Не рыдай мене

Икона «Не рыдай мене, Мати» — значение святого образа для христианского мира

Эта иконографическая композиция демонстрирует Спасителя, наполовину погруженного в гроб. Верхняя часть тела Христа обнажена, глаза его закрыты, а голова опущена, десницы сложены одна на другой. За спиной изображен крест вместе с орудиями Страстей, чаще всего слева от Мессии находится оплакивающая Богоматерь. Название «Не Рыдай…» взято из первой строфы 9-й песни канона на Великую субботу, сочиненного христианским поэтом Космой Маюмским. Верующие просят у этой иконы благополучного жития, доброго здравия и спасения души от греховности.

История иконы

Иконографическая композиция, посвящённая оплакиванию Христа Богородицей. Иногда называют «Оплакивание Христа», по-гречески – «Пиета». Название взято из ирмоса девятой песни канона Космы Маюмского на Великую Субботу, послужившего также одним из источников иконографии: «Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе, Его же во чреве без семене зачала еси Сына: востану бо и прославлюся, и вознесу со славою непристанно, яко Бог, верою и любовию Тя величающия.»

Эта икона участвовала в Богослужении только один раз в год, на Страстную седмицу, ее выкладывали на аналой чаще всего в Cтрастную пятницу. Это образ стойкости Христа перед уготованными Ему муками.

Впервые композиция «Не Рыдай Мене, Мати» в России появилась в известной иконе Благовещенского собора Московского Кремля, вызвавшей в 1554 году Дело дьяка Висковатого, восставшего против введения в русскую иконопись «латинских ересей», то есть западных новшеств. В XVI веке русские иконописцы стали использовать для композиций икон гравюры западных мастеров.

Это образ святой, церковный: Пречистой, плачущей над Сыном Своим, снятым со Креста и обвитым чистой плащанице — этот образ подписан «Не Рыдай Мене, Мати». «Почему же не рыдай?» — «Восстану бо и прославлюся. И не только Сам восстану, но и вознесу со славою, яко Бог, верою и любовию Тебя величающих».

Вот где разрешение самой глубокой скорби человеческой — из гроба Сына к сердцу Пречистой несутся звуки не прекратившейся, но побеждающей Жизни… Все стихло. Таинственные звуки, слышимые только ухом сердца, предначинают песнь о неизреченном чуде, о неизреченном счастье… Перед глазами Ее еще Мертвец, но это не может поколебать победной песни победившей вечной жизни.

«Радуйся!» — сказал Архангел Деве однажды, — «и паки реку: радуйся!» — сказал Он ей другой раз, — «Твой Сын воскресе. «

Отныне надгробная песнь над всяким умирающим о Господе растворяет слезы победной песнью «Алилуйа!» — Нет у человека более сильного врага, чем ад и смерть — но они побеждены! — Аминь!» Пред иконой Пресвятой Богородицы «Не Рыдай Мене, Мати» молятся за страждущих близких и о спасении близких, за детей.

Описание и значение иконы

В образе иконы изображены Иисус Христос и его мать – Мария — Богородица оплакивает своего сына. Икону нередко называют «Оплакивание Христа», что в переводе с итальянского – «Пьета» — так ее величают в западном искусстве. Самое известное западное творение «Пьета» создано Микеланджело.

Композиция представляет собой вертикальную структуру: Божий Сын — оплот вселенской Церкви и центральная фигура иконографии. Христос — Истина, на которую указывают все дополнительные элементы образа. Мессия не подвержен смерти, но намерен вскоре совершить пасхальное преображение.

Существует несколько вариантов этой иконы, в некоторых не изображена Дева Мария:

  • Тело Христа в гробу только наполовину потому, что смерть не способна полностью объять Святой Дух и складывает своё оружие перед всемогуществом Господа. Гроб и физическая оболочка Спасителя рассматривается как Чаша Причастия.
  • Опущенная голова Христа говорит о том, что Он сошел в ад, разрушил врата подземного царства и освободил праведников, вечно преданных Небесному Отцу. Сложенные руки Спасителя символизируют полнейшее смирение перед собственной Жертвой. Орудия убийства Распятого Мессии говорят о цене, какой было приобретено прощение за все человеческие грехи.
  • Богородица, оплакивающая кончину Сына, подчеркивает для верующих реальность человечности Христа. Она является настоящим свидетелем действительных страданий, горько обнимая Спасителя.

