Наука о мире

Соответствие «шестоднева» положениям современных наук.

Результат того, о чем говорил Моисей в своей картине происхождения мира, явно является результатом откровения. Человек той культуры, того уровня научных знаний не мог сказать ничего, что было бы интересно современному человеку — человеку после создания теории относительности, квантовой механики, теории эволюции и прочего…

Что значит шесть дней? Нельзя слишком многого требовать от Моисея. Мы не должны говорить, что если мы не видим здесь уравнения теории относительности, то это значит, что об этом нельзя разговаривать. Моисей бы ничего не понял из такого откровения. Поэтому Бог открывался ему именно на понятном ему языке. Он записал так, как он мог это понять. Или можно представить, что Моисею открывалась некоторая картина. Он ее видел со стороны – откровение сотворения мира. Ну, как бы в кино. Он это видит и записывает по памяти то, что он видел.

Сопоставив эти две концепции, именно так можно понимать шесть дней творения. Шесть дней на горе Синай перед Моисеем развертывались эти картины. В первый день – сотворение неба и земли. Во второй день – отделение неба от земли и т.д. Эта концепция не самая распространенная, но она тоже существует. Шесть дней творения – это шесть дней откровения Моисею.

Наиболее распространенная концепция, согласно которой шесть дней – это шесть этапов. Ибо сказано в книге Бытия, в книге Иисуса Навина, в псалмах, что для Бога один день, что тысяча лет. Тем более что слово «день», которое мы переводим на русский язык как некоторые сутки, на древнееврейском понимается как (по-гречески «эон») некоторая вечность, некоторый огромный промежуток времени, т.е. шесть дней принято понимать как шесть огромных периодов времени. Такая точка зрения является наиболее распространенной. Хотя есть и такая более радикальная, фундаменталистская точка зрения, распространенная среди протестантов, но встречающаяся и среди православных. шесть дней – это именно шесть дней. Для Бога нет ничего невозможного. Мир был сотворен именно в шесть дней.

В первый день творится небо и земля, и свет. Во второй день твердь посреди воды, которая отделяет воду от воды и является суша. Затем в третий день производится зелень, трава, сеющая семя, дерево плодовитое и т.д. В четвертый день производятся светила на тверди небесной для отделения дня от ночи и для знамений, и для управления ночью и днем. В пятый день творятся живые существа. И в шестой день творится человек. Вот какой порядок мы наблюдаем задолго до космогонических теорий Лапласа, до теории эволюции Дарвина. Моисей высказал порядок, совершенно разделяемый современной наукой. Ни один из ученых никогда не говорил в то время именно так – в начале материальный мир, потом растения, потом животные, потом человек. Мы с вами можем предположить, что Моисей, видимо, был супергениальным ученым на уровне Лапласа, Эйнштейна и Дарвина одновременно, что, простите, просто невозможно за 2000 лет до нас. Что касается первого дня, в который творится небо и земля, то здесь есть общехристианское понимание этого. Небо – это мир духовный, мир ангельский, мир духовных сущностей. Земля – это мир материальный. И далее говорится везде о мире земном: отделение земли от воды и т.д. О мире ангельском не говорится, говорится только лишь о мире материальном. Земля же была безвидна и пуста. И тьма над бездною. И Дух Божий носился над водой. Удивляет то, что современные материалистические ученые не замечают в своих теориях вопиющего противоречия: говорят о возникновении Вселенной, о возрасте Земли, о времени появления жизни и одновременно говорят о вечности мира. Как сопоставить, извините, эти два положения? Если мы говорим о вечности мира, то на основании чего мы говорим о времени Земли, о возрасте Вселенной, о времени появления жизни? Ведь мир вечен, и жизнь должна быть вечной. Хорошо! На это утверждают, что Вселенная вечна, но звезды в ней и солнечные системы различные, и планеты возникают и исчезают. И сказал Бог: «Да будет свет!» Знаменитая фраза, самая знаменитая. Как ее только не пародируют! Почему свет? Как говорит современная наука о возникновении мира? Еще одно отступление – возникновение мира. Сейчас наиболее распространенной является концепция «Большого взрыва», и тем самым современной наукой признается возникновение мира из некоего первоначального сгустка материи. Концепция «Большого взрыва» признается потому, что она получила экспериментальное подтверждение. Этим подтверждением являются два знаменитых открытия — красное смещение и реликтовое излучение, т.е. тот самый фон, который остался от того самого огромного по энергии «Большого взрыва», который до сих пор как бы гуляет по нашей Вселенной. Это все экспериментально обнаружено. Есть другие способы объяснения этого, но, тем не менее, большинство ученых-физиков мира признаются в существовании именно «Большого взрыва».

«Большой взрыв» был результатом взрыва некоего сгустка материи – распадения на некоторые части, из которых образовались галактики, разлетающиеся друг от друга с огромной скоростью в разные стороны. Что такое сгусток материи, и какова его плотность? Сгусток материи, который содержал в себе все, чисто практически, конечно же, был огромным веществом огромной массы, фактически бесконечной. Бесконечной, но содержащейся в ограниченном объеме. Какова была плотность такого вещества? Также была бесконечной. А если плотность бесконечна, то будем считать – объем его равен нулю, просто исходя из элементарных соображений. Что такое вещество с объемом равным нулю? Это небытие – то, что не существует.

Таким образом, наука не противоречит фундаментальному тезису Библии о сотворении мира из небытия. Что согласно физической теории, происходит на первом этапе? Есть различные книги, которые повествуют о механизме этих первых мгновений: «Первые три минуты», «Суперсила» и другие книги, которые с физической точки зрения повествуют об этом «Большом взрыве». Естественно, вначале возникает поле – электромагнитное излучение. Мог ли Моисей, находясь на уровне его научных познаний, так вот написать: «В начале сотворил Бог электромагнитное поле». Разумеется, нет, он таких слов даже не знал. «Что такое свет?» – спрашиваю я вас, имеющих, по крайней мере, среднее образование? Свет – это электромагнитное поле, имеющее определенную длину волны. Вот Моисей так и написал: «Да будет свет». Вначале появился свет, т.е. электромагнитное поле. Поэтому, опять же, ничего антинаучного здесь нет.

Земля же была безвидна и пуста, т.е. материя была бесформенна. «И Дух Божий носился над водой». Вода – это образное сравнение той самой материи, которая безвидна. Какая материя безвидна? Вода! Она не имеет собственной формы, она принимает форму того, во что ее наливаешь. Ее нельзя увидеть, если она чиста. Поэтому то, что сказано в первый день, вполне соответствует современным научным воззрениям.

Во второй день, в который отделяется твердь от тверди, происходит согласно проводимой параллели с современными космогоническими теориями поле. А согласно теории современной физики, поле – это первоначальное и исконное состояние вещества. Вся теоретическая физика есть не что иное, как теория поля. Вещество – есть просто лишь определенный сгусток этого поля. Так вот, это поле начинает сгущаться, т.е. на образном языке Моисея отделяется твердь от тверди, образуется некоторое образование, которое называется веществом. Плавности, галактики, солнечные системы, светила, планеты и т.д.

Вот «и сказал Бог: Да будет твердь посреди воды» (посреди того поля). «И отделяет она воду от воды». Создал Бог твердь. Вполне опять же на образном языке, доступном Моисею, не сказано никакой чуши, которая бы вызывала улыбку современного человека. Наоборот, все понимается именно так, как и должно пониматься.

