Никольский монастырь в могилеве

Свято-Никольский женский монастырь, г. Могилев


Свято-Никольский монастырь принадлежит к каноническому подразделению Русской православной церкви маленькой Белорусии.
Первое упоминовение о Могилёвском Свято-Никольском женском монастыре относится к 1522 году. Он был построен на месте церкви Николая Чудотворца. Монастырь располагается в местечке Подниколье в живописной пойме реки Днепр, в городе Могилёв восточной части Белорусского края.
На этом месте раньше был Покровский посад. От него до наших дней сохранился только монастырь. Киевский епископ Пётр получив разрешение короля Польского государства Владислава IV начать строительство монастырского комплекса. Строительство началось с Никольской церкви. Она была построена в Старом городе Нагорного посада и обслуживала посадских людей, которые поселились вдоль Днепра. По окончании строительства в 1580 году церковь была освящена митрополитом Феодосием, а через 18 лет разграблена. В 1637 году могилёвской епархией была сооружена временная Никольская церковь с женским монастырем. Женский монастырь здесь размещался до 1719, затем здесь была устроена мужская община. Но в XVIII обитель сильно пострадала при пожаре, и монахам пришлось переселиться в другой монастырь. С начала XIX века и до середины XX века монастырь существовал как приход, но при нем продолжала работать богадельня и церковная приходская школа.
После возрождения могилёвского епископства в 1989 году в монастыре игуменьей стала монахиня Евгения. В 1996 году в Свято-Никольском монастыре создана женская христианская организация. Задачами этой организации является осуществление миссионерской деятельности, благотворительные и милосердные дела, обучение религии, паломничество.
Обительская территория объединяет Свято-Никольский собор, Храм преподобного Онуфрия Великого, колокольню, Часовню-усыпальницу и жилой дом для монахинь.
Главным храмом обители признан Свято-Никольский собор. Изначально могилевской епархией в 1637 году была построена деревянная церковь Святого Николая Чудотворца. И только через 30 лет на месте сгоревшей деревянной постройки начали возводить каменный храм в стиле самобытного барокко. Было начато и обустройство женского монастыря. Митрополит Феодосий I освятил построенный храм в 1672 году. В 1934 году умирает священнослужитель Михаил Плещинский, и собор закрывают. В 1937 году в неотапливаемом соборе находилась тюрьма, а еще позже в период с 1946 по 1956 размещался книжный склад. Старейшие настенные фрески и росписи были замазаны цементом. Еще в больший упадок собор привели начатые в 1956 году восстановительные работы. Реставрация продолжалась несколько десятков лет с 1956 по 1990 годы. Собор разделен на три придела. Центральный придел представляет собой резной деревянный позолоченный четырех ярусный иконостас XVII века. Иконостас сейчас выглядит очень живописно и красиво. Придел по правую руку освящён в честь Благовещения Божией Матери и во имя Иоанна Предтечи. Придел по левую руку освящён в честь Святых Царственных Мучеников (Великомученика Дмитрия Солунского). Храм имеет 3 нефа и 3 апсиды базилики. Никольский собор внесен в список ценных построек в стиле барокко.
Рядом со Свято-Никольским собором устроены захоронения. Здесь похоронен Архиепископ Михаил и игуменья Евгения. Именно им большая благодарность за возрождение этого монастыря.
Церковь Святого Онуфрия Великого была построена в 1793 году. Храм задумывался как зимний, и предусматривал отопление, так как большой каменный Свято-Никольский собор во время богослужений зимой обогреть не предоставлялось возможным. И на зимний период все богослужения и важнейшие заседания переносились в этот храм. В 1991 году Онуфриевский храм стал священным. Через 2 года в нем состоялся директорат Священного Синода Белорусской Православной Церкви.
Рядом с храмом располагается монашеский скит, который был заселен в 1996 году. Сейчас это прямоугольное двухэтажное здание. Но раньше, на месте жилого корпуса, было построено одноэтажное здание, где располагался госпиталь.
Колокольня размещается рядышком с монашеским корпусом. Колокольня квадратной формы и имеет 2 яруса.
Есть на территории монастыря и своя часовня-усыпальница. Во время работ по восстановлению и укреплению основания Свято-Никольского собора было обнаружено захоронение заключенных узников. Для перезахоронения останков был построен склеп. Позже склеп был надстроен, и стал часовней-усыпальницей. И в 1992 году в ней похоронены были заключенные, которые были невинно убиты здесь в 30 годах XX века, когда собор был тюрьмой.
В соборах Свято-Никольского женского монастыря хранятся ценные и древние иконы. Одной из самых древнейших является икона Могилева-Братской Божьей Матери. Икона была в очень плохом состоянии, но благодаря мастерам иконописной школы, ее удалось восстановить. Присутствуют: икона Божьей Матери Барколабовской и икона Белыничской Божьей Матери. Монастырь владеет и еще одной святыней: икона святителя Николая Чудотворца с частичками его мощей.
При монастыре есть приходская школа для детишек. В школе ребята изучают Закон Божий, осваивают церковное пение, и принимают участие в паломнических турах по святым местам России. Монастырь знаменит и своим молодежным певческим православным хором.
В настоящее время монастырский комплекс является центром православной духовности города Могилёва. Служит источником веры, мудрости, праведности, почитания, религиозности и святости.
Добраться до монастыря можно на автомобиле до города Могилев, а дальше держать путь до улицы Сурты дом 19. Либо на автобусе от автостанции Новоясеневская в Москве. Время в пути на автобусе составит в среднем чуть больше 9 часов. Добраться до Могилева можно и на поезде с Белорусского вокзала. Если поезд прямой – то время в пути составит около 9 часов, но если поезд с пересадкой – то около 11 часов. На железнодорожной станции Могилев-1 пересесть на автобус, время в пути 30 минут, далее один километр пройти пешком.

