Неравнодушное отношение к людям

Неравнодушное отношение к людям (ЕГЭ по русскому)

Как часто мы задумываемся о проблемах других людей? Всегда ли мы пытаемся помочь им?

В тексте поднимается проблема неравнодушного отношения к людям.

Многие авторы обращались к этой проблеме, но В.Ф.Ходасевич показал ее на примере бескорыстной, жертвенной помощи Державина, отставного служилого, крестьянам.

В центре внимания автора искреннее стремление Державина улучшит жизнь обыкновенных людей.» Он завел на Званке больницу для крестьян». Владислав Фелицианович особо подчеркивает усердные старания Гавриила Романовича для общественного благополучия. «Хотел » устроить ее ко благу» — личному и общественному, ради чего и работал не покладая рук». Также писатель говорит о полной противоположности Державина его жене Дарье Александровне. Он отмечал ее расчётливость и равнодушие к людям. «Дарья Алексеевна почла за благо все деньги прибрать к рукам, …, ибо он все щедрее одарил нищих».

Писатель убеждает нас в том, что, помогает другим, мы меняем мир в лучшую сторону.

Я полностью согласна с автором и считаю, что нельзя безразлично относиться к проблемам других людей.

Доказательством тому является произведение А.И. Куприна «Чудесный доктор». Семья Мерцаловых оказывается в ужасной ситуации: живут в сыром подвале, дети болеют, нет денег на лекарства и еду, никто не берёт на работу главу семейства. В отчаянии Мерцалов думает о самоубийстве. Но их жизнь меняется после знакомства с доктором Пироговом. Он помогает им: дает деньги, лечит детей. Своим поступком врач изменил жизнь всей семье, спас их от смерти.

Другим примером является произведение В.Г.Распутина «Уроки французского». Главный герой, мальчик Володя, уехал учиться далеко от дома. Он был из бедной семьи, поэтому ему не хватало денег даже на еду. Узнав об этом, его учительница французского, Лидия Михайловна, стала помогать ему: приглашала на ужин, жульничала в его пользу в игре на деньги, отправляла посылки с едой. Она выручала его в сложной ситуации. Ее неравнодушие спасло Володю от голода.

Таким образом, бывают разные моменты в жизни, когда кому-то нужна помощь или поддержка. Очень важно не быть безразличным к происходящему.

Вариант №18

(1)По обычаю своему эконом Бобров был домосед. (2)Сорок кряду лет он буквально не выходил из корпуса, но зато постоянно ходил по корпусу и всё хлопотал, «чтобы мошенники были сыты, теплы и чисты». (З)Мошенники эти были мы, — так он называл кадет , разумеется, употребляя это слово как ласку, как шутку. (4)Мы это знали.
(5)Всякий день он вставал в пять часов утра и являлся к нам в шесть часов, когда мы пили сбитень; после этого мы шли в классы, а он — по хозяйству. (6)3атем обед и всякую другую пищу мы получали непременно при нём. (7)Он любил кормить и кормил нас прекрасно и очень сытно. (8)Порций, как это
водится во всех заведениях, у нас при Боброве не было — все ели, кто сколько хотел. (9)Одевал он нас всегда хорошо; бельё заставлял переменять три раза в неделю. (10)Был очень жалостлив и даже баловник, что отчасти было, вероятно, известно директору, но не всё: водились и такие вещи, которые Андрей Петрович по добросердечию своему не мог не сделать, но знал, что они незаконны, и он, бригадир, скрывался с ними, как школьник. (11)Это больше всего касалось кадетов, подвергнутых наказанию.
(12)Тут он весь вне себя был, сдерживался, но внутренне ужасно болел, кипятился, как самоварчик, и, наконец, не выдерживал, чтобы чем-нибудь не «утешить мошенника». (13)Всякого наказанного он как-нибудь подзовёт, насупится, будто какой-то выговор хочет сказать, но вместо того погладит, что-нибудь даст и отпихнёт:
— Пошёл, мошенник, вперёд себя не доводи!
(14) Особенная же забота у него шла о кадетах-арестантах, которых сажали на хлеб и воду, в такие особенные карцеры, куда товарищи не могли доставить арестантам подаяние. (15)Андрей Петрович всегда знал по счёту пустых столовых приборов, сколько арестованных, но кадеты не упускали случая с своей стороны ещё ему особенно об этом напомнить. (16)Бывало, проходя мимо него из столовой, под ритмический топот шагов, как бы безотносительно произносят:
— Пять арестантов, пять арестантов, пять арестантов.
(17) А он или стоит только, выпучив свои глазки, как будто ничего не слышит, или, если нет вблизи офицеров, дразнится, то есть отвечает нам тем же тоном:
— Мне что за дело, мне что за дело, мне что за дело.
(18) Но когда посаженных на хлеб и воду выводили из арестантских на ночлег в роту, Андрей Петрович подстерегал эту процессию, отнимал их у провожатых, забирал к себе в кухню и тут их кормил, а по коридорам во всё это время расставлял солдат, чтобы никто не подошёл. (19)Сам им, бывало, кашу маслит и торопится тарелки подставлять, а сам твердит:
— Скорее, мошенник, скорее глотай!
(20) Все при этом часто плакали: и арестанты, и он, их кормилец, и сторожевые солдаты, участвовавшие в проделках своего доброго бригадира.
(21) Кадеты его любили до той надоедливости, что ему буквально нельзя было показаться в такое время, когда мы были свободны. (22)Если, бывало, случится ему по неосторожности попасть в это время на плац, то сейчас же раздавался крик:
— Андрей Петрович на плацу!
(23)Болыне ничего не нужно было, и все знали, что делать: все бросались к нему, ловили его, брали на руки и на руках несли, куда ему было нужно. (24)Это ему было тяжело, потому что он был толстенький кубик, — ворочается, бывало, у нас на руках, кричит:
— Мошенники! (25)Вы меня уроните, убьёте… (26)Это мне нездорово, — но это не помогало.
(По Н. С. Лескову*)
* Лесков Николай Семёнович (1831-1895) — известный русский писатель и публицист.

неравнодушна

Смотреть что такое «неравнодушна» в других словарях:

  • влюблена — неравнодушна, влюблена как кошка, без ума, не ровно дышит Словарь русских синонимов. влюблена неравнодушна к кому; не ровно дышит, влюблена как кошка (разг. шутл.) Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е … Словарь синонимов

  • Четыре таксиста и собака (фильм) — У этого термина существуют и другие значения, см. Четыре таксиста и собака (значения). Четыре таксиста и собака … Википедия

  • Что с Энди? — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

  • Отчаянные домохозяйки — Desperate Housewives … Википедия

  • Kashimashi: Girl Meets Girl — Kashimashi Girl Meets Girl Kashimashi Girl Meets Girl яп. かしまし ~ガール・ミーツ・ガール~ (катакана) Kashimashi Girl Mee … Википедия

  • Школа (телесериал) — У этого термина существуют и другие значения, см. Школа (значения). Школа … Википедия

  • не ровно дышит — неравнодушна, влюблена как кошка, влюблен как сибирский кот, неравнодушен, влюблена, влюбленный, влюблен Словарь русских синонимов. не ровно дышит прил., кол во синонимов: 7 • влюблен (5) • … Словарь синонимов

  • Yuru Yuri — Персонажи слева на право: Тинацу Ёсикава, Акари Акадза, Юи Фунами, Кёко Тосино. ゆるゆり (Юру юри) … Википедия

  • Бирон, граф Эрнст Иоганн — герцог курляндский и семигальский и регент Российской империи; род. 13 (23) ноября 1690 г., ум. 18 (28) декабря 1772 г., В письмах Эрнста Иоганна еще в 1721 22 гг. фамилия его пишется Biron или von Biron. По преданию, первоначальная форма ее… … Большая биографическая энциклопедия

