Не горячо а холодно

Теплохладность

  • Опасность теплохладности Н.Е. Пестов

Теплохла́дность – 1) духовное равнодушие, пассивность в религиозно-нравственном отношении; 2) равнодушное отношение к исполнению Заповедей Божиих при внешней церковности; духовная расслабленность.

Противоположностью теплохладности является ревность.

Теплохладность – это «стояние между добром и злом, между жизнью безбожного мира и жизнью в истинной вере, между святостью и грехом, между Христом и сатаною» (Феофан Затворник, свт.). «Кто не торопится сделать добро, тот его не сделает. Добро требует горячности, теплохладные не сотворят добра» (Иоанн Шаховской, архиеп.); «Теплохладность в духовной жизни невозможна» (Андрей Лоргус, священник).

Мы живем в период Лаодикийской церкви, о которой Бог говорит так: «знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих» (Откр.3:15-16). Славянский текст еще сильней выражает отвращение Господа к их духовному состоянию: там сказано не: «извергну», а: «изблюю тебя». Кажется, только в одном еще месте Писания («бысте ми в сытость», Ис.1) столь откровенным антропоморфизмом обличает Бог нравственную порчу верующих. Поэтому каждому из нас нужно помнить следующую фразу Апокалипсиса: «Ибо ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг» (Откр.3:17).

«…Люди постоянно тщатся сочетать небо и ад. Они считают, что на самом деле нет неизбежного выбора и, если хватит ума, терпения, а главное – времени, можно как-то совместить и то, и это, приладить их друг к другу». (Клайв Льюис).

Священномученик Иларион (Троицкий):
Вспоминается слово Апокалипсиса: Ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих (Откр.3:15-16). Теплохладность, неопределенность – явление печальное. Сын Божий, Иисус Христос… не был «да» и «нет», но в Нем было «да» (2Кор.1:19). Огонь, – огонь пламенной веры и ярких определенных убеждений, пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся! (Лк.12:49).

Священник Алексий:
Теплохладность в вере – малая ревность (или полное отсутствие ее) к богообщению и духовной жизни во всех ее проявлениях. О таких людях в Откровении святого апостола Иоанна Богослова сказано: «… знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих» (Откр.3:15-16). И, действительно, человек равнодушный к вере или даже атеист, под влиянием жизненных обстоятельств и благодати Божией, может покаяться и радикально измениться. Теплохладный же, будет духовно тлеть всю свою жизнь и вряд ли когда приложится к Богу всем сердцем.
Если у человека нет любви к молитве, к храму, к участию в церковных таинствах, то это явный признак отсутствия ревности к богообщению. Применительно к молитве это проявляется в том, что она бывает только по принуждению, нерегулярная, невнимательная, расслабленная, с небрежным положением тела, ограниченная лишь заученными наизусть или механически вычитанными молитвословиями. Также, отсутствует постоянная память о Боге, благоговение и любовь перед Ним, как постоянный фон всей жизни.
По отношению к храмовому богослужению, этот грех проявляется в редком, нерегулярном участии в общественном богослужении, в рассеянности или разговорах во время службы, хождении по храму, отвлечении других от молитвы своими просьбами или замечаниями. А также, в опоздании к началу богослужения, в уходе прежде отпуста и благословения.
В отношении к таинству Покаяния грех теплохладности, проявляется в редких исповедях, проходящих без должной подготовки, в предпочтении общей исповеди личной, в отсутствии желания познать свою глубочайшую греховность, в несокрушенном и несмиренном душевном расположении.

