Не стоит слезы ребенка

Кому на Руси жить хорошо (сборник) (23 стр.)

Посмеивались в ус…

«Ой ты, охота псовая!

Забудут всё помещики,

Но ты, исконно-русская

Потеха! не забудешься

Ни во веки веков!

Не о себе печалимся,

Нам жаль, что ты, Русь-матушка,

С охотою утратила

Свой рыцарский, воинственный,

Величественный вид!

Бывало, нас по осени

До полусотни съедется

В отъезжие поля;

У каждого помещика

Сто гончих в напуску,

У каждого по дюжине

Борзовщиков верхом,

При каждом с кашеварами,

С провизией обоз.

Как с песнями да с музыкой

Мы двинемся вперед.

На что кавалерийская

Дивизия твоя!

Летело время соколом,

Дышала грудь помещичья

Свободно и легко.

Во времена боярские,

В порядки древнерусские

Переносился дух!

Ни в ком противоречия,

Кого хочу – помилую,

Кого хочу – казню.

Закон – мое желание!

Кулак – моя полиция!

Удар искросыпительный,

Удар зубодробительный,

Удар скуловорррот!..»

Вдруг, как струна порвалася,

Осеклась речь помещичья.

Потупился, нахмурился,

«Эй, Прошка!» – закричал.

Глонул – и мягким голосом

Сказал: «Вы сами знаете,

Нельзя же и без строгости?

Но я карал – любя.

Порвалась цепь великая —

Теперь не бьем крестьянина,

Зато уж и отечески

Не милуем его.

Да, был я строг по времени,

А впрочем, больше ласкою

Я привлекал сердца.

Я в воскресенье Светлое

Со всей своею вотчиной

Христосовался сам!

Бывало, накрывается

В гостиной стол огромнейший,

На нем и яйца красные,

И пасха, и кулич!

Моя супруга, бабушка,

Сынишки, даже барышни

Не брезгуют, целуются

С последним мужиком.

«Христос воскрес!» – «Воистину!»

Крестьяне разговляются,

Пьют брагу и вино…

Пред каждым почитаемым

Двунадесятым праздником

В моих парадных горницах

Поп всенощну служил.

И к той домашней всенощной

Крестьяне допускалися,

Молись – хоть лоб разбей!

Страдало обоняние,

Сбивали после с вотчины

Баб отмывать полы!

Да чистота духовная

Тем самым сберегалася,

Духовное родство!

Не так ли, благодетели?»

«Так!» – отвечали странники,

А про себя подумали:

«Колом сбивал их, что ли, ты

Молиться в барский дом?..»

«Зато, скажу не хвастая,

Любил меня мужик!

В моей сурминской вотчине

Крестьяне всё подрядчики,

Бывало, дома скучно им,

Все на чужую сторону

Отпросятся с весны…

Ждешь – не дождешься осени,

Жена, детишки малые

И те гадают, ссорятся:

«Какого им гостинчику

Крестьяне принесут!»

И точно: поверх барщины,

Холста, яиц и живности —

Всего, что на помещика

Сбиралось искони, —

Гостинцы добровольные

Крестьяне нам несли!

Из Киева – с вареньями,

Из Астрахани – с рыбою,

А тот, кто подостаточней,

И с шелковой материей:

Глядь, чмокнул руку барыне

И сверток подает!

Детям игрушки, лакомства,

А мне, седому бражнику,

Из Питера вина!

Толк вызнали, разбойники,

Небось не к Кривоногову,

К французу забежит.

Тут с ними разгуляешься,

По-братски побеседуешь,

Жена рукою собственной

По чарке им нальет.

А детки тут же малые

Посасывают прянички

Да слушают досужие

Рассказы мужиков —

Про трудные их промыслы,

Про чужедальны стороны,

Про Петербург, про Астрахань,

Про Киев, про Казань…

Так вот как, благодетели,

Я жил с моею вотчиной,

Не правда ль, хорошо?..»

– «Да, было вам, помещикам,

Житье куда завидное,

Не надо умирать!»

«И всё прошло! всё минуло!..

Чу! похоронный звон!..»

Прислушалися странники,

И точно: из Кузьминского

По утреннему воздуху

Те звуки, грудь щемящие,

Неслись: «Покой крестьянину

И царствие небесное!» —

Проговорили странники

И покрестились все…

Гаврило Афанасьевич

Снял шапочку – и набожно

Перекрестился тож:

«Звонят не по крестьянину!

По жизни по помещичьей

Звонят!.. Ой жизнь широкая!

Прости-прощай навек!

Прощай и Русь помещичья!

Теперь не та уж Русь!

Эй, Прошка!» (выпил водочки

И посвистал)…

«Невесело

Глядеть, как изменилося

Лицо твое, несчастная

Родная сторона!