  • НЕРАВНОДУШНЫЙ — НЕРАВНОДУШНЫЙ, неравнодушная, неравнодушное; неравнодушен, неравнодушна, неравнодушно (разг.). Относящийся с симпатией, питающий склонность к кому чему нибудь, любящий кого что нибудь. Неравнодушен к музыке. Он неравнодушен к ней. Толковый… … Толковый словарь Ушакова

Предложения со словом «неравнодушна»

Введите слово и нажмите «Найти синонимы». Поделиться, сохранить:

Мы нашли 80 предложений со словом «неравнодушна». Также посмотрите синонимы «неравнодушна».
Значение слова

  • Я стала замечать, что как будто и Соня стала к нему неравнодушна.
  • Ея карты показывали, что Люцинда не пользуется любовью человека, к которому она неравнодушна.
  • Есть только предположение, что была неравнодушна одинокая женщина к статному, красивому, независимому Никону.
  • Лошадь знает себе цену и довольно неравнодушна к противоположному полу.
  • Чувствуется, что к Зое Шура была неравнодушна как к женщине.
  • Весь вечер он не мог отвести глаз от дочери хозяина и заметил, что красавица тоже неравнодушна к нему.
  • Вызвав его к себе, он сумел убедить маркиза, что королева давно неравнодушна к его внешности.
  • В другой желтовласая женщина указывает адрес для работы с подробностями, и видно как-то неравнодушна.
  • По словам Ольги Чеховой, она была с ним знакома давно и уже маленькой девочкой к нему неравнодушна.
  • Милая моя, у меня куда больше причин сказать, что ты неравнодушна к Ивану.
  • Перед тем как удалиться, Салтыков хотел заставить ее признаться, что она к нему неравнодушна.
  • Она была неравнодушна к баталисту Ладюрьеру и часто навешала его в его ателье в Эрмитаже.
  • К тому же, как было позже замечено, девушка оказалась тоже неравнодушна к гостю.
  • Книга будет интересна широкому кругу читателей, полезна молодежи, которая неравнодушна к авиации, как и герои книги.
  • Я уже начал думать, что Кэролин ко мне неравнодушна.
  • Он отвечал, что не уедет до тех пор, пока я скажу, что неравнодушна к нему.
  • Он догадывался, что эта прелестная девочка к нему неравнодушна.
  • Неравнодушный к ней Вяземский писал о ней: «Она была не обыкновенной светской барыней, а жрицей какого-то чистого и высокого служения».
  • Ходили слухи, что Бибик-Бобик неравнодушен к спиртному.
  • Вяземского, Пушкин неравнодушен, хотя она старше его почти на двадцать лет: ей было тогда тридцать шесть.
  • Как и брат, он весьма неравнодушен к дамам.
  • Много позже эта однокурсница с изумлением узнала, что тогда в студенческие годы Андрей был неравнодушен именно к ней.
  • Кроме того, у него лицо одутловатое, как у человека, неравнодушного к зерновой водке.
  • Тогда они, разглядев скрещенные якорьки, смогли бы понять, что он, Симка, тоже неравнодушен к флоту.
  • Я и сейчас к нему неравнодушен, хотя хожу в основном в драматические театры.
  • Обе картины очень нравились Сталину, который еще с «Трактористов» был неравнодушен к актеру Андрееву.
  • Он был весьма неравнодушен и к красивой одежде, ко всякого рода розыгрышам и затеям.
  • Было широко известно, что дон Инда весьма неравнодушен к женщинам, и на этой почве с ним происходили разные истории.
  • Про юного наследника английского престола говорили, что он неравнодушен к спиртным напиткам.
  • Я видела, что Дэвид неравнодушен, но мне так нравилось фотографироваться и все получалось так хорошо, что я согласилась.
  • Это был душевно отзывчивый человек, неравнодушный к поэзии и искусству, посещавший даже некоторое время Академию художеств.
  • Иосиф вообще был неравнодушен к армейской атрибутике.
  • Стоит ли говорить, что неравнодушный к чувственным наслаждениям Антоний не устоял перед таким великолепием вкупе с грубой лестью.
  • Видя, что муж неравнодушен ко мне, она сказала, что уйдет от него и разведется.
  • Тургенев был откровенно неравнодушен к Вревской и в письмах признавался, что не затруднился бы «отдать яблоко» Париса ей.
  • Он был неравнодушен к русской военной и колониальной политике на Кавказе.
  • Он всегда переживал душой за родной комбинат, был неравнодушен к своей работе.
  • Был неравнодушен и к музыке: пел в хоре мальчиков в одном из соборов, играл на фортепиано и аккордеоне.
  • После таких слов любой неравнодушный руководитель сникает.
  • Соломирский был весьма неравнодушен к одной из красавиц-княжен Урусовых.
  • https://sinonim.org/
  • Так может говорить только неравнодушный человек, убежденный в своей правоте, обеспокоенный фактами, омрачающими жизнь людей.
  • Герцена и его переписку с Захарьиной, к которой тот был неравнодушен.
  • Прежде всего, на тот, который неравнодушен к кулинарии вообще.
  • Одно время полагали, что Пушкин неравнодушен к Евпраксии Николаевне.
  • Конечно, был бабником и, конечно, неравнодушен к искусству.
  • Не мертвых сведений из мира древностей, но воды живой, которой этот неравнодушный человек мог напоить жаждущих.
  • Я всегда был неравнодушен к королевской семье, особенно к королеве-матери.
  • То, что не получалось осуществить указами царей и императоров, заработало благодаря энергии неравнодушного приходского батюшки.
  • Старческая бледная лирика (Вяземскому 71 год)*, но чувствуется, что былой поклонник матери неравнодушен и к дочери.
  • Вцепилась в «неравнодушного» и, не отпуская, стала картинно благодарить: «Очень хорошо, что вы спросили.
  • К спичечным коробкам Киселев был неравнодушен.
  • Честно признаюсь, что я всю жизнь неравнодушен к старинным книгам, картинам, любым предметам, связанным с историей.
  • Мне кажется, что раньше он был неравнодушен к Зое.
  • Рука служила спасительным якорем для неравнодушного взгляда.
  • Я был неравнодушен к ней, но не только не смел ей сказать об этом, а даже боялся, чтоб она не заметила моих нежных чувств.
  • Достучалась до моего сердечка без труда, я нормальный, неравнодушный парень.
  • Правда, к военной славе Коммод по-прежнему оставался неравнодушен: в 180 г.
  • Этим, несомненно, и объясняется то, почему он так неравнодушен к слабому полу.
  • Главнокомандующий неравнодушно получил сие известие, ибо положение наше становилось крайне опасным.
  • Ярцева), а также те, кто был неравнодушен к творчеству Мандельштама (С.
  • Аминта был явно к ней неравнодушен, он часто по памяти рисовал ее портреты и самые удачные посылал ей.
  • Утверждают, что Ришельё был к ней сперва и сам неравнодушен.
  • Флисгес, неравнодушный к русским, снабдил его произведениями Достоевского.
  • И сразу понятно, что человек к тебе неравнодушен.
  • Тем не менее, неравнодушный взгляд, как магнитом, притягивало к Валиным упругим голеням и к юбке, колыхавшейся в такт ее шагам.
  • Соломирский был весьма неравнодушен к одной из красавиц княжен Урусовых.
  • Однако известно, что Сталин был неравнодушен к ведению дачного хозяйства и в более ранние годы.
  • Пушкин был неравнодушен к молодой вдове.
  • Атрибуция осложняется тем, что среди девиц, к которым Пушкин был неравнодушен в лицейский период, известны несколько Наталий.
  • Ко мне Горенштейн был неравнодушен, но любил подпускать гноя при любом подходящем случае.
  • Их никто не спрашивал, но спонтанная реакция дам не могла не повлиять на неравнодушного к прекрасному полу режиссера.
  • Вцепилась в «неравнодушного» и, не отпуская, стала «картинно благодарить»: «Очень хорошо, что вы спросили.
  • Когда отца не было дома, Серёжка, неравнодушный к электричеству, принимался мучить проводку и розетки.
  • В разговорах нередко упоминалось, кто к кому неравнодушен.
  • Несмотря на то, что ей тогда шел всего лишь пятнадцатый год, она уже почувствовала, что поэт неравнодушен к ней.
  • Гитлер вообще был неравнодушен к артисткам и наслаждался их компанией.
  • Как и все настоящие литераторы, он был неравнодушен к спиртному и шахматам.
  • Женской интуицией Марта чуяла, что князь к ней неравнодушен, однако понимала, что сопротивляться решению царя тот не осмелится.
  • И уже тогда у него стала складываться дурная репутация человека непорядочного, явно неравнодушного к деньгам и «шикарной жизни».
  • С самых давних пор я был неравнодушен к морю (которого никогда не видел), к флотской жизни и парусам.

