Неоконсерватизм в России

Консерватизм и неоконсерватизм

Консервативная (от лат. conserve — сохраняю, охраняю) идеология характеризуется ориентацией на защиту традиционных устоев общественной жизни, незыблемых ценностей, отрицанием революционных изменений и недоверием к й народным движениям. Она насчитывает 200 лет и сформировалась как реакция на политическую мысль и события. Великой французской революции, как антиреволюционная идеология, отстаивающая идею незыблемости установленных божественным разумом порядков. Создателями идеологии консерватизма являются английский мыслитель Э.Берк, французские общественные деятели Ж. де Местер и Л. де Бональд.

Термин «консерватизм» впервые был употреблен в 1818 г. французским писателем Шатобрианом и в настоящее время используется в различных сферах человеческой жизнедеятельности — быту, семейно-брачных отношениях, искусстве, морали и т.д. Безусловно, консервативные взгляды и суждения за два столетия претерпели существенные изменения, но основные принципы и философское кредо остались прежними. По мнению английского профессора М.Оукшотта, это значит, что консерватор предпочитает «известное неизвестному, то, что испытано, тому, что не прошло проверку практикой, факт — выдумке, действительное — возможному, ограниченное — безграничному, близкое — далекому, достаточное — изобилию, обычное — совершенному (Общая .и прикладная политология. М., 1997. С. 682).

Таким образом, консерватизм базируется на приоритете преемственности перед нововведениями, на признании незыблемости порядка вещей, сложившегося естественным образом, на иерархичности человеческого сообщества, на примате в жизни общества морали семьи, религии и собственности.

Эти основополагающие идеи и составили фундамент консерватизма, на который опираются его важнейшие принципы.

Прежде всего это нравственный абсолютизм, неизбежность и вечность нравственных идеалов и ценностей, которые совершенно не зависят от воли человека, а формируются общественно-экономическими и политическими институтами. В силу этого и политика не может быть освобождена от моральных предписаний.

Ведущим принципом консерватизма является отрицание неизбежности социального прогресса. Любые проекты лучшего общества, сколь бы заманчивыми они не были, таят в себе неизвестность и должны быть отвергнуты. Реформы признаются только как возможность избежать социальных потрясений.

Не менее важен принцип т р а д и ц и о н а л и з м а, который предполагает сохранение прошлого как основы единства поколений, гармонической совокупности обычаев, предрассудков и учреждений.

Характерен для консерватизма и политический реализм. Суть его в том, что истина заключена не столько в универсальных постулатах, сколько в конкретном опыте. Опыт и привычки оказываются лучшими ориентирами, нежели разум, логика и абстрактные понятия.

Один из важнейших принципов консерватизма — отрицательное отношение к идее равенства. Консерватизм не приемлет социального равенства исходя из естественной иерархии, элитарного характера управления. При этом речь идет об элитарной демократии, когда доминирует принцип «достойное — достойным».

Консерваторы также активно выступают против политизации людей. Отвергая примат политики в жизни человека, они считают более важным для человека его частные интересы. Политика — это сфера деятельности политических элит.

Консерваторы — последовательные сторонники местного самоуправления. В споре между центром и периферией они на стороне последней.

Консерватизм может быть различен в зависимости от его отношения к социальным изменениям. Выделяют консерватизм реакционный со стремлением повернуть вспять отжившие порядки, консерватизм статус-кво, когда усилия направлены на сохранение существующего, и консерватизм реформистский, где не только признаются, но и активно поддерживаются необходимые преобразования при сохранении позитивного содержания прошлого и настоящего.

Во второй половине ХХ в. социально-политические и экономические изменения в мире заставили консерваторов частично пересмотреть некоторые положения своей идеологии. Так возникает не консервативное течение, которое связывают с приходом к власти в США республиканцев во главе с Р.Рейганом, в Великобритании — консерваторов во главе с М.Тэтчер, в ФРГ — блока ХДС/ХСС во главе с Г.Колем. Виднейшими идеологами неоконсерватизма являются Дж.Белл (США), Р.Геген, Э.Юнгер, Г.Кальтербруннер (ФРГ), Р.Арон, А. де Бенуа (Франция).

Сильное влияние на формирование «консервативной волны» 70 — 90-х гг. оказали либеральные ценности. Современная консервативная идеология во многом близка либерализму. Эти две идеологии были идейными антагонистами только в эпоху становления и утверждения капитализма. Теперь же различия между ними не столь принципиальны. В главных своих идеях они смыкаются. Фактически это две стороны одной идеологии. Американские не консерваторы правы, когда отмечают, что не консерватор — это либерал, признающий значение традиций и социокультурных факторов общественного развития. Отсюда проистекает своеобразное сочетание в неоконсерватизме либерально-технократической приверженности прогрессу, свободе и экономическому росту с подчеркиванием старых, традиционных ценностей — семьи, культуры, морали, порядка, чувства долга и т.д.