Сословье благородное

Как будто всё попряталось,

Повымерло! Куда

Ни едешь, попадаются

Одни крестьяне пьяные,

Акцизные чиновники,

Поляки пересыльные

Да глупые посредники,

Да иногда пройдет

Команда. Догадаешься:

Должно быть, взбунтовалося

В избытке благодарности

Селенье где-нибудь!

А прежде что тут мчалося

Колясок, бричек троечных,

Дормезов шестерней!

Катит семья помещичья —

Тут маменьки солидные,

Тут дочки миловидные

И резвые сынки!

Поющих колокольчиков,

Воркующих бубенчиков

Наслушаешься всласть.

А нынче чем рассеешься?

Картиной возмутительной

Что шаг – ты поражен:

Кладбищем вдруг повеяло,

Ну, значит, приближаемся

К усадьбе… Боже мой!

Разобран по кирпичику

Красивый дом помещичий,

И аккуратно сложены

В колонны кирпичи!

Обширный сад помещичий,

Столетьями взлелеянный,

Под топором крестьянина

Весь лег, – мужик любуется,

Как много вышло дров!

Черства душа крестьянина,

Подумает ли он,

Что дуб, сейчас им сваленный,

Мой дед рукою собственной

Когда-то насадил?

Что вон под той рябиною

Резвились наши детушки,

И Ганичка и Верочка,

Аукались со мной?

Что тут, под этой липою,

Жена моя призналась мне,

Что тяжела она

Гаврюшей, нашим первенцем,

И спрятала на грудь мою

Как вишня покрасневшее

Прелестное лицо?..

Ему была бы выгода —

Радехонек помещичьи

Усадьбы изводить!

Деревней ехать совестно:

Мужик сидит – не двинется,

Не гордость благородную —

Желчь чувствуешь в груди.

В лесу не рог охотничий,

Звучит – топор разбойничий,

Шалят!.. а что поделаешь?

Кем лес убережешь?..

Поля – недоработаны,

Посевы – недосеяны,

Порядку нет следа!

О матушка! о родина!

Не о себе печалимся,

Тебя, родная, жаль.

Ты, как вдова печальная,

Стоишь с косой распущенной,

С неубранным лицом!..

Усадьбы переводятся,

Взамен их распложаются

Питейные дома!..

Поят народ распущенный,

Зовут на службы земские,

Сажают, учат грамоте, —

Нужна ему она!

На всей тебе, Русь-матушка,

Как клейма на преступнике,

Как на коне тавро,

Два слова нацарапаны:

«Навынос и распивочно».

Чтоб их читать, крестьянина

Мудреной русской грамоте

Не стоит обучать!..

А нам земля осталася…

Ой ты, земля помещичья!

Ты нам не мать, а мачеха

Теперь… «А кто велел? —

Кричат писаки праздные, —

Так вымогать, насиловать

Кормилицу свою!»

А я скажу: «А кто же ждал?»

Ох! эти проповедники!

Кричат: «Довольно барствовать!

Проснись, помещик заспанный!

Вставай! – учись! трудись!..»

Трудись! Кому вы вздумали

Читать такую проповедь!

Я не крестьянин-лапотник —

Я Божиею милостью

Российский дворянин!

Россия – не неметчина,

Нам чувства деликатные,

Нам гордость внушена!

Сословья благородные

У нас труду не учатся.

У нас чиновник плохонький

И тот полов не выметет,

Не станет печь топить…

Скажу я вам, не хвастая,

Живу почти безвыездно

В деревне сорок лет,

А от ржаного колоса

Не отличу ячменного,

А мне поют: «Трудись!»

А если и действительно

Свой долг мы ложно поняли

И наше назначение

Не в том, чтоб имя древнее,

Достоинство дворянское

Поддерживать охотою,

Пирами, всякой роскошью

И жить чужим трудом,

Так надо было ранее

Сказать… Чему учился я?

Что видел я вокруг?..

Коптил я небо Божие,

Носил ливрею царскую,

Сорил казну народную

И думал век так жить…

И вдруг… Владыко праведный!..»