Расписание богослужений в храмах г.Могилева

Данное расписание дает информацию о богослужениях, совершаемых в храмах Могилева, без учета праздников и времени Великого поста. В течение Великого поста богослужения совершаются по особому Уставу.

Спасо-Преображенский кафедральный собор

Воскресный день: 8.00 — благодарственный молебен
8.30 – исповедь, Часы
9.00 – Литургия архиерейским чином
17.00 — акафист Божией Матери перед Ее иконой «Неупиваемая Чаша

Понедельник: 9.00 – молебен
9.30 — панихида

Вторник – пятница: 8.00 – Часы, Литургия,
по окончании Литургии (около 9.30) — панихида.

Суббота: 8.30 – исповедь, Часы, Литургия,
по окончании Литургии (около 10.00) — Панихида

Понедельник – суббота: 17.00 – богослужение согласно церковному календарю

Кроме вышеуказанного исповедь также совершается на вечерних богослужения в субботу и накануне больших праздников.

Трехсвятительский собор

Воскресный день: 9.00 – исповедь,Часы, Литургия,
по окончании Литургии — панихида

17.00 – богослужение с чтением акафиста Иисусу Сладчайшему архиерейским чином
(в случае, когда на службе согласно церковному календарю предусмотрен полиелей, акафист отменяется)

Понедельник-пятница: 8.00 – исповедь,Часы, Литургия
по окончании Литургии (около 9.30) — панихида

Пятница: по окончании Литургии (около 9.30) – молебен архиерейским чином с чтением акафиста Божией Матери перед Ее иконой Могилево-Братской

Суббота: 8.30 – исповедь,Часы, Литургия
по окончании Литургии (около 10.00) — панихида

Ежедневно: 17.00 – богослужение согласно церковному календарю

Кроме вышеуказанного исповедь также совершается на вечерних богослужения в субботу и накануне больших праздников