Каковы же отличительные признаки неоконсерватизма.

Во-первых, он не отрицает полностью идею демократии. Он подчеркивает, что демократическое политическое устройство должно сочетаться с элитарным политическим руководством. Народ имеет право голоса, но он обязан считаться с тем, что верховная власть находится в руках лучших, наиболее способных и мудрых граждан.

Во-вторых, отдавая, как и прежде, предпочтение сильной власти и сильному государству, не консерваторы склоняются к тому, что его вмешательство в экономическую жизнь должно быть ограничено.

В-третьих, признавая бедность, страдание и несправедливость неизбежным злом, они выступают за осторожные и ограниченные социальные реформы. Не консерваторы — противники чрезмерного обложения налогами крупного капитала с целью перераспределения средств в пользу неимущих слоев населения. Эта идеология не приемлет уравнительного распределения, она требует сокращения государственных социальных программ. Индивид должен рассчитывать на свои собственные силы, а также на солидарную поддержку сограждан. Современное государство, по мнению не консерваторов, должно создавать равенство возможностей, но не равенство результатов. Социальный порядок реализуется прежде всего через общественную иерархию, которая возникает органически, естественным путем.

Ярким примером политики не консерваторов явилась политика М.Тэтчер. Ее правительством была осуществлена целая система мер, направленных на обеспечение эффективного развития английской экономики: упразднение контроля над доходами, ценами и валютного контроля; снижение стандартной ставки подоходного налога с 33 до 30 %; приватизация государственных предприятий (с 1984 по 1987 г. в частную собственность была передана 1/3 собственности государства в промышленности). Государство отказалось от вложения средств в полую банкротившиеся предприятия. В такой обстановке смогли выжить лишь те фирмы, которые были способны поднять производительность труда и конкурентоспособность своих изделий.

В целом неоконсерватизм весьма успешно приспособил традиционные ценности консервативного толка к реалиям постиндустриального этапа развития общества, обеспечив себе тем самым устойчивые идейно-политические позиции в современном мире. В 80 — 90-е гг. консерваторы добились наибольшего экономического роста, высокой стабильности и морального обновления общества в ведущих странах Запада. Их идеологические принципы практическую деятельность поддерживают различные слои населения.

Кто такой консерватор? Идеология консерватизма в России. Консерваторы и либералы

Консерватизм — политическая идеология, признающая главными ценностями традиции и порядок, государственный строй и религию. Говоря кратко, консерватизм — это «идеология порядка и охранительства». Само слово «консерватор» происходит от латинского conservo — «сохраняю».

Консерваторы — сторонники консервативной идеологии. В политике они выступают за сохранение всего так, как было прежде, то есть против реформ и изменений. Они часто поддерживают социальное неравенство, считая его естественным и заложенным в природе человека.

В экономике они поддерживают национального производителя, выступают за протекционизм. В сфере культуры и идеологии консерваторы всегда за господство одного санкционированного государством течения.

Наряду с либерализмом и радикализмом консерватизм считается одной из основных политических идеологий современности. В отличие от либералов консерваторы выступают против глубоких и резких реформ, за высокую роль государства в жизни общества. В отличие от радикалов они не поддерживают быстрые революционные изменения, считая их опасными и вредными.

Суть консервативной идеологии

  • Главные ценности консерватизма — государство, религия, традиции, порядок. Человеческая жизнь часто признается ничтожной перед интересами государства.

  • Консерваторы зачастую выступают за монархию и сохранение социального неравенства как скелета общества. Они приводят в качестве контрпримера неудачный опыт построения социализма в СССР или национал-социализма — в Третьем рейхе.

  • Консерваторы допускают вмешательство государства и религии в частную жизнь граждан.

  • На внешнеполитической арене консерваторы всегда за сохранение прежних границ, нерушимость международных договоренностей. При этом они жестко отстаивают интересы собственного государства, не признают теорию общего блага и универсальных ценностей.

Бенджамин Дизраэли. Фото: Wikimedia

Либерализм и консерватизм не всегда жестко противостоят друг другу. Один и тот же человек может в разные периоды жизни склоняться то в пользу либерализма, то в пользу консерватизма.

В этой связи обычно вспоминают высказывание британского премьер-министра Бенджамина Дизраэли: «У того, кто в шестнадцать лет не был либералом, нет сердца. У того, кто не стал консерватором к шестидесяти, нет головы».