Помещик зарыдал…

Крестьяне добродушные

Чуть тоже не заплакали,

Подумав про себя:

«Порвалась цепь великая,

Слезинка ребёнка

«Эту бедную пятилетнюю девочку эти образованные родители подвергали всевозможным истязаниям. Они били, секли, пинали ее ногами, не зная сами за что, обратили всё тело ее в синяки; наконец дошли и до высшей утонченности: в холод, в мороз запирали ее на всю ночь в отхожее место, и за то, что она не просилась ночью (как будто пятилетний ребенок, спящий своим ангельским крепким сном, еще может в эти лета научиться проситься), — за это обмазывали ей всё лицо ее калом и заставляли ее есть этот кал, и это мать, мать заставляла! И эта мать могла спать, когда ночью слышались стоны бедного ребеночка, запертого в подлом месте! Понимаешь ли ты это, когда маленькое, существо, ещё не умеющее даже осмыслить, что с ним делается, бьёт себя в подлом месте, в темноте и в холоде, крошечным своим кулачком в надорванную грудку и плачет своими кровавыми, незлобивыми, кроткими слёзками к „боженьке“, чтобы тот защитил его, — понимаешь ли ты эту ахинею, друг мой и брат мой, послушник ты мой божий и смиренный, понимаешь ли ты, для чего эта ахинея так нужна и создана! Без неё, говорят, и пробыть бы не мог, человек на земле, ибо не познал бы добра и зла. Для чего познавать это чёртово добро и зло, когда это столько стоит? Да весь мир познания не стоит тогда этих слёзок ребёночка к „боженьке“… Пока ещё время, спешу оградить себя, а потому от высшей гармонии совершенно отказываюсь. Не стоит она слезинки хотя бы одного только того замученного ребёнка, который бил себя кулачонком в грудь и молился в зловонной конуре неискуплёнными слезами своими к „боженьке“!»

Слезинка ребёнка — крылатое выражение из романа Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы», где Иван Карамазов, беседуя со своим братом Алёшей (послушником православного монастыря), говорит о своём неприятии Бога, допускающего страдание невинных детей, противопоставляя «слезинку ребёнка» грядущей мировой гармонии и отвергая гармонию, достигаемую такой ценой (тем самым в ситуации моральной дилеммы становясь на категорически ригористскую позицию).

Выражение обычно используется, когда речь идёт о соотношении цели и средств, с целью отрицания попыток оправдать страдания невинных людей во имя тех или иных высоких целей.

Моральная дилемма, вводимая этим крылатым выражением, в практической жизни разрешима одним из способов, каковым решаются моральные дилеммы.

Предметом дискуссии является вопрос, разделял ли сам Фёдор Михайлович категорический моральный ригоризм, считал ли писатель, что «гармония мира не стоит слезинки замученного ребёнка». Как бы то ни было, эти слова в романе произносятся не от имени автора, но от имени Ивана Карамазова, который пытается доказать этой дилеммой невозможность существования благого бога, и, по мнению богослова Цыпина В. А., такой богоборческий пафос убеждённый православный христианин Достоевский разделять не мог.

> См. также

  • Моральная дилемма
  • Те, кто покидает Омелас

Примечания

  1. 1 2 Вадим Серов. Слезинка ребёнка // Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. — М.: «Локид-Пресс», 2003.
  2. Объяснена моральная дилемма Карамазовых из романа Достоевского. lenta.ru (8 апреля 2016). Дата обращения 6 июня 2016.
  3. Цыпин В. А., прот. «Слеза ребенка» и «Последнее прибежище негодяя»: цитаты и их интерпретации. Православие.ру (16 апреля 2016). Дата обращения 7 июня 2016.

Литература

на русском языке

  • Казаков А. А. Ф. М. Достоевский и Л. Фейербах: об одном из возможных источников диалогизма Достоевского // Вестник Томского государственного университета. — Томск: Томский государственный университет, 2012. — № 361. — С. 13—16.

на других языках

Либераст всегда утрёт слезинку ребёнка!

Сегодня День защиты детей. Под таким именем мы его знали в гнусном сталинско-брежневском СССР. Теперь он — Международный день детей! Защищать уже поздно.

Сегодня от либерастов всегда можно слышать мощный аргумент: ни одна революция не стоит единой слезинки ребенка. Так сказал ваш Достоевский! А вы даже гей-парады запрещаете! Вот мы на Болотной митинговали, ни одной слезинки ребёнка не выдавили. Мы хорошие!

Поговорим о знаменитой слезинке?

Вот цитата из одного поста либераста:

«В свое время Достоевский заявил: ни одна революция не стоит единой слезинки ребенка. Общество услышало предостережение Гения? Ничуть не бывало. В начале ХХ в. Россию залили не слезы – потоки крови. Русская литература XIX в. – общепризнанная вершина мирового гуманизма. Театр Островского, Чехова, Комиссаржевской; живопись Левитана; музыка Чайковского – почему вся это реально созданная духовность не оказала, не смогла оказать гуманизирующего влияния на русский ХХ век? Мы это поняли? Мы это можем убедительно объяснить сами себе?».

Если попросить автора этого вранья привести цитату из Достоевского, он найти не сумеет. Это его собственная мысль, не Достоевского. А Фёдор Михайлович вообще ничего не говорил про слезинку! Тем более про революцию.

Это Иван Карамазов. Он пытается сбить с истинного пути Алёшу Карамазова. И почти удаётся это ему.

