Никита великомученик в чем помогает

Содержание

История раннехристианского мученика, Святого Никиты, известна многим верующим православной Церкви. Особенно почитаем Святой Никита в Абхазии, а древние, ещё каменные иконы с изображением мученика Никиты Бесогона, находят на раскопках во многих городах Центральной России. Многие верующие обращаются с молитвой великомученику Никите, прося у него защиты от заговоров и колдовства.

История святого Никиты

Один из первых христиан, великомученик Никита, по преданию, был рожден в семье царя – язычника Максимиана, который отличался особой жестокостью в расправе с первыми христианскими общинами. Никита не раз обращался к отцу с просьбой принять христианство, но тот в ярости попытался убить сына, а когда это не удалось, заточил того в темницу. В темнице к будущему великомученику явился бес, правда, в ангельском обличье и принялся уговаривать юношу отказаться от выбранной веры. Никита стал молиться Господу, и вскоре к нему явился архангел Михаил, повелев испытать дьявола. Юноша схватил ложного гостя, и, наступив ему на шею, побил его своими же кандалами.

Будущий великомученик провел в темнице три года, а когда царь вызвал своего сына на покаяние, юноша привел с собой поверженного беса, доказывая отцу, что именно злые силы управляют его сердцем. Царь был неумолим и повелел казнить сына, но Бог не допустил этого. Чтобы доказать праведность христианской веры и обратить отца в христианство, Никита воскресил двух человек, а чуть позже, по преданию, окрестил более 18000 человек.

В чем помогают молитвы великомученику Никите?

Многие верующие, вознося молитву Святому Никите о детях, обращаются к нему, как к защитнику от демонов и от прельщения им детских душ. На иконах великомученика Никита изображен с кандалами, которыми он побивает Дьявола.

Помогает молитва Святому Никите от порчи, при различных семейных неприятностях и от некоторых болезней, как, например, «родимец». Слова молитвы защитят и от черной магии, освободят из рабства, помогут в учении. Иконы с изображением Святого, побивающего дьявола, принято дарить на именины Никитам, чтобы в жизни их никогда не искушал Дьявол.

День памяти: 28 сентября

Читать молитву Святому Никите необходимо перед сном, обращаясь к образу на иконе, искренне прося его о защите.

Молитвы святому Никите Бесогону

Молитва первая

О великий страстотерпче Христов и чудотворче великомучениче Никито! Припадающе к святому и чудотворному образу твоему, подвиги же и чудеса твоя и многое сострадание твое к людем прославляюще, молим тя прилежно: яви нам смиренным и грешным святое и многомощное твое заступление, се бо грех ради наших не имамы свободы чад Божиих, еже о потребах наших Господа и Владыку нашего дерзновенно просити, но тебе молитвенника к нему благоприятнаго предлагаем и о твоем предстательстве взываем, испроси нам у Господа благопотребныя дары душам и телесем нашим, веру правую, спасения надежду несомненную, любовь же ко всем нелицемерную, во искушениих мужество, в злостраданиих терпение, в молитвах постоянство, душ и телес здравие, земли плодоносие, воздуха благорастворение, житейских потреб довольство, мирное и благочестное на земли житие, христианскую жития кончину и добрый ответ на страшнем судище Христовом. Еще же, о страстотерпче Христов, у Царя Небеснаго испроси стране нашей Российстей мир, здравие и спасение, и на враги победу и одоление, благоустроение, тишину и благоденствие. Христолюбивому воинству буди соратай и помощник на враги и всем людем православным яви твое святое заступление: болящия исцели, скорбящия утеши, бедствующим помози. Ей, угодниче Божий и мучениче долготерпеливый! Не забуди святую обитель твою и вся живущия в ней и подвизающияся инокини же и мирския, но поспеши им в смирении и терпении носити иго Христово и от всяких бед и искушений милостивне избави. Всех убо нас приведи в тихое пристанище спасения и наследники сподоби быти пресветлаго Царствия Христова святыми твоими молитвами, да славим и поем великия щедроты Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице славимаго и покланяемаго Бога, и твое святое заступление во веки веков. Аминь.

Молитва вторая

О великий Христов страстотерпче Никито! Услыши молитву нас, грешных, и избави нас (имена) от всякия печали и находящия напасти, от внезапныя смерти и от всякаго зла: в час же разлучения души от тела отжени, страстотерпче, всякую лукавую мысль и лукавыя бесы, яко да приимет души наша с миром в место светло Христос Господь Бог наш, яко от Него очищение грехов, и Той есть спасение душ наших, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков.

Личное прошение

О великий страстотерпче Христов и чудотворче, великомучениче Никите! Услыши нас, молящихся тебе со слезами (имена), и умоли Христа Бога, да помилует нас и подаст (содержание прошения), да славим и поем великия щедроты Отца и Сына и Святаго Духа, и твое святое заступление, во веки веков. Аминь.

Православная молитва — Православная книга

О чем молятся великомученику Никите

Великомученик Никита был готфским воином, жил в IV в. на берегах Дуная. Никита уверовал во Христа и принял Святое Крещение от епископа Феофила, участника I Вселенского Собора. Святой Никита ревностно распространял христианскую веру среди язычников и многих из них обратил ко Христу. Язычники схватили Никиту, подвергли его многим пыткам, а затем бросили в огонь, где он и скончался (в 372 г.). Христианин Мариан ночью отыскал тело великомученика, не поврежденное огнем и озаренное чудесным светом, и похоронил его в Киликии. Впоследствии мощи святого, прославленные многими чудотворениями, были перенесены в Константинополь.
Великомученику Никите специально молятся об утешении в печалях, о заступничестве в бедах и скорбях, защите от злых людей, гонителей и обидчиков, а также от нападений невидимых врагов. Кроме того, святого просят исходатайствовать у Господа для молящихся избавление от всякого зла, лукавых мыслей, внезапной смерти без покаяния и вечную радость в Царствии Небесном.

