с Данией. В ходе военных действий вооруженные силы Дании потерпели сокрушительное поражение, а Шлезвиг и Гольштейн на основании Венского мира 1864г. были присоединены к Пруссии, а если точнее, то Шлезвиг перешел под контроль Пруссии, Гольштейн под контроль Австрии. Уже тогда стало понятно движение прусского руководства и его цели. Военные действия с Австрией в 1866г. носили фактически односторонний характер. Единственное крупное столкновение австро-прусской войны битва при Садовой, закончившаяся полный поражением австрияков, фактически поставила Австрию на путь мирного урегулирования вопроса и тем самым Австрия вышла из гонки и потеряла пальму первенства в возможности объединить Германию под своим главенством. Ее союзником в войне стало Королевство Ганновер, которое, однако, было стремительно аннексировано Пруссией и прекратило свое существование.
Следующая война, получившая название франко-прусской 1870-1871гг. стала фактически развязкой для создания объединенной Германии, однако ей предшествовал Люксембургский кризис 1866-1867гг. Вызван он был рядом причин: желанием продать Люксембург Королем Нидерландов Виллемом (Вильгельмом) III по ряду личных и экономических причин Нидерландов, к этому примешался и конец существования Германского союза. Здесь свою немаловажную роль также сыграл Отто фон Бисмарк. Желание Наполеона III, правившего в то время во Франции, поднять свой авторитет в Европе, тоже было одной из причин данного кризиса. Его авторитету вредили внешнеполитические действия Франции в то время. В 1863-1867гг. Наполеоном III была предпринята попытка создания Мексиканской империи, во главе которой он поставил Эрцгерцога Австрийского Максимилиана, младшего брата Австрийского императора Франца-Иосифа I. После убийства Максимилиана I, который все же был коронован как Император Мексики, и поражения вооруженных сил Франции в данной авантюре, и не столь высокий авторитет Французского императора упал ниже возможного. Попытка удачно для Франции решить вопрос с Люксембургом привела к большому дипломатическому поражению Второй империи. Наполеон III по люксембургскому вопросу вел переговоры непосредственно с Отто фон Бисмарком, который разными средствами не давал возможности французскому императору непосредственно общаться с прусским монархом. После заключения Пражского мира 1866г. между Австрией и Пруссией Германский союз фактически распался и на его основе 1 июля 1866г. был создан Северогерманский союз. По конституции это было уже крепкое государственное образование, которое фактически могло передаваться по наследству королем Вильгельмом I своим преемникам. Люксембургский кризис 1866-1867гг. был преддверием франко-прусской войны, когда и в первом, и во втором событиях победа была одержана Пруссией, и оставалось лишь формально объявить об объединении Германии, что и было сделано 18 января 1871г. в Версальском дворце под Парижем, в покоренной Франции. Была не только провозглашена Германская империя, но и Европа избавилась от нелюбимого ею Наполеона III. Австрийцы можно сказать тоже отомстили племяннику Наполеона I за его авантюру в Мексике. Первым германским императором стал Вильгельм I, бывший до этого и оставшийся после этого королем Пруссии. В последствие германский трон будет переходить потомкам Вильгельма I вплоть до 1918 года. По своему внутреннему устройству Германская империя напоминала предшествующее деление времен союза: множество мелких государств-монархий во главе со своими правителями были объединены под главенством крупнейшего из королевств. Рейхстаг стал единым парламентом для всей страны, в котором были представлены все ее земли. Таким образом, после долгого времени разрозненности Германия наконец объединилась в единое государство Германская империя, получившая название Второй Рейх (Вторая Империя).
Итак, теперь стоит подытожить отчасти разрозненные факты. Главная национальная идея Германии XIX века – единство, стремление к созданию единого германского государства с сильной властью, представительство в едином парламенте (рейхстаге) всех германских земель. Национализм мы смогли в это время разглядеть лишь в проблеме выбора пути объединения Германии. Где же проходить граница между национальной идеей и национализмом на примере Германии? Исключительно в том, чтобы в составе единой Германии были лишь немцы и не более того. Действительно, мы уже не раз говорили, но повторимся, Австрийская Империя была слишком многонациональна и именно за это ухватились те, кто хотел видеть Германию истинно германской, даже не смотря на всю абсурдность данной фразы. Но была ли до конца реализована данная идея? Фактически да, потому что в состав Германской империи вошли все те, кто являлся немцем по рождению: баварцы, саксонцы, вюртембержцы, пруссаки и т.д. – все эти народы составляли немцев. Чтобы было более понятно, вспомним идею народности из знаменитой триады Уварова. В состав русской народности входили великороссы, малороссы и белороссы, — они и составляли ее. Фактически отечественный пример ярко иллюстрирует и доказывает подобную логику в Германии XIX века.
Таким образом, отметим, что действительно проблема национализма была довольно нова для Европы, но для Германии она была спасением и одним из основных средств для реализации идеи создания единого государства. Мы убедились также в том, что граница между национальной идеей и национализмом является крайне зыбкой, но для Германии она такова: единая Германия в лице германской нации – именно так, по нашему мнению, можно сформулировать весь процесс объединения Германии, проходивший в XIX веке и приведший к образованию Германской империи в 1871 году.

РОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ГЕРМАНСКОГО НАЦИОНАЛИЗМА

Эпоха французской революции и Наполеоновских войн стала и временем рождения германского национализма, тогда как «Германии» еще не было ни в политическом, ни в географическом смысле. Национализм вырос на почве общего глубокого кризиса и заимствовал важные социально-политические функции. Что же делало национализм необычайно притягательным?

Он предложил новые, современные основы легитимации власти, наиболее радикальной из которых стал принцип народного суверенитета, на базе последнего были созданы США.

В начале XIX в. многие немцы ощутили то, что сегодня называют кризисом интеграции, т. е. адаптации к новым условиям. В этом смысле национализм как бы занял прежнее место церкви, придавая жизни смысл и заменяя прежние церковные или территориальные исторические традиции. Он создавал новую идентичность, которую почти полностью уничтожила четвертьвековая эпоха революций и войн. В результате возник своего рода социально-психологический вакуум или, говоря словами Зигмунда Фрейда, глубокий «психоневроз».

Первыми носителями национализма стали интеллектуалы, остро ощущающие потребность в новой ориентации и новой идентичности, особенно после краха «Священной империи». При этом в немецком, как и в любом другом, национализме воедино слились два идейных направления. С одной стороны, миф о грандиозном прошлом, истолкованном с национальных позиций, с другой — миф о национальном возрождении и об уготованном немецкой нации блестящем будущем. «Немецкая нация» и «немецкий народ» стали потенциально могучими историческими силами, хотя еще на рубеже XVIII–XIX вв. они существовали только в политических фантазиях узкого круга интеллигенции. Совсем неслучайно, что этот круг образовывали прежде всего протестантские теологи, историки, писатели, чиновники, учителя. Они были свободны от церковных догм и помещали в центр своей псевдорелигии нацию, а это, в конце концов, привело к тому, что национализм приобрел черты «политической религии».

Ранний немецкий национализм являлся либеральной и оппозиционной по отношению к «старому порядку» идеологией. Он стремился подчинить власть монархов в отдельных германских государствах интересам нации, ликвидировать дворянские привилегии, устранить сословное неравенство вообще. Центральной фигурой становился отныне не покорный «подданный», понятие, которое националисты вслед за видным романистом Христофом Виландом (1733–1813) презрительно называли «дурно звучащим и неприличным», а активный гражданин государства. У него должна была быть либо собственность, либо образование, на основе которых он мог содействовать делу нации. Поэтому национализм имел ясно выраженные модернизаторские черты.

На первом этапе своего развития, с 80-х гг. XVIII в. до 1820 г., он носил интеллектуально-элитарный характер и был представлен малочисленной группой. Массовым движением национализм становится только во время революции 1848 г., прежде всего благодаря распространению и воздействию прессы, а также резко выросшей социальной мобильности. Велика была в этом роль транспорта, который изменил прежние представления о времени и пространстве.

Поскольку носителем национализма была образованная элита, которая не вписывалась в позднесословное общество, то ее представителей в каком-то смысле можно считать маргиналами, увидевшими окружающий мир другими глазами. Отсюда понятно, что для властей либеральный национализм являлся угрозой и даже подрывным элементом.

С 1819 г. национализм подвергался постоянным репрессиям и преследованиям. Тем не менее с конца 1820-х гг. он совершил мощный рывок вперед. Почему это произошло?