Много раз было уже сказано и доказано, что нельзя слова героя романа приписывать самому писателю. На самом деле идет диалог двух братьев и мысль писателя – это диалог, где даны две точки зрения, которые исповедовал сам писатель, но только на разных этапах своей жизни.

Вот этот знаменитый эпизод из романа:

«Видишь ли, Алеша, ведь может быть и действительно так случится, что, когда я сам доживу до того момента, али воскресну, чтоб увидать его, то и сам я пожалуй воскликну со всеми, смотря на мать, обнявшуюся с мучителем ее дитяти: «Прав ты, господи!» но я не хочу тогда восклицать, Пока еще время, спешу оградить себя, а потому от высшей гармонии совершенно отказываюсь. Не стоит она слезинки хотя бы одного только того замученного ребенка, который бил себя кулаченком в грудь и молился в зловонной конуре своей неискупленными слезками своими к «боженьке»! Не стоит потому что слезки его остались неискупленными. Они должны быть искуплены, иначе не может быть и гармонии. Но чем, чем ты искупишь их? Разве это возможно? Неужто тем, что они будут отомщены? Но зачем мне их отмщение, зачем мне ад для мучителей, что тут ад может поправить, когда те уже замучены. И какая же гармония, если ад: я простить хочу и обнять хочу, я не хочу, чтобы страдали больше. И если страдания детей пошли на пополнение той суммы страданий, которая необходима была для покупки истины, то я утверждаю заранее, что вся истина не стоит такой цены. Не хочу я наконец, чтобы мать обнималась с мучителем, растерзавшим ее сына псами! Не смеет она прощать ему! Если хочет, пусть простит за себя, пусть простит мучителю материнское безмерное страдание свое; но страдания своего растерзанного ребенка она не имеет права простить, не смеет простить мучителя, хотя бы сам ребенок простил их ему! А если так, если они не смеют простить, где же гармония? Есть ли во всем мире существо, которое могло бы и имело право простить? Не хочу гармонии, из-за любви к человечеству не хочу. Я хочу оставаться лучше со страданиями не отомщенными. Лучше уж я останусь при неотомщенном страдании моем и неутоленном негодовании моем, хотя бы я был и не прав. Да и слишком дорого оценили гармонию, не по карману нашему вовсе столько платить за вход. А потому свой билет на вход спешу возвратить обратно. И если только я честный человек, то обязан возвратить его как можно заранее. Это и делаю. Не бога я не принимаю, Алеша, я только билет ему почтительнейше возвращаю.

— Это бунт, — тихо и потупившись проговорил Алеша».

При трезвом взгляде на вещи Иван Карамазов не только не рупор, но скорее – антагонист своего демиурга, автора знаменитого романа. Ф.М. Достоевский был, как это известно всему миру, человеком религиозным и сознательно православным, а Иван Карамазов даже и не атеист тривиального пошиба, но скорее богоборец и сатанист. В том самом диалоге с Алешей, когда он пытался смутить брата упоминанием о детских слезах, он с недвусмысленной ясностью выразил свои собственные убеждения: «Слишком дорого оценили гармонию, не по карману нашему вовсе столько платить за вход. А потому свой билет на вход спешу возвратить обратно… Не Бога я не принимаю, Алеша, я только билет Ему почтительнейше возвращаю» (Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы. Ч. 2. Кн. 5. Гл. 4: Бунт).

Предлагаемая подмена смыслов особенно опасна потому, что фальсификации при этом подвергается не только образ мыслей Достоевского, но и само христианское учение. Эксплуатирующие эту тему либерасты представляют пассаж Ивана Карамазова о слезах ребенка чуть ли не как квинтэссенцию Евангелия, утверждают, что в этой идее сконцентрировано учение Христа. Господь, однако, не проповедовал ни пацифизма, ни анархии.

Кстати, для общего развития приведу ещё отрывочек. Для тех либерально настроенных граждан, что желали и желают покорение России иноземцами.

В романе есть замечательный в своем роде диалог, где четвертый и незаконный сын Федора Павловича Карамазова, униженный лакейской должностью при отце, ведет галантный разговор с девицей мещанского сословия Марьей Кондратьевной, очарованной изысканными на ее вкус манерами лакея, его умом и образованностью, а тот резонерствует: «“Может ли русский мужик против образованного человека чувство иметь? По необразованности своей он никакого чувства не может иметь… Я всю Россию ненавижу, Марья Кондратьевна”. – “Когда бы вы были военным юнкерочком али гусариком молоденьким, вы бы не так говорили, а саблю бы вынули и всю Россию стали бы защищать”. – “Я не только не желаю быть военным гусариком, Марья Кондратьевна, но желаю, напротив, уничтожения всех солдат-с”. – “А когда неприятель придет, кто же нас защищать будет?” – “Да и не надо вовсе-с. В двенадцатом году было на Россию великое нашествие императора Наполеона французского первого, отца нынешнему, и хорошо, кабы нас тогда покорили эти самые французы: умная нация покорила бы весьма глупую-с и присоединила к себе. Совсем даже были бы другие порядки-с”»

Правда всё повторяется на нашей земле?!