Молитва первая
великомученику Никите

О великий Христов страстотерпче Никито! Услыши молитву нас, грешных, и избави нас от всякия печали и находящия напасти, от внезапныя смерти и от всякаго зла; в час же разлучения души от тела отжени, страстотерпче, всякую лукавую мысль и лукавыя бесы, яко да приимет души наши с миром в место светло Христос Господь Бог наш, яко от Него очищение грехов, и Той есть спасение душ наших, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва вторая
великомученику Никите

О великомучениче Христов Никито! Храбр был еси во бранех, и врагом прогонитель, и обидимым заступник, всем же православным христианом предстатель. Помилуй мя, грешнаго и недостойнаго, и заступи в бедах, и в скорбех, и в печалех, и во всякой злой напасти, и от всякаго злаго и обидящаго человека мя огради: тебе бо дана бысть таковая благодать от Бога, еже молитися за ны, грешныя, в бедах и напастех зле страждущия. Избави убо нас от обидящих и ненавидящих нас, буди нам всегда поборник крепок на вся видимыя и невидимыя враги наша. О великий поборниче наш Никито! Не забуди нас, всегда молящихся тебе и просящих у тебе помощи и неоскудныя милости, и сподоби ны, грешныя и недостойныя, неизреченная благая от Бога получити, яже уготова любящим Его. Яко Тому подобает всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва преподобному Никите Столпнику, Переславскому

О, всечестная главо, преподобне отче преблаженне, Никито! Не забуди нищих твоих до конца, но поминай нас всегда во святых своих и благоприятных молитвах к Богу и не забуди присещати чад своих. Моли за ны, отче благий и избранниче Христов, яко имеяй дерзновение к Небесному Царю, и не премолчи за ны ко Господу, и не презри нас, верою и любовию чтущих тя.

Поминай нас, недостойных, у Престола Вседержителева и не престай моляся за нас ко Христу Богу: тебе бо дана бысть благодать молитися за ны. Не мним бо тя мертва суща, аще бо и телом преставился еси от нас, но и по смерти убо жив пребываеши. Не отступай от нас духом, сохраняя и соблюдая нас от стрел вражиих и всякия прелести бесовския, заступниче и молитвенниче наш добрый. Аще бо и мощей твоих рака пред очима нашима видима есть всегда, но святая твоя душа со ангельскими воинствы, со безплотными лики, с небесными силами у Престола Вседержителя Бога достойно веселится. Ведуще убо тя воистинну и по смерти жива суща, тебе припадаем, и тебе молимся, и милися деем, еже молитися о нас Всесильному Богу о пользе душ наших, и испроси нам время на покаяние и невозбранно прейти от земли на Небо, и горьких мытарств, и воздушных князей, и вечныя муки избавится нам, и Небесному Царствию наследником быти со всеми праведными, от века угодившими Ему, Господу нашему Иисусу Христу. Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Безначальным Его Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Память преподобному Никите Столпнику, переславскому чудотворцу, Церковь чтит 6 июня (24 мая ст. ст.). Преподобному Никите молятся об исцелении от болезней и недугов, а также об укреплении в вере.

Житие преподобного Никиты Столпника

Преподобный Никита жил в XII веке и являлся уроженцем города Переславля-Залесского. В юности он вступил в брак. Никита руководил сбором казенных податей и налогов. В 1152 году князь Юрий Долгорукий перенес город Переяславль и каменный храм во имя Всемилостивого Спаса на новое место. В связи с расходами по строительству города и храма был произведен усиленный сбор податей с жителей города. Никита, руководивший этими сборами, грабил жителей, собирая огромные суммы денег для себя. Так длилось много лет.

Однажды Никита пришел в церковь, где в это время читалось при Богослужении из пророка Исайи следующее: «Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову» (Ис. 1:16-17). Никита хотел поскорее забыть слова пророка и решил пригласить друзей для веселья. Но когда жена принялась готовить обед для угощения гостей, то вдруг увидела в кипящем котле то всплывавшую человеческую голову, то руку, то ногу. В ужасе она позвала мужа, и Никита увидел то же самое. Внезапно в нем пробудилась уснувшая совесть, и Никита ясно осознал, что своими поборами он совершает преступление. И воскликнув: «Увы мне, много я согрешил! Господи, настави меня на путь Твой!», он выбежал из дома.

В трех верстах от Переяславля находился монастырь во имя святого великомученика Никиты, куда и пришел потрясенный страшным видением Никита. Со слезным покаянием он припал к ногам игумена. Тогда игумен решил испытать искренность покаяния Никиты и дал первое послушание: три дня стоять при монастырских воротах и исповедовать всем проходящим грехи свои. С глубоким смирением Никита принял первое послушание. Через три дня игумен вспомнил о нем и послал одного инока посмотреть, что он делает у монастырских ворот. Но инок не нашел Никиту на прежнем месте, а обнаружил его лежащим в болоте; он был покрыт комарами и мошками, тело его было в крови. Тогда сам игумен с братией пришел к добровольному страдальцу и спросил: «Сын мой! что ты делаешь с собой?» «Отец! Спаси погибающую душу», — отвечал Никита. Игумен одел Никиту во власяницу, сам ввел в монастырь и совершил над ним иноческий постриг.

С тех пор инок Никита проводил дни и ночи в молитве, чтении Псалтыри и житий великих подвижников. По благословению настоятеля Никита возложил на себя тяжелые вериги и на местах своих иноческих трудов ископал два глубоких колодца. Спустя некоторое время инок Никита выкопал глубокую круглую яму и там, возложив на главу каменную шапку, стал, подобно древним столпникам, на пламенную молитву.

Так, подвизаясь в обители великомученика Никиты, преподобный Никита и сам завершил жизнь мученической кончиной. Однажды ночью родственники инока, приходившие к нему для благословения, прельстились его блестевшими веригами и крестами, приняв их за серебряные, и решили овладеть ими. В ночь на 24 мая 1186 года они разобрали покрытие столпа, убили подвижника, сняли с него кресты и вериги, завернули их в грубую холстину и убежали.

Перед утренним богослужением пономарь, пришедший за благословением к иноку Никите, обнаружил разобранную крышу и сообщил об этом игумену. Игумен с братией поспешил к столпу преподобного и увидел убитого святого, от тела которого исходило благоухание. Убийцы инока Никиты остановились на берегу реки Волги, чтобы поделить украденное, но с удивлением увидели, что это не серебро, а железо, и бросили вериги в Волгу. В ту же ночь Симеон, благочестивый старец Ярославского монастыря во имя святых апостолов Петра и Павла, увидел над Волгой три ярких луча света. Он сообщил об этом настоятелю монастыря и старейшине города. Собор священников и многочисленные горожане, сошедшиеся к реке, увидели три креста и вериги «яко древо в водах волжских плавающие». С благоговением и молитвами вериги перенесли в обитель великомученика Никиты и положили на гроб преподобного Никиты Столпника.