Архимандрит Рафаил (Карелин):
Теплохладность – это особый вид духовного отступничества, когда человек, внешне соблюдая постановления и обряды Церкви, одновременно остается чуждым Богу. Такой человек держит посты, творит милостыню, посещает храм и в то же время предается стихиям этого мира и не заботится об очищении ума своего от гордыни, а сердца от страстей. Теплохладность – это христианство без Живого Христа, это желание откупиться от Бога внешними делами, например исполнением определенных правил и ритуалов, пожертвованиями в пользу бедных и даже храмостроительством; это попытка примирить в сердце своем Христа с миром, ненавидящим Его; это уния между религией Христа и учением князя преисподней; это попытка создать комфортное христианство и сделать саму веру гарантом земного благополучия…
Теплохладность – это постоянные компромиссы, постоянные соглашательства, это перманентное предательство Христа в своем сердце…
Холодность – это духовное невежество, отчужденность от Бога, незнание Бога и даже вражда против Него, но она легче переходит в веру, чем теплохладность. На Кресте покаялся разбойник, а не фарисей. Тот, кто холоден, может почувствовать и понять тяжесть своего состояния и потянуться к Богу, как замерзающий в зимнюю стужу – к огню. А теплохладный ничего не ищет, он доволен собой; он считает себя «сознательным» христианином без фанатизма. Во время молитвы он, подобно фарисею, вспоминает свои заслуги и перечисляет их в уме пред Богом…
Теплохладные обычно отличаются равнодушием и безразличием к учению Церкви и вопросам веры. У теплохладного человека притуплена духовная интуиция, он внутренне не может отличить ложь от правды, как определяют пищу на вкус. Догматическая чистота его не интересует, ереси его не волнуют, его сердце не устремлено к будущей жизни, и он мало думает о ней. Для него религия – это земное благополучие, элементами которого являются нравственность и эстетизм. Такой человек, даже будучи сам безнравственным, внешне поддерживает нравственность, считая, что без нее не могут существовать ни Церковь, ни семья, ни государство. Совесть его мало тревожит; люди таких, как он, редко порицают; он может заниматься благотворительной деятельностью, строить и украшать храмы и в то же время самое главное – свое сердце – скрывать от Бога, подобно тому как раб в притче зарыл полученный талант в землю (Мф.25:18)…
Теплохладность стала свойством многих христиан. Они умерщвляют свое сердце страстями, с которыми не желают бороться, оправдываясь тем, что это их личное дело, не причиняющее никому вреда. Их душа пропитана, как губка влагой, зловонием гнусных образов и картин греха, с которыми они не могут расстаться, как пойманная рыба с крючком. Они развращены душой, но не понимают этого; более того, они считают, что такая жизнь «соответствует эталону современного человека», и хотят быть или казаться «на уровне» современной цивилизации и культуры, а что это за «культура» и куда она ведет – это их мало интересует. Они участвуют в церковных таинствах скорее по традиции, исповедуются, не имея решимости переменить свою жизнь, причащаются, не задумываясь о том, что принимают огонь, который оживотворяет кающихся и опаляет гордых и самодовольных. Христианство становится для них религией не духа, а плоти…

Почему теплохладное состояние опаснее прохладного?

Несмотря на то, что понятие «теплохладность», при поверхностном восприятии, кажется более близким к понятию «пламенность» («горение духом»), чем понятие «холодность», в действительности «теплохладность» подлежит большему осуждению (Откр.3:15-16).

Холодность в отношении Бога бывает вызвана общим состоянием греховности, неверием, или недостаточностью знаний о Боге как о Благом Творце, Вседержителе и Спасителе мира (см.:Знание).

Теплохладность же подразумевает наличие веры, наличие знаний о Боге и Его нравственных требованиях, и при этом их игнорирование, по равнодушию и духовной расслабленности.

Как правило, холодное отношение человека к Богу по причине неверия меняется к лучшему по мере приобщения к вере, подразумевающего просвещение, участие в богослужениях, Таинствах, в делах Церкви вообще. Равнодушие же человека, уже приобщённого к жизни Церкви, однако холодного в отношении веры, имеет другую основу.

В первом варианте холодность обусловлена незнанием, неумением, отсутствием духовного опыта, незнакомством с радостью богообщения. В этой ситуации равнодушие к религиозной жизни является логическим следствием неверия. Это следствие устраняется через веру.

Во втором варианте равнодушие выступает не столько следствием, сколько самопричиной, и является основным внутренним фактором невнимания к духовной жизни. Собственно, такое состояние души и называется теплохладностью.

Разница между холодностью и теплохладностью будет более очевидной, если прибегнуть к пояснительной аналогии.

В первом случае человек подобен больному, который не лечится не потому, что в принципе не желает лечиться, а потому, что не знает о своей болезни.

Во втором случае человек бывает подобен больному, который хотя и знает, что тяжело болен, однако же равнодушен и к лекарю, и к лекарству. Настроить такого человека на лечение бывают куда более затруднительно, чем того, кто не лечится по неведению.