В общественно-политическом плане либеральный национализм вызывал все больше симпатий. Германский союз в глазах либералов и демократов являлся прежде всего органом и орудием репрессий. Они связывали свои надежды на лучшее будущее со свободным конституционным национальным государством. Большую роль в укреплении национальной идеи сыграл Рейнский кризис 1840 г., когда Франция, потерпев неудачу в Египте, обратила свои взоры на Рейн. Именно тогда Август Хофман фон Фаллерслебен пишет текст знаменитой «Песни немцев» с ее известнейшей, но совершенно неверно толкуемой строкой: «Германия, Германия, превыше всего…»

У раннего немецкого национализма к требованию единства с самого начала примешивалось хотя еще смутно выраженное, но тем не менее весьма сильное сознание особого предназначения немцев. С этой точки зрения объединенная Германия, развив свои неисчислимые и еще никогда не использованные силы, сможет стать ангелом-хранителем всего человечества. Тогдашняя немецкая реальность представляла собой жалкое зрелище. Отсюда немецкие националисты вдохновлялись не ею, а силами души, эмоциями и фантазией. Чарующая утопия охватывающего весь мир национального призвания являлась своеобразной компенсацией за удручающую современность. Так, один из ранних немецких романтиков и националистов, мыслитель и литератор Фридрих Шлегель уверенно высказывал такой прогноз спустя 11 лет после Французской революции:

Угас Европы дух бесследно, Но бьет в Германии родник. И наши армии победно Сразят французов в этот миг. (Пер. мой. — АП.)

Поборники национализма усматривали основу преодоления всех трудностей в создании немецкого национального государства, в единении всей германской народности. В этот же ряд входили имперская мифология и призыв к возрождению империи. Присущее национализму мессианское сознание и вера в избранность, превращение национализма в религию, ядовитая ксенофобия и упования на «немецкого Наполеона», который железной рукой сотворит единое национальное государство, соединились во взрывоопасную идеологическую смесь. Прозорливо писал в 1848 г. консервативный австрийский писатель Франц Грильпарцер, что «путь современного человечества начинается с гуманизма, проходит через национализм и заканчивается зверством».

Но не надо забывать и о том, что ранний немецкий национализм не только требовал единого сильного государства, но и боролся против монархической автократии и сепаратистского дворянства, выступал за участие граждан в исполнении политической власти и за устроенное в интересах народа общество. Гуманный, просвещенный, космополитический аспект этого национализма полностью отвечал традициям и образу мышления образованных слоев немецкого общества, из которых и происходили его главные представители.

Немецкий национализм так и не сумел разрешить коренное противоречие, которое кажется вообще неразрешимым. С одной стороны, объединенным в единую нацию и государство немцам уготовано более высокое призвание, чем остальным народам. С другой, они должны не замыкаться в рамках своего национального эгоизма, а отдать все свои дарования на благо человечества. Страстный поборник национализма и вообще «первый политический проповедник большого масштаба», берлинский теолог и философ Фридрих Шлейермахер подкреплял требование единства национализма и космополитизма словами пророков Ветхого Завета: «Так хочет Бог».

Чем объясняется рекордный рост популярности националистов в Германии

Сразу после выборов Социал-демократическая партия Германии (СДПГ) заявила, что ни о какой коалиции с ХДС/ХСС речи быть не может. Тогда Меркель обратилась в сторону единственной возможной комбинации — коалиция ХДС/ХСС, Свободной демократической партии (СвДП) и «зеленых». У канцлера ничего не вышло.

И тогда на арену снова вышла СДПГ. На прошлой неделе соцдемы и правоцентристы ХДС/ХСС распределили между собой министерские портфели. Иными словами, СДПГ «погналась за портфелями» вопреки своему обещанию оставаться в оппозиции Меркель. И поплатилась за это: под давлением левого крыла СДПГ в отставку ушел лидер партии Мартин Шульц, а и без того низкий рейтинг соцдемов рухнул до 15,5%.

Новый лидер для лидера

В то время, как социал-демократы приступили к голосованию по коалиции с блоком Меркель (результаты станут известны 4 марта), ХДС готовится к смене руководителя. Ангела Меркель выдвинула на должность генсека Аннегрет Крамп-Карренбауэр — премьера федеральной земли Саар. Нынешний генсек Петер Таубер выразил желание покинуть свой пост на фоне критики в его адрес за просчеты в предвыборной кампании 2017 года.

Безусловно, ХДС/ХСС — лидирующая политическая сила ФРГ. Но до показателей лета 2017 года, когда блок пользовался популярностью у 40% избирателей, еще далеко. Основные причины — провал переговоров с «зелеными» и СвДП в ноябре прошлого года, относительный провал на выборах в Бундестаг и политика партии по отношению к мигрантам, которую правые силы считают слишком мягкой.