Почитание преподобного Никиты Столпника

Около 1420–1425 гг. святитель Фотий, митрополит Московский, благословил открыть мощи преподобного Никиты. Игумен монастыря с братией совершил молебен, затем открыли бересту, которой было обернуто нетленное тело, но вдруг могила закрылась землей, и мощи остались под спудом. В 1511–1522 гг. был воздвигнут придел во имя преподобного Никиты Столпника. В настоящее время мощи и вериги преподобного Никиты Столпника находятся в Благовещенском храме Никитского монастыря Переславля-Залесского. Память преподобному Никите совершается 6 июня (24 мая ст. ст.). В середине XVI в. почитание преподобного Никиты Столпника стало общегосударственным. Оно было связано с личным отношением царя Ивана IV к преподобному. В это время появляются новые редакции Жития Никиты (одна из них, так называемая Основная, приписывается известному книжнику XVI в. митрополиту Афанасию, другая составлена игуменом Никитского монастыря Вассианом) с описанием прижизненных и посмертных чудес, наличие которых было необходимо как для официальной канонизации, так и для повсеместного прославления преподобного.

Чудеса преподобного Никиты Столпника

За свою подвижническую жизнь и искреннее раскаяние Никита получил от Бога дар чудотворений. Слух о необычайном подвижничестве преподобного Никиты, а равно и о его чудотворениях прошел по всей русской земле. Отовсюду стали приходить к нему недужные, среди них был черниговский князь Михаил Всеволодович (1179-1246 гг.), впоследствии прославившийся как мученик и исповедник. С юного возраста он был слаб и никто из врачей не могли ему помочь укрепить здоровье. Узнав про Никиту, князь прибыл из Чернигова в Переславль-Залесский. Князь Михаил остановился неподалеку от Никитской обители и послал одного из своих бояр к иноку Никите с просьбой исцелить князя. Инок Никита, видя искреннюю веру и усердие князя, дал посланнику жезл, сказав, что отправляет его как врачевство для недужного князя Михаила; пусть возьмет его в руки и получит исцеление. Боярин вернулся, вручил князю жезл, и только он принял его в свои руки, как почувствовал себя совершенно здоровым. В память о чудесном исцелении князь Михаил Черниговский тогда же повелел водрузить крест на том самом месте, где исцелился, с указанием года: «лета 6694» (1186 год). Об этом чудесном исцелении сказано в Степенной книге и, по свидетельству ее автора, крест тот был еще цел в конце XVI века. Позднее на этом месте была построена часовня, названная Черниговскою по имени князя Михаила Черниговского.

Около 1515 года переславский дьякон Евстафий лишился рассудка, но сразу исцелился, когда на него возложили железные вериги святого Никиты столпника. В 1884 году Иван Федорович Турков после молитвы преподобному Никите получил исцеление от телесной слабости.

Тропарь и кондак преподобному Никите Столпнику

Тропарь, глас 4

Православным смыслом юношьская вожделения возненавидев, и доблественыя нравы восприем, врага победил еси, и в благоразумии Богу угодил еси, и свыше от Него прием дар чудес, бесы прогоняти, недуги исцеляти Никито преславне, моли Христа Бога, да спасет душа наша.

Тропарь, глас той же

Христову мученику тезоименит был еси преподобне. Многия подвиги и труды претерпел еси Христа ради, егоже ради вериги носил еси блаженне. Того и ныне о нас моли Никито преподобне, душевныя наша и телесныя страсти уврачевати, иже верою и любовию почитающих присно память твою.

Кондак, глас 8

Христа ради от своих раб нужную смерть претерпел еси, и венец нетления от Него восприял еси, приходящим же с верою от честнаго ти гроба подаеши цельбы, о Никито преподобне, молитвениче о душах наших.

style=»text-align: center;»> Библиотека Русской веры
Канон преподобному Никите столпнику, Переяславскому чудотворцу →

Читать онлайн

Преподобный Никита Столпник. Иконы

Первые сведения об иконе преподобного Никиты в Московском Кремле относятся к последней четверти XV века. Уже тогда сложился наиболее распространенный (поясной) вариант его изображения, зафиксированный в иконописном подлиннике XVIII в.:

…подобием стар и сед, брада подоле Власиевой, вельми бела, на конец узка и раздвоилась, от брады с левой стороны косм долог, мало не до пояса, на главе клобук лазоревый со кресты, ризы преподобнические….

Преподобный Никита Столпник, Переславский чудотворец. Икона, конец XVI в. Ярославль, Ярославский художественный музейПреподобный Никита Столпник, Переславский чудотворец. Икона, Москва, середина — 2-я половина XVI в. Москва, ГТГПреподобный Никита Столпник, Переславский чудотворец. Икона, XVII в. Москва, Церковно-археологический кабинет Московской Духовной АкадемииПреподобный Никита Столпник, Переславский чудотворец. Начало XVII в. Церковно-археологический Кабинет Московской Духовной АкадемииПреподобный Никита Столпник, Переславский чудотворец. Покров, 1555-1560 гг. Мастерская царицы Анастасии Романовны. ВСМЗ

Во второй половине XVI в. складывается и иконография житийных икон преподобного Никиты Столпника. Самым ранним из известных нам житийных образов святого является икона из собрания Переславль-Залесского музея-заповедника, происходящая из Покровской церкви. В среднике находится поясное изображение Никиты Столпника. Средник первоначально окружали 16 клейм. В дальнейшем значительная часть красочного слоя вместе с левкасом и паволокой была утрачена, и в настоящее время уверенно можно определить композиции пяти верхних клейм, трех боковых и одного нижнего.

Преподобный Никита Столпник, Переславский чудотворец с житием. Икона, XVI в. Переславь – Залесский, ПИАМПреподобный Никита Столпник, Переславский чудотворец с житием. Икона, Москва. 1560-е гг. Из церкви Рождества Богородицы Большого Кремлевского дворцаПреподобный Никита Столпник, Переславский чудотворец с житием. Икона, XVII в. Германия, Мюнхен, Галерея Бренске

Храмы во имя преподобного Никиты Столпника

В 1511–1522 гг. был освящен придел церкви великомученика Никиты во имя преподобного Никиты Столпника. Около 1515-1521 гг. переславским дьяконом Евстафием после его исцеления у мощей преподобного Никиты Столпника была построена деревянная Никитская церковь, посвященная переславскому чудотворцу. Однако до наших дней церковь не сохранилась. Каменный храм во имя святого великомученика Никиты с двумя приделами, во имя преподобного Никиты Столпника и во имя всех святых, был заложен в 1564 г. и освящен в 1574 г.