«Оплакивание Христа» — икона, демонстрирующая Сына Божьего наполовину в гробу. Христос являет смирение и необыкновенную силу, которая расцветет после Воскресения.

Также, на некоторых иконах мы можем увидеть не только Богородицу, но и Иоанна Богослова и других Святых, которые оплакивают его вместе с матерью. Богородица же в иконе всегда появляется тогда, когда необходимо изобразить вочеловечивание Иисуса Христа.

Поэтому, Святую Богородицу мы видим и в Рождестве, и в Сретении, и в Благовещении. Таким образом, в иконе «Не рыдай мене, Мати», Богородица представлена в виде живого свидетеля мученических страданий Богочеловека. И, с глубокой скорбью и состраданием Она обнимает Своего Сына.

Важно! Образ вдохновляет на религиозные свершения и напоминает о том, что физическую смерть можно победить истинным знанием. Православные верующие молятся перед иконой, ради спасения душ, благополучия и здоровья.

Само значение иконы «Не рыдай мене, Мати» заключается в искупительной крестной жертве, которая стала наивысшим проявлением любви Божества к человеку: «Ибо возлюбил Бог мир, что отдыл Сына Своего Единородного» (Ин. 3,16).

Молитвы ко Пресвятой Богородице пред Ее иконою «Не Рыдай Мене, Мати»

Молитва первая

К Тебе, Пречистей Божией Матери, аз окаянный припадая молюся: веси, Царице, яко непрестанно согрешаю и прогневляю Сына Твоего и Бога моего. И аще многажды каюся, ложь пред Богом обретаюся: каюся трепеща, да не како поразит мя Господь, и по часе мале паки таяжде творю. Ведущи сия, Владычице моя, Госпоже Богородице, молю, да помилуеши, да укрепиши мя, и благая творити да подаси ми. Ты веси, о Владычице моя Богородице, яко имам в совершенней ненависти злая моя дела и всею мыслию люблю закон Бога моего.

Но не вем, Госпоже Пречистая, откуду яже ненавижду, тая творю, а благая преступаю. Не попущай убо, Пречистая, воли моей совершатися, неугодна бо есть, но да будет во мне воля Сына Твоего и Бога моего, да мя спасет, и вразумит, и подаст ми благодать Святаго Духа, да бых аз отселе престал сквернодействуя и прочее пожил бых в повелениих Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем, и Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва вторая

О Преблагословенная и Многомилостивая Владычице мира! Се мы грешнии на святый образ Твой взирающе и на нем Тя в скорби и сострадании распятому за нас Христу Спасителю предстоящу видяще, усердно молим Тя известную о нас к Сыну Твоему молитвенницу: не остави нас в день испытания и скорби, но во искушениих и напастех нам бываемых огради нас всечестным покровом Твоим от враг видимых и невидимых и даждь нам силу, во еже всесовершенную и благую волю Творца и мира Владыки творити. Зриши бо, милостивая Заступнице наша, колико грехам всяческим подвержени есмы: не токмо бо волею согрешаем, но и неволею в многоразличныя прегрешения впадаем.

Сего ради к Тебе державней устроительнице спасения христианскаго прибегаем и умиленно вопием: ум наш познанием Божественныя истины просвети, сердце наше теплотою христианския любви и спасительных желаний согревай, волю же нашу в нелицемерном заповедей Господних исполнении утверди. Ей, Госпоже Премилостивая, приникни с высоты небесныя к воздыханием и молитве нас грешных: исцели болезни недужных, умири сердца озлобленных, даждь терпение страждущим, внуши страх Божий обидящим, укрепи гонимыя за правду, сироты и вдовы защити, подаждь утешение плачущим, испроси прощение кающимся, демонскую же бурю страстей во грешных душах утиши и в сердцах чтущих Тя Христову кротость и любовь вкорени и духом милосердия и сострадания сия утверди: отпадшыя же от веры еретики и отступники к познанию истины направи и уста нечестивых, хулящих Святую Церковь и веру православную поносящих загради.