Далее происходит следующий процесс. Сказал Моисей: «Соберется вода, которая под небом в одно место, и да явится суша». Это процесс образования Земли. Образуется Земля. На Земле также происходят события. Да, еще поговорим об одном моменте, о котором я забыл сказать: о сотворении мира во времени, том моменте, что всегда вызывает некоторые смущения. Как же так? Мир существует, пусть не 10000 лет по старому православному календарю, пусть 17 млрд. лет. Ну, а до этого? Ведь невозможно даже себе представить, что мир сотворен когда-то. Он сотворен. Возьмем наиболее авторитетную теорию «Большого взрыва». Вещество, которое существовало до Большого взрыва, имело бесконечную плотность. Как протекают пространственно-временные процессы в таком веществе? Согласно теории относительности Эйнштейна, если плотность превышает 1030 кг/см3, то пространство в веществе такой плотности является ограниченным. Пространство, как известно, зависит от вещества. Начиная с 20-х гг. ХХ века, это азы общей теории относительности. Время так же зависит от плотности вещества. Чем больше плотность вещества, тем медленнее текут временные процессы. Поэтому говорить о сотворении мира, если мы принимаем современную физическую концепцию, как во времени, совершенно нельзя. Время само зависит от материи. Скажем, в веществе, которое имело бесконечную плотность, время вообще не текло, согласно опять же теории относительности Эйнштейна. Времени нет. Плотность бесконечная, время – ноль. Мир начинает развиваться, плотность уменьшается, начинает время течь. Оно течет медленно. Потом оно начинает течь все быстрее и быстрее. Возникает земля. Что происходит в дальнейшем на земле? И сказал Бог: «Да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя, дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод. И произвела земля зелень, траву сеющую семя, дерево приносящее плод, в котором семя по роду его». Вот эти два абзаца, которые, казалось бы, повторяют друг друга, на самом деле ничего не повторяют. Во-первых, обратим внимание на порядок: » …земля зелень, траву, сеющую семя и дерево плодовитое». Такой порядок соответствует теории эволюции. Трава, сеющая семя, по представлениям современных ботаников, — это папоротник. Сначала возникает зелень — просто некоторые водоросли. Затем возникают папоротники. Затем возникает «дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод» — это высшие растения. Опять же, еще раз подчеркиваю, данные, совпадающие с современными эволюционными теориями, удивительно были предвосхищены простым пастухом Моисеем. По Слову все происходит. Бог сказал: «Да произрастит земля зелень». А дальше для наблюдателя все происходит так, как будто сказано здесь: «И произвела земля зелень». Как будто все происходит самостоятельно, как будто земля сама производит. Если смотреть не без веры в Бога, да, мы видим, как будто сама земля производит зелень, папоротники, деревья. Все это происходит само по себе. Но первоначально жизнь – это Слово Божие.

Закончился день третий. И сказал Бог: «Да будут светила на тверди небесной для разделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и годов… И создал Бог два светила великие: большее, для управления днем (солнце), и светило меньшее, для управления ночью (луна). Вот Вольтер, помнится, все смеялся: «Ну, как же так, в начале возникают растения, которые поглощают хлорофилл, хлорофилл поглощает световую энергию, потом возникает солнце. Несерьезно!» После Вольтера, который, казалось, уже не оставил камня на камне, возникает более серьезная концепция возникновения земли, и оказывается, что первоначально земля до появления на ней растений имела в себе повышенное содержание углекислого газа, повышенную влажность, так что она была покрыта сплошным облаком. И если находиться в позиции наблюдателя на Земле, что вполне можно себе представить, если Моисею открывалась огромная картина мироздания, то ничего не видно! Никаких светил не видно. Никакого светила на земле не было. Появляются растения. Они поглощают углекислоту, поглощают влагу из атмосферы. Облака рассеиваются. Облака такой мощности, такой плотности, что они рассеивают любой свет. Не было ни дня, ни ночи. Растения поглощают углекислоту, поглощают влажность, появляются светила. Светила для отделения дня от ночи. Не просто они возникают, они были и раньше, а для отделения дня от ночи – четко сказано. Никакого противоречия научным концепциям, наоборот, подтверждение того, что было сказано ранее.

После этого, в следующий день, на пятый день: «И сказал Бог: да породит земля пресмыкающихся, душу живую, и птицы да полетят над землей по тверди небесной. Сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которую произвела вода по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее». День пятый. «И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их».

Опять обращаю ваше внимание на порядок: пресмыкающиеся, птицы, скот, звери. Порядок, подтверждающийся современными палеонтологическими находками: рыбы большие, динозавры, ихтиозавры. Все об этом сказано. «И сказал Бог: да произведет вода»: опять мы видим то же самое, и вода производит так, как будто это происходит самостоятельно. Это вопрос, который касается отдельного спора. «И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее – скотов, и гадов, и зверей». Ну, понятно, что такое скот. Скот – это домашние животные, в отличие от зверей, которые являются дикими животными. Это совершенно не укладывается в концепции появления наших домашних животных, которых, как утверждается, приручали наши далекие-далекие предки.

Обратим внимание на следующие слова: «по роду», т.е. появились все роды одновременно. Никакого возникновения видов согласно дарвиновской теории здесь не предусмотрено. Теория возникновения видов подразумевает существование видов промежуточных. За всю многолетнюю историю различных археологических расковок ни одного промежуточного вида никогда найдено не было. Тем самым пока еще не опровергнута наукой, и, думаю, не будет опровергнута теория появления видов сразу. Виды не возникают. Они появляются сразу. Здесь мы видим, что Моисей гораздо умней, чем современные ученые, которые сейчас пытаются спорить с ним. Но Слово Божие гораздо выше людей. И второе – домашние и дикие животные, скот и звери. Опять же генетический анализ не находит подтверждения первоначальным гипотезам, которые иначе как гипотезами быть не могут, что собака есть прирученный волк, что лошадь есть прирученная лошадь Пржевальского и т.д. Итак, это совершенно разные животные, совершенно разный генетический код.

Как это происходило, каким образом появлялся скот домашний до человека, об этом здесь не сказано. Об этом сказано просто. Библия не может говорить все. На все должна искать ответы наука. Моисей сказал на том языке, на котором он мог сказать в свое время. Он и так сказал слишком много, настолько много, что современная наука с этим не может разобраться.

Шестой день — сотворение человека.

Об отношении Библии к науке, мы видим, что удивительная книга — Книга Бытия — нисколько не противоречит современным научным концепциям. Наоборот, она не то, что их подтверждает, а сами научные концепции подтверждают верность библейской картины мира. Библейская картина мира оказывается в большей степени истинной и перспективной, чем многие научные гипотезы.

Святоотеческое богословие и современная космология

В. П. Лега, доцент ПСТГУ, доцент МФТИ

Одной из наиболее важных и острых проблем современного православного богословия является проблема согласования с данными современной науки не только текста Шестоднева, но и толкований этих первых строк Библии святыми отцами Церкви. Вопрос об отношении отцов Церкви к толкованию шести дней творения имеет не только научное, но и серьезное апологетическое значение. Действительно, если, как указывают сторонники креационизма, отцы были сторонниками буквального понимания первых строк Библии, а это приходит в явное противоречие с данными таких современных наук, как, например, космология и эволюционная теория, то вполне может быть сделан вывод о ненаучности учения отцов Церкви. Отсюда, как нетрудно заметить, каждый может сделать тот вывод, который ему больше нравится: или атеистический вывод о противоречии науки и христианства, или протестантский вывод о ненужности святоотеческого наследия для современного христианина, или фундаменталистский вывод о еретичности науки.