Собор во имя святого великомученика Никиты с двумя приделами: во имя преподобного Никиты Столпника и во имя всех святых Никитского монастыря в Переславле-Залесском

Сводный иконописный подлинник XVIII века. По списку Г. Д. Филимонова. М., 1874. С. 353.

Преподобный Никита Столпник, Переяславский

Кондак 1

Взбранный чудотворче и великий Христов угодниче! Восхваляем тя с любовию, чада твоя, тепла предстателя к Богу тебе стяжавше. Ты же моли прославившаго тя Господа от всяких нам бед свободитися, зовущим: радуйся, Никито преподобне, столпниче и чудотворче.

Икос 1

Ангелов подобника и бесов противоборца провидя тя всея твари Зиждитель словесы пророческими: измыйтеся и чисти будите, на покаяние огласив тя, яко втораго Павла, человеколюбно к себе призва, нас же научи ублажати тебе сице:

Радуйся, сосуде избранный, свыше Богом предуведанный; радуйся, в храм Духа Всесвятаго предуставленный.

Радуйся, сподобивыйся Божественнаго призвания; радуйся, удостоивыйся от Господа оправдания.

Радуйся, благодать Божию, умягчающую сердце твое, получивый; радуйся, очистительнаго покаяния токи слез источивый.

Радуйся, веру в призвавшаго тя Господа несумненну восприявый; радуйся, всего себе водительству Божию предавый.

Радуйся, супружницу и клевретов твоих Господа ради оставивый; радуйся, невозвратное твое шествие к снисканию спасения направивый.

Радуйся, Царствия Небеснаго стяжателю; радуйся, о всех к тебе притекающих теплый ко Господу предстателю.

Радуйся, Никите преподобне, столпниче и чудотворче.

Кондак 2

Видя супружницу твою, дивящуюся пременению снедных мяс якобы в человеческия члены и недоумевающую о неисповедимых судьбах Божиих, свыше озарен, исповедал еси, яко Господь на покаяние тя призывает, и абие познал еси спасающему тя Богу пети: Аллилуиа.

Икос 2

Разум недоразумеваемый, в дивном призвании твоем проявленный разумети ища, преподобне отче Никито, помышлял еси, како о Господе возмощи мир и диавола посрамити, к лавре святаго великомученика Никиты абие потекл еси, идеже и ангельский образ на ся восприим, добль воин Христов показался еси. Мы же, Господа спасшаго тя прославляюще, радостно вопием ти:

Радуйся, яко мытарь, ко Господу о помиловании вопиявый; радуйся, яко заблудший сын, Отца Небеснаго взыскавый.

Радуйся, яко хананея, от Христа не отступавый; радуйся, яко блудница, о гресех рыдавый.

Радуйся, яко Езекия, умильно моливыйся; радуйся, яко Манассия, в покаянии смиривыйся.

Радуйся, яко Иов, искушения крепко терпевый; радуйся, яко Даниил, премудрость Божию разумети вожделевый.

Радуйся, Давидово раскаяние явивый; радуйся, Петровы слезы источивый.

Радуйся, путь истинный к животу вечному обретый; радуйся, яко крин, любовию Божественною процветый.

Радуйся, Никито преподобне, столпниче и чудотворче.

Кондак 3

Сила Вышняго осени тя, преподобне отче Никито, егда в начале не был еси удостоен приятия в лавру великомученика Никиты, и трехдневным твоим пред враты оныя приседением и всенародным грехов твоих исповеданием победителя на диавола тя яви, научая нас дающему крепость людем Своим Богу пети: Аллилуиа.

Икос 3

Имеяй благоприятное стремление во святей лавре великомученика Никиты водворитися, но от сея быв отреваем, в тинное блато наг поверглся еси на терзание мшицем и гадом. Мы же толико крепкому твоему терпению дивящеся, вопием ти:

Радуйся, миру единожды навсегда умерый; радуйся, нераскаянно вся красная мира сего презревый.

Радуйся, тщеславныя помыслы смиривый; радуйся, мысль в Бозе утвердивый.

Радуйся, сребролюбие изсушивый; радуйся, сластолюбие умертвивый.

Радуйся, всякий гнев и избыток злобы отложивый; радуйся, смиренномудрие возлюбивый.

Радуйся, душу твою по слову Христа возненавидевый; радуйся, делы благими Велиара преобидевый.

Радуйся, плоть со страстьми и похотьми распный; радуйся, по обращении твоем не себе, но единому Богу живый.

Радуйся, Никито преподобне, столпниче и чудотворче.

Кондак 4

Бурю внутрь имея помышлений сумнительных, святыя лавры игумен смятеся, зря тебе, грехолюбива бывша, на подвиги иночествующих толико бодренно дерзающа, в месте тесне тя затвори во испытание благаго твоего произволения; ты же на диавола, яко Давид на Голиафа, единоборствовати радостно с каменем веры потекл еси, поя Господу Сил: Аллилуиа.

Икос 4

Слышав сказания житий древних подвижников, преподобне, како от Господа наставляеми и укрепляеми, труды ко трудом прилагаху, тем подражати возревновал еси, и тяжкия вериги, по благословению игумена, на ся возложив, день и нощь в молитвах пребывал еси. Мы же, дивное твое подвижничество прославляя, зовем ти таковая:

Радуйся, житием отцев пустынных плененный; радуйся, любовию Божественною распаленный.

Радуйся, произвольное узничество возлюбивый; радуйся, во умерщвление плоти железа на себе возложивый.

Радуйся, в подвизех неутомимый; радуйся, во благочестии неохладимый.

Радуйся, во плоти безплотных Ангелов сожителю; радуйся, своего произволения воли Божией покорителю.

Радуйся, исправлении твоими безплотных удививый; радуйся, равноангельнаго жития образ истинный нам явивый.

Радуйся, в собеседование с Богом выну углубленный; радуйся, благодатию Божиею преобогащенный.

Радуйся, Никито преподобне, столпниче и чудотворче.

Кондак 5

Богопесненную Псалтирь к достижении Небеснаго Отечества, яко светильник, во уме твоем выну содержа, тою прославлял еси Небеснаго Отца, воспевая: Аллилуиа.

Икос 5

Видевше ближнии и дальнии, еже по Бозе житие твое, преподобне, чудному твоих нравов изменению удивляхуся, добродетели же и подвиги твоя прославляху, с ними же и мы сице вопием ти:

Радуйся, яко в старости крепость мужескую показал еси; радуйся, яко обет иночества делами оправдал еси.

Радуйся, в многострастней плоти подвизавыйся, яко безплотный; радуйся, благими помыслы и делы многоплодный.