Свято-Никольский женский монастырь

Воскресный день: 8.00 – молебен
8.15 — исповедь
8.30 –Часы, Литургия,
по окончании Литургии (около 11.00) — панихида

Понедельник, вторник, пятница: 7.30 – исповедь,Часы, Литургия,
по окончании Литургии (около 10.00) — панихида

Среда: 7.30 — молебен с акафистом Царственным мученикам
8.30 — исповедь,Часы, Литургия,
по окончании Литургии (около 10.30) — панихида

Четверг: 7.30 — молебен с акафистом святителю Николаю Чудотворцу
8.30 — исповедь, Часы, Литургия,
по окончании Литургии (около 10.30) — панихида

Суббота: 8.00 – молебен с акафистом Божией Матери
8.45 – исповедь, Часы, Литургия
по окончании Литургии (около 10.45) — панихида

Ежедневно: 17.00 – богослужение согласно церковному календарю.

Кроме вышеуказанного исповедь также совершается на вечерних богослужения в субботу и накануне больших праздников

Храм святых Царственных страстотерпцев, всех новомучеников и исповедников ХХ века

Воскресный день: 8.00 – молебен с чтением акафиста Святым Царственным мученикам (или в честь значимого праздника),
8.30 — Часы, Литургия
по окончании Литургии — панихида

Пятница: 17.00 — богослужение согласно церковному календарю

Суббота: 8.00 – Часы, Литургия, по окончании Литургии — панихида
17.00 – Всенощное бдение

Исповедь совершается на вечернем богослужении

Cобор в честь Воздвижения Креста Господня (Борисо-Глебский)

Воскресный день: 8.30 — водосвятный молебен святым Петру и Февронии,
9.00 – исповедь, Часы, Литургия, панихида

Понедельник — четверг: 9.30 – панихида, совершение Таинств и треб

Четверг, пятница: 17.00 — богослужение согласно церковному календарю

Суббота: 17.00 – Всенощное бдение

Пятница, суббота: 8.00 – исповедь, Часы, Литургия,
по окончании Литургии — панихида

Храм в честь святых праведных Богоотец Иоакима и Анны

Воскресный день: 9.00 – исповедь, Часы, Литургия
11.00 — панихида

Среда: 10.00 — водосвятный молебен св. прав. Богоотцам Иоакиму и Анне
11.00 – панихида

Пятница: 17.00 — богослужение согласно церковному календарю, исповедь

Суббота: 9.00 – исповедь, Часы, Литургия
11.00 – панихида
17.00 – Всенощное бдение, исповедь

Храм в честь Казанской иконы Божией Матери

Воскресный день: 8.30 – исповедь, Часы, Литургия
10.30 — панихида

Суббота: 9.30 – панихида
17.00 – Всенощное бдение, исповедь

Храм в честь иконы Божией Матери “Всецарица”

Воскресный день: 8.30 – молебен с акафистом Божией Матери перед Ее иконой “Всецарица”,
9.30 — исповедь, Часы, Литургия,
по окончании Литургии — панихида

Среда: 9.00 — молебен с акафистом Божией Матери перед Ее иконой “Всецарица”

Пятница: 17.30 – вечернее богослужение, исповедь

Суббота: 8.00 – исповедь, Часы, Литургия
По окончании Литургии (около 10.00) — панихида
17.00 – Всенощное бдение, исповедь

Могилевский Никольский монастырь: память Царственных страстотерпцев

История могилевского Никольского женского монастыря начинается в XVII веке. Именно тогда знаменитому Киевскому митрополиту Петру Могиле удалось получить согласие короля Речи Посполитой Владислава IV на строительство в Могилеве храма во имя святителя Николая.

Вход в монастырь

О самом Петре Могиле следует сказать особо. Для Западной Руси, включающей в себя как сегодня, так и в историческом прошлом практически все канонические территории Московского Патриархата, расположенные западнее нынешней европейской границы Российской Федерации, митрополит Петр Могила – личность весьма значимая и почитаемая. Да и не только для Западной Руси.