Источник – ознакомительные фрагменты книг с ЛитРес.

Мы надеемся, что наш сервис помог вам придумать или составить предложение. Если нет, напишите комментарий. Мы поможем вам.

  • Поиск занял 0.06 сек. Вспомните, как часто вы ищете, чем можно заменить слово? Добавьте sinonim.org в закладки, чтобы быстро искать синонимы, антонимы и предложения (нажмите Ctrl+D), ведь качественный онлайн словарь синонимов русского языка пригодится всегда.

Неравнодушие как качество личности – способность относиться с интересом ко всему и ко всем; быть небезучастным, питающим склонность, испытывающим чувство симпатии, любви к кому-либо.

Произошёл этот случай на одной из станций метро. Всё выглядело обычным, люди спокойно ехали, впереди на ступенях эскалатора стояли двое молодых ребят. У каждого было в руке по сумке, иногда они переговаривались. На подъезде эскалатора к платформам картина поменялась, была заметна некоторая паника. Люди, оборачиваясь назад, спешили покинуть платформу, повисла некоторая напряжённость, в иных глазах читался шок.

Через несколько секунд вдруг стало понятно общее смятение, люди спешно уходили из центра зала, отчётливо была видна образовавшаяся пустота на перроне. Внизу на путях лежала женщина без сознания… Скоро должен прибыть поезд! Не прошло и пяти секунд, как двое парней побросали свои сумки и спрыгнули на пути. Дальше происходило всё стремительно: в четыре руки ребята затолкали бессознательную женщину на перрон. Само по себе это было нелегко, но они справились в считанные секунды.

В туннеле показался свет, поезд приближался с высокой скоростью, судя по нарастающему гулу. Ни разу не взглянув в сторону, парни организовались самым верным образом. Один, при помощи другого, залез обратно на платформу и тут же подал руку. Через миг они оба стояли на платформе. К тому времени к лежащей рядом женщине уже подошли люди, она была жива, и ей оказывали помощь. Двое ребят уехали на том же поезде, молча подняв свои сумки.

Неравнодушие – это способность кого-то или что-то любить, быть внимательным и сострадательным ко всему живому и неживому. Если равнодушный человек – это выгоревшее сердце и паралич души, то неравнодушный – это сердце, полное милосердия, интереса и внимания к людям. Неравнодушие активно и инициативно, оно не может спокойно воспринимать чужую боль, поэтому старается реально помочь. То есть оно не безразлично и не безучастно к людям, окружающему.

Во времена деградации общества, когда невежество, эгоизм, полная нравственная распущенность и вседозволенность только поощряется социумом, трудно ожидать многомиллионного отряда неравнодушных. Неравнодушие как качество личности становится сегодня раритетом. Просьба о помощи вызывает неизменный отказ и возмущение: выкручивайся сам, все в таких условиях. Жуткий эгоизм и корысть века деградации быстро расчеловечивают людей, делают их чёрствыми и неспособными к сопереживанию чужой боли, лишают сердца сострадательности и милосердия. Другому человеку плохо, но дверь нашего сердца закрывается перед ним. Жалобный писк котёнка, упавшего в яму, не вызовет в равнодушном сердце никаких эмоций.

На людной улице вдруг человек упал
Быть может сердце, или водка всё же?
Пытался встать, но так он и не встал
Сознание потерял видать, похоже

Никто к нему не подошёл с толпы
Все обходили, лишь взглянув назад
И я пытался мимо уж пройти
Как вдруг увидел чей-то детский взгляд

Лет четырёх, девчонки взгляд тот был
Он, на упавшего был устремлён сейчас
И этот взгляд не то что удивил
Меня, он просто напросто потряс

В нём было удивление и укор
Непонимание, почему так происходит
Что папа с мамой потупили взор
И помощь, что нужна… — им не доходит

И устыдившись, той девчонки, крошки
Вернулся к человеку я, к тому
Людей окликнув, звякнул в «неотложку»
Да помощь оказал, как мог — ему

Как знать, и я скорей — не одинок
Но голос мой в толпе был не услышен,
Для равнодушных, равнодушие — не порок
Их лозунг прост — «свои проблемы выше»

А равнодушие, словно вирус среди нас
Вот заболел один.., десятый…, сотый…
Возможно, что она коснулась вас
Когда-то, заразившись от кого-то

Тот вирус очень сложно победить
Но всё же знай — лечение возможно
С тобою это тоже может быть!!!…
Замедли шаг и помоги прохожим…

Рассказывает мужчина: — Я стоял в очереди в магазине за маленькой бабушкой, у которой трясутся ручки, потерянный взгляд. Она крепко прижимала к груди маленький кошелек. Видели, наверняка, такой вязанный, я несколько раз такой видел. У нее не хватало семи рублей, чтоб купить то, что она взяла: хлеб, молоко, крупу, малюсенький кусочек ливерной колбасы. И продавец очень грубо с ней разговаривал, а она стояла такая потерянная. Мне так жалко ее стало, я сделал замечание продавцу и положил на кассу десять рублей. Но у меня сердце так быстро начало биться, я взял за руку эту бабушку, она посмотрела мне в глаза, вроде как не поняла, зачем я это сделал, а я взял и повел её в торговый зал, попутно набирая в корзинку продукты для нее, все только самое нужное: мясо, косточки на суп, яйца, всякие крупы, а она шла молча за мной, и все смотрели на нас.

Дошли до фруктов, и я спросил, что она любит. Бабушка молча смотрела на меня и хлопала глазами. Я взял всего помаленьку, но я думаю, ей надолго хватит. Подошли к кассе, люди расступились и пропустили нас без очереди, тут я понял, что денег у меня с собой немного и едва хватает на ее корзинку. Я оставил свою в зале, расплатился, все это время держа за руку эту бабушку, и мы вышли на улицу. В этот момент я заметил, что по щеке бабушки протекла слеза, я спросил, куда ее может подвести, посадил в машину, а она предложила зайти попить чаю.

Мы зашли к ней домой, такого я еще не видел: все как при совке, но уютно. Пока она грела чай и положила на стол пирожки с луком, я осмотрелся и осознал, как живут наши старики. После всего сел в машину, и тут меня накрыло. Я плакал минут десять…

Все мы способны сделать одно маленькое доброе дело и согреть кому-то душу. Достаточно просто внимательно смотреть по сторонам и иметь неравнодушное сердце.