Идеологи консерватизма

Именно такой путь прошел один из идеологов консерватизма, французский политик и писатель Франсуа Рене де Шатобриан. Представитель дворянского рода, он вначале принял Великую Французскую революцию, но затем устрашился ее разгула и революционного террора. Мыслитель ударился в католичество, переосмыслил свои ценности и стал проповедником монархии и порядка.

Франсуа Рене де Шатобриан. Фото: Wikimedia

Еще одним отцом консерватизма называют английского философа той же эпохи Эдмунда Берка. В своих воззрениях он также отталкивался от Французской революции. До нее Европа жила ценностями монархии, религии и порядка. Великая революция впервые поставила старый мир с ног на голову. Именно как реакция на нее и появился политический консерватизм. Без перемен и потрясений не появилось бы ярых защитников старого порядка.

Эдмунд Берк. Фото: Wikimedia

В книге «Размышления о Французской революции» 1790 года Берк доказывает, что истинная свобода возможна только в рамках закона и порядка, а реформы должны осуществляться эволюционным, а не революционным путем. Эти принципы легли в основу консерватизма.

В 1980-е на Западе появился так называемый неоконсерватизм — более приспособленное к современным реалиям учение. Его представители отказались от особенно одиозных требований (сохранение смертной казни, запрет однополых браков, религия в школах), но сохранили главное — курс на сильное государство. Яркими представителями неоконсерватизма считаются Рональд Рейган, Маргарет Тетчер и Ангела Меркель.

Ангела Меркель. Фото: Reuters

Консерватизм в России

В царской России после Французской революции власть как правило была консервативна. Исключение составляет лишь начальный этап правления Александр I и царствование Александр II. При позднем Александре I и Николае I идеологами охранительства были Николай Карамзин и Сергей Уваров.

Константин Маковский «Портрет Александра II на смертном одре»

Разгул консервативной реакции начался при Александре III. По его мнению, именно либеральные реформы отца привели к расправе над царем. Сын убитого монарха решил задавить в России любое свободомыслие и жажду перемен.

Идеологом контрреформ и всего того царствования стал Константин Победоносцев. «Я сознаю, что продление существующего строя зависит от возможности поддерживать страну в замороженном состоянии. Малейшее теплое дуновение весны, и все рухнет», — наставлял он Николая II. Считается, что Достоевский вывел Победоносцева в образе Великого Инквизитора из романа «Братья Карамазовы».

Константин Победоносцев. Фото: Wikimedia

Из советских правителей консерваторами считают Иосифа Сталина, Леонида Брежнева, Юрия Андропова и Константина Черненко. При втором из них были свернуты экономические реформы, инициированные Алексеем Косыгиным в эпоху «хрущевской оттепели». В сфере культуры также были «закручены гайки»: неугодные писатели и артисты были отправлены в тюрьму или выдворены из страны.

Леонид Брежнев. Фото: Wikimedia

В постсоветской России идеологию консерватизма воплощает партия «Единая Россия». Ее главные ценности — единство и незыблемость государства, его безопасность. Интересы отдельного гражданина ставятся на второй план, что выражается в превалировании «оборонки» над «социалкой».

По мнению многих наблюдателей, к консерватизму после 2008 года склонился и Владимир Путин. Сам он не скрывает этого.

Владимир Путин. Фото: Wikimedia

«Здоровый консерватизм предполагает использование всего лучшего, нового, перспективного для обеспечения поступательного развития. Для того, чтобы общество существовало, нужно поддерживать элементарные вещи, которые человечеством выработаны в течение столетий: это бережное отношение к материнству и детству, бережное отношение к своей собственной истории, к ее достижениям, бережное отношение к нашим традициям и традиционным религиям», — сказал Путин в 2014 году.

Признаки неоконсерватизма

Предпосылки формирования признаков неоконсерватизма

Проводя характеристику неоконсервативной идеологии, прежде всего необходимо отметить, что она по своему содержанию, с одной стороны, выступает реакцией на кризисные явления в экономике и политике западных стран в 60-е-70е гг. прошлого века, а с другой – выступает продуктом взаимовлияние либеральных и консервативных идей.

Отчасти окончательное утверждение рассматриваемой идеологии обозначает возврат к постулатам классического либерализма в части некоторых аспектов понимания экономики и хозяйствования, при их подкреплении аргументами консерватизма.