В либеральном мифе о слезе ребенка все переворачивается с ног на голову: на место гармонии смирения и всепрощения ставится либерализм и демократия, где тоже любят говорить о гармонии. Налицо подмена понятий, грубо говоря, подтасовка.

Мы живём в стране где подтасовывает и власть, и оппозиция! Куды крестьянину податься?

Слезинка ребенка

Слезинка ребенка
Из романа (ч. 2, кн. 5, гл. «Бунт») «Братья Карамазовы» (1880) Ф. Л/. Достоевского (1821 — 1881). Иван Карамазов, беседуя со своим братом Алешей, монахом-послушником, говорит о том, что он не приемлет Бога, который допускает в этом мире страдания невинных детей ради некой «высшей гармонии».
Он поясняет свою позицию так: «Понимаешь ли ты это, когда маленькое существо, еще не умеющее даже осмыслить, что с ним делается, бьет себя в подлом месте, в темноте и в холоде, крошечным своим кулачком в надорванную грудку и плачет своими кровавыми, незлобивыми, кроткими слезками к «боженьке», чтобы тот защитил его, — понимаешь ли ты эту ахинею, друг мой и брат мой, послушник ты мой божий и смиренный, понимаешь ли ты, для чего эта ахинея так нужна и создана! Без нее, говорят, и пробыть бы не мог человек на земле, ибо не познал бы добра и зла. Для чего познавать это чертово добро и зло, когда это столько стоит? Да весь мир познания не стоит тогда этих слезок ребеночка к «боженьке»… Пока еще время, спешу оградить себя, а потому от высшей гармонии совершенно отказываюсь. Не стоит она слезинки хотя бы одного только того замученного ребенка, который бил себя ку-лачонком в грудь и молился в зловонной конуре неискупленными слезами своими к «боженьке»!»
Обычно образ «слезинка ребенка» употребляется, когда речь идет о проблеме соотношения цели и средств ее достижения, когда хотят сказать, что нельзя пытаться достичь каких бы то ни было высоких целей за счет страданий невинных людей.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. — М.: «Локид-Пресс». Вадим Серов. 2003.

В то время, когда у детей появляются слезы, родители начинают беспокоиться о причинах их возникновения. Но что делать, если малыш плачет, а слез никак нет?

Начало развития органов зрения

Развитие каждого ребенка зависит от его личных особенностей. Большинство детей могут развиваться «как все», а некоторые иным образом. И в этом нет ничего плохого, если показатели анализов не выходят за границы нормы и общее самочувствие хорошее.

Органы зрения являются одними из главных «проводников» для познания окружающего мира, а в особенности для детей, чей путь только начинается. С самого начала у младенца формируются участки головного мозга, отвечающие за информацию о происходящем вокруг. Глаза привыкают к синхронному движению, а в память откладывается все больше образов.

После рождения младенец воспринимает лишь теневые и световые образы, а объекты перед ним со временем будут выглядеть расплывчато и непонятно. Глаза новорожденного будут стараться уловить очертания предмета, посему зрение будет тренироваться и крепчать.

Появление слез: первые эмоции и чувства

Ребенок – это маленький человек. Он реагирует на каждую мелкую деталь, отражает эмоции и испытывает яркие чувства. Некоторые действия новорожденных могут быть похожими на симптомы заболеваний различных систем, что может сбить с толку его родителей.

Дети часто копируют эмоции и повадки людей вокруг

Выражение чувств различно и многообразно. Когда у ребенка появляются слезы, он невольно хочет донести до других свои эмоции. Малыши дергаются, плачут, кричат, улыбаются, играют с неразвитой мимикой, лишь бы привлечь желаемое внимание своей семьи.

Многие родители задаются вопросом «во сколько у детей появляются слезы, это признак первых чувств и эмоций?». Ответ прост – первые слезы у новорожденных, как и всё остальное, проявляются сугубо индивидуально. Но это не отменяет медицинской нормы, которая поможет разобраться в этом вопросе тщательнее.

Настоящие слезы появляются в возрасте 1,5-2 месяцев. Отмечены случаи, когда у грудничков появляются слезы к 4 месяцам. В этом случае четвертый месяц играет пороговую роль.

Первые проблемы со зрением

Симптомы болезней глаз проявляются сразу после рождения. В первые дни у новорожденного в большом количестве отмечаются выделения из глаз. Слезы у новорожденных часто отсутствуют.