Сторонники креационистского направления в православии ссылаются на то, что существует якобы единодушное согласие Отцов по поводу толкования первых строк Библии, и это согласие состоит в том, что они понимали этот текст буквально. Особенно часто на этот Consensus Patrum ссылаются представители Миссионерско-Просветительского Центра «ШЕСТОДНЕВЪ». Так, руководитель этого центра прот. Константин Буфеев пишет: «В согласии со Словом Божиим святоотеческое Церковное Предание однозначно стоит на буквальном принятии библейского повествования о творении мира в шесть дней». А свящ. Даниил Сысоев подтверждает эти мысли ссылкой на Вселенский Собор: «Те, кто дерзает самовольно толковать слово Божие и своими толкованиями вступает в противоречие с учением Отцов, слышат постановление VII Вселенского Собора: «Мы следуем древнему законоположению кафолической Церкви. Мы сохраняем определения Отцов. — Прибавляющих что-либо к учению кафолической Церкви, или убавляющих от него, мы предаем анафеме».

Действительно, у очень многих, и, возможно, даже большинства отцов Церкви мы найдем мысль о буквальном понимании дней творения. Однако не следует торопиться с обобщениями.

Во-первых, вопрос о порядке творения не относится Церковью к вопросам догматическим. Сотворение мира из небытия — это положение никем не подвергалось сомнению. А как шло это творение — это вопрос, относящийся скорее к теологуменам. Как писал А.К. Толстой, «Способ, как творил Создатель, что считал Он боле кстати знать не может председатель Комитета по печати». Более того, само огромное количество толкований на Шестоднев среди отцов Церкви показывает, что этот вопрос весьма сложен и требует тщательного исследования. Например, свт. Григорий Нисский пишет о своей попытке истолковать Шестоднев так: «Но прежде нежели приступлю к делу, пусть будет засвидетельствовано, что не предложим учений противных тому, что о миробытии любомудрствовал святый Василий, хотя бы слово наше, по какой-либо последовательности мыслей, пришло и к иному истолкованию (курсив наш. — В. Л.). Напротив того Василиево да удерживает за собою верх, уступая первенство одному богодухновенному завету; а наше да предлагается читателям, как ученическое в каком либо училище упражнение, от которого никому никакого не произойдет вреда, если и найдется в сказанном нечто несогласное с общим мнением (курсив наш. — В.Л.). Ибо слова сего не выдаем за догмат». Свт. Григорий, таким образом, не отрицает возможности иного толкования, как не отрицает и свт. Григорий Богослов: «Любомудрствуй о мире или мирах, о веществе, о душе, о разумных — добрых и злых природах, о воскресении, суде, мздовоздаянии, Христовых страданиях. Относительно этого и успеть в своих исследованиях не бесполезно, и не получить успеха не опасно (курсив наш. — В. Л.)». Что же касается постановления VII Вселенского Собора, на которое ссылается свящ. Даниил Сысоев, то очевидно, что оно касается богословских, догматических положений, а не философских и научных, в которых отцы часто имели свое собственно мнение.

Во-вторых, многие отцы Церкви указывали, что буквальное понимание Библии слишком обедняет ее глубокий смысл и во многих строках видели указание на более глубокое, аллегорическое толкование.

В-третьих, в данном вопросе ссылаться на простое большинство было бы также неправильно. Общеизвестно, что святые отцы отличались друг от друга своими интересами, образованием и т. п. Далеко не всех интересовали проблемы науки и философии, ведь христианство — это не научная теория и не философская система, это учение о спасении человека. Но те богословы, которые получили хорошее античное философское образование и проявляли интерес к наукам, часто высказывали очень интересные философские мысли, в том числе и в плане толкования шести дней творения. Поэтому в данном случае можно согласиться с известным католическим средневековым богословом и философом Альбертом Великим, который писал: «Когда между ними нет согласия, то в том, что касается веры и нравственности, нужно больше верить Августину, чем философам. Но если бы речь зашла о медицине, я больше поверил бы Гиппократу и Галену; а если речь идет о физике, то я верю Аристотелю — ведь он лучше всех знал природу». Так же поступали и великие византийские отцы. Многие их работы буквально повторяли положения, прочитанные ими в античных научных и философских книгах. Примеры этому мы найдем в книгах свт. Василия Великого «Беседы на Шестоднев», свт. Григория Нисского «Об устроении человека» и «О шестодневе», блаж. Августина «О книге Бытия» и «О книге Бытия, буквально». Решительно порывая с языческими верованиям и всем, что было с этим связано, отстаивая вероучение христианской Церкви, эти отцы Церкви высоко ценили достижения греческой и римской цивилизаций: математику, медицину, физику, географию, философию. Они прекрасно понимали свою зависимость от греческих ученых и спокойно пользовались их учениями. У них и в мыслях не было создавать, так сказать, «христианскую» науку. Более того, любая наука возникает от стремления к истине, т.е. к Богу, и поэтому, как писал св. Иустин Философ, «все, что сказано кем-нибудь хорошего, принадлежит нам христианам». Так, современный вдумчивый читатель спокойно отнесется к тому, что у отцов в их работах используется учение о четырех стихиях как первооснове вещества, и ничего не сказано об элементарных частицах, хотя по формальному критерию VII Вселенского собора, предложенному священником Даниилом Сысоевым, учение об элементарных частицах должно быть осуждено как еретическое и заменено на учение о четырех стихиях. Я думаю, что, окажись отцы Церкви в наше время, они так же уважительно отнеслись бы и к современным научным концепциям.

Прежде чем ставить вопрос о толковании отцами Церкви Шестоднева, нужно ответить на следующий вопрос: а как появился текст Шестоднева? Как узнал Моисей о тех событиях, которые происходили задолго до него? Неужели Бог просто продиктовал ему эти строки, и поэтому мы должны воспринимать каждую букву в неизменном виде? Вот как отвечает на этот вопрос свт. Григорий Нисский: «Но ты, как бы на горе Синай, оставив внизу многочисленный народ, и превысив других разумением, усиливаешься с великим Моисеем войти в тот мрак созерцания тайн, в котором был он, и видел незримое, слышал неизглаголанное словом, и стараешься узнать необходимый порядок творения». Иначе говоря, Моисей созерцал то, что невыразимо в словах (возможно, созерцал величественную картину возникновения мира), и, когда выражал это в известных всем предложениях, сделал это на обычном языке, словами, понятными даже пастуху. Разумеется, и речи не могло быть о том, чтобы в этом повествовании употреблялись слова из современного нам научного лексикона.