Потребность в подобном синтезе была предопределена тем, что классический либерализм по мнению неоконсерваторов действительно являлся эффективной политической идеологией, способной опосредовать социальную организацию и государственно-властную деятельность, однако ему не хватало «исторического опыта». В этой связи, по мнению сторонников неоконсерватизма, наряду с последовательной программой и осознанием будущих целей политической организации, для политической идеологии необходима опора в виде многолетних традиций.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Признаки неоконсервативной политической идеологии

Анализ специальной литературы позволяет сделать вывод о том, что в числе основополагающих признаков неоконсервативной идеологии ее сторонниками и современными учеными выделяются:

  • Выступая за достижение формально-юридического равенства последователи неоконсервативной идеологии разделяли точку зрения о том, что равенство может быть лишь в возможностях, но не в условиях и результатах. Иными словами, существующее социальное неравенство возникало и складывалось по объективным причинам, и выступает, в этой связи, следствием естественного неравенства способностей и личных качеств людей;
  • Ограничение вмешательства государства в экономическую жизнь, в первую очередь, в интересы частной сферы хозяйствования. Так, последователи неоконсервативных идей утверждали, что государству, прежде всего, надлежит создавать условия для реализации личностных факторов: индивидуальной инициативы, личной заинтересованности, знаний, умений и возможностей отдельных лиц, персональной ответственности, и т. д., а не оказывать прямое воздействие на экономические процессы;
  • Государство не должно отказываться от принятых на себя обязательств социального характера, однако при осознании необходимости обеспечения соответствующей деятельности, совершать ее в умеренных пределах – ограничиваться поддержкой слабозащищенных и малоимущих. Иными словами, безвозмездно получать социальные блага могут только те, кто по объективным причинам (в силу возраста, состояния здоровья, и т.д.) не способны обеспечить себя – все остальные должны зарабатывать сами;
  • Особое отношение к политическому участию и политической деятельностью: неоконсерваторами озвучивается тезис о том, что каждый гражданин должен быть политически активен, то есть занятие политической деятельностью не только допускается, но и прямо поощряется со стороны политической элиты. В то же время обладать реальной политической властью должны исключительно политики-профессионалы, имеющие соответствующие способности, специальное образование, а нередко – также особое призвание для участия в политике;
  • Неоконсерваторы не только выступают за сохранение моральных норм и их применение в политической сфере, но и высказывают мнение о необходимости распространения их регулятивного воздействия и на внешнюю политику.

Неоконсервативная экономическая политик, как признак неоконсерватизма

Поскольку одним из обозначенных выше признаков неоконсервативной политической идеологии выступает особое отношение к экономической сфере и сфере хозяйствования, представляется необходимым обратить внимание на то, что одним из ключевых идеологов неоконсерватизма в сфере экономики выступает американский экономист, лауреат Нобелевской премии М. Фридмен. На основе обширных эмпирических исследований он и его последователи доказали основной тезис монетаристской доктрины – уровень деловой активности и эффективности экономики определяется динамикой объема имеющейся в обращении денежной массы. Исходя из этого выводится неоконсервативная экономическая политика.

Основным практическим тезисом данной политики является то, что кредитно-денежная и бюджетная политика не способны существенно улучшить положение дел в экономике страны – в результате роста государственных расходов и бюджетного дефицита во всех случаях будет наблюдаться тенденция к устойчивому росту инфляции.

В этой связи, признаком неоконсервативной политической идеологии выступает убеждение в том, что степень государственного регулирования экономики должна быть максимально ограничена.

Замечание 1

Единственной задачей, которая в силу возложенных фискальных полномочий должна разрешаться правительством – это контроль за обеспечением необходимого объема денежной массы в стране, посредством регулирования эмиссии национальной валюты.

В числе конкретных механизмов, при помощи которых неоконсерваторы планировали ограничить участие государства в экономике выступали:

  • Снижение налогов на доходы, прибыль и собственность, как инструмент повышения количества свободных денег и стимулирования предпринимательской деятельности;
  • Приватизация значительной части государственных приватизаций;
  • Сокращение не жизненно необходимых социальных программ, сокращение величин пособия по безработице;
  • Отмена законодательного регулирования минимального размера оплаты труда;
  • и т. д.

Пример 1

Обозначенные меры нашли практическое воплощение в 1980-е гг. в Великобритании «тэтчеризм», США («рейганомика»), в постсоциалистических странах (Польша, Венгрия, республики бывшей Югославии и др.). Кроме того, схожим образом проводились экономические реформы первой половины 1990-х гг. в России, Украине, Грузии, Армении, Азербайджане, Киргизии.

Создание идеологии связывают с именами трёх философов: Шарлем Фурье, Анри Сен-Симоном и Робертом Оуэном.