После того, как малыш начал плакать, можно заметить, что слезы идут не из обоих глаз, а из одного. В таких случаях не стоит волноваться. Требуется время, чтобы тщательно последить за поведением новорожденного при плаче. Если слезы продолжают течь из одного глаза, необходимо прибегнуть к помощи врачей.

Другие детские слизистые также подвергаются заболеваниям и отклонениям от нормы. Часто у малышей обнаруживается наличие короткой уздечки, которая не позволяет ему использовать ротовую полость «по максимуму». Носослезный проток новорожденных детей в ряде случаев закрывается слизистой пленкой, которая не позволяет выделениям пробиться.

Подергивания (тремор) может сигнализировать о ряде причин. У новорожденных он сопровождается дрожанием конечностей, дрожанием подбородка, мышечными сокращениями. При серьезных потрясениях малыш может отреагировать на ситуацию дрожью и легким подергиванием. Необходимо посетить педиатра или невролога, если реакция на внешние раздражители сильна.

Если младенец высовывает язычок, это может быть как выражение своих эмоций, так и симптом неврологических проблем

Поводом для беспокойств в ряде случаев становится язычок. Новорожденные высовывают язык по разным основаниям и для многих детишек это считается нормой. Но так ли это на самом деле?

Существует как безобидные, так и опасные причины, по которым у младенца проявляется данный симптом. Одна из причин – познавание окружающего мира и собственного самоощущения.

Если члены семьи положительно реагируют на эмоции малыша, он старается повторять их действия. В этом случае показ языка не является чем-то плохим, а наоборот, демонстрирует здоровье и радость ребенка.

Другие признаки зависят от состояния новорожденного. Когда впервые начинают резаться зубы, младенец испытывает не самые приятные ощущения. Зуд мешает здоровому сну, из-за этого при первых зубках можно заметить, как новорожденный часто плачет и плохо спит.

Когда у новорожденного появляются слезы, могут проявиться и другие проблемы, связанные со здоровьем. Негативными особенностями являются отклонения и заболевания, о которых нужно консультироваться со специалистом.

Признаки и причины проблем с глазами

Защитная пленка в носослезных каналах должна пропадать сразу же после рождения, но у некоторых детей она остается. Из-за этого возникает заболевание дакриоцистит, которое сигнализирует о непроходимости носослезного протока.

Самыми распространенными симптомами плохого функционирования слезных каналов являются:

  • Мокрые глаза. Влажность на глазах (глазу) появляется практически после возвращения из родильного дома. Такой вариант является нормой, но в ряде случае указывает на наличие дакриоцистита.
  • Выделения из глаз. Это первое, что сразу бросается в глаза. Структура выделений слизистая, липкая. Цвет может быть ближе к коричневому, но чаще всего оттенок желтоватый. Выделения необходимо убирать регулярно, так как из-за них глаза поддаются раздражению и на веках появляются корочки.

Профилактика проблем со зрением

В комнате малыша необходимо поддерживать правильный температурный режим и влажность.

Советы по уходу за детским зрением такие же, как и у взрослых, но с рядом оговорок на возраст и тщательность и периодичность гигиенических процедур за глазами.

Детская комната должна быть чистой, просторной и хорошо освещенной. Лучше всего подойдет помещение с солнечной стороны, солнечные лучи пойдут малышу на пользу. Свет хоть и необходим, но и правила темноты тоже нужно соблюдать. Во время сна ребенка не рекомендуется включать ночник, в комнате должно быть темно.

Маленьким детям нравятся яркие предметы. Стимуляция мозга является ключевым моментом в становлении органов зрения.

Игрушки лучше всего подбирать самые разнообразные: большие, маленькие, мягкие, твердые, темные и светлые, яркие. Но помнить, что чересчур мелкие детали несут вред и использовать их не стоит.

Плюшевые игрушки хранят в себе много пыли, а твердые предметы могут поранить или уколоть. Сообщите родственникам про это, т.к. у нас в стране стойкая традиция дарить на выписку и памятные даты такие подарки малышу.

Присмотритесь к ортопедическому коврику, советуется его приобрести, чтобы развитие малыша происходило быстрее. Травмы должны быть исключены. Ногти ребенка нужно стричь коротко (читайте в отдельной статье как нужно ухаживать за ногтиками новорожденного). Эти требовния относится и к членам семьи, которые за ребенком ухаживают.

Тревожные звоночки

Родители должны показать своих детей окулисту-офтальмологу в возрасте трех месяцев, далее практикуют походы к глазному врачу в 1 год и в 6 лет. Специалист на приеме смотрит на признаки заболевания дакриоциститом и на общее состояние глаз.

В здоровье ребенка наследственность играет немаловажную роль. Если в семье есть наследственные заболевания, об этом надо поделиться с врачом.