Петр имел большое влияние в Речи Посполитой уже хотя бы в силу того, что был из рода Могил – знаменитых молдавских и валашских господарей: он был сыном Симеона Могилы. Потеряв в 1612 году власть, Могилы нашли убежище в Речи Посполитой; Раина Могилянка, племянница Симеона Могилы, была замужем за Михаилом Вишневецким, польским магнатом, владевшим почти всей левобережной Украиной; их сын Иеремия Вишневецкий – известный государственный и военный деятель Речи Посполитой.

После недолгой военной службы Петр постригся в монахи, в 1627 году стал архимандритом Киево-Печерской лавры; он подчинялся напрямую Константинополю, а не Киевскому митрополиту. Уже в 1631 году архимандрит Петр основал в монастыре высшую духовную школу. Объединенная в 1632 году со школой Богоявленского братства, она стала знаменитой Киево-Могилянской коллегией (впоследствии – академией). Кстати, именно в этом учебном заведении получил образование Симеон Полоцкий, советчик царя Алексея Михайловича, воспитатель царских детей, человек, много сделавший для становления книгопечатания, богословия, развития театра, стихосложения и других искусств на Руси.

Петр Могила, укрепив свое положение, добился от Владислава IV и польского сейма признания права существования в Речи Посполитой Православной Церкви наряду с униатской. Он становится митрополитом Киевским и Галицким и всея Руси, патриаршим экзархом Константинопольского престола. Святитель развернул активную деятельность по восстановлению и строительству православных храмов, возвращению монастырей из униатства в Православие, изданию богословской православной литературы. Именно в этот период святитель Петр Могила и добивается разрешения на возведение храма в Могилеве.

Влияние Петра Могилы, признанного богословского авторитета, образованнейшего человека, владевшего в совершенстве латынью и хорошо греческим, было огромным. Это способствовало укреплению Православия в этих землях, но после его преждевременной кончины (он отошел ко Господу в 50-летнем возрасте) в 1647 году межконфессиональная ситуация в Речи Посполитой резко ухудшилась, приведя к знаменитому восстанию Богдана Хмельницкого. Не случайно барельеф Петра Могилы был помещен на известном памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде. Вот что сказал о Петре Могиле поэт и академик Санкт-Петербургской Академии наук А. Востоков: «Иноземец по рождению, но воспитанный народом и Церковью, которым он отдал всю свою жизнь, Могила более русский, чем всякий русский». В 1996 году Священным Синодом Украинской Православной Церкви митрополит Петр (Могила) был канонизирован как местночтимый святой, 8 декабря 2005 года было установлено общецерковное почитание святителя Петра. И он до сих пор почитаем народом в Румынии и Польше.

Свято-Никольский собор и колокольня

Но вернемся к истории могилевской Никольской обители.

В 1637 году в Могилеве, с разрешения короля Речи Посполитой, при епископе Сильвестре (Коссове) была построена временная деревянная Никольская церковь. Каменный храм начали возводить в 1669 году; в 1672 году он был завершен и освящен епископом Феодосием (Василевичем). Вскоре при храме возник женский монастырь. Но судьба его оказалась драматичной.

В начале XVIII века монастырь был разорен во время Северной войны шведскими войсками Карла XII. Война и пожары нанесли монастырю весьма серьезный ущерб, и в 1719 году оставшиеся монахини были переведены в Барколабовский монастырь, а Никольский был преобразован в мужской, который просуществовал до 1754 года. После упразднения монастыря его Никольский собор действовал как приходской храм до 1930-х годов.

В 1793 году при известном архиепископе Георгии (Конисском) рядом с неотапливаемым Никольским храмом начали строительство отапливаемой зимней церкви; оно было завершено в 1798 году. Тогда же церковь была освящена архиепископом Анастасием (Романенко-Братановским) как Онуфриевская.