Радуйся, твоими подвиги от обленения нас возставляяй; радуйся, твоею жизнию путь ко спасению всем изъявляяй.

Радуйся, любовь велию к Богу показавый; радуйся, многообразне помощь Божию испытавый.

Радуйся, Божией любви к кающимся зерцало; радуйся, подвизающимся на диавола крепкое забрало.

Радуйся, выну о нас с молитвою Богу предстоящий; радуйся, и поднесь обитель твою нерушиму хранящий.

Радуйся, Никито преподобне, столпниче и чудотворче.

Кондак 6

Проповедают тяжкия твоя вериги, смиренномудре Никито, труды и болезни, Бога ради тобою подъятыя, ихже ради дивно прослави тя Господь, обильныя исцелений струи тобою источая нам, да выну поем Ему: Аллилуиа.

Икос 6

Возсиявшая в сокрушеннем сердце твоем благодать Всесвятаго Духа провидца будущих и скораго наветуемым от бесов свободителя показа тя, преподобне, научая всех вопити тебе сице:

Радуйся, предняя, яко настоящая прорекавый; радуйся, дальная, яко близ сущая прозиравый.

Радуйся, яко князю Михаилу вину разслабления его телеснаго объяснил еси; радуйся, яко мученическую кончину ему и болярину его быти предвестил еси.

Радуйся, со пророки прославленный; радуйся, чудотворцем сопричисленный.

Радуйся, гордыни диаволей низложителю; радуйся, бесов прогонителю.

Радуйся, силу вражию поправый; радуйся, в силе Божией преспевавый.

Радуйся, яко Царствие Божие внутрь себе стяжал еси; радуйся, яко Христа навеки в тебе жити восприял еси.

Радуйся, Никито преподобне, столпниче и чудотворче.

Кондак 7

Хотящу диаволу явлением своим во образе дракона устрашити тя, стояща на молитве, оружием креста поражение бесконечное нанесл еси, победителю Богу воспевая: Аллилуиа.

Икос 7

Новую тварь показа тя Зиждитель, от миролюбия к толикому боголюбию сердце твое обратив, преподобне отче, яко ты на столп, аки Илия на огненную колесницу, возшед, бдение, пост и молитву, аки кони быстротечныя от земли к небеси стяжал еси, и тако ко Христу представ, выну ходатайствуеши о нас, вопиющих тебе:

Радуйся, яко еже по Бозе истинное житие познал еси; радуйся, яко тое ищущим делами показал еси.

Радуйся, велемудров века сего обуивый; радуйся, истинную мудрость в смиренномудрии быти явивый.

Радуйся, иго Христа восприявый: радуйся, благость онаго житием оправдавый.

Радуйся, язвы Господа Иисуса любезне на теле твоем понесый; радуйся, всего себе в жертву Господеви принесый.

Радуйся, земный странниче; радуйся, Божий избранниче.

Радуйся, монахов наставнице; радуйся, Богоприятный о нас молитвенниче.

Радуйся, Никито преподобне, столпниче и чудотворче.

Кондак 8

Странное и преславное чудо видится всем, притекающим к тебе, отче Никито, яко и вода от изрытых тобою кладенцев, черплемая с верою, телесныя и душевныя недуги исцеляет, научая чудодеющему Богу пети: Аллилуиа.

Икос 8

Весь от Всесвятаго Бога облагодатствован еси, преподобне отче, яко духом Престолу Божию предстоиши, телом же в недре земли почивая, от гроба твоего подаеши цельбы. Сего ради и взываем ти таковая:

Радуйся, верный рабе Владыки Всеблагаго; радуйся, храме преукрашенный Духа Всесвятаго.

Радуйся, Царя Небеснаго предстоятелю; радуйся, скорый прошений подателю.

Радуйся, источниче исцелений; радуйся, сокровищнице чудотворений.

Радуйся, видимыми чудесы невидимую благодать, в тебе сущую, являяй; радуйся, верных души знаменьми в вере утверждаяй.

Радуйся, чадам Церкве лучезарный светильниче; радуйся, дивный Христов угодниче.

Радуйся, увенчанный подвижниче; радуйся, Богу присный любимиче.

Радуйся, Никито преподобне, столпниче и чудотворче.

Кондак 9

Всякое естество ангельское удивися великому свыше тебе дарованию, преподобне Никито, яко и древяный посох твой, страждущему телесным разслаблением Черниговскому князю Михаилу посланный от тебе и в руку им приятый, абие исцеление тому дарова и научи его пети чудодеющему тобою Богу: Аллилуиа.

Икос 9

Ветии многовещаниии недоумеют по достоянию восхвалити тя, достославно отче, яко паче естества силу вражию преславно низлагаеши. Еще бо в телеси пребывая, беса, шествовавшу к тебе князю Михаилу явльшася во образе инока и благое княже предприятие воспящавша, видимо к столпу твоему именем Христа пригвоздил еси, и поднесь туюжде власть на бесы являеши, разрушая злокозненныя действа их на человеков. Сего ради и зовем ти сице:

Радуйся, лжи диаволей обличителю; радуйся, прелести бесовския посрамителю.

Радуйся, власть на духи нечистыя приявый; радуйся, туюжде и по смерти удержавый.

Радуйся, яко демони и гроба твоего трепещут; радуйся, яко на них и вериги твоя стрелы палящия мещут.

Радуйся, яко бесныя во обитель твою точию нуждею привлачаеми бывают; радуйся, яко они здравии и смыслящии тую оставляют.

Радуйся, яко демони зде и не хотяще себе открывают; радуйся, яко тобою гоними, из одержимых ими скоро убегают.

Радуйся, реко исцелений быстротечная; радуйся, стражо обители вечная.

Радуйся, Никито преподобне, столпниче и чудотворче.

Кондак 10

Спасти хотя душу твою, богомудре отче, в кротости и смиренномудрии Христове выну поучался и дивно преуспел еси. Темже и рабом твоим, хотящим нуждно изъяти душу твою, ничтоже пререкл, ниже возопил еси; но, яко агнец незлобивый, главу подклонив, смерть от тех приял еси, поя Богу: Аллилуиа.

Икос 10

Стена еси всем, воспевающим тя и притекающим с верою к заступлению твоему, Никито столпниче. Темже и нам, к тебе прибегающим, буди столп непоколебим, от всяких нас бед и напастей выну застеняя и ограждая, за еже и поем тебе таковая:

Радуйся, пристанище обуреваемых; радуйся, помоще озлобляемых.