Признаки, когда необходимо посетить врача:

  • Покраснения. Возникают по причине аллергических реакций и воспалительных процессов.
  • Выделения. Данный симптом говорит о инфекции и физических отклонениях.
  • Опущенные веки. Припухлости и подобные отклонения сигнализируют о наличии глазных заболеваний.
  • Косоглазие. Расстроенный глазной фокус вызывает проблемы косоглазия, отличается «плавающими» зрачками.
  • Помутнения. «Бельмо» на глазу сигнализирует о помутнении роговицы.
  • Белый зрачок. Цвет зрачка меняется при врожденной катаракте, отличается белым оттенком.
  • Размер глаз. Не должен быть больше нормы. В таких случаях данный признак говорит о врожденном повышенном давлении внутриглазном давлении.

В то время, когда у детей появляются слезы при плаче, сопровождать их могут неприятные признаки, говорящие о симптомах заболеваний.

Конъюнктивит – большая проблема среди детей до года

1 Конъюнктивит. Причины конъюнктивита различны: от низкого иммунитета до несоблюдения норм гигиены. Симптомы заболевания отличаются слезоточивостью, болевыми признаками, гнойными выделениями и множественными покраснениями глаз.

2 Дакриоцистит. Заболевание часто встречается среди маленьких детей. Суть заключается в том, что носослезный проток закрывается пленкой эмбриональной ткани, не успевшей исчезнуть вовремя. Дакриоцистит относится к патологиям и может распространяться как на один, так и на оба глаза.

3 Катаракта. При катаракте хрусталики у детей отличаются от нормы. При этом заболевании хрусталик не прозрачный, а белый и мутный, что не позволяет зрению функционировать нормально. Свет не проходит через сетчатку и ребенок не в состоянии видеть как другие люди.

4 Глаукома. Заболевание заключается в повышенном внутриглазном давлении по причине наследственности и врожденных отклонений. Врожденная глаукома – заболевание, при котором внутриглазное давление повышается из-за наследственных или врожденных нарушений в структурах глаза, и внутриглазная жидкость оттекает больше нормы.

Норма предполагает отток внутриглазной жидкости, которая помогает обменным процессам и поддерживает необходимое давление внутри глазного яблока. Во время глаукомы эти процессы нарушаются.

5 Астигматизм. По статистике является наследственным заболеванием, при котором происходит нарушение сферичности хрусталика и роговой оболочки.

6 Дальнозоркость (гиперметропия). Наличие гиперметропии у маленьких детей может быть вариантом нормы. В более взрослом возрасте зрение обычно нормализируется. В обратных случаях зрение корректируют.

7 Близорукость (миопия). При миопии человек рождается с неправильным глазным яблоком, из-за которого лучи света не могут дойти до сетчатки. Опасность этого заключается в неправильном формировании развития детского организма.

8 Косоглазие (страбизм). Распространенное заболевание, которым дети часто болеют, но впоследствии вылечиваются. Объяснить это можно плавным развитием зрения, из-за чего зрение может «плавать» до того, как сформировалось окончательно.

Отзыв от мамы, которая на личном опыте столкнулась с непроходимостью слезных каналов у детей, и как эти проблемы удалось решить:

Отдельно о слезоточивости глаз

Наличие слезоточивости возникает по следующим причинам:

  1. Аномалии носослезных каналов;
  2. Нарушение оттока жидкости, инородные тела;
  3. Злокачественные и доброкачественные кисты и опухоли;
  4. Травмы;
  5. Конъюнктивит;
  6. Аллергические реакции;
  7. Злокачественные образования гипофиза;
  8. Патологии нервной системы.

Действия при закупорке носослезного протока

Больным детям при глазных заболеваниях на приеме прописывают комплексное лечение, в которое входит массаж и прием лекарственных средств. Используют методику массажа, пользуются раствором фурацилина и левомицетиновой мазью. Лечение длится около двух недель и дает положительные результаты сразу после применения. В отдельных случаях назначают зондирование слезного канала, к чему прибегают в последнюю очередь. Процедура зондирования проходит 5 минут в условиях медицинского учреждения. Для мам эта процедура может показаться сложной и нервной, т.к. ребенка следует плотно держать и от этого он сильно кричит. Посмотрите видео-отзыв от мамы, ребеночку которого эту операцию проделали, и страхи ваши уйдут:

Методика лечебного массажа

Чтобы начать массаж, необходимо тщательно подготовиться. Требуется следить за гигиеной собственных рук и лица ребенка. Ногти должны быть короткими и чистыми.

  1. Нащупать бугорок около глаз и переносицы, аккуратными, но крепкими движениями по нему провести.
  2. С помощью давления провести пальцами от глазного мешочка вниз.
  3. Удалить гнойные выделения ватным диском, заранее смоченным в растворе фурацилина.