Уже только поэтому теплохладность заслуживает порицания. Если же человек с таким внутренним настроем маскируется внешним благочестием (демонстративным молением, показными поклонами, театральным смирением и т. д.), тогда это греховное состояние усугубляется лицемерием.

Вот почему Сам Господь предостерегает от теплохладности в столь резких, обличительных, угрожающих тонах: «знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих» (Откр.3:15-16)

***

Придёт время, когда не гонения, а деньги и прелести сего отвратят людей от Бога, и погибнет тогда больше душ, чем во времена открытого богоборчества. С одной стороны, будут воздвигать кресты и золотить купола, а с другой – настанет царство лжи и зла.
прп. Серафим Вырицкий

Читаем Апостол. 6 апреля. Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч!

Аудио

Читается Откровение Иоанна Богослова.

Сегодня среда четвертой седмицы Великого поста, и мы с вами, как и договаривались, в будние дни великопостного периода читаем и размышляем над последней (согласно оглавлению) книгой Нового Завета – Апокалипсисом Иоанна Богослова. Напомню, это связано с тем, что в будние дни Великого поста Церковь не читает за богослужением отрывки из Нового Завета, ни из Евангелия, ни из Апостола, кроме дней больших праздников.

Мы с вами остановились на третьей главе и читаем послания семи церквям провинции Асия. Мы уже прочитали шесть посланий, осталось последнее – для Лаодикийской церкви.

14. И Ангелу Лаодикийской церкви напиши: так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия:

15. знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч!

16. Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих.

17. Ибо ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг.

18. Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть.

19. Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак будь ревностен и покайся.

20. Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною.

21. Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцем Моим на престоле Его.

22. Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам.

(Откр. 3, 14 – 22)

Церковь Лаодикии находилась в достаточно состоятельном, развитом городе и была в каком-то смысле даже богатой. У древних писателей мы находим, что в Лаодикии были самые надежные банки. Сейчас и у нас в России много различных банков, и в Римской империи они тоже существовали. Цицерон, например, советовал всем менять деньги именно в Лаодикии: там была серьезная, надежная банковская система. Также там производились качественные ткани и развивалась медицинская индустрия. Там было что-то вроде медицинского училища, где врачи учили лечить людей, производились фармакологические препараты, в первую очередь связанные с болезнями глаз. В данном послании Иоанн Богослов обыгрывает эти три серьезных направления жизни Лаодикии: финансы, текстиль и изготовление глазных мазей.

14. И Ангелу Лаодикийской церкви напиши: так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия

Так здесь называется Агнец Иисус Христос. Аминь – еврейское слово, которое означает «истинно так». Также оно переводилось как «Истинный», и с точки зрения Ветхого Завета, это было одно из имен Божиих.

15. знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч!

16. Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих.

Видимо, христиане Лаодикии пребывали в стабильности, достатке и не стремились к какому-то росту. Может быть, у них не было проблем борьбы с лжеучителями, языческим влиянием. Дух не обличает их в том, что они как-то изменили Христу. С другой стороны, у них не было и особого энтузиазма. Получалось, что они были «ни рыба ни мясо»; об ангеле говорится, что он ни холоден, ни горяч, а теплохладен. Мы с вами тоже часто употребляем это слово, говоря, что заметили в ком-то теплохладность. Обычно мы все замечаем в других людях, но можем иногда и в себе обнаружить, что сначала горим, а потом становимся теплохладными. Бывают люди крайностей – то холодные, то горячие, но здесь говорится о том, что плоха теплохладность христиан Лаодикии. Для Бога важно, чтобы христиане горели, стремились расти в христианстве, углублять его понимание и доносить эту веру до остальных. Соответственно, холодные – это те, кто, наверное, вообще христианами не являются, и поэтому у них естественным образом проявляется равнодушное отношение к христианству.

17. Ибо ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг.

Христиане Лаодикии чувствовали себя людьми достаточно обеспеченными, у них была стабильная комфортная жизнь, но Дух говорит о том, что на самом деле истинное их положение плачевно: ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг.

18. Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть.