Дайджест:

  1. Проблема доброго и неравнодушного отношения к простым людям по тексту В. Ф. Ходасевича В центре нашего внимания текст Владислава Ходасевича, русского поэта и критика, в котором описана проблема доброго и неравнодушного отношения к людям. Размышляя над этой проблемой, автор рассказывает о жизни Гавриила… …
  2. Проблема равнодушного отношения к пожилым людям по тексту Екимова ВступлениеКак больно бывает, когда человека оставляют самые близкие его сердцу люди. Люди, за которых готов отдать жизнь. Проблема, которую поднял автор текста В данном тексте Борис Петрович Екимов поднимает проблему… …
  3. Проблема отношения к пожилым людям Цыбулько подготовка к ЕГЭ по русскому языку: Вариант 11 Проблема отношения к пожилым людям Должен ли человек отвечать за свои поступки? На этот вопрос отвечает автор текста, В. Екимов. Проблема,… …
  4. Проблема невнимательного отношения к людям, их беде по тексту Д. А. Гранина В центре нашего внимания текст Даниила Александровича Гранина, советского писателя и общественного деятеля, в котором описана проблема невнимательного отношения к людям, их беде. Размышляя над этой проблемой, автор рассказывает своим… …
  5. И. П. Цыбулько Вариант №8 Проблема малодушия и страха, проблема оправдания невнимательного отношения к людям по тексту Гранина Из всей нашей компании после войны остались только мы с Веней Мы часто бываем равнодушными к окружающим нас людям и к их проблемам. Задумывались ли вы когда-нибудь о проблеме малодушия? Допустимо ли оправдывать свое невнимательное отношение? Так и писатель Даниил Александрович… …
  6. Проблема неуважения/неуважительного отношения к людям по тексту В. П. Астафьева Есть ли люди, которые не уважают труд и старания других людей? Выдающийся русский писатель Виктор Петрович Астафьев раскрывает проблему неуважительного отношения к людям. В предложенном для анализа тексте автор говорит… …
  7. Проблема необдуманного отношения к словам Цыбулько подготовка к ЕГЭ по русскому языку: Вариант 9 Проблема необдуманного отношения к словам Только ли ножом можно нанести рану человеку? К сожалению, нет. Душевную рану можно нанести грубым словом…. …
  8. Проблема пагубного отношения человека к природе Почему важно бережно относиться к природе? Является ли безнравственность общества главной причиной экологических проблем? Над этими вопросами заставляет задуматься текст В. Распутина. Здесь автор поднимает проблему пагубного отношения человека к… …
  9. Проблема отношения талантливых людей к своему труду по тексту М. М. Громова В центре нашего внимания текст Михаила Михайловича Громова, советского летчика и военачальника, в котором описана проблема отношения талантливых людей к своему труду. Размышляя над этой проблемой, автор обращается к своим… …
  10. Семейная проблема. Духовные отношения между матерью и сыном Духовные отношения между матерью и сыном — вот проблема, над которой размышляет А. Геласимов. Данный вопрос автор раскрывает на конкретном жизненном примере. А Геласимов, сочувствуя своему герою, рассказывает о том,… …
  11. Проблема благодарности близким людям, чувства долга перед ними по тексту Н. И. Пирогова В центре нашего внимания текст Николая Ивановича Пирогова, русского хирурга и естествоиспытателя, в котором описана проблема благодарности близким людям, чувства долга перед ними. Размышляя над этой проблемой, автор вспоминает минувшие… …
  12. Проблема варварского, потребительского отношения человека к миру природы по тексту Пескова В центре нашего внимания произведение В. М. Пескова, писателя, журналиста и путешественника, в котором описана проблема варварского, потребительского отношения к природе. В тексте автор рассуждает о влиянии человека и о… …
  13. Проблема бережного отношения к языку. По тексту И. Руденко Вот это да! Оказывается, звуки музыкальной трубы, нежные или скрипуче-грубые, зимой замерзают Темы, связанной с сохранением литературной речи, достойным отношением к языку, касаются все чаще писатели, общественные и государственные деятели, журналисты. Текст И. Руденко посвящен решению проблемы, касающейся чуткого отношения к языку… …
  14. Проблема отношения людей ко времени в котором они живут Время… Как оно влияет на жизнь человека? Как жили наши прадеды, как живем мы, и как будут жить наши внуки? Человеку всегда были интересны эти вопросы. Вот и автор данного… …
  15. Проблема отношения человека к прошлому. По тексту М. Белята Помню те апрельские дни 1961 года Если свершается нечто, во что сложно верится, то всеобщее ликование не имеет границ. Подобное произошло с рассказчиком, образ которого создал в своем произведении М. Белята. Никому не верилось, что возможен… …
  16. Проблема отношения к бескорыстию. По тексту В. Астафьева На далеком-далеком берегу озера Хантайки Текст известного писателя В. П. Астафьева наводит на размышление о возможном исчезновении из нашей жизни такого понятия, как бескорыстие. Не уничтожат ли «высоковельможные чиновники» скромность и честность в людях? Виктор… …
  17. Проблема варварского отношения человека к природе по тексту Астафьева Смеется, заливается, хохочет мальчик Вступление Известный поэт, Василий Федоров, в одном из своих стихотворений призывал ввести непогрешимый культ «природы». Зачем? Дело в том, что связь между человеком и окружающим его миром сегодня разрывается. «Сильный… …
  18. Проблема отношения человека к себе и своей жизни. По тексту И. И. Ивановой Маша спрыгнула с дивана. Потянулась, поскакала на носочках И. И. Иванова в своем тексте затрагивает проблему, касающуюся отношения человека к себе в целом, и к собственной жизни в частности. Умеют ли люди ценить то, чем обладают? Научились ли… …
  19. ЕГЭ по русскому языку. Проблема бережного отношения к культурному наследию Проблема бережного отношения к культурному наследию всегда оставалась в центре общего внимания. В тяжелый постреволюционный период, когда смена политического строя сопровождалась ниспровержением прежних ценностей, русские интеллигенты делали все возможное для… …
  20. Проблема отношения человека к животным и птицам по тексту Троепольского Мне кажется, что девизом каждого человека должна стать фраза из повести-сказки А. С. Экзюпери «Маленький принц»: «Мы в ответе за тех кого приручили». Действительно, человек, наделенный разумом, просто не имеет… …
  21. Проблема доброго и сострадательного отношения к природе по тексту М. М. Пришвина В центре нашего внимания текст Михаила Михайловича Пришвина, русского писателя и публициста, в котором описана проблема доброго и сострадательного отношения к природе. Размышляя над этой проблемой, автор рассказывает читателям историю,… …
  22. Проблема отношения к историческому прошлому. По тексту И. Руденко:На Ленинградском шоссе, невдалеке от поворота на «Шереметьево» Публицист И. Руденко обращается в своем тексте к нравственной проблеме сохранения памяти. Автор задается вопросами: способны ли потомки проявлять уважение к великим историческим событиям, или будут извлекать из них лишь… …
  23. Проблема отношения к малой родине Тема любви к малой родине затрагивалась многими писателями в их произведениях. Стоит только вспомнить Б. Л. Васильева, написавшего автобиографическую повесть «Летят мои кони…». Она стала признанием автора в том, что… …
  24. Проблема отношения людей к снам. По тексту Г. Рогова «Сон мне снится, вот те на!..» Тема вещих снов испокон веков волновала человечество. Во многих книгах имеется описание сновидений героев сюжета и их толкование. Над вопросом сновидений рассуждает и Г. Рогов, затрагивая проблему неоднозначного отношения к… …
  25. Проблема нравственного отношения человека к живой и «мертвой» природе. По тексту Д. С. Лихачева Нравственность особенно нужна в современном мире В своих трудах ученый, мыслитель и писатель русского происхождения Дмитрий Сергеевич Лихачев затрагивает тему, связанную с вопросами морального облика юных граждан нашей страны, их нравственности и любви к отечеству. Предложенный… …
  26. Проблема отношения родителей к своим детям. По тексту Л. Г. Матрос Натка вышла из дома и направилась вдоль улицы Короткий рассказ «Перед балом» Матрос Л. Г. — доктора философских наук, писательницы, литературного критика и юриста тонко и многогранно раскрывает противостояние родителей и взрослеющих детей. Героиня рассказа Натка — выпускница… …
  27. Милосердие. Что такое сочувствие к людям? Что такое сочувствие к людям — вот проблема, над которой размышляет С. Львов. Данный вопрос автор раскрывает на конкретном случае из жизни, когда сам столкнулся с безразличием администрации лечебного учреждения,… …
  28. Сенина 2016 вариант 10 сочинение Проблема толерантного отношения к окружающим Когда солнце растопило черный зернистый снег Как относиться к тем, кто не похож на тебя? Невольно задумаешься над этим вопро-сом, читая текст российской писательницы Л. Улицкой. В своем тексте она описывает мальчика Геню Пирап-летчикова. Помимо нелепой… …
  29. Проблема бездумного обращения со словом Поразительный простор для мысли открывает это короткое высказывание: «Нанесенная душевная рана рано или поздно затянется, но рубец на сердце останется» . Сергей Львов поднимает столь важную в наши дни проблему,… …
  30. Проблема качеств личности настоящего гражданина по тексту Д. А. Гранина Дмитрий Сергеевич Лихачев жил, работал ежедневно В тексте Д. А. Гранина, знаменитого писателя и общественного деятеля, описана проблема качеств личности настоящего гражданина, которая актуальна в современном мире. Размышляя над этой проблемой, автор рассказывает о Дмитрии Сергеевиче… …
  31. Проблема чести и совести по тексту Ермаковой Проблема, которую поднял автор текста Что такое совесть? Как она влияет на человека? Этими вопросами задаются многие люди. А. Г. Ермакова в своем произведении описывает проблему проявления совести. Автор не… …
  32. Что нужно делать людям, чтобы остаться людьми в этом жестоком мире? А что, если этот мин не настолько жесток? Многие люди просто несчастны, отсюда и их жестокость…Ну нужно быть добрее. Добрее к людям, к природе, к животным. Нельзя следовать за толпой,… …
  33. Проявление повышеного интереса драматургов к обычным людям Вместе с тем критика справедливо отмечала, что некоторым молодым героям розовских пьес не хватает знаний, опыта, зрелости мысли и поступков для решения сложных жизненных проблем. Подчас их бунтарство не выходит… …
  34. На тему: Любовь к людям в рассказе Матренин двор, Солженицын ­Любовь к людям Рассказ Александра Исаевича Солженицына «Матренин двор» был написан в 1959-м году и через несколько лет опубликован в журнале «Новый мир». По замыслу автора, первоначально рассказ должен был… …
  35. Любовь. ЛЮДЯМ НУЖЕН ЛИШЬ СВЕТ ЛЮБВИ Людям нужен лишь свет любви — вот основной вопрос, над которым рассуждает Александр Иванович Куприн в тексте. Автор изображает Желткова в тот момент, когда решается вопрос жизни и смерти. Герой… …
  36. Отношения между учителем и учеником Нередко в нашем мире между довольно таки близкими людьми возникают проблемы. И сейчас речь идет не о родственниках, не о кровных узах. Есть у каждого из нас еще один близкий… …
  37. Что такое сильный человек Вспоминая все обиды, нанесенные ей, собака не доверяла людям Выражение «сильный человек» вызывает в воображении образ богатыря, силача. Но этими же словами подчеркивается стойкость, твердость воли и сила духа. Так какого человека действительно можно считать сильным? Во-первых, сильным можно… …
  38. Проблема отношений с родителями — Цыбулько подготовка к ЕГЭ по русскому языку: Вариант 17 Проблема отношений с родителями. Родители занимают важное место в Жизни каждого человека, ведь они не только дали нам жизнь, заботились о… …
  39. Зачем людям нужна вера в успех? Зачем людям нужна вера в успех — вот вопрос, над которым задумывается С. Соловейчик. Автор взволнованно рассказывает нам о том, что каждому человеку нужна вера в хорошее. Публицист говорит: «Привяжите… …
  40. На тему: БЫТЬ НУЖНЫМ ЛЮДЯМ БЫТЬ НУЖНЫМ ЛЮДЯМ Человек живет среди людей. Он не может не зависеть от об­щества, потому что постоянно с ним связан. Я хотел бы себя видеть человеком, нужным людям. Пони­маю, как… …