Отшедшим от жития сего отцем и братиям и сестрам нашим, о Мати Божия, прощение грехов и предначатие блаженства вечнаго испроси. Егда же и нашея кончины час приближится, тогда убо, о Владычице, приими душу нашу и в сонме праведных сию упокой, идеже лици Ангел и святых угодник немолчно славословят державу и милость Отца и Сына и Святаго Духа и Твое матернее о нас предстательство и заступление, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Тропарь

Преблагословенная Дево, Богородительнице Чистая, у Креста Сына Твоего и Бога нашего предстоящи, скорбь велию претерпела еси и благодать от Него прияла еси сущия в скорбех утешати. Темже на пречистый образ Твой благоговейно взирающе и изображенную Тя на нем пред Крестом Спаса нашего видяще, умиленно к Тебе вопием: Заступнице усердная, благая и милостивая! Ускори избавити ны от всякия скорби, нужды и болезни и спаси души наша, да Тя со благодарением славим во веки.

Кондак

Избранней от всех родов Божией Матери и Царице, предивно цельбоносную икону Свою явившей, на нейже у Креста Христова стоящую Заступницу нашу видяще, похвальное Той возглашаем пение: Ты же, Госпоже Всемилостивая, яко имущая милосердие неизреченное, теплым Твоим предстательством и заступлением от всяких нас бед и недугов свобождай, во умилении Тебе зовущих: Радуйся, Благодатная, непрестанно за нас Христу молящаяся.

Величание

Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим образ Твой святый, имже точиши исцеления всем, с верою притекающим.

Роль иконы в христианстве

Действительно образ оплакивания присутствует как в западной, так и в восточной христианской традиции, поскольку для всех христиан тема страданий и крестной смерти Спасителя свята.

Однако есть существенные отличия православного образа от западных аналогов. Если на Западе этот образ дает нам возможность почувствовать глубину трагедии Матери, оплакивающей своего Сына, то в православном образе не чувствуется тотальности смерти. Напротив, сквозь скорбь слышится весть о Воскресении.

Эта иконографическая структура, сочетающая темы Распятия Христа и Оплакивания Божьей Матерью Сына, сложилась в XIV столетии на Балканских островах.

Образ написан по мотивам канона Косьмы Маюмского, а главная идея здесь — искупление посредством крестной жертвы, что демонстрирует высшую любовь к Господу и веру в Его Всемогущество. Бог возлюбил мир настолько, что отдал ради него Своего Сына.

  • В России подобная тематика распространилась в период с XIV по XVII вв. Верующие могли наблюдать её в росписях храмов и на священных иконах. В эпоху Иоанна Грозного большую популярность среди православного населения приобрели «молельные» образы, к которым и относят композицию «Не Рыдай Мене Мати», преисполненную сюжетом, но не богатую красками. Российские паломники впервые увидели её в своем отечестве в стенах Благовещенского собора, располагающегося в Московском Кремле.
  • Название образа призывает не плакать о Распятом Мессии, так как по Божьей Воле Его Сын воскреснет и прославит Господа и всех его служителей. Изображение способно разрешить проблемы человеческой скорби, когда божественная милость и идея вечной жизни донесется из Гроба в сердца всех истинно слушающих. После горечи и печали останутся только таинственные звуки неизреченного чуда и счастья единства с Богом. «Оплакивание Христа» побеждает самого сильного человеческого врага — смерть и адские муки.

На заметку! В богослужениях икона участвовала чаще всего в Страстную пятницу. В церкви она олицетворяла стойкость Божьего Сына перед будущими страстями. Мессия на полотне утешает Пречистую Деву словами о скором воскресении и прославлении.