Здесь учитываются все три направления, которыми гордились лаодикийцы. Но Дух советует все это купить у Меня, то есть у Христа, у Агнца, именно на Него возлагать свое упование, в Нем видеть главное богатство и сокровище своей жизни, а вовсе не в золоте и финансах, которые хранятся в банках. Белую одежду нужно тоже приобрести именно у Агнца, то есть облечься в непорочность, чтобы не видна была срамота наготы твоей. Белая одежда – символ чистоты. Именно в одежде, которую даст Христос, содержится истинная чистота и отсутствие срамоты наготы, а вовсе не в тех красивых дорогих одеждах, которые производились в Лаодикии. И глазную мазь тоже нужно взять у Христа, Агнца, потому что только Христос открывает истинные духовные очи человека. Только тогда человек видит, а не когда мажет свои физические глаза глазной мазью, производимой в Лаодикии,.

Тем не менее обо всем этом обличении сказано, что Господь делает это не для того, чтобы сокрушить, уничтожить этих христиан и их церковь, но чтобы призвать их к покаянию и изменению.

19. Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак будь ревностен и покайся.

20. Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною.

Великолепная фраза! Она хорошо запоминается, и потому ее часто цитируют священники и миряне. С одной стороны, Господь наказывает, но наказывает потому, что любит. Он никому ничего не навязывает, а просто стоит и тихонько стучит в дверь нашего сердца, чтобы встретиться с нами. Бог не вламывается в эту дверь, Он стучит и ждет, когда кто-то услышит и отворит, и тогда Христос зайдет и будет вечерять, то есть ужинать, общаться, в том числе через совместную трапезу. Это очень красивый образ и символ.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

Открытый христианский форум JesusChrist.ru

Интересная трактовка….
http://uucyc.net/ideas/indexb.php?rev3-14.shtml
Послание Лаодикийской церкви
«Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих» (Откровение 3:15-16)
Говоря об этом отрывке Писания…
Незнания Библейской географии и исторических традиций часто приводят к тому, что проповедники изощрённо умудряются вбить в голову слушателей, что, согласно данному отрывку, им лучше быть холодными верующими, нежели быть тёплыми прихожанами церкви. Хотя на первый взгляд этот отрывок говорит именно это, давайте попробуем узнать истинный смысл этих слов.
Исторический и географический контекст
Богатый город Лаодикия, находился на расстоянии 60 километров на юго-восток от города Филадельфия. В 60 году нашей эры город был разрушен землетрясением. Благодаря накопленному богатству, город был быстро восстановлен. Главной индустрией города было изготовление шерстяной одежды. Через 35 лет после разрушения города Лаодикийской церкви было написано послание, записанное в Отк.3:14-18.
Существовавшая в городе община обвинялась в том, что её состояние не было ни холодным, ни горячим. Все возможные объяснения этой метафоры будут надуманными и бессмысленными до тех пор, пока они не будут связаны с существовавшей в те дни Лаодикийской системой подачи воды. Проходя через Лаодикию, вода, поступавшая из источников Иераполя, текла в Колоссы.* Эти три города находились неподалёку друг от друга (Кол. 4:13). Горячие источники Иераполя славились своими лечебными свойствами, в то время как остывшая минеральная вода, поступающая в Колоссы, славилась своей чистотой и свежестью.** Таким образом, минеральные воды Лаодикии были теплы.
Вывод
Сравнивая состояние церкви с протекающими по Лаодикии водами, Бог, другими словами, говорит церкви: «ты ни холоден (освежающий для людей), ни горяч (лечебен); о, если бы ты был холоден (освежал людей), или горяч (имел лечебные свойства)! Но, как ты тепл (Вы когда-нибудь пили нагретую на солнце минералку? Гадость!), а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих (выплюну тебя, как выплёвывают воротящую живот воду)».***
____________________________
«Ибо ты говоришь: `я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды’; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг. Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть» (Откровения 3:17-18)
Исторический и географический контекст
В то время в городе Лаодикия процветал банковский бизнес и индустрия по изготовлению одежды.* Несмотря на это материальное богатство города, церкви не хватало настоящего богатства «очищенного золота» и истинной чистоты «белой одежды». Одевшись в такую одежду, церковь смогла бы скрыть свою внутреннюю наготу! В противовес изготавливаемым в городе шерстяным одеждам чёрного цвета, Бог предлагает одеться в белые одежды праведности.*
В Лаодикии находилась медицинская школа, называемая в честь языческого божества врачевания Асклепия. Эта школа предлагала Среднему Востоку особую мазь для лечения глазных болезней.* Предлагаемая мазь изготавливалась по засекреченной формуле и действительно помогала людям восстановить их зрение.** В противовес здоровому физическому зрению, церковь нуждалась в духовном 100% зрении.* Такое зрение может дать только Бог!
____________________________
«Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откровения 3:20)
Исторический контекст
Довольно известная метафора стоящего у двери Христа, часто объясняется отрывками, данными в П. Песней 5:2; Луки 12:35-38; Марка 13:33-37. С другой стороны, этот отрывок часто используется в евангелизационных проповедях. Если взглянуть на контекст Божьих слов, станет сразу ясно: Он говорит это верующим людям!** Это им нужно услышать Его голос, это им нужно открыть Ему дверь!
____________________________
* Walvoord, John F., and Zuck, Roy B., The Bible Knowledge Commentary (Комментарий библейского знания), (Wheaton, Illinois: Scripture Press Publications, Inc.) 1983, 1985.
** Mays, James Luther, Ph.D., Editor, Harper’s Bible Commentary (Библейский комментарий Харпера), (New York: Harper and Row, Publishers, Inc.) 1988.
*** Henry, Matthew, Matthew Henry’s Commentary on the Bible (Комментарий Библии Генри Матфея), (Peabody, MA: Hendrickson Publishers) 1997.
Преподавая Слово Божье, преподавайте Его истинно!
Копайте, ищите и найдёте!
Привалов Иван, 24 февраля 2001