Святитель Георгий (Конисский) был не только блестящим проповедником, но и деятельным политиком, отдававшим много сил защите Православия. Присутствуя на коронации Екатерины II, он просил ее оградить православных Речи Посполитой от польского насилия и произвола. Екатерина II принародно обещала это сделать – и сдержала свое слово. Об этом же святитель Георгий просил и последнего короля Речи Посполитой Станислава Понятовского и в 1767 году добился, при поддержке российской императрицы, формального уравнивания в правах православных с католиками и униатами в Речи Посполитой. А после воссоединения белорусских земель с Российской империей Екатерина II по ходатайству святителя Георгия разрешила переход униатов в Православие, чем в течение трех лет воспользовались более 112 тысяч прихожан и лиц духовного звания.

***

Общий вид монастрыря ос стороны монастырских огородов

Никольскому монастырю, как и всему Могилеву, суждено было сыграть значительную роль в жизни последнего российского императора Николая II и его семьи. Как известно, Ставка Верховного главнокомандующего переехала в Могилев 8 августа 1915 года, а 23 августа сюда прибыл и сам Николай II. И через считанные дни самодержец принял решение взять на себя командование армией. Ставка императора находилась в Могилеве более двух лет. Здесь в специальном железнодорожном вагоне жила и его семья. В городе по служебным и иным делам в это время бывали известные артисты (в том числе и Ф.И. Шаляпин), цвет русского генералитета – М.В. Алексеев, А.И. Деникин, А.А. Брусилов, Л.Г. Корнилов, А.В. Колчак и многие другие.

Царская семья хорошо запомнилась жителям Могилева. Императрица и ее дети часто гуляли по городу, делали покупки. Цесаревич Алексей как-то даже выиграл в лотерею настоящий улей с пчелами и хотел унести его домой, но по правилам лотереи до ее окончания этого нельзя было сделать. Тогда царственный подросток упросил просто дать ему улей на время, чтобы показать дома.

Богослужения царская семья посещала часто, и эти богослужения проходили именно в соборе Никольского монастыря. На богослужениях вместе с царской семьей часто молились и те военные, о которых мы упоминали выше, если находились в то время в Могилеве. Посещал храм и Василий Селим-Гирей – последний потомок знаменитой династии крымских ханов Гиреев.

Никольский собор стал храмом, в котором молились и будущие царственные мученики, и цвет российского воинства. Одному Богу известно, о чем они молили Спасителя. Но можно предположить, вспомнив, какова была ситуация в стране в ту пору, что эти молитвы в стенах Никольского собора элиты гибнущей империи стали своеобразным прощанием с рушащимся и исчезающим на их глазах привычным старым миром.

Тем временем ситуация приближалась к развязке. 23 февраля 1917 года Николай II прибыл из Царского Села в Могилев, но почти тут же получил известие, что его дети заболели корью, а в Петербурге начались беспорядки. Словно предчувствуя недоброе, 25 февраля последний император зашел в Никольский собор, о чем, несомненно, свидетельствует эта запись, сделанная им дневнике: «25 февраля. Суббота. Встал поздно. Доклад продолжался полтора часа. В 1 ½ заехал в монастырь и приложился к иконе Божией Матери. Сделал прогулку по шоссе на Оршу. В 6 ч пошел ко всенощной. Весь вечер занимался».

27 февраля император выехал в Царское Село. Царский поезд был остановлен на станции Дно. 2 марта 1917 года Николай II, одинокий и оставленный всеми, подписал манифест об отречении. Россия вмиг стала иной. Теперь уже не император, а просто Николай Романов совершенно разбитым возвратился 3 марта в Могилев. Он решил проститься с армией. Начальник штаба генерал Алексеев встретил его с подобающими императору почестями. 4 марта в Могилев из Киева прибыла вдовствующая императрица Мария Федоровна, мать отрекшегося императора. Они провели вместе время до 8 марта. 8 марта Николай передал представителям Временного правительства свое последнее воззвание, но оно так и не было опубликовано. Вечером, простившись с матерью, Николай, уже считающийся арестованным, отбыл в Царское Село. На вокзал проводить его пришли многие из жителей Могилева.