Не рыдай Мене, Мати

***
-«Не рыдай Мене, Мати, зрЯщи во гробе…»*- узрела
слов церковнославянских любимую издавна вязь.
Эта надпись иконы «Извечною Тайной» сумела
«между жизнью и смертью» напомнить сакральную связь;
участь мамы, лежащей во гробе, который опущен
был в замёрзшую землю, — предстала в обличье ином:
«всяк, по Промыслу Господа, с совестью чистой живущий, —
в Царстве Божьем обрящет юдоли достойны потом…»
Лик, щемящий до боли: Христос Пребывает во гробе,-
очень редок в России, — пронзительно грустен сюжет.
«…ЗачалА есИ Сына без сЕмени в Чистой утробе…»*,
чтобы людям явился Спаситель — и Сила, и Свет…
На исходе двенадцати лет от прощания с мамой,
испытаний и взлётов в которых нельзя перечесть, —
«Не рыдай мене, Мати…»* – икона центральная Храма,
что и сам – Благодать для меня, как Священная Весть…
***
*- «Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе, егоже во чреве без семени зачала еси Сына, воистину бо и прославлюся и вознесу со славою непрестаннею, яко Бог, верою и любовью Тя величающая» – надпись на иконе «Не рыдай Мене, Мати», которая имеет несколько вариантов изображения, но во всех главным является «Христос во гробе» и рядом – Богородица.
(Не плачь обо мне, Мать, видя во гробе того, кого во чреве, без семени зачала, как Сына…. Воистину, что Прославлюсь и Вознесу со славою непрекращающеюся, как Бог, верою и любовью Тебя Велючающий… – перевод мой – не нашла пока печатного варианта)
В тексте имеются устаревшие слова.
07.01.2015г. Векшина Л.А.

В образе иконы изображены Иисус Христос и его мать – Мария — Богородица оплакивает своего сына. Икону нередко называют «Оплакивание Христа», что в переводе с итальянского – «Пьета» — так ее величают в западном искусстве. Самое известное западное творение «Пьета» создано Микеланджело.

Отличие православного образа от западного аналога лишь в том, что на Западе образ иконы позволяет нам прочувствовать всю глубину скорби Матери по Сыну. Православный же образ дает нам надежду на то, что смерть не тотальна, и веру – ведь сквозь скорбь мы «слышим» радостную весть о Воскресении.

Икону относят к категории страстных – ее выкладывали на аналой в Страстную пятницу и единожды приняла участие в Богослужении на Страстную седмицу.

Название образу взяли из ирмоса девятой песни канона Космы Маюмского на Великую Субботу, который стал одним из источников иконографии: «Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе, Его же во чреве без семене зачала еси Сына: востану бо и прославлюся, и вознесу со славою непристанно, яко Бог, верою и любовию Тя величающия». Данное песнопение исходит от Спасителя, утешающего Свою Святую Мать Марию – Он говорит о своем Воскресении и о том, что победит смерть.

Впервые, данный образ был изображен в известной иконе Благовещенского собора Московского Кремля. Тогда, в 16 веке – русские иконописцы начали использование гравюр мастеров с Запада.

Само значение иконы «Не рыдай мене, Мати» заключается в искупительной крестной жертве, которая стала наивысшим проявлением любви Божества к человеку: «Ибо возлюбил Бог мир, что отдыл Сына Своего Единородного» (Ин. 3,16).

В иконе ясно видно сочетание Распятия Христа и Его Оплакивания матерью Марией. Обнаженное тело Иисуса частично погружено в гроб, потому что смерть не забрала Сына Богородицы. Его голова с закрытыми глазами «падает» на грудь, а руки крест-накрест сложены у пояса в знак абсолютного смирения перед лицом Жертвы. За Его спиной – крест – символ цены, которой было совершено спасение человечества.

Также, на некоторых иконах мы можем увидеть не только Богородицу, но и Иоанна Богослова и других Святых, которые оплакивают его вместе с матерью. Богородица же в иконе всегда появляется тогда, когда необходимо изобразить вочеловечивание Иисуса Христа. Поэтому, Святую Богородицу мы видим и в Рождестве, и в Сретении, и в Благовещении. Таким образом, в иконе «Не рыдай мене, Мати», Богородица представлена в виде живого свидетеля мученических страданий Богочеловека. И, с глубокой скорбью и состраданием Она обнимает Своего Сына.

«Не рыдай мене, Мати» имеет и другое название – «Единородный Сыне». Она появилась еще в 14 веке в балканском искусстве, а автор книги «Иконография Господа Иисуса Христа» — Припачкин И.А. считает, что данный тип появился в искусстве Византии в далеком 13 веке.