Какова причина возникновения Большого взрыва и последовавшего возникновения мира? Что делал Бог до его сотворения? Несмотря на кажущееся различие в этих вопросах, они говорят об одном и том же: о проблеме времени. Эти вопросы имеют смысл, если до возникновения нашего мира время существовало. Античная мысль не могла представить себе другого. Еще Аристотель писал, что предположение о начале времени абсурдно, ведь точка, начинающая временной поток, имеет будущее, но не имеет прошлого, что невозможно. Вселенная вечна, из ничего не может возникнуть ничего. Эти очевидные положения, разделяемые всей античной наукой, вошли в противоречие с христианским откровением, и нужно было как-то объяснить научную возможность того, что для эллинов было абсурдом. Современная наука на вопрос о существовании времени до возникновения вселенной отвечает отрицательно: время — это свойство нашей вселенной и возникает вместе с ней. Поэтому ставить вопрос о существовании событий до Большого взрыва нельзя. Но, строго говоря, впервые этот ответ получен не в теории относительности и даже не в философии Лейбница, в споре с Ньютоном отстаивавшего концепцию зависимости пространства и времени от материальных тел, а в христианстве, и наиболее выразительно — в учении блаж. Августина. В свой «Исповеди» Августин повторяет знаменитый вопрос: «»что делал Бог до сотворения неба и земли?» Я отвечу не так, как, говорят, ответил кто-то, уклоняясь шуткой от настойчивого вопроса: «приготовлял преисподнюю для тех, кто допытывается о высоком». Одно — понять, другое — осмеять. Так я не отвечу». Ответ, даваемый Августином, хорошо известен: «Это самое время создал Ты, и не могло проходить время, пока Ты не создал времени. Если же раньше неба и земли вовсе не было времени, зачем спрашивать, что Ты делал тогда. Когда не было времени, не было и «тогда»» Эту же мысль Августин повторяет и в других работах, например, в «О граде Божимем»: «…Несомненно, что мир сотворен вместе с временем».

Одним из наиболее дискутируемых вопросов является вопрос о длительности творения. Как понимать шесть дней — буквально, аллегорически или как-то иначе? Современный ученый удивляется наивности библейского повествования, понимая, что не мог мир возникнуть за столь короткий срок. Но мы попробуем поставить вопрос иначе. То, что большинство ранних богословов соглашались с тем, что творение мира заняло всего лишь шесть дней, совершенно неудивительно. Бог всемогущ, и поэтому, наоборот, было бы удивительно, если бы Он потратил на творение гораздо больше времени. Тем более что единственными альтернативными теориями были античные концепции цикличности и вечности мироздания. А блаж. Августин этот вопрос задает уже со всей прямотой: почему Бог творил наш мир так долго — целых шесть дней? И поэтому скорее стоит удивляться тому, что у некоторых отцов все же встречается мысль, что процесс творения происходил гораздо дольше. Так, св. Василий, говоря о первом дне, в который, собственно, и происходит творение космоса, обращает внимание на то, что о нем сказано не «день первый», а «день един» и пишет: «Посему назовешь ли его днем или веком, выразишь одно и то же понятие». Блаж. Августин, пожалуй, наиболее подробно из всех отцов рассматривает проблему длительности дней творения. Не отвергая буквального толкования и даже предпочитая его аллегорическому, он все же видит в днях скорее указание на онтологическую сторону процесса, чем на хронологическую последовательность: «Отсюда, в повествовании о творении вещей под днем надобно разуметь форму самого творческого действия, под вечером — завершение его, под утром — начало нового, чтобы не сказать вопреки Писанию, что кроме шести дней создана была еще и тварь седьмого дня, или что сам седьмой день — не тварь; итак, через все дни творения повторяется один и тот же сотворенный Богом день» (О книге Бытия 26). Нам представляется, что это чрезвычайно глубокая мысль — трактовать день творения не во временнóм смысле, а в смысле онтологическом, поскольку в каждый из дней происходит некоторое сущностно новое творение.

Еще одна проблема, которую нужно было решать, связана со странной последовательностью творения: сначала творится свет, а затем — светила. На эту непоследовательность любили указывать атеисты во все времена. В действительности эта «странная последовательность» была объяснена современной наукой в концепции Большого взрыва. Ведь первоначально возникает электромагнитное излучение, а уж затем, через миллиарды лет — светила. Для того, чтобы сделать этот вывод, потребовались серьезные научные открытия в теории поля. И тем удивительнее читать у Василия Великого в Беседах на шестоднев, который задолго до современной физики, объяснившей природу света, примерно те же самые мысли: «Тогда произведено было самое естество света, а теперь приуготовляется это солнечное тело, чтобы оно служило колесницею тому первобытному свету». Слова, показывающие, что свт. Василий был не только крупнейшим богословом, но и физиком. Последующие рассуждения в главе, посвященной созданию светил, подтверждают наши соображения. Опираясь на доводы разума, свт. Василий делает совершенно правильные выводы относительно величины Луны, природы света, исходящего от нее, расстояния ее от Земли и т.п.

Таким образом, можно подвести некоторые итоги нашему краткому исследованию. Как мы показали, многие отцы Церкви проявляли интерес к науке, доверяли античным научным положениям, что явилось причиной их, так сказать, «научных заблуждений», если судить их с точки зрения современной науки. При этом сами они эти заблуждения считали вполне допустимыми, понимая относительность научных знаний. Однако эти же отцы Церкви продемонстрировали и удивительные способности научного предвидения — тогда, когда приходилось преодолевать противоречия, возникавшие между античной наукой и христианством. И здесь эти великие богословы высказывали столь неожиданные положения, которые стали понятны с научной точки зрения лишь в XX веке. Таким образом, отцы прекрасно понимали различие богословского откровения и научного рассуждения, различия, которое дает право ученым на свободное научное исследование. А это исследование, если нам ним не довлеть, всегда приведет к согласию с христианством и, в частности, к подтверждению истин Шестоднева.

Сборник тестов по учебной дисциплине «Обществознание»

МИНОБРНАУКИ Челябинской области
Государственное профессиональное бюджетное образовательное учреждение
Южноуральский энергетический техникум
ГБПОУ ЮЭТ

Сборник тестов по дисциплине «Обществознание»

для студентов 1 курса по специальностям СПО

Выполнил: преподаватель обществознания,
Высшая квалификационная категория
Чердакова Юлия Эдуардовна

2015 г.1 вариант

Задание 1. Ответить на тест

  1. К числу основных подсистем общества как системы относятся:

  1. Экономика

  2. Класс предпринимателей

  3. Профсоюз

  4. Церковь

  1. К наукам, изучающим общество, перечисленных не относятся:

  1. Социология

  2. Философия

  3. География

  4. Генетика

  1. Понятие «общественный прогресс» определяется признаком:

  1. Неизменность общественной жизни

  2. Переход от высшего к низшему

  3. Возврат отжившим общественным отношениям

  4. Переход от низшего к высшему

  1. К особенностям научного познания относится:

  1. Стремление к объективности

  2. Повседневность познавательного процесса

  3. Направленность познания на сферу практической деятельности людей

  4. Использование житейских фактов

  1. Общей чертой общества и природы является:

  1. Действие в роли творца культуры

  2. Проявление признаков системы

  3. Сознательная и волевая деятельность

  4. Возможность существовать независимо друг от друга

  1. Из утверждений А и Б верно:

  1. Только А

  2. Только Б

  3. И А и Б

  4. Ни А, ни Б

А. Между процессами, которые происходят в сфере материального производства и в духовной сфере общества, нет взаимосвязи.

Б. Политический строй общества может тормозить развитие экономики.

  1. Закончите высказывание: «Деятельность, порождающая нечто новое, никогда ранее не существовавшие, – это…»

  2. Какой признак не отражает особенностей человеческой деятельности:

  1. Целеполагание

  2. Мотив

  3. Приспособление к окружающей среде

  4. Преобразование окружающей среды

  1. Способность человека оперировать образами окружающего мира, и идеально воспроизводить действительность в мышлении называется:

  1. Сознанием

  2. Познанием

  3. Отражением

  4. Ощущением

  1. Что общего у таких видов человеческой деятельности, как общение и игра:

  1. Допускают использование определенных правил и норм

  2. Предполагают обязательное наличие партнера

  3. Могут иметь индивидуальный характер

  4. Предполагают использование имитации.