Отвечает иерей Андрей Чиженко.

Основанием для изобретения такого термина являются слова Господа нашего Иисуса Христа, сказанные Им в Апокалипсисе святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова: «Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих» (Откр. 3:15, 16).

Почему же Спаситель так строг с теплохладными? В церковнославянском языке еще более жесткий эпитет предусмотрен им в наказание: не просто извергну, но даже изблюю из уст Моих, т. е. с отвращением отвергну далеко от Себя. Отлучу от Себя. Воистину страшное наказание.

Дело в том, что теплохладность – это попытка совместить Бога и сатану, Христа и Велиара. Попытка соединить небо и ад ради собственного комфорта-болотца, ради того, чтобы и далее жить в тине-жиже своих страстей, но только с успокоенной, словно бы приспанной совестью.

Разберем вкратце грехопадение первых людей. Человек отвратился от Бога и влюбился в материальное. Его главной задачей, поставленной перед ним Всевышним, было обожение, т. е. приближение к Богу – вечное движение в горняя. Вместо этого человек отвратился от Господа и ринулся вниз, чтобы влюбиться в материальный мир, который явился для него источником горделиво-плотяного наслаждения, средством удовлетворения греха.

Для теплохладного человека эта любовь к материальному миру является сердцевиной греха теплохладности, его ядром. Он готов предать Бога, снова распять Спасителя, лишь бы цел был его маленький комфортный мирок. Такой человек внешне может быть очень благочестивым, но когда придет время выбора, последний будет очевиден: измена Богу ради своего уютного оазиса. И самая главная, самая страшная слепота такого человека состоит в том, что он не понимает, что все равно потеряет свой оазис. Мало того, не оазис, без Господа это болото, в котором давно уже живут чудовища, готовые пожрать душу человека. В нем давно уже развивается грех. Если ему не препятствовать, он превратится в уродливую губительную страсть.

Анатомией греха является пример ветхозаветных Содома и Гоморры. Очень богатые города, стоящие на месторождении нефти, которая ценилась и в древности. Из нее делали строительный материал битум. Из-за своего комфорта, богатства, уютного и теплого мирка содомиты и гоморриты забыли Бога. Он перестал им быть нужен. И в них начал развиваться грех. Вначале они стали жестосердечные, эгоистичные, перестали давать милостыню, начали жить только для себя. Глубиной их падения явилась содомия. И после этого – уничтожение городов Богом.

На примере Содома и Гоморры видно, что теплохладность является питательной средой, в которой рождается грех, тем первичным бульоном (как говорят биологи-эволюционисты), где зарождается жизнь греха.

Именно поэтому Спаситель в Откровении, развивая тему теплохладности, упреждает больного ею от слепоты: «Ибо ты говоришь: “я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды”; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп и наг. Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть. Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак будь ревностен и покайся» (Откр. 3:18, 19).