Быть неравнодушным — а как?

В последние годы в СМИ можно время от времени прочитать о том, что некоторые общеобразовательные школы вводят у себя так называемые уроки доброты, на которых представители благотворительных фондов, волонтеры рассказывают ребятам, что такое доброта и как можно делать добрые дела. Один мой знакомый как-то горько и вполне серьезно предположил, что такого рода уроков — причем по программе младшей школы — очень не хватает на разного рода катехизаторских курсах при храмах, где обучаются вполне взрослые воцерковляющиеся люди. Отчасти с этим не согласна: всё же представления о доброте и о месте в христианской жизни дел милосердия у многих из нас — живущих или начинающих жить церковной жизнью — так или иначе сформированы. Но вот каких-то «уроков неравнодушия» — деятельного, а не гипотетического — при этом действительно очень не хватает нам всем. Не так уж трудно дать себе установку не проходить мимо — чьих-то переживаний, чьей-то беды. Гораздо сложнее — правильно на всё это отреагировать: оценить обстоятельства и оказать действенную помощь, а не просто топтаться рядом, пытаясь показать сочувствие. По крайней мере, по собственному опыту могу сказать: со мной время от времени случаются истории, в которых забывать, что являешься христианином, — нельзя, но как проявить неравнодушие — не очень понятно. Я описала некоторые из них и предложила для комментирования людям, чье неравнодушное отношение к ближним подкреплено большим опытом повседневной помощи — в общественных организациях, в Церкви. Возможно, написанное здесь поможет кому-то из нас сориентироваться, попав в похожую жизненную ситуацию.

«Помогите ребенку…»

Эта история началась минувшей весной. Началась ярко, шумно, почти весело. Бойкие волонтеры в желтых безрукавках и с пластиковыми ящиками в руках устроили во многих людных местах моего города сбор средств в пользу подопечных некоего фонда «Аурея». Интернет нам в помощь — и вот уже очевидно, что фонд этот не только не местный, но и деятельность его на многих сайтах описывается как сомнительная.

Я не сторонник принципа «подавай ради Бога любому просящему и не задумывайся, обманывает он или нет» — слишком много реальных людей просит сейчас помощи у реальных благотворительных фондов, и далеко не всегда удается собрать средства, необходимые на то, чтобы спасти их жизнь. Поэтому волонтеры в желтых безрукавках могут подходить ко мне сколько угодно — они не получат ни гроша. Но я периодически вижу, как останавливаются и подают им другие люди. Подскочить ли, попытаться ли отвести доброхотов в сторону со словами: «Не давайте! Я точно знаю: это мошенники!»? А если я действительно заглушу чей­то первый в жизни благой порыв или же человек проникнется недоверием к любым уличным акциям благотворительных фондов? Не будешь ведь, стоя на ступенях торгового центра в потоке людей, объяснять разницу… И кстати, как можно четко ее объяснить: по каким критериям можно определить, что человек, подходящий к нам в торговом комплексе, на уличном празднике, на площади со словами «У нас благотворительная акция», является представителем легально работающего фонда и эти деньги пойдут на доброе дело?