Отличия либерализма, социализма и консерватизма

Консерватизм Либерализм Социализм
Отрицание любых реформ Прогресс превыше всего. Соответственно, должны быть проведены реформы Проведение нерезких социалистических реформ
Интересы государства стоят на первом месте Полная свобода в экономической деятельности (от надзора государства): свобода предпринимательской инициативы, частной собственности, а также освобождение отношений на рынке Имущество должно быть в общей собственности или собственности государства, материальные блага распределяются одинаково между людьми, а труд должен быть коллективным
Защита традиций в общественной жизни, поддержание единства нации Защита прав человека и гражданских свобод граждан от возможных актов угнетения со стороны государства Социальное равенство, в обществе нет классов
Сильное государство, которое руководит обществом Ограничение государственной власти Государственные функции по контролю постепенно отмирают. Так как в обществе нет классов, нет и бюрократии. Общество переходит на самоуправление

Неоконсерватизм

Неоконсерватизм — идеология, возникшая в 1960-х годах. Сторонники пытались «оживить» идеи непопулярного консерватизма. Они, несмотря на свою нелюбовь к переменам, поняли, что всё же нужно меняться, подстраиваться под текущую реальность.

Основные идеи:

  • выступают за технический прогресс;
  • категорически против коренных перемен;
  • выступают за крепкие социальные институты: семью, школу, церковь;
  • выступают за большую свободу от контроля со стороны государства;
  • требуют большей независимости для частного бизнеса;
  • выступают за порядок, который поддерживается государством.

Ультраконсерватизм

Ультра — значит крайний. Ультраконсерватизм — идеология с крайне консервативными взглядами.

Сторонники абсолютно негативно относятся к изменению существующего порядка и традиционных ценностей в семье, религии, политике. По мнению ультраконсерваторов, невозможно добиться перемен в обществе с помощью принятия новых законов или программ, поддерживаемых государством.

Политические идеологии

Выделяют следующие основные политические идеологии:

  • консерватизм;
  • либерализм;
  • социализм (социал-демократизм);
  • коммунизм;
  • национализм;
  • фашизм;
  • анархизм.

Консерватизм в других сферах

Консервативный человек

Понятие консервативный также употребляется для описания взглядов или человека. Например, консервативный человек — тот, кто не принимает перемены, выступает против любых нововведений. Консервативный взгляд может быть на жизнь, отношения и др.

Консервативная медицина

Термин употребляют также в медицине. В частности, говорят консервативные методы лечения. Это означает отказ от хирургического вмешательства или других инвазивных методов лечения. В частности, когда происходит проникновение в тело человека с помощью медицинского оборудования.

Неоконсерватизм как фактор существования и развития России в ХХI веке

Вступив в ХХI век, Россия, в условиях геополитической конфронтации, финансово-экономической нестабильности и конкуренции, столкнулась перед выбором идеологии общественного развития. Сбылось пророчество Ф.М.Тютчева.Малоэффективное либерально-демократическое реформирование по западным образцам, ориентированное на вхождение России в так называемую мировую цивилизацию 90-х годов, обернулось разгулом бандитского капитализма, вооруженного сепаратизма, нигилистическим отрицанием её самобытности, ее культурных традиций, снижением ее геополитического статуса.Исторически обусловленный защитой России от распада консервативный вектор развития России двух тысячных годов, в настоящее время не только не обеспечивает ее поступательное развитие, но в условиях глобализации, жесточайшей конкуренции не гарантирует само существование российского государства. «Ах, я закидывал свою сеть в моря их, желая наловить хороших рыб, но постоянно вытаскивал я голову какого-нибудь старого бога»- писал Ф.Ницше. Неэффективное, основанное на консервативной идеологии, государственное управление, выделенное на Гайдаровском экономическом форуме (январь 2017 г.) в качестве основного вызова, стоящего перед Россией — непросто неприличный знак нашего времени, но фактор национальной безопасности.

Это свидетельствует о том, что тотальное господство одной идеологии — либеральной, либо консервативной и соответствующих им технологий социального развития являются контрпродуктивными для современной России. Идеология, наиболее адекватно отвечающая вызовам времени — есть идеология неоконсерватизма, предполагающая сочетание, как консервативных, так илиберальныхсоциальных решенийи практик.

Видимо наиболее простым и очевидным способом определения либерализма и консерватизма будет перечисление решений конкретных вопросов, предлагаемых теми, кто называет себя либералами и консерваторами. При этом, либерализм утверждает ценность индивидуальной свободы, консерватизм — ценность традиции, сложившегося порядка.

Поскольку субъектами исторического процесса являются народные массы, всякая политико-философская концепция опирается на определенное представление о человеке. Она исходит из того, чем человек является в настоящем, и образом человека будущего, каким он должен, или не должен стать в результате определенных политических преобразований.