О том, какой удел теплохладности, ярко повествует житие преподобного Макария Египетского устами мертвеца: «Однажды преподобный Макарий шел по пустыне и, увидев лежавший на земле череп, спросил его: «Кто ты такой?» Череп отвечал: «Я был главным языческим жрецом. Когда ты, авва, молишься о находящихся в аде, мы получаем некоторое облегчение». Преподобный спросил: «Каковы эти мучения?» «Мы находимся в великом огне, – отвечал череп, – и не видим друг друга. Когда же ты молишься, мы начинаем немного видеть друг друга, и это служит нам некоторым утешением». Услышав такие слова, преподобный прослезился и спросил: «Есть ли мучения еще более жестокие?» Череп ответил: «Внизу, глубже нас, находятся те, которые познали Имя Божие, но отверглись Его и заповедей Его не соблюдали. Они терпят еще более тяжкие муки».

Из священнического опыта скажу, что труднее всего общаться с подобными людьми. Лучше общаться с очевидными грешниками. Часто человек, больной тяжким грехом, ищет исцеления, имеет нужду в Боге. Но теплохладный говорит тебе на похороне: «Батюшка, отслужи побыстрее, а то у нас столовая заказана». Или на крестинах торопит тебя. Ему не важно Таинство, ему важно вписаться в традицию, чтоб как у всех, а далее заниматься своими плотяными делами. И ты, священник, всматриваешься в эту страшную зияющую пустоту завуалированного безбожия и не можешь достучаться к человеческой душе, потому что Бог ей не нужен.

Но вчитаемся в слова Спасителя-Христа, братья и сестры! Помажем глазной мазью Евангелия свои глаза, купим у Бога золото Таинств, очищенное огнем Святого Духа, оденемся в белые одежды богоугодного праведного добродетельного целомудренного жития, пока не стало слишком поздно, пока чудовища, выращенные нами же в собственном болотце, не обратились и не пожрали нас.

Иерей Андрей Чиженко

Ни холодно ни жарко

Смотреть что такое «Ни холодно ни жарко» в других словарях:

  • Ни холодно, ни жарко — Ни холодно, ни жарко. Ср. Едва обращали на него вниманіе, потому что отъ него никому не было ni chaud ni froid. Гончаровъ. Обыкновенная исторія. 1, 3. Ср. Nicht kalt, nicht warm. Ср. Ni chaud ni froid. Ср. L’anime triste di coloro Che visser… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

  • ни холодно, ни жарко — нареч, кол во синонимов: 10 • все трын трава (16) • до девятого этажа (14) • до лампочки … Словарь синонимов

  • ни холодно, ни жарко — Ср. Едва обращали на него внимание, потому что от него никому не было ni chaud ni froid. Гончаров. Обыкновенная история. 1, 3. Ср. Nicht kalt, nicht warm. Ср. Ni chaud ni froid. Ср. L anime triste di coloro Che visser senza infamia, e senza lodo … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

  • ни холодно ни жарко — … Словарь синонимов

  • ни холодно ни жарко — ни х олодно ни ж арко … Русский орфографический словарь

  • Ни холодно, ни жарко — совершенно безразлично, нисколько не волнует. ФСВЧиЭ … Термины психологии

  • Жарко ковать, холодно торговать. — (кузня и базар или самое железо: в кузне жарко, на морозе холодно). См. РЕМЕСЛО МАСТЕРОВОЙ … В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • ХОЛОДНО — (холодно обл.). 1. нареч. к холодный в 9 и 10 знач. Художник холодно пишет. «Везде сухо и холодно сверкают маленькие лампочки.» Максим Горький. «Как вы, дядюшка, можете так холодно издеваться над тем, что есть лучшего на земле?» Гончаров. Холодно … Толковый словарь Ушакова

  • жарко — нар., употр. сравн. часто 1. О высокой температуре воздуха где либо можно сказать жарко. На улице жарко. | У меня начинает болеть голова, если в комнате слишком жарко. 2. Если кто то испытывает неудобства, связанные с ощущением им жары, можно… … Толковый словарь Дмитриева

  • Жарко ковать — холодно торговать. — Скоробогатке несдобровать. Жарко ковать холодно торговать. См. ПОРА МЕРА СПЕХ … В.И. Даль. Пословицы русского народа