Икона представлена вертикально, дабы показать нам, что Иисус Христос – надежная защита и опора, на котором держится вся Вселенная и христоцентричная иконопись

Иисус – Истина, и все образы иконы направлены, дабы указать на Него.

Празднование иконы, на которой изображена Святая Богородица со своим сыном Иисусом Христом осуществляется 7 февраля (или, 25 января – по старому стилю).

Молитва к Пресвятой Богородице

Православные верующие молятся перед иконой за близких – тех, кто странствует, за их спасение, а также – за детей.

О Преблагословенная и Многомилостивая Владычице мира! Се мы грешнии на святый образ Твой взирающе и на нем Тя в скорби и сострадании распятому за нас Христу Спасителю предстоящу видяще, усердно молим Тя известную о нас к Сыну Твоему молитвенницу: не остави нас в день испытания и скорби, но во искушениих и напастех нам бываемых огради нас всечестным покровом Твоим от враг видимых и невидимых и даждь нам силу, во еже всесовершенную и благую волю Творца и мира Владыки творити. Зриши бо, милостивая Заступнице наша, колико грехам всяческим подвержени есмы: не токмо бо волею согрешаем, но и неволею в многоразличныя прегрешения впадаем. Сего ради к Тебе державней устроительнице спасения христианскаго прибегаем и умиленно вопием: ум наш познанием Божественныя истины просвети, сердце наше теплотою христианския любви и спасительных желаний согревай, волю же нашу в нелицемерном заповедей Господних исполнении утверди. Ей, Госпоже Премилостивая, приникни с высоты небесныя к воздыханием и молитве нас грешных: исцели болезни недужных, умири сердца озлобленных, даждь терпение страждущим, внуши страх Божий обидящим, укрепи гонимыя за правду, сироты и вдовы защити, подаждь утешение плачущим, испроси прощение кающимся, демонскую же бурю страстей во грешных душах утиши и в сердцах чтущих Тя Христову кротость и любовь вкорени и духом милосердия и сострадания сия утверди: отпадшыя же от веры еретики и отступники к познанию истины направи и уста нечестивых, хулящих Святую Церковь и веру православную поносящих загради. Отшедшим от жития сего отцем и братиям и сестрам нашим, о Мати Божия, прощение грехов и предначатие блаженства вечнаго испроси. Егда же и нашея кончины час приближится, тогда убо, о Владычице, приими душу нашу и в сонме праведных сию упокой, идеже лици Ангел и святых угодник немолчно славословят державу и милость Отца и Сына и Святаго Духа и Твое матернее о нас предстательство и заступление, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе…

Страстная седмица. Великая Пятница. Плащаница посреди храма. Прихожане один за одним прикладываются к ней… и уходят. А я вдруг пугаюсь: куда же мы все? Здесь ведь покойник лежит! Разве бывает такое, чтоб все ушли из дома и оставили покойника одного? В Великую Субботу после утренней службы выясняется, что не я одна вчера испытывала это чувство…

О богослужениях Страстной седмицы мы беседуем с Алексеем Кашкиным — кандидатом богословия, заведующим библейской кафедрой Саратовской православной духовной семинарии, автором учебника для семинарий «Устав православного богослужения».

— Алексей Сергеевич, прошлая наша беседа была посвящена Евхаристии, и Вы говорили об «обратном ходе времени»: исторически Божественная литургия вырастает из Евхаристии, а Великий пост — из Пасхи. Как и когда из Пасхи выросла главная седмица года?

— Воспоминания последних трех дней Страстной седмицы — Четвертка, Пятка и Субботы — сформировались еще в древности, во втором и третьем веках, практически одновременно с установлением традиции празднования Пасхи, с которой они неразрывно связаны, к которой они нас готовят. А вот богослужение первых трех дней сложилось гораздо позже. Однако в VIII веке эти дни уже праздновались, и гимнописцы VIII века преподобные Косма Маюмский и Иоанн Дамаскин уже сложили свои песни для этих дней богослужебного года.

— О Великих Понедельнике, Вторнике и Среде мы думаем гораздо меньше, чем о завершающих Страстную седмицу днях, и в храме в эти первые три дня бываем реже… В чем особенность богослужения этих дней, о чем оно призвано нам напомнить?