Существенной характеристикой человеческой природы является допущение о ее добро-, либо зло-предрасположенности. Отчетливо эту мысль сформулировал Карл Шмитт: «Все теории государства и политические идеи можно испытать в отношении их антропологии и затем подразделить в зависимости от того, предполагается ли в них, сознательно или бессознательно, «по природе злой» или «по природе добрый» человек. Различение имеет обобщённый характер, его не следует рассматривать в конкретном моральном или этическом плане. Главным здесь является представление о человеке, как предпосылки всех дальнейших политических расчетов, ответ на вопрос, является ли человек существом «опасным» или безопасным, рискованным или безвредным, нерискованным» .

Очевидно, в границах данной политико-антропологической дихотомии либерализм предполагает, что человек «по природе добр» и способен сам, без политического принуждения раскрыть свои лучшие задатки, в то время как консерватизм исходит из обратного. Именно проект антропологического оптимизма привёл к рождению либерализма. Его провозвестие можно обнаружить в «Великой хартии вольностей» 1215 г., им проникнут классический либерализм XVII-XVIII вв. Напротив, энергияантропологического пессимизма, породившая кровавые эксцессы Французской революции, приведшая к возникновению классического консерватизма.

Проблемы либерализма

В современном английском философско-политологическом дискурсе сложилось довольно чёткое разграничение: за словом «freedom» закрепился метафизический контекст, за словом «liberty» — политический. В метафизическом контексте свобода противопоставляется детерминированности, в политическом — принуждению.Либерализм, таким образом, сосредоточен не на проблеме внутренней свободы воли, а на проблеме независимости от внешнего принуждения. В принципе, человек свободен, либо нет. Свобода у человека есть (или её нет) вообще, в принципе, но его воля может быть ограниченной политическими обстоятельствами.

Если метафизическая проблема свободы преимущественно решалась философами умозрительно, то в политическом плане соотношение свободы и принуждения всегда связывалось с исторической ситуацией. Макиавелли в «Истории Флоренции» обратил внимание на глубокую и естественную вражду, существующую между стремящимися властвовать и нежелающими подчиняться , другими словами — между стороной консервативной, стремящейся навязать или сохранить некий общий порядок, и стороной либеральной, требующей индивидуальных послаблений. Существуя во все времена, этот конфликт наполнялся различным содержанием. «Мирная история обществ — это история непрекращающегося торга, сторонами которого выступали и выступают индивиды, их объединения, институты, политические партии, отстаивающие свободу волеизъявления или государственное принуждение в конкретных принципиальных вопросах» .

Возникновение либерализма связывают прежде всего с осознанием необходимости не экономической, а религиозной свободы. Как отметил Джон Роулз: Реформация «вносит в представления людей о своём благе трансцендентный элемент, не допускающий компромисса. Этот элемент понуждает либо к смертельному конфликту, пределы которому ставят лишь обстоятельства и истощение, либо к равной свободе совести и свободе мысли. Только на основании последних, прочно укоренённых и публично признаваемых, возможно разумное политическое представление о справедливости. Политический либерализм начинается с осознания абсолютной глубины этого неразрешимого конфликта» . Политический либерализм становится результатом длительных и изнурительных религиозных войн, приведших к осознанию того, что трансцендентное, имеющее неограниченные притязания, должно быть удалено из пространства публичного как источник смертельного конфликта.

В то же время,если человеческие планы строятся целиком из эмпирического материала, если цели, побудительные причины, смыслы не выходят за рамки индивидуального телесного существования, то он оказывается не более чем рациональным эгоистом. Исключение организующего трансцендентного начала, зачастую оказывается лишь бессвязным набором эмпирических действий, направленных на удовлетворение потребностей, интересов, максимизацию полезности и т.п.

Проблемы либерализма признаются даже его адептами. А.Токвиль, И.Берлин, Г.Соренсен и многие другие указывают на невозможность бесконфликтно соотнести базовые ценности, провозглашаемые либерализмом, прежде всего свободу и равенство. Всякая попытка государства, реализуя принцип равенства, уравнять возможности граждан связана с ограничением чьей-то свободы, и практически любая уступка индивидуальной свободы ведёт к неравенству. Вот говорят «каждому своё». Интересно, а где же взять столько своего, чтобы каждому хватило? Или, как говорится, миллиардером может стать каждый, но миллиардерами не могут быть все. Все современные либеральные теории располагаются на шкале между равенством и свободой, предлагая собственную модель сочетания этих конфликтующих ценностей, при этом всякий рецепт оказывается уязвимым для критики.