Сама методика проста, но требует обучения у специалиста. Массаж рекомендуют проводить в стерильных перчатках или применить один из антисептических растворов. Лучше всего применять методику перед кормлением, 2-4 раза в день. Обязательным пунктом является соблюдение правил гигиены.

Не нужно быть излишне мягким, так как это может не помочь. Необходимо применить регулировку силы и следить за ней на протяжении всего сеанса. Практические советы по проведению массажа слезного канала от доктора Комаровского:

  1. После процедуры обработать глаза новым ватным диском, смоченным раствором хлоргексидина или фурацилина.
  2. Закапать в глазик одну каплю этими же лекарственными растворами.

При повышенном выделении гноя стоит применять капли. Врачи рекомендуют Альбуцид, Тобрекс и Флоксал. Применять их три раза в день и не забыть посетить специалиста офтальмолога.

Иные способы лечения

Когда у новорожденного появляется слезоточивость, некоторые врачи стараются не прибегать к препаратам сразу. Во время излишней слезоточивости и выделений из глаз офтальмологи советуют не только капли и лекарственные растворы, но и травяные отвары из:

  • Цветков василька;
  • Корня валерианы;
  • Календулы;
  • Ромашки;
  • Клевера лугового;
  • Зеленого чая;
  • Герани луговой;
  • Тысячелистника.

Выводы

Забота о глазках новорожденного и грудничка проста и не требует много времени. Самое главное – гигиенические процедуры, которую необходимо проводить регулярно. Использование отваров и растворов, лекарственных препаратов и рекомендаций врача – залог успеха.

Не стоит забывать и про принятие ванны с лекарственными травами, например, с чередой. При купании поддерживайте правильную температуру воды, подробнее про это – . Рекомендуется ввести в ежедневную привычку проведение комплексной детской гимнастики для глаз для более старших детей.

Здоровье ребенка – в руках его семьи. Лекарственные препараты и процедуры помогут при лечении и профилактике болезней, но без правильного ухода и искренней заботы не обойтись никому. Посмотрите практические уроки про обработку глазиков новорожденному специалистами:

Причины слез младенца

Фото взято из http://yandex.ru/images/search

Крик — это нормальное проявление чувств, эмоций и потребностей для новорожденного. Родителям, для того чтобы научиться распознавать чего добивается ребенок своими слезами, требуется внимательно наблюдать за ним, за характером и продолжительностью крика.

Питание и питье — это основные потребности малыша в первые месяцы жизни. Сразу после рождения, младенцев необходимо кормить каждые 1.5-2 часа, затем промежутки между кормлениями постепенно увеличиваются. Таким образом, крича и плача, ребенок может требовать молока. Еще одной причиной для младенческих слез может стать неудобство от мокрого подгузника.

Фото взято из http://yandex.ru/images/search

Детский плач может стать сигналом, что малышу требуется внимание матери. Первое время ему крайне необходимо материнское присутствие, прикосновение и тепло. Эмоциональная привязанность новорожденного к маме очень сильна, часто его способны успокоить ее запах и сердцебиение. Часто помогает покачивание, поглаживание животика, тихий разговор с ним или напев песенки. Слезы у малыша могут быть вызваны желанием спать или просто усталостью, а также банальным перевозбуждением. Дискомфорт могут вызывать жара или холод, на это малыш тоже отзовется криками.

Естественно, что плач и крики новорожденного могут быть вызваны болевыми ощущениями или какими-то заболеваниями.

Фото взято из http://yandex.ru/images/search

Если ребенок быстро успокаивается, оказавшись на руках у мамы, значит, он подавал сигналы, не связанные с какой-либо болью, а просто требовал родительского присутствия и внимания к себе. Такой плач похож на призывное требование, он начинается негромко и длится недолго. И только не получив ожидаемого, он набирает силу, привлекая внимание взрослых. Если младенец хочет кушать, то плач, начинаясь как тихий призыв, быстро перерастает в громкое нетерпеливое требование и сердитый крик. Долго непрекращающийся плач, может говорить о том, что малыш по какой-то причине испытывает боль, например, это могут быть колики. В этом случае, новорожденный сучит ножками, поднимает их и очень громко плачет. Если ребенок зевает и хнычет, то, скорее всего, он хочет спать.

Любой вид детского плача должен послужить сигналом для родителей. Им необходимо обратить на ребенка внимание и постараться разобраться в причинах крика. Ни в коем случае нельзя игнорировать детский плач. Наблюдая за своим малышом, мама может обратить внимание, как именно ее ребенок сообщает о своем недовольстве. Для маленьких детей является нормой много и часто кричать, и плакать. Родителям следует набраться терпения и научиться понимать своего ребенка. Они должны быть чуткими и отзывчивыми по отношению к своим детям.