В ночь на 17 июля 1918 года царь и его семья были расстреляны в Екатеринбурге. Это известие довольно быстро дошло до Могилева. В Никольском соборе была отслужена панихида по убиенным, на которую пришло множество горожан. При словах «За убиенных рабов Божиих Николая, Александру, Алексия, Ольгу, Татиану, Марию и Анастасию» раздались рыдания, и люди в храме опустились на колени. Могилев прощался с мучениками.

***

Знаменитые фрески Свято-Никольского собора

В 1930-е годы прошлого века кампания, развернутая большевиками против Православной Церкви, докатилась и до могилевского Никольского монастыря: церковную утварь храмов конфисковали, иконостасы разрушили, сами храмы подверглись разорению. Какое-то время жизнь прихода Никольского храма хоть как-то поддерживал священник Михаил Плещинский, но после его смерти в 1934 году коммунистические власти закрыли собор. Через три года – в недобром 1937 году – была упразднена и Могилевская епархия.

Как это часто бывало, в Никольском соборе новые власти в 1937 году организовали пересыльную тюрьму, в которой было исковеркано и погублено немало человеческих жизней и судеб. Конец этому был положен лишь в 1941 году, когда Могилев заняли фашисты.

После войны тюрьму восстанавливать не стали. В Никольском соборе в течение десяти лет – с 1946 по 1956 годы – располагалась книжная база.

Осознав архитектурную и историческую ценность собора Никольского монастыря, власти принялись за его реставрацию, которая продолжалась с переменным успехом несколько десятков лет – с 1956 по 1990 год. Эту реставрацию оценивают достаточно противоречиво. Многие полагают, что реставрационные работы, проводимые без участия представителей Православной Церкви, не столько помогали восстанавливать монастырь и сам Никольский собор, сколько приводили к еще большему их упадку.

Могилевская епархия была восстановлена лишь в 1989 году. Ее возглавил архиепископ Могилевский и Мстиславский Максим (Кроха). Именно архиепископ Максим приложил основные усилия для возрождения этого женского монастыря. В 1991 году был освящен Онуфриевский храм. При проведении строительных работ на территории монастыря были обнаружены многочисленные человеческие останки – вероятнее всего, это погибшие узники тюрьмы 1930-х годов. В том же году монастырь посетил Святейший Патриарх Алексий II, подаривший обители литое паникадило. Главный храм монастыря – Никольский собор – включен ЮНЕСКО в список наиболее ценных архитектурных объектов, построенных в стиле барокко.

Первой игуменьей возрожденной обители стала Евгения (Волощук).

Святитель Георгий Конисский

В 1993 году по решению Святейшего Синода Белорусского экзархата Русской Православной Церкви вятитель Георгий (Конисский) был причислен к лику месточтимых святых.

Монастырь продолжал развиваться. В 1996 году было учреждено сестричество во имя святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Тогда же построили двухэтажный жилой корпус для монахинь.

2000 год – год церковного прославления царственных страстотерпцев – стал годом значимого события в истории монастыря: неожиданно был обнаружен портрет императора-мученика, который был в дальнейшем освящен и сейчас как икона хранится в левом приделе Никольского собора, посвященного святым царственным мученикам. Внимание многих верующих привлекает монета, прикрепленная к иконе. По преданию, ее подарил мальчику Семену Халимову сам пришедший в храм император, когда узнал, что у того отец погиб на войне. С именем последнего российского императора и его семьи связаны и другие реликвии обители. Здесь хранится список с иконы Божией Матери «Троеручица», перед которой мученики молились в Ипатьевском доме; из Екатеринбурга в монастырь привезли камень из дома Ипатьевых, который предполагается заложить в храм-памятник в честь новомучеников ХХ века.