Комментирует Владимир Берхин, президент благотворительного фонда «Предание» (г. Москва):

— Если зайти на страницу фонда «Аурея», в раздел отчетов, то сразу станет понятно: это никакие не отчеты. Это фотографии с подписью. Некий ребенок, про которого написано, что для него собрано столько-то денег. Никаких подтверждающих документов или возможности проверить реальность этого ребенка, реальность собранной суммы, ее обоснование, а также то, была ли сумма истрачена по назначению, на сайте нет. Нет никакой информации о том, откуда собственно взяты эти деньги: принесли их волонтеры с улицы, пожертвовали люди в Интернете или они были получены откуда-то еще.

Попросту говоря, фонд «Аурея» непрозрачен. Его волонтеры берут деньги, но механизм контроля за ними со стороны жертвователя отсутствует. Более того, деньги они получают безо всякого документального сопровождения (при попытке попросить расписку — пугаются и отказываются от денег), а значит, не несут и никакой ответственности за их использование, поскольку сам факт получения денег — недоказуем. Они могут пойти и пропить эти деньги сразу же — и ни один полицейский с ними по закону ничего не сможет сделать, ибо нет никакого подтверждения, что они получили эти деньги совсем не для личных нужд. Впрочем, это касается любых уличных волонтеров.

В разделе «О нас» на сайте «Ауреи» — фрагмент Устава, документы, свидетельствующие о том, что фонд — реально существующее юридическое лицо. Как эти документы могут гарантировать честность — непонятно. На сайте Министерства юстиции, где публикуются отчеты НКО, есть только «Сообщения о продолжении деятельности», в которых не фигурирует никакой отчетности об использовании денег. То есть никаким образом нельзя проверить, ни сколько денег реально собрал фонд «Аурея», ни сколько денег и на что реально потратил.

Это означает, вкупе с бесконтрольно гуляющими из рук в руки наличными деньгами, что фонду «Аурея» нельзя давать деньги — точно так же, как нельзя давать их никаким уличным «волонтерам», какие бы документы они ни показывали и что бы ни обещали. Найдите по-настоящему надежный фонд, с настоящими отчетами, с настоящими документами и настоящей помощью и помогайте через него. В противном случае вы не милосердный, а глупый человек, который кормит не нуждающихся, а фонд «Аурея».

«Он умирает…»

Когда-то давно мы с несколькими знакомыми ходили собирать подписи за кандидата в депутаты. Это был так называемый поквартирный обход, за время которого мы насмотрелись всякого: фрагментов чужой жизни, интерьера, колоритных человеческих типажей. Но был среди всего этого момент, который остался в памяти на годы. Постучав в одну из квартир, мы обнаружили, что дверь открыта, и — довольно безрассудно, на самом деле — решились войти.

На кровати в единственной комнате лежал пожилой человек — со впалыми щеками, открытым ртом. Около него, загораживая всё пространство, металась немолодая женщина. Она хваталась то за одеяло, то за спинку стоявшего рядом стула и в какой-то момент, сфокусировав наконец взгляд на нас, с нашими бейджиками и подписными листами, спросила:

— Посмотрите, он умирает? Он умирает??!

Последнее прозвучало как истерический вопль — очевидно было, что к смерти этого престарелого изможденного мужчины здесь были совершенно не готовы. В этот момент моя напарница, решив, что надо немедленно уходить, вытолкнула меня из комнаты. Мы на мгновение оказались в коридоре, где она вдруг, будто ужаленная, вскрикнула: «Рога!!!» — и опрометью бросилась вниз по лестнице.

«Какие рога?!» — спросила я ее почти гневно, когда мы отдышались. Оказалось, что за это краткое время ей, человеку верующему, вспомнилось из опыта ее церковной жизни только одно: незнакомый умирающий человек может оказаться колдуном, рядом с которым в момент его смерти христианину находиться нельзя. В какой-то момент она, находясь от этого в большом напряжении, увидела на стене какие-то привинченные к ней рога, что и привело к нашему позорному бегству.

Этот небольшой эпизод надолго погрузил меня в подавленное состояние: я была совершенно не готова оказаться случайным свидетелем чьей-то агонии или смерти. Но вместе с тем случайностей не бывает, и Господь зачем-то привел нас к этому смертному одру. Что можно было сделать? Этот вопрос задаю себе и сейчас. Действительно ли опасно быть у постели умирающего, если что-то из того, что мы знаем или видим, свидетельствует о его занятиях оккультизмом? Нужно ли молиться вслух — хотя бы словами «Господи, помилуй» — ничего не зная о религиозных взглядах того, кто перед нами? Нужно ли что-то пытаться сказать человеку, находящемуся в состоянии ужаса, у которого на наших глазах умирает близкий?

Комментирует клирик храма во имя преподобного Серафима Саровского г. Саратова священник Андрей Мизюк:

— Я священник, и встречи со смертью, к сожалению, не так редки в моей повседневности, как, наверное, хотелось бы. Что здесь можно сказать? Смерть — это, безусловно, и потрясение, и неизвестность, и необратимость, и итог, и в момент встречи с ней и тем, кто уходит из этой жизни, и тем, кто провожает в нее кого-то близкого, крайне важна помощь. Наша помощь — человеческая, христианская.

Мне доводилось видеть умирающих людей, быть рядом с ними. К счастью, и сами умирающие, и их родственники нередко находят в себе мужество в последние дни, часы и минуты позвать священника. Да, именно мужество. Увы, в сознании большинства наших сограждан священник у постели больного — предвестник смерти. Сколько раз мне приходилось видеть едва ли не прижимающихся к стене пациентов больниц, ошарашенных при виде идущего к кому-то по коридору священника. При этом в абсолютном большинстве случаев те, к кому я приходил в больничную палату, выздоравливали и выписывались. Но дело не в этом. Есть вещи, которые в нашей действительности встречаются намного чаще, чем священник в больнице. И это даже не равнодушие, а какой-то болезненный, суеверный страх перед фактом чьей-то смерти. Нас не ужасают вести о смертях по телевизору — привыкли. Но многих охватывает оцепенение при виде крышки гроба на лестничной площадке. Никогда не забуду, как когда-то в детстве, отдыхая у бабушки, я вышел из двора и увидел похоронную процессию… На свою беду я не закрыл за собой дверь во двор, в связи с чем имел потом строгий выговор от старших родственников, которые с совершенно серьезным видом объясняли мне, что при виде гроба на улице ни в коем случае нельзя оставлять открытыми окна и двери. Почему — объяснять не стали. А ведь это сплошь и рядом. Вместо того, чтобы обнять убитого горем родственника усопшего, просто посидеть рядом, подержать за руку, вместе помолчать, люди нередко начинают с энергией пожарного на выезде натягивать простынки на зеркала и телевизоры и рассуждать о дурных знаках и предчувствиях.

Важна молитва, важно участие. Участие не только в жизни тех, кто теряет родного человека, но и самого умирающего. Ведь, мы, будучи христианами, верим в бессмертие человеческой души. И попытаться пригласить к молитве родственника умирающего в описанной ситуации — совсем не такая уж невыполнимая задача. Во всяком случае, можно было хотя бы начать эту молитву в его присутствии.

Может быть, через такие моменты мы учимся не закрывать двери и форточки в своей собственной душе при виде гроба…

Дядя Вася

Эта история — самая печальная из всех. Был человек — и нет человека, и даже имени его не знаю, поэтому назову его дядя Вася.