Либерализм, изначально затрагивавший религиозное, затем экономическое поведение, передается и на другие сферы расширяя сферу приватного. Одним из таких проявлений является вторжение с приватными нормами в публичное пространство в форме, например, гей-парада. Очевидно, нетрадиционная сексуальная ориентация не должна преследоваться, но ее и не следует пропагандировать, как и гетеросексуальность, тем более несовершеннолетним. Пропаганда гомосексуализма в стране, в которой столь велико влияние религиозных традиций, образует основной источник гомофобии. Все гей-парады в России проходили лишь под прикрытием правоохранительных органов, завершались открытыми конфликтами и скандалами, но организаторы этих мероприятий упрямо настаивают на их проведении, вызывая еще большую волну общественного негодования, подвергают опасности участников таких акций .

Конфликтность, «агональность» либерализма — не единственная проблема. Ключевые жепроблемы либерализма лежат в области антропологии. Жесткую критику либеральной политической антропологической модели мы встречаем уже у Платона в его описании «демократического» человека, подчиняющего свою жизнь сонму мелких вожделений, следующего своим сиюминутным желаниям без всякого порядка, считающего, что «все вожделения одинаковы и заслуживают равного уважения» . Там же мы находим и описание бедствий, которые грозят обществу и государству при утверждении такого типа человека: «…тирания возникает, конечно, не из какого иного строя, как из демократии; иначе говоря, из крайней свободы возникает величайшее и жесточайшее рабство». Сегодня либеральный фундаментализм отвергает даже известный финансист, либерал и антикоммунист Дж. Сорос. В своей книге «Кризис мирового капитализма»он на основе анализа потрясений в мировой финансовой системе высказывает мнение, что невмешательство государств в регулирование экономических процессов не только не создаёт наилучших условий экономического развития, но и приводит к катастрофическим последствиям .

Таким образом, освобождение индивида, экономики из-под дисциплинирующего и организующего воздействия государства, — утверждают критики либерализма, — неизбежно порождает взаимосвязанные и гибельные, как для общества, так и самого индивида последствия.

Проблемы консерватизма

Классический консерватизм как известно возник как реакция на Французскую революцию. А в революции, разумеется, побеждает не тот, кто заваривает кашу, а тот, кто ее ест. Но, основной упрек консерваторов к либералам изначально был сформулирован как антропологическая: наивный оптимизм в оценке человеческой природы привёл к тому, что, освобождая человека, революционеры освободили человеческие пороки. Как отмечает Э.Бёрк: «Имея право на всё, люди хотят получить всё. Государство — это мудрое изобретение человечества, предназначенное для обеспечения человеческих желаний. Люди имеют право на то, чтобы эта мудрость была направлена на удовлетворение их потребностей, но государство требует, чтобы они сдерживали свои страсти и желания. Общество требует не только ограничения потребностей индивидуумов, но, чтобы и в массе посягательства людей пресекались, их воля управлялась, а страсти сдерживались. Все это возможно только при наличии Власти, стоящей вне их, которая при выполнении своих функций не будет подвержена тем же страстям и желаниям, которые сама обязана подавлять и подчинять». Сдерживание человеческих пороков, с чем большинство, толпа, массы не в состоянии справиться самостоятельно, а также мобилизация индивидов на свершения во имя целого — вот задачи государства, церкви. В то же время, когда Бёрк пишет о «Власти, стоящей вне людей», он игнорирует то, что «Власть» — состоит из людей, подверженных тем же слабостям и порокам, которые они призваны сдерживать в других.

Стремление провозгласить принцип консерватизма единственно верным и упорствовать в нём всюду, приводит к тоталитаризму — государству принудительного осчастливливания людей посредством тотального подавления их свободы.

Другая проблема консерватизма заключается в том, что, будучи философией сдерживания, он выступает против естественного хода вещей, подталкивающего человека к изменению — и к развитию. В различных формах он может быть настроен против природы, противопоставляя её несовершенство совершенству и незыблемости трансцендентного. Эту тенденцию мы обнаруживаем, начиная по крайней мере с Платона, она глубоко встроена в мировоззрение Средневековья, и неслучайно консерватизм Жозефа де Местра, Хуана Доносо Кортеса и других классиков был религиозным, основанным на тех самых трансцендентных принципах, удаления которых из пространства политического требовали и требуют либералы. В предельном случае эта тенденция оборачивается оценкой природы, телесных удовольствий, включая спорт, как неодолимого зла, препятствующего личному и общественному совершенствованию, увлекающего души в водоворот гибели, из которого можно освободиться только сверхъестественным усилием.

Отсюда, консерватизм, будучи часто разумной и приемлемой позицией в конкретных вопросах, едва ли годится сегодня, да и вообще, на роль полноценного политического мировоззрения. Мировоззрение может содержать отрицания, но не может быть отрицательным.

Плотина и айсберг. Дом и без-домность.