  1. Духовное и телесное в человеке:

  1. Противостоят друг другу

  2. Независимы друг от друга

  3. Связаны друг с другом

  4. Предшествуют друг другу

  1. Из утверждений А и Б верно:

  1. Только А

  2. Только Б

  3. И А, и Б

  4. Ни А, ни Б

А. Самопознание позволяет выявить в человеке его важнейшие отличительные особенности, сущность его «Я».

Б. «Познавая себя, мы познаем мир, а, узнавая мир, ближе подходим к самим себе»

  1. Установите соответствие между списками А и Б:

А 1) Мифы 2) Наука 3) Здравый смысл

Б 1) Зеленым цветом растения обязаны хлорофиллу

2) Прометей принес людям свет знаний

3) «Не зная броду – не суйся в воду»

  1. Госбюджет – это…

  1. Финансовый отчет правительства

  2. Перечень планируемых доходов и расходов

  3. Расчет прибылей и убытков

  4. Сумма расходов правительства на предшествующий год

  1. Закончите высказывание: «Минимальный набор продуктов питания, промышленных товаров и услуг, необходимых для обеспечения основных физиологических потребностей человека, — это…»

  2. Фазы экономического цикла – это…

  1. Основными измерителями экономической деятельности являются:

  1. Прибыль, рента, валовой внутренний продукт

  2. Производительность труда, валовой национальный продукт, прибыль

  3. Процент, рента, национальный доход

  4. Валовой внутренний продукт, валовой национальный продукт, национальный доход

  1. Экономика – это наука, изучающая…

  1. Способы умелого использования редких ресурсов

  2. Методы рационального хозяйствования

  3. Систему производственных отношений

  4. Все перечисленное

  1. Необходимым условием функционирования рынка является всё, кроме:

  1. Свободы принятия производителями хозяйственных решений

  2. Конкуренции производителей

  3. Многоукладной экономики

  4. Государственного регулирования ценообразования

  1. Система налогов на производителя обеспечивает:

  1. Стабильность экономики

  2. Высокую производительность труда

  3. Перераспределение доходов

  4. Снижение безработицы

  1. Наиболее вероятной причиной безработицы является:

  1. Монополизация отдельных отраслей экономики

  2. Спад производства

  3. Увеличение числа частных предприятий

  4. Усиление конкурентной борьбы между производителями

  1. Основной институт международной финансовой системы:

  1. Международная организация труда

  2. Всемирная торговая организация

  3. Международный валютный фонд

  4. Организация экономического сотрудничества и развития

  1. Экономическая система, в которой решение о том, что, как и для кого производить, является результатом взаимодействия продавцов и покупателей на рынке, называется:

  1. Традиционной экономикой

  2. Рыночной экономикой

  3. Централизованной (командной) экономикой

  4. Смешанной экономикой

  1. Закон спроса утверждает, что:

  1. Величина спроса определяется предложением

  2. Спрос зависит от предложения

  3. Величина спроса прямо пропорциональна цене

  4. Чем выше цена товара, тем меньше величина спроса.

  1. Расположите в правильной последовательности перечисленные этапы поведения рационального потребителя:

  1. Решение о покупке

  2. Осознание проблемы или потребности

  3. Оценка альтернатив

  4. Поиск информации

  1. Верно ли суждение?

Человек есть продукт:

А.Биологической эволюции

Б.Социальной эволюции

Варианты ответов:

  1. Верно только А

  2. Верно только Б

  3. Верно А и Б

  4. Оба неверны

  1. Наиболее научно обоснована версия:

  1. Божественного сотворения человека

  2. Инопланетного происхождения жизни

  3. Творческого импульса, особых условий Земли

  4. Происхождения человека в результате эволюции

  1. От животного человек отличается:

  1. Наличием органов чувств

  2. Орудийной деятельностью

  3. Приспособительным поведением

  4. Стадной жизнью

  1. Форма материи, появившаяся вместе с человеком, называется:

  1. Биологической

  2. Космической

  3. Анатомической

  4. Социальной

  1. Бытие – это философская категория, отражающая:

  1. Существование человека

  2. Жизнь животных

  3. Развитие неживой природы

  4. Существование чего-либо вообще.

  1. К биологическим потребностям человека не относится:

  1. Питание

  2. Продолжение рода

  3. Получение профессии

  4. Сон

  1. Индивид – это:

  1. Единичный представитель человеческого рода

  2. Представитель конкретной профессии

  3. Член какой-либо корпорации

  4. Человек, получивший хорошее воспитание

  1. Личность формируется под воздействием:

  1. Природной среды

  2. Биологической программы

  3. Социализации

  4. Собственных взглядов и убеждений

  1. Основная характеристика личности:

  1. Интеллект

  2. Индивидуальность

  3. Способность к творчеству

  4. Работоспособность

  1. Социализация человека начинается:

  1. В детском возрасте

  2. После получения образования

  3. В результате начала трудовой деятельности

  4. После достижения зрелого возраста

  1. Человек преобразует окружающий мир с помощью:

  1. Деятельности

  2. Общения

  3. Религиозных обрядов

  4. Фантазии

  1. Ученик для учителя является:

  1. Субъектом деятельности

  2. Конкурентом

  3. Объектом деятельности

  4. Коллегой

  1. Творческая деятельность:

  1. Воссоздает известные образы

  2. Исправляет ошибки в сделанном

  3. Создает качественно новые материальные и духовные ценности

  4. Проявляется только в духовной деятельности

  1. Труд как целесообразная деятельность человека начался:

  1. С занятий охотой

  2. С земледелия

  3. С изготовления орудий труда

  4. С овладения огнем

  1. Знания есть результат:

  1. Божественного откровения

  2. Производственной деятельности

  3. Познавательной деятельности

  4. Воздействия природы

Задание 2. Привести в соответствие

2 вариант

Задание 1. Ответить на тест

  1. Общество, в отличие от природы:

  1. Подчиняется объективным законам развития

  2. Находится в постоянном изменении

  3. Является формой совместной жизни людей

  4. Образует естественную среду обитания человека

  1. Если общество утрачивает способность к выполнению той или иной значимой функции, то это является признаком

  1. Регрессия

  2. Эволюция

  3. Революция

  1. Наука, изучающая историю человека, человеческого рода, — это…

  1. Филология

  2. Геология

  3. Антропология

  4. Биология

  5. Археология

  1. Отличительные признаки общества изучает…

  1. Экономика

  2. Политика

  3. Философия

  4. Социология

  5. Этика

  1. Общество…

  1. Обособленное от природы, но тесно с ней связано:

  2. Включает в себя природу в качестве подсистемы

  3. И природа существуют по одним и тем же законам

  4. Является результатом развития природы

  1. Человека от животных отличает способность к …

  1. Обмену информацией к себе подобными

  2. Оказанию поддержки попавшим в трудную ситуацию

  3. Усвоению форм поведения других людей

  4. Совместному изготовлению орудий

  5. Коллективному существованию.

  1. Научное знание, в отличие от житейского, основано на

  1. Теоретическом обобщении достоверных фактов

  2. Здравом смысле

  3. Принципах морали

  4. Повседневном опыте

  1. Объективная истина – это знание

  1. Достоверное, не зависящее от мнений и пристрастий людей

  2. Нацеленное на практический результат

  3. Разделяемое большинством людей

  4. Раскрывающее смысл жизни

  1. Способность человека оперировать образами окружающего мира, и идеально воспроизводить действительность в мышлении называется:

  1. Сознанием

  2. Познанием

  3. Отражением

  4. Ощущением

  1. Что общего у таких видов человеческой деятельности, как общение и игра:

  1. Допускают использование определенных правил и норм

  2. Предполагают обязательное наличие партнера

  3. Могут иметь индивидуальный характер

  4. Предполагают использование имитации.