Моей дочке было месяца три, и мы часто гуляли в покрытом осенними листьями дворе. Дядя Вася — лет пятидесяти с небольшим — был единственным бездомным в нашем квартале на окраине. По вечерам его можно было найти в картонном шалаше, устроенном под балконом одного из соседних домов. Я носила к этому шалашу блинчики, которые на почве послеродовой гиперактивности пекла зачем-то полуметровыми штабелями. Он почему-то думал, что это поминальные блины, и каждый раз спрашивал, как звали покойного. То, с какой регулярностью и новизной он задавал мне этот вопрос, подсказывало, что разговаривать с ним на более сложные темы бессмысленно. Тем не менее он был симпатичен мне: что-то задорное, крепкое всё еще сквозило в прищуре его темно-карих глаз.

Как-то, возвращаясь с прогулки с коляской, я обнаружила дядю Васю совершенно избитым — лежащим неподвижно на полпути от автобусной остановки ко двору. Броситься к нему, проверить пульс… Всего этого я побоялась: иммунитет к инфекциям и у меня, и у ребенка в первые месяцы после роддома был никакой. В «скорой» маленького городка, где мы тогда жили, отчетливо заявили, что на вызовы к валяющимся на улице бездомным не ездят.

Что было дальше — честно, не знаю. Я вышла из дома только на следующий день, и на том месте уже никого не было. Не было и шалаша — хочется думать, что дядя Вася, проспавшись, сам забрал его и ушел в закат. Но есть в этой истории что-то, что мешает мне чувствовать себя человеком. Неужели нашей «скорой помощи» как-то негласно предписано не оказывать никакой медицинской помощи бездомным? И что делать тогда нам, христианам, не имеющим медицинского образования? Оставлять этих людей умирать?

Комментирует Анна Федотова, координатор проекта «Курский вокзал. Бездом­ные, дети» (г. Москва):

— Если вы видите на улице лежащего без сознания человека, то вызывать «скорую» — нужно, и нет никакой разницы, бездомный он или нет. К слову, откуда вы знаете, что это именно бездомный? Уверены? Вот и не стоит сообщать о своих предположениях, позвонив «03» — скажите о том, что непосредственно перед вами: человек со следами сильных побоев, о котором вы ничего не знаете. Вам отказывают — звоните в полицию, в нашей практике они в ряде похожих случаев вызывали «скорую» сами. Если есть возможность, не уходите сразу, а дождитесь приезда бригады — это очень важно. Запишите номер машины, спросите: «В какую больницу вы его повезете? Я хочу его навестить». Позвоните через некоторое время — когда пациента по времени должны будут довезти и принять — в приемный покой больницы и поинтересуйтесь его судьбой. Словом, дайте понять, что о нем кто-то печется, что он не абсолютно никому не нужен.

Существует ли негласное предписание не госпитализировать лиц без определенного места жительства? Я об этом не знаю. Человека в бессознательном состоянии медики обязаны забрать с собой. Если же его удалось привести в чувство, но он получил достаточно серьезные травмы, здесь выходит на первое место человеческий фактор. По существующим ныне правилам, человека без полиса, без документов нельзя держать в стационаре, если его состояние не является угрожающим для жизни. Но в одной больнице ему в существующих рамках всё же окажут помощь по максимуму, а в другой попросту не примут. Если у нас нет возможности собрать средства на платное лечение или устроить этого человека в приют, где за ним будет осуществляться медицинский уход, то остается, наверное, только о нем помолиться.

Очень часто люди обходят нуждающихся в неотложной помощи бездомных стороной: ведь «лица без определенного места жительства» уж точно «сами виноваты в своих проблемах». Иногда — даже избивают их еще и сами, чтобы уж точно отвадить от своего квартала или двора. Можно, конечно, жить так и считать так называемых «бомжей» выходцами из какого-то другого мира. Но знаете, за годы работы я встречала среди бездомных представителей практически всех профессий и социальных слоев: и бывшего врача, и бывшего депутата, и бывших милиционеров, которые когда-то сами по долгу службы гнали «асоциальных граждан» с вокзальных лавочек, и бывших фельдшеров «скорой помощи»… Мы все, на самом деле, на одной подводной лодке: сегодня — ты, а завтра — тебя. И только понимая, что все мы — единое целое, можем наши общие беды преодолевать.

Бабуля

А эта история произошла совсем недавно: погожим летним вечером, когда я, в пляжных шлепанцах и прекрасном настроении, шла за продуктами к ужину в ближайший магазин. Мой путь лежал через местную пешеходную улицу, где среди праздно гуляющей толпы стояла, озираясь, как иностранная туристка, невысокая загорелая бабушка. Она напоминала дачницу — из тех, что продают, раскладывая прямо на мостовой, чеснок и стаканчики с малиной — но слишком уж странным было ее поведение.

«Деменция, потерялась», — мелькнуло в голове. Эта мысль, как ни странно, успокоила: незадолго до этого я прочла на одном из православных сайтов статью о том, как быть с не помнящими себя и своего адреса людьми на улице, и в мыслях уже провожала старушку в ближайшее отделение полиции. Но прежде предстояло обратиться к ней с дежурным вопросом: «Что-то случилось, чем-то помочь?».

Бабуля заговорила: быстро, мягко окатывая слова. Из того, что она рассказала, я поняла, что она совершенно адекватна. И на дачницу похожа не случайно: есть у нее в расположенных недалеко дореволюционных трущобах и своя часть дома, и даже небольшой огород. Но — очень трудно жить: дом разваливается, за коммуналку образовался долг — и в растерянности я застала ее потому, что она в этот день решила для себя выйти на улицу и попытаться просить милостыню. Переминалась, собиралась с духом, но, простояв больше часа, так и не смогла заставить себя перейти к активным действиям.

Я дала ей пятьдесят рублей — ее первое в жизни подаяние. А потом — шла и мучилась: может быть, не стоило этого делать, ведь, получается, я своими руками помогла ей перейти хрупкую грань между человеком социальным, испытывающим трудности, и маргинальным, побирающимся на улице. Может быть, стоило тогда, несмотря на вечерний час, отвести ее в ближайший храм, достучаться до сторожа и дозвониться до социального работника? Но ведь возможности людей, работающих в храме, тоже очень невелики…

Комментирует Ирина Малюченко, психолог, координатор православного кризисного центра «С верой в жизнь!» (г. Балашов):

— Я бы спросила у этой бабушки, в чем она нуждается помимо оплаты за коммуналку. Затем — попыталась бы выяснить, есть ли у нее дети или родственники, которые смогли бы ей помочь. Если она с ними в ссоре, возможно, я поговорила бы с ней о ее обиде на родственников, а может быть, после этого и взяла их координаты, чтобы связаться и расспросить, куда они пропали. Все равно часть проблем в ней самой и в ее психологическом состоянии. Скорее всего, ей захочется выговориться, рассказать о наболевшем. Это поможет ей очиститься и сделать первый шаг к разрешению своей жизненной ситуации. Затем я дала бы ей адрес и телефон пункта вещевой помощи, если таковой имеется. Такие пункты необязательно существуют при храмах — иногда их открывают общественные организации, волонтерские движения, и желательно, конечно, знать об их наличии и месторасположении в своем городе. Если же ничего такого нет, дайте адрес или телефон храма, в котором, как вы знаете, есть добровольные помощники по социальному служению.