— Первые три дня богослужение совершается еще по великопостному чину: мы читаем и поем о покаянии, творим земные поклоны. Однако в богослужении этих дней есть особенности, характерные для всей Страстной седмицы. Появляется особая торжественность, хотя еще сдержанная. Все эти три дня на утрене читается Евангелие, совершается Литургия Преждеосвященных Даров. В Великую Среду на изобразительных (изобразительны — это краткое богослужение, которым завершаются часы и за которым следует Литургия Преждеосвященных Даров) совершается Чин прощения — за грехи, «соделанные во всей Святей Четыредесятнице». Это последнее великопостное богослужение.

— О каких событиях Священной истории напоминают нам первые три дня Страстной седмицы?

— Великий Понедельник — это воспоминание о проклятии смоковницы (см.: Мф. 21, 19–20; Мк. 11, 12–14) и о ветхозаветном патриархе Иосифе, судьба которого — прообраз последних дней земной жизни Сына Божиего (см.: Быт. 37–50). Во Вторник мы слушаем евангельское чтение и песнопения о десяти девах (см.: Мф.25, 1–13). Темы Понедельника и Вторника вводят нас в атмосферу тех дней, когда Господь вошел уже в Иерусалим и учил, проповедовал в Иерусалиме. Наконец, Великая Среда — это две противопоставленные темы, два человека, поступки которых полярны: грешница, омывшая и помазавшая ноги Христа (см.: Мф. 26, 6–13, Лк. 7, 37–50) и предатель Иуда.

— Значит, в эти дни мы призваны задуматься о том, что нельзя нам не приносить доброго плода; что нужно всегда быть готовыми встретить Жениха и иметь для этого довольно масла в своих духовных светильниках. Наконец, мы должны задуматься о любви ко Господу, о любви, за которую прощаются грехи. И вот, с этим багажом мы вступаем в Великий, или, как говорят в народе, Чистый Четверг…

— Четверг — это день Вечери Господней, день установления Евхаристии. С первых веков христианства этот день празднуется особо. Наше стремление причаститься Святых Таин в этот день — это стремление причаститься вместе с апостолами. Однако тема Тайной Вечери — хотя и господствующая, но не единственная тема богослужения Великого Четвертка (Четверга). Три другие темы, отраженные в его песнопениях (тропарях, хвалитных стихирах, стихирах на стиховне) и евангельском чтении — это умовение Господом ног учеников (см.: Ин. 13, 3–10), Гефсиманское борение Христа (Мф. 26, 36–46; Лк. 22, 39–46; Мк. 14, 32–41) и, наконец, предательство Иуды. Уже не помысл, о котором мы вспоминали в Среду, а действия, завершившиеся лицемерным лобзанием (см.: Лк. 22, 48). Кондак этого дня — «Хлеб прием в руце предатель, сокровенно тыя простирает и приемлет цену Создавшаго Своима рукама человека и неисправен пребысть Иуда раб и льстец». Чин умовения ног совершается в этот день, как правило, епархиальным архиереем, и в нем участвует двенадцать священников епархии. А в Литургии Великого Четверга, которая служится по чину Василия Великого, тема Евхаристии, безусловно, занимает главное место. Песнопение «Вечери Твоея тайная днесь, Сыне Божий, причастника мя приими, не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда…» поется многократно: вместо Херувимской песни, во время причащения духовенства, причащения мирян и затем — вместо «Да исполнятся уста наша хваления Твоего, Господи».

— Но все это — события первой половины дня. Вечером же нас ждет служба Двенадцати Евангелий — незабываемое богослужение, не раз переворачивавшее грешных людей, обращавшее их к покаянию…