  1. Духовное и телесное в человеке:

  1. Противостоят друг другу

  2. Независимы друг от друга

  3. Связаны друг с другом

  4. Предшествуют друг другу

  1. Установите соответствие между списками А и Б:

А 1) Мифы 2) Наука 3) Здравый смысл

Б 1) Зеленым цветом растения обязаны хлорофиллу 2) Прометей принес людям свет знаний

3) «Не зная броду – не суйся в воду»

  1. Личность – это…

  1. Всякий человеческий индивид

  2. Человек, являющийся членом какой-либо общественной организации

  3. Старший в семье

  4. Человек – профессионал в своем деле

  5. Человек, которого характеризуют социально значимые черты как члена общества

  1. Связь всех сфер жизни общества:

  1. Вытекает из целостности общества как системы

  2. Достигается политической борьбой

  3. Обеспечивается идеологической работой

  4. Устанавливается законодательным путем

  5. Определяется доминированием экономических связей

  1. К экономической сфере общественной жизни относятся:

  1. Отношения, возникающие между людьми по вопросу государственной власти

  2. Отношения в сфере материального производства

  3. Отношения между классами, нациями, социальными группами

  4. Отношения между родителями и детьми

  5. Отношения между людьми по вопросу культурных ценностей

  1. К производительным силам общества относятся:

  1. Предмет труда

  2. Человек с предметом и средствами труда

  3. Средства труда

  4. Предмет и средства труда

  5. Человек и его производственные отношения

  1. Собственность – это….

  1. Владение материальными благами

  2. Право распоряжаться какими-либо вещами

  3. «собственность есть кража» (П.Прудон, 1809-1865, французский философ и социолог)

  4. Отношения между людьми по поводу вещи

  5. Право на получение доли природных ресурсов

  1. Что их перечисленного является определяющим ресурсом экономики:

  1. Природные богатства

  2. Культурные ценности

  3. Люди

  4. Средства производства

  5. Орудия труда

  1. К экономически активному населению относятся:

  1. Собственники средств производства

  2. Подростки

  3. Студенты

  4. Пенсионеры

  5. Безработные

  6. Работающие по найму

  1. Закончите высказывание: «Минимальный набор продуктов питания, промышленных товаров и услуг, необходимых для обеспечения основных физиологических потребностей человека, — это…»

  2. Фазы экономического цикла – это…

  1. Основными измерителями экономической деятельности являются:

  1. Прибыль, рента, валовой внутренний продукт

  2. Производительность труда, валовой национальный продукт, прибыль

  3. Процент, рента, национальный доход

  4. Валовой внутренний продукт, валовой национальный продукт, национальный доход

  1. Экономика – это наука, изучающая…

  1. Способы умелого использования редких ресурсов

  2. Методы рационального хозяйствования

  3. Систему производственных отношений

  4. Все перечисленное

  1. Необходимым условием функционирования рынка является всё, кроме:

  1. Свободы принятия производителями хозяйственных решений

  2. Конкуренции производителей

  3. Многоукладной экономики

  4. Государственного регулирования ценообразования

  1. Система налогов на производителя обеспечивает:

  1. Стабильность экономики

  2. Высокую производительность труда

  3. Перераспределение доходов

  4. Снижение безработицы

  1. Знания есть результат:

  1. Божественного откровения

  2. Производственной деятельности

  3. Познавательной деятельности

  4. Воздействия природы

  1. Труд как целесообразная деятельность человека начался:

  1. С занятий охотой

  2. С земледелия

  3. С изготовления орудий труда

  4. С овладения огнем

  1. Творческая деятельность:

  1. Воссоздает известные образы

  2. Исправляет ошибки в сделанном

  3. Создает качественно новые материальные и духовные ценности

  4. Проявляется только в духовной деятельности

  1. Ученик для учителя является:

  1. Субъектом деятельности

  2. Конкурентом

  3. Объектом деятельности

  4. Коллегой

  1. Человек преобразует окружающий мир с помощью:

  1. Деятельности

  2. Общения

  3. Религиозных обрядов

  4. Фантазии

  1. Социализация человека начинается:

  1. В детском возрасте

  2. После получения образования

  3. В результате начала трудовой деятельности

  4. После достижения зрелого возраста

  1. Основная характеристика личности:

  1. Интеллект

  2. Индивидуальность

  3. Способность к творчеству

  4. Работоспособность

  1. Личность формируется под воздействием:

  1. Природной среды

  2. Биологической программы

  3. Социализации

  4. Собственных взглядов и убеждений

  1. Индивид – это:

  1. Единичный представитель человеческого рода

  2. Представитель конкретной профессии

  3. Член какой-либо корпорации

  4. Человек, получивший хорошее воспитание

  1. К биологическим потребностям человека не относится:

  1. Питание

  2. Продолжение рода

  3. Получение профессии

  4. Сон

  1. Бытие – это философская категория, отражающая:

  1. Существование человека

  2. Жизнь животных

  3. Развитие неживой природы

  4. Существование чего-либо вообще.

  1. Форма материи, появившаяся вместе с человеком, называется:

  1. Биологической

  2. Космической

  3. Анатомической

  4. Социальной

  1. От животного человек отличается:

  1. Наличием органов чувств

  2. Орудийной деятельностью

  3. Приспособительным поведением

  4. Стадной жизнью

  1. Наиболее научно обоснована версия:

  1. Божественного сотворения человека

  2. Инопланетного происхождения жизни

  3. Творческого импульса, особых условий Земли

  4. Происхождения человека в результате эволюции

  1. Верно ли суждение?

Человек есть продукт:

А.Биологической эволюции

Б.Социальной эволюции

Варианты ответов:

  1. Верно только А

  2. Верно только Б

  3. Верно А и Б

  4. Оба неверны

Задание 2. Привести в соответствие

  1. антропосоциогенез

  1. Творцом, преобразователем, создателем культуры является

  1. благоприятное

  1. Природа может ускорять или… развитие общества

  1. Декарту

  1. Процесс возникновения человека и общества называется

  1. динамичной

  1. Наука, изучающая жизнь человеческого общества, называется

  1. замедлять

  1. Природа оказывает на человека… и неблагоприятное воздействие.

  1. индивидуальность

  1. Многообразные связи, возникающие между социальными общностями и внутри их в процессе жизни и деятельности общества, называются общественными

  1. космоса

  1. Подсистемами общества являются… общественной жизни

  1. межличностными

  1. Общество является системой развивающейся

  1. мифология

  1. Нормы морали изучает

  1. отношениями

  1. Отличия человека от других людей характеризуются термином

  1. Социология

  1. Наука о прекрасном изучает

  1. сферы

  1. Древнейшие философские системы рассматривают человека как часть

  1. Человек

  1. Самым ранним способом понимания окружающего мира являлась

  1. эстетика

  1. Слова «Мыслю – следовательно, существую», принадлежат

  1. этика

3 вариант

Задание 1. Ответить на тест

  1. «Человек разумный» на латинском языке звучит…

  1. Terra inkognita (тэрра инкогнита)

  2. Cuique suum (куиквэ суум)

  3. Homo sapiens (хомо сапиенс)

  4. Esse homo (эссе хомо)

  5. Divide et impera (дивидэ эт импэра)

  1. Земная оболочка, охваченная жизнью, — это…

  1. Атмосфера

  2. Природа

  3. Биосфера

  4. Ноосфера

  5. Космос

  1. Наука, изучающая историю человека, человеческого рода, — это…

  1. Филология

  2. Геология

  3. Антропология

  4. Биология

  5. Археология

  1. Отличительные признаки общества изучает…

  1. Экономика

  2. Политика

  3. Философия

  4. Социология

  5. Этика

  1. Общество…

  1. Обособленное от природы, но тесно с ней связано:

  2. Включает в себя природу в качестве подсистемы

  3. И природа существуют по одним и тем же законам

  4. Является результатом развития природы

  1. Человека от животных отличает способность к …

  1. Обмену информацией к себе подобными

  2. Оказанию поддержки попавшим в трудную ситуацию

  3. Усвоению форм поведения других людей

  4. Совместному изготовлению орудий

  5. Коллективному существованию.