Еще одной святыней Никольского собора является икона святителя Николая Чудотворца с частичками его мощей. В монастыре находятся также списки Белыничской иконы Божией Матери, Могилевской Братской иконы Божией Матери и иконы «Благодатное Небо».

Ныне в монастыре действуют молодежный православный хор и воскресная школа, а 6 августа ежегодно проходит крестный ход от монастыря к дому, где жил святитель Георгий (Конисский). Частым гостем в монастыре стал Патриарший экзарх всея Белоруссии митрополит Филарет.

Монастырь стал духовным центром Могилева. Усилия архиепископа Максима (Крохи) и игуменьи Евгении (Волощук) не пропали даром. Сами они ныне нашли упокоение на территории обители, похоронены у Никольского собора.

Приближающееся 400-летие династии Романовых заставляет нас более внимательно отнестись к общему для России и Беларуси духовному и культурному наследию. Не сомневаюсь, что могилевский Никольский женский монастырь станет одним из мест паломничества православных, посещающих святые места Белой Руси.

МОГИЛЕВСКИЙ НИКОЛЬСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Никольский собор Могилевского Никольского монастыря, 2007. Фотография Дмитрия Василькова с сайта sobory.ru

Женский монастырь во имя святителя Николая Чудотворца в Могилёве Могилёвской епархии

  • Адрес: Беларусь, 247720, г. Могилёв, ул. Т. Сурты, 19
  • Тел.: (+375 0222) 22-83-30
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

История возникновения монастыря связана с сооружением в Могилёве церкви святителя Николая. Первое упоминание о ней относится к 1522 году. Летописи рассказывают о том, что храм много раз перестраивался, был ограблен и, наконец полностью уничтожен большим пожаром, случившимся в городе.

В апреле 1636 года Киевский митрополит святитель Петр (Могила) получил согласие от польского короля Владислава IV на постройку в Могилеве Свято-Никольского храма с помещениями «для особ духовных, чернцов, попов и дьяков». В 1637 году, при Могилевском епископе Сильвестре (Коссове), прихожане построили временную деревянную церковь и кельи для устроения монастырской жизни при храме. Строительство неотапливаемого кирпичного храма началось в 1669 году, а в 1672 он был освящен с приделами во имя пророка Иоанна Предтечи и великомученика Димитрия Солунского.

Свято-Никольский женский монастырь действовал 82 года. Затем он был преобразован в мужской монастырь, который в 1754 году был закрыт. С 1754 года до 1830-х годов монастырский храм действовал как приходской, однако при нем сохранялись двухклассное церковно-приходское училище и богадельня. Особую заботу о монастыре проявлял в свое время король Речи Посполитой Станислав Август Понятовский, с помощью которого здесь было открыто духовное училище и основана типография. В 1793 году при архиепископе Могилёвском Георгии (Конисском) рядом с Никольским собором было начато строительство зимнего отапливаемого храма, который был освящён в 1798 году и впоследствии посвящён преподобному Онуфрию Великому.

После распада Российской империи приход был закрыт, Никольский храм отдан под склад. По свидетельству Мартина Федоровича Малиновского, бывшего красноармейца, в 1930-е годы осужденного за «антисоветскую пропаганду», в годы сталинских репрессий Никольский собор был превращен в пересылочную тюрьму. Собор не отапливался, в зимнее время многие заключенные прямо во сне умирали. Каждое утро мертвых собирали, а слабых и тяжелобольных добивали штыками и здесь же, в соборе, в алтарной части, закапывали. После Второй мировой войны, когда сильно пострадал весь комплекс монастыря, в Никольском соборе была расположена книжная база. В середине 1950-х годов покрытые росписями стены и своды храма были перетерты цементным раствором. Различными организациями «велись реставрационные работы», в результате которых к началу 1990-х годов здание пришло в еще больший упадок.