На то, чтобы впервые в жизни выйти и просить милостыню, человека толкает прежде всего чувство отчаяния, одиночества, безысходности, в котором он находится. Это связано с острой нехваткой веры в то, что Бог поможет и не оставит. Скажите человеку о том, что можно помолиться простыми словами, попросить у Господа то, что ему необходимо. Ведь просьба никогда не бывает безответной, особенно к Богу.

Фото из открытых интернет-источников

Газета «Православная вера» № 15 (562)

НЕ РАВНОДУШНЫЙ или НЕРАВНОДУШНЫЙ, как правильно пишется?

«Неравнодушный» или «не рав­но­душ­ный» — это сло­во пишет­ся слит­но или раз­дель­но с «не» в зави­си­мо­сти от кон­тек­ста, в кото­ром оно исполь­зу­ет­ся.

Правописание слова «неравнодушный»

Слово «рав­но­душ­ный» обо­зна­ча­ет при­знак и отве­ча­ет на вопрос: какой?

По этим грам­ма­ти­че­ским при­зна­ком опре­де­лим, что оно явля­ет­ся при­ла­га­тель­ным. С помо­щью при­став­ки не- обра­зу­ем сло­во с про­ти­во­по­лож­ным зна­че­ни­ем — «нерав­но­душ­ный», кото­рое име­ет сино­ни­мы без этой при­став­ки, напри­мер:

  • отзыв­чи­вый,
  • забот­ли­вый,
  • заин­те­ре­со­ван­ный,
  • сер­деч­ный и пр.

Этот нерав­но­душ­ный моло­дой чело­век помог ста­ри­ку перей­ти доро­гу.

Если в пред­ло­же­нии при­сут­ству­ют наре­чия меры и сте­пе­ни (крайне, очень, абсо­лют­но, совер­шен­но, пол­но­стью, почти, весь­ма, настоль­ко и пр.), они не вли­я­ют на слит­ное напи­са­ние пол­ной фор­мы рас­смат­ри­ва­е­мо­го при­ла­га­тель­но­го.

Иван Петрович, гово­рят, совер­шен­но нерав­но­душ­ный чело­век.

Все жите­ли села ува­жа­ли куз­не­ца Тимофея, кото­рый был абсо­лют­но нерав­но­душ­ным к их забо­там и прось­бам.

Наша Мария настоль­ко нерав­но­душ­ный чело­век, что, когда ни при­ди к ней, все­гда помо­жет.

Отметим важ­ную деталь, что во всех этих пред­ло­же­ни­ях содер­жит­ся утвер­жде­ние, кон­ста­та­ция фак­та, что кто-то явля­ет­ся нерав­но­душ­ным, то есть отзыв­чи­вым и сер­деч­ным чело­ве­ком. В таком кон­тек­сте ана­ли­зи­ру­е­мое при­ла­га­тель­ное пишет­ся слит­но с при­став­кой не-.

Правописание слова «не равнодушный»

Иная скла­ды­ва­ет­ся рече­вая ситу­а­ция, если в пред­ло­же­нии име­ет­ся отри­ца­ние, кото­рое может толь­ко под­ра­зу­ме­вать­ся, напри­мер:

Мария Петровна не рав­но­душ­ный чело­век.

Такое сооб­ще­ние про­из­но­сит­ся с логи­че­ским выде­ле­ни­ем отри­ца­тель­ной части­цы «не».

Отрицание в кон­тек­сте может созда­вать­ся несколь­ки­ми спо­со­ба­ми:

1. нали­чие про­ти­во­по­став­ле­ния

Василий не рав­но­душ­ный, а отзыв­чи­вый и доб­рый чело­век.

2. в пред­ло­же­нии име­ют­ся наре­чия дале­ко, вовсе или отнюдь

Зинаида дале­ко не рав­но­душ­ный чело­век к чужо­му горю.

Вы зна­е­те, что она вовсе не рав­но­душ­ный чело­век?

Так мог посту­пить отнюдь не рав­но­душ­ный чело­век.

3. в выска­зы­ва­нии заме­тим при­сут­ствие отри­ца­тель­ных место­име­ний и наре­чий

Бабушка Мария ни к чему не рав­но­душ­ный чело­век.

В незна­ко­мом горо­де нам помог ори­ен­ти­ро­вать­ся чужой, но нисколь­ко не рав­но­душ­ный чело­век.

По его отзыв­чи­во­сти сра­зу вид­но, что Максим ничуть не рав­но­душ­ный чело­век.

Вывод

Выбор слов «нерав­но­душ­ный» или «не рав­но­душ­ный» зави­сит от рече­вой ситу­а­ции. В пред­ло­же­ни­ях с утвер­жде­ни­ем исполь­зу­ет­ся при­ла­га­тель­ное «нерав­но­душ­ный», то есть отзыв­чи­вый, сер­деч­ный, забот­ли­вый.

В пред­ло­же­ни­ях, содер­жа­щих отри­ца­ние, при­ла­га­тель­ное «не рав­но­душ­ный» пишет­ся раз­дель­но с отри­ца­тель­ной части­цей «не».

Скачать ста­тью: PDF

неравнодушный

Значения в других словарях

  1. неравнодушный — НЕРАВНОД’УШНЫЙ, неравнодушная, неравнодушное; неравнодушен, неравнодушна, неравнодушно (·разг. ). Относящийся с симпатией, питающий склонность к кому-чему-нибудь, любящий кого-что-нибудь. Неравнодушен к музыке. Он неравнодушен к ней. Толковый словарь Ушакова
  2. неравнодушный — Не/равноду́ш/н/ый. Морфемно-орфографический словарь
  3. неравнодушный — НЕРАВНОДУШНЫЙ -ая, -ое; -шен, -шна, -шно. 1. Относящийся с интересом, участием ко всему и ко всем. Н. отец, руководитель. // Выражающий интерес, участие ко всему и ко всем. Н-ое отношение к музыке. Н-ое лицо. 2. обычно кратк. Толковый словарь Кузнецова
  4. неравнодушный — РАВНОДУШНЫЙ — НЕРАВНОДУШНЫЙ Равнодушно — неравнодушно равнодушие — неравнодушие (см.) Равнодушный человек — неравнодушный человек. Равнодушный взгляд — неравнодушный взгляд. Равнодушен к музыке — неравнодушен к музыке. Словарь антонимов русского языка
  5. неравнодушный — орф. неравнодушный*; кр. ф. -шен, -шна Орфографический словарь Лопатина
  6. неравнодушный — -ая, -ое; -шен, -шна, -шно (обычно кратк. ф.). 1. Относящийся с интересом, участием ко всему и ко всем. Академгородок не обычное место. Этот город науки выполнен молодежью. Молодые ученые, аспиранты, студенты, как и везде, общительны и неравнодушны. Малый академический словарь
  7. неравнодушный — неравнодушный I м. разг. Тот, кто с интересом относится к кому-либо или к чему-либо. II прил. 1. Относящийся с интересом к кому-либо или к чему-либо; небезучастный. 2. Испытывающий чувство симпатии, любви к кому-либо. Толковый словарь Ефремовой
  8. неравнодушный — Неравнодушный, неравнодушная, неравнодушное, неравнодушные, неравнодушного, неравнодушной, неравнодушного, неравнодушных, неравнодушному, неравнодушной, неравнодушному, неравнодушным, неравнодушный, неравнодушную, неравнодушное, неравнодушные… Грамматический словарь Зализняка
  9. неравнодушный — прил., кол-во синонимов: 12 влюбленный 13 втюрившийся 27 запавший на любовь 4 испытывающий чувство любви 2 испытывающий чувство симпатии 2 любящий 42 небезразличный 10 небезучастный 7 относящийся с интересом 2 относящийся с участием 2 склонный 17 увлеченный 41 Словарь синонимов русского языка