Радуйся, скорбных утешителю; радуйся, немощных укрепителю.

Радуйся, грешных Бога умилостивляяй; радуйся, благих в добре утверждаяй.

Радуйся, кающихся своим примером ободряяй; радуйся, о спасении подвизающимся спобораяй.

Радуйся, мятущихся помыслами умирителю; радуйся, вражиих наветов отразителю.

Радуйся, наших царей державо и похвало; радуйся, града Переславля утверждение и красото.

Радуйся, Никито преподобне, столпниче и чудотворче.

Кондак 11

Пение благодарственное Господу приносят вси, приемлющии, видящии и слышащии многочисленная чудеса, от тяжких вериг и гроба твоего бывающая силою Божиею, юже ты выну на небесех прославляеши, поя Богу: Аллилуиа.

Икос 11

Светозарное светило, на тверди церковней возсиявшее, преподобне отче Никито, показаша тя три огневидныя столпы, явльшияся над поверженными от убийц твоих и яко древо в водах волжских плававшими твоими веригами, яже и положити зде на гробе твоем, яко почесть трудов твоих, в нощнем видении повелел еси. Чесо ради твое водворение во светлостех святых быти уразумевше, тя воспеваем:

Радуйся, жителю Божественнаго селения; радуйся, достигший вечнаго упокоения.

Радуйся, благ неизреченных наслаждающийся; радуйся, лицезрения Божия насыщающийся.

Радуйся, со Ангелы присно ликующий; радуйся, Трисвятую песнь немолчно поющий.

Радуйся, с преподобными ублажаемый; радуйся, с мучениками увенчаваемый.

Радуйся, радостию вечною преисполняемый; радуйся, любовию Божественною преуслаждаемый.

Радуйся, яко тобою Вышний на небеси и на земли славится; радуйся, яко и ты сего ради Вышним на небеси и на земли прославился еси.

Радуйся, Никито преподобне, столпниче и чудотворче.

Кондак 12

Благодать чудес твоих, преподобне отче Никито, в сердце первосвятителя Фотия велие ко отысканию многоцелебных мощей твоих желание возжже. Ты же, богомудре, аще и попустил еси откопати и видети нетленное и чудесы благоухающее тело твое; обаче якоже и прежде человеческия славы убегавший, всех из храма, аки бурею, изринув, паки себе в землю скрыл еси. Чесо ради дивному во святых Своих Богу Иаковлю воспеваем: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще преславно действующаго тобою чудеса Царя Небеснаго, тя, отче достославне, восхваляем, аще и недостойными устами, обаче усердно ублажая тя сице:

Радуйся, честное Пресвятыя Троицы носило и похваление; радуйся, святыни Духа чистое и непорочное селение.

Радуйся, чудес пучино, Богом излиянная: радуйся, мироварнице, на вся недуги врачеваниями преизобильная.

Радуйся, образе агнцем и пастырем; радуйся, преукрашенный всяким Божественным дарованием.

Радуйся, правило веры и образе кротости духовныя; радуйся, зрителю красоты Божественныя неизреченныя.

Радуйся, мира Христова благоухание; радуйся, многоцветный крине райскаго прозябения.

Радуйся, яко Ангели о твоих исправлениих радуются; радуйся, яко мнози человецы по твоему примеру и предстательству спасаются.

Радуйся, Никито преподобне, столпниче и чудотворче.

Кондак 13

О, преславный чудотворче и великий Христов угодниче, Никите преподобномучениче! Нынешнее наше хвалебное приношение прием, не остави присно ходатайствовать о нас у Отца Небеснаго, да в житии сем сетей вражиих и прелести бесовския избывше, воздушных мытарств и геенны вси избегнем, и всельшеся в горний Иерусалим, сподобимся с тобою пети Всеблагому Богу нашему вечно немолчное: Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

Молитва преподобному Никите Столпнику, Переславскому чудотворцу

О, всечестная главо, преподобне отче преблаженне, Никито преподобномучениче! Не забуди нищих твоих до конца, но поминай нас всегда во святых своих и благоприятных молитвах к Богу и не забуди присещати чад своих. Моли за ны, отче благий и избранниче Христов, яко имеяй дерзновение к Небесному Царю, и не премолчи за ны ко Господу, и не презри нас, верою и любовию чтущих тя. Поминай нас, недостойных, у Престола Вседержителева и не престай моляся за нас ко Христу Богу: тебе бо дана бысть благодать молитися за ны. Не мним бо тя мертва суща, аще бо и телом преставился еси от нас, но и по смерти убо жив пребываеши. Не отступай от нас духом, сохраняя и соблюдая нас от стрел вражиих и всякия прелести бесовския, заступниче и молитвенниче наш добрый. Аще бо и мощей твоих рака пред очима нашима видима есть всегда, но святая твоя душа со ангельскими воинствы, со безплотными лики, с небесными силами у Престола Вседержителя Бога достойно веселится. Ведуще убо тя воистинну и по смерти жива суща, тебе припадаем, и тебе молимся, и милися деем, еже молитися о нас Всесильному Богу о пользе душ наших, и испроси нам время на покаяние и невозбранно прейти от земли на Небо, и горьких мытарств, и воздушных князей, и вечныя муки избавится нам, и Небесному Царствию наследником быти со всеми праведными, от века угодившими Ему, Господу нашему Иисусу Христу. Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Безначальным Его Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Преподобный Никита Столпник, Переславский чудотворец

Дни памяти: 23 мая (Ростов.), 24 мая
Никита Переяславский столпник

Преподобный Никита Столпник Переславский был уроженцем города Переславля Залесского и заведовал сбором казенных податей и налогов. В 1152 году князь Юрий Долгорукий перенес город Переславль и каменный храм во имя Всемилостивого Спаса на новое место. В связи с расходами по строительству города и храма был произведен усиленный сбор податей с жителей города. Никита, руководивший этими сборами, нещадно грабил жителей, собирая огромные суммы денег для себя. Так длилось много лет. Но Милосердный Господь, желающий всех грешников спасти, и Никиту привел к покаянию.