  1. Установите соответствие между списками А и Б:

А 1) Мифы 2) Наука 3) Здравый смысл

Б 1) Зеленым цветом растения обязаны хлорофиллу 2) Прометей принес людям свет знаний

3) «Не зная броду – не суйся в воду»

  1. Духовное и телесное в человеке:

  1. Противостоят друг другу

  2. Независимы друг от друга

  3. Связаны друг с другом

  4. Предшествуют друг другу

  1. Что общего у таких видов человеческой деятельности, как общение и игра:

  1. Допускают использование определенных правил и норм

  2. Предполагают обязательное наличие партнера

  3. Могут иметь индивидуальный характер

  4. Предполагают использование имитации.

  1. Способность человека оперировать образами окружающего мира, и идеально воспроизводить действительность в мышлении называется:

  1. Сознанием

  2. Познанием

  3. Отражением

  4. Ощущением

  1. Если общество утрачивает способность к выполнению той или иной значимой функции, то это является признаком

  1. Регрессия

  2. Эволюция

  3. Революция

  1. Общество, в отличие от природы

  1. Подчиняется объективным законам развития

  2. Находится в постоянном изменении

  3. Является формой совместной жизни людей

  4. Образует естественную среду обитания человека

  1. Личность – это…

  1. Всякий человеческий индивид

  2. Человек, являющийся членом какой-либо общественной организации

  3. Старший в семье

  4. Человек – профессионал в своем деле

  5. Человек, которого характеризуют социально значимые черты как члена общества

  1. Связь всех сфер жизни общества:

  1. Вытекает из целостности общества как системы

  2. Достигается политической борьбой

  3. Обеспечивается идеологической работой

  4. Устанавливается законодательным путем

  5. Определяется доминированием экономических связей

  1. Государственный бюджет – это

  1. Финансовый отчет правительства

  2. Перечень планируемых доходов и расходов

  3. Расчет прибылей и убытков

  4. Сумма расходов правительства за предшествующий год

  1. Фоновый рынок – это

  1. Рынок недвижимости

  2. Рынок товаров и услуг

  3. Рынок ценных бумаг

  4. Рынок средств производства

  1. Основной институт международной финансовой системы – это

  1. Международная организация труда

  2. Всемирная торговая организация

  3. Международный валютный фонд

  4. Организация экономического сотрудничества и развития

  1. Все виды производственной, общественной и духовной деятельности человека и общества, а так же все их результаты в совокупности можно назвать:

  1. Культурой

  2. Экономикой

  3. Мировоззрением

  4. Историей

  1. Фазы экономического цикла – это…

  1. Основными измерителями экономической деятельности являются:

  1. Прибыль, рента, валовой внутренний продукт

  2. Производительность труда, валовой национальный продукт, прибыль

  3. Процент, рента, национальный доход

  4. Валовой внутренний продукт, валовой национальный продукт, национальный доход

  1. Экономика – это наука, изучающая…

  1. Способы умелого использования редких ресурсов

  2. Методы рационального хозяйствования

  3. Систему производственных отношений

  4. Все перечисленное

  1. Необходимым условием функционирования рынка является всё, кроме:

  1. Свободы принятия производителями хозяйственных решений

  2. Конкуренции производителей

  3. Многоукладной экономики

  4. Государственного регулирования ценообразования

  1. Система налогов на производителя обеспечивает:

  1. Стабильность экономики

  2. Высокую производительность труда

  3. Перераспределение доходов

  4. Снижение безработицы

  1. Наиболее вероятной причиной безработицы является:

  1. Монополизация отдельных отраслей экономики

  2. Спад производства

  3. Увеличение числа частных предприятий

  4. Усиление конкурентной борьбы между производителями

  1. Основной институт международной финансовой системы:

  1. Международная организация труда

  2. Всемирная торговая организация

  3. Международный валютный фонд

  4. Организация экономического сотрудничества и развития

  1. Наиболее научно обоснована версия:

  1. Божественного сотворения человека

  2. Инопланетного происхождения жизни

  3. Творческого импульса, особых условий Земли

  4. Происхождения человека в результате эволюции

  1. Верно ли суждение?

Человек есть продукт:

А.Биологической эволюции

Б.Социальной эволюции

Варианты ответов:

  1. Верно только А

  2. Верно только Б

  3. Верно А и Б

  4. Оба неверны

  1. Бытие – это философская категория, отражающая:

  1. Существование человека

  2. Жизнь животных

  3. Развитие неживой природы

  4. Существование чего-либо вообще.

  1. От животного человек отличается:

  1. Наличием органов чувств

  2. Орудийной деятельностью

  3. Приспособительным поведением

  4. Стадной жизнью

  1. Форма материи, появившаяся вместе с человеком, называется:

  1. Биологической

  2. Космической

  3. Анатомической

  4. Социальной

  1. К биологическим потребностям человека не относится:

  1. Питание

  2. Продолжение рода

  3. Получение профессии

  4. Сон

  1. Личность формируется под воздействием:

  1. Природной среды

  2. Биологической программы

  3. Социализации

  4. Собственных взглядов и убеждений

  1. Индивид – это:

  1. Единичный представитель человеческого рода

  2. Представитель конкретной профессии

  3. Член какой-либо корпорации

  4. Человек, получивший хорошее воспитание

  1. Социализация человека начинается:

  1. В детском возрасте

  2. После получения образования

  3. В результате начала трудовой деятельности

  4. После достижения зрелого возраста

  1. Основная характеристика личности:

  1. Интеллект

  2. Индивидуальность

  3. Способность к творчеству

  4. Работоспособность

  1. Человек преобразует окружающий мир с помощью:

  1. Деятельности

  2. Общения

  3. Религиозных обрядов

  4. Фантазии

  1. Ученик для учителя является:

  1. Субъектом деятельности

  2. Конкурентом

  3. Объектом деятельности

  4. Коллегой

  1. Знания есть результат:

  1. Божественного откровения

  2. Производственной деятельности

  3. Познавательной деятельности

  4. Воздействия природы

  1. Творческая деятельность:

  1. Воссоздает известные образы

  2. Исправляет ошибки в сделанном

  3. Создает качественно новые материальные и духовные ценности

  4. Проявляется только в духовной деятельности

  1. Труд как целесообразная деятельность человека начался:

  1. С занятий охотой

  2. С земледелия

  3. С изготовления орудий труда

  4. С овладения огнем

Задание 2. Привести в соответствие

  1. антропосоциогенез

  1. Творцом, преобразователем, создателем культуры является

  1. благоприятное

  1. Процесс возникновения человека и общества называется

  1. динамичной

  1. Наука, изучающая жизнь человеческого общества, называется

  1. замедлять

  1. Слова «Мыслю – следовательно, существую», принадлежат

  1. индивидуальность

  1. Наука о прекрасном изучает

  1. космоса

  1. Подсистемами общества являются… общественной жизни

  1. межличностными

  1. Общество является системой развивающейся

  1. мифология

  1. Нормы морали изучает

  1. отношениями

  1. Отношения между отдельными индивидами называются

  1. Социология

  1. Природа оказывает на человека… и неблагоприятное воздействие.