Этиология неоконсерватизма укоренена в основание человеческого существования, ядром которого выступает конфликт между бытием и временем . Как заметил Мартин Хайдеггер, в отличие от животного, которое не умирает, а околевает, человек единственное живое существо, которое, зная о своей смерти, организует свою жизнь с учетом конечности во времени своего бытия. Религия, пожалуй, является наиболее эффективным механизмом разрешения этого конфликта. Для верующего неверующий представляется временщиком, пассажиром на поезде жизни между рождением и смертью. Неоконсерватизм — идеология и вытекающие из нее технологии, позволяющие социуму сохранить свою идентичность в условиях растущей социальной турбулентности, можно уподобить плотине, противостоящей напору реки времени. При отсутствии шлюзов — способности адекватно отвечать на вызовы потоков времени, плотина будет снесена. В отличие от неоконсерватизма либерализм можно уподобить дрейфующему на ветру, таящему айсбергу, растворяющемуся в водной пучине. И, как следствие, «без-домное», «бес-приютное» (Хайдеггер) существование либерального человека. Дом, как главный символ неоконсерватизма, может быть только «своим», независимым буквально от времени, которое лишает человека своей корневой системы, может заставить брата идти на брата, как это сегодня происходит на Украине.

В политике как искусстве быть полезным, неоконсерватизм выражается в том, что основной обязанностью политической элиты, как сообщества избранных, гарантирующих обществу правовое состояние, является способность уловить трансперсональный резонанс общества, отождествление своей воли с волей народа, отказ от преследования частных интересов, не совпадающих с этой волей, формулирование и осуществление законов, которые народ принял бы сам для себя. Иначе, расплатой за уклонение от этой обязанности станет нарушение и, в предельном случае, крушение государственного порядка, революция за чинимые которой беды недобросовестная власть несёт главную ответственность.

Не должно существовать «плохих» и «хороших» «либералов» и «консерваторов», столкнувшихся в непримиримом противостоянии, но есть либеральные и консервативные стратегии и технологии решения конкретных социальных проблем.

Наконец, обратимся к политическому процессу в современной России. Очевидно, несомненный успех Единой России на последних выборах в местные, региональные и федеральные органы власти обеспечен не только административным ресурсом, которым обладает любая правящая партия в демократическом обществе, но иофициальной идеологической платформой партии, представленной её лидерами как центризм и консерватизм. Знаменательно, в свете столетия 100-летия Великой Русской революции, развязанной ей беспощадной гражданской войны, что Единой России, посредством консервативной идеологии, удалось объединить практически все слои общества, значительный политический потенциал непримиримых друг к другу «белых» и «красных». Есть вероятность того, что принятие обществом консервативной идеологии станет предпосылкой перехода к динамичному развитию страны на основе неоконсерватизма, сочетающего, как консервативные, так и либеральные социальные стратегии и технологии, обеспечивающие ведущие позиции России в мире, устойчивый рост благосостояния ее народа.

Кугай Александр Иванович, профессор Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации доктор философских наук, профессор

1. Берлин И. Философия свободы. Европа. — М.: Новое литер. обозр., 2001.

6. Платон. Государство. Соч. в 4 т. СПб., 2007. Т. 3.

7. СоросДж. Кризисмировогокапитализма. Открытое общество в опасности. Пер. с англ. -М.: ИНФРА-М, 1999.

8. Токвиль А. Демократия в Америке. — М.: Прогресс, 1994.

9. ХайдеггерМ. Бытие и время / М.Хайдеггер; Пер. с нем. В.В. Бибихина. — Харьков: «Фолио», 2003.

10. Чалый В.А. Ограничить вольность, чтобы освободить место свободе: либерализм, консерватизм и философия Канта // Вопросы философии 2015 № 9. С.66-78.

11. Шмитт К. Понятие политического // Вопросы социологии. 1992. № С. 37-67.

12. Burke E. Reflections on the French Revolution. London: J.M. Dent & Sons LTD, 1951.

13. Rawls J. Political Liberalism. New York: Columbia University Press, 1993.

Ф. И. Тютчев:

«Напрасный труд — нет, их не вразумишь, —
Чем либеральней, тем они пошлее,
Цивилизация — для них фетиш,
Но недоступна им ее идея.

Как перед ней ни гнитесь, господа,
Вам не снискать признанья от Европы:
В ее глазах вы будете всегда
Не слуги просвещенья, а холопы».

/ http://www.ruthenia.ru/tiutcheviana/stihi/bp/291.html (Дата обращения: 20 марта 2017 г.)

В этом смысле, очевидно, китайскую идеологию, сформулированнуюДэн Сяопином, можно признать наиболее эффективной в данный момент, поскольку китайцы первые догадались отказаться от идеологии в классическом понимании, сохраняя свою идентичность, начали выстраивать систему правил, ценностей и установок, оптимальных для страны и задач её развития.