Однажды он пришел в церковь и услышал слова пророка Исаии: «Измыйтеся, и чисти будете, отьимите лукавства от душ ваших… научитеся добро творити… избавите обидимаго, судите сиру (защитите сироту) и оправдите вдовицу» (Ис. 1, 16–17). Словно громом, был потрясен он этими словами, проникшими в глубину сердца. Всю ночь Никита провел без сна, вспоминая слова: «Измыйтеся и чисти будете». Однако утром он решил пригласить друзей, чтобы в веселой беседе забыть ужасы прошедшей ночи. Господь, вновь, призвал Никиту к покаянию. Когда жена стала готовить обед для угощения гостей, то вдруг увидела в кипящем котле то всплывавшую человеческую голову, то руку, то ногу. В ужасе позвала она мужа, и Никита увидел то же самое. Внезапно в нем пробудилась уснувшая совесть, и Никита ясно осознал, что своими поборами он поступает как убийца. «Увы мне, много я согрешил! Господи, наставь меня на путь Твой!» — с такими словами выбежал он из дома.

В трех верстах от Переславля стоял монастырь во имя святого великомученика Никиты, куда и пришел потрясенный страшным видением Никита. Со слезами он припал к ногам игумена: «Спаси погибающую душу. Тогда игумен решил испытать искренность его покаяния и дал первое послушание: три дня стоять при монастырских воротах и исповедовать всем проходящим грехи свои. С глубоким смирением Никита принял первое послушание. Через три дня игумен вспомнил о нем и послал одного инока посмотреть, что он делает у монастырских ворот. Но инок не нашел Никиту на прежнем месте, а обнаружил его лежащим в болоте; он был покрыт комарами и мошками, тело его было в крови. Тогда сам игумен с братией пришел к добровольному страдальцу и спросил: «Сын мой! что ты делаешь с собой?» «Отец! Спаси погибающую душу», — отвечал Никита. Игумен одел Никиту во власяницу, сам ввел в монастырь и постриг в монашество.

Всем сердцем приняв монашеские обеты, преподобный Никита проводил дни и ночи в молитве, пении псалмов и чтении житий святых подвижников. По благословению настоятеля он возложил на себя тяжелые вериги и на местах своих монашеских подвигов ископал два глубоких колодца. Вскоре преподобный усилил свой подвиг — он выкопал глубокую круглую яму и там, возложив на главу каменную шапку, стал, подобно древним столпникам, на пламенную молитву. Только голубое небо да ночные звезды видел он со дна своего столпа-колодца, да узкий подземный ход вел под церковную стену — по нему преподобный Никита ходил в храм на Богослужение.

Так подвизаясь добрым подвигом в обители великомученика Никиты, преподобный Никита и сам завершил жизнь мученической кончиной. Однажды ночью родственники святого, приходившие к нему для благословения, прельстились его блестевшими веригами и крестами, приняв их за серебряные, и решили овладеть ими. В ночь на 24 мая 1186 года они разобрали покрытие столпа, убили подвижника, сняли с него кресты и вериги, завернули их в грубую холстину и убежали.

Перед утренним Богослужением пономарь, пришедший за благословением к святому Никите, обнаружил разобранную крышу и сообщил об этом игумену. Игумен с братией поспешил к столпу преподобного и увидел убитого святого, от тела которого исходило благоухание.

Между тем убийцы, остановившись на берегу реки Волги, решили поделить добычу, но с удивлением увидели, что это не серебро, а железо, и бросили вериги в Волгу. Господь прославил и эти видимые знаки тайных подвигов и трудов святого. В ту же ночь Симеон, благочестивый старец Ярославского монастыря во имя святых апостолов Петра и Павла, увидел над Волгой три ярких луча света. Он сообщил об этом настоятелю монастыря и старейшине города. Собор священников и многочисленные горожане, сошедшиеся к реке, увидели три креста и вериги «яко древо в водах волжских плавающие». С благоговением и молитвами перенесены были вериги в обитель великомученика Никиты и положены на гроб преподобного Никиты. При этом произошли исцеления. Около 1420–1425 гг. святитель Фотий, Митрополит Московский, благословил открыть мощи святого Никиты. Игумен монастыря с братией совершил молебен, затем открыли бересту, которой было обернуто нетленное тело, но вдруг могила закрылась землей и мощи остались под спудом. В 1511–1522 гг. был воздвигнут придел во имя преподобного Никиты, а в XIX веке протоиерей А. Свирелин составил акафист святому.

>МОЩИ СВЯТЫХ

СОДЕРЖАНИЕ

Никита Столпник, преподобный. Мощи Святого и гробница

В мае 2000 г. был произведен поиск и исследование места захоронения преподобного Никиты Столпника, одного из семи святых г. Переславля-Залесского.

Преподобный Никита, уроженец Переславля, жестокий и алчный сборщик податей при Юрии Долгоруком и Андрее Боголюбском, раскаявшийся после услышанной проповеди и последовавших за этим видений, во второй половине XII в. стал насельником Переславского Никитского монастыря. Искреннее покаяние, телесные подвиги, чудесный дар исцелений прославили преподобного еще при жизни, внезапно оборвавшейся от рук родственников в ночь на 24 мая 1186 г. По инициативе святителя Фотия, митрополита Московского, в начале XV в. была предпринята попытка эксгумации мощей преподобного Никиты, которая не увенчалась успехом из-за грозных небесных знамений, и мощи остались под спудом.

Археологические раскопки позволили найти гробницу преподобного Никиты Столпника и выяснить, что перед погребением, согласно Студийскому уставу, на преподобного возложили схиму и кожаный парамандный крест, тело облачили в одежды из грубой шерстяной ткани, ноги обули в кожаные сандалии. Погребение было совершено в нежилой части монастыря под открытым небом в деревянном гробу, покрытом по древнерусскому обычаю пластинами бересты. На дно гроба под голову преподобного положили каменное «возголовьице». Судебно-медицинская экспертиза, проведенная профессором В. Н. Звягиным, подтвердила сведения «Жития» о насильственной смерти преподобного, на черепе которого обнаружены повреждения от сильного удара твердым зубчатым предметом. Были обнаружены и следы эксгумации начала XV в. Ее участники выкопали обширную яму, не совпадающую по ориентации с могильной. Добравшись до гроба, удалив часть бересты и сняв часть крышки в изголовье, они достали череп и завернули его в плат из венецианского камчатного шелка. Внезапно налетевший ураган заставил прекратить эксгумацию. Череп был помещен обратно в гроб. Для защиты от грунта его вновь прикрыли пластинами и лентами бересты и по афонскому обычаю обложили брусковыми кирпичами. Над могилой установили белокаменное надгробие.

После включения гробницы в структуру первого каменного соборного храма постройки 1528 г. над ней была установлена рака, на которой какое-то время лежал дошедший до наших дней шитый покров, выполненный в 1555–1560 гг. в мастерских царицы Анастасии Романовны.