  1. сферы

  1. Древнейшие философские системы рассматривают человека как часть

  1. Человек

  1. Самым ранним способом понимания окружающего мира являлась

  1. эстетика

  1. Природа может ускорять или… развитие общества

  1. Декарту

  1. Многообразные связи, возникающие между социальными общностями и внутри их в процессе жизни и деятельности общества, называются общественными

  1. этика

Христианская картина мира

Картина мира — это целостный образ действительно­сти, формирующийся в обществе в рамках определен­ных мировоззренческих установок. Являясь необходи­мым моментом жизнедеятельности людей, картина мира обусловливает специфический способ восприятия мира. Исторически первыми были мифологические и религи­озные картины мира. С накоплением научных знаний возникли различного рода естественнонаучные пред­ставления о мире (например, гелиоцентрическая, гео­центрическая теории и т.д.).

Не лишено своей картины мира и христианство. В сущ­ности, такая картина мира теоцентрична и антропоцтрична.

В центр мироздания христианство поставило еди­ного Бога, не создателя, а творца всего мироздания. Идея бога-творца складывалась по мере того, как воз­никали и формировались два различных взгляда на происхождение мира. Первую мифо-гипотезу можно назвать генетической (эволюционистской), поскольку она полагала, что мир сформировался из каких-то первоначальных элементов. Вторую — креационист­ской (от лат. «креационизм» — созидание), поскольку главной причиной в происхождении мира, по мнению ее сторонников, является некое мистическое начало, свободно производящее все многообразие бытия и господствующее над ним, как над своим созданием.

В процессе генезиса христианской идеи бога-творца можно выделить два этапа: раннеантичный (дохристиан­ский), упорно отрицаемый богословами, когда на почве античных образов и понятий происходило зарождение и становление понятия демиурга, и позднеантичный (соб­ственно христианский), связанный с предыдущим и яв­ляющийся его теологическим развитием.

В отличие от всех предыдущих религиозных и фило­софских представлений о боге-творце, христианство сформировало идею творения Богом мира из ничего.

Разделив мир на невидимый (божественный) и ви­димый (материальный), христианство в центр послед­него поставило человека. Пожалуй, никакая другая религия не содержит таких подчеркнуто антропоцен­трических представлений о мире, как христианство.

Разделив человека на два начала — тело и душу, хри­стианство безоговорочно отдало приоритет духовному началу. В христианстве подлинная красота человека вы­ражается в торжестве его духа над телом. На смену ода­ренному силой атлету, как символу античной культуры, Приходит образ одухотворенного человека.

Центральной пружиной исторического процесса, по христианству, является «первородный грех» и его фатальные последствия — унаследованная человечест­вом всеобщая греховность. Другое следствие «перво­родного греха» — смертность индивида.

Намеченная Библией и апостолами Иисуса Христа хри­стианская картина мира получает свое дальнейшее уточне­ние в трудах отцов церкви, среди которых выделяется Ав­густин Блаженный, чьи произведения «Исповедь» и «О граде божьем» стали достоянием мировой культуры. Физи­ческие характеристики мира не волнуют автора «Испове­ди». Он целиком поглощен проблемой Бога и личности.

Бог — абсолютное начало всего. Он творит приро­ду. При этом его ничто не понуждает к этому. Акт творения — абсолютно свободен, произволен

Но Бог не только творец природы, он и ее субстан­ция. В основе всех материальных вещей лежит Бог. Он движет миром, поддерживает изменения в нем, не по­зволяет ему провалиться в небытие. Своим всемогущест­вом, премудростью и всеблагостью Бог обволакивает всю Вселенную, пронизывает все ее части.

И человеческая душа — творение Бога. Души бес­смертны. И им свойственны разум, воля и память. Глав­ная составляющая часть души — воля.

Христианская картина мира. Картина мира в исламе

По христианскому учению, Бог есть любовь. Бог есть изначальное духовно-личностное Бытие, благодаря которому существуют все формы материального и духовного бытия во всём их многообразии, познанные и непознанные человеком.

Бог стоит над природой, по ту сторону ее, и поэтому является трансцендентным (от лат. transcendens, transcendentis — перешагивающий, выходящий за пределы) («надприродным», «потусторонним», «запредельным») Богом. Соответственно знание о Себе Бог непосредственно передаёт человеку в откровении.Главные христианские истины веры и жизни были ниспосланы Богом через особо избранных людей (пророков, апостолов) и вошли в содержание книг Ветхого и Нового завета.

Согласно откровению Нового Завета, Бог есть Божественная Троица, нераздельное единство трёх Лиц: Бога — Отца, Бога — Сына и Святого Духа («Бог един по существу, но троичен по Ипостаси» гласит формула христианского богословия).

Никео — Константинопольский Символ Веры содержит откровение о том, что Бог — Сын, Иисус Христос не сотворён, а рождён от Бога — Отца в вечности, прежде сотворения мира и даже прежде сотворения времени. Иисус единосущен Отцу, то есть обладает единой с ним природой, сущностью.

В то же время Иисус Христос наряду с Божественной природой обладает и природой человеческой, то есть является Богочеловеком. Божественное во Христе соединено с человеческим не слитно и не раздельно. Что позволило Иисусу Христу, не утрачивая своего Божественного всемогущества и бессмертия, умереть на кресте человеческой смертью, внеся смертное внутрь бессмертного с тем чтобы уничтожить его.

Догматы о Троице и Богочеловечности Иисуса Христа, составляющие фундамент христианского вероучения, категорически отрицаются в исламе. Бог с точки зрения мусульман всегда один и по личности, и по природе. По этой же причине отрицается и Богочеловечность Христа.

Оба этих пункта отрицаются в исламе и составляют его основное отличие от христианства.

Человек в христианской картине мира в отличие от других существ обладает разумом и свободной волей. Кроме того человек наделён творческой способностью, что отличает его от духов. Подлинная реализация способности к творчеству человека возможна только в сотрудничестве с Богом.

Разум и воля позволяют человеку позволяют человеку свободно определять свой жизненный путь, делая выбор между добром и злом. Однако этот выбор имеет онтологические (бытийственные) последствия, он оказывает влияние на состояние человеческой природы. Выбор в пользу зла, состоящий в отдалении человека от Бога, увеличивает степень его страстности (страдательности), тленности (способности к старению) и смертности.

Поэтому грех первых людей повлек за собой повреждение природы всех их потомков. Человек, сохраняя в себе Образ Божий, стал находить удовольствие в существовании без Бога, усиливая, таким образом, наследственную меру своей душевной и телесной омертвелости. Движение к Богу, возможное только через единение с Иисусом Христом, которое есть вхождение в Церковь – Тело Христово, напротив, искореняет в человеке смертное и открывает для него путь к вечной жизни.

В исламе же природа современного человека ничем не отличается от природы первозданного Адама, а его общение с Богом имеет чисто дискурсивный (речевой) характер и не предполагает физического соединения человека и Бога. Поэтому идея Церкви как Тела Божия исламу чужда.