Онуфриевский храм Могилевского Никольского монастыря, 2007. Фотография Дмитрия Василькова с сайта sobory.ru

18 октября 1991 года Святой Синод Белорусской Православной Церкви благословил открытие Могилевского Никольского женского монастыря. Чтобы привести монастырь в порядок и возобновить в нём регулярное богослужение понадобилось пять лет. Монастырский комплекс был восстановлен по проекту архитектора А. Коноваленко. Много содействовал возрождению обители Могилёвский архиепископ Максим, который оставил обители свою библиотеку и был похоронен на территории монастыря.

Во время реставрации Свято-Никольского храма, были обнаружены многочисленные останки убитых. Найденные останки были перезахоронены на территории монастыря и в новоустроенной усыпальнице заведено чтение Псалтири.

В начале XXI века в монастыре действовала воскресная школа и молодёжный православный хор.

Храмы, архитектура

  • Николая Чудотворца, собор (1666 – 1672)
  • Онуфрия Великого (1798)

Архитектурный комплекс дополняют церковный жилой дом, колокольня, усыпальница.

Некрополь

  • Максим (Кроха), архиеп. Могилёвский (+ 2002)
  • Евгения (Волощук), игум. (+ 2009)

Настоятельницы

  • Евгения (Волощук) (18 октября 1991 — 26 июля 2009) игум.
  • Евфросиния (Сидорович) (с 20 ноября 2010)

Литература

  • Фоменко, Анна, «Обитель чудотворца Николая,» журнал Ступени, № 1 (25) 2007 г.

Использованные материалы

  • Страница официального сайта Паломнического отдела Белорусской Православной Церкви:

Могилев является одним из самых древних городов республики, который возник больше чем 7 столетий назад. В 1267 году был возведен замок на высоком холме в месте, где речка Дубровенка впадает в Днепр, а затем вокруг замка стал формироваться город. К 17 веку Могилев стал крупным торговым и ремесленным комплексом с самой совершенной системой оборонительных устройств. Памятники архитектуры Могилева отличаются по типу.

В городе уцелело множество жилых домов и гражданских построек конца 18-19 веков. Города, которые рассредоточены по всему центральному району города и за его пределами, сохранили колорит исторического прошлого города и в настоящее время вызывают интерес у тех туристов, кто предпочитает Туризм и отдых в Беларуси. Особый интерес представляет Николаевская церковь (1669 г.), которая расположена к востоку от центра города в районе Подниколья. Она выделяется своим ярусным построением и декорацией архитектуры основного фасада.

Его художественная трактовка, которая основывается на местных декоративных методах, отличается своей необычностью. Она далека не похожа на архитектуру костела и имеет отличительные черты, одна из которых проявилась в разделении плоскости фасада карнизами, развитыми на ярусы различной высоты и декорации, каждый из которых при едином принятом мотиве плоских арочных ниш различного размера и пропорций и украшен пилястрами или колонками, которые покрыты растительными орнаментами. Декор основного фасада хорошо сочетается с интерьером, где выделяется резной иконостас, являющийся по тонкости исполнения и сложности форм выдающимся произведением искусства. По своему строению, формам и характеру резьбы он близок к иконостасу, который выполнен для Смоленского собора Новодевичьего монастыря в Москве белорусскими мастерами в 1683—1685 гг. В настоящее время поездка Могилев включена в большинство туристических программ, нацеленных не только на обычный отдых в Беларуси, но и таких как «Экотуризм в Беларуси», «Отдых выходного дня в Беларуси» (или «Отдых в Беларуси на выходные»), «Активный отдых в Белоруссии», «Детский отдых в Белоруссии» и во многие другие программы, предполагающие туризм и отдых в Беларуси.

Дата обновления: 1 апреля 2011