Со временем древняя рака была утрачена, а точное местоположение гробницы забыто, и в XIX в. она оказалась застроенной кирпичным калориферным воздуховодом. Только детальное археологическое исследование позволило обрести и достоверно идентифицировать мощи преподобного Никиты Столпника спустя 814 лет после его кончины.

Следующим этапом работ была реставрация текстильных и кожаных изделий из гробницы. Почти полностью удалось восстановить облик куколя. Его очелье обрамляло вырез для лица, в центре были изображены три контурных косых креста, вышитых тамбурным швом красными нитями. Нижний край очелья украшен полосой золотистого шелка и красными нитями. Над очельем и на его нижних оконечностях в квадратных клеймах, выполненных красными и золотистыми нитями, расположены прямые равноконечные кресты. Оконечности завершаются горизонтальными прямоугольными клеймами, заполненными перекрещенным зигзагом, вышитым красными нитями.

Погребальное облачение (мантия) преподобного Никиты Столпника представлено остатками двухслойной верхней одежды из темной овечьей шерсти. Наружный слой сохранился в виде двух крупных и множества мелких разрозненных фрагментов грубой шерстяной ткани полотняного переплетения. Подкладка из тонкой шерстяной ткани саржевого переплетения сохранилась в виде отдельных фрагментов.

Мантия, сшитая из нескольких полотен ткани, была распашной, отрезной сзади по талии с «борами» на спине, то есть была скроена по типу кафтана или поддевки, которая и в наши дни является молитвенной одеждой старообрядцев Приуралья. В частности, почти полностью сохранилась спинка с подшитым к ней присборенным низом. Если руководствоваться этнографическими аналогиями, данный тип кроя позволяет заключить, что одежда имела подкладку только выше пояса, то есть так называемую подоплеку.

На черепе и под ним находились остатки шелковой венецианской камчатной ткани (пятинитное атласное переплетение репсовой структуры) золотистого цвета, в которую череп был завернут при попытке эксгумации мощей в начале XV в. Ткань сильно истлела и сохранилась лишь в небольших фрагментах, что не позволило реконструировать ее крупный растительный рапорт. Тем не менее, ряд характерных элементов орнамента указывает на время и место изготовления ткани.

В области ног преподобного Никиты находились остатки двух сплющенных под тяжестью грунта сандалий, изготовленных из хорошо выделанной кожи, окрашенной в черный цвет. Каждая сандалия представляет собой двухслойную подошву с открытым заостренным носком и закрытым задником, напоминающим нос ладьи. В передней части сандалии имеется отходящий к внутренней стороне стопы язычок для прикрепления лямки, которой сандалия подвязывалась к ноге.

Сандалии чрезвычайно просты и архаичны. Помимо чисто утилитарных требований, сформулированных в IV в. святителем Василием Великим, их специфический крой (подошва с закрытой пяткой и открытыми пальцами) полностью отвечает символическому значению сандалий монаха, объясненному в XV в. святителем Симеоном Солунским: «…дабы не повредил он мысленных ног души, не был уязвлен мысленными змиями в пяту помыслов, но чтобы наступал на них…».

В области шеи преподобного Никиты найдены обрывки параманда, сплетенного из четырех узких полосок окрашенной в черный цвет кожи, так называемые «плетцы». Среди праха в срединной части гроба найден также небольшой фрагмент почти полностью истлевшего кожаного пояса, сохранивший тиснение в виде круглых розеток.

После полной реставрации текстильных и кожаных остатков они приобрели экспозиционный вид и были возвращены для молитвенного поклонения в Никитский монастырь.

Мощи преподобного Никиты Столпника Переславского

Подвизаясь в строгом посте и непрерывной молитве, преподобный Никита Столпник, желая еще более ужесточить свою и без того подвижническую жизнь, возложил на себя тяжелые железные вериги и каменную шапку в ознаменование всей тяжести беззаконий своей прошлой жизни. К великому пустыннику, столпнику и аскету стекались самые разные люди и среди них однажды ночью к нему пришли его родственники с просьбой помолиться о них. Но когда они увидели на нём тяжёлые вериги, которые от долгого трения о тело подвижника отполировались так, что блестели, подумали, что они серебряные. В этот момент они задумали убить святого и украсть вериги. В ночь на 24 мая 1186 года они разобрали покрытие столпа, убили подвижника, сняли с него кресты и вериги, завернули его в грубую холстину и скрылись.
Перед утренним Богослужением пономарь, пришедший за благословением к Никите, обнаружил разобранную крышу и сообщил об этом игумену. Игумен с братией поспешили к столпу преподобного и увидели убитого святого, от тела которого исходило благоухание. Торжественно с пением и свечами было погребено честное тело подвижника у церкви святого великомученика Никиты, с правой стороны алтаря. При этом все болеющие получили исцеление.
Убийцы Никиты со своей добычей бежали всё дальше и дальше от Никитского монастыря. Никем не преследуемые, они, тем не менее, не смели остановиться, хотя бы для того, чтобы осмотреть свою добычу. Страх погони за ними гнал их всё дальше и дальше. Измученные страхом, убийцы наконец достигли берегов реки Волги и тут они решились осмотреть свою добычу. Но, развернув её, к удивлению и ужасу своему, увидели, что вместо серебра они добыли железо. С досадой убийцы бросили свою добычу в волны реки. В ту же ночь Симеон, старец Ярославского монастыря во имя святых апостолов Петра и Павла, увидел над Волгой три ярких луча света. Он сообщил об этом настоятелю монастыря и старейшине города. Собор священников и многочисленные горожане, собравшиеся к реке, увидели три креста и вериги «яко древо в водах волжских плавающие». После этого, с молитвой и с торжеством, извлечены были эти чудесные предметы из реки и перенесены в Петропавловскую обитель. Внесение в обитель вериг и крестов сопровождалось многими чудотворениями. С благоговением и молитвами перенесены были вериги в обитель великомученика Никиты и положены у гроба святого Никиты. При этом произошли новые исцеления.
Около 1420-1425 годов святитель Фотий Митрополит Московский благословил открыть мощи святого Никиты. Игумен монастыря с братией совершил молебен, затем открыл бересту, которой было обёрнуто нетленное тело, но вдруг могила закрылась землёй, и мощи остались под спудом.
Так до 2000 года мощи преподобного Никиты пребывали в земле. В 2000 году были обретены мощи преподобного Никиты Столпника по благословению Патриарха Алексия II. Теперь они находятся в Благовещенском храме и, вместе с веригами Никиты, доступны для поклонения верующим.