— Да, выйдя из Сионской горницы, мы пришли к подножию Голгофы. Эта утреня (которая даже и по Типикону служится вечером, точнее, ночью) действительно уникальна: никогда больше не читается столько Евангелий. Перед нами разворачивается вся цепь событий, начиная от последней беседы Учителя с учениками и кончая запечатыванием Гроба. Это трагическое богослужение погружает нас в ужас и мрак тех дней: дней, когда никто не знал еще, что Христос воскреснет, никто этого не ждал и никто не ведал подлинного смысла Его страданий. Апостолы, которым Он говорил об этом, разбежались и попрятались. Многие насмехаются над Распятым (см.: Лк. 23, 35). Но есть и те, кто видит, что казнимый — праведник: происходит покаяние благоразумного разбойника (см.: Лк. 23, 40–43), обращение римского сотника (см.: Лк. 23, 47). А после Крестной Смерти, когда померкло солнце, и завеса в храме раздралась по средине (Лк. 23, 45), настроение толпы меняется — весь народ, сшедшийся на сие зрелище, видя происходившее, возвращался, бия себя в грудь (Лк.23, 48). По традиции, прихожане на этой утрене стоят с зажженными свечами и стараются принести этот огонь к себе домой, чтобы зажечь им свои домашние лампады.

— Итак, Великая Пятница — Христос во Гробе. Литургию не служат. Плащаницу выносят из алтаря и устанавливают посреди храма…

— Все-таки надо помнить, что утреня, которая служится в Четверг вечером, — это начало Пятницы. В Пятницу утром совершаются часы, а после полудня — вечерня с выносом Плащаницы, то есть, по сути, это погребение Христа. На этой вечерне читается продолжительное Евангелие, в основу которого полагается текст евангелиста Матфея, но добавляются два фрагмента из Евангелий от Луки (о покаянии благоразумного разбойника) и от Иоанна (о прободении ребра Спасителя (19, 34)). Стоит отметить, что это — последнее Евангелие, в котором еще раз повествуется о завершении земной жизни Христа, Его страданиях и смерти; в последующих богослужениях евангельских чтений о Страстях Христовых мы уже не услышим.

В конце этой великой вечерни совершается вынос Плащаницы, поется молебный канон «На Плач Богородицы» и впервые мы совершаем поклоны и целование Святой Плащаницы.

В современной практике есть благочестивый обычай ничего не вкушать и не пить до выноса Плащаницы (по уставу этот день полагается проводить в полном воздержании, но этот подвиг мало кому по силам, а вот воздержание до выноса Плащаницы, то есть примерно до 16.00, — вполне приемлемая нагрузка).

— Что, наконец, происходит в Великую Субботу?

— Великая Суббота — это главный день богослужебного года. Почему? Потому что в этот день празднуется победа над адом, над смертью: Христос сходит в ад и изводит души праведников: «Днесь ад, стеня, вопиет…» — поется в стихире. Преодолено грехопадение Адама. Кроме того, Великая Суббота — это день покоя. В песнопениях вспоминается покой седьмого дня, когда Творец почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал (Быт. 2, 2), и проводится аналогия с пребыванием Спасителя во Гробе — Бог-Слово почил от Своего земного служения. Великая Суббота словно находится между великой скорбью и величайшей радостью. Мы приобщаемся к состоянию Божественного покоя и ожидаем Воскресения. Не только праздник, но и ожидание делает нас счастливыми.

Литургия Великой Субботы — богослужение в своем роде уникальное: у нее есть особенности, которые имеют место только один раз в церковном году. Например, после чтения Апостола не поется «Аллилуйя», а поются стихи псалма: Воскресни, Боже, суди земли; яко Ты наследиши во всех языцех (81, 8). Именно в это время происходит переоблачение духовенства и храма из черного в белое. В этом можно увидеть богословский смысл: победа над адом уже одержана, хотя по земле весть о Воскресении еще не разнеслась, жены-мироносицы, в соответствии с ветхозаветной заповедью, пребывают в покое, ко Гробу они пойдут позже. Но есть также мнение, что белое облачение священнослужителей в этот день связано с крещением оглашенных: в древности Крещальная литургия совершалась именно в этот день. Именно поэтому вместо Трисвятого хор в этот день поет Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся.

Вместо Херувимской песни поется «Да молчит всякая плоть человеча и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет: Царь бо царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь верным…». Наконец, вместо «Достойно есть…» в храме звучит ирмос 9-й песни канона Великой Субботы: «Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе, Егоже во чреве без семене зачала еси Сына: востану бо и прославлюся…». И это, может быть, концентрация содержания всей Великой седмицы: скорбь и ожидание радости.

Фото из открытых Интернет-источников

Газета «Православная вера» №7 (507)

Беседовала Марина Бирюкова