Временная «Альтернатива»

Несмотря на то, что АдГ сегодня — вторая по популярности партия в Германии, выводы о том, что правые становятся по-настоящему народной партией, делать еще рано. Такое мнение в интервью ТАСС озвучил руководитель Центра германских исследований Института Европы РАН Владислав Белов.

В Дрездене объявили «нацистскую чрезвычайную ситуацию»

Городской совет Дрездена принял резолюцию о «нацистской чрезвычайной ситуации» под названием Nazinotstand — «НацизмуНеМесто», задачей которой является противодействие нацизму.

Реклама

Резолюция была принята 39 голосами против 29. Воздержались от голосования члены правящей партии христианских демократов, назвав резолюцию «актом политического символизма».

Член госсовета Макс Ашенбах — автор инициативы — заявил, что причиной для создания резолюции стала его обеспокоенность популярностью правых взглядов в городе. Такие настроения ставят городское сообщество под угрозу, приводит слова политика MDR.

Ашенбах отметил, что, по его мнению, политики недостаточно дистанцировались от неонацизма.

«Мое предложение было попыткой изменить эту ситуацию. Я также хотел на голосовании узнать, что за люди заседают в совете вместе со мной», — сказал он. По словам Ашенбаха,

Nazinotstand будет действовать подобно режиму чрезвычайной ситуации. Резолюция предполагает, что городу нужно объединиться в помощи жертвам неонацистского насилия и защитить меньшинства от экстремистских ультраправых действий.

«Нацизму в Германии действительно не место, это абсолютное табу в общественном мировоззрении, и все, кто это пытаются поставить это под сомнение, я думаю, просто пиарятся. Невозможно, чтобы в Германии возродился нацизм», — сказала в беседе с «Газетой.Ru» доцент истфака МГУ, кандидат исторических наук Татьяна Тимофеева.

Она отметила, что

общество глубоко пересмотрело события середины прошлого столетия, а неонацистские настроения сейчас в основном демонстрируют молодые люди «из низов».

«Поскольку имела место глубокая переработка прошлого, признание коллективной вины. И даже если там какие-то молодые люди из низовых рядов, потому что в верхах там достаточно разумные персонажи, я думаю, что власти действительно будут за этим следить. И именно нацизм — именно в Германии — не имеет никаких шансов», — добавила доцент.

Аргументы в пользу того, что неонацисты в Германии мирно сосуществуют с остальным населением страны, разбиваются о статистику преступлений на национальной почве. В 2015 году неонацисты совершили 13 тыс. преступлений, что на 30% больше, чем годом ранее. В 2016 году — уже 23,5 тыс.

Сегодняшние ультраправые группировки частично разделяют взгляды Национал-социалистической немецкой рабочей партии (НСДАП), которая проводила политику целенаправленного уничтожения наций, считавшихся отсталыми с точки зрения расовой теории Ганса Гюнтера. Стоит отметить, что пропаганда фашизма и нацистской символики запрещена в России.

Основные идеи немецких неонацистов — защита прав этнических немцев и борьба против исламизации. Ультраправые в своей пропаганде затрагивают и немецкую экономику, в частности, ими осуждается принцип приема на предприятия «работников напрокат» (Leiharbeiter), которым активно пользуются мигранты и который крайне невыгоден для немцев, повышение пенсионного возраста и выделение больших средств на содержание беженцев.

Рост ультраправых настроений в Германии сейчас нередко связывают с миграционным кризисом 2015–2016 годов, однако активная — в том числе преступная — деятельность неонацистов в стране началась гораздо раньше.

Неонацисты уже давно ведут борьбу с иммигрантами из стран Восточной Европы, Азии и Африки, устраивая массовые беспорядки. Так, в 1991 году неонацистами были развязаны драки с иммигрантами в городах, расположенных неподалеку от границы с Польшей, в 1992 году НС-скинхеды организовали нападение в Ростоке, а затем в Мельне. Самым крупным неонацистским преступлением стал поджог дома в Золингене в 1993 году, когда погибли две женщины и три девушки из турецкой семьи.

Дрезден имеет особое значение для правых. В начале 2000-х годов неонацисты стали ежегодно проводить демонстрации 13 февраля — в день бомбардировок города во Второй мировой войне.

2015 год стал очередным витком возмущения по отношению к мигрантам, поскольку в Европу прибыли беженцы с Ближнего Востока. Тогда федеральное правительство обвинило ультраправых в эскалациях и провокациях.

Однако, согласно статистике уголовной полиции Германии за 2017 год, почти 40% подозреваемых в преступлениях — именно приезжие.